ПРЕОДОЛЕНИЕ ЯЗЫКОВОЙ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ЛАКУНАРНОСТИ КАК МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Актуальность исследования. В целях эффективного взаимодействия представителей современного поликультурного социума возникает необходимость создания между ними толерантных отношений. Толерантная атмосфера общества выстраивается посредством осознанного формирования межкультурной компетенции. Осуществляя не только преподавательскую, но и воспитательную деятельность, преподаватели иностранного языка несут прямую ответственность за формирование межкультурной компетенции у учащихся. Актуальность данной работы заключается в исследовании способов преодоления языковой и культурологической лакунарности как механизма формирования межкультурной компетенции преподавателя иностранного языка. Объектом исследования выступает межкультурная компетенция преподавателя иностранного языка. Предметом исследования являются способы преодоления языковой и культурологической лакунарности как механизма формирования межкультурной компетенции преподавателя иностранного языка. Цель данного исследования заключается в разработке практических рекомендаций по формированию навыка преодоления языковой и культурологической лакунарности как механизма развития межкультурной компетенции преподавателя иностранного языка. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач исследования: 1) ознакомиться с понятием межкультурной компетенции педагога; 2) рассмотреть особенности формирования межкультурной компетенции у преподавателя иностранного языка; 3) исследовать феномен этнопсихолингвистической лакунарности, виды лакун и способы ее преодоления; 4) произвести анализ найденных в аутентичных англоязычных текстах языковых лакун; 5) произвести анализ найденных в аутентичных англоязычных текстах культурологических лакун; 6) исследовать наиболее эффективные способы преодоления языковой и культурологической лакунарности как механизм формирования межкультурной компетенции преподавателя иностранного языка; 7) разработать практические рекомендации по формированию навыка преодоления языковой и культурологической лакунарности как механизма развития межкультурной компетенции преподавателя иностранного языка. Характер решаемых задач определил выбор методов исследования: описательный метод, дистрибутивный и контекстный анализ, метод сплошной выборки. В настоящей работе реализован комплексный подход к решению поставленных задач, включающий перечисленные методы в различных сочетаниях и комбинациях. Материалом исследования послужили учебные пособия «Inside Out» (Sue Kay, Vaughan Jones), «Headway» (Liz, John Soars), «Практический курс английского языка» (В. Д. Аракин), а также тексты англоязычных художественных произведений «A Snow Garden and Other Stories» (Rachel Joyce), «The Sea House» (Esther Freud), «Grace Notes» (Bernard MacLaverty), «Capital» (John Lanchester), «Alice's Adventures in Wonderland» L. Carroll, «Three Men in a Boat (To Say Nothing of the Dog)» (Jerome K. Jerome) и «Ulysses» (James Joyce). Методологическую базу исследования составили работы таких отечественных авторов, как В. П. Белянин, А. А. Леонтьев, В. Л. Муравьев, И. Ю. Марковина, Ю. А. Сорокин, Б. В. Дашидоржиева; а также работы зарубежных исследователей: D. K.Deardorff, E. Feresztyn, K. Halе, Ch. F. Hockett. Теоретическая значимость исследования заключается в стимулировании более детальных теоретических исследований проблем межкультурной коммуникации в целом и межкультурной компетенции в частности. Результаты данного исследования могут быть использованы для пополнения базы теоретических знаний по межкультурной компетенции преподавателя иностранного языка. В ходе исследования был дополнен опыт предыдущих исследователей межкультурной компетенции способами преодоления языковой и культурологической лакунарности, а также практическими рекомендациями по формированию навыка их использования в процессе становления межкультурно-компетентной личностью. Практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы могут быть использованы в целях усовершенствования дисциплин «Практический курс первого иностранного языка (английский)» и «Практикум по культуре речевого общения (английский)» направления подготовки «45.03.02 Лингвистика» (бакалавриат) профиля «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур». Полученные результаты дополнили знания о способах преодоления языковой и культурологической лакунарности преподавателя иностранного языка как механизма формирования межкультурной компетенции преподавателя иностранного языка новыми фактическими данными и материалами. Структура исследования. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав (теоретического и практического характера), заключения, списка использованных источников, который содержит перечень научных работ по теме исследования и включает 72 наименования, и одного приложения, содержащего примеры типов упражнений на отработку навыка преодоления языковой и культурологической лакунарности как механизма формирования межкультурной компетенции

Народное образование. Педагогика
Дипломы

Вуз: Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева

ID: 5f4d109bcd3d3e0001ce9c6f
UUID: aabd6370-cdc8-0138-2727-0242ac180006
Язык: Русский
Опубликовано: около 4 лет назад
Просмотры: 56

11.22

Анна Надейкина

Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева


1

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 2,1 МБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет