МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ
ИНСТИТУТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра юриспруденции
Направление «Юриспруденция»
Форма обучения очная
Реферат
По учебной дисциплине
«АВТОРСКОЕ ПРАВО»
на тему: «Правовое обеспечение перевода в общественное достояние
объектов культурной памяти и предоставление доступа к ним в
глобальной информационной сети «Интернет»»
Группа / курс 13ЮР11.1 , 3 курс
Студент __________________ Самсонов К.Н.
(подпись)
Преподаватель ________________
(подпись)
Дата защиты «___» _____________ 2016 года
Оценка
________________
Содержание
Введение
1. Правовое обеспечение перевода в общественное достояние объектов культурной
памяти………………………………………………………………………………………5
1.1.
Понятие и сущность способов перевода в общественное достояние объектов
культурной памяти…………………………………………………………………………5
1.2.
Правовое обеспечение перевода в общественное достояние объектов культурной
памяти………………………………………………………………………………………7
2. Правовая основа предоставление доступа к объектам культурного памяти в
глобальной информационной сети «Интернет» ………………………………………..10
2.1. Нормативно-правовое регулирование доступа к объектам культурного памяти в
глобальной информационной сети «Интернет» …………………………………………….10
2.2.
Проблемы законодательства в области защиты объектов культурной памяти в
глобальной информационной сети «Интернет» ……………………………………..….12
2.3.
Регламентирование процедуры предоставления доступа к объектам культурного
памяти в глобальной информационной сети «Интернет» …………………………..….14
Заключение……………………………………………………………………………..………17
Список источников и литературы.…………………………………………………………….18
2
Введение
Развитие сети интернет и всей совокупности технологий, благодаря которым все
больший процент нашего потребления, производства и обмена информации способствует
переходу на цифровую платформу. Новые технологии требуют новых подходов к
законодательству об авторских правах, что уже привело к появлению множества
разрозненных инициатив, которые по происхождению можно разделить на академические
(то есть исходящие от сектора науки и образования), индустриальные (происходящие из
интернет-индустрии и смежных секторов цифровой индустрии) и политические (под
которыми можно подразумевать экспертные и политические инициативы).
Сегодня настал момент, когда у нас, в России, необходимо найти стратегический
баланс между защитой интеллектуальных прав и защитой общественных интересов,
интересов государства. Государство должно заботиться не только о защите авторских
прав, но и о доступности общественного достояния для всех своих граждан. И сегодня
Россия имеет все шансы и возможности радикально улучшить ситуацию в сферах науки,
культуры и образования и закрепить лидерскую позицию прогрессивного и открытого
государства на международной арене. И на недавнем заседании Совета по правам
человека Президент отметил важность решения данного вопроса.
По мере роста знания, доступного обществу без ограничений и оплаты,
потребность в «пиратском» получении информации будет снижаться, а запросы людей
будут становиться всё более точными, специальными — и люди будут с большей
готовностью платить. Причём в новой экономике авторы будут получать больше — за
счёт снижения роли посредников. При этом необходимо учитывать роль операторов связи
и повышение требований к качеству услуг, так как именно они в указанной модели будут
обеспечивать существование экосистемы. Доступ к интернету должен предоставляться на
очень высоком уровне – среди физических требований к инфраструктуре в общем плане
можно отметить надёжность доступа к интернету, услуга должна предоставляться на
высокой
скорости
и
непрерывно.
Также
необходима
разработка
релевантной
экономической модели предоставления услуг связи, при которой цена услуг будет с одной
стороны приемлемой для пользователя, в другой – позволит операторам связи
поддерживать высокий уровень оказания услуг и развивать инфраструктуру и сервисы.
Расширяя пространство знания за счёт внедрения режима общественного
достояния
и
поощрения
перемещения
в
него
классических,
востребованных,
«потерянных», спорных и исторически значимых произведений, можно сделать
решительный вклад в становление и благосостояние информационного общества. Это
3
позволит радикально увеличить количество знания, доступного людям бесплатно, убрать
препятствия на пути доступа к
информации и радикально снизить цифровое неравенство. Этого можно добиться, в
частности,
через
развитие
открытых
цифровых
библиотек
в
национальном
и
международном масштабе.
У нашей страны особая судьба. Согласно официальной идеологии СССР, искусство
принадлежало народу — и по сей день многие произведения находятся в государственной
собственности. Формально правами на них распоряжаются те или иные госучреждения,
причём настолько неэффективно, что подавляющая часть этих произведений вообще
исключена из гражданского оборота. Передача в общественное достояние значительной
части культурного наследия советской эпохи может стать огромным вкладом в развитие
не только российского, но и мирового информационного пространства. Разумеется,
важным условием успеха подобной программы является обеспечение легальности этой
процедуры путём возвращения сроков охраны, действовавших на момент публикации
произведений, а также, в особых случаях, выкупа авторских прав у авторов советской
эпохи, с тем чтобы они не чувствовали себя обманутыми и сами могли почувствовать
плюсы от тех шагов, которые государство делает для развития общества знания.
Ситуация с советским культурным наследием уникальна. Делая его общественным
достоянием, мы возвращаем его не только гражданам России, но всем бывшим гражданам
СССР. Россия является правопреемником Советского Союза, и в этом смысле мы
восстанавливаем справедливость: это наше общее наследие, пусть оно и дальше служит
сближению и дружбе наших народов. Однако вместе с тем мы делаем его доступным и
всем людям нашей планеты. 1 Не без умысла: мы хотели бы дать пример другим в
надежде,
что он окажется заразительным и другие страны также смогут сделать акцент на развитии
сферы общественного достояния, не ущемляя при этом права авторов. Говорят, что
информация хочет быть свободной — пусть так и будет, и в этом отчасти состоит роль
государства в XXI веке.
1
Сайт «Общественное достояние» (http://nooregistry.ru/docs/obschestvennoe-dostoyanie)
4
1. Правовое обеспечение перевода в общественное достояние объектов
культурной памяти
1.1.
Понятие и сущность способов перевода в общественное достояние объектов
культурной памяти
Существует несколько несколько правовых способов перевода в общественное
достояние объектов культурной памяти. Тем же целям должна послужить отмена
ограничений на воспроизведение объектов, хранящихся в музеях (ст. 36 ФЗ «О музейном
фонде»), как противоречащих международным принципам авторского права
и положениям Гражданского кодекса РФ (ст. 1282).
В ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской
Федерации"
Право первой публикации музейных предметов и музейных коллекций,
включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в музеях в
Российской Федерации, принадлежит музею, за которым закреплены данные музейные
предметы и музейные коллекции.
Передача прав на использование в коммерческих целях воспроизведений музейных
предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской
Федерации и находящихся в музеях в Российской Федерации, осуществляется музеями в
порядке, установленном собственником музейных предметов и музейных коллекций.1
Если создание произведений оплачивается за счет государственного бюджета, то
логично, чтобы продукты творческой деятельности принадлежали его гражданам.
Введение режима общественного достояния для всех произведений авторских и смежных
прав, созданных за счет государства на территории СССР в период до вступления в силу
4-й части ГК, следует дополнить изменением ст. 1298 действующего Гражданского
кодекса в том же направлении: объекты авторских и смежных прав, созданные за счёт
госбюджета, переходят в общественное достояние или срок их охраны существенно
сокращается.
Повышение уровня образования и культуры населения должно быть поставлено
выше задачи генерации дополнительных доходов для организаций культуры и науки,
финансируемых за счёт государства. Именнооно обязано позаботиться о своих
гражданах: дать им право на культурное развитие и обеспечить свободный и бесплатный
доступ к общественному достоянию в сети Интернет.
1
Федеральный закон от 26.05.1996 N 54-ФЗ (ред. от 01.12.2014) "О Музейном фонде Российской Федерации
и музеях в Российской Федерации"
5
Оцифровка и предоставление доступа к общественному достоянию – приоритет и
одна из главнейших миссий государства в информационную эпоху. Его задача состоит в
формализации программы и интеграции интересов и возможностей всех государственных
учреждений
и
институтов
для
синхронной
реализации
новых
направлений
государственной политики в области авторского права. Таким образом, главным
инструментом преобразований станет скоординированная федеральная политика, которая
потенциально способна принести колоссальный эффект.
В настоящее время у России есть реальный шанс стать передовым государством,
демонстрирующим всему миру пример заботы о культурном и интеллектуальном уровне
развития граждан, умение адаптироваться к новым условиям и открытость переменам,
которые несет собой век высоких технологий. Развитие Интернета уже не остановить, и
если законодательство об авторском праве делает преступником почти каждого
гражданина
страны,
стремящегося
познакомиться
с
научными
и
культурными
достижениями, то, вероятно, подход к такому законодательству должен быть
пересмотрен.
6
1.2.
Правовое обеспечение перевода в общественное достояние объектов
культурной памяти
Согласно Гражданскому кодексу переход произведения в общественное достояние
осуществляется после прекращения действия исключительного права произведение науки,
литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в
общественное достояние.
Произведение,
перешедшее
в
общественное
достояние,
может
свободно
использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты
авторского
вознаграждения.
При
этом
охраняются
авторство,
имя
автора
и
неприкосновенность произведения.
Перешедшее в общественное достояние необнародованное произведение может
быть обнародовано любым лицом, если только обнародование произведения не
противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме (в
завещании, письмах, дневниках и тому подобном).
Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный
творческим трудом наследодателя, включается в состав наследства без подтверждения
какими-либо документами, за исключением случаев, когда названное право признается и
охраняется при условии государственной регистрации такого результата (например, в
соответствии со статьей 1353 ГК РФ). При возникновении спора о принадлежности
наследодателю исключительного права на результат интеллектуальной деятельности,
который не подлежит в соответствии с ГК РФ государственной регистрации (в частности,
на произведение науки, литературы, искусства), судам следует учитывать, что факт
принадлежности исключительного права конкретному лицу может быть подтвержден
любыми доказательствами (статья 55 ГПК РФ): объяснениями сторон и других лиц,
участвующих в деле, показаниями свидетелей, письменными и вещественными
доказательствами.
К
наследникам
авторов,
исполнителей
и
изготовителей
фонограмм
и
аудиовизуальных произведений переходит право на вознаграждение за свободное
воспроизведение фонограммы и аудиовизуальных произведений исключительно в личных
целях (статья 1245 ГК РФ). К наследникам обладателей исключительного права на
фонограмму и исключительного права на зафиксированное в этой фонограмме
исполнение переходит право на вознаграждение за публичное исполнение фонограммы,
опубликованной в коммерческих целях, а также за ее =
7
Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства
индивидуализации переходят к наследникам в пределах оставшейся части срока их
действия, продолжительность которого устанавливается ГК РФ и зависит от вида
результата интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, а по истечении
соответствующего срока результаты интеллектуальной деятельности - произведения
науки, литературы, искусства (как обнародованные, так и необнародованные), программы
для ЭВМ, базы данных, исполнения, фонограммы, изобретения, полезные модели или
промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем
- переходят в общественное достояние (статья 1261, статья 1282, пункт 2 статьи 1283,
пункт 5 статьи 1318, пункт 3 статьи 1327, статья 1364, статья 1425, пункт 4 статьи 1457 ГК
РФ) и могут свободно использоваться в соответствии с ГК РФ любым лицом без чьеголибо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения.
В состав наследства входят также иные интеллектуальные права, не являющиеся
исключительными, если они относятся к числу имущественных прав наследодателя. В
частности:
а) право следования в отношении произведений изобразительного искусства, авторских
рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений в соответствии с
пунктом 3 статьи 1293 ГК РФ неотчуждаемо, но переходит к наследникам автора на срок
действия исключительного права на произведение;
б) право на получение патента на изобретение, полезную модель или промышленный
образец (пункт 2 статьи 1357 ГК РФ) и право на получение патента на селекционное
достижение (пункт 2 статьи 1420 ГК РФ) наследуются на общих основаниях;
в) право на вознаграждение за служебные результаты интеллектуальной деятельности,
причитающееся работнику - автору служебного произведения, служебного изобретения,
служебной полезной модели или служебного промышленного образца, служебного
селекционного достижения, служебной топологии (абзац третий пункта 2 статьи 1295,
абзац третий пункта 4 статьи 1370, пункт 5 статьи 1430, пункт 4 статьи 1461 ГК РФ),
переходит к его наследникам, поскольку договор между работодателем и работником,
которым определяются размер, условия и порядок выплаты такого вознаграждения, по
своему характеру является гражданско-правовым. Таким же образом следует разрешать
вопросы о наследовании названного права в случаях, когда судом установлено, что
положения, которыми определяется выплата вознаграждения, включенные в содержание
трудового договора, фактически устанавливают гражданско-правовые обязательства
сторон.
8
При рассмотрении дел по требованиям о защите унаследованных исключительных
прав судам необходимо отличать публичное исполнение произведения с помощью
технических средств, в частности с помощью радио, телевидения, а также иных
технических средств, от таких самостоятельных способов использования произведения,
как сообщение его в эфир или сообщение его по кабелю.1
1
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о
наследовании"
9
2. Правовая основа предоставление доступа к объектам культурного памяти в
глобальной информационной сети «Интернет»
2.1. Нормативно-правовое регулирование доступа к объектам культурного памяти в
глобальной информационной сети «Интернет»
Новые цифровые и сетевые технологии и произошедшие при их массовом внедрении
изменения обострили конфликт между желанием человека получать прибыль от
интеллектуального продукта и желанием получать информацию свободно. Свободе
информации
в
последнее
время
стали
способствовать
новые
информационные
технологии, которые свели к минимуму стоимость и скорость копирования и
распространения информации, в том числе результатов интеллектуальной деятельности, а
также децентрализовали информационные отношения, перевели их из вертикальных, типа
издательство–потребитель, в горизонтальную плоскость информационного обмена многих
со многими. Очень близкая к нулевой стоимость копирования произведения вызывает
ощущение несправедливости у пользователей информации в том случае, когда такое
копирование запрещается или за него устанавливается плата.
Право обладать собственностью и право свободно распространять информацию —
два конституционных права, которые в равной степени должно защищать государство. По
вопросам обеспечения и сочетания этих двух желаний человека и идут многочисленные
споры, которые обострились в последнее время. Механизмы, созданные для этого правом
и экономикой, стали стремительно устаревать.1
Новыми с приходом Интернета и цифровых технологий можно считать следующие
обстоятельства:
стремительно уменьшается значение понятий материального экземпляра и копии
произведений, на которых единственно строилось авторское право как правовая
наука и как отрасль экономики. Стоимость создания электронных копий
«экземпляра» стремится к нулю;
для регулирования введено понятие «доведение произведения до всеобщего
сведения
таким
образом,
что
любое
лицо
может
получить
доступ
к
произведению...», причем важным в нем является доступ, который становится, в
какой-то степени, более важным понятием, чем копирование;
1
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с
поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г.)
10
существующее
информационное
пространство
стало
еще
более
высокоинтегрированным и трансграничным с приходом понятия облачных
технологий, что в праве на данный момент исследуется в недостаточной степени;
возникают новые особенности, связанные с идентификацией личности, формой
сделок, коллективным творчеством, государственным управлением, финансовыми
расчетами, и многие другие. Далеко не всем ещеможно дать описание и оценку,
однако стоит заметить, что они существенны по своей сути и меняют все правовые
сферы.1
В российском законодательстве существует несколько федеральных законов,
регулирующих вопросы опубликования и доступа к объектам общественного достояния в
сети интернет:
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия
(памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ
"Об информации, информационных
технологиях и о защите информации"
Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации"
Специального закона о доступе к объектам общественного достояния не существует.
Попробуем определить пробелы в законодательстве.
1
В. Наумов. «Монополия на результаты интеллектуальной деятельности и глобальное информационное
пространство — поиск компромисса» (http://www.russianlaw.net/law/variuos/e- learning/a240/).
11
2.2.
Проблемы законодательства в области защиты объектов культурной памяти в
глобальной информационной сети «Интернет»
Суть рассматриваемого вопроса требует, прежде всего, достаточного уровня
понимания терминологии, в особенности применительно к цифровой эпохе, и поэтому
следует кратко остановиться на некоторых наиболее важных понятиях.
Автором произведения считают человека, творческим трудом которого создано
произведение. В некоторых странах автором может признаваться юридическое лицо
(корпорация). В российском законодательстве считается, что авторство можно признавать
только за интеллектом конкретного человека. Охраняемые объекты — это результаты
интеллектуальной деятельности, выраженные в какой- либо форме. Каким бы ни был
объект, для охраны важно, чтобы в нем было выражено творческое начало, иначе объект
не будет подпадать под правовую охрану. Авторы создают произведения, которые в
чистом виде являются результатом интеллектуального труда, то есть само по себе
содержание статьи, монографии, музыки. Оно всегда нематериально. Форма выражения
произведения — это конкретная статья, монография, песня, сайт, видеофильм. Охрана не
предоставляется идее как таковой, а только ее конкретной реализации в виде текста,
картины и т. п., то есть форме выражения. Эта форма выражения находится на
материальном носителе, под которым понимаются не только традиционные твердые
носители, но и распространенные в последнее время электронные файлы, находящиеся в
памяти компьютерных устройств. В какой-то степени к носителям можно отнести и все
киберпространство как таковое, поскольку файл может храниться распределенно на
разных носителях. В этом плане, как ни удивительно, Интернет и цифровые носители не
привносят ничего нового.
Необходимо также определиться с тем, какие права закрепляются текущим
законодательством.
Личные (неимущественные) авторские права — право авторства, то есть право
«использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под
вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно». Также
к личным правам относится защита от искажения и защита репутации автора. Необходимо
сделать важную оговорку: человек может не пользоваться личными авторскими правами,
но не может от них юридически отказаться или передать кому бы то ни было.
Имущественные авторские права — права использования произведения, которые автором
могут быть переданы (за плату или бесплатно) другим лицам по договору.
12
Согласно части 4 ГК РФ, использование произведения может осуществляться «в
любой форме и любым не противоречащим закону способом», и это относится как к
произведению, так и к исполнению, фонограмме, программе для ЭВМ. Соответственно,
правообладатель обладает исключительным правом запрещать использование любым
способом. Фактически получается, что закон требует наличие у пользователя
лицензионного договора. При буквальном чтении этой формулировки можно считать, что
даже прослушивание или прочтение произведения будет подпадать под такой запрет.
Изначально правообладателем является автор, но в случае создания произведения в
рамках авторского заказа или служебного произведения исключительное право может
переходить к заказчику в момент создания произведения (исключительные права на
фильм переходят от режиссера к продюсеру).
Лицензионный
договор
(лицензия)
—
договор,
по
которому
права
на
использование охраняемого объекта тем или иным способом передаются другому лицу.
Если автор не передал исключительное право другому лицу, то с разными лицами может
быть заключено неограниченное количество лицензионных договоров. Например, автор
может издать книгу в нескольких разных издательствах, или самостоятельно, если он не
передал исключительное право первому опубликовавшему издателю. Если автор передает
весь объем исключительного права другому лицу, то такой вид договора (в РФ, согласно
ГК РФ) называется договором о передаче исключительного права, а не лицензионным
договором. Если передается какое-то одно или несколько правомочий (например, только
право на воспроизведение), то это — лицензионный договор, который может быть
исключительным (если автор не оставляет за собой право выдавать лицензии другим
лицам) или неисключительным (соответственно, в этом случае автор может выдавать
параллельно другим лицам такие же лицензии).
Правовая охрана — ряд мер, которые правообладатель или автор вправе
потребовать от нарушителя, требуя, при этом, от государства применения меры
принудительного исполнения к ответчику. Стоит отметить, что государством и правом
охраняются не объект-произведение как таковой, а права на него.
13
2.3.
Регламентирование
процедуры
предоставления
доступа
к
объектам
культурного памяти в глобальной информационной сети «Интернет»
Необходимо обеспечить меры по сохранению кинематографического
наследия СССР как важнейшего пласта как российской, так и мировой
культуры с учетом современных реалий и доступных технологий и принципов
функционирования современного информационного общества,
значимости цифровых технологий и роли сети Интернет.
Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите
информации" определяет процедуру предоставления доступа в сети “Интернет”.
Организатор распространения информации в сети "Интернет" обязан в установленном
Правительством Российской Федерации “порядке” уведомить федеральный орган
исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере
средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и
связи, о начале осуществления деятельности.
Организатор распространения информации в сети "Интернет" обязан хранить на
территории Российской Федерации информацию о фактах приема, передачи, доставки и
(или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или
иных электронных сообщений пользователей сети "Интернет" и информацию об этих
пользователях в течение шести месяцев с момента окончания осуществления таких
действий,
а
также
предоставлять
указанную
информацию
уполномоченным
государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или
обеспечение
безопасности
Российской
Федерации,
в
случаях,
установленных
федеральными законами.
Оператор поисковой системы, распространяющий в сети "Интернет" рекламу,
которая направлена на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории
Российской Федерации, по требованию гражданина (физического лица) (далее в
настоящей статье - заявитель) обязан прекратить выдачу сведений об указателе страницы
сайта в сети "Интернет" (далее также - ссылка), позволяющих получить доступ к
информации о заявителе, распространяемой с нарушением законодательства Российской
Федерации, являющейся недостоверной, а также неактуальной, утратившей значение для
заявителя в силу последующих событий или действий заявителя, за исключением
информации о событиях, содержащих признаки уголовно наказуемых деяний, сроки
привлечения к уголовной ответственности по которым не истекли, и информации о
14
совершении гражданином преступления, по которому не снята или не погашена
судимость.
Требование заявителя должно содержать:
1) фамилию, имя, отчество, паспортные данные, контактную информацию (номера
телефона и (или) факса, адрес электронной почты, почтовый адрес);
2) информацию о заявителе
3) указатель страницы сайта в сети "Интернет", на которой размещена информация
4) основание для прекращения выдачи ссылок поисковой системой;
5) согласие заявителя на обработку его персональных данных.
3. В случае обнаружения неполноты сведений, неточностей или ошибок в требовании
заявителя оператор поисковой системы вправе направить заявителю в течение десяти
рабочих дней с момента получения указанного требования уведомление об уточнении
представленных сведений. Оператор поисковой системы также вправе направить
заявителю уведомление о необходимости предоставления документа, удостоверяющего
личность. Указанное уведомление может быть направлено заявителю однократно.
4. В течение десяти рабочих дней с момента получения уведомления, заявитель принимает
меры, направленные на восполнение недостающих сведений, устранение неточностей и
ошибок, и направляет оператору поисковой системы уточненные сведения, а также
документ, удостоверяющий личность
В течение десяти рабочих дней с момента получения требования заявителя или
уточненных заявителем сведений оператор поисковой системы обязан прекратить выдачу
ссылок на информацию, указанную в требовании заявителя, при показе результатов
поиска по запросам пользователей поисковой системы, содержащих имя и (или) фамилию
заявителя, уведомить об этом заявителя или направить заявителю мотивированный отказ.
Предусмотрена ответственность и ограничение доступа к произведениям в сети
Интернет:
Правообладатель в случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных
сетях, в том числе в сети "Интернет", объектов авторских и (или) смежных прав (кроме
фотографических произведений и произведений, полученных способами, аналогичными
фотографии), распространяемых в таких сетях, или информации, необходимой для их
получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, которые
распространяются без его разрешения или иного законного основания, вправе обратиться
в федеральный “орган” исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и
надзору
в
сфере
средств
массовой
информации,
массовых
коммуникаций,
информационных технологий и связи, с заявлением о принятии мер по ограничению
15
доступа
к
информационным
ресурсам,
распространяющим
такие
объекты
или
информацию, на основании вступившего в силу судебного акта.
16
Заключение
Попытаемся
самостоятельно
дать
определения
ключевому
понятию,
не
закрепленному в российском законодательстве, но связанному с цифровой эпохой.
Провайдер — лицо (организация), предоставляющее другим лицам доступ в
Интернет либо предоставляющее, при помощи своих технических средств, доступ в
Интернете к информации других лиц. Ключевой характеристикой трактования этого
термина в зарубежном законодательстве является понимание, что в основе деятельности
провайдера лежит принцип информационного посредничества, при котором лицо
(организация) не размещает информацию и не осуществляет доступ к информации от
своего имени и по своей воле. В определенном смысле, под эти характеристики попадают
и телекоммуникационные организации, обеспечивающие доступ в Интернет по сетям, и
организации, которые обеспечивают хранение информации (хостинговые компании), и
любые сайты, где пользователи могут обмениваться информацией (начиная от новостных
и профессиональных сайтов, содержащих возможность комментировать, и заканчивая
социальными сетями).
Комплекс рекомендаций и мер:
Публикация каталогов фильмов в открытом доступе в сетиИнтернет.
Обеспечение сохранности копий всех созданных произведений вцифровом виде.
Создание прозрачных механизмов доступа к цифровым копиямчерез сеть Интернет
для всех групп дистрибьюторов и потребителей, в том числе для некоммерческих
организаций, образовательных учреждений и частных лиц.
Обеспечение комплекса мер по популяризации произведений и распространение
среди населения.
Использование в образовательных учреждениях в качестве учебных пособий или
создание
специальных
образовательных
программ,
изучающих
кинематографическое наследие как предмет.
Привлечение
участников
рынка
распространения
контента,
в
том
числе
коммерческие площадки, работающие по механизмам прямой или косвенной
монетизации.
17
Список источников и литературы
1.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12
декабря 1993 г.) (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г.)
2.
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N
230-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)
3.
Бернская конвенция
по охране литературных и художественных
произведений от
9 сентября 1886 г.,
дополненная в Париже 4 мая 1896 г., пересмотренная в Берлине 13
ноября
1908 г., дополненная в Берне 20 марта 1914 г., и пересмотренная в Риме
2 июня
1928 г., в Брюсселе 26 июня 1948 г., в Стокгольме 14 июля 1967 г.
и в Париже 24 июля
1971 г,
измененная 28 сентября 1979 г.
4.
Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза 2012/28/ЕС от
25 октября 2012 г. об определенном разрешенном использовании произведений, не
определяемых по субъекту авторского права
5.
Федеральный закон от 26.05.1996 N 54-ФЗ (ред. от 01.12.2014) "О Музейном фонде
Российской Федерации и музеях в Российской Федерации"
6.
Федеральный закон от 30.12.2008 N 316-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О патентных
поверенных
7.
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 09.03.2016) "Об объектах
культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
8.
Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об информации,
информационных технологиях и о защите информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с
10.01.2016)
9.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной
практике по делам о наследовании"
18
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв