МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ
ИНСТИТУТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра юриспруденции
Направление «Юриспруденция»
Форма обучения очная
Реферат
По учебной дисциплине
«АВТОРСКОЕ ПРАВО»
на тему: «Проблема «отбора» сиротских произведений для оцифровки»
Группа / курс 13ЮР11.2 , 3 курс
Студент __________________ Синцова Е.А.
(подпись)
Научный руководитель ________________
(подпись)
Москва 2016
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Сиротские произведения как объект авторского права………………………......…5
1.1. Характеристика сиротских произведений……………………………………...…………5
1.2. Охрана сиротских произведений……………………………………………...…………...8
Глава 2. Использование сиротских произведений…………………………………………...10
2.1. Процедура «отбора», оформления сиротства……………………………………………10
2.2. Европейский опыт использования сиротских произведений…………………………...12
Глава 3. Оцифровка сиротских произведений……………………………………………..…15
Заключение…………………………………………………………………………..………….17
Список использованных источников и литературы………………………………………….18
2
Аннотация: Реферат на тему «Проблема «отбора» сиротских произведений для
оцифровки» выполнен студенткой Московского городского университета управления
Правительства Москвы, направления «юриспруденция», Синцовой Еленой Александровной.
Реферат посвящен отрасли авторского права в Российской Федерации, предметом
исследования являются сиротские произведения и особенности их использования.
Annotation: The theme of the abstract «The problem of «selection» orphan works to digitize»
made student of Moscow City Government University of Management Moscow, direction
"Jurisprudence", Sintsova Elena Alexandrovna. The abstact dedicated to copyright industry in the
Russian Federation, the subject of the study are orphan works, and especially their use.
Введение
Издавна люди стремились защитить и сохранить то, что они считали необычным и
исключительным, особенно, если речь шла о том, что было создано их силами, умом и
трудом. Со временем цивилизация развивалась и росла - появилось искусство, стала
развиваться и усовершенствоваться
техника, люди научились красиво рисовать, писать
картины, завораживающе петь, снимать кинофильмы, писать гениальные компьютерные
программы, создавать книги. Безусловно, все это прекрасно, однако, влечет за собой
неминуемую
проблему,
порождающую
множество
споров.
Наряду
с
появлением
талантливых людей, появились и те, кто на этом наживается.
Источниками предотвращения неминуемого неправомочного использования творений
человека,
являются
конвенции,
международные
договоры
и
соглашения,
законы,
закрепляющие и защищающие права авторов. В современном мире, в век технической
революции и научных прорывов, во многом нарушаются авторские права.
В качестве примера можно провести произошедшее в середине 90-х годов разорение
крупной российской фирмы Multi Media Mechanics. Причиной, повлекшей разорение,
явились так называемые компьютерные пираты, которые занимались тем, что выпускали
бюджетные лазерные компакт-диски с ее программами, нарушая тем самым ряд правовых
норм. Соответственно, спрос на оригинальные компакт-диски стал падать в пользу
пиратских, отсюда резкое сокращение у Multi Media Mechanics продаж личных дисков.
Огромное количество расходов вынуждены терпеть компании-производители, ввиду
нелегального копирования программных обеспечений, музыки, книг-бестселлеров, фильмов.
Несомненно, все это является предметом правового регулирования авторского права.
3
В своей работе я буду рассматривать сиротские произведения как объект авторского
права. Сиротским произведением является охраняемое авторским правом произведение, по
закону для использования которой необходимо разрешение правообладателя, однако,
пользователю невозможно идентифицировать автора, либо связаться с ним для получения
лицензии на правомерное использование.
Актуальность исследования: Согласно европейской статистике, более чем у трети
охраняемых авторским правом произведений не найден правообладатель. При этом лицо,
которое использует сиротское произведение без наличия на то необходимого разрешения
правообладателя, идёт на риск, связанный с его вероятным появлением законного
правообладателя, с его последующим обращением в суд по факту нарушения авторских и
смежных прав (со всеми вытекающими правовыми последствиями). Тем не менее, подобный
сценарий препятствует открытому доступу к миллиону произведений, которые могли бы
использоваться в научных исследованиях, образовательных программах, документальных
фильмах и иных отраслях. Именно поэтому справедливая правовая организация по вопросам
произведений-сирот является одной из серьёзных задач в мировой практике, регулирующей
интеллектуальные права.
Объект исследования: общественные отношения, складывающиеся в сфере авторского
права по вопросу правомерного использования и применения сиротских произведений.
Предмет исследования: правовые нормы, регулирующие отношения, складывающиеся
в сфере использования сиротских произведений.
Цель исследования: рассмотрение сиротских произведений как объект авторского
права, исследование правовой организации их использования и оцифровки.
Задачи, ставящиеся для достижения указанной цели:
- изучение сиротских произведений как объектов авторских прав, а также исследование
современных способов их правовой охраны
- анализ мировой практики в использовании сиротских произведений
- ознакомление с процессом оцифровки сиротских произведений
4
Глава 1. Сиротские произведения как объект авторского права
1.1. Характеристика сиротских произведений
Сиротское произведение – это охраняемая авторским правом работа, (произведение) для
использования
которой
по
закону
требуется
разрешение
правообладателя,
но
добросовестному пользователю невозможно идентифицировать автора или связаться с ним
для получения лицензии. Опираясь на европейскую статистику, можно сделать вывод, что
более чем у трети охраняемых авторским правом произведений не найден правообладатель.
При этом лицо, использующее сиротское произведение без имеющегося на то разрешения
законного правообладателя, идёт на существенный риск, связанный с его вероятным
появлением и обращением в суд по факту нарушения авторских и смежных прав (со всеми
вытекающими правовыми последствиями).
Однако подобный сценарий препятствует доступу читателей к миллиону произведений,
которые могли бы использоваться в научных исследованиях, образовательных программах,
документальных фильмах и т.д. Именно поэтому справедливое правовое решение по
произведениям-сиротам является одной из серьёзных задач в мировой практике,
регулирующей интеллектуальные права. За рубежом поиск оптимальной и справедливой с
точки зрения всех заинтересованных сторон стратегии продолжается уже на протяжении
длительного времени, совершенствуясь и модернизируясь с каждым годом.
Наиболее
значимым
документом
последнего
времени
стала
одобренная
Европарламентом Директива ЕС 2012/28/EU «О некоторых случаях разрешённого
использования сиротских произведений». В России же этот вопрос практически не
рассматривался и не обсуждался экспертами. С учётом принятых поправок в ГК РФ,
расширения действия ФЗ-187 «О внесении изменений в законодательные акты Российской
Федерации
по
вопросам
защиты интеллектуальных
прав
в
информационно-
телекоммуникационных сетях» на литературные и музыкальные произведения, всё более
понятным становится правовой ландшафт, в котором должны действовать игроки рынка.
Однако и в этих документах правовые основы использования сиротских произведений не
рассматриваются.
Сиротские произведения, как и иные интеллектуальные творческие работы, имеют очень
важное культурное, образовательное и научное значение. Точное количество таких
произведений подсчитать невозможно, но, в любом случае, оно достаточно существенно.
Возможность использовать сиротские произведения в общественных интересах крайне
необходима, но без согласия правообладателей почти любое использование будет не
правомерным.
5
Попытки решить проблему сиротских произведений предпринимаются в самых разных
направлениях. В отдельных государствах (к примеру, в Великобритании, США)
разрабатываются
законопроекты,
посвященные
регулированию
общественного
использования таких произведений. Запущены и частные проекты (как самый яркий пример
— Google Books Search), направленные на поиски возможностей в ныне существующем
законодательстве, особенно в сфере изъятий и ограничений авторского права, таких как
доктрины fair use или fair dealing.
В законодательстве РФ термин «сиротские произведения» как таковой не определен,
однако он фигурирует в некоторых менее формальных документах, посвященных
авторскому праву, прежде всего в так называемой Московской конвенции по авторскому
праву.
Вопросы легального использования произведения, автор которого неизвестен, отнесены
к издателю, имя или наименование которого обозначены на произведении. При отсутствии
доказательств об ином это лицо считается представителем автора и в этом качестве имеет
право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Такие правила установлены
в ст. 15 (3) Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений
(далее – Бернская конвенция). Таким образом, отсутствие информации об авторе не является
основанием для свободного использования произведения и требует от пользователей
совершения определенных действий по получению разрешений, пока соответствующее
произведение не перейдет в разряд общественного достояния.1
Специальная категория «сиротские произведения» выводится с целью упорядочения
правомерного доступа к произведениям в процессе масштабной оцифровки документов и
информационных материалов. Основополагающим принципом современного авторского
права является предоставление охраны произведению без предъявления требования о
выполнении какого-либо рода формальностей – ст. 5(2) Бернской конвенции. В этом
коренное отличие охраны объектов авторского права и промышленной собственности. На
мой взгляд, оно должно остаться в неизменном виде, и все попытки связать возникновение
авторско-правовой охраны или обусловить возможность коммерческого использования
1
Бернская Конвенция по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886 г. (ред. от
28.09.1979)
6
произведения
некими
формальными
процедурами
(например,
регистрацией
и/или
депонированием произведения) являются совершенно неприемлемыми.1
Вместе с тем объективная необходимость использования формальных процедур в
отношениях, регулируемых авторским правом, не менее значима, чем в правоотношениях
промышленной собственности. Этим обусловлены институты коллективного управления,
добровольной регистрации компьютерных программ и других объектов авторского права.
1
Леанович Е. Б. Статья «Развитие правового регулирования в отношении сиротских произведений в
Европейском Союзе»
7
1.2. Охрана сиротских произведений
Исходя из правил, регламентированных статьей 15 (3) Бернской конвенции об охране
литературных и художественных произведений (далее – Бернская конвенция). Можно
сделать вывод, что отсутствие информации об авторе не является основанием для
свободного
использования
произведения
и
требует
от
пользователей
совершения
определенных действий по получению разрешений, пока соответствующее произведение не
перейдет в разряд общественного достояния.1
Сроки охраны произведений, авторы которых неизвестны по объективным причинам,
короче общих сроков авторско-правовой охраны, но все равно довольно продолжительны. В
ст. 7(3) Бернской конвенции установлен унификационный стандарт- для произведений,
выпущенных анонимно или под псевдонимом, срок охраны истекает спустя пятьдесят лет
после того, как произведение было правомерно сделано доступным для всеобщего сведения.
Исключительные права правообладателей на воспроизведение и сообщение для
всеобщего сведения их произведений и иных охраняемых объектов регулируются в
соответствии с Директивой 2001/29/ЕС Европейского Парламента и Совета от 22 мая 2001
года
«О
гармонизации
определенных
аспектов
авторских
и
смежных
прав
в
информационном обществе». Такие произведения требуют обязательного получения
предварительного согласия правообладателей на оцифровку или сообщение для всеобщего
сведения произведений или иных охраняемых объектов.2
Правообладателям должна быть обеспечена возможность лишить произведения
сиротского статуса, если они заявят о своих правах на произведение или иной охраняемый
объект. Правообладатели, лишившие сиротского статуса свое произведение или иной
охраняемый объект, должны получить за осуществленное использование их произведения
или иного охраняемого объекта на условиях Директивы законное вознаграждение,
установленное государством-членом ЕС, в котором учреждена организация, использующая
данное
сиротское
произведение.
Государства-члены
ЕС
свободны
в
определении
обстоятельств организации выплаты такого вознаграждения, включая сроки его выплаты.
1
Бернская Конвенция по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886 г. (ред. от
28.09.1979)
2
Директива 2001/29/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О гармонизации
некоторых аспектов авторских и смежных прав в информационном обществе»
8
Для целей установления возможного размера справедливого вознаграждения крайне
важным шагом является производство точной оценки произведения, помимо прочего, целей
государства-члена
ЕС
по
распространению
культуры,
некоммерческого
характера
использования произведения рассматриваемой организацией для достижения своих целей,
связанных
с
общественными
интересами,
таких
как
содействие
образованию
и
распространению культуры, а также возможных убытков правообладателей.
Если вследствие ненадлежащего поиска автора сиротской работы, произведение или
фонограмма была признана сиротской вследствие допущенной ошибки, законодательство
государства-члена ЕС будет предусматривать средства защиты против нарушений авторских
прав, соответствующие национальным нормам или праву Союза.
9
Глава 2. Использование сиротских произведений
2.1. Процедура «отбора», оформления сиротства
Прежде чем произведение или фонограмма будут признаны сиротскими, необходимо
добросовестное проведение должного поиска законных владельцев авторских прав на такое
произведение, работу или фонограмму, в том числе владельцев авторских прав на
произведения или иные охраняемые объекты, включенные в состав или являющиеся частью
таких произведений или фонограмм. Государства-члены ЕС могут предусмотреть, что такой
должный поиск осуществляют упомянутые вышеупомянутой Директиве организации или
иные организации. Такие иные организации могут взимать плату за проведение должного
поиска.
В данном случае крайне необходим сбалансированный подход к определению условий
должного поиска, в целях обеспечения высокого уровня охраны авторских и смежных прав в
ЕС. Должный поиск должен включать полноценное изучение всех источников, содержащих
информацию о произведениях и иных охраняемых объектов. Перечень источников для
проведения должного поиска устанавливается государством-членом ЕС в соответствии
вышеупомянутой Директивой и с учетом руководства по должному поиску, принятому в
рамках Рабочей Группы Высокого Уровня по Цифровым Библиотекам в качестве элемента
инициативы по цифровым библиотекам i2010.1
В отношении конкретного произведения или фонограммы может быть несколько
правообладателей, кроме того произведения или фонограммы могут сами включать иные
произведения или охраняемые объекты. Директива не затрагивает права, владельцы которых
известны и могут быть обнаружены. В том случае, если по меньшей мере один
правообладатель был установлен и найден, произведение или фонограмма не будут
считаться сиротским произведением. Выгодоприобретатели по настоящей Директиве будут
иметь право использовать произведение или фонограмму, один или несколько владельцев
прав на которые неизвестны или не обнаружены, только если они были уполномочены на
осуществление действий по воспроизведению и сообщению для всеобщего сведения,
предусмотренных Статьями 2 и 3 Директивы 2001/29/EC, теми правообладателями, которые
были установлены и обнаружены, включая владельцев прав на произведения и иные
охраняемые
фонограммы.
1
объекты,
являющиеся
частью
или
включенные в
произведения или
2
Левова И. Ю., Винник Д.В., Моисеева А. Ю. Научное исследование «Сиротские произведения в России:
статус, пути решения, проблемы», 2016.
2
Директива 2001/29/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О гармонизации
некоторых аспектов авторских и смежных прав в информационном обществе»
10
Установленные и обнаруженные правообладатели могут давать согласие только
касательно своих прав, независимо от того, принадлежали ли им их права изначально или
были переданы; но не будут иметь полномочий, согласно настоящей Директиве, давать
какие-либо согласия в интересах неустановленных или не найденных правообладателей.
Соответственно, если ранее неизвестные или не найденные правообладатели заявят своих
правах на произведение или фонограмму, выгодоприобретатели смогут продолжить
правомерное использование произведения или фонограммы только при условии получения
на это согласия таких правообладателей в отношении их прав, как предусмотрено
Директивой 2001/29/EC.
В целях содействия образованию и распространению культуры государства-члены ЕС
установят изъятие или ограничение в дополнение к тем, что содержатся в Статье 5
Директивы 2001/29/EC. Такое изъятие или ограничение должно наделять организации,
указанные в пункте (c) Статьи 5(2) Директивы 2001/29/EC, фильмо- и аудиофонды,
функционирующие на некоммерческой основе, а также организации общественного вещания
правом воспроизводить и сообщать для всеобщего сведения, по смыслу настоящей
Директивы, сиротские произведения, предусмотрев, что такое использование должно
осуществляться в общественных интересах, в особенности для сохранения, реставрации и
предоставления доступа в культурных и учебных целях к их коллекциям, в том числе
цифровым. Фильмо- и аудиофонды, в целях настоящей Директивы, должны предоставлять
организациям,
уполномоченным
государствами-членами
ЕС,
возможность
собирать,
каталогизировать, сохранять и реставрировать фильмы и другие аудиовизуальные
произведения или фонограммы, составляющие часть их культурного наследия.
Организации общественного вещания, в целях настоящей Директивы, должны
обеспечивать вещателей общественными услугами, как это предусмотрено, определено и
организовано каждым государством-членом ЕС. Установленное настоящей Директивой
изъятие или ограничение, дозволяющее использование сиротских произведений, не наносит
ущерба изъятиям и ограничениям, указанным в Статье 5 Директивы 2001/29/EC.1 Оно будет
применяться только в определенных особых случаях, не противоречащих обычному
использованию
произведений
или
иных
охраняемых
объектов
и
не
ущемляют
необоснованным образом законные интересы правообладателя.
1
Директива 2001/29/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О гармонизации
некоторых аспектов авторских и смежных прав в информационном обществе»
11
2.2. Европейский опыт использования сиротских произведений
Решение проблемы сиротских произведений предполагает ответы на ряд вопросов: что
может быть использовано, на каких условиях, за чей счёт, кто может использовать, как
фиксируется сиротство и как быть с компенсацией в случае, если произведение оказывается
авторским? Еврокомиссия трудилась два года и приняла директиву, которая является
рамочной: она не определяет конкретных действий, например, кто компенсирует, но требует,
чтобы до 24 октября 2014 г. все страны, входящие в Евросоюз, приняли конкретные законы,
которые предполагает Евродиректива. Директива касается только того, что имеет отношение
к искусству и творчеству: книг, фильмов, музыки, изображений, фотографий, и не имеет
отношения ни к патентам, ни к промышленным образцам, ни к программам.
Оговорён круг тех, кто использует и для каких целей: для доведения до всеобщего
сведения и для оцифровки – хранения, каталогизации, изучения. Коммерческих целей не
ставится. Кто может использовать законы, которые будут приняты на основе Директивы?
Это публичные библиотеки, образовательные учреждения, музеи, архивы, учреждения,
связанные с сохранением информации, и публичные вещатели – радио и ТВ.
Издателей в этом списке нет, но в Директиве специально оговорено, что возможно
коммерческое использование оцифрованных произведений для компенсации расходов на
оцифровку.
Как фиксируется сиротство? Либо автор произведения неизвестен, и нет возможности
его найти по соответствующим базам данных, либо автор известен, но непонятно, где он и
как с ним связаться. При этом Директива предполагает «разумный и достаточный поиск».
Каждая европейская страна сама должна определить, что это значит. Где конкретно искать –
в Директиве не написано, но в качестве примера приводится компания Arrow.
Директива предполагает трансграничный характер использования произведений, ведение
единого реестра. Нужно обратить внимание на одну особенность юридического мышления
европейцев: они не пишут ничего про злоупотребление правом.
Решая эту проблему, нам необходимо ответить на ряд вопросов: кто является субъектом прав
использования, каких объектов это касается, будет это носить коммерческий или
некоммерческий характер? Если это коммерческая деятельность, то кто определит ставки,
будет это страховой вариант или общество по коллективному управлению правами, как
организовать поиск?1
1
Владимир Харитонов, исполнительный директор Ассоциации интернет-издателей
12
Статья 6 Директивы обозначает варианты разрешенного использования сиротских
произведений организациями, указанными в Статье 1 Директивы, а именно путем
размещения в публичном доступе (в соответствии со ст. 3 Директивы 2001/29/ЕС) и
копирования в целях оцифровки, индексирования, создания каталогов, сохранения и
реставрации (ст. 2 Директивы 2001/29/ЕС).1
Использование произведений-сирот допустимо исключительно в интересах общества
(сохранения, оцифровки, предоставления доступа к произведениям в культурных и
образовательных целях) и с выплатой авторского вознаграждения. В случаях, если автор(ы)
произведения установлены, но не обнаружены, их имена должны быть указаны при
воспроизведении (копировании). Кроме того, данная статья обязует государства-члены ЕС
контролировать
правообладателей
осуществление
сиротских
и
документирование
произведений
и
выплаты
добросовестного
справедливого
поиска
авторского
вознаграждения установленным (обнаруженным) правообладателям.
Довольно важное обоснование представила Британская библиотека, которая по
итогам анализа запросов на различные произведения сделала заключение, что 45%
материалов, которые спрашивают читатели, являются сиротским, т.е. самой библиотеке и
авторско-правовым обществам невозможно достоверно определить правообладателя или его
местонахождение, связь с ним потеряна.
При этом в Европе, в частности в Великобритании, всё очень неплохо и с базами данных,
и с информацией об издателях, но тем не менее значительная часть произведений
признаются сиротскими.
Аналогичная ситуация во всех странах Европы. В России процент сиротских произведений
гораздо выше, несмотря на то, что у нас есть база данных ISBN изданных произведений,
реестры РАО, ИТАР-ТАСС, РКП.
В Европе, прежде чем решить разрабатывать закон о сиротских произведениях,
законодатели подготовили обоснование и запросили средства на проработку технических и
технологических вопросов по имеющимся базам данных. На эту работу они получили 5 млн
евро, сделали общий поисковый механизм, оценили все заинтересованные стороны:
издателей, библиотеки и архивы, авторские общества, агентства ISBN. Возглавила этот
процесс IFFRO.
1
Директива 2001/29/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О гармонизации некоторых
аспектов авторских и смежных прав в информационном обществе»
13
Поправки о сиротских произведениях приняты в Германии. Реестр размещён на сайте
государственного патентного ведомства, а передают туда информацию немецкие общества
по коллективному управлению правами.
14
Глава 3. Оцифровка сиротских произведений
Право оцифровывать сиротские произведения при этом закрепляется только за
общественными библиотеками, и доступ к ним предоставляется только в стенах библиотеки.
Этим, во-первых, не решается проблема введения этих произведений в полноценный оборот.
Во-вторых, в стороне оказываются книготорговые структуры и агрегаторы. А ведь именно
они создают качественный электронный продукт, обеспечивают его дистрибуцию и жизнь.
Несправедливо и неправильно отстранять их от дела, создавать границу между рыночным и
некоммерческим издательским продуктом лишь на основании его 10 летней давности.
Поскольку баланса интересов не возникает, закономерно то, что поправки забуксовали.
Однако не следует на основании этого отказываться от цели решить проблему. И в
дискуссиях, между прочим, были высказаны здравые идеи.
Однако прежде чем перейти к ним, я обращу внимание на исторические события,
которые происходили в наши дни на фоне этой дискуссии в Европейском Союзе. А ведь там
в эти дни как раз был заложен фундамент решения проблемы! Речь идет об одобрении
Европейским
парламентом
Директивы
ЕС
«О
некоторых
случаях
разрешенного
использования сиротских произведений». Это произошло в сентябре 2012 г. Историческая
Директива, о которой идет речь, приняла порядок законного, не нарушающего
общественный консенсус и чьи-то права, введения сиротских произведений в гражданский
оборот. Принципы его просты: он устанавливает разрешение использовать сиротское
произведение без разрешения автора, но с выплатой авторского вознаграждения в пользу
обществ по коллективному использованию прав, в случае, если автор не был найден.
Вот как определяется в этой Директиве сиротское произведение: «Произведение, на
которое распространяется авторское и смежные права, признаётся сиротским в том случае,
если его правообладатель не установлен либо установлен, но не обнаружен в результате
добросовестного поиска, который был выполнен и задокументирован в соответствии со
Статьей 3 настоящей Директивы».1
Разрешение выдается после удостоверения того, что был произведен добросовестный
поиск. Если правообладатель находится, он получает вознаграждение, собираемое авторским
обществом, или отзывает свое произведение. Этот порядок распространяется не только на
книги, но и на другие объекты авторских прав – периодику, визуальные, аудиальные
произведения, видео и кинопродукцию.
1
Директива 2001/29/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О гармонизации
некоторых аспектов авторских и смежных прав в информационном обществе»
15
В настоящее время этот порядок проходит обсуждение и утверждение в странах
Евросоюза. В частности, в непосредственной близости к принятию законодательства,
реализующего этот порядок находится Германия.
Не нужно воображения, чтобы представить, какое благотворное воздействие окажет это
решение на развитие культуры и, в особенности, цифровой культуры в странах Европы.
Ведь по сути, сегодня в цифровой культуре отрезан доступ к наследию последних
поколений. И лишь российская «необязательность исполнения», как обычно, компенсирует
суровость законов.
В соответствии со статьей 1 Директивы ЕС «О некоторых случаях разрешенного
использования сиротских произведений» Масштабная оцифровка коллекций основанных в
Евросоюзе библиотек, музеев, архивов, образовательных учреждений, кинофондов и
организаций общественного вещания, осуществляемая с целью создания цифровых
библиотек (в т.ч. цифровой библиотеки Европеана), способствует сохранению и
распространению культурного наследия европейских стран.1
1
Директива 2001/29/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О гармонизации
некоторых аспектов авторских и смежных прав в информационном обществе»
16
Заключение
Стоит отметить, что с юридическо-технической точки зрения, рассматриваемая
Директива 2012/28 является весьма удачным примером развития правового регулирования
использования сиротских произведений. В данной Директиве заложены необходимые
правовые и организационные механизмы, которые являются базовыми и обеспечивают
эффективную правоприменительную деятельность. В ней решены проблемы соотношения
права ЕС и права стран-членов, компетенции институций ЕС и даже намечены приемы
решения коллизионных вопросов, что в системе международной охраны интеллектуальная
собственность представляет наиболее сложно разрешимую ситуацию. Директиву 2012/28
целесообразно использовать в качестве примера развития как национального, так и
международного права в части защиты авторских прав.
Аналогичные правовые и организационные механизмы вполне могут быть введены в
Российской Федерации, особенно в направлении поиска авторов сиротских произведений и
их представителей. Для этого необходимо ввести в Российской Федерации понятие
«сиротское произведение» на законодательном уровне, либо уточнить регламентацию
правовой охраны произведений, авторы или правообладатели которых не известны.
Организационную основу возможных нововведений могут составить, к примеру, Российская
Государственная Библиотека им. Ленина.
17
Список использованных источников и литературы
Нормативные правовые акты
1) Директива 2001/29/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О
гармонизации некоторых аспектов авторских и смежных прав в информационном обществе»
2) Всемирная конвенция об авторском праве от 06.09.1952 г.
3) Бернская Конвенция по охране литературных и художественных произведений от
09.09.1886 г. (ред. от 28.09.1979)
4) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ
(ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) //
«Собрание законодательства РФ», 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5496.
5) Московская конвенция по авторскому праву
Учебная литература
1) Леанович Е. Б. Статья «Развитие правового регулирования в отношении сиротских
произведений в Европейском Союзе»
2) Левова И. Ю., Винник Д.В., Моисеева А. Ю. Научное исследование «Сиротские
произведения в России: статус, пути решения, проблемы», 2016.
18
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв