Работа социального педагога с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья

Решая первую задачу исследования, мы пришли к выводу, что все семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, имеют определенные признаки: - родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего ребенка (это можно обо- значить как нарушение временной перспективы); - личностные проявления и поведение ребенка не отвечают ожиданиям родителей и как следствие вызывают у них раздражение, горечь, неудовлетворенность; - семейные взаимоотношения нарушаются и искажаются; - социальный статус семьи снижается – возникающие проблемы затрагивают не только внутрисемейные взаимоотношения, но и приводят к изменениям в ее ближайшем окружении; родители стараются скрыть факт нарушения психического развития у ребенка и наблюдения его психиатром от друзей и знакомых, соответственно круг вне семейного функционирования сужается; - «особый психологический конфликт» возникает в семье как результат столкновения с общественным мнением, не всегда адекватно оценивающим усилия родителей по воспитанию и лечению такого ребенка. Решая вторую задачу исследования, мы выявили главную цель социально-педагогической деятельности в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями. Цель заключается в оказании помощи семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка-инвалида, способствовать ее оптимальному решению, несмотря на имеющиеся объективный фактор риска; воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитационного процесса. Иными словами, цель социального педагога – способствовать социальной адаптации и реабилитации семьи в ситуации рождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Задача социального педагога – помочь родителям преодолеть первоначальную реакцию подавленности и растерянности, а в дальнейшем занять активную позицию в реабилитации ребенка, сосредоточив усилия не только на лечении, но и на развитии его личности, на поиске адекватных способов социализации и достижении оптимального уровня адаптации в обществе. Для этого социальный педагог оказывает образовательную помощь: предоставляет семье информацию, касающуюся этапов восстановительного лечения и перспектив ребенка, подкрепляя ее документальными фактами, фото и видеоматериалами, сообщает о возможности установления временной инвалидности и связанных с ней льгот. Решая третью задачу исследования, нами был организован констатирующий этап эксперимента с целью выявления особенностей семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Мы использовали следующие методы исследования: 1. Беседа совместно со специалистами, родителями и детьми. 2. Анкета «Социальный паспорт семьи», составленный нами на основе изученных ранее методик по проблеме: ОРО «Опросник родительских отношений» А.Я. Варга и В.В. Столин; «Определение воспитательских умений у родителей детей с ОВЗ» В. В. Ткачева (Приложение 1). 3. Семейное коллективное художественное творчество («Автопортрет» Е. С. Романова и С. Ф. Потёмкина). Таким образом, в результате исследования с помощью метода беседа, было выявлено, что семьи воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, предрасположены к эмоциональному выгоранию. По результатам проведённой диагностики «Социальный паспорт семьи», максимальное количество благополучных ответов могло составить 100% (250 ответов). Таким образом, мы сделали вывод, что неблагополучных ответов составило 56% (84 ответа), а благополучные 44% (66 ответов), и говорит о том, что семьи, воспитывающие ребенка с ОВЗ, сталкиваются с постоянными трудностями, как моральными, так и физическими. Результаты следующей методики «Автопортрет»: рисунки родителей, изобразивших себя в серых тонах, предпочтение цветовой гаммы карандашей был серый и тусклый, родители были изображены поникшими и уставшими. Отсюда можно сделать вывод, что родителям с детьми с ОВЗ не хватает помощи, особенно матерям-одиночкам. Мы пришли к выводу: семьи, воспитывающие ребенка с ОВЗ, сталкиваются с постоянными трудностями, как моральными, так и физическими. Это говорит об эмоциональном истощении семей, о перенагрузке связанной с уходом за детьми с ОВЗ, о хронической усталости, как моральной психологической, так и физической. На основе этого мы пришли к заключению, что данная группа семей нуждается в оказании социально-педагогической помощи на базе ВОО Благотворительного фонда «Дети в беде». Решая четвертую задачу нашего исследования, мы организовали формирующий этап эксперимента и рекомендовали семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, пройти одну из программ фонда: «Страна оранжевого солнца». В рамках данной программы организуется летний оздоровительный отдых детей инвалидов и сопровождающих их родителей. Цель данной программы: предоставление детям и подросткам со сложной структурой заболевания возможности полноценного оздоровительного отдыха, развитие их коммуникативных качеств, необходимых для адаптации в обществе. Создание условий безбарьерного вхождения инвалидов

Народное образование. Педагогика
Дипломы

Вуз: Волгоградский государственный социально-педагогический университет (ФГБОУ ВПО "ВГСПУ")

ID: 5eff551fcd3d3e00013e34a0
UUID: a6125eb0-9f73-0138-0d16-0242ac180006
Язык: Русский
Опубликовано: больше 4 лет назад
Просмотры: 295

15.9

Александра Владимировна Моисеева

Волгоградский государственный социально-педагогический университет (ФГБОУ ВПО "ВГСПУ")


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 2,1 МБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет