ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
( Н И У
« Б е л Г У » )
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ТЕОРИИ, ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ
НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ У ШКОЛЬНИКОВ ПУТЕМ
ОСВОЕНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ПРИЕМОВ РУССКОЙ ВЫШИВКИ
Выпускная квалификационная работа
обучающейся по направлению подготовки
44.03.05 Педагогическое образование
профиль Изобразительное искусство и Мировая художественная культура
очной формы обучения, группы 02021305
Сехна Ольги Ивановны
Научный руководитель
к.п.н., доцент
Даниленко А.П.
БЕЛГОРОД 2018
1
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава
I.
Научно-теоретические
основы
исследования
развития познавательного интереса к изобразительному искусству у
школьников средствами изобразительного искусства……………………..7
1.1 Психолого-педагогические основы развития познавательного интереса у
школьников ……………………………………………………………………….7
1.2 Использование возможностей изобразительного искусства в процессе
развития познавательного интереса у школьников……………………………13
Глава II. Развитие познавательного интереса к изобразительному
искусству у школьников………………………………………………………18
2.1 Педагогические условия, способствующие развитию познавательного
интереса у школьников в процессе организации уроков по вышивке……….18
2.2 Эффективность использования приемов развития познавательного
интереса к изобразительному искусству на примере освоения русской
традиционной вышивки ………………………………………………………...27
Глава III. Описание творческой части дипломной работы………………36
3.1 Формирование художественного замысла творческой части дипломного
исследования…………………………………………………………………..…36
3.2 Этапы создания панно в технике вышивка «Орловский спис»…………..39
Заключение……………………………………………………………………...48
Библиографический список…………………………………………………..51
Приложения
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
В теории и практике современного педагогического образования одним
из актуальных вопросов является проблема развития познавательного
интереса
школьников
к
изучаемым
учебным
предметам
в
общеобразовательной школе. Интерес как движущая сила и целеполагающий
мотив учения школьника является основой формирования ценностных
ориентаций развивающейся личности ребенка. Именно познавательный
интерес пробуждает в личности способность к творческой активности в
любом виде деятельности, о чѐм свидетельствуют психологические
исследования Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, JI.A. Гордона, А.Г. Ковалева,
А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова; педагогические исследования В.А. Беликова,
P.A. Гильман, М.Е. Дуранова, В.И.Жернова, Т.Е. Климовой, О.В. Лешер,
В.Н. Максимовой, Е.Б. Тесли, В.П. Ушачева, Г.И. Щукиной; исследования в
области методики преподавания изобразительного искусства Е.И. Игнатьева,
В.С. Кузина, С.П. Ломова.
Исследование
проблемы
развития
познавательного
интереса
к
предмету изобразительное искусство, в аспекте которого окружающий мир
познается
ребенком
на
чувственно-эмоциональном
восприятии
и
воспроизведении действительности, представляется для нас наиболее
важным.
творческой
Главенствующим
деятельности,
предметом, приобщающим школьников
формирующим
к
художественно-эстетическую
культуру, является изобразительное искусство.
В личности учащегося изобразительная деятельность развивает не
только художественное видение, но и способность ценить прекрасное,
приобщает к эстетической культуре и оказывает положительное влияние на
формирование морально-нравственных качеств.
Изучение данной темы обусловлено и рядом противоречий:
3
- между пониманием важности развития познавательного интереса
учащихся на занятиях по изобразительному искусству и недостаточным
методическим обеспечением таких занятий;
- между современными требованиями к подготовке учителей
изобразительного
искусства
и
уровнем
овладения
учителем
инновационными педагогическими технологиями, влияющими на развитие
познавательного интереса учащихся в процессе работы над творческим
заданием.
Актуальность
проблемы
и
еѐ
недостаточная
разработанность
определили тему данного исследования: «Развитие познавательного интереса
к изобразительному искусству у школьников при освоении традиционных
приемов русской вышивки».
Цель: выявить педагогические условия для развития познавательного
интереса к изобразительному искусству у школьников путем освоения
традиционных приемов русской вышивки.
Предмет
исследования:
педагогические
условия
развития
познавательного интереса у школьников к изобразительному искусству.
Объект исследования: процесс развития познавательного интереса у
школьников
к
изобразительному
искусству
средствами
искусства
традиционной русской вышивки.
Гипотеза исследования: выдвинуто предположение о том, что
развитие познавательного интереса у учащихся к изобразительному
искусству
будет
более
продуктивно,
если
соблюдать
следующие
педагогические условия:
1.
Расширение традиционных приемов, форм и методом обучения
изобразительному искусству, направленных на развитие познавательного
интереса учащихся;
2.
Применение на уроках разнообразных видов деятельности,
различных материалов и техник;
4
3.
Продумана
система
заданий,
способствующих
развитию
познавательного интереса у учащихся;
4.
Разработаны
критерии
диагностики
и
система
занятий,
способствующих развитию познавательного интереса учащихся.
Задачи исследования:
1.
Изучить психолого-педагогические основы процесса развития
познавательного интереса у учащихся.
2.
Раскрыть
использование
возможностей
изобразительного
искусства в процессе развития интереса у школьников.
3.
Определить педагогические условия способствующие развитию
познавательного интереса учащихся;
4.
Провести эксперимент с учащимися по теме исследования;
5.
Выполнить творческую работу по теме исследования.
Методология исследования: изучением проблемы развития интереса к
изобразительному искусству занимались: В.С. Кузин, М.Н. Сокольникова,
Б.М. Неменский,
методические
Т.Я. Шпикалова.
и
Ими
теоретические
были
разработаны
рекомендации
по
научно-
повышению
познавательного интереса к роле изобразительного искусства и декоративноприкладного творчества.
Проблемой психологического механизма в развитии познавательного
интереса и привлечения к процессу творчества школьников занимались:
В.С. Выготский,
А.Н. Лентьев
и
Л.Я. Рапацкая.
Ими
был
внесен
значительный вклад в развитие теоретических основ изобразительного
искусства.
Методологическую базу исследования составили учебные пособия по
изобразительному искусству, статьи по проблемам развития познавательного
интереса у школьников к изобразительному искусству.
Методы исследования:
Анализ литературы по проблеме исследования;
5
Изучение
передового
педагогического
опыта
в
области
изобразительного искусства;
Педагогический эксперимент.
База исследования: школьники 5 классов МБОУ СОШ №40 города
Белгорода.
Практическая значимость:
Раскрыты
1.
педагогические
условия
и
методика
развития
познавательного интереса школьников в процессе освоения традиционных
приемов русской вышивки;
Раскрыты
2.
изобразительного
педагогические
искусства
в
развитии
возможности
познавательного
занятий
интереса
школьников;
Обоснован выбор художественного замысла творческой части
3.
исследования;
Создано авторское панно по теме исследования, в технике
4.
вышивки «Орловский спис».
Выпускная квалификационная работа включает в себя: введение,
главу I
-
научно-теоретические
основы
исследования
развития
познавательного интереса к изобразительному искусству у школьников
средствами изобразительного искусства, главу II - развитие познавательного
интереса к изобразительному искусству у школьников, главу III - описание
творческой части дипломной работы, заключение, библиографический
список, приложение.
6
ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ У ШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
1.1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ШКОЛЬНИКОВ
Вопрос развития познавательного интереса широко исследуется в
современной психолого-педагогической литературе, но, не смотря на это, он
остается одной из не до конца изученных категорий. До сих пор не
существует единого определения этого понятия, разделяемого многими
исследователями.
«Смертный грех учителя - быть скучным» - Гербарт [38]. Этот
афоризм часто определяет понимание учителем положение интереса в
учебном процессе, который рассматривается как инструмент оживления
обучения, находящийся в его руках [38]
Приступая к рассмотрению проблемы развития познавательного
интереса у учащихся, прежде всего, нужно рассмотреть теоретические
основы самого понятия «интерес».
Анализ
психолого-педагогической
литературы
по
проблеме
исследования показал, что можно выделить несколько направлений в
определении «интереса». Понятие «интерес», в переводе с латинского –
имеет значение – важно, выгоды. Существует мнение, что понятие
«познавательный интерес» носит бескорыстный характер.
Исследователь С.П. Манукян о том, что в педагогике должно
существовать понятие «интерес» в значении «польза», «благо», «выгода». По
его мнению, в настоящее время вся педагогическая литература признает
существование лишь познавательного интереса, где «интерес» в ней означает
лишь внимание, направленность и желание. Большинство исследователей не
7
оставляют место в общей концепции мотивации учения для интереса
учащихся в качестве «польза» [16].
В энциклопедическом словаре понятие «интерес» - это одна из форм
общественной направленности личности, и он становится «реальной
причиной социальных действий, лежащей на основе непосредственных
побуждений – мотивов, идей и т.п. – участвующих в них индивидов,
социальных групп, классов» [3].
В некоторых психологических словарях встречается следующее
определение. «Интерес – форма проявления познавательной потребности,
обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности
и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми
фактами, лучшему отражению действительности» [2].
С точки зрения семантического значения, понятие «интерес» имеет
ряд содержательных аспектов, их которых выделяют 5 основных:
1.
Интерес - как выгода, корысть, проявляющаяся в стремлении к
приобретению моральных и материальных благ.
2.
Интерес – как сопереживание другому человеку, проявляющееся
в межличностных взаимоотношениях с людьми;
3.
Интерес – как занимательность и развлекательность, что
характеризует
поверхностную
сторону
деятельности,
совершенно
не
связанную с глубиной познания существенных связей и отношений между
предметами и вялениями действительности;
4.
Интерес
–
как
внимание,
возбуждение
человека
чем-то
значительным;
5.
Интерес – как нужда, потребность, что, с психологической точки
зрения, связано с мотивом познавательной деятельности [5].
«Интерес, - писал С.Л. Рубинштейн, - всегда принимает характер
двустороннего отношения. Если меня интересует какой-нибудь предмет, это
значит, что этот предмет для меня интересен» [25]. Через познавательный
8
интерес осуществляется коммуникативная функция в системе «человекискусство».
В
развитии
познавательного
интереса
у
детей
незаменимой
деятельностью является не только изобразительная деятельность, но и
декоративная и конструктивная. Они формулируют развитие зрения и руки
как целостной системы [6].
Русский публицист Д.И. Писарев называет характерной особенностью
познавательного интереса то, что он окрашен эмоциями, которые могут быть
вызваны
только
процессом
умственного
труда,
и
свободен
от
деятельности.
Он
принудительных влияний со стороны для его появления [41].
Интерес
является
мотивом
познавательной
выражает направленность личности, охватывает все психические процессы.
Многими
учеными
и
исследователями
подтверждено,
что
познавательный интерес побуждает волю и внимание, может помочь
наиболее легкому и прочному запоминанию интересующей информации.
Благодаря ему, как знания, так и процесс их приобретения становятся
движущей силой развития познавательной активности и важнейшим
фактором воспитания всесторонне развитой личности ребенка.
Познавательный интерес – это один из важнейших мотивов учения
школьников. Именно он является залогом успеваемости школьника в каждом
возрасте. Начинается интерес с любопытства, поэтому в педагогической
деятельности важно сформулировать заинтересованность учащихся, после
интерес к учебным дисциплинам. Даже у слабых учеников учебная работа
протекает более продуктивно под влиянием познавательного интереса.
Также
познавательный
исследовательской
интерес
деятельности
связан
относительно
с
побуждением
к
привлекательного
и
значимого предмета или влияния действительности. Само по себе внимание к
предмету не является подлинным интересом к нему, оно является условием
успешного выполнения деятельности, так как обеспечивает направленную
сосредоточенность сознания на ней.
9
Одной из важных задач в педагогической деятельности становится
стимулирование,
поддержка
и
развитие
познавательной
активности
школьников. Познавательный интерес как мотив обучения побуждает
учащихся к самостоятельной деятельности, а при его наличии процесс
овладения новыми знаниями становится наиболее творческим и активным,
что в свою очередь влияет на укрепление интереса. Самостоятельное
изучение нового материала, преодоление трудностей вызывает чувство
удовлетворения, гордости и достижение успеха.
Характерной
особенностью
познавательного
интереса
является
волевая направленность. Интерес направлен на результат познания, что
связано с реализацией цели, со стремлением к ней, преодолением
трудностей,
с
волевым
напряжением
и
усилием.
А
все
вместе
взаимодействует на важнейшие проявления личности.
Согласно Н.Ф. Добрынину познавательный интерес развивается
благодаря пяти ступеням.
1.
Крайняя ступень пассивности представляет собой внимание,
которое можно назвать условно «вынужденным».
2.
Внимание вызывается соответствием раздражения внутреннему
состоянию – это различные факторы, затрагивающие чувства детей.
3.
Нет полной активности и тогда, когда внимание определено
целиков прошлым опытов, привычкам, цепью ассоциаций.
4.
Особый вид внимание – это связь с сознанием поставленной
5.
Интерес, появившийся во время самой работы. Наслаждение
цели.
интеллектуальных и физических сил [7].
На
развитие
характеристики
–
способностей
характер,
учащихся
темперамент,
влияют
личностные
мышление.
Способности
подразделяют на общие и специальные. Общие это способности к письму,
чтению и счету; специальные – креативные, музыкальные и математические.
10
Учитель осуществляет регуляцию деятельности ребенка, пока тот не
будет в состоянии делать это самостоятельно, организовывает деятельность
ученика по освоению предмета.
Одним из важных элементов развития познавательного интереса к
учебной деятельности является чувство удивления. Здесь важны две мысли:
во-первых, мысль о бескорыстии удивления (перед тем, что непосредственно
не затрагивает нашего существования), во-вторых, мысль о том, что
привычные впечатления удивления не вызывают [39]. Чувство удивления
вызывают:
1.
Новизна;
2.
Необычность;
3.
Неожиданность;
4.
Странность;
5.
Несоответствие прежним представлениям [32].
Эти
особенности
составляют
первооснову
занимательности
и
являются наиболее сильными побудителями познавательного интереса,
обостряющими
эмоционально-мыслительные
процессы,
заставляющие
акцентировать внимание на предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать,
сравнивать, находить выход из сложной ситуации.
Как показали исследования А.П. Архипова, Н.А. Беляева и др.
подлинный познавательный интерес является основой учебного процесса,
так как:
1.
Интерес способствует формированию глубоких и прочных
знаний;
2.
Интерес
развивает
и
повышает
качество
мыслительных
процессов, активность в учении способствует формированию способностей,
развитию творческого подхода к различным видам деятельности;
3.
Интерес
создает
благоприятный
протекания психических процессов.
11
эмоциональный
фон
для
Суть
познавательного
интереса
заключается
в
избирательной
направленности личности на сам процесс познания с целью «овладения
сущности познаваемого». Мотив познания – это внутреннее побуждение к
деятельности [2].
По мнению А.К. Марковой и ее сотрудников, существует три типа
отношения школьника к обучению:
1.
Отрицательное
(бедность
и
ограниченность
мотивов,
познавательные мотивы исчерпываются интересом к результату, не
сформированы умения ставить цели; преодоление трудностей);
2. Безразличное (или нейтральное), которое характеризуется теми же
особенностями, что и отрицательное отношение;
3.Положительное
(аморфное,
нерасчлененное)
наблюдаются
неустойчивые переживания новизны, любознательности, непреднамеренного
интереса; понимание и первичное осмысление целей, поставленных
учителем;
положительное
(познавательное)
характеризуется
переопределением и доопределением задач учителя; постановка новых целей
и возникновение на их основе новых мотивов; положительное (личное)
характеризуется соподчинением мотивов и их иерархией; устойчивостью и
неповторимостью мотивационной сферы; сбалансированностью и гармонией
между разными мотивами [17].
Активные дети часто участвуют в общественной жизни, в конкурсах и
соревнованиях, выступают на публику. Пассивные дети, не проявляя
инициативы, учатся самостоятельно.
В роли приема, входящего в методы развития познавательного
интереса у школьников, выступают занимательные аналогии. Создание в
учебном процессе успеха у школьников, испытывающих определенные
трудности в учебе, также является действенным приемом развития
познавательного интереса.
Следующий метод - метод познавательных игр, который опирается на
создание в учебном процессе игровых ситуаций.
12
Таким образом, анализ современных психолого-педагогических
исследований, позволяет определить «познавательный интерес» как ценное
личностное образование, которое следует развивать у школьников, учитывая
их индивидуальные особенности. Познавательный интерес имеет свои
особенности, стадии и ступени развития.
1.2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
ИСКУССТВА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО
ИНТЕРЕСА У ШКОЛЬНИКОВ
Роль изобразительного искусства велика в идейном, нравственном и
эстетическом воспитании школьников. Уроки изобразительного искусства
выступают как действенное средство развития воображения, зрительной
памяти, пространственных представлений, художественных способностей,
изобразительных умений и навыков, волевых свойств, качеств личности [12].
Знания, умения и навыки, приобретенные школьниками на уроках
изобразительного искусства, находят широкое применение не только на
других учебных дисциплинах, но и в дальнейшей трудовой деятельности.
Умение рисовать, зрительно представлять различные объекты необходимо во
многих профессиях.
В младшей школе авторитет уроков изобразительного искусства
достаточно высок: в числе любимых их называет каждый пятый ученик, в 5-6
классах – так считаешь лишь 48% учеников. У старших школьников
ослабевает
познавательный
интерес
к
художественно-творческой
деятельности, они перестают рисовать на уроках, дома. Следовательно,
работу по развитию художественно-творческих способностей необходимо
делать более интересной и качественной.
В совершенно любой профессии, в любом труде, творческие
способности
являются
одной
из
основ
движения
вперѐд.
Уроки
изобразительного искусства таят в себе огромный творческий потенциал.
13
Такие занятия дают множество возможностей для самовыражения и развития
творческих способностей.
Во время художественно-творческой деятельности школьники не
только применяют свои знания, умения и навыки, но и выражают
эмоциональное отношение к изображаемому, при этом демонстрируя
изобразительно-выразительные средства, найденные самостоятельно, либо
усвоенные на занятиях под руководством учителя[13].
Развитие познавательного интереса у школьников будет эффективным
при соблюдении ряда педагогических условий, а именно: благоприятная,
положительная эмоциональная сфера учебного процесса; применение
современных, инновационных форм и приемов организации учебного
процесса; организация деятельности школьников в условиях обогащенной
развивающей предметно-пространственной среды.
Изобразительное искусство позволяет использовать разнообразные
приемы и методы работы со школьниками на занятиях, включая не только
элементы игры, с целью привлечения внимания учащихся, их интереса к
изобразительному творчеству, но и пробуждение у них эмоциональноэстетического отношения к предметам и явлениям действительности.
В настоящее время появилось большое количество художественных
материалов для обогащения творческого процесса, с помощью которых на
занятиях по изобразительному искусству школьники усваивают широкий
спектр художественных материалов: краски, гуашь, акварель, батик, витраж,
карандаши, фломастеры, маркеры, гелиевые ручки, пластилин, фоармиран,
ткани, картон и бумага разного качества и разной структуры и фактуры.
Широкий выбор инструментов позволяет увеличить диапазон видов
творческих занятий для школьников.
Школьники осваивают разные виды художественной деятельности:
1.
Рисование;
2.
Аппликация и коллаж;
3.
Лепка;
14
4.
Бумагопластика;
5.
Роспись самостоятельно выполненных изделий;
6.
Батик, граттаж и многие другие.
Художественными средствами изобразительной деятельности в разных
ее видах являются обращения ко всем аспектам зрительного восприятия
(объем, пластика, цвет, свет, тень, полутень, фактура и прочие) –
изобразительные и выразительные средства, которые связаны с характером
образности произведения, а именно сюжетно-ассоциативный комплекс.
От урока к уроку происходит постоянная смена художественных
материалов, осваивание их возможностей. Многообразие видов деятельности
и форм работы со школьниками, стимулирует их познавательный интерес к
предмету изобразительного искусства и является необходимым условием для
формирования и развития личности ребенка.
Учитель должен творчески подходить к организации учебного
процесса, организовывать индивидуальные, групповые, коллективные и
игровые формы работы. Выстраивать систему учебных занятий таким
образом, чтобы школьники оригинально мыслили, выполняли работу своими
руками, предлагали нестандартное и креативное решение задач, были
раскованными в своем творческом процессе. Школьники не должны бояться
нового и неожиданного [24].
Художественная деятельность школьников на уроках изобразительного
искусства должна использовать различные формы выражения:
1.
Изображение в объеме и на плоскости (с натуры, по памяти, по
представлению);
2.
Декоративная и конструктивная работа;
3.
Восприятие
явлений
действительности
и
произведений
искусства;
4.
Обсуждение работ одноклассников, результатов коллективной и
индивидуальной работы на уроках изобразительного искусства;
5.
Изучение художественного наследия;
15
6.
Подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
7.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме,
8.
Прослеживание
(прослушивание
связи
аудиозаписей,
с
музыкальным
установление
взаимосвязи
искусством
музыки
и
изобразительного искусства), литературой (чтение стихотворений, сказок,
потешек, выполнение иллюстраций), историей (изучение истории создания
произведений искусства, эпохи, исторических событий, баталий, сражений
при рассматривании сюжетно–тематических картин и т.д.), технологией
(вышивка, изготовление игрушек, роспись)[42].
Необходимо помнить о нетрадиционных техниках и материалах:
1.
Кляксография;
2.
Набрызг;
3.
Изображение с помощью ниток, мыльных пузырей;
4.
Монотипия;
5.
Поролоновые рисунки и многие другие.
Использование многообразия изобразительных техник позволяет
школьникам экспериментировать, что развивает интерес к изобразительному
искусству.
Диапазон использования информационных технологий на уроках
изобразительного искусства широк: от применения в качестве инструмента
художественной деятельности, до способов предоставления учебного
материала. При этом компьютер является мощным средством повышения
эффективности обучения, позволяет усилить мотивацию ученика. Одним из
источников мотивации является занимательность. Возможности компьютера
сегодня неограниченны, но важно контролировать тот момент, чтобы такая
занимательность не затемняла учебные цели. Преимущества использования
компьютерных технологий в преподавании изобразительного искусства:
1.
Знакомство с любой темой можно сопровождать показом
видеофрагментов, фотографий;
2.
Широкое использование репродукций картин художников;
16
3.
Демонстрация графического материала (таблиц, схем);
4.
«Оживлять» картины;
5.
Онлайн-экскурсии крупнейших музеев мира;
6.
«Погружаться» в пространство и время;
7.
Прослушивание музыкальных записей;
8.
Активизация учебного процесса.
Урок, созданный при помощи живого слова, ярких диалогов с
учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых
ситуаций, использования компьютерных программ, может развивать интерес
к искусству.
Выводы по первой главе
Анализ
современных
психолого-педагогических
исследований,
позволяет определить «познавательный интерес» как ценное личностное
образование, которое следует развивать у школьников, учитывая их
индивидуальные
особенности.
Познавательный
интерес
имеет
свои
особенности, стадии и ступени развития.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что урок изобразительного
искусства должен быть для каждого школьника не только ярким событием в
жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству, но и быть каждый раз
новым, с особой эмоциональной атмосферой увлечѐнности.
17
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ У ШКОЛЬНИКОВ
2.1 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ
ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ ПО ВЫШИВКЕ
Проблема познавательного интереса широко освещена в трудах многих
профессоров - Д.И. Писарева, К.Д. Ушинского, С.И. Ананьина; в советское
время
ею
занимались
Л.И. Благонадежина,
А.Н. Леонтьев,
А.К.
Л.И.
такие
исследователи,
Божович, В.А.
Маркова,
Н.Г.
как
Крутецкий,
Морозова,
Б.Г.
Ананьев,
Н.Д.
Левитов,
А.В.
Петровский,
С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина и многие др. Несмотря на многочисленные
исследования данной проблемы, следует отметить, что сложность и
многогранность ее изучения остается по сей день. B этих исследованиях
познавательный интерес трактуется как мотивация для избирательной
активности по отношению к определенным объектам действительности. B
исследованиях, посвященных познавательному интересу, активно уделяется
внимание периоду обучения как специально организованному процессу
усвоения знаний, умений, навыков, где есть возможность создавать
педагогические условия для его целенаправленного развития.
Познавательный интерес оказывает большое побудительное влияние на
процесс и результат учения. Многие авторы отмечают, что отношение к
учебным предметам дифференцируется к моменту, когда ребенок идет в
первый класс. Практика школ и психолого-педагогические исследования
доказывают, что одной из главных причин отрицательного отношения
учащихся начальных классов к учению и низкой успеваемости – слабое
развитие познавательных процессов или их отсутствие[28].
Народное художественное творчество - часть национальной культуры.
B нѐм демонстрируются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности:
18
оптимизм, гуманизм, мудрость, извечное стремление к красоте. Высокие
художественные достоинства содержания и формы народного творчества при
одновременной
доступности
школьникам
делают
его
незаменимым
средством воспитания ребѐнка.
Главный смысл изучения русского народного творчества учащимися это воспитание у них предпосылок чувства глубокой любви к своей Родине,
чувства патриотизма, осознание своей национальной принадлежности.
Профессор и педагог Б. М. Неменский подчеркнул, что ребѐнка «необходимо
привязать всеми его чувствами, эмоциями к древу культуры его народа» [41].
Результативность развития познавательного интереса школьников к
русскому народному творчеству, в том числе и к русской вышивке в большей
степени зависит от правильно организованного учебного процесса, от всех
форм и методов, принципов обучения.
Одна из основных форм работы при ознакомлении с русской вышивкой
на уроках изобразительного искусства - интегрированные уроки. Применение
разных видов работы на интегрированных уроках поддерживает внимание
учащихся
на
достаточном
уровне,
что
показывает
развивающую
эффективность подобных уроков. Таким образом, можно объединять урок
изобразительного искусства и технологии [34]. Преподносимый материал
становится не только более доступный, но и интересный, поэтому данная
форма работы с учащимися позволяет развивать их познавательный интерес.
Еще одной формой работы для развития познавательного интереса на
уроках
изобразительного
искусства,
является
урок-экскурсия.
Экскурсия - это такая форма организации обучения, которая позволяет
проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и
процессов
в
естественных
условиях.
Проведение
урока-экскурсии
подразумевает определенную подготовку, которая включает определение
цели, задач и содержание экскурсии, доведение их до учащихся,
продумывание методики, показа и рассмотрения объекта экскурсии,
19
способов вовлечения учащихся в активное восприятие, привлечение к показу
и рассказу экскурсоводов и прочее.
Также развитию познавательного интереса могут способствовать
конкурсы и выставки творческих работ учащихся. Для наиболее успешного
развития познавательного интереса учащихся на занятии по русской
вышивке необходимо соблюдать основные дидактические принципы.
Прежде всего, в качестве основополагающего принципа выделяют
принцип проблемности. В дидактике данный принцип формирует общее
понятие усвоения знания и умения в состоянии интеллектуального
затруднения и эмоционального возбуждения. Такое усвоение обусловлено
применением учителем определенной системы приемов, способов и средств,
ставящих школьника в ситуацию умственного поиска, побуждающего его к
определенным умственным действиям, приводящих к самостоятельному
усвоению нового, ранее неизвестного ему знания или способа действия [18].
Таким
образом,
формулировках
школьник
учителя,
получает
а
в
новые
результате
знания
не
собственной
в
готовых
активной
познавательной деятельности. Особенность применения этого принципа в
том, что он должен быть направлен на решение соответствующих
специфических дидактических задач - разрушение неверных стереотипов,
формирование прогрессивных убеждений, экономического мышления [18].
Особенности применения данного принципа в процессе преподавания
народного искусства и русской вышивки требуют специфических форм
проведения занятий, педагогических приемов и методов. Содержание
учебного материала должно подбираться с учетом интересов учащихся.
Следующий принцип - принцип взаимообучения. Следует отметить,
что учащиеся в процессе обучения могут обмениваться знаниями, тем самым
обучать друг друга. «Для успешного самообразования необходимо не только
теоретическая база, но и умение анализировать и обобщать изучаемые
явления, факты, информацию; умение творчески подходить к использованию
этих знаний; способность делать выводы из своих и чужих ошибок; уметь
20
актуализировать
и
развивать
свои
знания
и
умения»
-
отмечает
А.М. Матюшкин [16].
Важным
моментом
при
организации
учебно-познавательной
деятельности школьников является обеспечение учебно-познавательной
деятельности соответствующей практическим задачам. Практический курс
является составной частью профессиональной подготовки учащихся. Суть
данного принципа заключается
в том, чтобы организация
учебно-
познавательной деятельности учащихся по своему характеру максимально
приближалась к реальной деятельности. Это обеспечит, в сочетании с
принципом проблемного обучения, переход от теоретического усвоения
новых знаний к их практическому осмыслению при выполнении задания по
русской вышивке.
Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность школьников
в области русской вышивки и народного искусства носила творческий
характер, по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения.
Процесс изучения учебного материала должен по всем признакам носить
исследовательский характер. Это является еще одним важным принципом
активизации учебно-познавательной деятельности: принцип исследования
изучаемых проблем и явлений.
Еще одним важным принципом является принцип индивидуализации это
организация
учебно-познавательной
деятельности
с
учетом
индивидуальных особенностей и возможностей ребенка[17].
Нельзя забывать про механизм самоконтроля и саморегулирования,
который относится к реализации принципа самообучения. Принцип
самообучения
позволяет
персонализировать
учебно-познавательную
деятельность каждого школьника на основе их активного стремления к
получению и усвоению новых знаний, умений и к их совершенствованию,
изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая консультацию у
учителя.
21
Активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности
учащихся возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе
принципов развития познавательного интереса особое место отводится
мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся. Главным в
начале активной деятельности должно быть желание самого учащегося
решить возникшую проблему, познать что-либо, доказать либо оспорить [28].
При выборе тех или иных методов обучения необходимо, прежде всего,
стремиться к продуктивному результату. При этом от школьника требуется
не только усваивать полученные знания, но и уметь применять их в
практической деятельности, так как степень продуктивности обучения часто
зависит от активности учебно-познавательной деятельности школьника.
Проективная
деятельность
рассматривается
как
дидактическое
средство активизации познавательной деятельности, развитие творчества и
определѐнных
качеств
самостоятельность)[10].
личности
Метод
(трудолюбие,
проектов
коммуникабельность,
позволяет
учащимся
самостоятельно отбирать, анализировать учебный материал, создавать
итоговый проект и презентовать свою работу.
Проектная деятельность учащихся при изучении народного творчества,
в том числе и русской вышивки может конкретно отражать наиболее полное
погружение в материал. Проектно-исследовательская деятельность – это
совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность,
имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности,
направленная на достижение общего результата, которая способствует
развитию
самостоятельности,
целеустремленности,
ответственности,
настойчивости, толерантности [40].
Стоит
не
забывать,
что
развитию
познавательного
интереса
способствует и яркое эмоциональное изложение конкретных фактов,
например рассказ на уроках по русской вышивке. Существует следующие
виды рассказа: рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение.
Для эффективности беседа и рассказ дополняются наглядными методами.
22
Демонстрационные или наглядные методы – это методы обучения,
предусматривающие широкий показ на занятиях предметов и явлений
окружающего мира либо специальных образцов (наглядных пособий) с
целью облегчения понимания, запоминания и использования информации
наглядных пособий в практической деятельности. Подразделяются они на
методы иллюстраций – показ детям иллюстративных пособий (плакатов,
карт, рисунков на доске, картин, портретов и др.) и методы демонстраций –
обычно
связаны
с
показом
видеофильмов
или
презентаций.
Демонстрационные методы реализуют принцип наглядности обучения,
обеспечивая
восприятие
школьниками
особенностей
искусства,
его
исторически обусловленные особенности. Наглядные пособия активизируют
сенсорные и мыслительные процессы учащегося, облегчая ему усвоение
учебного
материала,
что
приводит
к
активизации
познавательной
активности [13].
В процессе освоения школьниками знаний, умений и навыков, первое
место занимает именно познавательная активность. Учебный процесс может
быть управляемым учителем как пассивно, так и активно. Пассивно
управляемым процессом считается способ организации, где основное
внимание акцентируется на формах передачи нового материала, а процесс
приобретения знаний для школьников остается стихийным. В таком случае
на первое место вступает репродуктивный путь приобретения знаний.
Активно управляемый процесс обучения направлен на обеспечение глубоких
знаний всех школьников, также на усиление обратной связи. Здесь следует
учитывать
индивидуальные
особенности
школьников,
моделирование
учебного процесса, его прогнозирование, четкое планирование, активное
управление обучением и развитием каждого учащегося.
В процессе творческой деятельности выше перечисленные методы
действуют в органическом единстве.
23
Успешное развитие познавательного интереса учащихся к народному
искусству и русской вышивке возможно при использовании определенных
условий.
Важную роль играет занимательность. Выделяют ее составляющие
внутреннюю, то есть возможности содержания самого предмета, и
внешнюю - методические приѐмы учителя изобразительного искусства.
Стоит различать такие понятия как занимательность и развлекательность,
желание упростить предмет.
Занимательность, по мнению К.Д. Ушинского, - «это свойство
предметов, явлений, процессов, которое способно вызвать у учащихся
чувство удивления, обострить внимание. Вместе с тем занимательность - это
приѐм учителя, который, воздействуя на чувства ученика, способствует
созданию положительного настроя к учению и готовности к активной
мыслительной деятельности у всех учащихся, независимо от их знаний,
способностей и интересов» [29].
Педагог К.Д. Ушинский выделяет требования, предъявляемые к
занимательному материалу, способствующему формированию и развитию
познавательного интереса учащихся [29].
В первую очередь, учебный материал должен привлекать внимание
школьников постановкой вопроса, направляя их мысль на поиск ответа на
данный вопрос. Используя
на уроке занимательный
материал или
рекомендуя его к прочтению, учитель обязательно должен поставить
следующие вопросы: как? почему? отчего? В таком случае занимательный
материал не будет развлекательным приложением к уроку, а вызовет
познавательную активность учащихся, помогая им выяснить причинноследственные связи.
По мнению автора, занимательный материал, приводимый на уроке
изобразительного искусства учителем, должен требовать напряжѐнной
деятельности воображения в сочетании с умением использовать полученные
знания [29].
24
На занятии по русской вышивке и народном художественном
творчестве, примером занимательных материалов являются рассказызагадки, задачи-шутки, кроссворды по пройденной теме, рассказы и картинки
с ошибками, некоторые виды дидактических игр. Также возможно участие
школьников в составлении подобных заданий [18].
Также ответ на вопрос может требовать от учащихся наличия
определенных
знаний,
что
побуждает
к
изучению
дополнительной
литературы.
Важно при использовании занимательного материала учитывать
возрастные особенности и уровень интеллектуального развития каждого из
учащихся. Учебный материал должен быть доступным, но не слишком
легким, чтобы не мешать развитию познавательному процессу.
Стоит обратить внимание на увлечения и интересы учащихся. Это
имеет двоякую цель. Во-первых, предоставляет возможность развивать
познавательный интерес к предмету изобразительного искусства через уже
имеющийся интерес к другому предмету; во-вторых, помогает сделать
наиболее интересными повторительно-обобщающие уроки, на которых
школьники приводят примеры использования необходимого учебного
материала в интересующих их областях.
Использование занимательных заданий на уроке должно использовать
минимальные затраты времени, но в тоже время быть ярким, эмоциональным
моментом урока. Как показывает практика, лучше привести на уроке одиндва примера, чем перечислять ряд интересных и эффективных фактов,
которые своей многочисленностью не только не решает поставленных
учителем задач, но, наоборот, отодвигают их на второй план.
Занимательные задания не должны быть единственными средствами
развития познавательного интереса к учению [7].
Возможности занимательности в учебном процессе отражает в своей
работе Г.И. Щукина. Занимательность связана с элементами неожиданности,
в ней привлекает новизна материала. Поэтому ее уместно использовать при
25
создании проблемной ситуации. Также занимательность может быть
использована при объяснении нового материала, как своеобразная разрядка
напряженной обстановки в классе при объяснении достаточно сложного и
большого по объему материала; как эмоциональная основа для запоминания
наиболее трудных вопросов изучаемого материала [38].
Для наиболее успешного усвоения знаний школьниками и развития их
познавательного интереса, занимательность должна применяться на уроках
обязательно в сочетании с другими дидактическими средствами.
Одним из эффективных путей воспитания у школьников интереса к
предмету является организация дидактических игр на уроке. Педагогика
внесла большой вклад в разработку проблемы игры, она по-новому подошла
к решению большого количества вопросов: придала исключительное
значение
ее
содержанию,
признала
настоятельной
необходимостью
руководство детской игрой. Игра приучает школьника размышлять, видеть
главное, обобщать, развивает его мышление, память и способности ребенка.
Для развития познавательного интереса учащихся следует применять
такие методы обучения, которые бы предполагали творческие действия и
самостоятельную работу. Не малое значение приобретают такие методы как
проблемное обучения и дидактическая игра. Для активизации учебной
деятельности учащегося необходимо систематически побуждать, развивать и
укреплять познавательный интерес в виде мотива, в виде устойчивой черты
личности, в виде мощнейшего средства обучения.
Целью выделенных нами форм, методов и принципов работы на уроке
являются: расширять знания и умения, полученные в ходе занятий, развивать
индивидуальные склонности при изучении различных видов народного
искусства, в том числе и русской вышивки, а самое главное – развивать
устойчивый
познавательный
интерес
учащихся.
При
использовании
различных форм, методов и принципов обучения происходит глубокое
развитие познавательного интереса на занятиях по изобразительному
искусству.
26
2.2 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМОВ РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИСКУССТВУ РУССКОЙ ВЫШИВКИ
НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Анализ научной литературы, теории и практики педагогической
деятельности
показал,
что
познавательный
интерес
есть
сложное
многозначное явление.
Для реализации целей и задач выпускной квалификационной работы,
нами было проведено экспериментальное исследование. Педагогический
эксперимент проводился на базе МБОУ СОШ №40 города Белгорода. Он
состоял из трех этапов:
констатирующий;
формирующий;
контрольный эксперимент.
Цель констатирующего этапа: выявить уровень познавательного
интереса учащихся к уроку «Изобразительное искусство» и сделать выводы о
развитии
познавательного
интереса
у
учащихся
к
дисциплине
«Изобразительное искусство».
Для экспериментальной части нашего исследования были выбраны две
группы учащихся: контрольная и экспериментальная. Нами были выбраны
дети с примерно одинаковым уровнем знаний и умений. Контрольная группа
в составе 20 человек продолжала учиться по стандартной школьной
программе. Экспериментальная группа, также в составе 20 человек, должна
была следовать нашей программе по развитию познавательного интереса.
В процессе констатирующего этапа использовались следующие
методы:
наблюдение за ходом урока;
анализ методик педагогического процесса;
анкетирование учащихся;
беседа.
28
В ходе педагогического наблюдения за творческой деятельностью
учащихся
были
анализированы
методики
педагогического
процесса,
выявлены их слабые и сильные стороны; организация и поведение уроков, из
преимущества и недостатки. Методом анкетирования выявили уровень
познавательного
интереса
учащихся
обеих
групп.
Основываясь
на
исследованиях Г.И. Щукиной, целесообразно выделить три уровня развития
познавательного интереса (Таблица 1).
Таблица 1.
Характеристика уровней познавательного интереса учащихся
Критерии
Уровни
Содержательнодеятельностный
Регулятивный
Ниже среднего
Обучающийся
не
сосредоточен,
внимание
рассеяно,
часто
отвлекается,
учебный
материал
урока не запоминает,
при
затруднении
бездействует
Обучающийся
пассивен во время
урока,
отсутствует
самостоятельность в
выполнении заданий,
проявляется
эпизодический
интерес к предмету,
обусловленный
внешней
привлекательностью,
необходимостью
получения хорошей
оценки
или
непосредственной
связью с предметом
его интереса
Средний
Эпизодическая
сосредоточенность
внимания обучающегося,
следит за основными
этапами урока, может
повторить главную мысль
урока, при возникновении
трудностей обращается за
помощью
Активность
обучающегося в урочное и
внеурочное время зависит
от степени его включения
учителем в деятельность,
самостоятельно
выполняет задания по
известным ему образцам,
накопленные
знания
ограничиваются рамками
школьной
программы,
использование
достижений
науки
в
интересующей
предметной области
29
Выше среднего
Обучающийся
сосредоточен, проявляет
усилие,
пытливость,
стремится
самостоятельно
преодолеть трудности,
запоминает
основное
содержание урока
Проявляет
активность
и
самостоятельность как
во время урока, так и во
внеурочное
время,
стремление выйти за
пределы
учебной
программы,
установление
закономерностей
и
причинно-следственных
связей, поиск новых
(индивидуальных)
способов решения задач,
способен
переносить
имеющиеся знания в
незнакомую ситуацию,
использование
достижений науки в
других
предметных
областях
ый
эмоциональн
Продолжение таблицы 1
Неуравновешенное
Эмоциональное
Приподнятое
эмоциональное состояние состояние
ровное, настроение,
яркое
учащегося,
безразличие ситуативное проявление проявление
может
сменяться положительных эмоций
положительных эмоций
негативным
выплеском
эмоций,
редкое
проявление
положительных эмоций
Диагностика уровня развития познавательного интереса представляет
собой 15 вопросов, ответ на который нужно оценить от 0 до 2
(Приложение 1). Результаты анкетирования представлены в таблице 2
(Рисунок 1).
Таблица 2.
Результаты диагностики познавательного интереса
Контрольная группа
Экспериментальная группа
Выше
Средний
Ниже
Выше
Средний
Ниже
среднего
уровень
среднего
среднего
уровень
среднего
2
8
10
3
8
9
10%
40%
50%
15%
40%
45%
60,00%
50,00%
40,00%
30,00%
20,00%
10,00%
0,00%
Выше среднего
Средний
Контрольная группа
Ниже среднего
Экспериментальная группа
Рис.1. Диагностика познавательного интереса (констатирующий этап)
30
Таким образом, можно сделать вывод, что уровень «ниже среднего»
развития познавательного интереса преобладает над уровнями «выше
среднего» и «средним» на 10%.
Ha основе анализа теоретических исследований, педагогической и
психологической литературы о развитии познавательного интереса учащихся
и результатов констатирующего эксперимента были выдвинуты цель и
следующие задачи формирующего эксперимента.
Цель формирующего этапа: создать оптимальные педагогические
условия для развития познавательного интереса учащихся в процессе
обучения на уроке изобразительного искусства.
Структура занятия остается прежней со своими обязательными
компонентами: организационный момент, тема, постановка целей и задач
занятия, объяснение темы, инструктаж, практическая работа, итоги,
просмотр, окончание занятия. Методы, используемые во время занятия,
остаются такими же:
организационные методы (беседа, опрос);
словесные методы подачи материала (объяснение, беседа)
практические методы (мастер-класс);
наглядные методы (пособия, примеры работ, схемы, презентации,
видео);
методы практической работы (задания);
методы контроля (оценка работы, словесная оценка, беседа,
самостоятельная работа, итоговая работа);
методы дисциплины (требование, переключение, акцентирование
внимания, объяснение).
Первым занятием по нашей программе был урок «Знакомства с
историей традиционной русской вышивки», на котором один из учащихся
(заранее подготовленный) выступил с рефератом по истории русской
традиционной вышивки. После был проведен краткий экскурс в историю с
31
элементами лекции, где рассказали о старинных традициях, связанных с
девушками
10-12
лет,
с
приготовлением
приданого,
замужеством,
обязанностью женщин шить и украшать одежду вышивкой, об обереговом
предназначении
вышивки
(запись
в
тетради).
Практическая
работа
«Составление технологической цепочки изготовления традиционной русской
рубахи» (Приложение 2).
Второе занятие «Путешествие в историю русского костюма». При
помощи наглядного материала, школьники должны определить, к какому
народу принадлежал костюм, какого пола и какого возраста, семейного и
материального положения был человек, носивший ту или иную одежду. Во
время беседы учащиеся записывают, что можно было узнать по вышивке на
одежде человека: национальность; климат и природу родного края; семейное
положение
и
состав
семьи
(особенно
у
женщин);
социальное
и
экономическое положение; умение и мастерство вышивальщицы.
Третье занятие «Знакомство с видами вышивки». Используя наглядное
пособие - вышитые изделия, в ходе урока, учащиеся, которые подготовили
свои презентации, по группам представляют виды вышивок и швов. В конце
занятия были составлены таблицы «Виды вышивки» и «Виды швов».
Четвертое занятие «Знакомство с символикой традиционной русской
вышивки». Были продемонстрированы атрибуты народного творчества и
проведена беседа о значении символов в вышивке. После чего, учащиеся
выбирали символ, который им больше всего понравился, и рисовали его.
Пятое занятие «Знакомство с оборудованием для вышивки». Проведена
беседа с учащимися по назначению и применению оборудования для
вышивки и повторение техники безопасности при работе с ними.
Шестое занятие. Закрепление изученного материала, беседа. Итоговым
заданием было на основе полученных знаний, сделать эскиз любого элемента
орнамента, перенести его на ткань и выполнить в технике вышивки.
Таким образом, проведя ряд уроков по развитию познавательного
интереса у учащихся к урокам изобразительного искусства средством
32
освоения
традиционной
русской
вышивки
на
формирующем
этапе
эксперимента, учащиеся экспериментального класса получили интересную
для них информацию о традициях русской вышивки и народного искусства.
Они не только развили свои творческие способности, но и научились
применять на практике полученные знания и умения.
В конце формирующего этапа был проведен контрольный срез.
Учащимся экспериментальной группы было предложено пройти повторное
анкетирование. Полученные данные контрольного этапа представлены в
таблице 3.
Таблица 3.
Экспериментальная группа
Выше среднего
Средний уровень
Ниже среднего
12
6
2
60 %
30%
10%
Познавательный интерес
70%
60%
50%
40%
Познавательный
интерес
30%
20%
10%
0%
Выше среднего Средний уровень Ниже среднего
Рис.2. Познавательный интерес школьников после проведения
формирующего этапа эксперимента
33
70%
60%
50%
40%
Констатирующий этап
30%
Формирующий этап
20%
10%
0%
Выше среднего
Средний уровень
Ниже среднего
Рис.3. Сравнительные данные констатирующего и контрольного этапов
в экспериментальной группе
Таким образом, мы видим, что проведенные нами занятия повысили
познавательный интерес школьников к изобразительному искусству с 15% до
60%. Это говорит о положительном результате проведенной нами работы.
На протяжении всего эксперимента контрольная группа обучалась по
школьной программе. На контрольном этапе мы им предложили пройти
повторное анкетирование, как и на констатирующем этапе.
Таблица 4.
Контрольная группа
Выше среднего
Средний уровень
Ниже среднего
5
8
7
25%
40%
35%
Сравнительные
данные
контрольного
этапа
экспериментальной групп представлены в таблице 5.
34
контрольной
и
Таблица 5.
Контрольная группа
Экспериментальная группа
Выше
Средний
Ниже
Выше
Средний
Ниже
среднего
уровень
среднего
среднего
уровень
среднего
5
8
7
12
6
2
25%
40%
35%
60%
30%
10%
70%
60%
50%
40%
Контрольная группа
30%
Экспериментальна
группа
20%
10%
0%
Выше среднего
Средний уровень
Ниже среднего
Рис. 4. Сравнительные данные контрольного этапа
Итак, если на констатирующем этапе уровень познавательного
интереса у школьников к изобразительному искусству был приблизительно
одинаков,
то
сейчас
видно,
что
уровень
«выше
среднего»
у
экспериментальной группы выше, чем у контрольной на 35%, «средний»
уровнями имеет разницу в 10%, а уровень «ниже среднего» в 25%.
Уровень познавательного интереса у контрольной группы наглядно
изменился: уровень «выше среднего» вырос с 10% до 25%, а уровень «ниже
среднего» упал с 50% до 35%. Данным изменениям могли поспособствовать
естественные закономерности.
35
Выводы по второй главе
Таким
образом,
проведенную
нами
работу,
по
развитию
познавательного интереса к изобразительному искусству у школьников при
освоении
традиционных
приемов
русской
вышивки
можно
считать
успешной. Учащиеся экспериментальной группы показали положительный
результат, познакомились с историей русской традиционной вышивкой, ее
символикой, научились вышивать, а также многие школьники проявляли
активный познавательный интерес на занятиях, тем самым расширив свой
кругозор. Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
Результаты методических разработок можно применять в дальнейшем
преподавании изобразительного искусства в школе.
36
ГЛАВА III. ОПИСАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЧАСТИ РАБОТЫ
3.1 ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЗАМЫСЛА ТВОРЧЕСКОЙ
ЧАСТИ ДИПЛОМНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Народное художественное искусство является частью национальной
культуры региона или страны. Именно в нѐм проявляются наилучшие и
яркие черты народа, общечеловеческие ценности: гуманизм, оптимизм,
мудрость, извечное стремление к красоте.
Главный смысл широкого применения народного художественного
искусства в работе с учащимися - это воспитание предпосылок чувства
глубокой любви к своей Родине, чувство патриотизма, осознание своей
национальной принадлежности. Педагог Б. М. Неменский говорил о том, что
школьника «необходимо привязать всеми его чувствами, эмоциями к древу
культуры его народа».
Сегодня немало внимания уделяется знакомству учащихся и с
различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными
традициями. Ведь именно эти занятия, на которых изучается народное
художественное искусство, в том числе и русская традиционная вышивка,
могут научить учащихся воспринимать окружающее прекрасное, научить
любоваться красотой природы, проявлять творчество и вызвать высокий
познавательный интерес.
Художественная
вышивка
также
является
одним
из
самых
распространенных видов народного искусства, не потерявшего свою
актуальность в настоящее время.
Вышивка известна с древнейших времен, используемые орнаменты
имели национальные черты, которые с течением времени были переработаны
и в настоящее время все также современны и популярны.
37
В разных уголках земли узоры отличались по стилю и используемым
цветом. В вышивке отражался национальный колорит и особенности каждого
народа. Вышивки Ирана и Индии выделяются наличием растительных
мотивов, изображением птиц и животных. На Востоке вышивками украшали
домашнюю утварь – ковры, накидки, вьючные мешки. В Европе часто
вышивали библейские сюжеты и тексты.
Вышивка
постоянно
трансформировалась
под
влиянием
моды,
приходившей с Запада. Вышивки крестиком на рубашках располагалась по
вороту, рукавах, подолу и играли роль оберега. Украшали вышивкой белье,
одежду, полотенца. Главным узором народных вышивок крестом является
орнамент
и
изображения
животных
и
птиц.
Каждый
узор
имел
символическое значение и вышивался определенным цветом.
Из всего разнообразия вышивок, нами была выбрана вышивка
«Орловский спис».
«Уникальная вышивка - орловский спис была известна во многих
областях, но чаще всего встречалась в Орловской области - отсюда и еѐ
название. То сгущающийся, то разбеленный красный цвет ниток на белом
холсте создавал богатую фактуру. Иногда в узоры вводили синий цвет.
В западной части южнорусской зоны, в Смоленской области использовались
жѐлто-оранжевые цвета. Орнамент состоял из причудливых пышных цветов
и листьев на гибких толстых стеблях. Контур узора обшивали тамбурным
или стебельчатым швом, а каждую деталь узора заполняли мельчайшими
узорными разделками – бранками» [8].
Вышивку
«Орловский
спис»
отличают
несколько
основных
особенности. Это совершенно свободный, расплывчатый контур вышивки,
который вышивается разными швами (цепочкой, росписью). Очень четкий
«строй бранок», которыми заполняются элементы узора. И, конечно,
обережная кайма, которая могла быть незамкнутой по вертикалям, но
обязательно вышивалась верху и внизу основного узора вышивки [8].
38
По технике шитья «Орловский спис» относится к счетным швам,
которые выполняются на тканях с полотняным переплетением по счету
нитей ткани. Рисунок этой вышивки весьма разнообразен, а техника шитья
проста - «вперед иголку». В зависимости от расположения «бранок» его
называют горизонтальным, вертикальным, двусторонним и сплошного
заполнения, а набор, используемый для разделок отдельных элементов узора,
обшитых по контуру стебельчатым швом или тамбуром.
Главная отличительная особенность вышивки «Орловский спис» -
плавное перетекание одной формы в другую, своеобразная текучесть.
Существует легенда о том, что для получения такой текучести форм,
рукодельницы запоминали и воспроизводили узоры со сказочных морозных
окон. Необычайно гармонично данная вышивка смотрится на одежде. Не зря
вышивка носит такое название «спис» - списывать узоры.
Такая вышивка содержит в себе большое количество деталей и
элементов, и даже самая мелкая деталь, имеет свое значение, которое
передает из поколения в поколение. Самые старинные узоры, вышитые в
такой технике, отличаются от того, что мы сейчас понимаем и видим под
этим названием. Считалось, что первоначально
вышивались только
геометрические фигуры, но со временем каждая мастерица вносила что-то
свое, особенное, и, со временем, орловским списом стали вышивать целые
картины.
Самые популярные образы «Орловского списа» это «Лягушка»,
«Древо», «Древо Жизни», «Птица-Пава», а позже возник и «Двуглавый
орел».
Характерна для «Орловского списа» классическая цветовая гамма – это
сочетание красного и синего, где преобладает красный цвет. Красный цвет в
«Орловском списе» богат оттенками - от насыщенного красного, до светлого,
почти прозрачного, мерцающего и переливающегося. Такой эффект
достигается за счет плотности нанесения разных «бранок». Большое
количество красного цвета придает узорам чрезвычайно оптимистическое и
39
жизнеутверждающее впечатление. Небольшие синие заполнения узоров
придают некую свежесть, рельефность восприятия и необыкновенный
эффект. Сочетание таких цветов, красного и синего, наполнено глубоким
духовным и магическим смыслами: красный цвет символизирует цвет жизни,
«праздника жизни»; синий цвет символизирует цвет неба и воды, тех самых
начал, которые поддерживают жизнь не только человека, но и жизнь всей
земли, самую суть ее. Немного позднее, в начале XX века, цветовая гамма
становится более разнообразной, вводятся желтый и зеленый, синий же цвет
заменяется на черный, который символизирует «землю – кормилицу».
На сегодняшний день во всем мире сохранилось совсем незначительное
число образцов различных видов традиционной ручной вышивки. В нашей
стране интерес к народному ремеслу не исчезает, так как вышивка позволяет
сохранить
этнические
и
художественные
обычаи
русского
народа.
3.2 ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ПАННО В ТЕХНИКЕ ВЫШИВКА
«ОРЛОВСКИЙ СПИС»
Создание декоративного панно в технике вышивка «Орловский спис» –
сложный и длительный процесс, включающий в себя ряд основных этапов:
1.
Разработка эскизов;
2.
Создание композиции;
3.
Подготовка полотна;
4.
Вышивка контура;
5.
Заполнение контура «бранками»;
6.
Оформление панно.
Приступая к разработке эскизов, была изучена история выбранной
нами вышивки «Орловский спис», ее особенности швов, символика цвета и
орнамента. Было принято решение, что главной тематикой нашего панно
40
будет Белгородская область, яркой достопримечательностью которой
является Прохоровская звонница.
Рис.5. Эскизы к итоговой творческой работы
Разработав эскизы и выбрав итоговую композицию, мы переносим
рисунок на ткань. Для этого были вырезаны элементы рисунка. Сначала
необходимо найти середину ткани, сложив еще аккуратно пополам по
центральной нити, точно соединив срезы. При размещении рисунка следует
не забывать о припусках.
Рис.6. Перенос рисунка на ткань
41
Перенеся рисунок на ткань, приступает к следующему этапу – контур.
Контур выполняется по следующей схеме, которая представлена на
рисунке 7.
Рис. 7. Поэтапная схема вышивки контура
Рис.8. Вышивка контура
42
Рис.9. Готовый контурный рисунок
После того, как контур готов, приступаем к следующему этапу –
заполнение элементов «бранками». Техника «набор», это двухстороннее
скорое шитье. Выполняем его швом «вперед иголку» по счету нитей, с
учетом узора. Рабочую нить проводим непрерывным прямым стежком в
горизонтальном или вертикальном направлениях (в зависимости от схемы),
от одного конца работы до другого, и обратно. По счету нитей ткани
осуществляем также поочередный переход на лицевую и изнаночную
сторону. На изнанке работы получаем негатив узора. В результате
рисунок «набора» имеет вид параллельных рядов вертикальных или
горизонтальных стежков, уложенных через одну или две нити.
Каждый
элемент
рисунка
заполняется
«бранками»
по
схемам
(Приложение 3). Таким образом, заполняем все элементы композиции.
43
Рис. 10. Этап заполнения контура «бранками» (иголка вперед)
Рис.11. Заполненный лепесток
44
Рис.12. Заполнение второго лепестка
Рис. 13. Заполнение языков пламени
45
Рис.14. Заполнение лепестков
Рис.15. Заполнение цветков
46
Рис.16. Заполненная «бранками» композиция
По завершению заполнения контура «бранками», аккуратно нашиваем
на машинке полотно с вышивкой на красную ткань большего формата.
Стыки тканей украшаем лентой. Низ панно декорируем кружевом.
Рис. 17. Декоративное панно в технике вышивка «Орловский спис»
47
Последним этапом является подбор гармоничной рамы и оформление в
нее нашего панно.
Итоговая работа может служить не только наглядным пособием на
уроках в школе, но и украшением интерьера.
48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данное исследование подтвердило возможность процесса работы на
занятиях по изобразительному искусству с вышивкой, способствующей
развитию познавательного интереса к изобразительному искусству у
школьников при условии создания наиболее оптимальных педагогических
условий и выбора методов и приемов обучения.
Обучение важный период, в течение которого происходит развитие
познавательного интереса. Основными условиями развития, которого
является наличие нового, необычного вида работы на занятиях, проявление
самостоятельности
учащимися
в
творческой
деятельности,
создание
проблемных ситуаций на занятиях.
Таким образом, педагогические условия по организации работы на
уроках по изобразительному искусству путем освоения традиционной
русской вышивки выступают как средство развития познавательного
интереса у школьников.
Гипотеза
исследования
педагогических
исследований
развития
познавательного интереса школьников на занятиях изобразительного
искусства была реализована.
В теоретической части выпускной квалификационной работы были
проанализированы
особенности
развития
познавательного
интереса
школьников, роль изобразительного искусства в развитии познавательного
интереса учащихся, обобщены методы обучения и педагогические условия
развития познавательного интереса школьников, раскрыты основные приемы
создания панно в технике вышивка «Орловский спис».
B ходе анализа методической литературы были выделены методы
обучения, способствующие развитию познавательного интереса школьников
такие как словесные, к которым относятся рассказ, беседа, напоминание,
поощрение, художественное слово, совет; наглядные, такие как показ
наглядных пособий, показ последовательности действий при выполнении
работы вышивки, педагогический рисунок на доске, создание презентаций,
49
проведение просмотров и анализа работ школьников; практические, в ходе
которых школьники вышивают творческие работы; игровые.
B ходе выполнения экспериментальной части исследования работа
проводилась с учащимися среднего школьного возраста в МБОУ СОШ № 40
г.Белгорода.
B
связи
с
поставленными
целями
и
задачами
выпускной
квалификационной работы были разработаны и проведены занятия с
школьниками, направленные на развитие познавательного интереса при
освоение традиционной русской вышивки, в ходе которых были составлены
методические разработки конспектов занятий, подобран наглядный материал,
разработаны критерии диагностики уровня развития познавательного
интереса.
По завершению констатирующего и контрольного этапов проведенного
эксперимента работы школьников были проанализированы, а результаты
отображены в таблицах.
По результатам экспериментальной работы можно сделать вывод –
гипотеза исследования подтвердилась.
Таким образом, в ходе проведения эксперимента было доказано, что
предложенная
методика
развития
познавательного
интереса
дала
положительные результаты, так как уровень развития познавательной
активности школьников экспериментальной группы повысился до 60%.
B процессе работы над практической частью было создано панно в
технике вышивка «Орловский спис».
B приложении представлены:
анкета для диагностики развития
познавательного интереса, технологическая карточка, схемы вышивок
«бранок», фотографии эскизов и творческих работ детей.
Таким образом, в ходе исследования, были успешно выполнены
теоретическая часть, педагогический эксперимент по теме «Развитие
познавательного интереса у школьников путем освоения традиционных
50
приемов русской вышивки» и создана творческая декоративная работа панно
в технике вышивка «Орловский спис».
51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб.пособие для студ.
высш. пед. учеб. Завед/ А.С Белкин. - М.: Академия, 2006. – с. 357.
2. Беляев М.Ф. Психология интереса /. М.Ф. Беляев - М., 2008. – с. 122.
3. Бим‐Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад.
– М.: Большая Российская энциклопедия. 2008. – 123 с.
4. Власов В. Г. Декоративно-прикладное искусство. Программа курса. / В.Г.
Власов - СПб., Питер, 2007.- с. 12.
5. Выготский Л.C. Психология искусства / Л.C.Выготский - М.: Современное
слово, 2008. –с. 480.
6. Гордон Л.А. Психология и педагогика интереса / Л.А.Гордон // Радяньска
школа, 2000. - №11- с. 33
7. Додонов Б.И. О сущности интересов и подходе к их исследованию;с.89
8. Ерѐменко Т. Вышивка (Техника Приѐмы Изделия) / Т. Ерѐменко. – М.,
изд-во АСТ-ПРЕСС, 2000 , с. 48
9. Иванова А.А. Вышитый пейзаж: Вышивка/А. А. Иванова. – Изд.:
Культура и традиции, 2004. – с. 48.
10.Кикнадзе Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание / Д.А. Кикнадзе; под
ред. и при участии проф. В.Г. Афанасьева. – М., 1968. – с. 210.
11.Комарова Т.С. Детское художественное творчество / Т.С. Комарова. – М.:
Просвещение, 2005. – 70 с.
12.Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1 – 3
классах/ В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1984. – с. 192.
13.Куликова Т.А. О воспитании у детей познавательных интересов //
Дошкольное воспитание / Т.А. Куликова. СПб: ГРМ– 2011.– с. 38.
14.Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов
педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК /
Б.Т. Лихачев – М.: Прометей, Юрайт, 2008. – 464 с.
52
15. Максимова В.Н. Межпредметные связи и формирование познавательного
интереса // Педагогические проблемы формирования познавательных
интересов учащихся./ В.Н. Максимова - М.: 2002. – с.134.
16.Манукян С.П. Потребности личности и их место в педагогической
концепции мотивов учения / С.П. Манукян / Ред. А.М. Матюшкин, А.В.
Брушлинский. – 1984. – №4 июль-август 1984. – с. 130-134
17.Маркова А.К. Проблема формирования мотивации учебной деятельности /
А.К.Маркова //Сов.педагогика. 2009. - №11.-С. 63-71
18.Маркова А.К. Пути исследования мотивов учебной деятельности
школьников / А.К. Маркова // Вопр. психологии. 2000. - №5. - с. 63-71
19.Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории/
М.И.Махмутов. – М., 1978. – с. 320.
20.Нешумов Б.В. Основы декоративного искусства в школе / Б.В. Нешумов. –
М.: Просвещение-АСТ, 2000. – 146 с.
21.Ньюхауз С. Вышивка пейзажей / С. Ньюхауз. – Р. н/Д: Феникс, 2003. – с.
64.
22.Осипов Ю.С. Большая Российская энциклопедия/Ю.С.Осипов. – Спб.,
БРЭ, 2002. – с. 18900.
23.Романенко В.М. Развитие творческих способностей младших школьников
на уроках декоративно-прикладного искусства / В.М. Романенко //
Преподавание технологии. – М.: Изд-во Дом «Первое сентября», 2004. –
86 с.
24.Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в
школе. —2-е изд., допол. иперераб. / Н.Н. Ростовцев. - М., Агар, 1998. – с.
256.
25.Рубинштейн А.В. Основы общей психологии /А.В. Рубинштейн. СПб.:
Издательство «Питер», 2010. — с. 143
26.Русакова Т. Г. Методика преподавания
изобразительного искусства с
практикумом /Учебно-методический комплекс/ Т.Г. Русакова. – Оренбург:
Изд-во ОГПУ, 2008. - с. 178.
53
27.Савельева О.П. Активизация познавательной деятельности школьников в
процессе изучения / О.П. Савельева. М.: Просвещение 2006. – с. 133.
28.Савина Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в
условиях реформы школы: учеб.пособие к спецкурсу / Ф.К.Савина. Волгоград: ВГПИ им. А.С. Серафимовича. 2009. - с.130
29.Ушинский К.Д. Теоретические проблемы воспитания и образования. О
пользе педагогической литературы: Собрание сочинений / К.Д.Ушинский.
- М., 1974г. - с.103-106
30.Фроловская М.Н. Педагогика искусства / М.Н Фроловская – Барнаул:
Издательство АГУ, 2007. – 130 с.
31.Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. / И.Ф. Харламов. – 7-е изд., – М.:
Университетское, 2002. – 560с.
32.Хворостов
А.С.
Декоративно-прикладное
искусство
в
школе
/
А.С. Хворостов. – М.: Просвещение, 1981. – 166 с.
33.Хворостов
А.С.
Декоративно-прикладное
искусство
в
школе/
А. С. Хворостов – М., Просвещение, 1998. – с.170.
34.Хворостян А.С. Декаративно-прикладное искусство/ А.С. Хворостян. - М.,
Просвещение, 2000. – с. 175.
35.Шорохов Е.В. Основы композиции/ Е.В. Шорохов - М., 1979. – с.199.
36.Шпикалова Т.Я. Программы средней общеобразовательной школы.
Изобразительное
искусство.
Основы
народного
и
декоративно-
прикладного искусства 1- 8 кл./ Т.Я.Шпикалова. М., Дрофа, 2006. – с. 122.
37.Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности обучающихся в
учебном процессе / Г.И.Щукина. – М., 2009. - №7- с. 97.
38.Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных
интересов учащихся / Г.И. Щукина. - М., Педагогика, 1998.- с. 204.
39.Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике/ Г.И.
Щукина. — М., Педагогика, 2010. — с. 241-246
54
40.Якимова М.С. Развитие познавательного интереса у младших школьников
во внеурочной деятельности // Историческая и социально-образовательная
мысль/ М.С Якимова — 2012. — № 4. — с. 122—124.
Электронные ресурсы
41.Власкина
Ю.В.
Формирование
познавательного
интереса
и
познавательной активности младших школьников / Ю.В. Власкина //
[Электронный ресурс]: http://festival.1september.ru/articles/589424/ (Дата
обращения: 17.10.2017).
42.Косминская В.Б. Основы изобразительного искусства и методика
руководства изобразительной деятельности детей: Лаб. практикум:
Учебное пособие для студентов пед. Институтов по специальности №
2110 «Педагогика и психология» / В.Б. Косминская, Н.Б.Халезова //
[Электронный
ресурс]:
http://www.twirpx.com/file/1255547/
(Дата
обращения: 10.01.2018).
43.Матюшкин
А.М.
Развитие
творческой
А. М. Матюшкин //[Электронный ресурс]:
(Дата обращения: 13.02.2018).
55
активности
школьников/
http://bookfi.org/book/527308
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв