Громов Александр Александрович студент
юридического факультета РГАИС
Проблема понятия международных
проливов
В
статье
рассматривается
определение
международных проливов и связанный с ним механизм
применения положений о праве транзитного прохода в
международных проливах.
Ключевые
слова:
международное
право,
морское
право, международное судоходство, международный пролив,
Конвенция ООН по морскому праву, право транзитного
прохода.
Водные ресурсы с давних времен являлись одним из
наиболее важных условий развития человеческих поселений.
Они использовались и как наиболее быстрые и относительно
безопасные торговые пути, и как источник пропитания,
например, для рыболовства и собирательства.
Группа
получала
людей,
огромную
контролировавшая
прибыль,
такие
собирая
плату
ресурсы,
за
их
использование как местным населением, так и проезжими
торговцами. Поэтому они нередко становились причинами
сначала межплеменных, а потом и межгосударственных
конфликтов.
Также
реки
и
проливы
и
иные
водные
естественные и искусственно созданные преграды часто
являлись природной границей территорий племен. Подобное
разделение территории зачастую сохраняется и по сей день в
качестве международных обычаев.
Однако принадлежность берегов пролива, реки или
иного водоема разным, вероятно даже враждующим группам
1
лиц не могла заставить людей отказаться от использования
его богатств. Следовательно, появился ряд вопросов – кому
платить дань, кого просить о защите, кому собственно
принадлежит сам водоем и так далее. Война – явление
негативное в первую очередь с экономической точки зрения,
следовательно, если стороны, владеющие берегами, не могли
однозначно
решить
договариваться.
Со
вопрос
временем
силой,
приходилось
использование
водоемов,
благодаря техническому прогрессу становилось все более
прибыльным,
появилась
и
в
итоге,
необходимым.
необходимость
Вместе
урегулировать
с
тем
возникающие
общественные отношения. Подобные ситуации возникали со
времен освоения людьми водных ресурсов, и продолжат
возникать в обозримом будущем, а значит, тема правового
регулирования
водоемов,
в
том
числе
и
особенно
международных проливов остается актуальной и в наши дни.
В
настоящее
время
на
международные
проливы
приходится значительная часть грузовых перевозок, так как
корабль
до
сих
транспортным
подобных
поэтому
пор
средством.
местах
автор
остается
грузоподъемным
Следовательно,
должно
считает,
самым
осуществляться
необходимым
судоходство
в
бесперебойно,
регулировать
эти
отношения, в первую очередь, на международном уровне.
Правовое
положение
международных
проливов
закрепляется в рамках международного морского права. Эта
отрасль международного права, в том числе, регулирует
отношения
между
государствами
и
международными
организациями по исследованию и использованию морского
пространства,
а
также
статус
2
морских
пространств:
внутренних морских вод, территориального и открытого
моря,
континентального
шельфа,
морского
дна,
экономической зоны и пользование ими, прежде всего —
морское судоходство.
Вопрос о праве мирного прохода через различные
проливы был актуален почти с самого начала освоения
человеком мореплавания. Некоторое время ответ на него
считался находящимся в исключительном ведении стран
контролирующих побережья. Однако такой подход не мог
устраивать
страны,
использования
имеющие
международных
экономическую
проливов.
выгоду
В
от
результате
постоянных столкновений интересов государств, следующих
из
необходимости
контролирующими
напряженности,
договариваться
пролив,
со
странами,
поднимался
складывающейся
уровень
вокруг
вопроса
использования проливов.
Поэтому сложился обычай, позже ставший принципом
международного
морского
права,
согласно
которому
в
мирное время государства могут направлять свои суда через
проливы, при условии, что такой проход носит мирный
характер.
Первое
письменное
общепризнанное
определение
пролива, использующегося для международного судоходства
или международного пролива было закреплено в решении
Международного суда ООН по англо-албанскому спору об
инциденте в проливе Корфу 1948 г.1 Было принято, что
пролив является международным в правовом смысле, если он
необходим для перехода из одной части открытого моря в
1
Решение Международного Суда ООН от 9 апреля 1949 г. «Дело о проливе Корфу» //
Краткое изложение решений, консультативных заключений и постановлений
Международного Суда [1948—1991]. Нью-Йорк, 1993. С. 6-9.
3
другую часть открытого моря и им пользуется значительное
число иностранных судов. Решающими критериями при
определении
статуса
пролива
суд
признал
его
географическое положение и значение для международного
судоходства.
Следующим
затрагивающим
международных
общепризнанным
вопрос
документом,
правомерного
проливов,
использования
стала
Конвенция
о
территориальном море и прилежащей зоне 19582. Это первый
документ международного уровня, в котором содержатся
системно
изложенные
отношения
проливов.
по
В
запрещающее
нормы
права,
поводу
использования
частности
вводилось
«приостановление
регулирующие
международных
общее
правило,
мирного
прохода
иностранных судов через проливы, которые, соединяя одну
часть открытого моря с другой частью открытого моря или с
территориальным морем иностранного государства, служат
для международного судоходства» 3.
Такой порядок устраивал большую часть стран, но с
вступлением в силу Конвенции ООН по морскому праву 1982
года всем прибрежным государствам было предоставлено
право расширить границы своего территориального моря с
трех до двенадцати миль. В результате большая часть
проливов
оказалась
перекрыта
территориальным
морем
какого-либо государства. Право транзитного прохода было
введено
для
гарантирования
сохранения
приемлемых
условий прохождения через проливы судов. Данная мера
представляется необходимой, поскольку проливы, на которые
2
Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне: заключена в г. Женеве
29.04.1958 // Ведомости ВС СССР. 1964. № 43. Ст. 472.
3
Там же. Ст. 16.
4
она
затрагивает,
являются
наиболее
безопасными
и
экономически выгодными вариантами следования.
Так как транзитный проход, в отличие от мирного
предполагает значительно меньшие права государств по
контролю
судоходства,
вопрос
определения
мест
его
применения нельзя было игнорировать. Иными словами
появилась
потребность
дать
определение
понятию
международный пролив или пролив, использующийся для
международного судоходства. Определение содержится в 37
статье той же Конвенции: «Настоящий Раздел [раздел 2
«Транзитный
проход»]
применяется
к
проливам,
используемым для международного судоходства между одной
частью открытого моря или исключительной экономической
зоны и другой частью открытого моря или исключительной
экономической зоны»4.
В данном определении можно выделить два критерия
определяемого явления, а именно:
– географический: пролив, соединяющий одну часть
открытого моря или исключительной экономической зоны с
водами, имеющими аналогичный правовой режим;
–
функциональный:
пролив,
используется
для
международного судоходства.
Первый критерий определил круг проливов, которые
потенциально могут быть признаны международными. Также
эту функцию выполняет 36 статья, устанавливая исключение
из
общего
правила
по
географическому
признаку:
«Настоящая Часть [часть III «Проливы, используемые для
международного судоходства»] не применяется к проливу,
4
Ст. 37. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву: заключена
в г. Монтего-Бее 10.12.1982 (с изм. от 23.07.1994) // Собрание законодательства РФ.
1997. № 48. Ст. 5493.
5
используемому для международного судоходства, если в этом
проливе
имеется
навигационных
проходящий
в
столь
и
же
удобный
с
гидрографических
открытом
море
или
точки
зрения
условий
в
путь,
исключительной
экономической зоне; на таких путях применяются другие
соответствующие
части
настоящей
Конвенции,
включая
положения, касающиеся свобод судоходства и полета» 5.
Еще одним исключением из географического критерия в
соответствии со статьей 38 является пролив, образованный
островом, принадлежащим государству и его материковой
частью,
соответствующий
всем
требованиям
пролива,
использующегося для международного судоходства, в случае
если «в сторону моря от острова» есть столь же удобный путь
через открытое море или исключительную экономическую
зону.6
Определить
функциональному
затруднительно.
общепризнанного
соответствие
критерию
какого-либо
Затруднения
способа
или
несоответствие
пролива
весьма
вызваны
отсутствием
подтверждения
использования
пролива для международного судоходства. Таким образом,
четкого определения международного пролива, применимого
на международном уровне на сегодняшний день нет.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что
четкого определения понятия международный пролив, или
пролив, использующийся для международного судоходства,
на
сегодняшний
день
акты
международного
уровня
не
содержат. Отсутствие дефиниции вызывает споры по поводу
5
Ст. 36. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву: заключена
в г. Монтего-Бее 10.12.1982 (с изм. от 23.07.1994) // Собрание законодательства РФ.
1997. № 48. Ст. 5493.
6
Там же. Ст. 38.
6
применения к тому или иному проливу права транзитного
прохода.
Основная проблема существующего определения, по
мнению автора, заключается в том, что точно определить
критерии
использования
какого-либо
пролива
для
международного судоходства не представляется возможным,
так как при установлении определенных показателей, таких
как
«минимальная
соответствующих
численность
определенному
проходящих
критерию
судов,
(например,
определенного тоннажа и (или) идущих под иностранными
флагами) за определенный период времени (вероятно, год)»
появляется вопрос о том какие именно числа, критерии
судов, а возможно и иные показатели должны определять
использование пролива для заявленной функции. Отсутствие
таких критериев и активной работы мирового сообщества в
этом направлении свидетельствуют о том, что урегулировать
эту проблему таким способом если не невозможно, то, как
минимум нецелесообразно. Во-первых, ни одна страна не
заинтересована
в
дополнительных
расходах,
во-вторых,
определение точных показателей нецелесообразно, ведь для
проливов, не прошедших по показателям, но близких к ним
необходимо
будет
устанавливать
региональные
режимы
прохода, в которых будет значительно труднее разобраться, а
значит использование и без того не самых популярных
маршрутов может и вовсе прекратится. Поскольку всего в
мире
насчитывается
используемых
для
несколько
международного
десятков
проливов,
судоходства,
более
удобным и менее затратным путем решения этой проблемы
представляется
указание
на
7
определенные
проливы
в
закрытом
перечне,
с
возможностью
внесение
в
него
изменений, на случай изменения или появления новых
морских маршрутов международного значения.
Следует
значительно
помнить,
что
облегчает
международного
возможности
право
использование
судоходства,
так
прибрежных
контролированию.
транзитного
проливов
как
для
ограничивает
государств
Следовательно,
прохода
точное
к
его
определение
правового статуса международных проливов, используемых
для международного судоходства, будет способствовать более
подробной регламентации их использования, а значит и
увеличению
значения
темпов
их
проблемы
эксплуатации,
отсутствия
при
познаний
снижении
в
области
национального законодательства прибрежных государств в
соответствующей части.
8
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ
Правовые источники
1. Конвенция Организации Объединенных Наций по
морскому праву: заключена в г. Монтего-Бее 1982 (с изм. от
23.07.1994) // Собрание законодательства РФ. 1997 № 48. Ст.
5493.
2. Конвенция о территориальном море и прилежащей
зоне: заключена в г. Женеве 29.04.1958 // Ведомости ВС
СССР. 1964. № 43. Ст. 472.
3. Решение Международного Суда ООН от 9 апреля 1949
г. Дело о проливе Корфу // Краткое изложение решений,
консультативных
заключений
и
постановлений
Международного Суда [1948—1991]. Нью-Йорк, 1993. С. 6-9.
Литературные источники
1. Валеев Р.М., Курдюков Г.И. Международное право:
Учебник для бакалавров. – М.: Статут, 2017. 496 с.
2. Горшков
Г.С.
Международное
морское
право:
Справочник. – М.: Статут, 2016. 430 с.
3. Егоров
С.А.
Международное
право:
учебник
5-е
издание, переработанное и дополненное. – М.: Статут, 2014.
1087 с.
4. Игнатенко Г.В., Тиунов О.И. Международное право:
учебник для вузов. – М.: Издательская группа Норма-Инфра,
2015. 584 с.
5. Мовчан А.П. Международное морское право: Учебное
пособие. – М.: Статут, 2017. 52 с.
9
6.
Остапенко Е.И. Правовой статус и режим проливов,
используемых для международного судоходства: Дис. канд.
юрид. наук. – М.: РГБ ОД, 2012. 203 с.
10
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв