Санкт-Петербургский государственный университет
Роль культурной медиации в пенитенциарной
системе Италии.
Выпускная квалификационная работа по направлению «Культурология»
Основная образовательная программа: СВ.5041.2013 «Культурология»
Дипломная работа студентки
очного отделения:
Сластуновой Марии Алексеевны
Научный руководитель:
доктор культурологии, доцент
Алексеев-Апраксин Анатолий Михайлович
4
Рецензент:
кандидат культурологии, ст. преподаватель
Коленько Сергей Геннадьевич
Санкт-Петербург
2017 г
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………..…...3
Глава I. Предпосылки формирования новой этической парадигмы
в пенитенциарной системе Италии………………………………………………7
1.1 История тюремной системы Италии……..…………………………………… 7
1.2 Знаменитые итальянские тюрьмы……………………………………………..11
1.3 Реформы тюремного законодательства в ХХ веке……………………..…..... 17
1.4 Особенности современной итальянской пенитенциарной системы ...…..… 22
Глава II. Культурная медиация в пенитенциарной системе Италии …..… 28
2.1 Организация внутретюремных сообществ…………..…………………..…… 29
2.2
Особенность становления профессии и профессиональной подготовки по
специальности тюремный педагог……………………………..……………….…..31
2.3 Реализация культур-медиационных проектов в тюрьмах..….……...…............33
Заключение…………………………………………………………………….….46
Список использованной литературы………………………………....49
3
ВВЕДЕНИЕ
В середине 20 века после Второй мировой войны произошли качественные
сдвиги в этической парадигме общества, изменилось восприятие войны, смерти,
по-другому начала восприниматься концепция психиатрических клиник, вышла
Европейская конвенция о правах человека, в тюрьмах начало применяться более
гуманное отношение к арестантам.
В данном исследовании изучается опыт итальянской пенитенциарной
системы, в которой главные изменения произошли в XX веке. Это очень
интересный гуманистический опыт, обращенный к этике и практикам
социализации и инкультурации личности.
Опыт, который, несмотря на
продемонстрированную эффективность, малоизвестен и почти не применяется в
современной России. Последний закон в области пенитенциарной системы в РФ
– Федеральный закон от 28 декабря 2016 №503-ФЗ – регламентирует применение
физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия сотрудниками ФСИН к
заключенным. В то время как в России, показатели не утешительные к 2013-2014
годах доля ранее судимых лиц осужденных приговорами суда достигла 44-45%. В
Италии количество рецидивов с 2010-2014 гг. сократилась с 30% до 20%1.
Разумеется, каждая страна обладает специфической историей,
собственным законодательством, особым менталитетом. Однако опыт
заимствования разработанной в Италии системы культурной медиации мог бы
оказаться полезным и конструктивным. С его помощью проблема социализации
и инкультурации арестантов в российском обществе могла бы быть решена
новым, хорошо зарекомендовавшим себя способом.
Исследование культурной медиации в пенитенциарной системе делает
1 Lazagna, Giambattista, Il carcere. Analisi del sistema repressivo e carcerario: la nuova legge penitenziaria
commentata. Milano, Feltrinelli, 1974.
4
актуальными многие вопросы. Например, является ли ограничение свободы само
по себе карательной машиной, средством для искоренения преступного
мышления? Или же мы говорим скорее о существовании особой среды,
площадки, подразумевающей содержание преступников в рамках особого
социального института, являющегося прототипом жизни «на воле», где
привычное
насильственное исправление арестантов, не дает эффективности.
Исследование данной темы показало, что на сегодняшний день тюрьмы развитых
стран все чаще обращаются к новым правилам в пенитенциарной системе, с
помощью программ «инкультурации», «культурной медиации», разумного
контроля надзирателей. Когда в дальнейшей жизни арестантов процесс
социализации не становится столь обременительным, процент рецидивов
заметно уменьшается. Этому способствует повышение общих моральных
принципов, а также развитие гуманистической психологии (в т.ч.
пенитенциарной).2 Как показано в данной работе, этот процесс предстает в
высшей степени этичным. Предоставляя заключенному максимальную свободу,
буквально вверяя ему собственную жизнь и ответственность за его дальнейшую
судьбу, правительство Италии, последовательно отходит от традиционной
тюремной системы, предполагающей доносы и жесткую систему наказания.
Весьма интересен опыт ввода гражданских лиц в администрацию
итальянских тюрем. Уже только это оказывает позитивное инкультурационное
воздействие на заключенных, которые попадают уже не в замкнутую систему
тюремной жизни, но в общественное учреждение дисциплинарного характера.
Идеологическая составляющая противоборства тюремщиков и заключенных
теряет свою силу сама собой, благодаря влиянию культурной медиации. Это дает
арестантам силы думать не о том, как выжить здесь и сейчас, но планировать
свою жизнь и иметь возможность альтернативного будущего3.
2 Roth, Mitchel P., Prisons and Prison system: a Global Encyclopedia : Greenwood press, London, 2006
3 Ibid
5
Как уже отмечалось, опыт культурной медиации в тюрьмах уже сегодня
позволяет говорить о тенденциях к качественному снижению количества
преступников-рецедивистов в Италии. Известные мировые газеты освещают
такие культурные события итальянской тюрьмы как: открытие кондитерской для
горожан, где заключенные сами пекут хлеб и подают блюда, отеля на базе
тюремных камер, создание фильма о театральной студии в тюрьме "Ребибия", со
звездным составом, полностью отбывающим наказания в ней же. С точки зрения
мирового опыта эти новости позволяют нам увидеть тюремную жизнь не
привычно "тупиковой", а, напротив, имеющей набор социокультурных
инструментов, качественно меняющих жизнь арестантов.
В работе, всесторонне освещается влияние культурной медиации на
современную итальянскую пенитенциарную систему.
Цель работы состоит из раскрытия уникального и перспективного направления в
данной сфере, которое сводится к индивидуальному подходу к заключенным.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1) изучить историю итальянской тюремной системы,
2) выявить особенности тюрем в Италии;
3) дать представление о культурной медиации в рамках закрытого социального
института
4) выявить прогрессивные тенденции новой тюремной политики
Исследование опирается на научную и специальную литературу,
освещающую уникальный опыт итальянской реформы пенитенциарной системы
в том числе и информацию, почерпнутую из периодики и тематических
сборников Евросоюза. В работе использованы тексты на итальянском,
английском и русском языках. Часть материала для исследования собиралась в
6
ходе прохождения стажировки в Турине, а также посещения: тюрьмы-музея «Ле
Нуове», музея Чезаре Ломброзо, тюрьмы г. Кунео. Наряду с общеисторическими
и культурологическими подходами, в работе использовались методики
включенного наблюдения, проводилось интервью с тюремным педагогом
Грациэллой Бруна.
ВКР состоит из введения, 2 глав, семи параграфов и выводов. Список
использованной тематической литературы составляет 31 источник, из них 21 на
итальянском языке.
ГЛАВА I
Предпосылки формирования новой этической парадигмы
в пенитенциарной системе Италии
7
Не заставляйте меня смотреть ваши дворцы,
лучше покажите свои тюрьмы,
именно по их состоянию
измеряется цивилизованность нации.
Вольтер
Пенитенциарная система Италии сегодня основывается на идее
возможности перевоспитания личности. Для этого в программу реабилитации
заключенных вводятся культурные и развлекательные программы, спортивные
мероприятия, чтобы в дальнейшем заключенный, при освобождении из тюрьмы
мог пройти процесс социализации.4 Однако, такой подход сформировался совсем
не давно, в результате тысячелетней эволюции данной системы.
1.1. История тюремной системы в Италии
История пенитенциарной системы в Италии берет свое начало еще с
античного времени. Почему начинают появляться тюрьмы, скорее всего это было
связано с тем, что процесс цивилизованности страны достиг такого уровня, при
котором нарушителей закона невозможно было содержать в городах вместе с
мирными жителями. Тем самым, изолируя, «удаляя» преступников от общества и
активной жизни, обеспечивалось спокойствие и благополучие граждан.
Рассмотрим этимологию слова «карчере» (от итал. тюрьма), происходит от
латинского «корчере», что переводится как «сила».5 В античности тюрьмы
4 Ardita S., Degl’Innocenti L., Faldi F., Diritto penitenziario, Laurus Robuffo, Roma, 2016
5 Roth, Mitchel P., Prisons and Prison system: a Global Encyclopedia : Greenwood press, London, 2006
8
представляли собой камеры-одиночки. У заключенных была возможность
встречаться со своими близкими и родными. Семьи арестантов имели
возможность заплатить государству, чтобы смягчить наказание или вовсе
отменить его. Тюрьмы в античности не рассматривались в качестве меры
наказания. Под пониманием античного мира, тюрьма-это то место, в котором,
преступник должен был искупить свою вину с помощью
штрафов. Штрафы
могли быть как: телесные наказания (отрубание конечностей, порка, пытки,
смерть и тд); лишение всех титулов и имущества.6
В римском праве, тюрьма приобретает привычные для современного
понимания очертания. Появляются пожизненное заключение, активно
начинается работа судей, дела рассматриваются судом и после вынесения
приговора, осуждённого либо оправдывают, либо приговаривают к заключению.
В Риме, Материнская тюрьма, первая тюрьма, о которой сохранилось больше
всего сведений, принято считать её в качестве самой древней тюрьмы на
Аппенинском полуострове. Её строительство восходит ко времени правления
Анка Марция (7 век д.н.э). При императоре Константине после принятия
миланского эдикта в 320 г. Устанавливается гуманное отношение к заключенным,
тюрьмы начинают разделять на женские и мужские.
Средневековая пенитенциарная система, выступает не только как
карательный механизм, взаимодействуя с канонических правом формирует
принцип понимания тюрьмы, как места, в котором происходит искупление
грехов. Начинают рассматриваться уголовные дела частного порядка. В
феодальный
период тюрьма не изменилась по своей структуре. Писатель
Роландино в своих мемуарах описывает отвратительные условия содержания
6 Леонов А. Пенитенциарная система Италии // преступление и наказание. 1995. №10. С.147.
9
арестантов в средневековых тюрьмах, переполненность, невкусная еда и
невыносимо маленький размер двора для прогулок. Также, Амадео Савойский в
1391г. Упоминает, о том, какие тяжелые последствия испытывали его друзьяофицеры, после долгого пребывания в тюрьме. В конце средневековья,
появляются тюрьмы «семилиберта», в которых осуждённый должен был
вернуться в тюрьму до заката, в противном случае, если заключенный не
возвращался против него применялась насильственные действия. Один из
ранних примеров законов в рамках уголовного кодекса Италии восходит к
конституции Мэлфи, утвержденной в 1231 году.
В 1304 году, во Флоренции
официально была зарегистрирована первая тюрьма «Le Stinche», работавшая по
принципу объединении СИЗО и ИВС. Тюрьма представляла собой, квадратное
здание, огороженной восемнадцати метровой стеной и рвом вокруг. Заключенные
были разделены по возрастам, полу, и по степени нарушений. «Le Stinche», стала
настолько известной тюрьмой в Италии, что по ее проекту и по ее системе в
отношении к заключенным, были спроектированы и построены остальные
тюрьмы того времени.7
Только к концу сеиченто, после народных восстаний Говарда, началась
активная политика введения в тюремную политику гуманного отношения к
заключенным. В сознании граждан начинает просыпаться интерес к проблемам
арестантов, в протестах Говарда заявляет о необходимости стабилизировать
физическое, моральное состояние заключенных, и проводить методики
первоспитания (инкультурации по средствам процесса культурной медиации),
для облегчения дальнейшего процесса социализации.
Тюремная система Италии разрабатывалась во время этапа объединения
страны. Так, в 1861 году в Италии насчитывалось более 1500 тюрем и порядка 30
7 Ardita S., Storia del sistema penitenziario, Laurus Robuffo, Roma, 2012
10
исправительных учреждений. 8В начале 1860-х годов в Италии принимается
новый закон предполагающий постройку клеточных камер, но недостаток
средств на его выполнение откладывает строительство. В это время тюремная
система во всей Италии не однородна. Так на Сардинии в 1866 году
существовало 4 тюрьмы, которые основывались на обернской системе.
Обернская система возникла в 1820 году в США. Режим исполнения наказания
состоял в том, что арестанты днем - работали, а ночью возвращались в свои
казармы. Главным запретом для заключенного было соблюдение постоянного
молчания. За нарушение этого запрета надзиратель имел право строго наказывать
преступников плетями или избиением. Надзиратель не нес никакой повинности
за побои и смерть заключенного.
Единой тюремной системы не существовало, поэтому остальные тюрьмы
Италии 18-19 веков строились на соединение Пенсильванской и Обернсой
системы. Пенсильванская тюремная система была создана в 1776 году. Эта
тюремная система была названа пенитенциарием (от лат. penitentiamus покаянный, исправительный).
Абсолютное молчание, абсолютная изоляция, у
заключенного нет имени, только идентификационный номер, а также не известен
ему и срок лишения свободы. Получился проект камеры-одиночки, «тюрьма для
одного», во время выхода из камеры на заключенного надевали маску и
выводили на прогулку в сад.
Пенитенциарная система Италии изменяется в 1931 году, когда принимают
новые законы и в систему включают новые методики по отношению к
заключенным.
Впервые в Палермо, а затем и по всей стране открываются
учреждения для помощи заключенных. После второй мировой войны Италия
переживала не лучшие времена. Спад экономики повлек за собой огромную
безработицу, как для горожан, так и для заключенных. Новая тюремная система
8 Ardita S., Degl’Innocenti L., Faldi F., Diritto penitenziario, Laurus Robuffo, Roma, 2016
11
предлагала заключенным после их освобождения оставаться в тюрьме в качестве
работников. Также появилась еще одна возможность для заключенных - «труд на
открытом воздухе», который подразумевал, что заключенные днем будут
работать, а вечером возвращаться обратно в тюрьму. Такие тюрьмы были
созданы на Сардинии и в Тосканском архипелаге. Безусловно, основные
изменения Пенитенциарного закона
происходят в 20 веке. Развитое
демократическое общество, начинает стремиться улучшить жизнь не только в
привилегированных слоях населения, но и в тех областях жизни, которые обычно
скрыты от всеобщего обозрения (тюрьмы, психиатрических лечебницы, помощь
бездомным). 9
1.2 Знаменитые итальянские тюрьмы
Мамертинская тюрьма (лат. Carcer Tullianum; итал. Carcere Mamertino o
Tulliano) Тюрьма, сохранившаяся до наших дней, одна из древнейших строений
города Рима, расположенная на римском форуме. Сама тюрьма состоит из двух
подземных пещер.
Сюда ссылали врагов народа, политических преступников и предателей
Рима, таких как короля самнитов Понтия, царя галлов Верцингеторига,
апостолов Петра и Павла, заговорщика Катилину. «Туллианум» строился в
седьмом веке до н. э. Существуют два предположения, откуда было приобретено
название тюрьмы: первое - перевод с итальянского языка «бассейн с водой» (от
итал. Polla d’acqua), второе - от имени царя Древнего Рима - Сервия Тулия.10
Мамертинская тюрьма упоминается многими древними авторами, к примеру,
самое известное описание оставил Гай Саллюстий Крисп. «В тюрьме есть место
под названием «Туллиано», поднимаясь немного левее, потом 12 ступеней вниз
9 Germani G., In carcere si può studiare per cambiare, in “Lettere dal carcere” de Il Mattino di Padova, 2009
10De Vito, C., Camosci e girachiavi. Storia del carcere in Italia, Latorza Editore, Roma, 2009
12
под землю, и мы на месте. Она закрыта со всех сторон крепкими стенами,
наверху потолок, обрамленный каменным сводом. Внутреннее убранство
отталкивающее и пугающее, покинутое и одинокое, темнота, вонь».
Роль тюрьмы эти две пещеры выполняли до конца четвёртого века до нашей эры.
До сегодняшнего дня в часовне происходят религиозные обряды.
Мамертинская тюрьма в Риме является святым местом. По этой причине, в
шестнадцатом веке была достроена базилика Сан-Пьетро-ин-Карцере. Тюрьма
Сан-Витторе находится в Милане, строительство началось в 1872 году, во время
правления Умберто I. Строительство новой тюрьмы было принято после
объединения Италии. До тех пор, арестанты располагались в монастырях и не
оборудованных помещениях.
Инженер Франческо Лукка воспользовался популярным проектом
строительства тюрем в 18 веке - системой «паноптикум». Это проект идеальной
тюрьмы Иеремии Бентама, когда один стражник может наблюдать за всеми
заключёнными одновременно. Постройка была квадратного, крестового, либо
круглого типа, посередине которой располагалась осмотрительная вышка.11
Таким образом, все камеры могли проглядываться, не только смотрящему с
вышки, но и другими арестантами. В камерах мог содержаться только один
преступник. Было построено 800 камер, каждая площадью по 10 квадратных
метров. Сегодня, Сан-Витторе, переполнена, и в камерах уже находятся по 4-5
человек. В эту тюрьму отправляют отбывать наказание видных деятелей,
банкиров и политиков.
На конечной станции одной из веток Римского метро находится самая
большая тюрьма в Италии "Ребибия". Она славится хорошими условиями
содержания заключенных и наличием женского, мужского отделений, а также
яслей в тюрьме. Она была построена по проекту архитектора Серджио Ленчи.
11 Фуко М., Око власти М.: Праксис, 2002. - 384 с. - (серия 'Новая наука политики'). С. 253.
13
Тюрьма состоит из четырех отделов. Первый, второй и третий - для мужчин,
четвёртый- для женщин. Знаменательно то, что есть отделение для матерей, где
ребенок до достижения трехлетнего возраста, может проживать с мамой. К
услугам заключенных не только тренажерные залы и компьютерные классы, но и
мастерские, где можно заработать пару сотен евро. Питание – калорийное, к
примеру: спаггети болоньези, пицца, лазанья. Или еще варианты на тему мучных
изысков - паста. Но наибольшей популярностью у заключенных пользуются
ньокки - картофельные клецки в соусе бефстроганов, пицца с ветчиной и
пармезаном. На завтрак заключенные получают сосиски, копченые колбаски,
сыр, омлет, овощные салаты, тосты и булочки. Плюс к этому - соки, кофе и чай.
Разнообразить свой рацион можно и в тюремном магазине (конечно, если
заключенные работают или им пересылают деньги с воли). Именно в этой
тюрьме, в 2011 году проходили съемки «Цезарь должен умереть». Также в 2008
году она принимала участие в телевизионном шоу «Рок в Реббибии».12
Тюрем при Дворце Дожей было две. Одна из них называлась «Пьомби», а
другая «Поцци».
Тюрьма «Поцци» (от итал. колодец), располагалась под землей, камеры ее
были похожи на каменные колодцы. Известный авантюрист, писатель и
путешественник – Джакомо Казанова был приговорен к пяти годам лишения
свободы, из-за хранения книги Зогар, относящийся к запрещенным. Находясь в
заточении, Казанова, описывал свое нахождение в тюрьме, как в крайне
неприятном месте, ведь отбывал наказание он в камере-одиночке. Вот, что об
этом писал сам Казанова: «Во Дворце Дожей в распоряжении Государственных
инквизиторов есть 19 ужасных подземных темниц; к ним приговаривают
преступников, заслуживающих смерти».
12 De Vito, C., Camosci e girachiavi. Storia del carcere in Italia, Latorza Editore, Roma, 2009
14
Эти 19 подземных тюрем в точности напоминают могилы, но называются
Поцци, колодцы, ибо там всегда стоит на 2 фута морская вода, попадающая через
то же зарешеченное отверстие, откуда проникает в камеры немного света;
размером эти отверстия всего в квадратный фут. Узник, если только не нравится
ему стоять целыми днями по колено в соленой воде, должен сидеть на козлах, где
лежит его тюфяк и куда на рассвете кладут ему воду и кусок хлеба; хлеб ему
надобно съесть сразу, ибо, если он замешкается, жирнейшие морские крысы
вырвут его из рук». В дальнейшем, Казанова решает сбежать, и ему это удается.
Считается, что это один единственный случай побега из венецианской тюрьмы.
Вторая тюрьма во Дворце Дожей - «Пьомби», (от итал. "свинцовая
тюрьма"), была названа именно так, потому что крыша здания была покрыта
свинцовыми пластами. "Пьомби", была разделена на шесть секторов, отделенных
перегородками друг от друга, что гарантировало лучшую защищенность от
побега заключенного. Старый тип строительства, отличался от новой системы
паноптикума, тем, что в нем были плохие условия содержания арестантов.
Строительство, согласно официальным источникам началось в шестнадцатом
веке. Поскольку, Дворец дожей был соединен с судом Венеции, мостом, именно
на чердаке дворца была устроена тюрьма. Мост, который соединяет суд и
тюрьму, называется " Il ponte dеi sospiri "(от итал. "мост вздохов"). Когда
преступника приговаривали к заключению, он мог в последний раз насладиться
видом уходящей от него суетной жизни величественной Венеции.13
Тюрьма «Ле Нуове» (от итал. «новые»), тюрьма в Турине, работающая с
1870 года до 80-х годов XX века. Тюремный комплекс был построен в период с
1857-1869 год, вовремя правления Витторио Эммануила Второго по проекту
итальянского архитектора Джузеппе Полани. На тот момент, в Турине не
13 Леонов А. Пенитенциарная система Италии // преступление и наказание. 1995. №10. С.147.
15
существовало единого тюремного комплекса, отделения были разбросаны по
всему городу. Так, к примеру, во дворце «Палаццо Мадама» располагались
следственные изоляторы.
Турин становится первой столицей объединённой Италии, и тем самым
тюрьма «Ле Нуове» строится согласно всем современным разработкам того
времени. Согласно Королевскому указу от 27 июня 1857 года, главной
концепцией Пенитенциарного устройства в то время, является содержание
арестантов в полной изоляции, без возможности даже встречаться взглядами с
другими заключенными. Тюрьма включает в себя 648 камер-одиночек, каждая из
которых 2,26 метра в ширину, в длину- 4 метра, и в высоту 3 метра, а также
двухметровые окна для проникновения воздуха и света. Камеры оснащены:
кроватями, прикроватными тумбочками и туалетом. На территории тюрьмы
находятся две церкви, одна для мужчин, другая для женщин, шесть дворов для
прогулок.
Дворы выглядят следующим образом, круг, разделённый на 6 частей, в
котором находится по одному заключенному, по периметру стоят смотровые
вышки, у заключенного нет возможности встретится, поговорить, с другими
арестантами, тем самым происходит полная изоляция от социума. Но при всех
ограничениях, все-таки оставался способ взаимодействия с миром - через
церковь. В романе «Сердце» писателя Эдмонда де Амикис, находим
подтверждение «Священник, был другом каждому заключенному, зимой он
проводил религиозные проповеди, церковные обряды и беседовал с
каждым
заключенным в тюремной церкви…».14
Во время Второй Мировой войны, в тюрьме содержались диссиденты и
партизаны, евреи. К этому моменту тюрьма приобрела другую функцию, она
выступала в качестве концлагеря, для всех тех, кто пошёл против власти. В
14 Scheni V., Carcere Le Nuove, Torino, 2007
16
период фашизма камеры были переполнены, в подвале находились помещения
для пыток, стояла печь для кремирования. После 1945 года, вводятся новые
законы в пенитенциарной системе, и постепенно жизнь заключенных в тюрьме
улучшается. Так, в пятиде сятых годах появляются детские сады,
восстанавливается работа двух церквей, также начинается процесс трудотерапии
в тюрьме. С восьмидесятых годов, «Ле Нуова» перестаёт быть главной тюрьмой
города Турина и постепенно преобразуется в культурно-досуговое пространство.
Сейчас в тюрьме организован музей, основная экспозиция которого посвящена
теме фашизма в Италии.
1.3 Реформирования тюремного закона в XX веке
I. Кодекс Альфреда Рокко 1931 год.
Италия в 1931 году находилась под гнетом фашистского режима. Название
Рокко, кодекс приобрел от имени Министра Юстиции, при котором была
принята данная реформа.
Основные положения Уголовного кодекса:
1) Строгое разделение между тюремным миром и внешней реальностью,
заключенным не разрешалось общаться с гражданами, были под запретом
ведение переписки, проведение интервью, визиты близких, учеба в университете,
чтение книг и газет;
2) Сокращение деятельности арестантов, допускались лишь религиозные
практики (общение со священником, проведение ритуалов) и работа. Все
остальные занятия, приравнивались к правонарушениям и были запрещены.
II. Республиканская Конституция 1948 года
С 1 января 1948 года в Италии происходит послевоенное переосмысление
Конституции, в частности, появляются новые статьи, закрепляющие права и
обязанности граждан.
17
«Ст.13 – Личная свобода неприкосновенна. Не допускается какой-либо формы
задержания, досмотра или личного обыска без вынесения судебного
постановления –[…]-.»15
«Ст.27 - Уголовная ответственность является персональной. Обвиняемый не
считается виновным впредь до окончательного осуждения. Наказания не могут
состоять в мерах, противных чувству гуманности и должны быть направлены на
перевоспитание осужденного».16
Смертная казнь не допускается, но существует ситуации-прецеденты
предусмотренные военными законами и во время военного положения в стране.
В 1975 году после долгих лет исследований и экспериментов, принимается
«Пенитенциарный закон», который был полно стью адаптирован к
международным конвенциям и правилам:
1.
Закон согласован с европейской конвенцией о защите прав человека(закон
от 4 августа 1955, п.848)
2.
Утверждены стандарты и правила обращения с заключенными
(утвержденные Международной конференцией ООН (от 30 августа 1955
года) по борьбе с преступностью и обращением с правонарушителями).
3.
Утверждены стандарты и правила обращения с заключенными
(утвержденные Советом Европы от 19 января 1973 года) 17
Значение «Пенитенциарного закона» 1975 года:
1.
Признаются права человека лишенного свободы (заключенного).
2.
Вносится разница между обвиненным и осужденным.
15 Конституция Итальянской Республики /Пер. с итал. Л. П. Гринберга 1997— С. 423—450.
16 Там же.
17 Там же.
18
3.
Признание права заключенного на методики реабилитации путем
индивидуального лечения.
4.
Появление права на получение образования, работы, посещение культурнодосуговых мероприятий, спорта и отдыха.
5.
Введение альтернативной меры наказания: испытательный срок, домашний
арест, возможность жить в тюрьме, работая на воле («семилиберта»)
6.
Особое отношение к химически зависимым, а также тяжело больным.
7.
Контроль судебной системы при помощи видеонаблюдения во время
исполнения приговора.18
Данный закон, ориентирован на реабилитацию и гуманное отношение к
заключенным. С этого времени, закон ориентирован не на заточение, а наоборот,
на перевоспитание арестанта, разрешены телефонные звонки, встречи с
близкими и родными, обучение и саморазвитие.
В сентябре 1999 года Министерство Юстиции представило новый проект
пенитенциарной системы, который был принят указом Президента от 30 июня
2000 года, и вступил в силу 6 сентября 2000 года. В представленном проекте
раскрываются 12 тем, связанных с устройством тюремной жизни арестантов.19
1.
Условия содержания в камере. Пространство камеры должно
соответствовать новым этическим стандартам и веяниям эры технического
прогресса. В законе, предлагается избавиться от маленьких окон, для того,
чтобы в камере стало больше света и воздуха, планируется устанавливать
душевые кабины, а так же провести розетки для использования
компьютеров для работы или учебы.
18 Borgna E., Le intermittenze del cuore, Feltrinelli, Milano, 2003
19 Ardita S., Storia del sistema penitenziario, Laurus Robuffo, Roma, 2012
19
2.
Еда. Чтобы улучшить производство и готовку еды, предлагается создавать
внутритюремные поварские кооперативы, которые будут снабжать всех
заключенных.
3.
Встречи с родственниками и телефонные звонки. Теперь, с момента
принятия закона было изменено число встреч с четырех до шести в месяц.
Изменениям также будут подвергнуты переговорные комнаты. В
законопроекте указано, что переговоры арестантов с близкими, друзьями и
родственниками не должны проходить через перегородку, поэтому
планируется создание кафе, где стена не будет разделять чувства и эмоции
заключенных. Для той группы арестантов, которые не могут по различным
причинам встречаться со своими близкими будет увеличено количество
телефонных звонков с двух до четырех звонков в месяц.
4.
Библиотека. В рамках библиотечного обслуживания оборудован
читальный зал, в котором арестантам разрешено в свободное для них
время, читать книги, пользоваться интернетом, а также заказывать книги
прямо в тюремные камеры.
5.
Профессиональное обучение и курсы. В старом законе было сказано, что
учебные курсы проводятся для заключенных лишь, если в них есть
потребность тюрьмы. Тогда, когда в новом законе добавляется немало
важная формулировка, «в соответствии с требованиями рынка труда», это
существенное изменение, поскольку курсы теперь зависят от
направленности экономики. Это существенное изменение, если учесть,
сколько курсов в настоящее время в тюрьме полностью отделено от
внешней реальности рынка труда. В рамках школьного тюремного
образования создается «Образовательный комитет», в состав которого
входят: директор, руководитель и преподаватели, целью которых является
обучение заключенных, а также составление образовательного плана.
20
6.
Ра бо т а . П ол и т и ка в ед е н и я б и з н е с а в И т а л и и и зм е н я е т с я ,
предприниматели, частные компании открыты для сотрудничества с
арестантами. В июне 2000 года, вышел новый закон «Смуралья», для
предпринимателей по которому при принятии на работу заключенных
предприятию даются поощрения и дотации от государства, снижение
налогообложения.
7.
Обыск. В новое положение добавлен пункт об «уважении достоинства
заключенных», лишить человека свободы, вовсе не означает лишить его
достоинства. Именно, поэтому внутриведомственная охрана не имеет
права без согласования с дирекцией тюрьмы производить досмотр.
8.
Отношение к семье. Особое отношение посвящено удаленности арестанта
от своей семьи. В данном критерии рассматриваются способы общения
заключенного с семьей, с детьми, а также подготовка родственников к
новому отношению с заключенным. Поэтому, дирекция тюрьмы разрешает:
общение, встречи и визиты в течение целого дня в специальных
про ст ранствах или на открытом воздухе для приятного
времяпрепровождения. Также, в законопроекте рассматривался вопрос о
возможности провождения арестанта со своей семьей в течение двадцати
четырех часов в специальных жилых комнатах, но Государственный совет
Италии отклонил данную инициативу.
9.
Здравоохранение. В каждой тюрьме должна проводится бесплатная
диспансеризация заключенных, которая не даст спровоцировать тяжелые
болезни, и развитие патологических форм заболеваний. Специальные
правила установлены для болеющих СПИДом и химически зависимым.
Новые правила предусматривают иное отношение к беременным
женщинам и матерям с детьми, при тюрьмах организуются роддомы и
детские сады.
21
10.
Отношение к заключенным, и программы реабилитации. Программы
реабилитации направлены на выяснение потребностей арестантов в
физических, умственных, а также эмоциональных, образовательных и
социальных недостатков, способствующих созданию нормальной
жизнедеятельно сти. Данные программы, являют ся попыткой
реабилитировать арестанта, помочь разобраться с чувствами и эмоциями,
всегда подбираются индивидуально.
11.
Иностранные заключенные. Положения иностранных заключенных
прописаны в Законе № 40/1998 и Президента № 394/1999.. «Иностранцы и
тюремное заключение». Задержанные имеют право на участие в обрядах
своей религиозной принадлежности.
12.
Культура, рекреация. Данные программы ориентированы на то, чтобы
стимулировать заключенных к положительным изменениям.
По данным двенадцати пунктам мы можем говорить о том, что происходят
качественные изменения в пенитенциарной системе Италии. Законы
принимаются и пишутся, но, к сожалению, для их исполнения требуется долгое
количество времени. Приведем, к примеру, пункт № 1, как реконструировать 257
тюрем (половина из которых были построены до 1948 года), необходима
огромная финансовая поддержка государства. Но принятый законопроект был
претворен в жизнь в шести тюрьмах (Анкона, Боллате, Кальтаджироне, Перуджа,
Россано, Анджело деи Ломбарди). Также актуальна проблема с заключеннымиэмигрантами, поскольку не существует полного права на реабилитацию и
социокультурное взаимодействие. Наконец, существует проблема недостатка
кадров, педагогов, социальных работников.
1.4. Особенности современной итальянской пенитенциарной системы
Современная пенитенциарная система в Италии была основана в 1975 году.
22
Постоянно претерпевая изменения, базируясь на концепции правового
прецедента, тюремная система становилась более этичной по отношению к
заключенным.
Закон, вышедший в 1975 году, предполагал новый метод взаимодействия с
заключенными, основанный на поощрении к труду и изучению новых видов
деятельности. Упор в исполнении этого закона делается на изменении
жизненных приоритетов заключенных, в числе которых преобладают активная
жизненная позиция и постановка долгосрочных целей. Этический вопрос, особо
остро встающий в тюрьмах Италии до сих пор, получил новое прочтение в
рамках этого закона в подходе "научного наблюдения личности" направленного
на определение лучшего пути социальной реинтеграции для каждого
заключенного.20
Исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы в Италии, как и
в других западных странах, осуществляется в тюрьмах, руководство ими
возложено на пенитенциарный департамент Министерства юстиции. В
организации исполнения лишения свободы в тюрьмах Италии есть некоторые
особенности, которые представляют значительный интерес.
Следует отметить, что число совершаемых преступлений в Италии и в
России сравнительно одинаковое. Например, в 1994 г. в Италии было
зарегистрировано 2,3 млн преступлений, а в России — 2,4 млн. Однако нельзя
забывать, что численность населения Италии меньше, чем России в три раза.
Число осужденных женщин, отбывающих наказание в тюрьмах Италии, не
превышает 5%, т.е. примерно такое же, как и в России.
Необходимо заметить, что средняя продолжительность пребывания
заключенных в тюрьмах Италии не превышает одного года, в то время как в
российских — около трех лет. Частичное лишение свободы в структуре
20 Ardita S., Storia del sistema penitenziario, Laurus Robuffo, Roma, 2012
23
наказаний занимает небольшое место и составляет всего около 3 процентов.
Особенностью пенитенциарной системы Италии является то, что отношение
тюремных служащих к числу заключенных достигает один к одному.21 В
российских исправительных колониях это соотношение в последние годы
составляет один к четырем, т.е. на одного сотрудника колонии приходится
четверо осужденных.
В тюрьмах Италии большая скученность, теснота. В камерах, рассчитанных
на одного заключенного, как правило, содержатся трое, причем у каждого своя
кровать. В камере — стол, табуретки, посуда, книги, даже штанга (по желанию).
У каждого свое постельное белье, полотенце и т.д.
По данным Европейской комиссии по правам человека, в Италии в 1992 г.
тюрьмы были настолько переполнены, что комитет охарактеризовал
происходящее как "бесчеловечное и унижающее достоинство обращение". В
миланской тюрьме Сан-Витторе, рассчитанной на 1295 заключенных,
размешалось 2000 человек.22
Особую тревогу вызывает непрерывный рост числа наркоманов среди лиц
лишенных свободы. В 1994 г. в тюрьмах Италии их было 30% от общей
численности заключенных.
Серьезной проблемой для пенитенциарных учреждений Италии являются
самоубийства заключенных. Например, в 1993 г. был зарегистрирован 61 случай
самоубийства в тюрьмах.
С целью уменьшения карательного воздействия наказания, сохранения
социальных связей осужденных, а также для разгрузки тюрем и уменьшения
21 Lazagna, Giambattista, Il carcere. Analisi del sistema repressivo e carcerario: la nuova legge penitenziaria
commentata. Milano, Feltrinelli, 1999.
22 Lazagna, Giambattista, Il carcere. Analisi del sistema repressivo e carcerario: la nuova legge penitenziaria
commentata. Milano, Feltrinelli, 1999.
24
расходов на содержание заключенных в Италии широко используются виды
наказания, альтернативные лишению свободы.
К таким видам наказания в Италии относят: досрочное освобождение,
направление в социальные службы на испытательный срок в особых случаях
(наркоманы), направление в социальные службы на испытательный срок,
частичное лишение свободы и домашний арест.
Особое внимание уделяется мерам в отношении больных СПИДом.
Предусмотрена отсрочка исполнения наказания для больных осужденных, а для
больных обвиняемых — отмена, по возможности, мер пресечения или наложение
домашнего ареста.
Кроме мер альтернативного характера, заключенным в Италии
предоставляются и определенные льготы. В 1993 г. 205 заключенным было
разрешено работать "на стороне" или за пределами тюрьмы по системе
«семилиберта», а 11099 заключенным предоставили отпуск или прервали
исполнение наказания для проведения определенного количества дней по месту
постоянного жительства.
Работа для заключенных в Италии считается льготой. В Италии
заключенные перевоспитываются,
отбывают назначенное судом наказание,
которое предусматривает возможность зарабатывать денежные средства на
улучшение своего благосостояния, и направлено на включение заключенного к
реальному миру правопослушных граждан.23
Переполненность тюрем в Италии беспокоит руководство страны, поэтому
ее руководители ищут пути выхода из такого положения. Так, министр Юстиции
Джованни Флик предложил новый вид наказания и назвал его "согласованным
наказанием". Суть его в том, чтобы сроки отбывания наказания согласовывать с
самим осужденным преступником. Он предлагает это делать на рыночной
23 Vianello F., il carcere. Soria e sociologia del penetenziario, Carocci Editore, Roma, 2007
25
основе. Это значит: «Хочешь сидеть меньше — плати!»24 Ответить на такое
новшество только отрицательно вряд ли можно.
В рамках этого закона так же рассматривался особый статус надзирателя,
который являлся вершиной в тюремной иерархии. Надзиратель обязан быть
выпускником гражданского вуза, он несет ответственность за безопасность и
лечение, а также осуществляет контроль денежных средств. В своей роли он
больше всего напоминает менеджера, которому необходимо постоянно искать
"инвесторов" за пределами тюрьмы. Полиция в тюрьме не является ветвью
городской полиции. Это самостоятельная инстанция, люди в которой не солдаты,
а гражданские лица, нанимаемые Министерством юстиции и членами
профсоюза. Надзиратель лично несет ответственность за перевод заключенного в
другую тюрьму. 25
Итальянская тюремная система повторяет географическое деление самой
страны. Регионы Венетто, Тоскана, Пьемонт, Ломабардия и Эмилия-Романья,
являются «севером». Эти регионы с самым большим экономическим развитием
страны, здесь высокий уровень жизни, преступности значительно меньше, чем
на юге. В северных тюрьмах в основном сидят иммигранты - албанцы, цыгане и
жители Восточной Европы. Регионы: Базиликата, Кампания, Калабрия, Апулия,
Сицилия, Абруццо, Сардиния и Лацио, являются «югом» тюремной системы
страны. Резко отличающийся от Северной Италии, юг славится низким уровнем
урбанизации, низким уровнем жизни, криминогенной обстановкой.
Именно
здесь были сформированы мафиозные кланы, такие как: сицилийская «Коза
Ностра», неаполитанская «Каморра» и калабрийская «Ндрангета». Безусловно,
мафия всегда предполагает наличие преступников. Поэтому, на юге,
большинство арестантов коренные жители регионов.
24 Ibid.
25 Germani G., In carcere si può studiare per cambiare, “Lettere dal carcere”, Padova, 2009
26
Условно-досрочного освобождения или выхода по амнистии – нет. Но есть
так называемая «semiliberta» (полуосвобождение). Это некое послабление,
предоставляющееся заключенному за его примерное поведение. Оно строится на
концепции «живи в тюрьме, работай в городе».
ГЛАВА II
Культурная медиация в пенитенциарной системе Италии
Согласно культурно-исторической концепции Л. Выготского социальная
27
среда является сильнейшим стимулом для развития индивида и вхождения в
культуру. Процесс вхождения в новую культуру называется "культурной
медиацией". Одним из главных инструментом культурной медиации является
язык.
С самого раннего возраста ребенка вводят в пространство культуры по
средствам введения слов, символов и образов для определения вещей. Исходя из
этого, мы можем провести параллель между особенностями воспитания и
пробелами в культурно-логическом самосознании ребенка. Чем больше
внимания родителей отводится на воспитание ребенка, тем выше уровень его
дальнейшей включенности в социум. Согласно статистики большая часть людей
попавших в исправительные учреждения - из неблагополучных семей.26
Роль современной тюрьмы помимо всего прочего, кажется, состоит в
нормализации культурного уровня, предполагающий более плавное вхождение в
социум. То есть, мы можем говорить о том, что тюрьма является
компенсаторным механизмом для утраченных ранее внутрисемейных ценностей
и пространства языка.
Однако для большей ясности нам требуется развести понятия культурной
медиации и формирование внутрикультурной среды. Под внутрикультуной
средой мы обозначим самоформирующиеся в рамках тюремной системы
внутреннее "братство". Тогда как под культурной медиацей мы будем
подразумевать процесс, направленный на заключенных извне с помощью
"медиаторов» (общественная жизнь, индивидуальнвый подход к заключенному,
высокий уровень камерного содержания).
2.1 Организация внутритюремных сообществ
26 Выготский Л. Проблемы культурного развития ребенка: Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл;
Эксмо, 2005. — 1136c.
28
Итальянский криминалист и врач-психиатр, Чезаре Ломброзо, известный
своей концепцией прирожденного человека-преступника, писал: «По нательным
узорам, впрочем, как и по всем человеческим деяниям, можно судить о личности
их владельца». 27 Общеизвестно существование особого культурного
пространства, сформированного тюрьмой. Человек, который стал узником, уже
никогда не будет прежним. Система оставляет на нем свои метки не только в
виде татуировок, но и в языке, мышлении, восприятии себя.
Оппоненты тюремной реформы на рубеже XVIII—XIX вв. отмечали, что
тюрьма, так или иначе, способствует воспитанию неопытных преступников
воровским профессиям и превращение их в профессиональных преступников.
Помимо этого, существует достаточное количество доводов в пользу
неэффективности тюрьмы как исправительного учреждения. Мишель Фуко в
работе "Надзирать и наказывать" описывает тюрьму как преступное сообщество
с внутренней иерархией. Условия, в которых оказывается преступник после
освобождения, часто вынуждают его на повторное преступление и зачастую он
уже руководствуется заранее подготовленным планом, являясь воспитанником
внутретюремного братства. Известны случаи, когда тюремное братство имело
свою силу и давление уже после выхода заключенного на свободу.
В своей работе "Бегство от свободы" Эрих Фромм описывает естественную
потребность в принадлежности к обществу, в котором человек восполняет сразу
н е с кол ь ко фу н к ц и й : р е к р е ат и в н у ю , в о с п и т ат е л ь н у ю , с е м е й н у ю ,
онтологическую.28 Буквально, на примере заключенных, мы наблюдаем как из
ребенка, вырастающего в неблагополучной семье без представления о нормах
отношений, но с особенной внутрисемейной иерархией, с нехваткой любви,
общения и понимания со стороны важных взрослых, получается с одной стороны
27 Ломброзо Ч., Преступный человек, Мидгард, 2005, с.209.
28 Фромм Э. Бегство от свободы: пер с англ. /общ. Ред. И послесл. П.С. Гуревича.-М.: Прогресс, 1989. – с.286.
29
преступник, с другой - несчастный человек, не имеющий представления о путях
к внутреннему счастью. Попадая в мафию или становясь членом местной банды,
он получает то, чего не хватало ему в родном доме, одновременно, формируя
особое представление о структурах взаимодействия и выживания в социуме, он
не живет, а выживает и держится группы, потому что группа создает иллюзию
безопасности. Жизнь такого человека зачастую не оставляет вариантов иного
социального поведения, вынуждая становится винтиком в системе себе
подобных. Но в какой момент жизни он является самим собой? Попадая в
тюрьму, подразумевающую надзор и отсутствие учета индивидуальных
особенностей арестантов, он лишается последней альтернативы на обретение
нового паттерна поведения, способного вытащить его из достаточно
требовательного и уже родного общества себе подобных.
Система, сформированная внутри системы несет собой куда больше вреда,
чем пользы. На сегодняшний день в России процент заключенных рецидевистов достигает 55%, что говорит нам о том, что тюрьма, в основе
которой лежат заключение и контроль, неэффективна.
Однако, в некоторых тюрьмах Италии этот процент значительно ниже, что
по нашему мнению, неразрывно связано с процессом культурной медиации.
Ниже мы рассмотрим, какие инструменты используются в качестве культурных
медиаторов, и как происходит формирование новых паттернов поведения у
заключенных в рамках закона от 1975 года.
2.2 Особенность становления профессии и профессиональной
подготовки по специальности «Тюремный педагог»
В наше время потребность педагога в тюрьме становится все более ясной
и определенной. Профессия тюремного педагога в итальянской пенитенциарной
30
системе родилась благодаря
социальным, культурным и образовательным
изменениям в 70-х годах.
В семидесятых годах в Италии было множество протестов связанных с
недовольством политического и государственного аппарата. Период, прошедший
под названием «Свинцовые семидесятые», характеризовавшийся беспределом и
разгулом населения страны, среди молодежи.29 Также этот период оценивался
как «гражданская война низкой интенсивности».
В Италии наступает время, когда народ начинает бороться с системой,
переосмысляются вопросы, связанные с образованием, закрепляется некий
негласный образец того, чем оно должно являться. Образование - это передача
культурных и социальных моделей поведения. В этот период, начинается
педагогическая рефлексия, меняются стандарты в программах начальных
классов, средних, в высших учебных заведениях, появляются детские сады,
вводится педагог в тюрьме. Тот же самый процесс происходит и в
пенитенциарной системе.
С течением времени образование в тюрьмах рассматривается нестабильно,
т. е происходит процесс осмысления и переделывания важнейших законов.
Рассматриваются вопросы о казни, о сроках содержания, форм принуждения,
контроля, наказания и адаптации заключенных. Безусловно, процесс, требующий
не только изменений в законодательстве, но и также в культурном менталитете
граждан, который на примере Италии показывает
всю полноту
демократического общества.
Таким образом, закон №354 от 1975 закрепил и подтвердил новые порядки
в тюремной системе, а в частности, роль «тюремного педагога». Выделение
данной роли предполагает выработку определенных стандартизированных
решений и методов в подготовке персонала, направленных на максимально
29 Линтнер. В. Италия. История страны. СПб., 2007.
31
успешную социализацию заключенных. Поэтому, данная специальность
включена в программы магистратуры многих учебных заведений в Италии по
таким профилям как педагогика, социология, соц.работа, коррекция девиантного
поведения у подростков и взрослых.
Факт наличия образовательных программ подготовки тюремных педагогов,
по нашему мнению, помогает пересмотреть существующее мнение о тюрьме как
о месте принуждения и наказания, где, несмотря на специфику ее природы и
особенности, обозначаются права на обучение и знание, на саму способность к
изменению, что, в конечном счете, формирует у арестанта дальнейшую
мотивацию и способность к осознанию личной ответственности в формировании
собственного экзистенциального пути, отличного от его прежней жизни. Таким
образом, тюрьма предстает в новом виде, представляя собой амбивалентность
между крайней степенью остракизма, заданной самой системой заключения, и в
то же возможностью ре-интеграции, которую предоставляют новые разработки в
сфере культурной медиации.30
2.3 Реализация культурно-медиационных проектов в тюрьмах
Указом Президента №230 от 2000 года, подчеркивается важность
проведения культурных, рекреационных, а также спортивных мероприятий в
тюрьме. Цель данного закона, подразумевает положительные изменения
заключенных в отношении себя и в способности взаимодействовать с внешним
миром.
Трудотерапия как форма игры, в которую включен арестант, будь то
театр или живопись, дает несомненный положительный результат.
«Трудотерапия - активный метод восстановления и компенсации нарушенных
функций при помощи различной работы, направленной на создание полезного
30 Выводы были сделаны исходя из ответов тюремного педагога Грациэллы Бруны, после
проведенного интервью.
32
продукта». Благоприятное воздействие труда в системе реабилитации, адаптации
является клинически установленным фактов.
Первый эксперимент с «трудотерапией» был проведен в 1484 году в
психбольнице «Даруссифа». Душевнобольным каждый день включали музыку
(музыкотерапия). Затем, в 18 веке в психиатрических больницах разрабатывается
идея лечения больных через труд. В конце 18 века, француз Филипп Пинель
внедряет этот принцип в парижских домах для душевнобольных. Джой Акерман
и Марианн Либман в 90-х годах 20 века, писали о положительных влияниях не
только трудотерапии, но и арт-терапии.
Мы рассмотрим такие аспекты как: арт-терапия, спортивные мероприятия,
методы групповой медитации и релаксации, поскольку именно эти занятия
способствуют выражению самости арестанта, лишая его всего того багажа,
который накладывается: культурой, образованием, воспитанием. Человек,
рассматривается в своей природной деятельности через групповые виды спорта,
медитацию, как способ управление собой и своим «я», арт-терапию и
театральные занятия.
К концу 18 века, психиатр Филипп Пинель, внедрил новую концепцию
лечения психически больных трудом. Работа становится одной из форм лечения
и является наиболее эффективным способом улучшения морального и
физического здоровья у пациентов.
Точно также как и с арт-терапией заключенный испытывает те же чувства,
что и с трудотерапией. Арт-терапия является основополагающим механизмом в
процессе социализации. Например, индивидуальные произведения искусства
очень часто становятся частью коллективной работы, с целью создавать
грандиозные проекты. Работа в команде всегда подразумевает уважение к
компаньонам, а также дает опыт в познании себя. Коллективная деятельность
выстраивает межкоммукативные отношения, помогая застенчивым, изгоям,
33
закомплексованным людям стать более уверенными.31
Учится уважать чужие правила, уметь работать в гармонии с другими, получая
при этом пользу для себя и точно также отдавая пользу другим. Процесс
прохождения артерапевтического лечения уводит заключенного в другой мир,
стирает его мир повседневности, и переносит в другую реальность.
Для улучшения навыков социализации, для эффективного процесса
самовыражения, для укрепления физического здоровья в тюрьме проводятся
спортивные мероприятия.
Благодаря участию в спортивной деятельности, заключенные высвобождают
негативные эмоции, учатся работать в команде, конкурируют друг с другом,
выигрывают или учатся правильно проигрывать.32 Спортивная деятельность,
которая основана на выражений физического, заключенные учатся, как управлять
возможностями своего тела. «В здоровом теле - здоровый дух», спорт - это
способ выразить свою агрессию, научится управлять своим гневом, приобрести
самоконтроль.
В заточении, очень часто создаются конфликтные ситуации, в
которых возникают агрессивные отношения. Известна, неразделимая любовь
итальянцев к футболу, поэтому многие тюрьмы, устраивают футбольные матчи.
Главной задачей таких мероприятий выступает процесс помощи заключенным
направить негативные эмоции в правильном направлении, превращая
отрицательную энергию в положительную. Благодаря присутствию физической
активности в тюрьме, заключенные могут быть подготовлены для дальнейшей
жизни
в обществе. Групповая сплоченность, способ конкуренции, контроль
агрессии, все эти навыки, пригодятся для дальнейшей жизни на воле.
Чтобы понять то, насколько важна медитация и релаксация для
заключенных, нужно понимать, что каждый заключенный испытывает огромный
31 Andraous V., Artterapia in carcere, in “Formazione la persona condonnata”, 24 novembre 2014
32 Ibid.
34
стресс.33 Тюремное заключение предполагает потерю самовыражения,
постоянное чувство гнева, тревоги и отчаяния. Это происходит, потому что с
одной стороны, у арестанта нет контроля над своей жизнью, а с другой стороны,
переполненность итальянских тюрем, где невозможно находится одному, иметь
личное пространство, что вызывает дискомфорт, конфликты и насилие. В
результате, вся злость и разочарование, накопленное в течение нескольких
месяцев или лет, влияет на период освобождения, ингибирует реинтеграцию в
общество. Что в дальнейшем, может приводить к росту рецидивов. В
итальянских тюрьмах медитация воспринимается, как один из способов
победить стресс, построить новое самосознание. Медитация помогает
успокоиться, приобрести ясность ума, по-новому интерпретировать и
воспринимать реальность, открывать новые грани в себе, уметь относиться к
конфликтам и стрессам не через агрессию, а через спокойствие и гармонию. В
ходе многочисленных научных исследований, было доказано, что дыхательная
йога, положительно влияет на иммунную, эндокринную системы. Занятия
дыхательной йогой для арестантов впервые были созданы в миланской тюрьме
«Боллате». Опираясь на показания заключенных, арестованных за сексуальное
насилие, можно сделать вывод о том, что данная методика работает, поскольку
после прохождения терапии рецидивов стало в три раза меньше.
Ниже представлено семнадцать кратких отзывов заключенных, которые
после прохождения курса по медитации, приобрели для себя важный опыт:
1.Правильное дыхание помогает мне приобрести чувство самоконтроля в
трудных ситуациях.
2.Я по-новому начал смотреть на проблемы.
3.Медитация помогла мне принять окружающий мир.
4.Курс освободил меня от всех проблем.
33 Ibid.
35
5.Я начал чувствовать себя спокойно, как никогда прежде.
6.Я перестал курить и нервничать.
7.Я успокоил свой рассудок.
8.С того момента, как я попал в тюрьму, я не мог испытывать, чувство покоя,
сейчас все изменилось.
9. Мне хорошо спится, и по утрам я больше не испытываю головную боль.
10. У меня снова появилась воля к жизни, и внутреннее спокойствие, которое
до этого я не мог испытать очень долгое время.
11. Курс помог мне задуматься над правильностью своих мыслей и действий.
12.Для меня это новый опыт в экзистенциальном понимании себя.
13. Теперь я понял, что многие неразрешимые проблемы могут иметь
решение.
14. Курс медитации
мне очень помог, я могу сравнить свои ощущения, с
метафорой, я словно веревка на дне, которая с каждым разом начинала
подтягиваться ввысь.
15. На время курса я бросил свою старую привычку - курить.
16. С того момента, когда началась терапия, я бросил курить, и до сих пор не
выкурил ни сигареты.
17. Это единственное положительное событие, произошедшее со мною в
тюрьме. 34
В восьмидесятых годах тюремным педагогом Антонио Турко
разрабатывается программа реабилитации заключенных посредством создания
34 Andraous V., Artterapia in carcere, in “Formazione la persona condonnata”, 24 novembre 2014
36
театральных курсов в тюремной системе Италии. Он был убежден в том, что
театр, с его спецификой и потенциалом может положительно влиять на
арестантов. Благодаря театральной практике арестанты, самовыражаются через
творческий потенциал. Театральные мастерские помогают заключенным ввиду
ежедневных репетиций освобождаться от агрессии, накопленной внутри.
Каждый заключенный, прошедший курсы театра, говорил о том, что это самый
яркий полученный опыт в тюрьме. «Здесь нет места для индивидуальности,
только коллектив, в котором каждый актер, часть общего мира. Театр - это выход
эмоций, порыв в душе, который невозможно остановить». Наравне с другими
терапевтическими практиками, театр способствует плавному процессу
вхождение в общество, поскольку, призывает участников к сотрудничеству и
солидарности с другими. Заключенные привыкли находиться в изоляции,
пресекать свои эмоции и подавлять чувства, театр, меняет бытие арестанта.
Тюрьма «Милан – Опера» была основана в 1987 году. Четырех этажное
здание т-образной формы, разделенное на три секции для 25 арестантов на
каждую. В тюрьме есть камеры-одиночки, центр диагностики девиантного
поведения, отдельный домик для встреч с родственниками. На сегодняшний день
35% заключенных «Милан-опера» трудоустроены. Работают в колл-центрах, на
производстве светильников и LED-освещения, на производстве макаронных
изделий. В тюрьме также предусмотрена возможность окончания средней школы
с выдачей аттестата, проводятся курсы по профилактике безграмотности и курсы
иностранных языков.35 Отдельно стоит отметить театральную мастерскую,
которая открылась в 2012 году и стала инновацией «Милан-Опера». В течение
года, экспериментально проводились репетиции и ставились театральные
спектакли. Репетиции проводились трижды в неделю по средам, четвергам и
пятницам с 12:00 до 15:00, а в летнее время с 9:00 до 12:00 (чтобы избежать
полуденной жары). В эксперименте приняли участие 13 заключенных. Все
35 Ardita S., Storia del sistema penitenziario, Laurus Robuffo, Roma, 2012
37
актеры – итальянцы, мужчины, средний возраст 50 лет, осужденные за особо
тяжкие преступления. Театральная жизнь меняет поведение заключенного,
встраивая его в установленную систему и настаивая на перевоспитании.
Опираясь на исследования Веронико Поццо, которая проводила опрос среди
участвующих в эксперименте и полицейских-надзирателей, далее мы приводим
некоторые результаты, которые по нашему мнению указывают на
неопровержимые доказательства важности приобщения к искусству для
заключенных.36
«Я вижу положительные изменения в участии заключенных в театральных
постановках, - говорит надзиратель «Милан-Опера», - нет никакого смысла в
том, чтобы вести себя плохо, поскольку теряется уже начатая дорога на
исправление. Театр - это не только воспитательная мера, но также и способ
выйти из рутинного хода жизни в тюрьме».37
Для большинства заключенных это был первый театральный опыт.
Приведем несколько отзывов самих арестантов, имена которых с позиции
этики автор исследования не разглашает:
1.
«Я решил посещать театральную лабораторию из любопытства. Узнал, что
проходит кастинг и решил принять участие».
2.
«Я захотел вступить в театр, так как мне очень нравится эта деятельность.
Занятие театром для меня как борьба с самим собой. Быть в центре
Germani G., In carcere si può studiare per cambiare, in “Lettere dal carcere” de Il Mattino di Padova, 2009
36 Andraous V., Fare teatro in carcere cosa significa?, in “Educazione & Scuola”, 20 novembre 2012
38
внимания не так легко для меня, так как по природе своей я очень
закрытый человек».
3.
«Я бросил вызов самому себе, когда выбрал театр. Я боялся, что подумают
окружающие и чувствовал себя очень неуверенным. Но однажды, когда я
познакомился с директором тюрьмы Джатиннто Сичилиано, он сказал мне,
что я должен сделать выбор кем мне быть каторжником («detenuto») или
постояльцем («carcerato»). Когда 1800 человек тебе аплодируют, ты
понимаешь, что ты нужен и твоя жизнь не проходит в пустую. В тюрьме ты
чувствуешь себя ни на что не годным, но когда ты выходишь на сцену, ты
понимаешь, что живешь не зря».
4.
«Театр помог мне стать более выдержанным, поскольку театр – это всегда
сплоченная группа. Это создание чего-то качественно нового, желание
лучшего другим. Данный опыт помог мне раскрыться и понять, кто я на
самом деле есть».
Театральная студия финансируется за счет пособий из Министерства
Образования, дирекция тюрьмы решает, на что и в каком объеме выделять
поступающие средства.38 С приходом в тюрьму нового директора Джатиннто
Сичилиано произошел качественный переход от «Средневековья» к
«Возрождению», поскольку его политика, направленная на перевоспитание
арестантов, носит новый, передовой характер. Постановки заключенных-актеров
становятся хорошим подспорьем в финансовом положении тюрьмы.39 Таким
образом, на примере тюрьмы «Милан-Опера», мы можем увидеть создание
нового типа заключенного, ориентированного посредствам театрального кружка
на групповые ценности, осознание собственной важности, нормализации
самооценки, уход от стигматизации и приравнивания себя к каторжникам
38 Gloria Pelizzo, Valeria Calcaterra "oltre la cura... Oltre le mura" http://www.didaweb.net/mediatori/articolo.php?
id_vol=453 , 16.03.2017
39 Germani G., In carcere si può studiare per cambiare, in “Lettere dal carcere” de Il Mattino di Padova, 2009
39
(«detenuto»), взятие большей ответственности за свою жизнь и реализацию
альтернативного будущего.
Говоря о культурной медиации, мы часто имеем в виду взаимодействие,
направленное на погружение индивида в иную культуру. "Культурный медиатор"
как профессия становится все популярнее сегодня. Медиатор - проводник в свою
культуру для представителей других культур. Можем ли мы выделить особую
культуру "воли", как мы выделяем культуру "зоны"? По сути, это и есть культура,
в которой прибываем мы все, и адаптация к ней также является необходимым
процессом.40
В современной итальянской пенитенциарной системе, как было указано
ранее, существует особая форма отбывания наказания - semiliberta ("частичная
свобода"). При такой форме наказания заключенный может, проживая в тюрьме,
днем работать в городе. Это огромный шаг в пропасти между тюрьмой и волей.
До реформы полусвобода давалась за примерное поведение после отбытия более
половины срока. Сегодня полусвобода это один из важнейших инструментов
культурной медиации в тюрьме. Семилиберта, ярко представляющая суть
пенитенциарной реформы в Италии, была взята за основу создания
экспериментальной тюрьмы Боллате под Миланом.
«Боллате» - это мужская тюрьма, в которой содержится около 600 человек,
почти каждый из которых трудоустроен. Помимо этого, в тюрьме существует
проработанный порядок условий содержания, разработанный директором женщиной Лючией Кастельяно. Тюрьма занимает первое место по количеству
вариантов содержания арестанов. Она состоит из шести отделений, каждое из
которых проводит культурные и реабилитационные программы, направленные на
адаптацию заключенных.
40 Barbara Angelucci, Intercultural mediation in prison // http://www.lopinionista.it/notizia.php?id=419 , 30.04.2017
40
Для людей, срок лишения, свободы которых более 4-х лет, имеющих
нормальный психический и физический статус, не принадлежащих к мафии, в
случае, если они приходят добровольно, действует возможность вступления в
программу ресоциолизации, действующую в 1 и 3 отделениях.41 Причем,
заключенные со всей страны, при желании и условии хорошего поведения,
должны самостоятельно выбрать это учреждение и перевестись в него. Второе
отделение - только для наркоманов. Четвертое было открыто в связи со
скандалом по поводу переполненности итальянских тюрем, куда доставляли
заключенных из другой миланской тюрьмы «Сан-Витторе», знаменитой плохим
содержанием.
Особого внимания заслуживают пятое и шестое отделения «Боллате». В
пятом отделении содержится 25 человек, которым позволено работать на
свободе. Заключенные имеют разные сроки, в том числе допустимо отсутствие
достижения статуса полусвободы. За четыре года существования в отделение не
вернулись в тюрьму только двое. Однако, даже побег из тюрьмы остается личной
прерогативой заключенного, директор тюрьмы несет ответственность лишь за
сбежавших из здания тюрьмы арестантов. То, что происходит за пределами
тюрьмы, не является ведомством тюремной администрации, что невероятно
расширяет личную ответственность каждого заключенного.
Шестое отделение предназначено для заключенных, прошедших большую
часть программы, которые сами управляют своей жизнью и даже отделением. В
отдельной его части содержатся заключенные, осужденные за сексуальные
преступления, с которыми работают не только криминологи, но и психологи.
Проводятся психологические тренинги, арт-терапия, применяются методики,
похожие на медитацию. Помимо этого, в тюрьме зарегистрированы кооперативы
заключенных. По реставрации и изготовлению мебели, по выращиванию
41 Basco, Paolo, Il teatro negli istituti di pena: valenze e significati, in Pedullà, Gianfranco, Alla periferia del cielo.
Percorsi teatrali e umani nel carcere di Arezzo 1996-2004. Corazzano (Pisa), Titivillus, 2007.
41
экологических растений, по ресторанному делу. Президентами кооперативов, в
отличие от других тюрем, выступают свободные люди, специалисты в своих
областях. Согласно уставу кооператива, осужденные могут остаться на работе и
после освобождения. Кроме того, в тюрьме работают пособнические фирмы,
которые предоставляют готовую работу для заключенных, например: сборка
компьютеров, работа диспетчером, оператором на телефоне.
Поварской кооператив экспериментальной миланской тюрьмы, помимо
того, что таким образом стал обслуживать питанием высокого качества всю
тюрьму, также работает в сфере выездных банкетов. Другая тюрьма в крепости
«Фортецца Медичи» стала своего рода символом нового движения итальянской
пенитенциарной системы, благодаря открытому на базе кооператива ресторану.
Правительство Италии кажется, готово приложить усилия для дальнейшего
открытия подобных заведений при тюрьмах. Президентом кооператива в
«Боллате» является женщина, принадлежащая к аристократии Милана. Описывая
в интервью свой опыт, она ссылается на большое количество друзей и знакомых,
которые постоянно нуждались в хорошем обслуживании для многочисленных
праздников и банкетов, так она создала кооператив заключенных. Заключенные –
это незащищенный слой населения, на которых распространяется специальный
закон о социальных кооперативах.
Таким образом, подобная система обоюдна, выгодна, кроме
дополнительного заработка для заключенных это также элемент социальной
реабилитации. Быть артистом своего дела – вот высшая форма существования
для итальянца, благодаря кооперативу аристократы видят в заключенных не
только преступников, но и признанных мастеров поварского дела. Что дает
42
заключенным еще более крепкую связь с «волей», а всему обществу постепенное
изменение отношения к заключенным.42
Такое нововведение выгодно и тюрьме, которая закупает сырье для
поваров. Целый год как горожане, работающие в кооперативе, так и
заключенные, трудились бесплатно,
таким образом, накопив капитал,
достаточный для покупки печей и оборудования, транспорта. Теперь в столовых
Боллате имеется большой ассортимент блюд высокого качества. Многие
заключенные хотят стать поварами, ведь жизнь причастных к кооперативу кипит
энтузиазмом.
Невероятную симпатию к современной культурной медиации можно
испытывать, узнав, что членство в кооперативах числится за человеком уже и
после освобождения. Такое положение вещей существенно облегчает жизнь
заключенного за пределами тюрьмы, предоставляя не только работу, которую
достаточно сложно найти после срока, но и «не отрывая» от знакомой и родной
среды. Также поощряется работа на территории тюрьмы в других кооперативах и
административных инстанциях.
Итальянские режиссеры Паоло и Витторио Тавиани, в 2012 году сняли
фильм, который не только завоевал главный приз Берлинского международного
кинофестиваля, но и также произвел огромный фурор на публику из раных
стран. Фильм снимали в римской тюрьме «Реббибия», главными актерами стали
заключенные.43
42 Antonella Barone - Volontariato, Mediazione culturale, scuole e università in Carcere – 2010 // http://www.agesol.it/
documenti_upload/volontariato_scuole_carcere.pdf
43 Pozzi V., Tesi di laurea, L’esperienza teatrale nell’educazione carceraia, Pavia, 2012 http://www.ristretti.it/commenti/
2013/maggio/pdf2/tesi_pozzi.pdf
43
Сюжет картины основывается на трагедии «Юлий Цезарь» Уильяма
Шекспира, поскольку театральная студия закрыта на ремонт, арестанты
вынуждены репетировать в различных помещениях тюрьмы: в камерах, в
столовой, на заднем дворе. «Удивительно как в школе я мог считать Уильяма
Шекспира скучным?!» — спрашивает сам себя один из заключенных. В течение
всего фильма мы наблюдаем, начиная от кастинга, и заканчивая спонтанными
репетициями на дневной прогулке, как в итальянской тюрьме готовится
очередная постановка классического произведения Уильяма Шекспира.
При этом каждый из актеров все больше и
больше вживаясь в роль,
открывает для себя волшебную силу искусства. Тема влияния искусства,
творчества на людей, помещенных в искусственные условия изоляции, в
частности отбывающих наказание, полностью раскрыта в этом фильме. Хочется
заметить, что заключенные – не профессиональные актеры, а бывшие
наркотогровцы, мафиози, убийцы. Но то, как они, будучи совершенно
непричастными к актерскому мастерству выражают себя, показывают эмоции от
ненависти до счастья, слез и трепетания в очередной раз доказывает, что данного
рода терапия влияет на заключенных.
"Театр в тюрьме стал для меня терапией", - именно так итальянская газета
Панорама освещает мысли приговоренного к пожизненному заключению Козимо
Рего. Уже на протяжении полутора десятилетий в тюрьме Ребиббио действует
театральная студия, где заключенные играют в спектаклях, ставят собственные
постановки, живут насыщенной творческой жизнью. Широкою известность
Козимо Рего принесла роль в картине "Цезарь должен умереть".
Съемки проходили непосредственно на территории Ребибии, в камерах, и
все действующие актеры на момент съемок являлись узниками этой тюрьмы. И
Козимо Рего будучи главным героем фильма 34 года находился в заключении. На
воле его ждут жена и двое сыновей. В своем интервью он рассказывает: "Самое
44
большое удовольствие в жизни - это видеть своих детей, гордо смотрящих на
отца, после стольких лет унижений".
И все-таки, что значит для него театр? «Театр - это терапия, она дает
возможность самовыражаться в новом русле, отличном от обычной бандитской
жизни. Я научился принимать себя, я научился принимать других и не судить о
них». Тем самым, искусство для арестантов становится новым измерением для
роста и возрождения новой духовной культуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе было рассмотрено комплексное
культурологическое исследование включения культурной медиации в
пенитенциарную систему Италии. В работе показано эволюционное
развитие тюремной системы с античных времен и до сегодняшних дней.
Важнейшие изменения, произошедшие в ХХ веке,
повлияли на
отношение не только власти, но и общества к проблемам арестантов.
Благодаря, закону от 1975 года, признаются права человека лишенного
свободы, признается право на получение образования, работы,
посещение культурно-досуговых мероприятий. Тюремная система Италии
меняет свое прежнее представление об арестантах, начинается активное
внедрение программ инкультурации. Проходя процесс культурной
медиации, облегчается дальнейшая социализация заключенных.
Современная пенитенциарная система базируется на этическом
подходе к заключенным и предлагает новые методы взаимодействия с
ними. В работе проведен обзор существующих тюрем, в которых
используются методы арт-терапии, театральных постановок, при которых
открыты филиалы ресторанов, пекарен, библиотек. Показана и
статистически подкреплена значимость наличия этих программ.
45
Рассмотрены особенности процесса культурной медиации в рамках
закрытого социального института. Особый интерес представляет процесс
обучения новому направлению в ВУЗах на должность тюремного
педагога. В Италии практически в каждой крупной тюрьме есть
возможность заочного окончания средней школы, что в целом
характеризует качественный подход к образовательному процессу. 44
Итальянская пенитенциарная система в свою очередь предпринимает одну
за другой попытки по предотвращению внутренних союзов заключенных против
внешней "системы". Как было рассмотрено в данной работе, этот процесс
предстает в высшей степени этичным. Предоставляя заключенному
максимальную свободу, буквально вверяя ему собственную жизнь и дальнейшую
судьбу, правительство Италии, таким образом, отходит от традиционной
тюремной системы, предполагающей доносы и жесткую систему наказания.
Вводом гражданских лиц в администрацию тюрем лишний раз
подчеркивается инкультуральность заключенных, которые попали уже не в
замкнутую систему тюремной жизни, но в общественное учреждение
дисциплинарного характера. Идеологическая составляющая противоборства
тюремщиков и заключенных теряет свою силу сама собой, благодаря влиянию
культурной медиации. Это дает арестантам силы думать не о том, как выжить
здесь и сейчас, но планировать свою жизнь и иметь возможность
альтернативного будущего. В современной демократической Италии в обществе
складывается новое отношение к арестантам. Ученики начальных классов ходят
на экскурсии в тюрьмы, чтобы пообщаться с заключенными. Многие рестораны,
пекарни, интернет-магазины обслуживают те, кто отбывает наказание по системе
«семилиберта». При тюрьмах открываются библиотеки, грамотно оборудованные
спорт-площадки, различные кружки, в том числе возможность завершения
44 По данным Министерства образования общий уровень безграмотности населения в Италии на 1920
составлял
46
среднего образования, а также творческие студии. Во многих тюрьмах
открываются театральные студии. А после выхода нашумевшего фильма «Цезарь
должен умереть» с полным составом актеров, состоящим из заключенных
тюрьмы Ребибия, таких тюрем с каждым годом становится все больше.
Уникальный опыт Италии, одной из первых стран в Европе, активно
начавшей практиковать индивидуальный подход в тюрьме, задает моду на
тенденцию плавной интеграции человека в общество после отбывания
наказания, что приводит к снижению количества рецидивов, делая пребывание в
тюрьме не травмой на всю оставшуюся жизнь, а реальной машиной по
перевоспитанию индивида.
47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
На русском языке.
1. Аккулев А. отдельные вопросы улучшения трудозанятости осужденных к
лишению свободы // Молодой ученый. - 2011. - №7.
2. Выготский Л. Проблемы культурного развития ребенка: Психология
развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136c.
3. Конституция Итальянской Республики /Пер. с итал. Л. П. Гринберга 1997
— С. 423—450.
4. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. — М: Гнозис,
1995.
5. Леонов А. Пенитенциарная система Италии // преступление и наказание.
1995. №10. С.147.
6. Линтнер. В. Италия. История страны. СПб., 2007.
7. Ломброзо Ч., Преступный человек, Мидгард, 2005, с.209.
8. Фромм Э. Бегство от свободы: пер с англ. /общ. Ред. И послесл. П.С.
Гуревича.-М.: Прогресс, 1989. – с.286.
9. Фуко М., Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы 1999, с. 301-392с.
10.Фуко М., Око власти М.: Праксис, 2002. - 384 с. - (серия 'Новая наука
политики'). С. 253.
48
На итальянском языке.
11. Andraous V., Artterapia in carcere, in “Formazione la persona condonnata”, 24
novembre 2014
12. Andraous V., Fare teatro in carcere cosa significa?, in “Educazione & Scuola”,
20 novembre 2012
13. Antonella Barone - Volontariato, Mediazione culturale, scuole e università in
Carcere – 2010 // http://www.agesol.it/documenti_upload/
volontariato_scuole_carcere.pdf
14. Ardita S., Degl’Innocenti L., Faldi F., Diritto penitenziario, Laurus Robuffo,
Roma, 2014
15. Ardita S., Storia del sistema penitenziario, Laurus Robuffo, Roma, 2012
16. Barbara Angelucci, Intercultural mediation in prison // http://
www.lopinionista.it/notizia.php?id=419 , 30.04.2017
17. Basco,
Paolo, Il teatro negli istituti di pena: valenze e significati, in Pedullà,
Gianfranco, Alla periferia del cielo. Percorsi teatrali e umani nel carcere di
Arezzo 1996-2004. Corazzano (Pisa), Titivillus, 2007.
18. Borgna E., Le intermittenze del cuore, Feltrinelli, Milano, 2003
19. Ciappi S., Psicopatologia narrativa. Funzionamento del Sé e pratica clinica,
LAS, Roma, 2013
20. De Vito, C., Camosci e girachiavi. Storia del carcere in Italia, Latorza Editore,
Roma, 2009
21. G. Tamburino – Verso l’uscita dall’emergenza cesp, Roma – 14 Febbraio 2014//
http://www.rassegnapenitenziaria.it/cop/868141.pdf
49
22. Germani G., In carcere si può studiare per cambiare, in “Lettere dal carcere” de
Il Mattino di Padova, 2009
23. Giovanni del Puente, Spensieri simone carcere e mediazione culturale// http://
www.didaweb.net/mediatori/articolo.php?id_vol=453, 20.04.2017
24. Gloria Pelizzo, Valeria Calcaterra "oltre la cura... Oltre le mura" http://
www.didaweb.net/mediatori/articolo.php?id_vol=453 , 16.03.2017
25. Lazagna, Giambattista, Il carcere. Analisi del sistema repressivo e carcerario: la
nuova legge penitenziaria commentata. Milano, Feltrinelli, 1999.
26. Pozzi V., Tesi di laurea, L’esperienza teatrale nell’educazione carceraia, Pavia,
2012 http://www.ristretti.it/commenti/2013/maggio/pdf2/tesi_pozzi.pdf
27. Roth, Mitchel P., Prisons and Prison system: a Global Encyclopedia :
Greenwood press, London, 2006
28. Salvini A., Dinamiche di comunità e servizio sociale, Pisa University Press,
2016
29. Scheni V., Carcere Le Nuove, Torino, 2007
30. Secondo E., Le testimonianze di Padre Ruggero. Carcere e resistenza, Torino,
2007
31. Vianello F., Il carcere. Sociologia del penitenziario, Carocci Editore, Roma,
2012
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв