Рефлексивный потенциал технологии "Языковой портфель" на уроках английского языка

Ожидания современного общества связаны с тем, что школа направит свои усилия на формирование личности, способной к дальнейшему постоянному саморазвитию и испытывающую потребность в самореализации. Однако невозможно достигнуть такой цели без важного фактора – личной рефлексии, без адекватной самооценки. Основная задача учителя заключается в поступательной передаче обучающимся функции рефлексивного управления образовательного процесса в целом. Постепенно методическая поддержка принимает скрытую форму, а затем и вовсе становится ненужной. Современная методика обучения иностранному языку предлагает инвариантные методы и средства формирования навыков рефлексии, одним из которых является технология «Языковой портфель». Мы считаем, что применение технологии «Языковой портфель» на уроках английского языка способствует развитию коммуникативной рефлексии. Это происходит за счет того, что у обучающихся проявляется возможность проследить прогресс в изучении английского языка не только у себя, но и у своих одноклассников. Таким образом, на уроке следует ситуацию общения, которая позволяет обучающимся посмотреть на ситуацию со стороны, понять, почему его одноклассник видит эту ситуацию так, а не иначе, а также проанализировать свои сильные и слабые стороны. Мы пришли к выводу, что ведение языкового портфеля носит поурочно-тематический характер. Это значит, что каждая тема УМК соответствует одной главе языкового портфеля, содержание которой определяется учителем. Каждая тема рассматривается с разных позиций: vocabulary bank, grammar bank, writing bank. Неотъемлемой частью каждого урока является рефлексивная карта, которая помогает обучающимся научиться объективно оценивать свою работу на уроке. Нами было проведено исследование на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения многопрофильной гимназии №13. г. Пензы. Обучающимся 10 класса было предложено в течение трех недель вести языковое портфолио по английскому языку. Перед началом работы нами был использован пакет апробированных методик, с целью диагностики уровня коммуникативной компетенции и уровня рефлексивности мышления на момент начала эксперимента. Нами было установлено, что в большинстве случаев обучающиеся обладают низким уровнем рефлексивности мышления и коммуникативной компетенции. На момент окончания эксперимента нам удалось проследить положительную динамику:  уровень рефлексивности мышления стал выше;  количество обучающихся с высокой коммуникативной компетенцией увеличилось;  обучающиеся стали более общительными, они научились объективно оценивать результаты своей работы и своих одноклассников, они стали более открыты для критики;  количество обучающихся с высоким и среднем уровнем рефлексивности увеличилось. Таким образом, мы достигли цели нашего исследования. Рефлексивный потенциал технологии «Языковой портфель» заключается в становлении навыков коммуникативной рефлексии, а именно в развитии умений: 1) посмотреть на ситуацию со стороны; 2) видеть себя глазами своих одноклассников; 3) поставить себя на место другого; 4) успешно найти решение учебной задачи в рефлексивном диалоге или полилоге.

Народное образование. Педагогика
Дипломы

Вуз: Пензенский государственный университет (ПГУ)

ID: 5f0d8678cd3d3e00014147ec
UUID: 4aecbe20-a7e9-0138-0ea5-0242ac180006
Язык: Русский
Опубликовано: почти 4 года назад
Просмотры: 80

11.6

Ольга Михайлова

Пензенский государственный педагогический университет имени В.Г. Белинского (ПГПУ им. ВГ. Белинского)


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 301,4 КБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет