Любивый Евгений Анатольевич, 2016
ПРОГРЕССИВНОЕ ВЛИЯНИЕ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Mens sana in corpore sano – обыкновенно этот афоризм Ювенала переводят как «Здоровый дух в здоровом теле». Слово «мens» в латыни является
многозначным; его первым переводом является «мышление»; под влиянием антично-христианской философии «мens» стали определять как «дух» (от древнегреческой категории νους – мысль) – в смысле внутреннего наполнения человеческой личности; более близкими к исконному значению – мens = мышление –
являются такие переводы как «ум» – способность человека мыслить, и «разум»
– познавательная способность человека, т. е. интеллект. Итак, правильней переводить латинское выражение как «Здоровое мышление в здоровом теле». Таким
образом, уже в античную эпоху люди знали и понимали, что физическое развитие благотворно влияет на интеллектуальные процессы.
Сегодня ученые России, Соединенных Штатов Америки, Европы и Австралии независимо друг от друга установили, что физические упражнения
способствуют прогрессу интеллектуальной деятельности, т. к. во время физических нагрузок в голове человека происходит нейрогенез – образование новых
нейронов мозга. Это происходит благодаря импульсам, проходящим от мышечных групп к головному мозгу. Также взаимосвязь между физическим развитием
тела и интеллектом связана с прошлым человечества; ученые Мельбурнского
технологического университета полагают, что люди-охотники, в отличие от
хищников, долго выслеживали и преследовали добычу, что способствовало постоянному напряжению и развитию интеллекта, который постоянно выполнял
задачи логического и прогностического характера.
Наибольший эффект для развития интеллекта достигается благодаря
упражнениям, которые делятся на несколько групп:
- увеличению объема мозга помогают упражнения на растягивания, бег,
ходьба, лыжи, плавание, удержание баланса, синхронизация движений рук и
ног, упражнения с верёвками и шарами;
- оперативную память улучшают балансировка на перекладине и бег босиком;
- скорость реакции и сообразительность развивают футбол, волейбол,
теннис, бадминтон;
- гольф способствует творческим способностям;
- гимнастика развивает волевую и эмоциональную сферу интеллекта, а
также внимание, наблюдательность, находчивость и быстроту соображения;
- особенную группу составляют физические нагрузки, выполненные в
рамках культурно-этнических видов занятий, такие как йога (растягивает мышцы, насыщает мозг кислородом и упорядочивает мыслительные процессы),
тайчи (обеспечивает систематические импульсы от мышечных групп к мозгу),
фитнес и аэробика (поддержание и тела, и мозга в постоянном тонусе).
Для того, чтобы с самого утра «завести» интеллект с помощью физических упражнений, нужно выполнять утреннюю гигиеническую гимнастику, которая включает в себя: потягивания, наклоны назад, вперед, в стороны и повороты туловища, пружинистые приседания, маховые и координационные движения.
Для людей, занятых в интеллектуальной сфере, существует ряд вариантов
упражнений, которые следует выполнять еженедельно, два раза в неделю или
каждый день, и которые включают в себя плавание, спортивные игры, легкоатлетические и общеразвивающие упражнения умеренной интенсивности. Через
каждые два часа умственной работы выполняется 10-минутный комплекс гимнастических упражнений. Кроме того, необходимо комплексно организовывать
свой образ жизни, чтобы интеллектуальная деятельность не приносила утомления. Необходимо выработать четкий режим труда и отдыха и регламентировать
питание. Физическая активность определяется выполнением 15–20-минутной
зарядки на воздухе, физкультурными паузами после 1,5–2 ч. умственных нагрузок, прогулками на свежем воздухе по 45–60 мин.
В итоге, прогресс в умственной сфере достигается благодаря синтезу интеллектуальных занятий и физических упражнений, которые позволяют не
перегружать мозг избыточной информацией, а напротив, содействуют усвоению знаний, решению абстрактных задач, увеличивают мыслительные способности человека.
Библиография
1.
Влияние физических упражнений на умственные способности //
Теория и методика физического воспитания и спорта. URL: http://www.fizkulturaisport.ru/biologiya/fiziologiya/713-vliyanie-fizicheskix-uprazhnenij-na-umstvennyesposobnosti.html
2.
Влияние физической культуры на улучшение умственной работоспособности. URL: http://studbooks.net/689116/turizm/vliyanie_fizicheskoy_kultury_uluchshenie_umstvennoy_rabotosposobnosti
3.
Занятия гимнастикой и развитие интеллекта // Теория и методика
физического воспитания и спорта. URL: http://www.fizkulturaisport.ru/vidysporta/gimnastika/165-zanyatiya-gimnastikoj-i-razvitie-intellekta.html
4.
Каданев В. А. Влияние физических нагрузок и естественносредовых
факторов на физическую и умственную работоспособность студентов. URL:
http://www.dissercat.com/content/vliyanie-fizicheskikh-nagruzok-i-estestvennosredovykh-faktorov-na-fizicheskuyu-i-umstvennuyu
5.
Кто быстро бегает, тот быстро и соображает // Наука и технологии
России.
URL:
http://www.strf.ru/material.aspx?
CatalogId=222&d_no=78697#.WLBsndSLT4Y
6.
Ростигаева А. Н. Спорт и интеллект. URL: https://sibac.info/
studconf/hum/xix/37570
7.
Спорт и мозг. Как физическая активность влияет на интеллектуальную деятельность. URL: http://razvitie-intellecta.ru/sport-i-mozg-kak-fizicheskayaaktivnost/
8.
Умственная работоспособность и физические нагрузки. URL:
http://refedu.ru/fizkuletura-dlya-aktivnih-studentov.html?page=5
9.
Ученые: занятия бегом стимулируют умственную деятельность //
Российское агентство медико-социальной информации. URL: http://riaami.ru/
read/uchenye-zanyatiya-begom-stimuliruyut-umstvennuyu-deyatelnost
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв