Л.С. Глухих,
психолог
Психологическое сопровождение семьи аутичного ребенка
Семья
аутичного
ребенка,
часто
испытывающая
различные
сложности в его воспитании, связанные с особым психофизиологическим
развитием своего малыша, часто лишена не только психологической
поддержки близких людей, но и общества. Окружающие не всегда
понимают особенности аутизма, а иногда и самим родителям бывает
трудно объяснить причины такого поведения ребенка.
Как пишет Л.М. Сиголаева, «по данным института педагогики РАО,
частота детского аутизма составляет 15–20 случаев на 10 тысяч детского
населения. В действительности количество аутичных детей больше, так
как стертые формы аутизма, значительно деформирующие личность и
представляющие серьезную социальную и психолого-педагогическую
проблему» [12, с. 293].
Согласно
Международной
классификации
болезней
10-го
пересмотра (МКБ-10) детский аутизм (F84.0) включен в рубрику F84 –
общие расстройства психологического развития. Для постановки диагноза
необходимо появление нарушения в одной из сфер (до 3-х лет):
рецептивная или экспрессивная речь, используемая при социальном
общении,
развитие
реципрокного
селективных
социального
социальных
взаимодействия,
привязанностей
или
функциональная
или
символическая игра. За рубежом, в соответствие с DSM-IV, под аутизмом
понимается специфические ограничения в возможности фантазирования,
общения и социального взаимодействия [6, 10].
Психологическое сопровождение семей с аутичным ребенком в
осуществляется в индивидуальной форме в несколько этапов и включает в
себя такие формы работы, как психолого-педагогическое обследование
(психодиагностика), консультирование и психокоррекция.
В рамках психологической диагностики мы осуществляем сбор
психологического
дополнительной
анамнеза
информации,
(беседа
в
том
с
родителями,
числе
изучение
медицинских
карт
и
заключений, записей об успеваемости, заключений ПМПК и т.д.) [14].
Наиболее важными маркерами в психодиагностической, на наш
взгляд, являются: наличие материнского токсикоза, резус-конфликта,
тяжелые соматические заболевания (грипп, краснуха и др.), прием
медикаментов, наличие тяжелых психотравмирующих ситуаций, наличие
стимуляции в родовой деятельности, отсутствие соответствия режиму сна
и бодрствования; отсутствие специальных ритуалов для засыпания;
отсутствие
комплекса
оживления
наличие
тяжелых
соматических
заболеваний, травм, особенности игровой деятельности (как начал играть,
какими игрушками, предметами); особенности развития речи после года;
наличие страхов и/или фобий (например, животных, птиц, других
необычных страхов, темноты); проблемы в поведении: истерики,
негативизмы, отсутствие целенаправленность, ауто- и/или гетероагрессия,
отсутствие реакции на чтение книг, (наличие чрезмерной фиксации на
соматическую боль). Особенно важно собрать психологический анамнез
жизни родителей: к которому относятся перенесенные в прошлом
соматические и/или психические болезни, особенности реакций на них;
становление
профессионального
пути,
формирование
трудовой
деятельности и удовлетворенность ими; развитие семейных и интимных
отношений; особенности межличностных отношения с ближайшим
микросоциальным окружением вне семьи; наиболее тяжелые события
жизни (психологические травмы), особенности реакций на них; наличие
вредных привычек [1, 2, 4].
Из опыта своей работы с такими семьями могу отметить, что труднее
всего
в
сборе
психологического
анамнеза
является
выявление
особенностей жизни самих родителей, т.к. матери и отцы, имеющие
ребенка с ранним детским аутизмом, не всегда психологически готовы
обсуждать с педагогом-психологом свои собственные проблемы, а не
только проблемы ребенка.
В
рамках
различные
психологического
сопровождения
экспериментально-психологические
мы
методы
используем
диагностики
(ОРО (А.Я. Варга, В.В. Столин) и опросник «Взаимодействие РодительРебенок» (ВРР) И.М. Марковской, «Измерение родительских установок и
реакций» (PARI), «Незаконченные предложения», опросник интерперсонального диагноза Т. Лири и др.) [5, 7, 9].
При
проведении
консультирования
индивидуального
педагоги-психологи
чаще
всего
психологического
придерживаются
следующих стадий проведения: установление контакта, выявление
проблемы и запроса на психологическую помощь, определение желаемого
результата у клиента.
Для установления благоприятного психологического контакта с
семьями детей с аутистическим синдромом нами используются такие
техники,
как
рефлексивное
и
нерефлексивное
слушание,
перефразирование, уточнение и выяснение, отражение, резюмирование.
В рамках выявления проблемы и запроса нам важно определить
локусы жалоб таких семей (субъективный (например, на ребенка, супруга,
родственников, самого себя, общества), объективный (на нарушение
собственного психосоматического здоровья, поведенческие расстройства,
на психологическую ситуацию в целом, на несоответствие ролевому
поведению ближайшего окружения).
В практической деятельности нами были выявлены объективные
локусы жалоб у родителей таких семей (в целом, неудовлетворенность
качеством собственной жизни), требующие психологической коррекции в
индивидуальной форме.
Для дальнейшей работы по сопровождению таких семей важно
определить аутодиагноз у родителей (собственное объяснение природы
аутизма, основанного на различных представлениях (некоего подобия
этиологии и патогенеза).
В.Ю. Меновщиков выделяет следующие типы аутодиагнозов: «Злая
воля» (непонимание и нежелание понять причины возникновения
болезни);
«Психическая
аномалия»
(осознание
родителями
возникновения у ребенка психической патологии); «Органический
дефект» (определение аутистического синдрома как врожденного);
«Генетическая запрограммированность» (наличие наследственности со
стороны себя или супруга (супруги); «Индивидуальное своеобразие»
(понимание особенностей ребенка как проявление личностных черт;
«Собственные неверные действия» (оценка собственного поведения и
поведение
возможного
чувства
вины);
«Собственная
личностная
недостаточность» (тревожность, неуверенность, пассивность родителя);
«Влияние третьих лиц» (родителей, супруга, бабушек, дедушек и т.д.);
«Неблагоприятная ситуация» (наличие нескольких проблем у клиента
(например, развод, потеря работы, смерть близких и т.д.); «Направление»
(«Меня к Вам направили…» и далее называется официальный орган,
директор
школы
или
иной
руководитель)
[8].
У родителей, имеющих детей с аутистическим синдромом, обращавшихся
за психологической консультацией в Центр лечебной педагогики и
дифференцированного обучения, были выявлены такие самодиагнозы, как
«Психическая аномалия» и «Неблагоприятная ситуация». Таким образом,
родители осознают наличие дефекта у ребенка и влияние других
жизненных ситуация на воспитание и обучение ребенка с аутизмом.
Мы предполагаем, что наиболее важным для эффективного
психологического сопровождение данной категории родителей является
выяснение самостоятельной формулировки проблемы. Под проблемой мы
понимаем желание клиента изменить ситуацию и отношение к ней.
Наиболее частой проблемой у родителей, воспитывающих ребенка
с ранним детским аутизмом, является неуверенность в себе, требующая
индивидуальной психологической коррекции в рамках психолого-
педагогического сопровождения семьи.
В рамках консультирования для нас важным стало определение
материнского и отцовского запроса на работу педагога-психолога.
Основным таким запросом родителей, занимающихся воспитанием
ребенка
с
аутизмом,
было
желание
сформировать
оптимальную
родительскую позицию, обучение навыкам взаимодействия со своим
ребенком и другими членами семьи.
По
результатам
консультирования
психолого-педагогического
мною
создаются
обследования
индивидуальные
и
программы
сопровождения данной категории родителей. В программы нами
включаются различные методы психологической коррекции, которые
имеют положительные результаты с родителями детей с нарушениями в
общении: песочная арт-терапия (построение мира в песке; выбор
«жителей»; обдумывание названия песочной страны; переживание и
реконструкция мира в песке, демонтаж песочницы); сказкотерапия
(использование авторских сказок Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой); позитивная
терапия (техники «Волшебная палочка»; «Работа с объяснениями»;
«Ревизия
прошлого»,
«Проверка
будущим»,
«Фокусирование
на
прогрессе»); когнитивная терапия (использование следующих техник:
выявление автоматических мыслей и дезадаптивных убеждений (расспрос
клиента о чувствах, которые возникают в той или иной ситуации);
сосредоточение на образах (погружение с помощью воображения в
реальную проблему консультируемого); декатастрофикация [3, 11, 13, 15].
Учитываю психологические и социальные особенности детей с
нарушениями общения, основной упор нами был направлен на поддержку
и сопровождение родителей.
При проведении психологических мероприятий с такими родителями
большую
эффективно
показал
метод
позитивной
психологической
коррекции. Наиболее благоприятный отклик у родителей вызвали техники
«Ревизия прошлого» («Как Вы думаете, пережитые трудности закаляют
человека или делают его слабее?»); «Проверка будущим» (Предположим,
Вы достигли того, что хотели. Какой будет Ваша жизнь через полгода
после достижения цели, год после достижения цели, два года (три, пять
лет)».
Следовательно,
таким
родителям
важно
ориентироваться
на
позитивные моменты прошлого и находить ресурсы для воспитания и
развития своего особого ребенка.
Психологическое сопровождение семей, имеющих детей с аутичным
спектром поведения, остается
проблематичным. Родители очень часто
могут выполнять задания, предлагаемые психологом, для работы со своим
ребенком, но не всегда психологически готовы работать с собственными
проблемами и решать их.
Литература
1. Вассерман Л.И., Трифонова Е.А., Щелкова О.Ю. Психологическая
диагностика и коррекция в соматической клинике. СПб.: Речь, 2011.
271 с.
2. Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиагностика:
теория, практика и обучение. СПб.: СПбГУ; М.: Академия, 2004.
736 с.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. СПб.: Речь, 2010.
172 с.
4. Иовлев Б.В., Щелкова О.Ю. Беседа как интерактивный метод
клинико-психологической диагностики. [Электронный ресурс] //
Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 4.
URL: http://medpsy.ru (13.10.2013).
5. Калягин В.А., Матасов Ю.Т., Овчинникова Т.С. Как организовать
психологическое сопровождение в образовательных учреждениях.
СПб.: КАРО, 2005. 240 с.
6. Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические
описания и диагностические указания [Электронный ресурс]. URL:
http://vocabulary.ru/ (13.10.2013).
7. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми.
Цели, задачи и основные принципы. СПб.: Речь, 2005. 150 с.
8. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование.
М.: Смысл, 2000. 109 с.
9. Практикум по возрастной психологии: под ред. Л.А. Головей,
Е.Ф. Рыбалко. СПб.: Речь. 2002. 694 с.
10.Психиатрия детского и подросткового возраста: под ред. К.
Гиллберта, Л. Хеллгрена. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. 544 с.
11.Сакович Н.А. Технология игры в песке. Игры на мосту. СПб.: 2008.
176 с.
12.Сиголаева Л.М. Навык рекреации – необходимая составляющая
процесса
сопровождения
дополнительного
аутичного
образования
//
ребенка
Известия
в
системе
Российского
государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
2009. № 112. С. 293–298.
13.Таланов В.Л.,
Малкина-Пых И.Г.
Справочник
практического
психолога. СПб.: Сова; М.: ЭКСМО, 2002. 928 с.
14.Токарь О.В. Детская практическая психология в кратком изложении.
М.: Флинта, 2008. 224 с.
15.Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамическая песочная
терапия. СПб.: Речь, 2010. 208 с.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв