Роль Российской Федерации в обеспечении энергетической безопасности Европейского Союза

Глобальный характер энергетических проблем и их все большая политизация в условиях обостряющейся конкуренции на мировых энергетических рынках выдвигают энергетический фактор в число основных элементов международной политики и дипломатии. Энергетическая дипломатия - это достаточно широкая область, включающая в себя целый комплекс вопросов, в том числе надёжное обеспечение энергоносителями, доступ к их источникам, маршруты транспортировки углеводородного сырья и электроэнергии, международные аспекты атомной энергетики. Понятие «энергетическая дипломатия» в первую очередь подразумевает практическую деятельность внешнеполитических, внешнеэкономических и энергетических ведомств, в ряде случаев совместно с компаниями, по осуществлению целей и задач внешней энергетической политики. Внутренняя энергетическая политика стран – потребителей энергоресурсов - связана с государственным регулированием в энергетической сфере, направленным на развитие национальных топливно-энергетических комплексов и рынков, повышение экологических стандартов и эффективности энергопотребления, улучшение национальных систем энергетической безопасности. После окончания Второй мировой войны энергетика сыграла решающую роль в становлении европейского экономического сотрудничества и создании Европейского сообщества угля и стали, Евроатома, и, в конечном итоге, Европейского союза. На региональном уровне крупные страны – члены Евросоюза (далее ЕС), входящие в группу «Большой семёрки», разрабатывают и проводят собственную внешнюю энергетическую политику, исходя из национальных энергетических интересов, оказывают значительное влияние на мировую энергетическую политику и имеют свои особенности. Свои отличия имеет также внешняя энергетическая политика Бельгии и Нидерландов, Греции и Австрии, а также отдельных стран ЕС. Можно констатировать формирование общеевропейской энергетической дипломатии, одной из основных целей которой является внешнеполитическое обеспечение безопасности энергетических ресурсов. Анализируя экономические инструменты энергетической дипломатии ЕС, необходимо отметить, что основную роль играют регулирующие меры, которые являются юридически обязательными для всех стран ЕС, как по целям, так и по средствам реализации. Руководящая роль органов ЕС в развитии энергетического рынка сводится в основном к обеспечению благоприятных условий для инвестирования энергетического сектора, а также совершенствования системы налогообложения, акцизных и других фискальных платежей. В процессе разработки и принятии решений в области энергетической политики главную роль играет ЕК, один из членов которой непосредственно отвечает за выработку общей энергетической политики ЕС. Чаще всего используются экономические и политические методы, средства поощрительного плана в отношении перспективных добывающих стран. Однако меры санкционного порядка в последнее время стали применяться значительно чаще. Следует обратить внимание, что в энергетической дипломатии, помимо арсенала большой дипломатии, задействованы также специфические методы и инструменты. Так, на межгосударственном и межкорпоративном уровнях нередко используются экономико-статистические данные о запасах энергетических ресурсов, об уровнях их добычи, ценах, тарифах и т.д. Завышение или занижение данных, если это осуществляется преднамеренно, связано с достижением определённых внешнеполитических или внешнеэкономических целей. Одним из основных приоритетов энергетической политики России является модернизация и научно-технологическое перевооружение топливно-энергетического комплекса (далее ТЭК). Первоочередная и главная цель - повысить энергоэффективность, энергосбережение и снизить энергоёмкость экономики России. В данной работе рассматривается роль Российской Федерации в обеспечении энергетической безопасности Европы. Показательным примером стали проекты, реализуемые ПАО «Газпром». Постановка задачи является актуальной поскольку энергетический фактор играет в международной политике и дипломатии не меньшую роль, чем военный. Если нарастающая конкуренция в мировой энергетике будет принимать хаотичные и нецивилизованные формы, это может представлять опасность для стабильности на мировых энергетических рынках со всеми вытекающими последствиями для энергетической безопасности в глобальном, региональном, а для некоторых стран потребителей – и в национальном плане. Так, потребление природного газа в Европе, по данным BP, возросло на 7,1% с 2010 года. При этом общемировое производство природного газа снизилось на 0,3%. В современных условиях политической нестабильности, когда возрастает риск в обеспечении безопасного энергетического транзита, рассматриваются и реализуются новые маршруты поставки энергоисточников, идёт поиск и разработка новых месторождений. Все это требует экономических затрат, времени, новых технических решений и готовности к конструктивному диалогу между странами. Российская компания ПАО «Газпром» постоянно работает в этом направлении и предлагает европейским партнёрам н

Энергетика
Исследования

Вуз: Северо-Западный институт - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Северо-Западный институт РАНХиГС)

ID: 5b4209aa7966e1320e876243
UUID: 102e2100-64dc-0136-b431-525400005860
Язык: Русский
Опубликовано: около 2 лет назад
Просмотры: 882

27.62

Elizabeth Sidelnikova

Северо-Западный институт - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Северо-Западный институт РАНХиГС)


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 1010,9 КБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет