М.А. Второв
студент ВШСГНиМК, maksimvtorov@mail.ru
Кафедра регионоведения, международных отношений и политологии САФУ
имени М.В.
Ломоносова, г. Архангельск
РОЛЬ КУЛЬТУРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РАМКАХ
ТРАНСГРАНИЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ И НОРВЕГИИ
На современном этапе развития международных отношений одной из
отличительных особенностей является тесная связь культурного и политического
процесса. Политика определяет основные направления культурной деятельности
людей, в то время как культура влияет на политические процессы путем
представления мировому сообществу своих взглядов на общественные ценности и
определяет образцы поведения, свойственные тому или иному народу.
На сегодняшний день, ввиду обострения отношений России со многими, в
основном, западными странами, которое выражается во введении экономических
санкций, именно культурное сотрудничество может стать той отправной точкой,
которая поможет восстановить партнерские отношения и наладить продуктивное
политическое и экономическое сотрудничество с другими странами [1].
Утвержденная в 2016 г. «Концепция внешней политики Российской
федерации»
уделяет
сотрудничеству
между
межцивилизационного
большое
странами,
диалога,
внимание
называя
достижения
международному
культурному
его
налаживания
«средством
согласия
и
обеспечения
взаимопонимания между народами» [2], а потенциал культуры называется
«эффективным инструментом сглаживания разногласий между государствами» [3].
С уверенностью можно сказать, что культура играет важную роль в становлении
имиджа государства на мировой арене и способна напрямую влиять на мнение
политических партнеров о России.
Первые шаги в установлении культурного трансграничного контакта между
Россией и Норвегией были предприняты в 1993 г. с принятием Киркенесской
декларации, в которой были приняты основы культурного сотрудничества в БЕАР.
В ней предполагалось, что культурное сотрудничество в регионе между странами
должно поощряться «с целью содействия конструктивному сотрудничеству и
добрососедским отношениям» [4]. Именно многолетнее трансграничное культурное
взаимодействие России и Норвегии оказало большое положительное влияние на
совместную политику двух стран и позволило эффективно развивать дружеские
отношения на протяжении длительного времени.
Последующие декларации 2003 г. и 2013 г. лишь подтвердили правильность
выбранных векторов развития в целом, и культурного сотрудничества в частности.
Декларация 2013 г. гласит: «Культура является важной частью Баренцева
сотрудничества и вносит бесценный вклад в сближение людей. Деятельность в этой
области способствует культурному многообразию, мультикультурному диалогу и
взаимодействию, а также региональному, социальному и экономическому
развитию» [5].
В связи с образованием Баренцева Евро-Арктического региона, норвежское
правительство предложило сформировать специальный Баренц секретариат,
который упрощал взаимодействие стран при воплощении как государственных
стратегий, так и исходящих с низа региональных идей трансграничного
взаимодействия [6]. 1 декабря 2006 г. Норвегия провозглашает «Стратегию
правительства Норвегии в северных регионах» [7]. Данная стратегия определяет
направленность Норвегии по отношению к северным странам в различных сферах
сотрудничества, включая культуру. Особое место в ней уделяется России. Согласно
данной декларации, взаимодействие и общение людей в регионе способно усилить
понимание и доверие между странами, что будет способствовать стабильности и
развитию северных районов.
В настоящее время, важным результатом всего вышесказанного является то,
что в культурном трансграничном сотрудничестве между Россией и Норвегией
проведена большая работа, выражающаяся в сотнях успешных культурных
мероприятиях, а также сформирован творческий актив, представляющий собой
заинтересованных граждан и организации, активно взаимодействующих в
культурной сфере между странами. Политика государств, когда-то уделивших
большие силы на культурное сотрудничество себя оправдала, сегодня все больше и
больше людей проявляют инициативу в культурном обмене. Необходимо понимать,
что это является важным фактором в установлении политических отношений между
странами, и необходимо и дальше, на государственном уровне поддерживать
региональные идеи сотрудничества. Тесная кооперация регионов в сфере культуры
является
необходимым
фактором
для
эффективного
экономического
взаимодействия, а в перспективе появляется возможность не просто обмениваться
культурным опытом, но и создавать новые культурные направления, которые
способны стать той вехой в отношении стран, после которой невозможно будет
воспринимать два народа как непохожие и чуждые друг другу, что положительно
скажется на отношениях между Россией и Норвегией в целом.
Современные трансграничные отношения, в области культуры в том числе, во
многом стали возможны благодаря существованию Норвежского Баренцева
секретариата, основной задачей которого является помощь в осуществлении
совместных норвежско-российских проектов. Основная помощь заключается в
частичном финансировании проектов и в оказании консультационных услуг.
В 2017 г. Баренцев секретариат одобрил 207 проектов из 293 заявленных,
наибольшую денежную поддержку из которых получили проекты, связанные с
образованием и повышением компетенции (10 765000 норвежских крон) и
культурные проекты (9 911000 норвежских крон). Но по количеству проектов первое
место занимает именно проекты из категории культуры (63). Всего на все проекты
было выделено 41 955000 норвежских крон [8]. Эта статистика говорит о том, что на
уровне регионального сотрудничества культурному взаимодействию отдается одна
из главенствующих ролей. Такое положение дел означает, что сферу культуры
просто необходимо использовать для укрепления межнациональных отношений
путем обоюдной интеграции культурных ценностей и нравственных идеалов, что
поможет России выйти из сложившейся трудной ситуации на политической арене.
Несмотря на то, что на протяжении 15 лет Баренцев секретариат
финансировал множество небольших и малобюджетных культурных проектов,
основанных на прямом взаимодействии между заинтересованными гражданами, со
временем оказалось, что этого недостаточно, так была основана программа
Баренцкульт, основной целью которой является способствование трансграничному
сотрудничеству профессиональных деятелей культуры из России и Норвегии. В 2017
г. данная программа профинансировала 19 крупных проектов, выделив на них в
общей сложности 10 094000 норвежских крон, это на 13% больше, чем в 2016 г. [8].
Средства данная программа получает от правительства Норвегии, муниципалитетов
Нурланда, Тромсе и Финнмарка, а также непосредственно от самого Баренцева
секретариата, что означает, что наши норвежские партнеры высоко оценивают
необходимость в культурном сотрудничестве с Россией. Данная программа
обеспечивает создание креативных проектов в области культуры и искусства в
Северных регионах. Всего, за последние 5 лет, в рамках финансирования
культурных событий, Баренцкультом было выделено более 51 000 000 норвежских
крон [9]. Тот факт, что сложная политическая атмосфера на «высоком» уровне не
оказала отрицательного влияния на проведение и финансирование проектов в
рамках вышеупомянутых программ говорит о том, что подобное сотрудничество
является реальным примером тесного товарищеского сотрудничества между
государствами без оглядки на общую негативную политическую обстановку. Как
можно заметить, сфера культуры особенно выделяется в трансграничных
отношениях между Россией и Норвегией, причем основу данных отношений
составляет именно региональное и местное взаимодействие, а не навязанное
«сверху», что способствует развитию дружественных отношений народов, без
оглядки на политические разногласия, но именно такое взаимодействие способно в
будущем положительно повлиять на отношения между странами в целом.
Подводя итог, стоит сказать, что начиная с 1993 г. Россия и Норвегия прошли
долгий и плодотворный путь сотрудничества в сфере трансграничных отношений на
Севере. Большая часть этого пути посвящена культурному сотрудничеству стран. За
относительно
небольшой
период
страны
создали
эффективную
систему
менеджмента проектов, нацеленных на добрососедское отношение стран и развитие
сотрудничества. На сегодняшний день, программы культурного обмена являются
значимой частью во взаимоотношении стран, а с учетом сложной обстановки во
внешней политики России, культурное сотрудничество является тем инструментом,
который способствует налаживанию отношений стран на мировой политической
арене. Необходимо максимально полно использовать международное культурное
сотрудничество в качестве «мягкой силы» для продвижения интересов страны на
арене международных отношений, но не стоит забывать, что культурное
взаимодействие должно приносить выгоду всем участникам, а не являться рычагом
давление для одной стороны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Востряков Л.Е., Тургаев А.С. Культурное сотрудничество в Баренцевом
регионе и укрепление доверия между партнерами // Вестник СПбГУКИ. 2017. № 3
(32). С. 6-11.
2. Концепция внешней политики РФ // МИД РФ: официальный сайт. URL:
http://www.mid.ru/foreign_policy/news//asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/25422 48 (дата обращения: 07.04.2018).
3. Основные направления политики РФ в сфере международного культурногуманитарного
сотрудничества
http://www.mid.ru/
//
МИД
РФ:
официальный
сайт.
URL:
foreign_policy/official_documents/-
/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/224550 (дата обращения: 07.04.2018).
4. Киркенесская декларация 1993 г. // САФУ: официальный сайт. URL:
https://narfu.ru/upload/medialibrary/abb/deklaratsiya-o-sotrudnichestve-_bear_.pdf (дата
обращения: 08.04.2018).
5. Киркенесская декларация 2013 г. // Сайт правительства РФ. URL:
http://static. government.ru/media/files/41d46b75c7931f08b9b7.pdf (дата обращения:
08.04.2018).
6. Тевлина В.В. Социально-культурное направление в трансграничной
политике Норвегии и России на крайнем севере // Вестник САФУ. Серия:
Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 3. С. 23-34.
7. Стратегия правительства Норвегии в Северных регионах // Официальный
сайт
правительства
Норвегии.
URL:
https://www.regjeringen.no/globalassets/upload/kilde/
ud/rap/2006/0185/ddd/pdfv/302929-nstrategi06en.pdf (дата обращения: 09.04.2018).
8. Итоги 2017 г. // Официальный сайт Баренцева секретариата. URL: https://ba
rents.no/ru/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C/2017/
barencev-sekretariat-podvodit-itogi-2017-goda-proektov-stalo-bolse (дата обращения:
10.04.2018).
9. Программа Баренцкульт // Официальный сайт Баренцева секретариата.
URL:
https://barents.no/ru/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%
8C/ 2018/programma-barenckult-rassiraetsa-v-2017-godu (дата обращения: 10.04.2018).
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв