Сохрани и опубликуйсвоё исследование
О проекте | Cоглашение | Партнёры
Выпускная квалификационная работа 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (профиль "Логопедия")
Источник: Белгородский государственный университет - национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ»)
Комментировать 0
Рецензировать 0
Скачать - 678,7 КБ
Enter the password to open this PDF file:
-
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ( Н И У « Б е л Г У » ) ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ФАКУЛЬТЕТ ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Кафедра дошкольного и специального (дефектологического) образования РАЗВИТИЕ АТРИБУТИВНОГО СЛОВАРЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР Выпускная квалификационная работа студентки заочной формы обучения направления подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (профиль «Логопедия») 4 курса группы 02021158 Пономаревой Полины Сергеевны Научный руководитель к.б.н., доцент Садовски М.В. БЕЛГОРОД 2016
2 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………… ГЛАВА ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ I. АТРИБУТИВНОГО ДОШКОЛЬНИКОВ СЛОВАРЯ С ОБЩИМ У 3 СТАРШИХ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР………. 7 1.1. Развитие атрибутивного словаря в онтогенезе……………. 7 1.2. Особенности атрибутивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи…………… 1.3. 12 Методические аспекты развития атрибутивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами дидактических игр……………………………. ГЛАВА ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ АТРИБУТИВНОГО СЛОВАРЯ II. У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С 16 ОБЩИМ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР…………………………………… 21 2.1. Исследование уровня развития атрибутивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи…… 21 2.2 Методические рекомендации по развитию атрибутивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами дидактических игр……... 28 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………… 39 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………… 41 ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………… 44
3 ВВЕДЕНИЕ Проблема развития речи дошкольников с общим недоразвитием речи является комплексной, так как она основывается на данных не только психологов и педагогов, но и лингвистов. Работы представителей разных направлений науки отчётливо доказывают, насколько велика в речевом развитии роль лексического запаса детей. Одним из компонентов речевого развития ребенка, является словарь. Овладение словарем это важное условие умственного развития, так как содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Бедность словаря нарушает полноценное общение, а также влияет и на общее развитие ребенка. Овладение лексическим значением слова протекает на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Своевременное формирование словаря ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов - памяти, восприятия, эмоций. У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются значительные трудности в овладении словарем даже в условиях целенаправленного педагогического процесса при специально организованном обучении. Поэтому они нуждаются в дополнительной стимуляции словаря. У детей с нарушениями речи употребление имени прилагательного вызывает наибольшие затруднения, так как его становление в онтогенезе
4 происходит позднее остальных частей речи. Нарушения формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря. Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены исследования М.М. Алексеевой, А.Н. Богатыревой, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, Н.П. Ивановой, В.И. Логиновой, Ю.С. Ляховской, Н.П. Савельевой, А.А. Смаги, Е.М. Струниной, В.И. Яшиной и др. Вопросам изучения, развития и обогащения словаря детей с нарушениями речи занимались К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, В.В. Виноградов, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Е.А. Флерина, Д.Б. Эльконин и др. Наиболее эффективным инструментом развития в старшем дошкольном возрасте является игра. Игра как основной вид деятельности интересует ребенка намного больше, чем скучное задание или упражнение. Игра привлекает интерес ребенка и тем самым становится толчком к формированию атрибутивного словаря, что очень важно для дошкольников с общим недоразвитием речи. Дидактическая игра является действенным средством совершенствования такого значимого для будущей учебной деятельности процесса, как формирование словаря. Дидактическая игра – игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей. Современные условия требуют всестороннего развития словаря детей с нарушениями речи. Несмотря на большую актуальность и значимость вопросов развития словаря, на практике они оказываются недостаточно
5 разработанными. Вышесказанное подтверждает актуальность выбранной нами темы «Развитие атрибутивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами дидактических игр». Проблема исследования – совершенствование логопедической работы по развитию атрибутивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами дидактических игр. Цель исследования – изучить уровень развития атрибутивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, разработать методические рекомендации по развитию атрибутивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами дидактических игр. Объект исследования – процесс развития атрибутивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами дидактических игр. Предмет исследования – логопедическая работа по развитию атрибутивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами дидактических игр. Гипотеза исследования: развитие атрибутивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами дидактических игр будет эффективным при использовании дидактических игр на логопедических занятиях, при использовании вопитателем для закрепления изученного. В ходе работы были поставлены задачи исследования: 1. Теоретически обосновать проблему развития атрибутивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами дидактических игр. 2. Изучить уровень развития атрибутивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. 3. Разработать методические рекомендации по развитию атрибутивного
6 словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами дидактических игр. Теоретико-методологической основой явились работы по изучению особенностей лексики детей с общим недоразвитием речи О.Н. Громовой, Л.П. Ефименковой, Н.С. Жуковой, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Методы исследования: анализ психолого–педагогической литературы по исследуемой проблеме; педагогический эксперимент; диагностирование детей; метод количественного и качественного анализа результатов исследования. Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Начальная школа с дошкольными группами №2 п.Дубовое». Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
7 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АТРИБУТИВНОГО СЛОВАРЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 1.1. Развитие атрибутивного словаря в онтогенезе Развитие словаря тесно связано с развитием мышления и других психических процессов, с развитием всех компонентов речи, фонетикофонематического и грамматического строя речи, с процессами словообразования, так как по мере развития словообразования словарь ребенка быстро обогащается за счет производных слов (38). Развитие лексики в онтогенезе обусловлено развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь. Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение с взрослыми (11). С помощью речи и слов ребёнок осознает то, что доступно его пониманию. В связи с этим в словаре ребенка рано появляются слова конкретного значения, позднее – слова обобщающего характера (26). Расширение объема словаря имен прилагательных, отмечают Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, осуществляется параллельно с развитием представлений о цвете, величине, форме, признаках, высоты, толщины, на основе умения сравнивать предметы по различным признакам (21). В конце первого и начале второго года жизни ребенка постепенно все большую силу начинает приобретать словесный раздражитель. В начальной стадии реакция на него проявляется в виде ориентировочного рефлекса. В
8 дальнейшем на его основе формируется рефлекс второго порядка – у ребенка развивается подражательность, многократные повторения слова. В этот период развития речи ребенка появляются лепетные слова. Данный этап развития детской речи называется стадией «слово – предложение». На этой стадии слова выражают либо повеление, либо указание, либо называют предмет или действие. В это период у ребёнка начинает быстро расти запас слов, который к концу второго года жизни составляет около 300 слов различных частей речи. У детей от 1 до 2,5 года отмечаются явления сдвинутой референции, или растяжения значений слов. Отмечается перенесение названия одного предмета на ряд других, ассоциативно связанных с исходным предметом. Ребенок использует слово для называния целого ряда предметов, которые имеют один или несколько общих признаков и общее функциональное назначение предметов. По мере развития словаря растяжение значения слова постепенно сужается, так как при общении со взрослыми дети усваивают новые слова, уточняя их значения и корректируя употребление старых. Изменение значения слова отражает развитие представлений ребенка об окружающем мире, тесно связано с когнитивным развитием ребенка (2). В процессе онтогенеза значение слова развивается. Л.С. Выготский писал: «Всякое значение слова представляет собой обобщение. Но значения слов развиваются. В тот момент, когда ребенок впервые усвоил новое слово, развитие слова не закончилось, оно только началось; оно является вначале обобщением самого элементарного типа и только по мере своего развития переходит от обобщения элементарного типа к высшим типам обобщения, завершая этот процесс образованием подлинных и настоящих понятий» (6, С. 243). Структура значения слова в разные возрастные периоды является различной. Ребенок, прежде всего, овладевает денотативным компонентом
9 значения слова, т.е. устанавливает связь между конкретным предметом и его обозначением. Понятийный, концептуальный компонент значения слова усваивается ребенком позднее по мере развития операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Постепенно ребенок овладевает и контекстуальным значением слова. На первых стадиях знакомства со словом ребенок еще не может усвоить слово в его «взрослом» значении. Отмечается при этом феномен неполного овладения значением слова, так как первоначально ребенок понимает слово как название конкретного предмета, а не как название класса предметов, – считают авторы. У детей пятого года жизни число прилагательных, связанных с цветом, составляет 2 - 3% от каждых 100 слов, употребляемых в процессе игры. К пяти годам дети овладевают набором слов, обозначающих основные формы, выделяют измерения противоположных величин — высоту, длину, ширину. Пространственные представления в этом возрасте называются достаточно дифференцированно и точно. После пяти лет дети уверенно выделяют части предметов, сравнивают их по различным и общим признакам, усваивают свойства предметов, сделанных из различных материалов. В это же время они начинают употреблять слова, обозначающие отвлеченные понятия, связанные с настроением; военной тематикой; деятельностью; нравственными ценностями (9). В лингвистике отмечается многообразие форм словообразования прилагательных: 1. Префиксальные прилагательные (перетёртый – тёртый). 2. Суффиксальные прилагательные. В этой группе прилагательных мотивирующей основой являются различные части речи: имена существительные (берёза – берёзовый), имена прилагательные (белый –
10 беловатый), глаголы (колоть – колкий), числительные (два –двойной), местоимения (ничей – ничейный), наречия (завтра – завтрашний). 3. Префиксально-суффиксальные прилагательные (бездомный – дом). 4. Флексийные прилагательные (зло – злой). 5. Префиксально-флексийные прилагательные, которые мотивируются только именами существительными. 6. Сложные прилагательные, образующиеся путём сложения слов (железнодорожный) (1). Первоначально усваивается именительный падеж прилагательных, значительно позже косвенные падежи. Очень долго отсутствуют формы косвенных падежей множественного числа прилагательных ввиду нераспространенности этих форм в русском языке. Усвоение рода прилагательных начинается значительно позже, чем усвоение рода глаголов прошедшего времени. Одновременно появляются формы мужского и женского рода прилагательных, которые вначале смешиваются детьми. Согласование прилагательного с существительным устанавливается сначала в мужском и женском роде, значительно позже в среднем (3). Позднее усвоение прилагательных объясняется особенностью их семантики. Для того чтобы усвоить прилагательное, нужно сначала выделить из целостного образа предмета какой-нибудь признак, что возможно лишь на определенном уровне развития процессов анализа и синтеза. Трудность усвоения прилагательных связана и с формально-языковыми особенностями этой части речи. Большое количество прилагательных являются производными словами (31). В исследованиях А.Н. Гвоздева указано, что словарь старшего дошкольника может рассматриваться в качестве национальной языковой модели, так как к этому возрасту ребенок успевает усвоить все основные модели родного языка. В этот период формируется ядро словаря, которое в дальнейшем существенно не меняется. Несмотря на количественное
11 пополнение словаря, основной каркас не изменяется. По мере развития психических процессов, расширения контактов с окружающим миром, обогащения сенсорного опыта ребенка, качественного изменения его деятельности формируется и словарь ребенка в количественном и качественном аспектах (7). По данным Ш. Бутон, словарь четырёхлетнего ребёнка распределяется между различными грамматическими категориями следующим образом: существительные - 968 (50,2%), глаголы - 528 (27,4%), прилагательные - 227 (11,8%), наречия - 112 (5,8%), числительные - 37 (1,9%), союзы - 22 (1,2%), предлоги -15 (0,8%), междометия и частицы 2 17 (0,9%) (4). Волосец Т.В. существительные выявила, что у детей в возрасте от 4-х до 8-ми лет занимают 23% всех слов, глаголы -23,8%, а прилагательные - лишь 4,3% (5). Захарова А.В. приводит данные о соотнесении частей речи в словаре 6ти летнего ребёнка: имя существительное - 42,3%, глагол - 30%, наречие 10,3%, имя прилагательное - 8,4%, частицы - 3,9%, местоимение - 2,4%, числительное - 1,2%, союз - 0,3% (15). По данным А.Н. Гвоздева, в словаре четырёхлетнего ребёнка наблюдается 50,2% существительных, 27,4% глаголов, 11,8% прилагательных, 5,8% наречий, 1,9% числительных, 1,2% союзов, 0,9% предлогов, 0,9% междометий и частиц (7). Таким образом, формирование словаря происходит постепенно, в ходе онтогенетического развития. На каждом возрастном этапе выделяются определенные закономерности обогащения словарного запаса. Формирование словаря прилагательных происходит позже других частей речи. Позднее усвоение прилагательных объясняется особенностью их семантики. Формирование словаря имеет большое значение для всех сторон деятельности человека, является важнейшим условием успешности обучения в школе.
12 1.2.Особенности атрибутивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи В толковом словаре С.И. Ожегова дается следующее определение понятия «словарь» - совокупность слов какого-нибудь языка, а также слов, употреблённых в каком-нибудь одном произведении, в произведениях какого-нибудь писателя или вообще употребляемых кем-нибудь (37). Атрибутивный словарь – словарь имен прилагательных. В.П. Канакина дает такое определение имени прилагательного: «самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? каков?» (36). Исследования Р.Е. Левиной, В.А. Ковшикова, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной показали, что развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР проходит с существенными отклонениями от возрастных нормативов. Описывая характерные особенности речи детей с общим недоразвитием речи, многие авторы выделяют недостатки лексического компонента, как одного из наиболее важных нарушений в структуре данной патологии (12). Ограниченность словарного запаса, его своеобразие - проявляются как в импрессивной, так и в и экспрессивной речи. Для дошкольников с речевым недоразвитием овладение лексикой представляет особую сложность. Процесс формирования атрибутивного словаря у старших дошкольников осуществляется с учетом не только этиологического разнообразия форм речевых нарушений и возраста ребенка, но и онтогенетических этапов развития предикативной лексики, уровней общего недоразвития речи и базируется на теории о многообразии форм и значений предиката (10). В работах многих авторов (В. К. Воробьевой, Б. М. Гриншпуна, Н. С. Жуковой, В.Н. Ереминой, В.А. Ковшикова, И.Ю. Кондратенко, Е.М. Мастюковой, Н.В. Серебряковой, Т. Б. Филичевой, С.Н. Шаховской и др.) подчеркивается, что у детей с ОНР различного генеза отмечается
13 ограниченный словарный запас. Характерным признаком для этой группы детей являются значительные индивидуальные различия, которые во многом обусловлены различным патогенезом (моторная, сенсорная алалия, стертая форма дизартрии, дизартрия, задержка речевого развития и др.) (20). Одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Дошкольники с ОНР понимают значение многих слов; объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения (25). Особенно большие различия между детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием наблюдаются при актуализации атрибутивного словаря. У дошкольников с ОНР выявляются трудности в назывании многих прилагательных, употребляющихся в речи их нормально развивающихся сверстников (узкий, кислый, пушистый, гладкий, квадратный и др.) (24). Первоначально детьми с ОНР усваивается именительный падеж прилагательных, значительно позже косвенные падежи. Очень долго отсутствуют формы косвенных падежей множественного числа прилагательных ввиду нераспространенности этих форм в русском языке. Усвоение рода прилагательных начинается значительно позже, чем усвоение рода глаголов прошедшего времени. Одновременно появляются формы мужского и женского рода прилагательных, которые вначале смешиваются. Согласование прилагательного с существительным устанавливается сначала в мужском и женском роде, значительно позже в среднем (25). Сложности возникают и при подборе синонимов и антонимов. Вместо антонимов используются слова, семантически близкие; слова-стимулы с частицей «не» (красивый – не красивый). Характерной ошибкой для детей данной группы является воспроизведение слов другой грамматической
14 категории. К существительному они часто подбирают прилагательное, к прилагательному – наречие (победа – поиграть, свет – темный, нежный – ласково). Если дети с нормальным речевым развитием при подборе синонимов и антонимов испытывают трудности лишь с отдельными словами, то дети с ОНР допускают ошибки к большинству слов (17). Первый уровень речевого развития характеризуется отсутствием дифференцированного значения понятий, отмечается смешение значения слов. Пассивный словарь шире активного, но понимание ограничено. Второй уровень - активный словарь расширяется за счет некоторых прилагательных, особенно качественных. Пояснения слов сопровождается жестами. Нередко одно название заменяется другим названием – сходным. Отсутствует навык словотворчества и словообразования. Детям свойственно незнание частей предметов и их размеров, форм, цветов. В активном словаре на третьем уровне преобладают существительные и глаголы, реже прилагательные. Наблюдается большое количество ошибок в использовании простых предлогов, а сложные почти не употребляются. Отмечается незнание и неточное употребление некоторых слов, замена названий частей предметов названиями целых предметов. Замены слов происходят по звуковому и по смысловому признаку. Прилагательные употребляются преимущественно качественные, обозначающие признаки предметов: величина, цвет, форма. Относительные и притяжательные имена прилагательные используются для выражения хорошо знакомых отношений. Пассивный словарь близок к норме, но все же ограничен, так как часто отмечается неточный выбор слов (19). У детей с четвертым уровнем недоразвития речи, несмотря на разнообразный словарь, отсутствуют слова, обозначающие названия некоторых животных, растений, профессий людей и т.д. При обозначении признаков предметов используются типовые, исходные названия. Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по значению. Дети
15 данной категории достаточно легко справляются с подбором общеупотребительных антонимов, указывают на размер предметов, на пространственную противоположность и оценочную характеристику. Недостаточный уровень сформированности лексических средств, особо ярко проявляются в понимании и употреблении фраз, пословиц с переносным значением (30). Особенно большие различия между детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием наблюдается при актуализации предикативного словаря. В глагольном словаре детей с ОНР преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает. У дошкольников с ОНР выявляются трудности в назывании многих прилагательных, развивающихся употребляющихся сверстников. Большие в речи затруднения их нормально вызывают слова обобщенного значения, слова, обозначающие оценку, качества, признаки и др (27). Нарушение формирования лексики у этих детей выражено в трудности поиска нового слова, в нарушении актуализации пассивного словаря. Характерной особенностью словаря детей с общим недоразвитием речи является неточность употребления слов, которая выражается в вербальных парафразиях. В одних случаях дети употребляют слова в излишне широком значении, в других – появляется слишком узкое понимание значения слова (13). Иногда дети используют слово лишь в определенной ситуации, слово не вводится в контекст при оречевлении других ситуаций. Понимание и использование слова носит ситуативный характер. Среди многочисленных вербальных парафразий у этих детей наиболее распространенными являются замены слов, относящихся к одному семантическому полю (22). Замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов. Распространенными являются, например, такие замены: высокий – длинный,
16 низкий – маленький, узкий – тонкий, короткий – маленький и т.д. Наряду со смешением слов по родовым отношениям наблюдаются замены слов на основе других семантических признаков (18). Исаева Т.И. считает, что замены прилагательных осуществляются из–за недифференцированности признаков величины, высоты, толщины, ширины. Нарушения развития лексики у детей с общим недоразвитием речи проявляется и в более позднем формировании лексической системности, организации семантических полей, качественном своеобразии этих процессов (16). Таким образом, анализ особенностей атрибутивного словаря у детей с общим недоразвитием речи, показал, что дети имеют ряд проблем в речевом развитии – это вербальные парафразии, трудности в дифференциации качества предметов, замены слов, узкое понимание значений слов, неточности употребления слов. Все это указывает на необходимость проведения коррекционно-педагогической работы, способствующей обогащению словаря прилагательных. 1.3 Методические аспекты развития словаря прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами дидактических игр Обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место в общей системе речевой работы в детском саду. Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова предлагают следующие дидактические игры для формирования словаря прилагательных у детей с ОНР (17). «Лишнее» слово среди имен прилагательных. грустный, печальный, унылый, глубокий; храбрый, звонкий, смелый, отважный; желтый, красный, сильный, зеленый;
17 слабый, ломкий, долгий, хрупкий; крепкий, далекий, прочный, надежный; дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий; смелый, храбрый, отважный, злой, решительный; глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий. Отгадать название предмета по описанию его признаков. Например: Что это? Овощ, круглый, красный, вкусный. — Это фрукт оранжевого цвета; у него толстая, но мягкая кожура, которую легко можно смять. — Это дерево с крепкими листьями; на нем растут желуди. — Это цветок, у него желтая сердцевина и белые лепестки. Отгадывание загадок по картинкам с использованием эпитетов. Предлагается несколько картинок, из которых надо выбрать нужную. — Стройный, с тонкими ногами и ветвистыми рогами Он на севере живет, вместо сена мох жует. — Разлинованы лошадки, будто школьные тетрадки, Разрисованы лошадки от копыт до головы. — Маленькие зверьки, серенькие шубки, длинные хвосты, черненькие глазки, остренькие зубки. — Хитрая, рыжая, с пушистым хвостом. — Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам. — Он большой, серый и злой. Подберите соответствующие картинки к следующим словам: — Высокий, тонкий, пятнистый... — Лохматый, косолапый... — Голодный, серый, злой... — Маленькая, быстрая, проворная... — Хищный, сильный, полосатый... — Яркое, теплое...
18 — Серый, колючий... «Сравни!» По вкусу: горчицу и мед. По цвету: снег и сажу. По высоте: дерево и цветок. По толщине: канат и нитку. По ширине: дорогу и тропинку. По возрасту: юношу и старика. По весу: гирю и пушинку. По размеру: дом и шалаш. К данным словам придумать слова-«неприятели». Большой белый — высокий — веселый — темный — горький — добрый — здоровый — новый — молодой — острый — толстый — широкий — сухой — смелый — твердый — чистый —
19 яркий — красивый — хороший — Добавить одно общее слово к двум словам. Сахар, мед — какие? Высокое, зеленое — что? Снег, лед — какие? Длинный, деревянный — что? Вода, молоко — какие? Учитель-логопед г. Рязани А.В. Ананьева на сайте «Логопедический портал» предлагает упражнения по обогащению словаря прилагательных (34). Предложенные упражнения помогут обогатить словарь детей с ОНР словами-признаками. «Описание внешности человека». Лексическая тема: «Человек». Инструкция: Послушай стихотворение и скажи, каким цветом бывают глаза и волосы. Глаза у Вари - карие, У Васи с Верой – серые, У маленькой Аленки Зеленые глазенки. Каштановые волосы У шустрой Маринки. А рыжие кудряшки У маленькой Галинки. И только у Леночки Русые косички. «Отгадай загадки». Лексическая тема «Животные и птицы». Инструкция: Найди картинку-загадку и назови слова-признаки, которые тебе помогли в этом.
20 Эта птица острым клювом стучит. (Дятел) А с красной грудкой зимой к нам летит. (Снегирь) Огромные глаза у этой птицы. (Сова) А эта опереньем ярким гордится. (Попугай) У этого зверя пушистая шубка. (Белка) Задиристый этот- игра с ним не шутка. (Тигр) Вот с этим дружи, он огромный, но добрый. (Слон) А этот уж точно друг твой надежный. «Опиши щенка» Инструкция: - Послушай стихотворение и назови слова-признаки, которые характеризуют щенка. Назови другие слова-признаки, которые услышишь в этом стихотворении. Наш задиристый щенок Громко лает у ворот, Потому что у ворот Ходит черный гордый кот. Любит наш щенок играть, Катин мячик погонять. Очень он игривый Наш щеночек милый. Очень он у нас веселый, Шаловливый и смешной. Смелый, ласковый, красивый Мой щенок родной. «Исправь ошибки». Инструкция: Послушай стихотворение и исправь ошибки. Бродил я по речной (лесной) тропинке И видел страшные (странные) картинки.
21 Пушистый (колючий) еж шуршит в траве, Мышонок красный (серый) спит в норе, Крылатая (рогатая) корова на лугу Соленую(зеленую) жует траву. Игра «Наоборот». Инструкция: Послушай стихотворение и назови недостающие слова. Скажу я слово высокий, А ты ответишь…(низкий). Скажу я слово дальний, А ты ответишь …(близкий). Скажу тебе трусливый, А ты ответишь…(смелый). Еще скажу холодный, А ты ответишь …(теплый). Затем скажу короткий, А ты ответишь …(длинный), Теперь скажу начало Ты отвечай …(конец). Учитель-логопед Н.Н. Вахрушева предлагает свой опыт работы «Развитие словаря признаков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр и словесных упражнений» (35). Автором были составлены и систематизированы дидактические игры и упражнения по формированию и развитию словаря признаков. На первом году обучения: дети учатся классифицировать предметы и объекты по цвету (основные цвета), по величине (большой, маленький, средний). Например: дидактическая игра «Рассели коров в коровники». Цель: формировать умение классифицировать объекты по цвету, величине. Взрослый показывает коровники, дети говорят, чем они отличаются (одни
22 коровники большие, другие маленькие, у одних синяя крыша, у других красная). Затем взрослый говорит, что коровы паслись на лугу, и теперь не могут найти свой коровник. Дети расселяют коров, ориентируясь на цвет и величину, объясняют свой выбор: «Коровник большой и корова большая». Аналогично проводятся игры по другим лексическим темам: «Рассели коз в хлев», «Поставь машину в гараж», «Рассели поросят в свинарник», «Помоги найти конюшню», «Накорми поросят», «Напои семью чаем» и др. Цель игры «Угадай игрушку»: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки. Взрослый показывает 3-4 игрушки, ребенок их называет. Педагог рассказывает о каждой игрушке, акцентируя внимание на внешних признаках: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет их. На втором году обучения – речь детей обогащается прилагательными, которые обозначают большее количество признаков с более тонким их различением (оттенки цвета, состояние предметов, различия в размере, форме и др.), дети в речи начинают употреблять слова – антонимы. Были сделаны серии игр «Разложи на группы» Цель: развивать умение классифицировать предметы, объекты по цвету, величине. В данных играх педагог раскладывает перед детьми картинки с изображением предметов по лексической теме (например, тема «Посуда»): -Что нарисовано на картинках? Разложите эти чайники на 2 или 3 группы – подходящие с подходящими. Дети объясняют свой выбор. Задания выполняется, пока дети не разложат картинки по двум признакам (цвет, величина). Серия игр с куклой - «Куклы: веселая и грустная» на практическом уровне знакомят детей со словами –антонимами. Цель игры: познакомить детей с противоположными состояниями: веселый — грустный. «Стала девочка Маша играть со своими куклами Катей и Таней и заметила, что Катя все
23 время веселая, а Таня грустная. Как вы думаете, почему? (Катю обидели, она загрустила.) Какими другими словами сказать, что Катя грустная, какая она? (Печальная, расстроенная.) Что надо сделать, чтобы развеселить Катю? (Рассказать веселую сказку, поиграть с ней, посмотреть мультфильм.) Какими стали Катя и Таня? (Веселыми, радостными.)» Целью игры: «Куклы рисуют и гуляют» словами, близкими и противоположными по является знакомство со смыслу, а также с промежуточными признаками: в гости приходят две куклы: большая и маленькая. Логопед говорит, что куклы захотели рисовать. Большая кукла возьмет длинный карандаш, а маленькая... (короткий). Большая кукла нарисовала большой дом, а маленькая... (маленький). Куклы пошли гулять, а зонтик с собой не взяли. Тут пошел сильный дождь, они спрятались под елочку. Большая кукла спряталась под высокой елкой, а маленькая... (под низкой). Дождь закончился, пошли куклы домой. Большая кукла пошла по широкой дороге, а маленькая... (по узкой). На третьем году обучения происходит усложнение заданий за счет выделения гораздо большего количества свойств и качеств. Подбор антонимов и синонимов, согласование существительных с прилагательными. Формируются навыки словообразования (образование прилагательных от существительных). Серия игр «Разложи на группы», усложняется в сравнении со средней группой, так как увеличивается число признаков. Например, в игре «Что напутал Буратино?» дети должны найти ошибки в описании предмета и исправить их. Педагог сообщает, что в гости пришел Буратино со своим другом утенком. Рассказывая про утенка, Буратино делает ошибки и допускает неточности в описании, например: «У утенка синий клюв и маленькие лапы, он кричит «мяу!». «У зайца маленькие ушки, он зеленый». «У кошки колючая шубка». Ребенок исправляет неточности.
24 Цель игры «Скажи какой»: учить выделять и называть признаки предмета. Взрослый достает из коробки предметы, называет их («Это груша»), а ребенок называет признаки («Она желтая, мягкая, вкусная». «Это помидор». – «Он красный, круглый, спелый, сочный». «Это огурец». — «Он... продолговатый, зеленый, хрустящий»). Постепенно педагог начинает предлагать задания на подбор эпитетов, антонимов, синонимических рядов без наглядного материала, в словесных играх: «Кто больше слов скажет про куклу, мяч», «Назови ласково», «Скажи по-другому», «Я начну, а ты продолжи», «Добавь слово». В играх подобного рода развиваются внимание детей к слову, языковое чутье, умение выбирать подходящее по смыслу слово в определенном словосочетании, предложении. Большие возможности открываются в старшей и подготовительной к школе группах для работы над синонимами. Слова, близкие по значению, характеризуют разные стороны предметов. Автор выделяет такие приемы работы с синонимами: подбор синонимов к изолированному слову; объяснение выбора слов в синонимическом ряду; замена синонима в предложении, обсуждение вариантов значений: «Растужился, расплакался серенький зайка» (расхныкался, заливался слезами, проливал слезы»; составление предложений со словами синонимического ряда; составление рассказа со словами синонимического ряда. Практика и проведенное исследование показывают, что применение на занятиях по формированию лексической стороны речи дидактических игр и словесных упражнений, способствует более эффективному овладению дошкольниками с ОНР словаря признаков, что в свою очередь повышает уровень связного высказывания. Таким образом, изучение литературы по данному вопросу показало, что для развития атрибутивного словаря можно использовать дидактические словесные игры, упражнения. Однако их использование необходимо осуществлять в теснейшей связи с развитием познавательной деятельности.
25 Использование дидактических игры для развития атрибутивного словаря дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи, является эффективным средством, так как в этом возрасте ведущей деятельностью является игра. Выводы к первой главе: Развитие словаря происходит в ходе онтогенетического развития. Позднее усвоение прилагательных объясняется особенностью их семантики. Развитие словаря имеет большое значение для всех сторон деятельности человека, является важнейшим условием успешности обучения в школе. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах деятельности, повседневной жизни, общении. Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей являются стержнем полноценного формирования личности ребенка. У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются значительные трудности в овладении словарем даже в условиях специального обучения. Поэтому они нуждаются в дополнительном стимулировании словаря. Выделяют следующие особенности атрибутивного словаря у детей с общим недоразвитием речи: вербальные парафразии, трудности в дифференциации качества предметов, замены слов, узкое понимание значений слов, неточности употребления слов. Анализ литературы по проблеме развития атрибутивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи показал, что для реализации данной цели могут быть использованы дидактические игры, как эффективное средство развития атрибутивного словаря.
26 ГЛАВА СЛОВАРЯ II. У ИЗУЧЕНИЕ СТАРШИХ РАЗВИТИЯ АТРИБУТИВНОГО ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 2.1. Исследование уровня развития атрибутивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Нами было проведено исследование на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения детский сад № 45 г. Белгорода. В исследовании приняли участие две группы детей: экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ). Экспериментальную группу составили 10 старших дошкольников с заключением ПМПК «Общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития». В контрольную группу вошли 10 старших дошкольников того же возраста с нормальным речевым развитием. Цель исследования – выявить уровень развития атрибутивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Для выявления уровня развития атрибутивного словаря нами была использована методика В.А. Гончаровой (8), адаптированная к задачам исследования и включающая такие разделы, как исследование объема и качества пассивного и активного словаря прилагательных. 1. Исследование пассивного словаря. Цель: исследовать объем и качество пассивного словаря прилагательных. Процедура: ребенку предлагается из ряда картинок выбрать ту или иную картинку. В связи с этим, выясняется наличие соответствия между словом и образом предмета, действия и признака. 2. Исследование активного словаря прилагательных.
27 Цель: исследовать объем и качество активного словаря прилагательных. Процедура: ребенку предлагается из ряда картинок выбрать ту или иную картинку. В связи с этим, выясняется наличие соответствия между словом и образом предмета, действия и признака Содержание заданий к методике представлено в приложении 1. Проведенное исследование показало такие результаты. Первым заданием методики было исследование пассивного словаря прилагательных у дошкольников с ОНР и у дошкольников без нарушения речи. Результаты исследования пассивного словаря в ЭГ и КГ представлены в табл.2.1 и табл.2.2. Таблица 2.1 Вес Температура 3 3 4 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 4 3 Средний балл Ширина 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 Форма 3 3 3 2 3 4 2 3 4 3 Толщина 3 2 2 3 4 3 3 3 4 3 Сила Боря Э. Витя Д. Женя К. Катя Т. Лера М. Петя Щ. Таня У. Толя З. Федя Ч. Яна Л. Обозначение цветов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Длина Список детей Высота № Величина Результаты исследования пассивного словаря в ЭГ 3 2 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 Баллы Средний балл 30 35 29 29 31 31 29 30 32 31 3 3,5 2,9 2,9 3,1 3,1 2,9 3 3,2 3,1 3
Ширина Вес Температур а Форма 5 6 7 8 9 10 Толщина 4 Сила Артем П. Алина Е. Владимир А. Дмитрий Ю. Диана Е. Елена Ш. Егор В. Жанна Р. Ирина У. Кирилл Д. Длина 1 2 3 Баллы Средний балл Высота Список детей Величина № Обозначени е цветов 28 4 5 5 4 5 5 4 4 5 4 4 5 5 4 4 5 4 4 5 4 5 5 5 4 5 5 4 5 5 4 46 45 44 4,6 4,5 4,5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 50 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 4 5 5 5 5 5 5 5 4 4 5 5 4 5 5 5 5 5 4 Средний балл 5 5 4 4 5 4 5 5 5 4 5 5 5 5 4 4 5 4 5 4 4 4 5 4 50 49 45 45 50 45 5 4,9 4,5 4,5 5 4,5 4,7 Таблица 2.2 Результаты исследования пассивного словаря в КГ Результаты исследования показали, что в ЭГ средний балл составил 3 балла, в КГ – 4,7 балла. При обследовании пассивного словаря прилагательных дети ЭГ не показывали такие слова, как «овальный», «прямоугольный», «тонкий», «широкий», «короткий», «слабый», «оранжевый», «коричневый», «голубой». У детей КГ трудности вызвали лишь такие слова, как «овальный» и «голубой». Результаты выполнения детьми экспериментальной и контрольной групп заданий на выявление состояния пассивного словаря прилагательных представлены в диаграмме (Рисунок 2.1).
29 5 4 3 экспериментальная группа 4,7 контрольная группа 2 3 1 0 Рис. 2.1. Результаты исследования пассивного словаря прилагательных Можно сделать вывод о том, что состояние пассивного словаря у детей с ОНР ниже, чем у детей с нормальным речевым развитием. Результаты исследования показывают, что пассивный словарь детей с ОНР обеспечивает понимание речи обиходно-бытовой тематики. Результаты исследования активного словаря в ЭГ и КГ представлены в табл.2.3 и табл.2.4. Таблица 2.3 Вес Температура 3 3 2 2 3 3 1 2 3 3 3 3 3 2 2 2 2 2 3 3 Средний балл Ширина 3 3 3 2 3 3 3 2 3 3 Форма 3 4 3 2 3 3 3 2 3 3 Толщина 4 4 3 2 3 3 4 3 3 3 Сила Боря Э. Витя Д. Женя К. Катя Т. Лера М. Петя Щ. Таня У. Толя З. Федя Ч. Яна Л. Обозначение цветов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Длина Список детей Высота № Величина Результаты исследования активного словаря в ЭГ 3 2 3 2 3 3 1 1 2 3 2 2 3 2 3 3 2 1 2 3 2 3 3 1 3 3 2 2 2 3 2 2 3 1 3 3 2 2 2 3 2 2 3 2 3 2 2 3 1 2 Баллы Средний балл 27 24 30 20 30 29 24 20 22 29 2,7 2,4 3 2 3 2,9 2,4 2 2,2 2,9 2,6
30 Таблица 2.4 Ширина Вес Температур а Форма 5 6 7 8 9 10 Толщина 4 Сила Артем П. Алина Е. Владимир А. Дмитрий Ю. Диана Е. Елена Ш. Егор В. Жанна Р. Ирина У. Кирилл Д. Длина 1 2 3 Баллы Средний балл Высота Список детей Величина № Обозначени е цветов Результаты исследования активного словаря в КГ 4 5 5 4 5 5 4 4 5 4 4 5 5 4 4 5 4 3 5 4 4 5 4 4 5 4 4 5 4 4 46 42 43 4,6 4,2 4,3 4 4 5 5 5 5 5 4 4 4 45 4,5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 4 5 5 5 5 5 5 5 4 4 5 5 4 5 5 5 4 4 4 Средний балл 5 5 4 4 5 4 5 5 5 4 5 5 5 5 4 4 5 4 5 4 4 4 4 4 50 49 45 45 49 43 5 4,9 4,5 4,5 4,9 4,3 4,6 Результаты исследования активного словаря прилагательных показало, что средний балл в ЭГ – 2,6; в КГ – 4,6. Большое количество ошибок было отмечено при обследовании активного словаря прилагательных у детей с общим недоразвитием речи. Во многих случаях слова «широкий», «высокий», «длинный», «толстый» были заменены на слово «большой», слова «короткий», «узкий», «низкий», «тонкий» - на «маленький». Дети ЭГ часто не могли назвать правильно оттенки цветов («сиреневый», «голубой», «оранжевый», «розовый»), формы предметов («прямоугольный», «овальный», «треугольный»). При сравнении количества ошибок, выяснилось, что в группе детей с нормальным речевым развитием ошибок было гораздо меньше, чем в группе детей с общим недоразвитием речи. При обследовании активного словаря у детей с ОНР было выявлено, что он более ограничен, чем пассивный словарь. Активный словарь детей ЭГ
31 более бедный, чем у детей КГ. Дети ЭГ называют знакомые слова, но запас их мал. Результаты выполнения детьми экспериментальной и контрольной групп заданий на выявление состояния активного словаря прилагательных можно представить в диаграмме (Рисунок 2.2). 5 4 4,6 3 экспериментальная группа контрольная группа 2 2,6 1 0 Рис. 2.2. Результаты исследования активного словаря прилагательных Сравнительный анализ результатов исследования атрибутивного словаря в ЭГ и КГ представлены в табл.2.5. Таблица 2.5 Результаты исследования атрибутивного словаря в ЭГ и КГ № 1 2 Параметры исследования Исследования пассивного словаря Исследования активного словаря Среднее количество баллов ЭГ КГ 3 4,7 2,6 4,6 У дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдается снижения объема активного и пассивного словаря. Но пассивный словарь, по сравнению с активным, не так снижен. Хуже всего сформирован активный словарь, средний групповой балл составил 2,6. Это можно объяснить тем, что в нормальном онтогенезе словарь прилагательных формируется позже других частей речи, абстрактность понятий прилагательных вызывает
32 трудности в их осмыслении. При нарушенном речевом развитии эта особенность еще более выражена. Результаты данного эксперимента выявили ряд недостатков в состоянии словаря прилагательных у детей с ОНР. Несовершенства лексики проявлялись в недостаточном объёме словаря: у обследованных детей экспериментальной группы словарь ограничивался элементарными знаниями - бытовой тематикой. Дети с ОНР испытывали затруднения при ответе, не понимали значения многих слов, не знали названия многих предметов. Таким образом, в результате исследования выявилось, что у детей с ОНР активный словарь ниже возрастной нормы. Существенным недостатком восприятия у этих детей является значительное замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации. В условиях кратковременного восприятия тех или иных объектов или явлений многие детали остаются «не схваченными». Дети с ОНР воспринимают за определенное время меньший объем материала, чем нормально развивающиеся сверстники. У детей ЭГ отмечалась сильная истощаемость внимания и крайняя неусидчивость. Все это свидетельствует о том, что вследствие нейропсихологических особенностей у детей с ОНР в дошкольном возрасте не накапливается достаточного речевого опыта. У детей с речевой патологией слухоречевая память развита на достаточно низком уровне. Особенность в воспроизведение слов детьми с недоразвитием речи состояла в том, что почти все они периодически воспроизводили вместо нужного слова другое слово. У детей с ОНР не достаточно сформирован активный и пассивный словарь прилагательных. У данной категории детей возникают затруднения при определении цвета и формы предмета. Также при обследовании прилагательных, были частые замены, которые свидетельствуют о том, что эти дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют
33 качества предметов. Результаты показали следующее: развитие пассивного словаря в ЭГ – 3 балла, в КГ – 4,7 баллов; развитие активного словаря в ЭГ – 2,6; в КГ – 4,6. 2.2. Методические рекомендации по развитию атрибутивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами дидактических игр Исходя из полученных результатов констатирующего эксперимента, учитывая специфику развития атрибутивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, проанализировав методическую литературу, нами были определены цель, принципы, этапы коррекционноразвивающей работы для развития словаря прилагательных средствами дидактических игр. При проведении занятий по развитию словаря прилагательных необходимо учитывать следующие методические принципы: постепенное усложнение речевого материала; постепенная активизация детей; исключение отрицательной оценки деятельности детей; индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, применении специальных методов и средств образования, компенсации и коррекции (32). Работу по развитию атрибутивного словаря можно представить в виде трех этапов: 1. Подготовительный этап. Цель: подготовка базы для развития словаря прилагательных. На этом этапе проводится работа по развитию психических процессов, а также обогащению словаря существительных и глаголов, так как чаще всего в речи употребляются имена прилагательные с глаголами или существиетеьными. 2. Основной этап.
34 Цель: развитие пассивного и активного словаря прилагательных. 3. Заключительный этап. Цель: проверка использования прилагательных в самостоятельной речи. Для каждого этапа предлагаются определенные дидактические игры. Работы по развитию атрибутивного словаря у старших дошкольников средствами дидактических игр можно представить в табл. 2.6. В приложении 2 предложен конспект логопедического занятия «Имена прилагательные». Таблица 2.6 Работа по развитию атрибутивного словаря у старших дошкольников средствами дидактических игр Этапы Цель 1.Подготовительный Подготовка базы для развития этап словаря прилагательных. На этом этапе проводится работа по развитию психических процессов, а также обогащению словаря существительных и глаголов. Задания Существительные Кто? Что? Кому что нужно Каким будет четвертое слово (смысловые ряды) Продолжить ряд предметов Назвать только те картинки, которые относятся к заданному видовому понятию Перечислить предметы видового понятия Придумать второе слово в паре по аналогии Найти лишнюю картинку Разложить картинки на две группы Глаголы Кто как передвигается Кто как голос подаёт Какие звуки издаёт Кто как ест Кто что делает Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов Для дифференциации глаголов в
35 2. Основной этап Развитие пассивного и активного словаря прилагательных. 3. Заключительный этап Проверка использования прилагательных в самостоятельной речи. экспрессивной речи Дифференциация глаголов противоположных по значению Предъявляются детям картинки Определи, что делать полезно, а что вредно. Подобрать обратные действия (слова – враги) Закончи предложение Какое слово лишнее? Качественные «Какая? Какой?» прилагательные «Наоборот» «Закончи предложения» «Дополни предложение Относительные «Скажи, если…» прилагательные «Какой сок» «Какой дом» Подобрать слова «родственники» «Из чего сделаны?» Притяжательные «Собери картинку» прилагательные «Несуществующее животное» «Кто где живет?» «Третий лишний» «Назови правильно» Конспект логопедического занятия «Имена прилагательные» Ниже представлено содержание дидактических игр,, представленных в табл.2.6. Задания подготовительного этапа Задания для формирования словаря существительных «Кто? Что?» Покажите ребенку любую иллюстрацию к сказке. Пусть он назовет слова-предметы, отвечающие на вопрос: «Кто?» или «Что?» Например: сказка Ш. Перро «Золушка»
36 Кто: девочка, сестры, мачеха, фея, принц, мышата, кони, кучер и т.д. Что: дом, метла, карета, туфелька и т.д. «Кому что нужно» Логопед называет человека или животное, а ребенок в ответ называет, какой предмет ему может понадобиться. парикмахер - ножницы, расческа, почтальон - сумка, учитель - указка, учебники, продавец - весы, касса, муравей - палочки, листики, пчела - пыльца, нектар, птица - веточки, пух (для гнезда), и так далее. Каким будет четвертое слово (смысловые ряды) Гвоздь – молоток, шуруп -… Дом – крыша, книга - … Птица – яйцо, растение - … Хорошо – лучше, медленно - … Школа – обучение, больница -… Человек – ребенок, собака - … Пальто – пуговица, ботинок - … Продолжить ряд предметов, назвать их одним словом (подобрать обобщающее понятие), Назвать только те картинки, которые относятся к заданному видовому понятию (например, овощи из предложенных картинок: груша, огурец, вишня, лимон, смородина, банан, помидор, яблоко, капуста и т.д.). Перечислить предметы видового понятия (какие предметы мебели (обуви) вы знаете). Придумать второе слово в паре по аналогии с образцом: яблоко – фрукты, свёкла — …, стакан — …, белка — …, грузовик — …
37 Найти лишнюю картинку: морковь, лук, самолёт, капуста; лук, картошка, репа, груша. Разложить картинки на две группы: животные, растения; дикие и домашние животные. Задания для формирования словаря глаголов 1. Кто как передвигается (человек ходит, черепаха ползает и т.д.). 2. Кто как голос подаёт (голубь воркует, корова мычит и т.д.). 3. Какие звуки издаёт (дверь скрипит, ветер свистит и т.д.). 4. Кто как ест (кошка лакает, заяц грызёт и т.д.). 5. Кто что делает (учитель учит, доктор лечит и т.д.). 6. Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов (умывает – умывается, купает – купается и т.д.). 7. Для дифференциации глаголов в экспрессивной речи задают, например, такие вопросы: кто купает, а кто купается? 8. Дифференциация глаголов противоположных по значению (одеть – снять, поднять – опустить и т.д.). 9. Предъявляются детям картинки: девочка, мальчик, заяц, лягушка, птица, самолёт и др. Задаются вопросы: Кто умеет читать? Кто умеет бегать? Кто умеет скакать? 10. Определи, что делать полезно, а что вредно. Рано вставать. Поздно вставать. Купаться и плескаться. Подушкой вытираться. Сытно поесть. У телевизора сесть. Лёжа одеваться. На диване валяться. Ворон считать. В доме прибрать. Кота обижать. Идти рисовать. Книги читать. С друзьями играть. Маме помогать. Посуду помыть. В магазин сходить. Цветы полить. Кота накормить. 11. Подобрать синонимы (слова – друзья): бежит – мчится, несётся, скачет — …, поднимается — … 12. Подобрать обратные действия (слова – враги): покупает – продаёт, надевать — …, кричать — …
38 13. Закончи предложение. Медведь зимой засыпает, а весной… Берёзка от ветра наклонилась, а потом … 14. Какое слово лишнее? Мяукать, мычать, хрюкать, летать; говорить, болтать, шептать, слушать… (14). Задания основного этапа Формирование словаря качественных прилагательных «Какая? Какой?» Если девочке весело, значит она (какая) весёлая. Этому мальчику радостно, значит он (какой) радостный. Этому мальчику грустно, значит он (какой) грустный. Этот домик стоит близко к нам, значит он (какой) близкий. Этот домик стоит далеко от нас, значит он (какой) далёкий. Музыка играет громко, значит она (какая) громкая. «Наоборот» Инструкция: я назову слова, а ты скажи, как будет наоборот. Например, хороший, а наоборот будет – нехороший. обычный - необычный громкий – негромкий платный - бесплатный полезный – бесполезный нужный – ненужный красивый - некрасивый «Закончи предложения» Закончить предложения с этими прилагательными: Вова сильный, а его брат еще сильнее. Машина едет быстро, а … Весной погода теплая, а… Земляника красная, а… Пирог вкусный, а… Лента длинная, а … «Дополни предложение» Дополнить предложения нужным по смыслу словом.
39 Заяц белый, а зайчонок … Платок синий, а шарфик… Береза тонкая, а березка… Дом низкий, а избушка (23). Формирование словаря относительных прилагательных «Скажи, если…» Скажи, если стол из дерева, он – деревянный; если аквариум из стекла, он - (какой) Если аквариум из стекла, он – какой? Если шланг из резины, он – какой? Если нож из стали, он – какой? Если чайник из фарфора, он – какой? Если дом из кирпича, он – какой? Если чемодан из кожи, он – какой? «Какой сок» На доске картинки с изображением фруктов и ягод. Какой сок можно приготовить из … . Слива – сливовый Вишня – вишневый Яблоко – яблочный Апельсик – апельсиновый Ананас – ананасовый «Какой дом» Мы попали в сказку про трёх поросят. Давайте вспомним, какие дома строили поросята? Логопед показывает различные материалы, из которых строят дома. Сначала логопед сам произносит новые слова. из соломы – соломенный из деревянных досочек – деревянный из кирпичей – кирпичный из камня – каменный. Подобрать слова - «родственники»
40 Лес – лесок, лесной, лесник. Гриб – грибок, грибник, грибной. Вода – водный, водяной, водолаз, наводнение. Сахар – сахарный, сахарница. Гора – горка, гористый, горный, пригорок. Лист – листик, листочек, листва, лиственница, лиственный. Дуб - дубок, дубовый. Еж – ежиха, ежик, ежата, ежовый. Весна – весенний, веснянка, веснушка. «Из чего сделаны?» Из чего сделаны все эти вкусные продукты? Эти конфеты из шоколада. Какие они? – Шоколадные. Конфеты из орехов – ореховые. Варенье из вишни - вишневое. Мармелад из яблок – яблочный. Морс из клюквы – клюквенный. Джем из малины – малиновый. Суп из грибов – грибной (29). Формирование словаря притяжательных прилагательных «Собери картинку» (У каждого ребенка поднос с картинкой животного, у которого отсутствуют какие-то части тела, под подносом конверт с отсутствующими частями). Положите картинку перед собой. Чьи части животного вам нужны, чтобы составить целую картинку? Образец: У логопеда в руках картинка рыбы с отсутствующими деталями: «Мне нужны рыбья голова и рыбий хвост». Дети по очереди отвечают: Мне нужны лошадиная голова и лошадиный хвост.
41 … орлиный клюв и орлиная лапа. … утиная лапа и утиное крыло. … гусиный клюв и гусиное крыло. … лисий хвост и лисья лапа. … козье вымя и козьи рога. … волчий хвост и волчья лапа. … заячья лапа и заячьи уши. … беличий хвост и беличьи уши. Достаньте из конвертов недостающие детали, и составьте целую картинку. «Несуществующее животное» -Из страны Выдумляндии я получила письмо с портретом животного. Рассмотрим все его части. Что на голове у этого зверя? (Грива). Чья голова с гривой у этого зверя? (У этого зверя львиная голова). -Чье туловище у этого зверя? (У этого зверя верблюжье туловище). -Как называется длинный нос (Хобот). Чей хобот у этого зверя? (…слоновый хобот). -Чьи полосатые лапы у этого зверя? (…тигриные лапы). -Чей рыжий хвост у этого зверя? (… беличий хвост). «Кто где живет?» Логопед выставляет на доску картинки животных. На столе логопеда лежат картинки с изображением жилищ животных. -Вспомните, кто, где живет, и поставьте рядом картинку жилища. Образец: У логопеда в руках картинка лисы: «Лиса живет в норе», берет картинку жилища и продолжает: «Это лисья нора». Дети выходят по одному к доске, подставляют картинки и отвечают: Пчела живет в улье. Это пчелиный улей. Медведь живет в берлоге. Это медвежья берлога. Птица живет в гнезде. Это пчелиное гнездо.
42 Волк живет в логове. Это волчье логово. Оса живет в гнезде. Это осиное гнездо. Бобр живет в хатке. Это бобровая хатка. «Третий лишний» Логопед выставляет на доску картинки и предлагает найти лишнюю. 1)Белка, заяц, оленья голова. (Лишняя – оленья голова, потому что это часть животного). 2)Беличья голова, заяц, оленья голова. «Назови правильно» Логопед выставляет картинки по мере задавания вопросов. -Чей клюв у лебедя? (У лебедя лебединый клюв). -Чей клюв у гуся? -Чья морда у оленя? -Чья голова у собаки? -Как называется эта часть тела у коровы? (Вымя). Чье вымя у коровы? -Чье ухо у лисы? -Чьи лапы у моржа? Логопед демонстрирует картинку с изображением моржа. -Кто это? Как называются эти части? (Ласты). Чьи ласты у моржа? (28) Таким образом, дидактическая игра является средством развития атрибутивной лексики у старших дошкольников с ОНР. Нами предложены цель, принципы, этапы по развитию атрибутивной лексики у старших дошкольников с ОНР средствами дидактических игр. Каждому этапу соответствуют дидактические игры, решающие задачу определенного этапа. Выводы по второй главе: Нами было проведено исследование на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения детский сад № 45 г. Белгорода. В исследовании приняли участие две группы детей: экспериментальная (ЭГ) и
43 контрольная (КГ). Экспериментальную группу составили 10 старших дошкольников с заключением ПМПК «Общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития». В контрольную группу вошли 10 старших дошкольников того же возраста с нормальным речевым развитием. Цель исследования – выявить уровень развития атрибутивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Для выявления уровня развития атрибутивного словаря нами была использована методика В.А. Гончаровой, адаптированная к задачам исследования и включающая такие разделы, как исследование объема и качества пассивного и активного словаря прилагательных. В результате исследования выявилось, что у детей с ОНР активный словарь ниже возрастной нормы. У детей ЭГ отмечалась сильная истощаемость внимания и крайняя неусидчивость. У детей с речевой патологией слухоречевая память развита на низком уровне. У детей с ОНР не достаточно сформирован активный и пассивный словарь прилагательных. У данной категории детей возникают затруднения при определении цвета и формы предмета. Также отмечались частые замены, которые свидетельствуют о том, что эти дети не дифференцируют качества предметов. Нами предложены методические рекомендации по развитию атрибутивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами дидактических игр.
44 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проблемы и задачи обогащения словаря детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию словаря детей уделялось большое внимание. Развитие словаря в дошкольном возрасте тесно связано с умственным развитием детей, особенно с развитием мышления. Эта взаимосвязь свидетельствует об огромном значении языка для развития мышления. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах деятельности, повседневной жизни, общении. У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются значительные трудности в овладении словарем даже в условиях специального обучения. Развитие словаря приобретает особое значение как в плане речевого и познавательного развития детей с ОНР, так и развития их коммуникативных возможностей. значительные У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются трудности в овладении словарем даже в условиях специального обучения, особенно это касается атрибутивного словаря, который формируется позже других даже при нормальном речевом развитии. Нами было проведено исследование на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения детский сад № 45 г. Белгорода. В исследовании приняли участие две группы детей: экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ). Экспериментальную группу составили 10 старших дошкольников с заключением ПМПК «Общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития». В контрольную группу вошли 10 старших дошкольников того же возраста с нормальным речевым развитием. Цель исследования – выявить уровень развития атрибутивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
45 Для выявления уровня развития атрибутивного словаря нами была использована методика В.А. Гончарова, адаптированная к задачам исследования и включающая такие разделы, как исследование объема и качества пассивного и активного словаря прилагательных. Результаты показали следующее: развитие пассивного словаря в ЭГ – 3 балла, в КГ – 4,7 баллов; развитие активного словаря в ЭГ – 2,6; в КГ – 4,6. Таким образом, делаем вывод, дошкольники с ОНР в речи используют лишь прилагательные, обозначающие непосредственно воспринимаемые свойства предметов. У данной категории детей возникают затруднения даже при определении цвета и формы предмета. Также при обследовании прилагательных, были частые замены, которые свидетельствуют о том, что эти дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов. Нами были предложены методические рекомендации по развитию атрибутивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами дидактических игр.
46 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения 1. родному языку дошкольников [Текст]. – М: Академия, 2000. – 400 с. 2. Антипова Ж. О работе по формированию словарного запаса у детей с ОНР [Текст]// Дошкольное воспитание. – 1995. – № 9. – С. 36-38 3. Антонова, Е.В. Функциональные особенности семантической структуры слова у дошкольников с ОНР [Текст]. – СПб., 2001. – 123 С. 4. Бутон, Ш. Развитие речи [Текст]. – М., 1994. – 113 с. 5. Волосец, Т.В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников [Текст]. – М., 2002. – 134 с. 6. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст]. – М., 2004. – 415 с. 7. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст]. – СПб.: Детство– Пресс, 2007. – 102 с. 8. Гончарова, В.А. Общие и специфические особенности формирования лексики у дошкольников с различными нарушениями речи [Текст]. – СПб., 2002. – 98 с. 9. Деревянко, Н.П. Формирование словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]// Практическая психология и логопедия. – 2006. – № 4. – С. 22-25. 10. Еремина, В.Н. Обогащение и развитие лексики старших дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]. – Рязань, 2001. – 112 с. 11. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст]. – М.: Просвещение, 1981. – 112 с. 12. Жукова, Н.С. Логопедия [Текст]. – Екатеринбург, 2005. – 364 с. 13. Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.М., Филичева, Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]. – Екатеринбург: Литур, 2006. – 320 с.
47 14. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О.С. Ушаковой [Текст]. – М.: Просвещение, 1993. – 271 с. 15. Захарова, А. В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи [Текст]. - М., 2007. – 201 с. 16. Исаева, Т.И. Особенности формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на логопедических занятиях [Текст] // Школьный логопед. - 2006. - № 4. – С. 12-19. 17. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) [Текст]. – СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160 с. 18. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]. - СПб., 2003. – 143 с. 19. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст]. – М., 2008. – 76 с. 20. Логопедия / Под ред. Л.С.Волковой и С.Н.Шаховской [Текст]. – М., 2003. – 243 с. 21. Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у младших школьников [Текст]. – СПб., 2010. –192 с. 22. Макерова, О.А. Формирование активного словаря ребенка с ОНР [Текст] // Логопед. – 2012. – № 4.– С.34-37. 23. Манакова, Е.Н. В помощь логопеду: дидактические пособия и игры / Е.Н. Манакова Н.И. Фоменко [Текст] // Ребенок в детском саду. – 2009. – № 2. – С. 32-35. 24. Павлова, И. Ю. Развитие и обогащение лексики у детей дошкольного возраста [Текст]// Молодой ученый. – 2012. – № 4. – С. 21-27. 25. Сидоренко, Е. А. Обогащение и активизация словаря у детей с общим недоразвитием речи [Текст]// Дефектология. – 2008. – № 5– С. 73-78.
48 26. Тихонова, Г.А. Занятия по обогащению словаря, формированию лексико-грамматических категорий и навыков связной речи [Текст]// Логопед в детском саду. – 2010. – № 6-7. – С. 76-81. 27. Ткаченко, Т.А. Если дошкольник плохо говорит [Текст]. – Спб., 2000. – 123 с. 28. Удальцова, Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников [Текст]. – Мн., 1986. 29. Филимонова, О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх [Текст]. – СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. – 128 с. 30. Филичева, Т.Б. Основы логопедии [Текст]. – М., 2011. – 225 с. 31. Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста [Текст]. – М., 2011. – 165 с. 32. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада [Текст]. - М., 1993. – 154 с. 33. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи [Текст]. – М., Айрис-пресс, 2006. – 64 с. 34. Ананьева, А.В. Лексические упражнения по обогащению словаря прилагательных [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://logoportal.ru/leksicheskie-uprazhneniya-po-obogashheniyu-slovarya-deteyprilagatelnyimi/.html 35. Вахрушева Н.Н. Развитие словаря признаков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр и словесных упражнений [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/09/01/razvitie-slovarya-priznakovu-detey-doshkolnogo-vozrasta-s 36. Канакина В.П. Имя прилагательное [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://onlinegdz.net/stranica-92-imya-prilagatelnoe-russkij-yazyk-2- klass-kanakina-goreckij-chast-2/
49 37. Ожегов С. Толковый словарь русского языка (онлайн) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ozhegov.org/ 38. Слепович, Е.С. Пополнения и активизации словарного запаса [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bankreferatov.ru/referats/
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв