РАЗВИТИЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ АРКТИЧЕСКИХ
ТЕРРИТОРИЙ
Арктика – это северная физико-географическая область Земли, которая
примыкает к Северному полюсу. Специалисты оценивают площадь Арктики в
21 млн.кв.км. В соответствии со Стратегией пространственного развития РФ
на период до 2025 г., Арктика является центром экономического роста.
Правовой режим этой области определяется действующими нормами
международного морского права, а так же национальным законодательством
приарктических государств. На данный момент времени приарктическими
государствами являются: США, Канада, Дания, Норвегия, Исландия и Россия.
Разделение арктического шельфа можно увидеть на рисунке 1 (прил.1).
Хочется отметить, что Международного договора, определяющего
правовой статус Арктики, не существует. Правовой статус арктических
территорий регулируется нормами международного права, национальным
законодательством
приарктических
государств
и
двусторонними
соглашениями.
Приарктические государства начали свои притязания на территорию
Арктики еще с начала XX века. Но по сей день главным документом, который
определяет понятие «континентальный шельф» и права на его использования
является Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, вступившая в силу с
1994г.
Согласно ст. 76 Конвенции ОНН: континентальный шельф прибрежного
государства включает в себя морское дно и недра подводных районов,
простирающихся за пределы его территориального моря на всем протяжении
естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы
подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от
исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря,
когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое
расстояние.
1
На данный момент, российские границы Арктики определенный указом
президента РФ от 02.05.2014г. «О сухопутных территориях Арктической зоны
Российской Федерации». Согласно этому указу в российскую часть Арктики
входят: Мурманская, Архангельская области; Республика Коми и Якутия;
Красноярский край; Ненецкий, Чукотский, Ямало-Ненецкий автономные
округа; земли и острова расположенные в Северном ледовитом океане и
некоторые улусы Якутии.
Уже сейчас, арктические территории обеспечивают примерно 40%
российского национального дохода. В Арктике создается 90% объема
общероссийское экспорта. Данный регион – это крупнейший в мире
рыбопромысловый район.
В связи с этим, развитие Арктики является важным экономическим
развитием деятельности – это прекрасный, суровый и очень богатый край. В
Арктике находятся почти любые природные ресурсы, а добыча полезных
ископаемых может внести существенный вклад в развитие экономики России
(прил.2). Если подобрать грамотную стратегию направления деятельности, то
станет возможно использовать многие преимущества которые готова
предоставить Арктика.
Арктическая минерально-сырьевая база цветных и благородных металлов
представляется месторождениями 12-ти видов полезных ископаемых,
(прил.3). Эти ресурсы уже учтены государственным балансом РФ. В
Арктической зоне находится 107 месторождений, на различных стадиях
освоения. Из 107 месторождений, 42 приходится на Россию. Хочу отметить,
что треть объектов еще не разработана и имеют только ресурсный потенциал.
По моему мнению, для развития ресурсного потенциала и благоприятных
перспектив развития Арктики, необходимо делать реальные шаги, а именно:
- нужно восстанавливать полярные станции и разрабатывать программы
привлечения работников;
- строить порты и пополнять численность ледоколов;
2
- создавать заповедники и парки, которые смогут предложить туристские
маршруты.
Конечно на данном пути много проблем, но катализатором может
выступить растущий интерес к Арктике со стороны бизнеса, науки, общества.
Хочу так же сказать, что повышенный интерес к данному региону можно
связать с началом глобального потепления. Все дело в том, что арктические
акватории, в связи с потеплением, могут освобождаться ото льда на срок до
нескольких месяцев, что в свою очередь, открывает новые возможности для
развития судоходства.
Одним из основных плюсов безледного перемещения, позволит создать
наиболее выгодные условия для движения транспорта по Северному морскому
пути, а так же повысит деловую активность в этой суровой части Земли.
Северный морской путь (СМП) - судоходный маршрут в российской
Арктике. В официальных российских документах СМП определен как
"исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация РФ".
Проходит вдоль северных берегов России по морям Северного Ледовитого
океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно - Сибирское, Чукотское и
Берингово), соединяет в единую транспортную систему европейские и
дальневосточные порты РФ, а также устья судоходных сибирских рек (прил.4).
По моему мнению, СМП играет наиглавнейшую роль в развитии
транспортной системы Арктики, так как СМП как транзитный маршрут короче
Суэцкого канала почти на 60%. За счет этого сокращаются расходы на
топливо, уменьшается продолжительность рейса. В приложении 5, можно
отследить динамику грузоперевозок через СМП с 2000 -2017 года. Из таблицы
видно, что на протяжении 17 лет, динамика положительна, но темпы роста
грузоперевозок наращивались медленно.
В приложении 6 можно увидеть, оценку грузооборота Минтранса на
2019-2024 года. По моему мнению, данная оценка так же характеризует очень
медленные темпы наращивания грузоперевозок через СМП.
3
Можно утверждать, что современные объемы грузоперевозок по СМП, не
сопоставимы с объемами, перевозимыми через Суэцкий канал, а это около 1
млрд. тонн грузов (прил. 8).
В государственных планах запуск предприятия и порта по СПГ Сабетта.
Минтранс полагает, что данный проект позволит нарастить грузооборот с 1
млн. тонн до 16 млн. тонн в год. Отмечу, что если превратить порт Сабетта в
многофункциональный узел СМП, то в перспективе его можно будет
использовать не только для экспорта полезных ископаемых, но так же для
экспорта иной продукции с Урала и Сибири.
В связи со всем вышесказанным, я считаю, что основным перспективным
направление развития Арктики, можно назвать развитие Северного Морского
Пути.
Таким образом, образовывается задача: превращение СМП в
полноценный транспортный коридор.
Такая задача требует восстановления или даже создания новой
эффективной инфраструктуры Арктики, а это, как уже было сказано, полярные
станции, гидрометеорологическое обеспечение, морские центры, развитие
новых портов, систем навигации и связи, новые морские суда и т.д.
Развитие СМП, в перспективе международного консорциума, где
контрольный пакет будет у России, а остальные участники – инвесторы, так
же
может
принести
стране
дополнительные
доходы.
В
качестве
потенциальных инвесторов и партнеров могут выступать компании Японии,
Китая, Кореи, а вырученная от такой деятельности прибыль можно направлять
на развитие арктической инфраструктуры.
Для более эффективного развития Арктики, можно создать своего рода
международный институт по развитию арктических территорий, где будут
решаться вопросы освоения данной территории и ее перспективные
направления.
На рисунке 6, по моему мнению, отображены основные направления
развития арктических территорий:
4
Развитие СМП как
полноценного
транспортного коридора
Развитие инфраструктуры
Арктика
Перспектива
международного
консорциума с контрольным
пакетом у Россиии
Международный институт
по развитию арктических
территорий
Рисунок 6 – Основные направления развития арктических территорий
Таким образом, можно сказать, что Арктика на сегодняшний день
исследована и развита недостаточно хорошо. Усиление приарктической
деятельности России, будет способствовать более глубокому изучению
Арктики, ее освоения и использованию ресурсов Мирового океана в интересах
нашей
страны,
экономически-социального
развития,
усилению
международных связей.
Арктика,
очень
перспективная
территория,
государству
следует
увеличить финансирование научных исследований, наладить правовые
отношения между бизнесом и государством в арктическом регионе.
Так же хочется отметить, что проблемы Арктики влияют на жизнь людей
всего мира. И стратегия освоения данного региона должна включать в себя
международные правовые нормы по защите биорисурсов, экосистемы,
морского и сухопутного мира.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
5
Рисунок 1 – Разделение арктических территорий [5].
Приложение 2
Рисунок 2 – Месторождения полезных ископаемых в Российской Арктике [6].
Приложение 3
6
Таблица 1 – Доля Арктики в мировых запасах и добыче по основным видам
твердых полезных ископаемых [7].
Полезные ископаемые
Доля в мировых
Доля в глобальной
запасах, %
добыче,%
Никель
10,15
14,25
Кобальт
3,3
11
Медь
0,48
0,6
Цинк
3,8
4,64
Свинец
2,69
2,37
Вольфрам
0,44
4,03
Титан
10,52
4,84
Циркон
1,05
1,76
Золото
3,25
2,87
Серебро
3,72
4,19
Платина
18,93
15,33
Палладий
18,93
41,24
Приложение 4
Рисунок 3 – Схема Северного морского пути [8].
Приложение 5
7
Таблица 2 – Динамика грузоперевозок через СМП за 2000-2017гг. [9].
Год
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017
Млн.тонн
1,5
1,6
1,5
1,7
1,7
2,3
2,4
2,5
2,6
2,2
2,3
3,6
3,7
3,8
3,98
5,5
7,4
10,2
Приложение 6
Рисунок 4 – Оценки грузооборота СМП на 2019-2024 гг. [10]
8
Приложение 7
Рисунок 5 – Месторасположение порта Сабетт [2].
Приложение 8
Рисунок 7 – Маршруты транспортировки грузов в Арктике [11].
9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Орлов Д. Развитие Арктической зоны России и основные вызовы
для ее освоения. 2018г. Интернет ресурс: ИА REGNUM. Режим доступа:
https://regnum.ru/news/economy/2407690.html
2.
Перспектива освоения российской Арктики. Новая стратегия
развития международного арктического региона. Портал про развитие
Арктики
goarctic.ru.
20.04.2019г.
Режим
доступа:
https://goarctic.ru/news/perspektiva-osvoeniya-rossiyskoy-arktiki-novayastrategiya-razvitiya-mezhdunarodnogo-arkticheskogo-r/
3.
Крюков
В.А.
Арктика
и
экономика.
Всероссийский
экономический
журнал
ЭКО\\ВАК
2017г.
Режим
доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/arktika-i-ekonomika
4.
Интернет – портал: будущее – арктики.рф. Режим доступа:
https://xn----8sbbmfaxaqb7dzafb4g.xn--p1ai/razvitie-arktiki/
5.
Притязания стран на арктический шельф. Режим доступа:
https://www.vestifinance.ru/infographics/6685
6.
Никишин А. Арктика: территория лидерства. 04.12.2017 г. Режим
доступа: https://www.pnp.ru/economics/arktika-territoriya-liderstva.html
7.
В изучение арктических недр вложат 292 миллиарда рублей до
2045 года. 06.08.2019г. Режим доступа:
https://news.myseldon.com/ru/news/index/214409016
8.
Скупов Б. Национальная морская транспортная магистраль
России. Что ждет Северный морской путь в XXI веке? Режим доступа:
https://ardexpert.ru/article/7423
9.
Козьмовский Д. Проблемы развития СМП как международного
транзитного коридора. Режим доступа: https://ppt-online.org/310567
10. Арктическая пятилетка сжалась до года. "Ежедневная газета
РБК". 31 июля 2019. Режим доступа:
https://www.advis.ru/php/print_news.php?id=8916DCA3-CC95-E24F-847527EC318C17FF
11. Ключ к развитию русской Арктики – Северный морской путь.
22.06.2018г. Режим доступа: https://okoplanet.su/politik/politikrus/print:page,1,436268-klyuch-k-razvitiyu-russkoy-arktikisevernyy-morskoy-put.html
12. Распоряжение правительства РФ от 13 февраля 2019г. №207-р.
Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до
2025г. Режим доступа:
http://static.government.ru/media/files/UVAlqUtT08o60RktoOXl22JjAe7irNxc.pd
f
10
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв