Психологические трудности при освоении физики
Устинова Ю.А.
Изучение физики в рамках общего образования имеет очень большое
значение. Этот предмет призван отражать научный подход к
познавательной деятельности учащихся. Обычно изучение данного
предмета базируется на анализе простых моделей, при помощи которых
физика описывает окружающий мир. Но, невзирая на кажущуюся
простоту, в процессе преподавания физики в школе возникает очень
много проблем психологического характера, которые мешают учащимся
освоить данную дисциплину.
Изучение физики предполагает наличие у обучающихся свойства
личности адекватно осмысливать реальности и анализировать способы ее
изменения. Для этого необходимо наличие интеллекта как основы
понимания. Интеллект – качество психики, состоящее из способности
осознавать новые ситуации, способности к обучению и запоминанию на
основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций, и
использованию своих знаний для управления окружающей человека
средой. Именно интеллект необходим для реализации научнопознавательной деятельности, так как она носит индивидуальный
характер.
В книге Г. Селье «От мечты к открытию: как стать ученым» подробно
рассмотрены требования к личностным качествам человека, который
занимается научно-познавательной деятельностью. К сожалению, не все
учащиеся обладают такими качествами, и изучение физики становится
для них сложным. Возникает чувство фрустрации (психологического
состояния, вызванное неудачей в овладении предметом). У ребенка
формируются отрицательные черты поведения, и даже агрессия,
вызванная собственными неудачами. Ученик начинает невольно
задумываться над тем, что он никогда не будет таким гениальным, как
Эйнштейн, Галилей, Вольт и т.д. Ребенку трудно осмыслить информацию
о том, что великий итальянец Энрико Ферми на заброшенной
баскетбольной площадке сумел произвести первое в истории деление
атомов, и среднестатистический школьник начинает чувствовать себя
ущербным, неполноценным. Во время прохождения практики в школе, я
начала замечать, что дети, которые не имеют определенных
«способностей» в изучении данного предмета, просто престают как-либо
им интересоваться, более того, современных детей достаточно сложно
стимулировать – даже отметки по предметам их мало волнуют.
Определенные трудности при изучении физики у учащихся вызывает и
освоение терминологии и понятийного аппарата этой науки. В психологии
различают два пути запоминания: механическое и осмысленное.
Естественно, что последнее более продуктивное, чем запоминание без
достаточного понимания материала. Одним из важных приемов, с
помощью которого можно осмыслить необходимый для запоминания
материал, является смысловая группировка или членение материала на
части. Но при изучении, например, физических терминов, этот прием
применять очень сложно. Как показывает практика, есть способ, который
помогает более наглядно объяснить ребенку какие-либо физические
закономерности – это проведение лабораторных работ. При таком виде
изучения материала ученик не просто старается представить то, что ему
излагают, но и сам попробует повторить некоторые законы физики. Но и
здесь есть сложности – проведение лабораторных работ на каждом уроке
невозможно.
Еще одним важным фактором при изучении физики в школе является
и то, что не каждый преподаватель учитывает существующие типы
памяти
(зрительную,
слуховую,
осязательную,
двигательную,
эмоциональную). Педагог должен уметь использовать во время своего
урока все многообразие анализаторов, тогда будет обеспечено
сознательное усвоение понятий и прочное запоминание терминов.
Следующая трудность, с которой сталкивается учащийся в процессе
изучения физики – это поиск решения задачи. При решении физических
задач ребенок, как правило, просто перебирает возможные варианты в
поисках верного решения. Это преподносится как развитие творческого
подхода. Но так ли это? С точки зрения психологии это не совсем верно,
так как в сознании обучающегося этот прием прочно фиксируется и в
дальнейшем он его использует при решении бытовых важных задач, а
результат при этом оказывается случайным и ошибочным. Между тем
решение задач по физике должно быть направлено на формирование
предметной
компетенции
в
этой
области
и
носить
учебноисследовательский характер. На этом предмете должен формироваться
единый алгоритм для решения, который в дальнейшем можно применять
на практике. Этот структурированный подход в последствии можно
использовать и при решении задач на других учебных предметах, что
является важным вкладом в развитии метапредметной связи.
Трудности в изучении физики неизбежно ведут к тому, что многие
учащиеся начинают отставать по этому предмету. Можно выделить две
группы причин неуспеваемости.
Во-первых, это внешние причины (снижение ценности образования в
обществе, сухость учебного материала, перегрузка и т.д.)
Во-вторых, внутренние причины (низкое развитие интеллекта,
отсутствие положительной мотивации, слабое развитие волевой сферы,
проблемы со здоровьем и т.д.)
Таким образом, чтобы избежать таких негативных последствий при
изучении физики, как неуспеваемость, отсутствие необходимых
практических знаний, неумение применять полученные знания на
практике, следует при подготовке и проведении занятий
учитывать
психологические особенности развития учеников, такие как возрастные
особенности,
особенности их нервной системы, способность к
саморазвитию и самопознанию, используемые способы запоминания.
Литература
1. Бугаев А. И. Методика преподавания физики в средней школе М.
Просвещение,
1981
2. Галтерштейн Л. Я. Занимательная физика М. Росмен, 1998
3. Зуев П. В. Повышение уровня физического образования в процессе
обучения
школьников
УрГПУ
Екатеринбург,
2000
4. Зуев П. В. Простой физический эксперимент как средство
формирования естественнонаучных умений у учащихся Свердл. обл. ИУУ,
Екатеринбург,
1992
5. Ланина И. Я. Не уроком единым. Развитие интереса к физике М.
Просвещение,
1991
6. Майкл ди Специо Занимательные опыты. Свет и звук. Электричество и
магнетизм
М.
Аст
Астрель,
2006
7. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе М.
Просвещение, 1977
8. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов
общего образования [Текст]: проект / Российская академия образования;
под ред. , . – М. : Просвещение.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв