Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Московский педагогический государственный университет»
Институт детства
Факультет начального образования
Наименование кафедры Кафедра теории и практики начального образования
Дисциплина Педагогика
Курсовая работа
Роль учителя в формировании читательского интереса младших
школьников на уроках литературного чтения
Направление подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование
(с двумя профилями подготовки)
Профили образовательной программы: Начальное образование и
Дополнительное образование (художественное творчество)
Работу выполнила:
студентка группы 204
очной формы обучения
Зубакова Диана Николаевна
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры теории и практики
начального образования
Трошкова Наталья Валерьевна
Москва − 2018 год
2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................................ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ .................. 5
1.1. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКОГО ЧИТАТЕЛЬСКОГО
ИНТЕРЕСА .................................................................................................................. 5
1.2. МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА......................................................................................... 10
ГЛАВА 2. РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЧИТАТЕЛЬСКОГО
ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ............................................................................. 15
2.1. ПОЗИТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧИТЕЛЕМ ЧИТАТЕЛЬСКОГО
ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ........... 15
2.2. НЕГАТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧИТЕЛЕМ ЧИТАТЕЛЬСКОГО
ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ........... 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...................................................................................................... 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..................................................................................... 23
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Чтение всегда являлось одним из
главных источников знаний и моральных представлений, способствовало
расширению словарного запаса, приобретению интуитивной грамотности,
умению правильно строить речь. Кроме того, умение самостоятельно выбирать
интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для
понимания и получения дополнительной учебной информации во многом
определяют дальнейшее развитие личности ученика и успешность его
дальнейшего обучения. Но не каждый ребенок полюбит чтение, просто
научившись читать. Особенно остро проблема стоит в наше время, век
компьютеризации и высоких технологий, когда появились иные, более
современные источники знаний – телевидение и интернет – из-за которых и без
того достаточно сложный процесс чтения видится еще более
малопривлекательным. Дети предпочитают гаджеты родителей, которыми они
учатся пользоваться намного раньше, чем впервые открывают букварь и
начинают медленно обучаться чтению.
Проблема исследования: какова роль учителя в формировании
читательского интереса младших школьников на уроках литературного чтения?
Цель исследования заключается в решении поставленной проблемы
исследования.
Объект исследования – методика воспитания младших школьников.
Предмет исследования – роль учителя в формировании читательского
интереса младших школьников на уроках литературного чтения.
Задачи исследования:
1. Определить теоретические основы формирования читательского интереса
младших школьников
2. Выявить позитивную и негативную роли учителя в формировании
читательского интереса младших школьников на уроках литературного чтения
4
Методы исследования: теоретический анализ литературы, изучение
передового педагогического опыта, анкетирование среди учеников младших
классов, опрос группы людей на предмет личного опыта.
Научная новизна, теоретическая и практическая значимость
исследования. Многие, рассматривая эту тему, говорят только о том, как
правильно к ней подходить, но при этом они забывают о другой стороне
вопроса: определенные действия учителя могут привести к тому, что ребенок
получит стойкое чувство отвращения к процессу чтения.
5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. История изучения вопроса формирования детского
читательского интереса
Несомненно то, что учитель оказывает огромное влияние на ребенка, но
прежде всего учитель работает со школьной программой, в которую включены
разнообразные детские произведения от народных сказок и песенок до
рассказов Эдуарда Успенского и стихов Григория Остера. Так что же такое
детская книга? Какая литература подходит ребенку?
На протяжение долгих веков ребенка считали лишь уменьшенной копией
взрослого, маленькой и недоразвитой, и всеми силами пытались как можно
скорее сделать его нормальным и полноценным. Если на мусульманском
Востоке взрослению ребенка уделяли какое-никакое внимание, этому даже
были посвящены главы великой книги XI века «Кабус-набэ», то в Европе люди
даже не задумывались, что детство – это особый мир, не понимали, что между
их миром и миром ребенка лежит огромная пропасть. [4] Естественно, в то
время не было ничего хоть как-то похожего на то, что мы считаем «детской
книгой».
К самым первым произведениями для детей, пожалуй, можно отнести
«Reimkalender» Конрада Дангольсгеймского (1435) или «Der Seele Trost»
(1406), однако родоначальниками детской литературы принято считать Рохова
и Вейссе. «Друг детей» (1776) было первой немецкой книгой для школьного
чтения, а после его выхода Вейссе создал одноименный журнал, первый в
Европе журнал с произведениями для детей. [6]
В России очень долго не было даже Букваря, и дети были вынуждены
учиться читать по Псалтырю. Единственное, для чего, по мнению людей того
времени, была пригодна книга в отношении детей – поучение и назидание, а
также втолковывание им взрослых интересов и мыслей. Около 1490 года коекому все-таки пришла мысль создать книгу именно для детей – это был
6
Дмитрий Герасимов, заложивший основу для зарождения детской литературы
своим великим трудом с латинским названием «Донатус», в которые поместил
как нравоучительные рассказы собственного авторства, так и народные сказки.
Однако истинным основоположником детской книги в русской истории следует
считать Кариона Истомина, который во второй половине XVII века стал
первым писателем, произведения которого вместо унылых мучительных
нравоучений включили в себя игру, юмор, иронию, и стремились принести
удовольствие детям.
А еще через столетие европейская культура, наконец, открыла для себя
богатый мир души ребенка, приняла его со всеми особенностями. И тогда,
скажем так, «индустрия» детской литературы поскакала вперед. Были написаны
и поставлены первые пьесы для детей, сама Екатерина великая написала первые
в России авторские сказки – «О царевиче Хроле» и «О царевиче Фивее», а затем
в конце XVIII в. Николай Новиков с Николаем Карамзиным открыли первый в
России журнал для детей «Детское чтение для сердца и разума». [6] Этот
журнал пользовался огромной популярностью, выпускался десятилетиями и
несколько раз переиздавался. Успех журнала наглядно показывал, насколько
назрела в русском обществе нужда в детской литературе. За свою долгую,
несколько раз возобновлявшуюся жизнь «Детское чтение…» воспитало немало
людей, пробудив в них стремление к знанию и чувство гражданского долга.
Произведения из журнала переходили из десятилетия в десятилетие, из одного
века в другой, перепечатываясь в хрестоматиях и учебниках, и даже в наше
время можно найти относительно свежие тоненькие книжки в мягкой обложке,
включающие в себя переведенные на современный русский язык притчи и
рассказы из журнала. [10]
Как мы все знаем, XIX век с достоинством носит имя Золотого Века
литературы, и детская литература не является исключением. Именно в эти годы
выходят в свет детские повести, рассказы и авторские сказки, которые мы
знаем и любим и по сей день: «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина, «Сказка о
мертвой царевне» В.А.Жуковского, «Аленький цветочек» С.Т.Аксакова – и
7
многие, многие другие. Уже не увидеть в детских книжках сухие наставления.
Можно с облегчением вздохнуть – это ушло в прошлое. Теперь книги,
написанные для детей, пронизаны любовью и уважением к самому понятию
детства. Казалось бы, детская литература вышла на необходимый уровень и
изобретать в этой сфере уже нечего – но тут Жуковский пишет для внуков
замечательные, даже, можно сказать, гениальные строчки: «Там котик усатый
по садику бродит, а козлик рогатый за котиком ходит...» – и мир детской книги
разом наполняется уменьшительно-ласкательными словами, этой мягкой
интонацией, наполненной нежностью к ребенку.
Однако на границе XIX и XX века вдруг выяснилось, что тех двух задач,
к выполнению которых стремилась сформировавшаяся к тому времени детская
литература
(а
именно
воспитание
нравственности
и
услада
души),
недостаточно. Как известно, дети с самого раннего детства начинают
подражать взрослым, играть во взрослую жизнь, в мир взрослых – а этот мир,
однако, за эти несколько веков сделал огромный шаг вперед: появились
паровозы, пароходы, электричество, росли города – а в детских книжках все
бегали по лесным лужайкам милые животные. И как раз тогда появились
произведения Корнея Чуковского и Самуила Маршака. То, что они делали с
детской
литературой,
стало
в
этой
связи
настоящим
прорывом.
С
«Крокодилом» Чуковского и «Усатым-полосатым» Маршака сказки стали
частью того мира, в котором жили городские дети.
Однако приход советской власти танком прошелся по всему, что было так
необходимо детству. И снова детская литература максимально приблизилась к
взрослой: насущные сюжеты, наставления, цензура. Она стала инструментом
государственной пропаганды, была направлена на воспитание «человека нового
типа», главной заботой которого становились государственные интересы, а все
личное отметалось далеко на второй план. Нашлись те, кто старательно писал
то, что угодно власти, но и в таких условиях литераторы находили способ
протолкнуть в печать кое-какие произведения, в которых было чуть больше
душевности и детскости, чем было позволено. Это и «Чук и Гек» Аркадия
8
Гайдара, и «Дикая собака Динго» Рувима Фраермана, и «Рассказы о Белочке и
Тамарочке» Леонида Пантелеева, и рассказы и повести Николая Носова. Позже
– книги Эдуарда Успенского, Юрия Коваля, Николая Сладкова и многие другие
горячо любимые и по сей день произведения. Каждому из них пришлось
буквально пробиваться к праву на издание через возведенные властями стены
цензуры.
И вот, наконец, в начале 90-х годов прошлого века эта стена рухнула
вместе с Советским Союзом, и свет смогли увидеть многие замечательные
детские книги. Особого упоминания достойны невообразимые еще недавно
«Вредные советы» Григория Остера. Они содержали все то, чем была бедна
советская литература для детей: острая сатира, крепкий юмор, кричащая
оригинальность. Но, к сожалению, после этого и случилась осечка. Делая упор
на стремление развлечь ребенка, современная детская литература постепенно
лишилась чувства сострадания, морального посыла и призыва к раздумьям –
она стала в большинстве своем слишком поверхностной, пытаясь быть как
можно менее скучной. Конечно, тут нельзя обобщать: за эти годы появилось
множество одаренных писателей, которые чувствуют детскую душу и знают,
как вложить в нее крупицы морали. Им, несомненно, повезло, что им не нужно
продираться сквозь дебри цензуры, но они сталкиваются с другой проблемой:
их книги просто тонут в массе проходных, «пустых» книжек. [4]
Говоря об истории детской литературы, нельзя не упомянуть о разных
взглядах на ее задачи и значение. Руссо, например, называл чтение «бичом
детского возраста». Белинский говорил, что оно развивает в детях фантазию на
счет других способностей духа, а это может сделать из ребенка бесполезного
мечтателя; и особенно в этом отношении недопустимы сказки. Писарев считает
детскую литературу ложной и ненужной и предлагает вместо детских книг
произведения
лучших
беллетристов,
описания
путешественников,
исторические сочинения и популярные статьи по естествознанию. Однако, с
другой стороны, Гербарт считает чтение необходимым и почти незаменимым
вспомогательным средством воспитания. Того же мнения придерживаются
9
Бенеке, Розенкранц, К. Шмидт и многие другие. Они указывают на
недоступность общей литературы детскому пониманию. По их мнению, детская
литература
должна
обладать
ясностью,
точностью,
правдивостью
и
логичностью выводов, а также должна быть написана простым и понятным
языком. [6]
Пробежавшись по истории детской книги и полистав учебники по
литературному чтению для начальных классов, мы можем сделать вывод, что
их составители постарались включить туда все лучшее, что было создано в
мире детского чтения, а также познакомить детей с произведениями разных
жанров, эпох и стран. Нельзя сразу не отметить, что уже это позволяет ребенку
найти среди книг что-то такое, что ему больше всего по душе. Конечно, каждый
автор считает какие-то произведения более важными, ценность других
отрицает, третьи считает необязательными, но каждый находит свой путь для
того, чтобы ввести ребенка в мир необъятный мир литературы.
10
1.2. Методический аспект формирования читательского интереса
младшего школьника
Модернизация общего образования требует перехода от традиционной
установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к
развитию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях
открытого общества, это касается в том числе и уроков литературного чтения.
Вызывает
серьёзную
тревогу
отчётливо
наметившаяся
тенденция
удаления детей от книги, многие чтению предпочитают телевизор, компьютер
или иной гаджет. Как правило, они не хотят и не любят читать.
Но чтение – довольно сложный, индивидуальный процесс. Каждый
читатель откликается на книгу какой-либо особой стороной своей личности. Д.
Н. Узнадзе считает, что на первом этапе овладения навыком чтения ребёнка
интересует само чтение, оно доставляет ему удовольствие как процесс, а не
только как средство ознакомления с интересным содержанием. Тенденция
действия и улучшения механизма чтения, по словам Д. Н. Узнадзе, лежит в
основе того обстоятельства, что ребёнок с целью интереса, удовольствия,
развлечения начинает читать книги. Это положение и в настоящее время
соответствует действительности, но со временем отношение ребёнка к чтению
книг меняется, интерес исчезает.
Ведущая роль в решении задачи формирования интереса к чтению,
умении работать с книгой, пробудить любовь к художественному слову
принадлежит урокам чтения. [13]
По мнению Л.И. Козловой основные педагогические цели на уроках
литературы состоят в следующем:
•
передача учащимся суммы определенных знаний, умений и
навыков, помогающих стать как чтецом, так и читателем;
•
всестороннее воспитание будущих граждан;
•
повышение уровня общего и литературного развития учащихся;
11
•
формирование
индивидуальных
интересов
и
склонностей
обучаемых.
В традиционно сложившейся образовательной системе именно на
учителей начальных классов возлагается важнейшая роль в привитии детям
любви к чтению, формированию у них устойчивого интереса к данному виду
деятельности. Согласно исследованиям отечественных ученых и обобщенным
результатам наблюдений за учебной деятельностью детей, ребенок младшего
школьного
возраста
эстетического
обладает
восприятия
особыми
книги.
возможностями
Именно
для
развития
художественно-образный
и
интеллектуально-эмоциональный способ познания действительности, коим
является
чтение,
близок особенностям психики
младшего
школьника,
особенностям его эмоциональной среды и мышления.
Учитель должен не только научить ребенка читать, но и постараться
воспитать в нем увлеченного читателя. Марина Цветаева говорила, что
истинное чтение «есть соучастье в творчестве», и только такое чтение может
способствовать развитию личности ребенка, становлению его как субъекта
деятельности и познания. А полноценное развитие личности подразумевает
формирование
интеллектуальных
структур,
эмоционально-нравственной
сферы, эстетических потребностей и способностей к креативной деятельности.
Обучая
чтению,
мы
способствуем
процессу
развития
личности,
а
развивающаяся личность испытывает потребность в чтении как в источнике
дальнейшего развития, и, таким образом, данный процесс стимулируется самим
же процессом развития в процессе чтения.
Если же сам процесс чтения создает основу для самовыражения, развитие
становится более интенсивным, и именно в этом этот процесс согласуется с
требованиями новой образовательной парадигмы – воспитанию творческой
личности, способной к преобразованию окружающей среды и созиданию.
Кроме того, акцент в современной политике образования сместился в
сторону задачи научить каждого ребенка учиться самостоятельно, добывать
необходимые ему знания. А это означает, что основная задача воспитания
12
читателя
–
в
том,
чтобы
научить
каждого
ученика
расширять
и
совершенствовать свой опыт, обогащаться знаниями, формировать свой
характер и мировоззрение с помощью книги. Для достижения этой цели нужно
выработать
у
школьников
устойчивую
потребность
к
чтению,
к
самостоятельному и целенаправленному выбору книг.
А, например, Р. Н. Бунеев и Е. В. Бунеева видят цель уроков чтения в
начальной школе в том, чтобы научить детей читать художественную
литературу, вызвать к ней интерес, а также заложить основы формирования
грамотного читателя, владеющего техникой чтения, приемами понимания
прочитанного (то есть подготовленного к курсу литературы средней школы), а
также знающего книги и умеющего их выбирать. Чтобы этого достигнуть, по
мнению исследователей, необходимо выполнить четыре задачи:
•
формирование техники чтения и приемов понимания текста на
основе интереса к чтению;
•
приобщение школьников к литературе как к искусству;
•
развитие устной и письменной речи, творческих способностей
детей;
•
введение детей в мир человеческих отношений нравственных
ценностей через литературу, формирование личности.
Несмотря на различные формулировки целей, в их основе одна идея –
формирование ребенка читающего, желающего развиваться и развивающегося
как читатель. При этом учитель должен вложить в ребенка «культуру чтения»,
включающую в себя в том числе и читательский интерес, но это требует от
учителя высокого уровня профессионализма. Он должен обладать глубокими
предметными
и
психолого-педагогическими
знаниями,
современными
технологиями преподавания т.д., он сам должен являться опытным, знающим
читателем, хорошо владеть читательской деятельностью, иначе он просто не
сможет открыть ребенку книгу как что-то незаменимое, яркое и прекрасное.
13
Но что такое «культура чтения» (или «читательская культура»), которой
так необходимо овладеть ребенку? Если посмотреть в словаре значение слова
«культура», их будет два: все, что создано человеком; степень совершенства в
том или ином знании. В нашем случае логично воспользоваться вторым
значением, то есть культуру чтения мы трактуем как высокую степень
совершенства в читательской деятельности. Она проявляется:
1.
в знании о читательской деятельности;
2.
в умении пересказать эти знания;
3.
в умении правильно действовать с книгой и среди книг;
4.
в умении привычно квалифицированно действовать с основными
для читателя объектами;
5.
в
потребности
систематически
создавать
себе
условия,
необходимые для полноценной читательской деятельности, реализовать себя в
чтении как читателя.
Эти
проявления
характеризуют
уровни
овладения
читательской
культурой. Первые два служат основанием для третьего и четвертого, на
которые в свою очередь опирается пятое. Соответственно, овладение пятой,
высшей ступенью, означает достижение высочайшего уровня овладения
читательской культуры, или профессионализма в читательской деятельности.
Чтобы этого достичь, естественно, необходимо иметь хорошую читательскую
подготовку.
Тут нельзя не упомянуть о проблеме, которую ставят в своей работе
С.Д.Томилова и А.А.Семёнова. У детей младшего школьного возраста не
достаточно сформирована мотивация к чтению. Как результат: многие дети
часто оценивают героев литературных произведений с бытовой точки зрения,
относятся к событиям, изображенным в произведении как к жизненному
случаю, легко восстанавливают последовательность событий, но зачастую не
видят их причинно-следственные связи, испытывают затруднение в словесном
выражении своих чувств, художественная форма произведения зачастую
оказывается ими незамеченной.
14
Показателем сформированности читательской мотивации можно считать
готовность и способность к чтению, ведущую к удовлетворению духовных
потребностей личности, к усвоению нравственных категорий, а также к
самопознанию и самоопределению личности путем присвоения чужого
духовного опыта.
Учитывая, что интерес к чтению не дан ребенку от рождения, необходимо
искать механизмы, способствующее развитию читательской мотивации. [11]
Для успешного поиска и воплощения этих механизмов на практике, в
соответствии с книгой Л.А. Гаппоевой можно выделить три компонента
профессиональной читательской подготовки учителя:
1.
Знание книг.
Учитель начальных классов в первую очередь должен знать книги,
рассчитанные на ребенка в возрасте от 6 до 10 лет;
2.
Умение действовать с книгами без посторонней помощи.
Должно быть развито на уровне навыка.
3.
Отношение к книге не как к источнику информации, умение
увидеть в ней собеседника. [5]
15
ГЛАВА 2. РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ
ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
2.1. Позитивные факторы формирования учителем читательского
интереса младших школьников на уроках литературного чтения
Многие высказываются о проблеме приобщения детей младшего
школьного возраста к чтению, и каждый имеет свою точку зрения, какой
подход наиболее эффективный. Например, Е. Н. Тимофеева указывает подход
через изучение биографий писателей. Н. Н. Койкова-Подшивалова и
Е.Л.Николаева видят решение во внимании к внеклассному чтению. С.А.
Икрамова – предлагает опираться на выразительное чтение, И.Г.Жукова –
использовать
средства
этнопедагогики.
И.П.
Сметанкина
уверена,
что
необходимо основываться на научно-популярной литературе о природе, а Е.С.
Салахутдинова и С.В. Евтюшкин считают, что наиболее важен сам процесс
обучения чтению. [12]
Чтобы самим пронаблюдать влияние учителя на читательский интерес
ребенка, мы провели короткое анкетирование детей начальной школы в классе,
где проходим практику и можем наблюдать уроки литературного чтения. В
опросе поучаствовало 15 учеников третьего класса, и 13 из них ответили, что
любят читать. На вопрос «почему» большинство ответило, что это просто
интересно, кто-то также упоминал свои любимые книги, а один человек
написал, что «ты как будто попадаешь в другой мир». Почти все также
упомянули, что читают не только то, что им задают, однако для внеклассного
чтения они в основном пользуются советами родителей и членов семьи, нежели
рекомендациями учителя. Но и немало тех, что в выборе литературы для
внеклассного
чтения
руководствуется
собственными
предпочтениями,
выбирают книги сами, в том числе в библиотеке.
Нельзя отрицать, что огромное влияние на читательский интерес ребенка
оказывает заинтересованность родителей, то, читают ли они сами и читают ли
16
ребенку, подают ли пример. Однако в первую очередь обязанность дать
литературное образование и воспитать интерес к чтению возлагается именно на
учителя.
В этом классе, судя по нашим наблюдениям, учитель придерживалась
точки зрения Е.Н.Тимофеевой: огромное внимание она уделяла рассказу о
жизни писателя, особенно выделяла детские годы, возраст, наиболее близкий
школьникам, подробно рассказывала о родителях и семьях авторов, упоминала
о разных интересных деталях его биографии. Конечно, нельзя сказать, что
исключительно такой подход помог учителю привить данному классу любовь к
чтению, но, несомненно, его можно считать достаточно действенным.
Во втором проведенном нами опросе, в котором поучаствовало более 50
человек от 14 до 40 лет, 88% высказались о том, что любят читать. Их голоса
разделились примерно поровну за «полюбил чтение в детстве или начальной
школе» и «полюбил чтение позже». Многим в детстве читали родители,
которые и сами любили книги, но очень многие говорили о влиянии учителя
начальных классов на их интерес к чтению, будь то позитивный или
негативный опыт. При этом лишь 40% с небольшим сказали, что им нравились
уроки литературного чтения в начальной школе. На вопрос «почему?» кто-то
говорил, что было интересно, кто-то – что они просто ему легко давались, один
человек упомянул, что, по его мнению, в начальной школе еще не такая
ужасная программа, как в средней и старшей школе: «Не было того
головоломательного анализа, который вызывает отвращение в средней». Но
все-таки абсолютное большинство высказывались о хорошем учителе, который
«вдохновлял на чтение и обсуждение книг», давал разные увлекательные
задания. Кому-то особо запомнилось рисование иллюстраций к произведениям,
кому-то викторины, кто-то с восторгом вспоминал чтение по ролям, упоминали
даже костюмированные постановки. «Приятный был учитель азиатской
внешности, он нам вслух читал часто, колоритный был такой, очень было
интересно слушать» – пишет один из опрошенных.
17
А Л.И.Беленькая считает, что принципам, на которых должно строиться
воспитание эстетического восприятия книги, лучше всего отвечает метод
беседы о прочитанном. Несмотря на то, что автор роль ведущего отдает
библиотекарю, эту ситуацию можно легко спроецировать на ситуацию урока,
отдав ведущую роль учителю.
Посредством беседы учитель может выяснить особенности восприятия
ребенка, помочь ему глубже понять прочитанное, восполнить «недостающее
звено» в его восприятии. Индивидуальную беседу на уроке литературы
построить сложно, но групповая беседа ни в чем ей не уступает, и даже в чемто превосходит: в групповой беседе у учителя есть возможность столкнуть и
прояснить разные суждения, что способствует еще более глубокому и полному
восприятию. К тому же в групповой беседе дети более активны, они подходят к
произведению с разных сторон, размышляют, высказывают и отстаивают свою
точку зрения.
Успех беседы во многом зависит от умения учителя правильно подобрать
вопросы для обсуждения произведения. Их можно условно разделить на три
группы:
1.
связанные с сюжетом, то есть конкретной ситуацией, эпизодом,
событием в произведении;
2.
связанные
литературного
с
другими
произведения
художественными
(конкретная
деталь,
компонентами
пейзаж,
некоторые
композиционные и жанровые особенности);
3.
связанные с образом главного героя и другими персонажами
литературного произведения.
Вопросы первой группы должны ставиться конкретно, но при этом быть
развернутыми
и
не
допускающими
односложного
ответа.
Понимание
фактической стороны содержания совсем не означает, что ребенок глубоко и
правильно воспринимает прочитанное, однако эмоциональный отклик ребенка
напрямую зависит от адекватности фактических представлений о книге. Такие
вопросы должны не только проверять знание содержания произведения, но и
18
помогать понять смысл определенных образов. Вопросы, связанные с сюжетом,
выявляют самые первые, самые непосредственные переживания по поводу
прочитанного. [3]
Нельзя, конечно, обойти стороной опыт практикующих учителей
начальных классов. Опрошенные О.В.Исаевой и Л.П.Галочкиной учителя
начальных классов чаще всего называли следующие условия, способствующие
формированию читательского интереса: поддержка интереса к чтению со
стороны близких; четкая и грамотная организация художественно-творческой
деятельности школьника на уроках литературного чтения; предоставление
школьнику возможности выбора методов и форм художественно-творческой
деятельности;
активизация
творческих
способностей
школьников;
педагогическая поддержка со стороны педагога при выполнении школьниками
заданий творческого характера на уроках литературного чтения; тесное
взаимодействие с книгой. [9]
В основном это творческие методы, что обусловлено, как подчеркивает в
своей статье Е.А. Абрамова, тем, что в младшем школьном возрасте идёт
чрезвычайно быстрое развитие эмоциональной сферы, так называемого
чувственного интеллекта. Собственно, благодаря этому учитель может
добиться высокой эффективности в своей работе по формированию интереса к
чтению. На базе положительных эмоциональных переживаний появляются и
закрепляются потребности и интересы человека, а именно в младшем
школьном возрасте происходит накопление чувств и переживаний. Поэтому
младшие школьники ищут в чтении в первую очередь занимательности,
сильных
эмоциональных
переживаний.
Их
воображение
захватывают
остросюжетные произведения, героические подвиги кажутся нормой жизни, а
любимые герои – это, прежде всего, герои действия. Кроме того, для детей
младшего школьного возраста нужны произведения, которые учат их
удивляться. Способность удивиться событию, явлению, человеку для ребёнка
очень необходима: из удивления рождается интерес к жизни, жажда познания,
умение видеть прекрасное и дорожить им.
19
Также Елена Вячеславовна говорит о том, что одним из ключевых
моментов в формировании позитивного отношения к чтению младших
школьников является грамотное построение учебного процесса и разнообразие
форм работы на урочной деятельности. [1]
Того же мнения придерживается К. Х. Абушаева. В своей статье она
рассказывает о собственном педагогическом опыте. Она постоянно меняет
форму урока, часто проводит, например, урок-викторину, урок-КВН или урокпутешествие, дает тестовые задания, кроссворды, не забывает про игровые
моменты. Кадрия Хайдаровна считает, что чтобы дети начали читать объемные
произведения, перебороли страх толстых книг, разумно задавать им в течение
месяца прочитать какую-нибудь большую книгу, после чего раздать им
проверочные работы – например, кроссворды. В роли подкрепления тут
выступает отметка, и, конечно, удовлетворение собственным достижением.
Также среди других приемов своей методической копилки учитель выделяет
беседу-«приманку»: начинает рассказывать детям о каком-либо произведении и
обрывает рассказ на интересном месте. Расчет идет на то, что любопытство
пробуждает в детях желание дочитать это произведение самостоятельно. Для
домашнего задания она использует дифференциацию: либо предлагает детям
выбрать задание по силам, либо сама распределяет задания по уровню
сложности, зная, на что способен каждый из детей. [2]
Также довольно распространенным является упор на внеклассное чтение.
Возвращаясь к третьему классу, в котором мы проводили анкетирование, мы
также поинтересовались у их учителя русского языка и литературы, уделяет ли
она внимание развитию читательского интереса школьников и что для этого
делает. В первую очередь она вспомнила как раз про систему контроля
внеклассного чтения, которую она использует. Она рассказала, что требует от
учеников ведения читательского дневника. Он должен содержать пометки о
том, каково название книги, кто ее автор, какого она жанра, каков ее сюжет и
персонажи, а также снабжаться небольшой иллюстрацией к прочитанному
произведению.
20
Несмотря на то, что ведение дневника обязательно, отсутствие в нем
литературы для внеклассного чтения никак не карается. С другой стороны,
появление в нем новых интересных страниц своеобразно вознаграждается:
учитель регулярно проводит факультативы, посвященные читательскому
дневнику, где каждый может рассказать о понравившейся книге. Учитель
проявляет живой интерес к каждому выступлению. Это можно считать ярким
примером
использования
подкрепления
как
механизма
регулирования
поведения. Во-первых, выступивший вознаграждается вниманием и похвалой
учителя – это прямое положительное подкрепление. Во-вторых, выступив, он
будет удовлетворен собой – это положительное самоподкрепление. В-третьих,
окружающие, видя результат стараний выступившего, будут сподвигнуты
повторить его поведение – это уже косвенное подкрепление. Таким образом,
грамотно построенное использования такого приема ведет к положительным
результатам по отношению ко всему коллективу.
Еще один метод организации факультативного курса, направленного на
развитие читательского интереса, описывают Кучерова Н.С. и Николаева И.И.
Основными формами занятий факультатива являются диспут, интервью,
литературный праздник, читательская конференция, эссе и пр. Центральным
звеном в работе по развитию читательского интереса младших школьников
создатели курса ставят организацию литературных игр, в основе которых лежит
узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание
строк и строф по заданным словам, постановка и разгадывание каверзных
вопросов по прочитанным произведениям, отгадывание имен литературных
героев, фамилий авторов, названий книг и произведений по серии вопросов,
воспроизведение героев и книг по описанию, которые, как считают авторы,
формируют у учащихся положительную мотивацию и, соответственно, интерес
к чтению и книге. Результаты проведенных диагностических работ на
определении мотивации чтения учащихся показал, что в группе действительно
заметно повысился интерес к чтению.
21
2.2. Негативные факторы формирования учителем читательского
интереса младших школьников на уроках литературного чтения
Негативную сторону данного вопроса мало кто затрагивает. Все в
основном ограничиваются исследованиями того, что делать следует, что
благоприятно влияет на развитие читательского интереса ребенка, какие
приемы могут быть полезны для достижения этой цели, но не говорят о том,
чего следует избегать. Мы считаем, что учитель должен понимать, что при всех
его стараниях может помешать ему на пути к поставленной цели.
Например, М.А.Зобнина причиной отвращения к чтению в первую
очередь
называет
Маленькие
дети
низкий
уровень
сформированности
с большим трудом
навыка
чтения.
овладевают навыком чтения,
и
самостоятельное чтение для них – процесс, требующий напряжения сил и,
порой, не приносящий никакого удовольствия. Эти первые трудности могут
навсегда отвратить ребенка от чтения. [8] Мы считаем, что с этой проблемой
можно справиться, обратившись к опыту преподавания Л.Н.Толстого и
придуманному им методу механического чтения – т.е. чтению ради самого
процесса чтения, цель которого «в искусстве из известных знаков составлять
слова». [14] Регулярное обращение к такому методу может повысить технику
чтения ребенка, облегчить этот процесс.
Возвращаясь к опросу, проведенному среди людей разного возраста,
стоит вспомнить, что только 40% любили уроки литературного чтения в
начальной школе. Далее мнения разделились: 7,5% высказались, что им не
нравился учитель, 22% – что их не устраивала школьная программа, еще 10%
жаловались и на первое, и на второе, а остальные сказали, что им просто не
нравилось читать. В случае с последней группой можно предположить, что, как
и писала М.А. Зобнина, навык чтения у них был слабо сформирован, и,
следовательно, чтение давалось им слишком сложно, чтобы получить от него
удовольствие.
22
В остальных случаях, как видно, подводил учитель. Быть может, он сам
не овладел культурой чтения, или не смог найти нужные механизмы, которые
бы пробудили в детях мотивацию к чтению и открыли в них интерес к этому
процессу.
23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несмотря на то, что миру литературы пришлось совершить огромный
путь к созданию того, что мы сейчас называем «детской литературой», что
стало огромным шагом вперед в вопросе приобщения ребенка к чтению, и по
сей день не существует единственно верного способа воспитания читательского
интереса, а между тем это остается важной проблемой современной школы.
Решение вопроса также осложняет тот очевидный факт, что интерес – понятие
глубоко индивидуальное. Однако, зная теоретические аспекты вопроса и
различные
методики
и
приемы,
разработанные
с
целью
воспитания
читательского интереса, с помощью современных учебников можно успешно
найти подход к любому ребенку.
В данной работе мы не только проследили, как зарождалась и изменялась
детская литература с течением времени, но и рассмотрели требования к
учителю начальной школы, перед которым стоит задача так построить работу с
художественными текстами, чтобы выстроенные механизмы работали и вели к
достижению основных целей курса литературного чтения начальной школы, в
том числе воспитание интереса к чтению.
Данная работа, естественно, не может охватить весь объем возможных
теорий и методов воспитания читательского интереса у младших школьников,
но и этих исследований может быть достаточно для первичного ознакомления с
вариантами решения проблемы и послужить мотивацией произвести более
глубокие исследования в этой области.
К примеру, можно подробнее рассмотреть вскользь упомянутую роль
родителей или других членов семьи в воспитании читательского интереса
ребенка. Можно увеличить охват рассматриваемых методик, направленных на
решение
данной
проблемы, которые
можно
использовать
в
урочной
деятельности, или углубиться во внеклассную работу с детьми по данной теме,
и детально разобрать спектр методик, разработанных для этого. Также имеет
место вариант отхождения от теории воспитания к истории педагогики, в
рамках которой можно подробно изучить взгляду преподавателей разного
24
времени на вопрос обучения чтению, целей детского чтения и проблему их
достижения: недостатка в материале тут, вероятно, не будет.
25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Е.А. Формирование читательского интереса у младших
школьников. - http://открытыйурок.рф/статьи/659942/ (Дата обращения:
24.03.2018)
2. Абушаева, К.Х. Развитие читательского интереса младших школьников. https://kopilkaurokov.ru/vsemUchitelam/prochee/razvitiiechitatielskoghointieries
amladshikhshkolnikov (Дата обращения: 24.03.2018)
3. Беленькая, Л. И. Ребенок и книга / Л. И. Беленькая - Москва :
Всероссийский Центр художественного творчества учащихся и работников
начального профессионального образования, 2005. – С. 91-104
4. Воскобойников, В. М. Детская литература вчера и сегодня. А завтра? / В. М.
Воскобойников // Вопросы литературы. - 2012. - №5. - С. 76-88
5. Гаппоева, Л.А. Педагогические условия подготовки студентов университета
– будущих учителей к формированию читательской культуры младших
школьников: монография / Л. А. Гаппоева. - М.; Берлин: Директ-Медиа,
2014. - 160 с.
6. Детское чтение и детская литература [Раздел книги] // Энциклопедический
словарь Брокгауза и Ефрона. - СПб: , 1893. - Т.XI (21) Домиции —
Евреинова : 86 т. (82 т. и 4 доп.).
7. Землянская Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников. /
Е.Н. Землянская - М.:Издательство Юрайт, 2018. – 507 с.
8. Зобнина М.А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению?. http://www.school2100.ru/upload/iblock/1be/1be14baff174c1e504733123dd8818
00.pdf (Дата обращения: 09.04.2018)
9. Исаева, О.В. Исследование опыта использования педагогических средств
формирования читательского интереса младшего школьника на уроках
литературного чтения [Электронный ресурс] / О. В. Исаева, Л. П. Галкина //
Успехи современной науки и образования. – 2016. – Т.1. – № 12. – С. 96-98.
- https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1693940 (Дата обращения:
10.04.2018)
10. Привалова Е.П. «Детское чтение для сердца и разума» в оценке читателей и
критики [Раздел книги] / Е.П. Привалова // Роль и значение литературы
XVIII века в истории русской культуры. - М.-Л. : Наука, 1966. – С. 254-260. http://www.lib.pushkinskijdom.ru/Portals/3/PDF/XVIII/07_tom_XVIII/Privalova
/Privalova.pdf (Дата обращения: 14.03.2018)
11. Томилова, С. Д. Повышение мотивации к чтению на уроках литературы в
начальной школе [Электронный ресурс] / С. Д. Томилова, А. А. Семёнова //
26
Филологическое образование в период детства. – 2015. – Т. 22. – С. 153-156.
- https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=15648 (Дата обращения: 10.04.2018)
12. Чикишева, О.В. Анализ методов формирования интереса к чтению у
младших школьников в условиях учебной деятельности [Электронный
ресурс ] / О.В. Чикишева // Казанский Педагогический журнал – 2015. - №3.
– С. 134-139 - https://elibrary.ru/item.asp?id=23762505 (Дата обращения:
09.04.2018)
13. Чикишева, О.В. Учебная деятельность как фактор формирования интереса к
чтению младших школьников [Электронный ресурс] / О. В. Чикишева //
Сборники конференций ниц Социосфера. – 2012. – № 22. – С. 117-120. https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1028953 (Дата обращения: 09.04.2018)
14. Толстой, Л. Н. Педагогические сочинения / Сост. Н. В. Вейкшан (Кудрявая)
// М. : Педагогика, 1989. — С.152-167
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв