Проблемы текущей системы охраны авторского права в Европе на
примере Франции и новые подходы к решению проблемы
Кириченко Владислав Владимирович
СПбГУ
Аннотация:
В
настоящей
работе
предпринимается
попытка
анализа
современного состояния системы охраны авторского права во Франции и
рассмотрения новых подходов к решению проблемы.
Ключевые слова: авторское право, охрана, копирайт, инициативы, Франция.
Введение
В XXI в. возникает множество проблемных ситуаций, связанных с
особенностями развития и существования авторского права в различных
государствам. В данном исследовании будет рассмотрена позиция Франции и ее
ключевые проблемы и новые подходы к их решению в сфере авторского права.
Несмотря на известность и актуальность проблемы исследования, не
будет лишним определить главные понятия интересующего нас камня
преткновения. В этой работе мы рассмотрим, как сами французы отвечают на
вопросы «Что такое авторское право?», «Какая разница между охраняемым
произведением и простой идеей?», «Кто такой автор?», «Что такое право
воспроизведения», «Как долго работает защита авторских прав?».
Авторское право – это сфера права, которая обеспечивает авторам
(писателям,
музыкантам,
художникам
и
другим
творцам)
защиту
их
произведений. Эта защита состоит в обеспечении авторам прав собственности
(или эксплуатации), которые учитывают их материальные интересы. Авторы
имеет право на защиту своих произведений от не разрешенного использования,
а также право на возможное получение всей прибыли за использование их
произведений общественностью [4, P. 8].
Разница между защищенным произведением и простыми идеями
находится в центре понимания авторского права. Защита какого-либо
произведения применяется к некоторому образованию / совокупности идей,
которые содержатся в данном произведении. Простые идеи, которые можно
обнаружить в каком-то произведении, не могут быть защищены авторским
правом, их можно свободно использовать. Как следствие, для того, чтобы
нарушить авторское право какого-либо произведения, необходимо копировать
форму, в которой / с помощью которой выражены идеи. Обычное использование
идей, которые можно обнаружить в произведении, не является посягательством
на авторское право [4, P. 16].
В наиболее простом и наиболее частом случае, автор – это физическое
лицо, создавшее конкретное произведение / работу. Тем не менее подходы к
определению «автора», утверждаемые национальными законами об авторском
праве, различаются [4, P. 25]. Не совсем ясным остается ключевое качество
автора, все сходятся на простом принципе, что автор – тот, кто создал
произведение.
Право воспроизведения представляет собой прерогативу автора разрешать
или запрещать производство копий его произведения (право воспроизведения).
Это право может рассматриваться как самое фундаментальное имущественное
права, учитывая, что контроль за воспроизведением является юридическим
базисом всех типов последующего коммерческого использования [4, P. 40].
Продолжительность авторского права. Авторское право предназначено
для материального обеспечения жизни авторов и, в некоторой степени, их
наследников. Тем не менее, спустя некоторое время после смерти автора
общественный интерес, облаченный в свободный доступ к интеллектуальной
собственности, превалирует, и авторские права, или по меньшей мере
имущественные права, теряют силу действия. Произведение, более не
защищенное авторским правом, принадлежит общественности [4, P. 49].
Происхождение морального права
Нам известен, самый старый спор о собственности копии текста между
Святым Коломбаном Ионским и Святым Финнианом, который произошел в 560
году. Коломбан тайно скопировал псалтырь, принадлежащий Финниану.
Финниан же, узнав копию, поставил под сомнение право Коломбана носить этот
псалтырь с собой, основываясь на аргументе, согласно которому «копия,
сделанная без разрешения, должна принадлежать хозяину оригинального
произведения». Дело было разрешено Диармайтом мак Кербайллом, королем
Ирландии, в соответствии с принципом «Кесарю – Кесарево» к наибольшему
огорчению Коломбана [5, P. 124-125].
Происхождение авторского права
До XVIII века во Франции складывалась тяжелая ситуация с авторским
правом, как и на Западе в целом. Не было ни аппарата, ни достаточных
возможностей для регулирования авторского права, а в связи с развитием
книгопечатания
отследить
авторство
некоторых
манускриптов
не
представлялось возможным, однако до широкого распространения печатных
машин, т. е. до XV века, установление авторства было возможным благодаря
узнаванию почерка.
Тем не менее, в XVIII веке некоторые страны приняли меры, чтобы
позволить авторам контролировать публикацию своих произведений. Среди
первых были Норвегия и Дания (1741), и Испания (1762).
Во
Франции,
как
и
в
большинстве
других
страх,
печатники,
книготорговцы и издатели де-факто располагали правами собственности на
тексты, который они выкупали у авторов.
В Европе первым известным предложением по защите авторского права
считается один из ярких философов-просветителей Дени Дидро, написавший
«Письмо о книжной торговле» (1763).
XIX век
Во Франции Бальзак был первым, кто привлек внимание писателей к
вопросу о необходимости авторского права. В своем письме к писателям XIX
века от 2 ноября 1834 года он призывает их править в Европе не оружием, а
мыслью: «Закон защищает землю. Он защищает дом вспотевшего рабочего. Он
забирает работу поэта, над которой тот трудился» 1. В 1828 году Виктор Гюго,
Александр Дюма, Фредерик Сулье и Жорж Санд основывают «Общество
1
La Revue de Paris, 2 novembre 1834, t.II, P. 1250
Книжных Людей» («Société des gens de lettres»), ассоциацию авторов,
предназначенную
для
защиты
морального
права,
имущественных
и
юридических интересов авторов.
Бернская конвенция2
Бернская конвенция (1886) знаменует собой важный поворот в
международном признания и гармонизации авторского права. Созданная по
инициативе Виктора Гюго, Конвенция устанавливает, что подписавшие ее
государства должны обеспечивать защиту как правообладателями в других
государствах, также подписавшим Конвенцию, так и своим собственным
гражданам в течение принятой в стране продолжительности авторского права.
Эволюция авторского права в ХХ веке
Авторское право претерпевает важные изменения в ХХ в.: появляется
кинематограф и интернет, ставится под сомнение классическая система
дистрибуции. Относительно кино во Франции в 1957 году закон «Литературная
и художественная собственность» («La propriété littéraire et artistique»)
устанавливает, что кинопродюсер является правопреемником авторского права.
В конце 1990-х годов развитие интернета и цифровых технологий
знаменует собой важный шаг к распространению знаний. Развитие доступа к
информационным
технологиям
сопровождается
новым
движением,
сомневающемся в законности существующих норм защиты авторского права. 3
Во Франции примером такого подхода стала организация La Quadrature du Net,
которая в 2012 году предложила ряд поправок к законодательству Франции и
ЕС
в
целом,
ограничивающие
защиту
имущественных
прав
автора
«приемлемым сроком с учетом прав и свобод граждан в интернете» [8, P. 8-9].
Современный этап развития авторского права характеризуется
чрезвычайным стремление к оцифровке, перекодировке, передаче и хранении
множества данных. Причем не всегда эта интенция имеет за собой злой умысел
в виде столь распространенного пиратства, исследованию которого посвящены
2 Convention de Berne pour la protection des œuvres littéraires et artistiques. URL:
https://fr.wikisource.org/wiki/Convention_de_Berne_pour_la_protection_des_%C5%93uvres_litt
%C3%A9raires_et_artistiques
3 Например: Лессиг Л. Свободная культура. М.: Прагматика Культуры,. 2007. 272 с.
многие работы, например [1], [2], [7]. Однако, не все пираты – злостные
нарушители законов, стремящиеся к массовой и абсолютной свободе данных и
произведений, у некоторых из них все же превалирует «библиотечный
инстинкт», под которым мы понимаем определенное желанием индивидуума к
накоплению, переносу и хранению различных типов данных, сколь бы малой не
была их ценность для той или иной области человеческого бытия. И все же,
несмотря на этот более или менее положительный факт, пиратство существует
везде, и оно крайне плохо отражается на доходе правообладателей. Как
известно, основная часть пиратского контента приходится на торрент-трекеры
(вроде The Pirate Bay) и социальные сети (facebook.com, vk.com).
Авторское право во Франции – встреча с новой реальностью с 1998
года
• 1998-2001 – обсуждение и принятие Директивы авторского права [5, P. 4].
• 2001 – Запуск интернет-энциклопедии «Wikipedia» и появление лицензии
«Creative Commons». На данный момент существует более 77 000
активных контрибьютеров на Wikipedia, работающих над 22 000 000
статей на 285 языках [5, P. 4].
• 2003 – Запуска интернет-портала WordPress, наиболее популярного
блоговой системы. Сегодня существует более 60 миллионов интернет
сайтов, размещенных на WordPress, а пользователи этой системы
производят около 36,13 миллионов новых статей и 63,1 миллионов новых
комментариев каждый месяц [5, P. 4].
• 2004 – Создание Youtube. На сегодняшний день 130 часов видео
загружается на Youtube каждую минуту [5, P. 4].
• 2005 – В общежитии Гарвардского университета создается Facebook.
Сегодня 41,000 новостей появляется на Facebook каждую секунду [5, P. 4].
• 2006 – Появление Twitter. На данный момент в Twitter 100 миллионов
пользователей, которые пишут по 5,700 твитов в секунду [5, P. 4].
• 2012 – Согласно Евростату, в ЕС около 23 миллионов человек создали
свой собственный сайт или личный блог к 2012 году. Из них только 4% –
граждане возрастом от 16 до 24 лет. Более 83 миллионов европейцев
скачивали содержимое сайтов, созданное другими пользователями. Из
них 47% люди возрастом от 14 до 24 лет. 11% европейцев обсуждают
политические и гражданские вопросы в интернете [5, P. 4].
Основные недостатки современной системы авторского права:
1. Устаревшие исключения – директива авторских прав датируется 2001
годом, т. е. до появления Facebook, Youtube и, вообще, большей части
интернета [5, P. 5].
2. Отсутствие гармонизации – европейская директива авторского права
включает 22 ограничения и исключения, однако члены ЕС не обязаны их
переносить в свое национальное законодательство [5, P. 5].
3. Слишком долгая защита авторского права – в ЕС произведения,
защищенные авторским правом, остаются под защитой на протяжении 70
лет после смерти автора. Эта продолжительность не отражает настоящей
длительности, требуемой
для того, чтобы творцы возмещали свои
инвестиции на создание произведений и получили достойную оплату за
креативность, если рассматривать вопрос с точки зрения экономических и
юридических критериев [5, P. 6].
4. Неправильное внедрение и применение правил – внедрение правил часто
основывается на недоказанном предположении, что каждый новый этап
технологического
развития
оказывает
негативное
влияние
на
правообладателя, и, таким образом, предполагаемые убытки должны быть
компенсированы [5, P. 6].
Вопросы, которые необходимо решить:
1. Упростить и модернизировать правила авторского права, чтобы они в
большей степени совпадали с сегодняшней реальностью. Правила
должны быть разумными и понятными для потребителей, в связи с этим и
требуют пересмотрения. Правила должны поддерживать инновация.
Авторское право должно включать более гибкий механизм, который
позволит
юридической
рамке
приспособиться
к
технологической
эволюции [5, P. 8].
2. Гармонизировать правила авторского права для всего ЕС. Авторское
право не должно осознаваться как источник ущемления и неясности по
отношению к потребителю. Авторское право не должно действовать как
замедлитель инноваций. Поле применения авторского права должно быть
широким [5, P. 9].
3. Сократить продолжительность авторского права. Продолжительность
авторского права должна отражать реальную цель. Продолжительность
защиты авторского права не должна ненадлежащим образом ограничивать
наш доступ к знаниям и культуре [5, P. 10].
4. Прекратить неправильное внедрение и осуществление правил. Изъятие
под предлогом авторского права должно быть справедливым и
очевидным. Установленные исключения должны быть убраны с помощью
сторонних
технологических и контрактных средств. Внедрение и
применение авторского права должно быть пропорциональным и должно
проходить в виде регулярной процедуры [5, P.1 1].
В заключении данной работы отметим, что устаревшая директива
авторского права и перманентные проблемы с пиратством во всех его формах,
но особенно в цифровом форме, создают неблагоприятные условия для
существования авторского право во Франции, как и в Европе в целом. Несмотря
на это, благодаря деятельности многих ученых и просто интересующихся
людей был предложен и обоснован ряд действий, выполнив которые,
представляется
возможным
изменение
сложившейся
ситуации
и
непосредственное решение уже сложившихся проблем.
Библиография
1. Brochet A.-L., Linant de Bellefonds L. et d'autre Numérique et droit's
d'auteur // Étude réalisée sous la direction de J.-M. Vernier. L'EXCEPTION,
groupe
de
réflexion
sur
le
http://lexception.rezo.net/IMG/pdf/NetDA.pdf – 84 p.
cinema.
URL:
2. Durand H. Droits d'auteur et Piratage sur Internet: Quelles reponses à la
question du contournement de la propriété intellectuelle. // Direction Générale
du Trésor et de la Politique Économique. Paris, 2005. – 30 p.
3. Convention de Berne pour la protection des œuvres littéraires et artistiques.
URL:
https://fr.wikisource.org/wiki/Convention_de_Berne_pour_la_protection_des_
%C5%93uvres_litt%C3%A9raires_et_artistiques
4. L'ABC du droit d'auteur. // UNESCO, Secteur de la culture Paris, 2010. – 96 p.
5. Le Manifeste du droit d'auteur: Commen L'Union européeene doit soutenir
l'innovation et la créativité à travers une réforme du droit d'auteur. URL:
http://copyright4creativity.eu/wp-content/uploads/2015/05/C4C-CopyrightManifesto-20150119-FR.pdf (2015) – 16 p.
6. Montalembert Ch. Les Moines d'Occident depuis saint Benoît jusqu' à saint
Bernard. 1860 – P. 124-125.
7. Rochelandet F. Propriété intellectuelle. // Persée : communications. 2011, vol.
88, №1 – P. 121-130
8. Term of Copyright Protection. France. // AIPPI (Association Internationale
pour la Protection de la Propriété Intellectuelle). URL: http://aippi.org/wpcontent/uploads/committees/235/GR235france_en.pdf (2013) – 18 p.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв