МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД ЕКАТЕРИНБУРГ»
Департамент магистратуры
Институт Экономики
Направление Экономика
Программа подготовки магистров
Экономико-правовая безопасность
Исполнитель: Аванесян Э.А.
Группа: М-ЭПБ-17
Руководитель: Мансуров Г.З.,
доктор юридических наук,
доцент
Предварительная оценка: ___________
Дата защиты: _____________________
Оценка: __________________________
Члены комиссии:
Екатеринбург 2018
Содержание
Введение.......................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы правового обеспечения экономической
безопасности в Российской Федерации.....................................................................5
1.1. Экономическая безопасность как правовая категория: понятие, функции и
особенности.................................................................................................................5
1.2. Нормативно-правовые основы обеспечения экономической безопасности в
современной России..................................................................................................11
Глава 2. Правовые механизмы обеспечения экономической безопасности........16
2.1. Юридические инструменты обеспечения экономической безопасности.....16
2.2. Правовой статус территории опережающего развития в контексте
обеспечения экономической безопасности.............................................................20
Глава 3. Анализ состояния и основные меры по правовому обеспечению
экономической
безопасности
муниципального
образования
«город
Екатеринбург»............................................................................................................25
3.1.
Характеристика
экономической
действующих
безопасности
мер
по
муниципального
правовому
обеспечению
образования
«город
Екатеринбург»............................................................................................................25
3.2. Меры по совершенствованию правового обеспечения экономической
безопасности муниципального образования «город Екатеринбург»...................28
Заключение.................................................................................................................38
Список использованных источников.......................................................................40
2
Введение
Проблемы обеспечения экономической безопасности страны, стабильного
экономического развития государства и общества стоят перед многими
странами мира, особенно в период кризиса. Современное социальноэкономическое
положение
Российской
Федерации,
отягощенное
сокрушительным падением мировых цен на нефть, западными санкциями,
политическим и идеологическим противостоянием между Россией, с одной
стороны, и США и Евросоюзом, с другой, на фоне военных действий на ЮгоВостоке Украины, присоединения к РФ Крыма и Севастополя, военной
антитеррористической операции России в Сирии, обусловливает чрезвычайную
актуальность целенаправленной деятельности государства в сфере обеспечения
экономической безопасности страны и российского общества.
Реализация национальных интересов России в большинстве случаев
возможна
только
при
условии
наличия
достаточных
экономических
возможностей и устойчивого экономического развития. Таким образом, можно
говорить о том, что экономической безопасности принадлежит определяющее
место
в
общей
системе
национальной
безопасности,
а
обеспечение
экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных
приоритетов
нашей
экономической
страны.
безопасности
Однако
РФ
оценить
на
правовое
сегодняшний
регулирование
момент
довольно
проблематично, так как в России на государственном уровне до конца не
сформирована
целостная
система
постоянного
мониторинга
уровня
экономической безопасности, выявления и оценки внутренних и внешних
угроз.
Цель исследования заключается в комплексном изучении особенностей
правового
регулирования
экономической
безопасности
в
Российской
Федерации (на примере муниципального образования «город Екатеринбург»).
Для реализации цели исследования были поставлены следующие задачи:
3
1) рассмотреть понятие,
функции и особенности экономической
безопасности как правовой категории;
2) определить нормативно-правовые основы обеспечения экономической
безопасности в современной России;
3) обозначить юридические инструменты обеспечения экономической
безопасности;
4) проанализировать правовой статус территории опережающего развития
в контексте обеспечения экономической безопасности;
5) дать характеристику действующих мер по правовому обеспечению
экономической
безопасности
муниципального
образования
«город
Екатеринбург»;
6) выделить ряд мер по совершенствованию правового обеспечения
экономической
безопасности
муниципального
исследования
являются
образования
«город
Екатеринбург».
Объектом
общественные
отношения,
возникающие при правовом регулировании экономической безопасности на
территории Российской Федерации. Предмет исследования являются научные
взгляды по проблемам правового регулирования экономической безопасности в
Российской Федерации, а также законодательство, регулирующее отношения в
сфере экономической безопасности, материалы судебной практики.
Методологическую основу исследования составили диалектический
метод познания, общенаучные методы и приемы познания (анализ, сравнение),
а также ряд специально-юридических методов (сравнительно-правовой).
Основой исследования послужили научные труды ученых-правоведов,
таких как Е.Г. Гусев, Н.Г. Завидов, В.В. Криворотов С.Н. Мартышенко, Н.С.
Мартышенко, С.И. Цыганов и других, посвященные проблемам правового
регулирования экономической безопасности.
Работа состоит введения, трех глав, шести параграфов, заключения и
списка использованных источников.
4
Глава 1. Теоретические основы правового обеспечения экономической
безопасности в Российской Федерации
1.1. Экономическая безопасность как правовая категория: понятие,
функции и особенности
На
современном
этапе
исторического
развития
обеспечение
экономической безопасности страны стало стратегически значимой задачей для
развития России. Понятия «экономическая безопасность» и «механизм
обеспечения экономической безопасности» отражают глобальную стратегию
развития государства и общества в экономической сфере. Сегодня для России
жизненно важна эффективная, социально справедливая, конкурентоспособная
экономическая система, которая обеспечивает стабильное политическое
развитие и экономическую безопасность.
Под
термином
«экономическая
безопасность»
понимается
такое
состояние, или уровень развития средств производства в стране, при которых
процесс
устойчивого
развития
экономики
и
социально-экономическая
стабильность общества обеспечивается, практически, независимо от наличия и
действия внешних факторов.
С целью того, чтобы осознать и понять смысл категории «экономическая
безопасность» необходимо дать характеристику терминам «безопасность» и
«угроза безопасности». «Безопасность - это состояние защищенности жизненно
важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних
угроз»1.
Рассмотрим основные подходы к объяснению понятия «экономическая
безопасность»:
Мартышенко С.Н., Мартышенко Н.С., Гусев Е.Г. Синергетический подход в моделировании социальноэкономических процессов // Синергетика в естественных науках. Материалы Международной
междисциплинарной научной конференции. - Тверь, - 2008. - С. 245.
1
5
- готовность и возможность противостоять влиянию внешних и
внутренних угроз;
- качественное определение состояния экономики страны, которое,
сточки зрения общества, желательно сохранить либо развивать;
- готовность и возможность экономики обеспечить достойные условия
развития личности, политическую и социально- экономическую стабильность
государства и общества2.
Целью экономической безопасности является обеспечение устойчивого
экономического
развития
страны
для
удовлетворения
социальных
и
экономических потребностей граждан при оптимальных затратах труда и
природоохранном использовании сырьевых ресурсов и окружающей среды.
Обеспечение
национальной
безопасности
на
достойном
уровне
определяет необходимость постоянного контроля внешних и внутренних угроз,
а ведь их перечень постоянно изменяется в зависимости от конкретных
политических и других условий, что приводит к снижению скорости реакций на
такие изменения.
Экономическая безопасность – это состояние защищенности экономики
от внешних и внутренних угроз.
В конце XX века исследование вопросов экономической безопасности
приобрело небывалую актуальность. Очередная смена политического режима,
новый перелом в экономике, совершенно небывалый до этого передел
собственности и сфер влияния стали огромным потрясением как с социальной
так и с экономической стороны. Из-за развала передового, некогда, государства
институты экономической безопасности просто-напросто оказались не готовы.
Экономика России стала очень уязвимой. Для решения данной проблемы
была принята Государственная стратегия экономической безопасности РФ,
Цыганов С.И. Понятие «экономическая безопасность». Электронный ресурс. Режим доступа: http://bmpravo.ru
(дата обращения 15.11.2018)
2
6
одобренной Указом Президента от 29 апреля 1996 года3. Согласно стратегии,
экономическая безопасность определяется как возможность и готовность
экономики обеспечить достойные условия жизни и развития личности,
социально-экономическую и военно-политическую стабильность общества и
государства, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз. В стратегии
акцентируется
внимание
на
роли
экономической
безопасности
как
материальной основы национальной безопасности 4.
В стратегии выдвигалась необходимость разработки и реализации
совокупности действий по созданию и упрочению условий противодействия
опасностям,
угрожающим
экономическим
интересам
страны
в
целях
обеспечения экономической безопасности. При этом, состав структурных
элементов системы экономической безопасности, место, функции и приемы
использования каждого из них должны определяться, исходя из характеристик
и форм этих опасностей и угроз.
В соответствие с текстом стратегии, была предпринята попытка
выстроить
механизм
экономическим
выявления,
интересам
предупреждения
страны
и
и
пресечения
провоцирующих
их
угроз
факторов.
Эффективность действия этого механизма определяется качеством института
власти и культурой отношений, сложившихся в обществе.
Сейчас национальная экономическая безопасность представляет собой
направление
деятельности
государства,
обеспечивающее
устойчивое
функционирование и развитие национальной экономики.
Самым
национальной
важным,
на
безопасности
сегодняшний
является
момент,
Совет
органом
обеспечения
безопасности
Российской
Федерации. Среди его обязанностей:
Указ Президента РФ от 29.04.1996 № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности
Российской Федерации (Основных положениях)» // Доступ из информационно- правовой системы ГАРАНТ.
[Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/106503/ (утратил силу)
4
Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации
на период до 2030 года». // Собрание законодательства РФ. - 15.05.2017. - № 20. - Ст. 2902.
3
7
- выделение угроз национальной безопасности, их источников и
направлений ликвидации;
- подготовка проектов решений по ликвидации существующих угроз и
общих положений по обеспечению национальной безопасности;
-
подготовка
предложений
направления
изменений
Концепции
национальной безопасности Российской Федерации;
- координация деятельности сил и органов по обеспечению национальной
безопасности;
- контроль реализации федеральными органами исполнительной власти и
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решений в
области национальной безопасности.
Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают исполнение
законодательства РФ в области национальной безопасности, в том числе и
экономической.
Экономическую
безопасность
Российской
Федерации
обеспечивают: Министерство внутренних дел РФ, Министерство финансов РФ,
Министерство экономического развития РФ, Федеральная служба безопасности
РФ,
Федеральная
служба
по
финансовому мониторингу,
Федеральная
антимонопольная инспекция. Все эти службы работают для защиты и развития
экономики5.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
взаимодействуют по вопросам обеспечения национальной безопасности с
федеральными органами исполнительной власти в области реализации
федерального законодательства, решений Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации.
Органы местного самоуправления совместно с органами государственной
власти субъектов РФ проводят мероприятия по привлечению граждан,
Завидов Н.Г. Обеспечение экономической безопасности военной организации государства в компетенции
военной прокуратуры и контрольно-ревизионных органов // Электронное научное издание: «Военное право».
Выпуск № 1-2012. [Электронный ресурс]. URL: http://www.voennoepravo.ru /node/4660 (дата обращения
16.11.2018)
5
8
общественных объединений и организаций к оказанию содействия в решении
проблем национальной безопасности согласно законодательству Российской
Федерации, вносят в федеральные органы исполнительной власти предложения
по совершенствованию системы обеспечения национальной безопасности
Российской Федерации.
Таким образом, под экономической безопасностью стоит понимать
важную характеристику экономической системы страны, которая определяет её
возможность обеспечивать нормальные условия жизни для населения и
стабильное обеспечение ресурсами развития народного хозяйства. Решение
задачи
обеспечения
экономической
безопасности
является
гарантией
независимости страны, стабильности и эффективной жизнедеятельности
общества.
На данном этапе исторического формирования существуют реальные
внутренние и внешние угрозы экономической безопасности государства,
недопущение либо форсирование которых должно являться главнейшим
компонентом государственной политики РФ6.
С целью обеспечения экономической безопасности государства, региона,
сферы, предприятия необходимо подчеркнуть те действительные и вероятные
разрушительные факторы безопасности, содержащие различные показания,
которые являются возможными угрозами.
В государственной стратегии экономической безопасности РФ внешние и
внутренние угрозы экономической безопасности России определяются как
совокупность правил и условий, образующих опасность для жизненно
значимых экономических интересов лица, общества и страны.
К угрозам принадлежат всякого рода дефициты и кризисные ситуации,
катастрофы, обстоятельства с разрушительным смыслом. В рамках данного
исследование
угроза
рассматривается
как
непосредственная
опасность,
Криворотов В.В. Экономическая безопасность государства и регионов: Учебное пособие / В.В. Криворотов,
А.В. Калина. - М.: ЮНИТИ, 2015. - С. 156.
6
9
требующая предохранительных операций, и незащищенности как показателя
обстоятельства
безопасности,
подтверждающего
о
ее
вероятной
незащищенности.
Угроза экономической безопасности является подсистемой системы угроз
государственной безопасности.
Угроза безопасности - это совокупность обстоятельств и условий,
образующих риск жизненно значимым интересам личности, общества и страны.
Действительный и вероятный риск предметам безопасности, исходящая от
внутренних и внешних источников угрозы, устанавливает содержание
деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.
Угроза экономической безопасности страны - это риск причинения урона
народному хозяйству в целом и его отраслям в частности, финансовокредитной концепции государства, действительность повреждения социальноэкономической устойчивости общества и экономического состояния человека.
К угрозам экономической безопасности можно отнести (табл. 1).
Таблица 1 - Угрозы экономической безопасности России 7
Виды угроз
Оценка
Коррупция в органах власти
7,49
Спад производства в наукоемких отраслях
7,43
Резкий рост преступности
6,31
Разрушение отечественных научных школ
5,60
Невыполнение
5,32
государством
функций
защиты субъектов хозяйствования
На сегодняшний день пребывают функционирующими следующие
угрозы экономической безопасности, связанные с несоразмерностями в
устройстве экономики, низкой конкурентоспособностью продукции, экспортом
капитала
за
границу,
повышением
обособленного
внешнего
долга,
малоустойчивой инвестиционной действенностью, разделением общества по
Дикунов С.А. Дикунова МС. Актуальные тенденции развития военной безопасности России в современных
условиях. Научный вестник Вольского военного института материального обеспечения: военно-научный
журнал. 2016. №2 (38). С. 27.
7
10
материальным основаниям, и кроме того разрывом степеней экономического и
общественного развития между субъектами Федерации.
Национальными органами управления и обеспечения экономической
безопасности России являются: президент РФ, Федеральное Собрание РФ,
правительство РФ, законодательные и исполнительные структуры субъектов
РФ, управление экономической безопасности Совета Безопасности РФ,
министерство экономики, министерство внутренних дел; прокуратура РФ,
налоговая служба.
Экономические угрозы представляют собой сформированную концепцию
взаимопересекающихся
связей.
Следует
заметить,
что
важность
для
действительного сектора экономики этих угроз разные авторы квалифицируют
различным образом, иногда довольствуясь акцентированием на внешние и
внутренние угрозы.
Таким образом, экономическая безопасность является составной частью
национальной безопасности и от нее зависит сохранность национальных
экономических интересов, а также стабильное развитие экономики.
В России вопрос экономической безопасности стал актуальным в связи с
переходом от административно-хозяйственной экономике к рыночной. Толчком
к исследованию в области экономической безопасности страны стали резко
обострившиеся
кризисные
явления,
сопровождавшие
реформирование
национальной экономики.
Экономические угрозы имеют - так же, как и экономическая безопасность
в целом - единый характер и проявляются на различных степенях системы.
1.2. Нормативно-правовые основы обеспечения экономической
безопасности в современной России
Правовое
обеспечение
экономической
безопасности
подразумевает
процессы правовой регламентации экономических отношений и реализации
11
правовых предписаний, направленные на обеспечение необходимых условий
для развития граждан, стабильности страны, а также защиты от влияния
различных угроз.
Правовое
обеспечение
экономической
безопасности
Российской
Федерации можно представить в виде системы нормативно-правовых актов,
законодательно определяющих отношения общества, личности и субъектов
экономики по вопросам экономической безопасности России.
Базовым актом стратегического планирования на долгосрочный период,
закрепляющим отечественные интересы и ключевые приоритеты, а также цели
так же цели, задачи и меры внутренней и внешней политики в сфере
укрепления национальной безопасности и устойчивого развития нашего
государства является Стратегия национальной безопасности РФ, утвержденная
указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 8.
Правовые основы обеспечения экономической безопасности России
заложены, прежде всего, в Конституции РФ 9. Конституционные положения
закрепляют право граждан на безопасность в нашей стране, общие гарантии
свободы экономической деятельности, защиты прав и свобод всех участников
экономических отношений.
Так же базовые положения правового обеспечения экономической
безопасности содержатся в Федеральном Законе РФ от 28 декабря 2010 г. №
390-ФЗ «О безопасности»10.
Помимо вышеназванного, базой правового обеспечения экономической
безопасности выступают такие документы как: Федеральный Закон РФ от 27
Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» //
Собрание законодательства РФ. - 04.01.2016. - № 1 (часть II). - Ст. 212.
9
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок,
внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от
05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст.
4398.
10
Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О безопасности» // Парламентская газета. № 1-2. - 14-20.01.2011.
8
12
ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ»11,
распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008г. №1662-р «О Концепции
долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020
года», положения Гражданского кодекса РФ и др.12
Всего
нормативно-правовая
база
обеспечения
экономической
безопасности в России насчитывает более 20 документов.
Отдельные
направления
экономической
безопасности
России
регулируются особыми нормативными документами. Например, обеспечение
экономической безопасности в сфере налогов определяет Налоговый кодекс
РФ13; в денежно-кредитной сфере – ФЗ РФ «О банках и банковской
деятельности»14 от 2 декабря 1990 г. № 395-1 и т. д.
Рассмотрение законодательных актов, регламентирующих правовое
обеспечение экономической безопасности России, позволило выявить ряд
актуальных проблем.
Прежде
всего, отметим, что в российском законодательстве не
существует четкого определения категории «экономическая безопасность». В
связи с этим сохраняется проблема отсутствия точных критериев и показателей
положения экономики в состоянии полной экономической безопасности.
Помимо этого, в правовом обеспечении экономической безопасности
нашей
страны
прослеживается
регламентирование
преимущественно
подзаконными нормативно-правовыми документами. Несмотря на то, что
отдельные стороны политики экономической безопасности регулируются
Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О таможенном регулировании в Российской
Федерации» // Парламентская газета. - № 63. - 03-09.12.2010.
12
Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией
долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») //
Собрание законодательства РФ. - 24.11.2008. - № 47. - Ст. 5489.
13
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и
доп., вступ. в силу с 03.09.2018) // Собрание законодательства РФ. - № 31. - 03.08.1998. - Ст. 3824.
14
Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 03.08.2018) «О банках и банковской деятельности» (с изм.
и доп., вступ. в силу с 26.09.2018) // Российская газета. - № 27. - 10.02.1996.
11
13
федеральными законами, этого недостаточно для создания полноценной
системы правового обеспечения экономической безопасности России.
Одной из проблем правового обеспечения экономической безопасности
России является и несовершенство определенной части норм Уголовного
кодекса РФ15, определяющих составы экономических преступлений, несущих
значимую и непосредственную угрозу экономической безопасности страны.
Например, действующий Уголовный кодекс РФ не указывает незаконное
«обналичивание» денежных средств как отдельный состав экономического
преступления. А это является одной из причин активного распространения
данного явления в России.
Так же, особую актуальность для российской экономики в настоящее
время несет проблема выбора направлений перспективного правового
международного сотрудничества в борьбе за экономическую безопасность.
Таким образом, современное правовое обеспечение экономической
безопасности России сопряжено с рядом проблем, требующих пересмотра и
корректировки действующего законодательства, а также разработки новых
правовых положений по вопросам обеспечения экономической безопасности
РФ с комплексной проработкой показателей и механизмов экономической
безопасности страны на долгосрочную перспективу.
Как уже отмечалось, базовые положения правового обеспечения
экономической безопасности содержатся в Федеральном Законе РФ от 28
декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности». Он устанавливает применение
специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности.
Стратегия в свою очередь является базовым документом стратегического
планирования, определяющим национальные интересы и стратегические
национальные приоритеты Российской Федерации, цели, задачи и меры в
области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 03.10.2018) // Собрание
законодательства РФ. - 17.06.1996. - № 25. - Ст. 2954.
15
14
национальной безопасности Российской Федерации и обеспечение устойчивого
развития страны на долгосрочную перспективу. Стратегия основана на
неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости национальной безопасности
Российской Федерации и социально-экономического развития страны.
Она закрепляет, что стратегическими целями обеспечения национальной
безопасности
являются
развитие
экономики
страны,
обеспечение
экономической безопасности и создание условий для развития личности,
перехода экономики на новый уровень технологического развития, вхождения
России в число стран - лидеров по объему валового внутреннего продукта и
успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.
Главными стратегическими угрозами национальной безопасности в
области экономики Стратегия отмечает низкую конкурентоспособность,
сохранение экспортно-сырьевой модели развития и высокую зависимость от
внешнеэкономической конъюнктуры, отставание в разработке и внедрении
перспективных
технологий,
незащищенность
национальной
финансовой
системы от действий нерезидентов и спекулятивного иностранного капитала,
уязвимость
ее
информационной
инфраструктуры,
несбалансированность
национальной бюджетной системы, регистрация прав собственности в
отношении значительной части организаций в иностранных юрисдикциях,
ухудшение состояния и истощение сырьевой базы, сокращение добычи и
запасов стратегически важных полезных ископаемых, прогрессирующая
трудонедостаточность, сохранение значительной доли теневой экономики,
условий
для
коррупции
и
криминализации
хозяйственно-финансовых
отношений, незаконной миграции, неравномерное развитие регионов, снижение
устойчивости национальной системы расселения.
Одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности
в области экономики на долгосрочную перспективу является повышение
уровня энергетической безопасности, которая включает в себя устойчивое
обеспечение внутреннего спроса на энергоносители стандартного качества,
15
рост
энергоэффективности
и
энергосбережения,
конкурентоспособности
отечественных энергетических компаний и производителей энергоресурсов,
предотвращение
стратегических
дефицита
запасов
топливно-энергетических
топлива,
резервных
ресурсов,
мощностей,
создание
производство
комплектующего оборудования, стабильное функционирование систем энергои теплоснабжения.
Таким
образом,
в
долгосрочной
перспективе
устранить
угрозы
национальной безопасности, связанные с диспропорцией развития регионов
России,
целесообразно
путем
стимулирования
самостоятельного
экономического развития субъектов Российской Федерации и их кооперации,
повышения инвестиционной и предпринимательской активности, укрепления
бюджетной обеспеченности, совершенствования межбюджетных отношений,
расширения количества центров экономического роста, в том числе территорий
опережающего социально-экономического развития.
Глава 2. Правовые механизмы обеспечения экономической безопасности
2.1. Юридические инструменты обеспечения экономической безопасности
Проведение теоретического анализа экономической безопасности и ее
правового обеспечения требует выделения совокупности системообразующих
элементов, существующих на практике. Тем самым необходимо выявить
определенную совокупность факторов и условий, влияющих на формирование
системы средств, мер, а также субъектов, уполномоченных на выработку и
16
реализацию мер и средств по обеспечению экономической защищенности
государства, общества и личности 16.
Попытка определения модели правового регулирования в контексте
лоббирования в правотворчестве предпринята Р.В. Зелепукиным, который
понимает под моделью правового регулирования лоббистской деятельности в
правотворчестве «установление и определение в обществе социальных,
исторических, национальных, культурных, политических, экономических
условий, правовой степени и форм (методов, средств, технологий) влияния
заинтересованных лиц на определенные нормативные акты институтов
публичной власти в целях участия в принятии решений правотворческого
характера,
содержащих
общеобязательные,
формально-определенные
предписания»17.
Представляется обоснованным влияние комплекса объективных факторов
и
условий
(социальных,
политических,
исторических,
экономических),
а
также
национальных,
правовой
культурных,
степени
и
форм
осуществления средств и мер, направленных на обеспечение экономической
защищенности. При этом следует уделить внимание субъектам, которые на
законных основаниях в условиях тех или иных моделей уполномочены
участвовать в правовом обеспечении экономической безопасности.
Относительно факторов, влияющих на формирование и развитие
правового обеспечения экономической безопасности, очевидное значение
имеют именно экономические факторы.
Т. Н. Радько выделяет три группы государств в зависимости от степени
вмешательства государства в рыночные экономические процессы:
«Первая группа характеризуется воплощением социального рыночного
хозяйства,
сознательно
где
рыночная
экономика
не
функционирует
регулируется
законами
государства
автономно,
(Австрия,
а
Германия,
Игнатов Д.А. Правовые модели обеспечения экономической безопасности // Социально-экономические
явления и процессы. - 2017. - №2. - С. 190-198.
17
Зелепукин Р.В. Лоббирование в правотворчестве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: Тамбов, 2013. - С. 65.
16
17
Голландия, Канада, Швеция и др.). Вторую группу образуют государства, где
наблюдается менее активное вмешательство государства в экономику:
государство в целом всемерно поощряет предпринимательскую деятельность,
особенно наиболее активных слоев населения (Великобритания, Италия, США).
Третья группа придерживается модели рыночной экономики, которая занимает
промежуточное место между децентрализованным регулированием экономики
и экономикой со значительным регулирующим воздействием государства
(государства Юго-Восточной Азии)»18.
Например, в Китае обеспечение экономической безопасности на
современном этапе обусловлено идеологическими и политическими аспектами.
Главой
государства
утверждены
стратегия
национального
развития,
международная стратегическая ситуация, а также национальные интересы КНР
и стратегия национальной безопасности. Данные стратегические теории
разрабатываются политическим руководством страны и исходят из теории
социализма
и
социалистической
рыночной
экономики.
Тем
самым,
экономическая составляющая прослеживается как одна из приоритетных в
обеспечении национальной безопасности в целом.
При этом приведенные критерии влияния государства на экономику и их
дифференциация не носят сугубо правового характера и различаются в
многообразных
исторических
периодах,
хотя
и
влияют
на
правовое
обеспечение экономической безопасности. Среди объективных факторов также
следует отметить политическую направленность государства на обеспечение
национальных интересов.
Обеспечение экономической безопасности отражается в правовом
регулировании форм осуществления средств и мер, направленных на
обеспечение
экономической
защищенности
государства,
безопасности,
личности в рамках существующих правовых систем, которые, в свою очередь,
объединяют в себе национальные правотворчество и правоприменение.
18
Радько Т.Н., Лазарев В.В., Морозова Л.А. Теория государства и права. М.: Проспект, 2016.
18
Правовое обеспечение, в свою очередь, является продолжением объективных
факторов, указанных выше - экономических, политических, культурных,
социальных, исторических. Оно развивает их тенденции, существующие в том
или ином государстве. То есть правовая политика может быть направлена на
обеспечение таких аспектов, как степень вмешательства в экономику, защита и
охрана
национальных
интересов.
Например,
в
условиях
применения
государствами взаимных санкций (торговые эмбарго, запреты на использование
зарубежного капитала или ресурсов и т. д.), их характер из политического
может быть изменен на экономический. Во избежание негативных последствий
применение санкций требует легальности и легитимности, то есть надлежащего
правового обеспечения в части законности и обоснованности выработки и
реализации мер экономической защищенности национальных интересов.
Общий
характер,
свойственный
на
современном
этапе
многим
национальным правовым системам, носят такие черты правового обеспечения
экономической безопасности, как:
- во-первых, развитие правовых мер и средств в рамках поддержания
национальной безопасности;
- во-вторых, обеспечение национальных интересов;
- в-третьих, создание условия для предотвращения экстерриториального
влияния зарубежного законодательства.
Последнее стало следствием принятия США односторонних мер
экономического характера, направленных на влияние резидентов других стран
на
основании
американского
законодательства.
Превенция
экстерриториального влияния развита в законодательстве Великобритании,
Канады, а также в актах Европейского Союза. Ввиду этого в указанных
странах, включая страны Европейского Союза, образуются компенсационные
механизмы, реализуемых взысканий за счет активов, находящихся на
территории внутренней юрисдикции.
19
Дифференциацию
сложившихся
правовых
моделей
обеспечения
экономической безопасности представляется возможным провести как на
основании объективных факторов и условий (экономических, политических,
национальных), так и на основании правовых аспектов.
Следует признать, что экономические, политические факторы и условия,
также как социальные и культурные, определяют сущность и идеи правового
регулирования в той или иной сфере, в том числе в сфере экономической
безопасности, на том или ином этапе истории. Например, в зависимости от
экономических факторов и условий, как, например, характер внутренней
экономики можно назвать модели экономической безопасности в условиях
распределительной (командно-административной), рыночной, переходной или
смешанной экономики. Исходя из политических обстоятельств, модель
экономической безопасности может характеризоваться направленностью на
ограничение
и
запреты
влияния
иностранных
активов
или
активов
определенных государств, а также модель, направленная на повышение
инвестиционной привлекательности государства, его территории и резидентов.
Анализируя непосредственно правовые аспекты моделей обеспечения
экономической безопасности, выделяются модели англо-саксонской правовой
семьи и модели романо-германской правовой семьи, различающиеся наличием
судебного прецедента в системе источников.
Полагаем,
что
теоретическая
модель
правового
обеспечения
экономической безопасности включает в себя выявление и предотвращение
угроз и опасностей, отраслевые особенности обеспечения экономической
безопасности,
условия
применения
и
характеристика
специальных
экономических мер, в том числе экстерриториального значения, сложившуюся
правоприменительную практику, а также полномочия и характер деятельности
органов государственной власти, институтов гражданского общества, включая
местное самоуправление, принимающих участие в обеспечении экономической
безопасности.
20
Подводя итоги рассмотрению теоретических аспектов по формированию
и реализации правового обеспечения экономической безопасности, нами
определена модель такого обеспечения экономической безопасности. Под ней,
на наш взгляд, следует понимать формирующуюся и развивающуюся под
влиянием
экономических,
национальных,
политических,
исторических,
социальных, культурных факторов и условий систему правового регулирования
средств и мер, направленных на обеспечение экономической защищенности
государства, общества, личности, а также определение уполномоченных на
участие в обеспечение экономической безопасности органов власти.
2.2. Правовой статус территории опережающего развития в контексте
обеспечения экономической безопасности
В современных российских условиях одной из стратегий государства
является усиление государственного влияния на региональные экономические
процессы. В рамках стратегии 29 декабря 2014 года Президент Российской
Федерации В.В. Путин подписал Федеральный закон № 473-ФЗ «О территориях
опережающего социально-экономического развития в РФ»19. В ближайшие три
года территории опережающего социально-экономического развития (далее ТОР) могут создаваться только в пределах Дальневосточного федерального
округа, а также на территориях моногородов с наиболее сложным социальноэкономическим положением. Если по истечении этого срока реализация этого
проекта будет признана успешной, то практика создания ТОР может быть
распространена на всю Россию. В соответствии с Законом о ТОР, под
территорией опережающего социально-экономического развития понимается
часть территории субъекта РФ, на которой в соответствии с решением
Правительства РФ установлен особый правовой режим осуществления
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего
социально-экономического развития в Российской Федерации» // Российская газета. - 31.12.2014
19
21
предпринимательской
и
иной
деятельности
в
целях
формирования
благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного
социально-экономического развития и создания комфортных условий для
обеспечения жизнедеятельности населения.
В соответствии с российским законодательством, особые экономические
зоны создаются в целях развития обрабатывающих и высокотехнологичных
отраслей экономики, туризма и санаторно-курортной сферы, разработки и
производства новых видов продукции, а также расширения транспортнологистической инфраструктуры 20.
1. Целью создания особых экономических зон (далее - ОЭЗ) является
развитие
обрабатывающих
отраслей
экономики,
высокотехнологичных
отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной
инфраструктуры. В свою очередь создание ТОР призвано способствовать
обеспечению ускоренного социально-экономического развития региона.
2. Не смотря на несколько различные цели создания, обе зоны
ориентированы на привлечение инвестиций за счет обеспечения льготного
режима осуществления предпринимательской деятельности.
3. Порядки создания ТОР и ОЭЗ не имеют существенных и сущностных
отличий, а имеющиеся различия носят скорее формальный процедурный
характер.
4. Территория опережающего социально-экономического развития не
может создаваться в границах ОЭЗ или зоны территориального развития. В
состав ТОР не может входить особая экономическая зона или зона
территориального развития.
5. Требования к потенциальным резидентам ОЭЗ и ТОР схожие:
необходимость регистрации в пределах ТОР/ОЭЗ; включение в реестр на
основе заявки; бизнес-план; заключение соглашения о ведении определенной
Федеральный закон Российской Федерации от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в
Российской Федерации» // Российская газета. - 27.07.2005.
20
22
деятельности (со своими особенностями); выдача свидетельства резиденту или
мотивированный отказ по почти таким же основаниям с небольшими
различиями. В целом порядок регистрации резидентов ТОР и ОЭЗ также
похож.
6. Сходство между ТОР и ОЭЗ просматривается и в механизме
управления этими территориями. В обоих случаях федеральными законами
предусмотрено создание Управляющей компании, 100% акций которой
принадлежит Российской Федерации. Основными функциями управляющей
компании является создание объектов инфраструктуры и обеспечение их
функционирования; ведение реестра резидентов; предоставление резидентам
определенного перечня услуг, а также осуществление контрольных функций.
Таким образом, различия между ТОР и ОЭЗ прослеживаются в их
целевой направленности, специфике решаемых задач, размере территорий и
др., но эти отличия незначительны, поскольку в настоящее время те же самые
особые экономические зоны рассматривается законодательством не только на
федеральном уровне, но и на региональном уровне.
Понятие
развития»
«территория
является
опережающего
производным
по
социально-экономического
отношению
к
понятию
«зона
территориального развития» (далее - ЗТР). ЗТР – это часть территории региона,
на которой юридическим лицам и предпринимателям предоставляются меры
господдержки, чтобы сформировать благоприятные условия для инвестиций и
тем
самым
ускорить
социально-экономическое
развитие 21.
Проведен
сравнительный анализ правового положения этих территорий/зон, в результате
которого были получены следующие выводы:
1. Создание ТОР и ЗТР преследует одну и ту же цель – ускорение
социально-экономического
развития
субъекта
РФ
путем
формирования
благоприятных условий для привлечения инвестиций в его экономику.
Рязанцева М.В., Якушова Е.С. Анализ особенностей правового статуса территорий опережающего развития //
Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 8. - С. 738-742
21
23
2. Решение о создании ТОР и ЗТР принимает Правительство РФ. Однако
в первом случае инициатива исходит от Минэкономразвития РФ, а во втором –
от администрации субъекта РФ. Допускается создание зон территориального
развития, также в случаях, установленных решениями или поручениями
Президента РФ.
3. ТОР создается на 70 лет (с возможностью досрочного прекращения её
существования или продления на более длительный срок), а ЗТР – строго на 12
лет (с возможностью досрочного прекращения её существования, без
возможности продления).
4. В качестве основных мер господдержки резидентов ТОР и ЗТР можно
назвать: предоставление бюджетных ассигнований; создание необходимой
инфраструктуры и льготных ставок арендной платы за пользование объектами
недвижимого имущества; предоставление в аренду земельных участков;
предоставление налоговых льгот и инвестиционного налогового кредита. При
этом важно отметить, что на территориях опережающего развития также
применяются таможенные процедуры свободной таможенной зоны.
На
основе
изучения
и
анализа
нормативно-правовых
актов,
определяющих правовой режим ТОР и ЗТР, можно констатировать, что
территории опережающего развития, по своей сути, являются новым
поколением зон территориального развития. При разработке этого инструмента
регионального развития Правительство РФ постаралось учесть положительный
и отрицательный опыт функционирования предшествующих зон с особым
статусом, в том числе ЗТР. Следовательно, данное понятие не является новой
правовой конструкцией.
Данный
вывод
подтверждается
классификацией
Международной
организации труда, в соответствие с которой территории опережающего
24
социально-экономического
развития
рассматриваются
как
одна
из
разновидностей специальных экономических зон 22.
При разработке грамотной государственной политики и стратегии
территории опережающего развития и зоны территориального развития могут
стать центрами возрождения российских регионов, способствовать развитию
потенциала
регионов,
сохранению
их
кадров,
снижению
социальной
напряженности.
Перспективы
создания
и
дальнейшего
усовершенствования
зон
ускоренного роста в экономике РФ во многом зависят от постоянного
совершенствования и повышения эффективности российского законодательства
в области создания и функционирования особых экономических зон, а также от
создания оптимальных методов контроля за его исполнением.
Васютинский И.Ю., Рязанцева М.В., Якушова Е.С. Стратегическое управление специальными
экономическими зонами на основе рейтинга эффективности // Гуманитарные, социально–экономические и
общественные науки. – 2014. – № 3. – C. 262–266.
22
25
Глава 3. Анализ состояния и основные меры по правовому обеспечению
экономической безопасности муниципального образования «город
Екатеринбург»
3.1. Характеристика действующих мер по правовому обеспечению
экономической безопасности муниципального образования «город
Екатеринбург»
Экономическая безопасность региона – комплекс мер, направленных на
устойчивое, постоянное развитие и совершенствование экономики региона,
обязательно
предполагающий
механизм
противодействия
внешним
и
внутренним угрозам. Проблема экономической безопасности регионов является
актуальной в силу ряда причин.
Во-первых, безопасность каждого региона имеет свои особенности в
формировании и функционировании
региональных систем
обеспечения
экономической безопасности, то есть тех институтов и механизмов, которые
призваны защитить экономические интересы и собственность личности,
населения, хозяйствующих субъектов региона.
Во-вторых, проблемы обеспечения экономической безопасности регионов
РФ рассматриваются с разных методологических позиций, которые зачастую
противоречат друг другу.
В-третьих,
система
унификации
статистических
данных,
характеризующих развитие регионов, требует совершенствования.
Угрозы экономической безопасности обладают объективным характером
и имеют непосредственное отношение к хозяйствующим субъектам региона.
26
Причина - столкновения интересов. В этих условиях базой для обеспечения
экономической безопасности предприятия является максимальная финансовая
устойчивость
предполагает
функционирования
определение
структурных
перспектив
подразделений,
стабильности
что
предприятия,
вне
подчиненности объективным и субъективным угрозам. Административным
рычагом обеспечения экономической безопасности является организационная
культура предприятия, предполагающая участие в решении вопросов развития
предприятия
всех
заинтересованных
структурных
подразделений
и
персонализацию ответственности. Проблема экономической безопасности
региона особенно актуальна для России как для федеративного государства.
Эффективная
региональная
политика
-
одно
из
условий
успешного
экономического развития и политической стабильности страны.
Екатеринбург является центром Екатеринбургской агломерации, третьей
по величине и уровню развития моноцентрической агломерацией России. Город
становится
важным
научно-образовательным
центром.
На
протяжении
последних лет Екатеринбург устойчиво демонстрирует достаточно высокие
темпы роста. Успехи социально-экономического развития города – это
результат совместной работы городского сообщества в рамках реализации
Стратегического плана развития Екатеринбурга 23.
Эффективно
развиваться
в
социально-экономической
сфере
Екатеринбургу помогают внешние и внутренние факторы. К внешним
факторам можно отнести, например, выгодное экономико-географическое
положение города – размещение в центре уральского экономического района;
концентрация в городе экономического, интеллектуального и культурного
определяют роль Екатеринбурга как плотного инфраструктурного ядра
уральского экономического региона.
Денежкина И.Е., Суздалева Д.А. Система показателей для мониторинга экономической безопасности региона
// СРРМ. - 2011. - №3. - С. 96-101.
23
27
К внутренним факторам относятся, например, природные условия и
ресурсы, т.е. полезные ископаемые, водные ресурсы, лесные и земельные
ресурсы; культура, в сфере которой инновации позволили сформировать
толерантную полиэтническую городскую культурную среду; физическая
культура и спорт; и туризм 24.
Привлекательность того или иного региона или МО создаѐтся не только
за счѐт вышеперечисленных факторов, которые положительно влияют на
развитие
региона.
Не
малую
роль
в
создании
привлекательности,
позиционирования МО играет экономическая безопасность данного МО.
Область
данной
безопасности
включает
многие
категории,
например,
экономическая безопасность предприятий какой-либо отрасли в регионе,
экономическая безопасность институтов власти в регионе, экономическая
безопасность личности и т.д.
Особые проблемы региона связаны с инновационным развитием – ни
один из показателей не превысил порогового значения за рассматриваемый
период 2014-2015 гг., а за 2016 год нет сведений, что говорит о
неудовлетворительной политике региона в области инноваций.
Таким
образом,
главная
угроза
экономической
безопасности
Свердловской области обусловлена сложившейся экономической структурой
производства,
наличием
экспортоориентированных
отраслей,
институциональными факторами, отсутствием взаимодействия власти и
бизнеса и системы инновационного и социального развития области. Большую
в современной динамике ключевых индикаторов социально-экономической
безопасности
региона
играют
внешние
факторы,
такие
как
мировой
экономический кризис, введение санкций против России. В этой связи
представляется важным подчеркнуть роль институтов и государственной
экономической
политики
в
формировании
структуры
промышленного
Шишечкина О.С. Экономическая безопасность личности в муниципальном образовании (на примере г.
Екатеринбург) // Стратегия устойчивого развития регионов России. - 2015. - № 29. - С. 147-150.
24
28
производства
и обеспечении снижения
внешних и внутренних угроз
экономической безопасности 25.
Экономическая безопасность города формируется посредством комплекса
мер,
направленных
противодействие
на
устойчивое
внешним
и
развитие
внутренним
экономики
угрозам.
К
региона
и
приоритетным
направлениям обеспечения экономической безопасности города, во избежании
наступления кризисного состояния в условиях нестабильной экономики,
следует отнести:
1. Создание условий для устойчивого развития экономики региона.
− Внедренеие энергосберегающих технологий и организация устойчивых
рынков сбыта;
− Развитие инновационных технологий, с целью снижения зависимости
от конъюктур мирового рынка;
−
Поддержка
инновационного
предпринимательства,
предприятий,
ориентированнх на выпуск импртозамещающей и экспортной продукции.
2. Обеспечение нормального функционирования народного хозяйства
области
в
условиях
дестабилизации,
вызванной
политическими
и
экономическими причинами.
3.
Развитие
социальной
инфрраструктур,
поскольку современный
экономический рост предъявляет очень высокие требования к человеческому
фактору.
В связи со сложившейся ситуацией в Екатеринбурге, во избежании
ухудшения состояния региона, а именно к переходу в кризисное состояние,
целесообразно
применение
методов
экономического
регулирования
регионального развития, а также поддержка стабильного уровня качества
жизни населения на кризисный и посткризинсый периоды.
Комарова О.В., Плисова И.А. Анализ индикаторов экономической безопасности региона (на примере
Свердловской области) // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам IX междунар. науч.практ. конф. — № 7(9). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 96-103.
25
29
3.2. Меры по совершенствованию правового обеспечения экономической
безопасности муниципального образования «город Екатеринбург»
Задачи, стоящие перед регионами России, субъектами Федерации,
многоплановы и разнообразны однако у них есть много общего, особенно то,
что связано с выработкой эффективной стратегии социально-экономического
развития и обеспечением национальных интересов в сфере региональной
экономики. Главное в активизации реформирования — создание в регионах
нормальных условий для устойчивого и безопасного развития, поддержка
региональных инициатив, стимулирование притока инвестиций, налаживание
нормального диалога в системе «центр — регионы»26.
В настоящее время органами власти в субъектах Российской Федерации
много говорится о необходимости обеспечения экономической безопасности.
Однако четкого понимания, каким образом и кто должен ее обеспечивать нет. В
связи с отсутствием механизмов обеспечения экономической безопасности не
понятно
кто
должен
нести
ответственность
за
возникновение
угроз
экономической безопасности регионов и кто должен их отслеживать и
принимать меры по противодействию им. Принимаемые меры носят
узконаправленный и временный характер и рассчитаны на устранение
последствий уже наступивших кризисных явлений, не затрагивая глубинных
причин их возникновения. Такие меры не являются достаточно эффективными
и не устраняют истинных причин возникновения кризисных ситуаций. Их
основным недостатком, является отсутствие системности. Поэтому построение
систем предупреждения и противодействия кризисным ситуациям, является
важной задачей при обеспечении экономической безопасности на любом из ее
уровней, в том числе и на региональном. Сейчас в Екатеринбурге подобная
система отсутствует. Однако в связи общемировым финансовым кризисом
Гольцев Д.С. Совершенствование региональной политики в сфере обеспечения экономической безопасности
регионов // Вестник Московского университета МВД России. - 2011. - № 9. - С. 96-99.
26
30
первые шаги на пути ее создания сделаны: в каждом городском округе
Екатеринбурга учреждаются антикризисные комиссии.
В связи с узкой направленностью деятельности антикризисных штабов,
несовершенством,
а
зачастую
и
отсутствием,
реальных
механизмов
взаимодействия органов региональной власти между собой в рамках
обеспечения экономической безопасности, их функционирование не позволит
обеспечить экономическую безопасность области в целом. Ведь ее нельзя
ограничить только мерами противодействия финансовым угрозам или угрозам
безопасности рынка труда. Кроме того, гораздо эффективней предотвратить
угрозу, чем устранять последствия кризисных ситуаций, следовательно,
необходимо разработать и законодательно утвердить методики мониторинга
угроз экономической безопасности.
В настоящее время, несмотря на
существование подобных методик в теории практического применения со
стороны региональных органов власти они не находят.
В связи с вышеизложенным, основным направлениям совершенствования
механизмов взаимодействия органов региональной власти области является
создание
единой
комплексной
системы
управления
экономической
безопасности. Систему управления экономической безопасности региона (далее
система) целесообразно рассматривать как превентивную систему — систему
заблаговременного предупреждения и нейтрализации риска возникновения
кризисных ситуаций в регионе.
Построение такой системы позволит
существенно
процесс
усовершенствовать
обеспечения
экономической
безопасности региона.
Главной
устойчивого
целью
развития
функционирования
экономики
системы
региона
и
является
достижение
предотвращение
ущерба
региональной экономики. Однако достижение главной цели будет зависеть от
последовательного достижения основных целей системы безопасности.
Основные цели системы безопасности:
- выявление угроз;
31
- предотвращение угроз;
- нейтрализация угроз;
- пресечение угроз;
- локализация угроз;
- отражение угроз;
- уничтожение угроз.
Главной задачей функционирования системы является предотвращение
экономических ущербов региону как очевидно угрожающих экономической
безопасности, так и потенциально вероятных.
Задачами системы безопасности являются:
- разработка методов по совершенствованию мониторинга угроз
безопасности и мероприятий по обеспечению экономической безопасности;
- формирование, обеспечение и развитие органов, сил и средств
обеспечения безопасности;
- внедрение новых методов мониторинга угроз, и осуществление
разработанных мероприятий.
Основными
безопасности
(правительство,
участниками
региона
будут
министерства
процесса
являться
и
обеспечения
региональные
ведомства,
экономической
органы
учреждения),
власти
некоторые
территориальные органы федеральной власти (например, управления и
отделения внутренних дел) и общественные институты города. При этом,
между участниками должны быть распределены сферы ответственности, в
зависимости от вида безопасности.
Для успешного функционирования системы необходима координация
деятельности всех ее участников. В настоящее время частично эту функцию
выполняют антикризисные штабы в городских округах Екатеринбурга. Однако
узкая специализация по обеспечению именно финансовой безопасности,
ограниченное
количество
участников
и
отсутствие
законодательно
закрепленных
механизмов
взаимодействия
участников
не
32
позволяет
использовать его в качестве ключевого элемента системы управления всей
экономической безопасностью региона. Таким ключевым элементом системы
должна стать Межведомственная комиссия по антикризисному управлению –
коллегиальный орган, создаваемый с целью организации и координации
контроля работ по обеспечению экономической безопасности города. В
Межведомственную
комиссию
должны
входить
руководители
или
представители всех участников системы. Основными ее функциями станут
анализ отчетов и данных о состоянии экономической безопасности региона,
координация деятельности всех участников системы и принятие решений об
осуществлении мероприятий по нейтрализации критических угроз, управление
системой в целом.
Процесс обеспечения экономической безопасности в регионе должен
проходить
в
два
этапа
–
Мониторинг
безопасности
и
Управление
безопасностью.
Рассмотрим более подробно каждый из этапов.
1. Мониторинг экономической безопасности.
Мониторинг безопасности – непрерывное наблюдение за возникновением
негативных воздействий на экономику региона, определение их видов и причин
возникновения. Мониторинг должен являться результатом взаимодействия всех
заинтересованных служб. В ходе осуществления мониторинга необходимо
придерживаться принципа непрерывности наблюдения за состоянием объекта
мониторинга с учетом фактического состояния и тенденций развития его
потенциала, а также общего развития экономики, политической обстановки и
действия
других общесистемных факторов.
Мониторинг
целесообразно
проводить ежеквартально и в целом за прошедший год, в исключительных
случаях по решению Межведомственной комиссии по антикризисному
управлению можно отслеживать кризисные ситуации ежемесячно. При этом
значения показателей необходимо рассматривать и анализировать в динамике,
чтобы иметь представления о тенденциях их изменений.
33
Основными задачами мониторинга являются:
- оценка состояния и динамики развития экономики;
- выявление деструктивных тенденций в процессе развития потенциала
экономики;
- определение причин, источников, характера, интенсивности воздействия
критических угроз на потенциал экономики региона;
- прогнозирование негативных последствий кризисных ситуаций.
Для проведения мониторинга необходимо соответствующее правовое,
методическое, организационное, информационное, техническое обеспечение. В
процессе управления экономической безопасностью предложенный перечень
индикаторов и пороговых значений может изменяться и уточняться.
Процесс мониторинга включает в себя следующие 5 стадии:
- формирование системы индикаторов, экономической безопасности
региона;
- сбор и анализ статистических и иных социально-экономических данных,
характеризующих безопасность региона;
- выявление угроз экономической безопасности региона и оценка степени
возможных негативных последствий наступления кризисных ситуаций;
- анализ и оценка выявленных угроз с целью определения наиболее
приоритетных (критических) из них, непредотвращение которых, приведет к
кризисным явлениям в экономике региона;
- анализ и оценка эффективности внедрения методов и применения на
практике механизмов противодействия критическим угрозам.
Необходимо закрепить ответственных исполнителей на каждой стадии.
В процессе мониторинга могут принимать участие не только органы
исполнительной
общественные
власти,
но
организации
и
общественные
могут
исполнять
институты.
Например,
контрольную
функцию
деятельности системы, а также выполнять функции связующего элемента
между властью и обществом, высшие учебные заведения, могут принимать
34
участие в формировании системы индикаторов или проводить независимый
анализ причин возникновения угроз и эффективности мер противодействия
кризисным ситуациям. После завершения всех стадий этапа мониторинга –
формирования и передачи соответствующих документов начинается этап
управления безопасностью.
2. Управление экономической безопасностью.
Управление безопасностью – непрерывный процесс обеспечения и
защиты экономических интересов региона от внутренних и внешних угроз
(источников опасности), обеспечиваемый путем осуществления комплекса мер,
направленного на поддержание устойчивости функционирования и потенциала
развития региона.
Основными задачами управления безопасностью являются:
-
оценка
и
выработка
основных
направлений
деятельности
по
обеспечению экономической безопасности;
- разработка перспективных программ совершенствования системы
безопасности;
- разработка предложений о содержании и характере взаимодействия
между участниками системы мониторинга и управления экономической
безопасностью в процессе обеспечения безопасности;
- рассмотрение проектов о составе, состоянии и деятельности системы
безопасности по отчетным периодам;
- планирование
и проведение
контрольных и профилактических
мероприятий по безопасности;
- системно-аналитическое изучение сложившейся ситуации и тенденций
ее развития.
Процесс управления экономической безопасностью региона включает в
себя следующие 5 стадий:
-
внесение
изменений
и
дополнений
в
систему
экономической безопасности региона (в случае необходимости);
35
индикаторов,
-
определение
органов
региональной
и
федеральной
власти
и
общественных институтов, ответственных за возникновение критических угроз
и кризисных ситуаций;
- разработка методов и механизмов противодействия критическим
угрозам;
- определение органов власти и общественных институтов, ответственных
за
нейтрализацию
последствий
возникших
кризисных
ситуаций
и
предотвращение новых;
- внедрение методов и применение механизмов противодействия
критическим угрозам на практике.
Также как и на этапе мониторинга на каждой из стадий этапа управления
решаются соответствующие задачи. Так, например, на стадиях «внесение
изменений и дополнений в систему индикаторов» и «разработка методов и
механизмов противодействия критическим угрозам» будут решены задачи
«разработка
перспективных
программ
совершенствования
системы
безопасности» и «оценка и выработка основных направлений деятельности по
обеспечению
экономической
ответственных
за
безопасности».
возникновение
На
критических
стадиях
угроз»
и
«определение
«определение
ответственных за нейтрализацию последствий и предотвращение кризисных
ситуаций» будут решены задачи «разработка предложений о содержании и
характере взаимодействия между участниками системы мониторинга и
управления
экономической
безопасностью
в
процессе
обеспечения
безопасности» и «рассмотрение проектов о составе, состоянии и деятельности
системы безопасности по отчетным периодам».
На
стадии
«внедрение
методов
и
применение
механизмов
противодействия критическим угрозам» будут решены задачи «планирование и
проведение контрольных и профилактических мероприятий по безопасности» и
«системно-аналитическое изучение сложившейся ситуации и тенденций ее
развития».
36
Выполнение стадии «внедрение методов и применение механизмов
противодействия
критическим
угрозам»
войдет
в
сферу
деятельности
территориальных органов федеральных органов исполнительной власти,
исполнительных органов региональной власти и общественных институтов в
соответствии с их основными функциями и сферами безопасности, за которые
они несут ответственность.
Последовательное выполнение всех стадий на этапах мониторинга и
управления экономической безопасности позволит не только отслеживать все
негативные процессы в экономике региона, но и своевременно предотвращать
все критические угрозы безопасности.
Результаты функционирования системы управления безопасностью
города могут проявиться в следующем:
- создание единой информационной базы данных (системы индикаторов и
пороговых значений) для мониторинга угроз и причиненного ими ущерба
экономики города;
- определение основных внешних и внутренних угроз и разработка
мероприятий по их нивелированию для экономики города;
-
координация
администраций
и
методическое
государственных
руководство
предприятий
и
деятельностью
учреждений,
иных
организаций города по вопросам, связанным с антикризисным управлением;
- внедрение в практику работы органов региональной исполнительной
власти принципов профессионального поведения антикризисных управляющих;
- координация и методическое обеспечение деятельности министерств и
ведомств, администраций государственных предприятий и учреждений, иных
организаций по предупреждению кризисных ситуаций;
-
осуществление
государственной
политики
по
финансовому
оздоровлению экономики города;
- разработка и реализация антикризисных технологий в отраслях
экономики;
37
- установление преград для злоупотреблений и криминальных явлений в
экономике - разработка механизмов по их предотвращению (региональные
нормативные акты);
-
выработка
единых
стандартов
и
методологии
антикризисного
управления;
- установление партнерских связей, отношений с другими российскими
регионами, которые в настоящее время ведут активную работу по обеспечению
региональной экономической безопасности (например, Совет экономической
безопасности Нижегородской области и межведомственная лаборатория
проблемно-ситуационного
анализа,
Бюро
экономической
безопасности,
созданное при Московской торгово-промышленной палате и прочее).
Основными преимуществами предлагаемой системы являются:
1. Малозатратность при ее создании и функционировании - отсутствие
необходимости в создании новых государственных органов.
2. Стимулирование работы региональных органов исполнительной власти
по
принципу
взаимодействия
государства
и
общества.
Укрепление
существующих и возникновение новых функциональных связей между
министерствами и ведомствами и общественными организациями.
3. Гибкость системы – ее способность к трансформации при изменении
внешних и внутренних факторов, определяющих ее функционирование и
участников (например, возможность оперативно вносить изменения в систему
индикаторов или изменять состав участников при изменении структуры
исполнительной власти региона).
4. Возможность непрерывно отслеживать негативные изменения в
социально-экономических отношениях региона, определять сферы экономики в
которых они проявляются.
5. Оперативность принятия решений по противодействию угрозам
экономической безопасности.
38
6. Высокая эффективность функционирования, за счет коллегиального
принятия решений, четкого распределения ответственности за возникновение
кризисных ситуаций и их нейтрализацию за конкретными министерствами и
ведомствами.
Заключение
Происходящие изменения в международной обстановке положили начало
новым подходам в сфере политических, экономических и военных отношений
стран мирового сообщества. В этих условиях обеспечение национальной
безопасности тесно связано с решением экономических вопросов. Вместе с тем,
поскольку угроза войны в современном мире окончательно не снята, с особой
остротой
встает
проблема
обеспечения
экономической
безопасности
государства и практических шагов в этом направлении.
Развитие национальной экономики всякого государства в современных
условиях происходит в условиях существования различных угроз его
экономической безопасности. Основными из них являются: спад производства
и утрата рынков сбыта; сокращение инвестиций в экономику; торможение
научно-технического
национальной
прогресса
экономики;
и
разрушение
региональная
39
и/или
индустриальных
мировая
основ
экономическая
дезинтеграция;
дифференциация
в
доходах
населения
и
нарастание
безработицы; преступность в экономической сфере; последствия стихийных
бедствий и чрезвычайных ситуаций; возрастание внешнего долга; «утечка
мозгов» и финансовых средств за рубеж.
Обеспечение экономической безопасности является одним из основных
приоритетов деятельности властных структур. Достижение какой-либо цели
представляет собой решение субъектом деятельности комплекса задач в
процессе осуществления его функций путем реализации соответствующих
полномочий.
Важнейшим
законодательной
связанных
с
власти,
недостатком
деятельности
правоохранительных,
обеспечением
экономической
исполнительной,
контрольных
органов,
безопасности
является
недостаточная системность и комплексность проводимых программных
мероприятий.
В целях реализации комплексных мер по преодолению или недопущению
угроз со стороны теневой экономики, экономической и организованной
преступности, на региональном уровне необходимо рассматривать механизм
взаимодействия
органов
законодательной,
исполнительной
власти,
правоохранительных и контролирующих структур региона.
Одной из главных задач в решении проблем обеспечения национальной
безопасности является преодоление спада производства и обеспечение
экономической
стабилизации.
экономической
безопасности
Важным
государства
направлением
является
укрепления
укрепление
его
экономического потенциала. К числу важнейших направлений укрепления
экономической безопасности государства можно отнести также научнотехнические преобразования в экономике. Укрепление экономических основ
безопасности
страны
также
напрямую
зависит
от
государственной
промышленной политики. Необходимой является разработка и реализация
эффективных мероприятий по поддержанию и повышению устойчивости
40
экономической безопасности в условиях региона, а также проведение
непрерывной работы по ее повышению.
41
Список использованных источников
1.
Конституция
Российской
Федерации
(принята
всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о
поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ,
от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства
РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
2.
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от
31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с
03.09.2018) // Собрание законодательства РФ. - № 31. - 03.08.1998. - Ст. 3824.
3.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ
(ред. от 03.10.2018) // Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996. - № 25. - Ст.
2954.
4.
О банках и банковской деятельности [Электронный ресурс]:
Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 03.08.2018). - Доступ из
справочно-правовой
системы
«Консультант
плюс».
–
Режим
доступа:
http://www.consultant.ru
5.
Об
особых экономических зонах в Российской Федерации
[Электронный ресурс] Федеральный закон Российской Федерации от 22.07.2005
№ 116-ФЗ:. - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс». –
Режим доступа: http://www.consultant.ru
6.
О
таможенном
регулировании
в
Российской
Федерации
[Электронный ресурс]: Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от
03.08.2018). - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс». –
Режим доступа: http://www.consultant.ru
7.
О безопасности [Электронный ресурс]: Федеральный закон от
28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015). - Доступ из справочно-правовой
системы «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
42
8.
в
О территориях опережающего социально-экономического развития
Российской
Федерации
[Электронный
ресурс]:
Российской Федерации от 29.12.2014 № 473-ФЗ. правовой
системы
«Консультант
плюс».
Федеральный
закон
Доступ из справочно–
Режим
доступа:
http://www.consultant.ru
9.
О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации
[Электронный ресурс] Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683. - Доступ из
справочно-правовой
системы
«Консультант
плюс».
–
Режим
доступа:
http://www.consultant.ru
10.
О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации
на период до 2030 года [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от
13.05.2017 № 208. -
Доступ из справочно-правовой системы «Консультант
плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
11.
О Концепции долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]:
Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018). Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс». – Режим доступа:
http://www.consultant.ru
12.
О государственной стратегии экономической безопасности Российской
Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 29.04.1996 № 608. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс». – Режим доступа:
http://www.consultant.ru (утратил силу)
13.
Васютинский И.Ю., Рязанцева М.В., Якушова Е.С. Стратегическое
управление специальными экономическими зонами на основе рейтинга
эффективности // Гуманитарные, социально–экономические и общественные
науки. – 2014. – № 3. – C. 262–266.
14.
Гольцев Д.С. Совершенствование региональной политики в сфере
обеспечения экономической безопасности регионов // Вестник Московского
университета МВД России. - 2011. - № 9. - С. 96-99.
43
15.
Денежкина
И.Е.,
Суздалева
Д.А.
Система
показателей для
мониторинга экономической безопасности региона // СРРМ. - 2011. - №3. - С.
96-101.
16.
Дикунов С.А. Дикунова МС. Актуальные тенденции развития
военной безопасности России в современных условиях. Научный вестник
Вольского военного института материального обеспечения: военно-научный
журнал. - 2016. - №2 (38). - С. 27.
17.
Завидов Н.Г. Обеспечение экономической безопасности военной
организации государства в компетенции военной прокуратуры и контрольноревизионных органов // Электронное научное издание: «Военное право».
Выпуск № 1-2012. [Электронный ресурс]. URL: http://www.voennoepravo.ru
/node/4660 (дата обращения 16.11.2018)
18.
Зелепукин Р.В. Лоббирование в правотворчестве: автореф. дис. ...
канд. юрид. наук: Тамбов, 2013.
19.
Игнатов Д.А. Правовые модели обеспечения экономической
безопасности // Социально-экономические явления и процессы. - 2017. - №2. С. 190-198.
20.
Комарова О.В., Плисова И.А. Анализ индикаторов экономической
безопасности региона (на примере Свердловской области) // Научный форум:
Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам IX междунар. науч.-практ.
конф. — № 7(9). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 96-103.
21.
Криворотов В.В. Экономическая безопасность государства и
регионов: Учебное пособие / В.В. Криворотов, А.В. Калина. - М.: ЮНИТИ,
2015. - С. 156.
22.
Мартышенко С.Н., Мартышенко Н.С., Гусев Е.Г. Синергетический
подход в моделировании социально- экономических процессов // Синергетика в
естественных
науках.
Материалы
Международной
научной конференции. - Тверь, - 2008. - С. 245.
44
междисциплинарной
23.
Радько Т.Н., Лазарев В.В., Морозова Л.А. Теория государства и
права. М.: Проспект, 2016.
24.
Рязанцева М.В., Якушова Е.С. Анализ особенностей правового
статуса территорий опережающего развития // Международный журнал
прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 8. - С. 738-742.
25.
Цыганов
С.И.
Понятие
«экономическая
безопасность».
Электронный ресурс. Режим доступа: http://bmpravo.ru (дата обращения
15.11.2018)
26.
Шишечкина
О.С.
Экономическая
безопасность
личности
в
муниципальном образовании (на примере г. Екатеринбург) // Стратегия
устойчивого развития регионов России. - 2015. - № 29. - С. 147-150.
45
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв