САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Основная образовательная программа бакалавриата «Дизайн среды»
По направлению 54.03.01 Дизайн, профиль Дизайн среды
Выпускной дипломный проект на тему:
Проект реновации яхт-клуба и благоустройства
набережной г. Севастополь
Выполнила:
Студентка 4 курса
Катышева Т.С.
Руководитель:
Генеральный директор ООО «Архитектурное бюро А2», Парфенов А.А.
Рецензент:
Научно исследовательский институт Аква-территориального планирования
«ЕРМАК Северо-Запад», Уралов В.А.
Санкт-Петербург
2017 г.
Оглавление:
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Комплексный анализ береговой территории Севастопольской
бухты в районе Амурской улицы.
1.1. Местоположение и описание…………………………………………………..5
1.2. Историческая справка…………………………………………………………..6
1.3. Средовой анализ……………………………………………………………….10
1.4. Результаты обследования существующих архитектурных объектов……...12
Глава 2. Изучение аналогов в международной практике проектирования на
береговых территориях.
2.1. Современная архитектура на границе воды и суши ……………………......14
2.2. Яхт-клубы как инфраструктурные объекты ………………………………...17
2.3. Средовая организация береговых территорий………………………………21
2.4. Ландшафтная организация городской среды………………………………...22
Глава 3. Проектное предложение.
3.1. Проектная концепция…………………………………………………………..25
3.2. Архитектурно-художественное решение комплекса зданий на береговой
территории…………………………………………………………………..…..…..27
3.3. Объемно-пространственное решение…………………………………………31
3.4. Интерьерное решение……………………………………………….…………35
1
Заключение…………………………………………………………………………37
Список литературы…………………………………………………………….....38
Приложения………………………………………………………………………...40
2
Введение
В марте 2014 года в результате общекрымского референдума территория
Крыма вошла в состав России. Были образованы новые субъекты РФ –
Республика Крым и город федерального значения Севастополь .
Крым обладает богатыми рекреационными ресурсами: 2500 км² крымского
побережья с многочисленными пляжами и соответствующей инфраструктурой,
разнообразные памятники природы и архитектуры, что позволяет развивать
всевозможные виды туризма: пешеходный и автомобильный, экологический и
такие необычные, как, например, винный туризм (Новый Свет, Инкерман,
Солнечная долина, Золотая балка).
Адрес: г.Севестополь, квартал Голобиновский, ул. Адмирала
Владимирского, д.1А.
Небольшой участок расположенный на южном входном мысе
Севастопольской бухты, разделенный проезжей дорогой. В настоящее время на
этой территории расположен яхт-клуб Черноморского флота.
Был сформирован заказ архитектурным бюро «А2» на строительство
нового яхт-клуба, воссоздание Александровской батареи и благоустройство
прилежащей к ней территории.
Цель проекта – создание на данной территории комплексной организации
общественного центра с включением в него яхт-клуба и благоустройства
прилегающей территории с учетом интересов различных групп населения.
Актуальность выбранной темы обусловлена:
•
дефицитом общественных пространств на территории Севастополя;
•
необходимостью в создании условий для полноценной рекреации;
3
•
данная территория, города Севастополь, которая нуждается в
акцентировании своего не мало важного исторического прошлого;
•
необходимостью формирования доступной и устойчивой среды.
В процессе работы над проектом были поставлены следующие задачи:
- выявить на существующей территории две части: историческую и
современную;
- сформировать целостный средовой подход к архитектурно-ландшафтной
организации пространств;
- создать комфортную, безопасную, доступную, гармоничную, развивающую
среду для различных групп населения - детей, молодёжи, пожилых людей,
инвалидов;
- комплексная организация рекреационных, парковых зон, системы
коммуникаций, зон досуговой деятельности и общения;
- создание нового яхт-клуба;
- благоустройство береговых территорий;
- организация ландшафтного пространства на прилегающей территории.
4
Глава 1
Комплексный анализ береговой территории Севастопольской
бухты в районе Амурской улицы.
1.1.
Местоположение и описание
Участок проектирования расположен на мысу Севастопольской бухты.
Адрес: г. Севастополь, ул. Адмирала Владимирского, д. 1А. (Рис. 1.1.1)
С восточной стороны каменная набережная часть, предназначенная для
стоянки и причала яхт, а также для раздаточных колонок. С южно-восточной
стороны на набережной находится детско-юношеская школа по парусным видам
спорта. А также малые общественные здания для спортсменов и сотрудников яхтклуба. Вся береговая линия не имеет полной защиты и находится в
полуразрушенном, запущенном состоянии.
С западной стороны часть участка озеленена 4-го и 5-го класса рассадок
(деревья не выше 2,5 м., 5кл. не выше 1-2м) низкой плотности посадок деревьев
и кустарников.
Исторически, это очень значимое место на территории Севастополя, т.к.
именно в этой части находится Александровская батарея. В настоящее время это
разрушенное, пустое место, где уже отсутствуют пушки и как таково
неблагоустроенная территория. (Рис. 1.1.2.)
5
1.2.
Историческая справка
Набережная Севастополя.
Двухкилометровая севастопольская набережная протянулась вдоль Черного
моря — от Николаевского до Хрустального мыса.
На набережной располагается знаменитая Графская пристань — одна из
главных достопримечательностей города. Пристань возвели в 1783 году
одновременно с первыми портовыми постройками Севастополя.
Отсюда начинается парад кораблей Черноморского флота России в День
Военно-Морского флота. (Рис. 1.2.3.)
Памятник «Затопленным кораблям».
Монумент высотой почти 17 метров возвели в 1905 году — к 50-летию первой
обороны Севастополя. Во время Крымской войны, когда к берегам города
подступали английский, французский и турецкий флоты, князь Александр
Меншиков приказал затопить часть устаревших судов на входе в
Севастопольскую бухту — и кораблям противников не удалось проникнуть в
город. Севастополь держал оборону 349 дней, за это время на дно бухты легло
около 90 судов.1
Памятник «Солдату и матросу».
Памятник солдату и матросу на мысе Хрустальный в Севастополе один из
самых заметных монументов парадного фасада южной стороны города. Его
отчетливо видно через бухту с Северной стороны, а когда прогуливаешься по
центральным улицам, скульптура то и дело проплывает между домами,
Портал культурного наследия РФ
http://www.culture.ru/materials/173505/sevastopol-gorod-russkih-moryakov
1
6
неизменно привлекая внимание и поражая масштабом. Монумент входит в
число самых больших изваяний бывшего Советского Союза – без малого 40
метров! И, как ни странно, «Матрос и солдат» самый спорный памятник
Севастополя, его даже хотели снести, хотя казалось бы, таким гигантом можно
только гордиться.2
Севастополь как морской торговый и пассажирский порт.
Гражданская портовая деятельность в бухте Севастополя возникла и
развивалась вместе с городом. Географическое положение Севастополя,
уникальность Севастопольской бухты предопределили судьбу порта. 22 февраля
1784 г. Екатериной II был подписан манифест "О свободной торговле в городах
Херсоне, Севастополе и Феодосии", объявлявший порты указанных городов
открытыми для международной торговли.
История порта богата взлетами и падениями. В периоды военных действий
на Черном и Средиземном морях (1787-1791, 1798-1799) его торговые функции
приостанавливались. 7 марта 1789 г. в Севастополе была учреждена, а 22 марта
открыта портовая контора, которая действовала (с перерывами) до 1804 г. В
1804 году Севастополь был объявлен главным портом Черноморского флота, с
этого времени до 1867 года торговый порт в Севастополе как международный
не функционировал, но оставался открытым для купеческих судов России.
В 1875 г. с пуском в эксплуатацию железной дороги, Севастополь был
официально объявлен отпускным (экспортным) коммерческим портом. С 1880
г. началось интенсивное развитие Севастопольского коммерческого порта. Были
установлены регулярные рейсы пароходов в Константинополь. Увеличивались
грузо-пассажирские перевозки. Севастопольский морской торговый порт
активно сообщался с американскими портами. В 1884 году часть западного
2
Журнал LIVEJOURNAL.
http://gostyam.livejournal.com/33667.html
7
берега Южной бухты была предоставлена для устройства коммерческого порта.
К этому же периоду относят и начало круизного бизнеса в северном
Причерноморье: в 1887 году пароход английской компании "Томас Кук" с
отдыхающими на борту посетил порты Ялты и Севастополя.
В соответствии с приказами начальника Черноморского государственного
морского пароходства от 9 октября 1954 г. Севастопольское городское
пароходство было переименовано в Севастопольское агентство Черноморского
государственного морского пароходства, принято на баланс Черноморского
пароходства и подчинено Ялтинскому порту. Основной задачей предприятия
являлось обеспечение бесперебойной транспортировки населения Севастополя
и пригородных районов "по бухтам внутреннего рейда военного порта
Севастополь". Перевалка грузов в это время утратила свое былое значение.
Нынешнее положение порта.
Порт занимается перепрофилированием и развитием всего перегрузочного
комплекса. Начата модернизация существующего грузового причала,
строительство крытого склада. Требует реконструкции здание и весь комплекс
морского вокзала. Проект разработан, его воплощение заметно улучшит
обслуживание пассажиров.
Руководство порта активно налаживает контакты с национальными
турагентствами и бизнес-кругами. Совместно с международной ассоциацией
"MedCruise" решаются вопросы привлечения в Севастополь иностранных
туристов.
8
Следует подчеркнуть, что Севастопольский морской торговый порт работает
в общем комплексе других предприятий, пользующихся акваторией
Севастопольской бухты.3
Яхтенный туризм.
В Севастополе в настоящий момент функционирует 7 яхт-клубов. В
акваториях Севастополя проводятся парусные фестивали, регаты и
конференции, в том числе Всеукраинская Черноморская ралли-регата «Sitronics
Intellect Cup», Черноморское яхтенное ралли «Кайра», организатором которого
выступает турецкая парусная марина «Атакой», Парусный фестиваль в г.
Севастополе.
Военный туризм.
Богатое военное историческое наследие обусловило развитие военного
туризма в городе. Большой привлекательностью отличаются военноисторические реконструкции (рыцарские турниры проводятся у генуэзской
крепости Чембало, сражения Крымской войны реконструируются в Долине
смерти у Балаклавы и на историческом бульваре Севастополя, на Сапун-горе
традиционно проходит военизировано-театрализованный праздник «Знамёна
Славы»).4
57 яхт-клуб Черноморского флота РФ
Основан в 1886 году, расположен в Севастопольской бухте.
Информационно-справочный ресурс о современном состоянии транспортной инфраструктуры города.
Статья: «Севастополь как морской торговый и пассажирский порт: история и день сегодняшний».
http://sev-transport.info/publ/47-1-0-46
4
Свободная энциклопедия Википедия.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Севастополь#.D0.AF.D1.85.D1.82.D0.B5.D0.BD.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D1.82.D1.83.D1.80.
D0.B8.D0.B7.D0.BC
3
9
Координаты 44°36'58"N 33°30'41"E
57 яхт-клуб Черноморского флота старейший из яхт-клубов, основанный в
1886 году. Это спортивное учреждение является школой высокого спортивного
мастерства. На протяжении многих десятилетий 57-й яхт-клуб был одним из
лучших в стране.
В 1983 году при яхт-клубе была создана детско-юношеская спортивная
школа, в которой сейчас занимаются более 200 человек.5
1.3.
Средовой анализ
Функциональное зонирование
По улице Адмирала Владимирского и набережной мыса реализуется
транзит пешеходов и автомобилистов. Набережная и гидротехнические
сооружения, также, являются транзитно-рекреационным пространством.
На месте площади для ремонтных работ и мастерских в процессе
проектирования находится детско-юношеская спортивная школа по парусным
видам спорта, которая по своим параметрам не отвечает современным нормам
общеобразовательного учреждения, а также площадка для стоянки швертботов и
эллинги для ремонта и хранения яхт.
5
Сайт Парусной Федерации Севастополя.
http://www.sevastopolsailing.org/showclub.php?club_code=1
10
Морской транспорт
Севастопольская бухта — морские ворота города. Это самая большая бухта
на Черном море. Считается, что Севастопольская бухта — самая удобная в
Европе, и третья в мире по удобству для стоянки кораблей после Гонконгской и
Сиднейской. Бухта врезалась в полуостров на 7 км с запада на восток, она имеет
25,5 км береговой черты, внутри нее расположены еще 17 бухт, имеющих свои
собственные названия. На южном берегу Севастопольской бухты расположены:
Мартынова, Александровская, Артиллерийская, Южная, Корабельная бухты и
Килен-бухта; на северном — небольшие бухты: Константиновская, Матюшенко,
Старосеверная, Северная, Инженерная, Доковая, Голландия, Сухарная, Маячная,
ковш реки Черная.
Наравне с Владивостоком и Санкт-Петербургом, в
Севастополе катерное сообщение между районами является водным городским
маршрутным общественным транспортом. Чтобы попасть на Северную сторону
через Севастопольскую бухту используется катер либо паром.
Для перевозки автомобилей используется паром:
Артбухта — Северная сторона
Паром «Петербург»
В 2014 году была открыта линия Севастополь — Новороссийск. Перевозки
автомобильного транспорта на ней выполняет паром «Петербург».
11
В год Севастополь посещает около 1000 морских судов, в том числе более
200 иностранных. Грузопассажирские перевозки осуществляются более чем с 40
странами мира.6
1.4.
Результаты обследования существующих архитектурных объектов.
На участке находится Александровская батарея № 9 с сомнительными
эстетическими качествами и не отвечающая требованиям безопасности.
(Рис. 1.3.4.)
Вблизи, Александровской батареи находятся здание гостиницы,
реабилитационный центр и диспетчерский пункт (судейская вышка), рундучные
помещения, которые находятся в запущенном состоянии.
(Рис. 1.3.5.)
Здание 57 яхт-клуба Черноморского флота РФ нуждается в реконструкции,
но в рамках разработки концепции развития территории возможно объединить с
территорией Александровской батареи в единое историческое, рекреационное
пространство.
Весь участок проектирования не оснащён средовым оборудованием,
объектами ландшафтного дизайна и специализированного оборудования для
маломобильных групп населения, тем самым становясь для человека не
комфортной и опасной средой.
6
Свободная энциклопедия Википедия.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Севастополь#.D0.AF.D1.85.D1.82.D0.B5.D0.BD.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D1.82.D1.83.D1.80.
D0.B8.D0.B7.D0.BC.
12
Около 70% проектируемой территории находится вне зоны внимания
горожан и туристов. Культурные и туристические предложения сосредоточены
на северном береге, в Балаклавской бухте и в центральной части города. Кроме
того, оборонительные сооружения из года в год разрушаются и небезопасны в
использовании.
Инфраструктура гостеприимства развита слабо. Отсутствует связь между
существующим яхт-клубом и историческим местом Севастопольской бухты, что
существенно снижает посещаемость Александровской батареи городскими
жителями и туристами.
Согласно результатам анализа, Александровская батарея постройки XIX
века в сознании многих жителей Севастополя самостоятельно не существует ни
как туристическая достопримечательность, ни как выдающийся объект историкокультурного наследия. То же касается старейшего яхт-клуба.
13
Глава 2.
Комплексное формирование городских общественных
пространств.
2.1. Современная архитектура на границе воды и суши.
Среди дошедших до нас выдающихся произведений архитекторов немало
водных устройств, при создании которых использовались не только символические образы, но и разнообразные декоративные свойства форм и сочетания
материалов в архитектуре.
Один из таких примеров является Сиднейский оперный театр,
архитектор Йорн Утзон.
Оперный театр в Сиднее является одним из самых известных зданий 20-го
века и, безусловно, самым популярным архитектурным сооружением Австралии
в стиле экспрессионизм. Он расположен в Сиднейской гавани, недалеко от
огромного моста Харбор Бридж. Необычный силуэт сиднейского оперного
театра напоминает ряд парусов, взвившихся над поверхностью моря. Сейчас
плавные линии в архитектуре встречаются довольно часто, однако именно
Сиднейский театр стал одним из первых на планете зданий со столь
радикальным дизайном. Его отличительная черта – узнаваемая форма,
включающая в себя ряд одинаковых «скорлупок» или «раковин». (Рис.2.1.1.)
Сегодня Сиднейский оперный театр – крупнейший культурный центр
Австралии.7
7
Архитектурный журнал «Артишок»
http://artishock.org/architectura/avstraliya-i-okeaniya/sidneyskiy-opernyy-teatr
14
Структурный экспрессионизм — название направления в модернистской
архитектуре, которое пришло на смену интернациональному стилю во второй
половине 1950-х гг. и постепенно эволюционировало в различные
разновидности постмодернизма. Среди источников этого направления —
немецкий экспрессионизм, органическая архитектура, «бетонная поэзия» Нерви.
Для структурного экспрессионизма характерны возвращение к национальной
специфике и романтизму XIX века, яркость и индивидуальность замысла,
прямые отсылки к формам естественной природы при общей
функциональности, чистоте линий, тяготении к современным
материалам. Крупнейшие представители — финны Эро Сааринен и Алвар
Аалто; ключевые произведения — Сиднейский оперный театр (арх. Йорн
Утцон) и Олимпийский центр в Токио (арх. Кендзо Танге).8
А также: Бурдж Аль Араб (Burj Al Arab)
Есть здания, которые являются символами своего города и даже страны.
Таковы египетские пирамиды, римский Колизей, Эйфелева башня, Лондонский
Биг Бен или оперный театр в Сиднее. И в этом ряду – знаменитый «Бурдж альАраб» – отель «Парус», стоящий на искусственном острове в Персидском
заливе. (Рис.2.1.2.)
Строительство здания было завершено в 1999 году, и на тот момент «Бурдж
аль-Араб» был самым высоким отелем в мире (321 метр). Но «Арабская башня»
знаменита не только своей высотой: столь примечательным сооружением ее
8
Студопедия.
http://studopedia.su/11_109038_strukturniy-ekspressionizm.html
15
делает характерная форма – образ отеля напоминает гигантский парус,
взвившийся над просторами Персидского залива.
Отель был построен на искусственном острове в 250 метрах от пляжа. Задачей
архитекторов было возведение невысокого слоя грунта – требовалось создать
впечатление, что здание плывет по воде.
«Здание становится знаковым, когда его форма проста и уникальна. Если вы
можете нарисовать здание несколькими взмахами пера, и каждый зритель
узнает его и сможет сказать, с каким местом на земле связан этот образ, значит,
вы прошли долгий путь к созданию знакового архитектурного сооружения», писал архитектор отеля «Парус» Томас Райт. Судя по всему, создателям
«Арабской башни» удалось пройти этот сложный путь: сегодня «Бурдж АльАраб» по праву принадлежит звание не только самого дорогого, престижного и
роскошного отеля мира, но и истинной жемчужины современной архитектуры,
символа современного Дубая.9
Также при проектировании зданий меня вдохновил Сантьяго Калатрава
своим архитектурным произведением «Город искусств и наук». (Рис.2.1. 3-4)
Инженерные изобретения Сантьяго Калатравы не могли обойти стороной
родную страну. Неподалеку от Валенсии, на территории площадью 350 000 м2,
расположился уникальный комплекс, посвященный культурному и научному
развитию. Первыми элементами «города» стали: планетарий, кинотеатр и театр
лазерных постановок. В 2000 году открылся музей науки, а также
благоустроенный парк. Спустя некоторое время состоялось открытие самого
большого в Европе океанариума в форме кувшинки. Работа принадлежала
Феликсу Канделе, архитектору, параллельно участвующему с Калатравой в
9
Архитектурный журнал «Артишок»
http://artishock.org/architectura/araviyskiy-poluostrov/otel-parus-v-dubae
16
возведении достопримечательности в Валенсии. Последним зданием «города»
стал оперный театр. Архитектурный комплекс предназначен для ознакомления
человека с различными аспектами искусства, природы, науки и техники.10
2.2. Яхт-клубы как инфраструктурные объекты.
Яхт-клуб, как организация, может представлять достаточно крупный и
многофункциональный комплекс, включающий в себя кроме стоянки для судов,
их зимнего хранения и ремонта, еще и торгово-развлекательный центр с
развитой инфраструктурой и спортивными сооружениями.
Современный яхт-клуб культивирует не только парусный спорт, но
представлен сегодня и моторной техникой. Как показывает анализ
проектирования, строительства и эксплуатации отечественных и зарубежных
примеров, под яхт-клубом подразумевается некая организация, которая
включает в себя акваторию, участок суши, причалы, стоянки, слипы, эллинги и
основное здание или комплекс зданий, управляющая этим большим и
хлопотным хозяйством.
В настоящий момент времени наблюдается активное строительство новых яхтклубов, модернизируются старые, стартуют проекты яхтенных портов в
строящихся коттеджных поселках. Строительство яхт-клубов сегодня это
актуальная тема для инвестиций.
Необходимо отметить, что на данный момент в России не существует какойлибо нормативной базы, помогающей архитекторам при проектировании яхт-
10
Статья: «Архитектор Сантьяго Калатрава и его знаменитые проекты»
http://fb.ru/article/218736/arhitektor-santyago-kalatrava-i-ego-znamenityie-proektyi
17
клубов. В настоящее время данной теме архитектурной наукой не уделяется
должного внимания:
не существует как таковой типологии яхт-клубов;
нет четкого функционального состава помещений;
не отработана строгая терминология, в основном заимствованные
западные слова и обороты не могут дать четкого определения понятия,
зачастую стороны, участвующие в процессе, не могут адекватно понять
друг друга.
Основной функциональный состав:
Стоянки яхт и катеров (причалы, пирсы);
Основные здание клуба («Harbour office», административная зона,
учебная зона);
Эллинги для ремонта и хранения судов;
Мастерские по ремонту судов;
Крытые площадки для хранения и ремонта судов в период навигации и
зимнего периода и / или открытые площадки для хранения судов в период
навигации и зимний период;
Слипы для спуска судов на воду и подъема их из воды;
Площадка для просушки парусов;
Автостоянка.
Дополнительный функциональный состав:
Зрелищно-развлекательная зона;
Спортивно-оздоровительная зона;
Учебно-развлекательная зона;
Торговая зона;
Зона предприятий общественного питания (кафе, рестораны);
18
·Гостиница.11
Основной функциональный состав имеют все типы яхт-клубов не зависимо
от их классификации. В зависимости от типа яхт-клуба могут только изменяться
количественные характеристики: количество мест для хранения плавсредств,
его габариты в зависимости от типа судов, длины причалов, пирсов, размеры
зданий и сооружений, в зависимости от состава групп помещений входящих в
них. В зависимости от задания на проектирование каждый яхт-клуб может
иметь нужный ему дополнительный функциональный состав помещений,
зданий и сооружений в необходимом объеме для обеспечения рентабельной
круглогодичной эксплуатации.
Основные задачи, возникающие при проектировании яхт-клубов:
Выбор места - для любого типа яхт-клуба это первостепенный вопрос,
который определяет типовая ситуация. В зависимости от водных путей яхтклубы могут быть морскими, речными, озерными. Привязка клуба к территории
и акватории всегда индивидуальна. Правильно выбранное место позволяет
избежать дополнительных трат при строительстве, эксплуатации клуба,
повышает рентабельность и окупаемость. Следует обращать внимание, что
местоположение стоянки диктует ее будущее функциональное назначение;
На какие суда ориентирован яхт-клуб - в соответствии рассчитываются
площади для стоянок, хранения плавсредств. При решении этой задачи
определяется сам тип яхт-клуба, какие задачи он будет решать, какая будет у
него инфраструктура. Тип яхты в первую очередь определяется ее назначением
и районом плавания, а также конструкцией корпуса и вооружения. Необходимо
точно понимать, на какой тип яхт проектируется яхт-клуб;
11
Электронная библиотека студента «Библиофонд»
http://bibliofond.ru/view.aspx?id=668422
19
Определить тип яхт-клуба (марины) по функциональному признаку, типу
сервиса.
При составлении бизнес-плана и задания на проектирование важно
предусмотреть все эти три составляющие. Это поможет правильно выбрать тип
яхт-клуба, грамотно организовать все технологические потоки, предусмотреть
необходимые функциональные типы помещений, зданий и сооружений, сделать
яхт-клуб удобным в эксплуатации и рентабельным.12
В основе разработки концепции 57 яхт-клуба Черноморского флота РФ, меня
особо вдохновил еще не реализуемый проект Одесского яхт-клуба «Отрада», а
также императорский морской яхт-клуб Санкт-Петербурга.
Одесский яхт-клуб «Отрада»
Архитектурная компания «Студио С» разработала проект по реконструкции
Одесского яхт-клуба “Отрада”. Были поставлены и выполнены две главные
задачи: полноценное возобновление работы яхт-клуба и создание современной
и защищенной марины. При разработке проекта были учтены условия
сохранения участка «трассы Здоровья» со всеми зелеными насаждениями,
строительство предусматривается только в границах территории
существующего яхт-клуба, а также предоставляется возможность свободного
доступа. Участок, на котором располагается реконструируемый объект,
находится в Приморском районе г. Одессы. (Рис. 2.2. 5-6.)13
Императорский Морской Яхт-клуб Санкт-Петербурга
12
Баулин В.В., Рагодин А.Л. О ходе разработки федеральной целевой программы «Защита берегов
Черного и Азовского морей от опасных природных процессов»: Материалы Межведомственной
комиссии по Черному морю». 1999. - №3.
13
Портфолио архитектурной компании «Студия С»
http://studio-s.biz/portfolio/яхт-клуб-отрада-проект-реконструкци/
20
Речной яхт-клуб профсоюзов - старейший яхт-клуб России, основанный в
1860 г. как Санкт-Петербургский Речной яхт-клуб.
Первым официальным русским яхт-клубом был Императорский яхт-клуб,
основанный в 1846 г., в члены которого принимались только дворяне.
Расположен яхт-клуб в одном из красивейших мест Санкт-Петербурга – на
Петровской косе.14 (Рис. 2.2.7.)
2.3. Средовая организация береговых территорий.
Задавая себе вопрос, как изменить ситуацию, чтобы человек мог вернуться
на набережную и что его там может заинтересовать, целесообразно обратиться
к опыту других стран, которые пришли к пониманию того, что береговое
пространство должно быть не просто многосюжетным, но и экологически
преобразованным. Частные предприниматели могут участвовать в обустройстве
среды на набережных, если их интересы совпадут с общественными.
Использовать их вложения в целях преобразования городских публичных мест
— означает найти наиболее оптимальное решение в наполнении этих открытых
пространств.
В небольшом финском городке Лахти на берегу водоема вполне хватило
вереницы пришвартованных старых кораблей, чтобы придать набережной
новый смысл. Отслужившие свой срок корабли превратились в уютные кафе.
Столики выставленные на набережной, расширяют пространства этих
заведений, что позволяет многим сотням горожан почувствовать, находясь у
воды, особую атмосферу, пронизанную памятью морских походов и
приключений. (Рис. 2.3.8.)
14
Архитектурный сайт Санкт-Петербурга
http://www.citywalls.ru/house25296.html
21
В финском городе Лахти такие же, как в Санкт-Петербурге, климатические
условия не помешали грамотно и творчески использовать возможности
строительства над водой из дерева.
Над водой построено кафе на сваях; примыкающий участок набережной
превращен в каскадные террасы, а на самой воде размещен круглый остров с
дощатым покрытием для отдыха. При этом все конструкции рассчитаны на
многолетнее использование и сохраняются в зимнее время над поверхностью
льда. (Рис. 2.3.9.)
Смысл освоения этих территорий заключается именно в том, чтобы человек
мог регулярно использовать свое соседство с водой. Сделать набережную
доступной и удобной, запланировать береговые променады, стоянки для
частного флота и место для береговых кафе— путь к гуманизации среды.15
2.4. Ландшафтная организация городской среды.
Использование пластических возможностей преобразованной поверхности
земли составляет один из существенных резервов в повышении эстетической
выразительности садово-паркового ландшафта. К ранее известным примерам
имитации природных форм рельефа в виде искусственных холмов, валов
живописных очертаний и пониженных участков озелененных долин в
современной практике паркостроения прибавилось создание микрорельефа с
явно выраженной геометричностью. Усиление эстетического эффекта при
формировании парковых композиций достигается путем организации
искусственного рельефа, обладающего легко "читаемой" пространственной
15
Книга В. Нефедова «Как вернуть город людям».
Глава 3. Площади и набережные для жизни.
22
структурой с использованием очертаний характерных геометрических фигур.
Профиль поверхности и материал покрытия превращаются в средства
выражения определенной дизайнерской идеи, позволяя трактовать измененный
рельеф как важную составляющую современного паркового пространства.
Дизайнерская интерпретация пластических форм поверхности не только
вносит в восприятие парка очевидное разнообразие впечатлений, но и придает
среде определенное художественное содержание на основе более
упорядоченного чередования глубины и формы пространства, характерного
сочетания света и тени, распределения цветовых акцентов растительности на
различных уровнях. В развитие концепции "ландшафтной скульптуры",
проявившейся в зарубежной практике паркостроения 50–60-х годов, в
современном подходе к трактовке рельефа складывается представление
о пространственном каркасе из искусственных форм поверхности,
позволяющих зафиксировать выбранные доминирующие точки и желательные
направления визуального раскрытия. Дизайн земляных масс с выделением
структурных осей и активных силуэтных линий, в частности, при организации
волнообразных форм рельефа, дает возможность сконцентрировать визуальные
связи вдоль склонов и дополнить природный потенциал участка определенным
вертикальным разнообразием.
В работе с землей в качестве пластического материала парковой композиции
целесообразно сохранять участки искусственного рельефа максимально
открытыми для их лучшего обзора и восприятия морфологии поверхности.
Наличие характерных складок местности, преобразованных с помощью
ландшафтного дизайна в динамичные контуры микрорельефа, вносит в облик
парка запоминаемые черты и облегчает ориентацию в его пространстве.
Повышение художественных достоинств геопластических форм в значительной
мере связано как с выбором выразительного рисунка, образующего линии и
23
фактуры поверхности, так и с эффективностью использования растительности в
качестве средства акцентирования перепадов рельефа.
Применение газона для выявления пластических особенностей земляных
масс относится к числу наиболее распространенных приемов ландшафтного
дизайна. Травяной покров, "обволакивая" геопластическую форму, позволяет не
только максимально выявить ее рельеф, но и придать композиции цельность на
основе однородности колористики и фактуры поверхности. При необходимости
подчеркнуть определенные смысловые линии (оси, границы, силуэтные
контуры) в композиции микрорельефа целесообразно
использование почвопокровных растений, которые при однородности
создаваемой поверхности вносят в ее рисунок разумную степень
геометричности за счет контраста со стриженым газоном.
Примером комплексного учета экологических, эстетических и социальных
факторов при формировании искусственного рельефа в современной трактовке
является Сад Джоан Миро в Париже (вблизи пересечения бульвара Массена и
Авеню Италии). (Рис. 2.4.10-11.).
Дизайнерский подход к преобразованию поверхности земли с созданием
формализованного рельефа в виде системы параллельных волн позволил
достаточно успешно решить, как проблемы функционального характера, так и
вопросы эстетической выразительности пространства сада.
Таким образом, в композиции современных садов и парков пластическая
обработка поверхности земли связана как с расширением возможности
восприятия пейзажных картин, так и с целесообразным структурированием
пространств для достижения их масштабности и разнообразия.16
16
Книга В. Нефедова «Ландшафтный дизайн и устойчивость среды».
24
Глава 3.
Проектное предложение
3.1. Проектная концепция.
Проектирование на данной территории является сложно и комплексной
задачей. Во-первых, это возрождение исторической части территории и её
благоустройства, во-вторых, это создание нового образа клуба яхтсменов,
функциональное осмысление жизнедеятельности клуба и рационального
использования этой зоны, а в-третьих, это объединения двух важных по
значимости архитектурных объекта и создания гармоничного образа в
исторически-туристической среде.
Основной проблемой Севастополя является отсутствие осмысленного
архитектурно -ландшафтного пространства, а также забытые исторические
памятники, которые никак не связаны с местами прохождения туристическоразвлекательных путей. Именно поэтому нашей основной задачей проекта
является формирование целостного архитектурно-ландшафтного объекта среды.
В нашем дипломном проекте предполагается создать единое
пространство, которое будет включать в себя единый смысловой ход от
музейного пространства до существующего яхт-клуба.
Наш путь начинается с въезда на территорию, где мы предлагаем
устроить закрытую гостевую автостоянку, КПП и автобусный разворот (для
туристов), так как наша основная дорога не предназначена для общего
пользования, а только для производственно –технических нужд (спецмашины
для дизеля и откачки отходов). В приложении вы можете видеть фотографии
существующей территории на данный момент и наше предложение. (Рис.3.1 19)
25
Западная часть территории начинается с достаточно закрытого музейного
пространства и продолжается исторически важным открытым пространствомАлександровская батарея.
Первым объектом экскурсионно-туристического пути, является военноморской музей. Следующим объектом по функциональному зонированию,
является уже существующая Александровская батарея. Эту территорию
проектирует моя однокурсница Катышева Екатерина.
Моей ключевой задачей в нашем проекте является воссоздание старого
существующего 57 яхт-клуба Черноморского флота РФ и прилегающей к нему
территории, т.е.:
создание нового образа яхт-клуба со всеми включающими
архитектурными объектами клуба: рундучные помещения, сервисное
обслуживание, заправки, причальные сооружения, пирсы, и т.д.;
создание новой архитектуры (гостиница и бизнес-центр);
благоустройство набережной и ландшафтное проектирование парковой
территории.
Объединение яхт-клуба с историческим памятником под открытым небом
является интересным местом для людей разной возрастной категории.
Основным концептуальным решением нашего проекта является круговое
движение, которое мы используем как в обустройстве причала со зданиями яхтклуба, так и в туристическом маршруте. Территория проектирования небольшой
площади, поэтому после тщательного анализа было принято решение
использовать также площадь акватории, что позволит обеспечить большую
вместительность. Мы намеренно проектируем круговое движение, т.к.
предварительно изучили вопрос движения яхт на море и их парковку на пирсе.
26
Основой объемно-планировочной композиции является расстановка
зданий в виде трех кораблей, которые выполнены в стиле экспрессионизма. Три
разного рода здания в виде яхт были выбраны для полной передачи нашего
концептуального решения. Таким образом мы объединяем несколько
функциональных зон нашей территории, что делает наш маршрут более
интересным и комфортным.
Туристический путь по нашей территории предлагает посетителям
побывать в историческом месте, открыть для себя заново историю Севастополя,
увидеть голограммы на сооружениях в реальную величину, а затем отправится
на набережную, прогуляться по яхт-клубу, побывать на смотровой площадке и
полюбоваться пирсом с высоты птичьего полета.
Основной идеей проекта является использование исторического места как
единый развлекательно-познавательный комплекс.
3.2. Архитектурно-художественное решение комплекса береговых
зданий.
ЗДАНИЕ-ТОЖЕ СКУЛЬПТУРА
Андрэ Блок, инженер по профессии, неизменно поддерживавшего
жизненные архитектурные предложения, и в первую очередь работы Ле
Корбюзье, в последние годы недвусмысленно высказался за архитектурускульптуру или за обновление архитектурных форм путем придания им
пластической выразительности.
Он писал:
«Если не считать работ нескольких сотен архитекторов, завоевавших всемирное
признание, мы вынуждены согласиться с тем, что во всем мире произведения
27
градостроителей и архитекторов производят впечатление безнадежной
обыденности. Необходимо срочно исправлять положение. Мы располагаем
всеми необходимыми для этого средствами: в нашем распоряжении не только
огромные технические возможности, но и первоклассные художники.
Большинство современных скульпторов занимается бесцельными опытами.
Крайне важно, чтобы и они наряду с другими художниками приняли участие в
формировании городской среды, в создании нового ландшафта, новых парков.
Несомненно, многие архитекторы ставят перед собой благородные задачи и
стремятся к успешному их разрешению. Однако они нередко становятся
жертвами сложившихся обстоятельств; в полученном ими образовании имеются
существенные пробелы, скверно разработанные нормы и правила практически
сковывают любую инициативу.
Сейчас повысить художественный уровень архитектурных работ можно
путем широкого использования макетов, организации исследовательских работ,
привлечения художников, и в частности скульпторов».
Архитектура-скульптура — вот новая ведущая идея. Правда, если сам
термин и нов, то направление, которое он определяет, значительно старше.
Можно считать, что к нему принадлежат жилые дома Гауди и его же
сооружения в парке Гюель в Барселоне, относящиеся к началу нынешнего
столетия. К этому же направлению могут быть отнесены проекты немецких
архитекторов 20-х годов, названных тогда «утопистами».17
В проектировании комплекса зданий в нашем проекте, мы попытались
использовать идею Андрэ Блока - архитектура как скульптура.
17
Журнал ALYOUS technology. Статья «Здание-тоже скульптура»
http://alyos.ru/enciklopediya/goroda_budushego/zdanie__tozhe_skulptura.html
28
И решили провести аналогию береговой архитектуры с морскими суднами.
Именно поэтому в проекте предложено решение горизонтально-вертикальных
поверхностей с использованием геометрического рисунка.
В основу этой геометрии положено изучение классификаций яхт для полного
понимания образа зданий.
Яхт -клуб будет принимать на себя центральную-основную роль, но по
месторасположению находится более отдаленно от основной рекреационной
зоны, потому как зона яхт-клуба и рекреационная зона не сопоставимы друг с
другом. И именно поэтому я выделяю его высотой и декоративными
вертикальными стеклами в виде паруса, таким образом, обособляю его от
других зданий.
В состав проектируемого яхтенного комплекса входят: сервисный центр
(слип или док для подъема-спуска катеров), эллинг для хранения яхт и катеров,
административно-гостиничный корпус, отель с торгово-выставочным
комплексом, гавань, открытая береговая стоянка для яхт, гостевая автостоянка,
диспетчерская вахт-вышка, а также развлекательный комплекс, состоящий из
кафе-бара, бильярдной и смотровой вышки. (Рис. 3.2. 10-12).
Проектным предложением комплекса яхт-клуба, площадь акватория
занимает около 4,5 Га. Тип хранения плавсредств: -открытая стоянка;
- закрытая стоянка- эллинг, предусмотренный на 15-18 маломасштабных
моторных яхт (5-8 м) или на 6-9 среднемасштабных моторных яхт (10- 18 м).
По функциональному назначению здания, основной задачей яхт-клуба,
является- развлекательное времяпрепровождение.
В функции рекреационных яхт-клубов входит предоставление населению
различных услуг и форм досуга. В зависимости от характера досуга,
29
особенностей предоставляемого сервиса рекреационные яхт-клубы
классифицируются как:
- развлекательный
- туристический;
- ботель- сравнительно новый вид жилья на воде, набирающий популярность.
Туристов такой вариант привлекает новизной, оригинальностью и
экономичностью. Свою роль играет и любопытство. Кому не захочется поспать
под плеск волн и крики чаек?
Здание яхт-клуба имеет 7 этажей. Цоколь здания будет являться эллингом
для хранения малых и средних моторных яхт. А крыша верхнего этажасмотровой площадкой. 7 этаж здания является диспетчерским пункт.
Зданию гостиницы расположено центрально в компоновочном решении
всего комплекса зданий, т.к. это место для гостиницы считается самым
оптимально-туристическим, виды которого открывают морские горизонты.
А также гостиница является самым крупным из всех зданий по площади.
В здании будет располагаться административная зона, реабилитационный центр
(СПА-комплекс), ресторан, спорткомплекс, гостиничные номера (также номера,
предназначенные для кают-компании) и т.д.
Здание бизнес-центра является самым маленьким по площади.
В здании будет располагаться медицинский пункт, конференц-зал и офисы.
30
3.3. Объемно-пространственное решение.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ, КАК ОДИН ИЗ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ
АСПЕКТОВ В СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ
Архитектура на протяжении всей истории является одним из важнейших
показателей культуры, отражая в себе внутренние процессы общества.
Петер Беренс сказал: «Архитектура служит двум идеалам: практицизму и
красоте». Архитектура по природе своей бинарна, т.е. объединяет в себе
материальное и духовное (образно-художественное) начала. Согласно этой
теории, она способна не только «воспроизвести собственную
структуру»18 человека в том состоянии, в котором она находится на данный
момент, но и оказать влияние на формирование мировоззрения, систем
ценностей и образа жизни человека или социальной группы в дальнейшем.
Наряду с функциональной, конструктивной, пространственно-системной
составляющими произведения архитектуры можно говорить об особой важности
художественного образа, как информативном и эстетико-культурном аспекте
архитектурно-пространственной среды.
Образ в данном случае работает всесторонне, раскрывая в среде свои
этнические,
географические,
контекстуальные,
художественные,
информационные, этические и другие особенности.
Согласно
многочисленным
исследованиям
в
области
психологии
восприятия: «образ объекта, возникающий в представлении, – не механическое
зеркальное отражение реальности, а результат перцептивной деятельности,
18
Книга А.В. Иконников «Функция, форма, образ в архитектуре» / А. В. Иконников .– М:
Строй-издат, 1986. – 288с.
31
активно воспроизводящей содержание объекта». Замысел, предшествующий
созданию, вступает во взаимодействие с потоком информации о необходимых
качествах будущего объекта. В ходе работы архитектор преобразует, приводит к
совокупности все факторы, тем самым обозначая содержание произведения еще
до его реализации. В данном процессе образ организует взаимосвязь во
внутреннем дуализме
между
замыслом
–
«идеальным»
и
формой
–
«материальным» началами произведения. Это позволяет архитектуре приобрести
особую социально значимую идею, которая впоследствии, через потребителя,
проходит обратный путь от формы к образному восприятию.
Ежедневно современный человек получает колоссальное количество
разнородной информации. На разных уровнях этот процесс осуществляется через
массовые коммуникации, рекламу, зрительное восприятие окружающей среды,
общение и т.п. Архитектурно-пространственная среда в данной системе играет
роль постоянного объекта восприятия, что приводит к мысли об особой
значимости ее образного и конструктивно-функционального содержания.
В условиях прогрессивно развивающейся научно-технической базы, которая
значительно расширяет спектр возможностей в области архитектуры и
строительства, проектная культура все больше тяготеет к разработкам крупных
пространственно-средовых
объектов.
Данный
процесс
характеризуется
укрупнением масштаба в облике зданий, повышением этажности и состава
площадей объекта, применением больших плоскостей остекления. В свою
очередь, широкий рынок товаров, технологий и проектных услуг развивает в
архитектуре коммерческий подход, как на этапе строительства, так и
эксплуатации сооружения, с одной стороны, и мощную потребительскую
культуру, с другой.
32
Образ должен помочь индивиду ориентироваться в сложном многообразии
визуальных
форм,
эмоциональных
помогая
состояниях,
реализовать
собственные
познании,
эстетических
потребности
в
переживаниях.
Произведение искусства отражает общечеловеческие ценности, и будущее
зависит от того, какой образ мы заложим в архитектуру сегодня.19
Предлагаемое в проекте объёмно-пространственное решение продиктовано
существующим рельефом местности. В проекте предполагается использовать и
организовать две сцены по уровням, тем самым разделив их на два важных
исторических места. Верхняя по уровню, западная часть, относится к
музейному пространству, а нижняя, юго-восточная, относится к территории яхтклуба. Но при этом мы объединяем их воедино главной дорогой с пешеходными
линиями и единой стилистикой ландшафта, которая встречается как в зоне
музея, так и зоне яхт-клуба. Стилистика ландшафтного парка выбрана не
случайна, т.к. местность горная, то и ландшафт выполнен в стиле склонных
поверхностей и дополнен пешеходными дорожками, лестницами и пандусами,
для создания связи пешеходных путей от батареи к береговой линии. Оба
уровня объединяются в точке схода двух береговых линий, откуда идет
волнозащитный мол и где расположен павильон, который мы внедряем как
акцент объединяющий две доминанты территории.
Главной особенностью проектного решения заключается в том, что
данная территория мала по площади и при этом насыщенна разного рода
функциональными зонами, но все технического рода функции мы проектируем
19
Журнал «Архитектон» Художественный образ, как один из основополагающих аспектов современной
проектной культуры.
33
под покровом ландшафтной зоны. Изменение ландшафта несет под собой
вполне обоснованную функцию.
Сервисная зона самая важная часть пирса, так как яхт клуб в основном
существует благодаря сервис обслуживанию яхт. Очень часто сервисные зоны
не соответствуют эстетическим требованиям и тем самым портят облик
береговой линии. Именно поэтому мы использовали диагональное озеленение
крыши в сервисной мастерской яхт- клуба, чтобы скрыть техническую зону,
которая благоустраивается, при этом никак не изменяется рельеф.
Береговая линия лежит на самой нижней части территории рельефа,
которую мы только благоустраиваем, но никак не изменяем рельеф ландшафта.
Проектом предполагается, что часть территории музея находится под
покровом существующего рельефа с целью сохранения восприятия ландшафта.
Этот решение предусматривает интересную прогулку по крыше паркинга и
самого музея. От самой батареи тянутся диагональные склоны газонов, а рядом
расположены лестницы и пандус.
Многоуровневость так же положительно сказывается на маршрутизации
людского потока по территории.
Рядом с проектируемой территорией, на Хрустальном мысе расположен
один из самых знаменитых монументов парадного фасада южной стороны
города –это памятник солдату и матросу. Его масштабы поражают, в высоту 40
метров. Поэтому опираясь на эстетический вид города, мы вписываем наши
здания в общую панораму города. (Рис.3.3.13)
34
3.4. Интерьерное решение.
Разнообразию стилей в интерьере в наше время остается лишь поражаться. И
даже несмотря на то, что современные материалы и технологии позволяют не
ограничивать свою фантазию при обустройстве интерьера, то все-таки стоит
помнить, что лучше не сочетать больше двух стилей одновременно в одном
помещении.
В интерьерном решении нашего проекта мы применяем морской стиль с
элементами экспрессионизма, чтобы объединить архитектуру и интерьер в одно
целое.
Морской интерьер способен преобразить любой интерьер – оформленные
таким образом помещения смотрятся оригинально, выразительно и достаточно
дорого. Однако несмотря на потрясающий эффект, который производит
подобная обстановка, воссоздать ее на удивление несложно, потому что
принципы дизайна в морском стиле абсолютно прозрачны и немногочисленны –
специалисты считают основными три из них.
1. Ведущие цвета – всегда синий и белый.
2. Использование натуральной древесины обязательно – в идеале из нее
должны быть выполнены полы, мебель и даже отдельные элементы декора.
3. Морской стиль – практически единственное направление в дизайне, при
котором большое количество аксессуаров приветствуется – более того,
именно они создают восхитительную ауру, напоминающую о морских
приключениях.
Все эти три принципа мы используем в нашем проекте интерьера. (Рис.3.4.14)
Но также хотелось бы подчеркнуть элементы экспрессионизма.
35
Своё название стиль экспрессионизм получил от лат. Expression –
выражение, что подразумевает перенос настроения художника через его
эмоциональное самовыражение в произведении. Проще говоря, основной
акцент в произведениях экспрессионизма, автор делает на эмоции, которые
выражает в своей работе.
При проектировании интерьерного решения мы предлагаем применение
декоративных стен, с помощью которых функционально разделяем помещение
на открытые и закрытые, уединенные зоны. Потолок тоже способствует
разделению помещения на зоны, и является акцентом интерьера, т.к.
конструктивно имеет потолочную нишу, выполненную специально для
освещения помещения.
Мы добиваемся такого эффекта не хаотичным расположением, а путём
глубокого осмысления и чувственной передачи эмоций в цветовом и световом
решение стиля. (Рис.3.4.15)
36
Заключение.
В ходе выполнения проекта были изучены и проанализированы
местоположение объекта проектирования, его историческая основа, был
проведён анализ мирового опыта в создании подобных объектов, выявлены
принципы формирования доступной и устойчивой среды. На основе
полученной информации было составлено проектное предложение реновации
объекта.
Данный проект актуален и может представлять интерес как для жителей
Севастополя непосредственно примыкающих к площади, так и для жителей всего
квартала, горожан и туристов.
Реновация объекта – это сложный процесс приведения его в соответствие с
новыми потребностями и нормами, техническими условиями, показателями
качества с помощью комплекса предложенных проектом мер.
По мнению автора, новый образ набережной Севастопольской бухты в результате
реновации, станет востребованным, а использованное пространство актуальным
и привлекательным.
37
Список используемой литературы:
Портал культурного наследия РФ
http://www.culture.ru/materials/173505/sevastopol-gorod-russkih-moryakov
1
Статья журнала «LIVEJOURNA»
http://gostyam.livejournal.com/33667.html
2
Информационно-справочный ресурс о современном состоянии транспортной
инфраструктуры города.
Статья: «Севастополь как морской торговый и пассажирский порт: история и день
сегодняшний».
http://sev-transport.info/publ/47-1-0-46
3
Свободная энциклопедия Википедия.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Севастополь#.
4
Сайт Парусной Федерации Севастополя.
http://www.sevastopolsailing.org/showclub.php?club_code=1
5
Свободная энциклопедия Википедия.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Севастополь#.
6
Архитектурный журнал «Артишок»
http://artishock.org/architectura/avstraliya-i-okeaniya/sidneyskiy-opernyy-teatr
7
Студопедия.
http://studopedia.su/11_109038_strukturniy-ekspressionizm.html
8
Архитектурный журнал «Артишок»
http://artishock.org/architectura/araviyskiy-poluostrov/otel-parus-v-dubae
9
Статья: «Архитектор Сантьяго Калатрава и его знаменитые проекты»
http://fb.ru/article/218736/arhitektor-santyago-kalatrava-i-ego-znamenityie-proektyi
10
Электронная библиотека студента «Библиофонд»
http://bibliofond.ru/view.aspx?id=668422
11
Баулин В.В., Рагодин А.Л. О ходе разработки федеральной целевой программы «Защита
берегов Черного и Азовского морей от опасных природных процессов»: Материалы
Межведомственной комиссии по Черному морю». 1999. - №3.
12
Портфолио архитектурной компании «Студия С»
http://studio-s.biz/portfolio/яхт-клуб-отрада-проект-реконструкци/
13
38
Архитектурный сайт Санкт-Петербурга
http://www.citywalls.ru/house25296.html
14
15
Книга В. Нефедова «Как вернуть город людям».
Глава 3. Площади и набережные для жизни.
16
Книга В. Нефедова «Ландшафтный дизайн и устойчивость среды»;
Журнал ALYOUS technology. Статья «Здание-тоже скульптура»
http://alyos.ru/enciklopediya/goroda_budushego/zdanie__tozhe_skulptura.html
17
Книга А.В. Иконников «Функция, форма, образ в архитектуре» / А. В. Иконников .– М:
Строй-издат, 1986. – 288с.
18
Журнал «Архитектон» Художественный образ, как один из основополагающих аспектов
современной проектной культуры.
19
39
Приложения.
Глава 1.
Рис.1.1.1.
Рис.1.1. 2.
40
А. Место проектирования.
Б. Памятник «Солдату и матросу».
В. Графская пристань.
Г. Памятник «Затонувшим кораблям».
Рис. 1. 2. 3.
41
Рис.1.3.4.
Рис. 1.3.5.
42
Глава 2.
Рис.2.1.1.
Рис.2.1.2.
43
Рис.2.2.3.
Рис. 2.1.4.
44
Рис. 2.2.7.
Рис.2.3.8.
46
Рис. 2.3.9.
Рис. 2.4.10. Париж. Парк Джоан Миро.
47
Рис. 3.1. 1-8. (Фотографии существующего яхт-клуба и прилегающей
территории.)
50
Рис. 3.1.9. Генеральный план проекта.
51
Рис. 3.2.10
Рис. 3.2.11. Краткосрочная автостоянка, диспетчерская вахт-вышка на верхнем
этаже яхт-клуба.
52
Рис. 3.2.12. Сервисный центр (слип или док для подъема-спуска катеров).
Рис. 3.3.13. Развертка фасада.
53
Рис 3.4.14-15. Интерьерное решение.
54
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв