МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ
ИНСТИТУТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра Юриспруденция
Направление «Юриспруденция»
Форма обучения очная
Реферат
по учебной дисциплине
«АВТОРСКОЕ ПРАВО»
на тему: «Роль и значение интернет ресурсов в оцифровке
сиротских произведений»
Группа/ курс 13ЮР11.2.3. курс
Студент _____________________
(подпись)
Яваев А. В.
Научный руководитель ________________
(подпись)
Москва 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение….……………………….……………………………………………………3
Глава 1. Теорико-правовые основы………………...…………………………......…4
1.1.Понятие и цель оцифровки……………………………………………………....….4
1.2.Категории произведений подлежащих оцифровке……………………………...…5
Глава 2. Интернет ресурсы как элемент механизма перевода произведений в
электронную форму………………………………………………………………………….…6
2.1. Google books................................................................................................................6
2.2. Knigafund.ru………………………………………………………………………….8
Заключение……………………………….....................................................................…9
Список источников..........................................................................................................10
2
Введение
Внесение в нашу жизнь интернета открыло бескрайние возможности, как для
простых пользователей интернета, так и для людей являющихся авторами произведений.
Как говорила Екатерина Эдуардовна Чуковская: интернет сначала сделал всех
пиратами, а со временем – авторами. В свою очередь, малоизвестные или обезличенные
авторы при помощи интернета, смогли донести до широкого круга читателей свои работы,
которые впоследствии обрели популярность.
Актуальность тематики заключается в развитии российского права, что в свою
очередь требует внесения изменения в действующее законодательства, а также разработка
совершенно новых нормативно-правовых актов.
Цель реферата состоит в выявлении правовых проблем.
Задачи работы состоят в изучении правовых основ законодательства, понятия и
цели оцифровки, категорий произведений, а также правовой анализ существующих
интернет ресурсов как анализ существующих интернет ресурсов как элемента механизма
перевода произведений в электронную форму.
Проработкой данной проблематики занимались такие видные ученые как,
Кулагина Е.В., Серго А.Г., Пущин В.С., и другие специалисты, которые посвятили этой
проблематики жизнь с целью становления российского законодательства и выдвижения
его на совершенно новый уровень.
3
Глава 1. Теорико-правовые основы
1.1.Понятие и цель оцифровки
Библиотеки сегодня представляют собой масштабный сектор в системе информации
нашей страны, и инновационные технологии, напрямую касающиеся библиотек, сегодня
активно развиваются. Рационально ими воспользоваться - задача специалистов, и для
изучения потребностей и достижений мировой библиотечной системы сегодня проводятся
самые разные мероприятия, в том числе и международные. Это позволяет обмениваться
положительным опытом и переносить достижения зарубежных коллег на свою почву,
добиваясь тем самым модернизации библиотечного сектора.
Особо
следует
отметить,
что
всё
больше
вопросов
возникает
именно
с
библиотечным законодательством в сфере, а также использованием необходимых
ресурсов. На эту тему размышляет Генеральный директор ГПНТБ России Шрайберг Яков
Леонидович - инициатор научно-образовательной библиотечной программы в Америке,
который и поделился своими мыслями о библиотеках и их читателях, о новых услугах, и
об «американской мечте» в библиотечном формате.1
Оцифровка объектов культуры преследует одновременно несколько целей. Прежде
всего, это сохранение культурного наследия и предоставление к нему доступа широкой
аудитории. Проводимая в национальном масштабе оцифровка способна стать не только
основой для системы образования собственных граждан, но и важным инструментом для
межкультурного обмена. Облегчая и расширяя доступ к культуре, оцифровка является
также источником для создания нового контента и предоставления новых сервисов.
Согласно опросу, который в 2010 году провело немецкое сообщество экспертов
Collaboratory,
только
19%
опрошенных
считают,
что
право
интеллектуальной
собственности является стимулом для творчества и инноваций. 81% полагают, что,
напротив, ограничивая доступ к знанию, интеллектуальная собственность препятствует
производству инноваций.
Основным
направлением
оцифровки
сегодня
является
«сохранение культурного наследия». Обращает на себя внимание, что речь идет, в первую
очередь, о сохранении и, лишь во вторую очередь, – о доступе. Данный факт можно
принять, но трудно объяснить, так как ключевым преимуществом информационных
технологий является как раз то, что задачи сохранения и предоставления доступа могут
быть реализованы одновременно. Другой проблемой является определение того, какие
произведения должны стать объектами оцифровки.2
1
Copyright.ru [Электронный ресурс]. – URL: http://www.copyright.ru/
Право интеллектуальной собственности в цифровую эпоху: парадигма баланса и гибкости / Е.А.
Войниканис. – М.: ИД «Юриспруденция», 2014. – 552 с.
2
4
1.2.Категории произведений подлежащих оцифровке
В Европейском союзе оцифровке подлежат следующие категории произведений:
1.Находящиеся в общественном достоянии;
2.Произведения, для которых
автор
или
правообладатель
не
установлен
(произведения-сироты);
3.Произведения, которые не переиздаются.
При этом оцифровка произведений второй и третьей категорий наталкивается на
непреодолимые трудности. На 2010 год только четыре из 27 стран ЕС имеют правовой
механизм, наделяющий библиотеки и другие учреждения культуры правом оцифровывать
произведения, чей правообладатель неизвестен, и только восемь стран имеют механизм
для оцифровки непереиздаваемых произведений. Для примера: 21% фильмов, которые
хранятся в архивах Европейской кинематографической ассоциации, составляют фильмы с
неустановленным правообладателем. Это около 225 тыс. произведений, 100 тыс. из
которых могут быть уже сейчас доступны онлайн в случае, если будет найдено правовое
решение проблемы.
Что именно входит в «культурное наследие», которое должно стать доступным в
цифровой форме, определяется не столько культурной ценностью произведений, сколько
законодательно закрепленными механизмами и сроками авторско-правовой охраны.
Таким образом, правовые проблемы, связанные с оцифровкой актуальны не только
для России, но для большинства стран, включая Европу и США. Однако, в отличие от
России, другие страны рассматривают сегодня как одинаково важные обе проблемы:
проблему защиты авторских прав и проблему организации широкого доступа
пользователей к произведениям культуры в цифровой форме.
Так, Комитет мудрецов Европейской комиссии в своем докладе «Новое
Возрождение» от 10 января 2011 года приходит к следующему выводу: «Чтобы
соответствовать нормам права интеллектуальной собственности, оцифровка требует
оформления
каждого и всякого авторского и смежного права. Поэтому необходимо
разработать механизмы, которые бы признавали права и интересы правообладателей, но в
то же время облегчали оцифровку, которая, в свою очередь, будет способствовать
инновациям и творчеству. Учитывая стоимость оформления прав, интересам европейского
общества,
как
публичным,
так
и
частным,
соответствует
справедливое
и
сбалансированное упрощение оформления прав».3
3
А.Г.Серго Основы права интеллектуальной собственности для ИТ-специалистов/В.С. Пущин –
М.:Национальный Открытый университет «ИНТУИТ», 2016.
5
Глава 2. Интернет ресурсы как элемент механизма перевода произведений в
электронную форму
2.1. Google books
Проект был запущен в 2004 году. Первыми библиотеками, которые предоставили
Google свои архивы в целях оцифровки, были библиотеки университетов Гарварда,
Стэнфорда, Оксфорда, Мичигана, а также Публичная библиотека Нью-Йорка. В 2006 году
к проекту присоединился Калифорнийский университет. По данным на 2010 год Google
отсканировал 12 миллионов книг. Проект компании Google не был первой инициативой
такого рода. Напротив, ему предшествовали такие известные проекты, как «Американская
память», «Гутенберг», проект «Миллион книг», «Универсальная библиотека». От всех
перечисленных и других проектов «Google Books» отличается по трем параметрам. Вопервых, в нем присутствует коммерческая составляющая, во-вторых, как универсальный
поисковый инструмент он включает в себя данные по книгам независимо от того,
отсканированы они или нет, и, наконец, в-третьих, проект предоставляет доступ к текстам
книг, которые не перешли в общественное достояние, включая самые современные
издания.
Последнее нововведение не могло не вызвать соответствующей реакции со
стороны правообладателей. Начиная с 2005 года правообладатели стали предъявлять
судебные иски к интернет компании: сначала Гильдия авторов США, затем Ассоциация
американских издателей. В 2008 году, после двухлетнего переговорного процесса, было
достигнуто соглашение, в соответствии с которым Google обязался уплатить 125 млн
долларов, 45 из которых – компенсация авторам за сканирование книг без их согласия.
Часть суммы планировалось потратить на поиск авторов произведений-сирот.
До настоящего времени, даже после внесения многочисленных поправок,
соглашение не получило одобрения со стороны судебных властей и уполномоченных
государственных органов. Последнее рассмотрение договора в суде проходило в марте
2011 года. Окружной судья Чин не согласился одобрить договор по следующим
основаниям. Прежде всего, по мнению судьи, договор не учитывает интересов
правообладателей в полной мере. В частности, с момента заключения договора 6800
правообладателей вышли из проекта (opted out). Помимо этого, в проекте используются
«продвинутые» бизнес-модели (Forward-looking business models), которые выходят за
рамки первоначального иска. К таким моделям судья отнес корпоративную подписку и
розничную продажу отдельных электронных книг. Противоречие закону и решение
правовых проблем, которые находятся в компетенции конгресса, судья Чин усмотрел в
таком действии компании, как получение согласия автора после оцифровки произведения
6
(по принципу opt-out). Был поднят вопрос и о монопольном преимуществе, которое дает
компании Google создание собственной обширной базы данных произведений-сирот и не
переиздаваемых произведений.
Возвращаясь к исследованию 2010 года экспертов Collabora-tory, упомянутое в
самом начале, отметим следующий вывод авторов: успешные интернет проекты,
основанные
на
предоставлении
доступа
к
произведениям,
практически
всегда
оказываются на грани легальности и нелегальности. Инициаторы проекта идут на риски, а
уже затем пытаются сгладить противоречия с действующим законодательством. Нельзя ни
одобрять, ни поощрять нелегальное, но если задаться вопросом о перспективах, то они
напрямую зависят от реформы авторского права. Такие реформы восстановят
справедливость: полулегальные, в соответствии с действующим законодательством,
проекты станут нормой.
Следует обратить внимание на то, какое влияние оказала инициатива Google в
международном масштабе. Перевод в цифровую форму культурного наследия стал
предметом особого внимания Европейского союза благодаря успеху Google books, не
случайно его называют «европейским ответом на Google Book Search». Официальные
лица в Европейской комиссии прямо го-ворят, что актуальность реформы авторского
права по вопросам оцифровки обусловлена соответствующей деятельностью компании
Google. Так, комиссар Евросоюза по вопросам информационного общества и
медиатехнологий Вивиан Рединг (Viviane Reding) в октябре 2009 года заявила буквально
следующее:
«Серьезные попытки по оцифровке уже стартовали по всему миру. Европа должна
воспользоваться этой возможностью, чтобы взять на себя инициативу и гарантировать,
что оцифровка книг происходит на основе европейского законодательства об автор-ском
праве и при полном уважении к культурному разнообра-зию Европы. Европа, с ее
богатым культурным наследием, может больше всего предложить и больше всего
выиграть от оцифровки книг. Если мы будем действовать быстро, конкурентоспособные
европейские решения по оцифровке книг могут заработать раньше, чем те решения,
которые рассматриваются сегодня в рамках мирового соглашения по делу Google Books в
США».4
4
Право интеллектуальной собственности в цифровую эпоху: парадигма баланса и гибкости / Е.А.
Войниканис. – М.: ИД «Юриспруденция», 2014. – 552 с.
7
2.2. Knigafund.ru
Из российских проектов хотелось бы упомянуть проект «КнигаФонд», который
был запущен совсем недавно – в ноябре 2010 года. Электронно-библиотечная система
«КнигаФонд» работает в полном соответствии с законодательством об авторском праве.
Сотрудничество с правообладателями и авторами позволяет предлагать читателям не
только книги, которые находятся в общественном достоянии, но и современную
литературу.
Хорошо работает поиск – как по названиям, так и по содержанию книг (похоже на
Google). В личном кабинете можно читать книгу, цитировать (10% от общего объема),
делать конспекты. Для книг в общественном достоянии данные функции доступны
бесплатно. За современные книги необходимо внести совсем не низкую, но все же
умеренную абонентскую плату. Одна неделя полного доступа (сейчас коллекция
составляет более 60 тыс. книг) стоит 300 рублей, месяц – 550 рублей, три месяца 1500
рублей и т.д. Сервисы дифференцированы, и у читателя есть возможность подписаться на
доступ к книгам определенной категории (например, «экономика и менеджмент» или
«юридические науки»), что будет стоить значительно дешевле. Самым востребованным и
функциональным средством навигации по материалам сайта является поиск, который
можно проводить как по описаниям книг (названию, автору, году издания и т.п.), так и по
содержимому текстов.5
В январе 2011 года на Международном экономическом форуме в Давосе президент
Российской Федерации Д.А. Медведев заявил, что прежние принципы регулирования в
сфере интеллектуальной собственности в сети Интернет уже не работают. Показателем
неработоспособности
действующей
системы
регулирования
является
не
только
ослабление защиты авторского права в цифровой среде, но и отсутствие эффективных
механизмов организации публичного доступа к произведениям науки и культуры в
цифровой форме. От решения данной проблемы непосредственно зависит реализация
курса на инновационное развитие России.
5
А.Г.Серго Основы права интеллектуальной собственности для ИТ-специалистов/В.С. Пущин –
М.:Национальный Открытый университет «ИНТУИТ», 2016.
8
Заключение
В наше время библиотеки являясь институтом информационной среды, стремятся
угнаться за технологическим прогрессом и соответствовать запросам общества,
предпринимая немалые шаги по переоснащению и переходу на новый уровень работы.
Для осознания того, каким способом это будет происходить, а также какие меры
предпринимаются представителями библиотечного сообщества по переходу на цифровой
контент решает вопрос авторских прав. Все эти вопросы стали ключевыми темами на
проходившей с в Судаке ежегодной конференции «Крым-2011».
В одном месте собрались участники разных профессиональных сфер, объединенные
одной задачей - определиться с местом библиотек в сегодняшнем информационном
обществе и представить коллегам новые продукты технологического переоснащения в
работе библиотек.
По словам представителей библиотечного сообщества, сегодняшние библиотеки - уже
не тот консервативный государственный институт, которым был еще десять лет назад, и
вместе с другими слоями информационного общества библиотеки, что называется,
«устремились в цифру».
Развитие информационной отрасли за последние несколько лет несомненно.
Постепенно на этом поле появляются новые функции и новые игроки - агрегаторы
цифрового контента. Встреча в рамках крымской конференции помогла разобраться в их
функционале и возможностях их продуктов, здесь прозвучали комментарии о проектах
взаимодействия данных агрегаторов с библиотеками, ценообразовании, форматах доступа,
об адаптации к технологическим возможностям потенциальных клиентов, перспективах
развития.6
Библиотеки - это институт, который должен этим заниматься, но у него нет
скоординированной политики по оцифровке. С упорством оцифровывают одно и то же,
потому что раньше было запрещено обмениваться электронными библиотечными
фондами».
Однако каким бы благим ни был принцип массовой оцифровки, нельзя забывать об
авторском праве. В отношении старых библиотечных фондов, принадлежавших еще
СССР, РФ - здесь проблема не просто интеллектуальной собственности, которая была в те
годы, но возникает такое понятие как «сиротские» произведения. Это достаточно тяжёлая
проблема, и агрегаторам цифрового контента порой просто не найти те издательства,
которые были при советской власти.
6
Copyright.ru [Электронный ресурс]. – URL: http://www.copyright.ru/
9
Список источников
Список научной и учебной литературы
1. А.Г.Серго Основы права интеллектуальной собственности для ИТ-специалистов/В.С.
Пущин – М.:Национальный Открытый университет «ИНТУИТ», 2016.
2. Право интеллектуальной собственности в цифровую эпоху: парадигма баланса и
гибкости / Е.А. Войниканис. – М.: ИД «Юриспруденция», 2014. – 552 с.
Дополнительные источники
3. Copyright.ru [Электронный ресурс]. – URL: http://www.copyright.ru/
10
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв