Сохрани и опубликуйсвоё исследование
О проекте | Cоглашение | Партнёры
Выпускная квалификационная работа 05.03.06 Экология и природопользование
Источник: Белгородский государственный университет - национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ»)
Комментировать 0
Рецензировать 0
Скачать - 3,8 МБ
Enter the password to open this PDF file:
-
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (НИУ «БелГУ») ФАКУЛЬТЕТ ГОРНОГО ДЕЛА И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ Кафедра природопользования и земельного кадастра ПРИРОДНОЕ И ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЕСУРС СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЧЕРНОЗЕМЬЯ) Выпускная квалификационная работа студентки очной формы обучения направления подготовки 05.03.06 Экология и природопользование группы 81001203 Матковской Юлии Юрьевны Научный руководитель кандидат географических наук доцент Марциневская Л.В. БЕЛГОРОД 2016
2 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………... Глава 1. Основные задачи комплексных региональных программ сохранения и использования культурного и природного наследия…………… 1.1.Основы новой культурной политике в сфере культурного наследия………………………………………………...................... 3 5 5 1.2. Роль культурного и историко–культурного наследия в социальном и экономическом развитии регионов……….….….... 12 Глава 2. Государственная политика в области охраны, использования и популяризации культурных объектов……...................................... 13 2.1.Международный опыт охраны культурного наследия……………. 13 2.2.Мероприятия по охране, использованию и популяризации культурного наследия в России………………………………….... 16 Глава 3. Сравнительная характеристика количества объектов культурного и историко-культурного наследия Центрального Черноземья......... 21 3.1.Сравнительная характеристика объектов культурного наследия городов Центрального Черноземья………………….…………...... 21 3.2.Количество объектов культурного и историко-культурного наследия на территории Белгородской области….................................................. 32 3.3.Пространственное размещение объектов культурного и историко-культурного наследия на территории Белгородской области………………………………………………………………. 36 Глава 4. Сравнительный анализ туристического потенциала субъектов Центрального Черноземья……......................................................... 40 4.1.Туристическая привлекательность каждой из областей Центрального Черноземья………………………………………….... 40 4.2.Разработка новых автобусных туристических маршрутов по субъектам Центрального Черноземья…………………………..…... 42 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………........................ 53 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………............................ 56
3 ВВЕДЕНИЕ Актуальность выбранной темы для написания дипломной работы заключается в том, что объекты историко-культурного и природного наследия являются важной составляющей не только России в целом, но и отдельно взятого субъекта страны. Они отражают духовность, самобытность, традиции и историю многонациональных народов России, которые формировались на протяжении многих веков и были переданы нам нашими предками, а мы в свою очередь должны позаботиться об их сохранности для грядущих поколений. Многие культурные объекты занесены во всемирный список ЮНЕСКО за счет своей уникальности, что не может не вызывать чувство гордости за свою родину. Однако важны все объекты, даже те, что носят статус регионального значения, ведь в них заключена история отдельного региона, края или области. Именно поэтому необходимо проводить ежегодный мониторинг культурных объектов, следить за их состоянием, оказывать содействие в реставрации, разрабатывать программы охраны и следить за их исполнением, это долг каждого, кто считает возможным называть себя гордым званием россиянина! По образному выражению Д.С. Лихачева «Человек живет не только в окружении природной среды, но и в окружении памятников культуры. Поэтому сохранение природы и сохранение культурной среды стоят рядом: это проблема Экологии с большой буквы» [20]. Культурное наследие – совокупность унаследованных человечеством от предыдущих поколений объектов, представляющих историческую и культурную ценность. Относится, прежде всего, к недвижимым объектам культурного наследия. Наследие формируется там, где проживает человек, это не просто результат целенаправленно и сотворчества целесообразно человека и формируемый природы, но также природно-культурный территориальный комплекс, который обладает структурной, морфологической и функциональной целостностью и развивается в конкретных физико-
4 географических и культурно-исторических условиях. Его компоненты образуют определённые характерные сочетания и находятся в определённой взаимосвязи и взаимообусловленности [13]. Накапливание и сохранение культурных ценностей – основа развития цивилизации. Разрушение исторического наследия наносит серьезный удар по историческому самосознанию, ведет к утрате национальной идентичности. Объект исследования: природное и историко-культурное наследие Центрального Черноземья. Предмет исследования: мониторинг состояния объектов природного и историко-культурного наследия Центрального Черноземья и их роль в социокультурном пространстве региона. Цель исследования: состоит в комплексной оценке природнокультурного наследия и разработке концепции реализации его потенциала в интересах развития устойчивого социально-экономического региона, в том числе Белгородской области. Материалами для исследования служили: статистические данные Управления государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области. Методы исследования: в ходе выполнения работы были применены методы анализа, синтеза и сбора статистических данных. Структура работы: дипломная работа изложена на 58 страницах. Включает в себя оглавление, 4 главы, заключение, список использованных источников. Основной текст сопровождается семью рисунками (из них 5 карт, из которых 2 авторские и 6 диаграмм) и 24 фотографий. Список литературы содержит 31 источник (из них 11 сайты из сети Интернет). Результаты выпускной квалификационной работы частично были представлены на научно – практической конференции «Белгородская городская агломерация как субъект опережающего развития и опубликованы в сборнике материалов (2014 год) и на студенческой конференции (2015 год).
5 Глава 1. Основные задачи комплексных региональных программ сохранения и использования культурного и природного наследия 1.1. Основы новой культурной политике в сфере культурного наследия Разрабатывая основы инновационной политической деятельности в сфере культуры, нужно учитывать острые нерешенные проблемы в области культурного наследия. В них можно выделить: 1) повреждение памятников истории и культуры, имеющее в настоящее время глобальный характер, повреждение природных систем и увеличение использования многих историко-культурных земель; 2) обеднение духовной культуры сообщества и деградация личности, уничтожение традиционных форм культуры, этнических пластов, что отражается на национальных культурах всех народов; 3) исчезновение традиционных форм хозяйственной деятельности, потеря уникальных и распространенных народных ремесел и промыслов, разрыв культурных взаимосвязей между поколениями, а также между различными русскими землями [22]. Базой такого многообещающего подхода значится переход от охраны одного отдельно взятого памятника к сохранению всех историко-культурных дефиниций, которые охватывают объекты культурного наследия, среду, в которой они располагаются и человека, как носителя наследия. Подразумевается работа по нахождению всей совокупности наследия, охватывающей не только великие монументы истории и культуры, но и другие не менее важные элементы: народную культуру, традиции, ремесла и промыслы, музыкальную и историческую городскую среду, сельскую застройку и систему расселения, природное окружение.
6 В данной взаимосвязи стоит направить внимание на рассмотрение программы социальных и экономических процессов не только как необходимого фона, либо критерий охраны наследия, но как конкретной и значимой его доли. Такой способ позволяет включить культурное наследие в передовую жизнь общества, распознавать наследие как базу грядущего становления и восстановления ряда земель России[30]. В основу базы новейшей культурной политической деятельности в сфере наследия обязаны быть положены такие взгляды как: 1.Обнаружение потенциала личности каждого человека. Данный принцип подразумевает, будто создание представлений о благородном образе жизни, их претворение в какие-либо дела имеет возможность существовать следствием только функционального проявления воли свободного человека. Лишь человек-хозяин действительно имеет возможность заботиться о земле, о среде обитания, о наследии, которое ему досталось в использование праотцами и которое он должен в целости дать грядущему поколению. Только такая личность имеет возможность деятельно принимать участие в творческом процессе, затрагивающем целый диапазон культуры, хозяйства, природопользования, быта, искусства, науки, политических отношений и т.д. 2. Главным считается понятие о культуре как об определенном уровне становления человека и всего общества, общей сфере человеческой деятели, что несет в себе сохранение, передачу от поколения к поколению и пользование национального наследия, учитывает опыт мировой культуры, осторожное взаимодействие с природой. Таким образом, можно определить, что нужно выполнить поворот от положения культуры как от побочной сферы деятельности человека, крайней в составе страдающего общественно-экономического комплекса к роли центрального ядра, на которое обязаны оглядываться все общественные и хозяйственные структуры. С воплощением данного принципа соединено и преодоление многоведомственного подхода, при котором единые трудности
7 историко-культурного наследия делятся на проблемы отдельных ведомств, находят решение при поддержке предназначенных им управлений, отделов и методики, но никак не обретают одного решения на определенной территории. 3. Невозможно думать о сохранении культуры народа в отсутствии хранения окружающей его природной среды, без должного отношения к природе. Во взаимосвязи с таким жестоким укором стоят перед нами участи малых народов, разрушенных небольших исторических городов и сельских поселений. Припомним, что Чернобыль изначально назван экологической катастрофой, однако в данный момент видно, что она оборачивается социальной катастрофой для народов Украины, Белоруссии, России. Хранение историко-культурного и природного наследия предстает, вследствие этого, как единственная задача и целостная общественная государственная политика. 4. Должное отношение к наследию –задаток становления державы и участи грядущих поколений. Многолетняя неповторимая культура народов России имеет возможность общественного развития, и обязана стабильным стать сильным источником стимулом социально- экономического развития. В Российской Федерации насчитывается 1600 малых городов. Больше чем 200 из них и еще наибольшее количество сельских поселений и земель обладают восхитительными историко-культурными и природными памятниками и объектами, возможностью развивать туризм, отдых, творчество, просвещение. Но мы можем выделить только некоторые примеры пользования данного потенциала и сотни, а то и тысячи примеров разрушения памятников. Однако и положительные примеры на деле скорее похожи на мертвые декорации, а никак не на город с его естественной жизнью. Данные города существуют сегодня не своими традициями и ремеслами, а уподоблены аттракциону для показа туристам. Действительное возрождение
8 исторических территорий представляется не только в восстановлении памятников, но и в их развитии, в возрождении исторически обусловленных форм хозяйствования, традиций и школ, ремесел и торговли. При условии передовых экономических подходов и вхождении в рынок именно через бережное использование историко-культурного и природного наследия и заключен основной путь многообещающего экономического и социального развития почти всех территорий. При этом путь экологически неопасный, никак не сопровождаемый социальной ломкой, как, например, индустриальное формирование почти всех малых городов. 5. Важной задачей в политической деятельности в сфере наследия считается сохранение разнообразия и поддержка во взаимообогащении культур. Для этого следует: -обеспечить условия для поддержки и развития наследия всех народов, проживающих как на своей исконной территории, так и за пределами своего национального образования; -беречь и поддерживать наследие народов России, проживающих на территории СНГ; -наладить по-настоящему свободный обмен в сфере культур и принять ответственность за культурное развитие народов России, проживающих за рубежом. 6. Проведение национальной культурной политики находится втесной связи с общемировым культурным процессом с учетом достижений в этой сфере. Здесь необходимо подготовить определенные шаги по осуществлению дальнейших мер в деле обеспечения всемирной организацией ЮНЕСКО охраны всемирного природного и культурного наследия. Нужно стремиться к росту участия Российской Федерации в международных программах, совершенствовать рабочие контакты с зарубежными правительственными и общественными организациями в этой области.
9 7. Нужно отказаться от государственного управления вопросами наследия, от жесткого контроля, диктуемого идеологией руководства самой хрупкой сферой жизни. Необходимо уйти от отрицательной унификации, распространяемой через типовые учреждения культуры, стандартные программы мероприятий, "нормативы развития" на всю территорию страны, от населенных пунктов в центральной России до поселений Алтая и Чукотки. Нужно обеспечить условия для развития внутреннего потенциала национальной культуры, творчества масс и каждого индивида. Эти задачи надо совместить с основной политикой децентрализации, с опорой на местное самоуправление, развитие и поддержку инициатив, возникающих на местах. Механизм воплощения в жизнь таких предложений заключается в отказе от сложной модели управления с упором на развитие региональных и местных культурных инициатив. Они могут быть самыми разными: от экологических движений, народного творчества и возрождения ремесел, до школ творчества, искусства и реставрации, народных хоров и театров, центров национальной культуры и национальных школ, центров досуга и множества других их видов. В этих местных программах, взаимосвязанных друг с другом, могут быть отражены особенности социально-культурного развития определенного региона. Эти программы могут оказаться действенным способом обеспечения демократии и местного самоуправления. 8. Новый образ развития социально-культурной сферы невозможен без принципиально новых решений правовых, организационных и экономических проблем [26]. Среди них в первую очередь можно назвать следующие: -составление полного перечня культурного и природного наследия и обеспечения его эффективной государственной охраны;
10 -разработка принципов оценки и страхования памятников культуры и природных объектов, что обозначит их действительную ценность и поможет обеспечить их правовую и экономическую защиту; "Фонда -создание национального, культурного и природного наследия", реализующего финансовое и организационное обеспечение программ сохранения и использования комплекса культурного и природного наследия России; -переход от охраны единичных памятников, отдельно от окружающей застройки и природной среды, к организации комплекса уникальных исторических территорий. Данная территория должна быть определена как уникальный целостный пространственный объект, где в традиционной природной и социокультурной среде расположены памятники истории и культуры, имеющие особую ценность и значимость. Она будет создана с опорой на комплекс памятников и территорий, объективно связанных с ними вследствие исторических, этнических, экономических и географических особенностей. Ее уникальность определяется как наличие и сочетание системы, в которую включены мемориальные, архитектурные, археологические объекты, памятники науки и техники, инженерные сооружения, историческая застройка, традиции, народные промыслы и хозяйственная деятельность, исторические формы природные достопримечательности природопользования, или представляющие исключительную ценность с точки зрения истории и культуры России или даже мирового культурного наследия. Это такие объекты как: -малые исторические города со старинными селами, памятниками архитектуры и природными угодьями, входящими в их окружение. -старинные ландшафтами, усадьбы с окружающими их садово-парковыми
11 - уникальные островные территории: Кижи, Соловецкие острова, где природная среда, архитектурные объекты и человек гармонично сливаются в единое целое. Такая система уникальных историко-культурных и природных территорий станет ведущей формой охраны живого наследия народов Российской Федерации. Допустима естественная специализация отдельных областей, районов, городов и сельских территорий на развитии хозяйственного комплекса с восстановлением культурных и и рациональным природных богатств использованием территории. исторических, Система историко- культурных районов может рассматриваться как основа социального, образовательного, туристского развития многих областей, краев, республик, а историко-культурное и природное наследие - основным ресурсом, определяющим развитие экономики субъекта. На основе специализации по принципу использования историкокультурного и природного наследия существуют достаточные предпосылки для организации локального научно-образовательного центра. Этот процесс можно реализовать двумя способами: а) за счет организации исследований на основе ресурсов территории; б) путем развития образовательных традиций; Гармоничным дополнением подобных хозяйственных структур может стать туристическо-рекреационный комплекс. Он включает систему туристского обслуживания на уникальных исторических территориях, с возможностью активизации денежных поступлений в район, в том числе валютных. Базой рекреационного развития может являться система специализированного программного туризма. Кроме туристских гостиниц организация обслуживания туристов должна основываться на использовании различных локальных способов размещения туристов и транспорта данной местности.
12 Эффективное развитие в этом направлении не представляется возможным без восстановления системы традиционных ремесел и промыслов. Их задачей должно стать не только инфраструктурное обеспечение образовательного и туристского комплекса, но и возобновление ряда определенных производств в традиционных формах. Такого рода специализации района сопутствует и определенное перепрофилирование материальной сферы. Этот процесс касается переориентации сельского хозяйства и других производственных систем отчасти на базе восстановления исторических форм, отчасти для нужд туристского комплекса. Эти структуры должны быть дополнены иными производствами, организация которых обоснована в регионе, или в которых есть необходимость при дальнейшем развитии. Для лучшего контроля данного процесса обосновано территориальное выделение заповедной зоны, зоны в которой ограничено экономическое вмешательство и экономической зоны, на территории которой можно активировать современные хозяйственные процессы. Все хозяйственные мероприятия должны вестись при сопровождении специальной социальной программы. В ней должно быть предусмотрено не только постройка объектов инфраструктуры, но и разные способы участия населения в использовании уникальной исторической территории, бюджетную политику, основанную на социальных нуждах [24]. 1.2.Роль культурного и историко-культурного наследия в социальном и экономическом развитии регионов Наследие является фактором социального и экономического развития отдельных районов. Оно помогает развиваться территории через специализацию на применении данного характерно свойственного этому
13 субъекту историко-культурного и природного потенциала, а не на искусственном применении технологий промышленности и сельского хозяйства. Это очень важно при переходе к рыночному типу хозяйства. Для некоторых районов, не имеющих значительного промышленного или аграрного потенциала, ориентир на социальное и культурное достояние является одной из основных возможностей общественного подъема. При этом возможностью, которая не несет угрозы экологии или социальной сфере, а, напротив, позволяет восстанавливать формы традиционного природопользования, социокультурную гармонию [21]. Можно представить, что именно такой новый системный подход, обеспечит сохранность при использовании элементов природного и культурного наследия, а также совместными усилиями культурная и экономическая политики смогут сдвинуть с мертвой точки вопросы сохранения историко – культурных памятников, позволят впервые рассмотреть культуру на одном уровне с производственными силами регионального хозяйственного комплекса, увидеть в развитии культуры задаток грядущего становления региона в целом[17].
14 Глава 2. Государственная политика в области охраны, использования и популяризации культурных объектов 2.1. Международный опыт охраны культурного наследия Российская Федерация является участником всех основных конвенций в области охраны культурного наследия в рамках ЮНЕСКО и Европейского содружества. В настоящее время действует система международно-правовых норм в области охраны памятников истории и культуры. Так, Гаагская конвенция 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта является первым международным соглашением, в котором объединены нормы по охране культурных ценностей в случае вооруженных столкновений. В ней отмечается, что ущерб, наносимый культурным ценностям каждого народа, является ущербом для всего человечества [16]. В 1970 году была принята Парижская конвенция о мерах, которые направлены на запрет и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности. Она разработана для предотвращения хищения и незаконной торговли культурными ценностями. В ней оговаривается необходимость международного сотрудничества, для того, чтобы обеспечить охрану национальных культурных ценностей государства. В 1972 году на Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята Конвенция о защите всемирного культурного и природного наследия, которая действует с декабря 1975 года. Российская Федерация присоединилась к Конвенции лишь в 1989 году. В Конвенции заключено определение понятия охраны всемирного культурного и природного наследия.
15 Конвенцией установлено, что государства-участники Конвенции, в силу своих возможностей, стремятся проводить общую политическую деятельность, которая направлена на придание культурному и природному наследию конкретных функций в общественной жизни и на включение охраны данного наследия в программы общего планирования. Также государства обязаны: - учреждать, если они ещё не созданы, на всей территории одну или несколько служб по охране, сохранению и популяризации культурного и природного наследия, располагающих соответствующим персоналом и средствами, позволяющими выполнять возложенные на них задачи; - развивать научные и технические разработки и исследования и совершенствовать методы работы, позволяющие государству устранять опасности, угрожающие его культурному и природному наследию; - принимать соответствующие юридические, научные, технические, административные и финансовые меры для выявления, охраны, сохранения, популяризации и восстановления этого наследия; - содействовать созданию или развитию национальных, или региональных центров подготовки в области охраны, сохранения и популяризации культурного и природного наследия, а также поощрять научные исследования в этой области [11]. Документом, раскрывающим принцип охраны культурных ценностей, сохранения и поощрения многообразия культуры, является проект Декларации, которая касается нарочного разрушения культурного наследия (2003 год). В нём раскрывается, что разрушение преднамеренного характера культурного наследия в случае вооруженного конфликта можно отнести к одному из военных правонарушений. Достаточно большое значение охране памятников истории и культуры уделяет Европейский Союз. Так, в частности, действует Европейская Конвенция об охране археологического наследия от 6 мая 1969 года (Лондонская Конвенция). Ряд актов принят в рамках Европейского Союза,
16 например, Рекомендации Комиссии Европейских Сообществ 1974 года о защите архитектурного и природного наследия. Решение министров, являющихся ответственными по вопросам культуры, которое было принято в рамках Совета Европейских Сообществ в 1986 году, о сохранении произведений искусства и народных промыслов. В 2002 году учреждён Фонд солидарности Европейского Союза. В случае стихийных бедствий и катастроф Фонд должен предоставлять заинтересованным государствам помощь в восстановлении различных объектов, в том числе объектов культурного наследия[12]. 2.2. Мероприятия по охране, использованию и популяризации культурного наследия в России Статья 44.3. Конституции Российской Федерации гласит «каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры». Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Закон нацелен на то, чтобы реализовать конституционные права каждого, на доступность культурных ценностей и конституционных обязанностей каждого, на заботу о сохранении исторического и культурного наследия, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурнонациональной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры[27].
17 Объекты культурного наследия Российской Федерации являются уникальной ценностью для всего многонационального народа России и считаются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. Российская Федерация гарантирует сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия, являющаяся одной из главных задач органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления. Под государственной подразумевается комплекс охраной объектов правовых, культурного организационных, наследия финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии Федеральным законом[28]. Государственная охрана объектов культурного наследия подразделяется на государственную охрану: - Объектов культурного наследия - Выявленных объектов культурного наследия - Объектов, представляющих историко-культурную ценность Целями государственной охраны объекта культурного наследия являются: - предотвращение их повреждения; - предотвращение разрушения; - предотвращение уничтожения;
18 - предотвращение изменения облика и интерьера; - предотвращение нарушения установленного порядка их использования; - предотвращение перемещения; - предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия; - защита объектов культурного наследия от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий; Под охранной зоной понимается территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия[11]. В пределах территории зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности ограничивающий устанавливается строительство режим и использования хозяйственную земель, деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений. Наглядно разделение зон охраны культурного наследия представлено на Рисунке 2.1.
19 Рис. 2.1. Виды зон охраны культурного наследия Для сохранения культурного наследия в России проводятся следующие мероприятия: - проведение работ по сохранению и реставрации объектов культурного наследия, музейных ценностей, архивных документов, библиотечных фондов; - содержание и развитие инфраструктуры, которая обеспечивает сохранение указанных ценностей и гарантирует доступ к ним граждан; -формирование единого культурного пространства, который создаст условия для обеспечения выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан
20 Данные направления деятельности предполагают: - увеличение количества фестивалей, театральных гастролей, выставок; - разработку, внедрение и распространение новых информационных продуктов и технологий в сфере культуры и массовых коммуникаций; - развитие инфраструктурной отрасли, для укрепления ее материальнотехнической базы; - поиск и поддержку юных дарований в области культуры и массовых коммуникаций; -поддержку многообещающих творческих проектов в отрасли; -преодолеть существующие тенденции миграции талантливых деятелей культуры и искусства из России; - поддержку проведения конкурсов, фестивалей и других культурных мероприятий; - формирование и регулирование рынка культурных ценностей; - усиление роли государства в защите культурных ценностей народов Российской Федерации. - поддержание в соответствующем состоянии объектов культурного наследия; - сохранение федеральной части Музейного фонда Российской Федерации, уникальных книжных изданий, архивных документов, запасов фильмофонда, страховое копирование особо ценных единиц фондового хранения архивов, библиотек, фильмофондов; - обеспечение безопасности хранения культурных ценностей, которые находятся в федеральной собственности[11].
21 Глава 3.Сравнительная характеристика количества объектов культурного и историко-культурного наследия Центрального Черноземья 3.1. Сравнительная характеристика объектов культурного наследия городов Центрального Черноземья В ходе исследований был проведен сравнительный анализ объектов культурного наследия городов Центрального Черноземного региона. Их соотношение представлено на диаграмме: 2183;(23%) 2695;(28%) 475; (5%) Белгород Воронеж Тамбов Липецк Курск 3034; (32%) 1144; (12%) Рис. 3.1.1. Количество объектов культурного наследия в городах Центрального Черноземья (2014 год) Общее количество объектов культурного наследия составляет 9531 дефиницию. При этом большая часть недвижимых объектов культурного и природного наследия расположено в границах Воронежской области – 3034 дефиниций, что составляет 32 % от их общего количества. Это первое место среди городов Центрального Черноземья. Второе место после Воронежа занимает Липецк, в его границах насчитывается 2695 объектов, это
22 соответствует 28 %. На Белгородскую область приходится 23 %, следующим в списке располагается город Курск с процентным соотношением в 12%, и замыкает наш ранжированный ряд город Липецк в реестре Наследия которого насчитывается лишь 475 объектов, это соответствует 5 % от общего Наследия ЦЧР.
23 Воронеж: 3034 дефиниции I Объекты культурного наследия – 1723 Объекты археологического наследия - 1311 Благовещенский собор ( г.Воронеж) Ротонда (г.Воронеж) Мемориальный комплекс «Площадь Победы» (г.Воронеж) Рис.3.1.2. Количество объектов культурного наследия Воронежской области [25]
24 Проанализировав данные о количестве объектов культурного наследия на территории Воронежской области можно сделать вывод о том,что наибольшей категорией представлены объекты археологического наследия. На ее территории располагается 1311 объектов археологического наследия. Связано такое количество с тем, что она была заселена со времен палеолита. На ней обнаружены следы древнейшего пребывания человека разумного – Костенковские стоянки, на которых были сделаны удивительные открытия ученых, перевернувшие сразу несколько исторических концепций. Тут найдено, жилище человека, которое хорошо сохранилось, несмотря на возраст в 20 000 лет, а так же здесь нашли огромное количество костей мамонта. Во втором тысячелетии до нашей эры в пределах области расселились скотоводческие племена абашевской культуры – Бронзовый век. В эпоху Железного века край входил в состав Скифии, а позже их сменили сарматы. Самым известным памятником археологии является могильник «Высокая гора», на его территории было раскопано 5 курганов, датируемых эпохой бронзы, скифского времени и периода средневековья. Не менее популярным является Белогорское городище 1 – это укрепленное славянское поселение, датируемое VIII – Xвеками. На его территории с середины Xвека селились отдельные группы салтово – маяцкой археологической культуры.
25 Липецк: 2695 дефиниций II Объекты культурного наследия – 618 Объекты археологического наследия - 2077 Здание липецкого Епархиального управления (г.Липецк) Церковь Знамения Божьей Матери в селе Вешаловка ( Липецкая область) Усадьба Шереметьевых (село Борки Липецкая область) Рис.3.1.3. Количество объектов культурного наследия Липецкой области [25]
26 Лидирующие позиции занимает Липецкая область, на ее долю приходится 2077 памятников археологии. Это связано в первую очередь с историей заселения этого региона. В имении Скорняково (Задонский уезд) были обнаружены два кургана, воздвигнутые представителями абашевской культуры (середина II тыс. до н.э.) эпохи бронзыXII веком, а так же ведутся раскопки захоронений вятичей – это племя, которое располагалось на берегах Дона неподалеку от села Ксиза. Городище, которое было здесь найдено, заселялось на протяжении трех тысячелетий и каждый раз, там открываются все новые находки. Самой известной находкой является Гагаринская Верхнепалеолитическая стоянка (около 22х тысяч лет назад). На ее территории были найдены изящные женские украшения, изготовленные из бивней мамонта. Одним из лучших памятников неолита является стоянка у села Долгое (IV – IIIтыс. до н.э). Она являлась долговременной стоянкой для охотников, рыболовов и земледельцев. А так же не менее уникальной находкой считается поселение эпохи энеолита «Васильевский кордон 17», в котором были найдены останки вождя племени и двух его наложниц, найденным каменным ножам, наконечникам стрел, украшениям из янтаря и кремния, по оценкам ученых, около пяти тысяч лет. Люди, которые когда – то проживали на этой территории, имели связи с Карелией и Балтийским морем. На территории памятника обнаружено 21 захоронение, погребальный комплекс и поселение находятся на одной территории. Половина погребений находятся сверху и вместе с ними были найдены лисьи черепа, челюсти, медвежьи черепа и черепа лосей – в качестве заупокойной жертвы.
27 Белгород: 2183 дефиниции Объекты культурного наследия – 1275 III Объекты археологического наследия - 908 Звонница на Прохоровском поле (поселок Прохоровка Белгородская область) Дуб Богдана Хмельницкого ( поселок Дубовое Белгородской области) Литературный музей (г.Белгород) Рис.3.1.4. Количество объектов культурного наследия Белгородской области [25]
28 На долю археологического Белгородской наследия. области История приходится заселения 908 нашего дефиниций края весьма разнообразна, здесь сохранились практически в нетронутом виде городища с валами и рвами, но наибольший интерес вызывают поселения салтово – маяцкой, рюменской, праславянской, древнерусской и русской культур, датируются которые VIII–X веками эпохи бронзы и железа. Наиболее привлекательным является Хотмыжское городище – остатки города, о котором и по сей день мало что известно ученым – археологам. Он выступает памятником древнерусской культуры, одной из оборонительных крепостей белгородской черты. Не менее интересным является Крапивенское городище, которое сохранило остатки нескольких археологических культур – скифов и древних Русичей. С начала Vвека до нашей эры на этой территории проживали скифы, а в IX – X веках нашей эры здесь поселились племена северян, которые впоследствии, еще с 14ю племенами, образовали Киевскую Русь. С конца XI века здесь стоял большой древнерусский город, который охранял границы от кочевников и состоял он из окольного города, шести открытых посадов, грунтового могильника, межградья и детинца.
29 Курск: 1144 дефиниции IV Объекты культурного наследия – 1001 Объекты археологического наследия - 148 Палаты бояр Ромодановских (г. Курск) Знаменский собор (г. Курск) Триумфальная арка (г. Курск) Рис.3.1.5. Количество объектов культурного наследия Курской области [25]
30 В Курской области насчитывается 148 объектов археологии, она считается регионом с хорошо изученными памятниками раннего железного века. В пределах ее территории находили остатки древних поселений, которые относятся к XII – XIIIвекам нашей эры. Одной из наиболее известных археологических находок является изваяние Половецкий воин, которое располагается в естественном окружении в Стрелецкой степи. Не менее интересно Бесединское (Ратское) городище, которое датируется IX – первой половиной XI веков нашей эры, а позже вновь начал функционировать в XIIвеке в виде укрепленного поселения с валом высотой в 8 метров, по площади оно составляет около 2х тысяч квадратных метров, а площадь неукрепленного фасада – 11 тысяч гектаров. Раскопки дошли до уровня захоронения защитников крепости, раскопали древнерусскую усадьбу, исследовали часть посада. Уникальной находкой оказались сине – зеленые расшитые ленточки, которые сохранились до нашего времени, но в большинстве случаев такие находки со временем перегнивают в земле. По тесьме на этих лентах можно реконструировать верхнюю одежду.
31 Тамбов: 475 дефиниций V Объекты культурного наследия – 411 Объекты археологического наследия - 64 Римско-католический храм Воздвижения Святого Креста (г. Тамбов) Дом купца Асеева (г. Тамбов) Мичуринский Государственный Драматический Театр (г. Тамбов) Рис.3.1.6. Количество объектов культурного наследия Тамбовской области [25]
32 И завершает ранжированный ряд Тамбовская область, на долю которой приходится всего 67 памятников археологии. Освоение этой территории человеком современного типа началось примерно 40 тысяч лет назад. Наиболее ранние археологические находки относятся к палеолиту (древнекаменному веку). Так же, есть подтверждения пребывания человека в этой области, относящиеся к мезолиту и неолиту, но зарегистрированным считается появление людей на Тамбовщине с эпохи неолита. Проводятся раскопки городища Давыдово, которое датируется XIII – IX веком до нашей эры, на территории которого существовало оборонительное сооружение, предположительно крепость. А так же интерес представляет городище Воронцовское IX – XI веков. Оно имеет округлую форму с мощными укреплениями, тремя линиями валов и рвов. В нем найдены культуры древних эрзян и мокшан. 3.2. Численность объектов культурного и историко-культурного наследия на территории Белгородской области По последним данным управления культуры Белгородской области на территории Белгородчины находится 2183 памятника природы, истории и культуры, которые находятся под государственной охраной. Как показал проведенный историографический и типологический анализ, одной из наиболее многочисленных категорий, среди объектов культурного и природного наследия на территории области, являются памятники археологии –908 дефиниций. В большинстве своем это городища железного и бронзовых веков, неолита и палеолита. На втором месте по количеству стоят памятники истории, на долю которых приходится 40 % от общего количества. Явным преобладанием таких типов культурного наследия обусловлено историей нашей области. Первый тип памятников связан с историей заселения и в частности с Белгородской засечной чертой, второй – с событиями второй мировой войны и в частности с танковым сражением под Прохоровкой. По сути, третье ратное поле Росси – это культурный бренд нашей
33 области. Менее всего в нашей области представлены памятники природы и садово-паркового искусства. Полное соотношение памятников различных видов представлено на диаграмме: 0% 2% 0% Архитектуры и градостроительства Истории 16% 42% Археологии 40% Искусства Достопримечательных мест Садово-паркового искусства Рис. 3.2.1. Типологические группировки памятников на территории Белгородской области Если первое упоминание о монументах, которые представляют особую ценность для территории сегодняшней Белгородской области, датируется 18 столетием, то создание официальной базы данных и охранные мероприятия датируются 1960 годом. До этого момента в государственном реестре памятников на территории Белгородской области не значилось. Начало охране памятников положило Постановление Совета Министров РСФСР от30 августа 1960 года № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР». Тогда было принято решение взять под охрану 4 объекта в городе Белгород, из которых 3 объекта являлись памятниками искусства и 1 архитектуры. В список были внесены новые объекты только через 4 года, когда в 1966 решением исполкома Белгородского областного Совета депутатов трудящихся от 17 ноября 1966 года за № 589«О состоянии и мерах улучшения охраны памятников истории и культуры
34 области» были приняты под охрану три архитектурных памятника в Борисовском, Валуйском и Новооскольском районах и один памятник истории в городе Белгород. За минувшие 50 лет под охрану государства на территории нашей области было принято 2140 памятников. Самый высокий показатель роста недвижимых объектов природно-культурного наследия Белгородской области приходятся на 1997, 1983 и 1992 года (рис.2.). 2500 2017 2018 2120 2124 2134 2183 2140 2000 1263 1265 1500 766 1000 500 535 4 8 22 0 1960 1966 1974 памятников 1983 1986 1992 1997 2000 2004 2005 2008 2010 2014 Рис. 3.2.2. Динамика роста на 1995 территории Белгородской области Лишь в 1997 году в список природно-культурного достояния пополнился на 752 объекта. В списке преобладают памятники археологии и истории, 462 и 161 в соответствии. Отличительным признаком этого года стал тот факт, что под охрану были приняты 6 памятников природы. Нужно отметить, что такой вид памятников достаточно слабо развит в нашей области и после 1997 года список больше не пополнялся. В 1983 году группа памятников истории увеличилась на 512 дефиниций, а в списке памятников искусств появился один новый объект. Пространственный анализ показал, что наибольшим количеством, вновь взятых под охрану объектов, территориально обладают Волоконовский и Щебекинский административные районы. В 1992 год официальный список пополнился на 497 объектов. Данный год отличается типологическим разнообразием номинированных памятников, представленных археологическими, историческими, архитектурными объектами и памятниками искусства. Но,
35 по-прежнему, археологические памятники имеют количественное превосходство и расположены они в юго-восточной части области – Валуйском, Алексеевском и Красногвардейском районах. Это, безусловно, связано с историей заселения и пограничным положением нашего региона. За последние 10 лет в федеральный и областной реестр были внесены 117 памятников, особое внимание привлекли памятники архитектуры – 78 объектов из 117. С позиций историко-культурного наследия как совокупности памятников истории, архитектуры, археологии искусства и природы, методом наложения совокупности оценочных данных, позволяют нам сделать вывод от том, что Белгородская область – это разностороннее и богатое геокультурное пространство. Совместный анализ сочетаемости данных геокультурных элементов позволил осуществить оценку регионального геокультурного ландшафта и выявить внутриобластные различия в территориальной организации историкокультурного наследия. В ходе исследований мы провели сравнительный анализ объектов федерального культурного наследия на территории Белгородской области. Их соотношение представлено на следующей диаграмме:
36 Алексеевский 2; 8% 1; 4% Ивнянский 1; 4% 3; 11% Борисовский 9; 35% Валуйский Новооскольский Прохоровский Шебекинский 3; 11% Старооскольский 4; 15% 1; 4% 1; 4% 1; 4% Яковлевский г.Белгород Рис.3.2.3. Памятники федерального значения на территории Белгородской области Лидирующие позиции занимает Ивнянский район. На его долю приходится 9 памятников федерального значения, что в процентном соотношении равно 35%. Далее следует Прохоровский район, в котором насчитывается 4 памятника федерального значения–15%. Продолжают наш ранжированный ряд Шебекенский район и г.Белгород с численностью памятников федерального значения равной 3–11%. Далее следует Старооскольский район, где 2 памятника федерального значения–8%. И завершают наш ранжированный ряд Борисовский, Валуйский, Новооскольский, Яковлевский и Алексеевский районы, с числом памятников 1–4%. 3.3. Пространственное размещение объектов культурного и историко-культурного наследия на территории Белгородской области. Пространственный анализ позволяет сделать вывод о том, что наибольшим количеством памятников обладает Валуйский район, он занимает лидирующие позиции в области по количеству охраняемых объектов – историко-культурный потенциал оценен нами как «очень высокий». Все памятники представляют
37 высокую ценность, но типологически большая их часть представлена объектами археологии, которые связаны с историей заселения территории в железных и бронзовых веках и сформированы русской государственностью. Поэтому при организации туристических маршрутов нужно учитывать исторический аспект данной территории. Рис.3.3.1. Историко–культурный потенциал административных районов Белгородской области
38 Рис. 3.3.2. Пространственное размещение памятников федерального значения и их типологическое разнообразие «Высокую качественную оценку» историко–культурного потенциала имеют Белгородский, Алексеевский, Волоконовский и Старооскольский административные районы. На территории Алексеевского и Волоконовского районов памятники расположены достаточно равномерно, в Белгородском и Старооскольском объекты наследования, расположены вблизи административных центров, т.е. рядом с Белгородом и Старым Осколом. Особенностью данных районов считается то, что здесь более широко представлены памятники архитектуры и искусства. Кроме этого, выделение этих городов как крупных административных центров области помогло сохранить отдельные объектов и использовать их в музейно-экспозиционной инфраструктуре. Грайворонский, Красногвардейский, Новоооскольский и Шебекинский районы мы объединили в группы с «достаточно высоким историко-культурным
39 потенциалом». Данные районы имеют большое количество и многообразие недвижимых памятников и обладают удовлетворительной степенью их сохранности. В группу со «средним историко-культурным потенциалом» входят Борисовский, Ивнянский, Прохоровский, Корочанский, Чернянский и Яковлевский административные районы. Общее количество всех типов памятников колеблется от 61 в Прохоровском районе до 93 в Яковлевском. Как ни в одном из других районов области здесь создана неоднозначная информационная ситуация. Средний историко–культурный потенциал сравнительно небольшой, однако, по количеству памятников федерального значения, которые имеют не только высокий природоохранный статус, но и широкую известность и популярность как среди специалистов, так и среди массового населения эти районы являются бесспорными лидерами. Замыкает группы объединенных административных районов шестерка, состоящая из Вейделевского, Губкинского, Красненского, Краснояружского, Ракитянского, Ровенского муниципальных образований с низким историкокультурным потенциалом. Количество памятников колеблется от 21 в Краснояружском и Ровеньском районе до 48 в Губкинском. Проведенный анализ в границах муниципальных районов показал, что распределение памятников по территории области крайне неравномерно, а также неоспоримые различия в соотношении памятников различных категорий, что необходимо учитывать при организации всех видов деятельности, связанных с охраной и использованием наследия Белгородчины.
40 Глава 4. Сравнительный анализ туристического потенциала субъектов Центрального Черноземья 4.1. Туристическая привлекательность каждой из областей Центрального Черноземья Белгородская область. В сфере туризма Белгородская область демонстрирует достаточно высокие показатели. Уже несколько лет подряд наблюдается рост туристов – около 70% ежегодно. Имеются несколько перспективных направлений развития туризма помимо сельского являются патриотическое, историческое и паломническое. Развиваются рекреационные зоны, строятся гостиницы, при существующей инфраструктуре создаются все условия для развития въездного туризма. Белгородская область делает огромные усилия в повышении привлекательности для туристов, и более 300 усадебных комплексов – тому подтверждение. Белгородчина – исторический, культурный и этнографической памятник и, с учетом географического положения, сельскохозяйственный туризм – тот элемент, который формирует привлекательность региона. На территории области работают более 50 гостиниц, 8 санаториев, 3 санаторияпрофилактория, 13 баз отдыха, 8 гостевых домов. Функционируют более 130 музеев разного типа. Самым старым из них является Белгородский государственный историко-краеведческий музей. В 2014 году маршрут по Прохоровскому району Белгородской области «Славе – не меркнуть, традициям – жить!» был включен в число лучших туристических поездок России в номинации «Лучший военно-исторический маршрут» Воронежская область. Обладает достаточно высоким туристическим потенциалом, входит в десятку лидирующих регионов по посещению туристов в культурно – познавательных целях среди Центрального Федерального округа. Есть все
41 условия для развития и процветания таких направлений туризма как: спортивный, экологический, историко-культурный, а так же санаторнокурортный. Развиваются туристско-рекреационные территории, создается современный рынок туристских услуг, благоприятные организационно – правовые и экономические условия для развития наиболее популярных направлений туризма. На территории области работает 101 гостиница, 7 исторических городов, 20 музеев, 3 заповедника и 3034 памятника истории и культуры. Действует 150 туристических агентств и 7 туроператоров. Липецкая область. Область делает акцент на туристические маршруты и событийные фестивали, возможен гастрономический туризм, активно формируются туристические кластеры, резиденты которых будут иметь ряд существенных льгот, создается необходимая инфраструктура, для которой характерны особые экономические зоны туристско – рекреационного типа, развивается внутренний туризм. Разработка новых туристических маршрутов. Создан Центр развития туризма. На территории области работают 89 гостиниц, 19 музеев. Курская область. Туристическая привлекательность Курской области несомненно растет. За первое полугодие текущего года те территорию соловьиного края прибыло более 25 тысяч туристов. В регионе активно расширяется сеть гостиниц и отелей, появляются гостевые дома, функционирует Областной Центр туризма. Одним из перспективных направлений является сельский туризм, который предоставляет возможность посетить мастер – классы по народным ремеслам, а так же отведать местной кухни, которая в силу географического положения весьма самобытна. Реализован национальный военно – патриотический маршрут Министерства культуры Российской Федерации «Маршруты Победы. Курская дуга». На территории Курской области насчитывается 75 туристических организаций, из них 5 – туроператоры, работают 62 гостиницы и 84 музея.
42 Тамбовская область. Область обладает широким потенциалом туристических ресурсов. Популярностью пользуется паломнический туризм, потому что на территории области представлены около 200 православных храмов и монастырей. Так же пользуется спросом санаторный комплекс, который предоставляет оздоровительные услуги, с учетом экологической чистоты региона. Развивается как въездной, так и внутренний туризм. Самыми перспективными направлениями, на которые нацелено внимание являются: культурно – познавательный, паломнический, экологический и сельский, событийный и детско – юношеский. На территории области работают 53 гостиницы, 28 пансионатов, санаториев и баз отдыха. 4.2. Разработка новых автобусных туристических маршрутов по субъектам Центрального Черноземья Проанализировав достопримечательности всех областей Центрального Черноземного региона, можно смело сказать, что здесь очень много интересных и уникальных мест, которые можно объединить в несколько туристических автобусных программ. Конечно, все объекты культурного наследия в них включены не будут, так как их в каждом крае очень много, поэтому предложу только самые интересные и самобытные. Маршрут № 1. Природные заповедники Черноземья. «Ямская степь» (Белгородская область, Губкинский район) – «Стрелецкая степь» (Курская область, пос.Заповедное) – «Дивногорье» (Воронежская область, Лискинский район). Продолжительность тура составит 2 дня. Выезд состоится в субботу утором из Белгорода: 5:30 – общий сбор; 6:00 – 8:00 дорога до заповедника «Ямская степь», время в пути 2 часа, расстояние – 119км;
43 8:10 – 12:00 посещение заповедника (обед включен во время посещения); 12:00 – 15:00 дорога до заповедника «Стрелецкая степь», время в пути составляет 3 часа, расстояние – 200 км; 15:00 – 18:00 посещение заповедника «Стрелецкая степь»; 18:00 – 20:00 дорога до города Курска и размещение в гостинице; С 20:00 – свободное время. Воскресенье: 5:30 – общий сбор; 6:00 – 12:00 дорога до заповедника «Дивногорье», время в пути составляет 6 часов, расстояние – 370 км; 12:00 – 15:00 посещение заповедника «Дивногорье» (обед включен во время посещения) 15:00 –18:00 дорога до города Белгород, Время в пути составит 3 часа, расстояние – 230 км. Рис.4.2.1. Маршрут №1. Точка А и Е – город Белгород (отправная и завершающая точка маршрута) Точка В – заповедник «Ямская степь» Точка С – заповедник «Стрелецкая степь» Точка D – заповедник «Дивногорье»
44 1) Государственный природный заповедник «Ямская степь» Рис.4.2.2. Ландшафты заповедника «Ямская степь» [25] Площадь заповедника составляет 566 гектар, охранная зона – 1400 гектар. Входит в состав заповедника «Белогорье» одного из самых старых и маленьких особо охраняемых природных территорий нашей страны. Здесь можно ознакомиться с уникальными экосистемами мелового юга Среднерусской Возвышенности, каких не встретить ни в каком другом регионе России. 2) Государственный природный заповедник «Стрелецкая степь» Рис.4.2.3. Ландшафты заповедника «Стрелецкая степь» [25] Нетронутый островок природы в мире цивилизации – «Стрелецкая степь». Площадь составляет 5000 гектаров. Он считается одним из лучших
45 заповедников России, представляющий собой эталонную луговую лесостепь. Входит в систему биосферных заповедников ЮНЕСКО, может похвастаться разнообразным животным и растительным миром. Здесь обитают 46 видов животных и 210 видов птиц. Является уникальным представителем лесостепных территорий России. 3) Природный историко-археологический музей-заповедник «Дивногорье» Рис.4.2.4. Ландшафты заповедника «Дивногорье» [25] Это уникальный природный заповедник, на территории которого раскинулись реки Тихая Сосна и Дон, множественные архитектурные памятники: пещерные церкви XVIIвека, остатки средневековой крепости, меловые столбы – останцы Дивы, а так же уникальные ландшафтные системы. Маршрут №2. Усадьбы Центрального Черноземья.
46 Усадьба Скорняково – Архангельское (Липецкая область, село Скорняково) – Дворец Ольденбургских (Воронежская область, Рамонь) – Усадьба Марьино (Курская область, поселок Марьино). Продолжительность тура составит 2 дня. Выезд в субботу утром из Липецка: 6:00 – 7:00 сбор группы, дорога до усадьбы; 7:00 – 10:00 экскурсия по усадьбе Скорняково – Архангельское; 10:00 – 12:00 дорога до дворца Ольденбургских, время в пути составляет 2 часа, расстояние – 100км; 12:00 – 14:00 экскурсия по дворцу; 14:00 – 15:00 дорога до Воронежа, время в пути составляет 1 час, расстояние – 40км; 15:00 – 17:00 обзорная экскурсия по Воронежу; 17:00 – 17:30 размещение в гостинице; С 18:00 – свободное время. Воскресенье: 4:45 – 5:00 общий сбор; 5:00 – 12:00 дорога до усадьбы Марьино, время в пути составит 6 часов, расстояние – 369км; 12:00 – 15:00 экскурсия по Марьино; 15:00 – 21:00 дорога до Липецка, время в пути составит 6 часов, расстояние – 347км. Рис.4.2.5.Маршрут №2
47 Точки А и Е – город Липецк (отправная и конечная точка) Точка В – усадьба Скорняково – Архангельское Точка С – дворец Ольденбургских Точка D – усадьба Марьино 1) Усадьба Скорняково – Архангельское Рис.4.2.6. Усадьба Скорняково – Архангельское [25] Старинная усадьба, которая находится в селе Скорняково Липецкой области. За свою историю она сменила множество именитых хозяев таких как: Скорняково – Писаревы, Чернышевы, Муравьевы, Чертковы, Шидловские. Для отдыха ее территории посещали даже из Москвы и Санкт – Петербурга. Усадьба гармонично сочетает в себе современность и историю. В настоящее время ее реконструкцией занимается липецкий меценат Алексей Шкрапкин, который уже отреставрировал храм Михаила Архангела, ресторанно – гостиничный комплекс и планирует открыть дом – музей, а так же проводить дальнейшую реконструкцию имения. 2) Замок принцессы Ольги Ольденбургской
48 Рис.4.2.7. Дворец Ольденбургских [25] Замок является главной достопримечательностью Рамонского района, он окутан множеством тайн и легенд, а построен в середине XVIII века. Экскурсия дает возможность посетить старинные залы, подняться на башню, откуда можно полюбоваться окрестными видами и рекой Воронеж, посетить отреставрированную блюстарду за дворцом. Рядом с замком располагается пристань, где когда – то находилась судоверфь, на которой начинал строить свой флот Петр I. 3) Усадьба Марьино Рис.4.2.8. Дворцово – парковый комплекс Марьино [25]
49 Усадьба князей Барятинских в Рыльском районе. Образовалась в начале XIX века на территории старинного села Ивановского. До настоящего времени от усадьбы остались палаты Мазепы и небольшая «каменица» (ныне народный музей села Ивановского) – ценные и редкие памятники гражданской архитектуры. Дворцово-парковый ансамбль Марьино находится на высоком месте среди загородных дворянских усадеб. Широкая дорога ведет из села Ивановского в Марьино, которая пересекает парадный двор, дом – дворец, Марьинский пруд и большой парк недалеко от Эрмитажного пруда. По – центру – трехэтажное здание дворца с боковыми одноэтажными флигелями. В парке находятся овальный и круглые пруды с островами, которые соединены тремя мостами. На первом острове – 16ти – колонная ротонда (княжеская купальня), на другом – лютеранская кирха. Маршрут №3. Паломнический. Трегуляевский Иоанно – Предтеченский монастырь (Тамбовская область, поселок Тригуляй) – Вознесенский собор (Липецкая область, Елец) – Свято – Троицкий Холковский монастырь (Белгородская область, село Холки). Продолжительность тура составит 2 дня. Выезд в субботу утром из Тамбова: 6:45 – 7:00 общий сбор; 7:00 - 7:30 дорога до монастыря, время в пути составит 30 минут, расстояние – 15км; 7:30 – 9:00 экскурсия по Трегуляевскому монастырю; 9:00 – 13:00 дорога до города Елец, время в пути составит 4 часа, расстояние – 237км; 13:00 – 15:00 экскурсия по Вознесенскому собору;
50 15:00 – 16:00 дорога до города Липецк, время в пути составляет 1 час, расстояние 87км; 16:00 – 18:00 обзорная экскурсия по городу; 18:00 – 18:30 размещение в гостинице; С 19:00 – свободное время. Воскресенье: 4:45 – 5:00 общий сбор; 5:00 – 10:00 дорога до Холковского монастыря, время в пути составит 5 часов, расстояние – 290км; 10:00 – 13:00 экскурсия по монастырю; 13:00 – 21:00 дорога до города Тамбов, время в пути составит 8 часов, расстояние – 478 км. Рис.4.2.3. Маршрут №3 Точка А и Е – город Тамбов (отправной и конечный пункт) Точка В – Трегуляевский Иоанно – Предтеченский монастырь Точка С – Вознесенский собор Точка D–Свято – Троицкий Холковский 1) Трегуляевский Иоанно – Предтеченский монастырь
51 Рис.4.2.9. Трегуляевский монастьрь [25] Этот монастырь расположился в 15ти километрах от Тамбова. Говорят, что в давние времена рядом с монастырем был разбойничий городок, из которого регулярно совершали набеги на Пензенскую дорогу, в реке Цне водились огромные сомы, которые своей силой утаскивали на дно телят. В настоящее время в монастырь приезжают, чтобы набрать святой воды и совершить омовение. 2) Вознесенский собор в Ельце Рис.4.2.10. Вознесенский собор [25]
52 Город Елец уже сам по себе одна большая достопримечательность. Однако, есть в нем места, которые наиболее притягательны – Вознесенский собор. Здание поражает своими размерами, высота собора вместе с крестом – 74 метра, длина – 84 метра. За его проект архитектора поблагодарил сам Николай I, а строительство длилось 44 года. 3) Свято – Троицкий Холковский монастырь Рис.4.2.11. Холковский монастырь [25] Является единственным действующим пещерным монастырем в Белгородской области. Его пещеры находятся на террасе одного из многочисленных меловых холмов. До сих пор вопрос о их происхождении остается открытым, но считается, что монахи их вырыли самостоятельно, так как они не естественного происхождения.
53 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Современные направления в области охраны и использования памятников природы и культуры доказывают, что все больше внимания уделяют изучению природно-культурного наследия в целом, в его взаимосвязи с другими элементами традиционной культуры и историческим ландшафтом. В последнее время стали понимать ценность исторического наследия, возвращать многие ранее забытые имена и исторические события, восстанавливать религиозные памятники и святыни. Значимой причиной развития регионов России является то, что появились многочисленные издания по истории, краеведению, изучению природы родного края (это и репринты старых изданий, и публикация неизданных рукописей, и появление новых краеведческих работ). Особое значение приобрело понятие «наследие», еще полтора десятилетия назад почти не употреблявшееся. Еще одной важной тенденцией современного культурного развития является формирование системы историко-культурных территорий. Данное новое направление в культурной политике подразумевает именно территориальный подход к сохранению наследия. Такой подход подразумевает сохранение наследия исторического города и региона в его многообразии, сохранение ландшафтного своеобразия территории, воссоздание традиционного природопользования и исторических производств со вхождением их в современные социальные и экономические процессы. Активно развивается рекреационная сфера и туризм, музейная деятельность, научно-образовательный комплекс, активизация на этой основе других сопряженных хозяйственных структур. По факту, такой путь уже нашел выражение в региональной политике и проявляется в особой специализации некоторых регионов на сохранении и использовании природного и культурного наследия.
54 Таким образом, проанализировав количество объектов культурного наследия городов Центрального Черноземного региона, можно сделать вывод, что общее количество объектов культурного наследия составляет 9531 дефиницию. При этом большая часть недвижимых объектов культурного и природного наследия расположено в границах Воронежской области – 3034 дефиниций, что составляет 32 % от их общего количества. Это первое место среди городов Центрального Черноземья. Второе место после Воронежа занимает Липецк, в его границах насчитывается 2695 объектов, это соответствует 28 %. На Белгородскую область приходится 23 %, следующим в списке располагается город Курск с процентным соотношением в 12%, и замыкает наш ранжированный ряд город Липецк в реестре Наследия которого насчитывается лишь 475 объектов, это соответствует 5 % от общего Наследия ЦЧР. Как показал проведенный историографический и типологический анализ, одной из наиболее многочисленных категорий, среди объектов культурного и природного наследия на территории областей, являются памятники археологии, это связано с историей заселения региона. К тому же, задача сохранения объектов природного и культурного наследия играет особую важность в продвижении туристского бренда территорий. Так как, в основном, именно памятники наследия или достопримечательности региона привлекают большое количество туристов. Поэтому, оценив рекреационный потенциал Центрального Черноземья, мы составили несколько туристических маршрутов, предварительно проведя анализ туристического предпочтения рекреантов, которые посещают регион, и, таким образом у нас получилось 3 маршрута: природное наследие ЦЧР, культурное наследие ЦЧР и паломнический маршрут. Они были составлены с учетом расстояния до каждого из них, затратой времени, со временем для посещения, ночлегом и временем для обратного пути. Таким образом, наследие выступает как один из важнейших факторов социального и экономического развития отдельно взятых городов и
55 территорий. Оно обеспечивает развитие региона именно на базе использования этого специфического ресурса. Для некоторых территорий историко-культурное и природное богатство региона становится одной из реальных возможностей их экономического и социального развития. Но не только в этом заключается основная роль наследия, оно является важнейшей частью истории и культуры народов России, их развития и становления. Потеря объектов культурного наследия грозит утратой уникальности культуры нашей родины. Но на примере Центрального Черноземья мы доказали, что здесь бережно относятся к объектам культуры, ведут их учет, занимаются реставрацией и проводят четкую политику в области охраны природного и историко-культурного наследия. И, как следствие, это ведет к развитию регионов Черноземья и туризма в этих областях, который ведет к экономическому процветанию регионов.
56 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Баллер, Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие/ Э.А Баллер. – М.:Наука,1987. –160 с. 2. Веб-сайт Белгородского государственного центра народного творчества. – Режим доступа:http://bgcnt.ru/cultural-heritage.html 3. Веб-сайт библиографии трудов Д.С. Лихачева. – Режим доступа: http://www.lihachev.ru/bibliografiya/by/?type=name&abc=30 4. Волегов, Ю. Б. Состояние правового обеспечения в сфере культуры и в системе Министерства культуры Российской Федерации // Ориентиры культурной политики/ Ю.Б Волегов, – М.:1993. № 1. – 136 с. 5. Диагностика социокультурных процессов и концепция культурной политики: Сб. науч. тр. Свердловск.: 2011.– 56с. 6. Кулабухов, А. Культурная деятельность в регионе (на примере Белгородской области) // Эволюция культурной деятельности в новом столетии: Социал.-экон. аспекты культурной политики: В 3 т. / Отв. ред. Сорочкин Б.Ю. – СПб.: Алетейя. – 2005. – Т. 1. Очерки культурной жизни России на рубеже веков/ А. Колабухов, - СПб.:Алетейя. - 2005. Т. 1. – 345 с. 7. Кулемзин, А.Н. Охрана памятников в России/ А.Н Кулемзин, – Томск.: МУ «Томск исторический», 1999. – 170 с. 8. Культурология: учебное пособие / под ред. А.А. Радугина– М.: Центр, 2001 — 304 с. 9. Культурология: краткий тематический словарь/Г.В. Драч,Т.П. Матяш - Ростов н/Д.: Феникс 2001 — 192 с. 10. Веб–сайт культурного наследия Руси. – Режим доступа: http://www.nasledierusi.ru/ 11. Кругликова, Г.А. Сохранение культурного наследия/ Г.А Кругликова, – М.: Маска 2013. – 105 с. 12. Лихачев Дмитрий http://ladim.org/st0ab8100101.php Сергеевич. – Режим доступа:
57 13. Максаковский, В.П. Всемирное культурное наследие/ В.П Максаковский, – М.: Логос, 2002. – 301 с. 14. Веб-сайт министерства культуры и массовых коммуникаций РФ. – Режим доступа: http://culture.mincult.ru 15. Международное право и охрана культурного наследия: Документы, библиогр./ Сост. М.А.Полякова; Ред. С.И.Сотникова – Афины.: Б.И., 1997. – 27 с. 16. Объекты культурного наследия России. – Режим доступа: http://kulturnoe-nasledie.ru/ 17. Охрана исторических и культурных памятников (Сборник документов), 1973. – 237 с. 18. Полякова, М.А. Охрана культурного наследия России/ М.А Полякова, – М.: Дрофа 2005. – 23 с. 19. Сборник правовых актов Совета Европы о сохранении культурного наследия. –Режим доступа:http://evarussia.ru 20. Веб-сайт трудов Д.С. Лихачева по искусствоведению. – Режим доступа: http://www.lihachev.ru/nauka/iskustvoved/biblio/ 21. Веб-сайт Управления культуры Белгородской области. – Режим доступа:http://www.belkult.ru 22. Веб-сайт управление культуры г. Белгорода. – Режим доступа: http://kultura31.ru 23. Федеральный закон № 73 от 25.06.02 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» 24.Фундаментальные проблемы культурологии. В 4 томах. Культурная политика. – М.: Алетейя.:2008. – 345 с. 25. Веб – сайт хранители наследия. – Режим доступа: http://hranitelinasledia.com 26. Хрестоматия по культурологии: учебное пособие / под ред. А.А. Рудигина М.: Центр, 2009 — 292 с.
58 27.Эпов, М.А. Охрана культурного наследия России/ М.А Эпов, – М.: Дрофа, 2010. –105 с. 28. Юхачев, Д.С. Искусство памяти и память искусства // Критика и время: литературно-критический сборник / сост. Н. П. Утехин. – Л.: Ленизат, 1984. – 74 с. 29. Ярилова,О.С. О концепции сохранения и развития нематериального культурного наследия народов российской федерации/ О.С.Ярилова. – М.: Дрофа, 2010. – 54 с. 30. Яросов, Б. С. Социальная культурология/ Б.С Яросов, – М.: Аспект Пресс, 2000.–591 с. 31. Ященкова, С.В. Управление культурными ландшафтами и иными объектами историко-культурного наследия в национальных парках./ С.В Ященкова, – М.: Наука, 2009. – 239с.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв