Конкурсная работа по теме:
«Развитие современных коммуникативных технологий
и проблема плагиата»
Для участия в областном конкурсе «Моя законотворческая инициатива»
по направлению: образование, наука
Выполнил: преподаватель
обществоведческих дисциплин
БОУ ОО СПО «Орловский
технологический техникум»
Канатникова Е.А.
Г. Орел 2014
Тезисы к конкурсной работе по теме:
«Развитие современных коммуникативных технологий
и проблема плагиата»
Для участия в областном конкурсе «Моя законотворческая инициатива»
по направлению: образование, наука
- Развитие современных инновационных технологий влекут изменения во всех сферах
общественной жизни, в том числе науке и образовании.
- Развитие инновационных технологий, а также системы открытого доступа в сети Интернет,
носит амбивалентный характер.
- Одним из негативных аспектов современной информационной эпохи является
распространение проблемы плагиата.
- Заимствование чужих интеллектуальных трудов приводит к формированию
неквалифицированных специалистов.
- В связи с распространением плагиата необходимо усовершенствовать систему
дисциплинарных взысканий и сделать ее общепринятой для исполнения во всех учебных
учреждениях.
- Феномен плагиата реализуется не только на студенческой скамье, но и в научном сообществе,
что может привести к гибели науки как таковой.
- Нарушение авторских прав (плагиат) представляет собой одну из форм нарушения научной
этики ученого.
- Существующая нормативно-правовая база в области авторского права не обеспечивает
полноценной защиты автора.
2
Содержание
1. Введение……………………………………………………………………стр.3
2. Проблема плагиата в образовании……………………………………......стр.4
3. Проблема плагиата в науке……………………………………………….стр.11
4. Заключение…………………………………………………………………стр.20
5. Литература………………………………………………………………….стр.23
3
Развитие современных коммуникативных технологий
и проблема плагиата
Введение
Данная работа посвящена одной из доминирующих проблем, связанных с инновационными
преобразованиями современного общества, а именно: развитие современных коммуникативных
технологий,
повлекшее за собой возможность бесконтрольного заимствования различной
информации. Представлены возможные пути борьбы с подобными «заимствованиями».
В данной работе предполагается осмысление одной из актуальных проблем, неразрывно
связанных с развитием современных научно-коммуникативных технологий – проблемы плагиата и
авторского права.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время наблюдается
трансформация всех сфер общественной жизни, явившаяся откликом на становление и развитие
постиндустриального общества, базовыми характеристиками которого являются развитие
высокотехнологичных производств и наукоемких технологий, в частности развитие Интернеттехнологий. В настоящее время общество стоит на пороге нового этапа
информационной
революции.
Несомненно, инновационные технологии упрощают жизнь человеку, но в то же время влекут за
собой различные трудности. Человечеству, оказавшемуся на волне информационной революции,
необходимо качественно преобразовывать не только свой образ жизни, но и свое мировоззрение.
Огромным преимуществом Интернет-технологий является открытый доступ к различным
информационным ресурсам, позволяющим найти качественную научную информацию.
Открытый доступ — это бесплатный доступ читателей к онлайновым научным материалам с
правом использовать их с любой законной целью (читать, загружать, копировать, печатать, искать,
ссылаться на них, индексировать и т. д.) без финансовых, юридических или технических
препятствий. По мнению И. Кучмы: "Открытый доступ — это современная практика научных
коммуникаций для тех, кто сломал устоявшиеся принципы научного общения последних четырех
столетий и вышел за рамки традиционного научного журнала…" 1.
Как отмечают Ю.Д. Бабаева и А.Е. Войскунский, использование Интернета носит
амбивалентный характер2, т.е. развитие и использование современных информационных
технологий влечет за собой как позитивные, так и негативные аспекты.
1. Проблема плагиата в образовании
1
Кучма І. Право першої ночі? Відкритий доступ! [Электронный ресурс] // Дзеркало тижня. — 2004. — № 11(486). —
Режим доступа: http://www.zn.kiev.ua/nn/show/486/45910/.
2
Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский Психологические последствия информатизации // Психологический журнал. 1998.
Т. 19. №1
4
Одним из негативных аспектов новой информационной эпохи, формирующейся с конца ХХ
века и связанной с развитием Интернет-технологий, а именно преобразование форм и методов
коммуникативного взаимодействия, является проблема плагиата.
В современном значении слово плагиат, как умышленное присвоение авторства чужого
произведения науки, мыслей, изобретения или искусства, стало употребляться в XVII веке. В
римском праве слово plagium означало преступную продажу в рабство свободного человека, за что
полагалось бичевание (ad plags). Изначально кража интеллектуальной, а в частности литературной
собственности, носило название plagium literarium. Соответственно слово «плагиат» (лат. plagiatus)
было образованно от лат. plagio – «похищаю».
В XVII веке во Франции Ла Мот-Ле Вайе утверждал: «Заимствование у древних – все равно,
что сделать морской набег, но обирать современников – все равно, что разбойничать на большой
дороге».
Ришесус в своей оригинальной работе «Академия ораторов» и в руководстве «Masque des
orateurs ou Maniere de deguiser toutes sortes de compositions, litteres, sermons etc.» одной из
возможностей компенсации недостатков творческих способностей указывал «плагиаризм»,
заключавшийся в последовательной замене всех выражений украденной фразы их синонимами.
В XVII веке патер Барр выдал за часть своей «Histoire d’Allemagne» отрывок в 200 страниц из
«Истории Карла XII» Вольтера.
В XIX – XX веке обвинения в плагиате звучали в адрес таких писателей, как Мюссе, Золя,
Эдмонда Абу, Дюма – отца и т.д.
Обвинениям в плагиате подвергся и Михаил Шолохов в своем романе «Тихий Дон», который,
по мнению ряда исследователей, частично был написан другими авторами.
Все эти факты говорят о том, что, как и сейчас, работники интеллектуального труда не всегда
задумывались о вопросах профессиональной этики.
Проблема плагиата существовала во все времена, но с появлением Интернет-технологий
данная
проблема приобретает
огромные масштабы. Заимствования
чужих
трудов
при
использовании Интернет-технологий получили название – киберплагиат. Кроме того, в
современном научном сообществе заговорили об эпохе цифрового копипаста. Воспользовавшись
словарем, можно найти следующее толкование данного термина. «Копипаст – это не авторский
текст, а заимствование или плагиат. Это – текст, полученный путем механического копирования
чужого текста в свой пост, комментарий или другое произведение, опубликованное под своим
именем»3.
Проблема плагиата затрагивает различные сферы жизни общества: от театра и кино до
образования и науки.
3
http://www.onlinedics.ru/slovar/
5
В данной статье хотелось бы особое внимание уделить проблеме плагиата в образовании.
Дж.Эванс в своей работе «Новый плагиат в высшем образовании» 4 определяет понятие
«студенческий плагиат» как нарушение академических норм и правил, связанных с
использованием чужой интеллектуальной собственности в качестве своей, а также отказ от
самостоятельной, творческой деятельности в учебном процессе, что дискредитирует сами основы
подготовки специалиста в вузе».
Согласно результатам исследования Who’s Who Among American High School Students, 80%
студентов США хотя бы однажды списывали курсовые из Интернета и выдавали их за свои5.
По данным Центра академической честности студентов колледжа в Вашингтоне (the Center for
American Integrity), 70% студентов открыто признаются в академическом обмане6.
Исследования Ньюстеда, Франклин-Стокса и Армстеда среди студентов зарубежных вузов
показали, что доминирующей мотивацией студентов, использующих копипаст в своих работах,
является нехватка времени, а также уверенность, что работа, выполненная самостоятельно, не
будет заслуживать высоких оценок преподавателя.
В связи с все распространяющимися случаями плагиата, ученые разработали классификацию
данного явления.
Дж. Уильямс предлагает следующую типологию студентов, прибегающих в учебной работе к
плагиату:
- «ленивые плагиаторы» полностью копируют чужие работы, меняя в них лишь название;
- «хитрые плагиаторы» умышленно пытаются скрыть плагиат в работе при помощи неполного
списка используемой литературы и ссылок;
- «случайные плагиаторы» студенты с недостаточным уровнем учебных навыков, не знающие
академических норм, копирующие в свои работы целые параграфы чужих работ без
соответствующего цитирования, бывают удивлены предъявляемыми им обвинениями в плагиате.
Создатели информационного ресурса Tumitin7, являющегося лидером на рынке программного
обеспечения по обнаружению плагиата, разработанного в 1997 году группой iParadigms для
преподавателей и образовательных учреждении, клиентская база которого, превышает 3500 вузов
из 50 стран, разработали свою типологию случаев плагиата.
Все случаи незаконного заимствования они разделили на две группы:
1)Заимствования без указания источника. К ним относятся
4
J. Evans The new plagiarism in high education: from selection to reflection. [Б.м.,2000].
URL:htpp://www/warwick.ac.uk/ETS/interections/vol4no2/evans.html
5
А.Прохоров Интернет: источник плагиата или средство его выявления? // КомпьтерПресс, 2004. По данным Центра
академической честности студентов
6
Teachers aim to curb online cheating. [Б.м.,2006]. URL:htpp://www.nbc4.com/education/6791215/detsil.html
7
www.turnitin.com
6
- «призрачный автор», выдающий выполненную другим работу за свою, не меняя ее
содержание. К этой группе можно отнести так называемые работы «под ключ» или согласованный
плагиат, когда один автор пишет за другого автора работу на заказ.
Данная группа имеете следующие модификации:
- «фотокопия» – автор копирует значительную часть текста (но не весь текст) из одного
источника, не внося в него изменений;
- «подвернувшийся материал» – делается попытка скрыть плагиат путем копирования текста из
нескольких разных источников, автор пишет свои переходные фразы между данными частями;
- «плохая маскировка» – остается смысл текста источника, но некоторые формулировки
меняются на близкие по смыслу;
- «украл у себя» – заимствование текста из ранее опубликованных собственных работ, либо
целые работы.
2) Работы с указанием источников. К ним относятся:
- «забытая ссылка» или «дезинформатор» – это неправильное оформление ссылок на
использованную литературу;
- «слишком идеальное перефразирование» – дословная цитата не взята в кавычки;
- «идеальное преступление» – автор правильно приводит некоторые цитаты, а остальные
перефразирует;
- «обильное цитирование» – автор соблюдает все правила цитирования, но работы практически
не содержит оригинальных результатов исследования, данная тенденция получила название
«компиляция».
Использование технических возможностей для того, чтобы найти подходящий текст,
скопировать его и выдать его за результат собственного труда, в век информационных технологий
доступно всем. Следствием этого является все более широкое распространение феномена
плагиата.
В
связи
с
распространением
проблемы
бесконтрольного
заимствования
чужих
интеллектуальных трудов зарубежные образовательные учреждения применяют следующие
практики борьбы с плагиатом.
В случаях обнаружения плагиата в текстах работ студентов в зарубежных образовательных
учреждения применяются следующие меры дисциплинарного воздействия:
- Центрально-Европейский университет – после выявления случая плагиата, работы студента
подвергаются обязательной проверке в течение последующего курса обучения. За обнаружение
плагиата в дипломной работе выпускник остается без диплома;
- Голландия и Швеция – в случае выявления в тексте курсовой работы (более половины
страницы текста), работа снимается с защиты;
7
- Польша – все работы подлежат проверке при помощи программы plagiat.pl, данный сервис
прекращает проверку текста, если плагиат составляет 50%;
- Великобритания – в целях борьбы с проблемой бесконтрольного заимствования чужих
научных трудов был создан Стратегический объединенный информационный комитет (JISC),
работа которого успешно проводится в учреждениях высшего образования Шотландии, Уэльса и
Северной Ирландии8.
К сожалению, Россия также не находится в стороне от проблем плагиата.
По данным опроса среди студентов российских вузов, проведенного
В.Т. Лисовским, на вопрос «Пользуетесь ли Вы шпаргалками на экзаменах и зачетах?», каждый
второй студент дал положительный ответ. А на вопрос «Испытываете ли Вы угрызения совести
после этого?», около 90% ответили «нет»9.
По данным Интерфакса, предоставленным главой РГБ, из 15 тысяч проверенных диссертаций
по истории 10% работ, доля заимствований в которых составила более 70%. «В 2012 году, когда мы
проверяли диссертации, было 50% плохих работ на 50% хороших. В 2013 году стало 30% плохих
работ на 70% хороших», сообщает глава РГБ10. Статистика воодушевляет, но не стоит забывать,
что диссертации являются лишь вершиной айсберга. Можно с определенной долей уверенности
утверждать, что доминирующее количество обучающихся используют возможности Интернеттехнологий не только для написания выпускных квалификационных работ, но и в повседневной
работе при выполнении различных заданий, поставленных преподавателем.
Бесспорно, возникает вопрос, если безграничные возможности IT технологий предоставляют
доступ к различным информационным массивам, неужели нет технологий для борьбы с таким
порочным явлением, как плагиат. При помощи
современных информационных технологий
разрабатываются различные компьютерные программы, позволяющие проверить работу на
предмет плагиата.
В настоящее время существует большое количество сайтов для обнаружения плагиата.
PlagiarismDetect.com – используется для проверки документов.
TurnItIn – наряду с проверкой работы на оригинальность этот сайт подбирает подобные работы
по тематике.
Copyscape – позволяет обнаружить работу в Интернете, которая может являться плагиатом на
вашу работу.
Serivces Glatt – продает программное обеспечение для обнаружения плагиата.
Представленные выше сайты реализуются преимущественно за рубежом.
В Росси также уделяется большое внимание проблемам плагиата.
8
Williams J.B. Plagiarism: deterrence, detection and prevention. [Б.м., б.г.]. URL: htpp://www.economicsnetwork.ac/
uk/handbook/printable/plagiarism.pdf
9
В.Т. Лисовский Ценностный мир современного студента // Вестн. СПБГУ. Сер.6. Вып. 3. 1992. №20 с.116-119
10
htpp//www.интерфакс.ru/
8
В 2005 году на базе вычислительного центра РАН, был создан поисковик для проверки
учебных работ. Позднее на его основе была создана программа «Антиплагиат». Она позволяет
выявить процент заимствования в тексте работы и становится вспомогательным инструментом
преподавателя, который определяет, где автор работы приводит цитату и правильно ее оформляет,
где включает в работу куски своих предыдущих исследований, а где откровенно выдает чужой
текст за свой.
«Антиплагиат» получил широкое распространение. В настоящее время проверка работы при
помощи данной программы является обязательным условием для защиты курсовых работ,
диссертационных исследований и научных статей.
Также в России существует еще одна программа для борьбы с плагиатом – «Диссернет».
Стоит отметить, что данные, полученные путем такой проверки, являются лишь цифрами,
говорящими о совпадениях, в связи с этим, для вынесения решения необходима более тщательная
проверка экспертов.
Программы «Антиплагиат» и «Диссернет» – это бесспорно, хороший помощник, можно даже
сказать базовый, но проблема в том, что реализуется она преимущественно в трудах, выносимых
на обсуждение: курсовых работах, дипломных проектов, научных статей. Что же делать с другими
видами
работ,
которые
не
требуют
оценки
высококвалифицированных
специалистов?
Преподаватель остается один на один с огромным количеством разнообразных работ
обучающихся, которые в большинстве случаев являются результатами трудов других людей.
Также стоит отметить, что век информационных технологий столь интенсивен, что
компьютерные программные продукты увеличиваются с геометрической прогрессией, ввиду чего
появляются программы, позволяющие пользователю за определенную сумму довести проверяемый
текст на антиплагиат до 100% уникальности, данную работу осуществляют - копирайтеры и
рерайтеры. Одним из наиболее востребованных сайтов специализирующемся на повышении
уникальности текста является – AntiАнтиплагиат и АнтиплагиатKiller.
Для борьбы с проблемой плагиата возможно использование следующих мер:
- Необходимо уделять более пристальное внимание вопросам законодательства в сфере
авторского права при реализации образовательных программ, в частности, обучать учащихся
правильно делать ссылки на использованные ресурсы.
- Необходимо создавать банки электронных портфолио обучающихся.
Закон об образовании обязывает учебное учреждение осуществлять открытый доступ к
информации о работе организации11. Можно сделать обязательным наличие у каждого из
обучающихся
личного
электронного
портфолио,
находящегося
в
открытом
доступе.
Соответственно, все интеллектуальные труды и творческие работы, находящиеся в данном
11
ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 23.07.2013).
9
портфолио,
будут обязательно проверены преподавателем, а также при помощи программы
«Антиплагиат» на предмет заимствования. Мотивацией этому будет служить, в первую очередь,
репутация образовательного учреждения.
В результате использования электронного портфолио будет сформирован огромный банк
различных работ. Списывание станет бессмысленным.
У студента появятся научные наработки, копилка его трудов, которые бесспорно будут ему
полезны для написания и защиты выпускных квалификационных работ. У работодателя будет
возможность познакомиться с трудами своего потенциального работника и объективно оценить его
интеллектуальные способности.
Необходимо ужесточение наказания в сфере изготовления и продажи готовых научных работ.
Обратившись к опыту зарубежных вузов, стоит отметить руководство о плагиате и
академической честности, изданное в Вашингтоне, где для студентов предложены следующие
правила работы в сети Интернет:
- создайте отдельный документ для информации, скаченной из Интернета, где будут четко и
ясно прописаны заголовок документа, заголовок сайта, автор и URL web-сайта. Поскольку Вы
используете эту информацию в Вашем документе, следите за правилами цитирования и
оформления ссылок;
- в созданном документе используйте цвет и шрифт, отличный от тех, что Вы используете в
собственном документе. Это позволит Вам сразу увидеть, какие части текста принадлежат вам, а
какие источнику. Если Вы используете такую технологию, то Вам необходимо записать автора,
название источника, название web-сайта и его URL для правильного цитирования;
- помните, что Интернет-материалы часто обновляются, сайты удаляются, переименовываются,
поэтому Вам следует записывать все библиографические данные с web-сайта, откуда взят
источник, а также дату скачивания информации в список цитирования12.
Данные рекомендации, безусловно, будут полезны студентам наших вузов. Формирование
академической честности, необходимо производить путем введения определенного курса лекций
направленного на изучение правил цитирования, юридических и этических последствий
незаконного заимствования чужих интеллектуальных трудов.
Проанализировав специфику запросов в популярных поисковых системах сети Интернет,
становится очевидным, что большая часть запрашиваемой информации носит отнюдь не научный
характер, а касается поисков различных развлечений, полезных сведений о товарах и услугах. В
связи с этим необходимо отметить, что ведущим мотивом деятельности студентов при
использовании возможностей сети Интернет, доминирующим должен быть познавательный
мотив, а главной целью – поиск информации.
12
Academic honesty, plagiarism and the honor system. [Б.м., б.г.]. URL: htpp://www.trinityde.edu/policies/honesty_
plagiarism_ and_honor_ system.phd
10
Несомненно, мы не сможем спрятать свои интеллектуальные труды в сундук под тяжелый
замок. В таком случае они будут никому не нужны. Любой труд, в том числе и интеллектуальный,
должен быть в свободном доступе и являться общественным достоянием. Важно научиться
правильно его использовать.
Что касается сети Интернет, то необходимо ужесточить контроль, а также по возможности
предлагать материалы только для чтения, но не для скачивания. Пользоваться преимущественно
авторитетными Интернет-ресурсами, такими как электронные библиотеки, например РГБ,
ИНИОН, e-library.
В
настоящее
время
Национальный
исследовательский
университет
«Высшая
школа
экономики», на базе которого и была создана программа «Антиплагиат», реализует наиболее
перспективную программу для борьбы с плагиатом. На политику, проводимую данным
учреждением, необходимо на наш взгляд равняться всем образовательным учреждениям.
Данная программа реализуется в следующем:
- Все письменные работы по желанию преподавателя проверяются на оригинальность, начиная
от письменных домашних заданий, рефератов, эссе. При защите курсовых и выпускных проектов
студенты самостоятельно проверяют свою работу при помощи программы «Антиплагиат».
Предоставление итогов данной проверки является обязательной для успешной защиты работы.
- За нарушение академических норм в письменных работах применяются следующие виды
дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, отчисление.
- Студент в полном объеме несет ответственность за плагиат в своей работе.
2. Проблема плагиата в науке.
Становление информационного общества, а также интенсивное
развитие современных
инновационных технологий, влекут за собой изменения во всех сферах общественной жизни, в том
числе и науке.
11
Наука всегда являлась ключевой сферой развития инновационных технологий. В первую
очередь, это связано с тем, что интеллектуальный капитал, без которого невозможно какое-либо
развитие, накапливается и развивается именно в научном сообществе. Это касается и привычных
форм взаимодействия ученых в научном сообществе. С появлением новых инновационных
технологий система научных коммуникаций качественно меняет свою структуру, появляются
новые формы научных коммуникаций, реализующихся преимущественно в электронной среде.
Проведение он-лайн конференций, использование различных средств высокоскоростного
общения, а также мультимедийных средств и программного обеспечения становятся базовыми
методами успешной реализации исследований ученых, позволяет им оперативно выносить свои
идеи на всеобщее обсуждение в научном сообществе. Стоит отметить, что использование
современных форм научных коммуникаций позволило ускорить развитие научного познания, а
также интенсифицировать внедрение новых технологий в различные сферы производства.
Как отмечают Ю.Д. Бабаева и А.Е. Войскунский, использование Интернет-технологий носит
амбивалентный характер13, т.е. развитие и использование современных информационных
технологий влечет за собой как позитивные, так и негативные аспекты.
Одним из позитивных аспектов развития Интернет-технологий является система открытого
доступа, позволяющая получать неограниченный доступ к различным массивам информации, в
том числе и научной.
Однако использование возможностей открытого доступа не всегда реализуется в корректных
целях.
В данном контексте речь идет об одном из негативных аспектов новой информационной эпохи,
формирующейся с конца ХХ века и связанной с развитием Интернет-технологий, а именно,
преобразованием форм и методов коммуникативного взаимодействия.
Использование Интернет-технологий, а также системы открытого доступа в некорректных
целях повлекли за собой проблему нарушения норм научной этики ученого.
Соблюдение данных норм необходимо для развития научного знания, а также формирования
прочных научно-коммуникативных связей в научном сообществе.
В связи с увеличением случаев нарушения научно-этических норм в высших научных кругах
появилось такое понятие, как «нарушение норм научной работы» (НННР, research misconduct,
англ.) – действия исследователя, намеренные или ненамеренные, выпадающие из рамок этических
и научных стандартов14.
13
Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский Психологические последствия информатизации // Психологический журнал. 1998.
Т. 19. №1
14
htpp://www.publicationethics.org/uk./reports/2000/2000pdf5.pdf
12
Наиболее распространенными нарушениями НННР, принятыми в соответствии с Комитетом
научных редакторов, являются фабрикация, фальсификация и плагиат (ФФП) в обосновании,
выполнении или рецензировании исследований, а также в описании исследований.
В современном научном сообществе существует большое множество различных этических
кодексов ученого, базовую основу которых составляют «Нормы научной этики», принятые
Сенатом Общества Макса Планка 24 ноября 2000 г.
Данные нормы научной этики базируются на соответствующих рекомендациях Deutsche
Forschungsgemeinschaft (январь 1998 г.), адаптированных применительно к научным условиям
Общества Макса Планка, и являются обязательными для всех лиц, занимающихся научноисследовательской работой в Обществе Макса Планка 15, а также общепризнанными в современном
научном сообществе.
Исследуя проблему нарушения норм научной этики, связанную с формированием
современного инновационного общества, следует обратить внимание на приложение к данному
кодексу – «Перечень поступков, квалифицируемых как нарушение научной этики».
В соответствии с данным кодексом «нарушение научной этики» имеет место, когда в научно
значимом контексте намеренно или в результате крайней небрежности делается ложное заявление,
в случае нарушения прав интеллектуальной собственности или нанесения иного ущерба научной
работе других лиц. В частности, как нарушение научной этики может рассматриваться следующее:
1. Ложные заявления.
К данному виду нарушения относится фабрикация и фальсификация данных.
В соответствии с определением, принятым Комитетом научных редакторов, фабрикация – это
любое «улучшение» данных исследования, записей о них или отчетов (выдумывание результатов,
подделка записей, сообщение искаженных данных).
Фальсификация
–
манипуляции
исследовательскими
материалами,
оборудованием,
процессами, исключение данных или результатов таким образом, что действительный результат не
отражается в работе16.
Фабрикация и фальсификация – две крайних формы нарушений, реализующихся
преимущественно в естественнонаучных исследованиях.
Однако
стоит
отметить,
что
в
соответствии
со
статистикой
в
научных
трудах,
специализирующихся на гуманитарных дисциплинах, случаи «нарушения норм научной работы»,
выявляются гораздо чаще, нежели в интеллектуальных трудах, ведущих исследование в области
естественных наук. Связанно это, прежде всего, с тем, что в естественных науках приоритет
составляет эмпирический метод исследования, в виду чего результатом является определенный
продукт – создание нового вещества, теоретический расчет, являющийся предметом публикации и
15
16
http://www.sbras.ru/HBC/2002/n04-05/f17.html
htpp://www/councilscienceeditors.org/editorial_policies/whitepaper/3-1_misconduct.cfm
13
относительно которого проводятся последующие проверки. Таким образом, при попытке плагиата,
фальсификации или фабрикации данных рецензенту или компетентному редактору не составит
труда выявить факт незаконного заимствования чужих интеллектуальных трудов.
2. Нарушение прав интеллектуальной собственности.
Данная форма нарушения научной этики реализуется в отношении работ другого автора,
охраняемых авторским правом, значительных научных открытий, гипотез, теорий или методов
исследования.
В соответствии с вышеуказанным кодексом к данной форме нарушений можно отнести
следующие:
1. Несанкционированное использование, в том числе узурпация авторства (плагиат).
Обратившись к словарю Merriam-Wedster, можно найти следующее толкование понятия
плагиат. Плагиат – это мошенничество, заключающееся в краже работы у другого человека, в чем
плагиатчик не признается.
В современном научном сообществе заимствования чужих трудов при использовании
Интернет-технологий получили название – киберплагиат, а также копипаст. Воспользовавшись
словарем, можно найти следующее толкование данного термина. «Копипаст – это не авторский
текст, а заимствование или плагиат. Это – текст, полученный путем механического копирования
чужого текста в свой пост, комментарий или другое произведение, опубликованное под своим
именем»17.
В зависимости от вида деятельности и области применения выделяют следующие виды
плагиата:
- Профессиональный – присвоение интеллектуальных, творческих, профессиональных
достижений других в профессиональных целях.
- Образовательно-научный плагиат – присвоение чужого интеллектуального имущества
исключительно в процессе получения ученой степени, образовательной квалификации или
признания в этих направлениях.
- Нормативный плагиат – присвоение законодательных, юридических, методических, научных,
практических наработок.
В соответствии с данной классификацией нас будет преимущественно интересовать
образовательно-научный плагиат, в частности, в нашем исследовании мы сделаем акцент на
научном плагиате, реализующемся в научном сообществе.
Как было отмечено, нарушение норм научной работы (НННР) может быть как намеренным, так
и ненамеренным.
17
http://www.onlinedics.ru/slovar/
14
К намеренному плагиату следует отнести умышленную кражу идеи или части научной работы,
без указания ссылок на использованный источник в личных корыстных целях. Соответственно,
ненамеренный плагиат - это неумышленное использование чужих научных трудов, без указания
ссылок на первоисточник, ввиду неграмотности, либо некомпетентности в сфере авторского права
плагиатчика, а также обстоятельств, независящих от него (некорректная работа редакционных
коллегий). В случае выявления ненамеренного плагиата в работе, лицо, совершившее незаконное
заимствование чужого научного труда, не осознает себя плагиатчиком.
Стоит отметить, что, в соответствии с авторским правом, заимствование идеи или метода как и
концепции не является плагиатом.
В связи с этим данный вид нарушения, обозначенный в вышеуказанном кодексе научной этики
ученого, следует рассмотреть отдельно.
2. Незаконное присвоение методов исследования и идей (кража идей).
Данный вид нарушения можно обозначить, как нарушение научно-этических норм с целью
утверждения приоритета на то или иное научное открытие.
В данном контексте хотелось бы обозначить умышленную кражу и неумышленное
совпадение научных идей или научных открытий.
Для обоснования существования неумышленного нарушения научных норм с целью
установления приоритета научного открытия можно привести исторические факты совпадения
идей при реализации научно-исследовательской деятельности. Данный вид нарушений связан, в
первую очередь, с отсутствием возможности использования современных высокотехнологичных
способов коммуникации, ввиду чего мы не можем с уверенностью утверждать, где в данном случае
существовало совпадение научных идей, а где их умышленная кража.
В подтверждение этому хотелось бы представить несколько исторических фактов.
В 1791 году Иммануил Кант писал издателю немецкого журнала «Астрономический вестник»:
«Если… Господин Гершель действительно открыл вращение внутреннего кольца Сатурна с
периодом 10 часов 22 минуты 15 секунд, то это подтверждает предположение, которое я тридцать
пять лет назад высказал а моей книге «Всеобщая естественная история и теория неба», а именно,
что эта часть кольца, свободно плавая в пространстве, находится в постоянном круговом движении
согласно с законом движения под действием центральной силы (для внутреннего края я вычислил
время обращения в № часов). Кроме того, представление господина Гершеля о том, что туманные
звезды сами по себе являются системами, а также входят в некую общую систему, отлично
согласуется с моими тогдашними предположениями».
Данный случай не является единичным, это говорит о том, что со времен древнейших
величайших открытий человечества существует проблема приоритета тех или иных открытий. В
15
данном случае В. Гершеля нельзя обвинить в умышленном нарушении этических норм в связи с
тем, что он просто никогда не видел вышеупомянутого научного труда Иммануила Канта.
В связи с тем, что проблема приоритета научного открытия стояла во все времена особо остро,
ученые стали придумывать различные способы шифровки своих открытий - криптограммы. В
подтверждение этому можно привести еще один исторический факт.
7 января 1610 года Галилео Галилей заметил по бокам Сатурна непонятные придатки. Желая
зафиксировать факт данного открытия и спокойно заняться дальнейшим его изучением, он
выразил суть своего наблюдения в латинской фразе «Altissimun planetam tergeninum observari»
(«Высочайшую планету тройною наблюдал»). Потом он переставил в ней буквы и опубликовал
криптограмму (37 букв подряд).
Лео Стилард, работающий в области экспериментальной физики, с целью не выносить свои
идеи на всеобщее обсуждение, но в то же время сохранить за собой роль первооткрывателя,
вкратце изложил свои основополагающие идеи на почтовой открытке, которую послал самому
себе, на почте поставили штемпель с датой и вернули адресату.
Данные факты являются свидетельствами различных ухищрений ученых с целью «застолбить»
свое право на открытие, тем самым, обезопасив себя от различных случайностей, в данном случае
от дублирования научных идей.
Бесспорно, в данных случаях нельзя говорить об умышленной краже идей, однако и не стоит
их исключать, ведь такие случаи не являются единичными. Особенно актуально встает данный
вопрос в наш век информационных технологий, и связан он с распространением проблемы
шпионажа.
Проблему шпионажа стоит отнести к умышленной краже научных идей или научных
открытий.
В связи с тем, что наука и инновационное развитие является приоритетной основой развития
государства, а также в виду различных политико-экономических тенденций, происходящих в
современном обществе, стоит говорить о высокой коммерциализации науки, что влечет за собой
развитие проблемы шпионажа,
которую можно отнести к разновидности нарушений норм
научной этики, с целью получения экономической выгоды от того или иного научного открытия.
В современном обществе имя американского шпиона Эдварда Сноудена вскоре станет
нарицательным, связанно это с тем, что именно он раскрыл информацию о секретной
американской программе слежки в Интернете PRISM. Сетевой шпионаж серверов крупнейших
мировых IT – компаний который осуществлялся американским агентством национальной
безопасности (АНБ). PRISM дает право Агентству получать самую разнообразную информацию:
просматривать электронную почту, прослушивать голосовые и видеочаты, просматривать
фотографии, видео и отслеживать пересылаемые файлы.
16
Стоит отметить, что не только США осуществляют контроль в Глобальной Сети.
Министр обороны Канады Питер Гордон Маккей подтвердил, что его страна также использует
собственную программу прослушки и слежки через Интернет.
В России используется программа COPM (Система технических средств для обеспечения
функций оперативно – розыскных мероприятий) – комплекс технических средств и мер,
предназначенных для проведения секретно – розыскных мероприятий в сетях телефонной,
подвижной и беспроводной связи и радиосвязи.
Подытожив выше сказанное, можно сделать следующий вывод: использование возможностей
современных Интернет-технологий в реализации научно-исследовательских целей, бесспорно,
является хорошим помощником, однако, не стоит забывать и о безопасности своих идей, которые
могут быть украдены при помощи современных информационных технологий.
Говоря о современных возможностях шпионажа, стоит отметить существование анонимных
сетей, например, таких как Tor (The Onion Router), созданных для достижения анонимности в
Интернете и работающих поверх глобальной сети, использование таких видов сетей защищает от
любых видов прослушивания.
Следующий вид нарушений научной этики, обозначенный в кодексе ученого Общества Макса
Планка, звучит как несанкционированная публикация.
3. Несанкционированная публикация.
В связи с тем, что феномен плагиата неразрывно связан с публикационной активностью
ученого выносящего свои интеллектуальные достижения на всеобщее обсуждение, независимо от
выбранного им способа (электронной или традиционной формы издания), нарушение этических
норм при публикации, можно обозначить как несанкционированную публикацию, а следовательно
и как разновидность плагиата в науке.
К данному виду нарушения авторских прав можно отнести - самоплагиат.
Самоплагиат (англ. self-plagiarism) – повторная публикация самим автором значительных по
объему и идентичных по форме и содержанию научных текстов без указания на то, что эти тексты
уже были опубликованы ранее (или одновременно)18.
Также данная разновидность плагиата носит название двойной или множественной публикации
(англ. duplicate (multiple) publication), данный вид плагиата реализуется при единовременной
рассылке статьи в различные журналы одновременно.
Стоит отметить, что, публикуя повторно уже написанную статью, автор нарушает не свои
права, а авторские права журнала, в котором ранее была опубликована статья.
Существует несколько аспектов распространения данного вида плагиата, которые можно
разграничить на преднамеренные и непреднамеренные (умышленные и неумышленные).
18
Self-plagiarism. In: Plagiarism. // Wikipedia.
17
К первому типу можно отнести случаи, когда автор рассылает свои статьи в несколько
научных журналов, в связи с существованием определенных трудностей в публикации статей. К
данным трудностям можно отнести высокий процент отказов в публикации, а также длительные
сроки прохождения статей в печать. Обозначенные проблемы приводят к тому, что автору
приходится обращаться одновременно в несколько журналов, с целью быть услышанным в
научном сообществе.
Ко второму типу можно отнести умышленное дублирование статей с целью увеличения
публикационной активности автора. В современном научном сообществе качество работы ученого
оценивается по количеству его научных публикаций, в связи с чем недобросовестные работники
интеллектуального труда публикуют одну и ту же работу в нескольких журналах.
Одним из способов борьбы с самоплагиатом может являться качественное улучшение
работы редакций научных журналов, а также подписание договоров с целью обеспечения гарантий
авторского права в том журнале, где статья была опубликована впервые.
Последний вид нарушения научной этики, обозначенный в вышеуказанном кодексе,
реализуется не на индивидуальном, характерном для предыдущих форм нарушений, а групповом
уровне.
Ввиду чего
понятие
«совместная
ответственность»,
в том
случае
если
она
идентифицируется в нарушении авторских прав, либо в содействии данному нарушению может
быть обозначена как разновидность плагиата, а именно, групповой плагиат.
3. Совместная ответственность
В соответствии с «Нормами научной этики» принятыми Сенатом Общества Макса Планка совместная ответственность (inter alia) может являться результатом:
1) активного участия в нарушении научной этики, совершаемом другими лицами;
2) осведомленности о фальсификации, совершаемой другими;
3) соавторства в фальсифицированных публикациях;
4) явного пренебрежения обязанностями контроля.
Как было вышеотмечено, в данном контексте будет рассмотрен один из видов нарушения
научной этики, обозначенный как групповой плагиат, реализующийся в научных работах,
написанных в соавторстве.
Приведем некоторые примеры обоснования существования данного феномена в современном
научном сообществе.
Виктор Вяткин в своей статье «Групповой плагиат: от студента до министра» описывает 4
случая
группового
плагиата
профессорско-преподавательского
состава,
объем
которого
варьируется от 23% до100%. Список авторов, уличенных в плагиате, шокирует: 15 человек, из
18
которых 6 профессоров, 5 доцентов, 5 лауреатов премии Правительства РФ, 2 заслуженных
работника высшей школы РФ и т.д.
Можно привести большое количество примеров статей, авторы которых разоблачают работы с
высоким процентом несанкционированного заимствования своих же научных идей19.
Главной причиной этой жуткой статистики является, на наш взгляд, безнаказанность и
коррумпированность. «Если уже имеешь ученую степень, то по большому счету тебе бояться уже
нечего», подчеркивает автор вышеуказанной статьи.
Кроме того, хотелось бы отметить, что признание произведения плагиатом производится на
основании заключения экспертов, которые зачастую бывают небеспристрастны, что, в свою
очередь, еще раз подчеркивает наличие проблемы коррумпированности нашего общества.
Примечательными в данном контексте являются слова профессора В.И.Загвязинского: «В
диссертационную сферу стала активно проникать коррупция.…На место корпоративного научного
труда, требующего вдохновения, честности и терпения, приходит откровенное жульничество».
Также хотелось бы обратиться к словам профессора Глинского, в которых обозначена одна из
доминирующих проблем современного научного сообщества – искажение морально-этических
норм и ценностей научного работника.
«Чистосердечное признание автора плюс наши личные хорошие отношения не позволяют
мне раскрыть имя «Х». «Более того, у меня есть подозрение, что «автор» монографии сам ее не
читал, а «референтам» было не до морали…» «Я долго колебался и не стал «возникать». До сих
пор искренне рад этому». «Стыдно теперь в научном сообществе не воровать чужие мысли и
тексты, а противиться этому, добиваясь «правды», – подводит итог своим мыслям Яков Ильич.
На наш взгляд базовыми методами борьбы с таким позорным явлением в научном сообществе
можно считать:
- создание баз данных, так называемого «черного списка» лиц, уличенных в плагиате;
- применение дисциплинарных санкций, запрет на участие в грантах, научных конкурсах и
конференциях;
- ограничение на определенный период возможности публиковать свои работы;
- материальные взыскания.
В результате проведенного анализа была выявлена специфика нарушений научно-этических
норм современного научного сообщества.
Становление современного информационного общества, развитие современных Интернеттехнологий влекут за собой проблему распространения феномена плагиата, связано это, в первую
очередь, со спецификой мировоззрения современного человека, базовой основой которой является
ориентация
19
на
капиталистические
отношения,
и,
как
следствие,
высокую
степень
htpp: // www.consultant.ru/, htpp: // www.ccsd.tsure.ru/.
19
коммерциализации всех сфер общественной жизни, в том числе и науки. Ответственность и
честность всегда являлись наиболее важными качествами ученого, так необходимых в
современном мире, где на первый план выступают деньги, а не духовные, нравственные и
интеллектуальные возможности человека. Инновационные технологии открывают человеку новые
горизонты и возможности для совершенствования самого себя и окружающего мира, нужно лишь
научиться рационально их использовать.
На серьезность проблемы плагиата в науке обращает свое внимание
А.И. Акопов: «Именно
плагиат, а точнее его безнаказанность, привели нынче к порогу, за которым следует гибель науки
как таковой… Последствия массового распространения плагиата настолько велики, что думаю,
недостаточно осознаны общественностью. Речь идет о гибели науки в самом прямом смысле этих
слов»20.
Заключение
В заключении хотелось бы обратить внимание на существующие в нашей стране методы
борьбы с нарушением этических норм ученого, а именно с проблемой нарушения авторских прав,
внести свои предложения.
Обратившись к нормативно – правовой базе нашего государства в области защиты авторских
прав, можно найти ряд противоречий.
В письме Генпрокуратуры РФ от 30.03.2001 № 36-15-01 понятие плагиат используется как
синоним присвоения авторства: «Присвоение авторства (плагиат) выражается в том, что лицо
провозглашает себя автором чужого произведения, выпуская его полностью или частично под
своим именем (псевдонимом). Присвоением авторства признается <…> использование в своих
трудах чужого произведения без ссылки на автора»21.
20
21
А.И. Акопов Сетевой журнал RELGA, №14, 15.08.2011
htpp:/docs.kodeks.ru/document/901810174
20
Юридическая ответственность за нарушение личных неимущественных прав авторов
реализуется в трех видах:
1) Гражданско-правовая (ч.4 ГК РФ 1 января 2008г.).
Статья 1251. Защита личных неимущественных прав.
В случае нарушения личных неимущественных прав автора их защита осуществляется, в
частности, путем признания права, восстановления положения, существовавшего да нарушения
права, пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения,
компенсации морального вреда, публикации решения суда о допущенном нарушении. Для
возмещения морального вреда автору необходимо подать исковое заявление, и соответствии с
Налоговым Кодексом РФ, а также заплатить государственную пошлину.
2) Административная.
Статья 7.12 Кодекс об Административных правонарушениях.
Административная ответственность за нарушение авторских прав наступает только в том
случае, если доказана цель плагиата – извлечение прибыли.
3) Уголовная ответственность.
Статья 146 Уголовного кодекса РФ.
Уголовная ответственность за нарушение авторских прав наступает только в том случае, если
доказано причинение крупного ущерба. В соответствии со статьей 146,147,180 УК РФ, размер
крупного ущерба составляет 50 тыс. рублей и более.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что с нормативно-правовой точки зрения очень
сложно доказать факт плагиата, особенно если это касается научного труда, статьи или
монографии, так как о материальной выгоде в данном случае говорить трудно.
Обратившись к законотворчеству зарубежных стран, стоит обратить внимание на Уголовный
Кодекс Эстонии. Статья 277
гласит: «Обнародование чужого произведения или исполнение
произведения от своего имени (плагиат) либо иное нарушение личных неимущественных прав
автора или исполнителя произведения – наказывается штрафом или лишением свободы на срок до
двух лет».
В российском же обществе конституционное право авторства лишь декларируется, но, к
сожалению, в действительности не влечет каких – либо серьезных юридических последствий.
Судебная практика в области защиты авторского права показывает следующую статистику:
В большинстве случаев суд становится на защиту автора, в том числе автора, который был
уличен в плагиате. Связанно это с тем, что доказать факт плагиата в интеллектуальном труде с
юридической точки зрения очень сложно, в подтверждение этому были представлены
вышеизложенные статьи нашего законодательства. Проблема плагиата является преимущественно
проблемой самого автора.
21
В подтверждение этому приведем еще один пример из нормативно – правовой базы нашего
законодательства.
В части 4 Гражданского Кодекса РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ, в статье 1225 п.1. декларируется:
«…интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими
правами»22.
В статье 1259 п.5 ГКРФ декларируется: «Авторские права не распространяются на идеи,
концепции,
принципы,
методы,
процессы,
системы,
способы,
решение
технических,
организационных или иных задач, факты, языки программирования».
Под действие данной статьи можно отнести практически любую научную работу.
Таким образом, одна статья фактически противоречит другой и не дает должной нормативной
защиты автору.
В заключении хотелось бы отметить, что публикация для ученого всегда являлась
утверждением приоритета на то или иное открытие. В связи с чем становится необходима
публикация ученого в авторитарных научных журналах, что, в свою очередь, поможет защитить
автора от незаконного использования своих научных трудов.
Также хотелось бы еще раз отметить, что совесть, соблюдение правил научной этики, а также
корректная мотивация являются главными помощниками в борьбе с плагиатом.
«Плагиат – незаживающая рана… Происхождение этой раны ни у кого не взывает сомнений:
пренебрежение правилами элементарной гигиены. Плагиат – болезнь грязных рук» 23.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что борьба с плагиатом, в первую очередь, должна
начинаться с формирования правильного мировоззрения обучающихся, заключающемся в
осмыслении ценности получаемой информации в ходе обучения. Обучение не для диплома, а для
повышения интеллектуального уровня обеспечит высокий уровень квалификации будущих
специалистов.
22
23
htpp:/consultant.ru/popular/grkf4/79_2.html#p329
htpp:///www.guelman.ru/neo/05/99328-17.html
22
Литература
1. http://www.onlinedics.ru/slovar/
2. http:/www.antiplag.ru
3. В.Н.Финогентов. Философия науки. Орел. 2012 - 318с.
4. Е.А. Жукова "Трансформация системы "наука" в мире High-Tech" М., 2004-с.54-57
5. Героименко, В. А. Знание. Компьютер. Общество /В. А. Героименко,
6. Кучма І. Право першої ночі? Відкритий доступ! [Электронный ресурс] // Дзеркало тижня.
— 2004. — № 11(486).—Режим доступа: http://www.zn.kiev.ua/nn/show/486/45910/.
7. htpp//www.интерфакс.ru/
8. htpp:///www.guelman.ru/neo/05/99328-17.html
9. htpp:/consultant.ru/popular/grkf4/79_2.html#p329
10. htpp:/docs.kodeks.ru/document/901810174
11. А.И. Акопов Сетевой журнал RELGA, №14, 15.08.2011
12. Г. Астляйтнера Дистантное обучение посредством WWW: социальные и эмоциональные
аспекты // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского.
23
13. Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский Психологические последствия информатизации //
Психологический журнал. 1998. Т. 19. №1
14. J. Evans The new plagiarism in high education: from selection to reflection. [Б.м.,2000].
URL:htpp://www/warwick.ac.uk/ETS/interections/vol4no2/evans.html . 15.А.Прохоров Интернет:
источник плагиата или средство его выявления? // КомпьтерПресс, 2004. По данным Центра
академической честности студентов
16. Teachers aim to curb online cheating. [Б.м.,2006].
URL:htpp://www.nbc4.com/education/6791215/detsil.html
17. Williams J.B. Plagiarism: deterrence, detection and prevention. [Б.м., б.г.]. URL:
htpp://www.economicsnetwork.ac/ uk/handbook/printable/plagiarism.pdf
18. Academic honesty, plagiarism and the honor system. [Б.м., б.г.]. URL:
htpp://www.trinityde.edu/policies/honesty_ plagiarism_ and_honor_ system.phd
19.htpp://www.publicationethics.org/uk./reports/2000/2000pdf5.pdf
20.htpp://www/councilscienceeditors.org/editorial_policies/whitepaper/3-1_misconduct.cfm
24
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв