ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Актуальность данного исследования продиктована в первую очередь острой необходимостью уточнения того, что такое научное знание, ведь определение данного понятия варьируется в зависимости от контекста нашего к нему обращения, его эволюционного развития и историчности. А также прояснения того, с чем связано его появление, и какой момент является точкой отсчета его актуального возникновения как специфической формы освоения человеком мира, так как существует несколько вариантов понимания того, когда возникло научное знание и каким критериям оно соответствует. Все это необходимо в целях повышения общей эффективности борьбы с вненаучными построениями. Согласно одной из устоявшихся концепций, научное знание возникает в рамках древнегреческой философии, так как в античный период развилось критическое мышление, а знание стало не только практическим, но и теоретическим, что способствовало формированию рационального подхода к познанию мира. Согласно другой – научное знание возникает лишь в Новое время, когда начинало происходить систематическое накопление знаний и сформировались основные принципы науки, а эксперимент был признан необходимым условием для создания научного знания. Две столь несводимых друг к другу позиции возможны по причине отсутствия в исследовательской традиции общепринятой концепции возникновения и развития научного знания, а также отсутствия установленных критериев научности знания. Исходя из вышесказанного, становится понятно, что проблема генезиса научного знания, а также его возможная связь с античной философией, является фундаментальной для современной традиции исследования науки. Античная философия, по причине зарождения в ней нового, рационального уровня постижения мира, видится нам возможной точкой зарождения научного знания. Данная работа направлена на расширение представлений о ходе современной дискуссии по проблеме возникновения научного знания и уточнение связи данного явления с античной философией. Объектом данного исследования является научное знание как таковое, а также процесс его возникновения и развития. Предметом – связь генезиса научного знания с античным периодом в целом и античной философией в частности. Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы. Первая глава состоит из трех параграфов и посвящена детальному разбору понятий «наука» и «научное знание», подходов к вопросу его генезиса и критериев применимости, анализу применимости понятия «научное знание» в контексте античного периода. Вторая глава состоит из двух параграфов и включает представление научных идей античных натурфилософов и заключительные блоки аргументов «за» и «против» применимости понятия «научное знание» к античности и связи генезиса научного знания с философией. Данная выпускная квалификационная работа была направлена на исследование проблемы возникновения научного знания, а также его связь с античной философией. Заявленная во введении цель – определение связи генезиса научного знания с античным периодом, путем выявления применимости понятия «научное знания» к содержательным частям концепций античных авторов, а также оценки взаимосвязи возникновения научного знания и античной философии, была достигнута, путем решения следующих задач:  мы исследовали понятия «наука» и «научное знание», а также критерии его определяющие и подходы к вопросу о его возникновении;  проанализировали критерии применимости понятия «научное знание» в рамках античного периода;  вычленили те учения античных философов, к компонентам которых может быть применено понятие «научное знание»;  рассмотрели научное знание в контексте античной философии;  сформировали блоки аргументов «за» и «против» возникновения научного знания в античности и его связи с античной философией. Наибольшее затруднение в ходе исследования вызывало отсутствие сформированного общезначимого списка критериев научности знания, из-за чего мы вынуждены были использовать наиболее общие на наш взгляд гносеологические представления. Такой метод является крайне контекстным и не позволяет достигнуть однозначных результатов. Однако путем обращения к научно-исследовательской литературе, в частности, авторским концепциям по вопросу возникновения научного знания и его связи с античной философией, а также проведения анализа отдельных античных наук и программ, мы пришли к однозначному выводу о том, что научное знание формируется и развивается в непрерывной связи с античной философией. В заключение стоит отметить, что на сегодняшний день наука является одним из наиболее значимых компонентов современной культуры, а ее развитие – ключевым фактором обновления сфер человеческой деятельности. Представления о сущности науки не смогут быть полными, если оставить без внимания вопрос о причинах, которые способствовали ее зарождению, а его рассмотрение всегда неминуемо будет связано с дискуссией о времени возникновения науки.

Философия
Дипломы

Вуз: Южный федеральный университет (ЮФУ)

ID: 5f4d399fcd3d3e0001cead2e
UUID: 1cef4f80-cde1-0138-27a4-0242ac180006
Язык: Русский
Опубликовано: около 4 лет назад
Просмотры: 278

19.66

Илиас Рузанов

Южный федеральный университет (ЮФУ)


1

Комментировать 0

Рецензировать 1

Скачать - 444,9 КБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

Рецензия от Илиас Рузанов
Оценивая выпускную квалификационную работу И.В. Рузанова в целом, необходимо однозначно указать, что он продемонстрировал глубокие знания по указанной научной тематике, последовательно и системно проанализировал достаточно сложные вопросы, связанные с анализом комплексных понятий. Данная дипломная работа является самостоятельным и целостным исследованием. В процессе ее написания студент соблюда...

около 4 лет назад
Для лиц старше 18 лет