Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального
образования
«Южно-Уральский государственный университет»
Факультет психологии
Кафедра клинической психологии
Реферат по нейропсихологии на тему:
«Основные термины и понятия в нейропсихологии»
Выполнила: студент
Глухих Л.С.
Челябинск 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ………………………………………………………………………….5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………...12
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………….13
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Нейропсихология — это самостоятельная научная
дисциплина, хотя и находится на стыке двух наук, теоретической психологии и
клинической неврологии. Следует также сказать, что нейропсихология
—
относительно молодая научная дисциплина, созданная в нашей стране в середине
XIX века выдающимся отечественным ученым А. Р. Лурия. Она занимает важное
место в ряду других наук, имеющих отношение к изучению высших психических
функций (ВПФ) человека. С ее появлением стало возможным обращение к
мозговым механизмам высшей психологической деятельности, а не только к
особенностям психологического строения и структуры дефекта, как это делается
в психологии, патопсихологии, психиатрии. Нейропсихология охватывает как
общие
проблемы
организации
высших
психических
функций,
так
и
практические медицинские аспекты в области топической неврологической
диагностики,
клинической
психологии,
дефектологии
и
пр.
Нейропсихологические методы не только являются важнейшими инструментами
распознавания тонких нарушений гнозиса, праксиса, речи и других высших
психических функций, но и позволяют с большой степенью точности определить
связь этих расстройств с конкретными корковыми зонами.
Главными творцами нейропсихологии как науки были Д.Хебб, Г.Гекен,
А.Р.Лурия, Б.Милнер, К.Лешли, Х.-Л.Тойбер, К.Прибрам, Р.Сперри и О.Зангвилл.
Все они занимались, во-первых, подробной количественной характеристикой и
описанием
мозговых
нарушений,
вызванных
заболеваниями
или
экспериментальными манипуляциями, и, во-вторых, объективным анализом
сопутствующих изменений поведения (вербального и невербального) с помощью
различных тестов и исследований. Лешли, первоначально зоолог, применял
бихевиоральные
методы
исследования,
разработанные
Дж.Уотсоном.
Сотрудничество Лешли с Хеббом, Сперри и Прибрамом пришлось на наиболее
плодотворный период развития новой дисциплины. В СССР клинические
традиции развивал А.Р.Лурия. После Первой мировой войны Лурия совместно с
Л.С.Выготским и А.Н.Леонтьевым разработал новую психологическую теорию,
3
согласно которой поведение ребенка по мере развития все больше попадает под
контроль внутренней речи. Позднее Лурия и Тойбер показали, что развитие и
осуществление такого контроля связаны с деятельностью лобных долей. В
настоящее время данной наукой продолжают заниматься такие ученые, как
Астаева А.В. [1, 2, 4], Бизюк А. П. [5], Глозман Ж. М. [6], Семенович А.В. [11],
Хомская Е. Д. [12] и др.
Объект исследования: нейропсихология как наука.
Предмет исследования: термины и понятия в нейропсихологии.
Цель исследования: рассмотреть основные термины и понятия в
нейропсихологии.
Данная цель предполагает решение следующей задачи исследования:
охарактеризовать основные нейропсихологические термины и понятия в
теоретическом аспекте.
4
Глава 1. Основные термины и понятия в нейропсихологии
Нейропсихология — это отрасль психологии, изучающая мозговую основу
психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга. В
нейропсихологии
выделяют
несколько
относительно
самостоятельных
направлений, объединенных общими теоретическими представлениями, но
отличающихся специфичностью методов и тактическими задачами [7].
Клиническая
нейропсихологии,
нейропсихология
задача
—
которого
основное
направление
заключается
в
в
изучении
нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении того или иного
участка мозга. Объектом исследования в ней является мозг больного или
травмированного человека, а предметом исследования — причинно-следственные
отношения между повреждением (опухолью, кровоизлиянием, травмой — их
локализацией, объемом) и происшедшими изменениями со стороны психических
процессов различных уровней [7].
Экспериментальная
нейропсихология
ставит
своей
задачей
экспериментальное, в том числе аппаратурное изучение различных форм
нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга, а также
исследует распределение психических функций в их эволюционном контексте (на
мозге животных) [5].
Реабилитационная
утраченных
высших
нейропсихология
психических
функций,
занимается
обучением
восстановлением
и
перестройкой
нарушенных функциональных систем для выработки новых психологических
средств, предполагающих нормальное функционирование человека в бытовой,
профессиональной и общесоциальной сферах. Это направление включает
обширный комплекс методов и приемов, с помощью которых проводят
целенаправленные воздействия на ослабленные или утраченные в результате
болезни или травмы функциональные системы [7].
Психофизиологическая нейропсихология — отвечает за исследование
психических процессов с помощью объективных методов, использующих для
5
анализа
физиологические
показатели.
Это
механограмма,
миограмма,
плетизмограмма, электроэнцефалография (ЭЭГ), позволяющая в результате
современной компьютерной обработки получать представления о ее «карте» [7].
Высшие
психические
функции
(ВПФ)
–
это
сложные,
саморегулирующиеся процессы, социальные по своему происхождению, и
сознательные, произвольные по способу своего функционирования [9, 8].
Каждая высшая психическая функция – это сложная функциональная система,
которая состоит из многих звеньев [4].
Функциональная
система
—
морфофизиологическое
понятие,
заимствованное из концепции функциональных систем П. К. Анохина для
объяснения мозговых механизмов высших психических функций; совокупность
афферентных и эфферентных звеньев, объединенных в систему для достижения
конечного результата. Функциональные системы, лежащие в основе психической
сознательной деятельности человека, характеризуются большей сложностью
(более сложным составом звеньев, более сложной иерархической организацией и
т. п.) по сравнению с функциональными системами, лежащими в основе
физиологических функций и даже поведенческих актов животных. Различные по
содержанию
высшие
психические
функции
(гностические,
мнестические,
интеллектуальные и др.) обеспечиваются качественно разными функциональными
системами [12].
Мозговые
механизмы
(морфофизиологическая
основа
высшей
психической
психической
функции)
—
функции
совокупность
морфологических структур (зон, участков) в коре больших полушарий и в
подкорковых образованиях и протекающих в них физиологических процессов,
входящих в единую функциональную систему и необходимых для осуществления
данной психической деятельности [12].
Локализация высшей психической функции (мозговая организация
высшей психической функции) — центральное понятие теории системной
динамической локализации высших психических функций, объясняющее связь
6
мозга с психикой как соотношение различных звеньев (аспектов) психической
функции с разными нейропсихологическими факторами (т. е. принципами,
присущими работе той или иной мозговой структуры — корковой или
подкорковой) [12].
Полифункциональность мозговых структур — способность мозговых
структур (и прежде всего ассоциативных зон коры больших полушарий)
перестраивать свои функции под влиянием новых афферентных воздействий,
вследствие чего происходит внутрисистемная и межсистемная перестройка
пораженных функциональных систем [12].
Норма функции — понятие, на котором базируется нейропсихологическая
диагностика нарушений высших психических функций; показатели реализации
функции (в психологических единицах продуктивности, объема, скорости и т. д.),
которые характеризуют средние значения в данной популяции. Существуют
варианты «нормы функции», связанные с преморбидом (полом, возрастом, типом
межполушарной организации мозга и др.) [12].
Межполушарная асимметрия мозга — неравноценность, качественное
различие того «вклада», который делают левое и правое полушария мозга в
каждую психическую функцию; различия в мозговой организации высших
психических функций в левом и правом полушариях мозга [12].
Функциональная специфичность больших полушарий — специфика
переработки информации и мозговой организации функций, присущая левому и
правому полушариям мозга и определяемая интегральными полушарными
закономерностями [12].
Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения
левого и правого полушарий мозга в единую интегративную, целостно
работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и
средовых факторов [12].
Нейропсихологический симптом — нарушение психической функции,
возникающее вследствие локального поражения головного мозга (или вследствие
7
иных патологических причин, приводящих к локальным изменениям в работе
мозга) [12].
Первичные нейропсихологические симптомы — нарушения психических
функций, непосредственно связанные с поражением (выпадением) определенного
нейропсихологического фактора [12].
Вторичные нейропсихологические симптомы — нарушения психических
функций,
возникающие
как
системное
следствие
первичных
нейропсихологических симптомов по законам их системных взаимосвязей [12].
Нейропсихологический синдром – закономерное сочетание симптомов,
возникающее при поражении того или иного участка мозга [10].
Нейропсихологический
фактор
—
принцип
физиологической
деятельности определенной мозговой структуры. Он является связующим
понятием между психическими функциями и работающим мозгом. С одной
стороны,
фактор
является
результатом
активности
определенных
функциональных органов мозга, а с другой — играет объединительную роль для
психических процессов в их системной функции реализации какого-либо
специфического звена. Поражение той или иной мозговой структуры (одного из
компонентов функциональной системы) может проявляться в полном или
частичном выпадении ее функции, либо в патологическом изменении режима ее
деятельности (угнетении, раздражении, смены принципа работы). То общее, что
может быть обнаружено в изменениях, регистрируемых при выпадении или
искажении каких-либо физиологических или «обслуживаемых» ими психических
функций, по сути и есть изменения нейропсихологического фактора. Фактор —
это обобщенный и связанный с определенным динамически локализованным
нейронным ансамблем смысл его работы [7].
Факторный анализ – это анализ, целью которого является определение
нейропсихологического фактора. Квалификация результатов осуществляется в
соответствии с оценкой содержания психических процессов, связанных с
деятельностью различных отделов головного мозга [1].
8
Синдромный анализ – описание нейропсихологических синдромов и
симптомокомплексов [1].
Метасиндромный анализ – это описание закономерных сочетаний
нейропсихологических синдромов [2].
Фактор
произвольной-непроизвольной
регуляции
психической
деятельности. В произвольную регуляцию деятельности включают:
1) постановку целей действий в соответствии с мотивами, потребностями,
актуальными и прогнозируемыми задачами;
2) планирование (или программирование) путей достижения цели с
выбором оптимальных способов действий и определения их последовательности;
3)
контроль
за
исполнением
выбранной
из
уже
имеющихся
в
индивидуальном опыте или создаваемой в данной момент программы с
возможностью ее изменений по ходу выполнения. Этот фактор связан с работой
лобных отделов мозга [7].
Фактор
осознанности-неосознанности
психических
функций
и
состояний имеет два разнокачественных, но взаимосвязанных источника. С
одной стороны, он ориентирован на речевую систему, обеспечивающую
возможность вербального отчета о собственных психических процессах и в этом
аспекте его морфологической базой является левое полушарие. С другой стороны,
поражения правого полушария значительно чаще, чем поражения левого,
сопровождаются
анозогнозией.
Осознанность
и
произвольность являются
взаимодополняющими и неразрывными характеристиками целостной, собственно
человеческой деятельности и поведения. Поэтому они в принципе не могут
рассматриваться отдельно, и это надо учитывать при анализе реализующих их
мозговых структур [7].
Фактор сукцессивности (последовательности) организации ВПФ. Сам
факт
жизни
во
временном
пространстве
объективно
обусловливает
последовательное получение информации тем или другим анализатором.
Отражаемая реальность становится доступной для восприятия только в случае ее
9
дискретного (по частям) предъявления, что наиболее ярко проявляется в
восприятии речи — звуков, слов и фраз. Этот принцип обработки информации
более представлен в левом полушарии [7].
Фактор симультанности (одновременности) организации ВПФ. Это
вторая сторона принципа работы перцептивных и гностических функциональных
систем. Синхронное поступление информации по многим каналам сразу
позволяет осуществлять целостную и одновременную ее обработку. К примерам
такого рода можно отнести узнавание знакомых или ожидаемых объектов
(например, лиц), припоминание сложных образов, узнавание времени на часах,
ориентировку в знакомой местности, то есть все случаи наглядного синтеза.
Фактор симультанности более представлен правым полушарием [7].
Фактор межполушарного взаимодействия — это обеспечение совместной
деятельности
левого
и
правого
полушария
как
целостной
системы.
Морфологически он привязан к работе мозолистого тела и других комиссур
мозга, важнейшими из которых являются четверохолмие и зрительная хиазма.
Операции по перерезке мозолистого тела и исследования больных с поражениями
различных его отделов показали, что у людей с «расщепленным мозгом»
возникает особый синдром, включающий ряд симптомов, меняющихся на разных
стадиях
послеоперационного
периода.
Их
содержание
иллюстрирует
ненормальное раздельное функционирование двух полушарий. В частности,
прооперированный не может перенести навыки, выработанные на одной половине
тела, на другую, связать образ предмета, обрабатываемый правым полушарием, с
его вербальным обозначением, формирующимся в левом [7].
Общемозговой фактор связан не с самим мозгом, а с теми системами,
которые
обеспечивают
его
полноценную
работу:
с
кровообращением,
ликворообращением, гуморальными влияниями, биохимическими процессами и
др. [7].
10
Фактор работы глубоких подкорковых структур изучен недостаточно,
проявляется как составная часть ряда синдромов, возникающих при раздражении
или деструкции таламуса и прилежащих областей. [7]
Нейропсихологическое исследование – это
исследование состояния
личности и психических процессов с помощью нейропсихологических методов,
выявляющих закономерности их нарушений на мозговом уровне [3].
Нейропсихологические методы – это система методик, тестовых заданий и
проб, объединенных общей методологией нейропсихологического исследования
для выявления закономерностей психических процессов при различной патологии
мозговой деятельности человека [3].
11
Заключение
Нейропсихология как наука сформировалась благодаря запросам практики,
в первую очередь - необходимости диагностики локальных поражений мозга и
восстановления нарушенных психических функций. По-прежнему актуальными
остаются такие направления практического использования нейропсихологии, как
диагностическое, реабилитационное и нейропсихологический подход.
Целью диагностического направления является практическое применение
различных нейропсихологических методов исследования для определение зоны
поражения мозга и оценки динамики состояния высших психических функций в
до- и послеоперационном периоде. Эти методы были разработаны А. Р. Лурия на
материале травматических и опухолевых поражений мозга, но их используют и
для изучения других форм поражения мозга, в частности в клинике инсультов. За
последнее
время
поражений
развитие
головного
технических
мозга
средств
изменило
место
диагностики
локальных
нейропсихологического
диагностирования в системе различных диагностических мероприятий. Они все
больше используются для оценки динамики состояния ВПФ в до- и
послеоперационных периодах, поскольку нейропсихологические синдромы,
отражающие функциональное состояние мозга, появляются раньше и исчезают
позже, чем какие-либо другие симптомы. Кроме того, эти методы используют для
контроля над лекарственной терапией больных, перенесших нейрохирургические
операции.
В настоящее время все шире развивается нейропсихологический подход при
изучении
здорового
человека,
например,
асимметрии.
12
исследование
межполушарной
Библиографический список
1. Астаева
А.В.
Психометрический
подход
к
оценке
результатов
нейропсихологического обследования в детском возрасте // Сибирский
психологический журнал. – 2008. – № 30. – С. 107 – 109.
2. Астаева А.В. Особенности применения классического качественного
анализа в современной нейропсихологии детского возраста // Вестник
Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. –
2009. – Вып. 4. – №5. – С. 4– 9.
3. Бекоева Д.Д., Дегтярев В.А. Особенности нейропсихологического
исследования // Вестник Московского государственного гуманитарного
университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. – 2009. - №
3. – С. 32-43.
4. Беребин
М.А.,
Астаева
А.В.
К
вопросу
о
качественном
и
психометрическом подходах в современной нейропсихологической
диагностике
//
Вестник
Южно-Уральского
государственного
университета. Серия: Психология. – 2008. – Вып.2 – № 32. – С. 19 – 28.
5. Бизюк А. П. Основы нейропсихологии. Учебное пособие. – СПб: Речь,
2005. – 293 с.
6. Глозман Ж. М. Нейропсихология детского возраста. Учеб пособие для
студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
– 272 с.
7. Карвасарский Б. Д. Клиническая психология. – Спб.: Питер, 2010. – 864 с.
8. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при
локальных поражениях головного мозга. – М.: Издательство Московского
университета, 1962. – 432 с.
9. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш.
учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 384 с.
10.Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: учеб. пособие. Спб.:
Питер, 2008. – 288 с.
13
11.Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное
пособие. — М.: Генезис, 2005. — 319 с.:
12.Хомская Е. Д. Нейропсихология. – СПб.: Питер, 2005. — 496 с.
14
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв