Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова»
Кафедра социально-политических теорий
Сдано на кафедру
«____» ______________20___г.
заведующий кафедрой социально-политических теорий
доктор политических наук, доцент
__________ А.В. Соколов
Тема работы
Тенденции взаимодействия религиозных институтов и гражданского общества с
использованием коммуникационных технологий (на примере РПЦ)
Научный руководитель
доктор политических наук, доцент
___________ А. В. Соколов
«19» апреля 2021 г.
Студентка группы ПЛ-41БО
__________ А. В. Каргопольцева
«19» апреля 2021 г.
Ярославль 2021 г
Оглавление
Введение ............................................................................................................................................... 3
SWOT-анализ ............................................................................................................................... 5
1.
1.1.
Матрица SWOT-анализа .................................................................................................... 8
1.2. Анализ SWOT-таблицы ........................................................................................................ 11
1.3. Рекомендации ........................................................................................................................ 17
2. Сценарный метод прогнозирования ........................................................................................... 19
2.1. Сценарии взаимодействия РПЦ и гражданского общества с использованием ИКТ ..... 20
2.2.
Факторы, влияющие на выбор сценария ....................................................................... 23
2.3.
Вывод .................................................................................................................................. 25
3.
Case-study ................................................................................................................................... 26
3.1.
Описание ситуации ............................................................................................................... 27
3.2.
Этапы развития конфликта ................................................................................................. 30
3.3.
Вывод ...................................................................................................................................... 36
Введение
Тема: Тенденции взаимодействия религиозных институтов и
гражданского общества с использованием коммуникационных технологий (на
примере РПЦ).
Цель: выявление основных тенденций взаимодействия РПЦ и
гражданского
общества
с
использованием
информационнокоммуникационных технологий.
Задачи:
1. Определить рекомендации, способствующие развитию взаимодействия
РПЦ и гражданского общества с использованием ИКТ;
2. Выявить сценарии, характерные для взаимодействия РПЦ и
гражданского общества с использованием ИКТ;
3. Сформулировать прогноз взаимодействия РПЦ и гражданского
общества с использованием ИКТ.
Объект:
информационно-коммуникационное
религиозных институтов и гражданского общества.
взаимодействие
Предмет: особенности взаимодействия РПЦ и гражданского общества с
использованием информационно-коммуникационных технологий.
Операционализация:
Гражданское общество - сфера самопроявления свободных граждан и
добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных
соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной
регламентации со стороны государственной власти.
Информационно-коммуникационные технологии – совокупность методов,
устройств и производственных процессов, используемых для сбора, хранения,
обработки и передачи информации.
Интернет – всемирная система объединенных компьютерных сетей для
хранения и передачи информации.
Киберпространство – метафорическая абстракция, используемая
компьютерных технологиях для определения виртуальной реальности.
в
Взаимодействие – базовая категория, отражающая процессы воздействия
объектов (субъектов) друг на друга, как изменения, взаимную
обусловленность и порождение одним объектом других.
Социальная сеть – Интернет-платформа, позволяющая зарегистрированным
на ней пользователям размещать информацию о себе и коммуницировать
между собой, устанавливая социальные связи.
Контент – информационное содержание сайта (тексты, графическая, звуковая
информация и др.).
Интернет-активность – использование электронных технологий связи
(электронная почта, Интернет) для различных форм деятельности.
Коммуникация – эффективное синхронное и диахронное взаимодействие, цель
которого состоит в передаче информации от одного субъекта к другому.
1. SWOT-анализ
Цель: определение характеристик, обуславливающих взаимодействие РПЦ и
гражданского общества с использованием ИКТ, определение направлений
развития взаимодействия РПЦ и гражданского общества с использованием
ИКТ.
Задачи:
1. Определить преимущества и недостатки, связанные с деятельностью
РПЦ при взаимодействии с гражданским обществом с использованием
ИКТ;
2. Выявить возможности и угрозы, связанные с деятельностью РПЦ при
взаимодействии с гражданским обществом с использованием ИКТ;
3. Определить основные направления развития РПЦ при взаимодействии с
гражданским обществом с использованием ИКТ.
Для того, чтобы провести SWOT-анализ необходимо:
1. Определить сильные и слабые стороны РПЦ как субъекта
коммуникации в сети Интернет;
2. Выделить возможности и угрозы, характерные для РПЦ как субъекта
коммуникации в сети Интернет;
3. Выявить корреляцию между обозначенными категориями;
4. Дать краткое описание каждой категории;
5. На основе приведенных данных сформулировать рекомендацию как
вектор развития РПЦ в качестве субъекта коммуникации в сети
Интернет.
Сильные стороны (S)
1. Наличие
сайтов
основных
структур организации;
2. Наличие сайтов большинства
епархий и митрополий;
3. Наличие страниц в социальных
сетях главы РПЦ Патриарха
Кирилла;
4. Высокая
активность
пользователей в социальных
сетях публичных деятелей РПЦ;
5. Значительная
доля
православных, использующих
ИКТ;
6. Доступ РПЦ и отдельных её
представителей
к
информационному
ресурсу
(сотрудничество со СМИ);
7. Разнообразие видов контента на
различных платформах;
8. Наличие
официальных
рекомендаций к популяризации
деятельности РПЦ в сети
Интернет.
Слабые стороны (W)
1. Низкий уровень поддержки
РПЦ
со
стороны
значительной
части
пользователей сети Интернет
– молодёжи;
2. Низкий
уровень
осведомленности
пользователей о деятельности
РПЦ в сети Интернет.
3. Низкие
показатели
активности на платформах
сайтов местных епархий и
митрополий;
4. Специфическая терминология
подаваемой информации в
контексте языка социальных
сетей;
5. Отсутствие обратной связи в
соцсетях
наиболее
высокопоставленных
представителей организации,
а также на сайтах наиболее
крупных структур РПЦ;
6. Увеличение
количества
мошеннических
сайтов,
дискредитирующих
деятельность РПЦ.
Возможности (O)
1. Увеличение активности на
сайтах местных епархий и
митрополий;
Угрозы (T)
1. Снижение
активности
социальных сетях;
в
2. Популяризация
деятельности
РПЦ и её подразделений через
сеть Интернет;
3. Привлечение новой аудитории,
заинтересованной в контенте,
предлагаемом РПЦ.
2. Распространение негативной
информации
на
используемых
РПЦ
платформах;
3. Неверное
трактование
пользователями информации,
предоставляемой
на
платформах РПЦ.
4. Снижение
активности
и
утрата доверия к платформам
РПЦ вследствие активной
мошеннической
деятельности.
1.1.
Сильные стороны
Матрица SWOT-анализа
Возможности
Опыт ведения сайтов
крупных структур РПЦ,
а также публичных
деятелей будет полезен
в процессе повышения
Интернет-активности
пользователей на сайтах
местных епархий и
митрополий;
Разнообразие
видов
контента способствует
привлечению
аудитории, в том числе
и среди молодёжи, что
может решить проблему
предвзятого отношения
молодого поколения к
деятельности РПЦ;
Привлечение
информационного
ресурса
к
популяризации
деятельности РПЦ в
сети Интернет способно
активизировать
рост
аудитории и активности
на
основных
платформах РПЦ;
Наличие рекомендаций,
сформированных
Синодальным отделом
по взаимоотношениям
Церкви с обществом и
СМИ
по
ведению
сайтов и социальных
сетей,
формирует
четкое представление о
ведении
представителями РПЦ
социальных сетей, что
будет полезным при
Угрозы
Социальные сети главы
РПЦ
Патриарха
Кирилла
дают
возможность
сформировать
и
популяризировать
четкую
позицию
Церкви по тем или
иным вопросам;
Разнообразие контента,
предлагаемого
РПЦ,
привлекает
новую
аудиторию
и
способствует
сохранению
уже
привлечённых
пользователей;
Наличие официальных
рекомендаций РПЦ по
ведению
сайтов
и
социальных
сетей
священнослужителями
частично минимизирует
создание
контента,
который
может
трактоваться
неоднозначно.
Слабые стороны
ведении сайтов местных
епархий и митрополий,
и так же способствует
популяризации
деятельности РПЦ в
сети Интернет.
Использование
церковных
канцеляризмов
при
создании контента для
сайтов и социальных
сетей
затрудняет
процесс популяризации
деятельности РПЦ в
сети
Интернет
по
причине отсутствия у
пользователей знаний о
данной
узконаправленной
сфере;
Отсутсвие
обратной
связи на профилях
священнослужителей в
социальных сетях не
способствует
появлению
новой
аудитории;
Пониженная Интернетактивность
основной
части последователей
Церкви не способствует
росту активности на
сайтах и в социальных
сетях РПЦ;
Привлечение
новой
Интернет-аудитории
может
быть
затруднительным
вследствие
определённых
негативных тенденций,
распространённых
среди
молодого
поколения
Использование
церковного языка для
создания
текстового
материала в социальных
сетях
создаёт
сложности
при
восприятии
информации
новыми
пользователями
и
может
привести
к
возможности неверного
трактования
смысла
текста пользователями
социальных сетей;
Низкий
уровень
поддержки РПЦ частью
пользователей
сети
Интернет
может
привести
к
распространению
провокационной
или
негативной
информации
на
страницах социальных
сетей
РПЦ
и
ее
представителей;
Отсутсвие
обратной
связи на профилях
священнослужителей в
социальных сетях ведёт
к оттоку аудитории и
снижению
Интернетактивности
пользователей
в
социальных сетях РПЦ.
пользователей
социальных сетей.
1.2. Анализ SWOT-таблицы
Сильные стороны (S):
Наличие
сайтов
основных
структур
организации:
структурные
подразделения РПЦ преимущественно имеют собственные сайты,
информация на которых посвящена функционированию отделов.
Например:
http://www.patriarchia.ru – официальный сайт Московского Патриархата;
https://www.vrns.ru
–
официальный
сайт
Всемирного
Русского
Народного Собора;
http://www.diaconia.ru – сайт отдела по церковной благотворительности
и социальному служению;
https://www.mospat.ru/ru - сайт отдела внешних церковных связей
Московского Патриархата.
Наличие сайтов большинства епархий и митрополий: территориальные
единицы РПЦ, такие как митрополии и епархии, также ведут свои сайты,
например:
https://mitropoliakuban.ru – сайт Кубанской митрополии;
http://www.ekaterinburg-eparhia.ru – сайт Екатеринбургской епархии;
http://www.nne.ru – сайт Нижегородской епархии.
Наличие страниц в социальных сетях главы РПЦ Патриарха Кирилла:
Глава Русской Православной Церкви с 2012 года зарегистрирован в
социальной сети Facebook, с 2014 года ведёт страницу во «Вконтакте»,
в 2018 году его пресс-служба завела два профиля в Instagram, которые
рассказывают о жизни Патриарха, в 2020 году Патриарх Кирилл
зарегистрировался в социальной сети «Одноклассники».
Высокая активность пользователей в социальных сетях публичных
деятелей РПЦ:
На странице Патриарха Кирилла во «Вконтакте» среднее количество
лайков, оставленных пользователями под постами, - 4000, среднее число
репостов – 600. Активность пользователей под постами Патриарха
Кирилла в Instagram: среднее количество лайков – 7000, комментариев –
120.
Среднее количество просмотров программы «Парсуна» Владимира
Легойды, председателя Синодального отдела по взаимоотношениям
Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата, на платформе
«YouTube» составляет 50 тысяч.
Активность пользователей в Instagram-аккаунте священника Павла
Островского: среднее число лайков – 20 тысяч, среднее число
комментариев – 520.
В среднем в Instagram – аккаунте Митрополита Иллариона, председателя
Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, под
постами пользователи оставляют 2600 лайков и в среднем 70
комментариев.
•
Значительная доля православных, использующих ИКТ:
Согласно данным ВЦИОМ в 2019 году, 74% респондентов в возрасте
старше 60 лет назвали себя православными. Результаты исследования
Федеральной службы государственной статистики на 2017 год
показывают, что суммарное число граждан России, чей возраст
превышает 60 лет, составляет 30461391 человек. Таким образом,
приблизительное число человек в возрасте свыше 60 лет, которые могут
назвать себя православными, - около 22,5 млн.
Исследование, проведенное организацией «Growth from knowledge»,
демонстрирует, что 36 % населения в возрасте старше 55 лет пользуется
Интернетом. Сверяя данный показатель с результатами того же
исследования Федеральной службы государственной статистики, можно
приблизительно вычислить число граждан старше 55 лет, которые
пользуются Интернетом – около 15 млн человек.
Доступ РПЦ и отдельных её представителей к информационному
ресурсу (сотрудничество со СМИ):
РПЦ как организация сотрудничает как со внешними средствами
массовой информации (федеральные средства массовой информации,
например, федеральные телеканалы), так и имеет собственные СМИ,
например «Журнал Московской Патриархии», газета «Церковный
вестник», экономический вестник «Приход», телекомпания «Союз»,
телеканал «Спас».
Разнообразие видов контента на различных платформах.
Наличие официальных рекомендаций к популяризации деятельности
РПЦ в сети Интернет:
Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ
Московского Патриархата в 2019 году выпустил следующую статью:
«Рекомендации по работе в социальных сетях для епархиальных и
приходских
информационных
служб»,
в
которой
определена
теоретическая база, связанная с ИКТ, проблемы, с которыми могут
столкнуться представители церкви при ведении аккаунтов в социальных
сетях, а также актуальные тенденции, характерные для ИКТ на
сегодняшний день.
Слабые стороны (W):
Низкий
уровень
поддержки
со
стороны
значительной
части
пользователей сети Интернет – молодёжи:
Согласно данным исследования Deloitte «Медиапотребление в России –
2020» большинство пользователей наиболее популярных социальных
сетей и платформ в России («Вконтакте», YouTube, Instagram) находятся
в возрастном диапазоне от 14 до 29 лет
(85%, 93% и 73%
соответственно), доля пользователей той же возрастной категории в
«Одноклассниках» = 34%, в Facebook = 26 %.
По данным опроса ВЦИОМ 2020 года только 23 % опрошенных в
возрасте от 18 до 24 лет называют себя православными, 40 %
опрошенных того же возраста заявляют, что они не верующие.
Результаты Европейского социального опроса, проводившегося с 2014
по 2016 год, демонстрируют, что почти половина россиян в возрасте от
16 до 29 лет не верит в бога.
Таким
образом,
социальных
значительная
сетей
и
часть
пользователей
Интернет-платформ
не
различных
придерживается
православной религии.
Низкие показатели активности на платформах сайтов местных епархий
и митрополий:
На странице в Facebook Московской епархии в среднем под
публикуемыми постами пользователи оставляют 10 отметок «нравится».
Приблизительно такой же уровень активности наблюдается и в
официальной группе Московской епархии во «ВКонтакте». В Instagram
проявляемая
пользователями
активность
выше,
но
все
равно
недостаточно высока: под каждым опубликованным постом в профиле в
среднем 115 лайков. На сайте епархии пользователям предоставлена
возможность задать вопрос непосредственно представителю Русской
Православной Церкви и в кратчайшие сроки получить обратную связь,
однако за 16 лет существования сайта за информированием обращались
всего немногим более 70 раз.
Похожие показатели активности пользователей можно наблюдать на
странице в Facebook Екатеринбургской епархии – среднее число
отметок «нравится» под постом - 7.
Специфическая терминология подаваемой информации в контексте
языка социальных сетей.
Отсутствие обратной связи в соцсетях наиболее высокопоставленных
представителей организации, а также на сайтах наиболее крупных
структур РПЦ:
В социальных сетях Патриарха Кирилла присутствует возможность
написания комментария под постами, однако пресс-служба главы
Русской
Православной
Церкви
не
реагирует
на
поступающие
комментарии. На официальном сайте РПЦ нет возможности обратиться
к священнослужителям онлайн.
Увеличение количества мошеннических сайтов, дискредитирующих
деятельность РПЦ:
За 2019 год было обнаружено порядка 20 сайтов, действующих якобы от
лица РПЦ, которые предлагали коммерческие услуги. Одним из таких
являлся
сервис
«РПЦ-онлайн»,
который
незаконным
образом
использовал название, чтобы ассоциироваться с Русской Православной
Церковью. Ситуацию усугубляло активное использование подобными
ресурсами контекстной рекламы, что способствовало популяризации
мошеннических сайтов среди пользователей сети Интернет.
Возможности (O):
Увеличение активности на сайтах местных епархий и митрополий:
Решение проблемы активности на Интернет-ресурсах епархий и
митрополий даст толчок к созданию более тесного диалога между
аудиторией и представителями РПЦ. Опыт ведения сайтов более крупных
структур РПЦ может оказаться полезным при развитии сайтов местных
структурных подразделений.
Популяризация деятельности РПЦ и её подразделений через сеть
Интернет:
Популяризация деятельности РПЦ в сети Интернет – одна из ключевых
возможностей, способствующая редуцированию числа угроз и
дальнейшему развитию работы РПЦ с ИКТ. На базе реализации данной
задачи строится возможность решения ряда других проблем.
Привлечение новой аудитории, заинтересованной в контенте,
предлагаемом РПЦ:
Как было выявлено ранее, существует значительная доля Интернетаудитории, которая может быть заинтересована в контенте, предлагаемом
РПЦ. Реализация данной возможности предполагает предварительное
решение ряда других задач (популяризация, работа с коммуникационными
барьерами).
Угрозы:
Снижение активности в социальных сетях;
Распространение негативной информации на используемых РПЦ
платформах;
Неверное трактование пользователями информации, предоставляемой
на платформах РПЦ.
Снижение активности и утрата доверия к платформам РПЦ вследствие
активной мошеннической деятельности.
1.3. Рекомендации
В первую очередь необходимо обратить внимание на вопрос о
популяризации деятельности РПЦ в Интернете, поскольку решение данной
проблемы станет драйвером к возможности последующей проработки иных
критичных аспектов.
Для
повышения
осведомленности
пользователей
о
том,
какие
представители и структурные подразделения РПЦ находятся в Интернетпространстве, целесообразным будет использование более традиционных
коммуникационных
каналов: радио
и
телевидение,
печатные
СМИ.
Информация об этом должна регулярно транслироваться в информационной
повестке. Процесс реализации данной цели значительно упрощает наличие
доступа как ко внешним СМИ, так и использование собственных СМИ со
стороны РПЦ.
Популяризация крупнейших Интернет-ресурсов РПЦ закономерно даст
толчок к увеличению внимания, обращенного пользователями, на сайты
епархий и митрополий.
Далее
необходимо
коммуникационного
редуцировать
барьера
возможность
вследствие
священнослужителями церковных канцеляризмов.
возникновения
использования
Используемый язык
должен органично вписываться в контекст социальных сетей, быть понятным,
возможно даже упрощенным, но при этом не искажать преподносимую
информацию для устранения угрозы неверного понимания пользователями.
Решение проблемы с популяризацией и коммуницированием дает
основу для возможности привлечения новой аудитории, в том числе и для
работы с пользователями в возрасте до 30 лет. Грамотное преподнесение
информации в таком всеохватном пространстве как Интернет способствует
более эффективному донесению позиции Церкви по актуальным вопросам
повестки, что может снизить в некоторой мере негативное отношение
молодежи к РПЦ.
Усилия, прикладываемые для популяризации деятельности РПЦ в
Интернете,
также
частично
решают
вопрос
с
распространением
мошеннических сайтов. На своих ресурсах представители Церкви могут
обращать внимание на проблему существования незаконных ресурсов и
оповестить пользователей об этом, указав также рекомендации, которые будут
полезны для того, чтобы избежать возможности стать жертвой мошенника.
Таким образом может быть устранена угроза утраты доверия к Интернетресурсам РПЦ.
Для удержания имеющейся аудитории, а также привлечения новой,
необходима разработка новой тактики поведения в социальных сетях со
стороны представителей Русской Православной Церкви. Конкретно следует
обратить внимание на улучшение каналов обратной связи в профилях
социальных сетей. На сегодняшний день, когда подобные способы
коммуникации
максимально
актуальны,
необходимо
стремиться
к
организации онлайн-общения с аудиторией. В качестве форм подобного
общения существует множество форматов, учитывающих особенности
конкретной социальной сети. В совокупности с использованием более
нативного для социальных сетей языка, такая тенденция в развитии диалога с
гражданским обществом кажется в значительной степени перспективной.
Наиболее доступный вариант развития диалога с аудиторией – активность в
комментариях различных социальных сетей со стороны представителей
Русской Православной Церкви.
2. Сценарный метод прогнозирования
Цель: формирование прогноза взаимодействия РПЦ и гражданского
общества с использованием ИКТ с помощью дедуктивного алгоритма
создания сценарного метода.
Задачи:
1. Выявить крайние тенденции во взаимодействии РПЦ и гражданского
общества с использованием ИКТ;
2. Сформулировать сценарии взаимодействия РПЦ и гражданского
общества с использованием ИКТ;
3. Определить факторы, влияющие на тенденции во взаимодействии РПЦ
и гражданского общества с использованием ИКТ;
4. Сформулировать прогноз касательно дальнейших тенденций во
взаимодействии РПЦ и гражданского общества с использованием ИКТ.
Для того, чтобы провести метод сценарного прогнозирования
необходимо:
1. Определить полярные направления развития взаимодействия РПЦ и
гражданского общества с использованием ИКТ;
2. Сформулировать промежуточные варианты развития взаимодействия
РПЦ и гражданского общества с использованием ИКТ;
3. Дать характеристику каждому сценарию;
4. Определить факторы, влияющие на тенденции во взаимодействии РПЦ
и гражданского общества с использованием ИКТ и дать им описание;
5. На основе действительности сформулировать прогноз касательно
дальнейших тенденций во взаимодействии РПЦ и гражданского
общества с использованием ИКТ.
2.1. Сценарии взаимодействия РПЦ и гражданского общества с
использованием ИКТ
В контексте рассмотрения использования Русской Православной
Церковью информационно-коммуникационных технологий для развития
диалога с гражданским обществом можно определить два полярных вектора
развития данной практики:
1. Активное внедрение ИКТ в структуру организации, повсеместное
использование
технологий
киберпространства,
через
которые
осуществляется коммуникация с аудиторией;
2. Полный отказ от использования ИКТ в деятельности РПЦ, диалог с
аудиторией осуществляется через традиционные каналы связи.
При рассмотрении сценариев развития практики использования
информационно-коммуникационных технологий для построения диалога с
гражданским
обществом
в
пространстве,
находящемся
между
поляризированными направлениями, располагаются 4 варианта развития
событий:
Регулярная практика эффективного использования функционала ИКТ
для коммуникации с гражданским обществом: Русская Православная
Церковь как организация постоянно находится в информационном поле
сети Интернет, использует весь функционал имеющихся Интернет-
ресурсов, которые постоянно трансформируются в соответствии с
тенденциями развития ИКТ, развиты коммуникационные каналы
общения с гражданским обществом, активное получение обратной связи
и реакция на нее со стороны РПЦ. Данный сценарий является наиболее
оптимистичным прогнозом с точки зрения внедрения ИКТ в жизнь
современного человека.
Частичное использование инструментов ИКТ для поддержания
диалога с гражданским обществом: данный сценарий также является
достаточно позитивным, поскольку предполагает внедрение ИКТ в
процесс коммуникации РПЦ с гражданским обществом. Однако в
сравнении с первым прогнозом, в данном сценарии предполагается
внедрение ИКТ в менее крупных масштабах, т. е. РПЦ использует не
весь набор инструментов, которые способствовали построению более
тесного диалога с гражданским обществом;
Применение ИКТ для организации диалога с аудиторией «от случая к
случаю»: данный вариант развития событий относится уже к более
пессимистичному направлению развития практики использования ИКТ
в
деятельности
Русской
Православной
Церкви,
поскольку
подразумевает обращение к ИКТ для организации диалога только в
исключительных случаях без стремления поддерживать уровень своей
работы в Интернет-пространстве. Подобный прогноз рассматривается в
негативном ключе с точки зрения налаживания коммуникационных
каналов между гражданским обществом и РПЦ, поскольку не
предусматривает развития в этом направлении. Кроме того, подобные
действия со стороны РПЦ могут стать катализатором процесса
ухудшения уже имеющихся каналов связи с аудиторией;
Редкая практика применения ИКТ для организации диалога с
гражданским обществом: данный сценарий можно определить как
наиболее
пессимистичный
подразумевает
практически
из
представленных,
полное
отсутствие
поскольку
он
информационно-
коммуникационных технологий в деятельности Русской Православной
Церкви как организации, что не соответствует современным тенденциям
развития цифрового общества.
2.2. Факторы, влияющие на выбор сценария
Первая группа факторов, которые прямо или косвенно могут повлиять
на определение градации между отказом от использования ИКТ и их
активному внедрению в деятельность РПЦ, - факторы, связанные с развитием
и востребованностью самих информационно-коммуникационных технологий.
Очевидно, что чем более распространенной становится тенденция к
применению ИКТ в повседневной жизни отдельного человека, тем выше
потребность в вовлечении информационно-коммуникационных технологий в
максимальное количество сфер функционирования общества. На сегодняшний
день мы наблюдаем ситуацию, когда востребованность ИКТ растет в
геометрической прогрессии, соответственно, это обуславливает и активное
внедрение ИКТ в деятельность РПЦ.
Следующая группа факторов, оказывающих влияние на выбор того или
иного сценария, касается непосредственно точки зрения РПЦ на цифровой
прогресс. К данным аспектам могут относиться:
Соответствие религиозным догматам применения ИКТ в
работе Церкви;
Позиция вышестоящих лиц Русской Православной Церкви,
которые во многом определяют стратегию развития РПЦ как
организации.
Иные факторы, значительно воздействующие на выбор того или иного
сценария, исходят от позиции непосредственно самого гражданского
общества. Прежде всего следует сказать о вопросе соответствия РПЦ как
религиозного института с фактом ее существования в Интернет-пространстве
с точки зрения аудитории: данное положение может вызвать как одобрение,
так и негативную реакцию с ее стороны. Кроме того, необходимо учесть
мнение более консервативной части аудитории, которая заинтересована в
деятельности РПЦ: коррелируется ли ее отношение к РПЦ как к религиозному
институту с практикой использования информационно-коммуникационных
технологий со стороны Русской Православной Церкви.
Согласно современным исследованиям, происходит рост числа пользователей
сети Интернет. Так, например, организация «Growth from knowledge»,
представила данные, в соответствии с которыми число пользователей
Интернета в России к началу 2019 году составило 90 млн человек, что на 3
миллиона человек больше, чем в 2018 году. К концу того же 2019 года
количество вовлеченных пользователей составило 94,4 млн (+4,4 млн новых
пользователей). Таким образом, более половины населения Российской
Федерации вовлечено в Интернет-пространство, а динамика роста числа
пользователей позволяет сделать вывод о дальнейшем привлечении аудитории
в Интернет и в целом о повсеместном распространении информационнокоммуникационных технологий.
Обращая внимание на уже существующие Интернет-платформы РПЦ, а также
наличие официальных документов, регламентирующих деятельность РПЦ в
киберпространстве, можно говорить о том, что Церковь и ее представители
транслируют
относительно
прогрессивную
позицию
в
отношении
использования информационно-коммуникационных технологий. Однако как
уже было отмечено ранее, следует сказать о том, что РПЦ на сегодняшний
день находится в процессе развития диалога с гражданским обществом
посредством ИКТ.
Приведенные ранее цифры о возрастной структуре пользователей Интернета
показывают, что среди них высока доля лояльных к РПЦ. Вышеупомянутое
исследование «Growth from knowledge» демонстрирует, что прирост числа
пользователей
сети
Интернет
был
в
большей
степени
обусловлен
проникновением Интернета среди граждан старшего поколения в возрасте от
50 до 64 лет и старше 65 лет.
2.3. Вывод
В соответствии с современными тенденциями крайне высокого
распространения и популяризации использования ИКТ в современном
обществе, достаточно либеральной позиции РПЦ по отношению к
информационно-коммуникационным технологиям, а также относительно
высокой
лояльности
приверженцев
Русской
Православной
Церкви,
присутствующих в Интернет-пространстве, можно сделать вывод, что на
сегодняшний день наиболее соответствующим действительности сценарием,
описывающим взаимоотношения РПЦ и гражданского общества является
частичное использование инструментов ИКТ для поддержания диалога с
гражданским обществом. РПЦ присутствует в Интернет-пространстве и
нацелена на развитие платформ, способствующих организации более тесного
диалога с гражданским обществом. На основе данного сценария, а также того
факта, что практика применения ИКТ становится все более активной, можно
предположить, что РПЦ стремится к реализации регулярной практики
эффективного использования функционала ИКТ для коммуникации с
гражданским обществом.
3.
Case-study
Цель: исследование взаимодействия РПЦ и гражданского общества с
использованием ИКТ на примере конфликта, связанного со строительством
храма в Екатеринбурге в 2019 году.
Задачи:
1)
Определить наиболее активных субъектов конфликтной
ситуации;
2)
Сформулировать интересы каждого активного субъекта;
3)
Выявить ресурсы, которыми располагают субъекты;
4)
Рассмотреть развитие ситуации в динамике.
Для того, чтобы провести case-study, необходимо:
1)
Изучить материалы по теме – статьи и публикации СМИ,
комментарии в социальных сетях;
2)
Для
большего
раскрытия
конфликтной
ситуации
необходима структуризация исследуемого события, а именно выделение
этапов его развития;
3)
На основе изученных материалов необходимо определить
наиболее активных акторов, выявить их интересы на конкретном этапе,
а также определить ресурсы, применяемые или являющиеся полезными
в данной ситуации. Лучше отслеживать акторов, их интересы и ресурсы
на
каждом
выделенном
этапе,
поскольку
это
даст
большее
представление об исследуемом событии;
4)
На основе проанализированной информации дается оценка
деятельности каждого из субъектов, формируется вывод.
3.1.
Описание ситуации
В мае 2019 года в Екатеринбурге произошло столкновение гражданского
общества,
местной,
региональной
и
федеральной
власти,
а
также
представителей церкви. Связана эта ситуация с возведением храма Святой
Екатерины, которое приурочено к 300-летию Екатеринбурга. Храм Святой
Екатерины планировали построить на месте одноимённого собора, который
был возведен в XVIII веке и разрушен в 1930 году. Работами должно было
заниматься ООО «Храм Святой Екатерины». Спонсоры строительства —
«Русская медная компания» Игоря Алтушкина и «Уральская горнометаллургическая компания» Андрея Козицына. Планировалось открыть
церковь к 300-летию Екатеринбурга — в 2023 году. На сегодняшний день на
этом месте находится сквер.
Сквер как место будущего строительства обнесли забором, после чего,
13 мая, жители города вышли на стихийную акцию против сооружения храма.
Недовольные повалили ограду и потребовали приезда мэра Екатеринбурга
Александра Высокинского. Затем протестующие стали устанавливать на ночь
палатки. Вскоре после этого к месту проведения митинга пришла группа
людей в спортивной одежде, среди которых был боец UFC Иван Штырков.
«Спортсмены» заявили, что они поддерживают строительство храма. Они
стали набрасываться на протестующих и угрожать им.
Противостояние
продолжалось
до
поздней
ночи.
Сторонники
строительства вытеснили протестующих за периметр стройки и подняли
поваленный забор. Однако противники сооружения храма не разошлись. Они
опять
повалили
ограждение
(часто
перетягивая
забор
в
силовом
противостоянии с полицейскими). Часть ограды выкинули в реку. 14 мая
правоохранительные органы задержали 20 человек. 15 мая в сквере прошел
флешмоб против строительства с использованием фонариков смартфонов.
Протестующие стали называть храм «скверным». За сутки полиция задержала
70 человек, более 20 участников протеста были отправлены под арест.
На следующий день президент России Владимир Путин в ходе
медиафорума ОНФ в Сочи прокомментировал конфликт и предложил
провести опрос для прямого участия населения в данном вопросе.
В Екатеринбургской епархии заявили, что при решении о возведении
храма Св. Екатерины учитывались «интересы разных групп». При этом РПЦ
обвинила протестующих «в попытке расколоть общество». В Москве члены
радикального
националистического
движения
«Ассоциация
народного
сопротивления» провели акцию у стен резиденции патриарха Кирилла в
Чистом переулке. На ограде здания несколько молодых людей в масках
вывесили баннер «Извинись за Екб». Под стенами постройки они раскидали
дымовые шашки. Организация также распространила заявление, согласно
которому эти действия выразили недовольство активистов позицией РПЦ в
конфликте вокруг скандального строительства храма в Екатеринбурге.
Вечером 16 мая акцию протеста в Екатеринбурге посетил мэр Александр
Высокинский. Он заявил, что необходимо провести соцопрос и референдум по
вопросу строительства. При этом мэру собравшиеся в сквере скандировали «В
отставку!». Акцию также посетил бывший глава города Евгений Ройзман,
который высказал поддержку протестующих.
20 мая директор Фонда Святой Екатерины Александр Андреев объявил,
что забор в сквере у Театра драмы уберут «для сохранения стабильности, мира
и для недопущения гражданского противостояния». На следующий день
ограда была ликвидирована.
22
мая
были
подведены
итоги
опроса,
которое
проводило
Всероссийский Центр Изучения Общественного мнения. Результат опроса
показал, что 74% жителей Екатеринбурга не поддерживают строительство
храма в указанном месте. Данные менее объективного опроса, который был
проведен в сообществе ВКонтакте URA.ru демонстрируют, что доли
сторонников и противников строительства храма на месте сквера примерно
равны: 49% проголосовали «за сквер», 47% - «за храм».
В связи с результатами проведенного опроса было учтено мнение
горожан, и вопрос со строительством храма на месте парковой зоны был
закрыт.
Этапы развития конфликта
3.2.
1 этап: февраль 2019 г. –13 мая 2019 г. - принятие решения о
строительстве
храма,
утверждение
места
под
застройку,
разработка
архитектурного плана.
Основные акторы:
И. Алтушкин, глава «Русской медной компании»;
А.
Козицын,
глава
«Уральской
горно-
металлургической компании»;
ООО «Храм святой Екатерины».
Интересы: возведение храма на его историческом месте в целях
распространения и популяризации православной веры, а также украшения
города.
2 этап: 13 мая 2019 г. – 22 мая 2019 г. – эскалация конфликта, связанная
с возведением забора, ограждающего сквер. На протесты ежедневно выходило
в среднем 2000 человек. Екатеринбургская епархия заявила о намерении
протестующих «расколоть общество», а Московская Патриархия сделала
заявление о «радикальной позиции протестующих». При этом было отмечено,
что РПЦ и, в частности, Екатеринбургская митрополия «приняла все
возможные усилия для достижения общественного согласия», а именно
личное обращение к гражданам со стороны митрополита Екатеринбургского
Кирилла и призыв к совершению молебнов за мир. Представитель
Синодального отдела РПЦ В. Кипшидзе отметил, что в Московской
Патриархии приветствуют инициативу проведения переговоров, которая была
предложена Е. Куйвашевым. Следует отметить, что большинство заявлений
касательно позиции Русской Православной Церкви по данному вопросу были
сделаны в Интернет-СМИ и на официальном сайте Московской Патриархии,
где также публиковались заявления Екатеринбургской Епархии.
При
этом
следует
отметить,
что
проект
строительства
не
предусматривал полную вырубку зеленых насаждений и уничтожение
рекреационной
зоны.
Руководитель
Информационного
отдела
Екатеринбургской Епархии Максим Миняйло сообщил, что строительство
храма предусматривает как реконструкцию сквера, так и набережной,
прилегающей к территории: «Мы строим храм не вместо сквера, а вместе со
сквером».
14 мая в профиле Instagram Патриарха Кирилла был опубликован пост,
содержание которого касалось о разделении среди людей и семей. Под данной
публикацией пользователями было оставлено 94 комментария, многие из
которых были обращены к проблеме строительства храма в Екатеринбурге.
Однако никаких комментариев со стороны Пресс-службы Патриарха Кирилла
дано не было.
Глава Синодального отдела РПЦ по связям с общественностью и СМИ
Владимир Легойда прокомментировал ситуацию с храмом на своей странице
ВКонтакте: «Строительство храма не должно быть причиной конфликта. Это
противоречит самому смыслу храма и христианской веры». Протест местных
жителей Легойда объясняет отсутствием понимания, что действительно
собирается строиться, политической позицией и ненавистью к любой вере у
некоторых представителей протестующих. Сторонники строительства храма
активно высказывали свою точку зрения в комментариях под публикацией,
однако диалог с Главой Синодального отдела по связям с общественностью и
СМИ организован не был.
Огромный резонанс ситуация получила в местных социальных сетях.
Активность городских и региональных сообществ, например, в ВКонтакте
значительно выросла в связи с обсуждением необходимости строительства
храма. Тем не менее следует сказать, что инициативы обсуждения в
социальных сетях с обществом вопроса возведения храма со стороны
Информационного отдела Екатеринбургской Епархии проявлено не было.
Представители
Екатеринбургской
Московской
Епархии
Патриархии,
активно
как
выступали
и
за
представители
проведение
крупномасштабной презентации с демонстрацией плана завершенного
проекта для того, чтобы в полной мере продемонстрировать жителям
Екатеринбурга намерения организаторов строительства и застройщика.
В большей степени позиция и аргументы РПЦ, как и позиция
застройщика, не были донесены до населения Екатеринбурга из-за малой
информированности жителей о деятельности РПЦ. Этому способствует
отсутствие стремления вести активную коммуникационную деятельность в
социальных сетях со стороны представителей РПЦ, поскольку у населения
отсутствует четкое представление о намерениях екатеринбургской Епархии,
касающихся возведения храма.
Обсуждение конфликта вышло не только на региональный уровень, но
и на федеральный, к высказыванию позиций присоединились федеральные
политики, а также публичные личности, некоторые из которых лично
посетили Екатеринбург. 17 мая 2019 года ситуацию прокомментировал В.
Путин и предложил провести опрос жителей по строительству храма в
предлагаемом месте. Глава ВЦИОМ Валерий Федоров заявил о готовности
проведения опроса в Екатеринбурге.
Основные акторы:
Жители г. Екатеринбург, вышедшие на протест;
Губернатор Свердловской области Е. Куйвашев;
Мэр г. Екатеринбург А. Высокинский;
Екатеринбургская епархия;
Московская патриархия;
В. Путин;
ВЦИОМ;
И. Алтушкин, глава «Русской медной компании»;
А.
Козицын,
глава
«Уральской
металлургической компании»;
Интересы:
ООО «Храм святой Екатерины».
горно-
Жители г. Екатеринбург, вышедшие на протест –
сохранение сквера, перенос строительства храма на другую
площадку;
Е. Куйвашев, А. Высокинский, В. Путин – решение
конфликта путем налаживания диалога между протестующими и
сторонниками
возведения
храма;
недопущение
нарастания
протетной активности, минимизация репутационных издержек;
ВЦИОМ – проведение опроса;
Екатеринбургская Епархия, Московская Патриархия,
И. Алтушкин, А. Козицын, ООО «Храм святой Екатерины» –
строительство храма на выбранном месте, распространение
православной религии, попытка украсить город, погашение
конфликта
и
редуцирование
негативных
настроений
по
отношению к Церкви.
3 этап: 22 мая 2019 года – 14 октября 2019 года: снижение протестной
активности, принятие решения о строительстве храма Святой Екатерины на
месте бывшего Приборостроительного завода.
22 мая были опубликованы результаты опроса, проведенного ВЦИОМ,
которые показали, что 74% жителей г. Екатеринбург выступают против
строительства храма на месте сквера на Октябрьской площади. Пресс-служба
Екатеринбургской Епархии дала официальный комментарий о результатах
опроса, который был опубликован на сайте Московской Епархии. В нем
говорилось, что сильная напряженность, сопровождающая конфликт, не дает
сторонам эффективно приводить аргументы, вследствие чего проведенный
опрос населения является промежуточным срезом. Кроме того, был отмечен
факт серьезной неинформированности граждан о действительных намерениях
ООО «Храм Святой Екатерины», касающихся сквера, поэтому городскому
сообществу пока сложно составить объективное мнение о проекте.
Таким образом, вопрос о строительстве храма на месте сквера был
закрыт, позднее было принято решение о поиске новой площадки для
застройки. Для принятия решения была предложена инициатива проведения
общегородского опроса по типу референдума, в котором приняли участие
свыше 97 тысяч жителей Екатеринбурга. В качестве нового места для
возведения храма была выбрана площадка на месте бывшего Уральского
приборостроительного завода.
Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл выразил
благодарность жителям Екатеринбурга, не оставшимся в стороне и
принявшим участие в выборе нового места для строительства храма Святой
Екатерины.
Основные акторы:
Жители г. Екатеринбург;
Губернатор Свердловской области Е. Куйвашев;
Мэр г. Екатеринбург А. Высокинский;
Екатеринбургская епархия;
Московская патриархия;
И. Алтушкин, глава «Русской медной компании»;
А.
Козицын,
глава
«Уральской
горно-
металлургической компании»;
ООО «Храм святой Екатерины».
Интересы:
Все обозначенные акторы заинтересованы в выборе нового места для
возведения храма:
Жители
г.
Екатеринбург
–
для
соблюдения
компромисса с верующей частью населения;
Екатеринбургская Епархия, Московская Патриархия,
И. Алтушкин, А. Козицын, ООО «Храм святой Екатерины» –
строительство храма на выбранном месте, распространение
православной религии, попытка украсить город, погашение
конфликта
и
редуцирование
отношению к Церкви.
негативных
настроений
по
путем
Е. Куйвашев, А. Высокинский – решение конфликта
налаживания
сторонниками
диалога
возведения
между
храма;
протестующими
недопущение
и
нарастания
протетной активности, минимизация репутационных издержек.
3.3.
Вывод
Таким образом, данный кейс демонстрирует определенную тенденцию
во взаимоотношениях Церкви и гражданского общества. Из-за низкой
активности в социальных сетях публичных деятелей РПЦ, а также в результате
низкой осведомленности граждан о деятельности РПЦ в сети Интернет,
позиция Русской Православной Церкви не всегда может быть правильно
донесена и услышана, а также верно трактована. Что, в свою очередь, может
вызвать обострение отношений между гражданским обществом и РПЦ. Для
устранения
возможности
конфронтации
РПЦ
необходимо
развивать
деятельность Пресс-службы для налаживания коммуникационных каналов с
населением
посредством
ИКТ.
На
сегодняшний
день
существуют
определенные подвижки в данном направлении со стороны РПЦ, можно
предположить, что в будущем ИКТ будут рассмотрены Церковью как
действенный и функциональный канал для доведения своей позиции до
гражданского общества, а также сбора мнений представителей данного
института.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв