Проблемы правового регулирования возмещения НДС по результатам камеральных налоговых проверок

Цели и задачи исследования: 1. анализ последних изменений налогового законодательства, касающихся порядка возмещения НДС по результатам камеральных налоговых проверок; 2. выявление проблем, возникающих у налогоплательщиков в рамках нового порядка декларирования НДС; 3. изучение особенностей проведения камеральных налоговых проверок деклараций, в который заявлена сумма НДС к возмещению; 4. анализ некоторых вопросов, связанных с реализацией права на зачет или возврат сумм НДС, подлежащих возмещению; 5. выявление проблем, относящихся к расширению полномочий налоговый органов, проводящих камеральные налоговые проверки; 6. анализ соотношения выездных и камеральных налоговых проверок в условиях нового регулирования. Выводы, сделанные по результатам исследования: 1. Начиная с первого квартала 2015 года, вступили в силу следующие изменения НК РФ: 1) на основании пункта 5.1 статьи 174 НК РФ, налогоплательщики должны включать в налоговую декларацию по НДС сведения, указанные в книге покупок и книге продаж. В случае осуществления посреднической деятельности в налоговой декларации по НДС приводятся данные из журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, в отношении указанной деятельности. 2) Также введена обязанность налогоплательщиков представлять декларацию исключительно в электронном формате по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. 3) Законодатель наделил налоговые органы полномочиями на осуществление осмотра территорий, помещений проверяемого лица, документов и предметов, а также правом истребования дополнительных документов в рамках проведения камеральной налоговой проверки при определенных обстоятельствах. 2. В связи с принятыми изменениями возникают проблемы относительно установления действительного размера налогового обязательства в каждом из налоговых периодов в случае, если хозяйственные операции налогоплательщика выходят за пределы одного периода. В настоящий момент ни нормы бухгалтерского учета, ни нормы налогового учета не заточены под принятые изменения, т.к. они не содержат не только четкого указания, как действовать в нестандартных ситуациях, но и не позволяют вывести последовательный и непротиворечивый порядок поведения на основе общих положений. 3. Анализ законодательства, а также судебной практики показал, что принципиально налоговое законодательство позволяет «растянуть» суммы, предъявленные к зачету, на неограниченный период. При этом, налоговый кодекс не препятствует подаче заявления о возврате сумм НДС, подлежащих возмещению, после принятия решения о зачете указанных сумм в счет будущих платежей, однако данное право налогоплательщик может реализовать только в течение трех лет с момента возникновения права на возмещение НДС. 4. Относительно расширения полномочий должностных лиц, проводящих камеральную налоговую проверку, был сделан вывод о том, что при проведении любой камеральной налоговой проверки декларации по НДС, в которой заявлена сумма к возмещению, а также при обнаружении в декларации каких-либо противоречий, свидетельствующих о занижении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, либо о завышении суммы налога к возмещению, налоговый орган фактически может провести в рамках этой проверки выездную налоговую проверку. Контрольные мероприятия, проводимые в рамках камеральных и выездных налоговых проверок в значительной степени, дублируют друг друга. Это дает нам основания полагать, что имеет место нарушение прав налогоплательщика в связи с отсутствием в налоговом кодексе ограничений на проведение выездной проверки в сочетании с «углубленной» камеральной. 5. Необходимо доработать положения НК РФ, касающиеся порядка применения вычетов по НДС, в частности, законодателю необходимо в Налоговом кодексе Российской Федерации прямо установить возможность применения вычета по частям в разных налоговых периодах на основании одного счета-фактуры, при соблюдении условия, что продавцом был уплачен НДС с полной стоимости товара, подлежащего поставке. Учитывая то, что в такой ситуации не возникает потерь для бюджета, данная мера способствовала бы упрощению документооборота и развитию рыночных отношений. Также законодателю следовало бы установить специальное правило, согласно которому налогоплательщик мог бы осуществить право на возврат денежных средств в любой момент до полного исчерпания суммы излишне уплаченного налога (или суммы, подлежащей возмещению) в рамках процедуры зачета. Мы можем признать возможность установления такого правила в силу того, что, трехлетний срок коррелирует с допустимой глубиной налоговой проверки, т.е. с тем сроком, в течение которого налоговый орган может проверить обоснованность осуществления соответствующей процедуры. При этом в ситуации, когда заявление о возврате подается после того, как налоговый орган уже принял решение о зачете сумм налога в счет будущих платежей, у налогового органа нет необходимости проверять правомерность возврата сумм налога, если до этого уже было принято решение о зачете, т.к. такая обоснованность уже была проверена. В отношении выездных налоговых проверок по НДС за периоды, которые уже были проверены в рамках расширенных камеральных проверок, необходимо законодательно установить ограничения, аналогичные тем, которые установлены для проведения повторных выездных налоговых поверок.

Государство и право. Юридические науки
Диссертации

Вуз: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)

ID: 587d366e5f1be77c40d58f0a
UUID: 3f5c668e-9712-4fc3-a6d0-de2cfe885748
Язык: Русский
Опубликовано: около 7 лет назад
Просмотры: 125

Мухамедьярова Алина Фаритовна

Источник: Санкт-Петербургский государственный университет


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 269532 bytes


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет