МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение
высшего образования
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Кафедра английского языка
РЕКОМЕНДОВАНО К
ЗАЩИТЕ
В ГЭК
И.о. заведующего
кафедрой
канд. филол. наук
___________ А.С. Остапенко
___________________2020 г.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
бакалавра
РАЗВИТИЕ SOFT SKILLS (СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ) В
ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СТАРШЕЙ
ШКОЛЕ
45.03.02 Лингвистика
Выполнила работу
студентка 4 курса
очной формы
обучения
Руководитель
канд. филол. наук
(Подпись)
(Подпись)
Салиева
Лейла
Ильдусовна
Остапенко
Анна
Сергеевна
2
Тюмень
2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
3
….
7
ГЛАВА
1.
SOFT
SKILLS
И
ЕГО
СОСТАВЛЯЮЩИЕ………………………...
1.1.
1
ПОНЯТИЕ
‘SOFT
SKILLS’………………………………………………
1.2.
7
3
1
ВИДЫ
SOFT
5
SKILLS……………………………………………………..
1.3.
МЕТОДЫ
РАЗВИТИЯ
SOFT
SKILLS…………………………………..
1.4.
ВОЗРАСТНЫЕ
ОСОБЕННОСТИ
СТАРШИХ
И
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ВОСПРИЯТИЯ
КЛАССОВ
1
ШКОЛЬНИКОВ
7
ОБУЧЕНИИ
2
ПРИ
АНГЛИЙСКОМУ
1
ЯЗЫКУ………………………………...........................................
..............
ВЫВОДЫ
К
ГЛАВЕ
1…………………………………………………………...
ГЛАВА
2.
ОЦЕНКА
2
2
СФОРМИРОВАННОСТИ
РАЗВИТИЯ
2
SOFT SKILLS В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ
2
ЯЗЫКУ
2
НА
СТАРШЕМ
ЭТАПЕ…………………………………………………………………………
3
….
2
2.1.
ХОД
ЭКСПЕРИМЕНТА……………………………….
ПРОВЕДЕНИЯ
9
3
3
2.2.
АНАЛИЗ
ПОСЕЩЕННЫХ
ЗАНЯТИЙ…………………………………
2.3.
ПОДВЕДЕНИЕ
3
ИТОГОВ
ЭКСПЕРИМЕНТА………………………….
ВЫВОДЫ
К
ГЛАВЕ
2
2………………………………………………...
4
3
6
…………
4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
0
…..
4
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
2
СПИСОК…………………………………….……..
4
ПРИЛОЖЕНИЕ
4
1………………………………………………………………...
ПРИЛОЖЕНИЕ
2………………………………………………………………...
ПРИЛОЖЕНИЕ
3………………………………………………………………...
4
ВВЕДЕНИЕ
Одна из задач образовательной системы на сегодняшний
день - подготовить компетентного образованного человека,
желающего активно выполнять аналитическую, творческую
работу,
имеющего
самореализации.
мотивацию
Начало
этой
к
саморазвитию
подготовки
лежит
и
в
общеобразовательной системе. Однако на данный момент мы
часто
можем
встретить
учащихся,
владеющих
только
систематичными знаниями и умениями. Более того, данная
работа посвящена процессу обучения иностранному языку, так
как мы считаем, что одной подготовки учащихся техническим
и академическим навыкам недостаточно для
достижения
успехов в данной области. Так как любой язык – это, прежде
всего
способ
общения,
и
студент,
просто
владеющий
техническим набором правил и лексикой, не сможет в полной
мере реализовать все умения языка и развивать их на должном
уровне.
В связи с этим возникает вопрос, какие навыки и умения
являются наиболее эффективными при обучении иностранным
языкам. Учеными давно доказано, что развитие «гибких»
навыков в процессе обучения иностранному языку дополняет
профессиональную
подготовку
«универсализмом,
позволяющим личности быстро адаптироваться и добиваться
успеха
в
условиях
волатильности,
неопределенности,
сложности и неоднозначности современного мира» [Shakir, с.
309-315].
Следовательно,
школьникам
старшего
этапа
нужно
развивать социальные навыки или soft skills. В последние годы
роль социальных и эмоциональных навыков растет в области
образования. Некоторые важные навыки можно и нужно
5
развивать, и преподаватели играют определенную роль в
улучшении
среды
обучения,
в
которой
данные
умения
развиваются.
Поскольку субъектами данного исследования являются
ученики
старших
классов,
стоит
отметить,
что
уже
в
подростковом возрасте школьники имеют определенный набор
навыков
и
инструментов,
как
профессиональных,
так
и
личностных. Поэтому среди подростков данного этапа помощь
со стороны учителя представляется особенно важной, так как
практический опыт на занятиях может привить такие навыки,
как командная работа и мотивация.
Проблемой развития «мягких» навыков в разное время
занимались
многие
исследователи,
которые
по-разному
рассматривали и определяли понятие “soft skills”, что можно
объяснить
особенностями
восприятия
и
сферой
научных
интересов каждого из них. Среди них Абашкина О., Баринова
О.В., Гайдученко Е., Марушев А., Давидова В., Жадько Н.В.,
Чуркина
М.А.,
Иванов
Д.,
Канардов
И.,
Клюковская
И.,
Мирошниченко А.Н., Новиков А.М., Чошанов М.А., Чуланова
О.Л., Павлова Е., Портланд Ю., Сосницкая О., Татаурщикова Д.,
Шипилов
В.
Следует
определения
понятия
отметить,
что
частично
все
существующие
взаимосвязаны
и
взаимозависимы, а некоторые из них тесно переплетаются друг
с другом.
Современный интерес к социальным навыкам, а так же их
необходимость
подтверждает
в
процессе
актуальность
изучения
темы
иностранного
данного
языка
исследования.
Очевидно, что soft skills очень важны в сфере образования и
что
развитие
данных
подростковом возрасте.
навыков
следует
начинать
уже
в
6
Именно
цель
поэтому
данной
работы
–
оценка
сформированности развития soft skills в процессе обучения на
старшем этапе.
В данной работе выделяются следующие задачи:
1.
Рассмотреть понятие «soft skills»;
2.
Систематизировать
различные
виды
и
методы
развития социальных навыков;
3.
Изучить возрастные и психологические особенности
восприятия
школьников
старших
классов
при
обучении
английскому языку для учета данных характеристик при
оценке социальных навыков;
4.
Провести эксперимент для оценки сформированности
развития soft skills в процессе обучения на старшем этапе;
5.
Проанализировать
полученные
данные
по
эксперименту с целью выявления специфики работы учителя
по формированию soft skills.
Объект исследования – процесс обучения иностранному
языку
на
старшей
ступени
обучения
в
средней
общеобразовательной школе.
Предмет исследования – soft skills (социальные навыки) в
процессе обучения иностранному языку в старшей школе.
Методы
данного
исследования
–
подбор
и
анализ
литературы по теме исследования, эксперимент, наблюдение.
Методологической
основой
исследования
стали
научные труды отечественных и зарубежных исследователей,
ученых, преподавателей, среди них Баринова О.В., Жадько
Н.В., Чуркина М.А., Гоулман Д., МакКлелланд Д. и другие.
Многим
исследователям
удалось
классифицировать
социальные навыки, конкретизировать, что включают в себя
soft skills и какие методы развития существуют, но каждый
7
трактует данное понятие по-своему. Именно поэтому важно
разобраться, что представляют собой soft skills для учащихся
старших классов, насколько они развиты, и какие методы
развития
существуют.
социальным
навыкам
Были
в
проведены
исследования
профессиональных
сферах
и
по
со
студентами вузов, также часть исследований была посвящена
школьникам в целом, но на сегодняшний день нет четких
данных по сформированности soft skills в процессе обучения
иностранному языку в старших классах - что говорит о научной
новизне нашего исследования.
Теоретическая
квалификационной
значимость
работы
нашей
заключается
выпускной
в
обобщении
имеющихся материалов, касающихся развития soft skills в
общеобразовательных школах.
Практическая значимость исследования – результаты
приводимого
в
данном
исследования
можно
проекте
использовать
экспериментального
для
актуализации
современных образовательных программ, включающих в себя
развитие soft skills (социальных навыков).
Гипотеза:
системная
работа
учителя
по
развитию
социальных навыков в ходе занятий по иностранном языку
приведет
к
формированию
прочных
социально-
психологических знаний, умений, навыков старшеклассника в
процессе обучения, необходимых для успешного выполнения
задач и взаимодействия с другими людьми, а так же для
развития ключевых компетенций двадцать первого века, а
именно: коммуникация, коллаборация, критическое мышление
и креативность.
Структурно данная работа состоит из введения, двух
глав:
теоретической
и
практической,
заключения,
8
библиографического списка, насчитывающего 39 источников и
трех приложений.
В ходе подготовки выпускной квалификационной работы
была продемонстрирована способность к самоорганизации и
саморазвитию, в том числе здоровьесбережению, знанию основ
безопасности жизнедеятельности, а именно умение управлять
своим временем, управлять саморазвитием, поддерживать свой
уровень
физической
подготовленности
для
обеспечения
полноценной социальной и профессиональной деятельности,
способности создавать и поддерживать безопасные условия
жизнедеятельности.
9
ГЛАВА 1. SOFT SKILLS И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ
1.1.
ПОНЯТИЕ ‘SOFT SKILLS’
Понятие социальных навыков, изучаемых в данной работе,
берет начало в сфере психологии. Психологи подразделяют
навыки людей на две группы: hard skills и soft skills. «Hard
skills (англ. «твердые навыки») — это набор профессиональных
навыков и умений, связанных со специализированной стороной
деятельности. Такие навыки можно продемонстрировать, они
относятся к обязательным требованиям при приеме на работу,
их указывают в должностных инструкциях. Soft skills (англ.
«мягкие
навыки»)
связаны
не с конкретным
деятельности,
а с коммуникациями
взаимодействия
с людьми.
Их часто
для
видом
эффективного
называют
«личными
качествами», подчеркивая прямую зависимость между soft
skills и характером человека, его темпераментом и личным
опытом» [Колдун, с. 2]. Ключевая сторона вопроса soft skills –
это личность. В данном случае, имеется в виду совокупность
ваших
личностных
черт
и
установок
по
отношению
к
окружающему миру, людям, успеху, поражениям, целям и так
далее. Именно в раннем возрасте есть возможность привить
эти
качества
подростку,
чтобы
в
дальнейшем
он
самостоятельно развивал и задействовал их.
Начиная с 1973 года, soft skills были охарактеризованы как
умения, необходимые для успешного обучения и работы. Тогда
у социальных навыков не было термина, который существует
сегодня, но уже в то время Дэвид К. МакКлелланд подчеркивал
важность данных навыков
своей
статье
«Testing
for
и рассуждал об их измерении в
Competence
Rather
Than
for
"Intelligence"» [McClelland, с. 7]. Д. Гоулдман в своих работах
посвященных
эмоциональному
интеллекту
и
развитию
10
«мягких» навыков пишет, что «успехи в профессиональной
деятельности напрямую зависят от уровня развития soft skills»
[Гоулман, с. 136, Гоулман, с. 89]. Так как данная работа
орентирована на школьников страших классов, стоит обратить
внимание на исследования относительно данного возраста,
среди них А. Н. Поддьяков, которых потвердил необходимость
работы
детей
в
командах,
вслед
за
американскими
исследованиями [Поддьяков, Tyre P, с. 58-59].
Социальные
взаимодействовать
навыки
с
помогают
близкими
успешно
людьми
—
учиться
и
родителями,
родственниками, друзьями. Умение общаться и ясно излагать
свои мысли помогает, например, быстро захватить внимание
аудитории во время доклада или защиты курсовой, произвести
хорошее
впечатление
на
устном
экзамене.
Способность
управлять своими эмоциями спасает от приступов плохого
настроения,
мешающих
продуктивно
заниматься.
Умение
управлять временем и выстраивать приоритеты позволяет
сэкономить
силы
планирования
при
помогает
подготовке
быстрее
к
экзаменам,
достигать
а
навык
поставленных
целей.
В связи с этим термин “soft skills” является одним из
треков динамично меняющегося мира. Однако, несмотря на его
популярность, универсального понимания пока не существует.
Пегги Клаус в своей книге “The Hard Truth About Soft Skills”
пишет, что «людям часто не всегда ясно, что такое “мягкие
навыки” или они считают, что они неважны» - из этого
вытекают проблемы не развития социальных навыков [Klaus, с.
11]. Поэтому следует разобраться с определением данного
термина.
11
В Оксфордском словаре мы находим, что «мягкие» навыки
– это «личные качества, которые позволяют эффективно и
гармонично взаимодействовать с другими людьми» [Oxford
English
Dictionary],
например,
осуществлять
продуктивную
коммуникацию. Collins Dictionary дает схожее понятие, что soft
skills
это
«совокупность
социальных
и
коммуникативных
навыков, позволяющих эффективно общаться и работать в
команде» [Сollins Dictionary]. Вместе с тем содержательная
сторона
данного
понятия
требует
понимания
среды
для
развития социальных навыков и личностного ресурса, который
потребуется для этого.
Понятие «мягких» навыков знакомо еще далеко не всем и
считается малоизученным. Несмотря на это, эксперты в сфере
социологии и психологии утверждают, что именно soft skills
определяют, как быстро человек движется по карьерной
лестнице, продуктивно ли он выстраивает социальные связи и
насколько
в
целом
удовлетворен
своими
отношениями
с
другими людьми.
«Гибкие» или «мягкие»
«комплекс
навыки (англ. soft skills) – это
неспециализированных,
важных
для
карьеры
надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное
участие в рабочем процессе, высокую производительность и
являются
сквозными,
предметной
зарубежные
областью»
то
есть,
так
исследователи
не
связаны
описывают
тенденций
с
термин
конкретной
soft
молодых
skills
людей
[Workforce connections.., с. 4].
Социальные навыки коррелируют с профессией каждого
человека или когда речь идет о подростках на старшем этапе –
с основным видом их деятельности. Прежде всего, soft skills
связаны с коммуникацией, социальным интеллектом, то есть
12
умением выстраивать связи, думать вместе с командой, активно
включаться в ситуацию. К soft skills относятся и разные виды
мышления. Например, критическое мышление – включает в
себя «способы обращения с информацией, которые помогут
правильно оценить чужие утверждения и аргументированно
отстаивать свою позицию» [Матфатов, с. 1]. Т. А. Яркова и И.И.
Черкасова также подчеркивают данный тип мышления в своих
работах «критичный характер мышления и активность; умение
находить и обрабатывать информацию» [Яркова, Черкасова, с.
228]. В противоположность этому существует генеративное
мышление, когда слушая человека, мы думаем о создании
какого-то проекта или размышляем, как его улучшить. И тот, и
другой вид мышления необходимы в разных ситуациях.
Следует отметить, что проблема гибких навыков является
актуальной и насущной для социально-педагогических наук и
многие авторы и исследователи понимают данный термин посвоему.
Так,
О.
Абашкина
под
soft
skills
понимает
«человеческие качества, без которых даже самый лучший
профессионал
не
сможет
добиться
хорошего
результата»
[Абашкина, с. 3]. О. В. Баринова рассматривает развитие soft
skills в рамках компетентностного подхода и акцентирует
внимание на том, что формируемые у студентов компетенции –
это
«дополнительный
заказчика
специалистов
(вспомогательный)
(работодателя)
с
язык
общения
вузом,
который
берется за подготовку специалистов с качествами, заданными
(описанными)
компетенций»,
заказчиком
(работодателем)
подразумевая
под
этими
с
помощью
качествами
определенный набор soft skills [Баринова, с. 3]. Е. Гайдученко,
А. Марушев под “soft skills” понимают навыки, позволяющие
«находить общий язык с другими людьми, налаживать и
13
поддерживать с ними связи, уметь доносить свои мысли»
[Карпова, с. 7].
Другими словами, “soft skills” – это навыки
эффективных коммуникаторов и лидеров, необходимые как в
повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности.
По
мнению
В.
Давидовой,
«“soft
skills”
–
навыки,
приобретенные благодаря дополнительному образованию и
личному жизненному опыту и используемые для собственного
развития
именно
в
профессиональной
деятельности»
[Давидова, с. 2]. Н. В. Жадько, М. А. Чуркина рассматривают
развитие
soft
skills
в
плоскости
профессиональных
межличностных отношений, которые предполагают включение
в
рабочий
понимание
и
организационный
и
представление
контексты
предприятия,
корпоративных
интересов,
постановку и решение профессиональных задач [Чуркина,
Жадько, с. 158-159]. И. Канардов исследует психологическую
составляющую soft skills и относит «к числу социальных
навыков:
умение
убеждать,
находить
подход
к
людям,
лидировать, межличностное общение, ведение переговорных
процессов, работу в команде, личностное развитие, управление
временем, эрудированность, креативность и др.» [Современные
детерминанты развития soft skills, с. 200]. А. И. Ивонина, О. Л.
Чуланова, Ю. М. Давлетшина считают, что “soft skills” следует
рассматривать
как
«мягкие
компетенции»,
которым
свойственно развитие в «профессиональной деятельности» и
наличие
которых
вызывает
«пристальное
внимание
работодателей при приеме на работу и при формировании
модели
компетенции
конкретных
должностей»
[Ивонина,
Чуланова, Давлетшина, с. 1-19]. Для О. Сосницкой soft skills –
это коммуникативные и управленческие таланты, которые, по
мнению автора, включают «умение убеждать, лидировать,
14
управлять, делать презентации, находить нужный подход к
людям,
способность
разрешать
конфликтные
ситуации,
ораторское искусство» [Сосницкая, с. 2]. Другими словами, под
этими
талантами
она
понимает
не
качества
и
навыки,
присущие определенным профессиям, а те, которые можно
определить как общечеловеческие. Д. Татаурщикова под “soft
skills” понимает унифицированные навыки и личные качества,
способствующие
взаимодействия
повышению
с
эффективности
окружающими
людьми,
работы
относя
к
и
этим
навыкам «управление личным развитием, умение оказать
первую
помощь,
грамотно
управлять
своим
временем,
убеждать, навык ведения переговоров, лидерство и т. д.»
[Татаурщикова, с. 1]. В. Шипилов рассматривает “soft skills” как
«социально-психологические
навыки:
коммуникативные,
лидерские, командные, публичные и другие» [Шипилов, с. 4].
Он считает, что данные навыки могут быть полезными «в
большинстве жизненных ситуаций» [Шипилов, с. 4] и связаны с
взаимодействием людей друг с другом. И. Милевски для
описания soft skills использует концепцию эмоционального
интеллекта, который определяется «способностью человека
правильно
считывать
обстановку,
улавливать
то,
в
чем
нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны,
не поддаваться негативу и быть привлекательным для других»
[Милевски, с. 2].
В понятие soft skills входит, в том числе и социальный (или
эмоциональный) интеллект, а с ним точно никто не рождается,
это то, что ребенок впитывает из окружающей среды. Поэтому
«мягкие навыки» можно и нужно развивать [Бондарь, с. 4].
В
нашей
работе
общеобразовательной
применительно
школы
под
к
термином
обучающимся
«soft
skills
15
(социальные/
понимать
мягкие/
гибкие
совокупность
знаний,
умений,
навыки)»
мы
будем
социально-психологических
навыков
и
мотивационных
и
личностных характеристик старшеклассника в процессе
обучения,
необходимых
для
успешного
выполнения
задач и взаимодействия с другими людьми.
Сам
Владимир
Владимирович
Путин
–
действующий
президент Российской Федерации на заседании Всемирного
фестиваля
молодёжи
и
студентов
подчеркивал
важность
развития социальных навыков у молодого поколения. Путин
заявил, что «конкурентные преимущества получат те люди,
которые не просто обладают набором интересных и важных
знаний, а обладают тем, что сегодня называют soft skills,
обладают и креативным, и плановым, и другими мышлениями»
[Чумаков, с. 3].
Для общеобразовательной школы важно формирование
таких «гибких» навыков, как сотрудничество со сверстниками,
детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности [ФГОС, с. 6]. Согласно ФГОС к
выпускникам старших классов, стандарт ориентирован на
становление личностных характеристик выпускника, а именно:
креативный
целенаправленно
и
критически
познающий
мир,
мыслящий,
осознающий
активно
и
ценность
образования и науки, труда и творчества для человека и
общества;
владеющий
окружающего
мира;
основами
научных
мотивированный
инновационную деятельность;
методов
на
познания
творчество
и
16
готовый к сотрудничеству, способный осуществлять
учебно-исследовательскую,
проектную
и
информационно-
познавательную деятельность;
осознающий себя личностью, социально активный,
уважающий
закон
ответственность
и
перед
правопорядок,
семьей,
обществом,
осознающий
государством,
человечеством;
уважающий мнение других людей, умеющий вести
конструктивный
диалог,
достигать
взаимопонимания
и
успешно взаимодействовать;
правила
осознанно
выполняющий
здорового,
и
пропагандирующий
безопасного
и
экологически
целесообразного образа жизни; подготовленный к осознанному
выбору профессии, понимающий значение профессиональной
деятельности для человека и общества;
мотивированный на образование и самообразование в
течение всей своей жизни [ФГОС, с. 4].
Вышеописанные качества и навыки точно отражают то,
что подразумевают под собой социальные навыки. Тем самым
подтверждая важность развития soft skills на данном этапе.
1.2.ВИДЫ SOFT SKILLS
Существует огромное количество подходов к определению
приоритетных
направлений
–
какие
именно
навыки
и
компетенции необходимо развивать в человеке, чтобы он был
успешен в современном мире. Наиболее популярной является
модель «4К», в которой представлены основные ключевые
компетенции, необходимые для обучения в современном мире.
В
них
входят:
communication
(коммуникация),
cooperation
(кооперация, сотрудничество), creativity (креативность), critical
thinking
(критическое
мышление).
Это
компонент
модели
17
навыков XXI века был разработан Partnership for 21st Century
Learning уже в 2002 году, но только в 2012 важность данных
компетенций
была
подтверждена
исследованием
AMA
(American Management Association) [Critical Skills Survey, с. 2].
Используя компетентностную модель «4К» мы можем
определить приоритеты в развитии гибких навыков в системе
образования.
Коммуникация: легкость установления контакта, умение
договариваться, поддержание разговора, навыки публичных
выступлений,
убедительная
отстаивание
своих
аргументация
интересов;
своей
преодоление
позиции;
конфликтов;
эффективное слушание, навык задавать вопросы; осознанное
использование невербальных способов коммуникации.
Коллаборация: навык объединения в группу для решения
задачи,
навык
работы
в
команде,
навык
организации
командной работы.
Критическое
обоснованные
полученные
мышление:
оценки,
а
результаты
наблюдательность,
навык
также
к
и
корректно
ситуациям
способность
к
умение
выносить
применять
и
проблемам,
интерпретации,
анализу,
выведению заключений, способность давать оценки.
Креативность:
производству
продуктивность
объектов
творчества),
(способность
гибкость
к
(способность
находить новые решения, и умение эффективно использовать
имеющийся в наличии исходный материал, а также быстро
изменять свое мышление и поведение в зависимости от
ситуации),
оригинальность
необычных
и
неожиданных
(навык
идей,
выдвижения
которые
новых,
существенно
отличаются от уже известных), умение решать сложные задачи
(навык, включающий в себя две составляющие) [An Educator’s
18
Guide to the “Four Cs”, с. 8-25].
Понимая, какие навыки приоритетны для человека XXI
века,
мы
можем
быть
более
направлены
в
выборе
образовательных технологий направленных на формирование
«жестких (когнитивных) навыков», и на формирование «гибких
навыков».
На основе современных исследований мы смогли выделить
следующие группы и социальные навыки, актуальные для
эксперимента в старших классах при изучении иностранного
языка, опираясь на исследование Е.С Глуховой:
1. Коммуникативные
умение слушать
убеждение и аргументация
доброжелательность
самопрезентация
публичные выступления
2. Межличностные способности:
способность к командной работе;
вдохновлять других на участие в работе;
разрешать конфликты
3. Аналитические/исследовательские навыки:
способность оценить ситуацию
креативное мышление
логическое мышление
поиск и анализ информации
проектное мышление
4. Гибкость / адаптивность / управление несколькими
приоритетами:
управление эмоциями
управление стрессом
19
управление собственным развитием
планирование и целеполагание
тайм-менеджмент
5. Лидерство / навыки управления:
способность взять на себя ответственность
организаторские способности
контроль реализации задач
6. Саморазвития:
способность к обучению
ответственность
развитие научного и творческого потенциала
[Глухова, с. 23-24].
Эти навыки вполне соответствуют заявленным в ФГОС
результатам
изучения
предметной
области
«Иностранные
языки» и предполагают «сформированность коммуникативной
иноязычной
компетенции,
социализации
и
межкультурного
необходимой
самореализации,
общения
в
для
как
современном
успешной
инструмента
поликультурном
мире; владение иностранным языком как одним из средств
формирования учебно-исследовательских умений, расширения
своих
знаний
знаниями
о
в
других
предметных
социокультурной
областях;
специфике
владение
страны/стран
изучаемого языка и умение строить свое речевое и неречевое
поведение адекватно этой специфике; умение выделять общее
и различное в культуре родной страны» [ФГОС, с. 9].
1.3.МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ SOFT SKILLS
Рассматривая составляющие soft skills при обучении в
общеобразовательной школе в старших классах, нельзя не
обратить
внимание
на
методы,
которые
могут
быть
использованы для развития социальных навыков. Существуют
20
разные подходы и множество авторских методик, но так как
наше исследование построено на развитии soft skills в процессе
изучения иностранного языка в старших классах, то мы
выделили
следующие
методы
формирования
и
совершенствования «гибких» навыков:
Самообучение — самостоятельное изучение необходимой
информации о моделях успешного поведения и универсальных
навыках. Сюда мы можем отнести и чтение литературы, и
самостоятельное изучение различных материалов. Данный
метод
предполагает
самостоятельное
развитие
навыков
коммуникации, управления собственным развитием и других
ключевых социальных навыков. Так как по последним данным,
в старших классах у большинства учащихся «мягкие» навыки
сформированы примерно на 80% то с помощью преподавателя
или нет, ученики развивают свои социальные навыки.
Поиск
обратной
связи
(feedback)
—
получение
обратной связи от одноклассников, родителей, преподавателей
об
успешности
своего
поведения
в
аспекте
конкретных
навыков. В старших классах дети уже достаточно осознанны
для
получения
адекватной
оценки
не
только
за
свои
практические знания и умения, но также и за социальные
навыки.
Обучение
на
опыте
других
— выделение моделей
успешного поведения в работе человека, обладающего высоким
уровнем
развития
социальных
компетенций.
Конечно,
учащийся склонен выбирать в качестве моделей поведения
людей, которых он уважает, например родителей или одного из
преподавателей.
Старшеклассники
зачастую
хотят
быть
похожими на тех, кого они считают успешными. Так как все
исследования указывают на то, что успешность человека в
21
современном мире определяется его владением «гибкими»
навыками. Одно из последних таких исследований провели
Гарвардский Университет и Стенфордский исследовательский
институт, полученные результаты говорят о том, что «вклад
твёрдых навыков в профессиональную успешность сотрудника
составляет
всего
15%,
тогда
как
мягкие
определяют
оставшиеся 85%» [Чечева, с. 2]. Несомненно, подростки будут
стремиться
развить
данные
навыки.
Именно
поэтому
задействование soft skills так важно на занятиях и в работе
преподавателя.
Специальные задания — упражнения, развивающие
определенные
выбранные
компетенции,
личностные
утилизирующие
вредные
воспитывающие
качества
привычки.
в
или,
В
учениках
наоборот,
рамках
нашего
исследования под специальные задания могут попасть многие
упражнения, которые учитель просит выполнить учеников.
Одно из самых показательных – это презентация какой либо
темы, или, так как наша работа нацелена на процессе изучения
иностранных
языков,
работа
в
команде
или
паре
–
определенная коллаборация для достижения коммуникативных
целей.
Развитие в процессе работы — поиск и освоение более
эффективных моделей поведения при решении задач или при
выполнении заданий и в процессе изучения иностранного
языка через различные методы обучения и типы уроков.
Таким образом, мы можем заключить, что каким бы
методом
не
руководствовался
ученик
старшего
звена,
у
преподавателя так же есть определенные задачи на занятиях
иностранного
языка.
Педагогу
следует
развивать
умения
учащихся понимать и чувствовать других людей; ставить детям
22
задачи, которые соответствуют их способностям и характеру, и
научить
добиваться
их
выполнения;
развивать
лидерские
качества у детей, воодушевить их и повести их за собой.
1.4.ВОЗРАСТНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ВОСПРИЯТИЯ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ ПРИ
ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
В
современном
представляет
собой
российском
важнейший
обществе
стратегический
государства,
является
будущим
составляющей,
от
зависит
которой
молодежь
ресурс
профессиональной
развитие
важнейших
социальных сфер, таких как образование, государственное
управление, экономика, политика и другие.
Именно по этой причине данное исследование заостряет
внимание на учащихся старших классов, потому что ученики 911 классов сегодня окажутся абитуриентами и работниками в
последующие годы. На сегодняшний день темпы научнотехнического
прогресса
преображается
необходимо
таковы,
буквально
на
постоянно
что
мир
глазах.
развивать
изменяется
Молодым
так
и
людям
называемые
универсальные компетенции, «мягкие» навыки, чтобы успешно
достигать
поставленных
целей.
Формировать
и
развивать
компетенции возможно через активные методы обучения и в
практической деятельности.
Но прежде чем приступать к анализу сформированности
социальных навыков у учеников старших классов в процессе
изучения иностранного языка, стоит обратить внимание на
особенности
восприятия
данного
этапа
–
возрастные
и
психологические.
Мы выбрали именно старший школьный возраст, потому
что
старшеклассники
во
многом
могут
считаться
уже
23
сформировавшимися
и
зрелыми
личностями,
т.о.
при
обсуждении этого возраста во многом можно «не делать скидку
на
детство»,
а
рассматривать
личность
во
всей
ее
многогранности.
Так
как
социальных
данное
исследование
навыков,
ключевыми
посвящено
из
изучению
которых
являются
коммуникация и взаимодействие с другими людьми, а в данном
случае
взаимодействие
учеников
старших
классов
с
одноклассниками, то следует обратить внимание на отношения
между школьниками на данном этапе. Что касается коллектива
старшеклассников, они отличаются своей позицией «старших»
в
школе.
Для
коллектива
старшей
ступени
характерно
ценностно-ориентационное единство или расслоение на группы
и
союзы
групп.
Конфликты
в
этом
возрасте
возникают
преимущественно на ценностной основе, имеют затяжной
характер и, как правило, скрыты от взрослых.
Отличительной особенностью общения детей в юношеском
возрасте
является,
изолированность
некоторая
от
социально-психологическая
взрослых,
сопровождающаяся
образованием не больших замкнутых групп друзей, живущих
автономной, обособленной жизнью. Замкнутые возрастные
группировки,
психологически
изолированные
от
взрослых,
подростки и юноши образуют, потому что их волнуют вопросы,
которые ни с кем, кроме сверстников, они не могут обсудить
открыто. У детей этого возраста имеется много специфических
интересов, удовлетворить которые они в состоянии только в
непосредственном
общении
друг
с
другом,
так
как
для
взрослых их дела могут оказаться не интересными и не
заслуживающими внимания.
Через общение, организуемое со сверстниками, подростки
24
и юноши усваивают жизненные цели и ценности, нравственные
идеалы, нормы и формы поведения. Пробуя себя в контактах
друг с другом, в совместных делах, в различных ролях, они
усваивают ролевые формы поведения, формируют и развивают
у себя деловые качества, обучаются руководить и подчиняться,
быть организаторами дела и исполнителями. Именно эти
умения и являются soft skills, что подчеркивает важность
данного исследования. Коммуникация в этом возрасте является
важнейшей школой самовоспитания, которому подростки и
юноши уделяют большое внимание. Как писал Выготский «в
центр обсуждения всей этой проблематики выдвигается «Я»
старшеклассника, которое анализируется в общении в самых
различных
аспектах»
[Выготский,
с.
54].
Более
того,
коммуникация помогает в изучении иностранного языка при
парной или группой работе. По данным ряда исследований,
именно
является
работа
в
паре
наиболее
или
мини-группе
комфортной
для
довольно
обучаемого
часто
формой
отработки навыков говорения и развития эмоционального
интеллекта как одной из важнейших составляющих социальной
компетенции [Kozar, с. 17-18, Rhoades, с. 28-34]. Поэтому
подростковое тяготение к общению играет преподавателям
только на руку.
Те,
кто
занимаются
изучением
иностранного
языка,
должны обладать хорошими коммуникативными навыками. Для
того чтобы стимулировать развитие этих навыков, нужно
выбирать
такие
формы
урока,
которые
будут
наиболее
способствовать этому.
Основной
особенностью
старшего
этапа
выступает
обращенность в будущее, построение жизненных планов и
перспектив, таких как выбор профессии и вуза, возможно даже
25
переезд в другой город или страну, поэтому формирование
социальных навыков на данном этапе имеет большую роль.
Помимо положения в коллективе и мыслей о будущем, для
старшеклассника немаловажно окружение и дружелюбная
обстановка, что подтверждают слова Липатовой «создание
комфортной психологической среды для каждого ребенка
предполагает
раскованности
помощь
в
в
обретении
проявлении
внутренней
своих
эмоций»
свободы,
[Липатова,
Субочева, с. 13]. А проявление эмоций и их последующий
контроль являются рычагами успешного развития soft skills и
эмоционального интеллекта.
По мнению Роберта Немова «в старших классах школы
развитие познавательных процессов детей достигает такого
уровня,
что
выполнению
они
оказываются
всех
видов
практически
умственной
готовыми
работы
к
взрослого
человека» [Немов, с. 97]. Иными словами идет развитие
навыков, которые потребуются в дальнейшем трудоустройстве
и
взаимодействии
с
людьми.
Более
того,
авторы
психологической энциклопедии считают, что «познавательные
процессы школьников приобретают такие качества, которые
делают их совершенными и гибкими, причем развитие средств
познания
несколько
опережает
собственно
личностное
развитие детей» [Реана, Гиппиус, Терехова, с. 32].
Если детально разбирать данный этап, то можно отследить
небольшие
отличия
в
поведении
учащихся
девятых
и
одиннадцатых классов. Девятиклассники, в возрасте 14-15 лет,
находятся на переходном периоде от подросткового к раннему
юношескому
возрасту.
У
них
только
подходит
к
концу
физическое развитие и половое созревание, что сказывается на
повышенной
активности
и
утомляемости
одновременно.
26
Ученики
одиннадцатых
достигшими
раннего
классов
16-17
юношеского
лет,
возраста.
являются
Они
более
индивидуальны и подвержены самовоспитанию, именно на
данной
старшей
ступени
учащиеся
достигают
статуса
личности. Как пишет Фролова О.В. данный возраст «является
одним
из
ключевых
этапов
в
процессе
становления
эмоционально-волевой регуляции личности» [Фролова, с. 3].
Поэтому развитию soft skills в старших классах следует уделить
особое
внимание,
ведь
данные
навыки
приобретаются
в
процессе формирования личности.
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1
В заключение, в данной главе нам удалось рассмотреть
определение
понятия
‘soft
skills’
разными
авторами
и
исследователями. Хотя для нас стало очевидным, что точного
определения у данных умений все еще нет, нам удалось дать то
определение, которое применимо по отношению к нашей
исследовательской работе в рамках темы «Развитие SOFT
SKILLS в процессе обучения иностранному языку в старшей
школе».
Нам
так
же
удалось
разобрать
классификацию
социальных навыков и выделить группы навыков, которые
актуальны для нашей работы. Основными критериями оценки
сформированности soft skills будет выступать широко известная
модель «4К», которая заключает в себе четыре основные
компетенции – коммуникация, коллаборация, креативность и
критическое мышление. Но мы так же будем анализировать и
другие ключевые группы социальных навыков. Более того, мы
рассмотрели различные методы развития данных навыков и
описали, как они могут быть применимы в старших классах.
Так
как
проводимое
исследование
нацелено
на
анализ
развития soft skills у старшеклассников, то мы обратили особое
27
внимание
на
психологическое
и
возрастное
восприятие
данного этапа при изучении иностранного языка и пришли к
определенным выводам.
Таким образом, в первой главе мы рассмотрели, что такое
soft skills, какие бывают виды данных навыков и как их можно
развивать.
В
дополнение
к
этому,
особый
интерес
исследователей к социальным навыкам и их необходимость при
обучении
иностранному
подтвердили
актуальность
психологических
и
языку
на
данной
возрастных
старшей
работы.
ступени
Рассмотрение
особенностей
восприятия
данного этапа подчеркнуло, насколько важны soft skills в
старшей школе.
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ РАЗВИТИЯ SOFT
SKILLS В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА
СТАРШЕМ ЭТАПЕ
2.1.ХОД ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА
Проанализировав литературу по теме исследования, мы
определили, что социальные навыки играют ключевую роль в
изучении иностранного языка. Практическая глава данного
исследования
эксперимент,
была
реализована
проведенный
через
в
констатирующий
старших
классах
общеобразовательного учреждения гимназии с углубленным
изучением иностранных языков №21 города Тюмени, куда мы
были направлены на практику. Из посещенных 16 занятий – 6
были занятиями, проведенными в старших классах. На основе
этих занятий был проведен анализ и оценка сформированности
развития soft skills в процессе обучения на старшем этапе,
28
подтверждающий необходимость данных навыков в процессе
обучения.
Эксперимент в рамках нашего исследования состоит из
четырех этапов:
1.
Предшествующий эксперименту этап.
2.
Подготовка к проведению эксперимента.
3.
Проведение эксперимента.
4.
Подведение итогов эксперимента.
Предшествующий
эксперименту
этап
был
описан
в
теоретической части данного исследования, он включает в
себя тщательный теоретический анализ ранее опубликованных
по этой теме работ и выявление нерешенных проблем. Так же
нам удалось систематизировать виды и методы развития soft
skills, актуальных для нашего исследования в старших классах.
Подготовка к проведению эксперимента состоит из выбора
необходимого числа экспериментальных субъектов – в нашем
случае это 4 класса старшей ступени (9А, 9Б, 11Б, 11А),
определения
необходимой
длительности
проведения
эксперимента – 2 недели, в качестве методов выступают
методы наблюдения и анализа.
Проведение эксперимента по оценки сформированности
soft skills (социальных навыков) заключалось в фиксирование
данных о ходе проведения занятий, методах, технологиях,
используемых преподавателем на занятиях, взаимодействии
обучающихся между собой и преподавателем
и анализом
полученных данных.
2.2.АНАЛИЗ ПОСЕЩЕННЫХ ЗАНЯТИЙ
На
данном
этапе
следует
подробно
разобрать,
как
проходили занятия в классах изучаемых субъектов. Если мы
рассмотрим структурно урок в 9А (см. Приложение 1), то после
29
приветствия, преподаватель вводит тему занятия (деньги) и
устраивает на эту тему викторину – для проведения викторины
она делит класс на группы и первая команда поднявшая руку
отвечает. Использование данного игрового метода не только
повышает
активность
на
занятии,
но
относительно
темы
нашего исследования развивает сразу несколько компетенций
по системе «4К». Так как дети поделены на группы, а без
общения работы в группе не осуществима, то реализуется
коммуникативная компетенция. Тем не менее, отвечает кто-то
один
из
группы,
поэтому
перед
ответом
вся
команда
совещается и работает совместно, что показывает развитие
навыка коллаборации. Более того, так как викторина это,
прежде всего, ответы на вопросы по определенной тематике, то
развиваются различные виды мышления, в том числе и
критическое. После викторины преподаватель переходит к
следующему этапу урока – введение новой лексики. Она
раздает
материалы
с
новой
лексикой
и
просит
старшеклассников обсудить их значение в паре. Групповая
работа сменяется работой в паре, что опять же способствует
развитию коммуникации и коллаборации. Обсуждение и обмен
информацией с партнером формирует умение слушать, а
поскольку
учащиеся объясняют значение слов, то также
формируются навыки аргументации и убеждения. Во время
работы детей преподаватель также участвует в процессе, а
именно ходит, слушает, проверяет и помогает, если требуется.
Таким образом, учитель контролирует процесс, но все же дает
детям
работать
самостоятельно,
что
является
ключевым
моментом при развитии soft skills.
Далее применяются мультимедийные технологии, одни из
ведущих технологий в организации образовательного процесса
30
на
уроке
и
различных
во
внеурочное
этапах
время.
урока
Применение
позволяет
ИКТ
на
оптимизировать
образовательный процесс, эффективно использовать время.
При объяснении нового материала для наглядности учителя
используют компьютерные презентации в Microsoft Power
Point,
видеоролики
видеоклипы,
разной
отрывки
тематики,
из
учебные
фильмы,
мультипликационных
и
художественных фильмов, электронные приложения к УМК.
Помимо большого вклада ИКТ во время процесса обучения
иностранного языка, они также помогают в развитии soft skills.
Например, применение мультимедийных материалов тренирует
креативное мышление и расширяет творческий потенциал.
Среди оборудования, использованного на занятии в 9А, можно
выделить
раздаточные
материалы,
доску,
компьютер
и
проектор.
Используя презентацию Microsoft Power Point, учитель
выводит новые слова на слайде, в это же время, она переходит
к следующему этапу – обсуждению цитат на тему урока
«Деньги», которые так же появляются на слайде. Прежде
всего, дается время на ознакомление с цитатами, чтобы
убедиться, что детям понятен перевод. Обстановка на занятии
дружелюбная и располагающая, ученики не боятся задавать
вопросов и уточнять перевод слов. Как мы упоминали выше,
создание комфортной психологической среды для каждого
ребенка
имеет
большое
значение
для
формирования
социальных навыков. В связи с этим, на этапе обсуждения
вопросов, которые так же были выведены на слайде, учащиеся
свободно высказывают свое мнение сначала в парах, пока
учитель так же слушает и проверяет, а после выражают свои
суждения перед всем классом.
31
Следует подчеркнуть, что выбранная преподавателем тема
«Деньги» является очень провокационной. Выбор темы удачен,
поскольку обучающиеся сориентированы на
размышления и
обсуждения. Так как в основные характеристики старшего
этапа
входит
формирование
нравственных
и
социальных
качеств, то очень важно определить важность денег в этом
возрасте. Более того, обсуждение подобных тем развивает
такие виды soft skills, как ответственность и креативность.
На
заключительном
старшеклассникам
этапе
отметки
за
учитель
активность
выставляет
на
уроке
и
прощается, в качестве домашнего задания им нужно выучить
новую лексику по пройденной теме.
Подводя итоги по занятию в 9А на тему «Деньги», мы
можем заключить, что без должных социальных навыков
старшеклассники
не
смогли
бы
реализовать
учебную
деятельность на занятиях полноценно. Мы также заметили, что
учитель способствует развитию soft skills по «4К» используя
различные виды работы на уроке и разбирая важные темы,
которые особенно важны для учеников старшего звена. Если
быть
конкретнее,
на
данном
занятии
развивались
две
компетенции по «4К» это коммуникация и коллаборация,
помимо данных компетенций также были укреплены такие
социальные навыки, как навыки публичных выступлений (когда
дети
выражали
организации
свое
командной
мнение
работы
перед
(во
классом),
время
навык
проведения
викторины). Более того, организация любого мероприятия в
игровой форме, будь это викторина, опрос или конкурс,
подразумевает под собой соперничество во время урока.
Соперничество на баллы/оценки это всегда эмоционально
напряженный процесс, поэтому во время проведения подобных
32
мероприятий у детей также формируются навыки управления
эмоциями, стрессом и даже тайм-менеджмент (если игра на
время).
Все
управленческие
навыки
являются
ключевой
группой soft skills.
Помимо девятых классов при проведении эксперимента
нами также были посещены занятия одиннадцатых классов.
Пусть и 9-е и 11-е классы в полной мере являются учениками
старшего этапа, определенная специфика и различия в работе
данных
классов
девятиклассники
все
же
есть.
находятся
на
В
отличие
от
переходном
11
класса,
периоде
от
подросткового к раннему юношескому возрасту, им больше
интересно
общение
со
сверстниками
и
развитие
самостоятельного мышления. И как мы уже упоминали раньше,
считается, что к одиннадцатому классу учащиеся уже достигли
раннего юношеского возраста и более целенаправленны и
индивидуальны, так как перед ними стоит проблема выбора
профессии.
В ходе занятия в 11Б (см. Приложение 2) учитель так же,
как и в 9А, прежде всего приветствует детей и спрашивает об
их настроении и последних интересных событиях. После
приветствия, учитель плавно подводит к теме, используя
мультимедийные технологии – выводит на слайде картинки,
связанные с темой урока, а учащиеся угадывают тему урока
(беспилотные автомобили). На занятии 11Б мы так же можем
выделить раздаточный материал, доску, компьютер, проектор
как оборудование и материалы, которые улучшают процесс
обучения. Далее она ставит вопрос перед классом и проводит
«брейнсторминг» (brainstorming – мозговой штурм) на тему
беспилотных автомобилей, и какую роль они будут играть в
будущем. Тема беспилотного транспорта является достаточно
33
актуальной и интересной для подростков данного уровня, а
дополняя данную тему размышлениями о будущем и том, что
старшеклассников ждет в будущем – развивает креативность и
критическое мышление по «4К». Мы уже не раз подчеркнули,
что именно в одиннадцатых классах и старшем этапе в целом
присутствует обращенность в будущее, поэтому им интересно
рассуждать на такие вопросы.
После введения темы и обсуждения ключевых вопросов,
учащиеся переход к следующему этапу работы на уроке –
работа с текстом. На данном этапе им выдают текст по теме
урока, и они самостоятельно читают его, и если у них
возникают какие-то вопросы по лексике, учитель сначала
спрашивает, известно ли это слово/выражение остальным
учащимся, а уже после выносит его на доску с подходящим
переводом. В этом случае, даже негласно и не разделяя класс
на группы, реализуется командная работа – где учащиеся
помогают друг другу. Командная работа – один из видов soft
skills или коллаборация по «4К». Далее преподаватель дает
задание выбрать правильные ответы, опираясь на прочитанный
текст, работают старшеклассники в парах. Работа в паре не
только ускоряет процесс урока, но так же способствует
развитию социальных навыков – по «4К» это, конечно же,
коммуникация и коллаборация. Если быть конкретнее, во
время данного задания задействуются такие «гибкие» навыки,
как
поиск
и
анализ
информации
в
тексте,
логическое
мышление и доброжелательность по отношению к партнеру.
Следующий этап включает в себя работу с утверждениями,
детям
нужно
соотнести
предположения
о
беспилотных
автомобилях по двум столбикам «недостатки/преимущества»,
это
задание
старшеклассники
выполняют
индивидуально,
34
используя логическое мышление, и затем проверяют всем
классом. На данном этапе можно частично наблюдать метод
«круглый стол», так как старшеклассники взвешивают «за» и
«против» проблемы беспилотных автомобилей самостоятельно,
но в конце проверяют вместе и приходят к общему решению.
Следует отметить, что учитель использует различные виды
работы на уроке и часто сменяет один за другим, что не дает
старшеклассникам заскучать или устать, и при этом они
успевают проделать большой объем работы. Например, далее у
учащихся проходит обсуждение в парах, по вопросу каким
автомобилем они хотели бы управлять и почему. Таким
образом, реализуется коллаборация и коммуникация, более
того, то, что задание включает в себя также вопрос «почему»,
требует от учеников обоснованного ответа. Обоснование своего
мнения развивает навыки аргументации и убеждения. На
заключительном этапе учитель выставляет старшеклассникам
отметки за активность на уроке и прощается, в качестве
домашнего задания им нужно выучить новую лексику по
пройденной теме.
Мы можем заключить, что урок, проведенный в 11А,
комбинирует
в
себе
различные
виды
деятельности
старшеклассников в процессе изучения английского языка и
развивает
soft
skills
на
должном
уровне.
Тема
занятия
достаточно актуальна для данного этапа и изучается детьми с
интересом,
поэтому
они
активно
и
вовлечено
работают.
Учителю удалось несколько раз сменить форму работы урока,
были задействованы фронтальная, индивидуальная и парная
формы урока. Идет развитие всех четырех компетенций по
системе «4К» - коммуникация (во время обсуждения вопросов и
выражения
мнения
в
парах),
коллаборация
(работа
над
35
заданиями в паре), критическое мышление (оценка перспектив
развития
беспилотных
автомобилей)
и
креативность
(размышления о том, какие будут беспилотные автомобили в
будущем). Более того, развиваются отдельные виды soft skills,
например различные виды мышления – креативное, логическое
и проектное, так как на занятии поднимаются проблемы
дальнейшего
развития
формируются
навыки
прочтения
текста
задействуются
такие
технологий
работы
и
с
skills,
будущем.
информацией
выполнения
soft
в
заданий
как
поиск
Так
же
во
время
по
нему,
и
анализ
информации. Становится очевидным то, что без формирования
социальных навыков, успешное изучение английского языка в
старших классах реализовать очень трудно.
Для примера мы также рассмотрим одно из занятий 9Б, на
котором
старшеклассники
тренировали
навыки
работы
с
заданиями экзаменационного формата (см. Приложение 3).
После приветствия учитель раздал материалы по ОГЭ и давал
определенные инструкции. На первом этапе они разбирают
раздел чтения, сначала выполняют работу классом – читают
тексты и сопоставляют заголовки. Следует заметить, что
данное действие оправдано, если дети раньше не работали с
вариантами ОГЭ, таким образом, преподаватель на практике
показывает, как нужно работать с данным форматом заданий.
После совместного разбора данного задания классом, дети
выполняют его индивидуально и проверяют опять же вместе.
Материал
закрепляется
традиционным
видом
урока,
осуществляется фронтальный работа. Примерно по той же
схеме дети выполняют задание раздела грамматики, но в конце
занятия они получают задания на самостоятельное выполнение
и оценку. То есть преподаватель представляет учащимся
36
задания того же формата, но другого варианта, которые они
должны сдать в конце занятия. Таким образом, преподаватель
проводит оценивание учеников. Если анализировать данный
урок
по
системе
«4К»
то
во
время
фронтальной
и
индивидуальной работы не развиваются навыки коллаборации
и коммуникации, также при выполнении однотипных заданий
оказывается трудным развить какую-либо креативность или
критическое мышление. Тем не менее, даже не реализуя
компетенции по «4К», при данном варианте урока развивается
логическое мышление и навыки поиска и анализа информации,
которые являются аналитическими социальными навыками.
Более того, самостоятельная работа на оценку повышает
ответственность,
что
тоже
является
одним
из
ключевых
качеств при овладении социальными навыками.
Подводя итоги по занятию, проведенному в 9Б, мы можем
сказать,
что
компетенции
данный
по
урок
«4К»,
не
так
формирует
как
была
социальные
реализована
преимущественно фронтальная форма работы. Но данные
уроки допустимы, если проходит урок-повторение материала, к
которым можно отнести данное занятие. В старших классах
часто практикуют тренировку экзаменационных форматов,
следственно проходят уроки-повторения на экзаменационных
типовых вариантах. Но, несмотря на отсутствие формирования
компетенций
по
«4К»
-
коммуникации,
коллаборации,
критического мышления и креативности, при таком формате
работы все же удается развить некоторые виды soft skills – при
работе с текстом дети использует аналитические навыки и
логическое мышление, более того, они ответственно подходят к
выполнению заданий, которые будут оценены. Так или иначе,
определенные социальные навыки все же задействуются.
37
2.3.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЭКСПЕРИМЕНТА
В
ходе
посещения
занятий
мы
фиксировали,
что
в
независимости от класса или уровня детей, практически все
преподаватели не упускают введения в структуре занятия, в
котором
преподаватель
приветствует
старшеклассников
и
обсуждает последние важные для них события, либо их
настроение. Таким образом, способствуя погружению в занятие
на иностранном языке. Далее преподаватели сообщают о плане
на занятие, его целях и теме урока. Также все преподаватели
осуществляют
коммуникацию
преимущественно
на
с
английском
детьми
старшего
языке,
что
звена
является
целесообразным и оправданным для данного этапа. Мы так же
отследили, что учитель 9А и 9Б классов очень систематична в
проведении своих занятий и ей удается вести оба класса на
равном и достаточно высоком уровне, так же как и учитель 11А
и 11Б.
Стоит
отметить,
что
в
проанализированных
уроках
задействуются различные методы подачи материала и его
усвоении.
Используется
игровой
метод
–
проведение
викторины, который действительно положительно влияет на
развитие soft skills, а именно способствует повышению навыков
командной
работы
и
коммуникации.
Также
используется
наглядный метод при введении новой лексики и постановки
темы урока, вопросов. Это широко известный
информации
усваивается
через
орган
факт, что 80%
зрения,
поэтому
наглядный метод оправдан на данном этапе. Мы также можем
отметить, что учителя задействуют молчаливый метод, когда
просят детей обсудить лексику в парах или же обсудить что-то
самостоятельно без преподавателя, в то время как учитель
только ходит и слушает, выступая в роли помощника. Метод
38
общины тоже имеет место быть в проанализированных уроках,
когда
дети
они
помогают
друг
другу
и
делятся
уже
имеющимися языковыми знаниями при переводе слов или во
время
работы
с
текстом.
Конечно
же,
стоит
упомянуть
коммуникативный метод, который на данный момент является
одним
из
самых
популярных,
к
которому
прибегают
преподаватели, отходя от классических методов. В уроках,
посещенных нами, часто используется данная методика, что
очень
положительно
Очевидно,
что
коммуникация
сказывается
благодаря
и
на
данному
коллаборация.
развитии
методу
Кроме
soft
skills.
развивается
того,
в
11Б
задействуются активные методы, такие как «брейнсторминг» и
«круглый стол», которые нацелены на обсуждение и решение
определенных проблем. Учитель также активно использует
современные информационно-коммуникационные технологии и
мультимедийных средства для реализации наглядного метода.
Использование
переход
от
данной
технологии
репродуктивных
форм
помогает
к
осуществить
самостоятельным,
творческим видам работы.
Все эти моменты играют важную роль при формировании
soft skills, погружение в язык с начала занятия и преобладание
коммуникативного
метода
положительно
сказываются
на
развитии социальных навыков. Использование разных форм
работы и применение вариативных методов при обучении
английскому языку также активно тренируют все группы soft
skills. Мультимедийные технологии играют определенную роль
в совершенствовании социальных навыков, с их помощью
можно задействовать разные виды мышления и социальные
умения. На многих уроках, посещенных нами, идет развитие
всех четырех социальных компетенций по модели «4К».
39
Несмотря
на
преимущественно
положительные
результаты, полученные после детального анализа занятий 9А,
9Б и 11Б у разных преподавателей на старшем этапе обучения,
мы заметили однонаправленность уроков, предоставляемых
обучающимся. Так как данная образовательная организация
делает особый акцент на изучении иностранных языков,
английский язык является обязательным предметом для сдачи
во время промежуточной и итоговой аттестации. В связи с этим
большая
часть
времени,
отводимых
на
дисциплину
«Иностранный язык», уделяется подготовке учащихся старших
классов к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Это совершенно
оправдано, так как мы уже отмечали выше, что основная
особенность
старшего
этапа
построение
жизненных
–
обращенность
планов
и
в
будущее,
перспектив,
поэтому
успешная сдача экзаменов важна для них. Но при однотипной
тренировке типовых вариантов экзаменов, развитие soft skills
не
происходит,
что
подтверждает
актуальность
нашего
исследования.
Ввиду современных тенденций, мы понимаем, что наличие
социальных
навыков
способствует
успешному
выполнению
задач и взаимодействию с другими людьми при изучении
иностранного языка. Более того, наличие этих навыков будет
учитываться при поступлении в университет и последующем
трудоустройстве.
Именно
поэтому
переориентация
образования на развитие у детей «гибких навыков» является
ключевым звеном к решению успешности в последующем
изучении
иностранного
языка
и
будущей
трудовой
деятельности. Мотивированный человек с развитыми навыками
адаптивности,
кооперативной
работы
и
критического
мышления остаётся, и ещё долгое время будет оставаться,
40
востребованным
утверждение
во
всех
сферах
подтверждается
деятельности.
исследованием
Данное
Wall
Street
Journal - около 90% руководителей испытывают нехватку
именно таких работников [Волосков].
Исходя из проведенного констатирующего эксперимента и
его результатов по посещенным занятиям, мы можем отметить,
что
примерно
в
80
процентах
проведенных
уроков
по
английскому языку в старших классах 21 гимназии идет
активное формирование soft skills, соответствующее старшему
этапу. Но также присутствуют 20 процентов тех занятий, на
которых развития soft skills не происходит на должном уровне.
Данная
статистика
объясняется
общеобразовательного
иностранного
языка
учреждения
и
спецификой
на
данного
глубокое
соответственно,
изучение
подготовку
к
государственным экзаменам. Более того, в процессе обучения
иностранному
материал
языку
и
необходимо
проводить
закрепление,
на
закреплять
урок-повторение
подобных
типах
урока
или
не
изученный
же
так
урокпросто
реализовать формирование социальных навыков. Следственно,
такое соотношение вполне оправдано и мы можем сказать, что
развитие
soft
skills
проходит
на
большинстве
занятий
английского языка в старших классах 21 гимназии.
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2
В заключение, по второй главе можно отметить, что нам
удалось провести эксперимент в четыре этапа по оценке
сформированности soft skills в процессе изучения иностранного
языка в старших школе. Практическая часть была посвящена
подготовке к эксперименту, непосредственно его проведению и
подведению итогов по данному эксперименту. Если быть
конкретнее,
нами
были
проанализированы
посещенные
41
занятия в старших классах МАОУ гимназии № 21 г.Тюмени. В
результате нашего эксперимента, нами было уставлено, что в
преобладающем числе занятий по иностранному языку в
старшей
школе
сформированы
участвуют
в
и
данные
социальные
развиваются,
формировании
и
навыки
преподаватели
данных
навыков,
успешно
активно
используя
различные типы уроков, формы работы и методы. Также
следует отметить, что на уровень развития социальных навыков
оказывает большее влияние возрастные особенности старшего
этапа и обстановка в классе. Подводя итоги анализа, следует
отметить,
что
преподавателям
не
всегда
представляется
возможность поспособствовать формированию
soft skills у
старшеклассников, так как основная задача учителей при
работе с данным этапом – подготовка учеников к успешной
сдачи экзаменов, в России это ОГЭ и ЕГЭ. Таким образом,
можно сделать вывод, что, в целом, уровень сформированности
социальных навыков у субъектов данного эксперимента,
а
именно учеников старших классов гимназии №21, находится на
уровне,
соответствующем
способностям.
их
возрасту
и
мыслительным
42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведя
дисциплина
данное
исследование,
«Иностранный
язык»
мы
убедились,
обладает
что
значительным
потенциалом для формирования у обучающихся универсальных
компетенций.
Проанализировав
исследования,
мы
также
различную
можем
литературу
отметить
и
необходимость
формирования soft skills. Так как развитие данных компетенций
может способствовать развитию мышления, аналитических и
исследовательских навыков, умению критически осмысливать
явления, организовывать и осуществлять различные виды
коммуникации,
проектировать
собственную
деятельность,
работать в команде, принимать решения.
Нам
удалось
систематизировать
рассмотреть
различные
понятие
виды
и
«soft
методы
социальных навыков, изучить возрастные и
skills»,
развития
психологические
особенности восприятия школьников старших классов при
обучении английскому языку и провести эксперимент для
оценки сформированности развития soft skills в процессе
обучения на старшем этапе. Ключевая задача по анализу
полученных данных по эксперименту с целью выявления
специфики работы учителя по формированию soft skills была
также
выполнена
в
полном
объеме.
Методами
данного
исследования выступали подбор и анализ литературы по теме
исследования, а также для реализации практической части
был использован метод эксперимента. Стоит подчеркнуть, что
практическая значимость нашего исследования состоит в том,
что
результаты
приводимого
в
данном
проекте
экспериментального исследования можно использовать для
разработки
современных
образовательных
программ
43
включающих в себя развитие soft skills (социальных» навыков).
Рассмотрев специфику работы преподавателей со старшим
этапом
при
изучении
очевидным,
что
иностранного
социальные
усовершенствованы
в
результате
языка,
становится
навыки
могут
быть
средовых
изменений
и
целенаправленного формирования преподавателями.
Путем
проведения
эксперимента
в
21
гимназии
с
углубленным изучением иностранного языка была достигнута
цель нашей работы - оценка сформированности развития soft
skills
в
процессе
проведенного
обучения
на
исследования
старшем
было
этапе.
выявлено,
В
что
ходе
в
преобладающем числе занятий по иностранному языку в
старшей школе 21 гимназии социальные навыки разных групп
успешно
сформированы
и
развиваются,
и
преподаватели
активно участвуют в формировании данных навыков, используя
различные типы уроков, формы работы и методы. Также в
результате анализа мы установили, что компетенции модели
«4К»
развиваются
на
должном
уровне
на
занятиях
иностранного языка старшего этапа. Эксперимент выявил
небольшой процент занятий, в которых soft skills не могли быть
развиты в силу специфики общеобразовательного учреждения.
Основным выводом выпускной квалицикационной работы
является
доказательство
поставленной
гипотезы,
что
системная работа учителя по развитию социальных навыков в
ходе занятий по иностранном языку приведет к формированию
прочных социально-психологических знаний, умений, навыков
старшеклассника
в
процессе
обучения.
Более
того,
мы
убедились в необходимости социальных навыков для успешного
выполнения задач и взаимодействия с другими людьми, а так
же для развития ключевых компетенций двадцать первого
44
века, а именно: коммуникации, коллаборации, критического
мышления и креативности.
В заключении отметим, что цель и задачи, поставленные в
работе, были выполнены.
45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.
Association,
American
Management
Critical
Skills
Survey. С. 1-10. 2012.
2.
Сollins Dictionary [сайт] // Сollins . - HarperCollins
Publishers,
2008.
URL:
https://www.collinsdictionary.com/dictionary/english/soft-skills.
(дата обращения: 20.05.20).
3.
Klaus P. The Hard Truth about Soft Skills:Workplace
Lessons Smart People Wish They'd Learned Sooner: Harper
Collins, 2008. 205 с.
4.
Kozar O. Towards better group work: Seeing the
Difference
between
Cooperation
and
Collaboration.
English
Teaching Forum, 2010. - Number 2 : Т. 48. С.16-23.
5.
Laura H. Lippman Renee Ryberg, Rachel Carney, Kristin
A. Moore WORKFORCE CONNECTIONS: KEY “SOFT SKILLS”
THAT FOSTER YOUTH. Child Trends, 2015. 56 с.
6.
McClelland D.C. Testing for Competence Rather Than for
"Intelligence". Cambridge : American Psycologist, 1973. С. 1-14.
7.
Oxford
English
Dictionary
[сайт]. URL:
https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/definition/english/softskills. (дата обращения: 5.05.20).
8.
Rhoades G. Minimizing the Chaos through Cooperative
Classroom Management. English Teaching Forum, 2013. - Number
4 : Т. 51. С. 28-34.
9.
Shakir R. Springer Link. Asia Pacific Education Review,
10.06.2009.
С.
309-315.
URL:
https://link.springer.com/article/10.1007%2Fs12564-009-9038-8.
(дата обращения: 5.05.20).
10.
Tyre P. Is your child a “group problem solver?” The PISA
test will decide. Scientific American, 2015. - 313, 2. С. 58-59.
46
11.
Абашкина О. Soft Skills: Ключ к карьере. Актион
[сайт]. 28.06.2010. URL: https://www.pro-personal.ru/article/7811soft-skills-klyuch-k-karere. (дата обращения: 5.05.20).
12.
Журнал
Баринова О. В. Понятие и сущность компетенции.
"Концепт".
NovaInfo
[сайт]. 23.01.2014.
URL:
https://novainfo.ru/article/1935. (дата обращения: 4.05.20).
13.
Бацунов
Современные
С.Н.
Дереча
детерминанты
И.И.,
развития
Кунгурова
soft
skills.
И.М.
Научно-
методический электронный журнал «Концепт». 2018. - № 4
(апрель). С. 198–207.
14.
Бондарь И. Понятие Soft Skills. Коммерсантъ [сайт].
28.04.2017. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3286790. (дата
обращения: 4.05.20).
15.
Волосков
И.
В.
Формирование
системы
гибких
навыков soft skils в образовательном процессе. Открытый урок
[сайт]. 26.08.2019.
URL:
https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C
%D0%B8/675727/.(дата обращения: 20.05.20).
16.
Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 3. Москва :
"Педагогика", 1984. 433 с.
17.
Глухова Е. С. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ
РАБОТА БАКАЛАВРА // РОЛЬ СТУДЕНЧЕСКИХ СООБЩЕСТВ В
ФОРМИРОВАНИИ SOFT SKILLS У СТУДЕНТОВ ТГУ. - Томск :
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ТОМСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, 2018. 96 с.
18.
Гоулман Д. Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное
лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. Москва : Альпина Бизнес Букс, 2008.
301 с.
47
19.
Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Москва : АСТ,
2009. 544 с.
20.
Давидова В. Cлушать, говорить и договариваться: что
такое soft skills и как их развивать. Theory and Practice [сайт].
2015.
URL:
https://theoryandpractice.ru/posts/11719-soft-skills.
(дата обращения: 30.05.20).
21.
Ивонина
Современные
А.И.
Чуланова
направления
О.Л.,
Давлетшина
теоретических
и
Ю.М.
методических
разработок в области управления: роль soft skills и hard skills в
профессиональном
и
карьерном
развитии
сотрудников
Интернет-журнал «Науковедение» 2017. - Том 9, С.1-18. №1.
URL:
http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf.
(дата
обращения: 31.05.20).
22.
Карпова А. В. Развитие soft skills на занятиях по
английскому языку как ключевой навык успешного выпускника
ВУЗа.
Открытое
знание
[сайт].
31.03.2020.
URL:
https://scipress.ru/pedagogy/articles/razvitie-soft-skills-nazanyatiyakh-po-anglijskomu-yazyku-kak-klyuchevoj-navykuspeshnogo-vypusknika-vuza.html. (дата обращения: 28.05.20).
23.
Колдун И. Что такое hard и soft skills. Инфоподдержка
вашей карьеры [сайт]. 24.10. 2017. URL: https://enjoy-job.ru/edu/
business-edu/chto-takoe-hard-soft-skills/.(дата
обращения:
1.05.20).
24.
развития
Липатова С.Н. Субочева Л.М. Игровые инструменты
Soft
Skills
учащихся.
Методическое
пособие. Новокузнецк, 2019. 30 с.
25.
Матфатов
О.
Критическое
мышление:
базовые
принципы и приёмы. Newtonew [сайт]. 14.09.2016. URL: https://
newtonew.com/science/critical-thinking-guidance.
обращения: 30.05.20).
(дата
48
26.
Милевски
И.
Личностное
развитие
успешного
человека. Принципы Soft skills - гибких навыков человека.
Экономический
портал
[сайт]. 22.07.2013. URL:
https://ecouniver.com/economik-rasdel/men/6641-lichnostnoerazvitie-uspeshnogo-cheloveka.html. (дата обращения: 4.05.20).
27.
Немов
образования.
Р.
С.
Москва :
Психология.
ООО
Книга
2.
«Гуманитарный
Психология
издательский
центр ВЛАДОС», 1997. 840 с.
28.
Никитина
Н.
Н.
Введение
в
педагогическую
деятельность: теория и практика. Москва : «Академия», 2004.
224 с.
29.
Поддьяков А. Н. Решение комплексных проблем в
PISA-2012
и
PISA-2015:
взаимодействие
со
сложной
реальностью. Образовательная политика, 2012 г. - № 6. С. 34-53.
30.
Реана А.А. Гиппиус Д., Терехова О.
Психология
подростка. Москва : "Олма-Пресс", 2003. 512 с.
31.
Сосницкая О. Soft Skills: "Мягкие навыки" твердого
характера. Новости и анатика в Германии [сайт]. 9.12.2009.
URL: https://p.dw.com/p/KIZ0. (дата обращения: 4.05.20).
32.
Татаурщикова Д. Soft skills. 4brain [сайт]. 27.08.2013.
URL: https://4brain.ru/blog/soft-skills/. (дата обращения: 4.05.20).
33.
Федеральный
стандарт.
ФГОС
государственный
[сайт] Приказ
от
6
образовательный
октября
2009.
URL:
https://fgos.ru/. (дата обращения: 20.05.20).
34.
Фролова
О.В.
ОСОБЕННОСТИ
РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ
ПОДРОСТКОВОГО И ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА // Вестник
Казанского
государственного
энергетического
университета. Казань : ВАК, 2009. С. 1-10.
35.
Чечева Н. А. Развитие soft skills у курсантов в
процессе обучения иностранному языку. // Интернет-журнал
49
«Мир науки» [сайт]. 10. 12.2018. С. 1-9. URL: https://mirnauki.com/PDF/73PDMN518.pdf. (дата обращения: 9.05.20).
36.
Чумаков Н. Путин рассказал молодёжи о важности
soft skills и опасности генной инженерии. // TJ - Электронный
журнал [сайт]. 21.10.2017. URL: https://tjournal.ru/news/60843putin-rasskazal-molodezhi-o-vazhnosti-soft-skills-i-opasnostigennoy-inzhenerii. (дата обращения: 25.05.20).
37.
Чуркина
М.
Жадько
Н.
Управленческая
эффективность руководителя. Москва : Альпина Бизнес Букс,
2009. 234 с.
38.
Шипилов В. Перечень навыков soft-skills и способы их
развития. // Корпоративный менеджмент [сайт]. 17.05.2016.
URL:
https://www.cfin.ru/management/people/dev_val/soft-
skills.shtml. (дата обращения: 4.05.20).
39.
Яркова Т. А. Черкасова И. И. Формирование гибки
навыков у студентов в условиях реализации профессионального
стандарта педагога. // Вестник Тюменского государственного
университета
Гуманитарные
исследования.
Humanitates.
Тюмень : Вестник Тюменского государственного университета,
2016. - № 4. Том 2. С. 222-234.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Цель урока: Формирование коммуникативной компетенции по теме
“Money ”
Задачи урока:
a) обучающая: создать условия для развития коммуникативных
навыков через разнообразные виды речевой деятельности
создать условия для развития аналитических способностей
b) воспитательные: способствовать формированию уважения к
сверстникам, работе в группе/паре, содействовать развитию
интереса к изучению иностранного языка;
50
c) развивающие: расширить общий и филологический кругозор
учащихся
Вид урока: традиционный
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний
Форма урока: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая
Материалы и оборудование: раздаточные материал, доска, компьютер,
проектор.
№
п/
п
Этапы урока
Конспект №15 (9А)
Деятельность учителя
1
Приветствие
Good morning! How are you today?
2
Введение в
тему
3
Введение
новой лексики
Today we are going to have Money
Quiz!
Divide into small groups and raise
your hands to answer
Устраивает викторину,
спрашивает, дает очки каждой
группе
In pairs discuss what you think is
the meaning of the words in bold
Раздает лексику в контексте.
Ходит, проверяет, помогает с
переводом
Now let’s move to quotations about
money
Раздает материал, дает время
прочесть, новую лексику выносит
на доску
What is each person saying? What
do they think of money? Who do
you agree with the most, if any?
Выносит эти вопросы на слайде и
дает детям обсудить их в парах,
слушает, проверяет
Do you think that money can
contribute to a person’s happiness?
What is good about money? What is
bad about it?
Слушает, проверяет
Does anybody would like to share?
Спрашивает по одному, ставит
оценки за активность
4
5
Работа с
лексикой
Обсуждение
Деятельность
обучающихся
Приветствуют, делятся
эмоциями, отвечают
полными ответами
Делятся на группы,
поднимают руки,
отвечают, получают очки
В парах обсуждают
значения слов
Читают, разбирают
незнакомые слова
В парах обсуждают,
выражают свое мнение
В парах обсуждают,
выражают свое мнение
Желающие отвечают и
делятся мнением
51
6
Подвод
итогов, запись
д/з
Thank you for your work today, at
home you have to learn all new
lexis. Good bye!
Записывают домашнее
задание, прощаются
52
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Цель урока: Формирование коммуникативной компетенции по теме
“Driverless vehicles ”
Задачи урока:
a) обучающая: создать условия для развития
коммуникативных
навыков через разнообразные виды речевой деятельности
создать условия для развития аналитических способностей
b) воспитательные: способствовать формированию уважения к
сверстникам, работе в группе/паре, содействовать развитию
интереса к изучению иностранного языка;
c) развивающие:
расширить общий и филологический кругозор
учащихся
Вид урока: традиционный
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний
Форма урока: фронтальная, индивидуальная, парная
Материалы и оборудование: раздаточные материал, доска, компьютер,
проектор.
№
п/
п
Этапы урока
Конспект №13 (11Б)
Деятельность учителя
1
Приветствие
Good morning! How are you today?
2
Подведение к
теме
3
Работа с
текстом
Look at the pictures. What do you
think about driverless vehicles in
the future?
Выводит картинки на слайде
Read the following text about
driverless vehicles
Раздает материал, дает время
прочесть, помогает с новой
лексикой
Now in pairs try to choose the right
answer
Раздает материал, дает время
сделать, новую лексику выносит
на доску, затем проверяет
List the words under the headings
‘advantages/disadvantages’
Дает время выполнить, помогает
4
Работа с
лексикой
Деятельность
обучающихся
Приветствуют, делятся
эмоциями, отвечают
полными ответами
Обсуждают всем классом,
делятся мнением
Каждый читает
самостоятельно
Выполняют упражнение в
парах, проверяют всем
классом
Каждый выполняет
самостоятельно
53
с переводом
Let’s check orally
Проверяет
5
6
Обсуждение
Подвод
итогов, запись
д/з
What car would you like to have or
drive? Why? Tell your partner.
Think about advantages and
disadvantages of these cars.
Слушает, проверяет
Does anybody would like to share?
Спрашивает по одному, ставит
оценки за активность
Thank you for your work today, at
home you have to learn all new
lexis. Good bye!
Проверяют всем классом,
сравнивают ответы
В парах обсуждают,
выражают свое мнение
Желающие отвечают и
делятся мнением
Записывают домашнее
задание, прощаются
54
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Цель урока: развитие учебно-организационных навыков и умений при
чтении текстов разнообразного формата
Задачи урока:
a) обучающие: совершенствование умений при работе с текстом для
чтения в формате ОГЭ
b) воспитательные: повышение мотивации учащихся к чтению как
конкретному виду речевой деятельности
c) развивающие: способствовать развитию логического мышления,
самостоятельной познавательной деятельности
Вид урока: традиционный
Тип урока: закрепление навыков
Форма урока: фронтальная, индивидуальная
Материалы и оборудование: учебник О. В. Терентьева, Л. М. Гудкова
«Английский язык», раздаточный материал, компьютер, проектор.
№
п/
п
Этапы
урока
Конспект №6 (9Б)
Деятельность учителя
1
Приветстви
е
2
Выполнение
Инструкции по выполнению
упражнений
упражнений
Multiple
Let’s begin together and then you’ll
matching
work individually. Open page 26 and
begin reading
Now let’s check, name your
headlines one by one
3
Выполнение
упражнений
Multiple
choice
Good morning! How are you today?
Let’s train the multiple choice, do
ex-s on pages 53-56
Time is up, let’s check one by one
Деятельность
обучающихся
Приветствуют, делятся
эмоциями, отвечают
полными ответами
Начинают читать,
разбирают первый
заголовок, затем
работают сами
Отвечают и дают
пояснения для
обоснования своего
выбора
Учащиеся выполняют
задание индивидуально
Проверяют и дают
пояснения для
обоснования своего
выбора
55
4
Закреплени
е
Now you have to do ex-s on pages
33 and 57 and hand in your
answers to me
5
Подвод
итогов
Thank you for your work today.
Good bye!
Выполняют упражнения
и сдают учителю
Прощаются
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв