ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
( Н И У
« Б е л Г У » )
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ТЕОРИИ, ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ
НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО
БИСЕРОПЛЕТЕНИЮ С УЧАЩИМИСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Выпускная квалификационная работа
обучающегося по направлению подготовки
44.03.05 Педагогическое образование
профиль Изобразительное искусство и
Мировая художественная культура
очной формы обучения, группы 02021305
Толстенко Виктории Сергеевны
Научный руководитель
к.п.н., доцент
Даниленко А.П.
БЕЛГОРОД 2018
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………... 4
Глава I. Психолого-педагогические особенности развития воображения
у детей среднего школьного возраста………………………………………
1.1
Анализ
психолого-педагогической
литературы
по
8
проблеме
развития творческого воображения школьников………………………….
8
1.2 Особенности развития творческого воображения у детей среднего
школьного возраста средствами ИЗО………………………………………
Глава
II.
Экспериментальное
исследование
по
16
выявлению
механизмов развития творческого воображения на занятиях по
бисероплетению у учащихся средних классов…………………………. 23
2.1 Анализ рабочих программ по бисероплетению……………………….. 23
2.2
Эффективность
использования
индивидуального
подхода
в
изучении формирования воображения у учащихся средних классов на
занятиях по бисероплетению……………………………………….………. 31
Глава
III.
Описание
творческой
части
выпускной
квалификационной работы……………………………………………….
3.1
Обоснование
выбора
темы
творческой
части
38
выпускной
квалификационной работы………………………………………………….
38
3.2 Этапы создания панно…………………………………………………... 41
Заключение……………………………………………………...………….. 48
Библиографический список………………………………………………. 50
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность.
Развитие
современного
общества
предполагает
определенные
тенденции в развитии образования. Поэтому идет интенсивный процесс
обновления
системы
школьного
образования,
который
обусловлен
воплощением новой педагогической модели, направленной на развитие
ребенка как индивидуальной, саморазвивающейся личности, способной
получать, осмыслять и применять знания. А также быстро ориентироваться в
постоянно меняющемся мире.
Изменение направленности современного школьного образования
влечет за собой изменение взаимоотношений участников развивающего
процесса.
Происходит
исключение
субъект-объктного
характера
образовательной деятельности, когда ребенок остается пассивным по
отношению к направленному на него педагогическому воздействию.
Нацеленность на гармоничное и целостное развитие ребенка в соответствии с
его
индивидуальными
возможностями
предрешает
организацию
образовательного процесса, в котором тесно переплетаются интересы
педагогов и родителей. Все это позволяет выстроить единую линию
раскрытия внутреннего потенциала ребенка.
Центральным системным обновлением в усовершенствовании системы
школьного
образования,
согласно
современным
Федеральным
государственным образовательным стандартам (ФГОС), является содержание
образовательного процесса, которое должно быть направлено не только на
усваивание ребенком определенных специальных знаний и умений, но и на
развитие целостных личностных качеств каждого ребенка, закрепление у
него специфической познавательной мотивации, условием которой является
возможность применения и использования полученных знаний, умений и
навыков в практической деятельности. Среди выделенных в Федеральном
государственном
стандарте
основных
видов
деятельности,
особую
3
значимость в среднем школьном возрасте принимает художественнотворческая деятельность, в том числе декоративно-прикладная. Ее специфика
помогает обнаружить и раскрыть в ребенке такие качества, как образность,
креативность, усидчивость, которые заложены в природе. И лучше всего с
этим справляется художественно-творческая деятельность, связанная с
искусством бисероплетения.
Таким образом, возникает необходимость изучения становления и
развития творческих процессов.
Анализ уже проведенных психолого-педагогических исследований по
теме развития творческого воображения показал, что воображение и
творчество тесно связаны между собой и непрерывно сопровождают
деятельность человека на всех этапах его жизни. Наиболее существенным
выявление специфики творческого воображения становится при изучении
среднего школьного возраста.
Воображение является одним из ведущих психологических свойств
человека, одна из важнейших субъективно-психологических характеристик
личности. Это сложный комплекс представлений и образов, которые
определяют поведение человека, его действия и намерения.
Проблема развития творческого воображения нашла отражение в
трудах таких ученых как Л.С. Выготский, Р.М. Грановский, В.В. Давыдов,
В.Н. Дружинин, С.Л. Рубинштейн и других. Они исследовали сущность
творческого воображения и закономерности ее развития.
Воображение является источником творческой духовности человека.
Отсутствие воображения лишило бы нас всех существующих видов
искусства. Оно позволяет фантазировать, уходить от стандартов мышления,
поведения и выражения своих эмоций.
В процессе творческого воображения происходит создание новых
образов, отличающихся от тех, что уже имеются в памяти. Поэтому
творческое воображение играет огромную роль в познавательном процессе.
4
Таким образом, развитие творческого воображения неотъемлемо от
деятельности ребенка в целом.
Прежде всего, необходимость формирования творческой личности,
способной креативно и нестандартно мыслить, решать насущные жизненные
проблемы, диктует само общество.
В основном воображение развивается в процессе учебной деятельности
под руководством педагога и
исходит из индивидуального подхода к
каждому ребенку, так как человек не рождается с развитым воображением.
Воздействие окружающей среды и влияние социума обогащают опыт
ребенка, что создает основу развития воображения.
Поэтому перед школой
ставится
задача
развития
творческого
потенциала подрастающего поколения, повышения интеллектуального
развития нации. В связи с этим требует усовершенствования учебновоспитательный процесс, вся система образования в целом.
Целью работы является изучение особенностей развития творческого
воображения детей среднего школьного возраста в процессе занятий по
искусству бисероплетения.
Объект исследования: процесс развития творческого воображения
учащихся средних классов.
Предмет исследования: индивидуальный подход в процессе обучения,
как средство развития творческого воображения.
Гипотеза исследования: развитие творческого воображения учащихся
средних классов будет результативным и успешным при использовании
техники искусства бисероплетения, если:
1.
на
занятиях
будут
соблюдены
дидактические
принципы,
способствующие успешному усвоению материала;
2.
в процессе практических занятий педагог будет поощрять
индивидуальное
творчество детей, которое будет сделано по
воображению или представлению;
5
3.
на
занятиях
будет
учитываться
уровень
возрастных
и
индивидуальных возможностей детей.
Задачами исследования являются:
Изучение
и
анализ
научно-методической
литературы
по
проблеме развития творческого воображения;
Раскрытие
особенностей
творческого
воображения
детей
среднего школьного возраста;
Определение путей развития творческого воображения детей в
процессе занятий по искусству бисероплетения;
Разработка рекомендаций по развитию творческого воображения
детей.
Методы исследования:
теоретические: анализ литературы по проблеме исследования;
анализ особенностей развития творческого воображения у
детей среднего школьного возраста средствами ИЗО.
педагогическое наблюдение за учебным процессом.
6
Глава I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
развития творческого воображения школьников.
Федеральный
компонент
государственного
стандарта
(ФГОС)
среднего общего образования направлен на реализацию качественно новой
личностно-ориентированной развивающей модели общеобразовательной
школы. Одной из целей ФГОС является формирование творческих
способностей школьника и развитие его личности.
В процессе того, как учащиеся осваивают мир искусств, в их
личностных действиях формируются эстетические и ценностно-смысловые
ориентации, дающие основу для формирования у школьников потребности
самовыражения,
творческого
развития,
самоуважения
и
жизненного
оптимизма.
Современная литература по развитию творческого воображения делает
акцент в основном на такие средства, которые бы повышали познавательную
деятельность у детей. Образование хочет получить все больше и больше
одаренных детей, и повышение творческой одаренности ставится главной
задачей в отделе образования. При этом разрабатываются специальные
образовательные технологии, которые позволяют улавливать и развивать
творческий потенциал в каждом ученике.
Воображение в психологии рассматривается как одна из форм
отражающей деятельность сознания. Но так как все познавательные
процессы имеют свойство отражать характер, то необходимо точно
определить что характерно данному типу воображения. Таким образом, он
ориентируется в вероятностной, проектируемой среде. Это позволяет
находить множество вариантов решения любой ситуации, что становится
возможным за счет многократного пересруктурирования существующего
7
опыта. Процесс сочетания элементов прошлого опыта в принципиально
новые соответствует случайному характеру отражения и составляет
эффективную специфику отражательной деятельности воображения в
отличие от других познавательных процессов, в которых вероятностный
характер отражения выступает не как главный, доминирующий, а лишь
частный признак.
Воображение может функционировать на различных уровнях. Различие
их определяется, прежде всего, тем, насколько активно, сознательно
относится человек к этому процессу.
Воображение может быть 4 основных видов:
1.
активное;
2.
пассивное;
3.
продуктивное;
4.
репродуктивное.
[51].
Воображение
является
одним
из
важнейших
процессов,
способствующих постижению сущности природы вещей. Такие психологи,
как Л.С. Выготский, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн различают два вида
воображения: воссоздающее и творческое. Они теснейшим образом
связанные
между
собой.
Показателем
различия
выступают
итоги
деятельности. Продукты деятельности воссоздающего воображения новые в
опыте одного человека, так как создание образов происходит на основе их
словесного описания или визуальной внешней опоры. Такой опорой может
служить
чертеж
или
схема.
Продукты
деятельности
творческого
воображения не имеют аналога в независимой действительности, они
являются и объективно новыми.
По
высказыванию
С.Л. Рубинштейна,
важной
особенностью
воображения является определенный отход от действительности. В этом
случае на основе отдельного признака реальности строится новый образ,
вместо того чтобы просто реконструироваться и перестроиться на
8
имеющихся представлениях. В научных трудах по психологии все еще
изучается, какого же влияние воображения как процесса на познание [49].
Таким образом, если акцент делается на различии воображения и
мышления, то это ведет к отрицанию взаимной связи этих процессов.
Воображение в подобной интерпретации рассматривается как весьма
самостоятельный процесс, который не зависит от других психических
функций. Такую точку зрения рассматривали С.Д. Владычко, Т. Рибо,
А.И. Розов и др [47].
С другой точки зрения, когда акцентируется внимание на сходстве
воображения и мышления, и сходство доводится до равенства. При этом
воображение утрачивает всякую своеобразность и сводится к мышлению.
Над такой точкой зрения работали
А.В. Брушлинский, В. Вундт и
O.K. Тихомиров [56].
Многие ученые и психологи считают, что все процессы неотъемлемы
от познавательной деятельности. Поэтому если нас лишить воображения, то
мы не сможем дальше двигаться и развиваться, мы не сможем конструктивно
мыслить, что в нашем современном мире это очень важно.
Как отмечается во многих исследованиях и трудах ученых, творческая
деятельность учащихся, в том числе и творческое воображение, требует
особого подхода и специальной работы. Поэтому данную от природы
способность к творческой деятельности нужно грамотно развивать, и только
целенаправленное обучение даст возможность обеспечения высокого уровня
развития заложенных способностей к творческому воображению. Об этом
говорили в своих трудах М.Н. Скаткин и С.Т. Шацкий [61].
Учащийся, как субъект деятельности, не только наблюдает и познает
мир, но и изменяет его, преобразует по своему и создает что-то новое. Но для
того, чтобы воплощать все эти преобразования во внешнем мире, учащемуся
необходимо уметь осуществлять это в мыслях. Именно это и обеспечивает
воображение, так как оно возникает из потребности человека предугадать,
объяснить, заглянуть в будущее, чтобы как-то повлиять на него.
9
Если взять за основу изученные ранее труды по развитию детского
творчества и воображения, то можно выделить основные понятия, в целом
творчества и воображения.
Творчество может определяться как сознательная, целенаправленная,
активная
деятельность
человека,
которая
направлена
на
познание
действительности, в процессе которой создаются новые и оригинальные,
никогда
ранее
не
существовавшие
предметы,
совершенствующие
материальную и духовную жизнь общества.
Творчество – это такой вид деятельности, при котором создается нечто
новое, того чего раньше не было, или же совершенствуется уже сделанное,
становится гораздо удобнее, становится двигателем прогресса. Поэтому
творчество присуще абсолютно всем сферам, будь то наука или политика.
Творческое воображение представляет собой создание новых образов
без опоры на уже готовое описание или какое-либо условное изображение,
так как творческое воображение заключается в самостоятельном создании
новых образов.
Важно еще отметить, что понятие фантазии больше применимо к
детям, к младшему школьному возрасту, а вот воображение это уже
сформировавшийся психический процесс взрослой личности.
Воображение это психический процесс, заключающийся в способности
создания новых представлений
и мыслей на основе имеющегося опыта,
способность представлять вымышленный или реально существующий образ
удерживая его в сознании.
Воображение ребенка выражается:
в последовательном выстраивании образа и доведения его до
конечного результата;
в
создании
определенной
программы
поведения,
при
нестандартной или неопределенной ситуации;
в создании воображаемых образов, которые не соответствуют
действительности;
10
в создании образов, которые соответствуют описанию объекта.
Возможно, необходимо обозначить воображение в более узком смысле,
который раскрывает С.Л. Рубинштейн: «Воображение - это отлет от
прошлого опыта, это преобразование действительного и порождение на этой
основе новых образов, являющихся продуктами творческой деятельности и
прообразами для нее» [49]. И вместе с тем, образы, созданные в
воображении, всегда опираются на реальные образы восприятия и памяти,
отмечает Л. Выготский: «...связь воображения с действительностью
заключается в том, что каждое создание воображения всегда строится из
элементов, взятых из действительности и содержащихся в предыдущем
опыте человека». Однако, в новом образе эти элементы преобразованы,
изменены, соединены в необычных сочетаниях.
Воображение помогает ребенку в самореализации. Помогает ему
набраться смелости, уверенности в себе, найти нужный подход и
организовать себя. Прокручивая у себя в голове выстроенные ситуации,
ребенок может их анализировать, сравнивать, как может быть он поступил в
этой или иной ситуации, или же сравнить сове поведение с поведение
другого человека.
Поэтому воображение может выполнять ряд специфических функций
совершенно разных по своей структуре. И механизм такого воображения
состоит в том, чтобы создавать такие формы поведения, которые раньше в
жизни человека не встречались, поэтому, когда человек действует,
воображение функционирует и само подстраивается под определенную
ситуацию, если же человек прекращает свою деятельность, то и воображение
угасает.
«Первая функция имагинативного поведения может быть названа
последовательной ... Все, что мы знаем из прошлого в нашем опыте, мы
узнаем с помощью воображения» [14].
Первой функцией воображения можно назвать познавательную.
Другими словами, чтобы человек понял какой-то процесс или явление,
11
которое ему никогда раньше не встречалось, нужно чтобы описание этого
процесса или явления было структурировано и выстроено в закономерной
последовательности, и желательно чтобы под описание подходили элементы,
которые уже были в практике человека, оставшиеся у него в памяти и в
образах. Эта функция напрямую связана с мыслительными процессами.
«Вторую функцию воображения следует назвать эмоциональной, она
заключается в том, что любая эмоция имеет свое определенное, не только
внешнее, но и внутреннее выражение, и, следовательно, фантазия
(Л. С. Выготский отождествляет понятия фантазии и воображения) является
тем аппаратом, который непосредственно осуществляет работу наших
эмоций» [13].
Вторая функция состоит в том, чтобы регулировать эмоциональное
состояние
человека.
Это
своего
рода
замещение
реальной
неудовлетворенности какой либо потребности на воображаемую.
И наконец можно выделить третью функцию. Ее роль заключается в
создании такой комфортной среды, в которой бы человек смог развивать
свои природные способности. Лучше всего эта функция проявляется в
детстве в форме игры.
«...Назовем
ее
(функцию)
воспитательной
и
роль
которой
-
организовать повседневное поведение ребенка в таких формах, чтобы он мог
развиваться для будущего». [14].
Можно сказать, что индивидуальные особенности воображения
наиболее ярко проявляются в творческой деятельности, поэтому в такой
деятельности воображение ставится наравне с мышлением. И наиболее
важно чтобы для творческого воображение были созданы комфортные
условия, в которых могла бы проявиться свобода действий. Учеными
доказано, что воображение тесным образом связано с такими психическими
процессами как: память, мышление, внимание, восприятие, которые
обслуживают учебную деятельность. Поэтому учебная деятельность не
может обходиться без воображения, так как оно способно создавать новые
12
образы из уже имеющегося опыта других людей. Таким образом, ребенок
учится создавать новые образы из уже имеющегося у него опыта, замещать
какие-либо реальные предметы и явления на вымышленные.
Появление творческого поиска можно представить по следующим
признакам:
реконструктивное творчество;
комбинаторное творчество;
творчество по аналогии.
В психолого-педагогической литературе неоднозначно определяется
проблема развития творческого воображения.
С
одной
стороны
творчество
является
той
характеристикой
деятельности, которая служит двигателем прогресса, развивает деятельность,
совершенствует ее и выводит на новый уровень. Но условием этой
деятельности выступает процесс познания, при котором сначала нужно
накопить необходимую информацию о предмете, которому предстоит
изменение.
Основной целью творческой деятельности является мотивация ребенка
на участие в различных школьных мероприятиях и дополнительных
художественно-творческих
занятиях.
Таким
образом,
формируется
творческая личность.
Признаками такой творческой личности являются:
мотивация;
продуктивность;
наличие сил и возможностей;
постоянный поиск чего-то нового;
стремление к изучению нового материала;
нестандартное мышление.
С другой стороны, проблема уходит корнями в психологию.
Творчество рассматривается как механизм развития деятельности, и
13
неоднократно поднимался вопрос о выведении творческой деятельности
ученика за рамки образовательных стандартов.
Это обезличивает и формализует учебный процесс. В качестве
методологической основы выбраны системный и личностно-деятельностный
подход, что соответствует современным смысловым позициям образования.
Переоценка педагогом шаблонных трактовок процесса обучения главным
образом как сообщения знаний, формирования умений, навыков и позволяет
учитывать субъективно-творческий опыт, идивидуально-психологические
особенности учащихся средних классов, рассматривать совместно, не
разделяя разнообразные виды творческих заданий и методы их выполнения,
определить соотношение видов творческой деятельности в учебном
процессе, которое обеспечивало бы эффективность развития креативных
способностей учащихся.
Неоднократно
делалась
попытка
по
выделению
основных
составляющих творчества. Удалось выделить несколько направлений
отвечающих за интеллектуальную направленность, наблюдательность и тяге
к новым знаниям и открытиям.
Творческая личность – это та личность, которая готова непрерывно
совершенствоваться и открывать новое.
Основные составляющие творческой личности:
1. ориентация личности на творческое самовыражение, которое
приведет к общественно значимому результату;
2. совокупность знаний, умений и навыков, как интеллектуальных так
и практических, и способность их применения в различных ситуациях;
3. те черты характера, которые необходимы для эмоциональной
устойчивости и преодоления трудностей.
Итак, чтобы разобраться в природе творчества необходимо много
времени и знаний, так как она многообразна и противоречива. Но
большинство исследователей считают, что творчество присуще только
14
человеку, оно является его специфической чертой и характеризует его
сущность.
«Творчество -
форма
человеческой
активности,
выполняющая
преобразующую функцию» [18].
Таким
образом,
проанализировав
психолого-педагогическую
литературу по вопросу творческого воображения школьников, можно
сказать, что воображение является неотъемлемой частью творческой
деятельности детей и является одним из важнейших факторов в развитии
высоко эрудированной личности.
1.2 Особенности развития творческого воображения у детей
среднего школьного возраста средствами ИЗО.
В
психологии,
а
именно
в
отечественной,
воображение
рассматривается как самостоятельный процесс. Такое понимание этого
процесса позволяет рассматривать его развитие с возрастом и с разных точек
зрения. Некоторые ученые рассматривали воображение ребенка как более
богатое и развитое по сравнению с воображением взрослого человека.
Л.С. Выготский показал, что воображение получает наибольшее
развитие в среднем школьном возрасте. Потому что в этом возрасте все еще
продолжает складываться игровая деятельность, которая позже перерастает в
другие виды деятельности [13].
Развивать творческое воображение можно различными путями, но
обязательно это должна быть такая деятельность, в которой фантазия
выступает путем достижению желаемого результата. Наиболее подходящим
средством для развития творческого воображения является изобразительная
деятельность,
как
наиболее
доступный
и
распространенный
вид
деятельности.
Однако методика обучения изобразительной грамоте еще далеко не
совершенна, недостаточно выяснены ее теоретические основы. Процесс
15
обучения детей изобразительному искусству с психологической точки зрения
мало изучен.
По мнению многих специалистов, развитие творческого потенциала
личности
осуществляется
руководством
взрослого
с
раннего
начинает
детства,
овладевать
когда
ребёнок
различными
под
видами
деятельности, в том числе художественными и декоративно-прикладными.
Большие возможности в развитии творчества заключает в себе
декоративно-прикладная деятельность, и, прежде всего бисероплетение. В
процессе
бисероплетения
эстетическое
восприятие,
у
ребёнка
развиваются
эстетические
эмоции,
наблюдательность,
эстетический
вкус,
творческие способности, умение доступными средствами создавать красивое.
Изобразительная деятельность ребёнка приобретает художественнотворческий
характер
по
мере
овладения
приемами
и
способами
бисероплетения.
Изучению своеобразия детского творчества в педагогике посвящён ряд
педагогических
и
психологических
исследований.
Поэтому
для
гармоничного построения системы развития творческого воображения
следует знать приемы и механизмы воображения.
Приемы воображения:
агглютинация – это совмещение предметов, которые в реальной
жизни просто не могут существовать вместе;
гиперболизация
(или
литота) –
это
преувеличение
или
преуменьшение предмета или значимости явления;
схематизация –
выделение
характерных
частей
сходства
предметов;
типизация – выделение повторяющихся частей в двух объектах;
акцентирование – выделение какой-либо части предмета, или
самого предмета из образа.
Механизмы воображения:
16
диссоциация – разделение одного целого сложносочиненного
предмета на мелкие части;
ассоциация - объединение разрозненных элементов предмета или
образа.
Процесс творческого воображения изучался также А.Н. Леонтьевым,
П.Я. Гальпериным. В исследованиях подчеркивается мысль о том, что
творческое воображение связано в значительной степени с новизной и
неясностью испытываемой ситуации, разрешение которой предполагает
абсолютное разнообразие возможных способов [15].
Люблинская А.А. доказывает, что воображение учащихся средних
классов приобретает все более активный и творческий характер, и все
больше развивается способность к творческой деятельность. Дети начинают
больше уделять внимания творческому замыслу своего произведения, в
котором отражается сюжет рисунка или сочинения. При этом учащимся
дается возможность использовать в своих работах не только реальные вещи и
явления, но также и вымышленные [36].
Согласно периодизации психического развития, в среднем школьном
возрасте у детей воображение еще является новым фактором, который они
еще активно исследуют.
Однако
Л.С. Выготский,
когда
рассматривал
воображение
по
возрастным категориям, утверждал, что воображение может основываться
только на знаниях и опыте, полученных в реальной жизни. И поэтому
считает, что воображение ребенка является более скудным, по сравнению с
воображением взрослого, так как он не набрал еще достаточно опыта.
Творческий поиск можно выявить по следующим признакам:
реконструктивное творчество;
комбинаторное творчество;
творчество по аналогии.
17
По поставленным задачам определяется уровень достижений, которые
перед собой поставил человек, или же уже по готовым достижениям, и здесь
можно выделить три условия:
1.
Желание превзойти самого себя и сделать лучше, чем было.
2.
Достигнуть результатов наивысшей оценки.
3.
Сделать
все
по
максимуму,
реализовать,
казалось
бы,
невыполнимые задачи.
Изобразительное искусство обладает многими ценными свойствами
для развития воображения, поэтому оно тесным образом соприкасается с
народным декоративно-прикладным искусством. Такой вид деятельности в
высшей степени способствует эстетическому воспитанию школьников.
Декоративно-прикладное искусство более привлекательно для учащихся тем,
что оно дает им наиболее полную свободу творчества. Учащимся дается
возможность подбирать по желанию детали изделий, самостоятельно
определить их цвет.
Одним из важных моментов обучения учащихся овладению рабочими
движениями в процессе бисероплетения является правильная организация
действий ребенка с принадлежностями, с помощью которых создается
изделие.
На уроках изобразительного искусства, учащиеся ставят своей целью
сделать красивые вещи, поскольку находятся под влиянием условий,
формирующих у них эстетические качества, такие как чувство формы, линии,
материала, цвета. Всё это дает благоприятную основу для развития
стремления
к
совершенствованию
своих
умений
и
формированию
эстетического вкуса.
Одними из главных задач можно выделить:
Научить
детей
видеть
прекрасное
в
окружающей
действительности и привносить самому эту красоту.
Дарить детям только счастье и добро.
18
Находить компромиссы и распределять нагрузку для учащихся,
тем самым создавая им благоприятную среду для роста и развития.
Стараться заинтересовать детей трудовой деятельностью, а не
заставлять их трудиться.
Поощрять активность детей и давать им свободу выбора.
Для более успешного решения задач в развитии воображения
необходимо:
По максимуму использовать интерес.
Предоставить право выбора и исходить из уже развитых навыков.
Чтобы достичь успеха, необходима мотивация.
Ориентировать на то, что эта деятельность, важна для общества.
Направить уже имеющие способности на определенный вид
деятельности.
Система занятий должна выстраиваться таким образом, чтобы
учащиеся могли оригинально мыслить, создавать задуманное своими руками,
предлагать нестандартные решения текущих проблем, быть раскованными в
своём творчестве, не бояться нового и неожиданного. На уроках всегда
должен присутствовать выбор. Учащиеся должны видеть как можно больше
различных решений поставленной перед ними задаче. Именно выбор задаёт
успех работы учащихся. Выбор играет роль в их самовыражении.
Достигая успеха в том или ином виде деятельности, ребенок чувствует
себя все более уверенным, что способствует формированию творческой
личности. Дети создают свое изделие, которое приносит радость им и
окружающим.
Но в большинстве современных школ дети обучаются по строго
определенному образцу. Главное внимание отводится тому, чтобы дети
делали все аккуратно, и как можно похоже на то, что им представили. Также
все работы должны быть выполнены в срок. Дети выполняют монотонную
механическую работу, посредством которой они могут достигнуть высокого
19
мастерства в определенном виде деятельности. Но эта однородная и
монотонная работа стоит преградой на пути развития творческого
воображения. С одной стороны может показаться что хорошо когда все дети
выполняют одну работу слаженно и организованно, но они это делают чисто
механически не задумываясь над структурой самого этого процесса.
Детям в таком процессе не нужно ничего анализировать, выделять
главное, определять смысл - им нужно только скопировать. Учащимся не
нужно задумываться о том, какой перед ними предмет, каково его
предназначение, какие у него свойства, из чего он сделан и как вписывается в
окружающее пространство. А ведь при этом должны быть задействованы все
процессы мышления и воображения.
В процессе обучения дети испытывают трудности в активном
целенаправленном анализе натуры. Искать характеристику натуры в самом
главном, самом типичном трудно. Высоких ступеней глубокого анализа
натуры учащиеся достигают только в результате достаточно большого
упражнения в такого рода деятельности.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что учащийся должен
сам искать пути развития творческого воображения, без которого в
современном быстро изменяющемся мире довольно сложно ориентироваться.
Педагогам стараться создавать благоприятные условия для развития
творческих навыков.
Делая вывод по всему вышесказанному, можно выделить несколько
рекомендаций по развитию творческого воображения учащихся средних
классов:
расширять опят детей;
ориентироваться
на
индивидуальные
особенности
каждого
ребенка, а не на образовательные стандарты;
создавать благоприятные условия для развития мыслительных
операций и интеллектуального поиска;
20
обеспечивать учащимся максимальную самостоятельность в
творчестве;
вместе с творческим воображением развивать и другие процессы,
такие как память, мышление и внимание;
развивать воображение посредством эмоциональной сферы
ребенка;
подходить к решению возникающих проблем творчески;
оттачивать
художественные
навыки,
делая
их
главным
инструментом художественного творчества.
Выводы
по
первой
главе:
проанализировав
психолого-
педагогическую литературу и рассмотрев особенности развития творческого
воображения у детей среднего школьного возраста, можно сделать
следующие выводы:
воображение
является
одной
из
форм
преобразования
содержания наглядных образов;
воображение является основой творческого процесса;
в процессе творческой деятельности воображение способствует
формированию эстетических и ценностно-смысловых ориентаций учащихся;
воображение
сочетает
в
себе
элементы
чувственного
и
логического познания;
потребность в творческом воображении вызвана необходимостью
практической преобразующей деятельностью человека;
воображение
тесно
связано
со
всеми
познавательными
процессами.
21
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО
ВЫЯВЛЕНИЮ МЕХАНИЗМОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО
ВООБРАЖЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО БИСЕРОПЛЕТЕНИЮ У
УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ
2.1 Изучение передового педагогического опыта по использованию
искусства бисероплетения в учебном процессе.
В настоящее время создано множество методических разработок,
обучающих
различным
способам
и
видам
бисероплетения.
Также
разработанна масса дидактических рекомендаций по проведению занятий
посвященных искусству бисероплетения. Но возникает множество вопросов,
большинство которых остаются не раскрытыми. Часто у педагогов
возникают проблемы при подготовке к таким занятиям и поэтому
возникающие вопросы требуют решения, путем более глубокого и
подробного их изучения.
Формирование художественно творческих способностей учащихся
средствами искусства бисероплетения является одной из важных задач
педагогической теории и практики художественно-творческого воспитания и
образования учащихся.
Таким образом, для выявления основных проблем при обучении
искусству
бисероплетения
учащихся
средних
классов,
нами
было
проанализировано несколько рабочих программ, сроком реализации на один
учебный год.
Первая анализируемая рабочая программа кружка «Бисероплетение» с
художественно-эстетическим направлением во внеурочной деятельности для
учащихся 11-12 лет, сроком реализации на один учебный год была
составлена учителем изобразительного искусства города Солчур в 2012 году.
Эта рабочая программа составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования.
22
Целью программы является знакомство учащихся с технологическими
операциями
бисероплетения,
развитие
интереса
к
самостоятельному
созданию изделий из бисера, умение пользоваться схемами и самим
составлять их, развитие эстетического вкуса, внимания, терпения в работе,
чувства коллективизма. Также программа предполагает взаимопомощь детей:
дети, которым легче дается усвоение практических навыков, могут помогать
своим товарищам [63].
В программе выделены такие задачи:
воспитание и развитие способности эстетического восприятия
произведений декоративно-прикладного искусства;
развивать у учащихся усидчивость, трудолюбие, терпение;
вооружить учащихся практическими умениями и навыками
качественного выполнения работы;
развивать способности к самообразованию.
На занятиях проводятся такие формы работы как:
рассказ;
беседа;
практическая работа.
Обучающиеся должны знать:
как организовать рабочее место;
названия материалов, названия и назначения инструментов,
используемых на занятиях;
технику
безопасности
работы
с
инструментами,
способы
соединений деталей изделий, дотачивание и закрепление нити.
Обучающиеся должны уметь:
подготовить свое рабочее место;
различать материалы и инструменты, составить самые простые
рабочие схемы, правильно использовать инструменты и приспособления;
23
плести
одной
и
двумя
иглами,
плести
на
проволоке
параллельным низанием.
С помощью текущего контроля, такого как беседа с учащимися, могут
быть выявлены образовательные результаты изучения данной программы.
Подведение итогов работы проводится в конце учебного года: проводятся
выставки или же итоговое занятие. Также на протяжении года могут
проводиться тематические выставки к различным праздникам.
Всего на программу выделено тридцать шесть (36) рабочих часов. На
практическую часть выделяется двадцать (20) часов.
Вторая
проанализированная
нами
программа
дополнительного
образования «Бисероплетение» также рассчитана на возраст детей 11-12 лет,
сроком
реализации
в
один
год.
Программа
написана
учителем
изобразительного искусства города Выкса в 2015 году.
Данная программа осуществляет свою работу в рамках внеурочной
деятельности
учащихся.
По
своему
содержанию
программа
удачно
совмещает художественно-эстетическую и техническую направленности.
Темы в программе расположены от более простых к более сложным.
Программа не повторяет уже имеющиеся школьные курсы трудового
обучения.
Представленный учебно-тематический план позволяет учитывать
различную степень подготовленности детей, индивидуальные способности,
интересы
и
направление
развития,
художественной деятельности. Также в
пробуждает
интерес
детей
к
программе имеются игровые
разминки, зарядки для глаз.
На теоретическую часть занятий отводится меньше времени, чем на
практическую. В программу включены не только перечень практических
работ, но также темы бесед, рассказов, которые расширяют кругозор детей.
Необходимо с раннего возраста приобщать детей к традициям
народных промыслов, знакомить их с произведениями декоративноприкладного искусства и дизайнерскими разработками, ведь через это
24
знакомство осуществляется художественно-творческое развитие ребенка.
Программа направлена на развитие в ребенке его творческого потенциала,
культуры личности и природных задатков.
Задачами программы являются:
ознакомление
учащихся
с
правилами
цветопостроения
в
объёмных изделиях;
развитие умения строить цветовую гамму и сочетать цвета;
развитие умения создания формы изделия, сочетание по
пропорциям, а также гармоничного цветового решения;
развитие умения композиционного построения изделий из
бисера;
развитие
технического
творческих
мышления,
возможностей
позитивного
учащихся,
элементов
эмоционально
окрашенного
творческую
активность,
отношения к труду;
приобщение к прекрасному;
воспитать
самостоятельность,
аккуратность, терпение.
Эти задачи могут быть решены только комплексно, посредством
выполнения практических заданий по бисероплетению.
На занятиях проводятся такие формы работы как:
практическая работа;
игровые занятия;
комбинированные уроки;
выступления;
мастер-классы.
Формы организации занятий с детьми:
коллективные;
групповые;
индивидуальные.
25
На заключительном этапе реализации данной программы учащиеся
должны выйти с определенными знаниями, умениями и навыками. Таким
образом, ожидаемым результатом программы учащиеся должны знать:
технику безопасности;
основы композиции и цветоведения;
свойства и классификацию бисера;
основы всех приемов бисероплетения;
условные обозначения, а также последовательность выполнения
изделия из бисера;
как правильно хранить изделие из бисера и как за ним ухаживать;
выполнение заключительной отделки изделий из бисера.
Обучающиеся должны уметь:
при выполнении изделия из бисера грамотно подобрать цвета;
составлять композиции;
различать бисер по форме и его цветовым характеристикам;
правильно пользоваться инструментами, которые необходимы
при бисероплетении;
грамотно выполнять основные приемы бисероплетения;
свободно
пользоваться
описаниями
и
схемами
журналов,
альбомов по бисероплетению;
самостоятельно составлять схемы работ;
изготавливать украшения, и прочие предметы на основании
изученных приемов бисероплетения;
изготавливать отдельные элементы и собирать изделие;
крепить застежки к украшениям;
выполнять конечную отделку готовых изделий;
рассчитать плотность плетения;
В процессе обучения по программе «Бисероплетение» предлагается
ознакомить учащихся с разными техниками плетения и существующими для
26
этого
материалами.
Также
программа
способствует
формированию
практических умений и навыков плетения из бисера как по схемам, так и по
представлению. Всего программа рассчитана на сто сорок четыре (144) часа.
Программа «Бисероплетение» неразрывно связана и ориентируется на
уже полученные знания, умения и навыки на уроках изобразительного
искусства. Программа дает ребенку свободу для выражения его творческого
начала.
Результатом реализации данной программы являются выставки детских
работ, участие в фестивале ремёсел и различных конкурсах. Общественное
значение результатов декоративно-прикладной деятельности школьников
играет определенную роль в их воспитании, в целом влияют на становление
личности ребенка [64].
Очевидно, что в настоящее время необходима подготовка учащихся к
творческой деятельности. Поэтому развитие творческих способностей, а
также умений и навыков учащихся важно на всех этапах школьного
обучения, но особое значение имеет их формирование в среднем школьном
возрасте. Важнейшей задачей общего среднего образования является
развитие творческих умений и навыков, так как этот процесс пронизывает
все
этапы
развития
самостоятельность
самовыражению,
личности
ребенка,
принимаемых
уверенность
в
пробуждает
решений,
привычку
себе.
системе
В
инициативу
к
и
свободному
дополнительного
образования к любому виду деятельности необходим творческий подход, без
него невозможно решение проблемы. Именно с позиций такого подхода у
учащегося в полной мере раскрываются творческие возможности. В этом
отношении
значительным
педагогическим
потенциалом
обладает
декоративно-прикладное искусство, а в частности бисероплетение.
При проведении занятий по бисероплетению в общеобразовательных
школах,
целесообразно
проводить
такие
занятия
в
комплексе
с
изобразительным искусством, так у обучающихся будут лучше усваиваться
основы цветоведения и композиции, а также лучше будут запоминаться
27
основные техники плетения из бисера. Так как в настоящее время
бисероплетению уделяется все больше и больше внимания, то актуальными
стали изделия ручной работы из бисера. Стало много выпускаться пособий
по бисероплетению, методической и исторической литературы. На выставках
посвященных искусству бисероплетения можно просмотреть большую
историю не только самого бисера, но и отдельно взятого народа. Ведь
именно бисер и изделия из него дошли до нас практически в неизменном
состоянии, раскрывая нам свою историю.
Кружки
по
декоративно-прикладному
искусству
наиболее
распространенный вид внеурочных занятий. Это занятия для тех, кто
серьезно интересуется прикладным искусством, и они отличаются от
классического занятия по своей структуре и содержанию деятельности.
Факультативные занятия преследуют те же цели и задачи, что и учебные
занятия, но дают больше возможностей для творчества.
Организация работы кружка составляет программу занятий с учетом
склонностей и интересов обучающихся. Содержание занятий определяется
примерными программами, их тематика подбирается руководителем кружка
с учетом возможностей и интересов учащихся.
Проанализировав это программы можно сказать, что дополнительное
образование по бисероплетению мало разработано и требует доработок.
Поэтому необходимо создать систему, которую можно бы было адаптировать
под любую школу, классы с разным уровнем развития.
Дополнительная образовательная программа «Бисероплетение» носит
практико-ориентированный характер, так как является прикладной. Она
направлена на овладение учащимися основными приёмами бисероплетения.
Так как бисероплетение знакомо нам с древних времен и дошло до нас в
неискаженном состоянии, то техника бисероплетения сохраняет свое
значение и по сей день.
Школьники проявляют большой интерес к занятиям бисероплетению.
При обучении по данной программе создаются благоприятные условия для
28
интеллектуального и духовного развития личности ребенка, социальнокультурного
способствуют
и
профессионального
развитию
самореализации учащихся.
самоопределения,
познавательной
активности
также
и
занятия
творческой
Занятия по бисероплетению воспитывают
художественный вкус и культуру обучающихся, приобщают их к народному
творчеству. В ходе работы на занятиях по бисероплетению у учащихся
развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративноприкладном искусстве. На занятиях детей приучают экономно расходовать
используемый в работе материал, развивают художественный вкус,
формируют профессиональные навыки, «культуру творческой личности».
Развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала и
специальных способностей является процессом формирования «культуры
творческой личности». Результат будет достигнут только тогда, когда на
занятии учащийся будет выполнять работу самостоятельно. В задачу учителя
будет входить лишь создание условий, при которых потенциал ребенка будет
использован полностью. Теоретической части занятий необходимо отвести
меньше времени, чем практическим действиям.
Как и на других уроках, на занятиях по бисероплетению необходимо
избегать шаблонности, дети не должны делать все под копирку, им
необходимо предоставить свободу выбора. При использовании схем и других
наглядных пособий увеличивается время практической части занятия, так как
более успевающие ученики могут проводить работу без непосредственного
контроля учителя.
Результатом реализации такой программы будут являться выставки
детских работ и изготовленные поделки в качестве подарков. Общественное
значение результатов декоративно-прикладной деятельности школьников
играет определенную роль в их воспитании.
Целью
программы
должно
являться
использование
элементов
бисероплетения для развития моторных навыков и творческих способностей
во внеурочное время. Программа кружка «Бисероплетение» ориентирована
29
на учащихся средних классов. Занятия необходимо проводить 2 часа в
неделю. Длительность занятий зависит от интереса детей, но не более чем 40
минут. Таким образом, в процессе занятий по бисероплетению учащиеся
приобретают навыки плетения, ткачества, вышивки бисером и стеклярусом,
знакомятся с основами дизайна. В ходе работы с бисером учащиеся
расширяют свой кругозор, повышают эстетический и художественный вкус и
учатся творчески комбинировать, мыслить, разрабатывать авторские модели
бисерных изделий.
2.2 Эффективность использования индивидуального подхода в
изучении формирования творческого воображения у учащихся средних
классов на занятиях по бисероплетению.
В основном воображение развивается в процессе учебной деятельности
под руководством педагога и
исходит из индивидуального подхода к
каждому ребенку, так как человек не рождается с развитым воображением.
Индивидуальная форма организации работы является наиболее
успешной, так как учитывает интересы и склонности каждого отдельного
ребенка, помогает развитию индивидуальности и творческих способностей
детей, побуждает стремиться к самосовершенствованию и духовному
развитию путем изучения декоративно-прикладного творчества, а именно
бисероплетения.
Декоративно прикладное творчество является своего рода волшебной
страной, которая помогает войти в неё ребёнку. Педагоги декоративноприкладного творчества делают жизнь школьника интересней и насыщенней.
Мастерство художественного бисероплетения достигается при сочетании
теоретических знаний, детальном изучении истории и традиций народных
промыслов и овладении техническими приёмами.
30
Бисероплетение это живое придание старины. Ведь бисер является
более устойчивым материалом к влиянию времени, нежели любой другой, и
поэтому, если изделие не имеет никаких механических повреждений, оно
доходит до нас в той красочной гамме, которая создана в далёком прошлом.
Бисер – один из самых изумительных материалов для рукоделия:
неограниченные возможности для творческого поиска, многообразие
оттенков и форм. Плетение бисером – очень тонкая и кропотливая работа,
которая требует особого терпения и любви к этому делу. Осваивая технику
нанизывания бисера, дети познают ещё одну грань красоты мира искусства,
развивающую эстетический вкус и художественное восприятие мира.
Учащиеся средних классов активно идут на дополнительные занятия по
бисероплетению, с охотой принимают участие в мастерклассах, всегда
готовы мастерить. Занятия бисероплетением способствуют развитию мелкой
моторики рук: движению руки, кисти, пальцев. Также при работе с бисером
формируется усидчивость, развиваются творческие способности детей,
воспитывается трудолюбие. Выполнение коллективной творческой работы
развивает чувство коллективизма и ответственности за порученное дело. Это
является мощным стимулом для развития мыслительной активности и
интеллекта школьников.
Применяя индивидуальный подход к ребенку, педагог должен
учитывать:
1.
Особенности здоровья и физического состояния учащегося.
2.
Свойства памяти.
3.
Эмоциональную сферу.
Учитывая вышесказанное, педагог должен выстроить собственную
индивидуальную стратегию, применимую к каждому ученику.
При индивидуальном подходе учащиеся демонстрируют высокий
показатель в развитии образов творческого воображения, они отличаются
количеством создаваемых оригинальных образов, высокую творческую
31
продуктивность, принципиально
отличаются в
предпочтении
выбора
предлагаемых изделий.
Ученикам предоставляется право выбора изделия и материалов,
сложность выполнения которого варьируется учителем. Индивидуально для
каждого ученика проводится отбор методов обучения, которые способствуют
актуализации
личностного
опыта
и
активизирует
его
творческую
деятельность.
Таким
образом,
использование
индивидуального
подхода
в
формировании воображения у учащихся является не только очень
продуктивным в сфере развития творческого воображения, но и помогает
детям развивать индивидуальность, выделяться из общей массы, адекватно и
здраво мыслить.
Современная педагогика активно применяет такие понятия как
«индивидуальная образовательная траектория» и «персональный учебный
маршрут». Эти категории рассматриваются как частное и общее. Такая
индивидуальная образовательная траектория опирается на учебный маршрут.
Маршрут,
в
свою
очередь,
наиболее
распространен
в
системе
дополнительного обучения. Он считается важным компонентом, который
определяет
успешность
педагогическом
персональным
работы
учреждении.
путем
личностно-развивающей
Индивидуальная
реализации
траектория
потенциала
среды
в
является
обучающегося
в
образовательном процессе.
Понятие
«индивидуальной
траектории
образования
личности»
появилось сравнительно недавно, хотя идея такой траектории применялась
давно
при
обучении
по
индивидуальным
программам
отдельных
обучающихся и в отдельных случаях. Целью построения индивидуальных
образовательных траекторий в системе общего среднего образования
является раскрытие у одаренных учащихся полного спектра природного
творческого потенциала. Так традиционная модель ведения занятий не
способствует раскрытию детской одаренности, а только лишь ее тормозит,
32
педагоги
вынуждены
приспосабливаться
к
сложившимся
условиям.
Современные педагоги ищут новый путь решения такого рода проблем,
подбирают
становления
необходимые
педагогические
образовательной
траектории.
условия
для
В
основе
комфортного
построения
индивидуальной образовательной траектории лежат четыре важнейших
процесса: прогнозирование, проектирование, конструирование и оценка
эффективности реализации.
Индивидуальный образовательный путь - это дифференцированная
образовательная программа, разработанная специально для обеспечения
позиции учащегося по выбору, разработке и реализации образовательной
программы, когда учителя предоставляют образовательную поддержку для
самоопределения
и
самореализация
личности.
Индивидуальный
образовательный маршрут обучающегося является не только современной
эффективной
формой
оценивания,
но
и
помогает
решать
важные
педагогические задачи.
Реализация
индивидуальной
образовательной
траектории
осуществляется поэтапно:
1. Создание интеллектуального образовательного пространства в
учреждении образования, удовлетворяющего запросы учащихся в выборе
социокультурных практик.
2. Активизация познавательной и преобразовательной активности
учащегося (мотивация к индивидуальной образовательной деятельности).
3. Диагностика уровня развития способностей учащегося и его
индивидуальных интересов, особенностей, профессиональных задатков и
склонностей (диагностический этап). По результатам работы составляется
Карта индивидуального психологического развития ребенка.
4.
Разработка
индивидуального
образовательного
маршрута
и
технологий его реализации.
5. Оценка эффективности реализации индивидуальной образовательной
траектории
одаренного
обучающегося
(степень
сформированности
33
личностных, предметных и метапредметных компетенций; успешность
профессионального самоопределения.).
Разработка индивидуального образовательного маршрута.
Индивидуальный
образовательный
маршрут
-
преднамеренно
спланированная дифференцированная образовательная программа, которая
предоставляет учащимся возможность выбирать темы, разрабатывать и
внедрять образовательные программы в реализации самоопределения и
самоактуализации поддержки преподавателей. Основой индивидуального
образовательного
маршрута
является
самообучение.
Индивидуальный
образовательный маршрут обучающегося - это не только форма современной
и эффективной оценки, но и решение важных образовательных задач.
Методика построения индивидуального образовательного маршрута.
Индивидуальный образовательный маршрут помогает одаренному
ребёнку раскрыть все свои таланты и определиться в выборе будущей
профессии.
Универсального
рецепта
создания
индивидуального
образовательного маршрута (ИОМ) в настоящий момент нет.
Наиболее
эффективно продвижение в индивидуальном образовательном маршруте,
которое строится по следующим жизненно важным линиям:
линия
личностного
линия
роста,
линия
знаний
(образовательная);
профессионального самоопределения.
При проектировании индивидуального образовательного маршрута
необходимо учитывать:
1.Степень усвоения обучающимися предшествующего материала.
2.Индивидуальный темп, скорость продвижения учащихся в обучении.
3.Степень сформированности социальных и познавательных мотивов.
4.Степень сформированности уровня учебной деятельности.
5.Индивидуально-типологические
особенности
учащихся
(темперамент, характер, особенности эмоционально-волевой сферы и др.).
Структура индивидуального пути обучения включает в себя целевые,
содержательные, технологические, организационные, образовательные и
34
продуктивные компоненты. Педагог, который составляет индивидуальную
программу, должен опираться на содержание основной программы. Главный
вопрос
любой
образовательной
программы
или
маршрута
Как
-
структурировать материал? С момента создания индивидуального пути
обучения учитель должен определить, какой материал структурирован в его
программе.
Выводы по второй главе: изучение передового педагогического
опыта по использованию искусства бисероплетения в учебном процессе
показало, что:
создано
дидактических
множество
рекомендаций
методических
по
проведению
разработок
занятий
и
масса
посвященных
искусству бисероплетения, но все они требуют существенных доработок;
программы непрерывно связаны между собой и напрямую
зависят от знаний и навыков, приобретенных на уроках изобразительного
искусства;
одной из важных задач педагогической теории и практики
художественного и творческого воспитания и образования как в программе,
так
и
в
целом,
является
подготовка
творческих
художественных
способностей учащихся через искусство бисероплетения;
целью программ является использование элементов из бисера для
развития моторных и творческих навыков в свободное от учебы время.
Эффективность использования индивидуального подхода в изучении
формирования творческого воображения у учащихся средних классов на
занятиях по бисероплетению показала:
воображение
развивается
в
процессе
образовательной
деятельности под руководством учителя и исходит из индивидуального
подхода к каждому ребенку;
индивидуальная форма организации работы является наиболее
успешной, поскольку она учитывает интересы и склонности каждого
35
ребенка,
способствует
развитию
индивидуальности
и
творческих
способностей детей;
использование
индивидуального
подхода
в
формировании
воображения обучающихся не только очень продуктивно в развитии
творческого
воображения,
но
и
помогает
детям
развивать
свою
индивидуальность, выделяться из общей массы, адекватным и разумным
образом.
36
Глава III. ОПИСАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЧАСТИ ВЫПУСКНОЙ
КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
3.1Обоснование выбора темы творческой части выпускной
квалификационной работы.
Участие детей в различных видах художественной деятельности
является одним из условий их эстетического воспитания, развития
художественных и творческих способностей.
Цветы
привлекали
внимание
человека
во
все
времена.
Они
удивительны, очаровательны, ими украшали дома, улицы и одежду, им
приписывали магические свойства и особый язык. Во все времена люди
пытались продлить жизнь свежими цветам, либо в противном случае
сохранить их красоту как можно дольше. Было много способов создать
долговечные
искусственных
букеты:
цветов
высушивание
из
бумаги,
свежих
ткани,
цветов,
перьев,
изготовление
декоративных
и
драгоценных камней, металла и пластмассы. Мы предлагаем попытаться
воплотить многообразие цветов в таком замечательном и многогранном
материале, как бисер.
Не маловажным будет знание и истории возникновения бисера.
Существует легенда, что много лет назад финикийские купцы, совершая
морской переход, остановились на незнакомом берегу на ночлег. Им нужно
было приготовить себе ужин, для этого они развели костер. Но так как этот
берег оказался совершенно пустым и песчаным, купцы решили выложить
костер из кусков соды, которыми был загружен их корабль. Утром, когда
моряки разгребли угли, они увидели необычный слиток, очень твердый и
прозрачный, а вокруг костра были разбросаны такие же мелкие круглые
камешки. И в некоторые из таких камешков попадал воздух или песчинка,
которая не растворялась и образовывала дырку в прозрачном камешке. Таким
образом и появилось стекло, а в последствии и бисер.
37
Спектр применения бисера очень широк. Первое, наверное, что может
прийти на ум это украшения из бисера (Рисунок 1). Это различные браслеты,
кулоны (Рисунок 2), серьги. А для некоторых африканских племен,
украшения из бисера считаются национальным элементом одежды. Сейчас
большую популярность набирают вышитые бисером броши, которые можно
сочетать с любой одеждой. Так же очень обширно бисер применяется для
украшения одежды. Бисером могут быть украшены вечерние платья,
купальники, джинсы, головные уборы и многое другое.
Рис. 1 - Украшение из бисера
Рис. 2 - Кулон из бисера
Еще бисер можно встретить на сумках (Рисунок 3) и обуви, это придает
им изысканность. Но также бисер используют и в интерьерах, и это не только
картины из бисера, как отдельный вид рукоделия. Бисер мы можем встретить
на шторах, наволочках, вазах, бутылках, цветочных горшках, одежде
(Рисунок 4) и других предметах интерьера. Люди стремятся украсить свой
дом, сделать его уютнее и в этом им помогает бисер. Самостоятельно
изготовленные деревья и цветы из бисера наполнят дом теплотой и уютом.
Рис. 3 – Сумка из бисера
Рис. 4 – Вышивка бисером
38
В настоящее время очень ценится декоративно-прикладное искусство,
изделия выполненные вручную. Именно поэтому мы решили обратиться к
созданию объемного настенного панно из бисера.
Очень важную роль в бисероплетении, как и во всех формах
творчества, играют цветовые гармоничные сочетания цветов и оттенков.
Чтобы все цвета гармонично сочетались друг с другом и фоном, необходимо
знать основные законы цветоведения.
Чтобы создать интересное изделие из бисера, нужны знания о цвете и
влияние формы на его восприятие. Знание свойств цвета очень важно при
работе с бисером. Цвет изделия варьируется в зависимости от различного
освещения. Прозрачные и отражающие друг друга бисеринки,
создают
уникальную и очаровательную цветовую схему. Поэтому необходимо
выбрать цвета в гармонии друг с другом.
Необходимо знать что, на темном фоне или сбоку все цвета
освещаются, а на светлом фоне, наоборот, затемняют - это явление
называется контраст по светлоте. При изготовлении изделия из бисера всегда
должен учитываться фон, к которому оно будет применено. Рекомендуется
выбрать фон из дополнительного цвета основного цвета изделия.
В процессе того как дети будут плести изделия из бисера, они научатся
чувствовать цвет и свет, составлять цветовую композицию не только из
самого бисера для изделия, но и композицию непосредственно из самих
изделий. Проще всего это сделать на примере букета цветов. В такой работе
сочетается умение не только грамотно подбирать цвета, составлять
композиции, но и затрагиваются все предыдущие описанные процессы:
мышление, мелкая моторика рук, свето- и цветовосприятие.
Основная цель композиционного мышления - изучить состав и
применить его закономерности на практике.
39
3.2
Этапы создания панно
Для творческой части выпускной квалификационной работы нами было
выбрано декоративное объемное панно, выполненное с применением
объемных цветов из бисера. Панно служит не только украшением, но и
примером выполнения сложных цветочных композиций.
При подготовке к созданию панно было выполнено множество
набросков, опорой для которых стали голландские натюрморты с цветами.
Было выполнено несколько эскизов карандашом и в цвете с помощью
техники аппликации, так как такая техника позволяет менять местами,
передвигать
и
добавлять
еще не приклеенные детали
композиции
(Рисунок5,6).
Рисунок 5 - Цветной эскиз (аппликация)
Рисунок 6 - Цветной эскиз
При разработке эскизов особое внимание было направлено на
грамотное
построение
композиции,
так
как
правильное
построение
композиции лежит в основе всего произведения и зависит от того как дальше
будет идти работа над панно.
После того как был выбран и утвержден эскиз, мы занялись
определением формата и выбором необходимых материалов. Бисер мы
выбрали круглый (стекло) №2, страна производитель: Чехия. Для плетения
использовалась проволока для бисероплетения: медная №0,5; №0,4 и №0,3.
40
Исходя из выбранного нами эскиза, наиболее подходящим размером для
панно является 50*70.
Чтобы композиция на большом формате смотрелась гармонично, мы
решили плести большие цветы, опираясь на уже готовые схемы и добавляя
свое. Наиболее удобной оказалась параллельная техника бисероплетения. В
наш букет входят тюльпаны, маки, васильки, веточки форзиции и ветка
сирени. Все цветы плетутся на проволоке для бисероплетения. Плетение мы
начинали с цветов мака (Рисунок 8). Лепестки мака плетутся в технике
кругового плетения (Рисунок 7). Серединка цветка это тычинки (Рисунок 10).
Они выполняются в технике игольчатого плетения (Рисунок 9).
Рис. 7 - Схема кругового плетения листа
Рис. 9 - Схема игольчатого плетения
Рис. 8- Мак
Рис. 10 - Тычинки
41
Далее идет красный тюльпан. Тюльпан состоит из шести лепестков:
трех маленьких, которые будут внутри и трех больших, которые снаружи.
Для маленького лепестка нам понадобился красный, черный и желтый бисер
(Рисунок 12). Для большого: красный и зеленый (Рисунок 11). Лепесток
тюльпана плетется из двух частей. Сначала на одной проволоке плетется
одна часть, а к ней уже не новом куске проволоки приплетается зеркально
другая половина листа.
Рис. 11- Большой лист тюльпана
Рис. 12 – Маленький лист тюльпана
Для плетения василька понадобится темно-синий, светло-синий и
черный бисер (Рисунок 13). Для листиков нужен темно-зеленый. Цветок
василька состоит из семи лепестков, тычинок и трех листьев. Каждый
лепесток
выполняется
на отдельном
отрезке
проволоки
в
технике
параллельного плетения (Рисунок 14). В процессе плетения лепестков,
каждый последующий цепляется к предыдущему в конце плетения. Листья
для василька плетутся по схеме 1-1-1-(2*20)-1 в технике параллельного
плетения.
42
Рис. 13 – Василек
Рис. 14- Схема плетения листа василька
Ветка сирени состоит из восьми маленьких веточек (Рисунок 15). Для
плетения нам понадобится фиолетовый бисер и проволока. Ветка состоит из
бисерных петелек разной величины. Для того чтобы сплести маленькую
веточку необходимо на середину проволоки набрать пятнадцать бисеринок и
закрутить петелькой, далее на один конец проволоки набираем тринадцать
бисеринок делаем петельку. Точно так же и на другом конце проволоки.
Таких петелек нужно сделать по шесть с каждой стороны уменьшая число
бисерин в каждой на две.
Рис. 15 - Ветка сирени
43
Ветка форзиции состоит из семи цветков (Рисунок 16). Для выполнения
цветков нам понадобилась проволока и бисер ярко-оранжевого цвета. Цветок
форзиции состоит из четырех лепестков и плетется в технике игольчатого
плетения. У цветка есть серединка. Для этого на середину проволоки мы
нанизываем одну маленькую бисеринку, складываем пополам проволоку и
оба ее конце продеваем в более крупную бисеренку, далее вставляем в центр
цветка. Также у ветки форзиции есть листья, которые выполняются так же
на проволоке из светло-зеленого бисера. После выполнения всех элементов,
ветка собирается и обматывается флористической лентой или креповой
бумагой коричневого цвета.
Рис. 16 - Ветка форзиции
После того, как было сплетено необходимое количество бутонов и
отдельных
лепестков,
мы
занялись
плетением
зеленых
листьев
(Рисунок 18,19). Все листья были выполнены на проволоке в технике
параллельного плетения (Рисунок 17).
Рис. 17 - Схема параллельного плетения листа
44
Рис. 18,19 - Лист в технике параллельного плетения
После того, как было наплетено необходимое количество цветов, мы
занялись оформлением подрамника согласно выбранному эскизу. На
подрамник натянули плотную темно-синего цвета ткань, но перед этим
прибили к подрамнику картон такого же формата, чтобы ткань не провисала
(Рисунок 20). Из плотного картона мы вырезали арку и покрасили. На темном
фоне белыми акриловыми красками сделали падающий свет, что придало
картине объем.
Рис. 20 - Основа. Ткань и картон на подрамнике
Из картона, обтянутого тканью сделали вазу. И вот когда уже все
детали были готовы, мы прикрепили цветы к натянутой на картон и
45
подрамник ткани. Вся проволока выходит на изнаночную сторону и
фиксируется.
После того как были прикреплены цветы мы приклеили на картон
декоративные ленты и насекомых, установили раму. Декоративное панно
готово (Рисунок 21).
Рис. 21 – Декоративное панно
46
Заключение
Итак, анализ психолого-педагогической литературы по теме нашей
работы показал, что в основном современная литература по развитию
творческого воображения делает акцент в основном на такие средства,
которые бы повышали познавательную деятельность у детей. Но если акцент
делается на различии воображения и мышления, то это ведет к отрицанию
взаимной связи этих процессов.
Таким образом, из анализа можно выделить, что воображение является
основой
творческого
процесса,
потребность
в
котором
вызвана
необходимостью практической преобразующей деятельностью человека.
В процессе написания работы мы выполнили все поставленные задачи.
Были раскрыты особенности творческого воображения детей среднего
школьного возраста. В основном развитие творческого воображения детей
зависит от их умственного развития и способности к такому развитию, а
также от индивидуальных особенностей личности. Также большую роль в
этом процессе играет то, насколько разработан материал для обучения и
воспитания детей. Также мы определили пути развития творческого
воображения детей в процессе занятий по искусству бисероплетения.
Возможными путями для развития творческого воображения могут быть:
рисование схем на различные темы, применение выразительных средств
живописи,
а
также
художественно-дидактических
игр.
Разработали
рекомендации по развитию творческого воображения детей, которые
представлены в первой главе.
Цель нашего исследования достигнута. Мы изучили особенности
творческого воображения детей среднего школьного возраста в процессе
занятий по искусству бисероплетения.
В ходе проведения исследования доказана гипотеза о том, что если на
занятиях по бисероплетению будут соблюдаться дидактические принципы,
способствующие успешному усвоению материала, будет учитываться
уровень возрастных, а так же индивидуальных возможностей детей и педагог
47
будет поощрять их индивидуальное творчество, то развитие творческого
воображения учащихся средних классов будет результативным и успешным.
48
Библиографический список
1.
Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функции
оценки учения школьников. М.:, 1984.
2.
Барышева Т. А. Структура, диагностика и методы развития
художественно-творческих
способностей
/
Программы
эстетических
дисциплин для факультета начального образования. - СПб: Питер, 2005. – с
360.
3.
Батищев Г.С. диалектика творчества. М.:, 1984.
4.
Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Изд - во Знание, 1981.
- 96 с.
5.
Боровик,
О.В.
Развитие
воображения.
Методические
рекомендации. М.: ООО ЦГЛ Рон, 2000. - 112 с.
6.
Брушлинский A.B. Воображение и творчество (трудности в
трактовке воображения). Сб. «Научное творчество», М., 1969. С. 230.
7.
Ванник, М.Э. Развиваем творческое воображение у детей / Наши
дети. М.: - 2005. - № 4. - С.21-22.
8.
Ванник, М.Э. Творческое воображение на уроках / Учитель.
Учебно-методическое издание. М.: - 2005. - № 5-6. - С.14-15.
9.
Веккер, Л.М. Психические процессы. Воображение / Л.М.Веккер.
- М.: Смысл, 1974. - С.278-295.
10.
Виноградова Е. С. Большая книга бисера. – М.: ОЛМА-ПРЕСС,
2000.- 432 с.
11.
Владычко
исследования,
С.Д.Методика
воспроизводящего
и
экспериментально-психологического
комбинационного
воображения
у
душевнобольных / Прив.-доц. С.Д. Владычко; Из Психол. лаб. и клиники
душевных болезней акад. В.М. Бехтерева в В[оен.]-мед. акад. - СанктПетербург : тип. 1 Спб. труд. артели, 1914. – с. 30.
12.
Вундт В. Фантазия как основа искусства. Издание Товарищества
М.О. Вольфа. С.-Петербург, 1914.
49
13.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:
Психол. очерк: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. - 93 с., с. 186.
14.
Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. -
1008 с., с. 184.
15.
Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для
вузов. М.: «Книжный дом «Университет», 1999. - 332 с.
16.
Глёкер Ш. Цветы из бисера: подарки, украшения, аксессуары. -
М.: Арт-родник, 2008. - 304 с.
17.
Дидактика средней школы: Учеб. пособие для студентов
пединститутов / Под ред. М.А. Данилова и М.Н. Скаткина. - М, 1975
18.
Дружинин, В. Н. Психология общих способностей. М.: СПб.:
Питер, 2002. – 368 с., с.156.
19.
Дудецкий А.Я. Теоретические основы воображения и творчества.
М.: Смоленск, 2004. - 368 с.
20.
Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения
у детей / Вопросы психологии. 2007. №16. - с. 52 - 59.
21.
Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях
развития воображения. / Вопросы психологии. — 1980, Г92.
22.
Ермилова
В.В.,
Ермилова
Д.Ю.
Моделирование
и
художественное оформление украшений из бисера. - М.: Академия, 2007. – с
276.
23.
Ермолаева-Томина,
Л.Б.
Психология
художественного
творчества: Учебное пособие. М.: Академический проект, 2003. - 34 с.
24.
Журнал «Образование в современной школе», 2002 Х 11-12.
25.
Заика Е. В. Комплекс игр для развития воображения. / Вопросы
психологии. - 1993 - №2. - с. 54.
26.
Игнатьев С. Е. Закономерности изобразительной деятельности
детей: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект; Фонд
«Мир», 2007. - 208 с.
50
27.
Изотова М., Белякова О. Все о бисере и бисероплетении. - М.:
Ростов н/Д: Владис: М.: РИПОЛ классик, 2009. - 416 с.
28.
Ильенков, Э.В. О воображении / Народное образование. - М.:
1968. - №3. - С.33-42.
29.
Кириллова, Г.Д. Начальные формы творческого воображения у
детей. / Дошкольное воспитание. М.: - 1971. - №2. - С.41-46.
30.
Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. - М.: 2002.-
31.
Коршунова,
365 с.
Л.С.
Воображение
и
рациональность.
Опыт
методологического анализа познавательной функции воображения. - М.:
Просвещение, 1989. - С.18-39.
32.
Котова,
креативного
Т.Н.
Творческие задания как
воображения
школьников
в
средство
учебном
развития
процессе.
-
М.:
Личность.
М.:
Новотроицк, 2007. - 24 с.
33.
Леонтьев
А.Н.
Деятельность.
Сознание.
Политиздат, 1972. С.340
34.
Лук А.Н. Проблемы научного творчества//Сер. Науковедение за
рубежом. - М.: ИПИ-ОН АН СССР, 1983.
35.
Лук А. Н. Психология творчества. — Наука, 1978. 125 стр.
36.
Люблинская А. А. Детская психология. – М., 1971.
37.
Мелик - Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческих
способностей. - М.: Знание, 1981. - 96 с.
38.
Мелик-Пашаев А.А., Новлянская 3.Н. Ступеньки к творчеству. -
М.: 1987.
39.
Найссер, У. Познание и реальность. Воображение и память /
У.Найссер. - М.: Прогресс, 1981. - С.141-165.
40.
Немов, Р.С. Психология: Учебник. В 3-х т. Кн. 1: Общие основы
психологии. Воображение. - М.: Владос, 2001. - С.260-271.
51
41.
Никифорова, О.Н. Познавательные процессы и способности в
обучении. Представление и воображение / О.Н.Никифорова. - М.: Наука
2007. - С.80-100.
42.
Николаенко, Н.Н. Психология творчества. - СПб.: Речь, 2007. -
43.
Петровский А.В. Общая психология: Учеб. для студентов пед.
288 с.
ин-тов / Под ред. А.В. Петровского. 2-е изд., доп. и перераб. М., 1976. 479 с.
44.
Платов Ю.Т., Исаев С.М. Цвет, мотив, выбор. – М.: Владивосток:
Изд-во Дальневосточного университета, 2005. - 302 с.
45.
Праздников Г.А. Процесс художественного творчества. - М.:
Высшая школа, 2003. - 278 с.
46.
Путилина Н. А. Обучаю бисерному рукоделию текст. // Школа и
производство. – М.: 2001.- № 8. – С. 21-22.
47.
Рибо Т. Творческое воображение. - М.: Просвещение, 2001.
48.
Розов А.И. Фантазия и творчество. К постановке вопроса // Вопр.
философии. 1966. № 9. С. 112-116.
49.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер,
2008. - 713 с., с. 296
50.
Симановский А. Э. Развитие творческого мышления у детей. - М.:
Ярославль, 1997. - 240 с.
51.
Степанов А.А. Общая психология. Учебное пособие для
студентов педагогических институтов. – М.: 2004. - 389 с.
52.
Стольная Е.А. «Цветы и деревья из бисера» - М.: «Мартин», 2007.
- 265 с.
53.
Субботина Л.Ю. Детские фантазии: Развитие воображения детей.
- М.: Екатеринбург: У - Фактория, 2006. - 192 с.
54.
СубботинаЛ.Ю.
Развитие
воображения
детей.
Популярное
пособие для родителей и педагогов. – М.: Ярославль: «Академия развития»,
1997
52
55.
Тамберг
Ю.Г.
Развитие
творческого
мышления.
–
М.:
Екатеринбург: У - Фактория, 2004. - 208 с.
56.
Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное пособие. М.:
Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 272 с.
57.
Туник
Е.
Е.
Психодиагностика
творческого
мышления.
Креативные тесты. - СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002. - 44 с.
58.
Ушинский К.Д. История воображения. / Собр. соч. М.-Л., 2000.
59.
Цукарь А.Я. Уроки развития воображения: Учебное пособие. -
Т. 8
М.: Новосибирск: РИФплюс, 1997. - 166 с.
60.
Чудновский В.З. Воспитание способностей и формирование
личности. - М.: 1986.
61.
Шацкий С. Т. Педагогические сочинения: в 4 т. / под ред. И. А.
Каирова [и др.] ; Акад. пед. наук РСФСР. — М. : Просвещение, 1962—1965.
Т. 1: [Автобиографические работы. Труды дореволюционного периода] /
Сост. Г. Ф. Морозова. — 1962. — 503 с., 1 л. портр. — Указ.: с. 497—502.
62.
Штерн В. Одаренность детей и подростков и методы ее
исследования. - М.: 1996.
Электронные ресурсы
63.
Рабочая
программа
кружка
«Бисероплетение».
2012.
URL: http://pandia.ru/text/78/172/22699.php (дата обращения: 18.02.2018).
64.
Никифорова. О. А. Рабочая программа по дополнительному
образованию «Бисероплетение». 2015.
URL: https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2015/11/03/rabo
chaya-programma-po-dopolnitelnomu. (дата обращения: 25.02.2018).
53
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв