САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра теории и истории государства и права АННОТАЦИЯ к магистерской диссертации студента 2 курса магистратуры ФИО: Высоцких Сергей Сергеевич Тема магистерской диссертации: Правовой нигилизм в контексте типов правопонимания Цель исследования: характеристика правового нигилизма в России в контексте типов правопонимания. В рамках исследования были поставлены следующие задачи: 1. Определить, что понимается под нигилизмом в философской литературе; 2. Соотнести понятие нигилизма и правового нигилизма; 3. Определить объект правового нигилизма в различных типах правопонимания; 4. Проанализировать проявления правового нигилизма в России. Выводы, сделанные по результатам исследования: 1. Нигилизм предполагает смерть высших ценностей, таких как Бог, истина, добро, справедливость. На их место нельзя воздвигнуть новые, так как сверхчувственный мир базовых ценностей перестает существовать. 2. Если рассматривать нигилизм и правовой нигилизм как общее и частное, то под последним нельзя понимать отрицание ценности права. Иначе пришлось бы признать, что нигилизм – это также отрицание ценности Бога, что неверно. Нигилизм констатирует смерть Бога, т.е. мир идей, идеалов именно перестает существовать. Если признавать связь между нигилизмом и правовым нигилизмом, то правовой нигилизм следует рассматривать в качестве отсутствия права как ценности, а не как отрицание ценности права. 3. Отсутствие у права ценности будет означать, что у права нет свойств, из-за которых право воспринимается как нечто полезное и необходимое. С другой стороны, утверждение об отсутствии права как ценности может значить, что право как принцип, как некая идея высшего порядка для правового нигилиста не существует. 4. Право в большинстве типов правопонимания не рассматривается как самостоятельная базовая или высшая ценность. Исключением является либертарное правопонимание, в рамках которого право можно рассматривать как самостоятельную базовую ценность, которая заключена в принципе формального равенства. Согласно данной концепции формальное равенство является необходимым свойством права, а также единственной настоящей формой справедливости. В связи с этим был сделан вывод, что правовой нигилизм возможен только в случае либертарного правопопонимания как система взглядов, согласно которой право как ценность в виде формального равенства и справедливости отсутствует. 5. В случае рассмотрения правового нигилизма с точки зрения либертарного правопонимания правовой нигилизм, скорее, проявляется в злоупотреблениях полномочиями должностными лицами, в результате которых нарушается формальное равенство других субъектов. 6. Для России характерен традиционалистский тип понимания ценности права, согласно которому право выступает ценностью второго плана, а потому служит высшим ценностям, таким как религия, добро, справедливость. Такое отношение к праву можно именовать правовым скептицизмом, изучению которого должно быть посвящено самостоятельное исследование.
Источник: Санкт-Петербургский государственный университет
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв