ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (СПбГУ)
Институт философии
Зав. кафедрой
конфликтологии
_______________А.И. Стребков
Председатель ГЭК
________________
Выпускная квалификационная работа на тему:
ПРОФИЛАКТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В МОЛОДЫХ СЕМЬЯХ
Специализация 034000 – Конфликтология
Рецензент:
К.филос.н., доцент
Овчинникова Елена Анатольевна
Выполнил:
Студент
Кокушкина Елена Юрьевна
___________(подпись)
____________ (подпись)
Научный руководитель:
К.псих.н., доцент
Иванова Елена Никитична
_____________ (подпись)
Санкт-Петербург
2016
Оглавление
Введение ..................................................................................................... 3
Глава 1. Основные понятия .................................................................... 4
1.1 Понятия конфликт, межличностный конфликт, профилактика
конфликта .......................................................................................................... 4
1.2 Понятия семья и молодая семья ............................................................... 10
Глава 2. Типичные конфликты на этапе молодого брака .............. 17
2.1 Конфликты между супругами .................................................................. 17
2.2 Конфликты с родителями супругов ......................................................... 23
Глава 3. Способы предотвращения конфликтов в молодой
семье ......................................................................................................... 28
3.1 Юридические и социально-психологические подходы .......................... 28
3.2 Методы конфликтологической помощи ................................................... 29
Заключение .............................................................................................. 34
Литература ............................................................................................... 35
Введение
Настоящая работа посвящена профилактике межличностных
конфликтов
Объект: межличностный конфликт между взрослыми членами семьи.
Предмет: профилактика данных конфликтов.
Цель: выявление эффективных способов предупреждения конфликтов.
Задачи:
1. Определить основные понятия
2. Выявить возможности и ограничения различных способов
профилактики
3. Анализ существующих методов, которыми располагает
конфликтолог
4. Выявление типичных конфликтов на стадии молодой семьи и их
последствий
5. Определение причин и последствий конфликтов между
супругами
6. Определение причин и последствий конфликтов с другими
членами семьи
7. Обозначить проблемы, возникающие в связи с появлением
ребенка
8. Выявить и проанализировать значение профилактики
9. Определить последствия неразрешенных семейных конфликтов
Глава 1. Основные понятия
1.1 Понятия конфликт, межличностный конфликт,
профилактика конфликта
Конфликт как явление знаком каждому. С латыни «conflictus»
переводится как «столкновение», «борьба». На сегодняшний момент
не существует единого определения понятия конфликт и в своих
работах многие исследователи дают свое понимание. А.Я. Анцупов и
А.И. Шипилов объясняют конфликт следующим образом:
это
«наиболее острый способ разрешения значимых противоречий,
возникающих
в
процессе
взаимодействия,
заключающийся
в
противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся
негативными эмоциями».1 Одной из важных составляющих конфликта
является его осознание участниками, после которого они начинают
реагировать и действовать в соответствии со своим пониманием.
Н. В. Гришина выделила признаки, которые обязательно
встречаются в различных трактовках конфликта. К ним относится
биполярность как одновременная зависимость и противостояние двух
начал.
В
конфликте
участвуют
люди,
которые
находятся
в
определенных отношениях, удовлетворяют свои потребности за счет
друг друга и имеют особую взаимосвязь. Наряду с этим возникли
определенные обстоятельства, которые привели к конфронтации.
Здесь проявляет себя еще один признак конфликта – это активность,
направленная на преодоление противоречия2, при этом неважно, каким
образом это противоречие будет разрешено.
Конфликтная
ситуация
предполагает
наличие
участников
(субъектов, сторон). Ими могут выступать отдельные индивиды,
группы людей, организации, государства, коалиции государств. По
числу
вовлеченных
сторон
конфликты
подразделяют
на
внутриличностные, межличностные, между личностью и группой и
1
2
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2000. -С. 8
См.: Гришина Н. В. Психология конфликта. 2-е изд. – СПб: Питер, 2009. -С. 87.
межгрупповые. Межличностный конфликт проявляется в борьбе двух
личностей, которые имеют разные взгляды, мнения, позиции, цели,
интересы или ценности. Чаще всего он предстает в виде несогласия по
поводу возможности распоряжаться ограниченными ресурсами.
В конфликте необходимо наличие объекта и предмета. Объект
конфликта – «это материальная (ресурс), социальная (власть) или
духовная (идея, норма, принцип) ценность, к обладанию или
пользованию которой стремятся субъекты конфликта». Объект бывает
делимым и неделимым. Поводом к конфликту может быть желание
какой-либо стороны признать объект неделимым и присвоить его себе.
Если в конфликте нет объекта столкновения, то конфликт ложный.3
Такие конфликты могут возникнуть, если сторона чувствует усталость
и раздражительность и может резко отреагировать на какое-либо
действие
или
высказывание.
Предметом
конфликта
является
конкретная проблема, взгляд на которую вызывает противоречия у
сторон; это основа конфликта из-за которой возникает конфронтация.
По
соответствию
объективных
причин
возникновения
конфликтов и реальной ситуации между субъектами американский
исследователь М. Дойч выделил следующие типы конфликтов:
Истинный конфликт, в котором имеет место объективное
столкновение интересов, которое признается субъектами,
и он не зависит от изменяющихся обстоятельств.
Случайный конфликт, который перестанет существовать,
если некоторые обстоятельства подвергнуть изменению,
но субъекты этого не осознают.
Подмененный конфликт, когда субъекты вступают в
борьбу не по тем причинам, которые в действительности
вызвали разногласия
3
Сорокина Е. Г. Конфликтология в социальной работе: учебник для студентов высших
учебных заведений,– Москва: Дашков и К°, 2013. – с. 77-78.
Безатрибутивный конфликт, который предписывается не
тем субъектам вследствие ошибки.
Латентный конфликт, имеющий объективные основания
для возникновения, но не возникающий временно или
вообще,
в
зависимости
от
того,
будет
ли
он
актуализирован.
Ложный конфликт, в котором не существует объективных
причин, и он является следствием недоразумения. 4
Независимо
от
типа,
разнообразным
причинам:
несоответствие
ценностных
конфликты
борьба
за
ориентаций,
могут
возникать
ограниченные
культуры
по
ресурсы,
поведения,
привычек и вкусов, взглядов на мир, знаний и убеждений.
В процессе протекания конфликта выделяются следующие
этапы:
1. Возникновение конфликтной ситуации
2. Осознание наличия противоречия хотя бы одним из участников,
эмоциональная реакция на ситуацию
3. Конфликтные действия
4. Завершение конфликта
Стороны
конфликта,
вступая
в
противостояние,
могут
придерживаться одной из поведенческих тактик, сформулированных
К. Томасом. Выбор зависит от степени направленности каждого
субъекта на достижение своих интересов и на достижение интересов
другими людьми.5 Различают пять основных тактик: уход, уступка,
компромисс, соперничество и сотрудничество. Уход от уступки
отличается тем, что в первом случае субъект избегает каких-либо
контактов с противником, а во втором позволяет ему получить
4
Зинчина А.Б. Хрестоматия по конфликтологии // Сост.: Зинчина А.Б. – Харьков: ХНАГХ, 2008 –
с. 85-87
5
Гришина Н.В. Психология конфликта // Н.В. Гришина. – 2-е изд., перераб. и доп. – СанктПетербург: Питер,- с. 252
желаемое
в
ущерб
своим
интересам.
Компромисс
является
проявлением взаимных уступок с целью достичь части своих
интересов. Соперничеством называют поведение, направленное на
получение желаемого какими угодно способами и вне зависимости от
последствий
для
противника.
При
сотрудничестве
стороны
объединяют свои ресурсы и пытаются максимально удовлетворить
цели друг друга.
Завершение конфликта может происходить произвольно или под
влиянием внешних сил. Основными формами завершения конфликта
являются: разрешение, затухание, урегулирование, устранение, и
завершение
путем
перерастания
в
новый
конфликт.
При
вмешательстве извне используются различные методы, такие как
изолирование сторон или изъятие объекта конфликта. Ни один из них
не исключает их противостояния в будущем, когда стороны снова
вступят во взаимодействие или найдут новый повод для разногласий.
Возможна ликвидация одной или обеих сторон, что также не
считается эффективным ввиду того, что причины, по которым
возникла борьба, не были устранены. При затухании обычно имеет
место истощение сил оппонентов, особенно если конфликт принимает
затяжной характер, поэтому активные действия прекращаются, но это
также может стать лишь временным явлением. Самой благоприятной
формой завершения конфликта является его разрешение, так как оно
исключает возможность вспышки нового этапа противостояния. По
мнению М. Дойча, главным признаком разрешения конфликта
является
«удовлетворенность
Афонькова
конфликта:
обозначила
сторон
следующие
«прекращение
его
результатами».
критерии
противодействия;
В.М.
разрешенности
устранение
травмирующих факторов; достижение цели одной из конфликтующих
сторон;
изменение
позиции
индивида;
формирование
навыка
активного поведения индивида в аналогичных ситуациях в будущем»6.
По последствиям завершения конфликты делят на две группы –
конструктивные и деструктивные. Деструктивные конфликты влекут
за собой сохранение напряженности между субъектами на длительное
время; они не забываются и имеют эффект накопления: постоянные
конфликты, которые не разрешаются должным образом, могут стать
серьезной
проблемой
и
привести
к
разрыву
отношений.
Конструктивный конфликт подразумевает снятие напряжения и
достижение взаимопонимания и совместной работы над проблемой7,
поэтому такие конфликты закономерно считаются необходимыми для
развития и создания прочных отношений.
Примеры возможных позитивных последствий конфликтов
привел С. Кратохвил, они заключаются в следующем:
1. Кто-либо из сторон что-либо узнал или понял (о себе, о другом
человеке, об обстоятельствах), научился чему-то новому
(например, способу общения с конкретным человеком).
2. Уменьшилась
напряженность
вследствие
того,
что
высказывались жалобы, претензии, был дан выход эмоциям,
снизилось раздражение.
3. Конфликт привел к большему взаимопониманию и сближению,
стороны стали больше чувствовать, что зависят друг от друга и
правильно друг друга оценивают.
4. Найдено решение проблемы, стороны достигли согласия,
обдумано и обсуждено дальнейшее поведение.8
Очевидно, что к таким завершениям следует стремиться, чтобы
сохранять и улучшать взаимодействие с окружающими.
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2000. –
с.471.
7
Лукьянова И. Е. Семьеведение : учебное пособие для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по направлению и специальности "Социальная работа" // И.Е. Лукьянова, Э.М.
Прохорова, Л.П. Шиповская; под ред. проф. Е.А. Сигиды Рос. гос. ун-т туризма и сервиса, Каф.
психологии. – Москва: ИНФРА-М, 2009.- С.89
8
Кратохвил С. Психотерапия супружеских отношений // Станислав Кратохвил; пер. с чеш.
Т.В. Даниловой под ред. проф. Г.С. Васильченко. – Москва: Медицина, 2008 . -с 102
6
Далее нам необходимо определить, что такое профилактика
конфликтов. В толковом словаре Ожегова термин профилактика
обозначен как «совокупность предупредительных мероприятий,
направленных на сохранение и укрепление нормального состояния,
порядка»9. Также важную роль играет устранение факторов риска
возникновения какого-либо нежелательного явления. Первоначально
термин
профилактика
использовался
в
медицине
(от
греч.
prophylaktikus – предохранение) и подразумевал предотвращение
болезней. Болезнь, как и конфликт, – это нарушение нормальной
жизнедеятельности организма.
Профилактика конфликтов «заключается в такой организации
жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия, которая
исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения
конфликтов». 10 Невозможно сделать так, чтобы конфликты не
возникали никогда, поэтому основными задачами при проведении
профилактики являются эффективное воздействие на конфликтные
ситуации
таким
образом,
чтобы
устранить
возможность
деструктивного исхода.
Профилактика конфликта основывается на глубоком анализе
возможных причин и факторов, вызывающих противоречия, и
принятии последующих мер по их нейтрализации. Эти меры могут
носить разнообразный характер, в зависимости от происхождения
причин конфликта.
В первую очередь мы говорим о ликвидации
возможных психологических причин, среди которых может быть
временное неадекватное восприятие происходящего, эмоциональное
возбуждение, личная неприязнь к субъекту и многие другие.
Возможно проведение консультаций и тренингов, которые будут
способствовать
9
формированию
культуры
межличностных
http://slovar.cc/rus/ojegov/609745.html 19.03.2016.
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2000. – с.
400.
10
взаимоотношений,
«культуры
конфликтного
поведения
и
конструктивного перераспределения напряжений»11.
Также важной частью профилактических мероприятий является
обеспечение
равенства
в
обретении
материальных
благ
и
удовлетворении потребностей. В частности этому способствуют
повышение правовой культуры, предоставление информации о
льготах и программах материальной поддержки.
Предупреждение конфликтов нуждается в меньших ресурсах,
чем его разрешение и последующая ликвидация последствий в виде
роста стресса, фрустрации, потери доверия к окружающим, упадок
сил и душевного состояния. Комплексный подход к профилактике
конфликтов
обеспечивает
наибольшую
эффективность
предотвращения негативного исхода.
1.2 Понятия семья и молодая семья
Семья
–
это
группа
людей,
«связанных
между
собой
родственными или брачными узами»12, которые имеют тесные
взаимоотношения, общий быт и взаимные обязательства.
Семья – это основа развития любого общества. Через семью
осуществляется продление рода и, следовательно, всего общества в
целом.
Семья
является
важнейшим
институтом
социализации
человека, в котором происходит становление его личности путем
усвоения
определенных норм
поведения,
ценностей,
способов
мышления. То, в какой обстановке растет и развивается будущая
личность несомненно оказывает на нее большое влияние, в том числе
на ее способности строить отношения с окружающими.
Таким образом, мы уже обозначили две основные функции
11
Рябова Е. Л. Культура конфликтного взаимодействия в современном российском социуме
как фактор общественной стабилизации : автореф. дисс. на соиск уч степени доктора
политических наук : специальность 23.00.02 <Политические институты, политические
процессы и технологии> // Рябова Елена Львовна; [Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ].
– Москва, 2010.
12
Луковцева А. К. Психология и педагогика : курс лекций : учебное пособие для студентов–
Москва: КДУ Мир и Образование, 2008. – с.153.
семьи: репродуктивную (продолжение жизни) и воспитательную.
Также основной считается экономическая функция. Семья ведет
самостоятельное хозяйство, распределяет свой бюджет и имеет
различные потребительские нужды. Дополнительно М.С. Мацковский
выделяет
следующие
функции:
предоставление
определенного
социального статуса, организация и ведение собственного хозяйства,
эмоциональная
поддержка,
удовлетворение
сексуальных
потребностей, организация досуга, духовное развитие. 13 Семья
удовлетворяет потребность людей в любви, заботе и счастье.
Семьи по составу их членов делят на следующие типы:
1. Нуклеарная семья, которая состоит из супругов и их детей,
проживающих совместно.
2. Пополненная семья – более многочисленная; вместе с мужем,
женой и детьми могут проживать родители супругов, близкие
родственники (братья или сестры кого-либо из супругов).
3. Смешанная семья возникает, когда в брак вступают люди, для
которых он не первый, и у них есть дети от предыдущего брака,
которые
таким
родственниками
образом
и
не
являются
устанавливают
новые
друг
другу
связи
в
образовавшейся группе.
4. Семья родителя-одиночки образовывается вследствие распада
брачного союза, смерти мужа или жены, или если брак не
регистрировался в государственном учреждении. 14
5. Искаженная семья, в которой есть ребенок, а место одного (или
обоих) супругов занимает другой член семьи. Внук может
проживать с бабушкой и дедушкой, или тетя берет на
13
http://www.isras.ru/files/File/Publication/matskovskij_sociologiya_semii(1).pdf
03.05.2016
Мацковский М. С. Социология семьи : Пробл. теории, методол. и методики // Отв. ред. Г.С.
Батыгин; АН СССР, Ин-т социологии. – М.: Наука, 1989.- стр.43.
14
Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб. пособие // Т.В. Андреева. − [3-е изд.]. – СПб.: Речь,
2004. с. 78
воспитание племянника в тех случаях, если родители в разводе
и живут отдельно, или если оба родителя умерли. 15
В основе семьи лежат брачные отношения, в устойчивости
которых заинтересовано все общество в целом, и в настоящее время
институт
семьи
сталкивается
с
различными
проблемами
и
препятствиями, такими как:
снижение числа зарегистрированных браков;
увеличение
числа
людей,
состоящих
в
длительном
«гражданском браке», при этом у них уже могут быть дети;
наличие так называемых пробных браков, когда пара
временно проживает вместе без детей и официальной
регистрации брака;
появление «открытых» браков, в которых супруги живут
независимо и обладают свободой на сексуальные отношения
с другими партнерами;
падение рождаемости;
рост числа разводов.
Подобные явления связываются с различными причинами, в том числе
с нестабильностью в экономической и политической сфере, с
неверным
отношением
к
браку,
измененными
ценностными
ориентациями. Особо травмирующим явлением является развод, так
как это не только личная трагедия, но и общественная проблема.
Группу риска составляют преимущественно молодые семьи.
Молодая семья – это новая, несформированная и неокрепшая
ячейка общества. Она находится на начальном этапе своего
становления, когда строится фундамент будущих отношений. В
процессе узнавания друг друга супругами в новой роли формируется
15
http://psychlib.ru/mgppu/KPs-2001/KPS-001.HTM Карабанова, психология семейных отношений,
с.18-19
их способ справляться с трудностями. 16 Одной из особенностей
становления супружеских отношений является своеобразный период
социализации,
«связанный
с
отсутствием
опыта
социальных
отношений, возрастным максимализмом, получением образования и
профессиональным
статусом»17.
У
семейной
пары
возникает
множество трудностей различного характера и их преодоление требует
больших затрат физических и психологических ресурсов. Сохранение
семьи во многом зависит от того, насколько успешно возникающие
препятствия будут преодолены, так как огромная доля разводов
приходится именно на молодые браки. Если партнер не готов
справляться с собственными проблемами, не может считаться с
чужими желаниями и интересами, то выходом из ситуации он или она
будут ошибочно видеть в разводе, что является следствием излишней
драматизации спорного вопроса.
Исследователи по-разному обозначают временные границы
молодого брака, выделяя первые 1-2 года или охватывая сразу первые
10 лет совместной жизни. В.А. Сысенко разделяет совсем молодые
браки (до 4 лет) и молодые браки (от 5 до 9 лет). Иногда этапы
развития семьи ограничиваются не временем, а событийными
рамками,
например
самостоятельности,
–
отделение
рождение
от
ребенка
родителей,
и
его
обретение
вступление
в
подростковый возраст.18 В данной работе мы возьмем среднее
значение – 5 лет, и будем учитывать возможность появления первого
ребенка. Говоря о возрастных границах, молодой семьей мы будем
считать ту, в которой обоим супругам не более 35 лет. Такую границу
16
К. Левин. Разрешение социальных конфликтов – с.237
http://elibrary.ru/download/18084237.pdf Болдина М.А. Организация социальной работы с
молодой семьей : учебное пособие по направлениям подготовки 040400 "Социальная работа",
050100 "Педагогическое образование", 050400 "Психолого-педагогическое образование" // М. А.
Болдина; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное
образовательное учреждение высш. проф. образования "Тамбовский гос. ун-т им. Г. Р.
Державина". – Тамбов: Изд-во ТГУ, 2013. – с 261
18
Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб. пособие // Т.В. Андреева. − [3-е изд.]. – СПб.: Речь,
2004. – с.80
17
устанавливает государство в программах социальной поддержки, в
частности в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» 19,
посредством участия в которой семьи имеют возможность получить
материальную помощь в приобретении нового или строящегося
жилья.
Проблема приобретения собственного жилого пространства
является одной частью большой проблемы, а именно – недостаточной
финансовой обеспеченности молодых семей. Это связывается с тем,
что «супруги еще не добились высокой квалификации и получают
сравнительно низкую зарплату, а также не имеют соответствующего
опыта в планировании бюджета семейной жизни»20. Таким образом,
возникает препятствие для выполнения одной из важных функций
семьи – продолжения рода, потому что супруги не могут себе этого
позволить. Они также ограничены в проведении досуга, могут
оказаться в зависимости от своих родителей, испытывают большое
напряжение на учебе или работе, особенно если совмещают получение
образования и заработок, что может негативно сказываться на их
собственном состоянии и на отношениях в целом.
Для создания прочного семейного союза необходима готовность
молодых людей к различным аспектам семейной жизни. А.Н. Сизанов
выделяет
четыре
вида
готовности:
социально-нравственную,
мотивационную, психологическую и педагогическую. Под социальнонравственной готовностью подразумевается достижение возраста 18
лет, поддержание физического здоровья, наличие как минимум
среднего
образования
и
определенного
уровня
развития
нравственности. Последний пункт охватывает серьезное отношение к
19
http://base.garant.ru/12182235/
http://elibrary.ru/download/18084237.pdf Болдина М.А. Организация социальной работы с
молодой семьей : учебное пособие по направлениям подготовки 040400 "Социальная работа",
050100 "Педагогическое образование", 050400 "Психолого-педагогическое образование" // М. А.
Болдина; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное
образовательное учреждение высш. проф. образования "Тамбовский гос. ун-т им. Г. Р.
Державина". – Тамбов: Изд-во ТГУ, 2013. – с 261
20
браку и семье, понимание ответственности за ее создание, уважение к
будущему супругу.
Мотивационная готовность означает то, что главным мотивом к
браку
послужило
глубокое
чувство
любви
и
привязанности,
готовности разделить все трудности жизни и нести обоюдную
ответственность. Нередки случаи, когда мотивами к замужеству
выступают совершенно иные потребности, например улучшение
своего социального и материального статуса, когда потенциальный
партнер имеет определенный достаток и стабильность, занимает
высокую должность, живет в большом городе. Другой причиной
может быть необходимость «быть как все», потому что якобы настало
время, и сверстники уже давно строят свои семьи. Очевидно, что
такие подходы влекут за собой риск формирования неустойчивого
союза и возникновения серьезных конфликтов.
Психологическая готовность несет в себе умение строить
отношения
с
устойчивой
выносливость,
окружающими,
психикой,
обладание
развитыми
культурой
волевыми
целеустремленность,
общения,
качествами:
решительность
и
самостоятельность. Важную роль играет психологическая гибкость,
которая будет способствовать легкому адаптационному периоду в
молодой семье.
Педагогическая готовность включает в себя навыки воспитания
детей, умения вести хозяйство и планировать бюджет семьи, умение
организовать
досуг,
создать
комфорт
в
собственном
доме.
Хозяйственная деятельность должна быть распределена поровну: жена
не обязана бросать работу и становиться заложницей кухни, а муж – в
одиночку стараться обеспечить семью и пропадать сутками на
работе.21
Важно отметить, что когда люди вступают в брак, у них
21
Сизанов А. Н. Подготовка подростков к семейной жизни // А.Н. Сизанов. – Минск: Народная
асвета, 1989. – с.41
существуют определенные ожидания от того, что их союз будет собой
представлять: как должен вести себя муж по отношению к жене и
наоборот, какие обязанности ложатся на каждого из них. Обычно
несовпадение ожиданий и реального положения дел обнаруживается
после «медового месяца», когда из атмосферы идиллии, любви и
наслаждения друг другом супруги возвращаются в обычную жизнь и
сталкиваются с бытовыми проблемами. И чем больше разрыв между
желаемым и действительным, тем более сильное напряжение
испытывает личность, и тем более высока вероятность возникновения
множественных конфликтов по разным причинам.
С
ожиданиями
от
партнера
непосредственно
связаны
потребности, которые каждый из них хочет удовлетворить с помощью
другого.
Помимо социально-экономических проблем супруги испытывают
психологические сложности в сфере отношений. Этап
психологической адаптации к семейной жизни является одним из
ключевых процессов становления семьи.
Глава 2. Типичные конфликты на этапе молодого
брака
2.1 Конфликты между супругами
Конфликт в семье могут возникать между любыми ее членами,
но в первую очередь ассоциируется с размолвками между мужем и
женой.
Супружеские
конфликты
являются
частью
семейных
конфликтов и показывают неудовлетворенность определенными
аспектами брачного союза.
Создавая семью, каждый из супругов имеет для себя вполне
четкое представление о том, каковы будут его роли в совместной
жизни, и выполнения каких ролей он ждет от партнера. Описывая
роли в семье, Т.В. Андреева приводит классификацию видов
супружеских ролей К.
традиционные
роли,
Киркпатрика.
которые
Первыми он обозначает
предписывают
жене
следующие
обязанности: «рождение и воспитание детей, создание и поддержание
дома, обслуживание семьи, преданное подчинение собственных
интересов интересам мужа, приспособленность к зависимости и
терпимость к ограничению сферы деятельности». На мужа в свою
очередь возлагаются обязанности быть преданным в отношении
матери своих детей, обеспечить защиту семьи и финансовую
безопасность, поддерживать семейную власть и контроль, принимать
все основные решения и быть «эмоционально благодарным жене за
принятие приспособленности к зависимости». 22 В настоящее время
такие строгие рамки в жизни встречаются все реже, наблюдается
тенденция к демократизации в отношениях. Женщины стремятся к
профессиональному росту наравне с мужчинами, причем известны
случаи, что в декрет по уходу за ребенком может уйти муж. Это также
22
Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб. пособие // Т.В. Андреева. − [3-е изд.]. – СПб.: Речь,
2004. – с.64
может быть связано с тем, что жена занимает более высокую
должность и ее зарплата выше, а финансовое положение молодой
семьи обычно довольно неустойчивое. Однако не всегда муж
принимает желание жены строить карьеру, особенно если это желание
идет вразрез с его стремлением завести детей, и это может стать
серьезным поводом для разногласий.
Низкий уровень взаимопомощи в решении хозяйственнобытовых вопросов23 также способствует возникновению напряжения в
семье. В отношении обязанностей по дому женщина традиционно
считается «хранительницей домашнего очага», однако в настоящее
время супруги стремятся разделять повседневные дела в равной
степени. Противоречия могу возникать, если муж считает уборку и
приготовление пищи исключительно женской работой, а жена не
может справляться со всем сама, особенно если в браке продолжает
заниматься профессиональной деятельностью. Накопление усталости
в результате совмещения карьеры и работы по дому может
способствовать раздражительности, возникновению конфликтов «на
пустом месте». Реакция может быть преумножена, если супруг
выразит недовольство по поводу, например, беспорядка в квартире,
указывая на то, что жена не справляется со своими обязанностями, но
не предложит свою помощь.
Вторая категория ролей, которую выделил К. Киркпатрик,
определяется как «товарищеские роли». Для жены они состоят в
поддержании
моральной
привлекательного
поддержки
и
внешнего
сексуального
вида,
«обеспечении
удовлетворения
мужа,
поддержание социальных контактов, выгодных для мужа». Также она
ответственна за духовное общение и досуг, который будет интересен
мужу и гостям дома. Взамен от мужа требуется восхищение женой,
23
Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования :
учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии //
О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2005. – с.100
благородство и галантность, разделение романтических чувств,
предоставление «средств для нарядов, развлечений, социальных
контактов», совместное времяпрепровождение в часы досуга. Стоит
отметить, что роли не совпадают более чем наполовину, и довольно
строго определены. Жена наравне с мужем может нуждаться в
психологической поддержке с его стороны, в его мнении и желаниях
по
поводу
совместного
отдыха.
Удовлетворение
сексуальных
потребностей может быть одинаково важно для супругов, хотя и
отмечается, что у мужчин эти потребности выше. Советский социолог
и сексолог И.С. Кон в своей книге привел исследование ЛевадаЦентра 2002 года, в котором на вопрос «Насколько для вас важен
секс?» ответ «очень важен» дали 41% мужчин и 25% женщин.24
Финансовые разногласия могут также стать серьезной угрозой
отношениям. Перед молодыми встают различные вопросы, например,
если будет организован общий бюджет, то кто и в каком объеме будет
им распоряжаться, какова будет доля, которую каждый из супругов
должен вносить из своих средств. Может возникнуть неприятная
ситуация в связи с «преувеличенными материальными потребностями
одного из членов семьи»25, которые станут причиной претензий
другого.
Если каждый из супругов будет полагаться на свой заработок,
возникает проблема распределения общих затрат: покупка продуктов,
оплата счетов. Жена может эгоистично рассчитывать на то, что семью
будет обеспечивать муж, и тратить свой доход исключительно на себя,
ущемляя интересы своего супруга. Муж в свою очередь может
считать, что продукты и счета – часть работы по дому и этим
занимается женщина. Также стоит отметить, что большие траты и
24
Кон И. С. Мужчина в меняющемся мире [Электронный ресурс] // URL: http://www.ereading.club/book.php?book=104262 (дата обращения: 16.04.2016).
25
Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования :
учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии //
О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2005. – с.100
рискованные вложения без уведомления своего партнера затрагивают
его личную безопасность и благосостояние, подрывают доверие.
Вопрос лидерства встает в семье не только по поводу
экономических вопросов. Лидер берет на себя ответственность за
важные решения, которые он умеет и готов принимать за всю семью.
Конфликты
могут
эффективного
возникать
руководства
из-за
или
крайностей:
«реализации
недостаточно
авторитарно-
директивного стиля руководства»26. Во втором случае имеет место
силовое принуждение, навязывание своих решений, игнорирование,
неуважение мнения и советов супруга, у которого возникает
ощущения бессилия, отсутствие контроля над своей жизнью и
«возможности влиять на ее значимые моменты»27.
Нередко
в
молодой
семье
имеют
место
проблемы
в
коммуникации. Супруги не всегда могут понять чувства своей
половинки, что свойственно периоду адаптации друг к другу. Причем
это непонимание нередко сопряжено с неспособностью грамотно
выразить свои чувства и желания понятным для партнера способом,
считая, что если он действительно любит, то должен догадаться сам.
Отсюда может вытекать ощущение
поддержки
и
взаимопонимания»28,
«дефицита
недостаток
эмоциональной
похвалы
и
комплиментов, появление мыслей об исчезновении любви.
Важным объединяющим фактором в любой семье является
совместное проведение досуга. Различия в предпочтениях видов и
способов отдыха, в необходимой частоте социальной активности и
отсутствие компромиссов будут действовать в противоположном
направлении, отдаляя людей. У семьи обычно есть общие друзья, но
также у каждого супруга есть круг своих друзей, с которыми другой не
27
Болдина. Пособие, с 30
Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования :
учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии //
О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2005. – с.100
28
очень знаком. Так один партнер считает, что они должны все время
проводить вместе, «ведь они – семья», и обижается, когда второй
хочет провести свободное время без него. Поэтому желательно
наличие у обоих супругов нескольких друзей вне семьи, с которыми
они могут развеяться.
Проблема ревности супругов может также являться поводом к
конфликту. Ревность – обычная реакция на угрозу нарушения
взаимоотношений с партнером, но если она она может исказить
Ревность губительна, когда становится чрезмерной или искажает
мышление человека, утверждая в ложном мнении, будто у его
партнера есть кто-то другой. В этом случае рев- ность перестает быть
защитной и становится
разрушительной.
Ревность для
врачей-
практиков представляет определенную сложность Если в молодой
паре один человек обвиняет другого в измене, врачу бывает непросто
разобраться, является ли это проявлением патологической ревности
или под- линным стрессом из-за тайной измены партнера. В основе
ревности действительно лежит неуве- ренность и низкая самооценка.
Однако для выздо- ровления важно, чтобы в лечении оказались задействованы оба человека.29
ревность. Данное чувство у мужчин и женщин выражается поразному. Мужская ревность базируется на уязвлённом самолюбии,
когда мужчине кажется, что его низвергли с трона, растоптали,
лишили короны. Женщина страдает чаще всего от низкой самооценки,
сравнивая
себя
со
своими
настоящими
и
воображаемыми
соперницами. Мужчины в целом более чувствительны к неудобствам в
быту и трудностям физической адаптации. Женщины проявляют
наибольшую обеспокоенность недостаточностью проявлений со
стороны своих супругов чувства любви, уважения, романтики в
отношениях. Э. Фромм пишет, что на мужчин семейные неурядицы
29
http://elibrary.ru/item.asp?id=24355819 что такое ревность, гордон харви
или одиночество действуют хуже, чем на женщин [2]. Мужчины
гораздо болезненнее переносят ссоры, чем женщина. Им труднее
справится со своими эмоциями и адекватно принять ситуацию, в том
числе порывы ревности. 30
С нашей точки зрения может включать в себя три основных
компонента: чувство собственника, нежелание допустить сравнения
себя с возможным соперником и опасение проиграть в глазах
любимого при этом сравнении, боязнь потерять к себе любовь.
Первые два компонента ревности, несомненно, отрицательны. Третий
обязательно должен присутствовать в истинной любви. Если вы
чувствуете, что ваш супруг стал кем-то интересоваться больше, чем
вами, подумайте, прежде всего, о том, что привлекательного в этом
человеке. И если надо, поучитесь у него и самому быть более
привлекательным.
· отклоняющееся, антисоциальное поведение одного из членов
семьи (алкоголизм, агрессия и насилие, использование психоактивных
веществ, склонность к азартным играм и т.д.);
РОЖДЕНИЕ
РЕБЕНКА
несогласованность
и
противоречивость
представлений о ценностях, целях и методах воспитания детей;
Жена забывает о муже, переключается на ребенка – мужу не хватает внимания, он
может чувствовать себя забытым и ненужным, поэтому предпочтет находиться в
компании друзей, а не дома, где жена слишком уставшая, а ребенок постоянно
капризничает
Конфликт возникает тогда, когда один из супругов является для
другого препятствием в удовлетворении тех или иных потребностей.
В данной работе мы исходим из того, что конфликты, самые
разнообразные по форме и содержанию, предлагаем объединить в три
30
http://elibrary.ru/item.asp?id=25730520 Жданова Л. Г., Каленова К.А. Межличностное
взаимодействие в молодой семье // Образование и наука в современных условиях. 2016. №1.
С.каленова
большие группы:
конфликты, возникающие на базе несогласованного и
несправедливого разделения труда в семье, различного понимания
супружеских прав и обязанностей, недостаточного вклада одного из
брачных партнеров в домашний труд и самообслуживание;
конфликты, возникающие на базе хронически неудовлетворяемых
каких-либо потребностей одного или обоих супругов;
конфликты, имеющие своим источником недостатки или дефекты
воспитания, характера и нравственного развития супругов31
2.2 Конфликты с родителями супругов
Конфликты, связанные с взаимодействием между членами
молодой семьи и членами семей их родителей выделяются в
отдельную
категорию,
которой
уделяется
особое
внимание
исследователей. Они обозначаются как межпоколенческие конфликты
и определяются как «форма, способ проявления и разрешения
противоречий между поколениями в процессе их взаимоотношений в
молодой семье»32.
М.В. Вдовина отмечает общую тенденцию межпоколенческих
конфликтов: «они возникают в ситуациях непонимания и нежелания
понять другого, особенно близкого человека (в том числе из-за
различных
смыслов,
вкладываемых
каждым
поколением
во
взаимодействие в семье)»33. Они могут проявляться в различном виде.
Скрытые конфликты характеризуются психологическим давлением,
отказом от материальной помощи, отстраненностью и ограничением
общения. В открытой форме они проявляются скандалами, грубостью,
иногда даже изгнанием из семьи.
31
Сысенко В. А. Устойчивость брака: Проблемы, факторы, условия // В.А. Сысенко. – М.:
Финансы и статистика, 1981. – 199 .-с.8.
32
Вдовина М.В. О социальном конструировании межпоколенческого конфликта в семье и его
разрешении // Знание. Понимание. Умение. 2007. №4. С. 3 стр. http://www.zpu-journal.ru/ezpu/2009/3/Vdovina/
33
http://elibrary.ru/item.asp?id=11639775 Вдовина М.В. О социальном конструировании
межпоколенческого конфликта в семье и его разрешении // Знание. Понимание. Умение. 2007.
Когда молодые люди решают заключить брак, всегда возникает
вопрос, где пара будет жить. Естественно, что они хотят иметь свой
дом, в котором они будут хозяевами. Проживание с родителями имеет
несколько существенных недостатков. В первую очередь в одной
квартире может быть слишком мало пространства для сожительства
двух семей, и значительно труднее обеспечить молодоженам их
личное пространство. Согласование бытовых вопросов – непростая
задача для самих супругов, а в родительском доме они будут
вынуждены считаться с чужими правилами. Бывает так, что молодые
сами хотят жить вместе с родителями, принимая во внимание
положительные моменты, в первую очередь – финансовую
очевидные
поддержку. Но кажущиеся
выгоды могут обернуться неприятными последствиями. Семья,
полагаясь на помощь родителей, «не приучается к самостоятельности
и перекладывает проблемы на плечи родственников» 34. В свою
очередь родители могут решить, что в обмен на помощь они имеют
право требовать беспрекословного подчинения правилам их дома. Это
может доходить до вторжения в личное пространство и отношения
молодой пары, что неизбежно влечет возникновение конфликтов.
Родителям кажется, что молодожены еще дети, которые многого не
знают и должны во всем придерживаться точки зрения старших.
Таким образом, подрывается авторитет каждого из партнеров по
отношению друг к другу, оба лишаются возможности проявить себя.
В зависимости от того, с чьими родителями пара остается жить
– мужа или жены – могут возникать разные трудности. Каждому из
супругов нелегко расстаться со своей семьей и «поменять их опеку на
надзор других»35. Если они проживают с семьей жены, то муж не
чувствует себя старшим по объективным причинам, и не может играть
роль хозяина в семье. Жена не видит рядом с собой решительного
34
Целуйко В. М. Психология современной семьи: кн. для педагогов и родителей // В.М. Целуйко. –
М.: Владос, 2004. – с 48
35
Лукьянова, с 241
мужчину, защитника, который будет преодолевать трудности вместе с
ней, а муж не видит в жене хранительницу очага, так как ее мать
выполняет все обязанности вместо нее, или считает, что знает лучше,
и пытается ее наставлять и держать под контролем. Схожая ситуация с
перевоспитанием может возникнуть и в семье мужа, если свекровь
убеждена, что жена не может позаботиться о ее сыне так, как это
умеет она. Свекровь может считать, что облегчает жизнь своей опекой,
но итогом является недовольство невестки, о чем она сообщает своему
мужу, или не сообщает и накапливает внутреннее недовольство.
Подобные ситуации крайне неприятны, так как при появлении
противоречий пары оказываются перед невозможным выбором, на
чью сторону встать – родителя или супруга. Принятие чьей-то
позиции означает отторжение другой, объединение против кого-то.
Повторяющиеся стычки с родителями могут отдалить супругов друг
от друга, особенно если один из них принимает сторону родителя и
берется за совместное перевоспитание партнера, когда они не
принимают какие-либо его привычки, не одобряют предпочтения в
любой сфере жизни. Если родители наблюдают за ссорами молодых
супругов и предпринимают попытки выяснения, кто из них на самом
деле прав, то могут выслушать только мнение своего «ребенка» и
встать на его защиту, не имея представления обо всех подробностях
конфликта.
Такие сценарии могут привести к разрыву отношений. По
данным социологов, «каждый десятый развод происходит из-за
вмешательства в жизнь молодой семьи родителей супругов» 36.
Открытость личной жизни ведет к подрыву взаимоотношений. Не
всегда эта причина выявляется вовремя, поэтому паре не следует
откладывать поиски и обустройства собственного дома. Однако
излишняя опека и вмешательство родителей может «преследовать»
36
Целуйко В. М. Психология современной семьи: кн. для педагогов и родителей // В.М. Целуйко. –
М.: Владос, 2004. –с.48
молодоженов и на расстоянии. Бывает, что родителям, особенно
матерям, трудно свыкнуться с взрослостью своего ребенка и отпустить
его из семьи в новую самостоятельную жизнь. Они все еще чувствуют
ответственность, но лишаются постоянного надзора. Кроме того,
ребенок мог быть главным связующим звеном между своими
родителями, и им может быть тяжело приспособиться к общению в
новом виде, они желают оставаться как можно ближе к семье сына
или дочери. «Ослабление эмоциональной близости воспринимается
как утрата любви своего ребенка»37, что негативно сказывается на
чувствах родителя, ведет к недосказанности и беспричинным ссорам.
Возможны также попытки внести разлад между молодыми, ввиду
того, что родитель считает виноватым в конфликтах зятя (невестку) и
даже выражает свое недовольство его (ее) поведением, иногда не
напрямую, а через посредника. С другой стороны, молодая семья в
отдельных случаях пренебрегает даже разумным количеством и
объемом советов, которые им пытаются донести родные, что,
несомненно,
обижает
и
создает
впечатление
неблагодарного
отношения.
Еще одним поводом для конфликтов может быть полное
отсутствие помощи родителей, в силу их убеждения в том, что семья
должна самостоятельно встать на ноги. Основываясь на собственном
примере, больше в этом убеждены отцы. Проблема усиливается, когда
в молодой семье появляется маленький ребенок, отношения в паре
становятся напряженнее, а поддержку они получить не могут, так как
новоиспеченные бабушка и дедушка отказываются нянчить внука или
внучку. Они могут предпочесть заниматься своей жизнью, которую
они откладывали, ставя во главе интересы своего ребенка и
предоставляя ему самое лучшее, как это свойственно родителям.
Разница в представлениях о семейных традициях и религии в
37
Лукьянова И. Е. Семьеведение : учебное пособие для студентов высших учебных заведений,–
Москва: ИНФРА-М, 2009. –с.242
семьях младшего и старшего поколения может также привести к
конфликтам. Отторжение молодыми старых привычек или отказ от
религиозных обрядов могут быть восприняты как неуважение к
устоям, которые на самом деле уже не имеют отношения к новой
семье. Родители одного из супругов также могут настаивать на смене
или принятии зятем или невесткой их религии, и вдобавок выдвигать
ультиматумы, что откажутся от помощи молодым, так как они живут
«в грехе».
Мы можем сделать вывод, что и супруги и их родители не всегда
достигают взаимопонимания по большому количеству вопросов. Но
они постоянно нуждаются во взаимной помощи, материальной или
физической, а также в эмоциональной и психологической поддержке.
Организация грамотной коммуникации поспособствует достижению
взаимного уважения, понимания нужд другого и их удовлетворению,
что является залогом крепких отношений и общего процветания в
семье.
Глава 3. Способы предотвращения конфликтов в
молодой семье
3.1 Юридические и социально-психологические подходы
В соответствии с концепцией государственной семейной
политики в Российской Федерации, семья – это «фундаментальная
основа российского общества», которая находится под охраной
государства, основными задачами которого является поддержка и
укрепление
семьи,
«профилактика
и
преодоление
семейного
неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни
семьи». 38 Социальная профилактика конфликтов заключается в
выявлении и удовлетворении наиболее существенных потребностей
семьи, помощи в выстраивании прочных отношений и содействие
стабильному выполнению всех важных семейных функций.
Молодой семье иногда сложно справиться с тяжелой ситуацией,
в которой она оказалась. В настоящее время существует множество
социальных служб, реабилитационных центров, центров юридической
и
психолого-педагогической
помощи.
Социальные
работники
помогают семьям на всех этапах, от подготовки к браку до
планирования и рождения первого ребенка, обучения ухода за ним.
Юридическая помощь семьям может
Организация тренингов
Профилактические
методы
могут
быть направлены на
нейтрализацию, компенсацию или предупреждение возникновения
негативных последствий.
Материнский (семейный) капитал в Санкт-Петербурге предоставляется при
рождении третьего и последующих детей в размере 100 тысяч руб. (с 2015 года с
учетом индексации размер материнского (семейного) капитала составляет
119 661,92 рубля) гражданам Российской Федерации, имеющим место
жительства в Санкт-Петербурге39
38
39
http://base.garant.ru/70727660/
http://gov.spb.ru/helper/social/family/m_kapital/materinskij-semejnyj-kapital-v-sankt-peterburge/
Одними из основных целей и задач социальной работы с
молодыми семьями А.Г.Харчев :
-разработка и осуществление мер по укреплению молодой семьи, как
репродуктивной социальной единицы;
-адаптация
молодой
семьи
в
условиях переходной
рыночной
экономики;
-улучшение материального, нравственного и духовного состояния
молодой семьи;
-создание и развитие системы служб социально-психологической
помощи молодой семьи;
-создание благоприятных условий для сочетания социальной и
семейно-бытовой функции молодой семьи;
-стимулирование деловой активности молодежи;
-организация семейного досуга и отдыха.
основная задача социальной работы с молодыми семьями заключается
в дальнейшем развитии и совершенствовании имеющихся форм
деятельности, используемых специалистом для решения социальных
проблем клиентов, стимулирование активизации их собственных сил
для изменения неблагоприятной жизненной ситуации.
3.2 Методы конфликтологической помощи
Конфликтологическое
целенаправленного
консультирование
собеседования
с
клиентом
–
это
для
«процесс
помощи
в
исследовании проблем и в поиске решений в конфликтной ситуации»40
Прояснениие ролей = профилактика
1. Установление должного взаимопонимания между супругами;
40
Иванова Е. Н. Конфликтологическое консультирование: учебное пособие // Е. Н. Иванова; М-во
образования и науки Рос. Федерации, Новосиб. гос. техн. ун-т. – Новосибирск: Изд-во НГТУ,
2012. – с.9
2. Стабилизация отношений супругов с собственными родителями и
родителями другого супруга;
3. Информирование о существующих проблемах в браке и путях их
конструктивного решения;
4. Формирование и развитие ответственности за рождение и
воспитание детей;
5. Формирование осознанности значимости семьи для личностного
развития;
6. Снижение психологической напряженности в семье;
7. Информирование молодых семей о правовых вопросах в области
семейных отношений.
Анализ возникающей, а еще лучше – только назревающей
конфликтной ситуации дает возможность не только своевременно и
успешно направить супружеский конфликт в конструктивное русло,
но и найти способы избежать его, предупредить его возникновение 41.
ухода от позиции "пусть меняется другой".
Конфликтологическое консультирование, или “разрешение проблемы”, представляет собой работу
с одной стороной в случае невозможности привлечения или нежелания второй стороны
участвовать в какой-бы то ни было процедуре разрешения данной ситуации. Нередко вторая
сторона не знает о работе, проводимой с первой стороной. Конфликтологическое
консультирование отличается от психотерапии или психологического консультирования, хотя
иногда трудно провести четкую границу между ними. Конфликтологическое консультирование не
столь глубоко и не рассчитано на глубинный личностный анализ и изменения. В
конфликтологическом консультировании используются многие приемы медиации. Нередко оно
является этапом, предваряющим и способствующим выходу сторон на медиацию. Иногда оно
применяется и при наличии готовности обеих сторон участвовать в урегулировании проблемы.
Такое предварительное косультирование может быть необходимо при большй сложности случая,
наличия многих технических или других деталей, эмоциональной или информационной
неготовности сторон к участию в переговорах. Часто во время конфликтологического
консультирования выявляется необходимость задействовать другие способы разрешения
конфликта - от юридических до психотерапии. Целью конфликтологического консультирования
является попытка разрешения проблемы за счет более адекватного понимания ситуации,
осознания истинных интересов и изменения поведения одной из сторон, вовлеченных в конфликт.
Сначала специалист собирает информацию (консультирование
Авсиевич М.Т. Супружеские конфликты и пути их преодоления : (Материал в помощь лектору) //
Авсиевич М.Т., к. филос. н., Мельник Л.И.; Правл. о-ва "Знание" БССР, Координац. совет по
пропаганде сов. образа жизни, ком. морали и этики. – Минск: Правл. о-ва "Знание" БССР, 1988. –
с.22
одной стороны или поочередное выслушивание в медиации)
Выявление интересов стороны (иногда она сама их не осознает
полностью)
Узнать, как бы сторона хотела, чтобы завершился конфликт, что
ей кажется правильным, что она могла бы сделать в данной ситуации
Помочь вспомнить, что спор идет с любимым человеком,
отвлечь от отрицательного (что он делает плохо или совсем не делает),
узнать о положительном
Этап
молодой
семьи
–
преувеличение
проблем
–
эмоциональность больше, чем проблема
За одним конфликтом скрывается другой? Клиент сообщает, что
его раздражает постоянные действия или конкретные слова супруга.
Технологии управления конфликтами
Информационные: ликвидация дефицита информации,
исключение
из
информационного
поля
ложной,
икаженной информации, устранение слухов (часто имеют
место противоречивые версии произошедшего, какие
слова были высказаны, какие действия предприяняты – у
каждого может быть своя версия)
Коммуникативные:
субъектами
организация
конфликтного
общения
между
взаимодействия
и
их
сторонниками, обеспечение эффективного общения
Социально-психологические: работа с неформальными
лидерами и микрогруппами, снижение напряженности и
укрепление соц-психол климата в коллективе
Организационные:
использование
решение
методов
кадровых
поощрения
и
вопросов,
наказания,
изменение условий взаимодействия сотрудников
Ко-медиация – равновесие полов (лиза паркинсон, с 72)
-разнообразный опыт = семейный медиатор + медиатор-юрист
(паркинсон, с 73)
Медиатор дает надежду на будущее, учит уважать индивидуальность
другого, способствует общению в атмосфере теплоты, человечности и
понимания; помогает участникам расслабиться, вовлечь их в диалог;
принятие осмысленных решений, недопущение принуждения;
понимание существующих проблем, анализ путей продвижения
вперед; дать людям почувствовать себя услышанными и понятыми;
восстановить или поддержать доверие между участниками беседы;
ответственность за решение на участниках (паркинсон, с 185)
Работа не с тем, что вызвало проблему, а как ее решить
Медиатор признает, что сторона испытывает сильные негативные
эмоции и отмечает, что это вполне естественно. Таким образом пара
может избавиться от «необходимости выражать свой гнев,
обмениваясь агрессивными фразами на повышенных тонах».
(паркинсон, с 180)
Если супруги разводятся, имея ребенка, они не перестают быть
семьей, так как они по-прежнему играют роли родителей.
Л. Паркинсон отмечает, что в США больше используется термин
«медиация при разводе», в отличие от Европы, где принят термин
«семейная
медиация».
Очень
важно
отметить,
что
медиация
применяется не только том на этапе, когда пара решила расстаться, но
и в процессе разрешения множества других споров. (паркинсон, 18)
Исследование, проведенное в этом году в Республике Саха,
показало, что 58% опрошенных молодых людей, которые недавно
создали семью, в случае возникновения конфликта не стали бы
прибегать к процедуре медиации. Автор исследования делает вывод,
что «в целом население не готово обратиться к медиатору за
профессиональной помощью по урегулированию споров, так как мало
информировано о медиации». Причинами этого решения, по мнению
автора, могут служить «низкая правовая культура, убеждения о том,
что семья обязана самостоятельно справляться с конфликтом,
ментальность населения». 42 Люди не считают правильным «выносить
42
Лаппарова М. Г., Саввинова К.П. Изучение возможности обращения молодых семей к
медиатору // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции
«Студенческий
научный
форум»
[Электронный
ресурс]
//
URL:
сор из избы», даже если речь идет о квалифицированном специалисте.
Прояснение того, что каждый из них считает за проявление любви,
обучение коммуникативной компетентности
В брачном контракте согласно закону не могут быть прописаны
никакие отношения, кроме имущественных. В этом выражается его
недостаточность для прояснения ролей в семье.
Так, например, семейных адвокатов, больше привыкли давать советы
отдельный клиент и представляющий только его интересы клиента, должны перейти к
другая основа, которая позволяет двум спорящие людям работать вместе
чтобы найти свои собственные приемлемые решения без чрезмерного влияния
посредник. Кроме того, семейные юристы должны развивать отличные связи
навыки, начиная с использованием нейтрального языка, слушать внимательно, и
выражение эмпатии к эффективному обрамления вопросов. Они также нуждаются в
Четкое понимание психологии развода и соответствующего развития ребенка
исследование, чтобы быть надлежащим образом реагировать на клиента поведения и дискуссий.
Психологи, с другой стороны, должны перейти к более структурированной, taskoriented,
аналитический процесс, который не фокусируется исключительно на чувствах и
облегчение симптомов, но продолжает использовать межличностные навыки терапевта.
Они тоже должны воздерживаться от советов дарение. Эти специалисты должны также
узнать основную семью и налогового законодательства, а также отличные навыки черчения (
по Kelly, страница 39
http://www.scienceforum.ru/2016/2154/22486 (дата обращения: 24.04.2016).
Литература
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для
вузов. М.: ЮНИТИ, 2000. – 551 с.
2. Авсиевич М.Т. Супружеские конфликты и пути их преодоления :
(Материал в помощь лектору) // Авсиевич М.Т., к. филос. н.,
Мельник Л.И.; Правл. о-ва "Знание" БССР, Координац. совет по
пропаганде сов. образа жизни, ком. морали и этики. – Минск:
Правл. о-ва "Знание" БССР, 1988. – 22 с.
3. Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб. пособие // Т.В.
Андреева. − [3-е изд.]. – СПб.: Речь, 2004. – 243 с.
4. Болдина М.А. Организация социальной работы с молодой
семьей : учебное пособие по направлениям подготовки 040400
"Социальная работа", 050100 "Педагогическое образование",
050400 "Психолого-педагогическое образование" // М. А.
Болдина; М-во образования и науки Российской Федерации,
Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение
высш. проф. образования "Тамбовский гос. ун-т им. Г. Р.
Державина". – Тамбов: Изд-во ТГУ, 2013. – 124 с.
5. Болдина М.А. Технологии социальной работы с молодыми
семьями // Социально-экономические явления и процессы. 2013.
№5. С. 261-266.
6. Вдовина
М.В.
О
социальном
конструировании
межпоколенческого конфликта в семье и его разрешении //
Знание. Понимание. Умение. 2007. №4. С. 109-114.
7. Вдовина
М.В.
Межпоколенческие
отношения:
причины
конфликтов в семье и возможные пути их разрешения //
Информационный гуманитарный портал Знание. Понимание.
Умение.
[Электронный
ресурс]
//
URL:
http://www.zpu-
journal.ru/e-zpu/2009/3/Vdovina/ (дата обращения: 02.05.2016)
8. Гришина Н.В. Психология конфликта // Н.В. Гришина. – 2-е
изд., перераб. и доп. – Санкт-Петербург: Питер, 2008. – 538 с.
9. Жданова Л.Г., Каленова К.А. Межличностное взаимодействие в
молодой семье // Образование и наука в современных условиях.
2016. №1. С. 222-225.
10.Зинчина А.Б. Хрестоматия по конфликтологии // Сост.: Зинчина
А.Б. – Харьков: ХНАГХ, 2008. – 166 с.
11.Иванова Е.Н. Конфликтологическое консультирование: учебное
пособие // Е. Н. Иванова; М-во образования и науки Рос.
Федерации, Новосиб. гос. техн. ун-т. – Новосибирск: Изд-во
НГТУ, 2012. – 149 с.
12.Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы
семейного консультирования : учеб. пособие для студентов
вузов,
обучающихся
по
направлению
и
специальностям
психологии // О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2005. – 319 с.
13.Кон И.С. Мужчина в меняющемся мире [Электронный ресурс] //
URL:
http://www.e-reading.club/book.php?book=104262
(дата
обращения: 16.04.2016).
14.Кратохвил
С.
Психотерапия
супружеских
отношений
//
Станислав Кратохвил; пер. с чеш. Т.В. Даниловой под ред.
проф. Г.С. Васильченко. – Москва: Медицина, 2008. – 327 с.
15.Лаппарова
М.Г.,
Саввинова К.П.
Изучение
возможности
обращения молодых семей к медиатору // Материалы VIII
Международной
студенческой
электронной
научной
конференции «Студенческий научный форум» [Электронный
ресурс] // URL: http://www.scienceforum.ru/2016/2154/22486 (дата
обращения: 24.04.2016).
16.Луковцева А.К. Психология и педагогика : курс лекций : учебное
пособие для студентов // А. К. Луковцева. – Москва: КДУ Мир и
Образование, 2008. – 190 с.
17.Лукьянова И.Е. Семьеведение : учебное пособие для студентов
высших учебных заведений, обучающихся по направлению и
специальности "Социальная работа" // И.Е. Лукьянова, Э.М.
Прохорова, Л.П. Шиповская; под ред. проф. Е.А. Сигиды Рос.
гос. ун-т туризма и сервиса, Каф. психологии. – Москва:
ИНФРА-М, 2009. – 264 с.
18.Мариновская И.Д. Конфликтология : Учеб. пособие // И.Д.
Мариновская, В.Л. Цветков; Моск. акад. МВД России. – М.:
Щит-М, 2002. – 135 с.
19.Мацковский М.С. Социология семьи : Пробл. теории, методол. и
методики // Отв. ред. Г.С. Батыгин; АН СССР, Ин-т социологии.
– М.: Наука, 1989. – 112 с.
20.Ожегов С.И. Словарь русского языка [Электронный ресурс] //
URL: http://slovar.cc/rus/ojegov/ (дата обращения: 19.03.2016).
21.Официальный
сайт
Администрации
Санкт-Петербурга
[Электронный ресурс] // URL: http://gov.spb.ru/ (дата обращения:
09.05.2016).
22.Паркинсон Л. Семейная медиация: [перевод] // Лиза Паркинсон.
–
Москва:
Межрегиональный
центр
управленческого
и
политического консультирования, 2010. - 400 с.
23.Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050
"О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020
годы" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] //
URL:
http://base.garant.ru/12182235/
(дата
обращения:
17.03.2016).
24.Распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2014 г. N 1618-р
Об
утверждении
Концепции
государственной
семейной
политики в РФ на период до 2025 г. [Электронный ресурс] //
URL:
http://base.garant.ru/70727660/
17.03.2016).
(дата
обращения:
25.Рябова
Е.Л.
Культура
конфликтного
взаимодействия
в
современном российском социуме как фактор общественной
стабилизации : автореферат диссертации на соискание ученой
степени доктора политических наук : специальность 23.00.02
<Политические
институты,
политические
процессы
и
технологии> // Рябова Елена Львовна; [Рос. акад. гос. службы
при Президенте РФ]. – Москва, 2010. – 50 с.
26.Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г.
N 223-ФЗ [Элек]//http://base.garant.ru/10105807/
27.Сизанов А.Н. Подготовка подростков к семейной жизни // А.Н.
Сизанов. – Минск: Народная асвета, 1989. – 110 с.
28.Сорокина Е.Г. Конфликтология в социальной работе: учебник
для студентов высших учебных заведений, обучающихся по
направлениям подготовки "Социальная работа", "Управление
персоналом" (квалификация "бакалавр") // Е.Г. Сорокина, М.В.
Вдовина. – Москва: Дашков и К°, 2013. - 281 с.
29.Сысенко В.А. Устойчивость брака: Проблемы, факторы, условия
// В.А. Сысенко. – М.: Финансы и статистика, 1981. – 199 с.
30.Харви Г. Что такое ревность // Живая психология. 2014. №3. С.
24-26.
31.Целуйко В.М. Психология современной семьи: кн. для педагогов
и родителей // В.М. Целуйко. – М.: Владос, 2004. – 286 с.
32.Kelly J.B. Issues facing the family mediation field // Piperidine
Dispute Resolution Law Journal. 2000. Vol. 1, pp. 37-44.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв