1
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
( Н И У
« Б е л Г У » )
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ТЕОРИИ, ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ
НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ПРИ РАБОТЕ НАД ЭТИМОЛОГИЕЙ СЛОВ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Выпускная квалификационная работа
обучающегося по направлению подготовки
44.03.01 Педагогическое образование
профиль Начальное образование
очной формы обучения, группы 02021401
Раковой Анны Васильевны
Научный руководитель
к. фил. н. Стебунова К.К.
БЕЛГОРОД 2018
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение …………………………………………………………………….... 3
Глава 1. Теоретические основы развития познавательного интереса
младших школьников при работе над этимологией слов
на уроках русского языка…....…..…………………………….. 8
1.1. Развитие познавательного интереса младших школьников
как психолого-педагогическая проблема……………..………… 8
1.2. Особенности работы над этимологией слов на уроках
русского языка в начальной школе……………………................ 15
1.3. Педагогические условия развития познавательного интереса
младших школьников при работе над этимологией слов
на уроках русского языка ………………………………………... 22
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию познавательного
интереса
младших
школьников
при работе
над этимологией слов на уроках русского языка.................... 33
2.1. Диагностика уровня развития познавательного интереса
младших школьников………………….…………………………. 33
2.2. Проектирование обучающего эксперимента по развитию
познавательного интереса младших школьников при работе
над этимологией слов на уроках русского языка………………. 39
Заключение……………………………….…………………………….......... 50
Библиографический список……………..…………………………..……... 53
Приложение………………………………………………………….……….. 58
3
ВВЕДЕНИЕ
Отличительной чертой современной школы является гуманизация
образовательного процесса, которая предполагает обращение к личности
ребёнка, развитие его лучших качеств, формирование разносторонней и
полноценной личности. Повышение эффективности обучения в начальной
школе, формирование познавательного интереса младших школьников в
процессе изучения русского языка представляет актуальную проблему,
которая волнует и ученых-исследователей, и методистов и учителейпрактиков.
В основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта
лежит системно-деятельностный подход, который предполагает переход к
стратегии социального проектирования и конструирования в системе
образования на основе разработки содержания и технологий образования,
определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня
личностного и познавательного развития обучающихся (ФГОС НОО,
2018, 5).
Говоря о специфике обучения, К.Д. Ушинский писал, что следует
передать ученику не только те или иные познания, но и развивать в нем
желание и способность самостоятельно, без учителя приобретать новые
познания, дать ученику средство извлечь полезные знания не только из книг,
но и из предметов его окружающих, из жизненных событий. Обладая такой
умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет
учиться всю жизнь, что и составляет одну из главнейших задач всякого
школьного обучения (Ушинский, 1974).
Всякая
деятельность
отвечает
какой-то
потребности
человека.
Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека
неудовлетворенности. К числу ведущих потребностей личности в учебном
процессе, согласно мнению Б.Т. Лихачева, относятся познавательный
интерес и любознательность, перерастающие в глубокую потребность в
4
знаниях, в практическом их применении; потребность в творческом освоении
учебного материала. Познавательный интерес мотивирует ребенка на
учебную деятельность (Лихачев, 1996).
Еще педагоги-классики, такие как Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.
утверждали, что учитель должен сформировать новый тип общения с
учениками, который способствовал бы познавательной активности, развитию
трудолюбия, самостоятельности, интереса к окружающему миру. В условиях
обычного
школьного
обучения
у
большинства
учащихся
учебно-
познавательные мотивы находятся на низком уровне. Теоретический курс
русского языка достаточно труден, поэтому часто не интересен, не
привлекателен для младшего школьника, что отражается на его учебной
деятельности
по
усвоению
данного
предмета,
поэтому
необходимо
использование на уроках русского языка дополнительных приемов,
способствующих
развитию
познавательного
интереса
у
младшего
школьника. Одним из таких приемов является работа над этимологией слов
на уроках русского языка.
Этимология – это один из наиболее интересных и увлекательных
разделов науки о языке. С самого раннего детства человек начинает
интересоваться происхождением слов. Дело в том, что большое количество
слов в русском языке пишется по традиционному принципу, т. е. объяснение
их правописания лежит глубоко в истории слова. Кроме того, поиск дальних
родственников слова, его «семейных» связей не только способствует
запоминанию его внешнего вида, но и будит интерес, как к истории языка,
так и к самому языку.
Этимология
–
раздел
языкознания,
занимающийся
изучением
происхождения слова и историческими изменениями в структуре слова и его
значениях.
Вопрос изучения этимологии слов на уроках русского языка в
начальной школе интересовал К.Д. Ушинского, Н.М. Шанского, И.В.
5
Пронину, Е.И. Никитину, А.Н. Кохичко, С.И. Львова, Н.А. Подшибякина,
О.Н. Лёвушкина.
Работа над этимологией слова представляет собой этимологический
анализ. По мнению З.А. Потихи, этимологический анализ слова обращен
в прошлое языка. При помощи этого приема выясняется происхождение
слова, его структура, значение (Потиха, 1970, 124).
Знакомство младших школьников с этимологией вызывает у них
интерес и любовь к слову, родному языку, развивает творческое
воображение, приобщает к конкретным историческим фактам культуры
родного языка, учит работать со словарями разных видов.
К сожалению, этот интересный и эффективный приём обучения
довольно редко используется в начальной школе. Причина в недостаточной
оснащённости школ материалом, специально ориентированным на такой
анализ. Учебники по русскому языку для начальных классов содержат
недостаточное количество заданий, направленных на работу с этимологией
слов, поэтому проблема развития познавательного интереса младших
школьников при работе над этимологией слов так актуальна в современной
методике преподавания русского языка.
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития
познавательного интереса младших школьников при работе над этимологией
слов на уроках русского языка.
Решение
данной
проблемы
составляет
цель
исследования.
Объект исследования – процесс развития познавательного интереса
младших школьников.
Предмет
исследования
–
педагогические
условия
развития
познавательного интереса младших школьников при работе над этимологией
слов на уроках русского языка.
Гипотеза исследования: развитие познавательного интереса младших
школьников при работе над этимологией слов на уроках русского языка
будет осуществляться более эффективно, если:
6
1) младшим школьникам для наблюдения предлагается занимательный
языковой материал;
2) используются задания поискового и творческого характера.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретико-методологические основы исследуемой темы
с целью выяснения степени её разработанности в педагогической литературе;
2. Теоретически обосновать возможность и необходимость проведения
работы над этимологией слов на уроках русского языка в начальных классах;
3. Организовать
диагностику
уровня
сформированности
познавательного интереса младших школьников;
4. Организовать
проектирование
обучающего
эксперимента
по
развитию познавательного интереса младших школьников при работе над
этимологией слов.
В процессе исследования были использованы следующие методы:
анализ литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент,
анализ продуктов деятельности учащихся (анкетирование, педагогическое
наблюдение), статистическая обработка данных.
Экспериментальная
база
исследования:
Исследование
осуществлялось на базе МБОУ «СОШ №1 с УИОП г. Шебекино».
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две
главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Во введении раскрывается актуальность выбора темы, определены
проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования.
В первой главе рассматриваются теоретические
основы
развития
познавательного интереса младших школьников, особенности работы над
этимологией слов на уроках русского языка в начальной школе, условия
развития познавательного интереса младших школьников при работе над
этимологией слов на уроках русского языка.
Во второй главе рассматриваются показатели и уровни оценки
развития познавательного интереса младших школьников, проектирование
7
экспериментальной работы по развитию познавательного интереса младших
школьников при работе над этимологией слов на уроках русского языка.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования,
приводится краткое обобщение степени разработанности и перспектив
изучения проблемы, содержатся выводы по результатам исследования.
Библиографический список включает в себя 54 источника.
В приложение помещены методики для выявления уровня развития
познавательного интереса по мотивационному и эмоционально-волевому
критериям, протоколы наблюдений, планы-конспекты уроков по русскому
языку.
8
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ПРИ РАБОТЕ НАД ЭТИМОЛОГИЕЙ СЛОВ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
1.1.
Развитие познавательного интереса младших школьников
как психолого-педагогическая проблема
Младший школьный возраст – это период активного развития и
качественного преобразования познавательных процессов, которые начинают
приобретать
опосредованный
произвольными. Ребенок
характер,
постепенно
становясь
осознанными
начинает овладевать и
и
учится
управлять такими психическими процессами, как вниманием, памятью,
мышлением.
По
мнению
Г.И.
Щукиной,
если
рассматривать
интерес
как
педагогическую проблему, то можно утверждать, что он социально полезен,
представляет большую ценность для личности подрастающего человека, ведь
благодаря
интересу
объективный
мир
становится
школьнику
не
безразличным, а необходимым для его существования и развития (Щукина,
1986).
Как сложное явление, интерес имеет много трактовок в своих
определениях:
- избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин,
Т. Рибо);
- активатор самых разных чувств (Д. Фрейер);
- соединение эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов,
повышающий активность сознания и деятельности человека (Л.А. Гордон);
- активное
познавательное
(В.Н. Мясищев,
В.Р. Иванов)
и
эмоционально-познавательное (Н.Г. Морозова) отношение человека к миру;
- структура, которая состоит из потребностей (Ш. Бюлер);
- отношение
личности
к
объекту,
вызванное
осознанием
его
жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А.Р. Ковалев).
9
Интерес – реальная причина действий, ощущаемая учеником как особо
важная. Интерес можно определить как форму проявления познавательных
потребностей, что выражается в стремлении к познанию объекта или
явления, овладении определенным видом деятельности.
Одной из самых важных областей общего понятия «интерес» является
познавательный интерес, имеющий особое значение в школьном возрасте.
Познавательный
интерес
выражается
в
эмоциональном
отношении
школьника к предмету изучения. В школе познавательная деятельность
является основной и направлена на изучение различных научных областей.
Познавательный
познавательной
интерес
деятельности,
становится
если
школьник
важнейшим
проявляет
мотивом
стремление
самосовершенствоваться. Именно интерес и комплекс связанных с ним
состояний личности формируют внутреннюю среду ученика, необходимую
для полноценного учения.
Исследователь И.В. Метельский определяет познавательный интерес
как активную познавательную направленность ученика, связанную с
положительным
эмоционально-окрашенным
отношением
к
изучению
предмета, с радостью познания, преодолением трудностей, достижением
успеха и с самовыражением и утверждением развивающейся личности
(Метельский, 1998).
Занимавшаяся исследованием познавательного интереса в педагогике,
Г.И. Щукина определяет его следующим образом: «познавательный интерес
выступает перед нами как избирательная направленность личности,
обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу
овладения знаниями» (Щукина, 1986, 27).
В условиях обучения именно этот интерес выражен расположенностью
ребенка к учению, к познавательной деятельности в области одного или
нескольких
предметов.
Педагогические
исследования
познавательных
интересов школьников позволили сделать вывод, что это важнейшее
личностное образование может служить индикатором общего развития
10
учащихся во время всего учебного процесса. Оснований для такого
утверждения немало, как утверждает Г.И. Щукина:
– познавательный интерес связан с главной деятельностью – с
учением, познавательной деятельностью;
– познавательный интерес взаимодействует с такими личностными
свойствами школьника, как активность, самостоятельность, под влиянием
которых он совершенствуется;
– познавательный интерес выражает отношение школьника к тому,
что он изучает. По этим проявлениям можно уже судить не только об уровне
актуального развития ученика, но и о его перспективах, о «зоне ближайшего
развития» (Л.С. Выготский), обнаруживающей себя в предпочитаемой
предметной области знаний особенно ярко (Щукина, 1986).
Исследователь Г.И. Щукина выделяет определенные стадии развития
познавательного интереса:
1. Любопытство
(характеризуется
внешними,
зачастую
неожиданными обстоятельствами, которые способны привлечь внимание
ребенка).
На стадии любопытства младшему школьнику достаточно лишь
ориентировки, связанной с занимательным характером того или иного
предмета, той или иной ситуации. В его основе лежит естественная реакция
удивления ребенка на изменения, появление чего-то нового, красочного,
необычного и эмоционально привлекательного в окружающем мире. Эта
стадия
ещё
не
обнаруживает
истинного
стремления
к
познанию
неизвестного. И, тем не менее, занимательность как фактор выявления
познавательного интереса может служить его начальным толчком.
2. Любознательность (вызвано стремлением человека проникнуть за
пределы увиденного, непосредственно воспринимаемого, направлена на
познание существенных характеристик предметов и объектов окружающего
мира).
11
Любознательность – ценное состояние личности. А.И. Сорокина
определяет любознательность как «...общую направленность, положительное
отношение к широкому кругу явлений» (Сорокина, 1945, 15). На этой стадии
интереса
обнаруживаются
удивления,
радости
достаточно
познания,
сильные
выражения
удовлетворённости
эмоций
деятельностью.
Любознательность, если она становится устойчивой чертой характера, имеет
большое значение в развитии личности.
3.
Познавательный
интерес
(характеризуется
познавательной
активностью, ценностной мотивацией, главное место в которой занимают
познавательные мотивы. Они содействуют проникновению личности в
существенные связи между изучаемыми явлениям, в закономерности
познания.
4. Теоретический интерес: познанные теоретические вопросы, в свою
очередь,
используются
как
инструменты
познания.
Эта
ступень
характеризует человека как субъекта, творческую личность (Щукина, 1986).
У детей младшего школьного возраста познавательный интерес носит
достаточно эмоциональный характер. Ребенок всё время торопится, для него
важно незамедлительно получить результат. Следовательно, опираясь на
перспективы развития познавательного интереса, необходимо вводить
специальные приемы, воздействующие на его формирование и развитие в
сторону теоретического осмысления явлений действительности.
Познавательный интерес младших школьников – один из самых
значимых мотивов обучения. Этот мотив ранее других осознается учеником,
который, не задумываясь, сразу может определить для себя, интересно ли
ему слушать учителя или нет. Действие познавательного интереса как мотива
учения бескорыстно. Если это реально действующий мотив, то ему
подчиняется вся деятельность на уроке.
Задача развития познавательного интереса является достаточно
актуальной для построения уроков, так как в школе учителю необходимо
привить школьнику стремление к постоянному приобретению новых знаний
12
с помощью самообразования, чтобы они расширяли свой общий и
специальный кругозор. Забота о создании, поддержании и развитии интереса
к процессу познания – главная задача учителя.
По мнению Н.Г. Морозовой, интерес к учебному предмету зависит от
способности ученика выделить в своем сознании специфическое содержание
данного учебного предмета. Младшие школьники на начальном этапе
изучения русского языка такой особенности не видят. В русском языке
первоклассников может привлекать умение красиво писать. И только в
третьем, четвертом классе ребенок начинает понимать и переживать
специфические особенности учебного предмета. Любовь к деятельности
является предпосылкой интереса, но не самим познавательным процессом.
Н.Г. Морозова предполагает, что школьникам тяжело дается усвоение
научного содержания занимательных книг. Это объясняется тем, что
занимательность
обычно
создается
приключениями,
неожиданными
событиями, которые только отвлекают от сути, от научной проблемы.
Например, если учащихся привлекают в основном конкретные действия
животных, но, не знания о них. Демонстрация на уроке ярких наглядных
пособий, эффектного оформления, неожиданных опытов, занятных деталей
приведет к возникновению эмоций, но не будет открытия новых знаний, то
есть, у учащихся не будет развиваться познавательный интереса в
собственном смысле слова (Морозова, 1979, 4).
В то же время использование занимательных приемов необходимо на
самых первых этапах воспитания и развития интереса, поскольку она будет
способствовать переходу познавательного интереса из стадии элементарной
ориентировки, ситуативного, эпизодического интереса на стадию более
устойчивого
основательного
познавательного
отношения,
стремления
постичь сущность познаваемого, установить связь изучаемого с уже
известными явлениями и фактами.
В формировании познавательного интереса большое внимание
уделяется учебной деятельности. Ученый В.В. Давыдов предъявляет к ней
13
следующие требования: объектом усвоения должны быть теоретические
понятия; процесс усвоения должен проходить так, чтобы перед младшими
школьниками раскрывались условия происхождения понятий; результатом
усвоения
должна
быть
сформированность
специальной
учебной
деятельности, имеющей особую структуру и включающей в себя следующие
компоненты: учебную ситуацию, учебную задачу, учебные действия,
действия контроля, оценки. Соблюдение всех этих условий, по мнению
ученого, будет способствовать формированию внутренней мотивации,
познавательного интереса (Давыдов, 2008, 57).
Познавательный
интерес
взаимодействует
с
социальными,
нравственными мотивами и обогащает личность ученика. Но надо отметить,
что обособленность познавательных мотивов от других сказывается
неблагоприятно на формировании личностных качеств школьника.
Формирование
познавательного
интереса
младших
школьников
способствует росту сознательного отношения к учению и развитию
познавательных процессов. Ученики учатся управлять ими и сознательно их
регулировать.
Не случайны утверждения психологов Б.Г. Ананьева, Н.Ф. Добрынина,
Н.А. Менчинской и педагогов М.А. Данилова, М.Н. Скатнина о том, что
становление
познавательного
интереса
является
показателем
общего
развития ученика.
Практическое применение прогрессивные идеи по проблеме интереса в
обучении нашли в опыте педагогов А.С. Макаренко и С.Т. Шацкого.
Серьёзное
внимание
проблеме
интереса
в
обучении
уделял
С.Т. Шацкий. С одной стороны, он считал, интерес – важный фактор
активного усвоения ребёнком социального опыта, с другой – роль интереса
он видел в приспособлении ребёнка к окружающей среде. Тем не менее,
ученый считал, что школа должна опираться на стремление детей учиться.
Это он называл жизненным импульсом, который необходимо укреплять и
продолжать.
14
В современных исследованиях представлены так же различные
компоненты
структуры
познавательного
интереса.
Так,
в
своих
исследованиях Г.И. Щукина выделяет 4 содержательных компонента
познавательного интереса:
1. Эмоциональный компонент, включающий в себя положительное
отношение к деятельности, чувство ожидания нового, интеллектуальной
радости, успеха, проявление заинтересованности, положительных эмоций.
2. Интеллектуальный (познавательный) компонент связан с развитием
операций
мышления
классификации).
происходящей
В
под
(анализа,
синтеза,
интеллектуальной
влиянием
обобщения,
сравнения,
деятельности
познавательного
учащегося,
интереса,
проявляется
активный поиск, догадка, исследовательский подход, способность к решению
задач.
3. Регулятивный (волевой) компонент, характеризующий стремления,
целенаправленность,
преодоление
трудностей,
принятие
решений,
сосредоточенность внимания, самостоятельность в открытии новых знаний,
отношение
способностей,
к
результатам
связанных
с
деятельности,
самооценкой
развитие
и
рефлексивных
самоконтролем
в
ходе
деятельности – все это формирует познавательный интерес.
4. Творческий
компонент,
заключающийся
в
самостоятельном
переносе ранее усвоенных способов деятельности в новую ситуацию,
комбинированием ранее известных способов деятельности в новые виды
деятельности, проявлением способности к нестандартной мыслительной
деятельности.
Таким
образом,
познавательный
интерес
младших
школьников
содействует осознанию личностью существенных закономерностей и на
более высоком уровне его развития ребенок самостоятельно ищет
интересующую его информацию по проблеме, а затем и стремится к
познанию конкретной науки.
15
1.2. Особенности работы над этимологией слов на уроках русского языка
в начальной школе
Этимология как раздел науки о языке (от греч. «etymon» – «истина» и
«logos» – «слово, учение») занимается происхождением слов, в частности,
выясняет, по какому признаку названы предмет, явление, действие.
Предметом этимологии является исследование источников и процесса
формирования
словарного
состава
языка,
включая
реконструкцию
словарного состава древнейшего периода. Относительно просто на основе
достижений сравнительно-исторического языкознания проследить историю
звукового и морфологического состава слова. Что относится к смысловой
эволюции, то её очень часто бывает трудно объяснить.
Этимологию называют лингвистической
археологией, поскольку
благодаря знаниям о происхождении слов, носителям языка можно узнать о
представлениях и верованиях предков, о фактах и событиях далекого
прошлого. Сведения о происхождении слов и выражений являются частью
культуры вообще и языковой культуры в частности, поэтому изучать
историю слов и выражений необходимо для того, чтобы лучше понимать их
истинное значение и правильно применять их в речи. Принцип историзма
является общедидактическим, поэтому должен присутствовать и в языковом
образовании: «историзм рождает уважение к языку как к величайшему
человеческому достоянию и предохраняет от поверхностно-примитивных
взглядов на родную речь» (Глинкина, 2008, 126).
К объекту этимологии относят главным образом так называемые
«тёмные» слова, в которых носителям языка непонятна связь формы и
значения.
Затемнение
этой
связи
(деэтимологизация)
–
следствие
исторических изменений формы и значения слов, а также лексических и
грамматических систем языка (Караулов, 1997, 643).
Противоречивы размышления об использовании этимологии при
обучении орфографии в начальной школе в работах Н.С. Рождественского. С
одной стороны, он утверждает: «Не приходится говорить о начальной школе,
16
где заниматься этимологией слов невозможно» (Рождественский, 1960, 209).
С другой стороны, пытаясь объяснить причины преобладания механического
заучивания трудных слов тем, что у учащихся отсутствуют знания по
исторической фонетике, этимологии, он приводит в пример старую школу:
«Иногда говорят, что в старой школе (имеется в виду главным образом
средняя школа) учащиеся усваивали правописание неплохо, хотя оно и было
труднее современного. Если это утверждение справедливо, то не объясняется
ли такое положение отчасти тем, что учащиеся занимались этимологией?
Сейчас мы боимся этимологий и не без оснований, но нельзя же отказываться
от того, что было ценного в занятиях по этимологии» (Рождественский, 1960,
210).
Учёный предлагает использовать не полностью этимологический
анализ, а лишь некоторые его элементы, которые позволят объяснить
учащимся причины тех или иных написаний. «В некоторых случаях
написания, которые мы считаем традиционными, получают своё освещение,
если мы установим известные закономерности языка или просто-напросто
сопоставим такие написания друг с другом. Например, многие исторические
чередования гласных и согласных находят своё отражение в учебниках
средней школы. Если учитель 3-4 классов сопоставляет слова пожар, победа,
погода, позор, покой, покорный, порыв, а дети запишут эти слова столбиком и
подчеркнут первый слог по в этих словах, то для первой ступени
орфографического познания этого будет достаточно; в дальнейшем же их
«этимологические» познания будут уточняться и углубляться. То же можно
сказать и о таких словах, как народ, напор, нажим, накал, наказ, наружу,
наизусть, набекрень; замок, заноза, заказ, запас, запор; добыча, доспехи,
досада, достичь, досуг, довольно, достоин; продовольствие, проказа,
продукт, для орфографических целей нет нужды в отыскивании в этих
словах корней (они большей частью представляют собой ударные слоги), да
и не всегда они будут доступны на начальной ступени грамматического
развития. Но уже выделение приставок поможет понять и запомнить
17
правописание этих слов, а в дальнейшем они могут выделить и некоторые
корни» (Рождественский, 1960, 209).
В статье «Этимологический анализ слова как средство активизации
познавательной деятельности младших школьников» Н.В. Жданович говорит
об этимологическом анализе как о средстве, помогающем не только привлечь
внимание ребенка к слову, но и сформировать осмысленный интерес
младшего школьника к явлениям языка. Автор статьи считает, что даже
понятные всем слова имеют свое происхождение и историю, и могут открыть
младшему школьнику много нового и интересного. Например, фразы из
сказок «Направо пойдешь – счастье найдешь», «Налево пойдешь – коня
потеряешь» известны всем с раннего детства, но не все могут сказать, почему
то, что справа, сулит удачу, а то, что слева, грозит бедой. Чтобы узнать
происхождение этих выражений, следует обратиться к этимологическому
словарю, откуда мы узнаем, что «правый» в древности означало
«правильный, честный, хороший», а «левый» – «ложный, нечестный». До XV
века русские люди не ассоциировали со словами левый и правый
направления (для этого были слова «шуий» – «находящийся слева» и
«десный» – «находящийся справа»), поэтому левая сторона в сказке – это
сторона злой силы, левый царь – недобрый царь, левая часть – подземное
царство (Колесов, 1994, 3). Не случайно несчастья подстерегают того, кто
идет налево («налево пойдешь – смерть найдешь»), и минуют того, кто идет
направо. Зная этимологию этих слов, даже ребенок сможет понять разницу в
направлениях, выбранных сказочным героем, и уже с точки зрения того, что
такое хорошо и что такое плохо, оценить его поступки. Обращение к
этимологии слов, таким образом, не только способствует расширению
кругозора младшего школьника, но и формирует внимательного, вдумчивого
читателя (Жданович, 2008, 13).
Работу над этимологией слов на основе слов и выражений,
встречающихся в произведениях художественной литературы, например, в
произведениях А.С.Пушкина, предлагает осуществлять Н.В. Жданович.
18
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том,
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом…
Эти строки из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» знает каждый
русский человек, но слово лукоморье для многих на всю жизнь остается
каким-то загадочным сказочным местом и не более. Однако лукоморье –
очень древнее слово, которое встречается и в фольклоре, и в летописях.
Означает оно «извилистый морской берег или морской залив» и является
сложно-суффиксальным образованием от слов лука – буквально «дуга,
кривизна» (ср.: лукавый – «хитрый, коварный») и море (лук-о-мор-j-э).
Сейчас слово лукоморье вышло из употребления и встречается только в
художественных произведениях, хранящих немало слов, которые без
исторического комментария не позволяют читателю проникнуть в суть
авторского замысла. Достаточно вспомнить пушкинские сказки.
– Не хочу быть черною крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой…
Так говорит старуха в «Сказке о рыбаке и рыбке», и А.С. Пушкин
одним словом раскрывает всю нелепость ее притязаний: старуха хочет стать
не просто дворянкой, а непременно столбовою – дворянкой потомственной,
из старинного рода (столбовые дворяне имеют генеалогическое древо (столп)
и их дворянство проходит через несколько поколений) (Люстрова, 1972, 108109). Не зная этой исторической детали, ребенок теряет существенную часть
информации, которую передает автор.
Подобных выражений в произведениях А.С. Пушкина немало. В
«Сказке о царе Салтане» читаем:
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Не хотят его пустить
Чудный остров навестить…
19
Закономерен вопрос: кто такая сватья баба и в каком она родстве с
царем Салтаном и его сыном Гвидоном? Ответ находится в значении слова:
сватья – это родственница или родительница кого-нибудь из супругов по
отношению к другому такому родственнику. Соответственно, Бабариха –
сватья царицыных сестер, ткачихи и поварихи, – мать царя Салтана и
бабушка царевича Гвидона (Люстрова, 1972). Указание на то, что Бабариха
является бабушкой Гвидона, есть и в тексте сказки:
Чуду царь Салтан дивится,
А царевич хоть и злится,
Но жалеет он очей
Старой бабушки своей…
Учащихся
с
первых
занятий
необходимо
познакомить
с
«незнакомыми» словами, научить рассуждать, почему они получили такие
названия и какие «родственные» связи наблюдаются в их прошлом и
настоящем. Эта этимологическая работа в начальной школе имеет огромное
пропедевтическое
значение,
поскольку
дает
возможность
младшему
школьнику обратить внимание на структуру слова, его внутреннюю форму, а
в дальнейшем поможет проводить проверку написания (Жданович, 2008, 14).
В задачи этимологического анализа слова на уроках русского языка
входит:
1) определение исконного или заимствованного характера слова (с
данным значением и структурой),
2) выяснение образа (представления), положенного в основу слова как
названия предмета действительности,
3) установление того, когда слово появилось в языке и как, на базе чего
и с помощью какого способа словообразования оно возникло,
4) реконструкция его праформы и старого значения (Шанский, 1985,
241-242).
Наиболее
основательной
работой,
посвящённой
использованию
этимологического анализа при изучении трудных слов, является книга
20
И.В. Прониной «Изучение трудных слов с применением этимологического
анализа». В работе автор подчёркивает неразрывную связь орфографического
и семантического аспектов словарной работы, которое достигается благодаря
использованию этимологического анализа. Благодаря знаниям этимологии
слова, учащиеся понимают, что в написании слова отражается его значение,
и при письме начинают искать опоры в смысловой стороне слова. Привычка
отыскивать корень, опираясь на такой важный языковой фактор, как
семантика морфемы, став непроизвольной, увеличивает орфографическую
зоркость учащихся к местам с трудными написаниями. При проведении
такой работы, учащиеся будут более внимательны при выполнении любой
письменной работы.
На условия использования этимологического анализа в школе
указывает И.В. Пронина: «Этимологический анализ как методический приём
не может быть таким доскональным, исчерпывающим, как научный»
(Пронина, 1994, 3). Следовательно, его можно использовать в школе,
преследуя только практические цели.
В начальной школе используется упрощенная схема этимологического
анализа, которая включает, как правило, три компонента:
- современные сведения о слове;
- исторический комментарий;
- практическое использование исторических сведений.
Работа
над
этимологией
слова
предполагает
установление
происхождения слова (исконно русское оно или заимствованное) и
определение значения этого слова в современном русском языке, а после
исторического комментария учителю целесообразно отметить характер
использования полученной информации в практических целях. Например:
Снегирь – исконно русское по происхождению слово, которое имеет
значение «небольшая серая певчая птичка из отряда воробьиных с красной
грудкой (у самцов)». Птичка назвали так из-за того, что она не боится
суровой холодной зимы и снега. Слово снегирь образовано от слова снег с
21
помощью суффикса (снег-ирь-□). Сейчас это слово представляет собой один
корень, потому что произошли изменения в его составе (снегирь-□). Однако,
если знать первоначальное значение слова (снегирь – «не боящийся снега»),
мы можем проверять безударный гласный в корне (снегúрь – снéг).
Столица – русское по происхождению слово, означающее «главный
город
государства,
где,
как
правило,
находится
правительство
и
правительственные учреждения». Это название произошло от слова стол в
значении «престол, место пребывания государя» суффиксальным способом
(ср.: прилагательное стольный – к «столу (престолу) относящийся»).
Впоследствии произошли изменения в составе слова, и первоначальный
корень стол- перестал выделяться: стол-иц-а столиц-а. Однако, зная
историю слова, мы можем проверять безударный гласный в корне (столúца –
стол) (Жданович, 2008, 14).
По данным М.Р. Львова, в начальной школе большая часть новых слов
входит в словарь учащихся через уроки русского языка и литературы. Важно
помнить, что, если благодаря обращению к этимологии ребенок понимает
значение слова в современном русском языке, ему будет легче ввести его в
свой словарь и активно использовать в устной и письменной речи. От
глубины проникновения в семантику зависит дальнейшая судьба слова:
войдет ли оно в активный словарь учащегося или останется в пассивном
запасе. Благодаря этимологическому анализу открываются первичные,
образные значения слов, а мышление младшего школьника, как известно,
образно. Эта особенность детской психики позволяет значительно сократить
количество
слов
для
заучивания
и
способствует
«тематическому»
упорядочению слов в сознании ребенка. Этимологический анализ воскрешает
«генетическую память языка», благодаря которой «обретают ясность десятки
разобщенных правил и исключений» (Глинкина, 2005, 3).
Систематическое использование на уроках этимологических сведений
формирует лингвистическое мышление ученика и устраняет недопонимание
современными школьниками как теоретического, так и практического
22
материала, поскольку расширяет кругозор ребенка и приучает его видеть и
осмысливать каждое слово. Этимологические экскурсы углубляют знание
языка, развивают языковое чутье, обогащают словарный запас детей,
существенно улучшают орфографическую грамотность и активизируют
мыслительную
деятельность
школьников,
поскольку
в
работу
по
реконструкции «истории слова» включается не только механическая память,
но и логическое размышление самого учащегося.
Выводы по первой главе
Проблемой изучения развития познавательного интереса младших
школьников
занимались
многие
ученые.
Психологи
Б. Г. Ананьев,
Н. Ф. Добрынин, Н. А. Менчинская и педагоги М. А. Данилов, М. Н. Скатнин
утверждали, что развитие познавательного интереса является показателем
общего развития ученика. Серьёзное внимание проблеме интереса в
обучении уделял С. Т. Шацкий, он называл интерес важнейшим фактором
активного усвоения ребёнком социального опыта, считая, что школа должна
опираться на стремление детей учиться и этот жизненный импульс
необходимо укреплять и продолжать.
В современных исследованиях представлены так же различные
компоненты
структуры
исследованиях
познавательного
Г. И. Щукина
выделяет
интереса.
Так,
содержательные
в
своих
компоненты
познавательного интереса: эмоциональный компонент, интеллектуальный
(познавательный)
компонент,
регулятивный
(волевой)
компонент
и
творческий компонент.
Знакомство младших школьников с этимологией вызывает младших
школьников интерес и любовь к слову, родному языку, развивает творческое
воображение, приобщает к конкретным историческим фактам культуры
родного языка, учит работать со словарями разных видов.
23
Соблюдение определенных педагогических условий способствует
формированию, развитию и укреплению познавательного интереса младших
школьников. Проанализировав труды ученых и методистов, мы выделили
такие педагогические условия, как использование нового, ранее неизвестного
учащимся материала; максимальная опора на активную мыслительную
деятельность
учащихся
(использование
проблемных
ситуаций);
использование творческого подхода в обучении (проведение уроков в
нетрадиционной форме) и использование различного занимательного
материала.
Систематическое использование на уроках этимологических сведений
формирует лингвистическое мышление ученика и устраняет недопонимание
современным школьником как теоретического, так и практического
материала, поскольку расширяет кругозор ребенка и приучает его видеть и
осмысливать каждое слово. Работа над этимологией углубляет знание языка,
развивает
языковое
чутье,
обогащает
словарный
запас
учащихся,
существенно улучшает орфографическую грамотность и активизирует
мыслительную деятельность школьников, поскольку в работу по созданию
«истории слова» включается не только механическая память, но и логическое
размышление самого учащегося.
24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ПРИ РАБОТЕ НАД ЭТИМОЛОГИЕЙ СЛОВ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
2.1. Диагностика уровня развития познавательного интереса младших
школьников
Рассмотренный нами теоретический материал первой главы даёт
основание
провести
диагностику
для
определения
уровня
развития
познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка
Для реализации данной цели нами был проведен констатирующий
эксперимент. Эксперимент проводился на базе МБОУ СОШ № г. Шебекино в
3 «В» классе в количестве 20 человек (учитель Колесникова Светлана
Викторовна).
Цель: определить начальный уровень развития познавательного
интереса младших школьников. Задачи констатирующего этапа:
1) определить критерии оценки уровня развития познавательного
интереса младших школьников;
2) на основании критериев охарактеризовать и выявить уровни
развития познавательного интереса младших школьников.
Таблица 2.1.
Показатели критериев развития познавательного интереса
Критерии
1. Интеллектуальный
2. Мотивационный
3. Эмоционально-волевой
Показатели критериев
1) стремление постичь неясное; 2) желание высказывать
свою точку зрения; 3) стремление по собственному
побуждению участвовать в деятельности; 4) активное
оперирование приобретенными знаниями и умениями; 5)
стремление
поделиться
с
товарищами
новой
информацией.
1) интересы учащихся; 2) склонность к приобретению
новых знаний; 3) пытливость.
1) сосредоточенность внимания; 2) слабая отвлекаемость.
25
На основе выделенных критериев (табл. 2.1) в целях аналитической
обработки
результатов
показателей
были
исследования
описаны
и
показатели
получения
трех
количественных
уровней
развития
познавательного интереса у младших школьников: высокого, среднего и
низкого (табл. 2.2).
Таблица 2.2
Уровни развития познавательного интереса у младших школьников
№
1.
Уровни
Высокий уровень
Критерии
ИнтеллекСтремится постичь
туальный
неясное, всегда высказывает свою точку зрения, применяет
приобретенные знания и умения на
практике, испытывает потребность поделиться с товарищами новой информацией.
2.
Мотивационный
3.
Эмоциональноволевой
Для
Проявляет активный
интерес к учебной
деятельности, положительное отношение к школе
Средний уровень
Низкий уровень
Стремится выяснить
непонятное, но не испытывает потребности высказать свою
точку
зрения,
не
участвует в учебной
деятельности по собственному побуждению, может применить полученные знания на практике.
Не стремится выяснить непонятное, не
испытывает потребности высказать свою
точку зрения, не проявляет инициативы,
не применяет приобретенные умения на
практике, не делится
информацией с другими учащимися.
Отсутствует интерес к
учебной деятельности,
не стремится узнать
что-то новое, негативное отношение к школе
Высокий уровень со- Внимание кратковре- Низкий уровень сосредоточенности
менное, иногда отвле- средоточенности внивнимания,
слабая кается
мания, часто отвлекаотвлекаемость
ется.
определения
уровня
Выборочный интерес
к учебному материалу, школа привлекает
больше
внеучебной
стороной.
сформированности
интеллектуального
компонента развития познавательного интереса у младших школьников
учащимся были даны задания, связанные с наблюдением над этимологией
слов:
26
Выводы по второй главе
Во второй главе нами описана экспериментальная работа по теме
исследования,
которая
состояла
из
двух
этапов
педагогического
эксперимента: констатирующего и обучающего.
На первом этапе нами были выделены критерии оценки уровня
развития познавательного интереса младших школьников в соответствии с
его компонентами: интеллектуальный, мотивационный и эмоциональноволевой. С целью аналитической обработки результатов исследования и
получения количественных показателей были охарактеризованы три уровня
развития познавательного интереса у младших школьников: высокий,
средний и низкий.
В ходе проведения констатирующего этапа мы выявили исходный
уровень развития познавательного интереса: 20% учащихся (4 человека)
показали высокий уровень развития познавательного интереса, 45% (9
человек) – средний уровень и 35% (7 человек) – низкий уровень.
С учетом показателей первого этапа эксперимента нами был
спроектирован обучающий эксперимент, в рамках которого мы разработали
комплекс упражнений, направленных на повышение уровня познавательного
интереса младших школьников при изучении этимологии слов на уроках
русского языка.
На
протяжении
педагогические
обучающего
условия,
эксперимента
обеспечивающие
мы
апробировали
эффективность
развития
познавательного интереса у младших школьников на уроках русского языка:
использование занимательного языкового материала (лингвистические
тексты, исторические справки) и заданий поискового и творческого
характера (поиск ответов на проблемные вопросы, работа со словарем,
анализ и сравнение потенциально родственных слов, сочинения «Словародственники»; «История моей фамилии»).
27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одной из самых важных областей общего понятия «интерес» является
познавательный интерес, имеющий особое значение в школьном возрасте.
Познавательный
интерес
выражается
в
эмоциональном
отношении
школьника к предмету изучения. В школе познавательная деятельность
является основной и направлена на изучение различных научных областей.
Познавательный
интерес
является
одним
из
основных
показателей
становления личности, а также напрямую связан с реализацией требования
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования – научить учиться.
Проанализировав современные труды по проблеме исследования, мы,
вслед за Г. И. Щукиной, рассмотрели и охарактеризовали такие компоненты
структуры познавательного интереса, как эмоциональный, интеллектуальный
(познавательный), регулятивный (волевой) и творческий.
Знакомство младших школьников с этимологией помогает воспитать и
развить интерес учащихся к урокам русского языка, любовь к слову, родному
языку. Задания, связанные с наблюдением над этимологией, развивает
творческое воображение, приобщают к конкретным историческим фактам
культуры родного языка, учат работать со словарями разных видов.
Элементы этимологического анализа слов, проводимого на уроках русского
языка
в
начальной
школе,
существенно
помогают
улучшить
орфографическую грамотность учащихся, поскольку делают графический
облик слова более прозрачным. Сами по себе сведения о происхождении
слова вызывают любопытство у младших школьников, что формирует
устойчивость познавательного интереса – одно из условий положительного
отношения детей к обучению в школе и основу полноценного усвоения
учащимися знаний, умений и навыков.
В первой главе мы описали проблему развития познавательного
интереса и пути ее решения. Нами были изучены и выделены стадии, виды,
28
компоненты и педагогические условия развития познавательного интереса.
Подробно были рассмотрены особенности работы над этимологией слов на
уроках русского языка в начальной школе: содержание этимологического
анализа, формы и приемы проведения такой работы.
Во
второй
эксперимента
на
главе
основе
на
констатирующем
критериев,
этапе
выделенных
в
педагогического
соответствии
с
рассмотренными компонентами познавательного интереса, мы выявили
уровень развития познавательного интереса младших школьников из
экспериментального класса. В качестве диагностического инструментария
были использованы упражнения на наблюдение над этимологией слов,
анкетирование; было организовано педагогическое наблюдение.
выявила, что 20%
Диагностика
учащихся (4 человека) продемонстрировали высокий уровень
развития познавательного интереса, 45% (9 человек) – средний уровень и
35% (7 человек) – низкий уровень.
Для того чтобы повысить уровень развития познавательного интереса
младших школьников на уроках русского языка, нами был разработан и
проведен обучающий эксперимент, который включал разработку уроков
русского языка, на которых с помощью различных этимологических
упражнений планировалось повышать познавательный интерес младших
школьников. На протяжении обучающего эксперимента мы апробировали
педагогические
условия,
обеспечивающие
эффективность
развития
познавательного интереса у младших школьников на уроках русского языка:
использование занимательного языкового материала (лингвистические
тексты, исторические справки) и заданий поискового и творческого
характера (поиск ответов на проблемные вопросы, работа со словарем,
анализ и сравнение потенциально родственных слов, сочинения «Словародственники»; «История моей фамилии»). Кроме этого, были задействованы
различные формы организации работы над этимологией слов: игры
(«Аукцион “трудных” слов», «Верно ли?»), этимологические кроссворды.
29
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что развитие
познавательного интереса учащихся на уроке – это одно из основных
направлений совершенствования учебного процесса в школе. Прочное
усвоение знаний по русскому языку у учащихся происходит при условии
опоры
на
активную
мыслительную
деятельность
с
использованием
занимательного языкового материала.
Цель, заявленная в начале исследования, достигнута, задачи решены.
Педагогические условия, выдвинутые нами в гипотезе, показали свою
действенность в процессе проведения нами уроков, конспекты которых
представлены в приложении. В ходе проведения уроков нами наблюдалась
положительная динамика: учащиеся проявляли большую заинтересованность
уроками русского языка, предлагали любопытные ответы на заданные
вопросы, выдвигали предположения относительно происхождения того или
иного слова, включались в работу по использованию этимологического
словаря.
Проведенное исследование не исчерпало всех аспектов исследуемой
проблемы. Перспективы дальнейшей её разработки мы видим в поиске новых
путей,
методов
и
средств
формирования
у
познавательного интереса на уроках русского языка.
младших
школьников
30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. / Под ред.
Г.И. Щукиной. – М.: Просвещение, 2008. – 354 с.
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды В 2–х т. Т.1. /
Б.Г. Ананьев. – М.: Педагогика, 2010. – 232 с.
3. Бордовская Н.В. Педагогика: Учебник для вузов / Н.В. Бордовская,
А.А. Реан. – СПб.: Изд-во «Питер», 2010. – 304 с.
4. Буслаев Ф.И. Историческая грамматика / Ф.И. Буслаев. – М., 1959. –
623 с.
5. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка / Ф.И. Буслаев.
– М.: Просвещение, 1999. – 251 с.
6.
Введенская Л.А. Этимология: уч. пос. / Л. А. Введенская,
Н. П. Колесников. – СПб.: Питер, 2014. – 221 с.
7. Волина В.В. Весёлая грамматика. / В.В. Волина. – М.: Олма-Пресс,
2011, – 285с.
8. Гафитулин М., Попова Т. Слово о словарном слове / М. Гафитулин
// Начальная школа. – 1997. – № 1. – С. 32-33.
9. Глинкина Л.А., Чередниченко, А.П. Историко-лингвистический
комментарий фактов современного русского языка: сборник таблиц,
упражнений, материалов / Л.А. Глинкина, А.П. Чередниченко. – М.: Флинта:
Наука, 2005. – 208 с.
10. Гордеев Э.В., Дмитрюк М.В. Виды работ над словами с
непроверяемыми написаниями на уроках русского языка / Э.В. Гордеев,
М.В. Дмитрюк. – Тула, 1995.
11. Давыдов В. В. Научное обеспечение образования в свете нового
педагогического мышления / В. В. Давыдов. – М.: Просвещение, 2008. –
219 с.
12. Дунаева В.П. Элементы этимологического анализа на уроках
русского языка / В.П. Дунаева // Начальная школа. – 2001. – № 7. – С. 28-32.
31
13. Из истории русских слов: Словарь-пособие. – М.: Школа-Пресс,
1993. – 224 с.
14. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер,
2000. – 512 с.
15. Колесов В.В. История русского языка в рассказах / В.В. Колесов. –
М.: Изд-во «АКАЛИС», 1994. – 169 с.
16. Кохичко А.Н. Проблема использования исторического комментария
при обучении младших школьников русскому языку: дис. … канд. пед. наук /
А. Н. Кохичко. – М., 1996.
17. Кохичко А.Н. Этимологический анализ как методический приём
при обучении орфографии / А.Н. Кохичко // Начальная школа. – 1998. – № 1.
– С.55-60.
18. Кохичко А.Н. Этимология в помощь орфографии / А.Н. Кохичко. –
Мурманск, 1995.
19. Крысин Л.П. Слова-чужестранцы в русском обличье / Л.П. Крысин
// Русская речь. – 2012. – № 4. – С. 52-57.
20. Ладыженская Т.А. Методика развития речи / Т.А. Ладыженская. –
М., Просвещение, 1986. – 128 с.
21. Лёвушкина О.Н. Этимологический анализ на уроках в начальных
классах как средство обогащения словарного запаса учащихся: Дис… канд.
пед. наук / О.Н. Лёвушкина. – Ульяновск, 2000.
22. Леонтьев А.А. Язык
и
речевая
деятельность в общей
и
педагогической психологии / А.А. Леонтьев. – М., 2004.
23. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении /
М. И. Лисина. – М.: Мастера психологии, 2009. – 320 с.
24. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников /
М.Р. Львов. – 3-е изд. –М.: ООО «Издание Астрель», 2003. – 238 с.
25. Львов М.Р. Развитие речи учащихся в начальной школе /
М.Р. Львов. – М.: Просвещение, 1965. – 194 с.
32
26. Люстрова З.Н., Скворцов, Л.И. Мир родной речи (Беседы о русском
языке и культуре речи) / З.Н. Люстрова, Л.И. Скворцов. – М.: «Знание», 1972.
– 160 с.
27. Матвеева А.Н. Преемственность и перспективность в обучении
русскому языку / А.Н. Матвеева. – М., 1982.
28. Метельский И.В. Как поставить перед учащимися учебную задачу /
И.В. Метельский. – М.: Педагогическое общество России. – 2004, – 57 с.
29. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ.
высш.
пед.
учеб.
заведений
М. Т.
/
Баранов,
Н. А.
Ипполитова,
Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; Под ред. М. Т. Баранова. – М.: Издательский
центр «Академия», 2001. – 368 с.
30. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова
// Психология и педагогика. – 2009. – №2. – С. 5-6.
31. Окулова Г.Е. Словарная работа на уроках русского языка в
начальной школе / Г.Е. Окулова. – М., 1992.
32. Педагогика:
Учеб.
пособ.
для
студ.
пед.
учеб.
завед.
/
В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 3-е изд. – М.:
Школа-Пресс, 2012. – 512 с.
33. Питюков В.Ю.
Основы
педагогической
технологии:
Учебно-
методическое пособие / В. Ю. Питюков. – М.: Изд-во «Гном и Д», 2007. –
219 с.
34. Плотникова С.В. Лексикон ребенка: закономерности овладения
словарем и методика его развития: учебное пособие / С.В. Плотникова. –
Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2007. – 216 с.
35. Подшибякина
Н.А.
Этимологический
анализ
как
средство
повышения интереса учащихся 4 – 6 классов к урокам русского языка: дис…
канд. пед. наук / Н.А. Подшибякина. – Волгоград, 1985.
36. Пронина
И.В.
Изучение
трудных
слов
с
применением
этимологического анализа / И.В. Пронина. – М.: Просвещение, 1964.
33
37. Русский язык. Энциклопедия / гл. ред. Караулов Ю.Н. – М.: Дрофа,
1997.
38. Савельева Л.В. Системный подход к изучению непроверяемых и
труднопроверяемых написаний в начальной школе // Начальная школа. –
2002. – № 7. – С. 39-47
39. Сорокина А.И. Мотивы вопросов ребенка дошкольного возраста:
дисс. … канд. пед. наук / А.И. Сорокина. – Л., 1945. – 128 с.
40. Сергеева В.П. Психолого-педагогические теории и технологии
начального образования (курс лекций) / В. П. Сергеева. – М.: Граф-Пресс,
2002. – 281 с.
41. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студ. выс., пед.
учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
42. Тельнова Ж.Н. Развитие познавательной активности детей старшего
дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах
обучения / Ж.Н. Тельнова. – Омск, 2010. – 159 с.
43. Тихеева Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева. – М.:
Просвещение, 1985. – 358 с.
44. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения
/
Сост. Н. В. Вейкшан
(Кудрявая); Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1989. – 542 с.
45. Успенский Л.В. Слово о словах: (Очерки о языке) / Л.В. Успенский.
– 2-е изд. – Л.: Детгиз, 1956.
46. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т.2 /
К.Д. Ушинский. – М., 1974.
47. Ушинский К.Д. Родное слово. В 2 ч. Часть 1 / К. Д. Ушинский. – М.:
Издательство Юрайт, 2017. – 251 с.
48. Ушинский К.Д. Родное слово: Книга для учащихся. Собрание
сочинений. Т.6. / К.Д. Ушинский. – Л.: Изд-во АПН, 1949.
49. Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. –
6-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2018. – 53 с.
34
50. Шанский Н.М. В мире слов / Н.М.Шанский. – 3-е изд. – М.:
Просвещение, 1985.
51. Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского
языка. Происхождение слов / Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. – 7-е изд.,
стереотип. – М.: Дрофа, 2004. – 398 с.
52. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку / Л.В. Щерба. –
М.: Учпедгиз, 1957. – 188 с.
53. Щукина
Г.И.
Педагогические
проблемы
формирования
познавательного интереса учащихся / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 2005.
– 160 с.
54. Эльконин Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. – М.:
Академия, 2011. – 384 с.
36
Приложение 1
Анкета определения школьной мотивации учащихся начальных классов
Н. Г. Лускановой
Цель: получить информацию о школьной мотивации учащихся.
1. Тебе нравится в школе? (3 – да, 1 – трудно сказать, 0 – нет)
2. Утром ты всегда идешь с радостью в школу или тебе хочется
остаться дома? (3 – иду с радостью, 1 – бывает по-разному, 0 – чаще хочется
остаться дома)
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно
приходить всем ученикам, ты пошёл бы в школу или остался дома? (3 –
пошёл бы в школу, 1 – не знаю, 0 – остался бы дома)
4. Тебе нравится, когда отменяют уроки? (3 – нет, 1 – трудно сказать, 0
– да)
5. Ты бы хотел, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий? (3
– нет, 1 – трудно сказать, 0 – да)
6. Ты бы хотел, чтобы в школе остались одни перемены? (3 – нет, 1 –
трудно сказать, 0 – да)
7. Ты часто рассказываешь о школе своим родителям или друзьям? (3 –
нет, 1 – трудно сказать, 0 – да)
8. Ты бы хотел, чтобы у тебя был другой менее строгий учитель? (3 –
нет, 1 – трудно сказать, 0 – да)
9. У тебя в классе много друзей? (3 – да, 1 – трудно сказать, 0 – нет)
10. Тебе нравятся твои одноклассники? (3 – да, 1 – трудно сказать, 0 –
нет)
Интерпретация результатов:
Высокий уровень: 23 – 30 баллов – 25 % учащихся (5 человек).
Средний уровень: 15 – 22 балла – 50 % учащихся (10 человек).
Низкий уровень: 0 – 14 баллов – 25 % учащихся (5 человек)
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв