На Конкурс «Информация в открытом доступе и культура свободного
использования»
Направление конкурса: «8. Проблемы и практика публикации открытых
данных в России и мире.»
Категория участника: молодой учёный и исследователь (до 30 лет)
Сведения об авторе: Петухова Надежда Юрьевна, юрист, выпускница СевероЗападный института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).
Контактные данные: nadiapetukhova90@gmail.com
Ключевые слова: открытые данные, электронное государство, блокчейн,
защита персональных данных, open data, E - government, blockchain, personal
data protection.
Проблемы и практика публикации открытых данных в России и мире
Мы живем в эпоху становления информационного общества. Все чаще в
СМИ и иных информационных источниках появляются новости, посвященные
необходимости контроля и общественно-полезного использования данных,
поступающие
от
интернет-пользователей
и
пользователей
мобильных
устройств. Изменения повлекшие возникновение Интернета вещей, больших
данных (big data) и новых профессий, связанных с обработкой данных и
онлайн-аналитикой, не существовавших еще 10 лет назад, символизируют
прогресс и одновременно представляют собой угрозу для государств стать
1
отстающими на мировой арене, в случае если они не будут успевать идти в ногу
со временем.
Правительства ведущих государств отвечают на новые вызовы путем издания
законодательных актов, регулирующих реализации концепции «электронного
государства»
(e-Government).
Электронное
государство
—
это
способ
осуществления информационных аспектов государственной деятельности,
основанный на использовании систем информационно-коммуникационных
технологий, а также новый тип государства, основанный на использовании этой
технологии.1
В период по 2010 год деятельность по созданию «электронного государства» в
России осуществлялась в рамках Постановления Правительства РФ от 28
января 2002 г. N 65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия
(2002 - 2010 годы)», однако эффективность исполнения данной программы была
признана низкой. 2 В 2014 году попытки изменить существующее положение
были продолжены с принятием Постановления Правительства РФ от 15.04.2014
N 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации
«Информационное общество (2011 - 2020 годы)». 3
В рамках стратегии информационного общества был создан веб-сайт для
распространения
данных,
обрабатываемых
в
секторе
государственного
управления. 4
Согласно определению, данному Федеральным законом от 7 июня 2013 г. N
112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации,
информационных технологиях и о защите информации» и Федеральный закон
«Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных
1 Определение из Википедии// https://ru.wikipedia.org/wiki/Электронное_государство
2 Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 N 65 (ред. от 09.06.2010) "О
федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)"//
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90180/
3 Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 313 (ред. от 31.03.2017) "Об
утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное
общество (2011 - 2020 годы)"// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162184/
4 Портал открытых данных Российской Федерации - http://data.gov.ru/
2
органов и органов местного самоуправления»1, информация, размещаемая ее
обладателями в сети Интернет в формате, допускающем автоматизированную
обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее
использования, является общедоступной информацией, размещаемой в форме
открытых данных.
На European Data Portal открытые данные определяются как: «Открытые
(государственные) данные, относящиеся к информации, собранной, созданной
или оплаченной государственными органами (также называемой информацией
о государственном секторе) и свободно распространяемой для повторного
использования в любых целях, на условиях, указанных в лицензии». 5
Похожее определение мы можем встретить в Википедии: «Окрытые данные —
это концепция, отражающая идею о том, что определённые данные должны
быть свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей
републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов
контроля. Освободить данные от ограничений авторского права можно с
помощью свободных лицензий, таких как лицензий Creative Commons. Если
какой-либо набор данных не является общественным достоянием, либо не
связан лицензией, дающей права на свободное повторное использование, то
такой набор данных не считается открытым, даже если он выложен в
машиночитаемом виде в Интернет». 6
В современном мире «открытость» часто выступает синонимом понятию
«эффективность»
в
сфере
экономики
и
государственного
управления.
Например, по расчетам исследователей НИУ ВШЭ, совокупный экономический
эффект от использования приложений на основе открытых данных в сфере
общественного транспорта Москвы может составить более 58 млрд в год. Такая
1 Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации,
информационных технологиях и о защите информации" и Федеральный закон "Об
обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов
местного самоуправления" от 07.06.2013 N 112-ФЗ//
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_147222/
55 European Data Portal - https://www.europeandataportal.eu/en/what-we-do/our-activities
66 Определение из Википедии// https://ru.wikipedia.org/wiki/Открытые_данные
3
цифра достигается за счет: более высокой наполняемости общественного
транспорта и более эффективного использования единиц техники, уменьшения
времени поездки пассажиров на общественном транспорте, уменьшения
времени поездки на личном транспорте, уменьшения времени ожидания на
остановках, уменьшения потребления бензина и доходов от его продажи
(отрицательный экономический эффект).7
Эффективным примером реализации принципа открытых данных является это
бесплатная
Интернет-программа
E-Verify,
финансируемая
федеральным
правительством США. Программа сопоставляет информацию о миграционном
статусе соискателя с федеральной базой данных. Если статус соискателя в
федеральной базе данных позволяет ему работать в США, работодатель имеет
право рассмотреть поданную заявку на рабочее место. Если обнаруживается
несоответствие, то оно должно быть устранено по инициативе одной из сторон
в течение восьми федеральных государственных рабочих дней с даты
уведомления.8
Нужно отметить, что за рубежом в сборе и применении открытых данных
активно участвуют негосударственные организации. Например, более 1
миллиона наборов данных были опубликованы на порталах открытых данных с
использованием программного обеспечения CKAN, разработанного британской
организацией Open Knowledge в 2010 году. В 2015 году волонтеры из
организации
OpenStreetMap
помогли
французским
властям
создать
национальную адресную базу данных, они сопоставили с их географическими
координатами
25
миллионов
адресов,
информация
о
которых
была
рассредоточена в шести правительственных учреждениях.9
77 Исследователи ВШЭ посчитали экономический эффект от публикации открытых
данных// https://www.hse.ru/news/science/141961659.html
88 Материал из Википедии// https://ru.wikipedia.org/wiki/E-Verify
99 Out of the box. The open-data revolution has not lived up to expectations. But it is only
getting started// http://www.economist.com/news/international/21678833-open-data-revolutionhas-not-lived-up-expectations-it-only-getting
4
В настоящее время российские органы власти по факту используют
традиционные источники информации, такие как статистические наблюдения,
отчетность, собственные исследовании и запросы в организации. При этом
применение альтернативных источников данных остается на низком уровне.
Открытые данные социальных сетей, потоковые источники информации,
данные сотовых операторов и перевозчиков, которые потенциально могли бы
приносить дополнительную ценность в работе органов власти, практически не
используются. 10
Следствием вышеуказанного подхода является создание неактуальных для
общества и бизнеса данных, поскольку ни органы, собирающие информацию,
ни ее конечные потребители не понимают собственные выгоды от размещения
открытых данных. Часто качество информации, в связи с отсутствием
необходимых технических знаний по наполнению базы, также является
неудовлетворительным и затрудняет процедуру поиска.
Решить существующие проблемы можно с помощью привлечения внимания
общественности и проведения набирающих популярность, в том числе за
рубежом хакатонов по открытым данным, запуска образовательных курсов по
подготовке специалистов по Data science, информационного взаимодействия с
разработчиками и общественными организациями в части совместного
использования данных.
В марте 2017 года Премьер-министр России Дмитрий Медведев дал поручение
Минкомсвязи и Минэкономразвитию рассмотреть потенциал применения
блокчейна для избавления от бюрократизации. Данное направление должно
стать отдельной частью программы «Цифровая экономика», реализация которой
будет осуществляться в 2017–2025 годах.
Блокчейн позволяет создавать системы распределенного хранения данных с
идентификацией каждого пользователя. Единого места, где хранятся все записи
участников
системы,
не
существует,
поскольку
реестр
содержится
1010 Открытые данные - дополнительная ценность в работе органов власти//
http://ac.gov.ru/events/010649.html
5
одновременно у всех участников системы и автоматически обновляется до
последней версии при каждом внесенном изменении, изменения в реестр могут
вноситься как всеми, так и определенно установленными участниками системы.
Одной из первых стран в мире, реализующей переход на данную технологию,
стала Эстония. Проект стал успешным благодаря особой инфраструктуре:
вместо единственной центральной системы, была создана децентрализованная
открытая система, которая соединяет между собой различные сервисы и базы
данных. Благодаря такой структуре системы, встраивание в нее новых сервисов
и приложений стало крайне простым, а перевод их на основу блокчейн
проходит с меньшими издержками и трениями, чем при централизованной
работе государства, объединением в единую систему хранения информации.
Ключевые результаты всей системы были следующими: в 2016: 94% граждан
имеют электронное удостоверение, позволяющее пользоваться системой; 2%
ВВП страны сэкономлено на безбумажной работе государства; 4000+ сервисов
предоставляются электронно; Эстония – страна №1 в мире по собираемости
налогов и по Индексу Электронной Экономики. 11
Технологии распределенного реестра могут помочь правительственным
органам собирать налоги, выплачивать пенсии, выдавать паспорта, вносить
записи в земельный кадастр, гарантировать каналы поставок товаров и в общем
обеспечивать точность записей о государственной деятельности и услугах. 12
Однако реализация системы открытых данных, в том числе базирующейся на
технологии блокчейна, несет в себе возможные риски и в том числе может
являться угрозой частной жизни и надлежащей охране персональных данных.
Передавая свои данные мы сами того не осознавая создаем вокруг себя
полностью
моделируемое
пространство.
Контроль
и
рациональное
использование всех видов ресурсов начиная от оптимизации пассажиропотоков
и заканчивая определением необходимого количества кадровых ресурсов для
1111 Блокчейн-технологии в госуправлении. Мировой опыт//
http://www.forbes.ru/tehnologii/343203-blokcheyn-tehnologii-v-gosupravlenii-mirovoy-opyt
1212 Distributed ledger technology: beyond block chain//
https://www.gov.uk/government/publications/distributed-ledger-technology-blackett-review
6
работы в здравоохранении и персонализации этой сферы для наиболее
быстрого и эффективного получения услуг, позволяют создать экономическиэффективное государство, но, создают риски того, что даже при условии
размещения открытых анонимных данных, защищенных от хакерских атак, по
мере их публикации и увеличения объемов информации в открытом доступе
становится легче сопоставлять данные из разных источников, чтобы определить
кому конкретно принадлежат данные и установить в итоге персональную
информацию. Как будут регулироваться и решаться указанные проблемы нам
предстоит узнать в ближайшем будущем.
7
Библиографический список:
1) Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ
информационных технологиях и о защите информации»;
«Об
информации,
2) Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к
информации о деятельности государственных органов и органов местного
самоуправления»;
3) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 №
1187-р «О Перечнях информации о деятельности государственных органов,
органов местного самоуправления, размещаемой в сети «Интернет» в форме
открытых данных»;
4) Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 № 583 «Об обеспечении
доступа к общедоступной информации о деятельности государственных
органов и органов местного самоуправления в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных»;
5) The Center for Open Data Enterprise. Briefing Paper on Open Data and Privacy.
2016 – http://reports.opendataenterprise.org
6) Л.А. Видясова, В.А. Карачай. Открытые государственные данные в России:
исследование
дискуссий
в
социальных
http://ojs.ifmo.ru/index.php/IMS/article/viewFile/238/234
медиа.
2014
-
7) Jan Kucera, Dusan Chlapek. Benefits and Risks of Open Government Data JOURNAL OF SYSTEMS INTEGRATION 2014/1
8) Donald Cowan. Perspectives on Open Data: Issues and Opportunties. 2014 https://www.semanticscholar.org/
8
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзывАндрей, спасибо за конструктивную критику! В статье я попыталась сделать акцент не на проблемах (хотя о них тоже идет речь), а на практике реализации и тех выгодах, которые могут получить различные стороны (государство, организации, граждане) в случае воплощения в жизнь концепции открытых данных.
E-Verify, Эстония, OpenStreetMap - это всё замечательно! Но где же здесь перечислены конкретные проблемы российских открытых данных (см. заголовок статьи)? Из статьи складывается впечатление (ложное?), что у нас всё, или почти всё, - хорошо (ну, немного пожурили власти на стр. 5). А вообще статья понравилась. Пишите ещё, пожалуйста :)