СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
6
1 Понятие и значение социального обеспечения мигрантов
1.1 Понятие миграции и основные категории мигрантов
10
1.2 Правовые основы регулирования социального обеспечения мигрантов в
Российской Федерации
17
1.3 Основные направления социальной поддержки мигрантов в Российской
Федерации
23
2 Предоставление социального обеспечения и социальной защиты мигрантам
на территории РМ (на материале Министерства социальной защиты, труда и
занятости населения Республики Мордовия)
2.1 Методы и технологии работы с мигрантами в учреждениях социальной
защиты РМ (на материале Министерства социальной защиты, труда и занятости
населения Республики Мордовия)
2.2
Проблемы
и
28
перспективы
развития
социальной
работы
с мигрантами в РМ
34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
41
ПРИЛОЖЕНИЕ А (обязательное) Миграция в Российской Федерации и
федеральных округах, за период с января по июнь 2018 года (в пересчете на
год), на 1000 человек постоянного населения
46
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (обязательное) Общие итоги миграции населения по
Республике Мордовия, муниципальным районам и городскому округу Саранск
за период с января по май 2018 года
47
5
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Изменения, произошедшие в
социально-экономической и политической сферах в последние десятилетия и
продолжающиеся в настоящее время, создали предпосылки для существенного
увеличения миграционных потоков. Масштабные перемещения огромных
потоков людей разворачиваются с нарастающей силой, со всеми вытекающими
отсюда последствиями.
Одной из острейших проблем России последних десятилетий является
демографический кризис. На протяжении 90-х годов прошлого столетия
демографической политике в нашей стране не уделялось должного внимания.
«Земля
превращается в планету мигрантов»,
–
таков один из
многочисленных заголовков в сети Интернет, отражающий актуальный
характер данной проблемы и риски, обусловленные миграцией. Нельзя не
отметить масштабные перемещения огромных потоков людей. Для некоторых
государств миграция является источником преодоления дефицита рабочей
силы, для других она разрешает одновременно проблему и национальнокультурной, и исторической схожести.
Так, в 1990-е гг. из бывшего СССР в Израиль эмигрировали
около 700 тыс. граждан, имеющих высшее техническое образование. В Израиле
это образно назвали «золотым дождем».
Активная политика дифференцированной экономической иммиграции
проводится США, Канадой, Австралией. Для ряда стран миграция является еще
и источником пополнения существенных социально-демографических потерь
(Россия, Германия). Для других, напротив, поток из нее жителей становится
единственным способом разрешения проблемы перенаселенности (Китай,
Индия) или обеспечения населения, а также безработицы (Афганистан,
Азербайджан,
Грузия,
Таджикистан,
6
Украина).
Для
некоторых
стран,
обладающих
обширными
территориями,
эмиграционные
потери
стали
серьезной социальной проблемой (Россия, Казахстан).
Сильное влияние на интенсивность миграционных потоков оказывают
глобализационные процессы, которые делают миграцию более масштабной,
разнообразной, трансграничной и, по сути, постоянной. При этом необходимо
учитывать, что разрешая одни проблемы, миграция сама способствует
возникновению других: социального, психологического и правового характера;
она становится «горячим» направлением социальной политики и социальной
работы.
Актуальность данных проблем нашла отражение в общественном
сознании, в художественном творчестве. Не могут обойти стороной данную
проблему ученые. Насчитываются сотни статей и книг, посвященных
проблемам миграции. В них задаются масштабные вопросы, ищутся ответы,
разрабатываются концепции государства. Исходят из того, что миграционная
политика стала составной частью социальной и экономической политики, она
требует наиболее серьезного внимания. Миграционная политика не может
обходиться без социальной защиты и социальной работы с мигрантами. Но
именно этот аспект недостаточно обеспечен в научном и организационном
плане.
Подобная проблема имеет место в России, которой для полноценного
развития населения и территории необходимо только на Дальнем Востоке и в
Сибири около 18 млн. переселенцев. Миграционная политика должна иметь
тесную связь с проводимыми программами социально ориентированных
мероприятий – социальной защитой, социальной адаптацией и интеграцией
иммигрантов.
Теоретическая основа и степень изученности темы. Социальнопсихологические аспекты положения русских в странах ближнего зарубежья
исследуется
Н.
М.
Лебедевой;
влияние
миграционных
процессов
на
межнациональные отношения – Р. А. Костиным; вопросы социальной
адаптации вынужденных мигрантов раскрывает В. С. Айрапетов. Анализ работ
7
свидетельствует о том, что большинство из них сконцентрировано на
исторических
(Д.
С.
Шелестов,
В.
М.
Кабузан),
демографических
(Д. И. Валентей, А. Я. Кваша) и структурных особенностях миграции.
Разработкой моделей миграционных процессов занимаются А. В. Дмитриев,
Л. Д. Воеводин, Л. В. Рыбаковский. В области построения практических
рекомендаций по регулированию миграционными процессами можно выделить
труды: А. В. Похлебаевой, Т. С. Витковской, А. Г. Вишневского,
А. Г. Гришанова, Л. Д. Гудкова, М. Б. Денисенко, Т. Д. Ивановой,
В. И. Мукомель, А. Д. Назарова, Е. Ю. Складовской, М. Л. Тюркина.
Предметом
исследования
является
система
правовых
норм,
регламентирующих порядок реализации технологий социальной работы по
защите прав мигрантов.
Объектом
исследования
являетсясовокупность
общественных
отношений, возникающих в процессе деятельности государственных и
общественных организаций и учреждений по оказанию социальной поддержки,
как
нуждающимся
группам
лиц,
так
и
отдельным
представителям
миграционного сообщества (организация социальной работы с мигрантами).
Целью
исследования
является
изучение
проблемы
миграции
в
современном обществе и технологий социальной работы с мигрантами и
беженцами.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
– определить понятие «миграция», выделить основные категории
мигрантов;
– раскрыть правовые основы регулирования социального обеспечения
мигрантов в Российской Федерации;
– рассмотреть основные направления социальной поддержки мигрантов в
Российской Федерации;
– дать содержательную характеристику технологий социальной работы с
мигрантами;
8
– описать практический опыт технологий социальной работы с
мигрантами
в
учреждениях
социальной
защиты
РМ
(на
материале
Министерства социальной защиты, труда и занятости населения Республики
Мордовия);
– выявить проблемы и перспективы развития социальной работы с
мигрантами;
–
разработать
предложения
по
совершенствованию
технологий
социальной работы с мигрантами.
Методологическую
основу
работы
составила
совокупность
общественных и частно-научных методов исследования явлений и процессов,
включающих
системный
анализ,
сравнительно-правовой,
формально-
юридический и другие.
Научно-практическая
значимость
исследования.
Согласно
Конституции РФ 1993 года наше государство является демократическим
федеративным правовым, признающим в качестве высшей ценности права и
свободы человека и гражданина. Закрепление в Конституции РФ важнейших
конституционных прав человека и гражданина в миграционной сфере
позволило нашему государству стать активным участником международного
миграционного процесса. С появлением в РФ таких субъектов как мигранты
возник вопрос о социальном обеспечении этой категории граждан. На практики
возникает много вопросов к данной сфере, так как в Российской Федерации нет
ещё
достаточно
развитой
правовой
базы,
регулирующей
социальное
обеспечение мигрантов.
Структура работы. Поставленная цель, задачи и методы исследования
определили структуру работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения,
списка использованныхисточников и приложений.
9
1 Понятие и значение социального обеспечения мигрантов
1.1 Понятие миграции и основные категории мигрантов
Рассмотрение вопросов социального обеспечения мигрантов невозможно
без определения самого понятия «миграция». При знакомстве с понятием
«миграция населения» обнаруживается неопределенность границ термина. Это,
в частности, связано со сложностью процесса формирования и становления
наук, исследующих данную проблему, к которым, в первую очередь можно
отнести
экономику,
демографию,
социологию,
историю.
Исследование
различных аспектов миграции, а, следовательно, и теоретическая разработка
самого понятия имеют длительную историю.
Для дореволюционной историографии было характерно оперирование
терминами «переселение» и «колонизация». Эти понятия на рубеже веков, по
сути, были синонимами. Один из видных теоретиков по проблеме переселений
А. А. Кауфман также не проводил строгого разграничения между этими
понятиями [25, с. 265]. Научная литература 1920-х годов свидетельствует о
понимании возрастающей роли миграции в решении ряда социальноэкономических задач.
Следует отметить, что исследователям встречалось немало трудностей в
работе, среди которых отмечались исключительная динамичность миграций в
этот период, а также отсутствие специалистов и систематического учета
населения. И. Л. Ямзин справедливо отмечал терминологическое несогласие в
колонизационно-миграционной тематике [41, с. 6]. Использовался такой термин
как «механическое движение населения», применяемый в связи с организацией
текущего
учета
«миграционные
миграции.
процессы»,
Также
встречались
«социальные
термины
миграции»,
«миграция»,
«изменение
национального состава населения». В этот период само понятие «колонизация»
не рассматривалось в узкополитическом смысле в его современном понимании,
10
а стало синонимом «миграции населения». Каждый исследователь давал свое
толкование данного термина. Так, В. П. Вощинин определил термин в
«широком» и «узкотехническом» смысле слова, считая «колонизацию
тождественной заселению и противопоставленной стихийному переселению»
[20, с. 16].
В 1930-х годах термин «миграция населения» встречается намного реже,
его заменяет понятие «территориальное перераспределение населения»,
означаемое в ряде случаях процесс территориального перемещения населения и
трудовых ресурсов, а в других – результат этого процесса. В этот период
происходит
значительное
изменение
масштабов
территориальных
перемещений, а также их интенсивность и направление. Введение паспортной
системы и обязательной прописки по месту жительства в 1932 г.способствовало
еще большему ужесточению административных мер по запрещению свободных
миграций сельского населения в города. Теперь миграции рассматривались в
комплексе проблем воспроизводства рабочей силы, развития и размещения
производительных сил. В переписях 1937, 1939 гг. вопрос о миграциях не
ставился с целью скрыть истинные масштабы вынужденных переселений
людей и политические репрессии. Теоретически обосновывался плановый
характер перемещения населения в условиях планового хозяйства при
отсутствии проблемы миграции [19, с. 6].
По мнению В. И. Переведенцева произошло разрушение термина
«миграция населения», то есть его «фактическая утрата при сохранении ряда
менее общих понятий, которые относятся к термину «миграция населения» как
видовые к родовым» [34, с. 10.]. В 1950-е гг. произошло постепенное изменение
такого положения. Возобновляется исследование целого ряда проблем
социально-экономического и общественно-политического характера. Росту
интереса к миграциям способствовала подготовка Всесоюзной переписи
населения 1959 г. Что же касается вопросов теории и методологии миграций, то
они активно стали изучаться в 1960-1980 гг. Вновь ставится задача выработки
определения «миграция», обозначения его рамок. Большинство определений
11
охватывали лишь те территориальные перемещения, которые были связаны с
изменением места жительства на длительный срок. Наиболее часто встречается
в те годы определение миграции как перемещения населения, связанного с
переменой места жительства [23, с. 208]. Достаточно широкий спектр понятий
миграций населения как движения в пространстве связан с тем, какие виды
этого движения рассматриваются исследователями. Большинство ученых
придерживаются позиции, что «миграция – перемещение людей через границы
тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на более
или менее длительное время» [36, с. 251].
В число характеристик этого понятия входят:
– причины миграций;
– цели и способы их регулирования;
– этапы;
– интенсивность;
– направления;
– функции;
– результаты и т. д. [17, с. 16].
До настоящего времени в международном праве нет единого понятия
«мигрант», не получило оно единого определения и в российской правовой
системе. Большинство существующих определений основано напонимании
миграции как определенного вида перемещения, передвижения населения, а
мигранта – как лица, который это перемещение совершает. При этом
выделяются
разновидности
подобного
перемещения:
социальное,
территориальное, естественное, профессиональное, отраслевое, механическое и
иные.
При этом следует согласиться с Л. Л. Рыбаковским, что в определениях,
приравнивающих миграцию к различным видам передвижения населения,
смешиваются различные явления: перемещение людей по территории и
перемещение людей по образовательным группам, профессиям, отраслям,
предприятиям [36, с. 80]. Учитывая то обстоятельство, что формулируемое
12
понятие будет применяться к целям правового регулирования миграционной
сферы и правового статуса мигранта, в первую очередь представляет интерес
территориальное (географическое) перемещение населения. При этом важным
является
не
столько
само
перемещение
мигранта, сколько
правовые
последствия такого перемещения.
Анализ зарубежного опыта позволяет выделить три основных критерия,
применяемых для определения мигрантов: место рождения, гражданство и
место проживания. Реже применяется критерий этнической принадлежности,
задаются
дополнительные
вопросы
о
цели
пребывания,
наличии
множественности гражданства, основаниях его приобретения, стране рождения
родителей.
В условиях становления в России правового государства, когда
законодательно определяются меры социальной поддержки и помощи
мигрантов, имеет, большое значение в организации социальной работы с
мигрантами приобретает их правовой статус, который включает:
– общую правоспособность, под которой принято понимать способность
субъекта иметь права и обязанности. Правоспособность мигранта как любого
лица, определяется его правовым статусом;
– дееспособность, которая представляет собой способность мигранта
своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические
обязанности,
а
также
нести
ответственность
в
соответствии
с
законодательством;
– специальную правоспособность, которая зависит от того, к какой
категории мигрантов (беженцам, вынужденным переселенцам, трудовым
мигрантам, детям или членам семьи мигранта) относится данное лицо. Такая
правоспособность
связана
с
приобретением
дополнительных
прав
и
обязанностей.
На международном уровне, в частности, в документах ООН, выделяются
пять основных категорий международных мигрантов:
13
– иностранцев, имеющих разрешение пребывать в стране с целью
получения образования или профессионального обучения;
– трудящихся-мигрантов, в том числе работающих по контракту,
выполняющих определенный проект, временных трудящихся-мигрантов,
родственников трудящихся-мигрантов;
– иммигрантов: мигрантов, прибывших по семейным связям, этнических
мигрантов,
мигрантов
с
правом
свободного
устройства,
мигрантов-пенсионеров;
– иностранцев, имеющих разрешение на пребывание по гуманитарным
причинам (беженцы, ищущие убежища, иностранцы, которым предоставлен
статус временной защиты и лица, которым разрешено пребывание по
гуманитарным соображениям).
В. А. Ионцев отмечает неполноту данной классификации и предлагает её
расширенный вариант [23, с. 21]. Им выделяется две основные категории
международных мигрантов: прибывающие и выбывающие. Каждая из них
включает десять следующих групп: безвозвратные мигранты, долгосрочные
или постоянные мигранты, мигранты-сезонники, приграничные рабочие,
циркулярные мигранты, нелегальные мигранты, вынужденные мигранты,
дипломаты и иные правительственные чиновники (в том числе военные),
кочевники, паломники, туристы и экскурсанты. При этом к долгосрочным
мигрантам относятся трудящиеся-мигранты, студенты, стажеры, иждивенцы.
К вынужденным мигрантам относятся беженцы, лица, ищущие убежище,
«гуманитарные» мигранты. Примером циркулярных мигрантов являются
«бизнес»
мигранты
и
«челночные»
мигранты.
Такая
классификация
международных мигрантов на сегодняшний день признана одной из наиболее
содержательных.
Одна из первых российских классификаций категорий мигрантов была
закреплена на подзаконном уровне в Федеральной миграционной программе,
утвержденной Указом Президента РФ от 9 августа 1994 г. № 1668 [8]. Но
следует отметить, что в данном акте были классифицированы не мигранты, а
14
«субъекты миграции», под которыми подразумевались различные категории
мигрантов, обладающие рядом общих признаков или являющиеся носителями
определенных свойств.
В данной классификации не был выдержан системный подход в
определении отдельных категорий мигрантов. В результате одно и то же лицо
могло одновременно примыкать к разным группам субъектов миграции.
Классификация субъектов миграции, приведенная в Указе Президента РФ от
9 августа 1994 г., была положена в основу утвержденной Постановлением
Правительства РФ от 10 ноября 1997 г. № 1414 Федеральной миграционной
программы на 1998-2000 гг. [9]. В данной Программе вместо понятия «субъект
миграции» появилось понятие «мигрант». По аналогии были сохранены шесть
категорий
мигрантов.
Категория
«субъекты
внутренней
социально-
экономической миграции» была заменена категорией «субъекты внутренней
миграции», в которую дополнительно вошли лица, не имеющие законных
оснований
для
пребывания
на
территории
Российской
Федерации
и
осуществляющие перемещения по ней. Кроме того, был расширен круг лиц, на
которых распространяются ограничения на право въезда и пребывания в РФ, а
также
лиц, попадающих
прекращения
срока
под
действия
категорию иммигрантов. Однако после
Программы
иные
нормативные
акты,
устанавливающие классификацию мигрантов, небыли приняты.
Нормативное закрепление классификации ограничивает возможности
отражения всех теоретически и практически существующих категорий
мигрантов, важными являются только те категории мигрантов, для которых
планируется установить специальный правовой статус. Так, например, в
общероссийском классификаторе информации о населении ОК 018-95 [10]
выделено восемь видов миграции, к которым относятся миграция со странами
СНГ и Балтии, миграция с другими зарубежными странами, международная
миграция.
Однако
для
целей
правового
регулирования
статуса
лиц,
осуществляющих указанные перемещения, достаточно выделить одну общую
категорию «международных мигрантов», использование которой предполагает
15
необходимость
учитывать
имеющиеся
международные
соглашения
с
отдельными странами, в том числе с государствами – участниками СНГ.
Кроме того, следует выделить категории мигрантов в зависимости от
сроков
перемещения,
а
именно,
осуществляющих
краткосрочные
и
долгосрочные (постоянные) перемещения. Согласно рекомендациям по
статистике международной миграции ООН 1998 г. [16] мигрант считается
совершившим постоянную миграцию, если срок его передвижения составит
более одного года; при сроке менее года – он будет являться краткосрочным
мигрантом. При этом для приобретения статуса краткосрочного мигранта лицу
необходимо проживать в стране, которая не является местом обычного места
жительства, три месяца.
В настоящее время достаточно распространена точка зрения, согласно
которой лицо признается мигрантом только при осуществлении долгосрочных
или безвозвратных перемещений. Так, например, А. И. Паньшин предлагает
считать
мигрантом
лицо,
переместившееся
через
границы
и
внутри
государства, в связи со сменой места жительства на продолжительный срок (не
менее одного года) [33, с. 23]. Очевидным является то, что подобное
определение не распространяет действия на мигрантов, осуществляющих
краткосрочное перемещение. Использование в определении приведенного
срока обусловлено рекомендациями ООН для проведения переписи населения,
но возникает вопрос о рациональности его использования. Лицо может
фактически стать мигрантом (например, беженцем, трудящимся-мигрантом) до
истечения одного года с момента перемещения.
Необходимо
выделить
категории
мигрантов,
нуждающихсяв
первоначальной адаптационной и в последующем в интеграционнойподдержке
по степени сокращения необходимых мер поддержки, следующим образом:
– вынужденные мигранты с перспективой постоянного проживания;
– долгосрочные иммигранты на постоянное место жительства, «носители
русского языка»;
16
– трудовые мигранты с перспективой переселения на постоянное место
жительства;
– временные вынужденные мигранты, политические беженцы;
– соотечественники (участники действующей федеральной программы);
– временные трудовые мигранты;
– учебные мигранты.
У
каждой
из
перечисленных
категорий
мигрантов
обстоятельства въезда на территорию страны, планы
различны
на дальнейшее
пребывание, род занятий, возможность вступления в контакт с постоянным
населением и многое другое, что связано как с возможностями принимающей
стороны, так и с заинтересованностью в появлении новых законопослушных
граждан. В связи с этим невозможно применение единого подхода ко всем
мигрантам в целом и предоставление им общих для всех мер поддержки и
помощи на этапах адаптации и дальнейшей интеграции в принимающее
сообщество.
Таким образом, проведя подобную типологию, возможно, более точно
определить и дифференцировать направления государственной политики в
сфере социального обеспечения мигрантов, исходя из потребностей той или
иной категории мигрантов и особенностей их пребывания на территории
государства.
1.2 Правовые основы регулирования социального обеспечения
мигрантов в Российской Федерации
Миграционная политика России рассматривается в качестве составной
части государственной внешней и внутренней политики, а ее реализация
считается одной из приоритетных задач государства. Следует отметить, что
активное развитие в последние годы миграционного законодательства еще не
привело к выделению миграционного права в самостоятельную отрасль права.
17
Но постепенно идет процесс формирования такой отрасли национального
законодательства как «миграционное право» [42, с. 18]. По мнению
Ю. А. Тихомирова, эта отрасль отражает сложные процессы в сфере
миграционных отношений и, естественно, обладает комплексным характером.
«Опорный слой» системного регулирования составляют принципы и нормы
международного
права,
включая
акты
международных
организаций
и
межгосударственных объединений, а также международных миграционных
институтов [37, с. 17]. Помимо конституционного, административного и
административно-процессуального права, правовые нормы, регулирующие
правоотношения в области миграции, также содержатся в трудовом, жилищном
и семейном праве, относящихся к совместному ведению Российской Федерации
и её субъектов.
В качестве источников миграционного права, помимо законов и иных
нормативно-правовых актов, подзаконных актов, следует рассматривать
судебные
решения,
внутригосударственные
договоры
и
соглашения
нормативного характера, международные договоры РФ. Россия является
участницей практически всех международно-правовых актов в области прав
человека, а также присоединилась к правовым актам, регулирующим
правоотношения в сфере миграции и общепризнанные нормы международного
права.
Нормативное
регулирование
вопросов
миграции
и
защиты
прав
мигрантов в Российской Федерации осуществляется на следующих уровнях:
–
федеральный
уровень
(Конституция
Российской
Федерации,
федеральные законы и подзаконные акты – указы Президента Российской
Федерации, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты
федеральных министерств и ведомств);
– уровень субъектов Российской Федерации (законы субъектов РФ,
подзаконные
акты,
принимаемые
органами
субъектов РФ);
18
исполнительной
власти
– уровень местного самоуправления (нормативные акты органов местного
самоуправления и должностных лиц местного самоуправления);
–
межгосударственный
уровень
(многосторонние и
двусторонние
соглашения с другими государствами в области миграции), а также на
основании
общепризнанных
принципов
и
норм
международного
и
европейского права.
Правовую основу миграционной политики составляют Конституция
Российской Федерации [1], Федеральные законы: «О гражданстве Российской
Федерации» от 31 мая 2002 г. [5], «О правовом положении иностранных
граждан
в
Российской
Федерации»
от
25
июля
2002
г.
[4],
«О беженцах» от 19 февраля 1993 г. [2], «О порядке выезда из Российской
Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г. [3],
«О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» от
18 июля 2006 г. [6], иные федеральные законы, указы Президента Российской
Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и другие
нормативные и правовые акты Российской Федерации, а также международные
договоры
и
Федерацией.
соглашения,
Этими
заключенные
законами
во
или
многом
признанные
обеспечена
Российской
законодательная
реализация целого ряда задач в сфере регулирования миграционных
отношений.
Так, необходимо отметить, что Конституция Российской Федерации,
принятая в 1993 году, провозгласила основные принципы государственноправового
развития
страны:
демократическое
федеративное
правовое
государство, признающее, в качестве высшей ценности права и свободы
человека, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и
гражданина – обязанностью государства. В Конституции закреплены базовые
начала, направленные на обеспечение важнейших конституционных прав
человека и гражданина в миграционной сфере:
– право каждого, кто законно находится на территории РФ, на свободное
передвижение;
19
– выбор места пребывания и жительства в пределах РФ;
– право на свободный выезд из страны и беспрепятственный въезд
в РФ (ст. 27).
Основные направления социальной работы с мигрантами регулируются
федеральным законодательством. Федеральный закон от 15 августа 1996 г.
№ 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую
Федерацию» [3] устанавливает, что каждый может свободно выезжать за
пределы России. В Федеральном законе детально определен порядок
оформления и выдачи документов для въезда в Российскую Федерацию и
выезда из неё иностранных граждан и лиц без гражданства.
Особая роль принадлежит Федеральному закону от 25 июля 2002 г.
№ 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской
Федерации» [4], который определяет правовое положение иностранных
граждан в России, а также осуществляет регулирование отношений между
иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной
власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных
органов – с другой, возникающие в связи с пребыванием (проживанием)
иностранных граждан в России и осуществлением ими на ее территории
трудовой, предпринимательской и иной деятельности.
Федеральным законом от 18.07.2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете
иностранных
граждан
и
лиц
без
гражданства
в
Российской
Федерации» [6], миграционный учет иностранных граждан и лиц без
гражданства в России рассматривается как одна из форм государственного
регулирования миграционных процессов, направленная на обеспечение и
исполнение установленных Конституцией России гарантий соблюдения права
каждого, кто законно находится на территории России, на свободное
передвижение, выбор места пребывания и жительства в ее пределах и других
прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов
России в сфере миграции.
20
В последние годы была проделана достаточно серьезная законодательная
работа.
Стало
иностранных
более
граждан,
простым
в
том
регулирование
числе
трудовой
деятельности
квалифицированных
работников,
установлено обязательное тестирование трудовых мигрантов на предмет знания
русского языка, а также закреплена обязанность обеспечения им со стороны
работодателей социально-бытовых гарантий. Были введены льготные условия
для осуществления иностранными учащимися и студентами трудовой
деятельности в России. Произошло усиление ответственности за организацию
незаконной миграции. Кроме того, стала более строгой ответственность за
нарушение иностранными гражданами правил въезда в Россию и режима
пребывания, а также ответственность за незаконное привлечение их к трудовой
деятельности.
Ограниченной
является
возможность
въезда
в
страну
иностранных граждан, которые ранее привлекались к административной
ответственности, судимы или депортированы.
Как было отмечено в Указе Президента России от 13 октября 2012 г.
№ 622 [9], миграционное законодательство Российской Федерации не в полной
мере соответствует настоящим и будущим потребностям экономического,
социального и демографического развития, интересам работодателей и
российского общества в целом. Оно ориентировано на привлечение временных
иностранных работников и не содержит мер, способствующих переезду на
постоянное место жительства, адаптации и интеграции мигрантов. Причиной
этому стало преобладавшая политика, направленная в основном на ограничение
миграционных процессов и государственный контроль в данной сфер, несмотря
на то, что такая политика противоречила не только интересам социальноэкономического развития общества и государства, но и основным принципам
Конституции России.
Исходя из федеративного устройства России, отдельные аспекты
социальной
работы
с
мигрантами
регулируются
региональным
законодательством. Это конституционные (уставные) акты, законодательство в
сфере социальной поддержки и защиты населения, акты, регулирующие такие
21
социальные сферы, как здравоохранение, образование, детство. Важное место
отводится программным документам. В качестве таковых можно назвать
действующую, например, в Республике Мордовия Государственную программу
«Оказание содействия добровольному переселению в Республику Мордовия
соотечественников,
проживающих
за
рубежом,
на
2015-2020
годы»
(с изменениями на 18 апреля 2018 года) [11].
Многообразие нормативных актов в области миграции выдвигает на
первый план задачу систематизации нормативного правового материала в
области миграции. При этом необходимо обеспечить его структурное
единообразие, создать внутреннюю согласованность различных норм, а также
провести мониторинг существующих пробелов и противоречий между
федеральным
и
региональным
законодательством
и
общепризнанными
принципами и нормами международного права. Некоторые авторы считают,
что на сегодняшний день нет полноценного миграционного законодательства,
не принят специализированный законодательный акт, посвященный вопросам
миграционной сферы в целом, в России нет основного определяющего вектора
развития миграционного законодательства РФ [39, c. 204].
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что необходимо принять
законы о трудовой миграции, о миграции, где бы были перечислены все её
виды,
и
ряд
других
законов.
Следует
отметить,
что
действующее
законодательство РФ о миграции пока не позволяет в достаточной степени
обеспечить осуществление эффективной миграционной политики в России.
Миграционная ситуация имеет тенденцию к изменению, в связи с чем
миграционное законодательство требует постоянного совершенствования, как
на федеральном, так и на региональном уровне.
В целом следует признать, что к настоящему времени в основном
сформировалась необходимая правовая основа для организации социальной
работы
с
мигрантами.
Безусловно,
дальнейшее
совершенствование
законодательства сохраняет свою актуальность. Однако основное внимание
требует к себе уже правоприменительная практика, осуществление в
22
соответствии с требованиями законодательства всех предусмотренных мер.
Определенную помощь в этом могут оказать научно-аналитическое, экспертное
и информационное обеспечение социальной работы с мигрантами.
1.3 Основные направления социальной поддержки мигрантов в
Российской Федерации
С социальной точки зрения мигранты представляют собой категорию
людей, которые нуждаются в поддержке при интеграции в новом обществе,
особенно в период адаптации на новом месте.
Нуждающимися в услугах социальных служб считаются граждане,
которые оказались в трудной жизненной ситуации, в связи, с чем у них
возникает право на получение социальных услуг. Трудной жизненной
ситуацией является наличие таких обстоятельств, при которых объективно
нарушается жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к
самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство,
безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного
местажительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и
тому подобное), и данные трудности он не может преодолеть самостоятельно
[21, с. 153].
Мигранты оказываются в так называемой трудной жизненной ситуации,
которая относительно них представляет собой:
–
давление
индивидуальному
со
стороны
контролю
не
внешних
поддаются,
обстоятельств,
но
нарушают
которые
привычный
жизненный уклад;
– потери различного рода в связи с переездом, которые угрожают
благополучию иностранца;
– переживания, сказывающиеся на самочувствии человека.
23
В Российской Федерации не все мигранты могут рассчитывать на
одинаковую социальную поддержку от государства. К мигрантам, имеющим,
право на социальную поддержку следует отнести:
– студентов-иностранцев;
– беженцев, вынужденных переселенцев;
– высококвалифицированных специалистов;
– мигрантов, которые относятся к социально-ущемленной категории
граждан (многодетные, инвалиды, пенсионеры и т. д.).
Социальная поддержка иностранцев в России несет в себе две основные
цели. Одной из них является улучшение положения мигрантов в стране, а
другой – воздействие на ту среду, к которой эти мигранты относятся. Как
результат такой поддержки должно быть «примирение» между новой и
устоявшейся социальной средой [17, с. 168].
Существуют различные пути и стратегии осуществления социальной
работы с мигрантами в России. Наиболее распространена стратегия интеграции.
Она предполагает привлечение мигрантов в жизнедеятельность общества. Это
должно привести к принятию культуры общества и преодолению раздвоения
идентичности иностранца. Также следует отметить такую стратегию, как
мультикультурализм, предполагающую сохранение мигрантов в принимаемом
обществе: то есть они живут в соответствии со своими нормами, но при этом
признают нормы принимающего общества [38, с. 73].
В соответствии с законодательством ответственность за мигранта
возлагается на принимающую сторону, которая должна предоставить сведения
о достаточности средств на содержание на весь периодпребывания мигранта (за
исключением беженцев и лиц, имеющих статус временного убежища).
Приоритетными направлениями в области социальной поддержки
мигрантов в РФ можно назвать следующие:
– социально-экономическая поддержка (выплата пособий, льгот, оказание
натуральной помощи);
24
–
медико-социальная
поддержка
(осуществление
медицинского
страхования, предоставление льгот в медицинском обслуживании, оказание
бесплатной экстренной медицинской помощи, организация диспансеризации);
–
социально-правовая
поддержка
(предоставление
юридических
консультаций, обеспечение правового просвещения);
– информационная поддержка (создание информационных служб и
бесплатных консультационных пунктов);
–
помощь в трудоустройстве (работа бирж
труда, организация
дополнительных рабочих мест для высококвалифицированных специалистов);
– поддержка молодой семьи (выплата компенсаций и пособий при
рождении ребенка и на период декретного отпуска);
– социально-психологическая поддержка в период адаптации к новому
месту жительства (работа психологических служб в учебных заведениях и на
некоторых предприятиях, существование телефонов доверия);
– профилактика асоциальных явлений, таких как наркомания, алкоголизм,
проституция, преступные действия, в среде мигрантов;
– контроль нелегальной миграции (организация регулярных рейдов
службами
правопорядка,
проверка
паспортного
режима,
выселение
нелегальных мигрантов из страны);
–
социально-культурная
поддержка
(деятельность
национально-
культурных объединений и диаспор, различных религиозных концессий,
общественных организаций).
Таким образом, социальная поддержка легальных мигрантов направлена
на смягчение трудной жизненной ситуации, создание условий для их успешной
адаптации и интеграции в принимающее общество. В отношении нелегальных
мигрантов государственная миграционная политика направлена на выявление,
контроль и выселение их из страны. Но, учитывая тот факт, что легальное
трудоустройство
возможно
лишь для
незначительной части
трудовых
мигрантов (в силу отсутствия соответствующего образования, квалификации,
25
опыта работы), государственные меры социальной поддержки данной
категории мигрантов не могут быть названы достаточными.
Естественно, социальными услугами в определенном объеме могут
воспользоваться преимущественно легальные мигранты, оформившие патент и
разрешение на работу. Федеральный закон от 1 декабря 2014 года № 407-ФЗ «О
внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам
обязательного
социального
страхования
на
случай
временной
нетрудоспособности и в связи с материнством» [7] подтверждает право
мигранта на обязательное социальное страхование на случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством. Таким образом, иностранный
гражданин имеет право на указанные пособия в том случае, если за 6 месяцев,
предшествующих
наступлению
страхового
случая,
фирма-работодатель
вносила страховые взносы.
Избегая
вступать
в
контакты
с
государственными
структурами,
нелегальные мигранты становятся не в состоянии защитить себя в отношениях
с работодателями и фактически приобретают статус современных рабов.
Очевидным является то, что пока будет происходить подпитывание трудовых
ресурсов за счет иммиграции, предприниматели, действуя по принципу
максимизации
прибыли, не начнут технико-социальную модернизацию
производства, которая только одна и может изменить условия труда и уровень
его оплаты в лучшую сторону. В данной ситуации проявляется коренное
отличие нелегальной иммиграции от легальной, заполняющей пробелы и
компенсирующей дисбалансы на рынке труда страны-реципиента [22, с. 67].
В сложившейся ситуации социальную защиту и помощь трудовым
мигрантам
Значительная
зачастую
оказываютобщественные
деятельность
организации
национально-культурных
и
фонды.
автономий
и
объединений, имеющих возможность оказания адресной помощи мигрантампредставителям определенных национальностей в процессе социальной
адаптации.
26
Поддержка мигрантов в социальном плане направлена в первую очередь
на улучшение сложившейся у них тяжелой жизненной ситуации. Кроме того,
она направлена на успешную адаптацию таких граждан в новой стране и
социальной среде.
27
2 Предоставление социального обеспечения и социальной защиты
мигрантам на территории РМ (на материале Министерства социальной
защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия)
2.1 Методы и технологии работы с мигрантами в учреждениях
социальной защиты РМ (на материале Министерства социальной защиты,
труда и занятости населения Республики Мордовия)
Социальная работа с мигрантами предусматривает разработку методов и
технологий оказания социальной поддержки отдельным лицам и группам,
которые в результате миграции оказались в тяжелой жизненной ситуации.
По мнению С. К. Бондыревой, миграция всегда имеет вынужденный
характер, только нужда эта бывает различной [18, с. 43]. Поэтому в работе с
мигрантами особую важность приобретает оказание конкретной помощи. Для
данной сферы это является возможным с одной стороны – исполнительной
власти
посредством
взаимодействия
с
общественными
организациями,
обеспечения функционирования сети территориальных учреждений, которые
учитывают особенности местной ситуации, но с другой – использующих
накопленный
опыт
и
применяющих
специфические
технологии
работы [40, с. 72].
Необходимо использовать комплексный подход к разрешению проблем
беженцев и вынужденных переселенцев с привлечением различных ведомств
как федерального, так и регионального уровня. В системе органов социальной
защиты населения до настоящего времени еще не сформировалась развитая
система специализированных учреждений, ориентированных на работу с
мигрантами. В связи, с чем представляется очевидной потребность создания
такой системы.
Успешное решение рассматриваемой проблемы возможно не только при
формировании политической воли, наличия необходимых ресурсов, опыта и
28
возможностей, но и при проведении определённых практических действий в
сфере социальной работы с мигрантами.
В социальной работе с мигрантами можно выделить два основных вида:
– практическая социальная работа (работа с конкретным человеком или
группой людей, нуждающихся в социальной помощи);
– организационная работа (организация работы социальной службы,
разработка конкретных программ деятельности и т. п.).
Практическая социальная работа проводится по следующим основным
направлениям [15, с. 24]:
–
социальное
направление
включает
в
себя
такие
методы
консультирование; реабилитационные мероприятия; выявление категорий,
нуждающихся в получении социальной помощи; диагностика; оказание
помощи в получении пособий и пенсий; выявление асоциальных семей и лиц с
девиантным поведением; профилактические работы; организацию досуга и
культурных мероприятий с престарелыми мигрантами и инвалидами;
содействие в приобретении жилья; профилактику беспризорности; содействие
в
оказании
материальной
помощи;
взаимодействие
с
различными
государственными учреждениями и общественными организациями по
вопросам
помощи
мигрантам.
Реализация
данного
направления
осуществляется в контакте с различными ведомствами, в том числе с
Пенсионным фондом;
–
социально-информационное
направление
предполагает:
информирование мигрантов о деятельности социальных служб; сбор и
систематизация информации о мигрантах; информирование общественности
относительно проблем миграции и мигрантов; содействие адекватному
освещению в
средствах
массовой
информации
темы
миграции.
Это
направление реализуется в контакте со средствами массовой информации;
–
социально-психологическое
психологическое
консультирование,
направлениевключает
диагностику;
в
себя:
коррекцию;
психологическую помощь в острых кризисных ситуациях; проведение
29
психологических тренингов с мигрантами; психологическую диагностику
развития детей и подростков из семей мигрантов. Работа проводится в
контакте с органами образования и здравоохранения;
–
социально-педагогическое
направление
заключается
в
консультировании по вопросам семьи и воспитанию детей, проведении
педагогической работы с детьми и подростками, оказании коррекционной
помощи детям с проблемами в обучении, контролировании получения
образования детьми из семей мигрантов;
– социально-правовое направление предполагает защиту прав мигрантов,
информирование
об
их
правах
и
обязанностях,
социально-правовое
консультирование. В реализации данного направления принимают участие
судебные и правоохранительные органы;
– медико-социальное направление включает доврачебную медицинскую
помощь,
содействие
в
диспансеризации
мигрантов,
санитарно-
профилактическую работу, проведение медико-социальных консультаций,
выявление
нетрудоспособных
приобретениилекарств
и
и
других
хронических
медицинских
больных,
содействие
в
средств,
выделение
в
определенных случаях финансовой помощи на лечение, контролирование
санитарного состояния мест проживания мигрантов, специализированная
медицинская помощь. Данное направление реализуется совместно со
службами здравоохранения;
– финансовое направлениепредполагает оказание стартовой помощи с
учетом индивидуальногоподхода в каждой конкретной ситуации;
– социально-экономическое направление включает предоставление
консультаций по социально-экономическим вопросам, оказание содействия в
повышении доходов, оказание помощи в достижении экономической
самостоятельности;
– материальное направление ориентировано на оказание помощи
вещами, продуктами и иной натуральной помощи. В реализации этого вида
направления участвуют общественные организации;
30
– социально-трудовое направление выражается в содействие в поиске
работы, в создании условий для самозанятости, консультировании, оказании
помощи
в
профессиональной
подготовке
и
переподготовке.
Данное
направление прорабатывается совместно со службами занятости.
Необходимо учитывать, что миграционные процессы всегда будут иметь
место и оказывать определенное воздействиена общество. В связи с этим,
главной задачей социальных служб является минимизация тех отрицательных
тенденций и последствий, которые она в себе несет.
Одним из условий, способствующих достижению высоких результатов
социальной работы в различных сферах жизнедеятельности человека, является
разработка и внедрение технологий социальной работы, с помощью которых
достигаются
поставленные
цели
социальной
работы,
необходимые
общественные изменения по отношению к отдельному человеку или группе
лиц, удается провести достаточно широкий спектр социальных, социальноэкономических, социально-психологических, медико-социальных и других
мероприятий для решения проблем мигрантов.
Сущность социальных технологий работы с мигрантами можно
определить как совокупность приемов, методов и воздействий, используемых
социальными
службами,
отдельными
учреждениями
социального
обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных
целей в процессе осуществления социальной работы, решения разного рода
социальных
проблем,
обеспечения
эффективности
реализации
задач
социальной защиты и поддержки мигрантов [32, с. 237].
В зависимости от содержания, целей и функций социальной работы
можно выделить наиболее общие технологии, применимые к любому виду и
уровню объекта, которые могут использоваться любым субъектом социальной
работы. К ним относятся: социальная диагностика, социальная адаптация,
социальный контроль, социальная реабилитация, социальная профилактика,
социальное обслуживание, социальная защита, социальное проектирование,
социальное посредничество, социальное попечительство и др. Каждый уровень
31
предполагает применение своих методов, способов сбора информации и
постановки диагноза, определения путей решения проблем.
Так, социальная диагностика проводится с целью оказания помощи
клиенту, который обратился за помощью в социальную службу, и в целях
исследования социальных проблем района, города, региона.
Процесс социальной адаптации сопровождает человека на протяжении
всей его жизни – необходимо усваивать нормы, правила, человеческого
общежития, приспосабливаться к новым социальным ролям, изменению
социального
статуса,
изменениям
состояния
окружающей
среды
и
внутриличностного состояния. Мигрантам, в свою очередь, приходится
адаптироваться к тем переменам, которые произошли в их жизни в связи с
переселением, и, соответственно, следует находить способы, методы, т.е.
адаптационные технологии, которые бы позволили снизить социальноэкономические негативные последствия их перемещения в иную социальную
среду.Учитывая сложность субъекта социальной работы, можно различать
социальные технологии и по этому показателю.
Министерство социальной защиты, труда и занятости населения
Республики Мордовия в большей степени разрабатывает и реализует
региональные
технологии
социальной
диагностики,
социального
проектирования, социальной защиты, социального обслуживания с учетом
особенностей различных социальных групп, в данном случае мигрантов. В
частности, Министерство осуществляет:
– организацию предоставления мер социальной поддержки отдельным
категориям граждан, предусмотренных действующим законодательством;
– организацию социального обслуживания семей с детьми, престарелых
граждан,
инвалидов
и
других
групп
населения,
нуждающихся
в
государственной поддержке, оказание адресной социальной помощи;
– разработку и реализацию республиканских, ведомственных программ
по социальной поддержке малообеспеченных граждан;
32
–
координирование
работы
центров
социального
обслуживания
населения, обеспечение эффективной работы служб срочной социальной
помощи, отделений социальной помощи на дому и дневного пребывания,
служб социальной помощи семье и детям;
– содействие созданию негосударственных служб и учреждений,
оказывающих социальную помощь и услуги гражданам, нуждающимся в
государственной поддержке;
– изучение и внедрение передового опыта в области социального
обслуживания социально незащищенных слоев населения, семей с детьми;
– организацию социального обслуживания граждан пожилого возраста и
инвалидов, детей-инвалидов через сеть стационарных учреждений;
– координирование деятельности стационарных учреждений, обеспечение
развития и укрепления их материально-технической базы;
– разработку предложений по совершенствованию существующих,
разработке и внедрению новых форм социального обслуживания престарелых и
инвалидов;
– ведение базы данных лиц, имеющих право на меры социальной
поддержки, участвует в формировании социального регистра населения
Республики Мордовия [13].
На уровне социальной службы и в зависимости от направленности ее
деятельности
могут применяться
как
частные, так и
универсальные
технологии, создаваться свои уникальные технологии, методики.
Использование современных технологий социальной работы, владение
навыками их применения, позволяют специалистам своевременно реагировать
на необходимость удовлетворения жизненно важных потребностей людей,
обеспечивать их выживание в кризисные периоды и непосредственно
воздействовать на формирование качества и уровня их жизни.
Несмотря на остроту рассматриваемой проблемы, данная отрасль
социальной деятельности находится пока еще в стадии формирования, а в силу
недостатка материальных средств возникают сложности в достижении
33
эффективности в работе миграционной службы. Социальным службам
необходимо учиться управлять миграцией, подготавливать соответствующие
кадры, накапливать информацию о формах и методах работы, овладевать
средствами, посредством которых можно осуществлять управление.
Технология социальной работы с мигрантами будет иметь результаты
при
наличии
четкой
и
продуманной
политики
и
программы
по
прогнозированию миграционных процессов и конкретных миграционных
потоков, региональных миграционных программ, содействии мигрантам и
беженцам в адаптации к новым местам поселения.
Думается, что в процессе развития системы социальной помощи
мигрантам в России появятся соответствующие учреждения, способные в
максимальной степени выявить проблемы и потребности мигрантов и решить
их.
Таким образом, в настоящее время органами социальной защиты
населения ведется разносторонняя работа с мигрантами. Социальные
работники оказывают помощь каждому обратившемуся человеку в решении
его личных социальных, экономических, правовых и других проблем,
содействуют в установлении или восстановлении необходимых социальных
отношений.
2.2 Проблемы и перспективы развития социальной работы с
мигрантами в РМ
Миграция это достаточно сложный социальный процесс. С одной
стороны, он жизненно необходим для нормальной жизнедеятельности, тесно
связан с перераспределением трудовых ресурсов, их обучением, отдыхом. С
другой стороны, миграция способствует росту социальной напряженности,
создавая проблемы предоставления мигрантам жилья и работы, пищи и
одежды, оказания медицинской помощи, разрешением психологических
34
проблем, связанных с устройством и адаптацией на новом месте жительства.
Также следует отметить трудности социокультурной адаптации, социализации,
интеграции разных категорий, начиная с мигрантов дошкольного, школьного и
студенческого возраста, в принимающее общество [33, с. 1390]. Все эти
проблемы делают актуальной социальную помощь лицам, оказавшимся в
сложной жизненной ситуации в связи с переселением.
Согласно данным Мордовиястата за январь-февраль 2018 года на
территорию Республики Мордовия прибыло 2458 человек и выбылоза ее
пределы 2402 человека, миграционный прирост населения составил 56 человек.
В сравнении с тем же периодом прошлого года число прибывших возросло на
453 человека, а число выбывших уменьшилось на 216 человек.
Из общего числа прибывших в республику 240 человек приехали на
постоянное место жительства, 623 человека вернулись после временного
пребывания в других регионах России, 1595 человек прибыли временно на срок
9 месяцев и более.
За счет мигрантов из стран СНГ численность населения Республики
Мордовия пополнилась на 811 человек, основу этого потока составляют
мигранты из Узбекистана (622 человека) [35]. Миграция в Российской
Федерации и федеральных округах за период с января по июнь 2018 года
(в пересчете на год), на 1000 человек постоянного населения представлена в
приложении А.
С одной стороны, роль миграционного фактораисключительно важна в
решении неотложных экономических и демографических проблем Российской
Федерации. Миграция выполняет важную функцию – перераспределение
трудовых
ресурсов,
выравнивание
уровня
экономического
развития,
преодоление различий в уровне жизни населения разных стран, обеспечение
сближения и взаимообогащения культур. Миграция помогает разрешить
другую не менее важную социальную проблему – демографическую. В
частности создается баланс среди густонаселенных или перенаселенных
35
территорий, приток трудоспособных мигрантов способствует омоложению
населения, увеличивается заключение брачных союзов и рождаемость.
С другой стороны, миграция населения в Россию порождает ряд проблем.
Во-первых, создается большая напряженность на рынках труда, усиливается
конкуренция в борьбе за свободные рабочие места,увеличивается безработица.
Во-вторых, происходит перенапряжение систем социальной защиты. В-третьих,
мигранты стремятся обосноваться в крупных городах, но не всем удается найти
там работу, а как следствием может явиться, то, что часть из прибывших
становятся безработными, незарегистрированными в службах занятости, что
впоследствии влечет нелегальную миграцию, что, в свою очередь, влечет
ухудшение криминогенной обстановки [26, с. 85].
Следует
также
отметить
ключевые
проблемы
миграционного
регулирования, имеющие место на региональном уровне. К ним относятся:
– существование требующих решения проблем в сфере правового
регулирования миграции, оказывающей негативное влияние на эффективность
реализуемой
миграционной
политики.
Республика
Мордовия
в
своей
деятельности руководствуется,прежде всего,федеральными законодательными
актами, поскольку единого регионального закона в сфере регулирования
миграционной деятельности пока нет. Действуют отдельные законы, которые
лишь частично затрагивают миграционную сферу. Также в целях реализации на
территории Республики Мордовия утверждена Концепция миграционной
политики Республики Мордовия на период до 2025 г. [12];
– отсутствие структурированной программы, ориентированной на
активизацию миграционной привлекательности Республики Мордовия;
– отсутствие комплексного подхода к регулированию миграционных
потоков.
В качестве предполагаемых мероприятий по уменьшению перечисленных
проблем можно предложить следующие:
– создание перечня дефицитных профессий и специальностей в целях
применения упрощенного порядка привлечения к трудовой деятельности;
36
– содействие по взаимной увязке потоков внешней и внутренней
миграции населения;
– разработка концепции регулирования внутриреспубликанских трудовых
миграционных потоковс учетом интересов социально-экономического развития
районов республики в целях обеспечения территориально сбалансированной и
экономически эффективной занятости населения;
– стимулирование работ по содействию гражданам в трудоустройстве с
переездом в другую местность;
– организация мероприятий, способствующих привлечению в республику
переселенцев, обеспечение их социальной адаптации. Это предполагает
строительство жилья в сельской местности, выделение земельных участков,
ведение подсобного хозяйства, расширение объема гуманитарной помощи;
–
организация
межрайонного
электронного
обмена
вакансиями,
заявленными в службу занятости населения в целях обеспечения полного
доступа полной информации;
– создание единого органа, отвечающего за миграционные внешние и
внутренние притоки и оттоки, имеющие место в республике, поскольку их
масштабы приобретают глобальный характер и требуют постоянного и
фактического мониторинга, а также контроля, координации и разработки
прогнозов миграции;
–
продвижение
грамотной
и
эффективной
политики
в
сфере
миграционных потоков со стороны правительства республики;
– разработка программы, устанавливающей инструменты регулирования
и управления региональной стратегией демографического и миграционного
развития.
Общие
итоги
миграции
населения
по
Республике
Мордовия,
муниципальным районам и городскому округу Саранск за период с января по
май 2018 г. представлены в приложении Б.
37
Исходя, из вышеизложенного можно сказать, что реализация данных
мероприятий,
будет
способствовать
повышению
миграционной
привлекательности республики и улучшению условий проживания в ней.
38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современном российском обществе проблемы, связанные с миграцией
населения являются особенно актуальными.
В данном исследовании были проанализированы правовые основы
социального обеспечения мигрантов, раскрыты основные методы, приемы,
технологические подходы к социальной работе с мигрантами.
В дипломной работе раскрыто понятие «миграция» с точки зрения
социальной работы. Отмечено, что мигрантам, уделяется особая поддержка со
стороны государства и общества. Успех в решении проблем мигрантов
заключен не только в наличии политической воли, создании соответствующих
ресурсов, использовании возможностей и опыта, но и в осуществлении
определённых
практических
действий
в
сфере
социальной
работы
с
мигрантами.
Миграционная политика России входит в состав государственной
внешней и внутренней политики, а ее реализация является одной из
приоритетных задач государства. Несмотря на то, что в последнее время
миграционное законодательство стало активно развиваться, нет еще оснований
говорить о выделении миграционного права в отдельную отрасль. Постепенно
идет процесс формирования такой отрасли национального законодательства,
как «миграционное право».
До настоящего времени понятие «мигрант» не выработано ни в
международном праве, ни в российской правовой системе. Большинство
существующих
определений
определенного
вида
основано
перемещения,
на
понимании
движения
миграции
населения,
а
как
мигрант
рассматривается как лицо, совершающее это перемещение.
Многообразие нормативных актов в области миграции выдвигает на
первый план задачу систематизации нормативного правового материала в
сфере миграции. При этом его необходимо структурировать, обеспечить
39
единообразие, создать внутреннюю согласованность различных норм, а также
произвести
мониторинг
федеральным
и
возможных
региональным
пробелов
и
законодательством
противоречий
и
между
общепризнанными
принципами и нормами международного права. Некоторыми авторами
высказывается
миграционного
мнение,
что
на
сегодняшний
законодательства,
день
отсутствует
нет
полноценного
специализированный
законодательный акт, посвященный вопросам миграционной сферы в целом, в
России
отсутствует
определяющий
вектор
развития
миграционного
законодательства РФ.
Особое внимание к себе требует правоприменительная практика,
осуществление
в соответствии
с требованиями
законодательства
всех
предусмотренных мер. Социальные работы с мигрантами в России проводятся
различными путями и стратегиями. Поддержка мигрантов в социальном плане
направлена в первую очередь на улучшение сложившейся у них тяжелой
жизненной ситуации. Кроме того, она направлена на успешную адаптацию
таких граждан в новой стране и социальной среде.
Социальная работа с мигрантами предусматривает разработку методов и
технологий оказания социальной поддержки отдельным лицам и группам,
которые в результате миграции оказались в тяжелой жизненной ситуации. В
настоящее время органы социальной защиты населения ведут разностороннюю
работу с мигрантами. Социальные работники оказывают помощь каждому
обратившемуся
человеку
в
разрешении
его
личных
социальных,
экономических, правовых и других проблем, содействуют в установлении или
восстановлении необходимых социальных отношений.
Таким образом, технология социальной работы с мигрантами даст
результаты при наличии четкой и продуманной политики и программы по
прогнозированию миграционных процессов и конкретных миграционных
потоков, региональных миграционных программ, содействии мигрантам и
беженцам в адаптации к новым местам поселения.
40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1
Конституция
Российской
Федерации
12
декабря
1993
г.
[Электронный ресурс]. – Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ.
2
О беженцах: федер. закон [от 19.02.1993 г. № 4528-ФЗ (ред.
от 27.12.2018)] –[Электронный ресурс] – Доступ из справ.-правовой системы
ГАРАНТ.
3
О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую
Федерацию: федер. закон [от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ (ред. от 11.10.2018)] –
[Электронный ресурс] – Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ.
4
О правовом положении иностранных граждан в Российской
Федерации: федер. закон [от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ (ред. от 27.12.2018)] –
[Электронный ресурс] – Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ.
5
О
гражданстве
Российской
Федерации:
федер.
закон
[от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ (ред. от 27.12.2018)] – [Электронный ресурс] –
Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ.
6
О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства
в Российской Федерации: федер. закон [от 18.07.2006 г. № 109-ФЗ (ред.
от 27.12.2018)] – [Электронный ресурс]– Доступ из справ.-правовой системы
ГАРАНТ.
7
О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования на
случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: федер.
закон [от 1.12.2014 г. № 407-ФЗ (ред. от 3.06.2016)] – [Электронный ресурс] –
Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ.
8
О Федеральной миграционной программе: указ Президента РФ
[от 9.08.1994 г. № 1668] – [Электронный ресурс] – Доступ из справ.-правовой
системы ГАРАНТ.
41
9
О Концепции государственной миграционной политики Российской
Федерации на 2019-2025 годы: указ Президента РФ [от 31.10.2018 г. № 622] –
[Электронный ресурс] – Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ.
10
О Федеральной миграционной программе на 1998-2000 годы:
постанов. Правительства РФ [от 10.11.1997 г. № 1414] –[Электронный
ресурс] – Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ.
11
Об
содействия
утверждении
добровольному
Государственной
переселению
в
программы
РМ
«Оказание
соотечественников,
проживающих за рубежом, на 2015-2020 годы: постанов. Правительства
Республики Мордовия [от 15.06.2015 г. № 359] – [Электронный ресурс] –
Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ.
12
Об утверждении Концепции миграционной политики Республики
Мордовия на период до 2025 года: постанов. Правительства Республики
Мордовия [от 2.12.2016 г. № 594] – [Электронный ресурс] – Доступ из справ.правовой системы ГАРАНТ.
13
Об утверждении Положения о Министерстве социальной защиты,
труда и занятости населения Республики Мордовия: постанов. Правительства
Республики Мордовия [от 13.10.2017 г. № 552 (ред. от 11.01.2019)]–
[Электронный ресурс] – Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ.
14
Аитов Н. М. Социальное развитие регионов : учебник /
Н. М. Аитов. – М. : Мысль, 1985. – 120 с.
15
Акмалова А. А., Капицын В. М. Социальная работа с мигрантами и
беженцами : учеб. пособие / А. А. Акмалова и др. – М. : ИНФРА-М,
2015. – 220 с.
16
Андриченко Л. В. Миграционное законодательство в системе
российского законодательства / Л. В. Андриченко// Журнал российского
права. – 2018. – № 3. – С. 5-16.
17
Басов Н. Ф. Основы социальной работы : учебник / Н. Ф. Басов. –
М. : Издательство Юрайт, 2019. – 213 с.
42
18
Бондырева С. К., Колесов Д. В. Миграция (сущность и явление) :
учебник / С. К. Бондырева и др. – М. : МПСИ, 2016. – 295 с.
19
Бритвина И. Б. Мигранты как объект социальной работы :
учеб. пособие / И. Б. Бритвина – М. : Курган, 2016. – 248 с.
20
Вощинин В. П. О термине «колонизация» / В. П. Вощинин //
О земле. – 1922. – вып.3. – С. 16-18.
21
Зраева И. М. Правовое регулирование миграционных процессов в
России: проблемы и перспективы развития / И. М. Зраева// Вестник
Московского университета МВД России. – 2018. –№ 2. – С. 153-156.
22
Ивахнюк И. В. Перспективы миграционной политики России :
учебник / И. В. Ивахнюк. – М. : МАКС Пресс, 2016. – 29 с.
23
Ионцев
В.
А.
Международная
миграция
населения
и
демографическое развитие : учебник / В. А. Ионцев – М. : Проспект, –
2016. – 486 c.
24
Каменский
А.
Н.
Миграция
рабочей
силы
как
форма
внешнеэкономических связей стран Ближнего Востока : дис. …канд. экон.
наук / А. Н. Каменский. – М, 1982. – 240 с.
25
Кауфман
А.
А.
Переселение
:
энциклопед.
словарь
/
А. А. Кауфман. – СПб. : Литиздат, 1898.– 265 с.
26
Кондрашова Н. В. Социальные проблемы миграции и мигрантов в
контексте социальной работы / Н. В. Кондрашова // Вестник Бурятского
государственного университета. Образование. Личность. Общество. – 2015. –
№ 5. – С. 84-90.
27
Косарева В. К. Развитие миграционного законодательства в России
в XXI веке / В. К. Косарева // Актуальные вопросы борьбы с преступлениями. –
2016. – № 1. – С. 71-73.
28
Круглова Ю. Д., Киселев М. И. Технологии социокультурной
интеграции детей из семей мигрантов / Ю. Д. Круглова и др. // Молодой
ученый. – 2016. – № 11. – С. 1389-1392.
43
29
Моисеенко В. М. Миграция населения : энциклопед. демограф.
словарь/ В. М. Моисеенко. – М. : Наука, 1985. – 251 с.
30
Мордовия: статистический ежегодник. – Саранск : Мордовиястат,
2016. – 455 с.
31
Нимаева Ц. Н., Дылгерова Н. Ю. Мигранты как объект социальной
работы / Ц. Н. Нимаева и др. // Формы и методы социальной работы в
различных сферах жизнедеятельности: материалы IV Международной научнопрактической конференции (2-4 декабря 2015 г.).– 2016. – С. 249-251.
32
Павленко П. Д. Технологии социальной работы в различных сферах
жизнедеятельности : учебник / П. Д. Павленко – М. : Инфра-М, 2017. – 379с.
33
Паньшин А. И. Миграция и стабильность в современной России :
учебник / А. И. Паньшин – М. : Юрайт, – 2011. – 234 с.
34
Переведенцев В. И. Методы изучения миграции населения:
учебник / В. И. Переведенцев – М. : Наука, 1975. – 231 с.
35
Петров В. Н. Миграция населения и этнические мигранты в
современной России / под ред. В. И. Добренькова. – Краснодар : Парабеллум,
2014. – 44 с.
36
Рыбаковский Л. Л. К уточнению понятия «миграция населения» /
Л. Л. Рыбаковский// Социологические исследования. – 2016. – № 12. – С. 78-83.
37
Ю.
А.
Тихомиров
Тихомиров
Ю.
//
А.
Правовое
Зарубежное
положение
законодательство
и
мигрантов
/
сравнительное
правоведение. – 2016. – № 6. – С. 17-19.
38
Черняк А. В. Мультикультурализм и миграционная политика /
А. В. Черняк // Вестник государственного и муниципального управления. –
2014. –№ 3. – С. 73-78.
39
Эдилова Р. Э. Нормативно-правовое регулирование миграционных
отношений в России: проблемы и пути их преодоления / Р. Э. Эдилова//
Молодой ученый. – 2016. – № 2. – С. 204-206.
40
Юнусбаева И. Ф. Государственное регулирование миграционных
процессов / И. Ф. Юнусбаева// Молодой ученый. – 2017. – №7. – С. 72-74.
44
41
Ямзин И. Л., Вощинин В. П. Учение о колонизации и
переселениях / И. Л. Ямзин и др. – М. : Л, 1927. – 328 с.
42
Ястребова А. Ю. Правовые основы современной миграции и
формирование
иммиграционной
политики
РФ
/
А.
Ю.
Ястребова//
Конституционно и муниципальное право. – 2015. – № 15. – С. 18-21.
43
Миграция в России, итоги первого полугодия 2018 года. –
[Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:
http://www.demoscope.ru/weekly/2018/0783/barom01.php
44
Миграция населения Республики Мордовия за январь-февраль 2018
года по данным Мордовиястата. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: //
http://mrd.gks.ru/
45
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(обязательное)
Миграция в Российской Федерации и федеральных округах, за период с
января по июнь 2018 года (в пересчете на год), на 1000 человек
постоянного населения
РФ ЦФО СЗФО ЮФО СКФО ПФО УФО СФО ДФО
Миграция - всего
Прибывшие
30,2 32,1
Выбывшие
29,2 27,7
Миграционный прирост 1,0 4,4
В пределах России
Прибывшие
26,5 27,2
Выбывшие
26,5 24,4
Миграционный прирост 0,0 2,7
Со странами СНГ
Прибывшие
3,4 4,6
Выбывшие
2,4 2,9
Миграционный прирост 1,0 1,6
Со странами дальнего зарубежья
Прибывшие
0,3 0,3
Выбывшие
0,3 0,3
Миграционный прирост 0,0 0,1
41,3
38,1
3,3
27,4
24,3
3,1
16,9
19,5
-2,6
26,2 30,8 30,5 38,2
28,0 30,7 32,1 40,6
-1,7 0,1 -1,5 -2,4
36,0
34,3
1,8
24,0
22,1
1,9
16,0
18,6
-2,6
24,0 27,3 26,9 32,6
25,9 28,6 29,3 35,8
-1,9 -1,2 -2,4 -3,2
5,0
3,4
1,6
2,9
1,9
1,0
0,7
0,7
0,0
2,0
1,9
0,1
3,4
2,0
1,3
3,4
2,4
1,0
0,3
0,4
0,0
0,4
0,2
0,2
0,2
0,2
0,0
0,2
0,2
0,0
0,1
0,1
0,0
0,2 0,9
0,3 1,3
-0,1 -0,4
4,7
3,5
1,1
* Центральный (ЦФО), Северо-Западный (СЗФО), Южный (ЮФО), Северо-Кавказский (СКФО), Приволжский
(ПФО), Уральский (УФО), Сибирский (СФО), Дальневосточный (ДФО); из-за округления результаты
суммирования могут не совпадать с представленными значениями
46
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
(обязательное)
Общие итоги миграции населения по Республике Мордовия,
муниципальным районам и городскому округу
Саранск за январь по май 2018 года
Для прибывших – куда
прибыли или новое
место жительства
Для выбывших –
откуда выбыли или
последнее место
жительства
Число
прибывших
Число
выбывших
Миграционный Изменени
прирост
е (+, -)
(убыль)
2017
2018
2017
2018
2017
2018
чел.
8948
9453
10771
9820
-1823
-367
+1456
6256
7115
7126
5842
-870
1273
+2143
Ардатовский
191
195
234
285
-43
-90
-47
Атюрьевский
67
75
147
194
-80
-119
-39
Атяшевский
189
195
238
287
-49
-92
-43
Большеберезниковский
148
146
162
166
-14
-20
-6
Большеигнатовский
78
64
100
113
-22
-49
-27
Дубенский
81
86
188
186
-107
-100
+7
Ельниковский
92
71
120
158
-28
-87
-59
Зубово-Полянский
819
463
731
646
88
-183
-271
Инсарский
87
67
165
133
-78
-66
+12
Ичалковский
103
97
158
168
-55
-71
-16
Кадошкинский
49
44
101
86
-52
-42
+10
Ковылкинский
224
186
536
508
-312
-322
-10
Кочкуровский
Краснослободский
153
218
157
197
129
281
140
261
24
-63
17
-64
-7
-1
Лямбирский
257
313
358
363
-101
-50
+51
Ромодановский
143
110
165
217
-22
-107
-85
Рузаевский
293
263
562
591
-269
-328
-59
Старошайговский
97
58
143
156
-46
-98
-52
Республика Мордовия
Городской округ
Саранск
Муниципальные
районы
47
Темниковский
231
234
337
351
-106
-117
-11
Теньгушевский
73
71
93
169
-20
-98
-78
Торбеевский
181
186
282
259
-101
-73
+28
254
333
381
-68
-127
-59
Чамзинский
265
миграционный прирост
снижение миграционной убыли
рост миграционной убыли
миграционный баланс не изменился
нулевой миграционный баланс
48
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв