Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(НИУ «БелГУ»)
ФАКУЛЬТЕТ МАТЕМАТИКИ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ИНФОРМАТИКИ, ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН И
МЕТОДИК ПРЕПОДАВАНИЯ
РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА
«ТРИГОНОМЕТРИЯ»
Выпускная квалификационная работа
обучающегося по направлению подготовки
44.03.05 Педагогическое образование, профили Физика и Математика
очной формы обучения, группы 02041301
Тертичной Дианы Николаевны
Научный руководитель
к.ф.- м.н., доцент
Беляева И.Н.
БЕЛГОРОД 2018
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ
РАЗРАБОТКИ
ЭЛЕКТРОННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА «ТРИГОНОМЕТРИЯ»…………………...5
1.1 Методика преподавания темы «Тригонометрия» в средней школе…...…..5
1.2 Основные понятия рассматриваемые в курсе тригонометрии в средней
школе…………………………………………………………………………..…..6
1.3 Методика преподавания темы «тригонометрия» в старшей школе……....8
1.4 Основные понятия рассматриваемые в курсе тригонометрии в старшей
школе…………………………………………………………………………......17
2
ТРЕБОВАНИЯ
И
ПРИЧИНЫ
РАЗРАБОТКИ
ЭЛЕКТРОННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА «ТРИГОНОМЕТРИЯ»……………….....20
2.1 Основные требования при создании
электронных образовательных
ресурсов……………………………………………………………………….….20
2.2
Причины
создания
электронного
образовательного
ресурса
«Тригонометрия»………………………………………………………………...24
3 РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА
«ТРИГОНОМЕТРИЯ»……………………………………………………...…...27
3.1
Создание
электронного
образовательного
ресурса
«Тригонометрия»...................................................................................................27
3.2
Наполнение
электронного
образовательного
ресурса
«Тригонометрия»………………………………………………………………...32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….………….…..….46
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современном мире невозможно
обойтись без технологий, вязанных с таким ресурсом как сеть Интернет. Все
новые изобретения человечества так или иначе связаны с этой сетью. С
самого своего основания она пользуется невероятной популярностью во всех
сферах жизнедеятельности человека. И совершенно обоснованно считается
незаменимым инструментом социального взаимодействия людей. Она так же
активно используется в работе и обучении, т.к. на ее просторах содержится
очень большое количество информации. Такого количества информации не
содержится ни в одном печатном источнике, ни в одной библиотеке мира.
Такой ресурс позволяет не просто хранить информацию, но и обмениваться
ей. Для этого созданы социальные сети и многие компании начали вести
свою деятельность на их просторах. Но большое количество пользователей
не направленное на определенную компанию затрудняют работу, именно
поэтому компании и учреждения создают свои социальные страницы, блоги,
сайты. Все частные и государственные учреждения в современном мире
имеют свои сайты. У каждой школы в том числе есть такой, так как
образовательные заведения согласно закону РФ No293–ФЗ обязаны создать и
вести официальный сайт в сети Интернет. Конечно для создания сайта
необходимо выполнять определенные условия, такие как: направленность на
учеников и их родителей, полезность ресурса, обязательное включение
положений правил школы и т.п. Школьный сайт отображает основную
работу школы, но не учителей-предметников. Учителя предпочитают
создавать свои сайты, где делятся своими разработками и выкладывают
дополнительные
материалы.
Многие
создают
свои
электронно-
образовательные ресурсы в которых освещают какую-либо определенную
тему курса. Созданием такого ресурса решилась заняться и я.
3
Объект и предмет исследования. Объектом исследования в моей
дипломной работе является тема «Тригонометрия». Предметом исследования
выступает электронный образовательный ресурс «Тригонометрия».
Цель и задачи исследования. Целью моей дипломной работы является
разработка электронного образовательного ресурса «Тригонометрия».
Для достижения поставленной темы были сформулированы следующие
задачи:
1.
Изучить методику преподавания тригонометрии в средней и
старшей школе;
2.
Изучить основные требования предъявляемые к электронным
образовательным ресурсам;
3.
Изучить программные средства для разработки электронных
образовательных ресурсов;
4.
Рассортировать информационный материал для наполнения
электронного образовательного ресурса;
5.
Разработать
электронный
образовательный
ресурс
«Тригонометрия».
Методы
исследования.
Для
решения
поставленных
задач
использовались следующие методы:
1. Анализ литературы, согласно исследуемой теме;
2. Анализ электронно-образовательных ресурсов, интернет ресурсов, а
также требований, предъявленных к сайтам согласно закону РФ №293–ФЗ .
Практическая ценность состоит в том, что созданный электроннообразовательный ресурс соответствует всем поставленным целям и задачам,
а также полностью функционирует в Интернет сети.
4
1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА «ТРИГОНОМЕТРИЯ»
1.1 Методика преподавания темы «тригонометрия» в средней школе
В курсе средней школы происходит первичное знакомство учеников с
темой тригонометрия. В основном введение происходит в курсе геометрии.
Различные авторы по-разному пытаются познакомить учеников с одной из
важнейших тем школьного курса.
Начать хотелось бы с самого часто используемого на данный момент
учебника. Это учебник Л.С. Атанасяна. Введение в тему он начинает в 8
классе в главе VII «Подобные треугольники» [5]. Здесь вводится первичное
понятие
тригонометрических
функций
через
решение
острого
угла
прямоугольного треугольника:
A
В
С
sin A =
cos A =
tg A =
BC
AC
;
AB
AC
BC
AB
;
.
Формула и определение для котангенса (сtg A) не даются. Но
рассматриваются взаимные отношения между этими тригонометрическими
функциями и основное тригонометрическое тождество. Далее в 9 классе в XI
главе «Соотношение между углами и сторонами треугольника» происходит
5
возвращение к тригонометрическим функциям. Рассматривают теоремы для
решения треугольников, известные всем под названиями: теорема синусов и
теорема косинусов.
Сейчас в Белгородской области набирает свои обороты учебник для
средней школы под авторством А.Г. Мерзляка. Материал и его изложение не
отличаются почти полностью, но дается все более в развернутом виде.
Например, дополнительно вводятся первичные понятия формул приведения.
1.2 Основные понятия рассматриваемые в курсе тригонометрии в
средней школе
Начнем
с
8
класса,
как
дается
первичное
определение
тригонометрических функций мы уже сказали, теперь хотелось бы рассказать
про особенности авторов и уникальность изложения каждого.
Продолжаем по прежнему рассматривать двух авторов : Л.С. Атанасян
и А.Г. Мерзляк.
Итак, начнем с того как вводятся понятия: здесь отличия отсутствуют,
у авторов понятия для
sin, cos и tg абсолютно идентичны, но введение
происходит по-разному
1.
Синусом острого угла прямоугольного треугольника называется
отношение противолежащего катета к гипотенузе;
2.
Косинусом
острого
угла
прямоугольного
треугольника называется отношение прилежащего катета к гипотенузе;
3.
Тангенсом
треугольника называется
острого
отношение
прилежащему;
6
угла
прямоугольного
противолежащего
катета
к
У Атанасяна определения даются подряд, а потом идет их раскрытие с
примерами
и
доказательствами.
Далее
идут
взаимное
выражение
тригонометрических формул и основное тригонометрическое тождество.
tg A =
sin A
cos A
;
sin2A+cos2A = 1 [5].
В следующем параграфе идет определения градусных мер для
тригонометрических функций (см. рисунок 1).
Рисунок 1 – Таблица определения градусных мер
У Мерзляка же определения плавно переходят одно в другое, и после
каждого идет отдельное доказательство, но последовательность действий
соблюдена. Кроме того, раскрытие понятий идет более подробно и
дополнительно даются формулы приведения (см. рисунок 2), определение сtg
угла
и
дополнительные
формулы
зависимости
тригонометрических
функций [17], такие как:
Рисунок 2 – Формулы приведения
7
ctg A =
𝑐𝑜𝑠 𝐴
sin 𝐴
;
tg A*ctg A=1 .
В 9 классе оба автора снова возвращаются к тригонометрии. Здесь
изучаются две основные теоремы: теорема синусов и теорема косинусов. Но
Атанасян дает перед теоремами те понятия которые Мерзляк дал еще в 8
классе, поэтому происходит небольшое отставание, несмотря на то, что оба
автора начинают изучать тему в начале учебного года [5,18].
1.3 Методика преподавания темы «тригонометрия» в старшей школе
В старшей школе изучение тригонометрии приобретает совершенно
другую специфику, так как теперь тема «Тригонометрия» изучается не в
курсе геометрии, а в курсе алгебры. И немало важно, что теперь
тригонометрию относят к началам математического анализа.
Одним из самых популярных авторов в Белгородской области является
С.М. Никольский. Его учебник используется как в базовых (основных)
классах, так и в классах с профильным изучением математики.
Учебник очень подробно расписывает теоретическое введение в темы,
но ему не хватает практических заданий, поэтому учителя зачастую
используют дополнительные задачники, что бы расширить банк заданий для
учеников.
В этом учебнике изучение темы «Тригонометрия» начинается сразу
после изучения логарифмических и показательных функций и всего что с
ними связано (выражения, формулы, уравнения и неравенства). Изучение
темы начинается с повторения уже известных функций sin, cos, tg, ctg и
добавления в ним обратных тригонометрических функций arcsin, arcos, arctg,
arcctg.
8
После их изучения, рассмотрения их графиков и связи между собой,
начинается большой блок изучения тригонометрических формул. Он очень
насыщен различными формулами, которые зачастую плохо запоминаются
учениками.
После изучения формул начинается изучение функций числового
аргумента и рассмотрение тригонометрических уравнений и неравенств.
Математика на протяжении всей истории человечества являлась
ключом к познанию окружающего мира, составной частью человеческой
культуры,
базой
научно-технического
прогресса.
Математическое
образование является неотделимой частью образования, вазжным элементом
становления личности [10].
Математика - это часть общего образования. сейчас ни одна область
человеческой деятельности не может обходиться без математики - как без
точных
математических
знаний,
так
и
интеллектуальных
качеств,
развивающихся в ходе изучения этого учебного предмета. Школьное
математическое
знаниями,
образование
необходимыми
приобретению
для
овладению конкретными
существования
в
навыков алгоритмического
формированию мировоззрения;
воспитанию
способствует:
способности
развитию
к
и
современном
логического
воображения
эстетическому
мире;
мышления;
и интуиции;
восприятию
мира;
формированию нравственных черт; обогащение научных знаний [23].
Огромно
значение
математического
образования
в
воспитании
всесторонне развитой личности. Это еще раз убеждает о необходимости
проведения уроков математики с учетом общих требований к современному
уроку, выполнение которых повышает эффективность, а значит и качество
математического образования.
I Урок математики, его структура
Урок математики - это логически целостный, ограниченный во времени
учебно-воспитательный процесс.
9
Понятие «урок» как методическое определение обладает следующими
признаками: на каждом уроке должны быть решены определѐнные
образовательные и воспитательные задачи; эти задачи решаются через
рассмотрение конкретного учебного материала; для достижения целей
подбираются подходящие методы решения; коллектив учащихся класса
определѐнным образом организуется на работу [9].
Рассмотрим характерные черты школьного урока.
Первоначально необходимо определить цели урока.
Образовательные цели включают формирование математических с
общими учебными знаниями, умениями и навыками, дающими возможность
более рационально организовать обучение математике.
Воспитательные цели обязаны способствовать повышению уровня
интереса к математике, стимулировать ответственное отношение к учебной
работе, развивать необходимые черты характера, такие как аккуратность,
внимательность и т.д.
Развивающие
цели
помогают
формированию
различных
видов
мышления, которое обозначают словом «математическое» мышление. В него
включают: логику, «гибкость ума», умение структурировать информацию,
способность к формированию и доказательству гипотез.
Вторично определяем содержание урока.
Подбор учебного материала, который соответствует установленной
цели,
осуществляется
с
помощью
учебных
программ,
учебников,
методических и дидактических материалов. Материал излагаемый на уроке
должен соответствовать логике школьного учебника [24].
И только потом определяем средства и методы обучения.
Выбор оптимальных методов обучения
определяется наличием
следующих условий:
а) цель урока;
б)
особенности
изложения
изучаемого
(сложность, новизна);
10
школьного
материала
в) личностные особенности учащихся (логика, развитое мышление,
память, усидчивость и т.д.);
г)
оснащѐнность
кабинета
дидактическими
и
методическими
средствами обучения;
д) эргономические условия (время проведения урока по расписанию,
наполняемость класса и т.д.);
е) индивидуальные организаторские особенности учителя, т.к. он
управляет всей учебной деятельностью на уроке, используя общие (работа со
всем классом), групповые (звено, бригады и т.д.) и еѐ индивидуальные
формы.
Процесс обучения математике в школе включает три основные
составляющие: изучение нового материала, самостоятельная работа и опрос
учащихся.
Объяснение
нового
материала
эффективно,
если
содержание
необходимой информации и формы еѐ подачи учителем обеспечивают
необходимую активность учащихся на уроке.
Достигается при достаточной мотивации учащихся, при объяснении
прикладной ценности данного материала, при изложении новой темы на
высоком научном уровне с примерами еѐ практического применения, при
создании условий для сознательного и прочного усвоения [8].
При изложении материала учитель ориентирует учащихся на то, какие
типовые задачи предстоит решить и какие методы решения нужно
использовать, тем самым выявляя прикладную особенность изучаемого
материала. Доступное изложение материала и присутствие наглядных
составляющих
это
необходимые
условия
для
хорошего
восприятия
материала, поэтому желательно оформление на доске схем изучаемого
материала, содержащие все важные идеи и компоненты, следствия и
причины, теоремы, чертежи и формулы.
II Основные требования к уроку математики
11
Особенность федеральных
государственных
образовательных
стандартов общего образования – их характер деятельности, который ставит
главной задачей развитие личности ученика. Современное образование
отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде
знаний, умений и навыков [2].
Поставленная задача требует перехода к новой образовательной
системе, которая, в свою очередь, связана с принципиальными различиями
действий учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и
технологии обучения, внедрение информационных коммуникационных
технологий (ИКТ) раскрывает значительные возможности расширения
образовательных
рамок
по
всем
основным
предметам
в
общеобразовательном учреждении, в том числе и по математике.
Традиционная
образования,
в
школа,
этих
которая
условиях,
реализует
стала
классическую
непродуктивной.
модель
Превратить
традиционное обучение в процесс развития личности учащегося - это
проблема которая возникла перед учителем.
Одной из основных целей педагогической деятельности учителя
является
создание
пространства,
единого
основной
образовательного
задачей
которого
и
воспитательного
является
личностная
самореализация каждого ребенка [25].
В процессе работы решаю задачи, направленные на:
1) формирование у учащихся выраженной мотивации к обучению,
устойчивого интереса к предмету;
2) улучшение качества обучения и его развивающих функций;
3)
совершенствование
методического
процесса
преподавания
математики в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения
в школе;
4) обеспечение более широких и разносторонних связей учебного
материала с целью создания возможности, на каждом предыдущем этапе
12
закладывать основы обучения предмету с ориентацией на требования
будущего, т.е. на профиль обучения;
5) формирование у детей логического мышления, сознательного
пользования основными понятиями, правилами, законами логики, без
которых математика невозможна; развитие геометрической интуиции,
пространственного мышления
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства
и технологии обучения, но при всем многообразии проводимых изменений –
урок остается главной формой организации учебного процесса. И для того,
чтобы
реализовать
требования,
предъявляемые
стандартами
нового
поколения, урок должен современным [15].
III Типы уроков и их примерная структура
А. Структура урока усвоения новых знаний:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания.
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
8) Рефлексия (подведение итогов занятия).
Б. Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок
закрепления):
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, повторение и корректировка базы
знаний учащихся. Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
учащихся.
4) Первичное закрепление.
13
5) Творческое применение и добывание знаний. Создание проблемной
ситуации.
6) Информация о домашнем задании, инструкции по его выполнению.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия).
В. Структура урока повторения.
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, повторение и корректировка базы
знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для решения проблемных
поставленных задач.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
учащихся.
4) Актуализация знаний.
5) Применение знаний и умений в новой проблемной ситуации
6) Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и работа над
ними.
8) Информация о домашнем задании, инструкции по его выполнению.
9) Рефлексия (подведение итогов занятия).
Г. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к
обобщенной
деятельности.
Воспроизведение
на
новом
уровне
ошибок
и
(переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации.
6)Контроль
усвоения,
обсуждение
коррекция.
14
допущенных
их
7) Рефлексия (подведение итогов занятия). Анализ и содержание итогов
работы, формирование выводов по изученному материалу.
Д. Структура урока контроля знаний и умений:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
учащихся.
3) Оценка знаний, умений и навыков, проверка уровня общих учебных
умений. (Упражнения предоставляемые учителем должны соответствовать
школьной программе и быть подобраны таким образом, чтобы их мог
выполнить любой ученик).
Уроки контроля могут проводится в письменном или устном виде, так
же возможно сочетание устного и письменного контроля. В зависимости от
вида контроля определяется его окончательная структура [21].
4) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Е. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
учащихся.
3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков.
Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их
устранения и совершенствования знаний и умений.
В зависимости от результатов диагностики учитель планирует
коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.
4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
5) Рефлексия (подведение итогов занятия).
Ж. Структура комбинированного урока:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
учащихся.
3) Актуализация знаний.
15
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания.
6) Первичное закрепление.
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их
коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
9) Рефлексия (подведение итогов занятия).
IV Основные формы внеклассной работы по математике
Часто в практике учителя случаются моменты расслоения группы
учащихся на легко успевающих по предмету и резко отстающих по нему. Это
служит для учителя большой проблемой при проведении занятий, так как
учитель не может ориентироваться на
«среднего» ученика класса.
Существенно осложняется работа с классом и подготовка урока. Сложнее
подбирать материал для работы на уроке, не всегда возможно пользоваться
стандартными дидактическими материалами по предмету, увеличивается
вероятность невыполнения учебного плана. Все это создает ситуацию в
которой учителю необходимо проводить дополнительные занятия с
учащимися, так как это позволяет привести к стандарту уровень знаний
учащихся и, в дальнейшем, оптимизировать свою работу и улучшить еѐ
качество [22].
Под внеклассной работой в школе понимаются систематические
необязательные занятия с учителем во внеурочное время. Следует различать
два вида внеклассной работы по математике:
1) дополнительные внеклассные занятия - работа с учащимися,
отстающими от других в изучении программного материала;
2) внеклассная работа в традиционном смысле - работа с учащимися,
проявляющими к изучению математики повышенный, по сравнению с
другими, интерес и способности.
Отметим основные цели и положения каждого из направлений.
Отметим основные цели и положения каждого из направлений.
16
Работа с отстающими эффективна, если:
1) дополнительные занятия проводятся с группой 3-4 человека, при
этом ученики должны быть максимально одинаковы по уровню знаний;
2) занятия ведутся максимально индивидуально с каждым учеником;
Их проводят не чаще одного раза в неделю в сочетании еѐ с
дополнительными домашними заданиями;
3) после повторного изучения раздела на дополнительных занятиях
желательно провести итоговый контроль с объективной оценкой полученных
знаний, умений и навыков;
4) занятия носят «обучающий» характер;
5) учитель должен
использовать соответствующие задания из
«дидактических материалов» к данному учебнику;
6) учитель математики обязан делать анализ причин отставания
учащегося от основной массы учеников класса при изучении тем, замечать
типичные ошибки учащегося. Это повышает продуктивность занятий.
1.4 Основные понятия рассматриваемые в курсе тригонометрии в
старшей школе
Никольский начинает изучение темы с введения понятия угла путем
рассмотрения тригонометрической окружности и показывая примеры
образования углов как движение «по» или «против» часовой стрелки (см.
рисунок 3).
Далее он медленно переходит к изучению радианной мере угла.
Примеры, также показывая как движение «по» или «против» часовой стрелки
по окружности [19]. Ввод радиан происходит следующим образом (см.
рисунок 4).
Далее вся теория подкрепляется примерами и практическими задачами.
17
Рисунок 3–Тригонометрическая окружность
Рисунок 4– Абзац из учебника
После
этого
идет
довольно
скупое
описание
формул
тригонометрических функций и обратных тригонометрических функций с
примерами и практическими задачами. Хочется отметить что положительной
стороной является отведение каждой обратной тригонометрической функции
отдельного параграфа, что позволяет избежать путаницы. Так же изучение
происходит блоками. Сначала изучаются sin и cos, формулы для них и
обратные тригонометрические, а потом tg и ctg, формулы для них и обратные
тригонометрические. Так же даются примеры для решения простейших
18
неравенств. Например для функции ctg (см. рисунок 5), такие же примеры по
ходу учебника даются для остальных тригонометрических функций.
Рисунок 5– Задача из учебника
Далее
довольно
подробно
с
примерами
и
практическими
упражнениями рассматриваются формулы суммы и разности.
Таким образом, происходит введение в тему «Тригонометрия» в школе.
Эта тема является очень сложной и на еѐ изучение отводится большое
количество времени. Так же, эта тема является очень важной, так как задачи
по этой теме присутствуют в экзаменах 9 и 11 классов.
19
2 ТРЕБОВАНИЯ И ПРИЧИНЫ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГОО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА «ТРИГОНОМТЕРИЯ»
2.1 Основные требования при создании электронных образовательных
ресурсов
В соответствии с ГОСТ Р 52653-2006 Электронный образовательный
ресурс
(ЭОР)
должен
включать
в
себя
образовательный
контент,
программные компоненты и метаданные.
Образовательный контент – организованная предметная информация,
используемая в образовательном процессе.
Программные компоненты реализуют интерактивный режим работы
пользователя с контентом.
Метаданные – структурированные данные, предназначенные для
описания характеристик ЭОР [1].
Перед началом создания ЭОР требуется разработать структурный план,
который должен включать в себя следующие составляющие:
имя ЭОР;
тип ЭОР;
краткое описание содержания ЭОР;
количество страниц и их описание;
перечень используемых инструментальных средств;
значения уровней интерактивности и мультимедийности;
описание методов взаимодействия пользователя с контентом;
описание алгоритма верного прохождения контрольных заданий;
Качество ЭОР определяют:
содержательные
характеристики
–
определяют
качество,
достаточность и проработанность учебного материала, представленного в
ЭОР;
20
мультимедийность
–
свойство,
определяющее
качество
форм
представления информации, используемых в ЭОР;
интерактивность – свойство, определяющее характер и степень
взаимодействия пользователя с элементами ЭОР;
модифицируемость – свойство, определяющее возможность внесения
изменений в содержание и программные решения ЭОР.
При оформлении ЭОР необходимо придерживаться следующих правил:
единый стиль оформления в рамках ЭОР;
удобство работы с оглавлением ЭОР;
представление
текстового
учебного
материала
должно
быть
предельно лаконично;
оформление не должно отвлекать пользователя от содержательной
составляющей;
обоснованность
применения
мультимедиа
и
графической
информации;
рациональное использование пространства визуальных компонентов;
удобство и наглядность навигации, простота и оперативность
переходов к нужным разделам;
интерфейс должен быть приятным [14].
При наличии в ресурсе презентационных слайдов, их оформление
должно отвечать следующим требованиям:
удобное и умеренное количество информации на странице;
единый стиль оформления всех имеющихся слайдов;
наличие информации, выводимой по ссылке (справка, подсказки,
иллюстрации и т.д.);
сочетаемость используемых цветов.
При создании ЭОР требуется использование интерактивных элементов.
Чтобы определить степень интерактивности, рассмотрим существующие
21
уровни интерактивности ЭОР, которые описаны в «Единых требованиях к
электронным образовательным ресурсам» [28]:
Уровень I. Условно-пассивные формы
Определяются односторонним воздействием пользователя. Примерами
условно-пассивных форм могут служить: просмотр видео и изображений,
прослушивание звука, чтение тескта и листание страниц.
Уровень II. Активные формы
Определяются взаимодействием пользователя с контентом путем
элементарных действий (напр. клик мыши). К активным формам относятся:
задания на выбор ответа, просмотр трехмерных объектов, навигация по
гиперссылкам, увеличение изображений и др.
Уровень III. Деятельностные формы
Определяются конструктивным взаимодействием пользователя с
учебными объектами по заданному алгоритму с контролем отклонений.
Деятельностные формы отличаются от активных большим числом степеней
свободы, выбором последовательности действий, ведущих к учебной цели,
необходимостью анализа на каждом шаге и принятия решений в заданном
пространстве параметров и определенном множестве вариантов. Однако на
каждом шаге пользователя тем или иным способом приводят к единственно
верному решению, так что путь решения учебной задачи предопределен. К
деятельностным формам относятся: задания с вводом ответа, перемещение
объектов с целью установления их соотношений и иерархий, изменение
параметров процессов и объектов и т.д.
Уровень IV. Исследовательские формы
Исследования ориентируются не на изучение предложенных событий, а
на создание собственных событий. События вызывают изменение внешнего
вида, параметров, характеристик представляемых объектов, процессов,
явлений.
Исследовательские
формы
взаимодействия
с
контентом
характеризуются возможностью получения множества комбинаций, в том
числе – не определенных заранее. Коренное отличие форм взаимодействия
22
IV
уровня
от
других
формализуется
с
помощью
понятия
предопределенности. Формы I-III уровней являются «детерминированными»
– все варианты действий пользователя заранее просматриваются, имеется
только одно решение, которое считается верным [26].
ЭОР относится к I уровню интерактивности, если в нем используется
менее двух различных форм взаимодействия II-III уровней.
ЭОР относится ко II уровню интерактивности, если в нем используется
две и более различных форм взаимодействия II уровня, либо одна форма III
уровня и одна или более – II уровня.
ЭОР относится к III уровню интерактивности, если в нем используется
две и более различных форм взаимодействия III уровня.
Использование в ЭОР I-III уровней интерактивности менее четырех
различных форм взаимодействия пользователя с контентом не допускается.
Оценка уровня интерактивности модуля исходит исключительно из
взаимодействия пользователя с содержательными элементами контента,
операции
с
манипуляторами
не
учитываются.
Создание
ЭОР
с
неинтерактивным контентом, т.е. контентом, который нельзя отнести ни к
одному из указанных уровней интерактивности, не допускается [6].
Рекомендуется использование следующих инструментальных средств
при создании ЭОР:
Простые средства публикации ЭОР, основанные на использовании
приложений Adobe Acrobat или Microsoft Office (Word, Excel, PowerPoint)
наиболее удобны при создании и публикации электронных учебников и
методических рекомендаций к ним.
Для разработки анимаций в рамках ЭОР может использоваться Adobe
Flash или Adobe Animate CC.
Для создания ЭОР в виде программного продукта могут быть
использованы
различные
объектно-ориентированные
программирования (С++, C#, Visual Basic .NET, Java, Delphi и др.) [13].
23
языки
При
проектировании
программы
рекомендуется
использование
инструментов UML-моделирования (например, Sparx Enterprise Architect,
Magic Draw, Sybase PowerDesigner и др.)
2.2
Причины создания электронного образовательного ресурса
«Тригонометрия»
XXI век- эра технологий. После наступления научно-технического
прогресса активно развиваются электроника и еѐ продукты, которые
значительно упрощают жизнь. Непосредственно для учителей появилось
множество новшеств позволяющих оптимизировать их работу. Одним из
таких новшеств являются электронно-образовательные ресурсы.
Электронные образовательные ресурсы - это совокупность средств
программного, технического и организационного обеспечения, электронных
изданий, размещаемая на носителях или в сети. Огромным плюсом таких
ресурсов является необязательное хранение их на бумаге, однако всегда
можно распечатать необходимый материал в определенном объеме.
Электронные образовательные ресурсы стали необходимы в работе
образовательных учреждений. В данной работе разработан электронный
образовательный ресурс «Тригонометрия». На этапе проектирования были
поставлены определенные задачи, которые должен выполнять электронный
образовательный ресурс:
– и электронный образовательный ресурс должен быть удобен в
использовании;
– электронный образовательный ресурс должен представлять собой
строго структурированный материал в оптимальном объеме;
–
электронный
образовательный
ресурс
должен
предоставить
возможность для обмена актуальным педагогическим опытом, планами,
конспектами, графиками и т.п.;
24
– электронный образовательный ресурс должен содержать приятный
интерфейс для того что бы оптимизировать время работы;
– электронный образовательный ресурс должен содержать в себе
дополнительную информацию для расширения кругозора учащихся и
учителей.
Существует
великое
множество
электронных
образовательных
ресурсов в сети Internet, но далеко не все удовлетворяют требованиям для
продуктивной работы. Осветим основные минусы таких web – ресурсов:
1. недостаточное количество необходимой информации;
2. неудобное оформление главной страницы и строк меню;
3. слишком яркое (или наоборот) общее оформление сайта;
4. невозможность хранить и добавлять новую информацию.
В современном мире невозможно обойтись без Интернет-технологий.
Все новые изобретения человечества так или иначе связаны с этой сетью. С
самого своего основания она пользуется невероятной популярностью во всех
сферах жизнедеятельности человека. И совершенно обоснованно считается
незаменимым инструментом социального взаимодействия людей. Она так же
активно используется в работе и обучении, т.к. на ее просторах содержится
очень большое количество информации. Такого количества информации не
содержится ни в одном печатном источнике, ни в одной библиотеке мира.
Такой ресурс позволяет не просто хранить информацию, но и обмениваться
ей. Для этого созданы социальные сети и многие компании начали вести
свою деятельность на их просторах. Все частные и государственные
учреждения в современном мире имеют свои сайты. У каждой школы в том
числе есть такой, так как образовательные заведения согласно закону РФ
No293–ФЗ обязаны создать и вести официальный сайт в сети Интернет.
Конечно для создания сайта необходимо выполнять определенные условия,
такие как: направленность на учеников и их родителей, полезность ресурса,
обязательное включение положений правил школы и т.п. Школьный сайт
отображает основную работу школы, но не учителей-предметников. Учителя
25
предпочитают создавать свои сайты, где делятся своими разработками и
выкладывают дополнительные материалы . В настоящее время актуальными
являются электронно-образовательные ресурсы, которые освещают какуюлибо определенную область деятельности.
26
3 РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА
«ТРИГОНОМЕТРИЯ»
3.1 Создание электронного образовательного ресурса «Тригонометрия»
Перед
созданием
электронно-образовательного
ресурса
была
сформирована структурная схема (см. рисунок 6). То есть, каким образом
нам
бы
хотелось
видеть
этот
электронно-образовательный
ресурс
структурно. Какие разделы обязательно должны быть включены.
Рисунок 5 – Структурная схема ресурса
Она достаточно удобна, многофункциональна и последовательна. Как
видно из схемы, вся основная информация сосредоточена на главной
странице. На ней располагаются восемь основных ответвлений (Теория,
Тесты,
Тригонометрические
уравнения,
Тригонометрические
преобразования, Кроссворды, Задания для контроля, Полезные книги, Это
интересно). В свою очередь каждый из разделов имеет свои подразделы.
27
Для создания сайта была выбрана программа Word Press. Она очень
удобна в использовании и имеет большие возможности. Так же, довольна
проста в регистрации [12].
Для того что бы зарегистрироваться в этой системе необходимо зайти
на официальный сайт Word Press и выбрать для себя необходимое из
предложенных вариантов для создания своего сайта (см. рисунок 7).
Рисунок 7 – Сайт Word Press
Далее идет процедура регистрации. Она немного не стандартна т.к.
начинается не с создания адреса и анкеты, а с дизайна (см. рисунок 8).
Точнее с выбора темы. Word Press предоставляет огромный выбор тем, но
есть
ограничения
по
их
применению.
Для
некоторых
требуется
дополнительная оплата, а некоторые вообще ограничивают создание
шаблона. То есть, выбирая определенную тему мы автоматически выбираем
и структуру. Это немного ограничивает в действиях. Цветовую гамму,
естественно, можно выбрать по своим предпочтениям.
28
Рисунок 8– Второй этап регистрации
Пройдя второй этап регистрации, идет третий. На этом этапе
необходимо придумать адрес и выбрать тарифный план.
Адрес, естественно, было выбран под наши нужды и сразу указывал на
содержание ресурса. Тарифный план выбран бюджетный, то есть,
бесплатный (см. рисунок 9). Word Press предлагает дополнительные функции
обслуживания за дополнительную плату. Они очень разнообразны и
подходят для всех сфер деятельности. Человек может создать сайт для себя
как блог, для рекламы или бизнеса. Word Press подстраивается под человека
и даѐт ему необходимое.
Далее идет последний этап регистрации. На нем мы создаем учетную
запись (см. рисунок 10). Для этого необходимо ввести адрес своей
электронной почты, после полной регистрации придет оповещение на этот
адрес для подтверждения регистрации и личности. Дале придумываем себе
логин и пароль. Пароль лучше придумывать сложным. Кому то может
показаться что в данном случает это не так важно и этот человек будет не
29
прав. Так как при размещении ресурса в сети Internet человек полностью
отвечает за данный ресурс. Невозможно предсказать какие действия могут
быть совершены и человеку придется нести ответственность.
Рисунок 9 – Третий этап регистрации
После всех обязательных процедур мы получаем шаблон для
наполнением материала. Он не имеет четкой структуры и ограничении в
количестве страниц. Но в каждой теме есть четкое положение главной
страницы. Так же можно неограниченное количество страниц и они могут
быть в формате HTML. Для некоторой информации это очень удобно.
Но имеется и небольшой недостаток это ограниченное количество
информации которое можно туда поместить, хотя предоставленный объем
вполне удовлетворяет, его достаточно для работы.
30
Рисунок 10 – Завершающий этап
Работа над шаблоном закончена, теперь мы можем приступить к
наполнению ресурса (см. рисунок 11). Для начала введем название , составим
приветственное слово, создадим страницы сайта, то есть будем работать над
главной страницей. А потом приступим к наполнению страниц.
Рисунок 11 – Завершающий этап
31
3.2
Наполнение
электронного
образовательного
ресурса
«Тригонометрия»
Главная
страница
ресурса
выглядит
следующим
образом
(см.
рисунок 12).
Рисунок 12 – Страница сайта «Главная»
Для
наполнения
«Тригонометрия»
были
электронно-образовательного
отобраны
материалы,
которые
лучше
ресурса
всего
подходили к данной теме и могли быть полезны при изучении темы
«Тригонометрия».
При этом использовались наиболее популярные учебные программы.
Так же методические и дидактические материалы к этим учебникам. Так же
был использован банк заданий при подготовке к единому государственному
экзамену.
Наполнение
электронного
образовательного
насыщенным и разнообразным.
32
ресурса
вышло
Рисунок 13 – Страница сайта «Это интересно»
В разделе «Это интересно» дана небольшая историческая справка об
этом разделе (см. рисунок 13).
Так же включены «Полезные книги» которые использовались при
наполнении ресурса и те, которые могут быть полезны при изучении данной
темы (см. рисунок 14).
Рисунок 14 – Страница сайта «Полезные книги»
33
Кроме того, присутствует большое разнообразие тригонометрических
преобразований и уравнений к каждому из которых дано решение (см.
рисунок 15,16). Это очень удобно, так как упрощает процедуру проверки для
учителя. Кроме того сами задания и пояснения к ним расположены в разных
документах и это дает возможность учителю использовать данные как
раздаточный материал.
Рисунок 15 – Страница сайта «Тригонометрические преобразования»
Рисунок 16 – страница сайта «Тригонометрические уравнения»
34
Что бы отвлечься немного и расширить свой кругозор, даны
«Кроссворды» (см. рисунок 17,18).
Рисунок 17 – Страница сайта «Кроссворды»
Рисунок 18 – Страница сайта «Кроссворды»
Для контроля и оценки имеются «Задания для контроля» и «Тесты»
(см. рисунок 19).
35
Рисунок 19 – Страница сайта «Задания для контроля»
Кроме этого присутствует большой блок теории (см. рисунок 20,21).
Рисунок 20 – Страница сайта «Теория»
36
Рисунок 21 – Страница сайта «Теория»
Как уже говорилось выше к каждому тригонометрическому уравнению
и выражению дается решение. Для примера рассмотрим тригонометрические
преобразования (см. рисунок 22).
Рисунок 22 – Страница сайта «Тригонометрические преобразования»
37
В следующем по списку документе на странице сайта мы можем найти
решения для этих тригонометрических преобразований (см. рисунок 23)
Рисунок 23 – Страница сайта «Тригонометрические преобразования»
Тесты - это достаточно краткие, стандартизированные или не
стандартизированные испытания, позволяющие за сравнительно небольшое
время оценить преподавателем результативность деятельности обучающихся,
т.е. оценить степень и качество достижения каждым обучающимся целей
обучения [16].
Тесты предназначены для того, чтобы оценить успешность овладения
конкретными знаниями и даже отдельными разделами учебных дисциплин, и
являются более объективным показателем обученности, чем оценка (см.
рисунок 24).
Тесты направленные на проверку качества образования отличаются от
собственно психологических тестов (способностей, интеллекта). Их отличие
состоит:
38
Рисунок 24 – Страница сайта «Тесты»
Во-первых, в том, что с их помощью изучают успешность овладения
конкретным, ограниченным определенными рамками, учебным материалом,
например, разделом математики или курсом английского языка. На
формирование
способностей
(например,
пространственных)
влияние
обучения также сказывается, но оно не является единственным фактором, предмтныи
определяющим уровень также их развития. Во-вторых, различие учащегося между тестами результаов
определяются целями отдельны их применения. Тесты отразиься достижений применяются влиян для
оценки упрощени успешности овладения утомлениконкретными знаниями утомленис целью определения чтобы
эффективности программ, руковдст учебников и методов если обучения, особенностей результаов
работы отдельных отбре учителей, педагогических иных коллективов и т.д., такие т.е. с
помощью разнымэтих тестов такиедиагностируют прошлый наибольшейопыт, результат входящиеусвоения тех утомлени
или иных тесированядисциплин или оснвымих разделов.
Вместе с тем руковдст нельзя отрицать, между что тесты опредляющим также контрль могут в определенной результаов
степени предсказывать контрль темпы продвижения одним учащегося в той наибольшей или иной полжитеьны
дисциплине, поскольку учебных имеющийся на момент наибольшей тестирования высокий разным или
невысокий учебников уровень овладения шаблоны знаниями не может разделом не отразиться на
дальнейшем отличе процессе обучения. Для компьютерныи того чтобы такие правильно ответить влиян на
вопросы, входящие получения в тест достижений, утомлени необходимы знания индвуальые конкретных
39
фактов, дат учащегося и др. Старательный влиян учащийся, обладающий оценки хорошей памятью, получать
без труда полученияможет найти созданиеправильные ответы иныхв заданиях теста отбредостижений[4].
Наряду с тестами собиратьдостижений, предназначенными индвуальыедля оценки такиеусвоения
знаний получения по конкретным дисциплинам тесированя или их циклам, влиян разрабатываются и
более иных широко ориентированные шаблоны тесты. Это, отбре например, тесты отличе на оценку
отдельных часто навыков. Еще предмтныи более широко шаблоны ориентированными являются если тесты
для конретым изучения умений, форме которые могут помщью пригодиться при отличе овладении рядом отдельны
дисциплин, например, шаблоны навыки работы тесированя с учебником, математическими шаблоны
таблицами, энциклопедиями получатьи словарями.
Существуют также заинтерсовь тесты, направленные контрль на оценку влияния также обучения
на формирование отбре логического мышления, утомлени способности рассуждать, форме строить
выводы влиян на основе анализа оценки определенного круга полжитеьны данных и т.д. Эти входящие тесты в
наибольшей опредляющим степени приближаются оценки по своему содержанию если к тестам
интеллекта тесированя и высоко коррелируют если с последними. Поскольку отдельны тесты
достижений оснвым предназначены для чтобы оценки эффективности обучения тесовй по
конкретным предметам, оснвым то обязательным участником энциклопедям формулирования
отдельных руковдстзаданий должен старельныйстать преподаватель.
Отдельные тесированя тесты достижений руковдст можно объединять отбре в тестовые батареи, результаов
что позволяет отдельны получать профили получения показателей успешности обучения всегда по
разным дисциплинам. Обычно предмтныитестовые батареи учебниковпредназначаются для пригодтьсяразных
образовательно-возрастных наибольшей уровней и не всегда часто дают результаты, письмены которые
можно достиженй сопоставлять друг отдельны с другом для конретым получения целостной помщью картины
успешности еслиобучения от курса результаовк курсу.
По
форме
от
проведения
тесты
энциклопедям
могут
быть индивидуальными и групповыми,устными и письменными, бланковым,
предметными, аппаратурными икомпьютерными, вербальными и невербальн
ыми. При предмтныиэтом каждый форметест имеет тесированянесколько составных упрощеничастей: руководство достиженй
по работе с тестом, если тестовую тетрадь оснвым с заданиями и, если контрль необходимо,
стимульный чтобы материал или часто аппаратуру, лист учебников ответов (для иных бланковых
методик), контрльшаблоны для еслиобработки данных[30].
40
Если оснве тестирование проводится тесированя с одним испытуемым, заинтерсовь то такие тесты отбре
носят название индивидуальных, если учебных с несколькими - групповых. Каждый предмтныи
тип тестов условияимеет свои смотрядостоинства и недостатки. Преимуществом такжегрупповых
тестов старельный является возможность часто охвата больших помщью групп испытуемых разделом
одновременно (до пригодться нескольких сот получения человек), упрощение тесированя функций
экспериментатора (чтение учебников инструкций, точное компьютерныи соблюдение времени), возмжнсть более
единообразные часто условия проведения, тесов возможность обработки между данных на
компьютере учебникови др.
Основным недостатком оценки групповых тестов помщью является снижение чтобы
возможностей
у
экспериментатора
утомлени добиться
взаимопонимания
также с
испытуемыми, заинтересовать старельный их. Кроме конретым того, при отвеы групповом тестировании индвуальые
затруднен контроль за функциональным индвуальыесостоянием испытуемых, результаовтаким, как опредляющим
тревожность, утомление руковдст и др. Иногда конретым для того, упрощени чтобы понять полжитеьны причины
низких достиженй результатов по тесту если какого-либо учащегося, руковдст следует провести условия
дополнительное индивидуальное если собеседование. Индивидуальные результаов тесты
лишены болеэтих недостатков.
Тестирование неврбальыми широко используется конретым в учебных заведениях оценки для
тренировочного, опредляющимпромежуточного и итогового учебныхконтроля знаний, неврбальымиа также для форме
обучения и самоподготовки тесированя учащихся. Как полжитеьны уже указывалось, оценки результаты
тестирования заинтерсовь могут выступать если и как оценка собирать качества преподавания, часто а также
как индвуальыеоценка самих чтобыиспытательных материалов.
Рассмотрим достоинства контрльи недостатки тестирования.
Одним конретым из недостатков тестового учебных метода контроля иных знаний учащихся оснве
является то, боле что создание старельный тестов, их унификация собирать и анализ - это отдельны большая
кропотливая получатьработа. Чтобы руковдстдовести тест боледо полной готовности болек применению
необходимо опредляющимнесколько лет конретымсобирать статистические письменыданные.
Возможно возникновение влиян и других трудностей. Довольно утомлени часто
встречается влиян значительный субъективизм оснве в формировании содержания компьютерныи самих
тестов, тесыв отборе и формулировке шаблонытестовых вопросов, упрощенимногое также болезависит от
конкретной смотря тестовой системы, индвуальые от того, сколько тесированя времени отводится создание на
41
контроль знаний, от структуры включенных в тестовое задание вопросов и
т.д.
Но, не смотря на указанные недостатки тестирования, как метода
педагогического контроля, его положительные стороны во многом говорят о
целесообразности использования такой технологии в учебных заведениях [3].
К достоинствам следует отнести:
- большая объективность и большое позитивное стимулирующее
воздействие на познавательную деятельность учащегося;
- исключается негативное воздействие на результаты тестирования
таких факторов как настроение, уровень квалификации и др. характеристики
преподавателя;
- ориентированность на современные технические средства на
использование в среде компьютерных (автоматизированных) обучающих
систем;
- универсальность, охват всех стадий процесса обучения.
Систематическое проведение контрольных мероприятий с помощью
составленных на высшем уровне инструментов контроля позволяет
формировать высококлассных специалистов в различных областях знаний,
готовых применять накопленный багаж знаний в любую минуту.
Образовательный ресурс содержит в себе несколько видов тестов. Они
разделены между собой по типу ответа. То есть, имеются тесты с одним или
несколькими вариантами ответа, с пропущенным словом и сопоставлением.
Для примера приведем тест с 1 вариантом ответа (см. рисунок 25).
42
Рисунок 25 – Страница сайта «Тесты»
Наполнение
электронно-образовательного ресурса «Тригонометрия»
получилось очень насыщенным и разнообразным. Все эти материалы в
будущем помогут мне и моим коллегам в том, чтобы более качественно и
эффективно преподавать данную тему. При этом экономя своѐ личное и
рабочее время на подготовку, и повышая продуктивность работы.
43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Разработка электронного образовательного ресурса «Тригонометрия»
является современным проектом, который полезен в работе учителя.
Электронный образовательный ресурс «Тригонометрия» содержит в себе
восемь структурных разделов для удобной работы:
1.
Тригонометрические преобразования;
2.
Тригонометрические уравнения;
3.
Задания для контроля;
4.
Полезные книги;
5.
Тесты;
6.
Теория;
7.
Кроссворды;
8.
Это интересно.
Создавая электронный ресурс, мы в первую очередь определились со
структурной схемой. Исходя из наших потребностей было решено какое
программное обеспечение нам подходит. Внося некоторые коррективы был
создан шаблон и начато заполнение ресурса материалами.
Работа была разделена на два этапа. В первом мы отобрали и
структурировали теоретический материал, таким образом, чтобы он был
полезен в работе и расширял познания по теме. Вторым этапом послужило
создание шаблона и его наполнение.
Теоретический материал известных авторов был подробно разобран и
структурирован, а программное обеспечение было подобрано таким образом,
чтобы быть удобным в использовании и многофункциональным. Данный
ресурс можно бесплатно выложить в сеть Internet и давать возможность
любым другим педагогам пользоваться материалом и делится опытом. Так
же, можно предложить его для использования в любой школе, возможен
вариант без выкладывания его в сеть. Обеспечение Word Press имеет
программы для работы offline и авто обновление их при подключении к сети.
44
Таким образом, каждый учитель имея у себя эту программу и пароль имеет
возможность вносить новые данные так, чтобы его коллеги в школе тоже
могли ими пользоваться. Данный электронно-образовательный ресурс
используется в Гимназии № 6 г. Губкин.
Данный
ресурс
удовлетворяет
требованиям
предъявляемым
к
электронно-образовательным ресурсам. И, кроме этого, обладает простотой и
удобством в управлении, приятным дизайном и лаконичностью. В нем так же
собрано
большое
количество
полезной
и
качественно
отобранной
информации. Имеется большой запас памяти для добавления данных.
Электронный образовательный ресурс «Тригонометрия» может стать
для учителя хорошей опорой и банком заданий по данной теме.
45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
ГОСТ
Р
53620-2009
Информационно-коммуникационные
технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие
положения
2.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
от 29.12.2012 N 273–ФЗ (последняя редакция)
3.
Авакян Э. Р. Балльные оценивания в учебном процессе.
Методическая разработка для преподавателей и слушателей ФПК при
КубГТУ. Краснодар: Кубан. гос. технол. Ун-т, 2016.
4.
Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля знаний –
М. 1994. – 93 с.
5.
Атанасян
Л.С.
Геометрия:
7-9
классы:
учебник
для
общеобразовательных учреждений. –20-е издание. – М: Просвещение, 2010. –
384с.
6.
Башлы
П.
Н.
Информационная
безопасность
и
защита
информации [Электронный ресурс]: Учебник / П. Н. Башлы, А. В. Бабаш, Е.
К. Баранова. – М.: РИОР, 2013. – 222 с.
7.
Башмакова И.Г. Лекции по истории математики в Древней
Греции // Историко–математические исследования. Выпуск XI. М., 2010. –
438 с.
8.
Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии. – М.:
ИПО МО Россия, 1995. – 336с.
9.
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов —
СПб: Издательство «Питер», 2010. — 304 с.
10.
Выготский Л.С. Мышление и речь
/ Л.С. Выготский //
Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. М., 2001. –176 с.
11.
Гнеденко Б.В. Очерки по истории математики в России. Издание
3-е. М.: УРСС. 2007. – 296 с.
46
12.
Грачев А. Создаем свой сайт на WordPress [Текст]: работа с CMS
WordPress 3: [бесплатно, легко, быстро] / Андрей Грачев. – Москва [и др.]:
Питер, 2011. – 282с.
13.
Гура В.В. Уровни педагогического проектирования электронных
образовательных ресурсов – Таганрог, 2001.
14.
Зимина О.В. Печатные и электронные учебные издания в
современном высшем образовании. – М.: изд-во МЭИ, 2013. – 336 с.
15.
Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения
и методика их использования.– М.: Академия, 2012. – 256 с.
16.
Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов. – М.:
Народное образование, 2000. – 44 с.
17.
Мерзляк
А.Г.
Геометрия:
8
класс:
учебник
для
общеобразовательных учреждений. – М: Вентана –Граф, 2013. – 208с.
18.
Мерзляк
А.Г.
Геометрия:
9
класс:
учебник
для
общеобразовательных учреждений. – М: Вентана–Граф, 2014. – 240с.
19.
класс:
Никольский С.М. Алгебра и начала математического анализа. 10
учебник
для
общеобразовательных
учреждений:
базовый
и
профильный уровни. – 8-е издание. – М: Просвещение, 2009. – 430с.
20.
Нейгебауер О. Лекции по истории античных математических
наук. Том 1. Догреческая математика / О. Нейгебауер. – М.: ОНТИ. Главная
редакция общетехнической литературы, 2015. – 244 c.
21.
Олехник
С.Н.
Задачи
по
алгебре,
тригонометриии
и
элементарным функциям / Олехник С.Н. –М.: Высшая школа, 2001. – 134 c.
22.
Рогачева Г.И. Современные информационные образовательные
ресурсы. Информатизация школьного образования: Материалы междунар.
науч.-практ. конф. 17–18 сентября 2012 г. – Барнаул, пера, А. Темпера. – М.,
2012. – 61 с.
23.
Рыбников К. А. Возникновение и развитие математической
науки / К.А. Рыбников. – М.: Просвещение, 2010. - 160 c.
47
24.
Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высших
педагогических. учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия»,
2002. – 576 с.
25.
Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности
учащихся Н.Ф. Талызина. – М.: Академия, 2003. – 426 с.
26.
Панкова
Е.В.
Интернет-сайт
среднего
профессионального
учебного заведения: эффективность поиска в Интернете // Панкова Е.В.,
Косинова С. А. // Научные и технические библиотеки. – 2012. – №3. – 44с.
27.
Потапов М.К. Алгебра, тригонометрия и элементарные функции /
М.К. Потапов. – М.: Высшая школа, 2001. – 586 c
28.
Тлеукеева Р. Традиционные и электронные ресурсы: состояние,
проблемы. эффективность использования //Роза Тлеукеева//Библиотека. –
2008. – №1.
29.
Фридман Л.М. Теоретические основы методики обучения
математике – М.: Флинта, 2008. – 224 с.
30.
Штульман Э.А. Тесты, требования к ним и их классификация.
Под ред. П. А. Баскутиса. Новое издание. Воронеж, 2013. – 63 с.
48
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв