Содержание
Введение
4
1 Выбор технологии языка и среды программирования
5
2 Анализ и уточнение требований к программному продукту
7
2.1 Анализ процесса обработки информации и выбор структуры
данных для ее хранения
2.2 Выбор методов и разработка основных алгоритмов решения
задач
Изм
7
9
3. Разработка структурной схемы программного продукта
17
4. Проектирование интерфейса пользователю
19
4.1 Разработка форм ввода вывода информации
19
4.2 Построение графа диалога
25
5. Выбор стратегии тестирования и разработка тестов
27
Заключение
29
Список литературы
30
Приложение 1. Техническое задание
31
Приложение 2. Руководство пользователя
37
Лис
Разраб.
Проверил
Т. контр.
Н. контр.
Утвердил
№
Кочемазов
Игонин
Под
п
НАТК.241000.400ПЗ
Дата
Лит.
Разработка
электронного учебнометодического пособия
Лист
3
Листов
41
ГРУППА ПР-416
Введение
Во многих сферах человеческой деятельности, в том числе в сфере
образования, где одну из главных ролей играет работа с большим
количеством методических пособий, инструкций, учебников и прочих
материалов,
существует
задача
систематизации
и
структуризации
содержащейся в них информации.
Применение специальных программ позволяет различным образом
вводить данные в такие базы знаний, легко систематизировать, видеть и
изменять их структуры, очень быстро выводить любую часть содержимого
базы на экран для редактирования или ознакомления с информацией.
Одним из основных недостатков таких программ можно назвать то, что
большинство из них приходится покупать у сторонних разработчиков,
программные
комплексы.
Пользователям
таких
сложных
программ
приходится переплачивать за функции, которыми они, вероятно, не будут
пользоваться. Кроме того, часто требуется дополнительная квалификация
для работы с ними, дополнительная настройка пакета. Таким образом,
используя сторонние программы, тратятся лишние средства на их
приобретение и сопровождение, работа с ними трудоемка и недостаточно
эффективна.
Задача курсового проекта заключается в автоматизации некоторых
видов
учебных
процессов,
специализированной
лабораторных
программы,
работ,
предназначенной
в
создании
для:
удобного
администрирования базы знаний, структуризации данных, создании и
редактировании
содержимого
(преподаватель),
а
также
интерфейса
пользователя, который работает с конечным пособием как читатель
(студент).
Лист.
Изм.
Лист.
№
Подп.
Дата
НАТК.241000.400ПЗ
4
1 Выбор технологий, среды и языков программирования
Для проектирования и реализации данной задачи была выбрана
структурная технология программирования, а именно метод пошаговой
детализации или же декомпозиции, который позволяет спроектировать
многоуровневую иерархическую структуру взаимодействия подпрограмм и
представление общей структуры программы. Данный метод реализуется
методом
нисходящего
проектирования
(разработки)
и
предполагает
уточнение функций программы и разделение функций на под функции.
Выбранные методы предполагают, что:
1 Операции инициализации и завершения не отделяются от соответствующей обработки, так как модули инициализации и завершения имеют
плохую связность (временную) и сильное сцепление (по управлению);
2 Нет слишком специализированных или слишком универсальных
модулей, так как проектирование излишне специальных модулей
увеличивает их количество, а проектирование излишне универсальных модулей повышает их сложность;
3
Нет дублирования действий в различных модулях, так как при их
изменении исправления придется вносить во все фрагменты программы,
где они выполняются. В этом случае целесообразно просто реализовать
эти действия в отдельном модуле;
В качестве среды программирования была выбрана среда разработчика
Borland Delphi 7, которая поддерживает все выбранные технологии
необходимые для разработки данного программного продукта, например,
такие как модульный принцип организации программы. Delphi 7 — это
среда быстрой разработки, в которой в качестве языка программирования
используется язык ObjectPascal. В основе данной системы разработчика
лежит
технология
визуального
проектирования
и
событийного
Лист.
Изм.
Лист.
№
Подп.
Дата
НАТК.241000.400ПЗ
5
программирования, суть которой заключается в том, что среда разработки
берет на себя большую часть рутинной работы, оставляя программисту
работу по конструированию диалоговых окон и функций обработки
событий. Данный программный комплекс включает в себя все средства,
необходимые для разработки, такие как:
Специализированный текстовый редактор для написания программного
кода;
Компоновщик;
Специализированный отладчик;
Другие программы необходимые для упрощения процесса написания и
отладки программ.
В качестве языка программирования выбран Object Pascal. Данный язык
поддерживает модульность, позволяет создавать классы и библиотеки, т.е.
позволяет реализовать структукный подход и элементы объектного. Он
также
удобен
для
разработки
ввиду
наибольшей
компетентности
разработчика в среде программирования Borland Delphi 7, которая основана
на данном языке.
Лист.
Изм.
Лист.
№
Подп.
Дата
НАТК.241000.400ПЗ
6
2 Анализ и уточнение требований к программному продукту
2.1 Анализ процесса обработки информации
В данной задаче обработка информации производится следующим
образом:
Сначала создаётся база знаний, т.е. создается список или набор
элементов структуры базы, в которой содержатся главы, разделы. В
дальнейшем структура может быть отредактирована, т.е.
элементы
структуры могут быть удалены, изменены или же добавлены новые
элементы, причём элементы с дочерними элементами не могут быть
удалены (необходимо удалить все дочерние элементы, а затем удалить
родительский элемент).
Для создания содержимого разделов и глав требуется чтобы была
загружен файл структуры пособия, для начала требуется создать, либо
загрузить структуру. Также необходимо, чтобы файл, который следует
редактировать был связан с элементом структуры. При создании
содержимого
редактируется
содержание
HTML-документа
текущего
(выбранного) элемента структуры.
Создание содержимого заключается в добавление объектов таких как
изображение (картинки) с форматом BMP или же JPG, мультимедиа файлы
(видео формата AVI и аудио MP3), Flash – ролики, текст содержимого,
таблицы выбранной пользователем размерности, гиперссылки (на файлы и
на HTML-документы). Для добавление объектов дизайна необходимо
выбрать место вставки в документе (при помощи курсора мыши), если в
этот момент выделен другой объект, то добавление нового объекта
невозможно. Для создания гиперссылки необходимо выделить какой либо
текст содержимого.
Лист.
Изм.
Лист.
№
Подп.
Дата
НАТК.241000.400ПЗ
7
Данные глав и разделов хранятся в файле структуры базы знаний с
расширением *.uch, а именно название глав и связь с файлом содержимым.
Расширение *.uch выбрано для более удобной
дальнейшей загрузки и
просмотра файла.
Данные содержимого элемента структуры (главы) хранятся в виде
гипертекста в документе HTML, а сам документ хранится в каталоге с
файлом структуры базы знаний. Хранение всех файлов данных в одной
директории позволяет избежать потери данных при перемещении пособия в
другую директорию, например на локальный компьютер для использования
студентом.
Лист.
Изм.
Лист.
№
Подп.
Дата
НАТК.241000.400ПЗ
8
2.2 Выбор методов разработки основных алгоритмов решения задач
Основные алгоритмы:
1 Функция, контролирующая добавление элементов в структуру;
Описание:
При добавлении элементов структуры пособия необходимо ввести имя
элемента структуры. Далее если в структуре не было ни одного элемента,
то добавляется новый элемент, а если в структуре уже есть хотя бы один
элемент, то проводится проверка на совпадение имён элементов структуры
и если есть совпадение имён, то необходимо ввести другое имя и
повторить проверку совпадения имён.
Методы:
Для ввода имени элемента структуры используется диалоговое окно с
полем для ввода. Поиск совпадения имён структуры осуществляется при
помощи проверки условия совпадения имён (строк в компоненте Delphi
TTreeVieW) и если, то в диалоге с полем для ввода вводится новое имя
элемента стрктуры.
2 Процедура смещения индексов после добавления элементов;
Описание:
При добавлении нового элемента структуры
производится поиск
номера элемента и создаётся новая запись (элемент массива) для
дальнейшей связи элемента с содержимым.
Методы:
Поиск осуществляется по строкам компонента Delphi TtreeView. После
чего в массив Hdir:Char, добавляется смещение на единицу, т.е. на один
элемент структуры
Лист.
Изм.
Лист.
№
Подп.
Дата
НАТК.241000.400ПЗ
9
3 Процедура удаления элементов;
Описание:
При удалении элемента из структуры проверяется выбран или нет
элемент и наличие элементов (пустая структура). Далее осуществляется
поиск номера удаляемого элемента и удаление записи (элемента массива).
Методы:
Проверка выделенного элемента проверяется при помощи свойства
компонента Delphi TtreeView, Selected, если свойство принимает значение
True(«истина», т.е. элемент выбран), то элемент массива HDir и строка
компонента Delphi TtreeView удаляются.
4 Процедура переименования элементов;
Описание:
При переименовании элемента структуры также как и при удалении
проверяется наличие элементов в структуре. Далее вводится новое имя
элемента после чего введенное имя проверяется на совпадение имён
других элементов и если имя не совпадает с другими, то имя элемента
изменяется на новое.
Методы:
Проверка выделенного элемента проверяется при помощи свойства
компонента Delphi TtreeView, Selected, если свойство принимает значение
True(«истина», т.е. элемент выбран), то в диалоге с полем для ввода
вводится новое имя структуры.
5 Процедура загрузки страниц (связывание html-файлов с элементами
структуры базы);
Описание:
Лист.
Изм.
Лист.
№
Подп.
Дата
НАТК.241000.400ПЗ
10
Выбирается файл содержимого (документ в формате HTML) и
связывается с элементом структуры.
Методы:
В диалоговом окне открытия файла (созданного при помощи
компонента Delphi OpenDialog и его свойства Execute(выполнить) и
FileName (имя файла)) выбирается документ HTML, путь к которому
записывается в элемент массива HDir.
Лист.
Изм.
Лист.
№
Подп.
Дата
НАТК.241000.400ПЗ
11
Функция, контролирующая добавление элементов в структуру
Вход
R – знач. Ф-ции
sn – назв. главы
R = True
Sn = ‘’
сброс в начальные
значения
- ввод названия главы / раздела
sn
F
N – количество элементов в базе (если база непустая…)
N>0
T
i=0, N-1
F
- есть ли уже элемент с таким названием
sn=TV[i]
T
- если есть, то запрет
R = FALSE
Выход
Процедура смещения индексов после добавления элементов
Вход в п/п
- поиск добавленного элемента (вычисление индекса)
i = 0, N-1
F
TVS[i]
T
K=i
- цикл вниз downto
i = N, K
HDir[i+1]=HDir[i]
- смещение индекса
Выход из п/п
Лист.
Изм.
Лист.
№
Подп.
Дата
НАТК.241000.400ПЗ
12
Процедура удаления элементов
Вход в п/п
- сброс флага можно ли удалить
Cand = True
F
- база непустая и выбран элемент
N>0,
TVS[i] > -1
2
T
i=0,NC-1
NC – количество дочерних элементов
F
если хоть один дочерний элемент содержит
подразделы
(количество детей > 0), то нельзя удалять
-
TVSI[i]<>0
T
Cand = False
1
Лист.
Изм.
Лист.
№
Подп.
Дата
НАТК.241000.400ПЗ
13
1
- можно ли удалять
F
Cand
- от удаляемого до последнего элемента
T
j=TVS[i],N-1
- смещение на 1 + количество простых
элементов
HDir[j] =
HDir[j+TVSI+1]
- удаление элемента и всех простых дочерних глав
Delete
2
Выход из п/п
Лист.
Изм.
Лист.
№
Подп.
Дата
НАТК.241000.400ПЗ
14
Процедура переименования элементов
Вход в п/п
- сброс флага
Cand = True
F
- база непустая и выбран элемент
N>0,
TVS[i] > -1
T
- ввод нового имени
NName
F
- непустое имя
NName <> ‘’
T
i = 0, N -1
- сравнение со всеми элементами в базе
F
NName<>TVS[i]
T
- запрет переименования
Cand = False
F
- если переименование разрешено, то
CA
T
- переименование элемента
TVS[j] = NName
Выход из п/п
Лист.
Изм.
Лист.
№
Подп.
Дата
НАТК.241000.400ПЗ
15
Процедура загрузки страниц (связывание html-файлов с элементами
структуры базы)
Вход в п/п
- комплекс действий указывающих
OPDDirectory
размещение файлов
HDir[i]=GSN[i+1]
путь
- связывание элемента с именем файла
Refresh
- обновление структуры
Выход из п/п
Данная процедура вызывается также при редактировании содержимого глав.
Лист.
Изм.
Лист.
№
Подп.
Дата
НАТК.241000.400ПЗ
16
3 Разработка структурной схемы программного продукта
Структурная схема представляет собой декомпозицию функций
программного
продукта.
Для
декомпозиции
основных
функций
используется нисходящий подход, т.е. наиболее сложные функции
рассматриваются по степени сложности реализации разработчиком, от
самых простых до самых сложных в реализации функций. Для определения
взаимодействия функций необходимо установить связи между функциями.
Таким образом в большинстве случаев структурная схема определяет
последовательность
разработки
функций.
Также
структурная
схема
отображает логическую связь между функциями, что позволяет наиболее
уменьшить время на отладку программного продукта.
На верхнем уровне схемы находится «Создание пособия», т.е. сама цель
разработки
программы.
Далее
следует
«Редактирование
элементов
структуры», которая содержит функции редактирования, добавления и
удаления элементов структуры. Элементы структуры составляют само
пособие, т.е. формируют базу знаний. После чего следует связь элемента
структуры базы знаний с файлом содержимым, для этого разрабатывается
функция «Открытия, создания документа», т.е. создание содержимого
элемента структуры. На одном уровне с созданием содержимого находится
«Сохранение пособия», т.к. на данном этапе определены основные функции
и данные для создания пособия, поэтому необходимо обеспечить их
хранения.
Далее следует разработать функции «Редактирования содержимого», а
именно «Добавление объектов», т.е. наполнение содержимого гипертекстом
(аудио, видео, гиперссылки, Flash-ролики, таблицы,) и «Форматирование
текста», т.е. изменение выравнивания теста, вида и типа текста, выделение
цветом текста (цвета текста и цвета заливки текста).
Лист.
Изм.
Лист.
№
Подп.
Дата
НАТК.241000.400ПЗ
17
Таким образом структурная схема примет вид:
Создание
пособия
Редактирование
элементов структуры
Редактирование
элемента
Добавление
элемента
Сохранение
пособия
Удаление
элемента
Создать,
открыть
документ
Редактирование
содержимого
Форматирован
ие текста
Добавление
объктов
Сохранение
документа
Лист.
Изм.
Лист.
№
Подп.
Дата
НАТК.241000.400ПЗ
18
4 Проектирование интерфейса пользователя
4.1 Разработка форм ввода-вывода информации
Для представления и реализации основных функций программы
необходимо разработать главную форму программы, которая должна быть
визуально разделена на четыре основные части, а именно:
1 Главная панель;
2 Панель редактирования;
3 Окно списка элементов структуры (разделов, глав);
4 Окно отображение содержимого элементов структуры;
Главная
панель
должна
содержать
основные
функции
манипулирования данными (создать новое пособие, открыть, распечатать
текущий документ и т.п.). Для того чтобы пользователю
было
максимально удобно пользовать данным элементов, необходимо сделать
для каждой из этих функций отдельные кнопки и пиктограммами
интуитивно понятными пользователю, например :
,это пиктограмма
открытия документа.
Панель редактирование должна содержать функции редактирования
содержимого элементов структуры (добавление, удаление, изменения
элементов структуры, а функции добавления в содержимое этих элементов
объектов, таких как объекты мультимедиа (видео, аудио, Flash ролики),
гиперссылки, редактирование текста и т.п.). Также как и для главной
панели, для панели редактирования необходимо сделать для каждой
функции отдельные кнопки с пиктограммами интуитивно понятных
пользователю, например:
, это пиктограмма добавления гиперссылки
Лист.
Изм.
Лист.
№
Подп.
Дата
НАТК.241000.400ПЗ
19
на документ. Так же перед разработкой панели редактирования
необходимо предусмотреть два режима работы пользователя:
1 Режим просмотра;
2 Режим редактирования;
При режиме просмотра функции панели редактирования должны быть
недоступны
или
невидимы
для
пользователя,
а
при
режиме
редактирования наоборот.
Окно списка элементов структуры должно представлять собой список
элементов, где каждая строка списка содержит имя элемента структуры,
которое в может быть изменено или же удалено.
Окно отображения содержимого элементов структуры представляет
собой область, где отображается непосредственно само содержимое, а
именно текст, объекты мультимедиа, гиперссылки и т.п. Так же на основе
ранее рассмотренных режимах работы пользователя, просмотра и
редактирования,
функции
панели
редактирования
должны
быть
недоступны или же доступны для пользователя соответственно. Для окна
отображения содержимого также действуют эти два режима, т.е. при
режиме редактирования в содержимое возможно добавление объектов, а
при режиме просмотра добавление объектов невозможно.
Из выше приведённых рассуждений разрабатываемая форма принимает
следующий вид:
Лист.
Изм.
Лист.
№
Подп.
Дата
НАТК.241000.400ПЗ
20
Для некоторых функции так же необходимо разработать свои панели
задач, а именно:
1 Добавление таблицы;
2 Добавление гиперссылки на текст в текущем документе;
3 Добавление надстрочного текста;
4 Добавление подстрочного текста;
Для
добавления
таблицы
в содержимое
элементов
структуры,
необходимо разработать
панель содержащую два окна для определения количества строк и
столбцов таблицы, а также
Лист.
Изм.
Лист.
№
Подп.
Дата
НАТК.241000.400ПЗ
21
две кнопки для принятия решения о добавлении таблицы или же об отмене
данного действия. Исходя из эти рассуждений панель примет вид:
Для добавление гиперссылки на текст в текущем документе,
необходимо разработать панель, содержащую два окна для ввода имени
гиперссылки и для ввода текста на который будет ссылаться гиперссылка,
а также две кнопки для принятия решения о добавлении объекта или же об
отмене данного действия. Исходя из эти рассуждений панель примет вид:
Для добавления надстрочного и подстрочного текста, необходимо
разработать панель содержащую поле для ввода текста, а также две кнопки
для принятия решения о добавлении объекта или же об отмене данного
действия. Исходя из эти рассуждений панель примет вид:
Так же для некоторых функций необходимо разработать отдельные
формы, а именно:
1 Создание нового пособия;
Лист.
Изм.
Лист.
№
Подп.
Дата
НАТК.241000.400ПЗ
22
2 Открыть документ;
Для создания нового пособия необходимо разработать форму,
содержащую поля для ввода имени пособия и ещё одно необязательное
для пользователя поле для ввода имени списка закладок, а также две
кнопки для принятия решения о создании нового пособия.
И так форма примет вид:
Для открытия документа необходимо разработать форму, содержащую
три визуально разделенных части, а именно:
1 Панель принятия решения;
2 Окно отображения файлов;
3 Окно отображения документа;
Панель принятия решения должна представлять собой
панель
содержащую две функции, а именно выбрать текущий документ или же
отменить действие. Окно отображения должно содержать список файлов
(HTML - документов) при выборе, которых в окне отображения документа
должно
отобразится
содержимое
документа.
Форма
принимает
следующий вид:
Лист.
Изм.
Лист.
№
Подп.
Дата
НАТК.241000.400ПЗ
23
Лист.
Изм.
Лист.
№
Подп.
Дата
НАТК.241000.400ПЗ
24
4.2 Разработка графа диалога
Для того чтобы представить ожидаемое поведение системы от
действий
пользователя
использования.
можно
Основными
построить
понятиями
диаграмму
диаграммы
вариантов
вариантов
использования являются:
1. Действующее лицо – пользователь программы;
2. Вариант использования – очевидная для действующего лица
процедура;
3. Связь – взаимодействие между действующим лицом и вариантом
использования.
Для данной системы можно построить следующую Диаграмму
вариантов использования:
4
Пользо
ватель
Аутентифик
ация
пользовател
я
Пользователь
Студент
Режим
просмотра
Пользователь
преподаватель
Режим
редактиро
вания
Пользователь
администратор
Режим
администр
атора
1
2
3
Лист.
Изм.
Лист.
№
Подп.
Дата
НАТК.241000.400ПЗ
25
Печать
документа
Открыть
пособие
1
Поиск в
текущем
документе
Добавить , удалить
изменить элемент
структуры пособия
2
Связь элементов
структуры с фалом
содержимым
Добавит объекты
мультимедиа
4
Форматирования
текста содержимого
Добавить,
удалить
пользователя
3
Смена пароля
Форма диалога, управляемого системой определяет жесткий порядок
действий и ограничивает пользователя в выборе варианта использования
из нескольких.
Диалог, управляемый пользователем, позволяет выбирать любой
вариант использования
и не предусматривает сохранения жесткой
последовательности действий пользователя, тем самым пользователь
может выбрать действие, которое должно быть выбрано после некоторого
другого действия и в системе может возникнуть противоречие.
Лист.
Изм.
Лист.
№
Подп.
Дата
НАТК.241000.400ПЗ
26
5 Выбор стратегии тестирования и разработка тестов
Для тестирования программного продукта была выбрана стратегия
функционального тестирования, т.к. оно позволяет обнаружить все
ошибки в программе, используя управление по данным, необходимо
выполнить исчерпывающее тестирование, т. е. тестирование на всех
возможных наборах данных. Очевидно, что проведение исчерпывающего
тестирования для подавляющего большинства случаев невозможно.
Поэтому обычно выполняют «разумное» или «приемлемое» тестирование,
которое
ограничивается
прогонами
программы
на
небольшом
подмножестве всех возможных входных данных.
Для тестирования были выделены группы функций:
- Редактирование содержимого документов;
- Редактирование структуры элементов и их связь с содержимым;
Редактирование содержимого документов включает следующие функции:
- Добавление объектов мультимедиа (видео, аудио и т.д.);
- Добавление гиперссылок;
- Редактирование текста;
Редактирование структуры элементов и их связь с содержимым включает
следующие функции:
- Добавление, удаление, редактирование элементов структуры;
- Связь с содержимым, т.е. связь с уже существующем файлом или с
созданным по шаблону;
Для составления тестов для обеих выбранных
групп функций
необходимо определить входные и выходные данные. Для редактирования
структуры элементов и их связи с содержимым входными данными будут
являться сами элементы структуры, а выходными список всех элементов.
Лист.
Изм.
Лист.
№
Подп.
Дата
НАТК.241000.400ПЗ
27
Для
редактирование содержимого документов входными данными
будут являться объекты мультимедиа (видео, аудио, Flash-ролики),
гиперссылки, текст, а выходными данными будет являться документ
HTML.
Лист.
Изм.
Лист.
№
Подп.
Дата
НАТК.241000.400ПЗ
28
Заключение
В процессе разработки электронного учебно-методического пособия
были определены и разработаны основные функции необходимые в
данной системе, а именно функция создания, редактирования пособия и
последующего
просмотра.
Разработан
пользовательский
интерфейс,
который позволяет неквалифицированному пользователю быстро и в
короткое время освоить навыки работы с системой, а также с помощью
средств данной системы создавать учебно-методические пособия.
Работа системы построена таким образом, что позволяет скрыть от
пользователя всю функциональность и процессы обработки информации
внутри
нее.
Это
освобождает
пользователя
данной
системы
от
углубленного изучения информационных технологий и технологий
программирования.
Также система может работать на большинстве рабочих станций, на
которых установлены стандартные операционные среды и стандартные
пакеты прикладных программ, чтобы не возникло проблем с ее
установкой, работой и введением в учебный процесс.
Лист.
Изм.
Лист.
№
Подп.
Дата
НАТК.241000.400ПЗ
29
Список используемой литературы
1 А. Я. Архангельский – Delphi 7. Справочное пособие – М.: Бином-
Пресс, 2003 – 1024 с.: ил.
2 Н. Б. Культин – Основы программирования в Delphi 7. – СПб.:
БХВ-Петербург, 2004 – 608 с.: ил.
3 Х. М. Дейтел – Технологии программирования на Java – М.: Бином-
Пресс, 2003 – 560 с.: ил.
4 А. Д. Хомоненко – Базы Данных – СПб.:Корона принт, 2004. – 736 с.
5 А. Д. Хомоненко – Базы Данных – СПб.:Корона принт, 2000. – 416 с.
6 Delphi – освой на примерах. Под ред Н.Культина – БХВ-Петербург
284с.
7 Электронный учебник “Delphi World”.
Лист.
Изм.
Лист.
№
Подп.
Дата
НАТК.241000.400ПЗ
30
Министерство образования Российской Федерации
Новосибирский авиационный технический колледж
Приложение 1
Техническое задание
Разработал:
Кочемазов А.А.
Гр. ПР-416
___________
Подпись
Проверил:
Игонин В.С.
« ».03.2008 ___________
Подпись
Новосибирск 2008
Лист.
Изм.
Лист.
№
Подп.
Дата
НАТК.241000.400ПЗ
31
Содержание
1. Введение
2. Основания для разработки
3 Назначение разработки
4. Требования к программе или программному изделию
4.1. Требования к функциональным характеристикам
4.2 Требования к надежности
4.3. Условия эксплуатации
4.4. Требования к составу и параметрам технических средств
4.5.
Требования
к
информационной
и
программной
совместимости
4.6 Требования к маркировке и упаковке
4.7. Требования к транспортированию и хранению
5. Требования к программной документации
6. Технико-экономические показатели
7. Стадии и этапы разработки
8. Порядок контроля и приемки
Лист.
Изм.
Лист.
№
Подп.
Дата
НАТК.241000.400ПЗ
32
1. Введение
На современном производстве необходимым является автоматизация
рабочих мест, которая значительно уменьшает временные и материальные
затраты.
На рынке программных продуктов представлено множество пакетов
и систем обработки данных, предназначенных для предприятий и
организаций различного рода деятельности. Но в большинстве случаев они
требуют дополнительного персонала или же обучение пользователей для
работы с ними.
По этой причине появилось необходимость разработки
программ
пользователей
для
не
являющимися
специалистами
в
информационных технологиях.
В данном курсовом проекте рассматривается решение данной проблемы.
2. Основания для разработки
Задание на курсовой проект по предмету «технология разработки
программных продуктов» в рамках учебной программы по специальности.
3 Назначение разработки
Разработка проводится для создания программного продукта, с
помощью которого можно автоматизировать процессы создания и
редактирования методических пособий.
4. Требования к программе или программному изделию
4.1. Требования к функциональным характеристикам
Автоматизированная
система
должна
быть
рассчитана
на
неквалифицированного пользователя, и позволять в короткое время
освоить навыки работы с ней. При этом пользователь может иметь
минимальный объем знаний по работе с компьютерной техникой,
пакетами
прикладных
программ
и
стандартными
функциями
Лист.
Изм.
Лист.
№
Подп.
Дата
НАТК.241000.400ПЗ
33
операционной среды. Чтобы освободить пользователя данной системы от
углубленного изучения информационных технологий и технологий
программирования, все процессы обработки информации, происходящие в
системе, должны быть скрыты внутри нее.
Должно иметься средство просмотра, создания и редактирования
методических пособий.
Система должна содержать главную форму, на которой расположено
главное меню программы. С помощью главного меню можно получить
доступ к основным функциям программы. В программе должны быть
диалоги, управляемые системой для обеспечения правильности и
последовательности действий, выполняемых при работе.
В системе должны имеется возможности создания, хранения,
открытия, редактирования методических пособий.
При открытии методического пособия для редактирования у
пользователя
(преподавателя
или
администратора)
должна
быть
возможность добавления, удаления, редактирования элементов структуры
пособия.
Также должны содержаться функции сохранения, печати и
просмотра,
форматирования
теста,
изменения
шрифта
текста
содержимого элемента структуры пособия и добавления объектов
мультимедиа (аудио, видео, гиперссылки и т.д.).
4.2 Требования к надежности
Каждый этап и режим работы программы должен иметь четкие
границы и действия пользователя не должны привести к не корректной и
не правильной работе программы.
4.3. Условия эксплуатации
Лист.
Изм.
Лист.
№
Подп.
Дата
НАТК.241000.400ПЗ
34
Условия эксплуатации не отличаются от условий эксплуатации
персонального компьютера. Температура окружающей среды не должна
превышать комнатной температуры, относительная влажность должна
быть в пределах нормы.
4.4. Требования к составу и параметрам технических средств
Требования
к
составу
и
параметрам
технических
средств
накладываются требованиями операционной системы.
4.5. Требования к информационной и программной совместимости
Исполняемый модуль должен быть запущен в операционной среде
Windows 9x/Me/2000/XP
На компьютере должен быть установлен Internet Explorer 5.0 или
выше.
4.6 Требования к маркировке и упаковке
Не предъявляются.
4.7. Требования к транспортированию и хранению
Не предъявляются.
5. Требования к программной документации
Вместе с программным продуктом должны предоставляться документы:
Пояснительная записка;
Руководство пользователя.
6. Технико-экономические показатели
Лист.
Изм.
Лист.
№
Подп.
Дата
НАТК.241000.400ПЗ
35
Не предъявляются.
7. Стадии и этапы разработки
1 Разработка введения,
2 Выбор технологии языка и среды программирования,
3 Анализ и уточнение требований к программному продукту;
4 Анализ процесса обработки информации и выбор структуры данных для
ее хранения;
5 Выбор методов и разработка основных алгоритмов решения задач;
6 Разработка структурной схемы программного продукта;
7 Построение графа диалога,
8 Разработка форм ввода вывода информации;
9 Выбор стратегии тестирования и разработка тестов
10 Заключение
11 Список литературы
12 Приложение 1. Техническое задание;
13 Приложение 2 Руководство пользователя;
14 Разработка программного продукта и его отладка;
15 Завершение разработки.
8. Порядок контроля и приемки
Начиная с дня начала проектирования необходимо разрабатывать
записку по курсовому проекту и программу, являться и предоставлять
заказчику на проверку программную документацию и разработанные
модули программы. При наличии ошибок в программной документации
необходимо исправить их и предоставить на контроль в следующий срок
контроля и приемки.
Лист.
Изм.
Лист.
№
Подп.
Дата
НАТК.241000.400ПЗ
36
Министерство образования Российской Федерации
Новосибирский авиационный технический колледж
Приложение 2
Руководство пользователя
Разработал:
Кочемазов А.А.
Гр. ПР-416
___________
Подпись
Проверил:
Игонин В.С.
« ».03.2008 ___________
Подпись
Новосибирск 2008
Лист.
Изм.
Лист.
№
Подп.
Дата
НАТК.241000.400ПЗ
37
Для начала работы с программой необходимо запустить исполняемый
файл
LabBrowese.exe.
Для
пользователя
предоставляется
окно
аутентификации пользователя (рис1.), где пользователю необходимо
выбрать группу пользователя, здесь возможны три варианта:
1. Если выбрана группа «Студент», то далее необходимо нажать кнопку
«Принять»;
2. Если выбрана группа «Преподаватель», необходимо выбрать имя
пользователя и ввести пароль нажать кнопку «Принять»;
3. Если выбрана группа «Администратор», необходимо ввести пароль;
(рис1.)
После аутентификации пользователя
для группы «Студент» будут
доступны следующие функции:
1. Открыть методическое пособие;
2. Поиск в текущем (выбранном) содержимом элемента структуры
методического пособия;
3. Печать текущего содержимого элемента структуры;
4. Вызов справки;
5. Навигация по структуре методического пособия;
Лист.
Изм.
Лист.
№
Подп.
Дата
НАТК.241000.400ПЗ
38
6. Просмотр содержимого элементов структуры пособия;
Для группы «Преподаватель» будут доступны следующие функции:
1. Все функции группы «Студент»;
2. Функции редактирования методического пособия:
Добавление, удаление, редактирование элемента структуры (главы);
Установление связи элементов структуры с файлом содержимым, а
именно с уже существующем HTML документом или же с созданным
новым HTML документом;
Добавление в содержимое объектов мультимедиа;
Добавление гиперссылок;
Форматирование текста содержимого;
Для группы «Администратор» будут доступны следующие функции:
1. Все функции групп «Студент» и «Преподаватель»;
2. Функции администрирования:
Добавление, удаление пользователей;
Смена паролей пользователей;
Описание выполнения основных функций:
1. Открытие методического пособие;
Для того чтобы открыть методическое пособие необходимо на главной
панели управления (рис2) или же в меню Файл \ Открыть пособие и
выбрать из списка необходимое пользователю пособие.
(рис2)
2. Создание нового методического пособия;
Для создания нового пособия необходимо на главной панели
управления (рис3) или же в меню Файл \ Создать новое пособие и ввести
Лист.
Изм.
Лист.
№
Подп.
Дата
НАТК.241000.400ПЗ
39
в открывшемся диалоговом окне (рис4) имя нового пособия и нажать
кнопку «Принять».
(рис3)
(рис4)
3.
Добавление,
удаление,
редактирование
элементов
структуры
методического пособия;
Необходимо перейти в режим редактирования нажав на кнопку главной
панели
«Редактировать
пособие»
(рис5).
Далее
появится
панель
редактирования (рис6), где необходимо нажать кнопки «добавить
элемент» (рис7), «удалить элемент» (рис8), «редактировать элемент»
(рис9) в зависимости от необходимости действия. При добавлении и
редактирование элемента появляется диалоговое окно (рис10) в котором
необходимо ввести название элемента.
(рис5)
(рис6)
Лист.
Изм.
Лист.
№
Подп.
Дата
НАТК.241000.400ПЗ
40
(рис7)
(рис8)
(рис9)
(рис10)
4. Установление связи элементов структуры пособия с файлами
содержимым;
Необходимо
на
главной
панели
управления
нажать
кнопку
«Редактировать пособие» (рис5) и выбрать элемент из списка элементов
структуры пособия (рис11). Далее необходимо на панели редактирования
(рис6) нажать кнопку «Создать новый документ» или «Открыть документ»
(рис12). Если нажать кнопку «Создать новый документ», то создастся
новый HTML документ по шаблону, а если нажать кнопку «Открыть
документ», то откроется окно, где пользователь может выбрать и
просмотреть документы из списка и дополнить список документов (рис13).
(рис11)
(рис12)
Лист.
Изм.
Лист.
№
Подп.
Дата
НАТК.241000.400ПЗ
41
(рис13)
5. Добавление объектов в содержимое элементов структуры методического
пособия;
Для того чтобы добавить в содержимое объект необходимо выбрать
элемент структуры после чего поместить курсор в окно содержимого
после чего выбрать на панели редактирования (рис6) нужную функцию.
Во всех функция достаточно простые диалоги для максимального удобства
для пользователя. После добавления объекта необходимо выйти из режима
редактирования для проверки работоспособности добавленного объекта.
Лист.
Изм.
Лист.
№
Подп.
Дата
НАТК.241000.400ПЗ
42
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв