МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ
ИНСТИТУТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра юриспруденции
Направление «Юриспруденция»
Форма обучения очная
РЕФЕРАТ
на тему: «Проблемы легализации и применения сиротских произведений в
Российской Федерации»
Группа / курс __13ЮР11.2, 3_курс
Студент
__________________ Рузманкин С.Г.
(подпись)
Научный руководитель________________
(подпись)
Москва 2016
Введение. ................................................................................................................................................... 4
Глава 1. Определение сиротского произведения и причины его появления ..................... 5
1.1. Характеристика сиротского произведения ........................................................................... 5
1.2. Анализ появления сиротских произведений ......................................................................... 6
Глава 2. Проблемы легализации и использования сиротских произведений.................... 9
2.2 Анализ проблем распространения и использования произведений сиротских
произведений в России ....................................................................................................................... 11
2.3 Анализ практики использования сиротских произведений и правовых средств
легализации сиротских произведений. ......................................................................................... 14
Заключение............................................................................................................................................. 19
Список используемой литературы................................................................................................. 21
2
Аннотация: Реферат на тему «Проблемы легализации и применения сиротских
произведений в Российской Федерации» выполнен студентом Московского городского
университета управления Правительства Москвы, направления «юриспруденция»,
Рузманкиным Сергеем Геннадьевичем. Реферат посвящен отрасли авторского права в
Российской Федерации, предметом исследования являются сиротские произведения и
особенности их использования.
Annotation: The theme of the abstract «Problems of legalization and the use of orphan
works in the Russian Federation «made student of Moscow City Government University of
Management Moscow, direction "Jurisprudence", Ruzmankin Sergey Gennadyevich. The abstact
dedicated to copyright industry in the Russian Federation, the subject of the study are orphan
works, and especially their use.
3
Введение
Данная работа направлена на рассмотрение актуальной проблемы легализации и
применения сиротских произведений в Российской Федерации. Многие ученые
правоведы, а также авторы и пользователи произведений ищут правовое закрепление и
сбалансирование их прав для сохранения своего труда от присвоения, изменения или
использования для коммерческой выгоды за их труд. Важно юридически дать
определение сиротского произведения и рассмотреть причины появления сиротских
произведений, коренящиеся в основах современной системы авторского права, а также
изучить размах проблемы сиротских произведений на примере крупных зарубежных и
отечественных библиотечных коллекций, и провести оценку масштаба проблемы для
произведений, входящих в состав библиотечного фонда Российской Федерации.
Существующих подходов недостаточно, для того, чтобы решить проблему сиротских
произведений, которая требует принципиального дополнения авторского права и введения
регистрации для таких произведений, опираясь на уже существующий опыт правовой
реформы Евросоюза и подходы к решению проблемы сиротских произведений в США.
Объект исследования: общественные отношения, складывающиеся в сфере
авторского права по вопросу правомерного использования и применения сиротских
произведений.
Предмет
исследования:
правовые
нормы,
регулирующие
отношения,
складывающиеся в сфере легализации и использовании сиротских произведений.
Цель исследования: рассмотрение проблем легализации и использовании
сиротских произведений.
Задачи, ставящиеся для достижения указанной цели: - изучение спобосов
легализации
и
использовании
сиротских
произведений,
а
также
исследование
современных способов их правовой охраны.
4
1. Определение сиротского произведения и причины его появления
1.1. Характеристика сиротского произведения
1.1. Определение сиротского произведения.
Сиротское произведение (orphan work) — это защищаемое законодательством об
авторском праве произведение, правообладатель которых не установлен или, если
установлен, не может быть обнаружен.1 Ключевым нормативным документом,
устанавливающим правила использования сиротских произведений в Евросоюзе, является
директива Европейского парламента и Совета от 25 октября 2012 года 2012/28/EU об
определенных случаях разрешенного использования сиротских произведений.
В законодательстве РФ термин «сиротские произведения» не определен, но он
отражается в некоторых документах, имеющих меньшее правовое значение, которые
посвящены авторскому праву. Прежде всего в так называемой Московской конвенции по
авторскому праву, подготовленной Ассоциацией интернет-издателей в 2011 г. В ней этот
термин имеет тот же смысл, что и в нормативных документах ЕС и США. Объектами
авторского права, действующего в большинстве стран мира, законодательство признает
любые произведения интеллектуального труда, имеющие конкретного автора или авторов,
за исключением произведений, имеющих официальный характер (нормативных актов,
судебных документов, официальных документов международных организаций, а также их
официальных переводов, государственных символов и знаков, а также символов и знаков
муниципальных образований), сообщений, имеющих исключительно информационный
характер
(новостных
сообщений,
программ
телепередач,
расписаний
движения
транспортных средств и тому подобного).2
Таким образом, авторское право охватывает произведения науки, литературы и
искусства, которые выражены в различных формах: печатные и рукописные тексты,
изображения (в том числе фотографии, карты, схемы, иллюстрации, картины и рисунки),
аудиовизуальные и кинематографические произведения. Фонограммы, как правило,
признаются объектами смежных прав и на них распространяются те же ограничения
использования, что и на объекты авторских прав. Существующее правовое противоречие
заключается в том, что сиротские произведения технически невозможно использовать на
законных основаниях. Между тем, количество сиротских произведений, хранящихся в
различных библиотеках, архивах и других учреждениях культуры, огромно. По
приблизительной оценке, Британской библиотеки — 150 млн произведений в общей
1
Directive 2012/28/EU of the European Parliament and of the Council of 25 October 2012 on certain permitted uses
of orphan works
2
URL: www.copyright.ru (дата обращения 24.05.2016)
5
сложности — являются сиротскими. Многие из них не имеют реальной коммерческой
ценности, однако имеют культурную и образовательную ценность. В эту категорию
попадают: письма, дневники, карты, учебные и научные тексты. По оценкам экспертов
сиротские произведения, примерно, составляют большинство материалов о культуре XX
века.1
С развитием цифровой интернет и медиаиндустрии проблема сиротских
произведений усугубляется, поскольку, согласно законодательству об авторском праве,
разрешение правообладателя требуется не только на воспроизведение, но и на оцифровку
работы. Это означает, что сиротское произведение не может на законных основаниях
стать частью электронного фонда библиотеки, музея или архива и обречено храниться на
своем первоначальном носителе с опасностью быть утраченным навсегда. За рубежом на
проблему сиротских произведений было направлено очень серьѐзное внимание почти
десятилетие назад, и сегодня достигнуты значительные успехи по урегулированию их
правового статуса. В России сиротскими произведениями начали интересоваться лишь
недавно и в основном по инициативе представителей интернет-сообщества. Тем не менее,
уже предложены меры по реформированию законодательства РФ и организации
соответствующей инфраструктуры с целью создания условий для коммерческого и
некоммерческого использования сиротских произведений
1.2. Анализ появления сиротских произведений
Основной
причиной
появления
сиротских
произведений
является
утрата
информации об авторе не по воле самого автора. Существует несколько обстоятельств,
которые могут вызвать утрату такой информации:
1. Информация об авторе отсутствует в силу действия объективных факторов. Это
происходит в тех случаях, когда произведение было выпущено давно и существует в
единственном
экземпляре,
а
информация
об
авторе
стерлась
в
связи
с
повреждением/неправильным хранением.
2. Произведение скопировано (полностью или частично) без указания автора, а
оригинал утерян. В этом случае информация об авторе, возможно, сохранилась в какихлибо иных документах, если издатель копии документировал свои действия на момент
копирования. С принятием законодательства об авторском праве издание копий без
указания авторства незаконно, однако возможны случаи халатного отношения издателя к
своим обязанностям по защите авторских прав вплоть до потери самих данных об авторе.
3. Отсутствуют площадки обнародования результатов творческого труда, при
котором возможна защита прав автора. В этом случае автор может опубликовать свое
1
URL: www.europa.eu/rapid/press-release_MEMO-12-743_en.htm (дата обращения 24П.05.2016)
6
произведение в самиздате или в открытом доступе в сети, если он все же желает
обнародовать
его.
Очевидно,
что
в
самиздатовских
копиях
или
свободно
распространяемых и редактируемых электронных копиях информация об авторе может на
каком-то этапе быть утрачена или искажена. Публикуя свое произведение, таким образом,
автор изначально идет на этот риск. Вторая причина появления сиротских произведений
состоит в том, что произведение является результатом творческого труда множества
авторов, не знающих друг о друге. Интернет дает возможность множеству пользователей
копировать чужие произведения полностью или частично, переиначивать их форму и
содержание на свое усмотрение, а также соединять их друг с другом, получая новое
произведение. В таком случае затруднительно не только узнать имя или псевдоним всех
авторов, но даже установить какие бы то ни было четкие критерии авторства. При этом
изъять из сети или реального мира распечатанный из сети результат творческого труда
практически невозможно, поскольку копирование в сети осуществляется свободно,
буквально по клику
мыши.
Впоследствии добросовестному пользователю очень трудно или невозможно
найти автора или авторов работы, что приводит к огромному массиву сиротских работ.
Еще одной причиной можно считать безответственное отношение авторов к своим
правам. Безразличие, проявляемое авторским сообществом к результатам своего труда,
имеет негативные последствия для пользователей и свободного, законного культурного
оборота результатов интеллектуального труда в целом. Безразличие автора к судьбе
своего
творения
оборачивается
юридической
незащищенностью
и
риском
для
пользователя. Пользователь подвергается чрезмерному риску стать правонарушителем,
если не предпримет мер для поиска автора, однако автору защита его авторских прав
может быть неинтересна. Автор же не несет никакой ответственности за подобное
отношение к своему труду, поскольку его в любом случае защищает закон, принудительно
наделяющий автора практически абсолютной монополией на распоряжение своим
произведением.
В качестве последней причины можно назвать усиленный контроль государства за
содержанием интернет-пространства. Естественно, государство следит за контентом,
циркулирующим в сети, так как в Российской Федерации запрещено разжигание
ненависти по религиозным, гендерным, национальным и иным признакам. Существует
запрет на рекламу и пропаганду наркотиков, психотропных веществ, оружия,
нетрадиционных отношений среди несовершеннолетних. Однако такой запрет не
останавливает многих авторов от создания произведений, нарушающих закон. Очевидно,
что таких авторов государство имеет право привлекать к административной или
7
уголовной ответственности в случае же доказанности их деяния и признания судом их
вины, но найти таких авторов — зачастую задача не самая простая. Попытки уйти от
юридической ответственности в рамках действующего законодательства толкают
недобросовестных авторов на создание произведений со спорным или незаконным
содержанием. Опасаясь преследования или блокировки аккаунта в сети, они выкладывают
свои произведения анонимно, не снабжая их сопроводительными данными для
последующей связи пользователя с автором (авторами). В то же время автор не лишен и
не должен быть лишен права на анонимное опубликование своего произведения, если это
не нарушает закон. Более того, законодательство должно осуществлять защиту прав
добросовестного анонимного автора, если в том есть необходимость.
8
Глава 2. Проблемы легализации и использования сиротских произведений
2.1. Обсуждение проблемы легализации сиротских произведений в Copyright
Office.
Американский опыт легализации сиротских произведений всѐ ещѐ находится в
разработке. Бюро по охране авторских прав в США (US Copyright Office) представило в
недавнем (лето 2015 года) докладе «Сиротские произведения и массовая оцифровка» свои
предложения по легализации сиротских произведений. Важно понимать, что это не
прямая директива, и статус этих предложений лишь рекомендательный, пока ещѐ они не
проходили чтений в Сенате США. Тем не менее, предложения USCO являются
результатом многолетних дебатов и неудачных попыток легализовать использование
сиротских произведений. В начале доклада, они перечисляют по пунктам их критерии
легализации сиротского произведения:
установить ограничение средств правовой защиты за нарушение авторских прав
для определенных пользователей, которые могут доказать, что они провели искренний и
скрупулезный поиск (good faith diligent search) владельца авторского права и не смогли
установить личность или местонахождение его или ее;
определить скрупулезный поиск (diligent search) как, минимум, поиск в записях
Бюро по охране авторских прав (USCO), поиск источников авторского права,
собственности и лицензии с использованием разумных и целесообразных в конкретной
ситуации технологических средств и баз данных;
требовать от Бюро (USCO) поддержки и обновления рекомендуемых практик
(Recommended Practices) скрупулезного поиска для разных категорий работ, проводя
публичные консультации с заинтересованными сторонами;
разрешать судам США определять соответствие конкретного поиска требуемому
согласно определению Бюро, принимать во внимание иностранные юридические
подтверждения искреннего и скрупулезного поиска, при условии, что иностранная
юрисдикция использует схожие подходы для проверки соответствия поиска требуемому;
в
дополнение
к
скрупулезному поиску,
пользователь
должен
подписать
уведомление об использовании (Notice of Use), предоставляемым Бюро (USCO)
обеспечивая соответствующее отношение к произведению, а так же участие в переговорах
по
предоставлению
разумной
компенсации
правообладателям,
которые
подали
уведомление о нарушении авторских прав (Notice of Claim of Infringement), наряду с
другими требованиями;
ограничить денежную компенсацию за нарушение авторских прав сиротских
произведений определенным пользователям (соответствующим п. 1) до разумной
9
компенсации; сумма, с которой согласились бы заинтересованный покупатель и
заинтересованный продавец непосредственно перед началом использования;
отменить денежную компенсацию за нарушение авторских прав сиротских
произведений,
если
определенные
некоммерческие
учебные
заведения,
музеи,
библиотеки, архивы, общественное вещание используют их на некоммерческой основе в
образовательных, религиозных и благотворительных целях, при условии, что лицо
незамедлительно прекращает использование произведения при нарушении авторских
прав;
ограничить область предписаний против нарушений авторских прав сиротских
произведений,
если
произведение
соединено
со
«значительным
оригинальным
выражением» (significant original expression) с новым произведением, при условии, что
нарушитель платит разумную компенсацию за прошлые и будущие использования и
обеспечивает авторство;
разрешить судам накладывать запрет на включение сиротского произведения в
новое, производное произведение, при условии, что вред автору-владельцу имеет
репутационный характер и никак иным способом не компенсируется; • обеспечить
возможность для государственных служащих осуществлять ограничения на судебные
запреты после выплаты, согласованной или определенной судом компенсации;
явным
образом
сохранить
возможность
пользователям
на
справедливое
использование (fair use) сиротских работ. Подобный подход к практике легализации
сиротских произведений со стороны Бюро подвергается в США некоторой критике.
Например, Американское общество архивариусов (Society of American Archivists)
полагает, что подобный подход к авторскому праву сделает невозможным издательство
работ с «малым коммерческим потенциалом». Например, если кто-то пожелает издать
письма некоего автора, то ему придется искать правообладателей не только самих писем,
но и правообладателей писем, которые получал или на которые отвечал тот автор,
которых может быть не один десяток. Или, например, в письмах могут содержаться
фотографии кого-то. По мнению членов сообщества архивариусов, затраты на поиски
правообладателей или авторов не позволяют издавать работы, которые не будут хорошо
продаваться, но которые могут иметь важное культурное и историческое значение. 1
1
Copyright
Term
and
the
Public
Domain
in
the
United
http://copyright.cornell.edu/resources/publicdomain.cfm (дата обращения 25.05.2016)
States.
//
URL:
10
2.2 Анализ проблем распространения и использования произведений
сиротских произведений в России
Основы
гражданского
законодательства
СССР
в
ст.
98
определяются
неотчуждаемые права автора, но в тоже время регламентируют ситуации, в которых
согласие автора на использование результата его труда не требуется. Права автора
включают в себя право на опубликование, воспроизведение и распространение своего
произведения всеми дозволенными законом способами под своим именем, под условным
именем (псевдоним) или без обозначения имени (анонимно); на неприкосновенность
произведения. Здесь очевидно некоторое сходство правовой системы СССР и Российской
Федерации. Однако существенное отличие современного закона Российской Федерации от
законодательства СССР в сфере авторских прав заключается в том, что российское
авторское право охраняет произведения, изданные анонимно, независимо от того, к
какому способу обнародования прибегнул автор. Советское же авторское право давало
право на анонимность публикации только при условии публикации результата
интеллектуального
труда
через
официальные
издательства
после
прохождения
государственной цензуры на соответствия произведения требованиям реалий советского
общества. Параллельно в советский период имела широкое распространение практика
самиздата, часть которого могла публиковаться анонимно. Самиздат — способ
неофициального
и
потому
неподцензурного
производства
и
распространения
литературных произведений, религиозных и публицистических текстов в СССР. Копии
текстов изготавливались автором или читателями без ведома и разрешения официальных
органов власти, как правило машинописным, фотографическим или рукописным
способами, а к концу эпохи СССР — также и при помощи ЭВМ. Более того — такая
практика преследовалась по закону, поскольку тексты и иные результаты творческого
труда, представленные в самиздате, не подвергались цензурированию и могли содержать
чуждые социалистическом обществу идеи. Ситуации, в которых согласие автора на
использование произведения, согласно советскому авторскому праву, не требуется,
сводились к следующим:
1. Издание плановых и других произведении, созданных в порядке выполнения
служебного задания. Литературное произведение может быть создано штатными
работниками государственных и общественных организаций в порядке выполнения
служебных обязанностей. Выполняя служебное задание, работники институтов научнотехнической информации пишут статьи в реферативные сборники и журналы, сотрудники
научно-исследовательских институтов создают монографии и другие плановые работы.
При этом работник выступает как член коллектива трудящихся, работающих в одной
11
организации, и выполняет трудовые обязанности, подчиняясь правилам внутреннего
трудового распорядка. За свой творческий труд он получает вознаграждение в форме
заработной платы. Эти отношения регулируются нормами трудового права. Вместе с тем
авторское право на произведение, созданное в порядке служебного задания, с
определенными ограничениями авторских правомочий сохраняется за автором. Согласно
ч. 2 ст. 100 Основ: «автору произведения, созданного в порядке выполнения служебного
задания в научной или иной организации, принадлежит авторское право на это
произведение».
Порядок использования организацией такого произведения и случаи выплаты
вознаграждения автору устанавливаются законодательством Союза ССР и союзных
республик». Следовательно, ст. 100 Основ, закрепляя авторское право за автором
произведения, созданного по служебному заданию, в то же время предусматривает
возможность ограничения двух авторских прав:
1) права на опубликование, воспроизведение и распространение произведения;
2) права на получение авторского вознаграждения.
2. Помещение в научных и критических, учебных и политико-просветительных
изданиях отдельных изданных произведений и отрывков из них.
3. Издание опубликованного произведения в переводе на другой язык. Нормы
права, регулировавшие отношения, возникающие при переходе произведений на другой
язык, призваны были способствовать широкому обмену культурными ценностями между
народами СССР и развитию национальных культур. По сути, ставя частные интересы
автора ниже интересов советского общества. Этим требованиям отвечает установленный
советским законодательством принцип свободы перевода. Согласно ст. 102 каждое
изданное произведение может переводиться на другой язык без согласия, но с
уведомлением автора, при условии сохранения целостности и смысла произведения.
Переводу присущи все признаки самостоятельного произведения как объекта авторского
права. Он является результатом творческой деятельности переводчика и выражен в
объективной форме, позволяющей воспроизвести результат указанной деятельности.
Поэтому законодательство относило его к числу объектов авторского права. Перевести
изданное произведение может и сам автор. Такой перевод считался авторским. В данном
случае автор пользовался авторским правом на само произведение и сделанный им
перевод. Однако это не препятствовало иным лицам переводить произведение на другой
язык.
4. Опубликование в газетах.
12
5. Издание произведения, авторское право на которое принудительно выкуплено
государством у автора. Согласно официальной идеологии СССР, искусство принадлежит
народу. До сих пор многие произведения советского периода находятся в собственности
государства, которое распоряжается ими настолько неэффективно, что зачастую они
оказываются исключены из культурного оборота. Сам факт наличия у государства права
принудительного выкупа произведения автора свидетельствует о том, что советское
авторское право не давало автору свободы распоряжаться судьбой произведения. Это
позволяет утверждать, что в советский период в авторском праве реализовывался подход
opt-out, при котором явное согласие автора или иного правообладателя на использование
произведения
не
требуется,
существуют
лишь
установленные
способы
отзыва
произведения из использования. В целом, можно заключить, что в советской системе
авторское право защищало права авторов только при двух условиях:
обнародование
исключительно
через
государственные
учреждения,
уполномоченные на такой род деятельности;
цензура, без прохождения которой произведение (текст/фильм/картина и т. д.) не
могло быть опубликовано. Тем самым государство ставило советского автора перед
дилеммой — или дать государству право извратить его замысел и в дальнейшем
опубликовать произведение или не обнародовать произведение в случае отказа от
вносимых корректировок цензурой. В сравнении с советским авторским правом
современное российское авторское право характеризуется следующими чертами:
правовая охрана распространяется на произведения в любом случае, анонимно они
публикуют произведения или нет;
нет цензуры, произведение может быть только полностью удалено в случае, если
его содержание противоречит законным правам и интересам граждан;
автор может публиковать свой труд через государственные, частные издательства
или просто размещать свой труд в сети любым не запрещенным законом способом.
В современной России, как и в странах ЕС, в основе законодательства в области
авторского права лежит подход opt-in, при котором для использования произведения
необходимо получение явного согласия автора. Подобное требование выдвигается и в
случае
анонимности
автора
произведения.
На
пользователя,
таким
образом,
распространяется бремя поиска автора и получения его согласия, выраженного
установленным
законом
способом.
Подход
opt-in
приводит
к
невозможности
использования произведений авторов, которые не заинтересованы в том, чтобы решать,
будет использовано произведение или нет. Участие в гражданском обороте таких
произведений является незаконным. Однако, как указывалось ранее, есть основания
13
предполагать, что по меньшей мере 45% контента в реальном и медиапространстве
является сиротским, причем сиротские произведения зачастую представляют большую
культурную и образовательную ценность.1 Если использование таких произведений имеет
принципиальную значимость для пользователя, а автора или правообладателя найти не
удается, подход opt-in толкает пользователей на нарушение закона. В этом заключается
серьезный недостаток данного подхода. Современный российский закон, работающий по
методу opt-in, защищает даже тех правообладателей, которые не желают такой защиты.
Парадоксальным образом на практике часто, по крайней мере, в российском интернетпространстве реализуется optout. Так, крупнейший торрент-трекер Rutracker размещает
материалы любого содержания, являющиеся результатами интеллектуального труда, но
затем удаляет ссылки по первому требованию. При этом авторы, как ни странно,
достаточно редко выражают свое несогласие со сложившейся ситуацией. Как утверждают
владельцы трекера, доля удаленных раздач составляет менее 5%.
2.3 Анализ практики использования сиротских произведений и правовых
средств легализации сиротских произведений.
В Законе содержится презумпция, согласно которой автором произведения науки,
литературы или искусства является гражданин, творческим трудом которого оно создано.
Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения либо иным
образом, считается его автором, если не доказано иное. Таким образом, если у автора
произведения возникнет необходимость в заявлении о своем имени и реализации своего
неотчуждаемого права на имя, то он имеет возможность любым не запрещенным законом
способом заявить о своем авторстве. Если автор желает оставаться в тени и не хочет быть
доступным пользователям его права может защищать издательство, которое может быть
по закону его представителем. Однако в случае сиротских произведений, по определению,
автор или неизвестен, или не может быть найден, следовательно, невозможно испросить
его согласия на то, чтобы его представляло издательство. Поэтому для легализации
использования
сиротских
произведений
требуются
специальные
законодательные
механизмы. В настоящее время правоотношения по поводу сиротских произведений
регулируются следующим образом:
1. Авторское право устанавливает механизм легализации произведений, чей автор
не может быть найден добросовестным пользователем. При опубликовании произведения
анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не
1
Трансформация авторского права в интернете: зарубежные тенденции, бизнес-модели, рекомендации для
России / Под ред. И. Засурского и В. Харитонова. М.: НП «Ассоциация интернет-издателей»; Кабинетный
учѐный, 2013.
14
оставляет сомнения в его личности) издатель, имя или наименование которого указано на
произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и в
этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это
положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою
личность и не заявит о своем авторстве. Тем самым российское законодательство
позволяет автору сохранять свою личность в тайне и предоставляет защиту результату его
интеллектуального труда.
Издатель, обладая правами и обязанностями представителя автора произведения,
имеет право отстаивать право автора на опубликование произведения. Произведение,
изданное анонимно, может быть представлено в различных библиотеках, хранилищах,
музеях и иных учреждениях, специализирующихся на опубликовании и представлении
результатов
интеллектуального
труда.
Согласно
российскому
законодательству,
отсутствие имени и псевдонима автора не является основанием лишения правового
статуса авторского произведения без указания автора. Такой механизм легализации
сиротского произведения хоть и не требует указания имени/псевдонима автора, но
указывает на обязательное существование издателя этого произведения.
В соответствии с российским законодательством, ст. 1287 ГК РФ, издателем
является лицо, на которое в соответствии с договором возлагается обязанность издать
произведение
(издательский
лицензионный
договор).
Лицензиат
обязан
использование произведения не позднее срока, установленного в договоре.
начать
1
При
неисполнении этой обязанности лицензиар вправе отказаться от договора без возмещения
лицензиату причиненных таким отказом убытков. Если лицо, с которым заключен
издательский лицензионный договор, выполнило свои обязательства по добросовестному
опубликованию произведения в сроки, оговоренные в сделке, оно является издателем.
Преимущества такого способа: добровольная анонимность автора произведения,
защита авторских прав третьим лицом.
Недостатки:
обязательное
наличие
издателя,
заключение
издательского
лицензионного договора.
2. Наследственное право также обладает правовыми механизмами регулирования
правоотношений, связанных с сиротскими произведениями. Однако далеко не любое
право может входить в состав наследственной массы. Согласно ст. 1112 ГК РФ, в состав
наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи,
1
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с
изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016). // Собрание законодательства РФ, 25.12.2006,
N 52 (1 ч.), ст. 5496.
15
иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав
наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.1 В тоже
время гражданское законодательство устанавливает, что право признаваться автором
произведения и право автора на имя — право использовать или разрешать использование
произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без
указания имени, то есть анонимно, неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при
передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и
при предоставлении другому лицу права использования произведения. Личные
неимущественные права включают в себя:
право признаваться автором произведения (право авторства);
право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным
именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на
имя); право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме
(право на обнародование), включая право на отзыв, право на защиту произведения,
включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного
нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).
Личные неимущественные авторские права действуют бессрочно.2 В России они
могут принадлежать только физическому лицу и являются неотчуждаемыми. Отказ от
этих прав ничтожен. Авторские права, признанные по закону неотчуждаемыми от
личности автора, не могут входить в состав наследственной массы, что, в свою очередь,
делает совершенно невозможным переход таких прав в категорию выморочного
имущества. Однако в состав наследственной массы могут входить интеллектуальные
права. Согласно ст. 1226 ГК РФ, на результаты интеллектуальной деятельности и
приравненные к ним средства индивидуализации
(результаты интеллектуальной
деятельности и средства индивидуализации) распространяются интеллектуальные права,
которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом. В
соответствии со ст. 1233 ГК РФ правообладатель может распорядиться принадлежащим
ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на
средство индивидуализации любым не противоречащим закону и существу такого
исключительного права способом. Правообладатель может сделать публично, то есть
путем сообщения неопределенному кругу лиц, заявление о предоставлении любым лицам
возможности безвозмездно использовать принадлежащие ему произведение науки,
1
см. там же.
Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. //
Бюллетень международных договоров, сентябрь 2003 г., N 9, с. 3.
2
16
литературы или искусства либо объект смежных прав на определенных правообладателем
условиях и в течение указанного им срока. Он может распорядиться им в том числе путем
его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного
права) или предоставления другому лицу права использования соответствующего
результата
интеллектуальной
деятельности.
Данная
норма
предоставляет
правообладателю право завещать по наследованию исключительные права, поскольку
односторонняя сделка — завещание — не является сделкой, противоречащей
законодательству, и ее сущность не противоположна существу исключительного права в
силу его имущественной природы. Легализация через наследственное право может быть
нескольких видов. Если правообладатель является физическим лицом и завещает
исключительные права иным лицам, то они переходят наследнику в порядке,
установленном наследственным законодательством.
К наследованию могут призываться граждане, находящиеся в живых в день
открытия наследства, а также зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми
после открытия наследства. К наследованию по завещанию могут призываться также
указанные в нем юридические лица, существующие на день открытия наследства. К
наследованию по завещанию могут призываться Российская Федерация, субъекты
Российской Федерации, муниципальные образования, иностранные государства и
международные организации, а к наследованию по закону — Российская Федерация,
субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Если правообладатель не
составил завещания, то наследственное право предусматривает процедуру наследования
по закону, в рамках которой к наследству призываются лица в порядке очередности. 1
Согласно ст. 1141 ГК РФ, наследники каждой последующей очереди наследуют,
если нет наследников предшествующих очередей, то есть если они отсутствуют, либо
никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования, либо
лишены наследства, либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от
него. Однако возможна ситуация, когда нет лиц, способных принять наследство. Ст. 1151
ГК РФ устанавливает, что в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по
завещанию либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники
отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все
наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается
в
пользу
другого
наследника,
имущество
умершего
считается
выморочным.
1
«Авторское право и не только: Библиотеки в общественной жизни» - Сателлитная Конференция
всемирного конгресса ИФЛА-2014 Волкова К.Ю., Линдеман Е.В., Шрайберг Я.Л. Научные и технические
библиотеки. 2015. № 4. С. 32-52.
17
1
Исключительные права определяются законом как иное имущество, входящее в
наследственную массу. Наследником такого типа имущества выступает Российская
Федерация, которой переходят исключительные права на результат интеллектуальной
деятельности. Наследник, вне зависимости от его вида, обладает правом использовать не
противоречащим закону способом наследуемые права. Преимущества легализации
сиротского произведения через правовые механизмы наследственного права:
возможность предопределить наследника в случае наследования по завещанию,
защита прав авторства, которое охраняется законом бессрочно. Недостатки: если
исключительные права становятся выморочным имуществом, реализация и защита таких
прав может быть осуществлена без учета интересов наследодателя.
1
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с
изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016). // Собрание законодательства РФ, 25.12.2006,
N 52 (1 ч.), ст. 5496
18
Заключение
Подводя итог можно отметить, что необходимо выработать механизм, который мог
бы сбалансировать отношения и гарантировать правовую защищенность как автора, так и
пользователя, а так же защитить обе стороны от злоупотребления своими правами.
Можно отметить несколько рекомендаций, которые будут направлены на
урегулирование правоотношений в сфере прав на результаты интеллектуальной
деятельности и средства индивидуализации.
Переработка законодательства в сфере авторского права с целью достижения
баланса в защите прав сторон, участвующих в обозначенных выше правоотношениях,
совершенствование внедоговорного (расширенного) коллективного управления и переход
к модели
управления авторскими правами на основе договоров, добровольно
заключаемых правообладателем с обществами по коллективному управлению.
Отход от схемы opt-in и переход к схеме opt-out, снимающей с пользователя бремя
поиска анонимного автора или автора, не оставившего данных для связи с ним.
Законодательное определение срока с момента прекращения попыток налаживания
связи с потенциальным автором (группой авторов) добросовестным пользователем
(пользователями), который считается достаточным для того, чтобы произведению был
присвоен статус сиротского. С момента присвоения этого статуса должен отсчитываться,
согласно инициативе Минкомсвязи, шестимесячный срок, по истечении которого
сиротское произведение официально переходит в категорию общественного достояния.
Пошаговая процедура создания реестра сиротских произведений по принципу
optout: объявление списка произведений, в отношении которых есть основания
предполагать, что они являются сиротскими, обнародование списка и полугодовой срок
ожидания реакции авторов, внесение в реестр сиротских произведений тех произведений,
авторы которых не объявили о своем желании исключить их из реестра.
Если потенциальное сиротское произведение создано несколькими авторами, то в
случае розыска одного из них и его заявления о своем авторстве в уполномоченный
государственный орган в установленный законом срок произведение не может быть
признано сиротским.
Создание правового механизма оспаривания автором, не имевшим реальной
возможности заявить о своем авторстве в положенный законом срок, признания его
произведения общественным достоянием. Изъятие из данной категории произведения в
случае
наличия
доказательств
реальной
невозможности
автором
уведомить
уполномоченные органы о своем авторстве. Описанный правовой механизм позволит
также предотвратить возможные случаи злоупотреблением своими правами авторов,
19
например, когда у ранее пассивного автора возник умысел незаконно обогатиться путем
возмещения вреда за якобы незаконное использование добросовестным пользователем
произведения, к судьбе которого, автор не проявлял интереса.
Создание реестра сиротских произведений и произведений, переведенных в
категорию общественного достояния. Доступ к реестрам должен быть открытым,
целесообразно организовать его через специальный сайт в сети интернет. Такого рода сайт
должен быть площадкой для размещения любой информации о сиротских произведениях
и произведениях в статусе общественного достояния, в том числе новостей и статей по
заявленной тематике. Авторы, пользователи и иные лица, интересующиеся данной
проблемой, должны иметь возможность регистрации аккаунтов на таком сайте, что
упростило бы общение между участниками форума и поиск необходимой тематической
информации. Авторы должны иметь возможность отследить правовой статус своей
работы и связаться с уполномоченными органами, чтобы заявить о своем авторстве.
Пользователи должны иметь возможность оставить заявку на использование сиротского
произведения, если его автор будет найден или если произведение перейдет в статус
общественного достояния, с получением уведомления в случае одного из этих событий.
20
Список используемых источников и литературы
Нормативно-правовые акты:
1. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от
9 сентября 1886 г. // Бюллетень международных договоров, сентябрь 2003 г., N 9, с. 3.
2. Directive 2012/28/EU of the European Parliament and of the Council of 25 October
2012 on certain permitted uses of orphan works
3.Copyright Term and the Public Domain in the United States. // URL:
http://copyright.cornell.edu/resources/publicdomain.cfm (дата обращения 25.05.2016)
4. www.europa.eu/rapid/press-release_MEMO-12-743_en.htm (дата обращения
24.05.2016)
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N
230-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).
// Собрание законодательства РФ, 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5496.
Используемая литература:
1. Атанасов С. Исключения или ограничения по авторскому праву. //
URL:www.i2r.ru/static/504/out_23439.shtml
2. Волкова К.Ю., Линдеман Е.В., Шрайберг Я.Л. «Авторское право и не только:
Библиотеки в общественной жизни» - Сателлитная Конференция всемирного конгресса: ИФЛА-2014 Научные и технические библиотеки. 2015. № 4. С. 32-52.
3. Трансформация авторского права в интернете: зарубежные тенденции, бизнесмодели, рекомендации для России / Под ред. И. Засурского и В. Харитонова. М.: НП
«Ассоциация интернет-издателей»; Кабинетный учѐный, 2013.
21
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв