ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
( Н И У
« Б е л Г У » )
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Кафедра теории и методики физической культуры
РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
БАСКЕТБОЛИСТОК 10-11 ЛЕТ
Выпускная квалификационная работа
обучающейся по направлению подготовки
44.03.01 Педагогическое образование
профиль Физическая культура
заочной формы обучения, группы 02011453
Мягких Анастасии Владимировны
Научный руководитель:
к.п.н., доцент Воронин И.Ю.
Белгород 2018
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………....
3
Глава 1. Научно-методические основы развития скоростно – силовых
способностей …………………………………………...………………….
6
1.1 Существующие представления о скоростно-силовой подготовке в командных спортивных играх ….…..…………………
6
1.2 Характеристика скоростно-силовых способностей ……………
9
1.3 Особенности методики и выбора средств скоростно-силовой
подготовке в спортивных играх ……………………………………
14
Глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ...…………. 20
2.1 Методы исследования ……….…..………………………………..
20
2.2 Организация исследования ………….……………………………. 22
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1. Исходный уровень развития скоростно-силовых способностей
25
25
3.2. Методика развития скоростно-силовых способностей у детей
10-11 лет занимающихся баскетболом ……………………………..
27
3.3. Анализ эффективности разработанной методики по развитию
скоростно-силовых способностей ………………………………..….
29
Выводы ……………………………………………………………………… 33
Список литературы …………………..…………………………………… 34
Приложение ……………………………..………………………………….
37
ВВЕДЕНИЕ
В
современном
обществе,
характеризующимся
социально-
экономическими проблемами, ухудшением экологической обстановки, возрастанием психо-эмоциональной напряжѐнности, существенно увеличиваются требования к физическому состоянию, а, следовательно, к физическому
воспитанию. Большую роль в системе физического воспитания играют спортивные игры, способствующие всестороннему физическому развитию, нравственному и эстетическому воспитанию подрастающего поколения. Одной из
таких игр является баскетбол. Это красивая и увлекательная игра, в которой
сочетаются естественные движения: бег, прыжки, метания.
Высокий темп игровой деятельности, в условиях непосредственного
соприкосновения с соперником в борьбе за мяч, умение прекрасно ориентироваться во внезапно возникающих игровых ситуациях, предельная точность
в выполнении приѐмов игры, высокая эмоциональность и другие еѐ особенности предъявляют большие требования к физическому развитию, функциональной и психической деятельности спортсмена.
Российский баскетбол в настоящее время характеризуется достаточно
высоким профессионализмом, разнообразием технико-тактических действий
выполняемых на максимальных скоростях, сыгранностью и взаимозаменяемостью игроков. Эти черты в полной мере присущи сборным командам страны и ведущим коллективам суперлиги.
Путь к достижению игровой результативности у баскетболистов лежит
через рациональную систему подготовки, в которую постоянно вносятся
коррективы, связанные с применением эффективных средств и методов тренировки
Сейчас становится все более очевидным то, что прогресс спортивного мастерства игроков зависит от повышения быстроты, развития силы и, на
этой базе, увеличения активности игровых действий в экстремальных условиях соревнований. Это требует от них специальной физической подготов-
ки. Арсенал и специфика двигательных действий российских игроков явно
недостаточны в применении таких скоростно-силовых действий, как ускорение на средние и длинные дистанции, прыжки с ходу и серийные прыжки,
ловля и передача в движении и в прыжке, дистанционные броски в прыжке,
бросок крюком, передвижение спиной в защитной стойке. Следствием таких
недостатков является более низкий уровень эффективности соревновательных действий.
Таким образом, результативность игровой деятельности в баскетболе
во многом зависит от уровня развития скоростно-силовой подготовленности,
являющейся основой специальной физической подготовки и оказывающей
существенное влияние на эффективность выполнения технико-тактических
действий [14].
В связи с вышесказанным можно констатировать актуальность проблемы: поиска оптимальных методов построения тренировочного процесса
направленных на развитие скоростно-силовых способностей у детей 10-11
лет занимающихся баскетболом.
Цель исследования: экспериментальным путѐм определить эффективность разработанной методики по развитию скоростно-силовых способностей у детей 10-11 лет занимающихся баскетболом.
Объект исследования: процесс физической подготовки по развитию
скоростно-силовых способностей у детей 10-11 лет занимающихся баскетболом.
Предмет исследования: методика развития скоростно-силовых способностей у детей 10-11 лет занимающихся баскетболом.
Задачи исследования:
1) рассмотреть и проанализировать проблему развития скоростносиловых способностей в научно-методической литературе;
2) провести диагностику уровня развития скоростно-силовых способностей у детей 10-11 лет занимающихся баскетболом;
3) разработать и апробировать методику развития скоростно-силовых
способностей у детей 10-11 лет занимающихся баскетболом.
Гипотеза. Предполагалось, что разработанная методика, основанная
на применении метода сопряженного воздействия, позволит наиболее эффективно повысить уровень развития скоростно-силовых способностей у
баскетболисток в возрасте 10-11 лет.
Методы исследования. Для решения задач применялись следующие методы исследования: анализ литературных источников, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, тестирование, методы математической статистики.
Теоретическая значимость определялась применением в подготовке
юных баскетболисток метода сопряженного воздействия
Глава 1. Научно-методические основы развития скоростно – силовых способностей
1.1 Существующие представления о скоростно-силовой подготовке
в командных спортивных играх
Современная система подготовки спортсмена является сложным, многофакторным явлением, включающим цели, задачи, средства, методы, организационные формы, материально-технические условия и т.п., обеспечивающие достижение спортсменом наивысших спортивных показателей, а также
организационно педагогический процесс подготовки спортсменов к соревнованиям.
В структуре системы подготовки спортсмена выделяют спортивную
тренировку, соревнование, внетренировочные и внесоревновательные факторы, повышающие результативность тренировки и соревнований.
В процессе спортивной тренировки решаются общие и частные задачи.
Общие задачи определяют основные направления тренировочного процесса.
Более конкретные задачи связаны с определенными разделами подготовки:
физической, технической, тактической, теоретической, психологической.
Развитие скоростно-силовых качеств спортсмена относится к физической подготовке, но для того чтобы развивать какое-либо качество, нужно
уметь его оценивать. В практике педагогической деятельности принято оценивать скоростно-силовую подготовленность по результатам выполнения отдельного упражнения, отдавая предпочтение одному из ведущих компонентов.
В основе воспитания скоростно-силовых качеств лежит специфический
механизм двигательной функций человека, формирующийся под воздействием различных специальных средств, адекватных прыжковым упражнениям
и метаниям. Из арсенала специальных средств, направленных на повышение уровня развития спортивно-силовых качеств (особенно прыгучести), одним из наиболее эффективных упражнений является спрыгивание с высоты с
последующим активным выпрыгиванием вверх или вперед.
Для оценки скоростно-силовых возможностей спортсменов наиболее
распространенными тестами являются прыжки и метания (прыжок в длину с
места, прыжок вверх толчком двух ног с места, метание набивного мяча, метание ядра и др.). Критериями оценки скоростно-силовых показателей, при
этом, являются результаты прыжка в длину или вверх с места, метание
набивного мяча и др.
Многие авторы считают, что упражнения, используемые для развития
скоростно-силовых качеств, должны по своей структуре и характеру выполнения соответствовать соревновательному упражнению. Положительного
эффекта при развитии скоростно-силовых качеств можно добиться с помощью упражнений с различными отягощениями.
В беговой подготовке эффективными средствами скоростно-силовой
подготовки являются специальные упражнения, выполняемые с внешним сопротивлением: отягощением на поясе, руках, ногах. Упражнения, в которых
преодолевается тяжесть собственного веса в различных затрудненных условиях: бег в гору, бег по песку и воде, гимнастическим матам, бег против ветра, бег с сопротивлением партнера, других тормозных устройств, резиновых
амортизаторов и др.
В процессе применения упражнения для развития прыгучести следует
учитывать, что улучшение прыжковых показателей происходит при одновременном развитии силы и быстроты сокращении мышц, принимающих
участие в отталкивании. В некоторых работах определены высокие корреляционные зависимости между показателями динамики скорости бега на короткие дистанции и различными прыжковыми тестами, что свидетельствует
о большой эффективности применения прыжковых упражнений для развития
скоростно-силовых возможностей спортсменов. Различное тренировочное
воздействие прыжковых упражнений на компоненты скоростно-силовой подготовленности спортсмена было выявлено Ю. Верхошанским. Автор пришѐл
к заключению, что однократные прыжки преимущественно влияют на разви-
тие способности к стартовому разгону; "длинные" прыжковые упражнения в
большей степени способствуют повышению уровня максимальной скорости
и специальной выносливости спринтера.
Упражнения уступающе-преодолевающего характера являются эффективными средством, направленным на совершенствование скоростносиловых качеств спортсмена. В этих условиях происходит мгновенное переключение от уступающего к преодолевающему режиму работы мышц, что
создает в мышцах значительный потенциал напряжения, повышающий мощность и скорость последующего движения. Данный подход получил довольно
широкое распространение в различных видах спорта, результаты исследования в которых свидетельствуют о высокой эффективности тренировочных
программ, включающих его применение.
С целью воспитания скоростных способностей юных спортсменов целесообразно использовать комплексный метод тренировки, который предполагает применение подвижных и спортивных игр, игровых упражнений, а
также комплексов подготовительных упражнений, направленных на развитие
физических качеств, играющих важную роль в избранном виде спорта. Основные методы скоростно-силовой подготовки юных спортсменов: метод повторного выполнения скоростно-силовых упражнений с отягощениями; метод выполнения упражнения при смешанном (ауксотоническом) режиме работы мышц. Основной метод воспитания мышечной силы - метод повторного
выполнения силового упражнения с наибольшим и средним по весу отягощением.
Методика воспитания скоростно-силовых способностей характеризуется применением непредельных отягощений с установкой на максимально
возможную скорость или ускорение выполняемых двигательных действий.
Большое значение при подборе тренировочных средств, направленных на повышение уровня скоростно-силовой подготовленности спортсменов, придается подготовительным упражнением с "взрывным" характером усилий (типа
рывка штанги, метаний, прыжков и т.п.).
Все большее внимание уделяется упражнениям так называемого "ударного" типа, предназначенным для воздействия на реактивные свойства двигательного аппарата спортсмена. Отличительная черта этих упражнений стимулирование мощности преодолевающих усилий с помощью инерционных
сил, которые создаются в предшествующих фазах действия и вынуждают
мышцы функционировать сначала в уступающем режиме, как например, при
выпрыгивании вверх "в темпе" после прыжка в глубину или при рывковом
поднимании груза на блочных устройствах.
1.2 Характеристика скоростно-силовых способностей
Скоростно-силовые способности, как говорит сам термин, проявляются в действиях, где наряду с силой требуется высокая скорость движений
(легкоатлетические прыжки, метания, спринт, бокс и т.д.). Некоторые из таких проявлений получили название взрывной силы. Этим термином обозначают способность достигать максимума проявляемой силы по ходу движений
в возможно меньшее время . В качестве специфического фактора некоторых
скоростно-силовых способностей спортсмена выделяют так называемые реактивные свойства мышц. Они проявляются в движениях, включающих
мгновенное переключение от уступающего к преодолевающему режиму работы мышц (при отталкиваниях в тройном прыжке после приземления с
амортизационным сгибанием толчковой ноги), и характеризуется тем, что
мощность преодолевающих усилий увеличивается под влиянием предварительного быстрого «принудительного» растягивания работающих мышц за
счет кинетической энергии перемещаемой массы [29].
Очевидно, развитие таких свойств двигательного аппарата спортсмена
во многом определяет успех в легкоатлетических и акробатических прыжках,
в прыжковых элементах спортивной гимнастики и т.д. В видах спорта, достижения в которых определяются не столько абсолютной силой, сколько
быстротой движений, ведущим направлением силовой подготовки спортсме-
на является воспитание скоростно-силовых способностей.
Зная характер зависимости между высотой прыжка, силой и скоростью
отталкивания можно выбрать и упражнения для развития прыгучести [5]. На
высоту прыжка влияют не только сила мышц разгибателей ног, туловища и
скорость их сокращения, но и угол сгибания ног в голеностопных, коленных,
тазобедренных суставах, скорость разбега перед отталкиванием, постановка
стоп на опору, активный мах руками и рост игроков [21].
Сокращение мышц во время отталкивания при прыжках носит «взрывной» характер, то есть при толчке имеет место резко выраженная концентрация усилий в пространстве и во времени. При этом у тренированных спортсменок во время прыжка наблюдается синергизм между мышцами антагонистами бедра-голени. Это значит, что при сокращении мышц-разгибателей
бедра мышцы-сгибатели его не напряжены. Добиться
высокого прыжка
можно при условии согласованной работы мышц сгибателей и разгибателей,
когда одни сокращаются (напрягаются), то другие полностью не расслабляются.
Только знание всех зависимостей и связей прыгучести со временем
стартовой реакции, суммарной силой всех мышечных групп, силой разгибателей бедра, скоростного сокращения сгибателей стопы, даст возможность тренеру правильно и эффективно руководить развитием прыгучести
своих игроков [26].
Современные представления в теории и методике спортивной тренировки о развитии скоростно-силовых способностей сводятся к тому, что применение упражнений преимущественно прыжкового характера способствуют
улучшению лишь скорости отталкивания, а применение упражнений силового и скоростно-силового характера обеспечивает прирост и скорости, и силового отталкивания. Следует, по-видимому, считать доказанным положение о
необходимости преимущественного развития силы мышц в сочетании с
упражнениями на увеличение подвижности в суставах и расслаблением.
Понятие «силовые способности» начали широко использовать в по-
следние десятилетия для конкретизации представлений о силовых возможностях или о силе, как об одном из физических качеств спортсмена.
В исследованиях обнаружено, что различные типы силовых проявлений в спорте, и вообще в двигательной деятельности, нередко мало связаны
или даже отрицательно коррелируют друг с другом [7]. Это и послужило поводом для дифференциации понятия «сила». Силовые способности необходимы во всех видах спорта, но в разной мере и в разных соотношениях. В одних видах спорта требуются в большей мере собственно силовые способности, в других - скоростно-силовые, в третьих - силовая выносливость. При
общей оценке силовых способностей спортсмена используют, как известно,
критерии абсолютной и относительной силы. Первый из них характеризует
максимальные силовые показатели, замеренные каким-либо способом
(динамометром, весом поднятой штанги и т.д.) безотносительно к собственному весу спортсмена.
Второй же выражает отношение показателей абсолютной силы к собственному весу тела спортсмена. С увеличением массы тела спортсмена показатели его абсолютной силы в принципе возрастают, а показатели его относительной силы уменьшаются. В видах спорта, где приходится иметь дело с применением снарядов предельного веса или другими отягощениями,
результат в большей мере зависит от показателей абсолютной силы [5]. Высокие же показатели относительной силы имеют определяющее значение в
видах спорта, включающих перемещение спортсменкой своего тела в пространстве без дополнительных внешних отягощений (прыжки в высоту, длину и др.), а также в тех видах спорта, где нужно ограничивать свой вес в рамках установленных весовых категориях (в боксе, борьбе, тяжелой атлетике)/
По данным некоторых работ 43% от общего времени игры баскетболистки действуют максимально активно и пробегают за матч в среднем 7,2
км, выполняют около 5- 7 прыжков и перемещаются 107- 120 м в минуту, за
10 минут абсолютного игрового времени делают 42- 46 рывков, 21- 25 прыжков, 5- 8 бросков в корзину, 23 удара мячом при ведении [10;19; 21].
Ю.М. Портнов [33] определил, что за игру команды производят 96120 атак, из которых 80- 83% приходится на нападение быстрым прорывом,
интенсивность двигательной деятельности баскетболисток по ЧСС находится
в пределах 160 - 180 уд/мин.
Ю.В. Озеров [29] отмечает, что около 70% всех технических приемов
баскетболистки выполняют на максимальных скоростях движения, в безопорном положении и трудных по координации движений условиях.
Автор считает, что скоростно-силовая подготовка игроков включает в
себя следующие действия: рывки на высокой скорости, сочетающиеся с различными приемами нападения и защиты; прыжки с оптимальными и максимальными усилиями в условиях активной борьбы с соперником; технические приемы, включающие быстрые передачи мяча на большие расстояния.
В связи с этим необходимо отметить основные требования, предъявляемые, по мнению В.М. Корягина [19] к скоростно-силовой подготовке баскетболистов: максимальность проявления в наиболее короткие промежутки
времени; устойчивость проявления в связи с режимом работы; структурность проявления в конкретных навыках; способность к мгновенному переходу от расслабления к максимальному напряжению и обратно.
Поскольку бег в сочетании с прыжками составляют основное содержание двигательной деятельности баскетболисток, то скоростно-силовые качества являются основой специальной физической подготовленности спортсменок. А проблема развития прыгучести всегда оставалось и остается актуальной в плане совершенствования специальной физической подготовки игроков.
Основные технические приемы в баскетболе как атакующие, так и оборонительные, выполняются в безопорном положении, т.е. прыжковые действия являются важным элементом структуры индивидуальных действий
баскетболистов. Анализ данных о количестве скоростно-силовых действий и о количественных показателях скоростно-силовых возможностей
баскетболисток разного возраста и амплуа в процессе соревновательной дея-
тельности, показал, что они носят противоречивый характер, нет единого
мнения специалистов по рассматриваемому вопросу [3]. Эти разногласия в
показателях могут быть связаны с различной методикой записи игр, разным возрастом и квалификацией баскетболисток, а также с различным
уровнем (рангом) соревнований, наблюдаемых исследователями.
Отличительной особенностью технического мастерства в спортивных
играх является наличие широкого комплекса двигательных действий, требующих высокого уровня развития способности к проявлению взрывных усилий и обладающих определенной приспособительной вариативностью к переменным соревновательным условиям.
О.С. Голуб [14] определил, что из общего числа приемов, выполняемых баскетболистами в процессе игры, на долю передач приходится 36%, ведения - 23%, бросков - 23%, борьбы у щита - 11% и на овладение мячом - 7%.
Из общего количества прыжков, совершаемых игроками, 83% они выполняют, отталкиваясь двумя ногами и 17% одной ногой.
По данным [21] при овладении мячом, отскочившим от корзины (на
своем щите), баскетболистки совершают 68,8% прыжков с отталкиванием
двумя ногами и 31,2% после отталкивания одной ногой. Причем степень использования прыжка с отталкиванием двумя ногами растет с повышением
уровня мастерства спортсменок.
Специалистами неоднократно отмечалось отставание в эффективности
выполнения технических приемов, структурно связанных с проявлением скоростно-силовых способностей. Хотя по данным А.В. Беляева [3] между высотой прыжка и овладением мячом при борьбе за отскок, а также прыжковой
выносливости и активности борьбы за отскок мяча существует высокая взаимосвязь (соответственно - 0,82 и 0,68).
Таким образом, мы приходим к заключению, что игровая деятельность
баскетболисток во многом зависит от уровня развития скоростно-силовой
подготовленности спортсменок, так как она является основой специальной
физической подготовленности и оказывает существенное влияние на эффек-
тивность выполнения технических действий. При этом технические приемы,
структурно связанные с проявлением скоростно-силовых способностей, являются ведущими в арсенале баскетболисток и оказывают решающее влияние на результат игры в целом.
1.3 Особенности методики и выбора средств скоростно-силовой
подготовке в спортивных играх
В настоящее время уровень развития игры в баскетбол требует от
спортсменок максимальных проявлений скоростно-силовых способностей в
различных игровых ситуациях.
Интенсификация игровой деятельности обусловливается возрастанием
скорости атак, повышением темпа игры, увеличением удельного веса быстрого прорыва и прессинга [10]. Баскетболисткам необходимо уметь выполнять технические приемы на высокой скорости и сохранять ее на протяжении
всего матча. Это подтверждается анализом педагогических исследований за
тренировочной и соревновательной деятельностью баскетболисток, проводимых целым рядом исследователей [15; 19; 26].
Методика воспитания скоростно-силовых способностей характеризуется в абсолютном большинстве видов спорта применением непредельных отягощений, и во всех видах - установкой на максимально возможную скорость
и ускорение выполняемых действий. Согласно проведенных исследований
по данному вопросу [5] существует ряд методов, направленных на воспитание скоростно-силовых способностей.
Метод максимальных усилий. Он включает упражнения с субмаксимальными, максимальными и сверхмаксимальными отягощениями и сопротивлениями. Тренирующее воздействие метода направлено преимущественно
на усовершенствование возможности центральной моторной зоны генерировать мощный поток возбуждающий импульсации на мотонейроны, а также на
увеличение мощности механизмов энергообеспечения мышечных сокраще-
ний.
В баскетболе этот метод предполагает использование упражнений с
предельно высокими отягощениями, которые баскетболист может поднять не
более 2-3 раз. Для обеспечения восстановления интервалы отдыха между
упражнениями должны быть в пределах 5 минут при одном занятии в неделю [29].
Метод повторных усилий. Этот метод тренировки, в котором в качестве основного тренирующего фактора является непредельный вес отягощения (или сопротивления), а количество повторений упражнения с оптимальным или субмаксимальным весом. При воспитании силовых способностей
баскетболистов используют метод выполнения упражнений «до отказа», основу которого составляет повторное выполнение упражнений, сходных по
структуре с элементами баскетбола, с непредельными отягощениями (60-70%
от максимума): выполнять
упражнение
«до
отказа»,
но
количество
подходов ограничивать; выполнять фиксированное количество повторений
упражнения, а количество подходов «до отказа»; выполнять «до отказа» и
количество повторений и количество подходов.
Метод сопряженных воздействий. Этот метод основан на взаимосвязи
развития физических качеств и двигательных навыков. Для этого используют
специальные упражнения, направленные на развитие необходимых двигательных качеств при условии их динамического соответствия биомеханическим и анатомо-физиологическим особенностям двигательной деятельности
баскетболиста. Метод сопряженных воздействий используют на специальном
и предсоревновательном этапах подготовки баскетболистов, а также в соревновательном периоде, когда необходимо увязывание задач физической, технической, тактической подготовки в условиях дефицита времени на физическую подготовку [33].
«Ударный» метод. Этот метод применяется для развития амортизационной и «взрывной силы» различных мышечных групп. При тренировке
мышц ног наиболее широко используются отталкивания после прыжка в глу-
бину с дозированной высоты. Приземление должно быть упругим, с переходом в амортизацию. Возможно применение «ударного» метода и для тренировки других мышечных групп с отягощениями или весом собственного тела. При выполнении упражнений ударного характера необходимо учитывать
следующее: величина ударной нагрузки определяется весом груза и высотой
его свободного падения, оптимальное сочетание того и другого подбирается
эмпирически в каждом конкретном случае, однако преимущество всегда следует отдавать большей высоте, нежели большему весу; амортизационный
путь должен быть минимальным, но достаточным для того, чтобы создать
ударное напряжение в мышцах. Поэтому исходная поза (имеется в виду углы
в суставах) должна соответствовать положению, при котором начинается рабочее движение в специализируемом упражнении;
ударной тренировке
должна предшествовать хорошая разминка с интенсивной «проработкой» рабочих групп мышц; дозировка ударного упражнения не должна превышать
ориентировочно 5-8 движений в одной серии, более точно ее величина определяется с учетом используемого груза и уровня подготовленности занимающихся.
Для развития «взрывной силы» и реактивной способности нервномышечного аппарата применяется весь арсенал средств силовой подготовки,
как отдельно, так и в комплексе: упражнения с отягощениями; прыжковые
упражнения; упражнения с «ударным» режимом работы мышц; изометрические упражнения.
Прыжковые упражнения применяются для развития «взрывной силы»
мышц ног и выполняются с однократными и многократными отталкиваниями
с максимальными усилиями [5]. Однократные прыжки бывают с места, с
подхода, с напрыгивания. В одной серии выполняется 4-6 прыжков с произвольным отдыхом, всего 2-4 серии. Многократные прыжки включают от 3 до
10 отталкиваний с места одной или двумя ногами, например, тройной, пятикратный прыжки. В одном подходе выполняется 3-4 повторения, а в серии- 23 подхода с отдыхом между ними 3-4 минуты [14].
В тех случаях, когда «ударный» метод применяется для совершенствования прыгучести, т.е. взрывной силы и реактивной способности мышцразгибателей ног и туловища, можно обойтись без дополнительного отягощения и использовать для ударной стимуляции мышц вес собственного тела,
например, выполнять энергичное отталкивание вверх или вверх-вперед после
прыжка в глубину с некоторой высоты. Оптимальная глубина прыжка
определяется подготовленностью спортсмена и должна обеспечивать развитие значительного динамического усилия без замедления переключения
мышц с уступающей на преодолевающую работу мышц. Необходимо учитывать, что прыжок в глубину требует специальной предварительной подготовки, включающей значительный объем прыжковых упражнений и упражнений
со штангой. Начинать следует с небольшой высоты, постепенно доводя ее до
оптимальной, дозировка (при активном отталкивании вверх) не должна превышать 4 серии по 10 раз для хорошо подготовленных спортсменов и 2-3 серии по 6-8 раз для менее подготовленных. Отдых между сериями заполняется
легким бегом и упражнениями на расслабление в течении 6-8 минут [3].
Тренирующий эффект прыжков в глубину для развития взрывной силы
исключительно высок. Они не имеют себе равного в этом отношении среди
других средств силовой подготовке, это подтверждено серией исследований.
«Ударный» метод развития силы мышц уже занял прочное место в
спортивной практике и в значительной мере решает проблемы экономизации
тренировки, так как обеспечивает достижение высокого уровня специальной
подготовленности при минимальных затратах времени [5].
Интервальный и соревновательный метод. Использование этих методов дает возможность добиться наибольшего эффекта для развития скоростно-силовых способностей. Как показали специальные исследования [19] в
процессе воспитания скоростно-силовых качеств должны решаться следующие задачи:
повышение скоростно-силового потенциала специфических
мышечных групп; повышение степени его использования (утилизации) при
выполнении основного положения.
Авторами указывается, что при выборе средств, направленных на развитие скоростно-силовых способностей, необходимо учитывать следующие
моменты: биомеханическое соответствие применяемых средств характеру и
структуре движений основной двигательной деятельности спортсмена; соответствие режимов работы мышц особенностям их проявления в соревновательных движениях (в баскетболе в игровых ситуациях); определенное соотношение объемов в выполнении основного упражнения, специальных и специально-вспомогательных упражнений.
Анализ литературных источников [32] показал, что большинство авторов для развития скоростно-силовых способностей спортсменов различных
специализаций использовали средства, которые можно выделить в три группы: общеразвивающие упражнения; прыжковые упражнения - прыжки через
предметы, прыжки со скакалкой, выпрыгивания из разных исходных положений, на месте и с продвижением, прыжки с доставанием подвешенных
предметов, выпрыгивания после прыжка в глубину (прыжок-отскок) с различной высоты и т.д ; упражнения с отягощениями - штанга, гиря, гантели,
ядра, гриф от штанги, утяжеленные пояса, манжеты, набивные мячи и т.д.
В спортивных играх соревновательная деятельность спортсменов связана с выполнением большого объема скоростно-силовых действий, в связи с
этим, поиск и выбор эффективных средств и методов развития скоростносиловых способностей является важным условием достижения высоких
спортивных результатов.
По мнению С.С. Стонкус [35] совершенствование силовой подготовки
баскетболисток должно быть направлено на: развитие и поддержание абсолютной (максимальной) силы мышц; повышение градиента силы, т.е. проявление максимума усилия за более короткое время; формирование умений
концентрировать рабочее усилие на начальном участке амплитуды движений; улучшение способности проявлению максимума усилия в момент переключения от уступающей работы к преодолевающей с сокращением времени
амортизационной фазы.
В последнее время в спортивных играх, совершенствование скоростносиловой подготовленности идет по пути структурного и качественного сходства с техническими действиями в игре. Такие упражнения, как ловля мяча в
прыжке, приемы борьбы за отскок мяча от щита, добивание мяча в различных тактических связках способствуют развитию и поддержанию скоростносиловых способностей.
В.Н. Палышева [31] включала в тренировочные занятия передвижения
в защитной стойке, спиной вперед с отягощением на спине или на плечах с
весом, близким к собственному, тем самым сопряжено развивал скоростносиловые способности и совершенствовал технику передвижения игроков.
Целесообразность применения небольших отягощений (от 1,5 до 5,5 кг)
в структуре игровых двигательных навыков подтверждается исследованиями,
проведенными различными авторами [3; 10; 21] .Они приходят к выводу, что
использование упражнений с небольшими отягощениями (манжеты со свинцовыми вкладышами на руки - 2-3 кг; манжеты на ноги - 3-4 кг; пояс - 5-7 кг.)
в структуре двигательного навыка не оказывает стойких отрицательных влияний на точность технических действий. Такие упражнения положительно
влияют на динамику и устойчивость навыка броска в прыжке и позволяют
целенаправленно влиять на частичную перестройку отдельных элементов игровых двигательных действий. Однако, как показал анализ научнометодической литературы, все выше перечисленные средства, применяемые
в тренировке спортсменов, не всегда позволяют
сочетать работу мышц в
условиях сопряженного развития физических качеств и совершенствование
техники соревновательного упражнения.
Кроме того, как считают специалисты [2; 26] общепринятыми средствами добиться требуемых сдвигов скоростно-силовой подготовки спортсменов становится все труднее, так как тренировочные упражнения часто не
позволяют обеспечить необходимую мощность работы мышц. Это связано,
прежде всего, с тем, что мощность взаимодействия спортсменов с внешней
средой в тренировочных упражнениях ниже, чем в соревновательных, тем
более рекордного уровня.
Успешное решение этой проблемы большинство специалистов видят в
создании и применении, так называемых «нетрадиционных» средств развития скоростно-силовых способностей, к которым относится электростимуляция. Такая теория использования нетрадиционных подходов в подготовке
спортсменов была дополнена и развита многочисленными последующими
исследованиями, показавшими перспективность этих путей для достижения
высоких спортивных результатов .
Глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Методы исследования
В процессе исследования для решения задач применялись следующие
методы:
1. Анализ литературных источников.
В процессе исследования изучалась специализированная научнометодическая литература, раскрывающая вопросы особенностей развития
скоростно-силовых способностей, а также ее роль в системе подготовки
баскетболистов. Анализ литературных источников осуществлялся для постановки задач, подбора методов и разработки организации исследования. Полученные в ходе этого данные помогли разработать экспериментальную методику обеспечивающую возможность развития скоростно-силовых
способностей, а также рационально спланировать тренировочный процесс.
2. Педагогические наблюдения. В начале исследования были проведены педагогические наблюдения с целью получения сведений о тренировочном процессе детей 10-11 лет занимающихся баскетболом, сбора первичной
информации о спортсменах, уточнения гипотезы и методики исследования.
Объектами педагогических наблюдений являлись средства и методы тренировки спортсменов, характер и величина физической нагрузки.
3. Контрольные испытания.
Они проводились на подготовительном и заключительном этапах педагогического эксперимента и включали в себя следующие тесты оценивающие развития скоростно-силовых способностей:
Для оценки скоростно-силовых качеств использовались следующие
тесты
1. Бег по дистанции 30 м.
Описание теста. Выполняется с высокого старта. Секундомер запускается по первому движению игрока. Финиш фиксируется по общепринятым
правилам
2. Тройной прыжок в длину с места.
Описание теста. Испытуемый встает на контрольную линию, справа от
которой лежит измерительная лента, не заступая носками за нее. Первый
прыжок выполняется от линии толчком двумя ногами с последующим приземлением на одну ногу, затем выполняется второй прыжок с приземлением
на маховую ногу, третий прыжок совершается толчком одной маховой ноги с
последующим приземлением на обе ноги. Испытуемый старается, приземлится как можно дальше. Результат измеряется в сантиметрах, с точностью
до одного сантиметра, по точке приземления пятками. Выполняется 3 попытки, засчитывается лучшая попытка.
3. Метание набивного мяча (1 кг) из-за головы в положении сидя.
Описание теста. И.п. – сед ноги врозь. Ноги не должны пресекать контрольную линию, справа от которой лежит измерительная лента. Затем берет
набивной мяч весом 1 кг. и метает его из-за головы в длину, стараясь, чтобы
мяч приземлился как можно дальше. Результат записывается в метрах, с точностью до одного сантиметра, по точке приземления мяча. Выполняется 1
попытка.
4. Педагогический эксперимент. Он проводился с целью оценки эффективности разработанной методики
направленной на развитие скоростно-
силовых способностей у детей 10-11 лет занимающихся баскетболом.
5. Методы математической статистики: Методы статистической обработки полученных данных. Данные цифрового материала, полученные в процессе педагогического эксперимента обрабатывались на компьютере
с
целью определения достоверности различий по t – критерию Стьюдента (см.
приложение А- В).
2.2. Организация исследований
В эксперименте определяющим эффективность разработанной методики направленной на развитие скоростно-силовых способностей приняло
участие 20 испытуемых в возрасте 10-11 лет занимающихся баскетболом.
Он проводился на базе МОУ ДОД ДЮСШ № 5 г. Белгорода. Педагогический эксперимент состоял из трех взаимосвязанных этапов: констатирующего, формирующего и обобщающего.
1. Подготовительный этап (январь-июнь 2013). Носил констатирующий
характер и был посвящен анализу особенностям
развития скоростно-
силовых способностей. Вместе с этим формулировались и уточнялись цель,
задачи, гипотеза исследования, определялись методы педагогического контроля, этапы педагогического эксперимента. Разрабатывалась программа исследования с определением основного направления работы. Одновременно
проводились наблюдение и анализ за учебно-тренировочными занятиями девочек 10-11 лет занимающихся баскетболом.
Результаты наблюдений показали, что действия, носящие скоростно-силовой
характер, составляют значительную часть всей деятельности игроков.
2. Основной этап (август 2017 г. – декабрь 2017 г.) имел формирующую
направленность и предопределял проведение педагогического эксперимента.
На этом этапе с помощью метода попарного отбора был определен состав
контрольной и экспериментальной группы по 10 человек в каждой. Определение состава групп произошло в результате предварительного тестирования. В экспериментальной группе при развитии скоростно-силовых способностей использовалась разработанная методика.
3. Заключительный этап (январь 2018 г). Имел обобщающий характер.
В нем осуществлялась оценка эффективности
разработанной
методики
направленной на развитие скоростно-силовых способностей у детей 10-11
лет занимающихся баскетболом. На этом этапе проводилось итоговое тестирование, по результатам которого осуществлен сравнительный анализ полученных данных и сделаны заключительные выводы о целесообразности
применения данной
методики. Результаты педагогического эксперимента
обрабатывались с помощью математико-статистических методов и оформлялись в виде выпускной квалификационной работы.
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждения
3.1 Исходный уровень развития скоростно-силовых способностей
В начале формирующего этапа педагогического эксперимента нами
были проведены контрольные испытания среди детей 10-11 лет занимающихся баскетболом. Для выявления исходного уровня развития скоростно-силовых показателей были использованы 3 теста: бег 30 м. с высокого
старта, тройной прыжок в длину с места и метание набивного мяча (1 кг)
из-за головы в положении сидя.
Таблица 1
Результаты сравнительного анализа исходных показателей
занимающихся в контрольной и экспериментальной группах.
Тесты
Бег 30 м с высокого
старта, (с)
Тройной прыжок в
длину с места (см)
Метание набивного
Группы
n
x
Экспер
10
5,2
Контрольная 10
10
428
0,02 0,007
Контрольная 10
429
0,01 0,004
655
1,76 0,55
Экспер
дя(см)
Контрольная
10
p
0,58 > 0,05
0,08 0,02
Экспер
t
0,08 0,03
5,2
мяча (1 кг) из-за головы в положении си-
m
0,97 > 0,05
1,60 > 0,05
10
653
2,11 0,67
В ходе предварительного контрольного испытания используя метод
попарной выборки, позволило нам сформировать 2 группы по 10 человек,
которые приняли участие в педагогическом эксперименте.
Результаты, приведенные в таблице 1, позволяют утверждать, что до
начала формирующего этапа педагогического эксперимента экспериментальная и контрольная группы находятся в равной степени подготовленности.
Данное утверждение подтверждают среднеарифметические показатели в те-
стах: тройной прыжок в длину с места, так в экспериментальной группе исходные показатели – 428 см а в контрольной – 429 см; в метание набивного
мяча (1 кг) из-за головы в положении сидя в экспериментальной группе исходные показатели –655 см а в контрольной – 651см; в беге 30 м. с высокого старта в экспериментальной группе исходные показатели – 5,2 сек. а в
контрольной – 5,2 сек.
Сравнение двух выборочных средних значений для независимых выборок по формуле t- критерия Стьюдента показало, что достоверных различий в показателях экспериментальной и контрольных групп нет (p >0,05).
Для сравнения
уровня
игровой подготовки
мы провели 5 кон-
трольных игр между командами «А» экспериментальная группа
и «Б»
контрольная группа, которые состояли из двух таймов по 15 минут. В
каждом тайме, каждые 5 минут на площадке играли разные пятерки игроков.
Результаты игр были следующими:
«А»-«Б»
32 : 27
«А»-«Б»
33 : 36
«А»-«Б»
40 : 37
«А»-«Б»
36 : 38
«А»-«Б»
31 : 35
Из 5 встреч 3 победы одержала команда «Б» и 2 победы команда «А».
Общий счет набранных очков в 5 встречах таков: команда «А» - 172 очка,
Команда «Б» - 173 очка. Эти игры показали примерно одинаковую техникотактическую подготовку игроков команд «А» и «Б».
Таким образом, это дает нам основания считать исходные показатели
развития
скоростно-силовых способностей
трольной
группе
в экспериментальной и кон-
равными. Следовательно, состав экспериментальной и
контрольной группы определены правильно.
3.2 Методика развития скоростно-силовых способностей у детей
10-11 лет занимающихся баскетболом
В эксперименте, направленном на совершенствование развития скоростно-силовых способностей приняло участие 20 испытуемых (девочки) в
возрасте 10 -11 лет занимающихся баскетболом. Он проводился в течение
5 месяцев охватывающим подготовительный и соревновательный периоды.
Для обеспечения оптимальных условий качественного проведения
учебно-тренировочного процесса в целом и каждой тренировки в отдельности в начале эксперимента определялся
исходный уровень развития
скоростно-силовых способностей. На основе полученных данных, в экспериментальной и контрольной группе для удобства проведения исследования, на основе метода попарной выборки мы подвергли анализу 10
баскетболисток.
За период проведения эксперимента, как в контрольной, так и в
экспериментальной группе было проведено 130 учебно-тренировочных занятий. Продолжительность тренировочного занятия составляло 90 минут.
Схема тренировки в обеих группах была одинаковой. В экспериментальной группе применялась разработанная нами методика с использованием
метода сопряженного воздействия, где скоростно-силовая подготовка носила в основном специальный характер. Упражнения по развитию скоростно-силовых способностей по структуре движения и характеру нервномышечных усилий были близки к игровым действиям в баскетболе (см приложения 3, 4). В контрольной группе применялись скоростно-силовые
упражнения, оказывающие в основном общее воздействие.
Объѐм упражнений скоростно-силовой направленности в экспериментальной группе на каждом занятии был таким, чтобы оказывать выраженное воздействие на организм, и не приводить к сильному утомлению. Это
позволяло добиваться эффекта суперкомпенсации.
Поэтому на развитие
скоростно-силовых способностей в тренировки выделялось 15 -20 минут.
В связи с тем, что по данным В.М. Дьячкова, при использовании
только скоростно-силовых упражнений не удается существенно повысить
уровень максимальной силы, т.к. в быстрых движениях воздействие на нервно-мышечный аппарат очень кратковременно, то скоростно-силовой подготовке предшествовала
силовая подготовка, где применялись собственно-
силовые упражнения.
Для того чтобы не наступала адаптация организма к нагрузкам скоростно-силового характера объем, характер и интенсивность выполнения
заданий менялся каждые 4 недели. Нагрузка в течение четырѐх недель менялась волнообразно: в первую и третью неделю - низкая, во вторую и
четвѐртую неделю — высокая.
Занятия носили интегральный характер, где развитие скоростносиловых способностей шло через технику конкретных приемов игры.
Взаимосвязь физической и технической подготовки достигался следующим
образом:
1) развитием скоростно-силовых способностей, необходимых для выполнения конкретного приема игры;
2) развитием скоростно-силовых способностей в рамках структуры
приемов.
Общий объем нагрузки характеризовался следующими компонентами:
а) суммой прыжков в прыжковых упражнениях; б) количеством метров - в
беге на скорость; в) суммарным весом отягощений в серии, и количеством
серий при развитии силовых способностей.
Экспериментальная группа выполняла серийные прыжковые упражнения либо на мягкой поверхности, либо на гимнастическом мате. Количество
повторений в серии зависело от состояния физических кондиций, игрового
амплуа спортсмена и целей тренировки (10-12 или 12-15). Количество серий
в тренировки 3-5, интервалы отдыха между упражнениями – 15-20-25 с,
между сериями - от 1 до 2 мин.
Интенсивность нагрузки определялась количеством прыжков за единицу времени, количеством пробегаемых отрезков за единицу времени, количеством повторений в серии. Контроль за воздействием нагрузки осуществляется по ЧСС: работа в диапазоне ЧСС от 140 до 160 уд/мин в зависимости от
поддерживающего или развивающего характера задач, соответствующих индивидуальным особенностям спортсмена.
3.3. Анализ эффективности разработанной методики по развитию
скоростно-силовых способностей
На заключительном этапе педагогического эксперимента осуществлялась оценка влияния разработанной методики развития скоростно-силовых
способностей у детей 10-11 лет занимающихся баскетболом. По данным
тестирований бег 30 м. с высокого старта, тройной прыжок в длину с места, метание набивного мяча (1 кг) из-за головы в положении сидя, были составлены сводные таблицы динамики и анализа итоговых показателей которые показали испытуемые контрольной и экспериментальной группы в
процессе педагогического эксперимента (см. табл. 2 и рис. 1 – 3).
Таблица 2
Сводная таблица динамики показателей занимающихся в контрольной и
экспериментальной группах
Тесты
Экспе-
Экс. гр.
Кон. гр.
римент
n = 10
n = 10
X
m
X
Р
m
Бег 30 м с высокого
до
5,2
0,02
5,2
0,02
0,05
старта, (с)
после
4,7
0,04
4,9
0,02
0,05
Тройной прыжок в
до
428
0,007
429
0,004
0,05
длину с места (см)
после
495
0,01
486
0,01
0,05
Метание набивного
до
655
0,55
653
0,67
0,05
мяча (1 кг) из-за голо-
после
722
0,39
710
0,46
0,05
вы в положении сидя
В результате
проведѐнного
сравнения
полученных
результатов
можно судить о динамики роста показателей развития скоростно-силовых
способностей в тесте бег на дистанцию 30 м с высокого старта. Разница показателей у испытуемых экспериментальной группы улучшилось на
– 0, 5 сек, и составило – 4,7 сек. Количественные изменения составили
улучшение на 11 %. Средняя скорость контрольной группы улучшилось на – 0, 3 сек, и составило – 4,9 сек. Количественные изменения составили улучшение на 7 %.
Эксперимент. груп.
Контр. груп
3,8
3,7
3,1
4
3,3
3
2
1
0
До эксп
После эксп.
Рис. 1. Динамика показателей в тесте «бег на 30 м
с высокого старта», (с)
В
результате
проведѐнного
сравнения
полученных
результатов
можно судить о динамики роста показателей развития скоростно-силовых
способностей в тесте тройной прыжок в длину с места. Разница показателей у баскетболисток экспериментальной группы улучшилось на — 67
см, и составило — 495 см. Количественные изменения составили улучшение на 11,8 %. Средние показатели контрольной группы улучшилось на
— 57 см, и составило — 486 см. Количественные изменения составили
улучшение на 10,2 %.
Эксперимент. груп.
Контр. груп
495
486
600
580
560
429
428
540
520
500
480
До эксп
После эксп.
Рис.2. Динамика показателей в тесте «тройной прыжок в длину
с места», (см)
В результате проведѐнного сравнения полученных результатов можно
судить о динамики роста показателей развития скоростно-силовых способностей в тесте метание набивного мяча (1 кг) из-за головы в положении
сидя у баскетболисток экспериментальной группы улучшилось на — 67
см, и составило — 722 см. Количественные изменения составили улучшение на 9,8 %. Средние показатели контрольной группы улучшилось на —
59 см, и составило — 710 см. Количественные изменения составили
улучшение на 8,5 %
Эксперимент. груп.
Контр. груп
722
740
720
700
680
660
640
620
600
655
До эксп
653
После эксп.
710
Рис. 3. Динамика показателей в тесте метания набивного мяча, (м)
Итоговые результаты, полученные при окончании педагогического
эксперимента, были обработаны математико-статистическими методами с
помощью компьютерной программы. Сопоставление результатов тестирования экспериментальной и контрольной групп по контрольным упражнениям, представленные в таблицах, показывает, что в значение критерия t –
Стьюдента ниже табличного значения (р < 0,05) см. приложение 1-3.
Статистическая обработка контрольных измерений до и после эксперимента при использовании разработанной методики показала, что во
всех группах произошло улучшение результатов. Однако исследовав результаты эксперимента, можем с уверенностью сказать, что темпы прироста
показателей развития скоростно-силовых способностей в экспериментальной группы более высоки, чем темпы прироста данных показателей в контрольной группе.
Для того, чтоб проверить влияние разработанной методики по развитию на эффективность игровой деятельности и полностью убедиться в
объективности результатов в конце эксперимента
нами, были проведены
5 контрольных встреч. Во всех 5 встречах победу одержала команда «А».
Результат встреч команд «А» и «Б».
1.
2.
«А»-«Б»
«А»-«Б»
47:39
45:40
3.
«А»-«Б»
52:43
4.
«А»-«Б»
42:37
5.
«А»-«Б»
44:40
Общий счет набранных очков 230:199.
Таким образом, результаты
эксперимента показали явное преимущество команды «А» (экспериментальная группа) в игровом плане, в учебно-тренировочном процессе которой использовалась разработанная нами методика.
ВЫВОДЫ
В результате проведенного педагогического эксперимента нами были
сделаны следующие выводы:
1. Анализ литературных источников показал, что в последнее время не
уделяется должного внимания развитию скоростно-силовой подготовки детей 10-11 лет занимающихся
баскетболом.
Для
развития
скоростно-
силовых способностей необходимо подбирать упражнения, как общего,
так и специального воздействия основываясь на принципе динамического соответствия
2. Исходные результаты уровня скоростно-силовых способностей позволяет утверждать, что до начала формирующего этапа педагогического эксперимента экспериментальная и контрольная группы находятся в равной
степени подготовленности.
3. В результате теоретического анализа была разработана методика занятий по развитию скоростно-силовых способностей с использованием метода сопряженного воздействия.
4. Результаты педагогического эксперимента показали положительное
влияние разработанной методики тренировочных занятий по развитию скоростно-силовых способностей. Сопоставление результатов тестирования экспериментальной и контрольной групп по контрольным упражнениям, представленные в таблицах, показывает, что в значение критерия t – Стьюдента
ниже табличного значения (р < 0,05).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баскетбол. Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ,М.: Советский спорт, 2004. - 100с.
2. Баскетбол теория и методика обучения: Учебное пособие для педагогических вузов: /Под ред. Ю.М. Портнова. – Пенза, 2001. – 251 с.
3. Беляев, А.В. Прыжковая подготовка баскетболистов в подготовительном
периоде на основе анализа их соревновательной деятельности. - Теория и
практика физической культуры - 2004. - №3. - с.37 - 38.
4. Бойко, В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. - М.: ФиС, 1987. - 144 с.
5. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки
спортсменов. - М.: ФиС, 1988. - 331 с.
6. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного
процесса. -М.: Физкультура и спорт, 1985. - 176 с.
7. Верхошанский, Ю.В., Гансенко И.О. Влияние силовых нагрузок на организм в процессе его возрастного развития. - М., 1989. - 166 с.
8. Гендзегольскис, Л.И. Физиологические основы спортивной тренировки. –
М.: Физкультура и спорт,1990 г.
9. Годик, М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. - М.:
Физкультура и спорт, 1980.-136с.
10.Гомельский, А.Я. Научно-методические основы системы спортивной тренировки баскетбольных команд высших разрядов. - М.: ФиС, 1972
11.Гомельский, А.Я. Баскетбол. Секреты мастера - 1000 баскетбольных
упражнений. - М.: Фаир, 1997. - 222 с.
12.55.Гомельский, А.Я. Энциклопедия баскетбола от Гомельского. - М.:
Фаир-Пресс, 2002. - 352с.
13.Губа В.П., Шестаков М.П., Бубнов Н.Б., Борисенков Н.П. Измерения и
вычисления в спортивно-педагогической практике: Учебное пособие для
вузов физической культуры. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 211 с.
14.Гужаловский, А.А., Голуб О.С. Динамика развития скоростно-силовых
способностей юных баскетболистов 10 - 17 лет с учетом паспортного и
биологического возраста :// Теор. и практ. физ. культ. 1986, №1, с. 33 - 34.
15.Дьячков, В.М. Совершенствование технического мастерства спортсменов.
– М.: Физкультура и спорт, 1972. – 158 с.
16.Железняк, Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности
в физической культуре и спорте. -М.: АСАДЕМА, 2002.
17.Захаров, Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической
подготовки: Методические основы развития физических качеств. - М.:
Лептос, 1994. - 368 с.
18.Казаков, СВ. Спортивные игры: энцикл. справочник. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - (Планета спорт). - 448с.
19.Корягин, В.М. Подготовка высококвалифицированных баскетболистов. .Львов:Изд-во «Край», 1998, - 192 с.
20.Кузнецов, В.В. Силовая подготовка спортсменов высших разрядов. - М.:
ФиС, 1970. - 207 с.
21.Кузнецов, В.В. Проблемы скоростно-силовой подготовки высококвалифицированных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 133 с.
22.Куликов, Л.М. Управление спортивной тренировкой: системность, адаптация, здоровье. - М: ФОН, 1995.
23.Лищенко, В.Е. Некоторые черты построения многолетней тренировки высококвалифицированных спортсменов в технически сложных видах спорта В кн.: Теория и методика спорта. Избранные проблемы теории спорта
и построения спортивной тренировки .- М.: ГЦОЛИФК, 1992, с. 61-77.
24.Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки./ Л.П. Матвеев. -М.: Физкультура и спорт, 1977. - 280 с.
25.Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры . - М.: Физкультура и спорт. 1991. - 543 с.
26.Мацак, А.Б., Обухов, В.Н., Сысоев, В.И., Чернов, СВ. Особенности специальной физической подготовки квалифицированных баскетболисток и
баскетболистов в подготовительном периоде / Методические рекомендации. М., 2002. - 108с.
27. Менхин, Ю.В. Физическая подготовка спортсмена. Учебное пособие . М.: ГЦОЛИФК, 1993. - 88 с.
28. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать.- М.: Астрель,
2002.
29. Озеров, Ю.В. Исследование системы скоростно-силовой подготовки
баскетболистов высшей квалификации // Теор. и практ. физ. культ. 1996,
№1, с. 33 - 38.
30. Основы управления подготовкой юных спортсменов :/ Под общ. ред М.Я.
Набатниковой. М.: Физкультура и спорт, 1998.
31.Палышева, В.Н. Исследование эффективности упражнений, направленных
на воспитание способности проявлять максимальные усилия в кратчайшее
время. - М.: ФиС, 1983.
32. Платонов, В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском
спорте. - Киев: "Олимпийская литература", 1997. - 459 с.
33. Портнов, Ю.М. Теоретические и научно-методические основы подготовки квалифицированных спортсменов в игровых видах спорта.- М.: ФиС,
1996. - 200 с.
34. Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства: Учеб.
для студ. заведений :/Под ред. Ю.Д.Железнякова, Ю.М. Портнова.-М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 400 с.
35. Стонкус, С.С. Индивидуальная тренировка баскетболистов. -М.: Физкультура и спорт, 1997. - 118 с.
36. Уилмор Дж.Х., Костил Д.Л. Физиология. - Киев: Олимпийская литература, 2001. - С. 85-111.
Приложение 1
Статистическая обработка в тесте бег на 30 м с высокого старта, (см)
Экспериментальная
Контрольная
xi (до) 1
Yi после 3
10
10
10
10
n Объем выборки
5,2300
4,7000
5,2500
4,9400
сред.арифм
0,021
0,042
0,027
0,022
станд ошибка ср.ар.
0,0046
0,0178
0,0072
0,0049
сигма (дисперс.)
0,067
0,133
0,085
0,070
стандарт.отклонение
1,58537
3,63636
F критерий
0,05
0,05
3,17889
3,17889
да!
нет
0,03432
0,04761
Sx-y стандартная ошибка разности
0,58277
5,04101
t критерий
0,05
0,05
2,100922
xi (до) 1 Yi после 3
уровень значимости
F критическое
дисперсии равны
уровень значимости
2,1603687 t критическое
нет
да!
0,5672769
0,000226
различия достоверны
необходимый уровень значимости
Приложение 2
Статистическая обработка в тесте тройной прыжок в длину с места, (см)
Экспериментальная
Контрольная
xi (до) 1
Yi после 3
10
10
10
10
4,2840
4,9500
4,2920
4,8640
сред.арифм
0,007
0,014
0,004
0,019
станд ошибка ср.ар.
0,0005
0,0020
0,0002
0,0037
сигма (дисперс.)
0,023
0,045
0,012
0,061
стандарт.отклонение
3,41176
1,82637
F критерий
0,05
0,05
3,17889
3,17889
нет
да!
0,00816
0,02391
Sx-y стандартная ошибка разности
0,97980
3,59724
t критерий
0,05
0,05
2,1603687
нет
0,3450698
xi (до) 1 Yi после 3
n Объем выборки
уровень значимости
F критическое
дисперсии равны
уровень значимости
2,10092204 t критическое
да!
различия достоверны
0,00205981 необходимый уровень значимости
Приложение 3
Статистическая обработка в тесте метание набивного мяча, (см)
Экспериментальная
Контрольная
xi (до) 1
Yi после 3
10
10
10
10
n Объем выборки
655
722
653,
710
сред.арифм
0,558
0,396
0,670
0,467
станд ошибка ср.ар.
3,1111
1,5667
4,4889
2,1778
сигма (дисперс.)
1,764
1,252
2,119
1,476
стандарт.отклонение
1,44286
0,05
1,39007
0,05
xi (до) 1 Yi после 3
F критерий
уровень значимости
F критическое
3,17889
3,17889
да!
да!
0,87178
0,61192
Sx-y стандартная ошибка разности
1,60591
19,77387
t критерий
0,05
0,05
2,100922
2,100922
нет
да!
0,1256941
0,000236
дисперсии равны
уровень значимости
t критическое
различия достоверны
необходимый уровень значимости
Приложение 4
Примерный недельный план тренировок
Понедельник. Задачи: интегральная подготовка
1. Учебная игра 2 х 20'
2. Совершенствование бросков со «своей точки».
3. Совершенствование штрафных бросков.
4. Развитие гибкости и подвижности суставов.
Вторник. Задачи:
1. Совершенствование техники владения мячом.
2. Развитие быстроты.
3. Организация быстрого прорыва.
4. Силовая подготовка (для обеих групп проводилась одинаково и
включала приседание со штангой, поднимание на носки со штангой на плечах,
лежа, упражнения для мышц брюшного пресса и
спины и т.д.)
Среда. Задачи:
1. Совершенствование техники ловли и передачи мяча.
2. Совершенствование техники перехвата мяча. Совершенствование
броска в прыжке.
3. Развитие скоростно-силовых качеств.
(Для решения задачи развития скоростно-силовых качеств в
тренировке применялся 1-й комплекс упражнений для обеих групп)
Четверг. День отдыха.
Пятница. Задачи:
1. Совершенствование техники защитных действий:
а) работа ног в защите;
б) выбивание мяча;
в) зонный прессинг.
2. Нападение против зонного прессинга.
3. Учебная игра.
4. Совершенствование бросков с дальней дистанции.
5. Развитие скоростно-силовых качеств (Применение комплекса упражнений №2 для групп ).
Суббота. Задачи :
1.Тактическая подготовка:
а) позиционное нападение;
б) заслон с наведением;
в) комбинации при позиционном нападении.
2. Развитие двигательных качеств и совершенствование техники в
процессе круговой тренировке (по разработанным комплексам).
3. Закрепление технических приемов и комбинаций в учебной игре.
4. Совершенствование штрафных бросков.
Приложение 5
для экспериментальной группы (выполняется в конце подготовительной
части тренировочного занятия)
№
Содержание занятий
п/п
Вес отя-
Кол-во
гощения
вторений
по- Кол-во
подходов
1
Передачи
набивного
мяча
(соблюдая технику передач в
баскетболе):
2.
а) двумя руками
1 кг
20
1
б) правой рукой
1 кг
20
1
в) левой рукой
1 кг
20
1
10
5
Серийные прыжки с добавле- Индивидунием мяча в кольцо. Выпол- ально
няются в поясах с отягощением (вес 1 кг)
3.
Ведение мяча с изменением Индивиду-
Зр х 30
направления по зрительному ально
сигналу. Выполняется в поясе
с отягощением
4.
Защитные
передвижения
неожиданным
с
5 кг
40 метров
2
5-10 кг
5
2
5-10 кг
4-5 раз
2
1
10 раз
3
изменением
направления. Выполняются с
отягощением
5.
Рывок штанги
6.
Выпрыгивание
из
полного
приседа с отягощением
7.
Передачи набивного мяча в
прыжке.
8.
Эстафета с изменением на- Индивиду-
4
правления, переноской и пе- ально
редачами
набивного
мяча.
Выполняется в поясах с отягощением
Комплекс №2
для экспериментальной группы (выполняется в основной части тренировочного занятия)
№
Содержание занятий
п/п
Вес отя-
Кол-во
гощения
вторений
по- Кол-во
подходов
1.
Упражнения в быстром про- Индивиду-
(5 мин)
3
рыве, прессинге и двусторон- ально
няя игра. Выполняются в поясах с отягощениями. Упражнения с отягощениями чередуются
с
упражнениями
без них и отдыхом, во время
которого
выполняются
штрафные броски.
2.
Приседание с отягощением
3.
Рывок штанги (Упражнения
10 кг
15-20 раз
5 –10 кг
15-20 раз
1 кг
3х30м
2
№2 и 3 выполняются после
двусторонней игры)
4.
Перемещение
в
защитной
стойке спиной вперед с оборотами набивного мяча вокруг ног «восьмеркой».
1
5.
То же с баскетбольным мячом
1 х30м
6
Ведение мяча с изменением
3х30м
направления в упряжке резинового амортизатора (амортизатор удерживает партнер)
7.
То же упражнение без сопро-
1 х 30 м
тивления амортизатора
8
Серийные прыжки с добива- индиви-
12 раз
нием мяча в кольцо. Выпол- дуально
няются в поясах с отягощением (между подходами выполняются штрафные броски до
3-х попаданий)
9
Быстрый прорыв. Выполняет- индивися в поясах с отягощением
Быстрый прорыв без поясов с
отягощением
5 раз
дуально
-
3 раза
5
Приложение № 8.
Sig. (2tailed)
N
1
.
,808(**)
,107
-,224
,142
,199
,259
-,033
,118
,740(**)
,000
,534
,188
,409
,244
,127
,850
,491
,000
36
1
.
36
36
36
36
36
36
36
36
36
-,814(**)
-,136
-,006
-,226
-,393(*)
-,398(*)
-,143
-,318
,837(**)
,000
,431
,972
,186
,018
,016
,406
,059
36
36
36
36
36
36
36
36
36
,816(**)
,000
36
Sig. (2tailed)
N
Sig. tftailed) N
1
.
36
Sig. (2tailed)
N
,000
-,088
,124
,250
,998
,609 36
,470
,141
36
36
,098
,139
,570
,419
36
1
.
36
Sig. (2tailed)
N
36
-,044 ,798
,123
,707(**)
36
36
,473
,000 36
,007
,169
,274
,397(*)
,060
,970
,324
,106
,017
,726
36
36
36
1 ,510(** ) ,502(** )
.
,001
,002
36
,445(**
)
36
,461(**
)
36
36
,718(**)
-,044 ,
,007
,005
,000
800
36
Sig. (2tailed)
N
,174
,000
,зи
36
36
36
36
36
36
1
.
,528(**
)
,472(**
)
,584(**
)
,776(**)
36
,224
,000
,189
,001
,004
,000
36
36
36
1
.
36
,604(**
)
36
,267
,725(**)
,400(*)
,115
,000
,016
36
36
36
,366(*)
,727(**)
,320
,028
,000
,057
36
1
.
36
,669(**)
36
,071
,000
,682
36
36
1
.
36
,262 ,
36
Sig. (2tailed)
N
,000
36
Sig. (2tailed)
N
36
1
.
36
Sig. (2tailed)
N
Sig. (2tailed)
N
123
36
1.
2.
36
1
.
36
* Correlation is significant at the 0.05 level (2-tailed).
Sig. (2tailed)
N
Sig. (2tailed)
N
Sig. (2tailed)
N
1,000 . ,552(**) ,585(**)
,002
,004
25
25
25
1,000 . ,630(**)
25
,110
-,061
,319
,208
,174
-,175
,165
,554(** )
,600
,773
,120
,318
,407
,402
,429
,004
25
25
25
25
25
25
25
25
-,056
,399(*)
-,380
-,090
-,481(*)
,001
,790
,048
,061
,668
,015
,745(**
)
25
25
25
-,487(*) ,550(**
)
,014 25
,004
25
25
25
,011
-,171
,104
1,000 .
25
-,048
,107
,205
25
,301
,820
,611
,326
,144
,958
,413
,622
25
25
25
25
25
25
25
,000
25
,540(**
)
,005
25
Sig. (2tailed)
N
Sig. (2tailed)
N
Sig. (2tailed)
N
Sig. entailed) N
1,000 .
-,002
25
,991
25
1,000 .
25
,094
-,037
,028
,223
,336
-,024 ,
,656
,860
,893
,284
,100
908
25
,551(**
,471(*)
)
25
25
25
,482(*)
,489(*)
,705(**)
25
,137
25
,004
,015
,013
,000
25
25
25
25
25
1,000 . ,554(**
)
25
,004
,544(**
)
,555(**
)
,793(**)
,337
,000
,099
,005
,004
25
25
25
25
1,000 . ,627(** )
25
,159
,747(**)
,439(*)
,001
,449
,000
,028
25
1,000 .
25
25
25
,256
,699(**)
,168 ,
25
,217
,000
422
25
1,000 .
25
,624(**)
25
-,088
,001
,676
25
1,000 .
25
25
Sig. (2tailed)
N
Sig. (2tailed)
N
Sig. (2tailed)
N
,513
,018
25
25
,237 ,
25
255
25
1
.
25
Приложение 10.
Sig. (2tailed)
N
Sig. (2tailed)
N
Sig. (2tailed)
N
1,000
-,571
.
,067
-,024 ,
-,092
-,091 ,
,030
-,138 ,
-,033
,042
,507
945
,788
790
,929
686
,924
,001
,903
11
11
11
11
11
11
11
11
11
11
11
1,000
-,513
-,631(*)
-,051 ,
-,020
-,328 ,
-,481 ,
-,485 ,
-,312
-,342
.
,106
,037
882
,953
325
134
131
,351
,304
11
11
11
11
11
11
11
11
11
11
1,000
,115
,077
-,081
,055
,037
-,049 ,
,092
,198
.
,735
,822
,812
,871
,914
887
,788
,560
11
11
11
11
11
11
11
11
1,000
,419
,420
,236
,655(*)
,500
,566
,205
.
,200
,198
,484
,029
,117
,069
,544
11
11
11
11
11
11
11
11
1,000
,692(»)
,572
,643(*)
,338
,839(**)
,189
.
,018
,066
,033
,309
,001
,578
11
11
11
11
11
11
11
1,000
,432
,363
,621(*)
,749(**)
,087
.
,185
,272
,041
,008
,798
11
11
11
11
11
11
1,000
,543
,б19(*)
,776(**)
,247
.
,085
,042
,005
,465
11
11
11
1,000
11
,801(**)
11
,648(»)
.
,031
,003
11
11
11
1,000
,749(")
,580
.
,008
,061
11
11
11
1,000
,491
.
,125
11
11
,857(**)
11
Sig. (2tailed)
N
Sig. (2tailed)
N
Sig. (2tailed)
N
Sig. (2tailed)
N
Sig. (2tailed)
N
,224
11
Sig. (2tailed)
N
Sig. (2tailed)
N
,654(*)
,029
1,000
.
11
1
.
Sig.2tailed
N
Sig.2taile
dN
Sig.2taile
dN
Sig.2taile
dN
Sig.2taile
dN
Sig.2taile
dN
Sig.2taile
dN
39
,885(**
)
,000
39
,860(** ,488(*
)
*
,000
)
39
,002
39
,020
39
,416(**
) -,016
,008
39 ,925
39
,474(**
)
,002
39
,761(** ,842(* ,882(*
)
*
*
,000
)
)
31
,000
,000
31
39
,844(** ,906(* ,906(*
)
*
*)
)
,000
,000
,000
31
31
39
,743(** ,849(* ,879(*
)
*
*
)
)
,000
,000
31
,000
39
31
,121
,236 ,388(*)
,015
,518
,200
39
31
31
,199
,285
,372(*)
,223
39
,079
39
1 ,847(** ). ,396(*) -,254
.
,012 ,119
,000
39
39
39
39
-,311
,054
39
,364(*)
,023
39
,343(*) -,002
,032 ,989
39
39
,463(**
)
,003
39
1 ,391(*)
,031
.
,014 ,850
39 39
39
,219
,180
39
,252
,121
39
,281 -,083
,083
,616
39
39
,300
,064
39
1 ,454(*
.
*
)
39
,004
39
1
.
,300
,064
39
,212
,196
39
,464(** -,081 ,603(** )
) ,622
,000
,003 39
39
39
39
,542(**
,366(*) ,619(** ,033 ,727(** )
,066
)
,022
) ,840
,723 31
,000
39
,000
,000 39
39
39
39
1 ,536(** ) ,512(**
,277 ,730(** )
,273
.
)
,088
,000 ,138 31
,00
,001
39
39
39
39
39
1 ,706(** )
,091 ,738(**
,235
.
,583
) ,204 31
,00
39
,000
39
39
39
1
.
,152 ,
355
Sig.2taile
39
,859(**
)
,000
39
,184
,322 31
,143
,444
31
,164
,31
8
39
,223 ,363(*)
,227
,023
31
39
,094 ,427(*
*
,616
)
31
,007
39
,429(*
,177
*
,341
)
31
39
dN
Sig.2taile
dN
1 ,316
. ,050
39
39
Sig.2taile
dN
Sig.2taile
dN
Sig.2taile
dN
Sig.2taile
dN
,228
,213
,217 31
,251
39
,00
3
,98
5
39
,484(*
*
)
31
,002
,004
,985
31
1
.
39
,006
-,129
,490
31
39
1 ,874(* ,975(*
.
*
*)
)
,00
31
,00
31
31
1 ,942(*
.
*
)
31
,000
31
1
.
39
1
.
Sig.2tailed
N
Sig.2taile
dN
Sig.2taile
dN
Sig.2taile
dN
Sig.2taile
dN
Sig.2taile
dN
Sig.2taile
dN
39
,885(**
)
,000
39
,860(**
)
,000
39
,488(**
)
,002
39
,199
,285
,372(*)
,223
39
,079
39
,020
39
,416(**
)
,008
39
-,016
,925
39
,761(** ,842(* ,882(*
)
*
*
,000
)
)
31
,000
,000
31
39
,844(** ,906(* ,906(*
)
*
*)
)
,000
,000
,000
31
31
39
,743(** ,849(* ,879(*
)
*
*
)
)
,000
,000
31
,000
39
31
,121
,236 ,388(*)
,015
,518
,200
39
31
31
1 ,847(** ).
.
,000
39
39
,396(*) -,254
,012 ,119
39
39
-,311
,054
39
,364(*)
,023
39
,343(*)
,032
39
-,002
,989
39
,463(**
)
,003
39
1
.
,391(*)
,031
,014 ,850
39 39
,219
,180
39
,252
,121
39
,281
,083
39
-,083
,616
39
,300
,064
39
1 ,454(*
.
*
)
39
,004
39
1
.
,300
,064
39
,212
,196
39
,464(**
)
,003
39
-,081 ,603(** )
,622
,000
39
39
39
39
,542(**
,366(*) ,619(**
,033
,066
,727(** )
)
,022
) ,840
,723
,000
39
,000
,000 39
31
39
39
39
1 ,536(** ) ,512(**
,277 ,730(** )
,273
.
)
,088
,000 ,138
,00
,001
39
31
39
39
39
39
1 ,706(** )
,091 ,738(**
,235
.
,583
) ,204
,00
39
,000
31
39
39
39
1
.
,152 ,
355
Sig.2taile
,474(**
)
,002
39
39
,859(**
)
,000
39
39
,184
,322
31
,143
,444
31
,164
,31
8
39
,223 ,363(*)
,227
,023
31
39
,094 ,427(*
*
,616
)
31
,007
39
,429(*
,177
*
,341
)
31
dN
Sig.2taile
dN
1 ,316
. ,050
39
39
Sig.2taile
dN
Sig.2taile
dN
Sig.2taile
dN
Sig.2taile
dN
,228
,213
,217
,251
39
,00
3
,98
5
39
,484(*
*
)
31
31
,002
,004
,985
31
1
.
39
,006
-,129
,490
31
39
1 ,874(* ,975(*
.
*
*)
)
,00
31
,00
31
31
1 ,942(*
.
*
)
31
,000
31
1
.
39
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв