Сохрани и опубликуйсвоё исследование
О проекте | Cоглашение | Партнёры
В работе рассмотрена политика ЦБ РФ в сфере денежно-кредитного регулирования в условиях экономического кризиса
Комментировать 0
Рецензировать 0
Скачать - 206,3 КБ
Enter the password to open this PDF file:
-
Введение Как показывает основанной на опыт, применении проведение концепций денежно-кредитной монетарного политики, регулирования, сформировавшихся в развитых странах, не всегда приводит к ожидаемому эффекту в России. Так анализ результатов функционирования национального хозяйства показал, что использование чрезмерно либеральных подходов к реформированию экономики оказалось несостоятельным. Роль денежнокредитного регулирования экономики, недооцененная в первые годы реформ, в настоящее время приобретает особую актуальность. В этой связи подходы к проведению денежно-кредитной политики и ее возможности в системе государственного регулирования экономики остаются предметом острых дискуссий на протяжении всего периода трансформации отечественной экономики. Причем на каждом этапе развития общества происходит пересмотр методов регулирования и степени вмешательства государства в экономику. В странах с развитой рыночной экономикой государство в рамках финансового регулирования, осуществляет через центральные банки стимулирование одних сегментов экономической системы, путем концентрации финансовых ресурсов, а с другой стороны осуществляет сдерживание иных сегментов на основе ограничения роста финансовых ресурсов, путем ограничений и пресечения монопольной деятельности отдельных корпораций и холдингов. Как правило, центральные банки развитых стран располагают и активно используют стандартный набор инструментов для воздействия на макроэкономику. К таким методам относятся залоговая и учетная политика, операции на открытом рынке, депозитная и валютная политика и др. 2
Развитие денежно-кредитного регулирования в России в кризисные периоды 2000-х годов Ключевые макроэкономические показатели России в 2000–2007 гг. складывались достаточно благоприятно. C 2001 по 2006 гг. цены на энергоносители резко возросли (с 18 долл. за баррель в 2000 г. до 73 долл. в 2007 году). Этот благоприятный для России фактор позволил не только восстановить разрушенный кризисом 1998 года национальный финансовый рынок, но и приступить к созданию современной системы регулирования. Правительство России выполняло свои обязательства по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга не прибегая к новым внешним кредитам [10, с. 370]. В этот период политика Банка России преимущественно была подчинена решению задачи сдерживания инфляции и недопущению резкого укрепления курса рубля. Данная позиция Банка России объяснялась тем, что оба процесса негативно влияли на темпы экономического роста в среднесрочном периоде. Негативное воздействие инфляции обусловливается ростом неопределенности при прогнозировании доходности инвестиций, повышение корпоративных издержек и ужесточением условий кредитования. Укрепление рубля на практике приводит к удорожанию экспорта и снижению конкурентоспособности отечественных предприятий. Однако Правительству и Центральному Банку России в предкризисное десятилетие не удалось справиться с задачей перехода к низкой инфляции и к концу 2008 года индекс потребительских цен составил 14,1%. Деятельность Центрального банка РФ – помимо общих федеральных законов, регламентирующих различные экономические отношения, регулирует специальный Закон «О Центральном Банке РФ (Банке России)» № 86 - ФЗ от 10 июля 2002 года. Указанным законом в статье 3 перечислены основные цели деятельности главного банка, к которым законодатель относит защиту и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы 3
Российской Федерации и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы [2]. В соответствии с целями своей деятельности Банк России осуществляет денежно-кредитную политику в РФ, используя следующие инструменты и методы: -определение процентных ставок по совершаемым им операциям; -установление резервных требований, для депонирования средств кредитных учреждений; -проведение операций на открытом рынке; -рефинансирование банков и предоставление кредитов; -осуществление валютных интервенций; -установление ценовых ориентиров роста денежной массы; -введение кредитных ограничений [9, с. 116-117]. Анализируя приведенный перечень, можно сделать определенный вывод о том, что законом не разграничиваются инструменты и методы и не включаются в их число налоговые инструменты. Вместе с тем, среди нормативных инструментов выделяются только нормативы обязательных резервов, хотя на практике Банк России в процессе денежно-кредитного регулирования использует весь спектр существующих инструментов. Целями денежно-кредитной политики являются: -стабильность денежной единицы, снижение инфляции; -регулирование деловой активности, воздействие на экономический рост; -обеспечение стабильности банковской системы и развития финансовых рынков; -стабильность платежного баланса страны. Видами денежно-кредитной политики являются: -пассивная политика, в основе которой лежит «денежное правило» (monetary rule); 4
-активная дискретная политика, меняющаяся в зависимости от стадии цикла, имеющая антициклическую направленность [7, с. 254]. В период экономического подъема в России международные резервы стали одними из крупнейших в мире. Около 40 процентов развитых стран имели резервы не более 5 процентов ВВП, а в России перед кризисом 2008– 2009 годов международные резервы достигали 37 процентов ВВП [13, с. 68]. Кризис, охвативший всю финансовую систему мира в 2007–2009 гг. на финансовом рынке повлиял на сокращение потребления в развитых странах и привел к уменьшению спроса на сырьевые товары, составляющие основу российского экспорта и снижению цен на них. Во втором полугодии 2008 года цены на нефть упали почти в 3 раза, а на цветные металлы вдвое. В России в начале июля 2008 года стоимость барреля нефти составляла 142 долл. США, а в конце февраля 2009 года всего 41 долл. США. Произошел отток частных инвесторов с российского финансового рынка, что привело к снижению курса национальной валюты и падению котировок российских акций. К последствиям финансового кризиса в России, начавшегося в 2008 году, относится снижение номинального валютного курса рубля к доллару. К началу 2008 года один доллар США равнялся 24,44 рубля, с начала августа начинал происходить устойчивый процесс обесценивания национальной валюты. Курс доллара вырос с 7 августа 2008 г. по 5 марта 2009 г. на 12,72 руб., увеличившись с 23,51 рубля до 36 рублей 23 копеек. При этом за данный период максимальное значение стоимости американского доллара равнялось 36,43 руб. С наступлением марта 2009 г. начался плавный процесс укрепления национальной денежной единицы. К концу 2009 г. за один доллар давали 30,24 рубля [8, с. 145]. В конце 2008 года и начале 2009 года ухудшилось положение российских заемщиков, так как более 60 процентов внешних обязательств заемщиков приходилось на кредиты и ценные бумаги, номинированные в долларах США. 5
Образовавшиеся убытки российских заемщиков были не только от ослабления рубля, но и укрепления доллара к другим валютам. Кроме того в сентябре– октябре 2008 года гражданами было изъято по вкладам из банковской системы около 400 млрд. рублей или 8 процентов средств [4, с. 25-26]. В данной ситуации Правительство Российской Федерации и Банк России предприняли меры, направленные на минимизацию негативных последствий глобального кризиса. Принятые меры условно можно разделить на две основные категории – меры по предоставлению ликвидности и меры по предоставлению гарантий. Меры по предоставлению ликвидности: -принято решение увеличить лимит размещения временно свободных бюджетных средств на депозитах в коммерческих банках с 668 млрд. руб. до 1,5 трлн. рублей; -расширен до 28 список банков, для которых доступны временно свободные бюджетные средства; -принят закон о рассрочке уплаты НДС, согласно которому суммы НДС будут уплачиваться в бюджет в течение трех месяцев после соответствующего налогового периода; -принято решение о снижении с 15 октября 2008 г. нормативов обязательных резервов по каждой категории резервируемых обязательств до 0,5%; -разрешено использовать часть средств Фонда национального благосостояния на поддержку отечественного банковского сектора. Средства будут размещены в государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» на депозиты сроком до 31 декабря 2019 г. включительно на общую сумму до 450 млрд. рублей с целью выдачи субординированных кредитов банковской системе; -установлено право Банка России предоставлять российским кредитным организациям кредиты без обеспечения на срок не более 6 месяцев; 6
-снижены минимальные рейтинги ценных бумаг, которые могут быть использованы в качестве залога при операциях с Банком России; -Центральный банк Российской Федерации выдает Сбербанку России субординированный кредит на сумму 500 млрд. рублей. Меры по предоставлению гарантий и компенсации убытков: -банкам и нефинансовым организациям предоставлена возможность получения кредитов в Банке развития (Внешэкономбанке), предназначенных для погашения и обслуживания иностранных кредитов и займов на общую сумму до 50 млрд. долл. США. По оценкам, именно такой объем внешнего долга необходимо будет рефинансировать до конца года российским заемщикам. Источником средств для предоставления Внешэкономбанком кредитов организациям являются депозиты Банка России; -принят закон об увеличении до 700 тыс. рублей размера страхового возмещения по вкладам физических лиц в банках; -Банку России предоставлено право компенсировать банкам часть убытков, возникших у них в результате кредитования кредитных организаций, у которых была отозвана лицензия на осуществление банковских операций [5, с. 3-4]. До кризиса 2008–2009 гг. Банк России не проводил систематического кредитования коммерческих банков и ограниченно выполнял функции кредитора последней инстанции. Поэтому его ставка реформирования была больше декларативной и особой роли в экономике страны не играла. В сентябре 2008 года Центральный банк поддержал ликвидность банковской системы, отреагировав на первые финансовые потрясения. Произошло снижение на 4 процентных пункта всех видов нормативов обязательных резервов. До уровня в 4,5% по обязательствам перед банкаминерезидентами, 1,5% – по обязательствам перед физическими лицами в национальной валюте, 2% – по прочим обязательствам. 7
В октябре 2008 года произошло дополнительное снижение нормативов до 0,5% по всем видам обязательств. Данные мероприятия по снижению уровня резервных требований в первую очередь были направлены на повышение деловой активности. С завершением активной фазы кризиса в мае 2009 года Советом директоров Банка России было принято решение о повышении нормативов обязательных резервов для всех видов обязательств на 0,5% до 1%. Это решение было направлено на борьбу с инфляцией, на снижение темпов прироста денежного предложения. На фоне снижения нормативов обязательных резервов в 2008 году Центральный Банк прибегал к плавному повышению ставки рефинансирования. Так, с февраля по июль 2008 года она была повышена с 10% до 11% в четыре этапа с ростом на 0,25% после принятия каждого решения. К декабрю 2008 года величина ставки равнялась 13% и лишь в конце апреля 2009 года была снижена 0,5 процентных пункта до 12,5%. Данная мера была призвана облегчить банкам доступ к ликвидным ресурсам. Аргументируя свою политику относительно ставки рефинансирования, Центральный Банк России указывал на внешние шоки, способствующие росту цен. При данном уровне жесткости цен повышение номинальной процентной ставки приводит к росту издержек привлечения кредитных ресурсов и реальной процентной ставки. Это влияет на динамику потребления и инвестиций (они увеличиваются) и, в конечном счете, на темп инфляции [3, с. 157]. В период кризиса процентные ставки ЦБ РФ впервые стали работающим инструментом денежно-кредитной политики. Это оказалось результатом увеличения доли кредитов Банка России в пассивах коммерческих организаций, для которых ресурсы, предоставляемые им ЦБ РФ, в условиях кризиса были практически единственным источником сравнительно недорогих финансовых средств. При этом увеличение денежного предложения в стране за счет покупки Банком России валюты также оказалось невозможным вследствие масштабного 8
оттока капитала из РФ и снижения цен на основные товары российского экспорта. Иными словами, денежно-кредитная политика ЦБ РФ стала больше напоминать действия центральных банков развитых стран, управляющих ситуацией на денежном рынке с помощью процентных ставок. Способность проводить такую политику в дальнейшем будет определяться как ситуацией на валютном рынке РФ (отсутствием значительных колебаний потоков валюты в страну и из нее), так и готовностью ЦБ РФ допустить колебания курса рубля и перейти к режиму таргетирования инфляции. С принятием Федерального закона от 27.10.2008 №175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года» Агентство по страхованию вкладов стало одним из антикризисных инструментов Правительства и Банка России в банковской сфере. Оно было призвано взять на себя решение проблем банков, банкротство которых оказало бы сильное негативное влияние на ситуацию, как в целом по России, так отдельных регионов [1]. Для решения этой задачи было предусмотрено два основных механизма: финансовое оздоровление банков и передача обязательств и активов на эквивалентную сумму из проблемного в здоровый банк. В конце 2008 года– начале 2009 года Агентство приступило к санации 18 банков страны. Общая сумма активов данных банков составляла 530 млрд. рублей. По мере стабилизации финансовых рынков задолженность кредитных организаций перед ЦБ РФ постепенно сокращалась. На 1 января 2010 года задолженность по таким кредитам составляла 190 млрд. рублей, снизившись за 2009 год на 1,6 трлн. рублей. Заметим, что для сохранения стабильности банковской системы оказалось возможным поддержать лишь небольшое количество крупных банков. Большинство российских кредитных организаций фактически не занимаются классической банковской деятельностью, а вовлечены в схемы, связанные с оптимизацией налогообложения, что позволяет 9
допустить их банкротство без значительных последствий для финансовой системы страны. На Агентство по страхованию вкладов была возложена не менее важная задача – защита интересов вкладчиков и иных кредиторов банков. Общий долг банков, переданных Агентству, перед кредиторами превышал 450 млрд. рублей, из которых более 100 млрд. составляла задолженность перед вкладчиками. Благодаря принятию закона об увеличении до 700 тыс. рублей размера страхового возмещения по вкладам физических лиц в банках, население поверило Правительству России, объем средств населения в банках стабилизировался, а затем стал расти. В конце января 2009 года объем вкладов физических лиц в банковской системе превысил докризисный уровень [6, с. 35]. По мере стабилизации ситуации на финансовых рынках Банк России начал постепенно смягчать денежно-кредитную политику. В частности, в апреле–декабре 2009 года ЦБ РФ семь раз снижал процентные ставки. За этот период ставка рефинансирования была уменьшена с 13% до 8,75% годовых, а ставки по операциям Банка России – на 3,5–4,5 п.п. Причиной таких действий ЦБ РФ послужило то, что кредитование реального сектора экономики стало резко замедляться на фоне снижения инфляции. Замедление инфляции позволило Банку России снизить стоимость ресурсов, предоставляемых коммерческим банкам, не сильно меняя при этом величину ставок в реальном выражении, так как номинальные ставки поддерживались примерно на уровне инфляции. Снижению процентных ставок способствовало также восстановление притока валюты в РФ из-за роста цен на основные товары российского экспорта и стабилизации экономической ситуации в мире. В случае дальнейшего замедления инфляции ЦБ РФ может вновь снизить процентные ставки. Однако, на наш взгляд, слишком резкое ослабление денежно-кредитной политики 10
является в текущей ситуации неоправданным, так как может вновь вызвать ускорение инфляции на фоне роста бюджетного дефицита. По мере стабилизации мировых финансовых рынков и некоторого восстановления цен на основные товары российского экспорта объем международных резервов РФ в мае 2009 года вновь начал расти и в ноябредекабре превышал уровень 440 млрд. долл. США. Несмотря на значительное сокращение резервов, их объем остается достаточно большим по международным меркам (по состоянию на декабрь 2009 года международные резервы России были третьими по объему в мире после резервов Китая и Японии). По всей видимости, в случае сохранения цен на нефть в коридоре 60–70 долл. США за баррель и выше в среднесрочном периоде будет наблюдаться стабилизация либо некоторый рост международных резервов РФ. Основными источниками увеличения денежной базы было расходование средств Резервного фонда, а также покупки ЦБ РФ валюты. В частности, использование средств Резервного фонда для финансирования бюджетного дефицита привело к увеличению денежного предложения на величину более 2 трлн. рублей. В то же время сокращение кредитования Банком России коммерческих банков позволило обеспечить менее стремительный рост денежной базы. Таким образом, использование средств Резервного фонда в 2009 году начало вносить существенный вклад в увеличение денежного предложения. Если на 1 января 2009 года совокупный объем Фонда национального благосостояния и Резервного фонда составил 6612,1 млрд. руб. (225,1 млрд. долл., или 15,9% ВВП) (+2763 млрд. руб. по сравнению с 1 января 2008 года), то на 1 января 2010 года объем данных фондов равнялся 4599,5 млрд. руб. (152,4 млрд. долларов США, или 11,8% ВВП) [11, с. 56]. Таким образом, валютная политика, проводимая Банком России в течение кризисного периода, в целом обеспечивала сглаживание колебаний курса, не 11
создавая при этом препятствий для его фундаментальных изменений. В частности, во второй половине 2009 года размах курсовых колебаний превышал 15%. За счет повышения волатильности курса Банк России создает отрицательные стимулы для экономических агентов к игре на валютном рынке. В среднесрочном периоде Банк России намеревается придерживаться такой же тактики. Однако следует отметить, что в случае дальнейшего роста цен на энергоносители и возобновления масштабного притока капитала на рубль будет оказываться значительное повышательное давление, и ЦБ России может вновь начать скупать валюту, не допуская повышения номинального курса рубля. В этом случае денежно-кредитная политика фактически будет такой же, как и до кризиса, что может вновь привести к возникновению «пузырей» на финансовых рынках, если дополнительные органам государственной механизмы власти стерилизации не удастся избыточного создать денежного предложения. По итогам проведенного анализа работы можно сделать вывод, что снижение инфляции в России не может быть прерогативой действий только Банка России. Не в меньшей, а возможно и в большей мере уровень инфляции зависит от государства и от антимонопольного законодательства. Здесь нельзя забывать тот фактор, что более 60% поступлений в бюджет России от продажи за рубеж сырьевых ресурсов, в том числе нефти и газа, привязаны к постоянно меняющемуся курсу валюты, что влияет в конечном итоге, на бюджет страны. Продукция же, выпускаемая промышленными предприятиями в основном реализуется в России и странах СНГ, лишь незначительная её доля продается за рубеж. Здесь возникают новые проблемы, постоянный рост цен на сырье, услуги ЖКХ, товары первой необходимости, а также низкий уровень заработной платы и пенсий в стране, сказываются на потребительской корзине населения. Мы являемся единственной страной в мире, где работающее население находится 12
на грани бедности. Сейчас в стране более 20 млн. человек находятся за чертой бедности и по предварительным данным, еще столько же на грани. При этом возникают новые факторы экономического кризиса, которые в большей степени будут влиять на рост цен. Это политическая напряженность и санкции. Политическая напряженность в марте–апреле 2018 года и поэтапный ввод экономических санкции со стороны ЕС и Америки повлияли на снижение рубля и резкое повышение курса доллара и евро. При этом цена нефти 65–70 долларов США за баррель, так как благодаря прогнозу МЭА, ОПЕК планирует снижение избытка предложения нефти. Несмотря на это, глава ЦБ России Э. Набиуллина сообщила, что на текущий момент инфляция в России составила 2,4%, а по прогнозу до конца 2018 года рост потребительских цен составит 3–4%, в 2019 году около 4%. Практические рекомендации к денежно-кредитному регулированию в России в кризисные периоды На мой государственного взгляд, сегодня регулирования наиболее в актуальной России является задачей увеличение для доли перерабатывающей промышленности по сравнению с добывающей. Чтобы ускорить социально-экономическое развитие страны, предстоит осуществить модернизацию народного хозяйства – технологически обновить отсталую материально-техническую базу многих отраслей, перестроить структуру экономики, подняв значимость производства готовой продукции с повышенной добавленной стоимостью, особенно высокотехнологичных и инновационных отраслей, и тем самым «слезть с нефтяной иглы», удвоить жилищное строительство, построить новые автострады и социальные культурные объекты. При этом наиболее эффективной формой инвестиций могут быть самоокупаемые инвестиционные кредиты. Также считаю правильным действием, принятая нашим Правительством мера по снижению налогов на малый 13 бизнес. К сожалению, оно
распространяется только на организации, которые пользуются налоговой льготой малого или микро-бизнеса и не затрагивают другие структуры бизнеса. В России высокий размер налога на добавленную стоимость (НДС) дестимулирует производство продукции с большой добавленной стоимостью и нам следует последовать примеру Европы на снижение данного налога или вернуться к прямому налогу с продаж вместо НДС, как к примеру в США. В качестве практической рекомендации предлагаю одну из наиболее прогрессивных стратегий денежно-кредитного регулирования – таргетирование инфляции в рамках деятельности Резервного банка Новой Зеландии. Денежнокредитное регулирование в данной стране обозначено как процесс, в основе которого лежит шестинедельный цикл принятия решений по достижению операционной цели центрального банка. При этом финансовая стабильность выступает внешним фактором, от которой зависит состояние трансмиссионного механизма, а значит, и трансформация операционной цели в промежуточную цель. Обеспечение финансовой стабильности осуществляется посредством регулирования институтами, и надзора содействия за банками, нормальному небанковскими функционированию финансовыми финансовых рынков, а также создания надежной финансовой инфраструктуры рынка [12, с. 63]. Следует учесть тот факт, что в каждой стране порядок процедур может различаться, так же как и длительность процесса по принятию решений относительно операционной цели ЦБ. Поэтому рассмотрим ряд уточнений относительно данной стратегии: –достижение целевого значения инфляции гарантирует выполнение стратегической цели по достижению ценовой стабильности. Для стран с формирующимися рынками достижение целевого значения инфляции не всегда означает выполнение стратегической цели; 14
–достижение целевого значения инфляции в соответствии с официальными документами Банка Новой Зеландии должно быть обеспечено в среднесрочной перспективе в течение 1,5–2 лет; –в рамках данной стратегии цикл процедур денежно-кредитного регулирования ограничивается 6 неделями между объявлениями официальной процентной ставки; –инструмент денежно-кредитного регулирования Новой Зеландии – ставка по кредитам овернайт (official cash rate). Операции центрального банка по предоставлению и изъятию ликвидности осуществляются в течение каждого шестинедельного цикла; –процедуры мониторинга и контроля качества реализации денежнокредитного регулирования проходят в течение каждого шестинедельного цикла денежно-кредитного регулирования. На протяжении информационному всех циклов освещению реализуются проводимого процедуры по денежно-кредитного регулирования в форме публикации квартальных отчетов по инфляции, годовых отчетов центрального банка, квартальных банковских бюллетеней, протоколов собраний комитета по монетарной политике, непосредственно принимающих участие в процессе принятия решений по денежно-кредитному регулированию, аналитических докладов, исследований и разъяснительных материалов в области денежно-кредитного регулирования и т.д. В заключение можно сказать, что денежно-кредитная политика Банка России будет сосредоточена на последовательном снижении инфляции, а в более отдаленной перспективе – на поддержании стабильно низких темпов роста цен (стабильности цен). Так же стоит отметить, что эффективная денежно-кредитная политика, стабильность валютного рынка и инновационная модель экономики являются залогом, как высоких темпов развития, так и повышающегося структурного качества экономики. 15
Список литературы 1. Федеральный закон от 27.10.2008 №175 - ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года» // КонсультантПлюс. – URL: http://giod.consultant.ru/files/979449 2. Федеральный закон от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // КонсультантПлюс. – URL: http:// www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_37570/ 3. Деньги, кредит, банки: учебник/коллектив авторов; под ред. О.И. Лаврушина – 13-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2014 – 448 с. 4. Журнал «Деньги и кредит». №8, 2009, Информационно-аналитическиие материалы. Адаптация российского финансового сектора к кризисной ситуации на мировом финансовом рынке. А.В. Егоров, И.Л. Меркурьев, Е.Н. Чекмарева. С 25–30. 5. Журнал «Деньги и кредит». №10, 2008, Информационно-аналитическиие материалы. Меры противодействия мировому финансовому кризису. А.В. Улюкаев. С 3–4. 6. Журнал «Деньги и кредит». №12, 2009, Информационно-аналитическиие материалы. Финансовое оздоровление банковской системы Российской Федерации: первые итоги и перспективы. А.В. Турбанов. С 3–6. 7. Инфляционные процессы и денежно-кредитное регулирование в России и за рубежом: Учебное пособие/Малкина М. Ю. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 309 с. 8. Казьмин А.Ю. О последствиях финансового кризиса и денежнокредитном регулировании в условиях нестабильности экономики России // Вестн. ОРЕЛГИЭТ. – 2015. - № 2 (32). – С.145–149. 9. Развитие финансовой системы Российской Федерации: Учебное пособие / С.А. Чернецов. - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 320 с. 16
10. Регулирование мирового финансового рынка: Теория, практика, инструменты/ Гришина О. А., Звонова Е. А. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. 410 с. 11. Российская экономика в 2009 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 31) – М.: ИЭПП, 2010. – 707 с. 12. Свирина Е.М. Особенности денежно-кредитного регулирования в посткризисный период. // Экономика. Налоги. Право. 2014. №2. С. 60–65. 13. Теория и практика проведения денежно-кредитной политики в странах с формирующимися рынками: монография / И.Н. Юдина. – М.: ИНФРА-М, 2018 – С 68-69. (Научная мысль) 17
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв