Санкт-Петербургский государственный университет
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
по направлению «Экономика»
РАЗВИТИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Выполнил:
Обучающийся 4 курса, группы ЭПП-4
Кондратков Максим Владимирович /
Научный руководитель:
д. э. н., доцент, профессор
Мисько Олег Николаевич /
Санкт-Петербург
2016
2
Содержание
Введение......................................................................................................................................... 3
ГЛАВА 1. Особенности реформирования банковской системы России на разных этапах ее
развития.......................................................................................................................................... 4
1.1. Банковская система дореволюционной России и ее особенности..................................... 4
1.2. Банковская система периода СССР и особенности ее регулирования..............................6
1.3. Сущность и роль Центрального банка РФ в современной банковской системе..............7
ГЛАВА 2. Анализ деятельности ЦБ РФ в отношении регулирования кредитных
организаций в условиях кризиса и экономических санкций...................................................13
2.1. Анализ состояния банковской системы РФ в условиях современного экономического
кризиса..........................................................................................................................................13
2.2. Банковское регулирование ЦБ РФ в современных условиях...........................................19
ГЛАВА 3. Направления совершенствования методов банковского регулирования..............27
3.1. Проблемы и перспективы внедрения стандарта Базель 3 в российском банковском
секторе.......................................................................................................................................... 27
3.2. Направления совершенствования инструментов денежно-кредитной политики в
России........................................................................................................................................... 32
Заключение...................................................................................................................................35
Список использованной литературы......................................................................................... 36
Приложения..................................................................................................................................39
3
Введение
В России банковская система играла большую роль в разные периоды ее развития. На
всем протяжении существования банковской системы особую позицию занимала
кредитная политика. С каждым годом, начиная с 2000, оказание депозитных услуг и услуг
кредитования возрастало в арифметической прогрессии, что говорило об их нарастающей
востребованности у клиентов банка. На данный момент Центральный Банк Российской
Федерации является покровителем и контроллером деятельности кредитных организаций.
Но так как на 2015 год рынок межбанковского кредитования находится в кризисе, это
объясняет актуальность данной темы выпускной квалификационной работы. Для того,
чтобы грамотно найти пути выхода из кризиса, в работе необходимо изучить вопросы
особенностей реформирования банковской системы на разных этапах ее развития и
провести анализ современного состояния деятельности Центрального Банка Российской
Федерации в отношении регулирования кредитных организаций в условиях кризиса и
экономических санкций. После детального изучения всех особенностей кредитной сферы
банка, будут рассмотрены проблемы и перспективы внедрения стандарта Базель 3 в
банковский сектор и направления совершенствования инструментов в денежно-кредитной
политике России.
4
ГЛАВА 1. Особенности реформирования банковской системы России на
разных этапах ее развития
1.1. Банковская система дореволюционной России и ее особенности
В отличии от западноевропейских стран, где банковское дело развивалось XVIII веке, а
с первой половине XIX века начали массово появляться акционерные коммерческие банки.
В России, вплоть до 1861 года (год отмены крепостного права), банковские учреждения
находилась в зародышевом состоянии и почти всецело находились в руках царского
правительства. Условно, всё кредитно-банковские учреждения дореволюционной России,
можно было разделить на три большие группы 1:
1) Государственные кредитные учреждения, при министерстве финансов. К ним
относились: Государственный банк с его конторами и отделениями; Государственная
комиссия погашения долгов; сберегательные кассы; Крестьянский Поземельный банк;
Государственный Дворянский земельный банк; сохранные казны.
2) Общественные кредитные учреждения: банки дворянского сословия, купеческих
обществ; городские общественные банки и городские ломбарды; общественные банки и
ссудосберегательные кассы сельских обществ.
3) Частные кредитные установления: акционерные земельные банки; акционерные
коммерческие банки (ссудные, учетные, торговые); поземельные банки; общества
взаимного кредита.
Каждая из указанных структур единой кредитной системы имела персональное
правовое обеспечение в форме Устава или Положения, либо
иного "законодательного установления".
Государственный банк, главный банк в дореволюционной России – был учрежден в
1860 г. в соответствии с указом Александра II.
Государственный банк был государственно-правительственным банком. Уставной
капитал, выделенный ему из казны, первоначально составлял 15 млн. рублей, а резервный
– 3 млн. рублей. Согласно Уставу банка от 1860 года, Государственный банк был основан
для «оживления торговых оборотов» и «учреждения кредитной системы в стране». Однако
большую часть ресурсов банка на первоначальном этапе развития банка, поглощало
прямое и косвенное финансирование государственной казны.
Функции Государственного банка, как банка краткосрочного кредитования должны
были быть основаны на учете векселей и других срочных правительственных и
1 Бовыкин В.И., Петров В.А. Коммерческие банки Российской империи. – M: Перспектива, 1994. - 350 c., с. 24
5
общественных процентных бумаг
иностранных тратт, покупке и продаже серебра и
золота, получении платежей по векселям и иным срочным денежным документам.
Из коммерческих операций большее развитие в периоде 1860 – 80-х годов получили
покупка и продажа процентных бумаг, учет векселей и ссуды под процентные бумаги.
С 1886 года после ликвидации дореформенных кредитных учреждений Госбанк начал
субсидировать два государственных банка – Дворянский и Крестьянский поземельный.
Функции крестьянского банка заключались в помощи помещикам продавать их земли по
высоким ценам и в помощи кулацкой верхушке деревни преумножить их земельную
собственность.
В 1885 г. правительство учредило Государственный дворянский земельный банк,
функции которого сводились к поддержке помещичьих землевладений с помощью выдачи
ипотечных ссуд дворянам на льготных условиях 2.
Коммерческие банки стали появляться с 1860-х гг. (самым первым был открыт
Петербургский Частный банк, в 1864 г.). К первой мировой войне, сеть акционерных
банков коммерческого кредита составляла 50 учреждений с 778 отделениями.
Несмотря на сравнительно небольшой количественный рост, акционерные
коммерческие банки занимали центральное место в кредитно-банковской системе России.
Ведущие российские банки были тесно взаимосвязаны с европейскими банкирами.
Связь основывалась и на деловом сотрудничестве, и на участии в уставных капиталах друг
друга. Основным видом деятельности коммерческих банков было кредитование торговопромышленного оборота и финансирование производства, а так же учет векселей и выдача
ссуд под залог векселей, ценных бумаг и товаров.
При участии Госбанка в стране была создана система учреждений мелкого кредита по
кредитованию кустарей и крестьян, кооперации. В 1904 году было создано Управление по
делам мелкого кредита в Госбанке.
Учреждения мелкого кредита можно разделить на две условные группы 3:
В состав первой группы входили кредитные и ссудосберегательные товарищества,
союзы ссудосберегательных и кредитных товариществ, земские кассы мелкого кредита, а
также волостные и станичные общественные и сельские, кассы.
Основу второй составляли сословные кредитные учреждения, включающие: сельские
банки удельных крестьян, сельские и волостные банки, сберегательные и вспомогательные
2 Калитов Д.E. Участие государства в предупреждении банкротства банков в дореволюционной России // Банковское
право.- 2003.- № 1, С.6-35 c.
3 Рукавишникова И.B. История финансового законодательства России. – M: МарТ, 2003. - 256 c., с. 67
6
кассы бывших государственных крестьян, а также ряда кредитных учреждений,
действовавших в присоединенных к империи новых территориях (Польша, Средняя Азия).
Существенным отличием русской кредитно-банковской системы от систем
западноевропейских стран, было то, что банковские ресурсы в основном направлялись не
на кредитование промышленности, а на кредитование государства и помещичьего
землевладения.
1.2. Банковская система периода СССР и особенности ее регулирования
До Октябрьской революции в России существовала четырехъярусная структура
кредитной системы, приспособленная для обслуживания рыночных отношений. Такую же
структуру имели кредитные системы западных стран.
В них входили4:
-
Центральный банк (1й ярус).
-
Система коммерческих и земельных банков (2й ярус).
-
Страховые компании (3й ярус).
-
Ряд специализированных институтов (4й ярус).
14 декабря 1917 г. декретом Всероссийского Исполнительного комитета банковское
дело было объявлено государственной монополией, а все акционерные и другие
коммерческие кредитные учреждения национализированы и объединены с
Государственным банком.
В 30- годы 20 века произошла реорганизация кредитной системы, следствием которой
стали чрезмерное укрупнение и централизация. Результатом такой реорганизации стало
лишение смысла понятия «кредитная система», оно было заменено понятием «банковская
система». Экономическая же сущность кредита, суть его рыночного механизма была
утеряна5.
Банковская система оказалась органически встроена в командно-административную
модель управления, находясь в полном административном подчинении у правительства.
Госбанк, будучи эмиссионным институтом, в тоже время являлся центром
краткосрочного кредитования и осуществления кассового и расчетного обслуживания
хозяйства.
4 Бовыкин В.И., Петров В.А. Коммерческие банки Российской империи. – M: Перспектива, 1994. - 350 c., с. 24
5 Белоглазова Г.H. Деньги, кредит, банки. – M: Юрайт, 2003. - 273 c., с. 49
7
Основные недостатки банковской системы, существовавшей до реформы 1987 г. 6:
1) Отсутствие вексельного обращения.
2) Выполнение банками роли госбюджета, на долю которого приходилось списание
долгов предприятий, особенно сельского хозяйства.
3) Бесчисленные операции по кредитованию всех сфер хозяйства.
4) Потеря банковской специализации.
5) Монополизм вследствие отсутствия у предприятий альтернативных источников
кредита.
6) Низкий уровень процентных ставок.
7) Слабый контроль банков (контроль на базе кредита) за деятельностью сфер
экономики.
8) Неконтролируемая эмиссия кредитных и бумажных денег.
Итак, банковская система периода функционирования СССР характеризовалась
жесткой централизацией. С начала 90-х годов банковская система страны была
децентрализована, основная функция регулирования возложена на сформированный
институт – Центральный банк.
1.3. Сущность и роль Центрального банка РФ в современной банковской системе
ЦБ представляет собой организацию, призванную координировать и регулировать денежнокредитную систему страны.
Определим особенности роли центральных банков в различные этапы становления
экономической мысли.
Представители классической школы экономической мысли полагали, что роль центральных
банков незначительна, поскольку рынок – саморегулирующаяся система, не требующая
воздействия извне.
Кейнс, напротив, полагал, что экономика не является саморегулируемой, отклонения от
равновесного состояния как раз характерны для ее развития, поэтому необходимо
активное государственное вмешательство, в том числе значительна роль центральных
банков.
Монетаристы продолжили основополагающие мысли Кейнса относительно роли
центральных банков. Они также полагали, что эффективный рынок формируется
преимущественно за счет денежно-кредитного регулирования. При этом первостепенная
6 Белоглазова Г.H. Деньги, кредит, банки. – M: Юрайт, 2003. - 273 c., с. 49
8
роль должна быть отведена политике центральных банков.
Современные экономисты считают, что возникли центральные банки сравнительно недавно
в соответствии с двумя направлениями развития 7:
-
эволюционный путь (Банк Англии, Банк Франции);
-
создание ЦБ государством - система ЦБ в США, Немецкий федеральный банк.
Необходимо единое платежное средство в стране, поскольку увеличивается количество
банков, обращение и эмиссия банкнот 8.
К началу XX в. почти во всех европейских странах и в некоторых странах Азии и Африки уже
имелись центральные банки. Например: Банк Франции учрежден в 1800 году; Банк Нидерландов
учрежден в 1814 году; Государственный банк России учрежден в 1860 году; Рейхсбанк в
Германии учрежден в 1875 году и т.д.
В XX в. с переходом к государственно-монополистическому капитализму многие
центральные банки были национализированы. Сильный толчок к огосударствлению
центральных банков дали мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и вторая мировая война,
усилившие тенденции государственно-монополистического регулирования экономики.
Эволюционные особенности зарождения центральных банков страны имеют
длительную историю, отправной точкой развития их можно назвать 19 век. В 19 веке
центральные банки страны выполняли следующие операции: предоставляли денежные
средства во вклады, осуществляли процессы кредитования, выпускали денежные знаки.
Для центральных банков того времени характерной особенностью можно назвать то, что
выпущенные ими денежные знаки были обеспечены золотом (для сравнения денежные
знаки, эмиссированные современными центральными банками не обеспечены
драгоценными металлами). Указанный факт функционирования центральных банков 19
века свидетельствует о том, что банки имели на балансе золото. Другая часть эмиссии
была фидуциарной, т.е. положение и организация деятельности ЦБ страны напрямую
зависела от проводимой им политики, от рациональности распределения своих средств и
ресурсов.
Возникновение центральных банков можно связать с промышленной эволюцией
(промышленная эволюция датирована второй половиной 18 – началом 19 вв.). В
указанный период времени активно развивались новые производственные направления
экономики, развивалось машиностроение, наукоемкие производства, обрабатывающая
промышленность, что повлекло за собой расширение денежного обращения, которое
требовало необходимости регулирования со стороны органов государственной власти.
7 Блинов С.Л. Банковское дело.- М.: АСТ, 2014.- 422 с.
8 Рябинский П.Л. Государственное регулирование рыночной экономики. - М.: Дело, 2015.- 389 с., с.84
9
Таким образом, выявлена одна из основных причин появления центральных банков –
необходимость регулирования денежного обращения, вызванное разрастанием денежной
массы ввиду активизации промышленного производства и других отраслей экономики.
Центральные банки эволюционировали и по другой причине: до 19 века эмиссия
денежных знаков могла быть осуществлена разными кредитными организациями, однако
централизация производства и развитие отраслей экономики потребовали необходимость
унификации и централизации денежного рынка (одной из причин указанного факта можно
назвать необходимость достижения доверия со стороны населения). Данную проблему
частные коммерческие банки, имеющие право на эмиссию, решить не могли, поэтому
актуальным стал вопрос выхода из сложившейся ситуации. Решение о создании
центральных банков явилось длительным процессом, основными сдерживающими
факторами можно назвать медленную централизацию эмиссии банкнот и сложность в
сосредоточении регулирования денежно-кредитного сектора вокруг единого
государственного учреждения.
Первым центральным банком можно назвать Банк Англии, который был учрежден в
1694 году (примечателен факт, что и промышленная революция также была порождена
именно в Англии). С периода 1694 года Банк Англии функционировал в форме
акционерного капитала и основной его функцией можно назвать выдачу займов. С
течением времени Банк Англии получил право на эмиссию банкнот, а с 1833 года явился
единоличным эмиссионером выпуска денежных знаков страны.
Что касается России, первый центральный банк страны был учрежден в 1860 году под
названием «Государственный банк», функции единоличного эмиссионера на банк были
возложены в 1895 – 1897 гг. (в данный период времени Россия перешла на
золотомонетный стандарт).
Важно отметить, что центральные банки стран создавались и развивались двумя
путями:
Первый путь «эволюционный»: для данного пути характерно постепенное развитие ЦБ
и наращивание им функциональных обязанностей по мере надобности и необходимости.
Подобный путь характерен для Англии, Франции.
Конечным этапом эволюционного пути создания ЦБ можно считать формирование
законодательной базы, в которой определяется статус банка как единоличного
эмиссионера.
Второй путь «создание ЦБ страны на основе формулирования специального закона»
(определяет порядок организации деятельности подобного учреждения).
В современных условиях главным звеном банковской системы страны, как правило,
10
является ЦБ. На основе изучения учебно-научной и методической литературы можно
отметить, что эволюция центральных банков имеет длительную историю, что связано с
централизацией банковской эмиссии коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно
выполнить функцию всеобщего средства обращения. Создание происходило двумя
путями, о чем свидетельствуют материалы Бункиной М.К. 9:
1. На базе крупных коммерческих банков, в которых с развитием денежно-кредитной
системы происходила концентрация денежной эмиссии;
2. Путем образования центрального эмиссионного банка непосредственно
государством.
По мнению Иванова С.И., можно выделить пять этапов в развитии Центральных
Банков10:
1. XVII-XVIII в. – зарождение коммерческих банков – предшественников ЦБ
(старейшие из них – Шведский Риксбанк 1668г. и ЦБ Англии 1694 г., Банк Франции – 1800
г., Банк США и Банк Финляндии – 1811 г., Нидерланды – 1814 г., Австрийский Нацбанк –
1816 г., Норвегия – 1817 г.).
2. XIX в. - 30-е годы XX в. – юридическое оформление Центральных Банков как банков
правительств, наделение ЦБ исключительным правом денежной эмиссии, что отличало их
от коммерческих банков; законодательное право регулировать банковскую систему,
приобретя функции «кредитора в последней инстанции», а также функцию оказания
банкам платежных услуг, аналогов услугам, которые банки оказывают своим клиентам.
Появление самого понятия ЦБ. Этап характеризуется частным статусом ЦБ и практически
полной независимостью от правительства. Центральные Банки все еще выполняют
функции обычных коммерческих банков.
3. 30-70 г. XX в. – подчинение Центральных Банков правительствам. ЦБ
национализированы, им запрещено заниматься банковскими операциями, их коммерческая
деятельность ограничена. В 40-50 г. XX в. высшими законодательными актами государств
ЦБ были объявлены собственностью государства, а их акции переданы в управление
правительства. Таким образом, ЦБ утратили самостоятельность в выборе целей и
инструментов денежно-кредитной политики.
4. 80-е г. XX в. – либерализация государственного регулирования экономики,
автономизация ЦБ от правительств, тенденция ко все большей независимости ЦБ от
исполнительной власти.
5. С начала 90-х годов XX в. – строительство наднациональных ЦБ.
9 Бункина М. К. Макроэкономика: Учебник. - М.: ДИС, 2014. - 320 с., с. 108
10 Иванов С.И. Основы экономической теории. Книга 2.- М.: Вита-пресс, 2014.- 427 с., с. 95
11
Определим тенденции развития ЦБ 11:
1. Интеграция ЦБ в рамках развития региональных валютных систем (в ЕС, например).
2. Увеличение внимания ЦБ к вопросам защиты вкладов и сбережений клиентов,
проблемам развития реального сектора экономики.
3. Публичность, открытость ЦБ перед законодательными органами, их ежегодные
отчеты о деятельности, публикация сведений в СМИ, в Интернете для широкого круга
пользователей.
В современной банковской практике все большее значение приобретают вопросы
стабильности, надежности, устойчивости банковской системы в целом и ее элементов –
кредитных организаций, что обусловливает необходимость регулирования банковской
деятельности как на уровне государства, так и на микроуровне. Кредитная организация
(коммерческий банк) – юридическое лицо, которое создается для извлечения прибыли как
основной цели своей деятельности, и имеет право осуществлять банковские операции и
сделки на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ 12.
Причины введения регулирования банковской деятельности приведены на Рисунке 1.1.
Причины введения регулирования банковской деятельности
Необходимость сформировать
эффективную и
результативную банковскую
систему страны (важны
вопросы обеспечения
стабильности, надежности,
устойчивости банковской
системы)
Цикличность экономики,
которая характеризуется
периодичностью
воздействия кризисов на
банковскую систему страны
Дефекты основных
рыночных механизмов и
достаточно уникальное
положение банков в
финансовой системе
Рис.1.1. Причины введения регулирования деятельности банковского сектора
Цель деятельности ЦБ в отношении регулирования кредитных организаций –
обеспечение устойчивого банковского сектора страны. К основным задачам деятельности
ЦБ в отношении регулирования кредитных организаций целесообразно отнести
следующие:
-
обеспечить эффективную систему нормативно-правового регулирования
деятельности коммерческих банков;
11 Бункина М. К. Макроэкономика: Учебник. - М.: ДИС, 2014. - 320 с., с. 108-109
12 Войтов А.Г. Экономическая теория. Учебник. - М.: Дрофа, 2013.- 489 с., с. 235
12
-
обеспечение положительного информационного и инфраструктурного поля для
реализации коммерческими банками своих функций;
-
обеспечение устойчивости деятельности коммерческих банков страны.
Со стороны ЦБ государственное регулирование банковской деятельности производится
посредством процедур государственной регистрации или ликвидации кредитных
организаций, установления запретов и ограничений, экономических нормативов, введения
экономических санкций за нарушение предъявляемых требований, надзора за банками и
небанковскими кредитно-финансовыми организациями, определения порядка организации
внутрибанковского контроля и аудита, лицензирования банковских операций.
В качестве вывода по первой главе работы необходимо отметить, что в регулировании
деятельности кредитных организаций первостепенна роль ЦБ (представляет собой
организацию, призванную координировать и регулировать денежно-кредитную систему страны).
Основными целями деятельности ЦБ, как было выяснено, являются обеспечение стабильности
покупательной способности национальной денежной единицы; обеспечение стабильности
банковской системы страны; обеспечение ликвидности коммерческих банков страны;
обеспечение эффективной системы наличного и безналичного обращения в стране и проч.
13
ГЛАВА 2. Анализ деятельности ЦБ РФ в отношении регулирования
кредитных организаций в условиях кризиса и экономических санкций
2.1. Анализ состояния банковской системы РФ в условиях современного
экономического кризиса
Современный банковский сектор России подвержен влиянию кризиса. Эффективное
функционирование банковского сектора оказывает существенное воздействие на
стимулирование экономического роста. Современные кредитные организации России
оказывают значительный перечень услуг. На Рисунке 2.1 представим динамику клиентов в
банковской сфере.
131
137
01.10.2015 г.
126
131
01.01.2015 г.
119
2014 г.
141
113
2013 г.
102
2012 г.
56
2000 г.
0
20
40
60
Услуги кредитования
Оказание депозитных услуг
137
125
64
80
100
120
140
160
Рис.2.1. Динамика клиентов в банковской сфере, млн. чел. 13
В соответствии с Рисунком 2.1 прослеживается положительная динамика клиентов в
рамках оказания услуг коммерческими банками РФ (в 2014 году количество клиентов,
воспользовавшихся депозитными услугами, составило 141 млн. чел., услугами кредитования –
119 млн. чел.). По состоянию на 01.01.2015 г. наметилась отрицательная динамика (снижение
количества клиентов по услугам кредитования определено ростом ключевой ставки в декабре
2014 года до 17,5%, что определило рост ставок по кредитам). На 01.10.2015 года можно
отметить оживление на рынке (количество клиентов, воспользовавшихся услугами
кредитования, увеличилось по сравнению с 01.01.2015 г. на 6 млн. чел., клиентов,
воспользовавшихся депозитными услугами – на 5 млн. чел.).
13 С т ат и с т и ч е с к и й б юл л е т е н ь Ц Б РФ н а 2 0 1 5 год [ Э л е к т р о н н ы й р е с у р с ] . - Р е ж и м д о с т у п а :
http://www.cbr.ru/publ/BBS/Bbs1502r.pdf
14
Данные об объемах кредитов, депозитов и прочих размещенных средств,
предоставленных организациям, физическим лицам и кредитным организациям за 20142015 годы представлены в Таблице 1.
Таблица 1
Данные об объемах кредитов, депозитов и прочих размещенных средств, предоставленных
организациям, физическим лицам и кредитным организациям за 2014-2015 годы 14,15
в млн. руб.
Показатель
Кредиты, депозиты и прочие
размещенные средства в рублях –
всего
из них
юридическим лицам
Физическим лицам
Кредиты, депозиты и прочие
размещенные средства в
иностранной валюте – всего
из них
юридическим лицам
Физическим лицам
01.01.2014
г.
01.12.2014
г.
01.01.2015
г.
01.10.2015
г.
29836692
35222770
34888476
35012201
18191891
20778931
20849792
23055947
9719936
11038528
11028783
11956254
8931234
12196035
14180978
14215695
5486152
8637338
9992617
9968785
237158
282195
300766
424691
Для того, чтобы проследить динамику представленных сведений в Таблице 1, ниже
будет представлена Таблица 2.
14
Официальный
сайт
ЦБ
Р Ф : http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=bank_system/4-3-
1_14.htm&pid=pdko_sub&sid=dopk (дата обращения 15.10.2015 г.)
15 О ф и ц и а л ь н ы й с а й т Ц Б Р Ф : h t t p : / / w w w. c b r. r u / s t a t i s t i c s / p r i n t . a s p x ? f i l e = b a n k _ s y s t e m / 4 - 3 1_15.htm&pid=pdko_sub&sid=dopk (дата обращения 15.10.2015 г.)
15
Таблица 2
Динамика данных об объемах кредитов, депозитов и прочих размещенных средств,
предоставленных организациям, физическим лицам и кредитным организациям 16
в млн. руб.
Показатель
Кредиты, депозиты и
прочие размещенные
средства в рублях –
всего
из них
юридическим лицам
Физическим лицам
Кредиты, депозиты и
прочие размещенные
средства
в
иностранной валюте
– всего
из них
юридическим лицам
Физическим лицам
Конец
2014 г. /
начало
2014 г.
Абс. откл.
Начало
Конец
2015 г. /
2015 г. /
начало
начало
2014 г.
2015 г.
Конец
2014 г. /
начало
2014 г.
Отн. откл.
Начало Конец 2015
2015 г. / г. / начало
начало
2015 г.
2014 г.
5386078
5051784
123725
118,1%
116,9%
100,4%
2587040
2657901
2206155
114,2%
114,6%
110,6%
1318592
1308847
927471
113,6%
113,5%
108,4%
3264801
5249744
34717
136,6%
158,8%
100,2%
3151186
4506465
-23832
157,4%
182,1%
99,8%
45037
63608
424691
119,0%
126,8%
141,2%
В соответствии с данными, представленными в Таблице 2 можно сделать вывод, что за
рассматриваемый период времени динамика объемов кредитов, депозитов и прочих
размещенных средств, предоставленных организациям, физическим лицам и кредитным
организациям, хотя и незначительна, но положительна за период начала 2014 г. – конца
2015 г. Рост объемов кредитов, депозитов и прочих размещенных средств в рублях за
период начало – конец 2015 года составил 123725 млн. руб. (или 0,4%); рост объемов
кредитов, депозитов и прочих размещенных средств в иностранной работе за период
составил 34717 млн. руб. или 0,2%.
На начало 2015 года наметилась отрицательная тенденция кредитования в стране.
Справочно средневзвешенные процентные ставки по кредитам, предоставленным
кредитными организациями в рублях представлены в Таблице 3.
Таблица 3
16 Составлено автором на основе Таблицы 1
16
Средневзвешенные процентные ставки по кредитам, предоставленным кредитными
организациями в рублях на 2015 год 17
% годовых
Всего
Октябрь
2015 г.
Октябрь
2014 г.
от 31 до
90 дней
от 91
до
180
дней
от 181
дня до
1 года
до 1 года,
включая
«до
востребова
ния»
от 1
года до
3 лет
свыш
е3
лет
свыш
е1
года
23,2
19,8
27,0
32,9
29,0
29,5
17,2
19,1
17,4
13,1
17,2
19,2
17,0
16,1
14,2
12,1
до 30 дней,
включая «до
востребован
ия»
В соответствии с Таблицей 3 важно отметить, что ставки по кредитам на 2015 год в
среднем выше 20% (например, по кредитам на срок от 1 до 3 лет составляют 29,69%,
свыше 1 года составляют 19,46%). Для сравнения, на январь 2014 года ставки по кредитам
были значительно ниже (рост определен повышением ключевой ставки, которая на весну
2015 года составляет 14%). В Таблице 4 представлены ставки по автокредитам.
Таблица 4
Средневзвешенные процентные ставки по автокредитам в рублях на 2015 год 18
% годовых
Автокредиты
до 30 дней,
включая «до
востребования»
от 31 от 91
до
до
90
180
дней дней
от
181
дня
до 1
года
до 1 года,
включая «до
востребования»
от 1
года до
3 лет
свыш
е3
лет
свыш
е1
года
Октябрь
18,1 21,0 18,1
18,2
20,7
21,1
20,8
19,3
2015 г.
Октябрь
12,0
11,0 11,1 11,2
10,1
12,5
12,9
11,0
2014 г.
В соответствии с Таблицей 4 важно отметить, что в 2015 году ставки по кредитам в
сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличились (например, по
17С т а т и с т и ч е с к и й б ю л л е т е н ь Ц Б Р Ф н а 2 0 1 5 г од [ Э л е к т р о н н ы й р е с у р с ] . - Р е ж и м д о с т у п а :
http://www.cbr.ru/publ/BBS/Bbs1502r.pdf
18С т а т и с т и ч е с к и й б ю л л е т е н ь Ц Б Р Ф н а 2 0 1 5 г од [ Э л е к т р о н н ы й р е с у р с ] . - Р е ж и м д о с т у п а :
http://www.cbr.ru/publ/BBS/Bbs1502r.pdf
17
автокредитам ставка возросла в среднем на 10%).
Ситуация на рынке автокредитования оказало негативное влияние на авторынок. Такие
факторы, как снижение курса рубля, спад покупательской активности неблагоприятное
положение в экономике, негативно сказываются на показателях продаж автомобилей в
Российской Федерации.
По прогнозам экспертов, самые низкие показатели рынок будет
иметь в конце 2015 года, в результате чего, сеть дилерских центров сократится на одну
треть. Уже в настоящее время некоторые официальные дилеры ушли в сегмент сервисного
обслуживания, чтобы компенсировать расходы за счет предоставления послепродажных
услуг (например, концерны Opel, Chevrolet)19.
Таблица 5
Средневзвешенные процентные ставки по ипотечным кредитам в рублях на 2015 год 20
% годовых
Период
До 5 лет
Октябрь 2015 г.
Октябрь 2014 г.
15,2
10,5
Ипотечные кредиты
До 10 лет
14,8
9,9
Свыше 10 лет
14,0
9
В соответствии с Таблицей 5 необходимо отметить рост процентных ставок по
ипотечным кредитам в динамике 2014 – 2015 гг. На январь 2015 года средняя ипотечная
ставка составила порядка 17% (на 2014 год – порядка 10%). Средневзвешенные
процентные ставки по кредитам на неотложные нужды в рублях на 2015 год представлены
в Таблице 6.
19 Электронный ресурс: http://tvoe-avto.com/3964-v-2015-godu-kolichestvo-rossiyskih-avtodilerov-sokratitsya-na-tret.html
(дата обращения 05.10.2015 г.)
20Статистический бюллетень Банка России №1 на 2015 год [Электронный ресурс].- Режим доступа:
http://www.cbr.ru/publ/BBS/BBs1501r.pdf
18
Таблица 6
Средневзвешенные процентные ставки по кредитам на неотложные нужды,
предоставленным кредитными организациями в рублях на 2015 год 21
% годовых
Кредиты на неотложные нужды
до 30 дней,
от 31 от 91
до 1 года,
от 1
свыш
свыш
дня
включая «до
года до
е3
е1
до 1
востребования»
3 лет
лет
года
23,6
года
24,4
25,0
24,7
25,1
25,0
17,0
16,1
14,0
13,7
15,1
14,9
до
90
180
дней
дней
25,7
25,2
18,4
17,0
востребования»
Октябрь
2015 г.
Октябрь
2014 г.
181
до
включая «до
от
Средневзвешенные процентные ставки по кредитам на неотложные нужды в рублях на
2015 год значительно превысили аналогичные показатели 2014 года.
Риски оказывают влияние на все виды кредитования. Основным видом риска при этом
является риск невыплаты по кредиту. Риск невыплат по кредитам значительно увеличился
ввиду ухудшения финансового положения населения России, риска банкротства
предприятий (определено влиянием кризиса на экономику страны). Ряд банков пострадали
от «плохого» кредитования (ООО «Престижбанк» - лицензия отозвана, ООО
«Европейские Экспресс – лицензия была отозвана, ОАО «Кредитбанк» - лицензия
отозвана, АКБ «Интрастбанк» - лицензия отозвана, ООО « Пробизнесбанк» - лицензия
отозвана, ООО «Российский кредит» - лицензия отозвана).
Так, у ряда банков были отозваны лицензии (ОАО «Волга-Кредит», ООО «ПК-Банк»,
ЗАО «ТЮМЕНЬАГРОПРОМБАНК», НКО «Первый земельный РЦ», ООО Банк - Т (2Т
Банк), ОАО Инвестбанк «БЗЛ», ООО «Пробизнесбанк», ООО «Российский кредит» и др.)
21Статистический бюллетень Банка России №1 на 2015 год [Электронный ресурс].- Режим доступа:
http://www.cbr.ru/publ/BBS/BBs1501r.pdf
19
2.2. Банковское регулирование ЦБ РФ в современных условиях
Основными направлениями административно-правового регулирования деятельности
кредитных организаций ЦБ РФ являются:
-
осуществление Банком России государственной регистрации,
-
лицензирование деятельности кредитных организаций,
-
анализ систематически направляемой отчетности,
-
проведение контрольно-надзорных мероприятий,
-
выявление нарушений в деятельности,
-
привлечение нарушителей к ответственности,
-
отзыв лицензии,
-
участие в процедуре банкротства и ликвидации и пр.
Эффективная работа банковского сектора – это залог стабильности экономики страны в
целом.
Понимая это, Центральный Банк России строго контролирует работу коммерческих
банков. К нарушителям норм и законодательных актов применяются строгие меры вплоть
до лишения лицензии.
Причины делятся на две группы:
ЦБ обязан лишить лицензии коммерческий банк, если:
-
достаточность капитала ниже 2%;
-
размер собственных средств меньше минимально допустимого значения уставного
капитала (300 000 000 рублей);
-
несвоевременное исполнение или неисполнение требования ЦБ о приведении
размеров собственных средств и уставного капитала в соответствие нормативным актам;
-
банк не имеет возможности отвечать по своим кредитным обязательствам более 14
дней с момента возникновения финансовых требований;
-
банк допустил снижение размера капитала, уровень которого стал ниже
минимально допустимого размера собственных средств.
ЦБ имеет право (но не обязан) лишить коммерческий банк, если:
-
банком, при получении лицензии, были указаны недостоверные сведения;
-
банком не осуществлялись банковские операции, предусмотренные выданной
лицензией, более года со дня ее получения;
-
банком предоставлялись недостоверные отчетные данные;
20
-
организация задержала ежемесячную отчетность более чем на две недели;
-
организация осуществляет непредусмотренные лицензией операции;
-
выявлено несоблюдение законов РФ и нормативных актов;
-
выявлено неоднократное (за год) неисполнение судебных решений различной
юрисдикции;
-
есть ходатайство о временной администрации;
-
обнаружено уклонение от предоставления различных сведений и данных.
После отзыва лицензии ЦБ вводит временную администрацию и совершает процедуру
добровольной ликвидации (при достаточности средств) или банкротства (при отсутствии
средств у организации).
Список коммерческих банков, у которых в 2015 году были отозваны лицензии,
представлен в Приложении 1. Зачистка банковского сектора набирает обороты. За 2012 год
ЦБ отозвал 25 лицензий, за 2013-й - 36, за 2014-й - 87, за 2015-й - 93. В ноябре 2015 года
был установлен рекорд отзыва лицензий
– за месяц права работать лишились 17
кредитных организаций. В 2016 году отозваны лицензии уже у 6 банков. Список банков,
лишенных лицензии в 2016 году, представлен в Таблице 7.
Таблица 7
№ п/п
1
2
3
4
5
6
Список банков, лишенных лицензии в 2016 году 22
Дата отзыва
Банк
№ лицензии
ООО
08.02.2016
КБ «Интеркоммер
1657
Банк»
08.02.2016
ЗАО КБ «Альта-Банк» 2269
ЗАО «Миллениум
05.02.2016
3423
Банк»
ООО КБ «Регнум
05.02.2016
3373
Банк»
ЗАО «Международный
03.02.2016
1987
акционерный банк»
ООО КБ
29.01.2016
2493
«Межтрастбанк»
7
21.01.2016
8
21.01.2016
9
10
21.01.2016
15.01.2016
АО АКБ «Турбобанк»
ООО
«Внешпромбанк»
АО «Мираф-Банк»
ООО КБ «Эргобанк»
Город
Москва
Москва
Москва
Москва
Москва
Москва
3203
СанктПетербург
3261
Москва
2244
2856
Омск
Москва
22 Список банков, лишенных лицензии в 2016 году [Электронный ресурс] Режим доступа: http://fd.ru/articles/157488-0802-2016-banki-s-otozvannymi-litsenziyami-v-2016-godu
21
Например, ЦБ РФ 15 февраля 2016 года лишил лицензии две кредитный организации Капиталбанк в Ростове-на-Дону и московский банк «Универсальные финансы».Кроме
того, ЦБ лишил лицензии Капиталбанк, который проводил высокорискованную кредитную
политику, связанную с размещением денежных средств в низкокачественные активы.
Благодаря адекватной оценке принимаемых рисков и достоверного отражения стоимости
активов банка кредитная организация смогла предпредить банкротство. Однако
руководство и собственники банка не предприняли необходимых мер по нормализации его
деятельности.
В связи с вышеперечисленным в Капиталбанк назначена временная администрация до
тех пор, пока не будет выбран конкурсный управляющий либо предписан ликвидатор.
В условиях влияния на деятельность кредитных организаций последствий кризиса роль
ЦБ РФ в их регулировании усиливается. Например, на рынке межбанковского
кредитования, как было выяснено ранее, главенствующая роль закреплена за Центральным
банком страны. По состоянию на 2015 год рынок межбанковского кредитования находится
в кризисе. Просроченная задолженность по межбанковским кредитам в течение октября
2015 года возросла в 5 раз - с 9,3 млрд. до 47,4 млрд. рублей. К примеру, на 1 июля 2015
года банки просрочили перед друг другом 6,9 млрд. рублей, то есть на 26% меньше. Рост
показателя связан с тем, что банкам негде вовремя перекредитоваться: рынок внешних
заимствований для банков закрыт из-за западных санкций, а ЦБ сокращает поддержку
банковского сектора23.
На Рисунке 2.2 представлена динамика выданных кредитов ЦБ РФ коммерческим
банкам страны в 2000 – 2015 гг.
23 М е ж б а н к о в с к а я п р о с р о ч к а п о к а з а л а р е к о р д [ Э л е к т р о н н ы й р е с у р с ] . - Р е ж и м д о с т у п а :
http://izvestia.ru/news/592156#ixzz3sZndbel5
22
4.5
3.9
4
3.5
3.1
3.15
2012 г.
2013 г.
3.4
3.3
3
2.5
2.15
2
1.5
1
0.5
0
2000 г.
2014 г.
01.01.2015 г.
01.10.2015 г.
Рис.2.2. Динамика выданных кредитов ЦБ РФ коммерческим банкам страны в 2000
– 2015 гг., в трлн. руб.24
В соответствии с Рисунком 2.2 можно отметить, что объем предоставленных кредитов
ЦБ РФ коммерческим банкам в 2013 году составил 3,15 трлн. долл. По состоянию на
декабрь 2014 году объем выдачи кредитов ЦБ РФ составил 3,13 трлн. руб. 25. В 2015 году
прослеживается снижение объемов кредитования ЦБ РФ коммерческих банков.
Основная доля кредитов на рынке межбанковского кредитования (МБК) приходится на
кредиты ЦБ РФ коммерческим банкам страны (доля 67% в 2015 году). В настоящее время
темп роста задолженности кредитных организаций перед Банком России опережает темп
роста потенциала рефинансирования кредитных организаций. Можно ожидать, что в 2016
году указанная тенденция сохранится 26.
Для снижения объема рыночного обеспечения, задействованного в операциях
рефинансирования Банка России, и повышения действенности рынка МБК с июля 2013
года Банк России приступил к проведению аукционов по предоставлению ликвидности
под залог нерыночных активов по плавающей процентной ставке.
Центральный банк России осуществляет обязательное резервирование и нормирование
деятельности кредитных организаций.
24Яковых Ю. Объем выданных банкам кредитов ЦБ может увеличиться до 4,8-5,1 трлн. руб. к концу 2015 года // ИТАРТАСС.- 2015.- №4, С.36
25Яковых Ю. Объем выданных банкам кредитов ЦБ может увеличиться до 4,8-5,1 трлн руб. к концу 2015 года // ИТАРТАСС.- 2015.- №4, С.36
26Яковых Ю. Объем выданных банкам кредитов ЦБ может увеличиться до 4,8-5,1 трлн руб. к концу 2015 года // ИТАРТАСС.- 2015.- №4, С.37
23
Всего ЦБ предписывает соблюдать 9 нормативов. Основными из них принято считать
норматив достаточности капитала Н1 (минимум 10%) и нормативы ликвидности Н2
(минимум 15%), Н3 (минимум 50%), Н4 (максимум 120%). Кроме того, банки должны
выполнять следующие нормативы:
Н6 (максимум 25%) – максимальный размер риска на одного заемщика и группу
связанных заемщиков;
Н7 (максимум 800%) – максимальный размер крупных кредитных рисков;
Н9.1 (максимум 50%) – максимальный размер кредитов, банковских гарантий и
поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам);
Н10.1 (максимум 3%) – совокупная величина риска по инсайдерам банка;
Н12 (максимум 25%) – норматив использования собственных средств (капитала) банка
для приобретения акций (долей) других юридических лиц
Порядок расчета нормативов можно узнать из Инструкции Банка России от 3 декабря
2012 года № 139-И «Об обязательных нормативах банков».
В соответствии со статьей 38 Федерального закона «О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)» размер обязательных резервов в процентном отношении к
обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов, коэффициент
усреднения обязательных резервов) и порядок выполнения кредитными организациями
обязательных резервных требований, включая порядок депонирования обязательных
резервов в Банке России, устанавливаются Советом директоров Банка России. Динамика
обязательных резервов кредитных организаций, депонированных в Банке России,
представлена в Таблице 8.
Таблица 8
Динамика обязательных резервов кредитных организаций, депонированных в Банке
России27
в млн. руб.
Год
Объем обязательных резервов
2012 г. (1 января)
378 370,1
2013 г. (1 января)
425 585,7
2014 г. (1 января)
408809,0
2015 г. (1 января)
471312,2
2015 г. (1 февраля)
497386,1
2015 г. (1 октября)
502165,3
В соответствии с Таблицей 8 можно проследить, что на 1 октября 2015 года объем
обязательных резервов кредитных организаций составил 502165,3 млрд. руб.
Помимо поддержания кредитного сектора роль ЦБ РФ важна в рамках операций по
27 ЦБ РФ: http://www.cbr.ru/dkp/standart_system/print.aspx?file=reserv.htm#1 (дата обращения 15.10.2015 г.)
24
вкладам.
Интересно отметить, что одним из основных инструментов, который способен
повысить уровень доверия вкладчиков к банковской системе, является страхование
вкладов. Интересно определить особенности указанного направления в современной
России (ввиду влияния кризиса на банковский сектор).
В 2015 году на законодательном уровне была повышена сумма страхового возмещения
по вкладам физических лиц с 700 тыс. руб. до 1400 тыс. руб. Законодательным актом,
подтверждающим указанный факт явился Законопроект Государственной Думы от
18.12.2014 г. №298254-6. Законопроект №298254-6 содержит, таким образом, два
основных новшества, которые представлены ниже на Рисунке 2.3.
Нововведения
Законопроекта №298254-6
Повышена сумма
страхового возмещения по
вкладам физических лиц до
1400 тыс. руб.
Сформулировано решение
об образовании
межфракционной
депутатской группы «по
стабилизации ситуации на
отечественном финансовом
рынке»
Рис.2.3. Нововведения Законопроекта №298254-6
В соответствии с Законопроектом №298254-6 внесены изменения в связанные
законодательные акты «О страховании вкладов частных лиц в российских банках» и «О
Банке России».
Необходимость повышения страхового возмещения до суммы 1400 тыс. руб. была
определена, прежде всего, влиянием на банковский сектор экономики кризиса и, как
следствие, подрывом доверия клиентов – физических лиц к кредитным организациям
страны. Указанный факт определил снижение объемов привлечения денежных средств
населения во вклады. Органы государственной власти посредством увеличения страхового
возмещения (как следствие, граждане активизировались на банковском рынке в сегменте
услуг «вклады»). Активизация поведения населения на рынке оказания услуг по вкладам
25
также определена тем, что в конце 2014 года ставки по депозитам были увеличены
кредитными организациями.
В среднесрочной перспективе, помимо повышения суммы страхового возмещения,
предлагается изменить порядок выплаты страховых возмещения для целей повышения
ответственности вкладчиков к выбору банка (Центральным банком страны совместно с
Минфином и Агентством по страхованию вкладов предложено перейти к франшизе –
неполному страхованию вкладов; вторым возможным изменением, обсуждаемым
вышеуказанными органами является переход к системе возмещения, при которой
проценты по вкладам возмещаться не будут:
Нововведения в рамках
системы страхования
вкладов
Переход к неполному
страхованию вкладов франшизе
Переход к системе, при
которой проценты по
вкладам не подлежат
возмещению
Рис.2.4. Нововведения в рамках системы страхования вкладов
Предложенные выше рекомендации, по мнению законодателей, позволят решить
«острую» для банка проблему – проблему безответственного поведения банкиров и
клиентов (клиенты, как правило, при выборе банка руководствуются только максимально
предложенными процентами по вкладам, при этом, не отслеживают репутацию
учреждения, предлагающего банковские услуги). Для решения указанной проблемы в
закон «О страховании вкладов» уже вводятся новые требования.
С 1 июля 2015 года введен новый механизм дифференциации ставок по вкладам банков
(банки, предлагающие клиентам более высокие ставки по вкладам, будут платить большие
суммы в фонд обязательного страхования вкладов).
С 1 января 2016 года осуществлен переход к многофакторной системе дифференциации
взносов, суть которой заключается в том, чтобы в процессе организации депозитных
операций банков учитывались всевозможные факторы финансового положения банков: от
достаточности их капитала до уровня ликвидности.
26
Таким образом, в современных кризисных условиях экономики и нестабильности
деятельности кредитных учреждений на законодательном уровне предпринимаются
всевозможные попытки обезопасить финансовый сектор страны. Одним из стратегически
важных направлений, таким образом, является организация депозитных операций
коммерческих банков страны, с которой связано такое направление, как страховое
возмещение вкладов населения.
Так, в решении проблем развития банковской системы России и разработке стратегии
развития первостепенная роль отведена Центральному Банку. Деятельность Банка России
по совершенствованию банковской системы определяется требованиями российского
законодательства и задачами по укреплению стабильности банковской си стемы
Российской Федерации и повышению уровня защиты интересов вкладчиков и кредиторов.
27
ГЛАВА 3. Направления совершенствования методов банковского
регулирования
3.1.
Проблемы и перспективы внедрения стандарта Базель 3 в российском
банковском секторе
В условиях современности коммерческих банков одним из наиболее важных средств их
борьбы со многими проблемами – это регулирование их капитала. . Базисом стандарта
Базель 3 является проведение более строгой политики к формам капитала первого уровня,
так называемых собственных средств, а также соотношению его доходности и рисков. Из
расчета Базеля 3 исключаются те финансовые инструменты капитала второго уровня,
которые в условиях финансового кризиса показали свою неспособность уменьшать
убытки (субординированные кредиты). Капитал первого уровня разделяется на два:
• Основной. Он состоит из обыкновенных акций;
• Дополнительный.
А вот для капитала второго уровня такое разделение не предусматривается, так как оно
отменено
Рис. 3.1. Разделение банковского капитала по требованиям Базель III.
По системе Базель 3 банки, находящиеся в периоды экономической стабильности
необходимо устанавливать более ожесточенные требования к капиталу, а в периоды
кризиса необходимо снижать требования к нему. Такая система является разумной, так как
она должна предотвращать «перегрев» банковской активности в периоды рыночного бума
и стимулировать кредитование в более трудное время.
28
Нераспределенная прибыль и обыкновенные акции, могут формировать минимальный
уровень достаточности основного капитала, который в свою очередь превосходит
банковские активы с двух процентов до 4,5% от банковских активов. Каждый банк, в
случае возникновения финансово-экономических кризисов, должен сформировать
специальный буферный резервный капитал, который будет составлять 2,5 % от активов.
Если использовать такую подстраховку, то самые минимальные требования к базовому
капиталу первого уровня (в него входят нераспределенная прибыль и капитал, внесенный
акционерами), увеличится до 7 %. Это составляет более, чем трехкратное увеличение, по
сравнению с базовыми 2 процентами.
График перехода на новые стандарты предусматривает введение новых норм по
требованию к структуре активов и капитала начнется в 2013 году и завершение к январю
2015-го, а по структуре резервов — к 2019 году.
Таблица 9
Минимальные требования к составу капитала и период их внедрения 28 (%)
2013
3,5
2014
4,0
2015
4,5
2016
4,5
2017
4,5
2018
4,5
2019
4,5
0
0
0,625
1,25
1,875
2,5
0
Акционерный капитал + буфер
3,5
4,0
4,5
5,125
5,75
6,375
7,0
Коэффициент достаточности капитала
8,0
8,0
8,0
8,0
8,0
8,0
8,0
Доля акционерного капитала
Резервный буфер
Рассматривая требования регламента Базеля 3, с одной стороны, они могут выглядеть
жесткими, они могут поставить большинство банков в трудное положение. Однако,
рассматривая сроки, которые установлены для привидения положения банков в
соответствие, они оказываются достаточно продолжительными, что даст возможность
банкам почти безболезненно нарастить капитал.
Многократное возрастание капитала непременно приведет к ограничению
кредитования экономики, что отрицательно скажется на ее дальнейшем развитии, а
особенно на кредитовании кредитозависимых средних и малых предприятий. И крупным
банкам потребуется достаточно большой объем дополнительного капитала.. Те мелкие
28 Обзор Basel III and European Banking: Its Impact, How Banks Might Respond, and the Challenges of Implementation.
EMEA Banking, McKinsey & Company, November 2010.
29
банки, что являются основными кредиторами средних и малых предприятий, уже в полной
мере удовлетворяют всем требованиям..
Итак, если Россия присоединится к Базельскому соглашению об основных принципах
банковского надзора, то это способствует повышению эффективности банковской системы
России, укрепит доверие иностранных инвесторов, позволит ее кредитным организациям
стать полноправными участниками международных операций. Эти возможности являются
достаточно важными в современных условиях глобализации финансовых рынков и
мировой экономики.
Судя по тенденциям, банковская российская система будет расти и развиваться..
Отсутствие комплексной системы управления рисками является одним из основных
препятствий для перехода на Базель III. Высокий уровень концентрации рисков является
угрозой устойчивости банковского сектора. Следовательно, тем банкам России, что имеют
повышенную концентрацию рисков, необходимо менять стратегию поведения. Я считаю,
что следует перейти от экстенсивного пути развития к интенсивному: повышению
качества капитала, активов, ликвидности, да и в целом управления рисками и качества
деятельности.. Это значит, что необходимо переходить от политики повышенной
концентрации к той политике, которая базируется на высокой культуре банковского дела,
ориентации клиента и рациональном ведении бизнеса.. С интенсификацией банковской
деятельности развитие банковского сектора связывает стратегия развития банковского
сектора России в период до 2015 года.
Ассоциацией российских банков было принято решение создать Рабочую группу,
которая занимается вопросами методологии введения Базель III в России.
Так, российские банки готовятся к переходу на Базель III. Однако многие банки не
справились даже с переходом на международную систему финансовой отчетности, что уж
говорить о переходе на Базель II.
Необходимо принять комплексную долгосрочную стратегию управления рисками. Это
поможет банкам выйти на новый уровень решения задач по управлению рисками, а так же
откроет руководству банков возможность определить направление дальнейших действий
более четко.
Дополнительные расходы внедрения будут переложены на клиентов. Это приведет к
удорожанию стоимости банковских кредитов и услуг, и к ужесточению требований к
30
кредитному качеству заёмщиков . Следовательно, к меньшему объему кредитования в
целом.
Выделим актуальные проблемы внедрения международных стандартов банковского
надзора и кредитного контроля России:
• недостаток статистической информации у коммерческих банков по основным видам
банковских рисков;
• неполное соответствие внутренних систем наиболее развитых коммерческих банков
требованиям Базельского соглашения по части реализации продвинутых подходов;
• достаточно малое количество национальных рейтинговых агентств;
• нехватка кадровых, финансовых, и информационных ресурсов у банков и у
регулирующих органов.
Повышение капитализации может предотвратить крушение банковской системы в
период финансового кризиса, но есть риски неудачи. Так, у корпорации Lehman Brothers
перед неудачей показатель адекватности капитала составлял 11 %. Судя по нему, уровень
капитализации нужен больше не для защиты банка, а для восстановления доверия со
стороны участников рынка.
Помимо мер по регулированию и надзору, возможно, есть смысл подумать о создании
системы страхования банковской устойчивости. Она может способствовать повышению
устойчивости жизнеспособных банков без сколько-нибудь существенного вливания
публичных финансов. Именно поэтому, важна не скорость внедрения этих стандартов, а
последовательная разработка.
Создание Базеля III стало необходимо, когда проблемы обнаружились в ходе последнего
финансового кризиса, среди которых была слишком агрессивная политика банков, которые
в погоне за прибылью часто пренебрегали качественной оценкой рисков, не заботились о
формировании резервов. Под возможные потери по конкретным операциям и достаточного
запаса ликвидности на случай непредвиденных убытков. Возникает закономерный вопрос,
сможет ли он предотвратить отрицательные явления при возникновении нового кризиса.
Сам кризис Базель предотвратить не может, но повысить устойчивость банков его
последствиям – вполне по силам. Пока есть определенный запас времени, чтобы как
следует подготовиться к новым регулятивным требованиям. Кроме того, чем раньше мы
31
отреагируем на присущие некоторым российским банкам проблемы концентрации рисков,
тем лучше
Тем не менее, результатом внедрения стандартов ожидается повышение стабильности
российской банковской системы, ее способности противостоять новым вызовам,
поскольку Базель III стал ответом на мировой финансовый кризис, начавшийся в 2008
году. Одна из главных целей внедрения Базеля III в России заключается в приведении
банковского регулирования и надзора Российской Федерации к международным
стандартам в этой области. Для России необходимо повышение кредитных рейтингов
банков, которое позволит им стать полноправными участниками международных
операций.
Базельские принципы носят всеобъемлющий характер. Однако при выборе пути
применения этих стандартов необходимо учитывать национальные особенности. Считаем,
что при реализации Базельских стандартов в России необходимо выполнение следующих
условий:
• учет особенностей национальной банковской системы – переход должен
осуществляться с необходимыми корректировками в отношении коэффициентов, сроков,
прочих условий. Базель III предлагает регулятору использовать собственные методы в
ряде случаев, например при определении порога ввода контрциклического капитала.
Необходимая адаптация позволит избежать стрессовых ситуаций для многих банков,
однако она не должна являться чрезмерной, поскольку Базельские принципы носят
системный характер;
• необходимо создать стандартизированную методическую и правовую базу
документов по стандартам Базель III на русском языке в кратчайшие сроки. На
сегодняшний день отсутствуют полные официальные переводы Базель II и III на русский
язык. К началу внедрения стандартов документарная база будет создана, однако ее
появление уже сейчас позволит банкам заблаговременно и безболезненно подготовиться к
переходу.
32
3.2.
Направления совершенствования инструментов денежнокредитной политики в России
Динамичность глобальной экономики как риск макроэкономической среды связан, вопервых, с влиянием денежно-кредитной политики одних стран на экономику в других
странах, во-вторых, с распространением негативных явлений в мировой экономике. Это
проявляется в том, что транснациональные банки осуществляют политику трансфертов
наличности, т.е. переводят денежные средства в течение сравнительно короткого
промежутка времени из одной дочерней структуры в другую и, соответственно из страны
в страну, добиваясь концентрации финансовых ресурсов. Транснациональные компании
активно перемещают капиталы, товары между странами. Финансовые операции,
расширяющие возможности участников финансового рынка по диверсификации активов и
хеджированию рисков способны привести к обострению кризисных явлений и
неустойчивости макроэкономической среды. Глобализация экономики предопределяет
распространение негативных последствий от финансовых операций, проводимых одной
страной на всех участников международных экономических отношений. Следствием
глобальной экономики является быстрое распространение кризисных явлений между
регионами и странами. Такие действия затрудняют применение рыночных регуляторов,
например, сглаживания ежедневных колебаний курса национальной валюты.
Риск реализации денежно-кредитной политики связан с повышением волатильности
процентных ставок в результате недостаточности денежного предложения при росте
спроса на деньги. Это возможно при неверной оценке центральным банком денежного
спроса, так как, например, в развивающейся экономике потребность в деньгах может
увеличиваться быстрее повышения ВВП. В этих условиях ограничение темпов увеличения
денежного предложения с учетом динамики совокупного продукта способно привести к
росту процентной ставки. Избыточное же использование хозяйствующими субъектами
кредита проявляется в условиях поддержки центральными банками относительно низких
процентных ставок.
К основным направлениям единой государственной денежно-кредитной политики
можно отнести концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной
политики. То есть обеспечение устойчивости национальной валюты, а так же постепенное
снижение инфляции и её поддержание на низком уровне (до 2% в год).Прогноз
достижения текущих целей предполагает снижение инфляции до уровня 2-6% при росте
объема ВВП на 4-5%, при этом спрос на рублевую денежную массу должен составить до
20% за год.
33
Т а к ж е к основным направлениям единой государственной денежно-кредитной
политики относится количественный анализ причин отклонения от целей денежнокредитной политики в текущем году и прогноз возможности их достижения с помощью
определенных мероприятий или корректировки целей. При расчетах показателей
денежной программы Центральный банк базировался на сценариях (2-х вариантах
прогноза платежного баланса) социально-экономического развития России, разработанных
Минэкономразвития России.
Еще одним основным направлением является прогноз основных показателей
платежного баланса на предстоящий год, который подразумевает сокращение
положительного сальдо текущих операций вследствие более высоких темпов роста
импорта товаров по сравнению с темпами роста экспорта. В этом случае роль прямых
инвестиций становится незначительной.
В число основных направлений входят целевые ориентиры денежно-кредитной
политики на предстоящий год с указанием интервальных ориентиров инфляции,
денежной базы, денежной массы, изменения золотовалютных резервов. Показатели по
денежной базе и источникам ее формирования рассчитываются за счет внутренних
активов, которыми являются чистый кредит правительству и банкам, а так же за счет
чистых международных резервов. На текущий год приведены 2 сценария денежной
программы: по одному сценарию сальдо должно быть нулевым, прирост
золотовалютных резервов не прогнозировался, по второму - предусматривалось
положительное сальдо в 7 млрд. долл. и резервы должны были вырасти на такую же
сумму.
Туда же относиться рассмотрение вариантов применения инструментов и методов
денежно-кредитной политики для достижения целей. И выполнение плана мероприятий
Банка России по совершенствованию банковской системы Российской Федерации,
банковского надзора, финансовых рынков, платежной системы. Поскольку субъектами
денежно-кредитной политики являются банки, от стабильности и устойчивости
национальной банковской системы во многом зависит возможность достижения
стратегических и тактических целей денежно-кредитной политики.
В перспективе для повышения эффективности денежно-кредитной политики в России
необходимо решение ряда задач, а именно:
1. продолжить активно использовать операции по рефинансированию банков с целью
обеспечения соответствия денежного предложения спросу на деньги. Это также будет
34
способствовать повышению роли процентной политики Банка России в снижении
инфляции;
2. совершенствовать инструментарий денежно-кредитной политики (а именно операций
на открытом рынке, в том числе операции РЕПО), сохранение регулирования валютного
курса и отслеживание показателей финансовой стабильности;
3. создать в отношении рубля условий для выполнения им всех функций денег в
интересах стабильного социально-экономического развития страны (на первом этапе это
использование рубля в качестве региональной валюты);
4. сбалансировать применения инструментов денежно-кредитной политики,
направленных на комплексное воздействие на экономический рост, занятость, ценовую
стабильность, устойчивость финансового рынка, макроэкономическую стабильность.
35
Заключение
Изучив историю развития банков вплоть до современности, а также ,направления
совершенствования методов банковского регулирования , можно придти к некоторым
выводам. Постепенное введение регламента Базель III с одной стороны позволит укрепить
позиции России на международном рынке и минимизировать риски банков, а с другой не
все банки на данный момент готовы перейти на эту систему, так как многие не вышли еще
даже на Базис II. Для укрепления государственной денежно-кредитной политики
необходимо обеспечить устойчивость национальной валюты, постепенное снижение
инфляции и её поддержание на низком уровне, что составляет до 2% в год,
количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики в
текущем году и прогноз возможности их достижения с помощью определенных
мероприятий, корректировки целей, сокращение положительного сальдо текущих
операций вследствие более высоких темпов роста импорта товаров по сравнению с
темпами роста экспорта, сохранение регулирования валютного курса и отслеживание
показателей финансовой стабильности. Постепенный переход банков России в систему
регламента Базис 3 и соблюдение определенных правил по укреплению государственной
денежно-кредитной политики поможет банковской экономике России выйти на мировой
уровень и занимать ведущие позиции в сфере банковского кредитования.
36
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты и нормативные документы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996г. № 14-ФЗ
– Консультант плюс (дата обращения 31.01.2015г.).
2. Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной
системе» // СПС Консультант-Плюс, 2015
3. Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства Российской
Федерации. – 2013. – №144
4. Федеральный закон от 21.12.2013г. № 353-ФЗ (ред. от 21.07.2014г.) «О
потребительском кредите (займе)» – Консультант плюс (дата обращения 31.01.2015г.).
5. Федеральный закон от 02.12.1990г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»
– Консультант плюс (дата обращения 31.01.2015г.).
6. Положение о методике определения собственных средств (капитала) кредитных
организаций» (утв. Банком России 10.02.2003 № 215-П) (ред. от 25.10.2013) – Консультант
плюс (дата обращения 11.02.2016г.).
7. Федеральный закон от 07.08.2001г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» –
Консультант плюс (дата обращения 31.01.2015г.).
8. Положение о порядке начисления процентов по операциям, связанным с
привлечением и размещением денежных средств банками (утв. Банком России 26.06.1998г.
№ 39-П) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.07.1998г. № 1565) – Консультант плюс (дата
обращения 31.01.2015г.).
9. Положение о порядке предоставления (размещения) кредитными организациями
денежных средств и их возврата (погашения) (утв. Банком России 31.08.1998г. № 54-П)
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.09.1998г. № 1619) – Консультант плюс (дата
обращения 31.01.2015г.).
10. Положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на
возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности (утв.
Банком России 26.03.2004г. № 254-П) (Зарегистрировано в Минюсте России 26.04.2004г.
№ 5774) – Консультант плюс (дата обращения 31.01.2015г.).
11. Положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на
возможные потери (утв. Банком России 20.03.2006 № 283-П) (Зарегистрировано в
Минюсте России 25.04.2006 № 7741) – Консультант плюс (дата обращения 31.01.2015 г.).
12. Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях,
расположенных на территории Российской Федерации (утв. Банком России 16.07.2012 №
385-П) (Зарегистрировано в Минюсте России 03.09.2012 № 25350) - Консультант плюс
(дата обращения 31.01.2015 г.).
13. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на
2014 год и период 2015 и 2016 годов (утв. Банком России) // СПС «Консультант+», 2015
Монографии, сборники, учебники и учебные пособия
14.
15.
16.
17.
Азаров С.Ю. Банки.- М.: Дрофа, 2014.- 329 с.
Блинов С.Л. Банковское дело.- М.: АСТ, 2014.- 422 с.
Бункина М. К. Макроэкономика: Учебник. - М.: ДИС, 2014. - 320 с.
Власенко В.Е. Теории денег в России. Издание перераб. И доп. – Киев: «Альянс»,
37
2015.- 349 с.
18. Войтов А.Г. Экономическая теория. Учебник. - М.: Дрофа, 2013.- 489 с.
19. Дъячков А.Н. Узденников В.В. Монеты России и СССР. Издание дополненное.- М.:
«Сефира», 2014.- 239 с.
20. Иванов С.И. Основы экономической теории. Книга 2.- М.: Вита-пресс, 2014.- 427 с.
21. История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О. Э. Лейста. - М.:
Юридическая литература, 2014.- 399 с.
22. Ларин В.Д. Экономика.- СПб: «С-Наука», 2014.-528 с.
23. Рябинский П.Л. Государственное регулирование рыночной экономики. - М.: Дело,
2015.- 389 с.
24. Селезнев Г.Д. Банковское дело.- М.: Пересвет, 2014.- 520 с.
25. Семенюта О.Г. Деньги, кредит, банки в РФ. Издание перераб. и доп.- М.: Контур,
2015.- 447 с.
26. Серпуховской Р.Д. Банки.- М.: Дрофа, 2013.- 594 с.
27. Совершенствование методов определения потребности заемщика в овердрафте //
Межвузовский сборник научных статей молодых ученых. - М.: Финансовая академия,
2013. – 106 с.
28. Фирсов М.Д. Денежно-кредитная система России.- М.: Алистро, 2013.- 328 с.
29. Яшин М. Деньги и кредит/ Под ред. М. Яшин.- М.: Вид, 2015.- 199 с.
Статьи в научных сборниках, энциклопедиях и периодической печати
30. Акиндинова Н. Чем закончится кризис? Среднесрочные сценарии развития
мировой и российской экономики // Перспективы.- 2014.- декабрь
31. Кокорин С. Рынки драгоценных металлов // Forex.-2014.- 12 декабря.- №24
32. Концепция среднесрочной программы социально-экономического развития РФ на
2015-2017 гг. // ИА «Альянс Медиа».- 2014.- 29 декабря
33. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской
Федерации на период до 2020 года // Российская нация.- 2009
34. Одинцов. Б. Денежные агрегаты в России // Деньги и кредит.- 2014.- декабрь.- №63,
С.7-8
35. Управление рисками при совершении сделок РЕПО // Экономист.- 2011.- 15
декабря.- №33
36. Цели, задачи и функции Банка России в сфере регулирования платежных систем и
расчетов // Банкир.- 2014.- 14 января
37. Ясманов Д. «Лукойл» дал свой прогноз по ценам на нефть до 2015 года // Лента.2014.- 11 декабря.-№6, С.12
38. Явченко Е. В 2014 г. рынку потребуется меньше нефти ОПЕК, хотя спрос
продолжит расти, признал картель: с рынка его вытесняют производители сланцевой
нефти // Ведомости.- 2013.- 11 июля
39. Яхонтов С. Практика применения электронных расчетов в России // Экономист.2014.- 13 марта
Электронные и интернет-ресурсы
40. Официальный сайт:
http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=bank_system/4-3-_10.htm&pid=pdko&sid=dopk
(дата обращения 23.12.2015 г.)
41. О ф и ц и а л ь н ы й
сайт
Ц Б Р Ф : http://www.cbr.ru/print.asp?
file=/statistics/credit_statistics/refinancing_rates.htm(дата обращения 25.05.2016 г.)
42. Электронный ресурс:
38
http://www.forecast.ru/_ARCHIVE/Presentations/HSE2012/2012-04-04db.pdf (дата
обращения 25.05.2016 г.)
43. Электронный ресурс: http://stavka-refinansirovaniya.ru/stavka-refinansirovaniya-pogodam/ (дата обращения 15.02.2015 г.)
44. Электронный ресурс:
http://www.cbr.ru/dkp/standart_system/print.aspx?file=reserv.htm#1 (дата обращения
25.05.2016 г.)
45. Электронный ресурс: http://success-everywhere.ru/finansi/birzha-i-rinok/vidyopcionov-i-ix-otlichie-ot-fyuchersov (дата обращения 20.09.2012 г.)
46. Электронный ресурс: http://kurs-dollara.net/dollar-rate/?na=31.12.2013 (дата
обращения 25.05.2014 г.)
47. Э л е к т р о н н ы й р е с у р с : http://recher.ru/guide_folder/exchange_rates/eur ( д а т а
обращения 25.05.2016 г.)
48. Электронный ресурс:
http://www.budgetrf.ru/Publications/mert_new/2013/MERT_NEW20130207830/MERT_NEW2
0130207830_p_009.htm (дата обращения 25.05.2016 г.)
49. Официальный сайт:
http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=bank_system/4-31_14.htm&pid=pdko_sub&sid=dopk (дата обращения 25.05.2016 г.)
39
Приложения
Приложение 1
Дата
18.12.15
14.12.2015
14.12.2015
14.12.2015
04.12.2015
04.12.2015
24.11.2015
24.11.2015
24.11.2015
24.11.2015
23.11.2015
16.11.2015
16.11.2015
16.11.2015
10.11.2015
10.11.2015
10.11.2015
10.11.2015
02.11.2015
02.11.2015
02.11.2015
02.11.2015
23.10.2011
23.10.2011
23.10.2011
16.10.2015
16.10.2015
16.10.2015
06.10.2015
06.10.2015
06.10.2015
24.09.2015
24.09.2015
18.09.2015
11.09.2015
08.09.2015
08.09.2015
27.08.2015
27.08.2015
21.08.2015
21.08.2015
Полный список банков лишенных лицензии в 2015 году 29
Банк
Номер лицензии
АО »РУССКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ БАНК»
3205
ООО КБ »Ренессанс»
1939
ООО »Дил-банк»
3484
КБ »КБР БАНК»
3364
Банк «Еврокредит»
2957
ООО КБ »ФДБ»
3071
АО Связной Банк
1961
ПА «НОТА-Банк»
2913
ПАО АКБ «Балтика»
967
ООО «ИПОЗЕМбанк»
3026
ОАО КБ »Максимум»
466
АО »БАНК ГОРОД»
2644
КБ »ВИТЯЗЬ»
2890
АО »НСТ-БАНК»
1738
БАНК «Русский Славянский банк»РСБ 24
1073
ПАО АКБ «Региональный банк развития»
2782
КБ «Региональный Банк Сбережений»
3367
КБ »Межрегионбанк»
1059
ПАО АГРОИНКОМБАНК
1946
КБ «Богородский муниципальный банк»
2992
ООО «Джаст Банк»
3503
АКБ «Бенифит-банк»
3329
ООО КБ »ДОРИС БАНК»
1679
АО »Гринфилдбанк»
2711
ПАО КБ »ЕВРОКОММЕРЦ»
1777
ООО «ЛЕНОБЛБАНК»
1003
ЗАО КБ »ЛАДА-КРЕДИТ»
2668
ОАО Банк «СОДРУЖЕСТВО»
2923
«Объединенный национальный банк»
2074
ОАО АКБ «Лесбанк»
1598
БАНК ИТБ (АО)
3128
ООО КБ «Анталбанк»
3115
АО «Зернобанк»
2337
АО «ТУСАРБАНК»
2712
ООО КБ «Адмиралтейский»
3054
ООО КБ «Профит Банк»
3234
ПАО «Смолевич»
1121
ООО КБ «Бизнес для Бизнеса»
1060
ПАО АКБ «ЕВРОМЕТ»
2902
ООО РНКО «МГБ»
2866-К
АО «ДАЛТА-БАНК»
142
29 Полный список банков лишенных лицензии в 2015 году [Электронный ресурс] Режим доступа:http://finamer.ru/polnyjspisok-bankov-lishennyx-licenzii-v-2015-godu.html
40
12.08.2015
03.08.2015
03.08.2015
03.08.2015
27.07.2015
24.07.2015
24.07.2015
24.07.2015
21.07.2015
21.07.2015
17.07.2015
10.07.2015
10.07.2015
03.07.2015
03.07.2015
03.07.2015
03.07.2015
24.06.2015
24.06.2015
19.06.2015
19.06.2015
10.06.2015
10.06.2015
10.06.2015
01.06.2015
01.06.2015
01.06.2015
20.05.2015
20.05.2015
20.05.2015
13.05.2015
13.05.2015
13.05.2015
24.04.2015
24.04.2015
17.04.2015
17.04.2015
13.04.2015
13.04.2015
13.04.2015
02.04.2015
02.04.2015
24.03.2015
24.03.2015
06.03.2015
16.02.2015
11.02.2015
29.01.2015
29.01.2015
ОАО АКБ «Пробизнесбанк»
РНКО «ФРЦ»
АКБ «ДАЛЕТБАНК»
ООО КБ «Банк Расчетов и Сбережений»
ОАО БАНК «ТУЛЬСКИЙ
ПРОМЫШЛЕННИК»
ОАО «БАНК РОССИЙСКИЙ КРЕДИТ»
ЗАО «М БАНК»
ПАО «АМБ Банк»
ПАО «Тайм Банк»
ПАО АКБ «ОБПИ»
ПАО «Геленджик-Банк»
ПАО «Аделантбанк»
АБ «Алданзолотобанк»
ПАО АКБ «ЭНО»
АО КБ «Гагаринский»
ООО КБ «Старый Кремль»
АО Банк «Клиентский»
ПАО КБ «ТЭСТ»
ОАО КБ «МАСТ-Банк»
ПАО АКБ «АЗИМУТ»
ООО КБ «ИНВЕСТИЦИОННЫЙ СОЮЗ»
ООО КБ «Инвест-Экобанк»
НКО «Евроинвест»
АО БАНК «РСКБ»
АО «МЕТРОБАНК»
ООО КБ «ОПМ-Банк»
ОАО «СИБНЕФТЕБАНК»
ОАО Комсоцбанк «Бумеранг»
АО «ПроБанк»
ООО КБ «Транспортный»
АО КБ «Траст Капитал Банк»
ЗАО СтройКомБанк
ООО «Плато-банк»
ООО КБ «ЕДИНСТВЕННЫЙ»
АО Таурус Банк
ООО «Идеалбанк»
ОАО «ГАНЗАКОМБАНК»
ЗАО «ИпоТек Банк»
ООО «Транснациональный банк»
ОАО «Тихоокеанский Внешторгбанк»
ЗАО «Промсбербанк»
ООО «ТАНДЕМБАНК»
ООО «Дагэнергобанк»
«Конгресс-Банк» ОАО
ООО НКО «Дельта Кей»
ООО СБ Банк
ООО КБ «Сургутский Центральный»
ООО КБ «АкадемРусБанк»
АО «Ваш Личный Банк»
2412
3319-Р
3049
2617
2382
324
948
3036
3120
2626
790
1835
854
1988
606
2657
2324
3440
3267
3154
637
1956
3383-К
2050
2548
2734
385
1002
2471
3174
2741
3050
2071
3187
655
3491
1734
2794
2108
1378
1043
1951
3286
2330
3513-К
2999
684
622
1222
41
20.01.2015
20.01.2015
АКБ «Адам Интернэшнл»
ООО КБ «Интеркапитал-Банк»
2232
2706
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв