Санкт-Петербургский Государственный Университет
Факультет искусств
Кафедра «Реставрация»
Программа 0722000 “Реставрация предметов изобразительного и
декоративно-прикладного искусства”
А.А.Кириченко
Реставрация надгробия Матвея Яковлевича Булгари (в Некрополе
XVIII века Государственного музея городской скульптуры)
Выпускная квалификационная работа бакалавра реставрации по направлению
072200 «Реставрация»
Научный руководитель:
Советник Руководителя Департамента
культурного наследия города Москвы,
реставратор художественных изделий
и декоративных предметов (направление
– реставрация скульптуры из камня)
1-й категории
Ю.А. Логинова
Рецензент:
Главный хранитель СПб ГБУК
«Государственный музей городской скульптуры»
В.В. Рытикова
ВВЕДНИЕ
1.Актуальность дипломной работы.
Актуальность дипломной работы обусловлена течением времени и аварийным состоянием, в
котором находился надгробный памятник. Мраморная скульптура плакальщицы была
демонтирована, и много лет находилась в фонде музея после предыдущей реставрации. После
реставрации памятнику должны быть возвращены его исторический облик, а также –
возможность его экспонирования на открытом воздухе.
2. Объект исследования
Объектом реставрации стал надгробный памятник Матвея Яковлевича Булгари. Данный
памятник находится в Некрополе XVIII века Государственного музея городской скульптуры.
3. Предмет исследования
Предметом исследования стали реставрационные работы, проведенные на надгробном
памятнике Матвея Яковлевича Булгари.
4. Цель исследования
Целью реставрационно-консервационных мероприятий стало укрепление и приведение в
экспозиционный вид (с возможностью экспонирования на открытом воздухе) надгробного
памятника Матвея Яковлевича Булгари, восполнение утрат и сколов на поверхности камня,
замена старых реставрационных восполнений, обеспечение сохранности поверхности камня.
5. Задачи исследования.
Основной задачей консервационно – реставрационных работ было максимально вывести
памятник из аварийного состояния для последующей возможности его экспонирования на
открытом воздухе. Так же важной задачей была наработка и рассмотрение иконографического
и архивного материала по истории данного памятника, а также рассмотрение различных
методик реставрации мрамора и известняка.
6. Методы исследования
Реставрационно-консервационные мероприятия проводились на основе анализа данных
полученных в ходе натурных и лабораторных исследований (микологическое обследование,
стратиграфическое исследование, петрографии). Обработка полученных результатов разных
форм анализа производилась с целью выявления наиболее подходящего метода реставрации и
консервации.
7. Научная новизна.
Научной новизной данного метода реставрации является разработка методов очистки и
промывки поверхности белого мрамора с учетом специфических особенностей камня:
значительных включений пиритов, что существенно усложняло процесс расчисток.
Неправильно подобранный метод промывки мог привести к окрашиванию, вызванному
процессом коррозии железных включений породы поверхности, в цвета от желтого до яркооранжевого.
2
Год
Поступления
1981
Вид
Памятника
5
№ по книге поступления
НВФН №176
№ инвентарный памятника
Н 18-631
Санкт-Петербургское Государственное бюджетное учреждение культуры
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ГОРОДСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ»
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ИСКУССТВ
КАФЕДРА «РЕСТАВРАЦИЯ»
ПРОГРАММА 072200
«РЕСТАВРАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»
ПАСПОРТ
реставрации памятника истории и культуры
(движимого)
1. Типологическая принадлежность памятника
Вид памятников
Памятники
изобразительного
искусства
Памятники
прикладного и
изобр-го
искусства
Археологические
памятники
Документальные
памятники
Прочие
памятники
истории и
культуры
1
2
3
4
5
Определение, характер п-ка
Художественное надгробие
Обвести кружком цифровое обозначение вида
2. Место постоянного хранения, владелец памятника:
3. Каталожные данные о памятнике
Примечания, уточнения
Наименование: Надгробный памятник Матвея Яковлевича
Булгари
Авторство: Неизвестный мастер XIX века
Время создания: После 1816 г.
Материал, основа: скульптура - мрамор, пьедестал – известняк,
цоколь – гранит.
Техника исполнения: скульптура - рубка, шлифовка, полировка,
пьедестал-рубка, цоколь – рубка, шлифовка, полировка
Размеры: Скульптура: В – 383 мм, Ш – 195 мм, Д – 120 мм;
Пьедестал: В – 1150 мм, Ш – 640 мм, Д – 640 мм;
Цоколь:
В – 50 см, Ш – 1050 см, Д – 1050 см.
4. Основание для реставрации:
Памятник находится в аварийном состоянии.
Поверхность скульптуры покрыта интенсивными сажепылевыми загрязнениями и
бионаслоениями, локализованными в углубленных формах. Наблюдается эрозия поверхности
камня с незначительной грануляцией в области головы, плеч и нижнего края мраморного плинта.
По всей поверхности мраморной скульптуры присутствуют диагонально направленные
трещины, имеющие природное происхождение (трещиноватая структура породы). На
поверхности скульптуры наблюдаются сколы, выбоины и царапины. Имеются следы
предыдущих реставраций: поздние мастиковки (на правой руке, на задней части урны, на
постаменте под урну), выполненные из цементного раствора.
3
Поверхность гранитного пьедестала памятника покрыта плотным слоем сажепылевых
загрязнений и бионаслоений (водоросли, лишайники по всей поверхности памятника, колонии
мха). Имеются сколы, выбоины и трещины по всей поверхности известняковых плит.
Необходимо проведение консервационно-реставрационных мероприятий: очистка от всех
видов загрязнений; структурное укрепление камня; укрепление трещин методом
инъектирования; замена старых деструктированных мастиковок; мастиковка трещин и выбоин;
биоцидная обработка; установка плакальщицы по месту; нанесение защитно-консервационного
покрытия для предотвращения дальнейшего разрушения памятника.
Памятник передан в реставрацию:
Акт передачи на реставрацию предметов Фонда некрополей от «13» ноября 2016 г. (СПбГБУК
«Государственный музей городской скульптуры»). (копия прилагается)
5. Основные сведения по истории памятника, условиям хранения,
предшествовавшим реставрациям и исследованиям, с указанием источника
сведений:
Надгробный памятник в виде скульптуры плакальщицы на постаменте инв.№ Н-18-631
установлен на месте захоронения сына статского советника Якова Николаевича Булгари1 Матвею
Яковлевичу Булгари, родившемуся 14 апреля 1807 года, умершему 10 ноября 1816 года.
Памятник состоит из двух частей – известнякового постамента и мраморной скульптуры
плакальщицы, опирающейся на урну.
Ранее памятник имел металлическую ограду, установленную на фундаменте из гранитной
плиты. Ограда представляла собой скрепленные круглыми металлическими розетками
вытянутые полусферы (в четыре звена) с завитками на концах. По углам ограды расположены
металлические шары на стойках (всего четыре). С южной и западной сторон на средней части
постамента находилась посвятительные надписи:
Южная сторона:
Здесь сокрытъ любезный прахъ
Любезнъйшаго сына
Увы, его кончина
Заставила меня быть въ го
Булгари Яков Николаевич, граф (ум. 4.8.1828). Действительный статский советник (сын действительного статского
советника Николая Марковича Булгари, брат Спиридона Николаевича Булгари).
Из подполковников «службы Ионических островов» определен корнетом в Кавалергардский полк — 9.12.1807,
уволен от военной службы и пожалован в камер-юнкеры — 22.7.1808, исправляющий должность начальника
Радзивиловского таможенного округа — 1813, из-за столкновений с волынским губернатором В.К. Гижицким
уволен в отставку с чином действительного статского советника — 1817, управлял делами гр. Анны Родионовны
Чернышевой, в апреле 1825 находился под следствием по делу об участии в восстании Ипсиланти, жил в Белгороде
и Харькове.
Членом тайных обществ декабристов не был, привлекался к следствию из-за знакомства с декабристом Ф.Ф.
Вадковским. Член тайного греческого общества «Филики Этерия».
Приказ об аресте — 19.12.1825, арестован в Харькове — 24.12.1825 и доставлен в Петербург на городской караул,
1.1.1826 переведен в Петропавловскую крепость («графа Якова Булгари посадить под строжайший арест по
усмотрению вашему») в №12 дома Алексеевского равелина, переведен в Военно-сухопутный госпиталь — 16.1,
выпущен с подпиской о невыезде из города до окончания дела.
Высочайше повелено (9.6.1826) освободить с оправдательным аттестатом, получил прогонные деньги — 1.7.1826.
Умер в Ромнах.
Жена — Елизавета Захаровна Кричулеско; дети: Николай, Матвей (р. 1807), Елизавета, Мария (р. 1808, замужем с
14.5.1828 за гвардейским штабс-капитаном Сергеем Николаевичем Шванвичем) и Софья (замужем за генераладъютантом Александром Ивановичем Веригиным).
1
ри и слезахъ
4
Но онъ теперь на небъсахъ
Кто горесть матери изобра
зить возможетъ
Кто въ смертной скорби ей поможетъ
Лишь тотъ кто матерей
Отъ горя охраняетъ
Даритъ дътями ихъ и оныхъ отнимаетъ
Западная сторона:
Здесь погребено тело
Младенца Матвея
Яковлевича Графа Булга
Ри рожденного 1807
Года Апреля 14го дня
Скончавшегося 1816
Года ноября 10го дня.
Сохранились довольно подробные архивные материалы (акты, методическое задание, архивные
фотографии), описывающие состояние памятника и этапы его реставрации с июля 1978 года по
август 1989 года.
Выписка из архивных материалов.
Акт от 17 июля 1978 г. Г.Ленинград
Мы, нижеподписавшиеся, главный хранитель Шкода Г.Н., ст.научный сотрудник Пирютко Ю.М
составили настоящий акт в том, что в результате осмотра надгробия М.Я. Булгари установлено,
что в состоянии сохранности памятника инв. № н18-631 произошли следующие изменения:
просели и разошлись плиты основания, памятник покосился, фигура плакальщицы выветрена, со
сколами на руке и подставке, плиты постамента с утратами камня, сколами и выбоинами, тексты
стерты, плиты разошлись. Решетка коррозирована, смята часть прутьев, утрачены розетки.
Методическое задание к реставрации надгробного памятника М.Я.Булгари Н-18-631. 1979 г.
Гл.хранитель ГМГС Г.Н.Шкода.
1. Историческая справка.
Надгробие младенца Матвея Булгари создано в 1810-е гг. неизвестным мастером.
Представляет собой пилон из известняковых плит. Увенчанный фигурой плакальщицы.
Материал: мрамор, известняк. Памятник окружен металлической решеткой.
2. Состояние памятника в настоящее время.
Памятник покосился, просели и разошлись плиты основания.
Скульптура плакальщицы почернела, выветрена, со сколами.
Плиты постамента разошлись, с крупными сколами, выщербинами, тексты
полустерты и не читаются.
Решетка смята, значительно коррозирована.
3. В ходе реставрации следует:
Перебрать памятник, укрепить и выпрямить основание.
Промыть и очистить известняковые плиты, углубить тексты.
Промыть, очистить и мастиковать скульптуру.
Решетку выпрямить, дополнить утраты, очистить от коррозии.
5
14 ноября 1979 г.
Разобрано для реставрации надгробие М. Булгари Н18-631.
Работу ведет бригада Спец.ИСЧ (бригадир Г.И. Воробанов).
16 ноября 1979 г.
Вывезена для реставрации в мастерскую. Спец.ИСЧ в г.Пушкине решетка надгробия М.Булгари
Н18-631.
29 января 1980 г.
Утверждены дополнения и мастиковки скульптуры плакальщицы на надгробии М.Булгари,
находящемся в реставрации в мастерской Спец.ИСЧ.
Мастер – С.В.Шмелев.
30 января 1980 г.
Акт. г.Ленинград.
Составлен настоящий гл.хранителем ГМГС Шкода Г.Н., зав.сектора Пирютко Ю.М.,
скульптором-реставратором Спец.ИСЧ Шмелевым С.В. в том, что Шмелевым проведена
реставрация скульптуры плакальщица с надгробия М.Булгари Н18-631. Восстановлены утраты
камня с задней стороны вазы, части руки и драпировки. Мастиковка проведена на цементном
растворе с мраморной крошкой с укреплением ПБМА. Скульптура промыта и укреплена
известковым молоком. Работа проведена в согласовании с научной частью музея.
23 июля 1980 г.
Бригада Спец.ИСЧ (мастер Г.И.Воробанов) начала изготовление эскиза надписи на памятнике
М. Булгари (доска с текстом не сохранилась) на основании фотографии памятника до
разрушения. Инв.№ памятника Н18-631.
18 августа 1980 г.
После реставрации в мастерской Спец.ИСЧ надгробие М. Булгари в разобранном виде
перенесено в некрополь XVIII в. Венчающая памятник скульптура плакальщицы помещена в
фонде.
14 апреля 1981 г.
Начата установка после реставрации надгробия М.Булгари Н18-631. Реставрация – бригада
Спец.ИСЧ (мастер- М,И,Моисеев).
15 апреля 1981 г.
Для установки надгробия М.Булгари Н18-631 использован цоколь соседнего неизвестного
надгробия б/н : памятник Булгари передвинут к югу по отношению к прежнему местоположению.
4 мая 1981 г.
Закончена установка после реставрации надгробия М.Булгари Н18-631.
12 мая 1982 г.
Перенесена в фонды музея мраморная плакальщица с надгробия М.Булгари Н18-631, слабо
закрепленная после реставрации памятника.
7 августа 1984 г.
Установлена и закреплена скульптура плакальщицы на надгробии М.Булгари Н18-631. Работабригада Воронова, Спец.ИМЧ.
25 августа 1989 г.
С памятника М,Булгари снята и перенесена в фонд незакрепленная мраморная скульптура
плакальщицы.
Млад.граф Булгари Матвей Яковлевич.
Стэлла- постамент со статуэткой плакальщицы в ограде.
На в.плите из известняка, в которую вделана ограда, другая плита меньшенго размера. На ней
основание памятника составное из досок известняка. кв.в плане. На нем стэлла- постамент так же
6
из досок известняка. Монолитная база стэллы образует грань из выкружки. Корпус стэллы кв.в
плане, прямоугольный в высоту, с карнизом, образующим валик между двумя плитами. Крыша
четырехгранная в центре образует площадку, на которой установлено основание статуэтки.
Основание квадратное из известняка сужается выкружкойю Статуэтка белого мрамора –
плакальщица в античном одеянии, опирающаяся левой рукой с платком на яйцеобразную урну
на профилированной ножке поставленную на прямоугольном постаменте. Статуэтка и постамент
с урной на квадратной плитке.
Надписи углубленные печатными буквами на западной и южной стороне.
Западная сторона:
Здесь погребено тело
Младенца Матвея
Яковлевича Графа Булга
Ри рожденного 1807
Года Апреля 14го дня
Скончавшегося 1816
Года ноября 10го дня.
Южная сторона:
Здесь сокрытъ любезный прахъ
Любезнъйшаго сына
Увы, его кончина
Заставила меня быть въ го
ри и слезахъ
Но онъ теперь на небъсахъ
Кто горесть матери изобра
зить возможетъ
Кто въ смертной скорби ей поможетъ
Лишь тотъ кто матерей
Отъ горя охраняетъ
Даритъ дътями ихъ и оныхъ отнимаетъ
Ограда 4 звена из овальных прутьев. По углам стойки с шарами.
Повреждения: камень ноздреватый, выветренный. Надписи сильно стерты. Угол крыши
отломан, рука статуэтки (правая) повреждена.
Из анализа архивных документов и фотоматериала можно сделать следующие выводы:
1. Из-за проседания и расхождения плит основания к 1978 году памятник был демонтирован,
перенесен южнее по отношению к прежнему месторасположению и установлен на цоколь,
взятый с соседнего безымянного надгробия.
2. Решетка надгробия имела сильные утраты, дефекты и коррозию, и в ноябре 1979 года была
вывезена в мастерскую Спец.ИСЧ в г. Пушкин. После чего сведения о ней отсутствуют.
3. Постамент из известняковых плит был разобран (14 ноября 1979 года), отреставрирован (до 18
августа 1980 года), в том числе заменена одна из плит с посвятительными надписями
воссозданная на основании фотографии памятника до разрушения, и установлен по месту (4 мая
1981 года).
4. Фигура плакальщицы три раза демонтировалась и возвращалась в фонды музея.
Были восстановлены утраты камня (цементным раствором с мраморной крошкой), и проведено
укрепление известковым молоком.
Список использованных источников:
1.
Акт ГМГС от 17 июля 1978 г. г.Ленинград (архив СПбГБУК «ГМГС»).
7
2.
Методическое задание к реставрации надгробного памятника М.Я.Булгари Н-18-631.
1979 г. (архив СПбГБУК «ГМГС»).
3.
Архивные записи с 1979 по 1989 гг. (архив СПбГБУК «ГМГС»).
4.
Архивные фотографии с 1966 по 1981 гг. (архив СПбГБУК «ГМГС»).
5.
Семевский В.И. Политические и общественные идеи декабристов. С-Пб., 1909 г.
6.
Под редакцией Панчулидзева С. Сборник биографий кавалергардов 1801 – 1826. По
случаю столетнего юбилея Кавалергардского Её Величества Государыни Императрицы Марии
Федоровны полка. С-Пб., 1906 г.
6.Описание изображения:
Произведение, выполненное из белого мрамора, представляет собой фигуру
плакальщицы, облокотившейся на урну, стоящую на постаменте. Плакальщица и урна имеют
общее основание в виде мраморного плинта. Фигура и плинт выполнены из одного блока
мрамора. Правая рука опущена и придерживает ниспадающую ткань одеяния, левая согнута в
локте и опирается на урну. Левая нога слегка согнута в колене и выдвинута вперед. Плакальщица
одета в длинный (до ступней) хитон, подвязанный поясом. Складки проработаны реалистично,
плавно перерастают одна в другую. Голова, покрытая накидкой, склонена к левой руке.
На гранитном основания (розовый гранит «рапакиви»(?) установлен постамент, из
известняковых одиннадцати блоков. На гранитном основании по краям имеются отверстия
круглой формы от утраченной ограды памятника. На двух известняковых плитах в средней части
постамента находятся посвятительные надписи.
Западная сторона :
Здесь погребено тело
Младенца Матвея
Яковлевича Графа Булга
Ри рожденного 1807
Года Апреля 14го дня
Скончавшегося 1816
Года ноября 10го дня.
Южная сторона:
Здесь сокрытъ любезный прахъ
Любезнъйшаго сына
Увы, его кончина
Заставила меня быть въ го
ри и слезахъ
Но онъ теперь на небъсахъ
Кто горесть матери изобра
зить возможетъ
Кто въ смертной скорби ей поможетъ
Лишь тотъ кто матерей
Отъ горя охраняетъ
Даритъ дътями ихъ и оныхъ отнимаетъ
Известняковый постамент является основанием для скульптуры плакальщицы,
опирающейся на урну. С постаментом скульптура соединялась при помощи квадратного в плане
отдельно рубленного известнякового блока (цокольный плинт) с углублением для установки
самой скульптуры.
8
Общий гранитный цоколь почти полностью находится под землей, часть его скрыта под
корнями близко стоящего дерева.
6. Состояние памятника при поступлении в реставрацию
а) по визуальным наблюдениям:
Представляет собой пилон из известняковых плит, увенчанный фигурой плакальщицы.
I.
СКУЛЬПТУРА ПЛАКАЛЬЩИЦЫ:
1) Описание скульптуры.
Произведение, выполненное из белого статуарного мрамора, представляет собой фигуру
плакальщицы, облокотившейся на урну, стоящую на постаменте. Плакальщица и урна имеют
общее основание в виде мраморного плинта. Фигура и плинт выполнены из одного блока
мрамора. Правая рука опущена и придерживает ниспадающую ткань облачения (накидки), левая
согнута в локте и опирается на урну. Левая нога слегка согнута в колене и выдвинута вперед.
Плакальщица одета в длинный (до ступней) хитон подвязанный поясом. Складки проработаны
реалистично, плавно перерастают одна в другую. Голову покрывает накидка.
С постаментом скульптура соединялась при помощи квадратного в плане известкового блока
(цокольный плинт) с углублением для установки самой скульптуры.
2) Техника исполнения.
Скульптура выполнена из одного блока белого мелкозернистого мрамора. Скульптура
закреплена на цокольном блоке при помощи двух металлических пиронов врезанных в основание
мраморного плинта.
3) Сохранность.
3.1 Утраты:
Крупных утрат нет.
3.2 Сколы:
Мелкие сколы, незначительные щербины, каверны наблюдаются по всей поверхности.
3.3 Трещины:
Трещины разного размера и глубина наблюдаются в основном на спине плакальщицы (по всей
поверхности накидки) и на лицевой стороне скульптуры в верхней части хитона около левой руки
и в нижней части выше коленей, а так же небольшие трещины, расходящиеся от мест
стыковочных швов на поверхности мастиковок, выполненных во время предыдущих реставраций
3.4 Деструкция с осыпанием частиц мрамора:
Поверхность мрамора значительно выветрена, шероховатая, утрачена авторская моделировка. На
лице, шее и кистях рук ангела участки интенсивной грануляции мрамора, которые привели к
полной утрате пластики кисти левой руки и пластики лица, видны лишь места нахождения
закрытых век, очертание формы основания носа и углубление губ.
Так же утрачена пластика деталей урны и постамента под урну (поверхность сильно выветрена
на всех переходах формы).
3.5 Атмосферные грязевые отложения:
Поверхность скульптуры покрыта неравномерными атмосферными загрязнениями.
3.6 Биологические деструкторы:
Поверхность скульптуры покрыта бионаслоениями (водоросли, темноокрашенные грибы,
лишайники).
3.7 Следы предыдущих реставраций:
Восстановлены фрагменты урны (задняя сторона), постамента под урну (задняя сторона), правой
руки с находящейся в ней драпировкой. Мастиковки выполнены предположительно цементным
раствором.
II.
ПОСТАМЕНТ.
1) Описание постамента.
На гранитном основании (розовый гранит «рапакиви»(?) установлен постамент, из
известняковых одиннадцати блоков. На гранитной плите по краям имеются отверстия круглой
9
формы от утраченной ограды памятника. На двух известняковых плитах в средней части
постамента находятся посвятительные надписи. Известняковый постамент является основанием
скульптуры плакальщицы, опирающейся на урну.
Общий гранитный цоколь почти полностью находится под землей, часть его скрыта под корнями
близко стоящего дерева.
Посвятительные надписи:
Западная сторона :
Здесь погребено тело
Младенца Матвея
Яковлевича Графа Булга
Ри рожденного 1807
Года Апреля 14го дня
Скончавшегося 1816
Года ноября 10го дня.
Южная сторона:
Здесь сокрытъ любезный прахъ
Любезнъйшаго сына
Увы, его кончина
Заставила меня быть въ го
ри и слезахъ
Но онъ теперь на небъсахъ
Кто горесть матери изобра
зить возможетъ
Кто въ смертной скорби ей поможетъ
Лишь тотъ кто матерей
Отъ горя охраняетъ
Даритъ дътями ихъ и оныхъ отнимаетъ
2) Техника исполнения.
Постамент выполнен из двух разных видов камня. Основание из гранитной плиты вырублено в
форме квадрата. Сам постамент выполнен из нескольких известняковых плит.
3) Сохранность.
3.1 Сколы:
Крупные и мелкие сколы, незначительные щербины, каверны наблюдаются по всей поверхности.
3.2 Атмосферные грязевые отложения:
Поверхность постамента полностью покрыта неравномерными атмосферными загрязнениями,
такими как потеки грязной воды, сажепылевые загрязнения. На некоторых участках поверхности
присутствуют следы птичьего помета.
3.3 Биологические деструкторы:
Поверхность постамента покрыта бионаслоениями (водоросли, грибы, лишайники). Колонии мха
у подножия постамента и со стороны близко стоящего дерева.
б) по данным лабораторных исследований:
№№
п/п
Цель и вид
исследования
Описание и результат
исследования
Место хранения.
№ и дата
заключения
Исполнитель, должность
(ф., и., о.)
10
1.
Микологическое
обследование для
определения
видового
и
количественного
состава
биологических
поражений
на
поверхности
камня.
2.
Рентгенофазовый
анализ
образца
темноокрашенног
о вещества с
поверхности
камня
для
выявления
наличия
обогащенной
гипсом патины.
Пробы
пылевых
и
техногенных
отложений
отбирались
не
повреждающим
методом
при
помощи
ватного
тампона с поверхности
мрамора и известняка. В
дальнейшем
пылевые
отложения и загрязнения
переносились
на
поверхность питательной
среды в чашках Петри. В
качестве питательной среды
использовалась
агаризованная
среда
Чапека-Докса.
КОЕ в пробах было
высоким (от 250 до 5600). В
результате
обследований
было показано, что на
поверхности
скульптуры
плакальщицы
имеются
колонии темноокрашенных
грибов, слоевища накипных
лишайников,
а
также
вероятно
был
налет
водорослей, когда статуя
стояла
под
открытым
небом. На поверхности
известкового
постамента
темная корка из слоевищ
накипных
лишайников,
колоний темноокрашенных
грибов
и
грязевых
наслоений.
См. Приложение № 7.
Рентгенофазовый
анализ
образца
выполнен
в
Ресурсном центре СПБГУ
“Рентгенодифракционные
методы исследования” на
дифрактометре
Rigaku
Miniflex
II
(Cu-ka
излучение),
интервал
съемки (20) 5-80 градусов,
скорость съемки 2 градуса в
минуту, шаг 0,02 градуса.
Полученные
рентгенограммы
обрабатывали
в
программном пакете PDXL
II. Для идентификации была
использована база данных
ICDD (PDF-2/Release 2011
Архив ГМГС
22.12.15.
Зеленская М. С.
К.б.н., Старший
научный сотрудник
лаборатории
микологии кафедры
ботаники
биологическопочвенного
факультета СПбГУ
Архив ГМГС
10.12.15.
Франк-Каменецкая
О.В.
Профессор, д.г.-м.н.
Институт Наук о
Земле СПбГУ,
Верещагин О.С.
Инженерисследователь
Институт Наук о
Земле СПбГУ
11
3.
RDB).
Результаты
рентгенофазового анализа.
Образец. ”Наслоение с
поверхности
статуи”
Фазовый состав: кварц SiO2
- основная фаза, кальцит
CaCo3,
доломит
CaMg(CO3)2
–
много,
микроклин
К(AISi3O8),
альбит NaAlSi3O8 – мало,
слюда – следы. Заключение.
Результаты исследования
наслоения с поверхности
памятника выявили кальцит
(материал
памятника),
кварц, микролин и слюду
(материал
постамента).
Наличие
гипса
не
подтвердилось.
См. Приложение №8.
Исследование
Были отобраны два образца
состояния
породы (со скульптуры и с
поверхности
пьедестала).
мрамора
и Название породы:
известняка и их известняк.
состава.
Структура:
гетерогранобластовая.
Текстура: массивная.
Минеральный состав:
карбонат
(преимущественно
кальцит).
Акцессорные минералы:
рудные минералы.
Описание породы: состоит
из зерен карбонатов
различного размера.
Основная масса состоит из
мелких зерен, внутри
которых находятся более
крупные обломочные зерна
кальцита (часто
неправильной формы) и
замещенные карбонатом
органические остатки.
Цемент кальцитовый.
Архив ГМГС
26.01.16.
Верещагин О.С.
Инженерисследователь,
Институт Наук
Земле СПбГУ
о
Название породы: мрамор.
Структура:
гетерогранобластовая.
Текстура: массивная.
Минеральный состав:
карбонат
12
(преимущественно
кальцит).
Акцессорные минералы:
рудные минералы.
Описание породы: состоит
из зерен карбонатов
различного размера.
Основная масса состоит из
мелких зерен кальцита. В
отдельных участках
кальцит
перекристаллизован с
образование крупных
(размером до 0.5 мм)
изометричных зерен.
См. Приложение №9.
в) общее заключение о состоянии памятника:
Загрязнения поверхности, дефекты мрамора (плакальщица) и известняка (постамент),
сколы, трещины, деструктированные швы склейки поздних реставрационных восполнений,
потемневшие мастиковки, снижают художественные достоинства памятника и неблагоприятно
влияют на его сохранность.
Необходимо расчистить поверхность скульптуры и постамента от загрязнений, выполнить
структурное укрепление камня, заменить поздние реставрационные восполнения
(деструктированные потемневшие мастиковки), выполнить мастиковку стыковочных швов,
трещин, сколов, нанести защитное покрытие на поверхность камня.
Дата «14» ноября 2015 г.
Научный руководитель – советник Руководителя
Департамента культуры города Москвы,
Реставратор художественных изделий и декоративных
Предметов (направление – реставрация скульптуры из камня)
1-й категории
_______________/ Ю.А.Логинова
Реставратор,
Студент IV курса
Факультета Искусств
Санкт-Петербургского
Государственного Университета
_____________________/ А.А. Кириченко
13
7. Программа проведения работ и её обоснование:
Составлена на основании Реставрационного задания музея СПбГБУК «Государственный
музей городской скульптуры».
а) Состав и последовательность реставрационных мероприятий:
1. Скульптура (мрамор).
1.1. Обеспыливание и промывка поверхности.
1.2. Удаление колоний биоразрушителей.
1.3. Удаление поздних реставрационных мастиковок.
1.4. Локальное структурное укрепление участков с деструкцией мрамора.
1.5. Укрепление трещин методом инъектирования клеящего состава.
1.6. Мастиковка дефектов поверхности (сколов, трещин, выбоин).
1.7. Биоцидная обработка поверхности памятника.
1.8. Защита поверхности воском.
2.Пьедестал (известняк).
2.1. Обеспыливание и промывка поверхности.
2.2. Удаление колоний биоразрушителей.
2.3. Биоцидная обработка поверхности памятника.
2.4. Нанесение гидрофобного препарата на поверхность постамента.
3. Транспортировка и установка скульптуры на историческое место.
4. Заполнение стыковочного шва между пьедесталом и скульптурой.
б) Особые условия: нет.
Программа утверждена:
«20 » ноября 2016 г.
Руководитель работ,
Художник-реставратор художественных изделий
и декоративных предметов (направление –
реставрация скульптуры из камня) 1-й категории _____________________/ Ю.А. Логинова
Главный хранитель СПб ГБУК
«Государственный музей городской скульптуры» _____________________/ В.В. Рытикова
8. Изменения программы и их обоснования
Изменений программы не было.
14
9. Проведение реставрационных мероприятий
№№
п/п
1.
1.1.
Подписи
Описание операций с указанием метода, технологии, рецептур, Даты начала и
окончания
руководителя и
материалов и инструментов, выполнения сопровождающих
операции
исполнителя работ
иллюстративных материалов
Скульптура (мрамор):
Перед
промывкой
поверхность
скульптуры 16.02.2016
обеспыливалась с помощью мягких щетинных кистей и
флейцев.
Промывка мрамора от легкоудаляемых загрязнений
выполнялась моющим составом “Универсал-ПД”,
представляющим собой комбинацию поверхностно активных веществ (ПАВ), включая четвертичные
аммонийные соли (НПФ “Химитек”, Санкт-Петербург).
Рабочий
раствор
готовился
путём
разбавления
концентрата фабричного изготовления водопроводной
водой в соотношении один объём концентрата
“Универсал-ПД” на 10 объёмов воды (1:10). Моющий
раствор наносился на поверхность с помощью кистей и
выдерживался в течение 10-15 минут, после чего смывался
чистой
дистиллированной
водой,
поверхность
высушивалась марлей.
Ю.А. Логинова
А.А. Кириченко
С особой осторожностью промывка проводилась в зоне
деструкции каменной поверхности горизонтальных
поверхностях статуи (голова, плечи).
В результате проведенных мероприятий были удалены
поверхностные сажепылевые загрязнения.
1.2.
Вся поверхность памятника была покрыта биопленкой из 18.02.2016
колоний
черноокрашенных
грибов
(различной
интенсивности), а так же слоевищами накипных
лишайников.
Ю.А. Логинова
А.А. Кириченко
Удаление колоний биоразрушителей с поверхности
мрамора проводилось компрессами с пергидролью (30%
раствором перекиси водорода), нейтрализованной
аммиаком (2-3 капли гидроокиси аммония (25%
концентрации) (ЗАО «ЛенРеактив», Санкт-Петербург). В
качестве наполнителя применялась медицинская вата.
Установленный
компресс
накрывался
сверху
полиэтиленовой пленкой. Время экспозиции составило 2
часа, после чего компресс удалялся. Поверхность мрамора
промывалась чистой дистиллированной водой.
После
очистки
всей
поверхности
скульптуры
производилась локальная расчистка отдельных участков
от проникших вглубь мрамора колоний биоразрушителей
– на голове, на плечах, на груди, на стопах, в углублениях
складок хитона.
15
В результате постановки компрессов были удалены
устойчивые загрязнения и биопоражения с поверхности
памятника.
1.3.
21.02.2016
Старые, изменившиеся в тоне реставрационные
мастиковки (на цементной основе) на поверхности статуи
размягчались с помощью ватных компрессов, смоченных
ацетоном, и удалялись механически.
Ю.А. Логинова
А.А. Кириченко
В результате проведенных мероприятий с поверхности
скульптуры были удалены мастиковки на цементной
основе (на правой руке, на задней части урны, на
постаменте под урну).
1.4.
Поверхность мрамора скульптуры выветрена, имеется 25.02.2016эрозия каменной поверхности. Особая зона разрушения 01.04.2016
камня (с незначительным выкашиванием гранул)
наблюдалась на горизонтальных поверхностях статуи
(верхняя часть головы, плечи, поверхность постамента под
урну) и на местах прохождения глубоких трещин.
Ю.А. Логинова
А.А. Кириченко
Проведено фрагментарное структурное укрепление
поверхности мрамора скульптуры методом пропитки
камнеукрепителем Remmers KSE - 100, 300 HV фирмы
«Remmers Baustofftechnik GmbH» (Германия).
Обработка поверхности проводилась в условиях
мастерских при температуре воздуха +24 °С и
относительной влажности 57 – 60%.
1.
Было
произведено
трехкратное
нанесение
укрепляющего материала «Remmers KSE - 100» на
поверхность, не допуская полного его высыхания (система
«мокрый по мокрому»). Выдержка в течение 20 – 30 минут.
2.
Было
произведено
вторичное
трехкратное
нанесение укрепляющего материала «Remmers KSE – 300
HV» на поверхность, не допуская полного ее высыхания
(система «мокрый по мокрому»). Выдержка в течение 20 –
30 минут.
После
окончания
процесса
насыщения
камня
камнеукрепителем, памятник были помещены под
полиэтиленовую пленку для защиты поверхности от
оседания пыли до окончания процесса укрепления.
Контроль степени укрепления камня был начат спустя 2
недели после нанесения материала.
1.
Контроль процесса на зонах особой деструкции
(голова, плечи, стопы) осуществлялся зондированием
укрепленного камня с помощью металлической иглы.
2.
Контроль над полнотой протекания процесса
укрепления производился по степени впитывания влаги,
16
нанесенной на поверхность. Впитывание
свидетельствовало о завершении процесса.
капель
Контроль производился дважды (спустя 14 дней, спустя 18
дней).
После окончания процесса структурного укрепления,
было прекращено выкашивание гранул мрамора в зоне
особой деструкции (голова, плечи, стопы).
1.5.
1.6.
1.7.
1.8.
2.
2.1.
Проведено укрепление трещин методом инъектирования 06.04.2016
10
%
раствора
сополимера
метилакрилата и 18.04 2016
этилметакрилата Паралоида Б-72 в ацетоне (Paraloid - B 72,
«KremerPigmenteGmbH&CoKG» (Германия)).
–
Для мастиковки стыковочных швов, трещин и сколов на 20.04.2016
поверхности мрамора использовался состав «Lithomex» 20.05 2016
(«Литомекс») на основе натуральной гидравлической
извести «StA» NHL месторождения «Сент Астье» НХЛ,
Франция (см. Приложение №4). Состав смешивался
мутовкой вручную или механически с добавлением 180220 (- 240 макс.) мл воды на 1 кг Литомекса = 4,5 - 5,5 (6,0 макс.) л. на 25 кг. Литомекса. Контактные поверхности
должны быть чистыми, свободными от пыли, грязи и
масел. Предельные температуры окружающей среды (во
время работ и в течение 2-х недель после их окончания):
+8 … +30°С.
Для создания необходимого цвета в рабочий раствор
добавлялся
нужный
оттенок
колера
(сухого
железоокисного пигмента Bayferrox для известковоцементных составов фирмы «LanXess» (Германия)).
–
Ю.А. Логинова
А.А. Кириченко
Ю.А. Логинова
А.А. Кириченко
На поверхность памятника нанесен биоцидный препарат 23.05.2016.
«Remmers BFA Entferner» «Remmers Baustofftechnik
Gmbh» (Германия). Нанесение антисептика, выполнялось
с помощью щетинного флейца, не допуская образования
потеков.
Ю.А. Логинова
Проведено нанесение на поверхность скульптуры белого 25.05.2016.
синтетического воска «Tenax» (фирмы «Tenax» (Италия),
методом располировки воска по чистой и сухой
поверхности холщовой ветошью.
Ю.А. Логинова
А.А. Кириченко
А.А. Кириченко
Пьедестал (известняк):
Перед
промывкой
поверхность
скульптуры 10.04.2016
обеспыливалась с помощью мягких щетинных кистей и
флейцев.
Промывка известняка от легкоудаляемых загрязнений
выполнялась моющим составом “Универсал-ПД”,
представляющим собой комбинацию поверхностно активных веществ (ПАВ), включая четвертичные
аммонийные соли (НПФ “Химитек”, Санкт-Петербург).
Рабочий
раствор
готовился
путём
разбавления
концентрата фабричного изготовления водопроводной
Ю.А. Логинова
А.А. Кириченко
17
водой в соотношении один объём концентрата
“Универсал-ПД” на 10 объёмов воды (1:10). Моющий
раствор наносился на поверхность с помощью кистей и
выдерживался в течение 10-15 минут, после чего смывался
чистой
дистиллированной
водой,
поверхность
высушивалась марлей.
С особой осторожностью промывка проводилась в зоне
деструкции каменной поверхности - горизонтальных
поверхностях статуи (венок из маков на голове, плечи).
В результате проведенных мероприятий были удалены
поверхностные сажепылевые загрязнения.
2.2.
Удаление колоний биоразрушителей с поверхности 20.04.2016известняка проводилось компрессами с пергидролью (30% 22.04.2016
раствором перекиси водорода), нейтрализованной
аммиаком (2-3 капли гидроокиси аммония (25%
концентрации) (ЗАО «ЛенРеактив», Санкт-Петербург). В
качестве наполнителя применялась медицинская вата.
Установленный
компресс
накрывался
сверху
полиэтиленовой пленкой. Время экспозиции составило 2
часа, после чего компресс удалялся. Поверхность
известняковых
плит
промывалась
чистой
дистиллированной водой.
Ю.А. Логинова
А.А. Кириченко
После
очистки
всей
поверхности
пьедестала
производилась локальная расчистка отдельных участков
от
проникших
вглубь
известняка
колоний
биоразрушителей.
В результате постановки компрессов были удалены
устойчивые загрязнения и биопоражения с поверхности
памятника.
3.
4.
Транспортировка мраморной скульптуры плакальщицы на 25.05.2016
историческое место. Монтаж на известковый пьедестал
производился вручную при помощи мягких строп. При
монтаже старые коррозированные внутренние крепежи
(пироны из черного металла) заменены на новые.
Ю.А. Логинова
Для заполнения шва между известковым постаментом и 25.05.2016
мраморной скульптурой использовался материал Remmers
Multispachtel фирмы «Remmers Baustofftechnik GmbH»
(Германия) с добавлением сухих железоокисных
пигментов Bayferrox для известково-цементных составов
фирмы «LanXess» (Германия) необходимых цветов.
Ю.А. Логинова
А.А. Кириченко
А.А. Кириченко
1.
Для изготовления рабочего состава в емкость с
водой
добавлялся
известково-цементный
состав
Multispachtel (в соотношении 1:3) и сухие пигменты
Bayferrox (не более 5%) после чего производилось
перемешивание материала в течение 3-х минут с помощью
смесителя/мешалки до получения однородной массы.
18
2.
Состав наносился на чистую, сухую поверхность
шпателями.
3.
После начала схватывания (спустя 30-40 мин.)
излишки материала удалялись влажной губкой. Полное
отверждение материала наступает спустя 24 часа после
нанесения.
19
10. Иллюстративный материал (фотография, картограммы, схемы и пр.)
№№
п/п
Дата
Наименование иллюстративного материала; характер
и условия выполнения
Кол
-во
Место хранения и
архивный №
1.
2.
3.
4.
5.
1
Архив СПбГбУК
«Государственному музею
городской скульптуры»
1
Архив СПбГбУК
«Государственному музею
городской скульптуры»
1
Архив СПбГбУК
«Государственному музею
городской скульптуры»
1
Архив СПбГбУК
«Государственному музею
городской скульптуры»
1
Архив СПбГбУК
«Государственному музею
городской скульптуры»
1
Архив СПбГбУК
«Государственному музею
городской скульптуры»
1
Архив СПбГбУК
«Государственному музею
городской скульптуры»
1
Архив СПбГбУК
«Государственному музею
городской скульптуры»
1
Архив СПбГбУК
«Государственному музею
городской скульптуры»
1
Архив СПбГбУК
«Государственному музею
городской скульптуры»
1
Архив СПбГбУК
«Государственному музею
городской скульптуры»
Надгробие Матвея Яковлевича Булгари. Скульптура
плакальщицы (№ Н18-631). После 1816 г.
Неизвестный автор. Скульптура - мрамор, плинт известняк. Некрополь XVIII век. Вид спереди. До
реставрации.
1
Архив СПбГбУК
«Государственному музею
городской скульптуры»
Надгробие Матвея Яковлевича Булгари. Скульптура
плакальщицы (Инв.№ Н18-631). После 1816 г.
1
Архив СПбГбУК
«Государственному музею
городской скульптуры»
Фотоприложение
Из архивных материалов
1.
1966 г.
Надгробие Матвея Яковлевича Булгари.
Некрополь 18 века. Инв. № Н18-631. Неизвестный
автор. Мрамор, известняк.
Архивная фотография из фондов ГМГС 1966 г.
2.
1978 г.
Надгробие Матвея Яковлевича Булгари.
Некрополь 18 века. Инв. № Н18-631. Неизвестный
автор. Мрамор, известняк.
Архивная фотография из фондов ГМГС 1978 г.
3.
1979 г.
Надгробие Матвея Яковлевича Булгари.
Некрополь 18 века. Инв. № Н18-631. Неизвестный
автор. Мрамор, известняк, гранит.
Архивная фотография из фондов ГМГС 1979 г.
4.
1979 г.
Надгробие Матвея Яковлевича Булгари.
Некрополь 18 века. Инв. № Н18-631. Неизвестный
автор. Мрамор, известняк, гранит.
Архивная фотография 1979г.
5.
1979 г.
Надгробие Матвея Яковлевича Булгари.
Некрополь 18 века. Инв. № Н18-631. Неизвестный
автор. Мрамор, известняк.
Фотография из архива ГМГС 1979 г.
6.
1979 г.
Надгробие Матвея Яковлевича Булгари.
Некрополь 18 века. Инв. № Н18-631. Неизвестный
автор. Мрамор, известняк.
Фотография из архива ГМГС 1979 г.
7.
1980 г.
Надгробие Матвея Яковлевича Булгари.
Некрополь 18 века. Инв. № Н18-631. Неизвестный
автор. Мрамор, известняк.
Архивная фотография 1980г.
8.
1980 г.
Надгробие Матвея Яковлевича Булгари.
Некрополь 18 века. Инв. № Н18-631. Неизвестный
автор. Мрамор, известняк.
Архивная фотография 1980г.
9.
1981 г.
Надгробие Матвея Яковлевича Булгари.
Некрополь 18 века. Инв. № Н18-631. Неизвестный
автор. Мрамор, известняк.
Архивная фотография 1981.
10.
1981 г.
Надгробие Матвея Яковлевича Булгари.
Некрополь 18 века. Инв. № Н18-631. Неизвестный
автор. Мрамор, известняк.
Архивная фотография 1981.
11.
1981 г.
Надгробие Матвея Яковлевича Булгари.
Некрополь 18 века. Инв. № Н18-631. Неизвестный
автор. Известняк.
Архивная фотография 1981 г.
Фотоприложение
До реставрации
12.
16.02.2016
17.
16.02.2016
20
Неизвестный автор. Мрамор. Некрополь XVIII век.
Вид спереди. Фрагмент. Голова. До реставрации.
19.
16.02.2016
Надгробие Матвея Яковлевича Булгари. Скульптура
плакальщицы (Инв.№ Н18-631). После 1816 г.
Неизвестный автор. Мрамор. Некрополь XVIII век.
Вид спереди. Фрагмент. Рука. До реставрации.
1
Архив СПбГбУК
«Государственному музею
городской скульптуры»
21.
16.02.2016
Надгробие Матвея Яковлевича Булгари. Скульптура
плакальщицы (Инв.№ Н18-631). После 1816 г.
Неизвестный автор. Скульптура - мрамор, плинт известняк. Некрополь XVIII век. Вид слева. До
реставрации.
1
Архив СПбГбУК
«Государственному музею
городской скульптуры»
24.
16.02.2016
Надгробие Матвея Яковлевича Булгари. Скульптура
плакальщицы (Инв.№ Н18-631). После 1816 г.
Неизвестный автор. Скульптура - мрамор, плинт известняк. Некрополь XVIII век. Вид сзади. До
реставрации.
1
Архив СПбГбУК
«Государственному музею
городской скульптуры»
25.
16.02.2016
Надгробие Матвея Яковлевича Булгари. Скульптура
плакальщицы (Инв.№ Н18-631). После 1816 г.
Неизвестный автор. Скульптура - мрамор, плинт известняк. Некрополь XVIII век. Вид сзади. До
реставрации.
1
Архив СПбГбУК
«Государственному музею
городской скульптуры»
31.
16.02.2016
1
Архив СПбГбУК
«Государственному музею
городской скульптуры»
34.
16.02.2016
Надгробие Матвея Яковлевича Булгари. Скульптура
плакальщицы (Инв.№ Н18-631). После 1816 г.
Неизвестный автор. Мрамор. Некрополь XVIII век.
Вид сзади. Фрагмент. До реставрации.
Надгробие Матвея Яковлевича Булгари. Скульптура
плакальщицы (Инв.№ Н18-631). После 1816 г.
Неизвестный автор. Мрамор. Некрополь XVIII век.
Вид сзади. Фрагмент. Урна на постаменте. До
реставрации.
1
Архив СПбГбУК
«Государственному музею
городской скульптуры»
36.
16.02.2016
Надгробие Матвея Яковлевича Булгари. Скульптура
плакальщицы (Инв.№ Н18-631). После 1816 г.
Неизвестный автор. Скульптура - мрамор, плинт известняк. Некрополь XVIII век. Вид справа. До
реставрации.
1
Архив СПбГбУК
«Государственному музею
городской скульптуры»
39.
16.02.2016
Надгробие Матвея Яковлевича Булгари. Скульптура
плакальщицы (Инв.№ Н18-631). После 1816 г.
Неизвестный автор. Мрамор. Некрополь XVIII век.
Вид справа. Фрагмент. До реставрации.
1
Архив СПбГбУК
«Государственному музею
городской скульптуры»
42.
16.02.2016
1
Архив СПбГбУК
«Государственному музею
городской скульптуры»
44.
09.04.2016
Надгробие Матвея Яковлевича Булгари. Скульптура
плакальщицы (Инв.№ Н18-631). После 1816 г.
Неизвестный автор. Мрамор. Некрополь XVIII век.
Вид сверху. До реставрации.
Надгробие Матвея Яковлевича Булгари.
Некрополь 18 века. Инв. № Н18-631. Неизвестный
автор. Постамент. Известняк.
Сторона А. До реставрации.
1
Архив СПбГбУК
«Государственному музею
городской скульптуры»
48.
09.04.2016
Надгробие Матвея Яковлевича Булгари.
Некрополь 18 века. Инв. № Н18-631. Неизвестный
автор. Мрамор, известняк.
Сторона Б. До реставрации.
1
Архив СПбГбУК
«Государственному музею
городской скульптуры»
49.
09.04.2016
Надгробие Матвея Яковлевича Булгари.
Некрополь 18 века. Инв. № Н18-631. Неизвестный
автор. Мрамор, известняк.
1
Архив СПбГбУК
«Государственному музею
городской скульптуры»
21
Сторона Б. Фрагменты. До реставрации.
50.
09.04.2016
Надгробие Матвея Яковлевича Булгари.
Некрополь 18 века. Инв. № Н18-631. Неизвестный
автор. Мрамор, известняк.
Сторона Б. Фрагменты. До реставрации.
1
Архив СПбГбУК
«Государственному музею
городской скульптуры»
52.
09.04.2016
Надгробие Матвея Яковлевича Булгари.
Некрополь 18 века. Инв. № Н18-631. Неизвестный
автор. Мрамор, известняк.
Сторона В. До реставрации.
1
Архив СПбГбУК
«Государственному музею
городской скульптуры»
53.
09.04.2016
Надгробие Матвея Яковлевича Булгари.
Некрополь 18 века. Инв. № Н18-631. Неизвестный
автор. Мрамор, известняк.
Сторона В. Фрагмент. До реставрации.
1
Архив СПбГбУК
«Государственному музею
городской скульптуры»
54.
09.04.2016
Надгробие Матвея Яковлевича Булгари.
Некрополь 18 века. Инв. № Н18-631. Неизвестный
автор. Мрамор, известняк.
Сторона В. Фрагмент. До реставрации.
1
Архив СПбГбУК
«Государственному музею
городской скульптуры»
55.
09.04.2016
Надгробие Матвея Яковлевича Булгари.
Некрополь 18 века. Инв. № Н18-631. Неизвестный
автор. Мрамор, известняк.
Сторона В. Фрагмент. До реставрации.
1
Архив СПбГбУК
«Государственному музею
городской скульптуры»
58.
09.04.2016
1
Архив СПбГбУК
«Государственному музею
городской скульптуры»
59.
09.04.2016
Надгробие Матвея Яковлевича Булгари.
Некрополь 18 века. Инв. № Н18-631. Неизвестный
автор. Мрамор, известняк.
Сторона Г. До реставрации.
Надгробие Матвея Яковлевича Булгари.
Некрополь 18 века. Инв. № Н18-631. Неизвестный
автор. Мрамор, известняк.
Сторона Г. Фрагмент. До реставрации.
1
Архив СПбГбУК
«Государственному музею
городской скульптуры»
61.
09.04.2016
Надгробие Матвея Яковлевича Булгари.
Некрополь 18 века. Инв. № Н18-631. Неизвестный
автор. Мрамор, известняк.
Вид сверху. До реставрации.
1
Архив СПбГбУК
«Государственному музею
городской скульптуры»
62.
09.04.2016
Надгробие Матвея Яковлевича Булгари.
Некрополь 18 века. Инв. № Н18-631. Неизвестный
автор. Мрамор, известняк.
Вид сверху. Фрагмент. До реставрации.
1
Архив СПбГбУК
«Государственному музею
городской скульптуры»
63.
09.04.2016
Надгробие Матвея Яковлевича Булгари.
Некрополь 18 века. Инв. № Н18-631. Неизвестный
автор. Мрамор, известняк.
Вид сверху. Фрагмент. До реставрации.
1
Архив СПбГбУК
«Государственному музею
городской скульптуры»
В процессе реставрации
13.
20.02.2016
Надгробие Матвея Яковлевича Булгари. Скульптура
плакальщицы (Инв.№ Н18-631). После 1816 г.
Неизвестный автор. Мрамор. Некрополь XVIII век.
Вид спереди. В процессе реставрации.
1
Архив СПбГбУК
«Государственному музею
городской скульптуры»
14.
23.02.2016
Надгробие Матвея Яковлевича Булгари. Скульптура
плакальщицы (Инв.№ Н18-631). После 1816 г.
Неизвестный автор. Скульптура - мрамор, плинт известняк. Некрополь XVIII век. Вид спереди. В
процессе реставрации.
1
Архив СПбГбУК
«Государственному музею
городской скульптуры»
22
Надгробие Матвея Яковлевича Булгари. Скульптура
плакальщицы (Инв.№ Н18-631). После 1816 г.
Неизвестный автор. Мрамор. Некрополь XVIII век.
Вид спереди. В процессе реставрации.
Надгробие Матвея Яковлевича Булгари. Скульптура
плакальщицы (Инв.№ Н18-631). После 1816 г.
Неизвестный автор. Мрамор. Некрополь XVIII век.
Вид спереди. Фрагмент. Голова. В процессе
реставрации.
1
Архив СПбГбУК
«Государственному музею
городской скульптуры»
1
Архив СПбГбУК
«Государственному музею
городской скульптуры»
Надгробие Матвея Яковлевича Булгари. Скульптура
плакальщицы (Инв.№ Н18-631). После 1816 г.
Неизвестный автор. Мрамор. Некрополь XVIII век.
Вид спереди. Фрагмент. Рука. В процессе
реставрации.
.
Надгробие Матвея Яковлевича Булгари. Скульптура
плакальщицы (Инв.№ Н18-631). После 1816 г.
Неизвестный автор. Мрамор. Некрополь XVIII век.
Вид слева. В процессе реставрации.
1
Архив СПбГбУК
«Государственному музею
городской скульптуры»
1
Архив СПбГбУК
«Государственному музею
городской скульптуры»
20.02.2016
Надгробие Матвея Яковлевича Булгари. Скульптура
плакальщицы (Инв.№ Н18-631). После 1816 г.
Неизвестный автор. Мрамор. Некрополь XVIII век.
Вид сзади. В процессе реставрации.
1
Архив СПбГбУК
«Государственному музею
городской скульптуры»
27.
23.02.2016
Надгробие Матвея Яковлевича Булгари. Скульптура
плакальщицы (Инв.№ Н18-631). После 1816 г.
Неизвестный автор. Мрамор. Некрополь XVIII век.
Вид сзади. В процессе реставрации.
1
Архив СПбГбУК
«Государственному музею
городской скульптуры»
28.
25.02.2016
Надгробие Матвея Яковлевича Булгари. Скульптура
плакальщицы (Инв.№ Н18-631). После 1816 г.
Неизвестный автор. Мрамор. Некрополь XVIII век.
Вид спереди. В процессе реставрации.
Архив СПбГбУК
«Государственному музею
городской скульптуры»
29.
06.04.2016
Надгробие Матвея Яковлевича Булгари. Скульптура
плакальщицы (Инв.№ Н18-631). После 1816 г.
Неизвестный автор. Мрамор. Некрополь XVIII век.
Вид спереди. В процессе реставрации.
Архив СПбГбУК
«Государственному музею
городской скульптуры»
32.
23.02.2016
Надгробие Матвея Яковлевича Булгари. Скульптура
плакальщицы (Инв.№ Н18-631). После 1816 г.
Неизвестный автор. Мрамор. Некрополь XVIII век.
Вид сзади. Фрагмент. Драпировка. В процессе
реставрации.
Архив СПбГбУК
«Государственному музею
городской скульптуры»
33.
23.02.2016
Надгробие Матвея Яковлевича Булгари. Скульптура
плакальщицы (Инв.№ Н18-631). После 1816 г.
Неизвестный автор. Скульптура - мрамор, плинт известняк. Некрополь XVIII век. Вид сзади.
Фрагмент. Постамент под урну. В процессе
реставрации.
Архив СПбГбУК
«Государственному музею
городской скульптуры»
35.
23.02.2016
Надгробие Матвея Яковлевича Булгари. Скульптура
плакальщицы (Инв.№ Н18-631). После 1816 г.
Неизвестный автор. Мрамор. Некрополь XVIII век.
Вид сзади. Урна на постаменте. В процессе
реставрации.
Архив СПбГбУК
«Государственному музею
городской скульптуры»
15.
23.02.2016
18.
23.02.2016
20.
23.02.2016
22..
23.02.2016
26.
23
Надгробие Матвея Яковлевича Булгари. Скульптура
плакальщицы (Инв.№ Н18-631). После 1816 г.
Неизвестный автор. Мрамор. Некрополь XVIII век.
Вид справа. В процессе реставрации.
Надгробие Матвея Яковлевича Булгари. Скульптура
плакальщицы (Инв.№ Н18-631). После 1816 г.
Неизвестный автор. Мрамор. Некрополь XVIII век.
Вид справа. В процессе реставрации.
Надгробие Матвея Яковлевича Булгари. Скульптура
плакальщицы (Инв.№ Н18-631). После 1816 г.
Неизвестный автор. Мрамор. Некрополь XVIII век.
Вид справа. В процессе реставрации.
Архив СПбГбУК
«Государственному музею
городской скульптуры»
23.02.2016
Надгробие Матвея Яковлевича Булгари. Скульптура
плакальщицы (Инв.№ Н18-631). После 1816 г.
Неизвестный автор. Мрамор. Некрополь XVIII век.
Вид сверху. В процессе реставрации.
Архив СПбГбУК
«Государственному музею
городской скульптуры»
45.
20.05.2016
Надгробие Матвея Яковлевича Булгари.
Некрополь 18 века. Инв. № Н18-631. Неизвестный
автор. Известняк.
Сторона А. Фрагмент. В процессе реставрации.
Архив СПбГбУК
«Государственному музею
городской скульптуры»
46.
20.05.2016
Надгробие Матвея Яковлевича Булгари.
Некрополь 18 века. Инв. № Н18-631. Неизвестный
автор. Известняк.
Сторона А. В процессе реставрации.
Архив СПбГбУК
«Государственному музею
городской скульптуры»
56.
20.05.2016
Надгробие Матвея Яковлевича Булгари.
Некрополь 18 века. Инв. № Н18-631. Неизвестный
автор. Известняк.
Сторона В. В процессе реставрации.
Архив СПбГбУК
«Государственному музею
городской скульптуры»
57.
20.05.2016
Надгробие Матвея Яковлевича Булгари.
Некрополь 18 века. Инв. № Н18-631. Неизвестный
автор. Известняк.
Сторона В. В процессе реставрации.
Архив СПбГбУК
«Государственному музею
городской скульптуры»
37.
23.02.2016
40.
23.02.2016
41.
23.02.2016
43.
Архив СПбГбУК
«Государственному музею
городской скульптуры»
Архив СПбГбУК
«Государственному музею
городской скульптуры»
После реставрации
17.
25.05.2016
Надгробие Матвея Яковлевича Булгари. Скульптура
плакальщицы (Инв.№ Н18-631). После 1816 г.
Неизвестный автор. Мрамор. Некрополь XVIII век.
Вид спереди. После реставрации.
1
Архив СПбГбУК
«Государственному музею
городской скульптуры»
23.
25.05.2016
Надгробие Матвея Яковлевича Булгари. Скульптура
плакальщицы (Инв.№ Н18-631). После 1816 г.
Неизвестный автор. Мрамор. Некрополь XVIII век.
Вид слева. После реставрации.
1
Архив СПбГбУК
«Государственному музею
городской скульптуры»
30.
25.05.2016
Надгробие Матвея Яковлевича Булгари. Скульптура
плакальщицы (Инв.№ Н18-631). После 1816 г.
Неизвестный автор. Мрамор. Некрополь XVIII век.
Вид сзади. После реставрации.
1
Архив СПбГбУК
«Государственному музею
городской скульптуры»
38.
25.05.2016
Надгробие Матвея Яковлевича Булгари. Скульптура
плакальщицы (Инв.№ Н18-631). После 1816 г.
Неизвестный автор. Скульптура - мрамор, плинт известняк. Некрополь XVIII век. Вид справа. После
реставрации.
1
Архив СПбГбУК
«Государственному музею
городской скульптуры»
47.
25.05.2016
. Надгробие Матвея Яковлевича Булгари.
Некрополь 18 века. Инв. № Н18-631. Неизвестный
автор. Мрамор, известняк.
1
Архив СПбГбУК
«Государственному музею
городской скульптуры»
24
Сторона А. После реставрации.
51.
25.05.2016
Надгробие Матвея Яковлевича Булгари.
Некрополь 18 века. Инв. № Н18-631. Неизвестный
автор. Мрамор, известняк.
Сторона Б. После реставрации.
1
Архив СПбГбУК
«Государственному музею
городской скульптуры»
58.
25.05.2016
Надгробие Матвея Яковлевича Булгари.
Некрополь 18 века. Инв. № Н18-631. Неизвестный
автор. Мрамор, известняк.
Сторона В. После реставрации.
1
Архив СПбГбУК
«Государственному музею
городской скульптуры»
Надгробие Матвея Яковлевича Булгари.
1
Архив СПбГбУК
Некрополь 18 века. Инв. № Н18-631. Неизвестный
«Государственному музею
автор. Мрамор, известняк.
городской скульптуры»
Сторона Г. После реставрации.
26.
25.05.2016 Скульптура «Геракл Фарнезский» с полуострова 4-го
1
Архив СПбГбУК
южного пруда ансамбля Елагина острова (ЦПКиО им.
«Государственному музею
С.М. Кирова) (Инв. № 159-с). Мрамор, мастерская П.
городской скульптуры»
Трискорни, XIX в. Вид сверху. После реставрации.
Примечание: перечень иллюстраций группировать по разделам («до реставрации» – «в процессе реставрации» –
«после реставрации»), порядковые номера материалов, включённых в Приложение, обвести кружком.
60.
25.05.2016
11. Результаты проведённых мероприятий
(описание изменений технического состояния, внешних изменений памятника после реставрации, уточнение
атрибуций и пр.)
В результате выполненных реставрационных работ памятник был выведен из аварийного
состояния и приобрёл экспозиционный вид. Памятник может экспонироваться на открытом
воздухе в условиях агрессивной городской среды (при условии регулярного выполнения мер
профилактического ухода).
Научный руководитель – советник Руководителя
Департамента культуры города Москвы,
Реставратор художественных изделий и декоративных
Предметов (направление – реставрация скульптуры из камня)
1-й категории
_______________/ Ю.А.Логинова
« 26 » мая 2016 г.
12. Заключение реставрационного совета (выписка из протокола)
Приёмочная комиссия Государственного музея городской скульптуры от 24 мая 2016 года.
РЕШЕНИЕ ПРИЁМНОЙ КОМИССИИ:
«Все работы выполнены в соответствии с реставрационным заданием на высоком
профессиональном уровне».
См. выписка из акта приёма памятника из реставрации от 26.05.16 г.
25
Главный хранитель СПб ГБУК
«Государственный музей городской скульптуры»
____________________/ В.В. Рытикова
Начальник отдела мемориальной скульптуры
_______________________ / Д.
И. Залешина
XIII. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСЛОВИЯМ ХРАНЕНИЯ ПАМЯТНИКА
Необходимо осуществление мер профилактического ухода за памятником:
1.
Осмотр состояния надгробия – ежегодно.
2.
Промывка камня и биоцидная обработка – по результатам визуального осмотра, по мере
необходимости.
3.
Возобновление консервационного покрытия – раз в три года.
Руководитель реставрационных работ,
Научный руководитель – советник Руководителя
Департамента культуры города Москвы,
Реставратор художественных изделий и декоративных
Предметов (направление – реставрация скульптуры из камня)
1-й категории
_______________/ Ю.А.Логинова
26
XIV. ПРИЛОЖЕНИЯ К ПАСПОРТУ (иллюстрации, акты, схемы и т.п.)
1. Фотоприложение.
2. Картограммы №1 сохранности надгробного памятника М.Я.Булгари до начала
реставрационных работ (места отбора проб для исследований).
3. Картограммы №2 сохранности надгробного памятника М.Я.Булгари до начала
реставрационных работ (загрязнения).
4. Картограммы №3 сохранности надгробного памятника М.Я.Булгари до начала
реставрационных работ (дефекты поверхности).
5. Натурные обмеры памятника.
6. Задание на проведение реставрации мраморной детали с надгробия М.Я.Булгари
(скульптура плакальщицы) НВФН №176.
7. Акт о передаче на реставрацию предметов Фонда некрополей от 13 ноября 2015 года.
8. Акт приема после реставрации мраморной детали с надгробия М.Я.Булгари (скульптура
плакальщицы) НВФН № 176 от 26 мая 2016 г.
9. Микологическое обследование для определения видового и количественного состава
биологических поражений на поверхности камня.
10. Рентгенофазовый анализ образца темноокрашенного вещества с поверхности камня для
выявления наличия обогащенной гипсом патины.
11. Исследование состояния поверхности мрамора и известняка и их состава.
12. Исторические документы из архива СПбГБУК «ГМГС».
27
После реставрации памятник установлен по месту (Некрополь XVIII века). Копии
паспорта в 1 экз. переданы в архив СПбГбУК «Государственному музею городской
скульптуры», 1 экз. в архив СПбГУ.
ИСПОЛНИТЕЛИ РАБОТ
Руководители работы:
Научный руководитель – советник Руководителя
Департамента культуры города Москвы,
Реставратор художественных изделий и декоративных
Предметов (направление – реставрация скульптуры из камня)
1-й категории
_______________/ Ю.А.Логинова
Главный хранитель СПб ГБУК
«Государственный музей городской скульптуры»
____________________/ В.В. Рытикова
Реставраторы и другие исполнители:
Реставратор,
Студент IV курса
Факультета Искусств
Санкт-Петербургского
Государственного Университет
_______________________/ А.А.Кириченко
М.П.
НАБЛЮДЕНИЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ ПАМЯТНИКА ПОСЛЕ РЕСТАВРАЦИИ
Дата осмотра
Состояние памятника
Должность, Ф. И. О.
28
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв