РОЛЬ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ТРАНСПОРТНЫХ
КОММУНИКАЦИЙ СЕВЕРА И АРКТИКИ
Суханова Н.В., магистрант программы «Европейские исследования: арктический
вектор» ВШ СГНиМК САФУ имени М.В. Ломоносова, научный руководитель: С.И.
Шубин.
САФУ имени М.В. Ломоносова, Архангельск
nataljasukhanova@gmail.com
В статье проведено исследование проблем и перспектив развития Северного
морского пути. В настоящий момент он рассматривается как альтернатива Южному
морскому пути и относится к числу российских приоритетов. Северный морской путь
как транспортная магистраль имеет большой потенциал для дальнейшего развития.
В условиях глобализации постоянно растет объем товарообмена, вследствие чего
возникает потребность в ускоренном развитии транспортных систем. В настоящее время
морские перевозки считаются наиболее экономичными, а их оборот составляет более
половины всех мировых грузовых перевозок и показывает опережающую динамику.
Вследствие потепления климата увеличивается возможность спроса
ранее мало
использовавшихся из-за ледового покрова транспортных коммуникаций, в том числе и
Северного морского пути [1, c. 2].
Северный морской путь (СМП) является единственной магистралью, которая
связывает субарктические и арктические порты в Арктическом регионе. Он оказывает
большое
влияние
на
российский
Север,
обеспечивая
устойчивое
социально-
экономическое развитие регионов Арктической зоны [2, c. 103]. Важную роль СМП
отметил Дмитрий Рогозин 8 декабря 2015 года на заседании Комиссии по вопросам
развития Арктики Морской коллегии при Правительстве РФ. На данном заседании был
выработан ряд системных поручений, направленных на развитие Арктической
транспортной системы, включая все виды транспортного сообщения. Также был
обсужден вопрос конкурентоспособности трасс СМП. При этом Дмитрий Рогозин
отметил, что без серьёзной модернизации инфраструктуры морских портов, включая
пункты
пропуска,
обеспечения
их
современной
логистикой,
насыщения
энергетическими мощностями, создания современных систем связи, навигации,
обеспечения безопасности мореплавания делать серьёзную ставку на повышение
конкурентоспособности трасс Северного морского пути не приходится [3].
Согласно данным ФГКУ «Администрация Севморпути», ФГУП «Атомфлот»,
объем перевозок по СМП значительно увеличился за последние 10 лет, особенно
быстрый рост наблюдается с 2016-2017 годы (Таблица 1.):
Таблица 1. Объём перевозок по Северному морскому пути с учётом транзитных
грузов (тыс. тонн)
2006
1956
2011
3111
2013
3930
2014
3982
2015
5392
2016
7265
2017
10692
Основным конкурентом Северного морского пути является Суэцкий канал.
Преимущество СМП заключается в том, что он является кратчайшим морским путем
между Европейской частью России и Дальним Востоком. Арктические навигации
последних лет убедительно показали, что в действующих климатических условиях
проход грузовых судов по СМП в различные порты Юго-Восточной Азии по сравнению
с проходом через Суэцкий канал, сокращает время пути от 7 до 22 дней. В качестве
примера рассмотрим доставку нефти из Мурманска в Японию. Если груз доставлять
через Суэцкий канал, то потребуется пройти 12291 милю, что займет 37 дней. Проход
через акваторию СМП составит 6010 миль и займет 18 дней. Экономия составляет 19
дней, соответственно, проход через СМП обойдется быстрее и дешевле. Но, несмотря на
данные преимущества, существует ряд проблем, которые препятствуют развитию
грузопотоков в арктической зоне [4].
Профессор САФУ Залывский Н.П.
в своей статье «Северный морской путь:
потенциал ожидания и реальные проблемы функционирования» [5, c. 50] подробно
рассматривает недостатки СМП. Он выделяет 3 основных ограничителя радикального
изменения места и роли СМП в системе морских транспортных коммуникаций мира:
1. Величина эксплуатационных сборов судовладельцев.
2. Маловероятность совпадения спроса и предложения
ледокольного
обеспечения по времени и месту.
3. Повышенные риски плавания в арктическом пространстве.
Говоря об эксплуатационных расходах необходимо отметить, что речь идет о
ледокольных
сборах.
Зарубежные
судовладельцы
отмечают,
что
ледокольное
сопровождение является недешевым, также существует риск повреждения судна
арктическими
льдами,
что
влияет
на
стоимость
страховки
перевозчика.
К
вышесказанному необходимо добавить, что проход по СМП, в отличие от Суэцкого
канала, невозможно осуществлять круглогодично, а лишь 5-6 месяцев в году [5, c. 51].
Отдельной стратегической проблемой для арктических грузопотоков является
состояние ледокольного флота. База ледокольного сопровождения требует постоянной
модернизации и расширения. Несмотря на то, что за последние годы на этом
направлении проделана огромная работа, но еще больше только предстоит сделать. В
настоящее время, ледокольную проводку обеспечивают всего восемь ледоколов ―
атомные «50 лет Победы», «Таймыр», «Вайгач», «Ямал» и дизель-электрические
«Адмирал Макаров», «Капитан Драницын», «Капитан Хлебников», «Красин» [9].
Арктические порты по-прежнему являются самым слабым звеном на СМП.
Оборудование портов, количество некрупных портов по трасе СМП, условия и степень
оперативности
погрузочно-разгрузочных
операций,
низкое
качество
услуг
по
судоремонту, ухудшение метеорологического и гидрографического обеспечения трасы –
всё это способствует рискам и высоким страховым ставкам, особенно при
транспортировке таких опасных грузов как нефтепродукты, газовый конденсат,
сниженный природный газ. Отсутствие единых тарифов на оказание услуг для всех на
протяжении СМП, в отличие от Суэцкого канала, также является проблемой для
привлечения новых перевозчиков. Еще одним сдерживающим фактором для развития
СМП
являются
крупногабаритных
слишком
судов.
малые
глубины
Возникает
на
традиционных
необходимость
в
маршрутах
прокладке
для
новых
высокоширотных глубоководных маршрутов, так как гидрография некоторых районов
СМП слабо изучена. Именно поэтому с 2011 года запущена программа исследования
глубин высокоширотного маршрута [8].
В последнее время все чаще идет речь о повышении потенциала СМП, а
соответственно, о его модернизации. Рассматривается концепция развития СМП как
международного Евроазиатского транспортного коридора.
Морской доктриной
Российской Федерации до 2020 года предусматриваются следующие изменения:
1. обеспечение национальных интересов страны в отношении арктических
акваторий СМП, государственное управление этой транспортной системой,
ледокольное обслуживание;
2. предоставление равного доступа к СМП заинтересованным перевозчикам, в
том числе и иностранным;
3. строительство
ледоколов,
специализированных
судов
транспортных
для
судов
ледового
рыбопромыслового,
класса,
научно-
исследовательского, спасательного и других флотов.
Николаева А.Б. - старший научный сотрудник отдела Экономической политики и
хозяйственной деятельности в Арктике и районах Крайнего Севера - отмечает, что
необходимо провести ряд изменений, как на национальном, так и на международном
уровне для укрепления положения и статуса СМП. Чтобы закрепить статус СМП, как
самостоятельного Евроазиатского транспортного коридора, следует провести ряд
программных мероприятий, так как российская Арктика в долгосрочной перспективе
является мощной минерально-сырьевой базой не только для России, но и для всего мира
в целом. Для этого следует проводить регулярные Евроазиатские конференции по
транспорту для включения СМП в единую международную сеть транспортных
коридоров.
Необходимо обеспечить стандарты безопасности мореплавания и
сохранения окружающей среды, которые будут соответствовать международному
уровню. Также, обеспечив доступ к информации и информируя о проводимых в России
мероприятиях по развитию СМП, можно привлечь новых иностранных судовладельцев
и грузоперевозчиков. Установить единую сетку тарифов для прохождения по СМП.
Кроме того следует продолжать научное сотрудничество различных стран по вопросу
развития СМП, а именно создания транзитных транспортно-технологических систем с
использованием перспективных судов ледового плавания. Необходимо поддерживать
международное сотрудничество в решении экономических и правовых проблем
коридора «СМП» в рамках Арктического совета. Выполнение вышеуказанных
мероприятий будет способствовать развитию Северного морского пути, как на
национальном, так и на международном уровнях [8].
Таким образом, Северный морской путь может играть важную роль в не только в
национальной, но и международной транспортной коммуникации. Несмотря на
повышение объема грузоперевозок по СМП, на данный момент он остается в тени по
сравнению с другими, более развитыми морскими коридорами. Однако, он таит в себе
большой потенциал для международного сотрудничества и развития российской
Арктики.
Библиографический список
1.
Павлов К.В., Селин В.С. Проблемы развития грузопотоков Северного морского
пути и методы их решения // Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика.
2.
Серия экономика. 2015. № 2 (12). С. 73-80.
Плисецкий Е.Е. Приоритеты развития Северного морского пути в стратегическом
3.
управлении и планировании // Арктика и Север. 2016. № 22. С. 101-111.
Дмитрий Рогозин провел совместное заседание Госкомиссии по вопросам развития
Арктики и Морской коллегии при правительстве. 8 декабря 2015 [Электронный
ресурс]. Режим доступа URL: http://government.ru/news/21070/ (дата обращения:
4.
18.03.2018)
Перспективы развития Северного морского пути [Электронный ресурс]. Режим
доступа URL: http://будущее-арктики.рф/perspektivy-razvitiya-severnogo-morskogo-
5.
puti/ (дата обращения 20.03.2018)
Куватов В.И. Потенциал Северного морского пути арктической зоны России.
Факторы и стратегии развития. // Интернет-журнал «Науковедение». 2014. № 6. С.
6.
1-16.
Николаева А.Б. Северный морской путь: проблемы и перспективы. Режим доступа
URL: https://cyberleninka.ru/article/v/severnyy-morskoy-put-problemy-i-perspektivy
7.
(дата обращения 19.03.2018)
Минин М.В. Перспективы развития береговой инфраструктуры СМП на основе
опыта проектирования морских портов [Электронный ресурс]. Режим доступа
URL: https://cyberleninka.ru/article/v/perspektivy-razvitiya-beregovoy-infrastrukturysmp-na-osnove-opyta-proektirovaniya-morskih-portov-oao-lenmorniiproekt (дата
8.
обращения: 25.04.2018).
Северный морской путь: проблемы и надежды Арктики [Электронный ресурс].
Режим доступа URL: https://www.arctic.gov.ru/News/f70227a0-d012-e711-80c800155d006312?nodeId=9ce9c1ed-d94b-e511-825f-
9.
10604b797c23&page=1&pageSize=10 (дата обращения 05.04.2018).
Широты высокой важности [Электронный ресурс]. Режим доступа URL:
https://www.kommersant.ru/doc/3254502 (дата обращения 08.04.2018).
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв