Психологические особенности временной перспективы у современных студентов

Выпускная квалификационная работа посвящена изучению психологических особенностей временной перспективы у современных студентов ВУЗов. Актуальность темы. В настоящее время в психологии наблюдается возросший интерес к проблеме временной перспективы личности. Разумно выстроенная временная перспектива, постановка наполненных личностным смыслом целей в ближайшем и отдаленном будущем, способствует развитию осознанности и сохранению психической стабильности. Вопрос об исследовании временной перспективы личности приобретают особую значимость применительно к студенческому периоду жизни в связи с тем, что именно в данный период идет активное совершенствование данного образования. Изыскания, проведенные в этой работе, позволяют дополнить и обобщить существующие теоретические и эмпирические исследования, взглянуть на данный вопрос свежим взглядом. Цель исследования – выявить особенности временной перспективы студентов. Объект исследования – временная перспектива личности. Предмет исследования–особенности временной перспективы у современных студентов. Задачи исследования: -изучение теоретических подходов к проблемы временной перспективы; - подбор адекватных, заявленной теме исследования, методик; -выявление психологических особенностей временной перспективы у студентов; -анализ полученных результатов и формулирование выводов; - рекомендации студентам по оптимизации временной перспективы Гипотеза исследования: студенты 1-2 курсов в преобладающем большинстве имеют краткосрочную перспективу, связанную с гедонистическим настоящим и текущими учебными задачами, а студенты 3-4 курсов имеют пролонгированную временную перспективу, связанную с личной реализацией во взрослости. Теоретико— методологическая основа исследования: Теоретико-методологическую основу работы составляют принципы -культурно-исторической (Л.С. Выготский); -деятельностной психологии (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); -культурно-деятельностной методологии и психологии; -деятельностно-смысловой подход как динамическая парадигма в культурно-деятельностной психологии (А.Г. Асмолов, И.В. Абакумова, Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, В.А. Иванников, Д.А. Леонтьев, М.Ш. Магомед-Эминов, В.Ф. Петренко, В.А. Петровский, Ю.К. Стрелков и др.); -теория психологического пространства и временной перспективы Курта Левина; -мотивационный подход к изучению временной перспективы будущего Ж. Нюттена; -концепция временной перспективы Ф. Зимбардо; -событийный подход Е. И. Головаха и А. А. Кроник и др.; -положения подходов к изучению юношеского периода личности (Л.И. Божович, А.А. Кроник, И.С. Кон и др.). Методический инструментарий исследования: 1) теоретические - анализ психолого – педагогической, научно-методической литературы по теме исследования; 2) эмпирические: -тест оценки жизненной и временной перспективы личности, в адаптации Н.И.Никольской; -опросник временной перспективы Ф. Зимбардо, в адаптации А. Сырцовой и коллег ; -шкала временных установок Ж. Нюттена; 3) методы статистической обработки данных: -тест Шапиро—Уилка; -расчет непараметрического критерия Манна-Уитни; -факторный анализ. Эмпирическая база исследования: эмпирическое исследование проводилось с декабря 2018 года по май 2019 года. В декабре 2018 года на базе экологического факультета Башкирского Нефтяного Государственного Университета, в апреле-мае 2019 года на базе филологического факультета Башкирского Государственного Университета, в мае 2019 на базе экономического факультета Уфимского Государственного Авиационного Технического Университета города Уфы. В исследовании приняли участие студенты первого, второго, третьего и четвертого курсов. Количество людей, принявших участие в исследовании – 90, в возрастном диапазоне от 18 до 23 лет. Научная значимость исследования. На сегодняшний день происходит интенсивное изучение временной перспективы личности. Данная работа позволит дополнить и систематизировать особенности временной перспективы и временной установки в студенческом возрасте, а также выявить их специфику в процессе обучения. Изучение данного вопроса необходимо для оценки личностно-профессионального развития будущего специалиста, и выявления специфики ценностного осмысления и формирования личной жизненной позиции в период освоения профессии. Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности психолога по формированию и расширению временной перспективы у студентов, в проведении тренинговых и консультативных занятий.

Общественные науки в целом
Дипломы

Вуз: Башкирский государственный университет (БашГУ)

ID: 5f38ea5dcd3d3e0001ba9c72
UUID: 1d360fd0-c1c6-0138-1b08-0242ac180006
Язык: Русский
Опубликовано: больше 4 лет назад
Просмотры: 531

24.62

Ольга Александрова


0

Комментировать 0

Рецензировать 1

Скачать - 2,2 МБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

Рецензия от Ольга Александрова
Наименование темы выпускной квалификационной работы: «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ У СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ» Актуальность исследования. В настоящее время в психологии наблюдается возросший интерес к проблеме временной перспективы личности. Увеличение объема перерабатываемой информации современным индивидом, ускорение темпа жизни, а также насущная необходимость постоянно п...

больше 4 лет назад
Для лиц старше 18 лет