Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Факультет журналистики
Работа на тему:
"Роль музеев в открытии доступа к национальному
культурному наследию: современные тенденции"
Предмет: Теории массовых коммуникаций
Работу выполнила: Козлова Марина Андреевна, 509 группа
Преподаватель: Иван Иванович Засурский
Москва 2014
Оглавление
I. ВВЕДЕНИЕ ....................................................................................................... 3
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ........................................................................................ 4
1. Определения ключевых понятий ................................................................. 4
2. Роль музеев в открытии доступа к национальному культурному
наследию ............................................................................................................... 7
III.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................................................................ 12
IV.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ ... 13
2
I.
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы сохранения и использования культурного наследия в
последние десятилетия входят в топ-список задач государственного
управления многих стран. Безусловно, это не означает, что в древние времена
у людей не было таких приоритетных задач- историки относят начало
собирания культурных ценностей еще ко времени завоевания Карфагена. И
до сегодняшнего временного отрезка идет непрерывный процесс создания и
накопления разнопланового культурного наследия, и вместе с тем создания
коммуникации в контексте исторического пространства.
Многовековые процессы привели к возникновению социокультурных
институтов таких, как музеи, библиотеки и архивы. Сейчас есть тенденция к
гармоничному объединению этих институтов для хранения и популяризации
культурного наследия. Но, пожалуй, главным хранилищем наследия для
многих людей был и остается музей. Именно с музеями мы ассоциативно
связываем культурный досуг, возможность прикоснуться к прошлому.
В информационную эпоху стало особенно важным, чтобы культурное
наследие было доступно любому человеку будь то гражданин государства
или иностранный житель, интересующийся культурой другой страны.
Политика музея, как и государства в целом
должна быть нацелена на
создание комфортных условий к беспрепятственному распространению и
приумножению культурных ценностей и знаний.
В
своем
исследовании
я
хочу
рассмотреть
как
современная
социокультурная ситуация влияет на роль музеев в открытии доступа к
национальному культурному наследию и генерацию новых знаний, идей,
духовных ценностей.
3
II.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Определения ключевых понятий
Для начала необходимо разобраться в том, что же из себя
представляют два ключевых понятия- национальное культурное наследие и
музей.
Культурное наследие, безусловно, неразрывно связано с такими
аспектами прошлого, которые представляют для людей ценность и с годами
она не теряет своей значимости. Они могут выражаться в материальной
форме (здания) или в нематериальных формах (различные виды искусства).
Общепринятое определение дано в Конвенции ЮНЕСКО по защите
всемирного
культурного
наследия
(1972),
в
которой
Статья
1
классифицирует понятие культурного наследия по трем категориям:
- памятники: архитектурные сооружения, работы монументальной
скульптуры или живописи, элементы или структуры археологического
происхождения, наскальная живопись, пещерные жилища, а также объекты,
имеющие комбинацию данных черт и представляющие выдающуюся
универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;
- группы зданий (построек): группы отдельно стоящих или связанных
между собой зданий, которые вследствие своей архитектуры, своей
гомогенности (однородности) или своего места в ландшафте представляют
выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства
или науки;
- объекты: объекты, созданные человеком или комбинированные
творения природы и человека, а также территории, включающие археологические объекты, которые имеют исключительную ценность с историче-
4
ской, архитектурной, этнологической или антропологической точки зрения.1
Это определение сформулировано более 30 лет назад и отражает,
пожалуй, главные аспекты, но оно не является исчерпывающим для такого
сложного и динамичного понятия, как культурное наследие. На мой взгляд,
это понятие активно взаимодействует со средой, отражая меняющуюся во
времени и пространстве информацию. Кроме того, наследие не просто
является частью такой обширной системы как культура, но и является ее
своеобразной "памятью" и лежит в основе информационных кодов, которые
транслируют передачу информации в человеческой цивилизации.
Данную точку зрения разделяет и М.Е.Кулешова: «наследие можно
рассматривать как информационный потенциал, запечатленный в явлениях,
событиях, материальных объектах, и необходимый человечеству для своего
развития, а также сохраняемый для передачи будущим поколениям»2.
О информационно-временном аспекте говорит также Д.С.Лихачев в
проекте Декларации прав культуры, подразумевая под ним форму
закрепления и трансляции совокупного духовного опыта человечества.
Важно обратить внимание, что он выделяет две его составляющие: духовные
(язык,
идеалы,
традиции)
и
материальные
(музейные,
архивные,
библиотечные фонды, памятники археологии, архитектуры, науки и
искусства, памятные знаки, сооружения, ансамбли, достопримечательные
места и другие свидетельства исторического прошлого, уникальные
ландшафты, совместные творения человека и природы, современные
сооружения, представляющие особую ценность с точки зрения истории,
искусства или науки)3.
1
Convention Concerning the Protection of the World Cultural and Natural Heritage, 1972 [online], Метод доступа: http://www.unesco.org
2
Кулешова М.Е. Понятийно-терминологическая система «природное культурное
наследие»: содержание и основные понятия // Уникальные территории в культурном и
природном наследии регионов. Сборник научных трудов. М.: Из-во РНИИ культурного и
природного наследия, 1994. С. 41.
3
Декларация прав культуры (проект). СПб.: СПбГУП, 2000. С. 11.
5
Думаю, совершенно очевидно, что на данный момент культура стоит в
основе развития информационного общества, а следовательно и культурное
наследие. Поэтому все более возрастает его роль как одного из направлений в
культурной политике, как на региональной, так и международной арене. Как
этого добиться? Безусловно, доступ к наследию лежит во многом через
музеи.
«Музей – это некоммерческая, устойчивая во времени и открытая для
публики институция, служащая интересам общества и его развитию,
институция, которая приобретает, сохраняет, исследует, объединяет и
выставляет материальные и нематериальные свидетельства о человеке и
окружающей его среде с образовательной и развлекательной целью4».
Данное определение утвердил «Международный совет музеев» (International
Council of Museums – ICOM), а также сформулировал основные принципы
музейной деятельности в своем «Этическом кодексе» (ICOM Code of Ethics
for Museums) 2006 года.
Это современное определение охватывает все стороны деятельности
музея и наилучшим образом отражает изменения, которые он претерпел.
Причины и результаты этого процесса Андреас Хьюссен (AndreasHuyssen)
дополняет: «Изменение статуса музейного объекта повлекло то, что можно
назвать уродливым словом «музеализация» всего. Консервирование и
музеализация сейчас выражается, помимо всего прочего, «в повсеместном
видеодокументировании, создании многочисленных дневниковых записей,
электронных баз данных, все это больше не позволяет назвать музей
обособленной институцией с четко определенными границами. Зато музей в
4
Glossary.ICOM Code of Ethics for Museums. – Paris.: ICOM, 2006.
6
этом широком смысле приобретает вид ключевой парадигмы всей
современной деятельности в сфере культуры»5.
2. Роль музеев в открытии доступа к национальному
культурному наследию
Итак, художественный музей создавался как хранилище, архив
сохранившихся форм культуры.
Создатели позаботились о том, чтобы
придать этому «складу» облик, достойный и соответствующий его
содержимому. В XIX это было здание классических форм. В наше
десятилетие музейное строительство, пожалуй, наиболее репрезентативно
отражает все тенденции современной архитектуры – деконструктивизма6.
Но поиски новых форм не надолго нас увели от классических зданий и
осознания их ценности. Сейчас особо развивается тенденция реставрации
исторического и культурного наследия: дворцы, усадьбы, замки. Решение
разместить в данных зданиях музей становится мощным стимулом к
развитию территории, и музей в этом случае выступает катализатором к
воссозданию исторического облика и наследия.
Архитектурная составляющая – контейнер не менее важен, чем его
содержание, они не мыслимы друг без друга. Содержимое музея и его
оболочка составляют одно целое, единую продуманную среду, особый
универсум,
даже
если
классическая
оболочка
контрастирует
с
экспонированным современным искусством внутри. Такая концепция лишь
подчеркивает смену эпох, развитие культуры и уважение к прошлому.
5
Huyssen A. Twilight Memories: Marking Time in a Culture of Amnesia. New York: Routledge,
1995. P. 12.
6
Деконструктивизм — это одно из направлений в современной архитектуре, которое
основано на использовании в строительной практике идей и мыслей известного
французского мыслителя и теоретика литературы Жака Деррида. Для деконструктивизма
характерны нарочито разрушенные и изломанные формы, визуальная усложненность и
акцентированное вторжение в городскую среду.
Портал http://architecting.ru/modern/dekonstruktivizm/
7
Кроме того, следует не забывать про то, что внешний облик музея
влияет на городскую среду и может стать его визитной карточкой. Так, в свое
время стал знаковым для Санкт-Петербурга Государственный Эрмитаж, а
Музей современного искусства на Манхеттене для Нью-Йорка.
Вообще инновационный подход к роли музеев, который начался в 90х, не просто привел к трансформации музеев в формат entertainment, но
расширил возможности распространения и доступа к культурному наследию.
В течение ХХ века получил широкое развитие новый тип музея – музей
под открытым небом. Суть этого отличительного формата заключается в том,
что
экспозиция выставляется вне помещений. Такая пространственная
активность, преодолевающая границы и рамки, гармонично сочетается с
социальной экспансией и углублением понятия культурного наследия, делая
его важным ресурсом для развития района, региона или даже города.
В качестве примера я хотела бы привести Парк искусств Музеон- "это
крупнейший в Москве музей скульптуры под открытым небом, уникальный
по составу и разнообразию, территория которого используется для
круглогодичного экспонирования"7.
Так, прогуливаясь по парку или даже занимаясь активным видом
отдыха, каждый становится сопричастным к этой уникальная коллекция,
представляющей историческую и художественную ценность.
За последнее время в культурологической мысли явно прослеживается
тенденция
к
новым
возможностям
географического
пространства.
Пространственно-временные взаимоотношения поменялись местами, Сейчас
активные изменения начинают проявляться и в деятельности музеевзаповедников, а также литературно-мемориальных усадеб. В центре таких
культурных институций выступает уникальная личность, на которой
сфокусирована вся культурологическая концепция.
7
Так, в музее "Ясная
http://www.muzeon.ru/pages/museum
8
Поляна" всесторонне освящен образ писателя при полном взаимодействии с
территориальном ресурсом. Такая концепция способствует углубленному
знакомству с жизнью и творчеством писателя.
Иногда даже целые города выстраиваются вокруг одной исторически
значимой личности и образуют нечто вроде комплексной культурной карты.
В качестве примера можно взять город Веймар, в котором находится более
ста памятных мест, в том числе и дом-музеев, о творчестве писателя Гете.
Все
это
в
целом
ведет
к
активному
развитию
туризма
и
инфраструктуры. На сегодняшний момент, лично в нашей стране, туристов
привлекают не кино и театр из-за языкового барьера, а наше культурное
наследие: архитектурные ансамбли, коллекции искусства.
Рост туристической активности в России пришелся на конец 90-х и дал
толчок к развитию отечественных музеев- многие стали разрабатывать
собственные бюро путешествий и экскурсий, что по сути стало началом
нового этапа для музейной деятельности, когда культурные институции
начинают сами контролировать доходы в этой сфере, минуя туристические
фирмы.
Современные проекты по развитию туризма при взаимодействии
с
музеями выглядят нестандартно. Но музеи не должны бояться на первый
взгляд рискованных и нестандартных проектов. Как показывает практика
МВО Манежа это ведет только к успеху. В качестве примера возьмем их
проект ТурКультур (2013 год)– "это первая система самокатных маршрутов,
которая связывает Манеж с другими знаковыми историческими местами и
музеями центра столицы. Это быстрый, полезный и бесплатный способ
добраться от Центрального Манежа до музеев-партнеров проекта: ГМИИ им.
А.С. Пушкина, Государственного исторического музея, Государственного
музея архитектуры им. А.В. Щусева, Московского музея современного
9
искусства, Государственной галереи на Солянке, галереи «Триумф», Фонда
культуры «Екатерина»"8. Таким образом,
Это первый в мире межмузейный прокат самокатов
Было задействовано 10 музеев
Создано 10 маршрутов
В итоге,
к концу проекта прибавилось еще 10 музеев, многие из
которых сами проявляли инициативу поучаствовать в этой идее. За два
месяца самокатных экскурсий, которые пользовались популярностью стало
ясно, что это прекрасная возможность для популяризации искусства и
удобный и мобильный способ доступа к культурному наследию.
Еще одним их проектом МВО Манежа в 2013 году стал- MoscowPass.
Это коммерческая система обработки туристического трафика, которая
комплексно берет на себя всю работу по доставке туристу унифицированной
скидочной карты, включая посещение ресторанов, магазинов и культурных
достопримечательностей. Манеж стал лицом этого проекта, который по сути,
если кратко, является комплексным пакетом для туриста.
В этот же период начинается работа с Департаментом Туризма и
Транспорта и Манеж становится частью эксперимента по разработке новой
напольной навигации в метро.
Данные проекты является доказательством того, что культурное
наследие
играет значимую роль,
экономическом
развитии,
поэтому
не только
его
в социальном, но и
сохранение
должно
стать
неотъемлемой частью программ социокультурного развития.
Закончить свое исследование я бы хотела, пожалуй, самой ключевой
тенденцией в расширении доступа к культурному наследию, на которую
повлиял рост межмузейного информационного пространства. Сейчас музеи
8
Портал http://www.museum.ru/N50379
10
во всем мире преодолели свою "замкнутость"
и наладили диалог с
аудиторией в Сети, там, где в большинстве случаев и происходит первое
знакомство. Многие сайты построены на принципах интерактивности и
динамичного информирования последними обновлениями: 3D-экскурсии,
мобильные гиды-приложения, кроме того практически все музеи сейчас
интегрируют
свой
портал
с
социальными
сетями
(Facebook, Вконтакте, Twitter и YouTube).
На портале Музеев Московского Кремля, к примеру, регулярно
размещаются видеоролики про каждую экспозицию, многие лекционные
выступления выкладываются на YouTube, а также создан «Виртуальный
университет» для расширения аудитории.
Конечно же, развитие виртуальных музеев породило тревогу о том, что
реально существующие музеи потеряют свою силу как актуального
культурного института. Однако, я считаю, что специфическая
природа
музеев, проверенная эпохами, не дает оснований для такого пессимизма.
Развитие виртуальных музеев необходимо и очевидно, но это никогда не
сравнится с живой встречей с подлинным шедевром. Это лишь дополнение к
музею и очень полезное, так как благодаря технологиям мультимедиа стало
возможным не только сохранять культурное наследие, множество из
которых разрушается временем и деятельностью людей, но и способствовать
его доступности и межкультурной коммуникации.
Если продолжить тему информационного развития, то не следует
забывать и про телевидение, которое по охвату, а в нашей стране это точно,
гораздо шире, чем Интернет. Тут на помощь музеям, как главным
источникам культурного наследия, помогают специально подготовленные
программы под музеи, к примеру такое уже давно практикуется с успехом во
Франции про Лувр.
11
III.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях стремительного развития информационного общества и
современных тенденций в сфере культуры, мы должны не забывать, что у
музея есть одно неоспоримое преимущества- это истинные культурные
ценности, которые мы можем увидеть воочию.
Особенно важным это становится в настоящий момент, когда
культурные явления все чаще теряют функцию культурного богатства, а у
молодого поколения появилась проблема с самоидентификацией.
Вот, почему важно не забывать о том, что историческое наследие – это
общенациональное достояние, бережно сохраненное нашими предками не
только для нашего поколения, но и для будущего. И чтобы это будущее
наступило, музеям нужно достойно конкурировать с массовой культурой за
свободное время посетителей. Для этого необходимо наладить эффективные
коммуникации,
а
также
совместить
традиционное
содержание
и
инновационные технологии- вот основа процветания и укрепления музеев в
их роли доступа к национальному культурному наследию.
12
IV.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1. Convention Concerning the Protection of the World Cultural and Natural
Heritage, 1972 [on-line], доступ: http://www.unesco.org
2. Кулешова М.Е. Понятийно-терминологическая система «природное
культурное наследие»: содержание и основные понятия // Уникальные
территории в культурном и природном наследии регионов. Сборник
научных трудов. М.: Из-во РНИИ культурного и природного наследия,
1994.
3. Декларация прав культуры (проект). СПб.: СПбГУП, 2000.
4. Glossary.ICOM Code of Ethics for Museums. – Paris.: ICOM, 2006.
5. Huyssen A. Twilight Memories: Marking Time in a Culture of Amnesia.
New York: Routledge, 1995.
6. Определение деконструктивизма [on-line], доступ:
http://architecting.ru/modern/dekonstruktivizm/
7. Сайт парка Музеон [on-line], доступ:
http://www.muzeon.ru/pages/museum
8. Новости музеев [on-line], доступ: http://www.museum.ru/N50379
13
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв