Правительство Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный университет
Факультет искусств
Кафедра дизайна
Колосов Евгений Николаевич, 4 курс
Пояснительная записка
к выпускной квалификационной работе
ТЕМА: Разработка печатного издания на тему современного дизайна
Направление 54.03.01 «Дизайн»
квалификация: бакалавр дизайна (графический дизайн)
Руководитель: старший преподаватель кафедры дизайна В.А. Азарян
Руководитель теоретической части: кандидат искусствоведения
доцент с возложенными функциями заведующего
кафедрой дизайна К.Г. Позднякова
Санкт-Петербург, 2017 год
Содержание
Вводная часть:
1. Тема выпускной квалификационной работы
2. Основание для выполнения работы
3. Актуальность выбранной темы
4. Цель работы
5. Задачи
6. Практическая значимость разработки, ее новизна, возможные
условия внедрения или рекомендации для дальнейшего
использования.
Основные этапы работы:
1. Анализ аналогов по теме дипломного проекта
2. Концепция проекта
3. Эскизное проектирование
4. Компьютерная разработка проекта
5. Вывод на планируемые носители информации
Графические и компьютерные техники и технологии,
использованные в дипломном проекте.
Список использованной литературы и интернет-ресурсов.
1
Вводная часть
1. Тема выпускной квалификационной работы:
Разработка печатного издания на тему современного дизайна
Основание для выполнения работы:
Инициативный проект
Потенциально заинтересованные издательства: «МИФ» Ман и Фербер и
«Издал» Студии Артемия Лебедева, также веб площадка, «Look At Me»
Актуальность выбранной темы:
● Дефицит отечественных специализированных издательств в области
современного дизайна.
● Необходимость переосмысления функционирования печатного
издания в цифровую эпоху.
● Важность создания общедоступной профессиональной платформы
для дизайнеров, архитекторов, людей искусства и также для тех, кто
интересуется данной тематикой и хочет развиваться в этой сфере
или тем кому она интересна.
Цель работы:
1. Разработать мастер макет независимого печатное издание, которое
послужит стилистической основой для площадки про дизайн Burg.
2
2. Создать не просто журнал, а объект коллекционирования.
3. Структурировать контент, создать чёткую модель взаимодействия с
читателем.
Задачи:
1. Исследование сферы печатных изданий и порталов освещающих;
дизайн
2. Анализ аналогов
3. Определение позиционирования проекта, разработать концепцию;
4. Определение формата издания;
5. Структурирование контента;
6. Разработать системы сеток;
7. Разработать обложки;
8. Верстка издания;
9. Верстка вкладышей;
10.Прототипирование интерактивных элементов печатного издания;
11.Предпечатная подготовка;
12.Постпечатная обработка;
Практическая значимость разработки, ее новизна, возможные условия
внедрения или рекомендации для дальнейшего использования
Журнал должен послужить стилистической основой для большой
платформы которая будет работать черезе интернет, что значит помимо
классических печатных приёмов, тут необходимо разрабатывать и
внедрять,
новые
способы
взаимодействия
зрителя
с
контентом,
использовать нетипичные сетки и стили вёрстки, использовать новые
3
технологии в создании обложки. Ещё журнал является рекламной формой
самой платформы, ведь если журнал будет интересен читателям, то люди
будут интересоваться его деятельность.
1. Анализ аналогов
Международный опыт журналов про искусство и дизайн
Международный рынок печатной продукции про дизайн изобилует своим
разнообразием тем и различным подходом к контенту. Каждый год
выходят тысячи различных изданий, начиная от мастодонтов индустрии
как «Domus», «Idea», «IDN» и т.д, до маленьких локальных изданий или
«фанзинов»
от
студентов,
распространяющиеся
в
маленьких
магазинчиках, университетах, кофейнях. Охват тем, жанров и подходов
безгранично велик, при этом подобные журналы имеют спрос у населения,
несмотря на высокую стоимость издания. Разумеется, я учитываю то, что
например в Европе, тесное взаимодействие с подобными печатными
продуктами длится очень давно, при этом считается правилом хорошего
тона, иметь весомую пачку журналов и каталогов посвященным
искусству, дизайну, моде. Поэтому рынок печатных изданий за рубежом
достаточно уютно чувствует себя в среде заинтересованных потребителей
информации на печатных носителях.
Отечественный опыт журналов про искусство и дизайн
В России ситуация неоднозначная. Начиная с XX века издание газет,
журналов, книг процветало и находило себя в самых необыкновенных
4
формах, особенно когда к такими вещами прикладывали руку люди
искусства поэты, художники, плакатисты и т.д., активность творцов
работать над печатными изделиями возрастает во времена советского
“Авангарда”. Обсуждались любые темы от открытия крупной выставки,
до обсуждения политиков того времени, всё это подавалось с
исключительным, индивидуальным, можно так сказать дизайнерским
подходом. После того как интернет начал набирать силу, стал
повсеместным и доступным, рынок печатной продукции россии стал
уменьшаться, причем стремительно. Малая часть изданий намеренно
перешли в интернет, остальные не зная как удержать свою аудиторию,
закрывались, только малая часть журналов, газет смогли остаться на
бумажных носителях, предоставляя уникальный контент. Если обратиться
к российскому рынку изданий про дизайн, то сразу видно что сегмент мал,
а про графический дизайн приходят на ум только два журнала «Как»
команды Петра Банкова и «Проектор» Мити Харшака.
Структурированный анализ аналогов дает возможность определить
тенденции в графическом дизайне в области моей темы.
Я разделил аналоги на два типа особенно важных для печатного издания,
такие как обложка и верстка. Также, отдельно я выявляю плюсы и минусы
изданий в целом.
● Обложка – один из самых важных элементов для привлечения
внимания зрителя.
● Вёрстка – самый сильный инструмент взаимодействия с читателем,
грамотная вёрстка может увлечь читателя в процесс изучения
контента.
5
Название
Плюсы
Минусы
Отличная эргономика и нет боязни
Однообразность
издания
KINFOLK
белого пространства, по современному номеров и малая
свёрстаны развороты, простая и
оригинальность
подходящая по стилю обложка.
разворотов,
Журнал для «домашнего» размеренного маловато
чтения.
рискованных и
интересных
решений.
DOMUS
Журнал для просмотра с малой долей
После ребрендинга
«После
текста, свёрстан очень канонично,
старого «Домуса»
ребрендинга
разнообразен от номера к номеру,
немецкой студией
2009г.»
развороты интересны текст подан
дизайна Onlab в
размерено и спокойно, отлично
журнале стали в
работает в паре с изображениями.
принципе
отсутствовать
минусы со стороны
дизайна.
6
ESQUIRE
Прекрасный и стильный журнал во всех Иногда бывают
«Русское
отношениях. Как по мне это один из
совершенно не
издательство» лучших примеров журнала для чтения откуда взявшиеся
со своим неповторимым стилем
развороты,
(особенно под редакцией Максима
создающие
Никанорова). Журнал постоянно
диссонанс с общей
удивляет и пытается вызвать у читателя организацией
эмоции как и контентом, так и игрой
журнала.
дизайна. Хорошо работающие пары
шрифтов размеров и изображений,
комбинируются в пропорции простоты
и удивления, что делает процесс чтения
журнала увлекательным и не
однообразным.
«NEW YORK
Отличная попытка переосмысления
Прослеживаются
TIME
газетного формата в журнал.
отголоски
MAGAZINE»
Выразительные обложки и
газетного стиля,
оригинальная система вёрстки
что в журнальном
формате может
вызвать некую
неприязнь у
читателя.
7
2. Концепция проекта
Аналитика
После
изучения
мной
специализированной
литературы,
контента
веб-площадок, работ дизайн студий и многостраничных печатных изданий
как отечественных, так и зарубежных, мною был сделан вывод, что
глобальная тенденция, в графическом дизайне, архитектуре и искусстве
устремлены в интерактивное, мультимедийное пространство, с другой
стороны набирает популярность тактильный дизайн, основанный на
приятном ощущении от взаимодействия с объектом дизайна.
Благодаря тенденции перехода в диджитал (цифровое) пространство и
взаимодействие
с
ним
многие
сферы
пересматривают
свою
направленность и меняют акценты. Особенно это влияние видно в сфере
печатных изданий. На данный момент ежедневная или еженедельная
газета по типу «New York Times» не является актуальной, поэтому она
переформировались 2011г. в ежемесячный журнал «New York Times
Magazine», который превратился в объект коллекционирования, получения
глобальных новостей, информации и интервью, а ежедневные новости
читатель теперь получает через их сайт или приложение. Подобных
случаев достаточно много, но некоторые издания закрываются не зная как
существовать или перестроится под современные веяния.
В этих же условиях происходят и обратные процессы; за последние годы
количество популярных независимых журналов увеличилось. В таких
журналах идёт упор именно на материальность, эстетичность и
8
аккуратность, что позволяет им становиться своеобразными «артефактами
материальности» и объектами коллекционирования.
Являясь «артефактами материальности» независимые журналы становятся
объектами Желания. Меган Ле Музурье считает, что это желание
увеличивается за счёт того, что подобные журналы «замедляют медиа время». Многие из журналов не имеют регулярного графика выпуска
новых номеров, или издаются раз в год или полгода. Это происходит не
только за счёт
того, что создатели подобных журналов работают на
других «основных работах, но и, как утверждают Ле Мазурье, это является
своего рода скрытым вызовом, выражающимся в вопросе - почему
журналы вообще выходят раз в месяц? Понятие типичного журнального
дедлайна само по себе является «искусственным» и выработанным для
удобства
ведения
бухгалтерии
и
постоянной
необходимости
конкурировать на рынке, а не из соображения о креативности или
новостных ценностях. В то же время, не регулярный выпуск номеров
означает, что новый номер будет издан когда создатели наберут
достаточное количество материала для «конструирования продуманного
журнального опыта», а не тогда, когда этого требует рынок. Ле Мазурье
сравнивает
отношение
независимого
журнала
и
его читателя с
«ухаживанием», вовлечением в одижаемое приближающееся чувство
отвественности взаимоотношений.
2
Le Masurier, Megan. Independent magazine and the rejuvenation of print, International
Journal of Cultural Studies, 2012, 15:4, 383-398
9
Всё вышеописанное позволило мне сформировать позиционирование и
вектор развития идеи нового независимого печатного издания которое
будет работать в России.
Смысловое ядро
Глобальная идея проекта
Создать крупную отечественную и в дальнейшем интернациональную
площадку про дизайн и все сферы, его влияния, которая будет (в
современное время глобального информационного шума), искать
и
создавать действительно качественный контент, общаться с крупными
деятелей искусства и дизайна, так же рассказывать и поощрять
начинающих, но очень талантливых творцов. Держать постоянную связь с
аудиторией
и
призывать
к
участию
в
улучшении
платформы,
поддерживать научные разработки применимые к дизайну и активно
внедрять в платформу свежие решения мультимедийного рынка.
Слоган проекта
«Дизайн как наука, дизайн как искусство, дизайн как стиль жизни»
Конкретизация
Концептуальный подход к оформлению журнала, контент через свойства,
свойства через форму.
Первостепенная задача создание журнала, который будет являться
стилистической основой для других носителей большой платформы, в
плане верстки, работы с текстом, предоставлением контента. Ещё моя
10
задача разработать обложки для следующих двух номеров, для задания
стиля и приемов которые будут использоваться и ещё для определения тем
для последующих выпусков.
Название журнала и проекта «Búrg.»
Значения слова Búrg:
● (укреплё́нный) за́мок, кре́пость;
● опло́т, защи́та, прибе́жище;
Названию я уделил не мало внимания поскольку, это должно быть
звонкое, простое и запоминающееся слово, при этом, для развития
внутренних смыслов оно должно расшифровываться по разному и так же
хорошо читаться на русском. Я оставил для реализации слово на языке
происхождения «немецкий» с отличительной чертой немецкого языка
(гривисом
над
Ú).
Такой
подход
был выбран для сохранения
интернациональности и иностранное слово для русскоязычного человека
звучит более символично.
Также если обратиться к смыслам этого слова, то значения прибежище и
защита, относится к дизайнерам и их идеям, что значит «Búrg.» – это
оплот, возле которого могут собираться творцы и те кто интересуется их
творчеством. По принципу как возле замка формировался город. Ещё
замок считается чем то непокорным, фундаментальным, но при этом
внутри замка могут происходить всякие интриги и выходящие из всех
норм события. Такая интерпретация применимо к проекту говорит о том,
11
что проект позиционирует себя как серьезная площадка, при этом всегда
охотно идет на эксперимент.
Такое название придает глубины и даёт векторы развития графического
языка проекта.
Стилистические особенности:
Это издание посвященное графическому дизайну и всему, что с ним
связано, поэтому необходимо понимание того, что дизайн и система
вёрстки в этом журнале должны быть современными, органичными и
затрагивать актуальные тренды на данный момент, но всё же это издание
больше про чтение, чем про картинки, этот журнал должно быть приятно и
главное удобно читать. При этом размер журнала достаточно габаритный.
Таким образом я указываю, что самое удобное чтение этого издания
происходит в «зоне комфорта».
Базовые элементы
1. Формат - выбор формата произошёл по логике “идея диктует размер”, а
не основываясь на размерности офсетного листа и подгонки под него. Так
как журнал Burg, является реакцией и переосмыслением печатного
издания в цифровую эпоху, то референсы по размерам искались от
разнообразных цифровых устройств. И, так как, мобильные цифровые
устройства (планшеты и телефоны) сейчас стремиться к крупному
формату, был выбран эталонный представитель этого сегмента Apple iPad
Pro 12,9’’, которые является не только отличным представителем
дизайнерского
мышления,
но
и
профессиональным
рабочим
12
инструментом, что отлично подходило концепции журнала. Поэтому
размер журнала был выбран 305*220мм.
2. Сетка - было принято решение, что печатное издание будет содержать
множество экспериментов, и была разработана сетка состоящая из 11
колонок (что отличалось от базового и привычного подхода к сетке где
количество колонок чётное). К такому решению подтолкнула идея
(цитата) Роберта Брингхерста; «Создавая строгую структуру в журнале вы
можете работать более свободно соблюдая и нарушая все установленные
вами правила, выбирая сетку из нечётного количества колонок,
верстальщик стоит перед выбором создавать архетипичные развороты
похожие друг на друга или же работать с напряжением и динамикой при
этом попадая в ловушки не однородной структуры страниц, и чем более
изобретательнее
дизайнер
сможет из них выбраться, тем более
уникальным будет его издание.»
3. Типографика - основываясь на базовых идеях журнала, типографика
разрабатывалась для удобства чтения, при этом основной наборный текст
мог быть 8-9 pt. Этот кегель следует из идеи, что журнал призван к
спокойному чтению, также, это должна быть антиква, причем с
характерными отличительными чертами, немного «странной».
Для
подзаголовков, мелких подписей и акциденции было принято решение
использовать геометрические гротески. В целом я принял решение
использовать три начертания для основных текстовых блоков страницы, и
еще три для дополнительных или редко встречающихся элементов.
2
Роберт Брингхерст, Основы стиля в типографике, 2006, Москва Д. Аронов, с. 355
13
3. Эскизное проектирование.
Логотип
Сформировав позиционирование и концепцию проекта я приступил к
разработке логотипа. Изначально планировалось использовать наборный
шрифт и впоследствии его модифицировать для получения результата.
Итогом этого стало постоянным не попаданием в желаемый образ, при
этом оригинальные шрифты были сами по себе качественными. Поэтому я
принял решение разработать собственный шрифт на данном этапе четыре
буквы и один знак. Моими референсами были не буквы, а постройки, я
смотрел на изображения замков и резиденций европейских стран и на
основе увиденного нарисовал шрифт. Получился «брутальный» брусковый
гротеск с крупными засечками, имеющие на своих концах скосы
совпадающие с кирпичными декоративными элементами башен замков.
Сетка
К сетке я решил подойти с научной стороны, обратился к статье Джо
Гулливер, о построении журнальной сетки. с помощью достаточно
нехитрых измерений, у меня получилось скомпоновать поля и разбить
формат на базовые линии, который в итоге равен интерлиньяжу основного
наборного текста. Самой большой проблемой было подогнать колонки к
внутренней разлиновки страницы, из-за нечетного количества колонок, это
получилось единственное мое нарушение советов Джо.
Типографика
Этот этап оказался для меня самым сложным, на протяжении работы над
проектом базовый шрифт менялся три раза, а такое изменение ведет за
изменением размерности сетки и приходилось верстать всё по новой.
14
Заголовки тоже была не самой простой задачей, они менялись ещё чаще,
даже когда я и подбирал парный шрифт для базового набора, это не
исключало того, что на деле он может оказаться “скучным” или просто не
подходящим под формат. После того как я перестал смотреть на латинские
шрифты с желанием появления их на кириллице, я обратил своё внимание
уже к отечественным шрифтовым мастерам и в итоге выбор мой упал на
действительно отличный геометрический гротеск Юрия Гордона “Red
Ring”, помимо того что он был хорошо сложен и сделан, у него были свои
малозаметные плюсы, кто-то может их назвать “неточности” которые
делали этот шрифт ещё лучше.
Вёрстка
Процесс вёрстки происходил хаотично, поступление контента было
неравномерным, оттуда появились первые неточности дизайнерских
решений, в итоге почти закончив один макет я принял решение верстать
по новой, как раз я тогда уже точно определился со шрифтами и контент
был
собран.
Для
более
структурированной
вёрстки
я
создал
дополнительный макет, где заполнял колонки черными блоками, изменял
размер и получил систему заполненности журнальных разворотов. После
такой работы верстка стала более структурированной и однотипной (в
плане расположения постоянных элементов на странице), дополнительно я
создавал не типичные развороты по своей структуре и количеству пустого
пространства отличающихся от остального набора, таким способом
добился динамики по всему журналу.
15
Обложка
Исходя из позиционирования журнала, мне не хотелось использовать
классическую модель создания обложки фотография, много текста
описывающие содержание и огромный логотип посередине сверху. Я
решил подойти к этому подходу со своей точки зрения, благодаря
развитию 3D технологий, можно создавать гипер реалистичные объекты,
также и стилизованные объекты, при этом присутствует полный контроль
в отличии от реальности, для внесения изменений не нужно вновь
арендовать студию, собирать помощников, а достаточно открыть
программу.
4. Компьютерная разработка
Основная моя работа проходила на компьютере, в основном эскизировал я
тоже на компьютере, изредка используя бумагу для фиксирования идей.
● Вёртска
Adobe InDesign CC 2017 основная программа в которой я собирал
страницы, графику и сложные растровые эфекты я отрисовывал в Adobe
Illustrator CC 2017 и Adobe Photoshop CC 2017.
● Обложка
Фон для обложки я делал в программе Maxon Cinema 4D, коррекцией
изображения уже в Adobe Photoshop CC 2017 и нанесением на нее
текстовой и графической информации Adobe Illustrator CC 2017
16
5. Вывод на планируемые носители информации
Печатный прототип первого номера журнала «Búrg.» 305*220мм
Обложки следующих трёх номеров 841 х 594мм
Прототип веб-площадки «Búrg.»
Список использованной литературы и интернет-ресурсов:
1. Эрик Шпикерман. О шрифте. Москва.: ПараТайп, 2005
2. Элис Туэмоу. Графический дизайн:фирменный стиль. Москва.:
Астрель, 2007
3. Ян Чихольд. Образцы шрифтов. Москва.: Издательство Студии
Артемия Лебедева, 2012
4. Роберт Брингхерст. Основы стиля в типографике. Москва.: Издатель
Д. Аваронов, 2006
5. Владимир Лесняк. Графический Дизайн основы профессии).
Москва.: IndexMarket, 2011
6. Фарадж Эфендеев. О том зачем журнал Esquire раздражает читателя
// Look At Me. 2014.
http://www.lookatme.ru/mag/people/russian-art-directors/196861-art-dire
ctors-nikanorov
7. Анна Кер. In Conversation With Eike König // IDNANT.
https://www.ignant.com/2016/07/27/in-conversation-with-eike-konig/
8. Йозев Мюллер-Брокманн. Модульные системы в графическом
дизайне. Москва.: Издательство Студии Артемия Лебедева, 2014
17
Иллюстративное приложение
Разработка печатного издания на тему современного дизайна
Содержание
1. Аналоги
Обложки
Вёрстка
2.
Эскизы
Логотип
Сетка
Вёрстка
Обложки
Финальные доработки
18
1. Аналоги
Обложки
Обложки журнала
«NEW YORK TIME MAGAZINE»
илл.1 (февраль 2016)
илл.2 (октябрь 2013)
илл.3 (ноябрь 2013)
19
Обложки журнала
«KINFOLK»
илл.5 (2015)
илл.6 (2014)
Обложки журнала
«ESQUIRE» русское и американское издания
илл.7 (март 2014)
илл.8 (февраль 2016)
20
Вёртска
Развороты журнала
«DOMUS» после ребрендинга командой ONLAB
илл.9 (с. 18-19)
илл.10 (с 63-64)
илл.11 (с. 98-106)
илл. 12 (с. 52-60)
21
Развороты газеты
«PEMLERG»
илл.13
илл.14
Развороты Журнала
«MONDIAL»
илл.15
илл.16
22
2. Эскизы
Логотип
илл. 18 (векторизация эскизов)
илл. 17 (разработка шрифта)
илл. 18/2 (финальный вариант)
Сетка
илл. 20 (основная сетка макет 1)
23
илл. 21 (доп. сетка макет 1)
илл. 22 (доп. сетка макет 1)
илл. 23 (сетка реализованного макета)
24
Верстка
илл. 24 (первая печать с. 4-5)
илл. 25 (первая печать с. 30-31)
илл. 26 (первая печать с. 24-25)
25
илл. 27 (макет 2, работа над ошибками)
илл. 28 (макет 2, работа над ошибками)
илл. 29 (макет 2, работа над ошибками)
илл. 30 (макет 2, работа над ошибками)
26
Обложки
илл. 31 (фон к первому номеру)
илл. 32 (фон к первому номеру)
27
илл. 33 (фон к первому номеру рендер/цветокорекция)
илл. 34 (обложка к второму номеру рендер/цветокорекция)
28
Финальные доработки
илл. 36 (с 16-17)
илл. 37 (с 18-19)
29
илл. 32 (с 6-7)
илл. 32 (с 24-35)
30
илл.. 33 (с 48-49)
илл.. 34 (с 52-53)
31
илл. 35 (развёрнутая обложка первый номер)
илл.. 36 (развёрнутая обложка первый номер)
32
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв