Е.Г. Рудь
Научный руководитель
к.и.н., доцент каф. всеобщей истории и МО А.А. Самохин
РАЗМЕЩЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ ПРО США В
БОЛГАРИИ И РУМЫНИИ КАК УГРОЗА БЕЗОПАСНОСТИ
РОССИИ В ЧЕРНОМОРСКОМ РЕГИОНЕ
Аннотация
Проблема обеспечения национальной безопасности РФ в Черноморском
регионе в связи с размещение элементов системы ПРО США на
территории Болгарии и Румынии приобрело особое значение после
возникновения напряженности во взаимоотношениях Россия-НАТО в 2014
году. Черноморский регион становится все более уязвимым, в
особенности, после того, как НАТО увеличивает свое военное присутствие
в регионе. В следствии чего и происходит усиление со стороны России
своего военного арсенала по подготовки отражения возможной агрессии
со стороны Запада, с мест дислокации объектов ПРО. И эти усилия
являются вполне объективными и аргументированными.
Ключевые слова: НАТО, США, Черноморский регион, безопасность,
элементы системы ЕвроПРО, угроза.
Крушение биполярной системы международных
отношений в результате поражения СССР в Холодной войне
резко изменило геополитическую расстановку сил в мире, в
том числе, и ситуацию в Черноморском регионе. В 90е годы он
становится зоной интересов стран Причерноморья, бывших
союзников по Варшавскому договору и партнеров по Совету
экономической взаимопомощи - Болгарии и Румынии, вновь
образованных государств бывших республик Советского Союза
– Молдовы, Украины, Грузии и Турции, как союзника НАТО в
регионе. На фоне резкого ослабления российских
возможностей влиять на обстановку в регионе США, ЕС и
НАТО активно использовали ситуацию для расширения своего
присутствия в Причерноморье. Ситуация еще более
обострилась в контексте национальных интересов и
безопасности РФ после приобретения статуса полноценных
членов альянса Болгарии и Румынии в 2004 году. А
сегодняшние действия Североатлантического альянса на
Восточном фланге с каждым днем создают не только новые
разделительные линии между государствами, но и ухудшают
ситуацию в военной сфере.
Еще в 2002 году США в одностороннем порядке выходят из
договора по противоракетной обороне и сосредотачиваются на
построении национальной системы противоракетной обороны с
опорой на союзников по НАТО, которая в дальнейшем
получила статус ЕвроПРО, элементы которой
предусматривалось размещать в странах Центральной и ЮгоВосточной Европы, таких как Польша и Чехия, а также
Болгария и Румыния.
На территории этих государств началась реализация
плана размещения ПРО США, что, в свою очередь, создало
условия, угрожающие непосредственно национальной
безопасности России. Любые предложения России о постройке
единой, российско-европейской системы ПРО просто
отклонялись. Что и произошло на саммите 2010 года в
Лиссабоне.
Но представители Североатлантического альянса каждый
раз подчеркивают, что их действия полностью соответствуют
международным обязательствам организации и что их силы и
возможности в Восточной Европе не представляют никакой
угрозы для России.
Запад продолжает реализовывать комплекс мер,
направленных на усиление «восточного фланга» и повышение
боевых возможностей объединенных вооруженных сил союза. В
основном, это было отмечено в положениях «Плана действий
по повышению боевой готовности ОВС НАТО», которые были
приняты главами государств и правительств стран блока на
саммите организации в Великобритании в декабре 2019 года. А
для сдерживания РФ были приняты следующие решения:
организация передового военного присутствия воинских
формирований государств альянса, активизация всех видов
разведки, привлечение дополнительного количества
истребителей ВВС ведущих государств союза к охране
воздушного пространства Румынии и Болгарии, усиленное
патрулирование постоянными группами объединенных ВМС
НАТО акватории Черного моря, изменение направленности
оперативной и боевой подготовки ОВС блока в сторону
отработки вопросов «коллективной обороны» и проведения
масштабных войсковых учений в регионе. [1]
Территория Черноморского региона ставится «под
прицел» противоракетных систем США.
Восточный регион подвергается форсированной
милитаризации, то есть Америка размещает в этих странах не
только свои противоракетные элементы, но и тяжелое
вооружение в составе танков, артиллерийских систем и боевой
техники вплоть до ядерных ракет. [2]
Компенсацией для России, в значительной степени,
послужило присоединение в 2014 году Крыма и возможность
расположения на его территории противокорабельных и
противоракетных систем.
В Крыму, к примеру, уже дислоцированы мобильные
противокорабельные ракетные комплексы «Бастион-П»
(досягаемость до 300км) и «Бал» (дальность поражения 120 и
260км), дальность пусков которых позволяет гарантированно
уничтожить любую цель в акватории Черного моря. Также с
2015 года на территорию были переброшены ракетные
комплексы береговой обороны, прикрытые едва ли не самыми
совершенными системами в мире – «Триумф», Черноморский
флот пополняется сторожевыми кораблями, которые оснащены
крылатыми ракетами «Калибр», способные поражать цели во
всей акватории Черного моря.
Якобы для «предотвращения наступательного удара» со
стороны России и было предложено развернуть в Румынии и
Болгарии современные системы ПРО, расширить район учений
кораблей НАТО, а также помочь Украине и Грузии в развитии
«национального оборонного потенциала».
Стоит напомнить, что именно Румыния стала первым
государством-партнером, подписавшим рамочный документ
программы «Партнерство ради мира». А общий интерес для
НАТО это государство представляет прежде всего благодаря
своему географическому положению: выход к Черному морю,
непосредственная близость к Балканскому региону, а также
прохождение по их территории речной артерии – Дуная.
После заявления со стороны Румынии, Болгария, в свою
очередь, также заявила о готовности начать переговоры с
Соединенными Штатами о размещении элементов ПРО, или
как было сказано: «противоракетного щита», на территории
уже своего государства. [3]
В марте 2014 года США, а затем в апреле этого же года
Североатлантический альянс прекращают диалог с Россией по
ПРО, сославшись на украинский кризис, продолжая при этом
модернизацию военного оборудования и испытания
противоракет. [4]
14 февраля 2019 года генеральный секретарь НАТО Йенс
Столтенберг по итогам заседания министров обороны
Североатлантического альянса заявил, что НАТО
разрабатывает возможность еще большего усиления
присутствия в Черноморском регионе. И для «соблюдения
порядка» в Черном море страны НАТО хотят задействовать
наблюдение не только на суше, но и с воздуха и отправить
большое количество кораблей в Черное море. Опят же лишь
для того, чтобы заставить Россию быть менее агрессивной в
море.
А летом 2019 года НАТО разместили свои
противоракетные комплексы THAAD (противоракетный
комплекс подвижного наземного базирования, который
предназначен для высотного заатмосферного перехвата ракет
средней дальности при создании зональной системы ПРО на
театре военных действий) в Румынии, снова подчеркнув свое
намерение наращивать группировки в Черном море и
проводить очередные военные учения. Опасность состоит в
том, что эти «оборонительные» системы могут быть оснащены
управляемыми ракетами, что в дальнейшем будет являться
основным дестабилизирующем фактором, подкрепленным
недавней инициативой США о прекращении действия
американо-российского Договора о ликвидации ракет средней
и меньшей дальности.
В Румынии в городе Девеселу располагаются также
элементы системы ПРО Aegis («Эгида» или «Иджис»). Они
представляют собой целый комплекс пусковых установочных
ракет, системы управления ими и перехватов данных о других
ракетах. Предназначен данный комплекс для защиты от
баллистических ракет малой и средней дальности. Данная
система является мобильной, то есть их можно в сжатые сроки
перебрасывать в зону конфликта или напряженности.
Пусковые установки такого типа способны запускать, кроме
оборонительных противоракет, после небольшой доработки,
наступательные крылатые ракеты, которые могут достичь
практически любой цели на территории европейской части
России.
А это является прямым нарушением обязательств по
Договору о ракетах средней и малой дальности (ДРСМД).
Эсминцы УРО, оснащенные системой ПРО «Иджис»
способны осуществлять оперативно-тактические удары
крылатыми ракетами «Томагавк», средняя скорость которых
885 км/ч.
Американскими представителями недавно было заявлено о
полной замене в Румынии установок THAAD на систему Aegis,
так как именно она, по техническим характеристикам,
способна заменить оборонительные ракеты на крылатые
наступательные ракеты при необходимости.
При этом, следует отметить, вероятность их обнаружения
и уничтожения действительно очень мала.
В связи с этим, можно сделать вывод, что Черноморский
регион в целом является важным объектом для США и НАТО,
поскольку возможности американских противоракетных систем
достигают таких возможностей, что, в случае необходимости,
могут наносить удары дальностью как до Санкт-Петербурга,
так и до Тегерана, что дает возможность контролировать
страны.
И Юго-Восточный регион Румынии автоматически
превращается в стратегический центр интересов США и НАТО.
Было заявлено о стремлении с американской стороны
использовать в военных целях аэродромы Болгарии как
учебные полигоны, а румынскую базу Mihail Kogalniceanu
намерены превратить в место для передислокации войск США,
где развертывания будут осуществляться исходя из конкретных
задач и потребностей.
Примерное время подлета располагающихся систем
противоракетной обороны, в случае их переоснащения в
наступательные объекты, до таких городов России как
Воронеж, Саратов, Астрахань или Волгоград – 15-17 мин.
Следует отметить, что Россия, во время проведения
модернизации своего военного потенциала, ни на шаг не
отступает от своих национальных границ. Тогда как США
вышли далеко за свои территориальные пределы. [5]
Поэтому, все усилия российского военно-политического
руководства по усилению группировки в Южном военном
округе как противокорабельных, так и противовоздушных
средств для отражения вероятного нанесения ударов со
стороны НАТО, являются вполне обоснованными и
аргументированными.
США, подтягивая корабли НАТО к Черноморскому региону,
создают дополнительную зону политической напряженности в
районе южных границ РФ. НАТО усиливает военное
присутствие в Восточной Европе, а также модернизирует свою
военную и гражданскую инфраструктуру, увеличивая с каждым
годом количество дней присутствия в акватории Черного моря.
Таким образом, данную территорию можно определить, как
центр конкуренции за геополитическое будущее Европы между
Россией и Западом. По их мнению, расширенное присутствие
НАТО в Черноморском регионе послужит балансом той
агрессивной политики, которую проводит российское
государство в отношении прибрежных стран. По нашему –
прямая угроза национальной безопасности южных границ
государства. Военные учения Североатлантического альянса в
Черном море и на территории стран Причерноморья, оказание
помощи этим странам в развитии их национальных
оборонительных возможностей и размещение передовых
систем противовоздушной и береговой обороны вблизи южных
границ РФ являются лишь тому подтверждением.
Библиографические ссылки
1. А.А. Зайцев, Н.В. Зайцева. Строительство системы противоракетной
обороны НАТО в Европе. Труды БГТУ, 2017, серия 6, №2
2. А. Носович. К чему приведет милитаризация Восточной Европы?.
Военные материалы. 2016. https://warfiles.ru/90469-k-chemu-privedetmilitarizaciya-vostochnoy-evropy.html
3. Роберт Крон. Элементы противоракетной обороны в Румынии и
Болгарии – конец «перезагрузки»?. ИноСМИ.РУ, 2017
4. Н. Башлыкова. Ракеты все ближе. Система ПРО в Румынии как
новый старт гонки вооружений. Аргументы и факты 2018
5. М.А. Везуина, А. Гаврила. Геостратегическая роль Румынии в
Черноморском регионе. Геополитика и патриотическое воспитание
№25, 2017
6. Н. Башлыкова. Ракеты все ближе. Система ПРО в Румынии как
новый старт гонки вооружений. Аргументы и факты 2018
7. Т. Горина. Американская система ПРО Aegis, элементы которой
разместят в Румынии. МК.ru, 2015
8. Для Пентагона придумали стратегию сдерживания России в Черном
море. Флот. М. 2019. [Электронный ресурс]:
https://flot.com/2019/%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE
%D0%B5%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%B521/
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв