ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(Н И У «Б е л Г У»)
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ
КАФЕДРА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
РОЛЬ КИТАЯ В ПРОЦЕССЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ
ЭКОНОМИКИ
Выпускная квалификационная работа
обучающегося по направлению подготовки 38.03.01 Экономика
очной формы обучения, группы 06001405
Хоу Молань
Научный руководитель:
доц. кафедры
мировой экономики
Н.П.Шалыгина
БЕЛГОРОД 2018
Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1.История становления экономики Китая……………………………5
1.1Основные тенденции развития экономики Китая……..…………………….5
1.2 Основные факторы экономического развития КНР………………...………8
1.3Участие Китая в региональных интеграционных процессах……………...11
ГЛАВА 2.Анализ позиций Китая в мировой экономике………………,,…….14
2.1.Характеристика
внешнеторговой
политики
Китая
в
условиях
глобализации……………………………………………………………………..14
2.2 Динамика внешней торговли КНР……………….…………………………18
2.3 Исследование географической структуры внешней торговли КНР.……..23
ГЛАВА3. Российско-китайское инвестиционное сотрудничество……..……27
Заключение……………….………..……………………………………………35
Список используемой литературы…………………………..………………..37
2
ГЛАВА 1.История становления экономики китая
1.1Основные тенденции развития экономики Китая
Китайская Народная республика – государство в Восточной
Азии,
занимающее третье место в мире по размерам территории, уступая России и
Канаде. Площадь Китая составляет 9 596960 км2, или одну пятнадцатую
поверхности Земли, занятой сушей. Однако большую часть страны (2/3)
занимают горы и полупустыни, так что для сельскохозяйственной обработки
пригодны лишь 1/10 часть земель. Демографические ресурсы Китая не имеют
себе равных в мире: численность населения страны превышает 1,4 млрд. чел.
После провозглашения 1 октября 1949 г. КНР страна пережила эпоху
крупномасштабной индустриализации, которая наряду с увеличением
объемов сельскохозяйственного производства превратила Китай в аграрноиндустриальную державу, вошедшую в конце XX века в первую десятку
наиболее мощных стран мира.
В декабре 1978 года третьим пленумом ЦК КПК одиннадцатого созыва
былприняткурс на реформы и открытость китайской экономики. Реформы и
политика открытости проводились постепенно, в ходе поиска путей и форм
их реализации, осознания достижений и упущений, преодоления проблем и
противоречий, возникавших на каждом новом этапе решения поставленных
3
задач. Приходилось порой существенно менять многие взгляды и установки,
уточнять сложившиеся представления о процессах, происходящих в стране
и мире. За прошедшие годы в Китае произошли огромные изменения, по
достоинству названные в стране и за ее пределами историческими[5, с. 99].
Выделяется пять основных этапов развития экономики Китая.
Первый этап: 1979-1984 гг. Главное его достижение – завершение
«культурной революции» и переход к решению актуальных проблем
развития страны. Властью была обеспечена нормализация положения во всех
областях
общественной
жизни
после
разрушительной
«культурной
революции», но никаких новаторских мер пленум не предусмотрел. В центре
деятельности был поставлен подъем производительных сил. Экономическая
политика партии мыслилась в точном соответствии с традиционными
нормами плановой экономики.
Начиная с 1979 г. Китай взял курс на переход от закрытого общества к
открытому в расчете на приток иностранных инвестиций в страну для
модернизации и развития промышленного производства. Географическая
близость Гонконга была основным преимуществом для иностранных
компаний, которые начали размещать в Китае трудоемкие сборочные
производства, ориентированные на экспорт.
Для стимулирования инвестиций китайское правительство создало 4
особые экономические зоны: Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу и Сямэнь, куда и
направились потоки прямых иностранных инвестиций Гонконга, Тайваня и
США[16, с. 234].
Второй этап: 1984-1992гг. В 1984 г. конкретизируется стратегическая
задача роста экономики страны: к концу столетия намечено увеличить ВВП в
четыре раза и обеспечить вхождение Китая в состав ведущих экономик мира.
Третий пленум ЦК КПК двенадцатого созыва принимает решение об
экономической реформе. Провозглашается переход к созданию в стране
планово-рыночной системы хозяйства под девизом «план – главное, рынок –
вспомогательное». На практике начали широко использоваться подрядные
4
формы хозяйственных связей в финансовой системе, в отношениях между
органами власти и предприятиями, между предприятиями и другими
структурами реального сектора экономики. Мелкие и средние предприятия
разрешено сдавать в аренду, передавать в собственность трудового
коллектива, на условиях подряда – частным лицам[24, с. 81].
Для обеспечения форсированного роста производства государство
резко увеличивает капиталовложения в основной капитал, вводит в
экономику чрезмерную массу ликвидности, что вызывает резкий рост цен.
Третий этап: 1992 - 2002 гг. В 1992 г. снимается установка на «плановотоварную» экономику. Страна переходит к строительству «социалистической
рыночной экономики» и реализации стратегии экспортной ориентации
экономики. Начинается кропотливая работа по модернизации основ
хозяйственной деятельности предприятий и их взаимоотношений с органами
управления и финансовой системой. Стимулируется приток в страну
иностранного капитала. Создаются особые районы по производству
экспортной
продукции,
где
концентрируются
прямые
иностранные
инвестиции. Сюда же направляется преобладающая часть национальных
капиталовложений.
Нацеленность
предприятий
на
первоочередное
удовлетворение потребностей зарубежного рынка вызывает множество
перемен в деле освоения новой техники и технологий, во внутризаводском
управлении. Возникает система изучения мирового рынка.
Четвертый этап: 2002 – 2007гг. Ознаменовался началом новой фазы
индустриализации.
С
одной
стороны
продолжает
реализовываться
экспортная стратегияэкономики, что требует дальнейшего наращивания
экспортного потенциала. Темпы его роста настолько высоки, что в стране
возникают излишние производственные мощности в некоторых отраслях
тяжелой промышленности. С другой стороны, развитие промышленности
сковывается неразвитостью внутреннего рынка, отсутствием мощного
внутреннего спроса[24, с. 86].
5
Пятый этап: с 2008 г. до настоящего времени. Подразумевает эпоху
«реформ и открытости», на третьем пленуме ЦК КПК семнадцатого созыва
принято решение «в основном создать единый механизм социальноэкономического развития города и деревни». Декларируется, что город,
промышленность должны помочь социально-экономическому подъему
сельского хозяйства, деревни, значительному повышению уровня и качества
жизни крестьянства. Впервые на политическом уровне признается, что
подъем в экономике происходил за счет деревни, но в результате она сама
оказалась в плачевном состоянии[16, с. 240].
Грядущие перемены в жизни общества намечено осуществлять,
сохраняя экспортную ориентацию.
Таким образом,с конца ХХ века внешняя политика, проводимая
Китаем,
характеризуется
открытостью,
что
способствовало
интернационализации китайской экономики и вовлеченности ее в мировую
глобализацию. Соответственно, открытость экономики привела к свободному
доступу на мировом рынке товаров и услуг, к источникам энергии и сырья,
инновационным технологиям и управленческому опыту.
1.2 Основные факторы экономического развития КНР
Первый фактор - эффективная роль государства в экономике, которое
активно влияло и влияет на протекающие процессы на всех этапах
экономической реформы. Проводимые в Китае экономические реформы под
руководством государства определяются термином «комплексная система
макроэкономического контроля, осуществляемая за счет экономических
рычагов». Китайские руководители постепенно шаг за шагом по мере
назревания необходимости строили рынок (институты, конкуренцию,
частную собственность) и параллельно поддерживали и модернизировали
госпредприятия.
В
Китае
для
реализации
реформ
политических течения «шоковая терапия» и «градуализма».
6
сложилось
два
Сторонники «шоковой терапии», включающей в себя четыре основных
элемента: либерализация цен, либерализация внешней торговли и валютного
курса, разгосударствление и приватизация госпредприятий, проведение
безинфляционной макроэкономической политики, считают, что этого
достаточно для быстрого выравнивания структуры цен до мирового уровня и
строительства
рыночных
институтов,
а
дальше
рынок
будет
сам
регулировать экономические процессы. Последователи «шоковой терапии»
понимают, что приватизация госпредприятий неизбежно будет вести к росту
безработицы до тех пор, пока частный сектор не начнет абсорбировать
избыточную рабочую силу. Поэтому чем короче будет переходный период,
тем скорее, по мнению сторонников «шоковой терапии», настанет
стабилизация экономики [7, с. 68].
Сторонники «градуализма» утверждают, что четыре вышеупомянутых
элемента «шоковой терапии» не обязательно вводить одновременно и
мгновенно. Они считают, что процесс должен проходить постепенно, сектор
за сектором, растягиваясь на многие годы, и в это время роль государства
исключительно
велика.
Подход
«градуализма»
определяетсячетырьмя
принципами. Во-первых, ценовая реформа может быть неполной и
постепенной (система параллельных цен в Китае). Во-вторых, появление
иностранных конкурентов на внутреннем рынке должно быть постепенным,
чтобы не привести к краху национальной промышленности. В-третьих,
приватизация госпредприятий не необходима на первом этапе реформ, а
частная собственность может развиваться не вместо государственной, а
вместе. В-четвертых, переход к рыночной экономике может осуществляться
без чрезмерно жесткой макроэкономической политики.
В зависимости от этапа формирования рыночных механизмов
изменялись функции китайского государства и особенно формы их
реализации. Прямые методы управления в Китае заменялись косвенными,
директивное
планирование
-
индикативным
планированием
и
прогнозированием, центр тяжести государственного вмешательства носился
7
с
микроэкономического
регулирования
и,
уровня
главное,
на
уровень
административные
макроэкономического
методы
регулирования
экономических процессов заменялись рыночными[7, с. 72].
Анализ показывает, что существовавшая на всех этапах китайских
реформ система государственного управления была адекватна задачам
экономической модернизации страны, что позволило превратить Китай в
современное мощное государство.
Второй фактор - значительные ресурсы рабочей силы при постоянном
повышении их качества и невысокой зарплате (избыточная рабочая сила на
рынке труда позволяла и позволяет удерживать заработную плату на низком
уровне).
Третий фактор - высокая доля сбережений и инвестиций (выше 30%
ВВП), дополненная эффективными стратегиями привлечения иностранных
инвестиций, в первую очередь в высокотехнологичные отрасли. По оценкам
многих китайских специалистов, инвестиции обеспечивали также около
трети прироста ВВП[1, с. 109].
Четвертый фактор - открытость экономики (кайфанчжэцэ), основанная
на экспортно-ориентированной модели развития, предполагающей за счет
роста валютной выручки повышение техно- и наукоемкой экономики,
освоение
новейших
информационно-коммуникационных
технологий,
внедрение современных схем промышленной логистики.
Пятый фактор - выгодное территориально-природное расположение.
Немаловажное значение в успехах Китая имеет географическое положение
его территории. В историческом процессе формирования своей территории
экспансия в южном и северо-западном направлении дала стране выход к
Тихому океану, на ее территории оказались кратчайшие наземные пути от
берегов Тихого океана в страны Европы. Китай располагает третьей в мире
территорией (после России и Канады)[1, с. 112].
На территории Китая находится ряд крупных топливных (нефть, уголь,
газ),
разнообразных
рудных
и
нерудных
8
месторождений
полезных
ископаемых (вольфрам, свинец, цинк, ванадий, титан, олово, молибден,
никель), а также строительных материалов (гипс, барит, фосфатные руды,
слюды,
асбест,
каолин).
По
потенциальным
гидроресурсам
Китаю
принадлежит первое место в мире. Однако в пересчете на душу населения
Китай не так уж богат природными ресурсами, особенно водными, лесными
и земельными (пахотно-пригодными) ресурсами.
Таким образом, китайская практика экономического роста проста и не
противоречит теории: за счет сбережений населения и зарубежных китайцев
(хуацяо) государство обустраивало инфраструктуру и стимулировало
создание новых рабочих мест в параллельном госсектору частном секторе,
который поставлял свою продукцию на экспорт, а валютную выручку
направлял на закупку новых технологий и модернизацию. Постепенно рос и
уровень потребления, что повышало внутренний спрос и стимулировало
приток новых инвестиций уже в лице мировых ТНК, которые активно
стремились к доступуна гигантский китайский рынок[7, с. 76].
1.3Участие Китая в региональных интеграционных процессах
В последнее десятилетие Китай совершил гигантский рывок в развитии
связей с мировым экономическим сообществом, в том числе путем
присоединения к существующим интеграционным группировкам. Особый
интерес вызывают набирающие силу интеграционные процессы в Азиатскотихоокеанском
регионе
(АТР),
являющемся
районом
бурного
экономического развития: на регион приходятся 30% населения мира, 60%
мирового производства, около 59% мировой торговли и более 40%
инвестиций.
В 1994 г. Китай стал членом Тихоокеанского Экономического Совета
(ТЭС), созданного в 1967 г. по инициативе Японии.Основной задачей ТЭС
было стимулировать торгово-экономические связи в регионе, главным
образом
на
уровне
частного
бизнеса,
9
реализовать
инициативы
по
«открытию» азиатского рынка, активизировать привлечение иностранных
инвестиций в рамках совместных проектов, зон свободной торговли и
предпринимательства. В последнее время ТЭС проявляет озабоченность
проблемой негативного влияния Китая на экологию соседних с ним стран,
что стало предметом обсуждения руководства организации с официальными
представителями Китая[17].
С 1986 г. Китай принял активное участие в деятельности периодически
созываемой конференции по вопросам торговли и развития в АТР ПАФТАД,
назначение которой обсуждение проблем координации деятельности ТЭС и
других
экономических
организаций
АТР.
Участники
объединения
подтверждают свою приверженность идее «открытого регионализма»,
принципу
открытости
в
деятельности
международных
торговых
организаций.
Деятельность ТЭС, СТЭС и ПАФТАД заложила основу для создания в
1989
году
Межправительственного
экономическое
сотрудничество»
форума
(АТЭС),
«Азиатско-тихоокеанское
наиболее
влиятельной
экономической организации в АТР и одной из наиболее значимых
интеграционных группировок в современном мировом хозяйстве. Китай стал
членом организации в 1993 г. С самого начала АТЭС рассматривала себя не
как политическое объединение, а как свободную «совокупность экономик».
В
рамках
АТЭС
инвестиционной
вырабатываются
деятельности,
региональные
экономического
правила
и
торговли,
технического
сотрудничества. Его основная цель формирование в регионе систем
свободной торговли [7, с. 129].
Динамично развиваются в последние годы экономические отношения
Китая со странами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, такв 2003
г. был подписан договор о дружбе и сотрудничестве между Китаем и
АСЕАН, в декабре 2004 г. соглашение о создании Зоны свободной торговли.
Китай
снизил
таможенные
пошлины
на
5375
наименований
импортируемых из АСЕАН товаров: средний уровень тарифов снизился с 9%
10
до 5,8%. Одновременно понизился уровень таможенных пошлин стран
АСЕАН в отношении импортируемых из КНР товаров.
За год после начала реализации проекта по созданию зоны свободной
торговли «Китай и АСЕАН» таможенный пункт г. Шэнь-чжэнь провинции
Гуандун стал крупнейшим в Китае по объему импорта из стран АСЕАН.
Как шаг к дальнейшей успешной интеграции стран-членов АСЕАН
специалисты расценивают принимаемые Китаем меры в направлении
обеспечения конвертируемости своей денежной единицы юаня, полагая, что
юань может вначале использоваться как единое расчетное средство в Зоне
свободной торговли между Китаем и АСЕАН, которая в этом случае уступит
по объему товарооборота лишь ЕС и Североамериканскому соглашению о
свободной торговле.
С 1997 г. происходят регулярные встречи руководителей «десятки» (10
стран АСЕАН) с лидерами стран Китая, Японии, Южной Кореи в формате
«АСЕАН +1» и «АСЕАН+3». При этом наибольшую активность проявляет
Китай. В январе 2008 г. состоялась встреча министров иностранных дел
АСЕАН, Китая, Японии и Республики Корея в формате «10+3». Была
принята Декларация об ускорении создания Сообщества АСЕАН и
превращении ассоциации в региональный блок наподобие ЕС [7, с. 136].
В декабре 2005 г. в столице Малайзии Куала-Лумпуре прошел
учредительный саммит Восточно-Азиатского Сообщества. Инициаторами
мероприятия стали страны-члены АСЕАН, а также Китай, Япония и Южная
Корея. Сообщество было создано на базе АСЕАН; в него вошли также Китай,
Япония, Южная Корея, Индия, Австралия и Новая Зеландия. Данное
сообщество, учитывая экономические и финансовые возможности его странчленов, способно стать серьезной экономической силой Восточной Азии.
В Китае позитивно оценивают процесс регионализации мировой
экономики,
находящий
выражение
в
формировании
и
укреплении
экономических блоков. Китайская сторона считает, что образование
региональных торгово-экономических структур послужит барьером на пути
11
распространения протекционизма по отношению к третьим странам. Особые
надежды возлагаются ею на АТЭС, на рынки которой приходится около 75%
объема китайского экспорта и импорта; 90% прямых инвестиций в КНР
осуществляется именно из стран АТЭС[17].
Активизируются интеграционные процессы и в Северо-Восточной
Азии (СВА), включающей в себя российский Дальний Восток (Приморский и
Хабаровский края, Амурскую, Магаданскую и Сахалинскую области и
Республику Якутия), Северо-Восток Китая (провинции Ляонин, Цзилинь и
Хэйлуцзян), КНДР, Республику Корея и Японию.
СВА располагает богатыми природными ресурсами, высокоразвитой
тяжелой промышленностью и техноемкими отраслями производства.
Основой экономического сотрудничества в СВА являются активные
торговые связи между Японией и КНР, КНР и Южной Кореей, Японией,
Южной Кореей и другими новыми индустриальными странами (НИС). В
последнее
время
в
качестве
фактора,
содействующего
росту
объединительных тенденций в регионе, называют и углубляющиеся торговоэкономические отношения между КНР и Россией[24, с. 308].
В 1996 г. Китай, Россия и четыре среднеазиатских государства:
Казахстан,
Киргизстан,
Узбекистан,
Таджикистан
объединились
в
Шанхайскую организацию сотрудничества. До определенного времени эта
организация занималась, главным образом, экономическими проблемами.
Был
утвержден
план
мероприятий
по
реализации
программы
многостороннего торгово-экономического сотрудничества, включающий
свыше 100 проектов, выдвинута идея создания Зоны свободной торговли.
Активизируя деятельность в рамках азиатских интеграционных
группировок,
Китай
не
исключает
появления
единого
азиатского
экономического пространства путем слияния, созданного на основе ШОС
экономического союза с Зоной свободной торговли между Китаем и АСЕАН.
Подобная
перспектива,
несомненно,
способствовала
бы
лидирующих позиций Китая в Азиатско-тихоокеанском регионе.
12
укреплению
Таким образом,процесс интеграции стран Азиатско-тихоокеанского
региона привел к образованию ряда организаций, к которым относятся:
Ассоциация
государств
Юго-Восточной
Азии
(АСЕАН),
Межправительственный Форум «Азиатско-тихоокеанское сотрудничество»
(АТЭС), ВосточноАзиатское Сообщество (ВАС), Шанхайская Организация
Сотрудничества
(ШОС),
а
также
неправительственные
организации
Тихоокеанский Экономический Совет (ТЭС), Совет по тихоокеанскому
сотрудничеству (СТЭС), Тихоокеанская конференция по торговле и
развитию (ПАФТАД),Боаоский Азиатский Форум (БАФ).
ГЛАВА 2.Анализ позиций Китая в мировой экономике
2.1.Характеристика внешнеторговой политики Китая в условиях
глобализации
С
конца
ХХ
века
внешняя
политика,
проводимая
Китаем,
характеризуется открытостью, что способствовало интернационализации
китайской экономики и вовлеченности ее в мировую глобализацию.
Соответственно, открытость экономики привела к свободному доступу на
мировом рынке товаров и услуг, к источникам энергии и сырья,
инновационным технологиям и управленческому опыту. Однако, развитие
экономики Китая в условиях глобализации повысило ее зависимость от
общемировых процессов, к которым относятся колебания валютных курсов,
изменение рыночной конъюнктуры и мировых финансово-экономических
кризисов.
Мировой финансово-экономический кризис 2014-2015 гг., связанный с
колебаниями валютных курсов и снижением цен на энергоресурсы,
введением санкционного режима между Россией и странами ЕС и США,
продемонстрировал то, что Китай явился важной частью глобальной
экономической
системы,
укрепив
свои
отношения с Россией.
13
промышленно-экономические
Несмотря на кризисные явления, конкурентоспособность экономики
Китая
поддерживается
и
усиливаетсяполитической
средой,
а
также
продолжающимся ростом прямых инвестицийв науку, развитие технологий,
образование
и
инфраструктуру.Конкурентоспособность
производства
развивающихся стран, включая Китай,будет продолжать повышаться, в связи
с чем, зарекомендовавшим себя в XX-ом веке«образчикам» высокого
качества, таким как США, Германии и Японии будет сложноудержать
лидерство. На рис. 2.1 оценим объем промышленного производства между
Китаем, США и Японией за период 2008-2016 гг.[32].
Рис. 2.1 Динамика валового объема промпроизводства Китая, США и
Японии, млрд. долл.США
По данным рис. 2.1 видно, что в 2008 году Китай обладал
минимальным объемом 613 промышленного производства в сравнении с
США - 1630 и Японией - 932 млрд. долл. США. При этом за 8 лет, объем
производства Китая вырос более, чем в 4 раза и составил 2566, а у США –
1993
и
Японии
1111
млрд.
долл.
США.,
что
говорит
о
росте
конкурентоспособности китайской экономики, относительно экономик
развитых стран и положительными влияниями глобализации на рост объема
промышленного производства.
14
Кризис 2014-2015 гг. явился существенным внешним фактором,
который определил стратегию экономического развития Китая. Основной
реформой экономики Китая является включение юаня в корзину валют СДР
(по решению МВФ), что будет способствовать укреплению международных
позиций китайской валюты и китайской экономики в целом. Таким образом,
произойдет стратегическое изменение мирового статуса юаня, что является
перспективным в усилении влияния Китая в процессах глобализации
мировой экономики.
Поэтому в связи с решением МВФ китайское правительство обязано
ускоренно
реформировать
финансово-экономическую
систему,
чтоб
свободно перейти к свободной конвертируемости юаня нетолько по
внешнеторговым операциям, но и по капитальным банковским счетам в срок
до 2020 года.
Поэтому, в связи с описанными выше реформами экономический рост
Китая несколько замедлился, что представим в таблице 2.1[32].
Таблице 2.1
Динамика показателей социально-экономического развития Китая в
2014-2016 гг.
Наименование показателя
Темпы прироста ВВП, %
Доля первичного сектора в ВВП, %
Доля вторичного сектора в ВВП, %
2014
6,5
9,01
40,66
2015
7,4
9,17
42,64
2016
6,9
8,99
40,53
Доля третичного сектора в ВВП, %
Объем внешней торговли, трлн.
долл.
Экспорт, трлн. долл.
Импорт, трлн. долл.
Общий объем розничных продаж
потребительских товаров, %
Общий объем инвестиций
в основные фонды, %
Общий располагаемый доход
на душу населения, долл.
Индекс потребительских цен, %
47,75
48,19
50,47
3,97
4,19
3,75
2,09
1,88
2,28
1,91
2,16
1,59
10,55
12,02
10,71
13,69
15,32
10,01
3125
3200
3348
2,0
2,0
1,4
15
Из таблицы 2.1 видно, что максимальный рост ВВП в Китае был в 2015
году и составил 7,4%, при этом в 2016 году произошло его снижение на 0,5%
и составило 6,5%. Объем внешней торговли составил в 2014 году – 3,97 трлн.
долл., в 2015 году – 4,19 трлн. долл., в 2016 году – 3,75 трлн. долл. При этом
экспорт снизился в 2016 году до2,16 трлн. долл., максимум в 2015 году – 2,28
трлн. долл.; а импорт снизился до 1,59 трлн. долл., максимум в 2015 году –
1,91 трлн. долл. Негативную тенденцию показало снижение инвестиций в
основной капитал на 5,31% в 2016 году и составило 10,01%. Незначительно
возрос располагаемый доход на душу населения на 148 долл., а инфляция
снизилась с 2,0% до 1,4%, что является положительным внутри экономики
Китая.Таким образом, в 2016 году произошло снижение практически всех
основных экономических показателей Китая, при этом темп роста ВВП
составил 6,9%, а сам ВВП в 2016 году составил 67,8 трлн. юаней (примерно
10,4 трлн. долл.). Однако, несмотря на то, что ВВП снизился с 7,4% до 6,9%
для китайской экономики весом в 10 трлн. долл., прирост ВВП составил 700
млрд. долл.
Соответственно, важную роль играет ВВП экономики Китая в мировой
экономики, что представим на рис. 2.2[14].
Рис. 2.2 Динамика доли экономики Китая в мировом ВВП в 1990–2018 гг., %
Итак, из рис. 2.2 видно, что доля китайского ВВП в мировом ВВП за
период 1990-2018 гг. неуклонно возрастает, так если в 1990 году его доля
16
составила 1,7%, то уже в 2000 году – 3,7%, в 2005 году – 5%, в 2010 году –
9,3%, а согласно прогнозу на 2018 год – 14,2%.
Модернизация китайской экономики, переход на инновационный путь
развития требует и новых подходов к осуществлению внешнеэкономических
связей, в том числе структурной перестройки внешнеторговых механизмов,
продвижении на внешний рынок высокотехнологичных, наукоемких товаров.
2.2 Динамика внешней торговли КНР
Китайским руководством на период 2015-2020 гг. поставлены новые
стратегические цели и задачи по развитию внешней торговли страны,
преимущественно экспортно-ориентированной, что позволит Китаю играть
значительную роль в деле модернизации народного хозяйства, его
дальнейшей индустриализации на основе инновационных подходов и
технологий.Таким образом, ориентация внешней торговли Китая в «новом»
экономическом
развитии
должна
базироваться
не
на
сырьевую
и
экстенсивную экономику, с упором на трудоемкие продукты, а новую
китайскую экономику, нацеленную на рост преимущественно за счет
высокотехнологичных
производств,
роста
производительности
труда,
повышения степени и качества добавленной стоимости продукта.
Объем внешнеторгового оборота Китая, а также экспорт и импорт
представим в таблице 2.2 и на рис. 2.3[14].
Таблица2.2
ДинамикаразвитиявнешнейторговлиКитаяв2012-2016 гг.,млрд.долл.
Годы Оборотвнешнейторговли Экспорт Импорт
2012
г.
2013
г.
2014
г.
2015
г.
2016
г.
2905,1
3639,6
3971,2
4190,2
1578
1898,6
2091,1
2281,2
1327,1
1741
1880,1
1910
3751,3
2160,3
1591
17
Темп роста по сравнению с
предыдущим годом,%
Общий Экспорт Импорт
100,0
100,0
100,0
125,3
120,3
131,2
109,1
110,1
108,0
105,5
109,1
101,6
89,5
94,7
83,3
4500
3971,2
3000
3751,3
3639,6
4000
3500
4190,2
2905,1
2500
2000
1578
1327,1
1500
1898,6
1741
2091,1
2281,2
1910
1880,1
2160,3
1591
Оборот внешней торговли
Экспорт
Импорт
1000
500
0
2012 г.
2013 г.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
Рис. 2.3 Объем внешнеторгового оборота Китая, млрд. долл. США
Так, по данным таблицы 2.2 и рис. 2.3 видно за период 2012-2015 гг.
общий оборот внешней торговли Китая имел стабильный темп роста с 2905,1
млрд. долл. до 4190,2 млрд. долл. При этом максимальный прирост был в
2013 году – 25,3%. В 2016 году внешнеторговый оборот Китая снизился
3751,3 млрд. долл., а снижение составило 10,5% по сравнению с 2015 годом.
Внешняя торговля Китая ориентирована на экспорт, поэтому он также
возрастал за период 2012-2015 гг. с 1578 млрд. долл. до 2281,2 млрд. долл.,
максимальный прирост в 2013 году – 20,3%. В 2016 году экспорт товаров из
Китая составил 2160,3 млрд. долл., снизившись в сравнении с 2015 годом на
120,9 млрд. долл. или на 5,3%.
Импорт внешней торговли Китая также имел тенденцию роста в период
2012-2015 гг. с 1327,1 млрд. долл. до 1910 млрд. долл., максимальный
прирост в 2013 году и составил 31,2%. В 2016 году импорт снизился до 1591
млрд. долл. или на 16,7%.
Таким образом, основой экономического роста и развития Китая
является внешняя торговля, потому что обилие дешевой рабочей силы
позволило Китаю конкурировать на мировом уровнево многих трудоемких
отраслях,
продукция
которых
составляет
значительную
долю
егомеждународной торговли. Поэтому на рис. 2.4 целесообразно представить
структуру основных стран-партнеров Китая по внешней торговле[30].
18
12%
28%
ЕС
20%
США
Япония
АСЕАН
Другие
25%
15%
Рис. 2.4 Внешнеторговые партнеры Китая, %
Итак, основными партнерами по внешней торговле Китая являются
страны ЕС – 28%, затем США – 25%, страны АСЕАН – 20%, Япония – 15% и
другие страны – 12%. На долю стран ЕС и США приходится свыше 70%
закупок техники и 90% технической документации и «ноу-хау». При этом
основная часть китайских закупок машин, оборудования за рубежом
приходится на долю Японии, что объясняется географической близостью и
активной политикой стимулирования экспорта, проводимой японским
правительством, которое предоставляет Китаю финансирование закупок на
льготных условиях, что помогает тому оплачивать дорогостоящий импорт.
На долю Японии приходится в среднем около 50% китайских закупок машин
и оборудования. Особое место среди ведущих партнеров КНР занимал
Гонконг. Гонконг превратился в основную реэкспортную базу китайских
товаров на рынки западных стран. Около 30% реэкспортируемых через
Гонконг товаров направлялось в США, страны ЕС, Японию.
В целом торговая политика Китаяносит весьма активный, даже
экспансионистский, характер, она направленана защиту национальных
производителей, всемерную поддержку экспортеров и усиления китайских
позиций нарынках всех государств. Экспорт Китая представим на рис. 2.5.
19
Машины и оборудование
1,38
1,74
Изделия из текстиля и трикотажа
12,72
1,48
Химические товары
1,51
Мебель, матрацы, осветительные приборы
1,81
Продукты питания
2,28
Изделия из черных металлов
2,74
2,98
50,96
Обувь
Черные металлы
3,8
Игрушки, спортивный инвентарь
8,2
Минеральное топливо, нефть, нефтепродукты
Цветные металлы
8,41
Изделия из кожи
Прочие товары
Рис. 2.5 Товарная структура экспорта Китая в 2016 году, %
Итак, из рис. 2.5 видно, что наибольший удельный вес в структуре
экспорта Китая принадлежит машинам и оборудованию – 50,96%, изделиям
из текстиля и трикотажа – 8,41%, химическим товарам – 8,2%, наименьший
удельный вес принадлежит изделиям из кожи 1,38%, цветным металлам –
1,48% и минеральному топливу, нефти и нефтепродуктам – 1,51% [33].
На рис. 2.6 представим импорт Китая за 2016 год.
Машины и оборудование
Минеральное топливо, нефть,
нефтепродукты
Химические товары
15,15
2,12
0,95
Руды, шлаки, зола
1,28
41,84
4,02
Цветные металлы
Черные металлы
7,35
Масличные семена и плоды
10,08
Бумажная масса, целлюлоза
Прочие товары
17,21
Рис. 2.6 Товарная структура импорта Китая в 2016 году, %
Итак, из рис. 2.6 видно, что наибольший удельный вес в структуре
импорта Китая принадлежит машинам и оборудованию
20
– 41,84%,
минеральному топливу, нефти и нефтепродуктам – 17,21%, химическим
товарам – 10,08%. Наименьший удельный вес в структуре импорта занимает
бумажная масса, целлюлоза – 0,95%, черные металлы – 1,28% и масличные
семена и плоды – 2,12%[33].
Таким образом, Китай благодаря развитости внешней торговли активно
заполняет свободные сектора экономики стран-партнеров по внешней
торговле, благодаря дешевой рабочей силе, инвестициям в нематериальные
активы
и
переходя
повседневной
из
продукции
производителя
дешевой
и
некачественной
в
крупнейших
производителей
одного
из
высокотехнологичной качественной продукции, конкурируя с такими
гигантами как Япония, Южная Корея и США
Таким образом, КНР сохраняет за собой мировое лидерство по выпуску
различных видов промышленной продукции, в том числе автомобилей,
стального проката, цемента, радиоэлектронной продукции и др. С 2014 г.
КНР занимает третью позицию в мире по экспорту вооружений (после США
и России).
2.3Исследование географической структуры внешней торговли
КНР
Китайская
экономика
посредством
экономических
реформ,
либерализации торговли и инвестиционной активности смогли превратить
Китай в мощную торговую державу, в соответствии с чем, среднегодовой
рост общего внешнеторгового оборота за 2012-2016 гг. составил 20,86%,
экспорта – 19,7%, импорта – 16,9%.
Китай вступил в ВТО в декабре 2001 года, что в значительной мере
повлияло на его внешнеторговые процессы. В рамках сотрудничества Китая
и ВТО произошло снижение импортных тарифов с 15,5% до 9,7%, при этом
тарифы по сельскохозяйственной продукции снизились до 15,1%, по
промышленной продукции – до 9,1%.
21
К основным мерам регулирования экспорта Китая относятся: тарифные
меры, применяемые при вывозе продукции с территории КНР за рубеж.
Также существует порядок лицензирования экспорта, который определяется
Минкоммерции КНР совместно с Главным таможенным управлением КНР.
Также в КНР существует режим экспортного квотирования, который
распространяется на сырьевые товары (уголь, цветные и редкоземельные
металлы), сельскохозяйственные товары зерновой группы (рис, кукуруза).
В настоящее время Китаем продолжается регуляция импортноэкспортных таможенных пошлин, главным образом, это относится к тарифам
наибольшего благоприятствования, ежегодные временные ставки, ставки по
соглашениям, льготные ставки, правила и положения по пошлинам и
ставкам. Именно, использование данных экономических мер, которые
направлены на усиление экономического развития Китая в сотрудничестве с
ВТО, позволило увеличить объемы экспорта и импорта, а также величину
торгового баланса, что привело к расширению географии внешней торговли
КНР.
В Китае действуют пять специальных экономических зон (Шэньчжэнь,
Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь, Хайнань, а также приравненный к ним по статусу
Новый район Пудун (Шанхай)), 186 зон технико-экономического развития,
90 зон новых и высоких технологий, 13 свободных таможенные зон, 15 зон
приграничного экономического сотрудничества. Применяются льготы в виде
льготной ставки налога на прибыль и 5-летние «налоговые каникулы» с
полным или частичным освобождением от уплаты данного налога (первые 2
года – налог не взимается, последующие 3 года – 50% от действующей
ставки).
Основные страны-партнеры Китая по экспорту и импорту представим в
таблицах 2.3 и 2.4[14].
Таблица 2.3
Динамика импорта Китая по основным странам-партнерам в 2014-2016 гг.
22
2014 г.
Страна
Япония
Южная Корея
Тайвань
США
Германия
Австралия
Малайзия
Бразилия
Саудовская Аравия
Россия
2015 г.
2016 г.
объем,
прирост по
объем,
прирост по
объем, млрд.
млрд. долл. сравн. с млрд. долл. сравн. с
долл. США
США
2014 г., %
США
2015 г., %
176,74
194,59
10,1
177,81
-8,6
138,36
162,71
17,6
168,65
3,6
115,77
124,92
7,9
132,18
5,8
102,13
122,15
19,6
132,89
8,8
74,29
92,72
24,8
91,91
-0,9
61,14
82,72
35,3
84,58
2,3
50,44
62,14
23,2
58,29
-6,2
38,13
52,35
37,3
52,3
-0,2
32,83
49,47
50,7
54,82
10,8
25,95
40,38
55,6
44,1
9,2
Из данных таблицы 2.3 можно сделать вывод, что основными
импортерами Китая являются Япония, импорт в которую составил в 2014
году – 176,74 млрд. долл., в 2015 году – 194,59 млрд. долл., в 2016 году –
177,81 млрд. долл., при этом к концу периода импорт я Японией снизился на
8,1%.Импорт в Южную Корею возрос за период 2014-2016 гг. с 138,36 млрд.
долл. до 168,65 млрд. долл., в целом на 3,6%, в Тайвань возрос с 115,77 млрд.
долл. до 132,18 млрд. долл., в США возрос с 102,13 млрд. долл. до 132,89
млрд. долл.
Импорт из Китая в Россию в 2014 году составил 25,95 млрд. долл., в
2015 году – 40,48 млрд. долл., в 2016 году – 44,1 млрд. долл., таким образом
за период прирост составил более 60%, что свидетельствует о том, что
правительство РФ активно развивает свои внешнеторговые отношения с
КНР, в рамках взаимовыгодного сотрудничества в условиях введения
пророссийских санкций ЕС и США и контрсанкций со стороны России.
Таблица 2.4
Динамика экспорта Китая по основным странам-партнерам в 2014-2016 гг.
23
2014 г.
Страна
США
Гонконг
Япония
Южная Корея
Германия
Нидерланды
Индия
Великобритания
Россия
2015 г.
2016 г.
объем,
прирост по
объем,
прирост по
объем, млрд.
млрд. долл. сравн. с млрд. долл. сравн. с
долл. США
США
2014 г., %
США
2015 г., %
283,4
324,49
14,5
351,48
7,9
218,26
268,02
22,8
323,53
20,7
121,06
148,3
22,5
151,65
2,3
68,76
82,92
20,6
87,68
5,7
68,06
76,43
12,3
69,22
-9,4
49,71
59,5
19,7
58,9
-1
40,92
50,54
23,5
47,67
-5,7
38,77
44,12
13,8
46,3
4,9
29,6
38,9
31,4
44,06
13,2
Итак, по данным таблицы 2.4 можно сделать вывод, что основными
экспортерами Китая являются США, Гонконг и Япония. Так, объем экспорта
Китая в США составил в 2014 году – 283,4 млрд. долл., в 2015 году – 324,49
млрд. долл., в 2016 году – 351,48 млрд. долл., таким образом, прирост
составил более 23% за анализируемый период. Экспорт Гонконгу за период
2014-2016 гг. увеличился с 218,26 млрд. долл. до 323,53 млрд. долл., прирост
составил 43%. Китайский экспорт в Японию увеличился с 121,06 млрд. долл.
(2014 год) до 151,65 млрд. долл. (2016 год), соответственно прирост составил
25%.
Экспорт из Китая в Россию составил в 2014 году – 29,6 млрд. долл., в
2015 году – 38,9 млрд. долл., в 2016 году – 44,06 млрд. долл., соответственно
прирост составил 45%, что свидетельствует о росте экспорта из Китая в РФ в
рамках их экономического сотрудничества и развития[14].
24
ГЛАВА 3.Российско-китайское инвестиционное сотрудничество
На современном этапе активизация инвестиционного взаимодействия
является одним из приоритетов развития российско-китайского торговоэкономического сотрудничества. Вместе с тем, масштабы взаимных
инвестиций пока значительно отстают от объемов двусторонней торговли.
При этом инвестиционные вложения Китая в российскую экономику почти в
10 раз превосходят инвестиции России в Китай, что представлено в таблицах
3.1 и 3.2.
Китай занимает 4 место по общему объему накопленных инвестиций в
Россию (8,4% от общего объема инвестированного в Россию в 2016 г.
капитала после Кипра, Нидерландов и Люксембурга). По состоянию на конец
25
2016 г. объем накопленных китайских инвестиций в экономику России
составил 32,13 млрд. долл. США (прирост на 16,33% по сравнению с 2014 г.),
в том числе прямых - 1,7 млрд. долл. США (+ 20,88%).
За 2016 год объем поступивших китайских инвестиций в экономику
России составил 5,03 млрд. долл. США (рост на 58% по сравнению с 2014 г.),
в том числе прямых - 253,8 млн. долл. США (+19,6%) [31].
Таблица 3.1
Динамика объема накопленных китайских инвестиций в экономику
России в 2014-2016 гг., тыс. долл. США
2014
2015
2016
Темп роста
2016/2014, %
27 619 196,03
27 919 642,24
32 130 454,28
116,33
1 388 868,15
1 460 817,20
1 678 913,62
120,88
26 226 714,82
26 458 023,36
30 876 749,29
117,73
Наименование
ВСЕГО накопленных
инвестиций
Прямые инвестиции,
всего
Прочие инвестиции,
всего
По состоянию на конец 2016 г. объем накопленных российских
инвестиций в экономику Китая составил 55,89 млн. долл. США (сокращение
на 68,57% по сравнению с 2014 г.), в том числе прямых - 38,96 млн. долл.
США (рост относительно 2014 года – 89,17%, а сокращение относительно
2015 года – 42,25)
За тот же 2016 год объем поступивших российских инвестиций в
экономику Китая составил 1,7 млрд. долл. США (прирост на 3,9% по
сравнению с 2014 г.), в том числе прямых - 36,32 млн. долл. США
(сокращение на 15,4 %) [31].
Таблица 3.2
Динамиканакопленных российских инвестиций в экономику Китая в
2014-2016 гг., (тыс. долл. США)
26
2014
2016
2016
Темп роста
2016/2014, %
177 822,58
112 979,62
55 885,69
31,43
20 594,89
67 353,02
38 959,55
189,17
157 227,70
45 626,61
16 926,14
10,77
Наименование
ВСЕГО накопленных
инвестиций
Прямые инвестиции,
всего
Прочие инвестиции,
всего
По состоянию на сегодняшний день реализуются крупные совместные
инвестиционные проекты: активно идут проектно-изыскательские работы по
сооружению высокоскоростной железнодорожной магистрали «МоскваКазань», Китайская национальная нефтегазовая корпорация и Фонд
Шелкового пути вошли в капитал проекта по сжижению природного газа
«Ямал-СПГ», Российско-Китайский инвестиционный фонд, соинвестором
которого является Китайская инвестиционная корпорация, приобрел 10%
акций крупнейшей в России сети детских супермаркетов «Детский мир»,
«Синопек Групп» приобрела 10% ПАО «Сибур Холдинг», ПАО «ГМК
«Норильский никель» и HighlandFund подписали пакет юридически
обязывающих соглашений в отношении инвестиции в размере 100 млн.
долларов в проект «Быстринский ГОК».
В России с китайским участием активно сооружаются цементные
заводы, автопроизводства, реализуются проекты в сфере сельского хозяйства,
лесопереработки и др. В Китае с участием ПАО «Сибур Холдинг»
сооружается завод по производству бутадиен-нитрильных каучуков в
Шанхае, с участием Группы «Ви Холдинг» идет создание производства по
глубокой переработке алюминия в провинции Хэнань[13, с. 52].
Основными сферами китайских капиталовложений в России являются
энергоресурсы, сельское и лесное хозяйство, строительство и производство
стройматериалов,
торговля,
легкая
и
текстильная
промышленность,
производство бытовой электротехники, услуги и др.
Основные направления инвестиционных потоков России в Китай логистика, транспортные перевозки, строительные технологии, сфера
27
производства. По состоянию на 2016 год суммарное число российских
инвестиционных проектов в Китае достигло порядка 2 тысяч, что показывает
рост интереса российского среднего и малого бизнеса в Китае. Но данные,
характеризующие суммарные вложения российского капитала в китайскую
экономику могут быть неточными. Это связано с тем фактом, что порой
финансовые средства поступают из России в Китай через оффшорные
компании,
расположенные
в
других
юрисдикциях
с
льготным
налогообложением.
Руководителями России и Китая поставлена задача по доведению
объема китайских прямых инвестиций в экономику России до 12 млрд. долл.
к 2020 году. В целях усиления координации двустороннего взаимодействия в
указанной сфере и устранения системных барьеров на пути движения
инвестиций создана Российско-Китайская Межправительственная комиссия
по инвестиционному сотрудничеству, действующая с российской стороны
под
руководством Первого
заместителя
Председателя
Правительства
Российской Федерации И.И.Шувалова и с китайской - Заместителя Премьера
Госсовета КНР ЧжанГаоли[13, с. 55].
Целый
ряд
инвестиционных
проектов
прорабатывается
Минэкономразвития России совместно с Госкомитетом КНР по развитию и
реформе в рамках реализации Программы сотрудничества между регионами
Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и северовостока Китайской Народной Республики на 2009-2018 годы (далее Программа), утвержденной главами двух государств в сентябре 2009 г.
В 2014-2016 гг. проведена существенная работа по актуализации
российской части списка ключевых проектов сотрудничества Программы. В
актуализированный Перечень проектов с российской стороны вошло 34
проекта, реализуемых и планируемых к реализации на территории 12
субъектов Российской Федерации.
Отдельного внимания заслуживает созданный в 2012 году российскокитайский инвестиционный фонд, основной целью которого является
28
обеспечение выходной доходности инвестиций
способствуют
развитию
двустороннего
в проекты, которые
торгово-экономического
сотрудничества между Россией и Китаем.
Фонд был создан Российским Фондом Прямых Инвестиций (РФПИ) и
Китайской инвестиционной корпорацией. Фонд получил $ 2 млрд. в равной
доле от обоих фондов, дополнительные $ 2 млрд., как ожидается, будут
получены от внешних инвесторов.
Российско-китайский инвестиционный фонд фокусируется на проектах,
которые способствуют экономическому сотрудничеству между двумя
странами и будет инвестировать как минимум 70% своего капитала в
проекты в России и странах СНГ, и до 30% в Китае[20, с. 8].
Одной из последних сделок стала покупка фондом 23% акций группы
компаний «Детский мир» за 9,75 млрд. рублей. Согласно достигнутым
договоренностям, значительная часть инвестированных в рамках сделки
средств будет направлена на дальнейшее развитие группы компаний
«Детский
мир»,
в
частности,
на
строительство
дополнительных
логистических центров и расширение сети магазинов. Это позволит
существенно расширить новые форматы и каналы продаж детских товаров в
регионах России и СНГ. Помимо этого, в среднесрочной перспективе
рассматривается возможность выхода «Детского мира» на рынки других
стран.
Кроме того, Фонд одобрил порядка 15 сделок общей стоимостью 5
млрд. долларов, что станет еще одним большим шагом на пути увеличения
присутствия китайских инвестиций в российской экономике и наоборот.
Стоит также отметить возрастающую роль инновационных проектов, к
которым приковано большое внимание со стороны обоих государств. Сейчас
инновационный
сценарий
развития
экономики
России
определяется
Правительством Российской Федерации в качестве ключевого приоритета. В
настоящее время инновационное развитие достигло нового уровня в связи с
недавними событиями - введением американских и европейских санкций в
29
результате кризиса на Украине. В этой связи, ускоренная модернизация
экономики и увеличение темпов инновационного развития страны могут
стать
результатом
инвестиционного
сотрудничества
с
наиболее
перспективным в текущий момент партнером России в БРИКС - КНР.
Сотрудничество с Китаем в этом направлении может выступать в качестве
альтернативы для Российской Федерации. Доля высокотехнологичной
продукции в структуре российского экспорта промышленных товаров в 2015
году составила 8,4%, а аналогичный показатель Народной Республики Китая
составляет 26,3%. Кроме того, Китайская Народная Республика входит в
список 30-ти стран мира по уровню инновационной активности и является
лидером в этой сфере среди стран БРИКС. По состоянию на 2016 год Китай
занимает 2-е место в мире по расходам на НИОКР после США, а 385
компаний из списка FortuneGlobal 500 имеют исследовательские центры на
территории КНР[10, с. 12].
Россия и Китай показывают взаимную заинтересованность в развитии
сотрудничества, рост инвестиций и реализации совместных проектов. Россия
заинтересована в том, что китайский бизнес более активно вкладывал
средства не только в предприятия энергетической отрасли, но и другие сферы
бизнеса. В настоящее время Россия и Китай имеют совместные проекты в 40
направлениях, общий объем инвестиций в них превышает 20 миллиардов
долларов. Так, например, Россия и Китай договорились о взаимной
эксплуатации спутниковых навигационных систем «Глонасс» и «Бэйдоу»
Страны
планируют
проводить
разработку
микросхем
(чипов),
навигационных приемников, навигационно-информационных платформ,
навигационного программного обеспечения, систем наземного сегмента и
сервисов применения. По оценкам экспертов, стоимость реализации проекта
составляет около $1,46 млрд.[13, с. 59].
Есть, по крайней мере, две основные причины, почему инновационное
сотрудничество является естественным стратегическим выбором для России
и Китая. Во-первых, обе страны рассматривают инновации как решение для
30
решения проблем экономического развития. Для России инновации являются
необходимым
инструментом,
способным
уменьшить
зависимость
отечественной экономики от экспорта природных ресурсов. Для Китая это
хорошо тем, что он сможет еще больше диверсифицировать свою структуру
экспорта и сократить долю экспортируемой недорогой продукции низкого
качества в пользу экспорта продукции высоких технологий. Во-вторых,
Россия и Китай обязаны сотрудничать друг с другом больше, интенсивно
наращивать взаимодействие, так как и их возможности для сотрудничества с
западными странами в сфере разработок стали резко ограничены с недавнего
времени. Россия является одним из главных источников инновационного
развития для Китая в качестве поставщика современного оборудования и
технологий. Китай, например, зависит экспорта российских двигателей для
военных самолетов.
Россия также играет важную роль в секторе атомной энергетики Китая:
ЗАО
«Атомстройэкспорт»
является
генеральным
подрядчиком
и
поставщиком оборудования для Тяньваньской АЭС. В связи с этим Россия
заинтересована в более глубоком сотрудничестве с Китаем в сферах, которые
касаются не только покупки или продажи высоких инновационных
технологий, но и совместной научно-исследовательской деятельности.
Прежде
всего,
это
экономически
выгодно:
российский
научно-
исследовательский сектор страдает от нехватки инвестиций, в этом случае
дополнительные средства от китайских бизнесменов будут как никогда
важными для поддержания жизнеспособности отечественной науки и
экономики.
За последние годы было заключено большое количество стратегически
важных для обеих стран соглашений. В 2014 году ЗАО «Русатом Оверсиз»
(дочерняя
компания
Госкорпорации
«Росатом»)
и
компания
CNNC
NewEnergy (Китай) подписали Меморандум о намерениях в области
сотрудничества по проекту создания плавучих атомных электростанций. В
том же году ПАО «Газпром» и китайская CNPC подписали соглашение об
31
экспорте российского газа на общую стоимость 400 млрд. долларов, согласно
которому России компания будет поставлять в течение 30 лет в Китай
ежегодно около 38 млрд.м3 газа. Соглашение предусматривает, что газ,
экспортируемый в Китай, будет добываться на новых месторождениях,
расположенных в Восточной Сибири - Ковыктинском и Чаяндинском, в
разработку
которых,
а
также
в
строительство
газопровода
крупномасштабные инвестиции будут осуществляться следующим образом:
российская сторона инвестирует 55 миллиардов долларов, а Китай - не менее
20 миллиардов долларов. В марте 2016 года ПАО «Газпром» и
BankofChinaLimited, LondonBranch заключили соглашение о предоставлении
кредита в размере 2 млрд. евро сроком на пять лет. В истории «Газпрома» это
крупнейшая сделка по объему финансирования, привлеченного напрямую у
одной кредитной организации, и первое двустороннее кредитное соглашение
с китайским банком[6, с. 128].
Один из ведущих мировых поставщиков инфокоммуникационных
решений, китайская компания Huawei является примером еще одной
успешной организации, работающей на российском рынке. В 2014 году было
подписано соглашение между Huawei и ОАО РЖД по научно-техническому
сотрудничеству, которое обеспечивает развитие и модернизацию сетей
беспроводной
связи
стандарта
GSM-R,
широкополосной
радиосвязи
стандарта LTE для нужд российской железной дороги.
Китайский инвестиционный фонд Cybernaut и российская частная
космическая компания «Даурия Аэроспейс» (резидент фонда «Сколково»)
намерены создать в Гонконге совместное предприятие по изготовлению
группировки из десяти спутников-фотографов, на их создание будет
выделено порядка $70 миллионов.
В начале 2016 года было подписано соглашение о создании
совместного
российско-китайского
инвестиционного
фонда
между
корпорацией РОСНАНО и компанией Zhongrong. Целевой объем капитала
32
под
управлением
совместного
инвестиционного
фонда
RUSNANO
ZhongrongUnitedInvestmentFund на первом этапе составит $500 млн.
Инвестиционный фокус фонда будет сосредоточен на проектах стадии
роста (Growth), направленных на применение, разработку и трансфер
передовых
технологий
в
Россию,
имеющих
отношение
к
электроэнергетической (включая ВИЭ) и нефтегазовой отраслям, а также к
микроэлектронике и биотехнологиям. Планируется, что инвестиции в
проекты и проектные компании будут осуществляться на территории России
(не менее 70%), Китая и других стран[13, с. 61].
Россия
и
Китай
сталкиваются
с
необходимостью
обновления
экономической сферы в настоящее время. Научно-технические инновации
реализуются как самостоятельно в обеих странах, так и в рамках
международного сотрудничества. Совместные русско-китайские проекты,
опирающиеся на инновационные научные разработки, позволят обоим
государствам уже в ближайшие годы выйти на новый уровень развития.
Итак,основными сферами китайских капиталовложений в России
являются энергоресурсы, сельское и лесное хозяйство, строительство и
производство
стройматериалов,
торговля,
легкая
и
текстильная
промышленность, производство бытовой электротехники, услуги и др.
Основные направления инвестиционных потоков России в Китай логистика, транспортные перевозки, строительные технологии, сфера
производства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Китайская Народная республика – государство в Восточной
Азии,
занимающее третье место в мире по размерам территории, уступая России и
Канаде. Площадь Китая составляет 9 596 960 км2, а численность населения
страны превышает 1,4 млрд. чел. Основными факторами развитиякитайской
экономики являются: эффективная роль государства; значительные ресурсы
рабочей силы при постоянном повышении их качества и невысокой
33
зарплате;высокая доля сбережений и инвестиций;открытость экономики,
основанная на экспортно-ориентированной модели развития.
С
конца
ХХ
века
внешняя
политика,
проводимая
Китаем,
характеризуется открытостью, что способствовало интернационализации
китайской экономики и вовлеченности ее в мировую глобализацию.
Соответственно, открытость экономики привела к свободному доступу на
мировом рынке товаров и услуг, к источникам энергии и сырья,
инновационным технологиям и управленческому опыту.
Темп роста ВВП Китая составил 6,9%, а сам ВВП в 2016 году составил
67,8 трлн. юаней (примерно 10,4 трлн. долл.). Однако, несмотря на то, что
ВВП в 2016 году снизился с 7,4% до 6,9% для китайской экономики весом в
10 трлн. долл., прирост ВВП составил 700 млрд. долл.Доля китайского ВВП в
мировом ВВП за период 1990-2018 гг. неуклонно возрастает, так если в 1990
году его доля составила 1,7%, то уже в 2000 году – 3,7%, в 2005 году – 5%, в
2010 году – 9,3%, а согласно прогнозу на 2018 год – 14,2%.
За период 2012-2015 гг. общий оборот внешней торговли Китая имел
стабильный темп роста с 2905,1 млрд. долл. до 4190,2 млрд. долл.,а в 2016
году внешнеторговый оборот Китая снизился до 3751,3 млрд. долл.
Внешняя торговля Китая ориентирована на экспорт, поэтому он также
возрастал за период 2012-2015 гг. с 1578 млрд. долл. до 2281,2 млрд. долл., ав
2016 году экспорт товаров из Китая составил 2160,3 млрд. долл.Импорт
внешней торговли Китая также имел тенденцию роста в период 2012-2015 гг.
с 1327,1 млрд. долл. до 1910 млрд. долл., а в 2016 году импорт снизился до
1591 млрд. долл.
Основными партнерами по внешней торговле Китая являются страны
ЕС – 28%, затем США – 25%, страны АСЕАН – 20%, Япония – 15% и другие
страны – 12%.
Основными импортерами Китая являются Япония, импорт в которую
составил в 2014 году – 176,74 млрд. долл., в 2015 году – 194,59 млрд. долл., в
2016 году – 177,81 млрд. долл., при этом к концу периода импорт с Японией
34
снизился на 8,1%.Импорт в Южную Корею возрос за период 2014-2016 гг. с
138,36 млрд. долл. до 168,65 млрд. долл., в целом на 3,6%, в Тайвань возрос с
115,77 млрд. долл. до 132,18 млрд. долл., в США возрос с 102,13 млрд. долл.
до 132,89 млрд. долл.Основными экспортерами Китая являются США,
Гонконг и Япония. Так, объем экспорта Китая в США составил в 2014 году –
283,4 млрд. долл., в 2015 году – 324,49 млрд. долл., в 2016 году – 351,48
млрд. долл., таким образом, прирост составил более 23% за анализируемый
период.
На современном этапе активизация инвестиционного взаимодействия
является одним из приоритетов развития российско-китайского торговоэкономического сотрудничества. Вместе с тем, масштабы взаимных
инвестиций пока значительно отстают от объемов двусторонней торговли.
При этом инвестиционные вложения Китая в российскую экономику почти в
10 раз превосходят инвестиции России в Китай.
Основными сферами китайских капиталовложений в России являются
энергоресурсы, сельское и лесное хозяйство, строительство и производство
стройматериалов,
торговля,
легкая
и
текстильная
промышленность,
производство бытовой электротехники, услуги и др.
Основные направления инвестиционных потоков России в Китай логистика, транспортные перевозки, строительные технологии, сфера
производства.
Список используемой литературы
1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения [Текст]:
2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2015. - 368 с.
2. Акопова А.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономика и
международные экономические отношения [Текст]: учебник. – Ростов-наДону: «Феникс», 2014. – 502 с.
35
3. Бауман З. Интеграция. Последствия для человека и общества [Текст]:
Пер. с англ. – М., Изд-во «Весь мир», 2013. – 269 с.
4. Бергер
Я.Н.
Экономическая
стратегия
Китая[Текст]:
учебно-
методическое пособие. - М.: Изд-во Форум, 2013. – 355 с.
5. Булатова A.C Мировая экономика [Текст]: Учебник / Под ред. проф.
А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2014. - 734 с.
6. Булатов А.С. Экономика внешних связей России [Текст]: Учебник для
предпринимателей. - М.: Финансы и статистика, 2015. – 298 с.
7. Глобализация экономики Китая[Текст]: учебник/под ред. В.В. Михеева.
- М.: Памятники исторической мысли, 2013 – 391 с.
8. Журавлева Г. П. Экономика [Текст]: Учебное пособие. – М.: Юристъ,
2014. - 254с.
9. Киреев А.Н. Международная экономика [Текст]: Учебное пособие.- 3- е
изд., перераб. и доп. – М.: Международная экономика, 2014. - 334с.
10. Ковалев А.А. Международное экономическое право и правовое
регулирование
международной
экономической
деятельности
[Текст]:
Учебное пособие. - М.: Научная книга, 2017. – 409 с.
11. Кудров В.М. Мировая экономика [Текст]: Учебное пособие. - М.: Бек,
2017. – 312с.
12. Кузьмин Д.В. Внешние и внутренние источники экономического роста
КНР [Текст]/Д.В. Кузьмин//Финансовая аналитика: проблемы и решения. –
2015. – №10. – С. 32-36
13. Кузык Б.Н., Титаренко М.Л. Китай-Россия – 2050[Текст]: стратегия
соразвития. - М.: Институт экономических стратегий, 2016. – 105 с.
14. Левченко Т.А., Чиповская И.С. Анализ структуры и динамики
внешнеторговых
связей
Китая
[Текст]/Т.А.
Левченко,
И.С.
Чиповская//Вестник МГОУ. – 2014. - №2. – С. 78-86
15. Международные экономические отношения. Интеграция [Текст]:
учебн. пособие для вузов/под ред. Ю.А. Щербанина, К.Л. Рожкова. - М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 128 с.
36
16. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран [Текст]: Под ред.
Колесова В.П., Осьмовой М.Н. - М.: Флинта, 2012. – 511 с.
17. Михеев В.М., Луконин С.И. Китай: внутренняя и внешняя политика
[Текст]:/ В.М. Михеев, С.И. Луконин// Мировая экономика и международные
отношения. – 2016. - № 6. – С. 24 – 34.
18. Мовсесян А. Г., Огнивцев С. Б. Мировая экономика [Текст]: Учебное
пособие.- 2- е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 347 с.
19. Николаева И.П. Мировая экономика [Текст]: Под ред. Николаевой И.
П. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 178с.
20. Обзор зарубежных финансово-экономических публикаций [Текст]. –
М.: Мосфинагентство, 2016. – 35 с.
21. Овчаренко Н.Е. Модели современных интеграционных процессов
[Текст]: Учебное пособие. - М.: Проспект, 2015. - 451 с.
22. Пебро М.Л., Международные экономические, валютные и финансовые
отношения. [Текст]: Учебное пособие. - М.: Папирус, 2012. - 456с.
23. Перская В.В. Интеграция и государство. [Текст]: Учебное пособие. –
М.: Изд-во РАГС, 2017. – 229 с.
24. Потапов М.А. Внешнеэкономическая модель развития стран Восточной
Азии[Текст]: учебник. - М.: Международные отношения, 2014 – 239 с.
25. Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения: учебник. –
СПб.: Питер, 2012. – 613 с.
26. Харламова В.И. Международная экономическая интеграция [Текст]:
учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 404 с.
27. Хейфец В.Л. Овденко А.А. Международная интеграция [Текст]:
Учебное пособие. - Спб.: ГУАП, 2013. - 568с.
28. Цзян ФэнГосударственное регулирование внешней торговли Китая
[Текст]: дис. … канд. экон. наук: 08.00.14Цзян Фэн. – Москва, 2014. – 185 с.
29. Экономическая теория [Текст]: учеб. для студентов вузов/Под ред. В.Д.
Камаева. — 12-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,
2017. — 591 с.
37
30. Всемирная торговая организация [Электронный ресурс]: аналитические
материалы. – Режим доступа: http://wto.org.ru/
31. Федеральная
служба
государственной
статистики
[Электронный
ресурс]: аналитические материалы. – Режим доступа: http://gks.ru/
32. Портал внешнеэкономической информации [Электронный ресурс]:
аналитические материалы. – Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/
33.Россия, Китай и США в цифрах [Электронный ресурс]: аналитические
материалы. – Режим доступа:http://chius.ru/
38
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв