Правовое регулирование иностранной инвестиционной деятельности в сфере топливно-энергетического комплекса Российской Федерации

Цель: проанализировать систему национального законодательства в сфере топливно-энергетического комплекса Российской Федерации, систему национального законодательства, посвященную иностранным инвестициям, выявить отдельные недостатки правового регулирования инвестиционной деятельности иностранного субъекта в сфере топливно-энергетического комплекса Российской Федерации. Задачи: 1. Проанализировать доктринальные позиции относительно таких понятий как: «иностранная инвестиция», «иностранная инвестиционная деятельность» и «иностранный инвестор»; 2. Проанализировать легальные дефиниции указанных выше понятий, с целью определения того, насколько имеющиеся легальные дефиниции соответствуют современному уровню развития отношений в сфере топливно-энергетического комплекса России. 3. Рассмотреть присутствующие в законодательстве формы иностранной инвестиционной деятельности в сфере топливно-энергетического комплекса России; 4. Проанализировать отдельные ограничительные изъятя в отношении иностранной инвестиционной деятельности в сфере ТЭК РФ. Выводы, сделанные по результатам исследования: 1) В отдельных нормативно-правовых актах Российской Федерации используется словосочетание «топливно-энергетический комплекс», однако ни один них не содержит легальной дефиниции ТЭК, что не позволяет определить границы понятия «топливно-энергетический комплекс». Мы присоединяемся к мнению о том, что в правовом значении ТЭК представляет систему общественных отношений между субъектами экономического процесса, возникающих в связи с производством энергии, добычей и транспортировкой (передачей) энергетических ресурсов; функционированием совокупности предприятий и производств, обеспечивающих данные процессы; обеспечением экологической и энергетической безопасности Российской Федерации. 2) Законодательство в сфере ТЭК РФ представляет собой конгломерат нормативно-правовых актов различной юридической силы, зачастую, не скоординированных между собой. Мы поддерживаем позицию некоторых авторов о том, что необходимо принятие комплексного нормативно-правового акта, регулирующего отношения в сфере ТЭК РФ, который содержал бы в себе базовые принципы функционирования российского ТЭК, общие для всех его отраслей. Применительно к теме настоящего исследования предполагается возможным включение в такой нормативный акт положений, регулирующих допуск иностранного инвестора в сферу ТЭК РФ; форм иностранной инвестиционной деятельности в сфере ТЭК РФ. 3) В системе правового регулирования иностранных инвестиций в РФ акцент сделан на более общие законы, которые устанавливают принципы осуществления инвестиционной деятельности нерезидентами РФ, гарантии, предоставляемые иностранным инвесторам. Необходимо констатировать, что считающийся базовым для регулирования иностранных инвестиций Федеральный закон «Об иностранных инвестициях», провозглашает лишь предоставление гарантий государством при осуществлении инвестиционной деятельности иностранным инвестором, при этом, не затрагивает вопросов непосредственного регулирования инвестиций (в частности порядка осуществление инвестирования, форм осуществления иностранной инвестиционной деятельности). Тем не менее законодатель предпринимает попытки совершенствования законодательства об иностранных инвестициях. Это проявилось, в частности, в либерализации законодательства, посвященного доступу иностранного инвестора в стратегические отрасли экономики России, к которым можно отнести некоторые подотрасли ТЭК. Однако, имеют место и обратные примеры, в частности, в недавно принятом Федеральном законе «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в качестве субъекта, который может быть частным партнером, указано лишь «российское юридическое лицо». 4) Подход к определению «иностранный инвестор», используемый Федеральным законом «Об иностранных инвестициях», представляется несколько не соответствующим современному уровню развития инвестиционных отношений, поскольку для определения национальности инвестора применяется лишь критерий инкорпорации и «гражданства и место жительства». Это является особенно актуальным для определения национальности инвестора, осуществляющего инвестиционную деятельность в сфере ТЭК. Стратегический характер ТЭК РФ, требующий разумного ограничения иностранной инвестиционной деятельности в этой сфере, обуславливает необходимость применения критерия контроля для цели определения национальности иностранного инвестора в сфере ТЭК РФ. Таким образом, на наш взгляд, возможно сочетание вышеназванных критериев определения национальности иностранного инвестора в законодательстве. 5) Необходимо уточнение отдельных положений Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение», устанавливающего изъятия ограничительного характера в отношении допуска иностранных инвесторов, в том числе, в сферу ТЭК. Уточнение требуют, в частности, признаки «группы лиц», где среди таких признаков необходимо сделать исключения в отношении российских граждан, а также российских юридических лиц неподконтрольных иностранному инвестору, как следствие, являющихся самостоятельными по смыслу закона. 6) Отдельные нормативно-правовые акты, посвященные формам осуществления инвестиционной деятельности в ТЭК РФ оперируют термином «консорциум», который отсутствует в законодательстве РФ. Анализ указанных нормативно-правовых актов позволяет сделать вывод о том, что в некоторых случаях консорциум не используется в традиционном значении, как осуществление предпринимательской деятельности без образования юридического лица, а трактуется широко и предполагает создание новых юридических лиц в рамках сотрудничества между российскими и иностранными компаниями в сфере газо- и нефтеснабжения. 7) Анализ законодательства, посвященного соглашениям о разделе продукции показал отсутствие важнейших положений, необходимых к законодательному закреплению. В частности, Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» не конкретизирует ответственность инвестора за нарушение природоохранного законодательства при разработке и добыче ресурсов, несоблюдение императивных норм, обеспечивающих безопасность РФ. Данные положения должны найти закрепление в законе. Законодательство, посвященное концессионным соглашениям требует баланса отношений инвестора и государства, при котором публично-властная роль государства будет ограничена предоставлением гарантий для инвестора и объективным контролем за его деятельностью.

Государство и право. Юридические науки
Диссертации

Вуз: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)

ID: 587d36845f1be77c40d59137
UUID: 2231ffd2-81e5-4daf-93c2-9e01838fc031
Язык: Русский
Опубликовано: больше 4 лет назад
Просмотры: 461

Гутиев Алан Станиславович

Источник: Санкт-Петербургский государственный университет


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 380659 bytes


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет