ПРОБЛЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА И УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ОСВОЕНИИ
ПОЛЯРНЫХ РЕГИОНОВ
Горбунова А.В., Носова Ю.А., Осиновская И.В.
Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень
Данная статья описывает состояние на сегодняшний день понятия
«арктический менеджмент» и взгляд на будущее в рассматриваемой сфере.
Актуальность проблемы обусловлена тем, что в различных властных
структурах и организациях Арктики существует дефицит управленческих
кадров, который с каждым годом растёт.
В состав арктического менеджмента включается: проектный,
стратегический менеджмент, управление изменениями в арктической зоне
Российской Федерации (далее АЗРФ), муниципальное управление [1].
Таблица 1. Документы, определяющие стратегию освоения Российской Арктики.
Название документа
Год
принятия
Основы государственнои политики Россиискои Федерации в Арктике на
период до 2020 г. и дальнеишую перспективу.
2008г.
Стратегия развития Арктическои зоны Россиискои Федерации и
обеспечения национальнои безопасности на период до 2020 г.
2013г.
Указ Президента РФ 1 296 «О сухопутных территориях Арктическои зоны
Россиискои Федерации»;
2014г.
Государственная программа социальноэкономического развития
арктическои зоны Россиискои Федерации на период до 2020г.
2014г.
Федеральныи закон 1 488ФЗ «О промышленнои политике в Россиискои
Федерации».
2014г.
Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и
обеспечения национальной безопасности на период до 2020г. имеет ряд
основных рисков и проблем, среди которых:
низкая эффективность и высокая энергоемкость добычи природных
ресурсов;
отсутствие готовности к переходу на инновационный путь развития;
недостаточная оснащенность современными технологиями и
техническими средствами для разведки, поиска и освоения месторождений
углеводородов в арктических морских условиях;
несоответствие заданному уровню технологических возможностей и
технических средств по использованию, освоению и изучению арктических
пространств.
Стоит отметить, что в данной стратегии также существует ряд важных
направлений для реализации целевых задач рационального использования и
развития базы АЗРФ:
формирование фонда месторождений, находящегося в резерве, наличие
такого фонда даёт гарантию устойчивого развития топливно –
энергетического комплекса в долгосрочной перспективе и энергетическую
безопасность;
рост запасов полезных ископаемых арктических месторождений за счёт
развития прибрежных территорий и континентального шельфа;
освоение новых перспективных месторождений, расширение
номенклатуры, создание новых перерабатывающих производств на основе
комплексного внедрения современных энергосберегающих технологий и
минерального сырья.
Основой в экономике развития Арктики должны являться
долгосрочные инвестиционные проекты по освоению крупных топливно –
энергетических и минеральных ресурсов. Одной из самых крупных
ресурсных баз является АЗРФ. При этом в российской Арктике объектов,
которые бы являлись привлекательными для долгосрочного инвестирования
намного больше, чем в других регионах. Самыми ресурсоемкими являются:
запасы ниобия, фосфора месторождения Томтор, большое количество
ресурсов конденсата и газа на шельфе Карского и Баренцева морей,
месторождения нефти в Ненецком автономном округе, в Архангельской
области месторождения алмазов, на архипелаге Новая Земля – это
месторождения марганца и полиметаллов. Наиболее перспективным в сфере
газа и нефти считаются Чукотский и Лаптевоморский шельфы [2].
В перспективе развития АЗРФ заявлено обширное освоение
нефтегазовых ресурсов шельфа. С учётом того, что необходимо учитывать
использование современных механизмов и принципов недропользования,
использование потенциала системы государственного управления. Нужно в
полной мере рассматривать ряд показателей, порождающих разные
направления развития добычи углеводородов. Самым основным является
превращение в жизнь арктических проектов, учитывая синергетические
эффекты, которые гарантируют создание и диверсификацию условий
устойчивого социального, экономического и экологического развития
Арктики [3].
Проблемами управления при освоении полярных регионов можно
выделить: дефицит кадров, недостаточное обеспечение экологической
безопасности
и
нерациональное
использование
рабочей
силы.
Усовершенствованные проекты переработки и добычи в арктических
морях представляют из себя инновационно – технологические прорывы
по многим направлениям, особенно это касается шельфовых
месторождений.
Масштабное освоение нефтегазовых ресурсов шельфа во многом
зависит от потенциала системы государственного управления на основе
принципов стратегической преемственности. Однако, важно учитывать
не только окупаемость конкретных проектов, но и принимать
показатели, принципы, механизмы, которые будут создавать активную
конкурентную среду.
На основе данной проблемы и учетом опыты северных стран,
данное решение задачи возможно по следующим направлениям:
формирование форм прямого участия государства в проектах;
развитие новейшей институциональной среды«конфигурации» всей
налоговой системы и ее переориентация на обложение экономических
результатов
деятельности
компаний
в
разрезе
отдельных
месторождений и объектов освоения и разработки;
развитие сервисного и наукоемкого поддерживающего сектора –
начиная от науки и образования и заканчивая поддержкой малых и
сред- них венчурных фирм;
создание форм совместного осуществления проектов с
иностранными партнерами;
борьба за выход малых и средних компаний в нефтегазовый бизнес
крупных индустрий.
Данные направления основы на перспективе экономики АЗРФ, в
целях кадрового обеспечения можно выделить следующие виды задач:
методическую базу обсечения безопасных операций и мероприятий на
объектах континентального шельфа;
подбор и стажировку молодых специалистов для перспективных
объектов развития;
практика студентов высших учебных заведений;
поддержка средних образовательных учреждений.
Таким образом, в условиях развития технологий и систем управления,
важную роль играет не только государственное обеспечение, партнерские
отношения(опыт стран) с экономической стороны, но и развитие персонала,
создание новой среды, на основе которых будет повышаться эффективность
деятельности предприятия и его конкурентоспособности.
Список источников
1. Российская Арктика: современная парадигма развития / Под ред. акад. А.И.
Татаркина. – СПб.: Нестор-История, 2014. – 844 с.
2.Менеджмент горного производства Российской Арктики: проблемы и пути
решения
[Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/menedzhment-gornogo-proizvodstva-rossiyskoyarktiki-problemy-i-puti-resheniya
3.Российская Арктика прирастает островами [Электронный ресурс]. –Режим
доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/rossiyskaya-arktika-prirastaet-ostrovami
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв