1
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(НИУ «БелГУ»)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра теории, педагогики и методики начального образования
и изобразительного искусства
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Выпускная квалификационная работа
обучающегося по направлению подготовки
44.03.01 Педагогическое образование
Профиль Начальное образование
заочной формы обучения, группы 02021255
Тарасова Галина Сергеевна
Научный руководитель
к.п.н., доц. Иващенко Е.В.
БЕЛГОРОД 2017
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………...
3
Глава 1. Теоретические основы развития познавательной активно-
8
сти младших школьников на основе использования информационных компьютерных технологий…………………………………………
1.1.
Сущность
познавательной
активности
младших
школьни-
ков…………………………………………………………………………….
8
1.2. Особенности развития познавательной активности младших школьников……………………………………..……………………………
15
1.3. Информационные компьютерные технологии как средство развития
познавательной активности младших школьников………………………
23
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию познавательной
активности младших школьников на основе использования информационных компьютерных технологий……………………………
35
2.1. Диагностика уровня развития познавательной активности учащихся
экспериментального класса….……………………………………………… 35
2.2. Содержание экспериментальной работы по развитию познавательной активности младших школьников с использованием информационных компьютерных технологий (на примере уроков технологии)………
2.3. Динамика уровня развития познавательной активности учащихся
экспериментального класса …………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………..
Библиографический список……………………………………………….
Приложения………………………………………………………………….
40
3
ВВЕДЕНИЕ
Развитие познавательной активности младших школьников – одна
из самых актуальных проблем на современном этапе развития педагогической науки, поскольку в процессе обучения решаются главные задачи, поставленные перед школой, а именно - подготовить подрастающее поколение
к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном развитии
нашего общества.
В настоящее время развитие познавательной активности младших
школьников с опорой на ФГОС ставит систему образования перед необходимостью использовать новые средства обучения. К таким средствам обучения
относятся информационные технологии. Новые информационные технологии превращают обучение в увлекательный процесс, с элементами игры, способствуют развитию исследовательских навыков учащихся. Технология проведения уроков с использованием современных технических средств и новых
информационных технологий тренирует и активизирует память, наблюдательность, сообразительность, концентрирует внимание учащихся, заставляет
их по-другому оценить предлагаемую информацию. Компьютер на уроке
значительно расширяет возможности представления учебной информации.
Это усиливает мотивацию учащихся к учебе.
Но задачи всестороннего воспитания и обучения успешно реализуются
лишь при условии сформированности психологической основы познавательной активности в младшем школьном возрасте. Это обусловлено тем, что с
развитием познавательной активности связаны существенные прогрессивные
преобразования в психике ребенка, и, прежде всего, в его интеллектуальной
сфере, что является фундаментом для развития всех других сторон детской
личности.
Источники информации и инструменты освоения учебного материала
являются средствами и инструментами развития познавательной активности.
4
Особое место в формировании познавательной активности младших принадлежит информационным компьютерным технологиям.
Применение информационных компьютерных технологий позволяет
сделать урок по настоящему продуктивным, процесс учебы интересным,
осуществляет дифференцированный подход к обучению, позволяет объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в
России в последние пять лет наложили определенный отпечаток на развитие
личности современного ребенка. Школа – часть общества, и в ней, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень
важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание
традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Сочетая в себе возможности телевизора,
видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой,
способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка равноправным партнером,
способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему
так порой не хватает. С другой стороны, этот метод обучения весьма привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания
ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.
В теории и практике использования компьютера в процессе обучения
учащихся всё более обнаруживаются противоречия между: потребностью
общества в развитии познавательной активности младших школьников на
основе использования информационных компьютерных технологий и отсутствии целостного теоретического и практического обоснования использования компьютера в процессе обучения учащихся.
5
Психолого-педагогические аспекты познавательной деятельности изучались Б.Г. Ананьевым, Л.С. Выготским, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьевым,
Л.С. Рубинштейном и другими. В работах ученых представлена структура
познавательной деятельности школьников, ее функции, методы и приемы ее
активации, критерии и уровни познавательной активности.
Дидактические условия формирования познавательной активности,
влияние информационных технологий на содержание и метод обучения в
школе, возможности использования компьютеров в начальной школе исследованы Н.В. Апатовой, А.А. Мурановым, Л.H. Остапчук, Л. М. Фуксон и др.
В
работах
В.В. Гузеева,
Е.Г. Коберник,
О.В. Красновой,
Е.Д. Маргулиса, П.И. Пидкасистого и др. теоретически обосновываются и
экспериментально проверяются дидактические условия использования новых
информационных компьютерных технологий, а также создание инновационной среды «нового типа», где: во-первых, сочетаются традиционные и нетрадиционные формы обучения и воспитания; во-вторых, развивается познавательная активность младших школьников в процессе решения проблемных
заданий и умения самостоятельно добывать знания.
Все это свидетельствует о наличии проблемы, которая заключается в
отсутствии обоснования процесса использования информационных компьютерных технологий в развитии познавательной активности младших школьников.
Все вышеуказанное и определило тему нашего исследования «Развитие познавательной активности младших школьников на основе использования информационных компьютерных технологий».
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития
познавательной активности младших школьников на основе использования
информационных компьютерных технологий.
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: процесс развития познавательной активности
младших школьников.
6
Предмет исследования: педагогические условия развития познавательной активности младших школьников на основе использования информационных компьютерных технологий.
Гипотеза исследования: развитие познавательной активности младших школьников на основе использования информационных компьютерных
технологий будет эффективным, если:
- в средства информационных компьютерных технологий используются на различных этапах урока;
- осуществляется подготовка учащихся к активному восприятию учебного материала (программные задания).
Задачи исследования:
1.
Выявить сущность познавательной активности и особенности ее
развития у младших школьников.
2.
Изучить особенности использования информационных компью-
терных технологий как средств развития познавательной активности младших школьников.
3.
Провести диагностику уровня познавательной активности млад-
ших школьников.
4.
Провести экспериментальную работу по развитию познаватель-
ной активности младших школьников на основе использования информационных компьютерных технологий.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, наблюдение, педагогический эксперимент, беседа, тестирование, изучение продуктов деятельности учащихся, моделирование учебного
процесса, метод математической обработки результатов исследования.
Практическая значимость работы заключается в разработке и апробации педагогических условий эффективного развития познавательной активности младших школьников на основе использования информационных
компьютерных технологий.
7
База исследования: МБОУ «СОШ № 4 города Шебекино Белгородской области», 3 «Б» класс.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в
ходе выступлений на научно-практической конференции по итогам НИРС в
рамках Научной сессии НИУ «БелГУ» – 2017 на заседании секции «Вопросы
обучения и воспитания младших школьников в преподавании предметных
дисциплин» (11 апреля 2017 г., Белгород) с докладом по теме исследования; в
публикации статьи по материалам Международной научно-практической Интернет-конференции «Развитие личности в образовательном пространстве»
(29-30 марта 2017, г. Белгород).
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения,
двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении обосновывается актуальность исследования, определен
методологический аппарат исследования.
В первой главе выполнен обзор отечественной педагогической литературы по проблеме развития познавательной активности младших школьников, представлена роль информационных компьютерных технологий в развитии познавательной активности младших школьников, а также рассмотрены
методы и формы использования информационных компьютерных технологий в начальной школе.
Во второй главе представлено содержание экспериментальной работы
по развитию познавательной активности младших школьников с использованием информационных компьютерных технологий и результаты диагностики
познавательной активности младших школьников на разных этапах экспериментальной работы.
В заключении подводятся итоги результатов исследования, отмечается, что проведенная работа позволила решить поставленные задачи и подтвердить гипотезу исследования.
Библиографический список представлен 46 источниками.
8
Приложение содержит диагностический инструментарий и планыконспекты уроков по теме исследования.
9
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ
КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1.
Сущность познавательной активности младших школьников
Познавательная активность является социально значимым качеством
личности и формируется у школьников в учебной деятельности. Проблема
познавательной активности младших школьников, как показывают исследования, находилась в центре внимания педагогов с давних времен. Проблема
развития познавательной активности, в силу своей практической значимости,
постоянно обращала на себя внимание ведущих мировых ученых. Так, великий чешский педагог и мыслитель XVII века Я.А. Коменский считал проблему развития познавательной активности одной из основополагающих при
формировании личности младшего школьника. Опираясь на идеи Я.А. Коменского, английский философ и педагог Д. Локк теоретически обосновал
необходимость целенаправленной деятельности педагогов по развитию процесса познания.
Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс
обучения проходит эффективнее, если школьник проявляет познавательную
активность. Данное явление зафиксировано в педагогической теории как
принцип «активности и самостоятельности учащихся в обучении». Средства
реализации ведущего педагогического принципа определяются в зависимости от содержания понятия «познавательная активность» (Глоссарий ФГОС,
2009).
Логично рассмотреть термин «активность» и только потом обратиться
к выяснению сущности понятия «познавательная активность». Вышеуказанные термины широко описаны в научной литературе. Несмотря на распространенное оперирование в психолого-педагогической теории и практике
10
термином «активность», это понятие оказывается очень сложным и неоднозначным в интерпретации многих исследователей. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность – более широкое понятие, чем деятельность (Арасланова, 2006).
Словарь русского языка даёт общеупотребительное определение «активного» как деятельного, энергичного, развивающегося (Большой энциклопедический словарь, 2000, 17).
В литературе и бытовой речи понятие «активность» часто употребляется как синоним понятия «деятельность». В физиологическом смысле понятие
«активность» традиционно рассматривается как всеобщая характеристика
живых существ, их собственная динамика. Как источник преобразования или
поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. Как
свойство живых организмов реагировать на внешние раздражения (Большой
энциклопедический словарь, 2000).
Активность при этом соотносится с деятельностью, обнаруживаясь как
её динамическое условие, как свойство её собственного движения. У живых
существ активность изменяется в соответствии с эволюционными процессами развития. Активность человека приобретает особое значение как важнейшее качество личности, как способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями
(Баженова, 2002).
Определение активности по Э.А. Красновскому – это проявление всех
сторон личности школьника, интерес к новому, стремление к успеху, радость
познания, установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения (Красновский, 2002).
По мнению А.Н. Леонтьева активность – понятие, указывающее на
способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться
под воздействием внешних и внутренних стимулов – раздражителей (Леонтьев, 2011).
11
Согласно Т.И. Шамовой активность рассматривается как качество личности, которое проявляется в отношении ученика к содержанию и процессу
деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственноволевых усилий на достижение учебно–познавательных целей. Как особенность личности младшего школьника активность отражается в энергичной,
инициативной деятельности – учении, различных видах творчества, спорте,
играх, общении и т.д. (Шамова, 2002).
Изучив варианты определения «активность», целесообразно рассмотреть термин «познавательная активность». Познавательную активность психологи и педагоги изучают с различных сторон, но любое исследование рассматривает как часть общей проблемы воспитания и развития. Сегодня проблема интереса всё шире исследуется в контексте разнообразной деятельности учащихся, что позволяет творчески работающим учителям успешно формировать и развивать интересы учащихся, обогащая личность, воспитывать
активное отношение к жизни.
В педагогике познавательная активность определяется как «качество
деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и
процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственноволевых усилий на достижение учебно-познавательной цели» (Сластенин,
2002, 72) .
Познавательную активность как качество личности, которое включает
стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на
процесс познания, определяет Г.И. Щукина. Качеством личности «познавательная активность» становится, по её мнению, при устойчивом проявлении
стремления к познанию (Щукина, 2008).
По мнению В.С. Ильина, в основе развития познавательной активности
лежит преодоление ребенком противоречий между постоянно растущими по-
12
знавательными потребностями и возможностями их удовлетворения, которыми обладает он в данный момент (Ильин, 2004).
«Мы не сводим познавательную активность к простому напряжению
интеллектуальных и физических сил ученика, а рассматриваем ее как качество деятельности личности, которое проявляется в отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательных
целей» - пишет Т.И. Шамова (Шамова , 2002, 36).
По мнению Т.И. Зубковой познавательную активность можно трактовать как естественное стремление человека к познанию, как характеристику
деятельности, её интенсивности и интегрального личностного образования
(Зубкова, 1993).
Согласно Э.А. Красновскому познавательной активности дается совершенно особое определение: «проявление всех сторон личности младшего
школьника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания,
это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в
основе процесса обучения» (Красновский, 2002, 55).
Анализ литературы по проблемам познавательной активности свидетельствует, что термин этот ученые понимают по-разному. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом
деятельности, третьи утверждают, что активность – более широкое понятие,
чем деятельность.
Анализ литературы показал, что наиболее аргументировано выделение
авторами следующих компонентов познавательной активности: эмоциональный, волевой, мотивационный, содержательно-процессуальный и компонент
социальной ориентации.
Познавательную активность Д.А. Маловичко определяет единством четырех её составляющих: мотивационной, содержательно-операционной, эмоционально-волевой, личностной (Маловичко, 2010).
13
Фундаментальные исследования в области обучения младших школьников раскрывают процесс становления познавательной активности учащихся начальных классов и определяют изменения содержания образования,
формирование обобщенных способов учебной деятельности и приемов логического мышления. Становление познавательной активности в младшем
школьном возрасте положительно влияет на развитие личности. В силу этого,
необходима, на наш взгляд, целенаправленная педагогическая деятельность
по формированию познавательной активности младших школьников.
В целом, педагоги-ученые определяют процесс познавательной активности младших школьников как целенаправленную деятельность, направленную на личностное развитие младшего школьника и ориентированную на
становление субъективных характеристик в учебно-познавательной работе.
Как отмечает Д.Б. Эльконин «развитие характеризуется, прежде всего,
качественными изменениями психических функций, возникновением в ней
определенных новообразований. Развитие состоит в качественных преобразованиях различных системных процессов, что приводит к возникновению
отдельных структур, когда одни из них отстают, другие забегают вперед»
(Эльконин, 2014, 27). Основой развития познавательной активности служит
целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача.
В соответствии с теорией Д.Б. Эльконина развитие познавательной активности
осуществляется
путем
накопления
положительного
учебно-
познавательного опыта (Эльконин, 2014).
Согласно точке зрения А.Н. Леонтьева, познавательная активность побуждается потребностью младшего школьника, т.е. состоянием нужды в
определенных условиях нормального функционирования индивида. Многообразие человеческих потребностей порождает и многообразие видов деятельности для их удовлетворения. На различных возрастных ступенях оперативно меняются виды и характер деятельности (Леонтьев, 2011).
Познавательный интерес – это форма проявления потребностей, выраженная в стремлении познавать (Петровский, 2000).
14
Развитие познавательной активности представляет тот идеальный вариант, когда ее становление происходит постепенно, равномерно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде.
На основании проведенного анализа, мы определяем познавательную
активность младшего школьника как меняющееся свойство личности, которое означает глубокую убежденность ученика в необходимости познания,
творческого усвоения системы научных знаний, что находит проявление в
осознании цели деятельности. Несмотря на значительное внимание, уделяемое проблеме исследователями, на сегодняшний день нет общепризнанного
понимания структуры познавательной активности, отсутствует единая, удобная система выделения показателей, критериев познавательной активности.
В свою очередь, И.С. Морозова и И.С. Штепина выделяют наиболее
специфические компоненты, отражающие непосредственно процесс развития
познавательной активности младших школьников: когнитивный, эмоциональный, деятельностный и мотивационно-целевой (Морозова, 2012).
В таблице 1.1. подробно представлено содержание каждого компонента.
Таблица 1.1.
Структура познавательной активности младших школьников
Компоненты и критерии
Мотивационно – целевой
Положительная мотивация
Познавательно-трудовой деятельности
Познавательный интерес
Целепологание
Когнитивный
Сформированность знаний и умений
Показатели сформированности
Стремление к самообразованию, социальному сотрудничеству.
Стремление к получению информации из
разных информационных источников.
Посещение факультативов, курсов по выбору, кружков, студий.
Определение проблемы и осознание её актуальности.
Определение потребностей.
Постановка целей и задач деятельности.
Качество усвоения знаний, способность к
их интеграции.
Уровень усвоения знаний, умений навыков
(решение задач, владение умственными
15
Продолжение таблицы 1.1
Деятельностный
Самостоятельность
Творческая деятельность
Коммуникативность
Эмоциональный
Отношение к деятельности
Воля
Самооценка
операциями).
Умение обосновывать деятельность.
Степень субъективности в реализации собственных возможностей.
Способность генерировать идеи и выдвигать гипотезы.
Полнота исследований и экспериментов.
Сложность и оригинальность разработки.
Определение этапов технологического процесса
Качество продукта.
Речевой интеллект: участие в обмене информацией, дискуссиях.
Работа в команде.
Инициативность.
Ответственность.
Эмоциональное напряжение и сопереживание.
Удовлетворённость деятельностью.
Умение преодолевать психологические и
познавательные барьеры.
Толерантное отношение к замечаниям, пожеланиям, советам.
Способность к саморегулированию и самоорганизации.
Анализ и оценка деятельности других.
Самоанализ, самоконтроль, рефлексия своей деятельности с учётом поставленной задачи и разработанных требований.
Таким образом, резюмируя, можно сделать вывод, что познавательная
активность младших школьников является важным фактором улучшения и
одновременно показателем эффективности и результативности процесса обучения, поскольку она стимулирует развитие самостоятельности, поисковотворческий подход к овладению содержанием образования, побуждает к самообразованию.
1.2.
Особенности развития познавательной активности
младших школьников
16
Познавательная активность младшего школьника рассматривается как
постоянно изменяющееся глубокое и качественное свойство личности,
направленное на осознание предмета деятельности и достижение конечного,
значимого для него результата (Красновский, 2009).
Основными характеристиками познавательной активности являются:
естественное стремление школьников к познанию; положительное отношение к учебе, активная познавательная деятельность, направленная на осознание предмета деятельности и достижение значимого для ребенка результата и
проявление воли в процессе овладения знаниями.
Как отмечает в своих работах Т.И. Зубкова, познавательная активность
школьника не является неизменным наследственным свойством личности,
поэтому необходимо говорить о ее формировании и развитии. Можно выделить следующие способы и условия, способствующие развитию познавательной активности младшего школьника:
- обеспечение внутреннего принятия детьми цели предстоящей работы,
обеспечение понимания того, на какой предполагаемый результат ориентироваться;
- исключение поверхностного оценивания итогов предыдущей работы
и в момент актуализации знаний;
- комбинирование различных форм организации учебной работы, определение их места на каждом этапе занятия;
- обсуждение результатов деятельности и применение придуманных
самими детьми упражнений и заданий;
- обучение младших школьников рациональным способам умственной
работы;
- эмоциональная насыщенность занятия, «взволнованность» самого педагога. Создание доброжелательного эмоционального фона в работе педагога
и учеников (Зубкова, 1993).
Положительные эмоции, испытываемые детьми в процессе обучения,
стимулируют их познавательную активность:
17
- стимулирование и поощрение самих актов познавательной активности
учащихся со стороны педагога;
- на каждом занятии ребенку должна быть предоставлена возможность
выразить свое отношение к происходящему (развитие рефлексии), для осознания значимости достигнутого результата деятельности;
- организация домашнего задания по принципу самостоятельности и
возможности использования полученных знаний в общении со сверстниками;
- занятия целесообразно строить с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей (Шамова, 2002).
Это помогает педагогу правильно определить объем и содержание
учебного материала, разработать адекватные методы, средства обучения,
наметить пути индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся
различных групп в условиях обучения.
Согласно исследованиям И.С. Морозовой и И.С. Штепиной успехи в
обучении детей определяются множеством факторов: уровень развития способностей каждого ребенка, возрастные особенности детей, методика обучения. Важным фактором развития познавательных способностей учащихся является личность педагога. Ценность процесса обучения во многом обусловлена характером их межличностных отношений с учителем.
Роль учителя предполагает углубление знаний о других и о себе, так
как обучение - это передача другим не только своих знаний, навыков, умений, но и мировоззрений, отношений к людям, умения строить конструктивные межличностные отношения.
Учитель должен свободно ориентироваться в знаниях не только педагогических, но и возрастных особенностей детей младшего школьного возраста, по развитию и коррекции познавательной, волевой и эмоциональной
сфер детей. Это позволяет сделать учебно-воспитательный процесс более содержательным и эффективным, учитывать не только наличный уровень развития воспитанников, но и видеть его перспективы, активно и целенаправленно способствовать этому (Морозова, 2012).
18
Психологические особенности младших школьников, их природная
любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные
условия для развития познавательной деятельности (Марцинковская, 2008).
Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у
младших школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи,
методисты и учителя (Арасланова, 2006).
Создание средств обучения находится в тесной связи с развитием техники, науки, уровнем педагогической и психологической мысли, передовым
педагогическим опытом. Данный аспект является главным в развитии личности ученика, так как достаточная подготовленность к познавательной деятельности снимает психологические нагрузки в учении, предупреждает
неуспеваемость, сохраняет здоровье.
Важнейшим фактором в развитии познавательной деятельности является создание действенных и эффективных условий для развития познавательных способностей детей, их интеллекта и творческого начала, расширения
кругозора (Щукина, 2008).
Интерес ребёнка – важнейший источник его активности в познавательном процессе, один из наиболее эффективных побудителей внимания. Наличие познавательного интереса к предмету способствует повышению активности учеников, повышению успеваемости, самостоятельности. Интерес к занятиям у ребенка вызывается и поддерживается различными методами: чередованием различных форм занятий (уроки внеурочные формы, игры, викторины, школьные тематические «дни» и т.д.), использованием яркой наглядности, соревновательный метод и т.д. (Марцинковская, 2008, Эльконин , 2014).
Рассмотрим проявления познавательной активности ученика в ходе
урока.
1. Включение школьников в работу в начале урока – необходимо с самого начала занятия заинтересовать детей, привлечь их внимание, это дела-
19
ется за счет крупно написанной на доске темы, ярких таблиц, иллюстраций,
интересного вводного слова учителя.
2. Поддержание интереса во время проведения урока - детям должно
быть не просто интересно, они должны активно участвовать в образовательном процессе, то есть реагировать на сообщаемую информацию учителя, отвечать на вопросы, выполнять задания, стремиться проявлять себя в соревновательных упражнениях.
3. Познавательная активность детей проявляется и в самостоятельности
учеников, в том, насколько им удается самостоятельная работа, как выполняются домашние задания, насколько ученик усваивает самостоятельно изучаемый материал, интересен ли ему этот вид работы.
4. Активность детей должна проявляться и при проведении учителем
фронтальной проверки выполненных заданий (Щукина, 2008).
По этим направлениям оценивается и уровень сформированности познавательной активности у детей. Педагоги выделяют два уровня:
1. Высокий: активная ориентировка в новом материале; самостоятельное выделение ключевых понятий; понимание и принятие учебной задачи,
выбор способов работы; владение мыслительными операциями, активность,
инициатива, нахождение нешаблонных решений;
2. Низкий: учебные действия и операции не связаны друг с другом в
целостную учебную деятельность; отсутствие понимания смысла учебной задачи; малое приложение личных усилий в учебной работе; слабая активность, отсутствие инициативы, стремления искать новые решения (Зубкова,
1993).
Возрастные изменения в условиях обучения и воспитания детей оказывают решающее влияние не только на психику, но и на познавательную активность. Дети младшего школьного возраста могут не только продуктивно
усваивать способы предметных и познавательных действий, эмпирические и
теоретические знания, но и быть психологически включенными в саму учебную деятельность, то есть сознательно овладевать теми способами учебных
20
действий, которые изменяют и развивают их познавательные способности
(Марцинковская, 2008).
Исследования показывают, что не всегда общеобразовательные учреждения в состоянии создать необходимые условия для развития всех этих
компонентов в должной степени. Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека,
умеющего мыслить, сопереживать, творить. Вопросы развития познавательной активности младшего школьника актуальны, важны для каждого педагога, которому небезразлична судьба своих учеников (Арасланова, 2006).
Целенаправленная работа по развитию познавательной активности
учащихся начальных классов – это целостный процесс, основанный на согласовании его ведущих компонентов.
Первый компонент - целевой. Понимание цели как идеального, сознательно планируемого результата учебно-воспитательного процесса в отношении к порождающим его действиям и условиям. Суть этого компонента
состоит в постановке взрослыми целей совместной деятельности и принятие
этих целей учащимся.
На каждом этапе развития личности происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений
с окружающими. В результате этого личность приобретает нечто новое, характерное именно для этого этапа, сохраняющееся в виде заметных следов в
течение всей последующей жизни. Личностные новообразования возникают
не на пустом месте, они подготавливаются всем предшествующим развитием. Стратегия познавательно-личностного становления учащихся начальных
классов состоит в создании условий для позитивного восприятия процесса
обучения и для дальнейшего саморазвития и самовосприятия (Арасланова,
2007).
Второй - содержательный. Этот компонент составляют профессиональные знания, умения и навыки, определяющие направленность учебновоспитательного процесса в целом. Содержание и развивающей, и коррекци-
21
онной работы определяется учителем. Выбор содержания конкретных приёмов обусловлен многими обстоятельствами и осуществляется учителем в зависимости от цели и задач, стоящих перед ним, возраста, исходного уровня
развития ребёнка, уровня исходной мотивации, характера имеющихся и
намечающихся отклонений и многих других факторов.
При выборе тех или иных развивающих программ в центре внимания
должно стоять развитие личности ребёнка в целом, в совокупности - психические процессы, формирование общеинтеллектуальных умений и развитие
личностной сферы (развитие адекватной самооценки, коммуникативных способностей, снятие агрессивно-защитных реакций, тревожности и т.п.)
(Арасланова, 2007).
Третий компонент - технологический. Важнейшей задачей образования
является формирование разносторонне развитой личности. Важно развитие и
способности к анализу и синтезу, творческих способностей, креативности,
умение видеть систему развития событий, понимать причинно-следственные
связи.
Этот компонент наиболее непосредственно отражает процессуальную
сущность работы по формированию познавательной и эмоционально-волевой
сфер учащихся. Он реализуется с помощью определённых методов и средств
коррекционно-развивающей деятельности.
Наибольшие возможности содержит игровая форма. В младшем
школьном возрасте игра остаётся эмоционально привлекательной, в ходе выполнения этой деятельности решаются основные задачи по коррекции и развитию. Поэтому целесообразно проводить такие занятия в игровой форме,
сочетать использование компонентов игровой и учебной деятельности. В
каждом конкретном случае из разнообразия имеющихся методов и средств
учитель может подобрать адекватные и наиболее эффективные (Арасланова,
2007).
Четвертый - мотивационный. Необходимой предпосылкой обучения
детей в школе является формирование у них мотивации на сотрудничество со
22
взрослыми и сверстниками, а так же создание мотивационной готовности к
принятию предлагаемых методов, средств и форм учебной деятельности.
Специальное внимание должно быть уделено формированию у школьников мотива адекватного восприятия трудностей и желания исправить свои
ошибки, умения оценить свои способности и опять же желания развить свои
потенциальные возможности (Арасланова, 2006).
Пятый компонент - операционно-регулятивный. При планировании и
организации учебно-развивающей деятельности необходимо исходить из
возможностей каждого ребёнка справиться с предлагаемыми заданиями: они
должны лежать в зоне умеренной трудности, быть доступным для детей.
Необходимо на начальных этапах обеспечить позитивное переживание успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем необходимо увеличивать трудность заданий пропорционально возрастным возможностям детей
и сформированного ранее уровня развития интеллектуальной сферы.
Стимулирующую роль должны играть задания, которые трудны, но
выполнимы, требуют от детей затраты определённых усилий, мобилизации
усилий, но в конечном итоге ведут к успеху, а не к психологической травме,
формированию негативной установки к требованиям взрослых и в общем к
личности педагога. Необходимо поощрять самостоятельную активность и
инициативу школьников.
И последний, шестой компонент - оценочно-результативный. Компонент базируется на подборе методик, адекватно отражающих уровень развития познавательной сферы детей. От оценивания зависит всякая деятельность, выполняемая ребёнком. Необходимо отметить, что оценка значимых
взрослых является важнейшим источником развития самооценки у детей.
Недопустимо, чтобы оценка порождала страх или вызывала негативные переживания. Дети с низкой самооценкой нуждаются в предварительной положительной оценке их возможностей и стараний, одобрения, похвалы
(Арасланова, 2006).
23
Таким образом, теоретический анализ проблемы развития познавательной активности в младшем школьном возрасте позволил установить, что основными характеристиками познавательной активности являются естественное стремление ребенка к познанию; положительное отношение к учебному
процессу, активная познавательная деятельность, направленная и на осознание предмета деятельности, и достижение значимого для младшего школьника результата, а так же проявление воли в процессе овладения знаниями.
При этом, всем участникам образовательного процесса необходимо понимать, что познавательная активность ребенка не является неизменным
наследственным свойством личности, поэтому необходимо говорить о ее активном и целенаправленном формировании и развитии.
1.3.
Информационные компьютерные технологии как средство
развития познавательной активности младших школьников
Особенностью современной ݇школы ݇является ее функционирование ݇в
условиях
Школьнику
стремительного
уже
݇не
роста
݇всегда
объёма
удается
образовательных
получить
ресурсов.
݇высококачественные
образовательные услуги ݇в традиционной системе образования ݇в силу ее
ограниченной ݇информационной пропускной способности. На современном
этапе ݇научно-технического прогресса, при переходе ݇к ݇информационному
обществу, перед ݇школой стоит ݇важная задача – предоставление ученикам
условий ݇для реализации своих потенциальных ݇возможностей ݇в различных
сферах знаний (Крук, 2016).
Процессы ݇интеграции ݇и ݇информатизации ݇школьного образования ݇
направлены ݇на решение ряда объективных противоречий, ݇имеющих ݇место ݇в ݇
настоящее ݇время. Это противоречие ݇между ݇возрастающим объемом
24
содержания обучения ݇и ограниченным ݇количеством учебного ݇времени;
уменьшение ݇доли знаний, полученных ݇в ݇школе, относительно объема знаний
полученных ݇вне ݇школы; частичное ݇несоответствие содержания учебников ݇и
знаний, рожденных ݇новой образовательной парадигмой.
Процесс ݇информатизации общего образования позволяет ݇дополнить ݇
многообразие традиционных ݇методик обучения ݇новыми ݇информационными
развивающими педагогическими технологиями. С ݇их помощью ݇на уроках ݇
могут реализоваться педагогические ситуации, ݇в ݇которых ݇деятельность
учителя
݇и
учащихся
݇носит ݇исследовательский,
поисковый
характер
(Завьялова, 2005).
В практике информационными технологиями обучения называют все
технологии, использующие специальные технические информационные
средства (ЭВМ, аудио-, кино-, видео-).
Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании,
появился термин «новая информационная технология обучения». По мнению
В.С. Кукушкина, более удачным термином для технологий обучения,
использующих компьютер, является компьютерная технология.
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения — это
процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством
осуществления которых является компьютер (Кукушкин, 2005).
По мнению Г.К. Селевко, новые информационные технологии – это
технологии, использующие специальные технические информационные
средства (ЭВМ, видео, аудио и т.д.). И представлены в педагогоческом
процессе эти технологии могут как:
-
проникающая
технология
(использование
оборудования для изучения отдельных тем или разделов);
- основная или определяющая;
компьютерного
25
- монотехнология (все обучение полностью от управления учебным
процессом до мониторингов осуществляется с использованием компьютера)
(Селевко, 2005).
Исследования воздействий учебных занятий с использованием аудиовизуальных средств, в т.ч. персонального компьютера, на работоспособность
и функциональное состояние организма детей младшего школьного возраста
показали, что для оптимального восприятия материала и обеспечения здоровьесберегающих условий в процессе занятий большое значение имеют следующие факторы:
- длительность и частота демонстрации экранных средств мультимедиа;
- продуманность системы использования средств мультимедиа на разных этапах урока;
- выполнение требований к режиму использования компьютеров на
уроках и во внеурочное время.
Допустимая продолжительность демонстрации экранных пособий
представлено в таблице 1.2.
Таблица 1.2.
Допустимая продолжительность демонстрации экранных пособий
Класс
I - II
III –IV
V - VII
VIII - XI
Максимальная длительность в минутах
7-15 минут
15 -20 минут
20 -25 минут
20 -25 минут
Более длительное использование экранных средств вызывает утомление и является неэффективным.
Учителю, который использует на своих уроках информационные технологии необходимо учитывать требования современного санитарного законодательства. Для занятий с детьми допустимо использовать лишь такую
компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о безопасности для здоровья детей. Важным показателем эффек-
26
тивности урока с использованием информационных компьютерных технологий является режим учебных занятий. Для детей 6 лет норма работы с компьютером не должна превышать 10 минут, а для детей 7–10 лет – 15 минут
(СанПиН, 2010).
В соответствии с гигиеническими требованиями к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы при составлении
расписания необходимо предусмотреть, чтобы уроки с использованием
средств мультимедиа не шли один за другим или не ставились вслед за теми
дисциплинами, которые связаны со значительным напряжением (уроками
искусства, черчения, труда), потому, что у учащихся после уроков с применением экранных пособий значительно снижаются работоспособность, учебная активность.
Но ребенка необходимо научить за короткое время осваивать, преобразовывать и использовать в жизни огромное количество информации. Помогает учителю в решении этой задачи сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс
обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.
Опыт работы педагогов школы в данном направлении подтверждает, что
ценность эффективного применения информационных технологий состоит в
повышении уровня познавательного интереса учащихся. Наглядность информационно-компьютерных технологий, простота использования улучшает
учебный процесс, развивает творческие способности, вызывает живой интерес учащихся, создаёт положительную мотивацию к самообразованию (Дурова, 2015).
Роль творчески работающего учителя ݇не ограничивается ݇внедрением ݇в
учебный процесс уже ݇имеющихся ݇компьютерных технологий. Оказавшись
«на передовой» ݇научно-технического процесса, учитель сам ݇имеет ݇
возможность стать разработчиком ݇и ݇испытателем ݇арсенала ݇новых средств
27
обучения: от ݇наброска ݇иллюстраций ݇к ݇конкретному уроку ݇до производства
программного продукта, от формирования ݇нового приема работы ݇до создания ݇
авторской ݇методики.
В практике обучения ݇могут применяться основные ݇методы обучения:
объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный,
проблемный,
исследовательский, проектный.
Репродуктивный
݇метод
обучения
с
применением
средств
݇
информационных компьютерных технологий предусматривает усвоение
знаний, сообщаемых ученику преподавателем ݇и (или) персональным ݇
компьютером, ݇и организацию ݇деятельности обучаемого по ݇воспроизведению ݇
изученного ݇материала ݇и его применению ݇в ݇аналогичных ситуациях, отмечает
А.В. Лебедева. Применение этого ݇метода с ݇использованием персонального ݇
компьютера
позволяет
существенно
улучшить
݇качество
организации
процесса обучения, ݇но ݇не позволяет радикально ݇изменить учебный процесс
по сравнению с применяемой традиционной схемой (без ݇компьютера). В этом
плане
более
оправданным
݇является
применение
проблемно
݇и
݇
исследовательского ݇методов (Лебедева, 2010).
Как отмечает С.И. Павлова, проблемный ݇метод обучения ݇использует ݇
возможности персонального компьютера ݇для организации учебного процесса ݇
как постановки ݇и поисков способов разрешения ݇некоторой проблемы.
Главной
݇целью
познавательной
݇является
݇деятельности
݇максимальное
обучаемых.
содействие
В
процессе
݇активизации
обучения
предполагается решение разных ݇классов задач ݇на основе получаемых знаний, ݇
а также ݇извлечение ݇и ݇анализ ряда ݇дополнительных знаний, ݇необходимых ݇для
разрешения поставленной проблемы. При этом ݇важное ݇место отводится
28
приобретению ݇навыков по сбору, упорядочению, ݇анализу, ݇и передаче ݇
информации (Павлова, 2001).
ТакжеКИ. Комаровой было установлено, что исследовательский ݇метод
обучения с применением ݇компьютера обеспечивает самостоятельную
творческую ݇деятельность обучаемых ݇в процессе проведения ݇научнотехнических ݇исследований ݇в рамках определенной тематики. При ݇
использовании этого ݇метода обучение ݇является результатом ݇активного ݇
исследования, открытия ݇и ݇игры, ݇вследствие чего, ݇как правило, бывает более
приятным ݇и успешным, чем при ݇использовании ݇других ݇вышеперечисленных ݇
методов. Исследовательский ݇метод обучения предполагает ݇изучение ݇методов
объектов ݇и ситуаций ݇в процессе ݇воздействия ݇на ݇них. Для ݇достижения успеха ݇
необходимо ݇наличие среды, реагирующей ݇на ݇воздействия. В этом плане ݇
незаменимым
средством
݇является
݇моделирование,
т.е.
݇имитационное
представление реального объекта, ситуации ݇или среды ݇в ݇динамике
(Комарова, 2006).
Компьютерные ݇модели ݇имеют ряд серьезных преимуществ перед ݇
моделями ݇других ݇видов ݇в силу своей ݇гибкости ݇и универсальности.
Применение ݇моделей ݇на ݇компьютере позволяет замедлять ݇и ускорять ход ݇
времени, сжимать ݇или растягивать пространст-во, ݇имитировать ݇выполнение ݇
действий ݇дорогостоящих, опасных ݇или просто ݇невозможных ݇в реальном ݇
мире.
Действенным средством становления интереса к исследовательской деятельности становится творческое проектирование. Проектный подход применим к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен на
уроках, имеющих целью установление межпредметных связей, таких как литература, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка, технология.
29
Исследовательское поведение ребёнка универсально и может быть реализовано в различных сферах: общении с природой, рисовании, конструировании, игре на музыкальных инструментах, в общении и играх со сверстниками и взрослыми, а также в других видах деятельности. В ходе занятий
учащиеся овладевают специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить
эксперименты, делать выводы, готовить тексты собственных докладов, объяснять, доказывать и защищать свои идеи, осваивают практику презентаций
результатов собственных исследований, овладевают умениями аргументировать собственные суждения.
Персональный ݇компьютер ݇можно ݇использовать ݇как универсальное
техническое средство обучения. Такое техническое средство обучения
позволяет упорядоченно хранить огромное ݇количество ݇материала ݇и ݇готовых
разработок уроков (Завьялова, 2005).
Возникает ݇вопрос, ݇какая программа может польностью отвечать
потребностям учителя. Ведь эта программа ݇должна быть понятна с первого
знакомства, ݇как преподавателям, так ݇и ученикам. Управление программой ݇
должно быть ݇максимально простым. Учитель ݇должен ݇иметь ݇возможность ݇
компоновать ݇материал по своему усмотрению ݇и при подготовке ݇к уроку
заниматься творчеством, ݇а ݇не запоминанием того, ݇в ݇каком порядке будет ݇
выводиться ݇информация. Программа ݇должна позволять ݇использовать ݇
информацию ݇в ݇любой форме представления (текст, таблицы, ݇диаграммы,
слайды ݇и т.д.). Этими требованиями обладают программы ݇для создания
презентаций Microsoft PowerPoint, ProShowProducer, Macromedia Flash ݇и т.д.
По ходу урока учитель поэтапно ݇выводит ݇необходимый ݇материал ݇на
экран ݇и рассматривает основные ݇вопросы ݇данной темы. В случае ݇
30
использования слайда-задания он организует обсуждение поставленного ݇
вопроса ݇и подводит его ݇итоги.
В случае ݇необходимости учитель ݇может заменить текст, рисунок, ݇
диаграмму, ݇или просто скрыть ݇не ݇нужные слайды. Эти ݇возможности
программы позволяют ݇максимально ݇настраивать ݇любую ݇имеющуюся
презентацию под конкретный урок в конкретном классе.
Систематическое ݇использование персонального ݇компьютера ݇на уроках
в начальной школе приводит ݇к ݇целому ряду ݇интересных последствий:
1. Повышение уровня ݇использования ݇наглядности ݇на уроке.
2. Повышение производительности труда.
3. Установление ݇межпредметных связей.
4. Появляется ݇возможность организации проектной ݇деятельности
учащихся.
5.
Учитель,
создающий,
݇или
݇использующий
݇информационные
технологии, ݇вынужден обращать огромное ݇внимание ݇на подачу учебного ݇
материала, что положительным образом сказывается ݇на уровне знаний
учащихся.
6. Изменяется ݇к ݇лучшему ݇взаимоотношения с учениками, имеющими
первоначально недостаточно высокую учебную мотивацию, особенно с
увлеченными ݇компьютерами. Они ݇начинают ݇видеть ݇в учителе «родственную ݇
душу».
7. Изменяется отношение ݇к ݇компьютеру, ݇как ݇к ݇дорогой, увлекательной ݇
игрушке. Ученики ݇начинают ݇воспринимать его ݇в ݇качестве универсального ݇
инструмента ݇для работы ݇в ݇любой области человеческой ݇деятельности
(Дурова, 2015).
Использование
݇новых
݇информационных
технологий
способно
существенно углубить содержание ݇материала, ݇а применение ݇нетрадиционных ݇
31
методик обучения ݇может оказать заметное ݇влияние ݇на формирование
практических умений ݇и ݇навыков учащихся ݇на уроках.
Рассматрим ݇два основных ݇направления ݇использования ݇компьютера
учителем ݇для ݇активизации ݇и ݇индивидуализации познавательной активности
на уроках ݇в ݇начальной ݇школе:
1) ݇для ݇изготовления традиционных (печатных) ݇наглядных пособий ݇в
электронном ݇виде;
2) ݇для ݇демонстрации отдельных фрагментов учебного ݇материала ݇на
экране ݇мультимедийного проектора ݇или электронной ݇интерактивной ݇доски.
Подготовленный учитель ݇начальной ݇школы ݇должен применять ݇
компьютер
݇как
орудие
݇автоматизации
подготовки
݇и
предъявления
традиционных ݇наглядных пособий (модели, рисунки, схемы, таблицы) ݇или ݇
использовать проекторы ݇и ݇аудио-системы.
В ݇случае работы в начальных классах ݇в электронном ݇варианте ݇можно
создать ݇графические ݇кроссворды, ребусы, ݇визуализированные загадки ݇и
пословицы. Решение ݇кроссвордов ݇весьма полезное ݇и познавательное занятие, ݇
как ݇для ݇взрослых, так ݇и ݇для ݇детей. Кроссворд – это игра – задача, которая
заключается во вписывании букв в перекрестные строки ячеек намеченной
таблицы так, чтобы по горизонтали и вертикали вышли загаданные слова
(например, это могут быть приспособления и инструменты для обработки
бумаги и ткани или названия элементов сюжетной аппликации).
Особенно актуальным является использование в начальной школе
видеометода, учебная и воспитательная функции которого отличаются
высокой эффективностью воздействия мультимедийных наглядных образов и
возможностью управления событиями с помощью компьютера.
Частота использования видеометода обусловлена тем, что кинофильм
позволяет:
32
1) воспроизводить на экране движение предметов и явлений действительности;
2) осуществлять анализ предметов и явлений с присущим им динамизмом в единстве с синтезом;
3) показать в концентрированном виде за короткое время большой по
объему материал, который всесторонне характеризует предметы и явления
действительности;
4) воспроизводить предметы и явления, недоступные непосредственному восприятию;
5) моделировать явления посредством мультипликации, показывая их в
динамике (Комарова, 2006).
Учебное видео может использоваться на разных этапах процесса обучения. При сообщении новых знаний фильм может служить иллюстрацией
рассказа учителя. Он обогащает рассказ зрительными и слуховыми образами,
способствует формированию у школьников основных представлений и понятий.
Разрабатывая самостоятельно мультимедийные пособия, учителя уделяют большое внимание цветовому решению слайдов, зная о влиянии цвета
на познавательную деятельность учащихся, учитывают возрастные особенности. Такие уроки отличает высокая плотность, интенсивность смены видов
деятельности учащихся. Уроки с использованием презентационного материала, мультимедийных пособий, приобретают новую окраску, проходят эмоционально, выразительно, в игровой форме, что в итоге способствует повышению качества усвоения учебного материала и, в целом, развитию познавательной активности младших школьников (Курин, 2005).
Таким образом, различные виды информационных компьютерных технологий являются носителями специфических свойств и функций, определяющих их дидактические возможности. Такое представление о технологиях
обучения служит теоретическим обоснованием дифференцированного подхода к их использованию. Но в целом можно отметить, что ݇использование
33
информационных
киомпьютерных
технологий
обеспечивает
более
существенное ݇влияние ݇дидактических приемов ݇на процесс обучения ݇в ݇
начальной
݇школе
современных
݇в
результате
݇информационных
удачного
технологий
сочетания
с
богатым
݇возможностей
спектром
݇
компьютерных технологий и, как следствие, приводит к повышению
познавательной активности младших школьников.
Вывод по первой главе
Одним из ключевых показателей становления личности младшего
школьника является познавательная активность, уровень развития которой в
значительной мере определяет продуктивность процесса обучения. Важность
развития познавательной активности у учащихся в современных условиях
обучения не вызывает никаких сомнений. Но вопрос о том, каким образом
достигнуть наибольшего эффекта в его развитии, до сих пор остается открытым. При рассмотрении данного вопроса мы опирались на теоретикометодологические положения современной психологии и педагогики, раскрывающие сущность и основные характеристики познавательной активности, ее значения в личностном развитии.
Раскрыв сущность понятия «познавательная активность» мы рассмотрели особенности развития познавательной активности младшего школьника.
Установили, что успехи в обучении детей определяются множеством факторов: уровень развития способностей каждого ребенка, возрастные особенности детей, методика обучения, личность педагога, характер межличностных
отношений ученика с учителем и т.д.
Анализ литературы показал, что информационные компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения,
связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и теле-
34
коммуникаций в развитии познавательной активности младших школьников.
В современной начальной школе информационные компьютерные технологии используются на различных этапах урока.
35
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ
КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
2.1. Диагностика уровня развития познавательной активности
учащихся экспериментального класа
Экспериментальная работа, направленная на развитие познавательной
активности младших школьников на уроках технологии, проводилась на базе
3 «Б» класса МБОУ «СОШ № 4 города Шебекино Белгородской области». В
эксперименте принимали участие 25 учащихся.
Экспериментальная работа состояла из трёх этапов: констатирующий,
формирующий и контрольный.
Цель констатирующего этапа – выявить уровень развития познавательной активности младших школьников.
На констатирующем этапе нами решались следующие задачи:
1)
определить критерии и уровни развития познавательной активно-
2)
подобрать методики для выявления уровня развития познава-
сти;
тельной активности;
3)
провести диагностику уровней развития познавательной активно-
сти у учащихся экспериментального класса.
Выбор конкретных методов диагностики и составление диагностической программы предварялись разработкой шкалы признаков, характеризующих основные структурные элементы познавательной активности. За основу была взята структура познавательной активности, включающая в себя мотивационный, содержательный, процессуальный (деятельностный) компоненты (Морозова, 2012). В таблице 2.1. представлены критерии познавательной активности.
36
Таблица 2.1.
Критерии и показатели познавательной активности
Структура познавательной активности
Мотивационный
компонент
Критерии познавательной активности
Показатели познавательной
активности
Часто;
Иногда;
Отсутствует.
Содержательный
компонент
1)
Стремление к умственному
напряжению;
2)
Продолжение познания в ситуации необязательности;
1)
Знания в пределах учебной программы;
Деятельностный
компонент
1)
Сформированность
ных умений;
общеучеб-
2)
Сформированность мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация);
Полные, глубокие и систематические;
Полные, глубокие, но не
всегда систематические;
Неполные, неглубокие и несистематические;
Владеют полностью;
Владеют частично;
Отсутствуют.
Сформированы полностью;
Частично;
Неудовлетворительно.
Для диагностики уровня развития мотивационного компонента познавательной активности младших школьников были использованы методики
«Лесенка уроков» (М.В. Матюхина) и «Выбор заданий» (Л.С. Колмогорова)
(Приложение 1). Дополнительно ученикам задавали вопросы о том, почему
на первое место он поставил именно этот предмет. Еще одним свидетельством наличия у младших школьником познавательных мотивов является то,
какие предметы они ставили на первое место.
Результаты этих методик показали, что чаще всего на первые места
младшие школьники ставят русский язык, изобразительное искусство, технологию и физкультуру. На последние – литературное чтение и окружающий
мир. Отвечая на вопросы «Почему на первое место ты выбрал именно этот
предмет?», большинство младших школьников сказали, что им нравятся
практически все задания, предусматриваемые этим уроком. Дополнительными аргументами в пользу выбора конкретного предмета были и такие как
«это полезный урок», «нравится, как рассказывает учитель», «не нужно много писать», «можно что-то делать своими руками» и т.д.
37
Показателем наличия у детей познавательных мотивов является выбор
сложного, но увлекательного предмета.
Данные опроса (Приложение 1. и Приложение 2.) убедительно свидетельствуют о том, что на констатирующем этапе эксперимента только у 44%
младших школьников выявлен высокий уровень познавательных мотивов,
что составляет даже меньше половины класса и, как следствие, нуждается в
целенаправленном развитии и коррекции.
Содержательный компонент диагностировали с помощью тестирования
стремления к умственному напряжению. Нами была использована ситуация
выбора. Всем учащимся предлагали на выбор три задания разного уровня
сложности (из учебника технологии по программе Н.И. Роговцевой, С.В.
Анащенковой и др. УМК «Школа России»).
Первое задание предполагало использование знаний в стандартных
условиях. Задание: выполнить конструирование «Автомобиль» по готовой
развертке.
Для успешного выполнения второго задания необходимо было иметь
не только определенные знания, но и уметь логически мыслить. Задание: выполнить конструирование «Автомобиль», предварительно построив развертку.
Третье задание было доступно только младшим школьникам, у которых имеются в наличии знания, умение логически мыслить и творческие
способности. Задание: выполнить конструирование «Автомобиль» по собственному замыслу.
Школьники на выбор выполняли задание, наиболее понравившееся им,
и аргументировали свой выбор (Приложение 3.).
Анализ результатов показал, что 20% учеников выбрали задания первого типа, 52% – второго и только 24% младших школьников проявил желание
выполнить конструирование «Автомобиль» полностью по собственному замыслу.
38
Следовательно, по результатам ситуации выбора, содержательный
компонент познавательной активности младших школьников у 24% учащихся развит на высоком уровне, у 52% – на среднем уровне и у 24 % - на низком
уровне.
Деятельностный компонент изучали посредством анализа классного
журнала (выявление и анализ среднего балла по учебной дисциплине) и
наблюдения за работой детей на уроке технологии в процессе выполнения
задания «Афиша. Работа с бумагой и картоном» (Создание афиши и программки: содержание, дизайн.). Это задание позволяет оценить наличие у ребенка общеучебных умений, способности самостоятельно составлять план
работы, и, что наиболее ценно для нашего исследования – уровень сформированности мыслительных операций (логических универсальных действий).
В качестве показателей общеучебных универсальных действий мы выбрали следующие: умение ориентироваться в учебнике; отвечать на простые
и сложные вопросы учителя; самим задавать вопросы; составлять план предстоящей практической работы; находить необходимую информацию, как в
учебнике, так и в словарях; подбирать дополнительную информацию по теме
урока.
В ходе наблюдения нами фиксировалось проявление этих умений у
учащихся. Было выделено три уровня сформированности общеучебных умений:
- низкий уровень – у младшего школьника наблюдались 1-2 показателя из перечисленных;
– средний уровень – у младшего школьника наблюдались 3-4 показателя из перечисленных;
- высокий уровень – у младшего школьника наблюдались 5-6 показателей из перечисленных (Приложение 4.).
Для диагностики логических учебных действий выделены следующие
показатели: умения анализировать образец изделия; сравнивать предметы;
классифицировать предметы, объекты по различным основаниям. Если у
39
младшего школьника сформирован 1 показатель – это низкий уровень, 2 –
средний; 3 – высокий (Приложение 5.).
В ходе наблюдения были получены следующие результаты: 24% – высокий уровень сформированности деятельностного компонента, 52% – средний; 24 % – низкий.
Мы проанализировали результаты всех диагностик и представили их в
таблице 2.2
Таблица 2.2.
Уровень развития познавательной активности учащихся экспериментального класса
№
п\п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
Список учащихся
Дарья А.
Мария Б.
Ксения В.
Яна З.
Алена И.
Алексей К.
Максим К.
Михаил М.
Екатерина М.
Артем М
Алексей П.
Юлия П.
Никита Р.
Яна Р.
Егор Р.
Полина С.
Кирилл С.
Михаил Т.
Дмитрий Т.
Алина Х.
Александр Х.
Никита Ш.
Валерий Ш.
Никита Ш.
Кирилл Ю.
Компоненты познавательной активности
мотивац.
содержат.
деятельностн.
В
В
В
В
Н
В
Н
Н
В
Н
Н
Н
Н
В
Н
В
Н
Н
Н
Н
В
В
Н
Н
В
С
С
С
С
Н
В
В
С
С
В
Н
Н
В
С
Н
В
С
Н
С
Н
В
С
С
С
В
Представим эти данные на рисунке 2.1.
С
В
С
С
С
В
С
С
В
С
Н
С
С
С
Н
В
Н
С
Н
С
В
С
Н
Н
В
Уровень развития познавательной активности
С
В
С
С
Н
В
С
С
В
С
Н
Н
С
С
Н
В
Н
Н
Н
Н
В
С
Н
Н
В
40
45
40
40
36
35
30
24
25
Низкий уровень
Средний уровень
20
Высокий уровень
15
10
5
0
0
Низкий уровень
Средний
уровень
Высокий
уровень
Рис. 2.1. Показатели уровня развития познавательной активности учащихся экспериментального класса
Таким образом, данные констатирующего этапа убедительно свидетельствуют о необходимости организации и проведения работы по развитию
познавательной активности младших школьников, в том числе и на основе
использования информационных компьютерных технологий
2.2. Содержание экспериментальной работы по развитию
познавательной активности младших школьников
с использованием информационных компьютерных технологий
(на примере уроков технологии)
Цель формирующего эксперимента – развитие познавательной активности младших школьников на основе использования информационных компьютерных технологий.
Задачи:
41
- организовать целенаправленную работу по развитию познавательной
активности младших школьников на основе использования информационных
компьютерных технологий;
- разработать конспекты уроков по предмету исследования и апробировать положения гипотезы.
В ходе проведения формирующего этапа эксперимента мы учитывали
результаты констатирующего эксперимента. Нами были разработаны конспекты уроков по предмету исследования на основе использования информационных компьютерных технологий, в котором мы последовательно определили этапы работы с учащимися и определили, какие виды ИКТ технологий
будут использоваться на каждом уроке.
Свою работу мы постарались организовать так, чтобы занятия технологией с использованием ИКТ технологий были не только обязательным программным материалом, но и познавательными, интересными, способствующими развитию познавательной активности у младших школьников.
Начиная с первого занятия мы постепенно вводили информационные
технологии на различные этапы урока. Для школьников использование компьютера было не в новинку, но чаще всего учитель применял готовые презентации по темам, не подстраиваясь под интересы школьников. Поэтому
уже
на вводном занятии, мы постарались увлечь учащихся необычными
формами использования средств ИКТ.
Приведем фрагменты занятий, которые позволили достигнуть поставленных задач, а также комментарии, которые дают представление о том, каким образом работа на разных этапах способствовала развитию познавательной активности младших школьников на основе использования информационных компьютерных технологий.
Тема урока: «Украшаем город. Работа с различными материалами.
Папье-маше».
Этап урока: Изучение нового материала. Словесно-иллюстративный
рассказ с элементами беседы «Воздушный шар для воздухоплавания». Про-
42
смотр мульти – медийной презентации.
Универсальные учебные действия.
Личностные: имеют положительное отношение к занятиям предметнопрактической деятельностью.
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; умеют производить логические мыслительные
операции для формулирования вывода о назначении воздушного шара.
Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы и формулировать ответы на них.
Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради, на экране
компьютера; принимают и сохраняют учебную задачу.
Деятельность учителя:
– Воздушный шар стал первым аппаратом для полетов. Это потом появились самолет и вертолет, ракета (Речь учителя сопровождается демонстрацией с использованием ИКТ первых летательных аппаратов).
– Что вы знаете о воздушных шарах? С начала времен человек мечтал
летать. Прошло немало времени, прежде чем человек перешел от изготовления огромных крыльев к созданию сложных машин, чтобы выйти на небо.
Вместе с тем братья Монгольфье из Франции открыли секрет. Братья, используя плотную бумагу, построили свой воздушный шар. В небольшом
французском городке Анноне 5 июня 1783 года собралась толпа, чтобы посмотреть, как они наполняют шар, сжигая солому, надеясь, что он будет заполнен горячим дымом и полетит. К всеобщему удивлению, это сработало!
Воздушный шар устремился вверх, поднялся на высоту 500 м и продержался
в воздухе около 10 минут, пролетев при этом 2 километра. Тогда собравшиеся зрители не знали, что это не дым заставил воздушный шар парить.
Деятельность учащихся:
- смотрят презентацию;
- слушают учителя;
- анализируют информацию;
43
- отвечают на вопросы учителя.
Комментарии: использование информационных компьютерных технологий служит иллюстрацией рассказа учителя, обогащает рассказ зрительными образами, способствует формированию у школьников основных представлений и понятий. Благодаря использованию ИКТ урок отличается высокой плотностью, интенсивность смены видов деятельности учащихся. Урок с
использованием презентационного материала проходит эмоционально, выразительно, что в итоге способствует повышению качества усвоения учебного
материала и, в целом, развитию познавательной активности младших школьников.
Тема урока: «Театр. Конструирование и моделирование».
Этап урока: Изучение нового материала. Словесно-иллюстративный
рассказ с элементами беседы «Сцена и занавес». Просмотр мульти – медийной презентации.
Универсальные учебные действия.
Личностные: проявляют интерес к профессиям людей, работающих в
театре кукол.
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя.
Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы и формулировать ответы на них.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Деятельность учителя:
– Что же такое сцена? Сцена в широком смысле – площадка, на которой происходит театральное представление. На сцене располагают декорации, происходит действие спектакля. Почти на каждой сцене есть занавес.
Что это такое? Для чего он нужен? Театральный занавес – это полотнище,
закрывающее сцену от зрительного зала. Занавесы шьются из плотной окрашенной ткани, на плотной подкладке. Занавесы украшаются эмблемой театра
или широкой бахромой, подшитой к низу занавеса. Занавес позволяет: сде-
44
лать невидимым процесс перемены обстановки, создать ощущение промежутка во времени между действиями. Занавесы бывают: поднимающиеся,
раздвигающиеся и подбирающиеся по диагонали к углам зеркала сцены (греческий занавес).
– Какие занавесы видели в театре вы?
Деятельность учащихся:
- смотрят презентацию;
- слушают учителя, одноклассников, участвуют в обсуждении;
- анализируют информацию, отвечают на вопросы.
Этап урока: Творческая практическая деятельность.
Универсальные учебные действия.
Личностные: сориентированы на плодотворную
работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения.
Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя и принимают
учебную задачу.
Регулятивные: планируют свою деятельность.
Деятельность учителя:
Помогает учащимся провести анализ готового изделия, определить, какие материалы и инструменты понадобятся для работы над изделием, способы разметки и кроя, способ сборки изделия и его оформления. Слова сопровождает демонстрацией презентации.
Помогает учащимся составить план работы над изделием.
Деятельность учащихся:
Анализируют готовое изделие, информацию; слушают учителя, отвечают на вопросы; проговаривают последовательность работы; наблюдают за
действиями учителя, демонстрирующего некоторые приемы работы.
Комментарии: использование информационных компьютерных технологий используется в качестве иллюстрации слов учителя. Благодаря использованию ИКТ на различных этапах урока, занятие проходит эмоционально,
выразительно, что в итоге способствует повышению качества усвоения учеб-
45
ного материала и, в целом, развитию познавательной активности младших
школьников, способствует формированию познавательных интересов и познавательной мотивации учащихся.
Тема урока: «Афиша».
Этап урока: Изучение нового материала. Словесно-иллюстративный
рассказ с элементами беседы «Афиша». Рассматривание афиш и слайдов с их
изображением.
Деятельность учителя:
– А какую информацию несет афиша? Знаете ли вы, что это такое?
Афиша (от фр. afficher – вывешивать объявление, объявлять) – объявление о
спектакле, концерте, лекции и т. п., вывешиваемое на видном месте. В отличие от плаката афиша является анонсом какого-либо грядущего события и
расклеивается на улицах.
– Афиша должна привлекать внимание и выглядеть красиво. Дизайн
афиши предполагает крупный, хорошо читаемый шрифт, большое и четкое
изображение. Содержание обычно включает в себя название мероприятия,
сроки его проведения, место проведения, адреса и телефоны касс.
– Рассмотрите некоторые из афиш, их оформление.
Деятельность учащихся:
- слушают учителя;
- рассматривают афиши или слайды;
- анализируют информацию, делают выводы.
Комментарии: использование информационных компьютерных технологий способствовало формированию у школьников основных представлений и понятий. Урок проходил эмоционально, что способствует повышению
качества усвоения учебного материала и, в целом, развитию познавательной
активности учащихся.
Таким образом, на всех уроках технологии мы создавали такие педагогические условия, которые способствовали эффективному развитию познавательной активности младших школьников на основе использования инфор-
46
мационных компьютерных технологий и соответствовали условиям, заявленным в гипотезе. Можно сделать вывод, что проведенная работа выполнила свою цель и способствовала решению задач, поставленных в начале экспериментальной деятельности.
47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.
Абрамов Ю.Ф. Картина мира и информация: (Философские очер-
ки)/Ю.Ф. Абрамов — Иркутск: Изд-во Иркутск. ун-та, 2008. - 318 с.
2.
Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического
процесса/ Ш.А. Амонашвили – М.: «Издательство университетское», 1990. –
516 с.
3.
Антонова С.Г. Информационное мировоззрение: К вопросу о
сущности определения понятия/С.Г. Антонова // Проблемы информатизации
культуры: Сб. статей. Вып. 3 - М.: Просвещение, 1996. - С. 23-28.
4.
Арасланова Е.В. Образовательный проект «Способный ребенок».
Развитие познавательных способностей младших школьников. Теоретический аспект/Е.В. Арасланова, О.Г. Селиванова - Киров, 2006.- 204 с.
5.
Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные дей-
ствия в начальной школе. От действия к мысли/А.Г. Асмолова – М.: Просвещение, 2008. – 172 с.
6.
Баженова Л.М. Медиаобразование как средство художественного
развития младших школьников/ Л.М.Баженова//Начальная школа. - 2002. №5. - С.50-54.
7.
Баранова Е.В. Методические рекомендации по использованию
инструментальной компьютерной среды для организации уроков в начальной
школе/Е.В. Баранова, Е.А. Гогун и др. - СПб.: Издат. «Анатолия», 2003.
8.
Большой энциклопедический словарь.– 2-е изд., перераб. и доп. –
М. : Большая рос. энцикл.; СПб.: Норинт, 2000. – 1456 с.
9.
Волкова С.И. Развитие познавательных способностей детей на
уроках математики/С.И. Волкова, Н.Н. Столярова// Начальная школа. - 2013.
- №7. – С.27-32.
10.
Гигиенические
вычислительным
требования
машинам
и
к
персональным
организации
работы.
электронноСанитарно-
эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 (с из-
48
менениями от 25 апреля 2007 г., 30 апреля 2010 г., 3 сентября
2010)//Минздрав
России.
Режим
доступа
–
URL:
http://files.stroyinf.ru/data1/39/39082/ (дата обращения – 20.02.2017).
11.
Глоссарий ФГОС. – М., 2009. Режим доступа – URL:
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=730 (дата обращения: 27.12.2016).
12.
Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обуче-
ния./ А.В. Дворецкая. // Народное образование. – 2006. - №2. – С.157 – 159.
13.
Дурова А.И. Современные технологии в учебном процессе/ А.И.
Дурова, А.А. Вахрушев. // Начальная школа. – 2015. – № 12. – С.49 – 51.
14.
Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной
культуры младших школьников/О.А. Завьялова// Начальная школа. – 2005. №11.
15.
Зубкова Т.И. Формирование познавательной активности слабо-
успевающих учащихся начальных классов: автореф. дис. ... канд. пед.
наук/Т.И. Зубкова. – Екатеринбург, 1993. – 24 с.
16.
Ильин В.С. Формирование личности школьника: целостный про-
цесс / В.С. Ильин. – М.: Педагогика, 1984. – 144 с.
17.
Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учеб.
пособие. - 3-е изд. испр. – М.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция»
– 2004.
18.
Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учеб.
пособие. – 9-е изд. исправленное и дополненное – М.: Интернет-Университет
Информационных Технологий. - 2007.
19.
Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь/Г.М. Коджаспирова,
А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2001. – 176 с.
20.
Комарова И. Использование информационных технологий в со-
вершенствовании системы образования/И.Комарова.//Народное образование,
2006. - №2. – С. 157 – 159.
49
21.
Концепция модернизации российского образования на период до
2010 г.//Модернизация российского образования. Документы и материалы. –
М.: Изд-во ВШЭ, 2002. – С. 263-282.
22.
Красновский Э.А. Активизация учебного познания/Э.А. Краснов-
ский//Педагогика. №5. 2009.
23.
Красновский Э.А. Показатели в образовании/Э.А. Красновский
//Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. – № 5. – С. 53-57.
24.
технологий
Крук Л. В. Использование информационно-коммуникационных
в
образовательном
процессе.
Режим
доступа
–
URL:
festival.1september.ru (дата обращения: 21.01.2017).
25.
Кукушин B.C. Педагогика начального образования/Под общ. ред.
B.C. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр
«МарТ», 2005. – 592 с.
26.
Курин Ю.Н. Мультимедийные и гипермедийные технологии в
реализации концепции эффективного изучения геометрии в начальной школе/Ю.Н.Курин// Начальная школа. – 2005. – №6. – С.73-76.
27.
Лебедева А.В. Информационные технологии на уроках окружа-
ющего мира/А.В. Лебедева// Начальная школа. – 2010. – №3., С.100.
28.
Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии/А.Н. Леонтьев. – М.:
Смысл, 2011. – 511 с.
29.
Маловичко Д.А. Познавательная активность как компонент твор-
ческого саморазвития школьника/Д.А. Маловичко//Вестник Адыгейского
государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2010. –
№ 1. – С. 125-129.
30.
Марцинковская Т.Д. История детской психологии: учебник для
студентов пед. вузов/Т.Д. Марцинковская. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 272 с.
31.
Морева Н.А. Современная технология учебного занятия/Н.А.
Морева - М.: Просвещение, 2007.
50
32.
Морозова И.С. Познавательная активность младших школьни-
ков/И.С. Морозова, И.С. Штепина//Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 12. – С. 162-165.
33.
Павлова С.И. Информационно-технические средства обучения в
начальной школе/С.И. Павлова// Начальная школа.-2001.-№4.-С.110-112.
34.
Павлова С.А. Информационно-технические средства обучения в
начальной школе/С.А. Павлова, Р.Я. Трофимова//Начальная школа. – 2015. №4.
35.
Педагогический словарь/под общ. ред.: Г.М. Коджасптровой,
А.Ю. Коджаспирова - М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.
36.
Психологический словарь/под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г.
Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 2000. – 494 с.
37.
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х
т. Том 1./Г.К. Селевко – М.:Народное образование, 2005.
38.
Сластенин В.А. Педагогика учебное пособие для студентов выс-
ших педагогических учебных заведений/В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н.
Шиянов.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.-576с.
39.
Соколова Т.Е. Воспитание познавательных интересов младших
школьников средствами новых информационных технологий/Т.Е.Соколова//
Начальная школа.-2004.-№3.-С.21-23.
40.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
начального общего образования. – М.: Просвещение, 2009. Режим доступа:
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=730
41.
Федеральный портал российское образование. Режим доступа –
URL: http://www.edu.ru (дата обращения 24.12.2016).
42.
Цветанова-Чурукова Л.З. Информационные технологии./Л.З.
Цветанова-Чурукова// Начальная школа. - 2008 - №8. - С. 84-88.
43.
Шамова Т.И. Активизация учения школьников/Т.И. Шамова. –
М.: Педагогика, 2002. – 209 с.
51
Щелухина А.С. Возможности использования ИТ в преподавании
44.
блока
дисциплин
«Культура
и
искусство».
Режим
доступа
–
URL: http://isoproject.ru/vmk2-1-paper1.doc (дата обращения 02.12.2016).
45.
Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познава-
тельных интересов учащихся/Г.И. Щукина - М., Просвещение, 2008.
46.
Щукина Г.И. Проблема познавательной потребности в педагоги-
ке/Г.И. Щукина – М.: Педагогика, 2001. – 351 с.
47.
Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психологического раз-
вития в детском возрасте/Д.Б. Эльконин//Вопросы психологии. – 2001. – № 4.
– С. 6-20.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв