1
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (СПбГУ)
Институт философии
Зав. кафедрой
конфликтологии
_______________А.И. Стребков
Председатель ГЭК
___________________________
Выпускная квалификационная работа на тему:
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НАЦИЙ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
Специализация 034000 – Конфликтология
Рецензент:
Доцент, заведующий кафедрой этики Института
философии СПбГУ, к.ф.н.
Перов В.Ю.
Выполнил:
Студент
Сунцова Алевтина Григорьевна
____________
___________
Научный руководитель:
доцент, к.полит.н.
Пинкевич А.Г.
_____________
Санкт-Петербург
2016
2
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………....3
Глава 1. Теоретические предпосылки анализа права наций на самоопределение.4
1.1 Анализ содержания права нации на самоопределение …………………… 1.2 Правовая основа реализации права наций на самоопределение………...12
Глава 2. Проблематизация реализации права наций на самоопределение……..22
2.1 Реализация права наций на самоопределение……………...…….………....2.2 Конфликты, возможные при реализации права наций на
самоопределение..................................................................................................29
Заключение…………….……...……………………….………………….…………38
Список литературы и интернет-источников………………………..……………..39
3
ВВЕДЕНИЕ
Исследование проблематики современного международного права,
особенно такой неоднозначной и актуальной его составляющей, как
реализация права народов на самоопределение, имеет большое научное и
практическое значение. За последние десятилетия произошёл ряд событий,
вызвавших в мировом сообществе дискуссии о форме существования этого
права, механизмах его претворения в жизнь и других немаловажных
аспектах. Особую актуальность данной теме придает конфликтогенность
соотношения права наций на самоопределение и принципа территориальной
целостности государства - двух взаимоисключающих друг друга принципов
международного права.
Объект исследования: право нации на самоопределение;
Предмет исследования: право нации на самоопределение как источник
конфликтов;
Цель: выявить проблемы, связанные с реализацией права нации на
самоопределение;
Задачи:
1. проанализировать содержание права нации на самоопределение;
2. рассмотреть правовую основу реализации исследуемого права;
3. определить формы реализации права нации на самоопределение;
4. описать виды конфликтов, провоцируемые реализацией изучаемого
права.
Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов и
заключения.
4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ АНАЛИЗА ПРАВА
НАЦИИЙ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
1.1 Анализ содержания права нации на самоопределение
Одной из причин многих современных вооруженных конфликтов как
межгосударственных,
так
и
внутригосударственных,
является
противопоставление или различное детерминирование такого принципа
международного права, как равноправие и самоопределения народов (или
права народов на самоопределение).
В теории международного права нет единого мнения по этому вопросу,
хотя и единомыслие позволило бы более эффективно проводить дальнейшую
разработку концепции права народов на самоопределение.
Кто-то понимает «свободу отделения» как «высшее выражение
демократизма в отношениях между народами»1. Другие не считают
необходимым сравнивать два этих положения, относя одно из них к сфере
«межгосударственных» отношений, а другое – к отношениям, возникающим
между народом, частью народа и государством2. Согласно третьей точке
зрения, и вовсе отвергается существование принципа равноправия и
самоопределения народов3.
Обычно
самоопределение
народов
характеризуют
как
«право
самостоятельно решать вопрос о своей судьбе, право определённых
коллективов, социальных и этнических групп самостоятельно избирать
формы своей организации»4.
1
Барсегов Ю.Г. Самоопределение и территориальная целостность. М.,1993. С. 7.
См. Черниченко С.В. Содержание принципа самоопределения народов(современная интерпретация): Учеб.
пос. М., 1998. С. 27.
3
См.: Лукашук И.И. Международное право (общая часть). М., 2001. С. 301.
4
См.: Юридический энциклопедический словарь, Гл. ред. О.Е. Кутафин: Большая Российская энциклопедия,
2002. C. 457.
2
5
В рамках понимания современной международной правовой системы
все
государства
представляют
собой
результат
самоопределения
соответствующих субъектов (народа, наций, народов). Фундаментом и
легитимирующим аспектом существования каждого государства выступает
то,
что
«оно
является
формой
реализации
самоопределения
соответствующего субъекта (субъектов), причем существование такой
основы
должно
рассматриваться
не
как
нечто
однократное
и
единовременное, соответствующее моменту самого акта самоопределения, а,
учитывая, что это право является «неотъемлемым» и принадлежит народам
«всегда», самоопределение должно пониматься как непрерывный процесс,
базисная и перманентная константа его юридического и фактического
существования»5. В соответствии с этой точкой зрения, самоопределение —
это универсальный принцип в международных отношениях. Право народов
на самоопределение - неотъемлемое и непререкаемое право субъекта
самоопределения, оно объективно и не подлежит сомнению.
Право на самоопределение в условиях современного мира имеет форму
основополагающего принципа международного права. Данная учеными идея
самоопределения в XVIII веке изначально представлялась в категориях
деколонизации
самостоятельных
и
сводилась
единиц
-
к
проблеме
государств.
отделения
Такое
и
образования
объяснение
принципа
самоопределения исключительно в политическом контексте обусловливалось
определенным этапом общественного развития. В дальнейшем под влиянием
различных
исторических
факторов
суждения
о
самоопределении
неоднократно менялись.6.
Официальное оформление в качестве естественного и неотъемлемого
права «всех без исключения народов» институт самоопределения приобрел в
5
Кочаряп В. Право на самоопределение в современном международном праве. URL:
http://wwvv.regnum.nj/news/1240480.html (дата обращения 01.03.2015 г.)
6
См.: Игнатенко Г.В., Тиунов О.И. Международное право. Учебник для вузов. – М.:НОРМА_ИНФРА.М.
1999. С. 78.
6
XX веке7. С того момента и до настоящего времени применение права на
самоопределение на практике сопровождалось непрерывным конфликтом
многочисленных общностей, что значительно дестабилизировало концепцию
самоопределения и подорвало его универсальное значение8. Преобразование
института самоопределения привела к тому, что на данный период право на
самоопределение,
помимо
политического
аспекта,
содержит
в
себе
культурные и экономические стороны.
Сущность института самоопределения можно сформулировать в виде
единства следующих частей. Во-первых, это право предоставляет народам
возможность свободно определять свой политический статус и формы
взаимоотношений с другими народами, что можно трактовать, как право на
создание собственного государства, либо объединение или слияние с другим
государством. И, во-вторых, это право на свободное определение курса
своего политического и социально-экономического развития9.
Если в вопросе об общем содержании концепции самоопределения
достигнута относительная определенность, то в теме о субъекте реализации
права самоопределения есть возможность дополнения и уточнения основных
теорий. Исходя из трактовки, данной в международных документах,
обязательными
свойствами
международно-правовые,
характеристики.
Значит,
субъекта
политические
к
основным
самоопределения
и
являются
социально-экономические
характеристикам
субъекта
самоопределения следует отнести «самостоятельность в политическом и
правовом отношениях, наличие особых интересов, потребностей и целей и их
осознание, способность к целеполаганию и целенаправленной деятельности
7
См.: Международный пакт о гражданский и политических правах от 16 декабря 1966 года. Ст. 1. //
Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. - № 12.
8
См.: Хутаба Д. В. Взаимодействие и реализация международно-правовых принципов равноправия и
самоопределения народов и территориальной целостности государств: Автореферат дис. канд. юр.наук. –
М., 2011. С.19.
9
См.: Козлов А.Е. Право на самоопределение как принцип международного права и конституционное право
человека // Права человека и межнациональные отношения. – М.: НОРМА-ИНФРА.М, 1994. С. 70-71.
7
на базе общей воли, определяемая в основном уровнем и структурой
самосознания»10.
О политической стороне детерминации субъекта самоопределения и о
связанной с ней проявлениями политической активности пишет Денисов
Г.С.. К причинами возникновения сецессионных движений политолог
относит дискриминацию этноса по признаку этнической принадлежности, а
также различия в социальном статусе этносов в пределах одного государства.
Нередко весомую роль в процессе этнической мобилизации, по его мнению,
играет
слой
интеллектуальной
элиты,
спекулирующей
этническими
составляющими в целях удовлетворения личных интересов. Подобные
действия вынуждают представителей этноса объединяться в борьбе за свои
права и свободы, что в результате влечет возникновение общих интересов,
отличных от интересов социоисторического организма. Весомую роль в
процессе приобретения этносом политической активности играет территория
проживания, которая воспринимается представителями этнической общности
в качестве определенной формы организации жизнедеятельности11.
Факт притязания на отделение и образование собственного государства
окончательно трансформирует «нациезированный» этнос в нацию, в субъект
соответствующего права. Здесь к пониманию «нациезированного» этноса,
претендующего на определенную меру самостоятельности (в основном
экономической), добавляется
упомянутый выше политический аспект,
который её окончательно конституирует в качестве нации12. Также следует
заметить, что с формированием национального самосознания в случае
«нациезированного» этноса этнокультурные характеристики теряют свое
10
Сампиев И.М. Самоопределение народов: теория и онтология. – Ростов-на-Дону: Сев.- Кав. науч. центра
высш. Школы. 2004. С. 8.
11
См.: Денисова Г.С. Социальная субъектность этноса (концептуальный подход). – Ростов-на-Дону: Изд-во
Ростовского государственного педагогического университета, 1997. – С. 34-35.
12
См.: Варламова Н.В. Третье поколение прав человека как форма юридизации отношений между
социальными общностями - М.: История государства и права. 2009. № 115. – С. 45.
8
значение, либо сливаются с экономическими и политическими целями
развития.
Иной взгляд на проблему идентификации субъекта права на
самоопределение
следующее
имеет
мнение
о
П.Штомпка.
проблеме
Польский
социолог
выражает
идентификации
субъекта
права на
самоопределение. Он обращает внимание на отличительные свойства
потенциальных субъектов самоопределения и приходит к выводу, что к
подобным субъектам можно причислить этнос, нацию или народ в
зависимости от различных условий. Этнос как единица с признаками
культурной общности может претендовать на возможность реализации
своего культурного самоопределения, получив статус культурной автономии.
Это положение может помочь сохранить традиционный уклад жизни, язык,
культуру, является наиболее приемлемой формой социальной организации
«ненациезированной» этнической группы. Если речь идет о нации или
«нациезированном» этносе, то здесь главной целью становится не защита
культуры, а о приобретение экономического и государственного статуса,
полученного в результате реализации политического самоопределения. А
термин «народ» употребляется, когда говорится о самоопределении в общем
виде, т.е. субъектом права на самоопределение в общем случае выступают
именно народы13.
Исключительно культурная общность под влиянием объективныx и
субъективныx факторов может преобразовываться в субъект политических
взаимоотношений.
Политическая
субъектность
определяется
как
«способность к самостоятельному политическому поведению, а именно, к
формулировке своих интересов, целей, к осуществлению собственного
выбора и проявлению своей воли»14. Главными свойствами, позволяющими
предоставить статус политического субъекта той или иной социальной
13
См.: Штомпка П. Социология социальных изменений. – М.: Аспект Пресс, 1996. С. 27.
Косолапов Н.А. Политико-психологический анализ социально-территориальных систем. – М.: Аспектпресс, 1994. С.184.
14
9
общности, можно назвать способность влиять на политику и наличие
самосознания15.
политического
Несмотря
на
универсальный
и
всеобъемлющий характер перечисленных критериев обозначения субъекта, в
проводимых политологических исследованиях при идентификации субъекта
отношений используются определенные категории социальных общностей,
такие, которые являются доминантными при конкретном случае и
выступающие в подобном контексте как идентичные16.
Проблема идентификации народа, нации, государства бок о бок стоит с
такими понятиями, как суверенитет, целостность страны, нерушимость
границ, а это значит, что исследование права наций на самоопределение
будет неполным, если не включить в изучение теоретические основы другого
принципа
–
принципа
территориальной
целостности
государства.
Рассмотрим его детерминирование, а также выясним, как эти два
противоположных по смыслу положения соотносятся друг с другом.
В Заключительном акте СБСЕ можно найти содержание принципа
территориальной целостности государства, согласно которому государство
ответственно
за
выполнение
следующих
обязательств:
уважение
территориальной целостности каждого государства; сдерживание от любых
действий,
несовместимых
направленных
против
с
целями
и
принципами
территориальной
целостности,
Устава
ООН,
политической
независимости или единства любого государства-участника; сдерживание от
воззрения на территории друг друга как на объект военной оккупации.17 В
Декларации о принципах международного права 1970 года сказано, что
принцип равноправия и самоопределения народов навлекает на государства
обязательство избегать любых действий, направленных на частичное или
15
См.: Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. С.80-81.
См.: Хунагов Р.Д. Политическая субъектность. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 1994. – С. 11.
17
См.: Заключительный акт по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1.08.1975 г.) //
Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1. М.: БЕК, 1996. С. 6-7.
16
10
полное нарушение национального единства и территориальной целостности
любого другого государства18.
В итоге можно сказать, что территориальная целостность – это один из
образующих компонентов суверенитета страны, содержащий в себе такие
основополагающие
категории,
как
единство,
неприкосновенность
государственных границ, невмешательство во внутренние дела19.
Понимание необходимости сохранения государством международного
правопорядка, поддержания мира, защиты незыблемости государственных
границ привело мировое сообщество к созданию системы коллективной
безопасности. Коллективная безопасность представляет собой систему
совместных действий государств, предусмотренных Уставом ООН с целью
поддержания
безопасности,
предотвращения
или
подавления
актов
агрессии20.
Коллективная
безопасность,
как
система
совместных
действий
государств, включает следующие элементы:
1) «общепризнанные принципы современного международного права,
важнейшими из которых являются принцип неприменения силы или угрозы
силой, нерушимости границ, территориальной целостности, невмешательства
во внутренние дела;
2) коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и
актов агрессии;
18
См.: Декларация «О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и
сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН» (принята 24.10.1970 г. Резолюцией
№2625 (XXV) на 1883-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Международное публичное
право. Сборник документов. Т. 1. М.: БЕК, 1996. С.2-8.
19
См.: Действующее международное право. Т.1 М.: Московский независимый институт
международного права, 1996. С. 65-66.
20
См.: Устав ООН от 26.06.1945 г. // Действующее международное право. Т. 1. М.: Московский
независимый институт международного права, 1996. С. 17.
11
3) коллективные меры по ограничению и сокращению вооружений, вплоть до
полного разоружения»21.
Существует три основных способа обеспечения международной
безопасности:
1. «сдерживание возможной агрессии при помощи различных форм
давления (экономических, политических, психологических и др.);
2. наказание агрессора путем применения против него конкретных
практических действий;
3. политический процесс как способ достижения мирных целей без
силового решения (переговоры, совещания, встречи на высшем уровне и
т.п.)»22.
21
Устав ООН от 26.06.1945 г. // Действующее международное право. Т. 1. М.: Московский независимый
институт международного права, 1996. С. 18.
22
Общая и прикладная политология // Учебное пособие под редакцией Жукова В.И., Краснова Б.И. М.:
Союз, 1997. С.167.
12
1.2 Правовая основа реализации права наций на самоопределение
Как говорилось ранее, право на самоопределение – право всех без
исключения народов. «Все народы имеют право на самоопределение» – так
сказано в ст. 1. Международных Пактов о правах человека23.
При исследовании актов международного права, затрагивающих тему
самоопределения народов и принципа территориальной целостности и
неделимости,
можно
отметить
некое
противоречие:
повсеместно
провозглашается свобода самоопределения как первостепенный принцип
этого права, но в тоже время утверждается непоколебимость территории
государства, запрещается злоупотребление свободой, угрожающей принести
ущерб принципу равноправия всех субъектов международных отношений.
Еще не до конца проведена граница и нормативное соотношение этих двух
положений. В этом заключается противоречие, которое делает реализацию
исследуемого права весьма проблемной, а зачастую невозможной.
Прежде всего, рассмотрим нормативно-правовые акты, гарантирующие
нации право на самоопределение.
Тиунчик И.В., говоря об истории формирования права нации на
самоопределение в официально декларируемое право, заметил, что Принцип
самоопределения наций возник в качестве политико-правового принципа, в
котором акцент был смещен в сторону политической целесообразности в
рамках соблюдения и реализации прав человека – в «Декларации
независимости США» (от 4 июля 1776 г.). В ней говорилось о священном
праве, дарованном Создателем народу, изменять или отвергать форму
правления, попирающую неотчуждаемые права человека. Эти положения
были подтверждены в «Билле о правах», принятом 17 сентября 1787 г. и
вошедшем в качестве первых десяти поправок к Конституции США. На
учредительной
23
конференции
Объединенных
Наций,
Права человека // Сборник международных документов. – М.: Право, 1998. С.7
входящих
в
13
Антигитлеровскую коалицию, в Сан-Франциско в феврале 1945 г. СССР в
условиях приближения окончания Второй мировой войны и политической
необходимости установления нового миропорядка, предложил включить в
Устав создаваемой ООН принцип права наций на самоопределение. Это
предложение было поддержано представителями ведущих мировых держав –
стран Антигитлеровской коалиции – Великобритании, США и Китая. Как
следствие, принцип признания права наций на самоопределение впервые из
политически декларируемого превратился в принцип международного
права24.
Во «Всеобщей декларации прав человека» 1948 года, принятой ООН,
было заостренно внимание на положении о равноправии народов в
возможности представления своих интересов в рамках административного
управления: «Каждый человек имеет право принимать участие в управлении
своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных
представителей»25.
Во время VII сессии Генеральной Ассамблеи была принята резолюция
637 (VII) «Право народов и наций на самоопределение», где особо
отмечалось, что право наций на самоопределение является условием для
реализации в полном объеме прав человека26. Таким образом, произошел
переход статуса идеи самоопределения от «принципа» к «праву».
Международное сообщество в статье Декларации о предоставлении
независимости колониальным странам и народам (Резолюция 1514 (XV)
Генеральной Ассамблеи ООН, 14.12.1960г.) провозгласило: «Сознавая
необходимость создания условий устойчивости и благосостояния, и мирных,
24
См.: Тиунчик И.В. Проблемы самоопределения народов: Автореферат дис. канд. пол. наук. – М., 2012. –
С.8.
25
Всеобщая декларация прав человека // Организация Объединенных Наций: официальный сайт. URL:
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr (дата обращения: 18.03.2015)
26
См.: Резолюции 7-й сессии (1952–1953 гг.) Генеральной ассамблеи ООН // Организация Объединенных
Наций:
официальный
сайт.
URL:
http://daccess-ddsny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/081/62/IMG/NR008162.pdf?OpenElement
(дата
обращения:
01.03.2015)
14
и дружественных отношений, на основе уважения принципов равноправия и
самоопределения всех народов... заявляем, что все народы имеют право на
самоопределение: в силу этого права они свободно устанавливают свой
политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и
культурное развитие»27. Но в ст.6 указаны ограничения этой возможности:
«всякая попытка, направленная на то, чтобы частично или полностью
разрушить национальные единство и территориальную целостность страны,
не совместима с целями и принципами Устава ООН», т.е. на тот момент
произошло
юридическое
закрепление
права
всех
народов
свободно
устанавливать свой политический статус, осуществлять экономическое,
социальное и культурное развитие, свободно распоряжаться своими
естественными богатствами и ресурсами.
В ст.1 «Международного пакта о гражданских и политических правах»
1966 г. также отмечено право всех народов на самоопределение: «Все народы
имеют право на самоопределение. В силу этого права они могут
устанавливать свой политический статус и свободно обеспечивают родное
экономическое, социальное и культурное развитие...»28.
Выше упомянутая декларация о принципах международного права
1970 г.29 конкретизировала принцип равноправия и самоопределения
народов,
раскрыла
его
содержание
и
определила,
что
способами
осуществления права на самоопределение являются создание суверенного
государства, присоединение к государству или объединение с ним,
установление любого другого политического статуса, свободно избранного
народом. Согласно формулировке этого принципа в Заключительном акте
27
Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам (сайт ООН) URL:
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/colonial.shtml (дата обращения 5.03.2015)
28
Международный пакт о гражданских и политических правах // Организация Объединенных Наций:
официальный сайт. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml
(дата
обращения: 18.03.2015)
29
См.: Декларация «О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и
сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН» (принята 24.10.1970 г. Резолюцией
№2625 (XXV) на 1883-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Международное публичное
право. Сборник документов. Т. 1. М.: БЕК, 1996. С.2-8.
15
СБСЕ «все народы всегда имеют право в условиях полной свободы
определять, когда и как они желают, свой внутренний и внешний
политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему
усмотрению свое политическое, экономическое, социальное и культурное
развитие»30.
24 октября 1979 г. была принята резолюция Генеральной Ассамблеи
ООН 2625 (XXV), в которой говорится, что самоопределение не
рассматривается как обязательное становление независимого государства в
качестве форм самоопределения31. В Рамочной конвенции Совета Европы о
защите национальных меньшинств говорится: «Обеспечить в государствахчленах эффективную защиту национальных меньшинств и прав и свобод лиц,
принадлежащих к этим меньшинствам, в рамках верховенства права…»32.
Как видно из международно-правовых документов при реализации
права
о
самоопределении
необходимо
учитывать
территориальную
целостность государства. При этом указываются условия, соблюдение
которых ограничивает это право и не дает возможности расчленения
государств,
нарушения
территориальной
целостности
политического
единства государств.
В Венской Декларации и Программе действий, принятых Всемирной
конференцией по правам человека 25 июня 1993 г. уточняется: «Согласно
Декларации о принципах международного права…, вышесказанное не
должно истолковываться как разрешение или поощрение любых действий,
нарушающих или подрывающих полностью или частично территориальную
целостность...»33, т.е. недопустима любая форма борьбы за отделение.
30
Заключительный акт по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1.08.1975 г.) //
Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1. М.: БЕК, 1996. С. 16.
31
См.: Расторгуев А.Г. Национализм, право наций на самоопределение, сецессионализм в современной
международной политике. – URL: http://archie.narod.ru/texts/secession.html (дата обращения 5.03.2015)
32
Рамочная Конвенция Совета Европы о защите национальных меньшинств. Официальный сайт Совета
Европы. URL: http://conventions.coe.int/treaty/rus/treaties/html/157.htm (дата обращения 5.03.2015)
33
Российский ежегодник международного права 1993-1994 // Право: теория и практика. – 2003. № 6. С. 343.
16
Самоопределяющийся народ должен действовать согласно международному
праву, не нарушая ни одну из ее принципов. Немаловажно отметить, что
народ может самоопределиться лишь на своей исконной земле
–
самоопределение на чужой территории приравнивается к нарушению прав
его коренных жителей, т.е. субъектами права на самоопределение на уровне
создания той или иной формы государственности могут быть лишь коренное
население, о чем сказано в Уставе ООН: «Коренной народ в зависимости от
его
численности
обладает
указанным
правом,
а
другим
группам
национальных меньшинств право на самоопределение в виде отделения не
предоставляется» 34.
Право наций на самоопределение нашло подтверждение в резолюции
Генеральной Ассамблеи ООН под названием «Всеобщая реализация права
народов на самоопределение» (1994 г.), где указывалось, что соблюдение
этого права «является коренным условием для эффективного обеспечения и
соблюдения прав человека»35.
Как видно из вышесказанного, право нации на самоопределение
подержано
и
обеспечено
множеством
нормативных
документов
международного и регионального характера. Наравне с ним, принцип
целостности и неприкосновенности территории страны имеет обширную
правовую основу, которую следует также внимательно исследовать.
Впервые ответственность субъектов международных правоотношений
«…уважать
и
сохранять
против
всякого
внешнего
вторжения
территориальную целостность…» была объявлена в Уставе Лиги Нации36.
34
Устав ООН и Статус Международного Суда 1940 г. – Нью-Йорк, 1946. С.3
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Всеобщая реализация права народов на самоопределение»
Документы // Организация Объединенных Наций: официальный сайт. URL: http://www.un.org/ru/documents
(дата обращения: 18.03.2015)
36
Устав Лиги Наций. Сайт Исторического факультета Московского государственного университета имени
М.Л. Ломоносова URL: http://www.hist.msu.ru/Departments/ModernEuUS/INTREL/SOURCES/Legnatust.htm
(дата обращения 5.03.2015)
35
17
Позже в Уставе ООН была зафиксирована обязанность государств
воздержаться от угрозы силой или ее применения против территориальной
неприкосновенности любого государства37. И уже в Декларации 1970 г. «О
принципах международного права, касающихся дружественных отношений и
сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН»
принцип территориальной целостности был закреплен как самостоятельная
единица международного права38.
В
Заключительном
территориальной
обнаружить
акте
целостности
среди
прочих:
СБСЕ
1975г.
принцип
государств-участников
границы
всех
уважения
также
государств
в
можно
Европе
воспринимаются как нерушимые; страны обязуются воздерживаться сейчас
и в будущем от любых посягательств на эти границы, а также от любых
требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или
всей территории любого государства - участника39.
Аналогичные положения содержатся и в учредительных актах
региональных объединений, таких как Устав Организации американских
государств (ст.1)40. А в межамериканской конвенции о правах и обязанностях
государств 1933г. указывается, что «Территория государства является
неприкосновенной и не может быть объектом военной оккупации, или
других мер применения силы, навязанных другим государством, прямо или
косвенно или по любым мотивам, даже временным» (ст.11)41.
37
См.: Устав ООН от 26.06.1945 г. // Действующее международное право. Т. 1. М.: Московский
независимый институт международного права, 1996. С. 7-13.
38
См.: Декларация «О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и
сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН» (принята 24.10.1970 г. Резолюцией
№2625 (XXV) на 1883-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Международное публичное
право. Сборник документов. Т. 1. М.: БЕК, 1996. С.2-8.
39
См.: Заключительный акт по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1.08.1975 г.) //
Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1. М.: БЕК, 1996. С.8-12.
40
Устав организации американских государств (Богот, 30.04.1948 г.) // Действующее международное право.
Т.2. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 305-335.
41
Межамериканская конвенция о правах и обязанностях государств (Монтевидео, 26.12.1933 г.) URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Конвенция_Монтевидео (дата обращения 5.03.2015)
18
Положения о территориальной целостности России впервые можно
найти в ст. 29 Конституции РСФСР 1978г.42, а в 1992 году уже окончательно
оформился принцип уважения территориальной целостности государства (ст.
28), при этом функция защиты суверенитета и территориальной целостности
Отечества переходила государству и всего народ в целом (ст. 29)43. Вместе с
тем, в соответствии с п. б) ст. 72 Конституции РСФСР 1978г. к ведению
федеральных органов государственной власти Российской Федерации
относились в числе прочих «…состав, территория Российской Федерации и
ее целостность»44.
Кроме Конституции РФ о целостности территории Российской
Федерации указывается в ФЗ «Об обороне» (ст.1)45; в Положении о военном
округе Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденном Указом
Президента РФ (п.1)46, в Земельном кодексе РФ, в разделе закрепления
статуса земель обороны и безопасности (ст. 93) 47.
Важно отметить, что существует ряд нормативных правовых актов, в
которых провозглашается положение либо только о целостности территории
РФ, либо о ее неприкосновенности.
На
пример,
основополагающих
согласно
ФЗ
безопасности»48
«О
объектов безопасности
является
одним
из
государство,
его
конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность (ст. 1),
когда в п. а) ч. l ст. 1 ФЗ «Об общих принципах организации
законодательных
42
(представительных)
и
исполнительных
органов
См.: Конституция РСФСР 1978г. // Ведомости РСФСР. 1978. №15. С. 407.
См.: Конституция РСФСР 1978 г. (в ред. oт 21.04.1992 г.) // Свод законов РСФСР. 1988. T. l. С.13.
44
Конституция РСФСР 1978 г. (в ред. oт 21.04.1992 г.) // Свод законов РСФСР. 1988. T. l. - С.13
45
См.: Федеральный закон «Об обороне» от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ (в ред. ФЗ oт 14.07.2008 № 118-Ф3) //
Собрание законодательства РФ. 03.06.1996г. №23. Ст. 2750.
46
См.: Положение о военном округе Вооруженных Сил РФ, утвержденном указом Президента РФ от
27.07.1998 г. №901 //Собрание законодательства РФ. 1998. №31. Ст.38.
47
См.: Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.17.2008 г. №
141 - ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2001. №44. Ст.4147.
48
Федеральный закон «О безопасности» от 05.03.1992 г. № 2446-1(в ред. ФЗ от 26.06.2008 г. № 103-Ф3) //
Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 15. Ст. 769.
43
19
государственной
власти
субъектов
Российской
Федерации»49
государственная и территориальная целостность признаны в качестве
условия осуществления государственной власти субъекта РФ.
О потребности защиты территориальной целостности России также
акцентировано внимание в ФЗ «О государственной границе Российской
Федерации» (ст. 2)50, ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном
море и прилежащей зоне Российской Федерации» (ст. 11)51, ФЗ «Об общих
принципах организации местного самоуправления в РФ» (п. 2 ст. 74)52. О
территориальной неприкосновенности РФ упоминается в п. 4 ч. 7 ст. 13.2 ФЗ
«О некоммерческих организациях»53.
Перед мировым сообществом неминуемо встал вопрос о том, как
совместить
декларирование
идеи
самоопределения
народов
с
предотвращением сепаратизма.
Хутаба Д.В. обращает внимание на тот факт, что ГА ООН пытается
решать ему проблему
«Декларации
о
при принятии в качестве резолюции 2625 (XXV)
принципах
международного
права,
касающихся
дружественных отношений и сотрудничества между государствами в
соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций». По его
замечанию,
Декларация
суммирует
все
основные
положения
о
самоопределении, изложенные в 1970 году и в других документах ГА ООН.
Данные положения международного права гласят о том, что «право народов
на самоопределение не должно истолковываться как санкционирующее или
поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению и к
49
Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 г. № 184ФЗ (в ред. ФЗ от 22.07.2008 г. № 157-ФЗ) // СЗ РФ. 1999. №42. Ст. 5005.
50
Федеральный закон «О государственной границе Российской Федерации» от 01.04.1993 г. №47301-1(в
ред. ФЗ от 04.12.2007 г. № 332-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 17. Ст. 594.
51
Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской
Федерации» от 31.07.1998 г. № 155-ФЗ (в ред. ФЗ от 08.11.2007 № 261- 03) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3833.
52
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (в ред. ФЗ от 10.06.2008 г. № 77-ФЗ) // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
53
Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.07.2008 г.
№ 148-ФЗ) // СЗ РФ. 1996 г. № 3. Ст. 145.
20
частичному или к полному нарушению территориальной целостности или
политического
единства
суверенных
и
независимых
государств,
соблюдающих в своих действиях принцип равноправия и самоопределения
народов ...и вследствие этого имеющих правительства, представляющие без
различия расы, вероисповедания или цвета кожи весь народ, проживающий
на данной территории»54.
Таким образом, признается, что правом на «внешнее» самоопределение
обладают
народы,
находящиеся
в
колониальной
или
иностранной
зависимости; косвенно признается, что часть населения независимой страны
может воспользоваться этим правом при невозможности осуществления
«внутреннего» самоопределения, т. е. участия на равных условиях в
управлении государством.
Подведем итоги.
1. Право нации на самоопределение – один из основных принципов
международного права, означающий право каждого народа
самостоятельно решать вопрос о форме своего государственного
существования, свободно устанавливать свой политический
статус и осуществлять свое экономическое и культурное
развитие.
2. Права наций на самоопределение неразрывно связано с таким
принципом, как территориальная целостность государства,
поэтому необходимо при исследовании первого также подробно
изучить и второе.
3. Принцип территориальной целостности следует понимать, как
принцип международного публичного права, согласно которому
54
См.: Хутаба Д.В. Взаимодействие и реализация международно-правовых принципов равноправия и
самоопределения народов и территориальной целостности государств: Автореферат дис. канд. юр.наук. –
М., 2011. С.15.
21
границы
государства
воспринимаются
как
нерушимые,
территория является неприкосновенной от посягательств со
стороны других государств, а также от любых требований или
действий, направленных на захват и узурпацию части или всей
территории.
4. Правовой основой реализации вышеуказанных прав является
множество документов, в основном международного характера,
но так же рассмотрена региональная правовая база.
22
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НАЦИЙ НА
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
2.1 Реализация права наций на самоопределение
Реализация права на самоопределение, несмотря на кажущуюся
урегулированность, на практике же сталкивается с массой противоречий.
Причиной можно указать неточности в формулировках содержания права, а
также несколько осложняет его применение на практике динамичный
процесс развития общества, который активно влияет на тон общественных
отношений и на основные правовые институты.
Принцип равноправия и самоопределения народов исходит не из
обязательности отделения и образования однонациональных государств, а из
желательности сохранения крупных, уже существующих государств55, о чем
говорит Г.Б.Старушенко. В практике применения норм международного
права принцип территориальной целостности почти всегда доминировал над
принципом самоопределения как отделения – сецессии. На это обратили
внимание и польские исследователи В. Чаплинский и А. Вырозумская,
отметив,
что
«право
на
самоопределение
не
может
принадлежать
национальным меньшинствам и не обосновывает право на сецессию. В
практике
принцип
самоопределения
был
подчинен
принципу
территориальной целостности»56. То есть можно сказать, что современная
тенденция реализации права народов на самоопределение такова, что она
осуществляется в границах государства, в состав которого входит народ, в
формах,
предусмотренных
внутригосударственным
правом,
например,
национально-культурных или территориальных автономий и т.п.
55
См.: Старушенко Г.Б. Не только тушить, но и предупреждать конфликты // Московский журнал
международного права. 1997. № 1. С. 34.
56
Чаплинский В., Вырозумская А. Международное публичное право. Системные вопросы. Калининград:
БГАРФ. 2004. С. 142.
23
Основной
формой
реализации
прав
меньшинств
в
составе
многонационального государства стала национально-культурная автономия.
Именно
национально-культурная
автономия
позволяет
гражданам,
принадлежащим к различным национальным общностям, в частности,
малочисленным, дисперсионно расселенным коренным народам и иным
меньшинствам решать вопросы сохранения и развития своей самобытности,
языка, культуры, традиции, о чем сказано в Венской Декларации ООН и
программы действий 1993 г.57.
В Законе РФ «Основы законодательства о культуре» (1992) говорится:
«Этническим
общностям,
государственных
компактно
образований
или
не
проживающим
имеющих
вне
таковых,
своих
должно
гарантироваться право на культурно-национальную автономию»58. Согласно
этому закону признаками культурно-национальной автономии являются
формирование местных органов власти и управления, территориальных,
национально-культурных
учреждений,
наделенных
и
некоторыми
политическими полномочиями (право инициативы, представительство и т.д.).
Н.А. Балаян утверждает, что автономия малого народа в составе
сильного федеративного государства предоставляет возможность сохранения
этнического своеобразия, решать вопросы развития религии, культуры,
языка, образования, экономики. Это происходит за счет того, что
федеративное
государство
принимает
на
себя
ответственность
за
безопасность автономии. Федеральная власть берет на себе крупные
финансовые, технические расходы, необходимые для содержания армии и
полиции,
большого
управленческого
аппарата,
обеспечивающего
полноценное функционирование государства59.
57
Венская Декларация ООН и программа действий 1993 г. // Российский ежегодник международного права.
1993-1994. – СПб, 1995. С. 340-342.
58
Ведомости Съезда Народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1992. – № 46. – Ст. 2615.
59
См.: Балаян Н.А. Новые подходы к соотношению принципов территориальной целостности и равноправия
и самоопределения народов// Журнал Lex Russica/ М.: Федеральное государственное бюджетное
24
Но самоопределение возможно и вне границ государства, об этом
также можно узнать в статье Н.А.Балаян60, согласно которой возможны два
варианта реализации этого права. Во-первых, возможность создания
независимого
государства
внутригосударственном
может
быть
Так,
конституции
праве.
предусмотрена
СССР
и
во
СФРЮ
предоставляли субъектам федерации право на отделение и создание
независимого государства. Однако конкретный порядок реализации данного
права не предусматривался, что предопределило его декларативность.
Поэтому в будущем, если какое-либо государство решит предусмотреть для
народов право на выход и создание самостоятельного государства,
представляется
закрепление
целесообразным
механизма
определение
реализации
данного
и
конституционное
права.
Это
позволит
государствам обеспечить и свои собственные интересы. Например, если
государство
выберет
способом
выявления
воли
народа
проведение
референдума, оно с целью пресечения сепаратизма может установить
повышенные требования к явке для признания референдума состоявшимся и
(или) квалифицированное большинство голосов для принятия того или иного
решения.
Также одним из практических способов реализации самоопределения
народа Н.А. Балаян называет, являются всенародные плебисциты. При
выходе из состава какого-либо государства и полного отделения, и создания
самостоятельного государства, плебисцит должен организовываться на
самоопределяющейся территории. Если в ходе плебисцита не обеспечена
свобода волеизъявления для каждого гражданина, если эту свободу
ограничивают путем различных форм насилия над волей избирателей и
образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный
юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)". 2006. №1. С. 134-135.
60
См.: Балаян Н.А. Новые подходы к соотношению принципов территориальной целостности и равноправия
и самоопределения народов// Журнал Lex Russica/ М.: Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный
юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)". 2006. №1. С. 136.
25
фальсификации итогов голосования, это является грубым нарушением
принципа равноправия и самоопределения народов.
Во-вторых, такая возможность для всех народов безотносительно к
внутригосударственному праву предусмотрена международным правом.
Ведь
сегодня,
как
указано
в
Документе
Московского
совещания
Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1991 г., «вопросы,
касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства
закона, носят международный характер, поскольку соблюдение этих прав и
свобод составляет одну из основ международного порядка… и не относятся к
числу исключительно внутренних дел соответствующего государства»61.
И.Т. Нуриева указывает на то, что практически любые действия,
направленные на самоопределение народа, могут угрожать территориальной
целостности, национальной и региональной безопасности де-юре или дефакто.
Даже
внутреннее
самоопределение,
например,
образование
территориальной автономии, создает условия для нарушения целостности
государства. По ее мнению, наличие правовой регламентации процесса
реализации права народа на самоопределение, как правило, не становится
препятствием для начавшегося самоопределения, но оно может придать ему
более организованную и менее конфликтную форму. С другой стороны,
принцип территориальной целостности государства также в ряде случаев не
может
быть
препятствием
для
самоопределения
народов.
Реальные
обстоятельства и политическая практика не всегда укладываются в нормы
внутригосударственного и международного права, что свидетельствует об
определённых пробелах в них и необходимости разработки политикоправовых механизмов и условий самоопределения народов62.
61
Международные акты о правах человека: сборник документов / Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. М.,
2002. С. 787.
62
См.: Нуриева И.Т. Территориальная целостность как основополагающий принцип суверенитета
независимого государства // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 4. С. 363.
26
О проблемах реализации права нации на самоопределение рассуждает
И.М. Сампиев63, он рассматривает данную тему в рамках российского
федерализма. С его точки зрения, в условиях современного федерализма в
России существует полное обеспечение демократической саморегуляции
общества путём конституционно закреплённого распределения публичной
власти. Постсоветская модель федерализма имеет устойчивую специфику,
вызванную сочетанием исторических и политических факторов.
Он выделяет ряд присущих современному российскому федерализму
противоречий:
«между
административными
и
этнонациональными
принципами субъектного состава; между симметрией и асимметрией
статусов субъектов Российской Федерации, между конституционным и
договорным типом формирования государства; между предметами ведения
Российской Федерации и полномочиями уровней власти» и т.д. Вопрос о
самоопределении народов в составе Российской Федерации обусловлен
конституционно-правовыми принципами единства системы институтов
государственной власти, разграничении полномочий между федеральным
центром и субъектами федерации и соблюдении принципа равноправия
граждан федерации, гарантированные главой 2 Конституции РФ. В свою
очередь статьи 68 и 69 гарантируют право на использование языка титульной
нации субъекта и языков коренных малых народов, что позволяет
рассматривать вопрос о самоопределении в рамках соблюдения целостности
государственной территории и предоставления права на самоопределение в
рамках федеративного государства на основе международно-правовых
принципов
соблюдения
и
защиты
конституционных
прав
народов,
населяющих Российскую Федерацию и являющихся ее гражданами, в том
числе и в области защиты этнических культур и языков.
63
Сампиев И. М. Ииституциализация самоопределения народов в политических процессах на Северном
Кавказе в постсоветский период: Автореферат дис. кан. пол. наук. - Краснодар, 2009. С.13.
27
Также Сампиев И.В. описывает три уровня реализации права народов
на самоопределение на территории РФ: национально- государственного
самоопределения народов, национально - территориальной автономии и
национально-культурной
автономии
как
формы
этнокультурного
самоопределения народов. «Процесс правовой институционализации права
народов Российской Федерации на самоопределение преодолел два этапа концептуализацию
(1996-2000
гг.)
и
институционально-правовую
легитимацию (с 2000 г. по настоящее время). На первом этапе происходило
становление доктринальных подходов к сфере политического и правового
регулирования межнациональных отношений. Второй
- нормативной
верификацией правового поля государства в соответствии с требованиями и
критериями Конституции Российской Федерации и международными
правовыми
обязательствами
в
сфере
национальной
и
этнической
дискриминации, реализации прав национальных меньшинств»64.
Вопросом совершенствования российского федерализма и реализации
прав в рамках выработки Стратегии развития России до 2020 года
занимались ученые в Высшей школе экономики на «площадке Группы №
12». Большинство участвовавших в обсуждении исследователей негативно
оценили ситуацию с функционированием российского федерализма. Они
выделили
ряд
негативных
тенденций:
во-первых,
неспособность
региональных управленцев эффективно управлять территориями из-за
потери квалификации и смещения трудовой мотивации в сторону приоритета
личного обогащения; во-вторых, для реализации личных и узкогрупповых
интересов активно формируются региональные кланы, состоящие из
представителей власти, привилегированной части бизнеса и силовых
структур; в-третьих, происходит «окукливание» региональных кланов из-за
невостребованности органами государственного управления способных
64
Сампиев И. М. Ииституциализация самоопределения народов в политических процессах на Северном
Кавказе в постсоветский период: Автореферат дис. кан. пол. наук. - Краснодар, 2009. С.14.
28
самостоятельных политиков, что ведёт к резкому ограничению «социальных
лифтов» «вертикальной» мобильности65. Выход из этой кризисной ситуации
учёные Высшей школы экономики видят в реализации двух сценариев:
• первоочередной активизации процессов демократизации, в т.ч. с
немедленным возвратом к выборам губернаторов с восстановлением
автономии каждого из уровней власти, широкой децентрализацией
полномочий и финансов;
• административной
«правил
игры»
децентрализации
с
постепенным
и
восстановлении
возвратом
к
прежних
демократическим
механизмам на всех уровнях власти.
В соответствии с проведенным методологическим анализом можно
заключить, что реализация закрепленного права на самоопределение, равно
как и выбор формы самоопределения, напрямую зависит от качественных
характеристик и уровня развития требующей самоопределения социальной
общности.
65
См.:
Реальный
федерализм,
местное
самоуправление,
межбюджетная
http://2020strategy.ru/g12/documents/32581809.html (дата обращения 07.03.2015 г.)
политика.
URL:
29
2.2 Конфликты, возможные при реализации права наций на
самоопределение
Право наций на самоопределение – это неотъемлемое право на
независимое, самостоятельное решение относительно своего будущего,
ставящего во главу свободное и равноправное с другими народами развитие
и положение. Необходимость его претворения в жизнь неизбежно вызревает
в глубинах социального существования этносов того или иного государства и
настоятельно требует своего воплощения. Это важно учитывать в реализации
внутри и внешне - политической стратегии многонациональной страны.
Неисторический, поверхностный подход, недальновидная национальная
политика по отношению к национальным меньшинствам, нежелание
руководства способствовать свободному волеизъявлению народов – всегда
чреваты тяжелыми этнополитическими конфликтами.
В данном контексте необходимо понять, что представляют собой
этнополитические конфликты. Основой для их образования являются
этнические конфликты, несколько определений которых приведены ниже.
Тишков В.А. характеризует их как любую форму «гражданского,
политического или вооруженного противоборства, в котором стороны, или
одна из сторон мобилизуются, действуют или страдают по признаку
этнических различий»66.
Ямсков А.Н. определяет этнический конфликт через описание
коллективных действий: «Этнический конфликт — это динамически
меняющаяся социально-политическая ситуация, порожденная неприятием
ранее сложившегося статус-кво существенной частью представителей одной
(нескольких) из местных этнических групп и проявляющийся в виде хотя бы
одного из следующих действий членов данной группы:
66
Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России// М. Русский мир. 1997. С.410.
30
а) начавшейся этноизбирательной эмиграции из региона…;
б)
создание
политических
организаций,
декларирующих
необходимость изменений существующего положения в интересах указанной
этнической группы…;
в) спонтанных акций протеста против ущемления своих интересов со
стороны представителей другой местной этнической группы…»67.
Сикевич З.В. в своем определении этнического конфликта смещает
акценты с поведенческой составляющей на анализ пересечения этнического
и политического пространств: «Под этническим конфликтом мы понимаем
социальную ситуацию, обусловленную несовпадением интересов и целей
отдельных этнических групп в рамках единого этнического пространства или
этнической группы, с одной стороны, и государства, с другой, на
пересечении этнического и политического пространства, выражающегося в
стремлении этнической группы (групп) изменить этнические неравенства или
политическое пространство в его территориальном измерении»68.
Если
же
обращаться
к
литературе
в
поиске
определений
этнополитического конфликта, то можно найти следующие трактовки. В.А.
Тишков дает следующее объяснение: «Этнополитический конфликт – это
конфликт
с
определенным
уровнем
организованного
политического
действия, общественных движений, массовых беспорядков, сепаратистских
выступлений и даже гражданской войны, в которых противостояние
проходит по линии этнической общности»69.
Э.Н. Ожиганов характеризует этнополитический конфликт как спор, в
котором, по крайней мере, одна из сторон, опирающаяся на этнический
принцип
67
социальной
солидарности,
рассматривает
возможность
Ямсков А.Н. Этнический конфликт: проблемы дефиниции и типологии // Идентичность иконфликт в
постсоветских государствах./ М.:Московский Центр Карнеги, 1997, с. 206-207.
68
Сикевич З.В. Социология и психология межэтнических отношений// СПб. Смысл. 1999. С. 54.
69
Тишков В.А. О природе этнополитического конфликта // М. Свободная мысль.1993. №4.С. 8.
или
31
демонстрирует желание и готовность применить вооруженную силу для
реализации своих интересов70.
Р.Г.
Абдулатипов
определяет
этнополитический
конфликт
как
агрессивное столкновение различий, интересов и противоречий, взглядов,
прежде всего в восприятии, интерпретации и участии в социальноэкономических
и
политических
процессах;
их
отражение
в
сфере
этнонациональных отношений, использование разногласий и различий в
данной сфере для решения политических задач71.
Е.В. Савва понимает сущность этнополитического конфликта, как
особую форму социального конфликта, включающую в себя этническую
мотивацию (в любом виде: этнического превосходства, угнетения, угрозы
потери
этнической
идентичности)
и
в
которой
оказываются
задействованными политические институты72.
Рассмотрим различные примеры споров, возникающих на почве
разногласий по поводу статуса нации и форме его существования.
Типологию таких конфликтов предложил Р.М. Тимошев, профессор, доктор
философских наук, в своей статье «Право нации на самоопределение и
современные межнациональные конфликты»73. Он выделяет следующие
четыре вида конфликтов:
1. конфликты, возникающие по причине уделения недостаточного
внимания
особенностям
территориального
расселения
национальных меньшинств;
70
См.: Ожиганов Э. Н. Баланс власти и этнополитические конфликты / Этничность и власть в
полиэтнических государствах// М., 1994. С. 277.
71
См.: Абдулатипов Р.Г. Этнополитология // СПб. Питер. 2004. С. 236.
72
См.: Савва Е.В. Этнический и этнополитический конфликт: проблемы построения теоретической модели. /
Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технология разрешения. Вып.18: Этническая и
региональная конфликтология// Москва - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002.С.30.
73
Тимошев Р.М. Право нации на самоопределение и современные межнациональные конфликты // Научноинформационный журнал Армия и общество. 2008. № 3. С. 55.
32
2. конфликты,
разжигаемые
этносом-меньшинством
(имеющие
государственность или нет) с целью создания независимого
государства;
3. конфликты,
начатые
этническим
меньшинством
с
целью
отделения от государства ввиду существующего или ожидаемого
доминирования со стороны преобладающего этноса;
4. конфликты, причиной которых является желание этноса не
только образовать государственность, но и присоединиться к
другому государству.
Первые в этом списке - это «конфликты, возникающие там, где
национально-административные образования определялись по границам, не
учитывающим особенностей исторически сложившихся ареалов проживания
этносов. Разделение этносов и включение их более или менее значительных
групп в иные национально-государственные образования в качестве
этнического меньшинства является серьезной предпосылкой возникновения
межнациональных конфликтов».
Примером в этом случае может служить конфликт в Приднестровье.
Изучением этой темы занимались Колосов В.А. и Заяц Д.В. Они отмечают,
что
особые
исторические
условия
предопределили
сосредоточие
русскоязычного населения в Приднестровье. В 1924 году, по указу Г. И.
Котовского, П. Д. Ткаченко и др., была образована Молдавская Автономная
Советская Социалистическая Республика в составе Украинской ССР,
столицей был объявлен украинский город Балта, перешедший в состав
МАССР в числе соседних районов для формального увеличения её
территории, спустя 5 лет эти функции взял на себя Тирасполь. Продержал он
их до 1940г., когда МАССР в 1940 году воссоединилась с частью
33
возвращенной Бессарабии, соединение которых провозгласила создание
союзной Молдавской ССР. После этого события в Приднестровье переехало
множество переселенцев из России и Украины, чтобы оказать помощи в
создании местной промышленности, т.к. экономика остальной части
Молдавии (Бессарабии) при румынской оккупации 1918 – 1940 годов имела в
основном аграрный характер и была самой отсталой из всех провинций
Румынии. В связи с этим Приднестровье постепенно превращается
преимущественно в русскоязычный район. Именно эти обстоятельства стали
причиной
для
II
Приднестровья
(в
Чрезвычайного
преддверии
Съезда
объявления
депутатов
всех
независимости
уровней
Молдавии,
ориентированной на воссоединение с Румынией), провозгласить 2 сентября
1990 года Приднестровскую Молдавскую Республику на основе результатов
всенародного референдума74.
При
втором
типе
конфликта
«главную
роль
играют
этносы-
меньшинства, у которых либо имеется своя государственность в лице
суверенных соседних государств, либо у которых вообще отсутствует какаялибо государственность. Они разжигают конфликт с тем, чтобы отстоять
право на создание независимого государства, при чем их действия
отличаются особым упорством и настойчивостью, они непримиримы при
достижении своей цели»75. Р.М. Тимошев приводит в качестве примеров
следующие страны и соответствующие им национальные меньшинства:
Сербия и хорватские и боснийские сербы, Албания и косовские албанцы,
Россия и русскоговорящее население Приднестровья, Северная Осетия в
составе России и южные осетины, Армения и армяне Нагорного Карабаха,
Азербайджан и азербайджанцы Нахичевани и т.д.
74
См.: Колосов В.А., Заяц Д.В. Молдавия и Приднестровье: национальное строительство, территориальные
идентичности, перспективы разрешения конфликта // Вестник Евразии. 2001. № 1. С. 90-91.
75
Тимошев Р.М. Право нации на самоопределение и современные межнациональные конфликты // Научноинформационный журнал Армия и общество. 2008. № 3. С. 56.
34
В-третьих, это конфликты, «возникающие тогда, когда этнические
меньшинства, даже имеющие свою государственность в составе иного
государства, испытывают скрытое или явное, актуальное или ожидаемое в
будущем неравноправие со стороны доминирующего этноса и его
государственной машины. В данном случае, необходимость свободного
развития нации в новых экономических условиях толкает меньшинства на
реализацию своего права на самоопределение, как средства устранения
препятствий этому развитию»76.
Подобное
действие
отчетливо
проявилось
в
грузино-абхазском
конфликте, где абхазская сторона, не имеющая никакой иной внешней
государственности кроме автономной республики в составе Грузинской ССР,
не разделенная на этнические части государственными границами, активно
выступила за самостоятельность. Основанием для этих событий послужило
усиление в конце 1980-х годов призывов грузинских националистических
группировок к отделению от Советского Союза, изменению правового
статуса
грузинских
автономий.
Абхазское
же
руководство
вопреки
требованиям о ликвидации абхазской автономии открыто изъявляло желание
не выходить из состава СССР.
Опасаясь
новых
демонстраций
грузинской
стороны,
абхазское
управление стало задумываться о выходе из состава Грузии как о наиболее
предпочтительном варианте, не смотря на тот факт, что абхазы являлись
национальным меньшинством в республике на тот момент. После распада
Советского
Союза
некоторые
политические
конфликты
в
Грузии
приобретают форму открытого вооружённого противоборства, как между
Грузией и ее автономиями, так и внутри Грузии как таковой. 21 февраля
1992 года правящий Военный совет Грузии объявляет об отмене советской
конституции и восстановлении конституции Грузинской демократической
76
Тимошев Р.М. Право нации на самоопределение и современные межнациональные конфликты // Научноинформационный журнал Армия и общество. 2008. № 3. С. 58.
35
республики 1921 года, по сути, отменяющей автономный статус Абхазии. На
что 23 июля 1992 года Верховный Совет республики восстанавливает
действие Конституции ССР Абхазии, согласно которой Абхазия является
суверенным государством. Руководство Грузии принимается решение о
вводе войск в Абхазию. Начинается вооруженный конфликт 1992-1993 гг.,
при котором военную победу одержали Вооружённые силы Абхазии.
Республика становится де-факто независимым государством, но де-юре
остается частью Грузии. Это стало проявлением противоречия двух
принципов
международных
отношений,
которыми
руководствовались
конфликтующие стороны: право нации на самоопределение, которому
следовала абхазская сторона, и принцип территориальной целостности
государства, на котором настаивала Грузия77.
В-четвертых, «это такой тип конфликта, при котором самоопределение
наций состоит не только в отделении этносов от центральной власти и
образовании
суверенных
национальных
государств,
но
и
в
праве
добровольно присоединяться к другим государствам, объединяться с ними,
создавать союзы государств и т.д., то есть самостоятельно решать свою
судьбу. Поэтому-то одной из особенностей современных национальных
движений, является, по сути, одновременная актуализация двух тенденций в
национальном вопросе: стремление к обособлению и стремление к
объединению»78.
К такому типу конфликтов относится проблема о статусе Абхазии и
Южной Осетии. Необходимо заметить, что признание новых государств,
означает пересмотр установившихся в регионе и мире границ, т.е. принятие
Россией решения о включении Абхазии и Южной Осетии в свой состав
означало бы осложнение отношений с Западом. Но, вместе с тем, этот шаг –
77
См.: Михайлов В.А., Михайлова Н.В. Причины и природа грузино-абхазского конфликта.
Политологический анализ. // Образование и общество. 2009. № 5. С. 88-90.
78
Тимошев Р.М. Право нации на самоопределение и современные межнациональные конфликты // Научноинформационный журнал Армия и общество. 2008. № 3. С. 60.
36
соответствующий объективной исторической тенденции к объединению, без
реализации которой невозможно решение национального вопроса в регионе,
невозможно предотвращение попыток вооруженного решения проблемы79.
На
сегодняшний
день
проблема права
наций
и
народов
на
самоопределение остаётся актуальной, так как нет определённого механизма
его
реализации.
Хотя
многочисленными
в
современном
требованиями
мире
мы
сталкиваемся
самоопределения
с
национальных
меньшинств. Международные организации необходимо выработать реальные
механизмы реализации права народов и наций на самоопределение.
Подведем итоги.
1. Формами осуществления права на самоопределение являются
создание
суверенного
государства,
присоединение
к
государству или объединение с ним, а также установление
любого другого политического статуса, свободно избранного
народом (например, установление национально-культурной
или территориальной автономии).
2. Существуют следующие типы конфликтов, возникающие на
почве разногласий по поводу статуса нации и форме его
существования: 1. конфликты, возникающие по причине
уделения
недостаточного
внимания
особенностям
территориального расселения национальных меньшинств; 2.
конфликты, разжигаемые этносом-меньшинством (имеющие
государственность или нет) с целью создания независимого
государства;
3.
конфликты,
начатые
этническим
меньшинством с целью отделения от государства ввиду
79
См.: Амелина Я. Международное признание Абхазии и Южной Осетии как фактор (де)стабилизации на
Кавказе / Центральная Азия и Кавказ. 2008. № 3-4 (57-58). С. 375-376.
37
существующего или ожидаемого доминирования со стороны
преобладающего этноса; 4. конфликты, причиной которых
является
желание
государственность,
государству.
этноса
но
и
не
только
присоединиться
образовать
к
другому
38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
данной
работе
была
исследована
суть
такого
принципа
международного права, как право нации на самоопределение, рассмотрена
правовая база его обеспечения. Во внимание также попало и соотношение
права нации на самоопределение с принципом территориальной целостности.
На основании теоретических данных были проанализированы аспекты
реализации
этих
прав
и
конфликтогенность,
провоцируемая
ее
осуществлением.
Из полученных данных можно сделать следующие выводы. Несмотря
на многочисленные разработки отечественных и зарубежных политологов и
правоведов относительно общего содержания института самоопределения,
динамика общественного развития требует более подробного освещения
основных подходов к ключевым вопросам самоопределения. Глубокое
научное понимание соответствующей проблематики создаст предпосылки
для решения проблем идентификации субъекта самоопределения и выявит
возможные
пределы
использования
данного
права.
Принципы
самоопределения нации и территориальной целостности по-прежнему
подвергаются сомнению с точки зрения эффективности применения в
международной
практике,
уточняются
их
сущность
и
содержание,
изменяются представление о субъектах регулируемых ими отношений и т. д.
Нет единства по этому вопросу в теории международного права, хотя, единая
позиция позволила бы более рационально вести дальнейшую разработку
концепции права народов на самоопределение, и, возможно, решить вопрос о
соотношении этих принципов на практике и избежать возникновения новых
конфликтов.
39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКОВ
1. Абдулатипов Р.Г. Этнополитология // СПб. Питер. 2004.
2. Амелина Я. Международное признание Абхазии и Южной Осетии как
фактор (де)стабилизации на Кавказе / Центральная Азия и Кавказ.
2008. № 3-4 (57-58).
3. Барсегов Ю.Г. Самоопределение и территориальная целостность.
М.,1993.
4. Варламова
Н.В.
Третье
поколение
прав
человека
как
форма
юридизации отношений между социальными общностями - М.:
История государства и права. 2009. № 115.
5. Ведомости Съезда Народных депутатов и Верховного Совета РСФСР.
1992. – № 46. – Ст. 2615.
6. Венская Декларация ООН и программа действий 1993 г. // Российский
ежегодник международного права. 1993-1994. – СПб, 1995.
7. Действующее международное право. Т.1 М.: Московский независимый
институт международного права, 1996.
8. Декларация «О принципах международного права, касающихся
дружественных отношений и сотрудничества между государствами в
соответствии с Уставом ООН» (принята 24.10.1970 г. Резолюцией
№2625 (XXV) на 1883-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи
ООН) // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.
М.: БЕК, 1996.
9. Денисова Г.С. Социальная субъектность этноса (концептуальный
подход). – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского государственного
педагогического университета, 1997.
10.Заключительный акт по безопасности и сотрудничеству в Европе
(Хельсинки, 1.08.1975 г.) // Международное публичное право. Сборник
документов. Т. 1. М.: БЕК, 1996.
40
11.Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ (в
ред. ФЗ от 22.17.2008 г. № 141 - ФЗ) // Собрание законодательства РФ.
2001. №44. Ст.4147.
12.Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. – Ростов-на-Дону:
Феникс, 1997.
13.Игнатенко Г.В., Тиунов О.И. Международное право. Учебник для
вузов. – М.:НОРМА_ИНФРА.М. 1999.
14.Козлов А.Е. Право на самоопределение как принцип международного
права и конституционное право человека // Права человека и
межнациональные отношения. – М.: НОРМА-ИНФРА.М, 1994.
15.Колосов В.А., Заяц Д.В. Молдавия и Приднестровье: национальное
строительство,
территориальные
идентичности,
перспективы
разрешения конфликта // Вестник Евразии. 2001. № 1.
16.Конституция РСФСР 1978г. // Ведомости РСФСР. 1978. №15.
17.Конституция РСФСР 1978 г. (в ред. oт 21.04.1992 г.) // Свод законов
РСФСР. 1988. T. l.
18.Косолапов
Н.А.
Политико-психологический
анализ
социально-
территориальных систем. – М.: Аспект-пресс, 1994.
19.Лукашук И.И. Международное право (общая часть). М., 2001.
20.Международные акты о правах человека: сборник документов / Сост.
В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. М., 2002.
21.Международный пакт о гражданский и политических правах от 16
декабря 1966 года. Ст. 1. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. - №
12.
22.Михайлов В.А., Михайлова Н.В. Причины и природа грузиноабхазского конфликта. Политологический анализ. // Образование и
общество. 2009. № 5.
23.Нуриева И.Т. Территориальная целостность как основополагающий
принцип суверенитета независимого государства // Актуальные
проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 4.
41
24.Общая и прикладная политология // Учебное пособие под редакцией
Жукова В.И., Краснова Б.И. М.: Союз, 1997.
25.Ожиганов Э. Н. Баланс власти и этнополитические конфликты /
Этничность и власть в полиэтнических государствах// М., 1994.
26.Положение о военном округе Вооруженных Сил РФ, утвержденном
указом
Президента
РФ
от
27.07.1998
г.
№901
//Собрание
законодательства РФ. 1998. №31. Ст.38.
27.Права человека // Сборник международных документов. – М.: Право,
1998.
28.Российский ежегодник международного права 1993-1994 // Право:
теория и практика. – 2003. № 6.
29.Савва Е.В. Этнический и этнополитический конфликт: проблемы
построения
теоретической
модели.
экспертиза,
прогнозирование,
/
Социальные
технология
конфликты:
разрешения.
Вып.18:
Этническая и региональная конфликтология// Москва - Ставрополь:
Изд-во СГУ, 2002.
30.Сампиев И. М. Ииституциализация самоопределения народов в
политических процессах на Северном Кавказе в постсоветский период:
Автореферат дис. кан. пол. наук. - Краснодар, 2009.
31.Сампиев И.М. Самоопределение народов: теория и онтология. –
Ростов-на-Дону: Сев.- Кав. науч. центра высш. Школы. 2004.
32.Сикевич З.В. Социология и психология межэтнических отношений//
СПб. Смысл. 1999.
33.Старушенко Г.Б. Не только тушить, но и предупреждать конфликты //
Московский журнал международного права. 1997. № 1.
34.Тимошев Р.М. Право нации на самоопределение и современные
межнациональные конфликты // Научно-информационный журнал
Армия и общество. 2008. № 3.
35.Тиунчик И.В. Проблемы самоопределения народов: Автореферат дис.
канд. пол. наук. – М., 2012.
42
36.Тишков В.А. О природе этнополитического конфликта // М. Свободная
мысль.1993. №4.
37.Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России// М.
Русский мир. 1997.
38.Устав ООН и Статус Международного Суда 1940 г. – Нью-Йорк, 1946.
39.Устав ООН от 26.06.1945 г. // Действующее международное право. Т. 1.
М.: Московский независимый институт международного права, 1996.
40.Устав организации американских государств (Богот, 30.04.1948 г.) //
Действующее международное право. Т.2. М.: Московский независимый
институт международного права, 1997.
41.Федеральный закон «О безопасности» от 05.03.1992 г. № 2446-1(в ред.
ФЗ от 26.06.2008 г. № 103-Ф3) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 15.
Ст. 769.
42.Федеральный закон «Об обороне» от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ (в ред. ФЗ
oт 14.07.2008 № 118-Ф3) // Собрание законодательства РФ. 03.06.1996г.
№23. Ст. 2750.
43.Федеральный
закон
«Об
общих
принципах
организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной
власти
субъектов
Российской
Федерации»
от
06.10.1999 г. № 184-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.07.2008 г. № 157-ФЗ) // СЗ РФ.
1999. №42. Ст. 5005.
44.Федеральный закон «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ
(в ред. ФЗ от 10.06.2008 г. № 77-ФЗ) // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
45.Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном
море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31.07.1998 г. №
155-ФЗ (в ред. ФЗ от 08.11.2007 № 261- 03) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст.
3833.
43
46.Федеральный
закон
«О
государственной
границе
Российской
Федерации» от 01.04.1993 г. №47301-1(в ред. ФЗ от 04.12.2007 г. №
332-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 17. Ст. 594.
47.Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г.
№ 7-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.07.2008 г. № 148-ФЗ) // СЗ РФ. 1996 г. № 3. Ст.
145.
48.Хунагов Р.Д. Политическая субъектность. – Ростов-на-Дону: Изд-во
ЮФУ, 1994.
49.Хутаба Д. В. Взаимодействие и реализация международно-правовых
принципов
равноправия
и
самоопределения
народов
и
территориальной целостности государств: Автореферат дис. канд.
юр.наук. – М., 2011.
50.Чаплинский В., Вырозумская А. Международное публичное право.
Системные вопросы. Калининград: БГАРФ. 2004.
51.Черниченко
С.В.
Содержание
принципа
самоопределения
народов(современная интерпретация): Учеб. пос. М., 1998.
52.Штомпка П. Социология социальных изменений. – М.: Аспект Пресс,
1996.
53.Юридический энциклопедический словарь, Гл. ред. О.Е. Кутафин:
Большая Российская энциклопедия, 2002.
54.Ямсков А.Н. Этнический конфликт: проблемы дефиниции и типологии
//
Идентичность
иконфликт
в
постсоветских
государствах./
М.:Московский Центр Карнеги, 1997,
55.Балаян
Н.А.
Новые
подходы
к
соотношению
принципов
территориальной целостности и равноправия и самоопределения
народов// Журнал Lex Russica/ М.: Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального
образования "Московский государственный юридический университет
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)". 2006. №1.
44
56.Всеобщая декларация прав человека // Организация Объединенных
Наций:
официальный
сайт.
URL:
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr
(дата
обращения: 18.03.2015)
57.Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и
народам
(сайт
ООН)
URL:
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/colonial.shtml
(дата обращения 5.03.2015)
58.Кочаряп В. Право на самоопределение в современном международном
праве. URL: http://wwvv.regnum.nj/news/1240480.html (дата обращения
01.03.2015 г.)
59.Межамериканская конвенция о правах и обязанностях государств
(Монтевидео,
26.12.1933
г.)
URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Конвенция_Монтевидео (дата обращения
5.03.2015)
60.Международный пакт о гражданских и политических правах //
Организация
Объединенных
Наций:
официальный
сайт.
URL:
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml
(дата обращения: 18.03.2015)
61.Рамочная
Конвенция
меньшинств.
Совета
Европы
Официальный
сайт
о
защите
Совета
национальных
Европы.
URL:
http://conventions.coe.int/treaty/rus/treaties/html/157.htm (дата обращения
5.03.2015)
62.Расторгуев А.Г. Национализм, право наций на самоопределение,
сецессионализм в современной международной политике. – URL:
http://archie.narod.ru/texts/secession.html (дата обращения 5.03.2015)
63.Реальный
федерализм,
местное
самоуправление,
межбюджетная
политика. URL: http://2020strategy.ru/g12/documents/32581809.html (дата
обращения 07.03.2015 г.)
45
64.Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Всеобщая реализация права
народов
на
самоопределение»
Объединенных
Наций:
Документы
официальный
//
Организация
сайт.
URL:
http://www.un.org/ru/documents (дата обращения: 18.03.2015)
65.Резолюции 7-й сессии (1952–1953 гг.) Генеральной ассамблеи ООН //
Организация
Объединенных
Наций:
официальный
сайт.
URL:
http://daccess-ddsny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/081/62/IMG/NR008162.pdf?Open
Element (дата обращения: 01.03.2015)
66.Устав Лиги Наций. Сайт Исторического факультета Московского
государственного
университета
имени
М.Л.
Ломоносова
URL:
http://www.hist.msu.ru/Departments/ModernEuUS/INTREL/SOURCES/Le
gnatust.htm (дата обращения 5.03.2015)
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв